Афазия — психология

Афазия

Афазия - психология

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга.

В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).

Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем.

При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти.

Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

афазия — это… Что такое афазия?

(от греч. а — отрицат. частица + phasis — высказывание) — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см.

Речи расстройства).

Проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.

В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм А., каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

Читайте также:  Типы акцентуаций - психология

Сенсорная А. возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы А. характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и др. виды речи. Впервые описана К. Вернике (1874).

Акустико-мнестическая А. обнаружена при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти.

Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление 2 речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии), затруднений письма под диктовку. Др.

виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма А. в работах Лурия.

Оптико-мнестическая А. вызывается поражением задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей).

В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Др.

виды речи страдают вторично. Впервые описана Лурия как один из вариантов амнестической А.

Семантическая А. возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов; ТРО — сокр. от temporal — parietal-occipital) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и «квазипространственных» отношений).

Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над, под, слева, справа и т. д. Данная форма А.

сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана Х. Хэдом (1926).

Афферентная моторная А. возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов (см. Кинестезии речевые).

Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков др. (см. Литеральная парафазия) вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Др.

виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липпманном (1913).

Эфферентная моторная А. связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на др.

вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются др. виды речи. Эфферентную моторную А. следует отличать от дизартрии. Впервые описана П.

Брока (1861).

Динамическая А. возникает при поражении средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи.

Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К.

Кляйстом (1934) под названием «дефект речевой инициативы».

В целом, согласно взглядам Лурия, А. делятся на 2 категории: парадигматические и синтагматические. 1-е связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.

) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; 2-е связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга. (Е. Д. Хомская.

)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Источник: https://psychology.academic.ru/212/%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F

Афазия или разлад речи

Афазия или разлад речи

Собственная речь и возможность выражать свои мысли и желание – является одним из самых главных возможностей человека полноценно находиться в социуме и реализовать себя. Люди с ограниченными речевыми возможностями не понаслышке знают, как трудно вести насыщенную жизнь и полностью себя проявлять в ней.

Другое дело – когда человек имеет от природы все данные и возможности, чтобы говорить и правильно воспринимать услышанное, однако со временем теряет эту, казалось бы, естественную способность своего организма.

Афазия – это как раз расстройство речи человека частичное или полное, а также невозможность воспринимать речь собеседника.

Особенности болезни

Болезнь может проявляться разными видами и формами. Классификация афазий зависит от психического и неврологического состояния больного. Для их устранения требуется длительное время реабилитации и лечения. Со временем выздоровевшего человека ожидает повторное обучение и восстановление привычной для него речи.

Возникает болезнь из-за серьезных поражений головного мозга, а именно тех участков, которые отвечают за речь человека. Афазия отличается от других подобных заболеваний тем, что связная речь человека утрачивается не в раннем детстве, а после полной возможности вербального общения уже во взрослом состоянии организма.

Дети до 4 лет не попадают в категорию больных данным заболеванием. Любые отклонения речи у них связаны с другими причинами или особенностями физиологии и строения. Большую роль при этом играет психологический фактор и развитие ребенка в этом возрасте.

Афазия проявляется только у тех ,кто успел частично или полностью грамотно и правильно овладеть устной и письменной речью, а затем утратил возможность это делать.

Часто легкие виды болезни не воспринимаются больным серьезно или же он испытывает определенный дискомфорт при выражении своих мыслей и боится в этом признаться своим близким. Это накладывает постоянное недовольство собой, потерянность и боязнь глупо выглядеть на фоне других людей при разговоре.

Человек может испытывать даже приступы паники, когда ему нужно начать диалог или попросить что-то у постороннего человека (оплатить покупки, выйти из общественного транспорта, попросить помощи на улице), что приводит к апатии к жизни и постоянному угнетённому состоянию.

Афазия может сопутствовать и другим нарушениям в организме часто она становиться спутницей нарушений сенсорной функции человека, его двигательного аппарата или нарушений психического здоровья. Именно потому заболевание до сих пор до конца не изучено.

И его ни в коем случае нельзя запускать до тяжелых и невозвратимых форм проявления.

Его раскрытием занимаются лучшие специалисты в неврологии, логопедии и психологии человека, которые могут оказать своевременную помощь и восстановить потерянные речевые функции.

Причины возникновения

Наиболее частыми причинами афазии являются ишемический инсульт.

Нарушение речи у человека является серьезным изменением в коре головного мозга. Индивид с уже сформировавшейся речью вдруг начинает терять контроль над тем, что он говорит и слышит. Это серьезно влияет на психику человека, его становление и развитие в будущем.

Довольно часто речевые нарушения становятся результатом серьезных сосудистых заболеваний, которые влияют на мозг. Очень часто возникает афазия при инсульте – ишемическом или геморрагическом.

При втором случае больной получает очень серьезный синдром, который выражается в тотальной потере или нарушении речи.

Афазия возникает при различных черепно-мозговых травмах, опухолях, хронических воспалительных процессах, операциях или редких заболеваниях.

Очень часто динамическая афазия наступает у пожилых людей, гипертоников, склеротиков, а также у тех, кто подвержен ишемическим атакам или перенес порок сердца. Афазия возникает при кровоизлиянии в мозг или серьезных тромбозах.

Восстановление речи при афазии чаще удается добиться более молодым пациентам, у которых есть большой компенсаторный потенциал.

Классификация болезни

Формы афазии уже очень долгие годы пытаются тщательно изучить специалисты в этой области медицины. Различные критерии оценивания до сих пор не дают односторонний результат и четкое градирование нарушение речи.

Классификация афазий четко разделила болезнь по типу поражения головного мозга, а именно правого или левого полушария.

Благодаря этому и центрам, которые там расположены, можно четко принимать характер нарушения и причины возникновения болезни.

На данный момент существует:

  • афферентная моторная афазия;
  • динамическая афазия;
  • мнестическая;
  • эфферентная моторная афазия;
  • Отдельное место занимает семантическая афазия.

Афферентная афазия является в затруднениях больного найти нужную артикуляторную позу для произнесения того или иного нужного звука. Динамическая болезнь нарушает возможность человека правильно строить предложения и выстраивать коммуникативный ряд далеко вперед.

Мнестическая отвечает за слухоречевую память, человек теряет словарный запас и зрительно не представляет предмет, о котором он хочет сообщить. Эфферентная моторная афазия не позволяет человеку связывать артикуляционные позиции одну с другой.

Таким образом, больной не может произнести несколько связных в слово звуков сразу.

Существует еще и семантическая афазия. Она выражается в определенных трудностях при разговоре. Такой больной не способен построить правильные или длинные грамматические конструкции или предложения.

Он ощущает панику и тревогу, когда резко забывает нужное слов или не может выговорить легкие окончания слов, которые «вертятся» у него на языке.

Такое проявление еще носит имя – амнестическая афазия, как результат кратковременного провала посреди нормальной и связной речи.

Диагностика

Чтобы понять истинные причины афазии, больного следует тщательно диагностировать и изучить опытным специалистам. Для этого следует пройти обследование у многих врачей: психологов, логопедов, неврологов.

Часто диагностика афазии проходит с помощью серьезного оборудования. Больному могут изучать мозг с помощью МРТ, УЗИ, ангиографии, различных видов сканирования.

Диагностика основывается и на прямом устном контакте с больным, чтобы правильно провести анализ его разлада речи.

Афазия у детей диагностируется не так четко, как у взрослых, поскольку у многих еще не развита правильная и связная речь. Часто дети не выговаривают довольно долго многие буквы и звуки по природным причинам развития или специфики физиологии.

При диагностировании четко определяются виды афазии, их степень развития, запущенность, формы афазии. Кроме самой речи, изучается слухоречевая память, зрительная память больного, письменная речь, грамматика, чтение, устная речь.

Афазия у детей может часто «маскировать» под другие заболевания, поэтому так важно вовремя обследовать такого ребенка.

Коррекция речи и лечение

Амнестическая афазия и ее другие, более лёгкие формы требуют специализированного и своевременного вмешательства. Больные афазией требует не только медицинского влияния, но и тщательной работы с логопедом.

Часто дополнительным положительным моментом является работа с неврологом и психологом, которые убирают первопричины болезни. Положительно сказываются на таких больных различные физиотерапии и массажи.

Речевые упражнения при афазии и логопедическая нагрузка также способны вскоре дать хороший результат.

Лечение афазии происходит через несколько недель после получения травмы или инсульта. Полный логопедический курс, направленный на восстановление может продолжаться до 2-3 лет.

Быстрее восстанавливаются более молодые пациенты и те, кто имеет небольшую локализацию нарушения в мозге. Те, кто получил афазию в возрасте 4-7 лет, очень трудно поддаются восстановлению.

Читайте также:  Неряха (подросток) - психология

При запущенном состоянии, такой ребенок может навсегда потерять желание и возможность полноценно разговаривать.

Утрата речи – это очень серьезное нарушение в социализации и становлении человека как личности. Поэтому любые изменения и нарушения следует своевременно выявлять и восстанавливать с помощью квалифицированных специалистов.

Источник: http://7psihozov.ru/amneziya/afaziya-simptomy-i-prichiny.html

Афазия — нарушение речи при локальных поражениях мозга

Афазия - нарушение речи при локальных поражениях мозга

Афазия проявляется при поражении левого полушария (височных, теменных областей) у правшей.

Афазия — нарушение речи, возникающее при поражении левого полушария у правшей и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Элементарные формы слуховой чувствительности не нарушены.

Классификация афазий по Лурии

К речи относится экспрессивная речь, импрессивная речь, чтение, письмо. Все это представляет собой речевую деятельность.

1 вид афазий — сенсорная -афазия Вернике. Возникает при поражении зоны Вернике — в задней трети (22 поле) верхней височной извилины.

Нарушение фонематического слуха. То есть умение отличать один звук от другого на слух. Нарушение способности различать звуковой состав слова. В грубых случаях нарушена экспрессивная и импрессивная речь. Первичный дефект — понимание речи нарушено. Больной не может понять какой звук произнесен. Звуковое различение — как звено контроля страдает.

Речь больного словесный салат. В менее грубых случаях происходят замена звуков на похожие. Больные произносят подобные слова, но с заменой звуков. Замена звуков или букв — литеральная парафазия. По принципу сходства звучания б-п, в-ф. Нарушено чтение вслух и письма под диктовку.

При грубых нарушениях больной может не понять, что мы ему говорим. Он услышит набор звуков. Обследование проводится по письменным инструкциям. В менее грубых случаях мы проверим фонематический слух. Для этого нужно быстро проговорить инструкцию.

От больного поступит просьба повторить слова, звуки.

При быстром чтении количество литературных парафазий возрастет во много раз. Пробы проводятся с усилением помех, усложненные — сенсибилизированные.

При сенсорной афазии — больной очень общительный, разговорчивый. Нужно затормозить неправильную речь больного. От понимания отдельных слов к пониманию отдельных звуков.

2 вид афазий — аккустико-мнестическая. Возникает при поражении 21 и 32 поля, 2 височная извилина. Центральный фактор — нарушения слухоречевой памяти. Больной правильно понимает речь. Больной не может удержать в памяти даже небольшой слухоречевой материал.

При беседе наблюдается феномен реминисценции. Больной отсрочено воспроизводит материал лучше, чем непосредственно. В грубых случаях больной не может удержать даже несколько звуков в памяти.

В менее грубых случаях больной поймет и отдельные слова, но чуть добавить новую информацию, старая сразу забывается, а новая помнится.

Интерференция — вытеснение новой информацией старой — помеха, явление при котором новые запоминающиеся элементы мешают воспроизведению других элементов. У таких больных наблюдается и ретроактивное торможение. В основе любой интерференции лежит торможение.

А также проактивное торможение — предыдущая группа не дает запомниться последующей информации. Речь у таких больных будет изменена. Она будет скудная, часто с пропуском существительных, также может наблюдаться замена слов — вербальная парафазия.

(ручка на карандаш, топор на молоток…)

Письмо, чтение в принципе сохранно. Письмо не по памяти.

При аккустико-мнестической афазии от понимания всего текста, к запоминанию смысла отдельных фраз и смыслоречевой памяти.

3 вид афазии — афферентная моторная афазия. Возникает при поражении 40 поля. Нижние постцентральные отделы. Нарушение афферентного кинестетического звена.

Нарушение тонких артикуляционных движений. В грубых случаях больной не может произнести отдельного звука. Могут быть сохранены 1-2 слова — эмболы. Это слова, которые чаще всего произносил до заболевания.

в менее грубых случаях — автоматизированные формы будут более сохранны. Это имена близких, стихи, междометия. Больной будет говорить непонятно из-за замены артикулем.

Те же самые вербальные, литеральные афазии — Д, Л, Н — не по сходству фонем, а по принципу сходства артикуляции. У больного нарушен оральный праксис (не может дотронуться языком до зубов, надуть правую щеку…). Больной слышит свою ошибку, но рот не подчиняется.

Больной может замкнуться. Для восстановительного обучения — нужно растормозить речь. Страдает письмо — литеральная афазия по сходству артикуляции. Страдает чтение по сходству артикулем.

4 вид афазии — эфферентная моторная афазия — 44 поле левого полушария. Нижние премоторные отделы — отвечают за кинетический фактор. Он же и будет нарушен.

При нарушении кинетического фактора происходит нарушение динервации (торможения) предыдущего элемента и иннервация последующего элемента. Напоминает персеверации — элементарное застревание на операции.

Возможны и системные персеверации — застревание на действии.

В грубых случаях больной не сможет сказать вообще. Отдельные нечленораздельные звуки. Могут сохраниться эмболы — словесные стереотипы. Он застревает и заменяет остальные слова.

В менее грубых случаях больной может произносить слова с одинаковыми слогами. Нарушается грамматический строй — возникает такой стиль речи — называется телеграфный стиль. Целое высказывание заменяется на отдельные слова. Выпадение глаголов. Вторично нарушается письмо, чтение, даже если не апраксии.

5 вид афазии — оптико-мнестическая афазия. Задействованы височно-затылочные отделы левого полушария. Нарушения — разрушение связи между словом и образом. Нарушена функция номинации. Будет длительный поиск слова. Легкие нарушения речи. Может возникнуть феномен отчуждения смысла слова. Какое-то знакомое слово воспринимается как иностранное (за которым ничего не стоит).

6 вид афазии — динамическая афазия — 9, 10, 46 поля — поражение премоторных областей, которые примыкают спереди сверху к зоне Брока. Центральные фактор — фактор регуляции. У больного нарушена речь с помощью, которой мы строим высказывания, координируем речь. Основной механизм — нарушение построения целостного высказывания. Нарушение активной продуктивной речи.

Появление дефекта: отсутствие речевой инициативы. Спонтанной самостоятельной речи у больного нет. Больной говорит тогда, когда его о чем-либо спросят. Ответ будет односложным, в краткой пассивной форме.

Часто возникают эхолалии — то есть повтор последнего слова, которое больной слышит. Больному будет недоступно написать сочинение. Речевые штампы могут сохраниться. Метод выявления — эксперимент заданных ассоциаций: больной назовет 2-3 слова и успокоится.

Например, нужно назвать несколько предметов мебели.

Нарушена предикативность речи во внутреннем плане. Страдает экспрессивная речь.

7 вид афазии — семантическая афазия — возникает при нарушении зоны TPO, 37, 39 поле.

Основной дефект — нарушение «ассоциативных» факторов — обеспечивает симультанный анализ и синтез. Основной дефект — нарушение пространственного фактора в речи, пространственные и квазипространственные отношения в речи. Проявление афазии — больной выглядит довольно сохранным.

Простые предложения больной понимает и говорит простыми предложениями. Если грамматически конструкция отражает пространственные или квази-пространственные отношения, то больной ничего не поймет и сказать не сможет. Реальное пространство вокруг больной может описать предлогами: в, за, над, под…

Квази-пространство — то, как мы договорились на листе бумаги: верх, низ, лево, право. Или пепельница — предмет, наполненный чем-то. Или земля освещается солнцем и т.д. Затруднено понимание предложений с логическими связями, нарушение симультанного синтеза, нарушается понимание чтения.

Письмо — как механический акт не нарушено, а понимание написанного — недоступно.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/538-2008-11-15-19-24-25.html

Что такое афазия и чем она страшна

Что такое афазия и чем она страшна

Афазия — это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Причины возникновения афазии

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга — поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

  • инфекции;
  • воспалительные заболевания;
  • опухоли мозга;
  • длительные клинические состояния.Отделы головного мозга, отвечающие за речевые навыки

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.

Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак — расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне).

Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи.

К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей. На этом основываются особенности нарушений.

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом.

Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся.

Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Альтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача — научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена.

Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь.

При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Семантическая афазия

Возникает при поражениях теменно — затылочной части левого полушария. Особенность — неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения — средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного. В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Читайте также:  Категоричность: запрещенное оружие общения - психология

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно — височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен.

Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи.

Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость — самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия — один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор — клинический признак данной формы.

Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств.

Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно.

Чаще всего такой тип болезни — предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико — базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному.

К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи — врач — афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью — врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Что можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь — правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.

Источник: https://nervivporyadke.ru/tsns/afaziya.html

Виды и симптомы афазии

Афазия представляет собой нарушение акта речи, возникающее из-за повреждения коры головного мозга.

При данном расстройстве человек полностью либо частично утрачивает ранее приобретенную речевую функцию, также нередко страдает способность адекватно воспринимать чужую речь, нарушаются функции письма и чтения.

Являясь неспецифическим признаком различных патологических состояний мозга, афазия способна протекать в нескольких формах. Именно от формы болезни зависит и ее основная клиническая картина.

Формы болезни

В зависимости от того, какая именно зона коры головного мозга подверглась повреждению, принято выделять несколько форм афазии:

  • Виды афазий в зависимости от локализации поражения больших полушарий

    Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Расстройство речевой функции появляется вследствие поражения нижних отделов лобной мозговой доли.

    Так как произносить даже простейшие слова становится крайне тяжело для больного, он разговаривает обрывистыми, короткими фразами, опуская предлоги и союзы.

    Также становится невозможным быстрое переключение между артикуляционными позициями. При этом понимание фраз окружающих при данной патологии сохраняется;

  • Афферентная моторная афазия. При данной форме патологии на первый план клинической картины выходит кенетическая артикуляционная апраксия, при которой больной испытывает затруднения с произношением необходимых звуков;
  • Сенсорная афазия или афазия Вернике. Возникает при повреждении височной доли головного мозга. Сенсорная форма заболевания характеризуется в основном тем, что пациенты сохраняют способность воспроизводить длинные фразы, но часто он лишены всякого смысла. Также больные часто не могут воспринять и понять чужую речь, обращенную к ним;
  • Амнестическая афазия и семантическая афазия. Возникают при поражении внутренних отделов височной доли и часто протекают вместе. Для такой формы болезни характерна картина, при которой больной забывает названия привычных объектов, не может понять сложные предложения, обращенные к нему из уст других людей.

В клинической практике наиболее часто встречается сочетанная форма болезни, при которой совмещаются сенсорная и моторная формы.

По степени тяжести болезнь может быть частичной или тотальной. В первом случае нормальная речь у больного сопровождается нарушениями, тогда как во втором случае, функция речи оказывается полностью разрушенной.

Причины заболевания

Модели дегенерации мозга

Главная причина, по которой развивается моторная или сенсорная афазия – это органическое поражение коры головного мозга. Негативное влияние провоцирующих болезнь факторов оказывается тогда, когда речь у больного уже полностью сформировалась.

Чаще всего развитию заболевания способствуют сосудистые патологии головного мозга. Так, нередко моторная афазия или иные формы болезни наблюдаются у пациентов, перенесших ишемический или геморрагический инсульт.

Стоит отметить, что после геморрагического инсульта чаще всего у больных диагностируется тотальная либо смешанная форма афазического синдрома.

При перенесенном ишемическом инсульте, способствующем значительному нарушению мозгового кровообращения, чаще наблюдается тотальная сенсорная либо моторная афазия.

Помимо патологических состояний, приводящих к нарушению кровообращения, спровоцировать развитии афазии могут хирургические вмешательства и черепно-мозговые травмы.

Кроме того, отмечается влияние на развитие расстройства речевой функции воспалительных процессов в головном мозге, которые возникают при менингите и энцефалите, опухолевых новообразований, прогрессирующих патологий ЦНС.

Также привести к афазии может эпилепсия, при которой неизбежно нарушается нормальное функционирование мозга, и болезнь Крейцфельда-Якоба, характеризующаяся разнообразной неврологической картиной при прогрессирующем слабоумии вследствие поражения мозга инфекционной природы.

Можно выделить некоторые факторы риска, повышающие вероятность появления афазии.

Афазия Брока, также как и сенсорная или амнестическая афазия чаще всего встречается у людей пожилого возраста, а также у пациентов, имеющих генетическую предрасположенность к болезни.

Также риск возникновения речевого расстройства существенно повышается при гипертонии, ревматических пороках сердца и перенесенных ишемических атаках.

Клиническая картина

Тяжесть течения афазического синдрома определяется возрастом больного, индивидуальными особенностями его организма, а также локализации и распространенности патологического очага.

Если у пациента имеются опухоли мозга, то сенсорная и моторная афазия будет проявляться постепенно, тогда как после черепно-мозговой травмы болезнь возникает резко.

Афазическое расстройство, появившееся на фоне кровоизлияния в мозг, обычно характеризуется наиболее тяжелым течением.

Что касается симптомов заболевания, то основным из них является нарушение речи, которое присутствует при любых типах патологии.

Если у пациента присутствует эфферентная моторная афазия, в его речи присутствуют такие отклонения, как перестановка слогов и звуков, парафразии. Стиль речи таких больных можно охарактеризовать как «телеграфный».

Афазия Брока характеризуется сохранением способности человека произносить отдельные звуки, но сопровождается нарушением функции письма и чтения.

При афферентной моторной форме болезни клиническая картина бывает несколько иной. У больного может наблюдаться речевой эмбол, невозможность говорить спонтанно, отсутствие понимания фраз других людей. Такие пациенты часто склонны к молчаливости, так как осознают свое заболевание и при невозможности произнести конкретные слова предпочитают промолчать.

Сенсорная афазия характеризуется преимущественно нарушением слухового восприятия, тогда как физический слух остается нормальным. Пациенты с афазией Вернике не могут контролировать собственную речь, а также не понимают речевой поток, обращенный к ним.

В первые несколько недель развития заболевания окружающие не могут понять смысл фраз больного, так как речь его больше напоминает «словесную окрошку». Далее может развиться патологическое многословие.

Как правило, сенсорная афазия характеризуется сохранением у больного функции течения, тогда как навык письма может пострадать.

Амнестическая афазия проявляется тем, что больной не может вспомнить названия известных ему предметов и явлений, испытывает трудности с пониманием сложных предложений в речи других людей, различных речевых и метафорических оборотов. Также пациент не понимает смысла прочитанного.

При тотальной форме недуга наблюдаются нарушения всех сторон речевой функции. Человек не может ни понять чужую речь, ни правильно воспроизвести собственную. Для выражения своих мыслей больной практически не использует словесные формы, также испытывает трудности при письме и чтении.

Методы диагностики

Сенсорная и моторная афазия, а также другие формы данного расстройства диагностируются после комплексного обследования с участием неврологов, логопедов и нейропсихологов.

В первую очередь, специалисты проводят анализ анамнеза пациента, учитывая время начала развития симптоматики и факторы, ставшие причиной заболевания.

Обязательно проводится неврологический осмотр, в ходе которого выявляются имеющиеся дефект речевой функции и прочие неврологические клинические признаки. Оценку речи пациента и планирования будущего курса коррекции проводит психолог.

В качестве дополнительных диагностических мероприятий выполняется электроэнцефалография для оценки электрической активности различных отделов мозга пациента, магнитно-резонансная ангиография для выявления возможных повреждений сосудов мозга, также широко применяются методы компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Чтобы восстановить речевую функцию, необходим реабилитационный курс, включающий в себя занятия с логопедом и психологом. Скорость восстановления зависит от возраста больного и степени тяжести заболевания.

Источник: https://ODepressii.ru/nervy/afaziya.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию