Честность — психология

Честность — благо или зло?

Честность - психология

Например, честность — моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности.

Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.

После прочтения не остается ни малейшего сомнения, что без данного качества кого-то и человеком назвать нельзя! Звучит очень гордо! Как много красивых, полных драматизма слов в одном определении. Но, учитывая, что идеи марксизма-ленинизма остались далеко в прошлом, попробуем разобраться в этом понятии сами, оставив жонглирование высоконравственными терминами.

Итак, честность или, другими словами, правда! Всегда ли и кому она вообще нужна?

Предположим, что это моральное качество, отражающее субъективную убежденность в правоте проводимого дела.

Но — встречались ли вам в жизни люди, обладающие абсолютно одинаковыми моральными установками? Специалистами давно доказано, что даже дети, воспитанные в одной семье, при равных условиях существования и преподавания жизненных уроков, даже близнецы с идентичным набором хромосом вырастают с существенно различным пониманием нравственных ценностей.

Как же тогда способны создать собственную убежденность и придерживаться ее, полагая, что она правильная для всех, люди из разных слоев населения, воспитанные в разных широтах, в семьях с разным финансовым достатком, численностью семьи и жизненными стереотипами? Что считается само собой разумеющимся для одного, вряд ли станет достойной характеристикой качеств другого. Разве возможно, чтобы у всех людей были схожие понятия добра и зла? Что честно для одного, нечестно для другого…

Каковы границы, и надо ли быть честным?! Так, сообщить жене о любовнице… Это стремление огласить правду или эгоистичное желание причинить боль и посмотреть на реакцию? Сообщить причину опоздания на работу по случаю диареи — это правда или глупость? А если риелтор сообщит покупателю, что в квартире течет крыша и шумные соседи, — это правда или добровольный отказ от гонорара за работу?

Где та тонкая грань, отделяющая многие характерные поступки от странного слова «честность»? В чем она проявляется? С детства нас учат, а мы в свою очередь учим детей… быть честным и говорить правду. Но не являются ли зачастую «честность», «правда» синонимами слова «боль»?

Многие предпочли бы не знать никакой правды, без нее намного спокойнее жить! Тех, кто говорит правду, не любят ни в одном коллективе и стараются избегать. Возможно, люди и сами все о себе знают, но никто не хочет признаваться в жестокой реальности, человечество предпочитает жить в розовых очках, так проще и комфортнее.

Учитывая изложенное, может пора исключить термин «честность» из жизненных добродетелей или хотя бы заменить определение этой характеристики на «соблюдение правил поведения с учетом ситуации и обстоятельств согласно нравственным устоям, привитым обществом»?!

То есть «честность» — это понимание правил игры в каждой конкретной ситуации. Например, что бы с вами ни произошло за пределами офиса, в стенах его человек обязан придерживаться делового этикета, вести себя соответственно корпоративным нормам.

Уважение чувств другого человека позволит быть честным по отношению к нему в умении не рубить правду-матку, а промолчать или смягчить ответ на его вопрос. Такое поведение принесет намного больше положительных эмоций в обществе и тем, чье второе имя — «честность»!

А осознание собственного великодушия и благородства убережет от эффекта бумеранга, когда кто-то, тоже особенно нравственный, захочет открыть вам глаза на вашу собственную жизнь.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/59789/

Честность — Психологос

Честность - Психологос​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Честность – открытость и избегание обмана в отношениях с другими людьми и собой.

По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение: считается, что человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам. Антоним понятия — лживость.

Честность не всегда удобна, но честные люди уважают честных людей.

Честность бывает внешней — честность перед другими людьми (иногда, хотя и не вполне точно ее называют искренностью), честность бывает внутренней — честность перед самим собой.

Самый главный источник честности — это честность перед самим собой: умение себе признаться в своих ошибках, умение себя не обманывать и не оправдывать, привычка оценивать свои поступки и действия той же меркой, что и поступки других людей.

Легко ли быть честным человеком? Нет: даже честное признание своей неправоты для многих равнозначно подвигу.

Всегда ли честны те, кто выбирает быть честным? Также увы, нет. В практических делах большинство людей допускают мелкий обман, считая абсолютную честность наивностью или даже глупостью. Как к этому относиться? Среди честных быть честным — достойно, среди нечестных людей быть только честным — действительно не очень разумно.

Кроме того, негласный моральный кодекс ограничивает честность в тех случаях, когда информация может травмировать собеседника либо причинить вред его здоровью. В отличие от США, где больной имеет право на полноту информации о своем состоянии, большинство российских врачей считают этически правильным скрывать от пациентов тяжелые диагнозы.

Аналогично, многие люди скрывают от близких своих неприятности, чтобы избавить их от лишнего беспокойства. Иногда хочется пожелать большей тактичности любителям искренности, которые считают нормальным бездумно выражать своё негативное отношения к собеседнику, даже если в этом не было ни настоящей нужды, ни запроса от самого человека.

Не надо размахивать честностью направо и налево, как палицей: воспитанные люди следят в первую очередь за честностью перед собой, а в отношении окружающих помнят о тактичности.

Вовсе не обязательно, что честный человек был борцом за правду, тем более что у разных людей — своя правда.

Честность можно и нужно преподносить в адекватной форме и в той мере, в которой люди ее смогут «переварить». Бить честностью того, кто к честному разговору не готов — тоже не вполне честно.

Полная честность возможна только между людьми высокой психологической культуры и большой внутренней силы.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/chestnost

Честность

Честность

Честность – это способность личности выражать свою истинную позицию (мысли), говорить истину при любых обстоятельствах. Человек, обладающий честностью, умеет признавать свою вину, способный избегать лжи, недомолвки в суждениях в момент общения с другими.

Честность признак совестливости личности, которая способна контролировать действия и слова, быть искренней, не переступать за грань. Личность, обладающая качеством честность, избегает обмана в любой обстановке, не располагая корыстными мотивами дезинформировать собеседника.

В противоположность человеку правдивому честный индивид способен говорить неправду, но считается, что при этом он сохраняет свое свойство быть честным, так как верит в неправду сам.

Что такое честность

Честное признание своей вины или неправоты зачастую является сложным даже для самого правдолюбивого человека, это равнозначно совершению подвига индивидом. Быть честным нелегко и не всегда удобно. Это моральное качество характера, основа человеческой добродетели, отражающее важнейшее требование нравственности.

Как свойство индивида честность содержит в себе некоторые иные качества: верность установленным обязательствам, убежденность в действиях, в их правоте, принципиальность, искренность в отношении мотивов, которыми индивид руководствуется.

Честность перед людьми считается направленной из глубины человеческой психики – внешний вид честности (нередко используется как синоним слова искренность). Честность перед самим собой обозначается как внутренний вид честности. Откровенность с собой кажется более простым видом честности.

В действительности это свойство индивида очень коварное. Человеку свойственно создавать вокруг себя иллюзии и искренне верить в них, запутывая себя самого в сеть, сотканную изо лжи и несправедливости.

Так субъект, придумавший иллюзию верного друга, нашел его в своем знакомом, который попросту удачно воспользовался искренностью субъекта. Человек старается для своего друга сделать все, доверяет ему, помогает, искренне поддерживает, а потом разочаровывается за секунду.

Все это время человек был честен с собой, верил и поступал по справедливости, но выходит совершенно иное – он искренне обманывал свою личность.

Индивид, владеющий качеством честности, первым делом характеризуется выполнением своих обещаний, способностью помочь, поддержать в любой жизненный момент. Зная о такой характеристике личности всегда можно поделиться и довериться ей.

Ведь честный индивид говорит по делу, искренне, не желая обидеть собеседника. Но такая откровенность с окружающим миром под силу не каждому индивиду в суровой будничной жизни.

Нынешнее общество ориентировано на индивидов способных схитрить, подстроиться под кого-то при помощи комплиментов и увиливаний от ответа.

Честность и справедливость в некоторой степени выступают качеством высокоморальных личностей, которые стремятся создать гармонию и совершенство в мире. Особой задачей честных людей есть еще искоренение лжи – не дать другим людям пользоваться благом созданным не правдой, любой ценой добиться справедливости.

Стать на тропу честности каждый решает самостоятельно, и приходит к этому совершенно различными путями. Верующие люди, опираясь на писания в Библии, живут по Божьим законам и этим подталкивают себя быть честными, справедливыми к каждому. Для неверующего, но живущего по принципам морали человека, честность выступает как способ существования, иначе жить он не может.

Для таких личностей понятие честности не означает открыть все свои тайны, где и сколько у индивида есть денег, где они спрятаны, и как можно их отыскать. Честный индивид обладает свойством различения грани: где можно сказать истину, а когда лучше промолчать. Его совесть не позволяет откинуть доброту и забыть о переживаниях других.

Она позволяет делать упор сначала на доброту, потом уже быть честным.

Понятие честности подразумевает, что индивид способен видеть других людей «насквозь», он не ищет в людях бесчестность и с чистой душой верит только в их благосклонность.

На первый взгляд складывается мнение, что честного человека запросто можно обмануть.

Если индивид пользуется своей честностью благоразумно, обмануть его не слишком просто, его способность сканировать других позволяет держаться от людей злых помыслом подальше.

Проблема честности

Честность и порядочность – это устойчивая склонность личности к выполнению важных моральных норм, неподкупность индивида.

Честные люди осознают различия между правильными действиями и неправильными, между выдумкой и ложью.

Люди, преуспевшие в экономическом плане развития своей жизнедеятельности, очень высоко оценивают честность и порядочность, придают им значимости как факторам успеха в развитии личности.

Честность и порядочность являются основой доверия. Одно из основных ее проявлений выражается в уважительном отношении к индивидам отсутствующим в момент разговора.

Человек способный обсуждать и отзываться плохо касательно качеств людей за их спиной не заслуживает доверия присутствующих. Двуличный индивид не способный следовать канонам порядочности и честности, никогда не добьется высокого доверия.

Даже если будет максимально стараться подстраиваться, исполнять обещанное, быть внимательным к каждой мелочи и стремиться к взаимопониманию. Порядочность подразумевает следование одинаковым принципам морали, безусловно, в каждой ситуации с каждым индивидом.

Возможно, такое поведение сначала вызовет недопонимание и конфликт. Но после, когда человек сумеет доказать искренность своих намерений, такое поведение перерастет в абсолютное доверие к нему.

Понятие честность более узкое по сравнению с порядочностью. Зачастую говорят, что порядочность охватывает качество характера индивида честность, но не сводится к ней. Честность – это истинность в сказанных словах и совершенных поступках, когда слова соответствуют действиям. Порядочный человек способен подстроить свои дела соответствовать словам.

Честность и справедливость индивида зависят даже от малейшего выбора совершаемого ежедневно. Поэтому лишь кропотливая работа, нацеленная на саморазвитие способна приблизить человека к этим особенно ценным качествам индивида. Привнося любовь в окружающую среду, создавая гармонию, человек способен максимально быстро заслужить доверие окружающих людей.

Воспитание честности

Честность как черта характера, является не врожденным, а приобретённым в процессе воспитания индивида. Данное свойство необходимо формировать с ранних лет развития личности. Все окружение ребенка должно быть нацелено на воспитание в нем честного индивида с установками на справедливую жизнедеятельность.

Именно в детстве стоит показать маленькому человеку, как быть максимально искренним, открыто высказывать мнение, признаваться в совершении поступков, не бояться наказания и не стесняться быть именно таким. Человека нужно приучать отвечать за совершённые деяния, и не бояться испытывать чувство вины, неловкости.

Ребенок с пеленок не способен проявлять скрытность и хитрость, обманывать. Все его действия это полученный им опыт, благодаря взрослым окружающим его. Соответственно правдивость и честность должна формироваться на примере поступков людей в среде его жизнедеятельности.

Стремительный малыш готовый впитывать как губка все, что совершает «непорочный» взрослый, прежде всего, ориентируется на авторитетные личности: родителей, бабушек, дедушек, учителей или воспитателей в детском саду. Поэтому, выбирая учебное заведение, родители должны адекватно оценить чему может там научиться их ребенок.

Ведь непосредственно в этих учреждениях ребенок впервые знакомится с моральными нормами, обязанностями и правами, с примерами честного и правдивого поведения.

Читайте также:  Плюсы и минусы жизни фрилансера - психология

Специалисты дают несколько советов, для успешного воспитания честности еще с детства. В первую очередь это доверие ребенку. Если малыш будет чувствовать доверие взрослых, он так же будет вести себя по отношению к ним. Помимо доверия родители должны честно делиться с ребенком событиями, происходящими в жизни.

Лгать не следует даже во благо, это будет сложно для осознания малышу. Воспитывая ребенка, нужно показать ему, что правда – это то, на чем строится мир, что она полезна для окружающих. При общении не нужно использовать метод допроса ребенка.

Задавая при этом двусмысленные вопросы, которые словно подталкивают его выбрать ложь, нежели сказать правду, в последствие получить наказание.

Объясните ребенку, что за совершённые плохие действия, нужно нести ответственность.

А за честные признания следует вознаграждать ребенка: сделайте его наказание условным, дабы показать, что плохой поступок имеет плохие последствия, в то же время искреннее признание вины позволит показать родителям возможные пути решения и дать ребенку возможность исправить свой проступок.

Строгие наказания, сверх требования и давление на кроху свидетельствуют о недопонимании между родителем и ребенком. Как следствие малыш начинает говорить неправду из-за страха быть непринятым. Поэтому важнее всего в воспитании честности личности это собственный пример и любовь родителей.

Источник: http://psihomed.com/chestnost/

«Неудобная» честность

«Неудобная» честность

Наверное, не стоит спорить с тем, что честность – это достоинство человеческого характера, характеризующее цельность натуры.

Но, если в вашем окружении есть такие прямолинейные, готовые говорить только правду и ничего, кроме правды, люди, положив руку на сердце, признайтесь – ведь с ними трудно общаться? Вот и получается, что лживых людей мы порицаем, осуждаем, а от честных – часто стараемся держаться в стороне, опасаемся.

Стремление к предельной честности превращает людей в чересчур строгих критиков. С правдивым человеком трудно общаться еще и потому, что он может сказать вам все, что он думает о вас, ничего не скрывая и не приукрашивая. Абсолютная честность не всегда делает человека желанным собеседником. В разговоре такие люди бывают нетактичны и резки в выражениях.

Для многих людей честность — это еще и возможность высказать другому человеку в лицо все, что накипело, все, что у него на уме, не задумываясь ни о чувствах собеседника, ни о производимом впечатлении, ни об испорченном настроении. Более того, если вы обидитесь на такие слова в свой адрес, то можете услышать в ответ, что все сказанное – правда, а на правду не обижаются.

Но некоторые высказывания, пусть даже откровенные и честные, могут подорвать вашу уверенность в себе, погасить радость, вырастить комплексы неполноценности.

Хотите самый простой пример? Ваша подруга собирались на вечеринку, где так надеялась повеселиться и понравиться любимому человеку, а вы сказали правду, что она плохо выглядит, и это платье ей совершенно не идет.

Вряд ли после таких заявлений у нее прибавится к вам теплых чувств, да и на вечеринке настроение будет не самым лучшим, если она туда вообще пойдет. Вы хотели, как лучше? А результат?

В общении с абсолютно честными и прямолинейными людьми нужно вести себя осторожно, не стараясь вызывать их на откровенность, особенно, когда вы не уверены в его позиции. Если же такое случилось, то будьте готовы услышать о себе и неприятные вещи тоже.

Если же кто-то из вашего окружения с такими чертами характера вдруг начинает слишком жестко высказываться в ваш адрес или в адрес близких вам людей, не стесняйтесь остановить его и дать ему понять, что вы дорожите его мнением, но в данный момент не готовы его выслушать, тем более, что точно знаете, что, кроме недостатков, на которые вам пытаются указать, у вас есть и несомненные достоинства, о которых вы были бы не прочь услышать с такой же откровенностью.

В общении с правдивыми и прямолинейными людьми самим нужно быть предельно честными, стараясь ничего не утаивать, так как хорошо развитое чутье подскажет им ваше желание обмануть или утаить правду.

Но, каждый раз, когда вы собираетесь высказать, пусть правдивые слова в чей-то адрес, подумайте о том, что ваша точка зрения – тоже субъективна. Ваша оценка каждой ситуации, поступка основывается на имеющейся у вас информации, на вашем личном жизненном опыте.

Но ведь у вашего собеседника может быть отличные от ваших основания поступить так или иначе.

Да и сказать правду можно по-разному, подбирая слова, интонацию, даже время и место. Деликатность – хорошее чувство, да и просто доброта, и умение сопереживать отнюдь не противоречат честности и правдивости.

Подумайте и честно ответьте самой себе: может быть, пусть лучше ваша подруга, даже в не слишком идущем ей платье все же повеселится на вечеринке, нежели просидит под впечатлением от вашего заявления весь вечер в углу или проплачет дома?

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2009-01-03-434792.html

Честность | Психология взаимоотношений

В нашем обществе обсуждать эту тему особенно трудно. Высказываются по ней неохотно, ощущая, как правило, неловкость. Кто же может сказать про себя, что он совершенно честен? И все же у нечестности дурная слава. И это при том, что не существует общего подхода к честности.

Неограниченная честность в ряде случаев трактуется как неразумие или бестактность, даже как опрометчивость. Во всех сферах нашей жизни присутствует «маленькая ложь». В деловой жизни это даже не называют нечестностью, но тактическим мероприятием, необходимость которого прямо пропорциональна успеху.

Наша политическая хозяйственная система не могла бы существовать в присущей ей форме, если бы последовательно требовалась честность.

Как правило, честность связывают только со словесным выражением человека. Только неверное высказывание, ложь считается нечестностью. Действие, не соответствующее тому, что в данный момент требуется, редко рассматривается как нечестность.

Улыбаются, когда, быть может, на душе грустно. Ярость и агрессивность загоняются внутрь, поскольку они неприличны взрослому, зрелому человеку. Принимаются приглашения, не доставляющие удовольствия, направляются поздравления с днем рождения, от которых тошнит.

Все это также относится к теме честности.

Быть честным — значит не только говорить правду, но и во всем соответствовать истинному состоянию, выражать то, что имеет место на самом деле. Дурное настроение не маскируется улыбкой, а гнев и злость тоже могут выражаться открыто.

Предпосылкой честного поведения тем самым является признание и восприятие того, что именно имеет место. Многим людям это дается совсем не просто.

Годами они не желали показывать своего беспокойства, гнева, своей грусти, маскировали их — не удивительно, что их восприятие искажено. Гораздо проще создавать и поддерживать нужную видимость, чем пытаться отыскать честные основания.

Нападение — лучшая защита, так гласит народная мудрость, и, следуя ей, многие предпочитают нападать, но не уступать.

С понятием честности связан вопрос о мужестве допустить то, чего мы не хотим, перед последствиями чего мы, может быть, испытываем страх. Каждый нечестный поступок является выражением страха перед чем-то, что и питает этот страх.

Естественно, мы находим множество разумных облегчающих причин для оправдания собственного поведения. Излюбленным является мотив «осмотрительности», ведь с окружающими действительно надо вести себя осмотрительно.

Нельзя же ранить словами, хотя бы и правдивыми.

Но все это не отменяет того факта, что конечной причиной нашей нечестности является страх. Часто это страх отчуждения, страх потерять любовь. В основе своей эти страхи объединены в общей боязни выявить те или иные ситуации.

Вот почему честность представляет собой столь мощный вызов. Если мы хотим быть честными, придется противостоять всем этим страхам, от нас потребуется большое мужество.

Это неповторимый путь к истинному счастью. Мы сможем расстаться со своими страхами, когда противопоставим себя им. Только так мы поймем, что страхи бесполезны, что в действительности они не оправдываются. Честность разрешает проблемы.

Мы страстно желаем, чтобы нас любили такими, какие мы есть. Нам не хочется притворяться, делать то, что нам не свойственно.

Но как же можем мы ожидать от других, чтобы они приняли нас такими, какие мы есть, если мы сами не делаем этого? Как могут они признать наше истинное бытие, если мы его не выражаем и не показываем? Нам хочется быть совершенно честными с людьми, которые нас побуждают и привлекают, но с гарантией, что те все равно будут нас любить. Но они смогут осуществить это, только если сами сделают такой же шаг и придут в согласие с самими собой. Многие так и ждут, чтобы первый шаг сделали другие.

В партнерстве это явление наблюдается постоянно. Так сделайте первый шаг, выставьте себя перед партнером и побудите его к честности. Честность — основа доверия, а доверие — фундамент истинного партнерства. Доверие создает почву выявления всех сторон личности. Оно сообщает нам чувство, к которому мы стремимся: «Я могу оставаться самим собой, и меня таким будут любить».

Это чувство защищенности, с ним мы можем раскрепоститься и вновь наполнить себя энергией. Вот почему честность так важна. Там, где отсутствует честность, нет места доверию. Подрывается основа, на которой возможно удовлетворить наше стремление к защищенности. И мы не только не обогащаемся энергией, но наше партнерство отнимает у нас силы.

Партнерство обеспечивает оптимальные условия постоянно становиться честнее и все более соответствовать самому себе. Полноценная, многообразная любовь выдвигает такие вызовы, перед которыми мы в прочих случаях пасуем. Каждый кризис, каждый конфликт — это призыв к честности. Каждое «да», сказанное самому себе, на шаг приближает к утолению жажды.

Так же как мы носим в себе жажду свободы и счастья, мы носим в себе и путь к ним. Но если мы не принимаем того, что есть в нас и не выражаем себя, то как же мы достигнем цели? Наш потенциал может развернуться, только если мы дадим простор самим себе. Для этого нужно лишь сказать «да» самим себе. Ведь «Истина делает вас свободными».

Posted in Психотерапия

Источник: http://pciholog.com/psixoterapiya/chestnost/

А вот в психологии честность – категория фундаментальная

Честность — как фундаментальная категория психологии

             В точных науках есть фундаментальное понятие истинности. Так, например, в математике однозначно определяют истинность того или иного утверждения: либо это истина – либо это ложь. Здесь также работает Закон исключенного третьего: «Третьего не дано». Не бывает «немного истины», или «немножечко лжи».

             И некоторые любят у нас правду и «режут правду-матку прямо в глаза». К сожалению, за многие годы усилинной пропаганды, проводимой газетой под названием «Правда», понятия правды и честности как-то поистерлись, что в принципе и послужило идеологической подоплекой распада Советского союза.  

             Данные утверждения верны, если они фундаментальны. Так можно установить фундаментальность категорий. В случае психологии как науки не все однозначно, и по этой причине сами психологи не относят ее к естественным наукам. Попытаемся проанализировать основные категории психологии с точки зрения формальной логики.

             Вернемся к определениям науки психологии и психологических систем. Первое допущение: «Психология относится к естественным наукам». Вопрос: «Психология истинная наука или ложная?» Доказательство проведем по аналогии с математикой, так как в математике общепринятым методом является логика.

Итак, если психология ложная наука, то она не относится к науке, так как научные знания должны быть истинны, и доказаны имеющимся аппаратом знаний. Следовательно, психология относится к предмету естественных наук, так как его положения могут быть доказаны аппаратом естественных наук.

Как доказываются существование элементов физических систем? Элементы физических систем предполагаются на основании теории и доказываются путем экспериментальной проверки.

Так, ядра атомов были предсказаны английским физиком Резерфордом в 1911 году (http://ru.wikipedia.org/wiki/1911_%D0%B3%D0%BE%D0%B4) и экспериментально подтверждены рассеянием рентгеновских лучей на ядрах металлов.

Допустим, что теория психологических функций или элементов, предложенная Карлом Густавом Юнгом верна.

Им введены следующие парные функции: рациональность-иррациональность, логика-этика, интуиция-сенсорика, интровертность-экстравертность.

Очевидно, предложенный набор функций не описывает в полной мере психологическую систему, так как не учитывают весьма важный аспект принятия решений: может ли индивид принять решение за других, или готов принять чужое решение?

Назовем эту шкалу мужественностью или женственностью, отвечающей, соответственно, мужскому (М) или женскому (Ж) психотипу. Предложенная шкала является фундаментальной, так как не может быть сведена к психологическим функциям, предложенным Юнгом.

Читайте также:  Подготовленный участник тренинга - психология

Данная шкала была предложена Отто Вейнингером в двадцатые годы прошлого столетия, однако серьезного развития не получила. Вместе с тем, каждый из нас может экспериментально проверить сам, задав в своей семье единственный вопрос: «Кто в доме хозяин».

Получив от супруги по полной, можете однозначно убедиться, к какому психотипу Вы относитесь. В реальной жизни, возможно, посложнее. Может не оказаться жены рядом, или Вы не в том возрасте.

Но вопрос: «Можете ли Вы принять решение других?»,  имеет всего два искренних ответа.

Или да, или нет. Третьего не дано. Хотя, Вы допускаете разные ситуации. Здесь начинаются неискренние ответы. Вам, мужчине (юноше) по биологическим признаком просто невозможно допустить, как же Вы послушались женщины (девушки)? Никогда. Но это неискренний ответ, вполне обычный ответ тех, кто хочет выглядеть лучше, чем на самом деле.

Неискренний ответ приводит к ошибочной самоидентификации, и легко проверяется дополнительным анализом.

В экспериментальных исследованиях на выборке из более двух тысяч респондентов, начиная с 6-7 классов средней школы до возраста академиков РАН можно отметить одну интересную закономерность, удивительную для меня в самом начале пути исследований в этом направлении.

Ни один «академик» не смог разобраться в себе. У младшего испытуемого возраста процент «правильной»  самоидентификации достигает до 90% в выборке из почти 200 детей (6-7  классы).

Это означает лишь одно, дети и студенты младших курсов более искренне, чем «академики», которые точно знают, как надо отвечать. В среднем, коэффициент самоидентификации составляет около 80%.

Вполне удовлетворительная цифра для психологических исследований, если учесть что подготовленный специалист может выявить ошибки, связанные с неискренностью ответов или непониманием вопросов.

Итак, мне хочется продемонстрировать последний пример самоидентификации в группе студентов третьего курса.

Выборка из 13 человек, один молодой человек, остальные девушки. Подготовка к тестам с рассказом о теории, методе и тесте (впервые для группы) — 20 минут после занятий «на интерес». Результаты самоидентификации обсуждались в группе.

На мои дополнительные вопросы отвечали все одногрупники. Результат: 12 однозначно идентифицированных студентов. Одна студентка ошиблась в идентификации.

Ошибка проверялась дополнительными вопросами тестирующего, категорическим несогласием группы с типичными ответами.

Последний неоднозначный результат обсуждался повторно через неделю по предложению испытуемого в кругу ее близких друзей. Единственный психотип, который по определению однокурсников «шифруется»: «Инспектор»  — «Калигула».

Единственный контрольный вопрос: «А Вы хотели бы быть старостой?». Все подруги однозначно подтвердили признаки Инспектора.

Самый верный признак: он преподносит окружающим себя таким, как они должны воспринимать его для того, чтобы было легче управлять ими.

Если не получается, то он обязательно найдет способ.

В проведенном нами психологическом эксперименте мы столкнулись еще с одним фундаментальным понятием истинности в психологии – категорией Честности, однозначно не сводимым к ранее описанным категориям.

В психологическом пространстве «Честность» можно отразить белым цветом стрелки (WWhite) и, соответственно, «Нечестность» — черной стрелкой (BBlack).

Тогда число разделяемых психотипов N достигнет

N=26= 64,

C учетом четырех отмеченных Гиппократом отличий в психологической массе M, число распознаваемых психотипов составит – 256.

Теперь, наконец, самым сложным остается придумать тест на честность. Найти тот самый вопрос, ответ на который даст однозначную характеристику честности. Попробуем сделать это вместе.

Проблема честности волнует человечество со времен Адама и Евы, того самого яблока, которое Ева сорвала с дерева, несмотря на наложенный запрет.

То есть в самой легенде о зарождении человечества содержится информация о нарушении установленного Всевышним закона. Возможно, если бы Ева оказалась послушной женщиной, человечество не имело бы продолжения.

Но она оказалась честной перед собой и перед своим единственным мужчиной. И наш мир состоялся благодаря своей родоначальнице и поверившему ей Адаму.

Отсюда ясно, что честность – категория личная, относится к биологической природе человека, которая со временем трансформировалась в психологическую категорию. Однако, в обычной и общественной жизни категория честности постепенно девальвировалась.

Установление моногамных браков, укрепляя основы семьи, препятствовала свободным взаимоотношениям, более характерным для биологической природы человека.

И со времен Древнего Египта и Древнего Рима люди, наряду с институтом семейных взаимоотношений, завели институт платных отношений между полами, теряя честность перед супругами. Только в последнее время молодые люди по факту живут гражданскими браками, поддерживая взаимоотношения на честном слове.

И, как бы к этому институту гражданских браков мы бы не относились, именно свобода взаимоотношений позволяет осуществить правильный выбор методом проб и возможных ошибок. И именно в гражданском браке имеется возможность исправить допущенные ошибки.

Возможность же ошибочных браков легко предсказывается теоретически – она очень велика. Гораздо легче вычислить весьма незначительную вероятность теоретически удачных браков.

Самый удачный брак – это дуальная пара, полная противоположность всех психологических функций, кроме первых, которые должны быть общими для этой пары (или рациональной, или иррациональной). То есть 1/16*1/16  = 1/256.

Или всего четыре удачные семейные пары на целую тысячу не слишком удачных при спонтанном (необдуманном) распределении.

На самом деле количество счастливых существенно выше благодаря интуитивно правильным взаимоотношениям между полами в школьном или студенческом возрасте. О крепости таких браков каждый из нас может привести много удачных примеров.

К сожалению, в более позднем возрасте у людей появляются более жизненные потребности. Кого-то интересуют девушки помоложе, кому-то интересны мужчины побогаче.

Искренность желаний пропадает, приоритетами становятся все более растущие материальные потребности.

Таким образом, можно заметить, что полуторалетний ребенок вполне искренне кричит своему папе первые в своей жизни слова: «Папа дууу…ааак!!!», не вполне отчетливо выговаривая буквы «РРР».

Я знаю, что он действительно не очень разумен, так как ранним утром тащит ее в ею ненавистный детский сад, хотя, на мой первый взгляд, этот садик выглядел самым лучшим в городе, где даже был бассейн. И я своей дочери за один вечер сшил на швейной машинке первый и последний в своей жизни банный халатик для бассейна.

Моих нервов хватило лишь на неделю, а моя дочь чем-то успела за это время заболеть. Ровно на этом кончились ее и мои мучения.

Теперь уже моя внучка, в два с половиной года сходила в садик два дня по два утренних часа. После первого дня она все рассказывала про мальчика, который «Все время все плачет и плачет…». И у самой слезы на глазах.

На второй день, когда через два часа пришла забирать ее бабушка, она сама не раздевшись, забралась в постель и рыдала от непередаваемой тоски. Через несколько месяцев этот неудачный садик, принадлежавший местной академии наук, закрыли. Видимо, слезы моя внучка и тот мальчик вылили не зря.

Буквально за неделю до закрытия этого детского садика моя дочь попросила меня отыскать свидетельство о рождении внучки, так как она никак не могла найти его дома.

Заведующая буквально стрясла с воспитательницы внучки зажатый ею документ. Он оказался измочаленным и порванным вдрызг почти на равные части. Мне стало дурно, и я понял, почему плакал тот мальчик.

И догадался, почему было тяжело моей внучке. 

Дети же вполне искренни в своих словах и поступках, и только мы, взрослые, учим их ненависти и лжи. И хорошо, что не все дети восприимчивы ко лжи, и спасаются от ненависти, заболевая вполне естественным образом.

Таким образом, сама социальная среда учит наших детей лгать и выкручиваться, а они, по возможности, и по своим силам отчаянно сопротивляются. Детям с устойчивой психологической системой удается сохранить свое нутро.

Побежденные в этой неравной борьбе дети теряют свою психологическую устойчивость. Они превращаются в сломанных и истеричных детей, которые уже требуют реабилитации в самом раннем детском и школьном возрасте. Но многие сломанные в раннем детстве дети так и не могут восстановиться и превращаются в злобных или замкнутых подростков, склонных к жестоким поступкам или суицидам.

Таким образом, искренние люди живут в согласии со своей природой, в которой не заложены принципы уничтожения представителей своего вида, как это происходит в настоящее время. Даже в волчьей стае вожак держит стаю знанием поведения своей добычи и умелой организацией охоты, но никогда не допускает покушений на представителей своего сообщества.

Так вот, принципиальным вопросом проверки честности может быть только собственное признание (так называемый «Тест на честность перед собой»):

Поступаете ли Вы всегда по своей природе – Белая линия «W»?

Могу иногда поступиться принципами при крайней нужде – Черная полоса «B».

Конечно же, я не слишком уверен, что люди будут искренне отвечать на эти вопросы. Но мы — же не сотрудники особых отделов, где проверяют на полиграфах — детекторах лжи. Все предлагаемые тесты предназначены для самоидентификации.

Наконец, человек всегда хочет знать правду для себя. Если даже она тебе не слишком нравится. Ведь истину знать полезно самому в первую очередь. Почему-то я уверен, этими тестами люди могут воспользоваться для самих себя.

И если понадобится, можно будет обратиться к специалистам, которые, возможно, смогут найти ошибки.

Лично я по жизни выбираю искренних. Коллег, учеников, учителей… С ними и легко, и не слишком легко работать. Но точно знаешь, что они не подведут. А в науке это главное.

Да, пожалуй, везде, в том числе среди продавцов, пока не обманут. Даже в политике. Нечестных не терпят в Америке, как показал Уотергейт. Не терпят в Европе президентов, занимающихся плагиатом.

Борьба за честность объединяет людей.

Честность стала востребованной.

А вот в психологии честность – категория фундаментальная.

Источник: https://psychological-s.livejournal.com/4390.html

Честность с собой

Когда-то давно, в одной умной книжке я прочитала, что очень важно быть с собой честным. Тогда я приняла для себя решение, что мне обязательно нужно искоренить в себе всю ложь и стать кристально честной.

Было ясно, что быть честным — это не одномоментное решение, это очень длинный и непростой путь. Для меня это был вызов, и я ввязалась в долгую драку с собой. Ночами перед сном я искренне ненавидела себя за любые слабости, за самообман, за притворство.

Пытаясь быть честной, я показывала себе и миру свою «Светлую» часть и старательно прятала ту часть себя, которая казалась мне испорченной. Я была очень сильной, очень смелой, очень решительной и волевой. А маленькая девочка внутри меня просила дать ей возможность быть слабой, уязвимой, злой, капризной ….

Мое тело начало отказывать мне во взаимности, пришла апатия и периодически начала заглядывать депрессия. В какой-то момент я поняла, что что-то делаю не так. Тотальный контроль мою идеальную жизнь разрушал. Я в этой битве проиграла.

И тогда я замерла. Я еще не умела жить, принимая себя, но уже не могла жить, борясь с собой. Я замерла и начала слушать себя, тоненький голосок своей «Темной» стороны. И вдруг с удивлением я обнаружила, что та моя часть хочет только хорошего. Я есть, просто признай, что я есть» — говорила мне она. Мой внутренний ребенок хотел быть важным, нужным, любимым. И дать ему это могла только я сама.

Две мои половинки начали соединяться во мне. Я поняла, что быть слабой и уязвимой — прекрасно, что можно сложить с себя корону идеальной и недосягаемой принцессы и начать просто наслаждаться жизнью. Можно позволить мужу криво прибивать полочку, разбрасывать носки и оставлять грязную посуду. И это не делает ни его, ни меня хуже.

Уязвимость дала мне такое количество бонусов! Я даже не могла на это рассчитывать. Я вдруг начала позволять себе проводить дни в безделье, просто смотря любимые фильмы. Не испытывая мук совести за это.

Я позволила себе проигрывать в играх, без ощущения собственной неполноценности. Я научилась открываться и показывать близким людям самые постыдные стороны себя.

И вдруг оказалось, что им все равно! Никого не шокировала моя истинная природа, никто не упал в обморок и не кинулся наутек от меня. Мало того, часто никто даже не видел разницы.

Можно быть честной и открытой и это делает тебя только сильнее и свободнее. Это открытие мою жизнь перевернуло. Я начала ловить в себе паттерны, на которые раньше не могла даже смотреть. Я начала анализировать поведение, за которое раньше испытывала жгучий стыд. Я даже начала обсуждать такие вещи с близкими, получая от них поддержку и понимание.

Читайте также:  Любовь и отношения - психология

И вдруг оказалось, что меня любят и принимают любой, даже злобной стервой, маленькой капризной девочкой, истеричной и агрессивной.
Я приняла свою ранимость и научилась говорить о ней.

Мы не можем подавлять в себе что-то, не подавляя все остальное. Мы устроены так. Лишь в том случае, если мы избавляемся от боли, злости, агрессивности, уязвимости, то мы перестаем чувствовать и все остальное.

Жизнь свои краски теряет. Стремясь оградить себя от боли, которую могут причинить нам другие люди, мы наращиваем толстый панцирь бесчувственности.

И все, чем мы заняты — это постоянный панический поиск бреши в этом панцире и укрепление своей обороны.

Мы забываем, что жизнь идет каждый день, не слышим пения птиц, не улыбаемся первым весенним лучам … мы в защите. В агрессивной защите. В любой момент готовы дать отпор, напасть в ответ или убежать.

И нам панически стыдно. Нам стыдно, что мы такие. Мы своих реакций стыдимся. Мы живем в своем вымышленном мире, ведя бесконечные диалоги с потенциальными обидчиками. Анализируя каждое сказанное слово: а вдруг имел ввиду что-то обидное! А вдруг надо дать сдачу.

Нам кажется, что всем есть до нас дело, что нас осуждают, критикуют, ищут наши уязвимые стороны. На самом деле, почти все носят такие скафандры и заняты только собой, как и мы. И в каждой голове огромный виртуальный мир, целый театр со своими пьесами, трагедиями и фарсами.

Носить на себе такую броню очень тяжело. Мы под ее тяжестью сгибаемся. Мы по утрам разбитыми и слабыми просыпаемся. Мы все чаще у себя новые болезни находим. Наше тело кричит и просит о помощи, но мы не умеем его слышать, мы слишком заняты сохранением правильного имиджа.

Все наши ссоры с людьми — это выкрикивание своей детской боли, доказательство своей хорошести. Мы притворяемся, что нам всё равно, но больше всего на свете хотим одобрения и любви других людей. И жутко боимся любой близости.

Нам слишком страшно открываться, показывать себя, давать другому в руки пульт управления нами. Мы боимся близости и стремимся к ней изо всех сил. Как мотыльки, летящие на огонь и сгорающие в пламени. Прыгаем из отношений в отношения, сбегая, как только заканчивается влюбленность.

Потому что любовь требует открытости, умения разговаривать, умения принимать.

Мы дико боимся, что и наши дети вырастут такими же несчастными. Мы контролируем, опекаем, запрещаем, пугаем. Это все заменяет нам любовь. Страх парализует. А дети вопреки нам растут. Приспосабливаясь, подстраиваясь, наращивая свою броню ….

Нам нужно учиться быть слабыми, быть несовершенными, быть уязвимыми, просто быть.

Наша ценность в том, что мы есть. Мы есть. Все. Точка.

Этим мы прекрасны уже. Тем, что мы все разные, со своими смешными привычками, страхами, истериками. Мы выросли уже. Выросли именно такими. Выросли такими, потому что у нас свой уникальный путь.

Нам даны свои уникальные вызовы и испытания. Позвольте себе увидеть свое несовершенство, свою особенность. То, что делает вас таким исключительным. Будьте честны с собой именно так — без осуждения, без вины, без гнева.

Без панциря жить страшно. Но так легко и свободно.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/chestnost-s-soboy

Фактор честности

Фактор честности

Лжи повезло больше: о ней пишут, выделяют ее виды и подвиды, описывают процесс и признаки, по которым ее можно узнать.

Предполагается, что ложь – это отклонение от свойства честности.

Но если честность – это такая антиложь, то это значит, что, например, родители хотят от детей вовсе не честности (поскольку сплошь и рядом лгут сами – в том числе детям и при детях); они хотят контролировать то, что полностью контролировать не могут. А для детей ложь становится способом уклонения от контроля. Но предположим, что под честностью имеется в виду некоторое нравственное качество.

Тогда мы можем ожидать, что у честного человека оно будет проявляться в большинстве ситуаций. Так ли это? В 1920-е годы американские психологи Хью Хартшорн и Марк Мэй (Hugh Hartshorne, Mark May) провели уникальное исследование детской честности.

Им пришлось придумать и разыграть десятки разных заданий для сотен детей. В каждом таилось искушение солгать или смошенничать. И все было устроено так, чтобы дети (10–12 лет) не догадались, что здесь есть подвох, что за ними все время наблюдают.

Вот пример одного эксперимента: детям выдавали ящички с конструктором, чтобы они собрали какое-то несложное устройство, а потом вернули ящички на место на стеллажи, которые находились за спиной «учителя».

В ящичках в одном из отделений среди мелких деталей, шайбочек и гаечек лежали монеты, как будто их тут кто-то забыл.

Ящички дети относили на место сами и были уверены, что никто не видит, куда они их поставили… Было и множество других заданий с возможностью смошенничать.

И что же? Никакого «общего знаменателя» в поведении детей не нашли. Склонности быть честным всегда и перед всеми не наблюдалось, так же как склонности к тотальной лжи. Кто-то предпочитал не обманывать родителей, кто-то – учителей, кто-то мог смошенничать, но не мог украсть, а кто-то, наоборот, мог присвоить деньги, но не воспользовался возможностью солгать.

Итак, первая ложь – ложь как реакция на контроль, как страх перед наказанием… И здесь многое зависит от того, есть ли у нас другие способы защиты и ухода от контроля. Второй уровень – ситуативная ложь, ложь-ресурс. Мало кого можно назвать закоренелым лжецом, но и абсолютно честным тоже.

Есть и третий уровень – честность как ценность. И если честность для нас важна, то мы будем стремиться поступать честно и от других ждать того же. Честность начнет регулировать отношения, а не определять способ поведения.

Она начнет приносить удовлетворение, и говорить правду действительно станет легко и приятно.

Но это уже совсем другая честность: она не требует говорить гадости в лицо, она не становится жестким принципом, она остается ценностью – может быть, одной из важнейших, но не единственной.

Это позволяет нам быть гибкими и в то же время не нарушать то, что мы не можем позволить себе нарушить.

Потому что за отступление от собственных ценностей мы заплатим не стыдом разоблачения и не тем, что нас накажут, а разрушением ядра личности. То есть накажем себя сами.

Источник: http://www.psychologies.ru/observers/jamkochyan-margarita/faktor-chestnosti/

Эмоциональная честность. Почему это важно

Все говорят о том, что дети — наше отражение. Но далеко не многие понимают всю глубину этого вопроса. Что понимают под фразой «Ребёнок — отражение нас» большинство из людей? Ребёнок копирует наше поведение, он жестами и своими движениями, чертами характера напоминает нам его отца или мать. Но это далеко не всё, что может отражать дитё.

Да, когда сталкиваешься с глубокой депрессией у ребёнка-подростка, который уже ничем не интересуется (ни друзья, ни развлечения, поездки, ничего не радует), который истощал до неузнаваемости и медленно идёт на самоуничтожение, то разгребая завалы его проблем, оказывается — это отражение его родителей… просто в такой форме.

Итак, всё, о чём пишу, это всё живо и актуально в данный момент для кого-то, и для меня, как психолога в особенности.

Данный пост о том, как важно говорить детям правду. Как важно быть честным с самим собой. Об этом последовательно и по порядку.

Что такое правда?

Когда мы прибегаем ко лжи и чем это чревато для нас и наших детей.

Что такое правда?

Правда — слово интересное, многозначное, в своём содержании — субъективное. Синоним этого слова — истина, а происхождение от слова  прямой. правильный. Если в нашем, житейском понимании — правда — это истинность какого-то события, его правильное и прямое понимание. То в глубине понимания психологии, правда — это честность с самим собой и миром. Это признание своих качеств.

Всех, которыми нас наделили родители, которые в нас воспитала жизнь. Все они наши, вне зависимости от того, нравятся они нам или нет, но они наши, они складывают наш характер и отношение к миру. И когда мы кривим правду («нет, я не завидую», «у меня всё хорошо», «я не злюсь, не обижаюсь» и т.п.

), мы искривляем всё: наше восприятие действительности, наше отношение к людям, наше воспитание детей.

Когда мы так делаем?

Когда мы прибегаем ко лжи.

Когда боимся осуждения со стороны других — нас так воспитывали («А что подумают люди?», «Что скажет тётя Люся»…). А если подумать, то люди говорят о нас только до тех пор, пока нас это цепляет. Есть и сейчас эти стереотипы воспитания. 

Чем они плохи? Они не воспитывают ответственность за свои действия. Они воспитываю страх и умение скрывать свои истинные чувства. Подобного рода осуждения блокируют нашу САМОСТЬ — внутреннее самоощущение, и мы сливаемся…

исчезаем, становимся «удобными» снаружи и ненавистными внутри. Потом происходит нарастание невысказанных негативных чувств и эмоций и они прорывают в другом… непредвиденном для нас месте — в здоровье, в отношениях, в наших детях.

Как тогда воспитывать детей? Говорить им правду: это опасно, некрасиво, мне стыдно, я переживаю, я злюсь, раздражаюсь; отражать их чувства: ты злишься, ты ревнуешь, ты расстроен…

А ещё проще — понять причину такого поведения и устранить её или смягчить (пример из моей жизни: Лиза, в меру того, что я провожу занятия с другими детками, естественно, испытывает чувства ревности. И, как реакция — баловство, частые истерики.

Как «лечимся»? Разговорами: «Ты расстраиваешься, ты злишься, потому что мама уделяет внимание другим деткам? но это моя работа, все взрослые люди ходят куда-то на работу, а дети в детский сад… а у тебя есть возможность быть с мамой больше.

Когда ты капризничаешь, расстраиваюсь я — мне то стыдно, то зло берёт…», личным времяпрепровождением, личными занятиями, походами и поцелуями с обнимашками. 

Когда делаем вид. что беспокоимся за подругу/друга, выслушивая их одну и ту же жалобу уже много лет, а положив трубку, плюёмся и осуждаем её/его за бестолковость. Почему это плохо? Потому что в такой способ мы обманываем людей и на нас смотрят наши дети. 1. Они перестанут нам доверять!!! 2. Они станут обманывать нас. 

Как быть? Говорить подруге/другу о своих истинных чувствах и дать возможность человеку выбрать дружбу и честность. Плюс, человек станет сам по себе сильнее.

Когда мы горды, и надменны — есть только наше представление о том, что МЫ — это всё! нет больше мнений, нет больше правды… есть только наша, непоколебимая и истинная… нет, не правда, а заблуждение.

Гордые люди часто страдают воспитанными в них убеждениями «правильности», они не готовы чувствовать вообще… ни других, ни себя. Такой человек, как робот… улыбается, смеётся и гневается… как робот… программы «понимания» нет.

И тогда «волшебные грабли, грабли и грабли» — единственный путь развития… И эти же грабли перенимают потом по наследству дети.

Когда мы стремимся быть идеальными. Мы все жизненные силы бросаем на идеальность, а как проходит жизни не замечаем. Потом оглядываемся, расстраиваемся и впадаем в депрессию.

Когда мы просто боимся сказать правду. Вот уже несколько раз сталкивалась с той ситуацией, что люди боятся говорить трагическую правду (смерть одного из родителей или родственников, негативная ситуация у ребёнка (изнасилование, к примеру) и т.п.). Это сложно — сказать. Но как дети, так и взрослые чувствуют, что что-то произошло, они видят напряжение вокруг, которое с каждым днём оттягивания разговора нарастает. И самое страшное то, что эта неизвестность заполняется страхами и недоверием. Это больший стресс, чем горькая правда вовремя. Когда мы говорим о ней чувственно, участвующе, искренне, мы разделяем горе. И снести его потом легче.

Вот такой небольшой экскурс в ПРАВДУ. Говорить об истинных чувствах своих — это принимать себя, это быть готовым принять поддержку, это доверять окружающим. Это лёгкость жизни.

Когда мы скрываем правду, мы грозим нашим окружающим недоверчивостью, психологическим напряжением непонимания и неприятия. На этой основе и развиваются всякого рода психозы и неврозы… 

Желаю всем быть честными с собой, в первую очередь, быть смелыми в принятии себя, быть чувственными в понимании других.

Источник: http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.ru/2016/04/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию