Экзистенциальный кризис — психология

Как справиться с экзистенциальным кризисом

Экзистенциальный кризис - психология

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности.  Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис”  в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области.

— “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов.

Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся  – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни.

Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что  экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.

“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.

“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. — “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”

Для этих клиентов страх смерти может переживаться как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.

Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями.

Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат.

Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.

Изнурительная свобода и выбор

Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.

“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io9. — “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”

Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор.

Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест.

Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя  исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.

“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. — “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот  ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”

Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть

Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.

“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг. — “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”

Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.

“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы иограничений,” — объяснила она io9. — “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”

Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.

“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая  ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. — “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”

Поиск смысла

Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для  отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:

  • Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
  • Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
  • Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
  • Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.

Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать  недвусмысленный глубоко личный кризис.

Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.

В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов.

Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла.

Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.

В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими  показателями негативно.

Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и  самооценки, чем  личности в экзистенциальном конфликте.

Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его  связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:

  • Конфликт: 28.55%
  • Кризис: 24.95%
  • Осмысленность: 23.15%
  • Безразличие: 20.34%

Таким образом, нахождение  в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.

Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни.

И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности,  находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.

Это поднимает серьезные вопросы о том,  плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно: люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.

Как справиться с экзистенциальным кризисом

Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?

Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.

“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.

Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.

“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”

В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же  время  принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.

“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. — “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”

Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.

Читайте также:  Альтруизм и помощь нуждающимся - психология

“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с  экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.

“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. — “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/75071-kak-spravitsya-s-ekzistentsialnym-krizisom

Экзистенциальный кризис — Психологос

Экзистенциальный кризис - Психологос

Экзистенциальный кризис — это состояние тревоги или чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Описание

Возможные причины экзистенциального кризиса:

Чувство изолированности и одиночества,

Осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни; или

Осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни.

Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией. Его так же часто связывают с кризисом среднего возраста.

В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ.

Определённая доля недоверия подобным взглядом обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса.

В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание того, что не знаешь, зачем тебе нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс.

Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис.

Типичное разрешение кризиса происходит через обретение веры в сверхъестественное объяснение, даваемое религией; другие придерживаются мнения, что каждый сам определяет смысл собственного существования на этой планете.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей.

Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста, или длительное заключение в одиночной камере.

Преодоление кризиса

Существуют разнообразные способы преодолеть экзистенциальный кризис.

Кто-то может решить, например, что бессмысленно задумываться об этом, так как мы так никогда не узнаем неких экзистенциальных истин и не получим никаких гарантий.

Или что не важно знать, что и как происходит; всё, что имеет значение — это настоящее. А кто-то может решить, что суть жизни — это быть счастливым, и будет стараться накопить побольше знаний, чтобы добиться этого.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ekzistencialnyy-krizis

Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Человек — очень сложное существо и его часто мучают страхи, сомнения и противоречия, одним из проявлений которых является экзистенциальный кризис.

Как правило, он возникает после сильнейшего эмоционального потрясения, сопровождающегося утратой привычных смыслов и целей. Это состояние может стать крайне мучительным и мешать жить обычной нормальной жизнью.

Давайте подробнее узнаем об этой проблеме и способах ее решения.

С чем мы имеем дело

Экзистенциальный кризис — это состояние человека, при котором он постоянно ощущает тревогу и глубокий психологический дискомфорт в определении смысла своего существования. Человеку кажется, что жизнь проходит мимо него, а он не знает, чем ее заполнить, и это выбивает почву из-под ног.

Важно! Наибольшее распространение данная проблема получила в обществах и культах, где удовлетворены основные базовые потребности личности — в пище, воде, жилье и безопасности.

Экзистенциальные проблемы

Неэкзистенциальное мировоззрение говорит о предопределении судьбы каждой личности некими сверхъестественными силами, а недоверие к этому рождает экзистенциальный кризис, т.е. человек осознает неопределенность своего существования и неизбежность приближающегося финала.

И в результате возникает своеобразный экзистенциальный парадокс — это когда, с одной стороны, человек верит в важность жизни отдельной личности, а с другой — не видит глубокого смысла и предназначения в человеческом существовании в целом, что делает дальнейшее существование крайне сложным и запутанным. В этот период он начинает задаваться вопросами жизни после смерти, существования Бога и предопределения судьбы, появления этого мира и его смысла.

Причины появления

Чаще всего экзистенциальный кризис появляется в жизни человека в какой-то переломный момент, после значительного события или серьезных перемен.

Это то событие, которое разрушает привычное течение жизни, заставляя задуматься о неизбежном финале любого существования.

Такими событиями могут быть смерть близкого человека, собственная серьезная болезнь, достижение определенного возраста, длительное тюремное заключение, расставание с супругом или уход из дома выросших детей.

Как проявляется:

Экзистенциальное состояние — это чувство бессмысленности существования, одиночества, изолированности, дезориентации, страха, тревоги, вины, апатии, а также утрата мотивации и снижение взаимодействия с обществом. Человек в этом состоянии часто ощущает жизненную пустоту, отказывается от реализации давних планов и может себя вести несвойственным образом.

Страх

Страх, и даже скорее экзистенциальный ужас, является одним из самых ярких проявлений данного кризиса. На человека внезапно как будто обрушивается целый мир со всеми его сложностями и неопределенностями.

Личность ощущает себя потерянной, находящейся на перепутье и не знающей, куда двигаться дальше. Все это приводит к сильному чувству страха. А страх смерти и неизвестности заставляет по-другому взглянуть на всю свою жизнь.

Вина

Также кризис характеризуется проявлением экзистенциальной тревоги и чувства вины. Человеку кажется, что он не реализовал в полной мере свой потенциал и способности, «живет не своей жизнью», и испытывает вину за это перед самим собой.

Кроме того, при пересмотре своего места в обществе появляется чувство вины перед родными и близкими за невозможность оправдать их ожидания.

Чувство вины нарастает по мере попыток человека выполнять все необходимые социальные предписания, теряя при этом «себя подлинного».

Экзистенциальная вина заставляет его блокировать все дальнейшие решения, поскольку он считает, что и так многим пожертвовал в своей жизни.

Важно! Во время экзистенциального кризиса важно не зацикливаться на своих переживаниях, найти внимательного и сочувствующего слушателя, и проговорить все свои страхи и опасения.

Одиночество

Во время кризиса человек испытывает сильное экзистенциальное одиночество. Ему кажется, что он отделен от остального мира, что лишь он один лишен целей и смыслов, и никто не может понять его переживаний.

В этот сложный период особенно важно общение с чувствительным и заинтересованным человеком.

Имея возможность выговориться и получая при этом поддержку и понимание, человек становится на путь разрешения внутреннего конфликта.

Возможные последствия

В жизни человека неразрешенный кризис является разрушительным элементом, который значительно снижает его жизненные силы, негативно влияет на способности, отношения с другими людьми и даже на состояние здоровья. К сожалению, многие люди пытаются найти выход в алкоголе и азартных играх.

Не преодолев до конца имеющиеся экзистенциальные проблемы, человек может застрять в одном из двух состояний:

  • приспособиться к окружающей действительности, загнав поглубже все свои страхи, вопросы и сомнения;
  • воспринимать окружающий мир как враждебный, неправильный и не имеющий особой ценности.

Оба эти состояния являются разрушительными для личности, не позволяя ей развиваться дальше, строить дальнейшие планы и реально воспринимать действительность.

Способы выхода из кризиса:

Для того чтобы выйти из экзистенциального кризиса, существует несколько способов. Для начала нужно признать наличие проблемы, не замалчивать ее, не оставлять решение на потом, а проговаривать и лучше всего — со специалистом.

Способ последнего мессии

Одним из популярных способов выхода из экзистенциального кризиса является способ, описанный в 1933 году норвежским философом Петером Весселем Цапффе в эссе «Последний Мессия».

Он предложил следующие основные шаги:<\p>

  • изоляция — необходимо попытаться «не думать», максимально отстраниться от любых тревожащих мыслей;
  • фиксация — определение новых «якорей», основных ценностей и идеалов, за которые можно зацепиться;
  • отвлечение — путем эмоционального увлечения следует сконцентрироваться лишь на важных задачах, не давая мозгу заниматься самокопанием;
  • сублимация — перенаправление энергии с негативных мыслей на позитивное и общественно-полезное созидание.

Другие способы

Кроме того, существует еще несколько способов выхода из экзистенциального кризиса:

  • классический психоанализ — во время сеанса с психоаналитиком можно получить квалифицированную помощь в решении возникшего кризиса, увидеть проблему с другой стороны, найти новые смыслы и цели;
  • бихевиористская терапия — смысл терапии состоит в отучении от нежелательных мыслей и привычек и обучении хорошим и позитивным;
  • духовные и религиозные практики — обращение к Богу, изучение священных писаний, взгляд на мир с более высокой точки поможет принести в жизнь веру, спокойствие и гармонию;
  • гештальт-терапия — активная работа между аналитиком и пациентом помогает последнему обновить самосознание и развиться как личность;
  • творчество — довольно часто погружение в созидание чего-то нового может помочь привести в порядок мысли и привнести в жизнь новые яркие краски.

Вся жизнь человека является чередой различных задач и попыток их решения. Только преодолев возникшие внутренние противоречия, а не загоняя их глубоко внутрь, вы сможете успешно и продуктивно двигаться дальше. Опыт разрешенного экзистенциального кризиса позволит вам стать мудрее, терпимее и, в конечном счете, счастливее.

Источник: https://lifegid.com/bok/1902-kak-vyyti-iz-ekzistencialnogo-krizisa.html

Как преодолеть экзистенциальный кризис?

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь.

Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы.

Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области.

“Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов.

Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни.

Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.

“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”Для этих клиентов страх смерти может переживаться, как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.

Читайте также:  Рмэс (русская модель эффективного соблазнения) - психология

Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями.

Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат.

Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.

Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.

“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io9.

“То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами.

Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор.

Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест.

Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.

“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”

Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.
(Рисунок: «На пороге вечности (Old Man in Sorrow On the Threshold of Eternity)», Винсент Ван Гог (1890))“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг.

“Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.

”Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” — объяснила она io9.

“Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.

“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”

Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука (здесь и здесь) показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья.

Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:

  • Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
  • Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
  • Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
  • Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.

Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит.

Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.

Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.

В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов.

Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.

В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно.

Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.

Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:

  • Конфликт: 28.55%
  • Кризис: 24.95%
  • Осмысленность: 23.15%
  • Безразличие: 20.34%

Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”

Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно; люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.

Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?
Жизнь полна ими, и всегда трудно не задаваться вопросом, что же на тропе, которую не выбрал? (фото: Николас Маттон (Nicholas Mutton/CC 2.

o))Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.

“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.

Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше.

Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.

“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”

В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.

“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”

Дополнительный материал: Леви Гаде (Levi Gadye).

Оригинал статьи: io9.com

Источник: http://realFAQ.ru/discussion/12448/kak-preodolet-ekzistencialnyy-krizis

Как преодолеть экзистенциальный кризис человеку

Как преодолеть экзистенциальный кризис человеку

Неврозы, внутренние конфликты, проблемы семейных взаимоотношений, надуманная угроза жизни могут вызвать экзистенциальный кризис.

Этот психологический термин пришел из американской практики, когда человек в поиске истины сталкивается с сильнейшим внутренним страхом, резкой боязнью внешних факторов.

Экзистенциальный ужас отдельно изучается наукой, причем специалисты со всего мира заметно преуспели в заданном направлении.

По сути, это особенность внутреннего мира, которую не стоит считать болезнью или обширной патологией организма. Индивид не просто познает себя, он пытается найти в социуме собственное место, определить функции и значимость человеческого бытия.

В сознании происходит радикальное переосмысленные моральных, материальных ценностей, предшествует таким грандиозным переменам сильный провоцирующий фактор. Это может быть один из возрастных кризисов либо следствие разочарования в людях, жизни, повседневности.

Возникает ощущение опустошенности, с ним предстоит бороться.

Экзистенциальные проблемы могут возникнуть в любом возрасте, просто для каждого периода появляются новые темы для переосмысления, самопознания, саморазвития.

В таком состоянии пациенту требуется оказать психологическую помощь, но для начала определить причину внутреннего конфликта, сомнений.

Неожиданную переоценку ценностей могут спровоцировать такие причины социального и психологического характера:

  • нервные потрясения;
  • индивидуальные переживания;
  • социальная изоляция;
  • потеря, смерть близкого человека;
  • осознание отсутствия личностного развития;
  • нагнетание личностных кризисов;
  • усугубление фобий.
Читайте также:  Карл роджерс - психология

Экзистенциальная тревога воспринимается учеными двойственно. С одной стороны, ее последствия могут оказаться самыми неблагоприятными для становления личности, например, человек впадает в глубокую депрессию и ощущает полное одиночество, собственную никчемность. Им движет внутренний страх, эмоции, которые только подводят к «краю пропасти». Другие негативные последствия могут быть следующими:

  • развитие неврозов;
  • психические отклонения;
  • мысли о суициде, самоубийство;
  • осознание внутреннего дисбаланса;
  • глубокая депрессия;
  • склонность к одиночеству, отшельничество;
  • крайние состояния отчаяния.

В современной экзистенциальной психотерапии имеются и положительные последствия такого кризиса, которые помогают некогда отчаявшемуся человеку раскрыть глаза на происходящее и начать новую жизнь.

Взгляды на быт и окружение радикально меняются, а внешнее безразличие приводит к стойкому внутреннему противостоянию. Возникает ощущение целостности и самодостаточности, и индивид выходит на новый уровень системы ценностей – материальных и моральных.

Вот какие последствия кризиса экзистенциального ценны для человека:

  • постановка новых целей;
  • верная расстановка жизненных приоритетов;
  • раскрытие новых потенциалов личности, уникальных возможностей собственного сознания;
  • появление плодов духовных ценностей;
  • переживание духовного перерождения;
  • переоценка жизненного подхода;
  • решение социальных проблем.

Чаще такое двойственное состояние возникает у взрослых, однако может быть свойственно и подрастающему поколению в период гормонального всплеска и полового созревания.

Юношескому кризису предшествует разочарование или сильное эмоциональное потрясение, которое может радикально изменить привычные взгляды на жизнь подростка.

При глубоком психологическом кризисе человек готов на любой отчаянный шаг, а подросток – вдвойне, благодаря юношескому максимализму. Спрогнозировать его действия, поступки сложно, поэтому важно наблюдать за очевидными переменами его поведения.

Чувство одиночества

Взрослые люди в диссонансом состоянии стремятся к полному одиночеству, часто ведут себя задумчиво, плохо спят ночью, со временем страдают от хронической бессонницы.

Кроме того, они постоянно «летают в облаках», угрюмые и молчаливые, игнорируют все происходящее вокруг, занимаются поиском решения, которое могут так и не найти.

Одиночество – не лучший советник в столь непростой эмоциональной ситуации, поэтому выходу из депрессии способствует общение с людьми – вербальное и невербальное.

Страх

Давняя или недавно приобретенная фобия часто становится предпосылкой к развитию экзистенциального кризиса, вводит человека в состояние эмоциональной нестабильности, шока.

Диагностировать собственные ощущения может сам человек, который впал в депрессию, озадачен мыслями о существовании и своем месте в современном обществе.

Важно определить, с чем кризис связан, иначе проблема психологического характера только прогрессирует, может вызвать внутренние заболевания. Это может быть страх смерти, будущего, замкнутого пространства и даже собственных мыслей.

Чувство вины

В отдельных жизненных ситуациях человек может испытывать глубокое чувство вины, которое становится причиной кризиса экзистенциального. Это положительный момент, который отчасти способствует становлению личности, способствует переосмыслению жизненных ценностей. Имеется три основных причины возникновения вины, которая стоит у истоков кризиса экзистенциального. Это:

  • нарушение связей с родственниками, близкими людьми;
  • неполная самореализация;
  • полная потеря контакта с Абсолютом.

Экзистенциальный кризис в жизни человека

Философия экзистенциализма подробно изучается учеными и психологами, и достижения в заданном направлении колоссальные. Так, в ходе духовных поисков, прежде чем выйти на новый этап, вас может «поглотить тьма».

Это тревожные мысли о собственной никчемности, поиск себя и позитивных настроений на дальнейшую жизнь, желание свести счеты с жизнью.

Для каждого возраста имеется своя причина такого рецидива, а симптоматика не отличается своей идентичностью.

Кризис юношеского возраста

Проявлению состояния кризиса способствует экзистенциальный парадокс во взаимоотношениях. Это то состояние для молодой женщины и мужчины, когда, добившись идеальных отношений с партнером, теряется к нему интерес и стремление к романтике.

Это как покоренная вершина горы, при преодолении которой наблюдается потеря смысла, переоценка жизненных ценностей. Для подростков это хорошо знакомое состояние, поскольку действиями, эмоциями и поступками движет юношеский максимализм.

В юношеском возрасте человек боится:

  • совершать ошибки;
  • принять неверное решение;
  • быть высмеянным;
  • остаться изгоем;
  • не реализовать свои планы;
  • испортить себе жизнь и судьбу;
  • не стать предметом гордости для родных и близких людей.

Кризис среднего возраста

После 40 лет многие люди сталкиваются с экзистенциальным вакуумом – внутренним опустошением. Настойчиво преследуют мысли нереализованных планов и гнетущее чувство отсутствия свободы, права выбора.

Не исключена боль утраты уже в сознательном возрасте. Разрешение кризиса в таком периоде еще реально, но человеку сложно преодолеть свои внутренние страхи, выработанные годами стереотипы, изменить ход мышления, почувствовать духовную свободу.

В среднем возрасте человек боится:

  • заболеть и умереть, не дождавшись старости;
  • прожить бессмысленно свой век;
  • не найти в этой жизни своего места;
  • потерять родных, близких людей;
  • расстаться с любимым человеком;
  • остаться непонятым сред значимых людей;
  • вызывать жалость, сочувствие собственных детей.

Кризис старости

Такое состояние сопровождается когнитивным расстройством, ощущением фрустрации, дополняется внутренними заболеваниями организма.

Человек ощущает приближение старости и конца, поэтому кризис экзистенциальный проявляется особенно остро. Мысли о скорой смерти становятся навязчивыми, могут доводить до депрессии и истерии.

Расстраивают малейшие перемены, собственная некомпетентность в отдельных вопросах. В пенсионном возрасте индивид боится:

  • смерти;
  • неизлечимой болезни;
  • потери близких людей;
  • глубокого одиночества;
  • потери памяти.

Такое временное мировосприятие человека не стоит считать серьезным заболеванием (больше опасны его негативные последствия), тем более, приписывать ему постоянный характер.

Кризис экзистенциальный успешно лечится в два этапа – осознание и выбор нового жизненного пути. В первом случае важно разобрать проблему, найти ее основные причины и осознать присутствие.

Во втором – по-новому расставить жизненные приоритеты, воспользоваться помощью, участием родственников, компетентных специалистов.

Видео

Источник: http://sovets.net/13391-ekzistentsialnyiy-krizis.html

Экзистенциальный кризис и пути его преодоления

Экзистенциальный кризис и пути его преодоления

Стремительный водоворот повседневной жизни «закручивает» людей в заботы о насущном хлебе, карьерном росте, заботе о семье.

Однако на определенном жизненном этапе каждый приходит к осознанию бренности бытия, когда все, к чему человек так стремился многие годы, кажется пустым и ненужным делом.

Наступает экзистенциальный кризис, который характеризуется переоценкой ценностей, осознанием неизбежной смерти и поиском новых идеалов и смысла жизни.

Немного теории

Термин берет свое начало из философии. Основоположниками теории экзистенциального кризиса стали Карл Ясперс, Ролло Мэй и Жан-Поль Сартр.

Они утверждали, что существование человека в этом мире объясняется только иррационально. То есть единение с тонким миром ощущается при условии смертельной опасности.

Именно угроза для жизни помогает осознать всю ценность земного существования и перейти на новый, значимый уровень развития.

Экзистенциализм позволил зародиться новой психологической школе, которая основывается на гуманистическом подходе. Она и обосновала такой термин как экзистенциальный кризис.

Итак, экзистенциальный кризис – это период в жизни человека, когда он испытывает чувство сильного душевного дискомфорта, сопровождающееся тревогой и сомнениями в вопросе о смысле бытия.

Чаще всего к осмыслению жизни приходят люди, которые добились материального благополучия или определенного социального статуса. Происходит разочарование в тех идеалах, которые ранее были непререкаемыми. Возможно появление неврозов и некоторых психологических расстройств, так как потеря смысла жизни неизбежно приводит к изменениям ориентиров и стремлений.

Причины появления

К проявлению кризиса более склонны люди творческих профессий, которые имеют больше свободного времени и привыкли к самоанализу. Те, кто занят физическим трудом, менее подвержены размышлениям и «копанием» в себе. Тем не менее кризис не обходит и их стороной. Причину его появления чаще всего связывают с определенными жизненными ситуациями, которые требуют более детального рассмотрения.

  • Уход из жизни близкого человека или члена семьи;
  • Страх собственной смерти, связанный с опасностью для жизни;
  • Длительное нахождение в одиночестве;
  • Отсутствие возможности общения с родными людьми или любимым человеком;
  • Разочарование в религии;
  • Использование психотропных препаратов;
  • Чувство одиночества и отторжения обществом;
  • Взросление детей и их самостоятельная жизнь, в которой уже нет столько места для заботы родителей.

Осознание парадокса бытия, которое заключается в вере важности собственного нахождения на земле и четкое понимание того, что в этом существовании нет смысла и цели, — главное отличие экзистенциального кризиса от других переломных моментов жизни человека. При этом отличительной чертой этого этапа является внезапность осознания.

Выйти из кризиса поможет ответ на вопрос о смысле жизни. Люди находят выход из сложившейся ситуации, следуя по трем путям:

  • Глубокая вера и принятие религиозных учений о бессмертности души.
  • Мистическое предназначение человеческой души, которое основывается на оккультных науках и также предусматривает отсутствие безвозвратной утраты жизни. Как правило, такие учения основываются на переселении душ.
  • Определение цели самим человеком, его стремление оставить материальный след после своего ухода.

Рассмотрим ощущения психологического дисбаланса, которые испытывает человек в период данного кризиса.

Добровольный уход из жизни

Мысли о бесполезности собственного существования преследуют человека. Особенно остро их переживают люди, которые были уверенны в собственной значимости и полезности обществу. Как правило, они занимают руководящие посты или связаны с распределением должностных обязанностей.

Не видя путей разрешения внутреннего конфликта, человек приходит в состояние отчаяния, которое характеризуется полной утратой интереса к тому, что будет завтра. Желание закончить бессмысленное земное существование преследует человека, и появляются мысли о суициде.

В этот момент важна поддержка близких людей, которые не позволят оставаться в одиночестве и помогут осознать значимость личности.

Опасность одиночества

Сразу следует оговориться, что существует два вида одиночества:

  • Обычное;
  • Экзистенциальное.

Первый тип еще называют повседневным одиночеством. Ему подвержены многие люди. Такое одиночество характеризуется изолированностью от общества, его неприятием. Страх быть отвергнутым мешает наслаждаться общением и впустить кого-либо в свою жизнь.

Что касается второго вида одиночества, то оно гораздо глубже и основывается не только на отсутствии и поддержке других людей. Отличительная его черта состоит в полном разрушении собственных идеалов, крахе внутреннего равновесия.

Последствием длительного пребывания человека в таком состоянии является полное отсутствие желания находить цель и смысл в обыденных занятиях. Апатия и скука при этом не являются патологическими процессами.

Это значит, что у человека нет желания развиваться и к чему-то стремиться, но стремление уйти из жизни у него отсутствует.

Страх перед жизненными проявлениями

Экзистенциальный кризис проявляется не только в одиночестве и отверженности. Главными его признаками являются тревога и страх.

Страхи не носят какого-то конкретного значения: они тесно связаны с мироощущением человека. Ощущения тревоги и страха проявляются у всех, кто переживает этот период. Однако проявляются они по-разному. К примеру, сильное подсознание и воля способны свести к минимуму эти проявления.

Психологи разделяют страхи этого типа на 4 группы:

  • Страх смерти и быстротечности времени. Человек боится потерять молодость и привлекательность. Его ужасает мысль, что он может стать немощным, не способным к самообслуживанию. Ужас перед грядущей смертью и неизвестностью после нее.
  • Страх пространства – темноты, воды, любого открытого участка. Беспомощность перед резкими переменами жизни выливается в желание следовать четкому укладу жизни по расписанию.
  • Страх перед жизнью. Непонимание таинственности жизненных процессов и ощущение их полной бессмысленности преследуют человека.
  • Страх перед возможностями собственной психики. Боязнь потерять контроль над разумом и чувствами, неумение контролировать собственные желания поступки.

Страх порождает чувство вины за то, что человек не смог реализовать возложенные на него обществом, семьей или самим собой надежды. Однако появление чувства вины свидетельствует о начале преодоления кризисного этапа.

Пути преодоления

Экзистенциальный кризис можно преодолеть только тогда, когда человек осознает его наличие и захочет выйти из-под его влияния.

Итак, выход из сложившейся сложной ситуации состоит из 2-х этапов:

  • Признать. Как только человек осознает, что его психологическое состояние нуждается в изменениях, можно считать, что он уже справился с проблемой наполовину.
  • Найти новый смысл жизни, поставить осмысленные цели.

При преодолении кризисного периода жизни важно помнить, что любой переломный этап – это начало нового пути, который поможет вам стать лучше, увереннее и сильнее.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/ekzistentsialnyj-krizis.html

Ссылка на основную публикацию