Американская система образования — психология

Американская система образования в деталях

Американская система образования - психология

Американская система образования предлагает иностранным студентам широкие возможности.

Количество программ, учебных заведений и городов, где они находятся, настолько велико, что голова может закружиться даже у студента из США.

Если вы начинаете поиск подходящего вуза, важно разобраться в американской системе образования. Это поможет вам отбросить ненужные варианты и разработать собственный план обучения.  

Структура образования в Америке

Начальная и средняя школа

Сначала американские учащиеся посещают начальную и среднюю школу, где обучение занимает в общей сложности 12 лет (1-12 классы).

Примерно в 6 лет американские дети идут в начальную школу, где учатся 5 или 6 лет, а затем переходят в среднюю.

Она включает две ступени: собственно средняя школа (“middle school” или “junior high school”) и старшие классы средней школы. По окончании старших классов выдается диплом или аттестат.

Закончив 12 классов, американские школьники могут поступить в колледж или университет, то есть получить высшее образование.

Система оценок

Чтобы подать заявление в университет или колледж, как и американцам, вам потребуется предоставить академическую справку (транскрипт). Это официальный документ о вашей академической успеваемости.

В США он содержит оценки и средний академический балл (GPA), которыми и измеряется академическая успеваемость. Обычно освоение курса измеряется в процентах, которые затем переводятся в буквенные оценки.

Иностранному студенту бывает нелегко разобраться в американской системе оценивания и средних академических баллах. Одна и та же оценка может истолковываться вузом по-разному.

Например, в университет подают документы два абитуриента из разных школ. У обоих средний академический балл равен 3,5, однако первый посещал обычную школу, а второй – престижную школу с более сложной программой.

Для университета их оценки имеют разный вес, поскольку требования к ученикам в школах сильно отличаются.

Поэтому стоит иметь в виду несколько очень важных моментов:

  • Узнайте, какая ступень образования в США соответствует последнему оконченному уровню в вашей стране.
  • Обратите пристальное внимание на требования к поступающим в каждом из университетов и колледжей, а также отдельные программы высшего образования, вступительные требования которых могут отличаться от университетских.
  • Чтобы убедиться в соблюдении требований, периодически встречайтесь с консультантом по учебным вопросам или методистом.

Ваш учебный консультант или методист сможет подсказать, следует ли потратить дополнительно год или два на подготовку к поступлению в университет в США. В некоторых странах государство или работодатели могут не признавать образование, полученное в США, если студент поступил в американский колледж или университет до того, как он получил право поступать в вуз в родной стране.

Учебный год

Учебный год в Штатах обычно начинается в августе-сентябре и продолжается до мая-июня. Большинство первокурсников приступают к учебе осенью, и студентам из-за рубежа стоит к ним присоединиться.

В начале учебного года все полны энтузиазма, заводят новых друзей и адаптируются к новому этапу университетской жизни.

Кроме того, многие учебные курсы изучаются последовательно, друг за другом, и стартуют осенью.

Во многих вузах учебный год состоит из двух частей, которые называются семестры, а в некоторых он включает три периода – триместра. Существует и деление года на четверти, включающее факультативную летнюю четверть. По сути, если не считать летнюю четверть, академический год обычно делится либо на два семестра, либо на три четверти.

Система высшего образования США: уровни

Первый уровень: Бакалавриат

Студент колледжа или университета, не получивший степень бакалавра, считается не закончившим высшее образование. Срок обучения на бакалавриате обычно составляет около четырех лет. Чтобы получить степень бакалавра, можно начать учебу в двухгодичном общественном колледже или пройти четырехгодичный курс в университете или колледже.

В первые два года обучения вы будете изучать в основном разнообразные обязательные предметы: литературу, естественные науки, обществоведение, искусства, историю и так далее. Эти общеобразовательные дисциплины дают базу знаний, фундамент для дальнейшего углубленного изучения определенной области.

Многие студенты выбирают общественный колледж, чтобы пройти двухгодичную обязательную программу. По окончании они получают переходную степень младшего специалиста, с которой можно перевестись в университет или четырехгодичный колледж.

Здесь у студентов появляется специализация – конкретная область изучения, на которой вы сосредотачиваетесь в дальнейшем обучении.

К примеру, если ваша специализация – журналистика, вы получите диплом бакалавра гуманитарных наук в области журналистики.

Чтобы претендовать на эту степень, нужно будет пройти определенное количество учебных курсов, соответствующих выбранной области. Специализацию выбирают в начале третьего года обучения, причем её можно менять по собственному желанию.

Именно гибкость американской системы высшего образования отличает её от других. Переход от одной специализации к другой – весьма распространенная практика для студентов в США на определенной стадии обучения.

Нередко они обнаруживают, что делают успехи в чем-то ещё, либо находят более интересные сферы.

Однако помните, что смена специализации означает изучение новых дисциплин, а это, в свою очередь, увеличивает время и стоимость обучения.

Второй уровень: Магистратура

В настоящее время выпускники со степенью бакалавра всерьез задумываются о дальнейшем образовании, чтобы иметь возможность работать в определенной сфере или продвигаться по карьерной лестнице. Степень магистра обычно необходима для должностей высшего звена в библиотечном деле, технических специальностях, охране психического здоровья и образовании.

Кроме того, иностранные студенты из некоторых стран могут учиться за рубежом только на программах этой ступени образования. Лучше поинтересоваться, какие дипломы и сертификаты действительны при трудоустройстве в вашей стране, до того, как вы подадите заявление в американский университет.

Магистратура – это, как правило, подразделение в университете или колледже. Для поступления вам потребуется сдать экзамен GRE (Graduate Record Examination).

Определенные магистерские программы требуют специальных вступительных тестов: LSAT (Law School Admission Test) в юриспруденции, GRE или GMAT (Graduate Management Admission Test) в бизнес-школах, MCAT (Medical College Admission Test) в медицине.

Магистерские программы обычно рассчитаны на один или два года обучения. К примеру, популярнейшая программа МBA на получение степени магистра делового администрирования требует около двух лет, а другие, допустим, программа по журналистике, длятся только год.

Аудиторные занятия составляют значительную часть магистерской программы, а выпускник должен подготовить квалификационную исследовательскую работу, которая называется магистерской диссертацией (“master’s thesis”) или выполнить магистерский проект.

Tретий уровень: Докторантура

Многие высшие учебные заведения считают получение магистерской степени лишь первым шагом к степени доктора наук (PhD). Однако есть и такие вузы, где студенты могут подготовиться к докторской напрямую, минуя магистратуру. На PhD потребуется потратить не менее трех лет, а для иностранных студентов этот срок может увеличиться до пяти-шести лет.

Первые два учебные года большинство кандидатов в доктора наук проводят в аудиториях и на семинарах. Как минимум еще один год следует посвятить проведению собственного исследования и написанию диссертации. Она должна обладать научной новизной и содержать точку зрения, разработки или результаты исследований, которые публикуются впервые.

Докторская диссертация включает анализ существующих научных знаний по выбранной теме.

Большинство университетов США, в которых можно получить докторскую степень, требуют от кандидатов также знания двух иностранных языков как минимум на уровне чтения, работы в университете в качестве приглашенного научного сотрудника или преподавателя в течение определённого периода, прохождения квалификационного вступительного экзамена в докторантуру, а также устного экзамена по теме диссертации.

Особенности американской системы высшего образования

Атмосфера в аудиториях

Занятия могут проходить как в форме лекций для больших аудиторий – до нескольких сотен слушателей, так и в виде семинаров или дискуссионных классов всего для нескольких студентов. Атмосфера в американских университетских аудиториях очень демократична.

От студентов ждут, что они будут высказывать свое мнение и аргументированно отстаивать точку зрения, участвовать в дискуссиях и выступать с презентациями. Для иностранных студентов это одна из наиболее неожиданных сторон американской системы образования.

Каждую неделю преподаватели дают задание прочитать определенные источники. Вам нужно будет выполнять домашние задания, чтобы участвовать в обсуждениях материала в аудитории и понимать лекции. В требованиях определенных программ также входит лабораторная работа.

Преподаватель выставляет оценку каждому студенту, посещающему курс. Как правило, они зависят от следующих моментов:

  • Требования к аудиторной работе у каждого преподавателя свои, однако всем студентам следует принимать участие в аудиторных дискуссиях, особенно на семинарах. Как правило, это очень важный фактор в оценивании студента.
  • Обычно во время аудиторной работы проводится рубежный контроль.
  • Для выставления оценки нужно представить как минимум одну исследовательскую или курсовую работу, либо отчеты о лабораторной работе.
  • Возможно проведение коротких экзаменов или контрольных. Иногда преподаватели проводят внеплановую проверку знаний. Она не оказывает большого влияния на оценку и призвана мотивировать студентов выполнять задания вовремя и посещать занятия.
  • Итоговый экзамен проводится после завершения аудиторных занятий.

Зачетные единицы

Каждый курс «стоит» определенное количество зачетных единиц или зачетных часов. Это число примерно совпадает с количеством академических часов, которые студент проводит в аудитории в рамках данного курса в течение недели. Обычно за один курс можно заработать 3-5 зачетных единиц.

Полная программа в большинстве учебных заведений включает от 12 до 15 зачетных единиц (4-5 курсов за семестр). Чтобы успешно завершить обучение, нужно набрать определенное количество зачетных единиц. Иностранным студентам следует проходить обучение на дневной форме обучения.

Перевод в другой вуз

Если студент переводится в другой университет до окончания обучения, все (или большая часть) ранее полученные зачетные единицы обычно учитываются в новом вузе. Это значит, что при переводе в другой университет общее время обучения остается почти прежним.

Виды высшего образования в США

1. Государственные колледжи или университеты

Это учебное заведение, которое финансируется и управляется правительством штата или местными властями.

В каждом из 50 штатов США работает как минимум один такой университет и может быть несколько колледжей.

Многие из этих государственных вузов носят имя штата и имеют слово «штат» или «государственный» в названии, например: Государственный университет Вашингтона, Мичиганский университет.

2. Частные колледжи и университеты

В отличие от вузов первого типа, эти учебные заведения имеют частное финансирование и управление. Стоимость обучения в них, скорее всего, будет выше, чем в государственных, а по размеру частные колледжи и университеты обычно меньше.

Все религиозные учебные заведения – частные. Почти все они принимают студентов всех конфессий и вероисповеданий, тем не менее, определенное число вузов предпочитают студентов, придерживающихся тех же религиозных убеждений, в рамках которых существует колледж или университет.

3. Общественный колледж

Это двухгодичные колледжи, которые дают возможность получить диплом младшего специалиста (засчитывается при переводе в четырехгодичный вуз). Существует множество типов двухгодичного образования. Наиболее важным аспектом такого обучения является возможность учесть эту степень при переходе в другое учебное заведение.

В целом это образование делится на два основных направления: подготовка к дальнейшему обучению и профессиональное образование с целью трудоустройства. Для перевода в вузы и колледжи следующей ступени, как правило, подходят дипломы младшего специалиста в сфере искусств или науки.

Маловероятно, что удастся перевестись с квалификацией младшего специалиста по прикладным наукам или сертификатом об окончании колледжа.

Выпускники общественных колледжей чаще всего поступают в четырехгодичные колледжи или университеты, чтобы продолжить обучение.

Поскольку им могут перезачесть ранее полученные зачетные единицы, у студентов появляется возможность закончить бакалавриат в течение двух и более лет.

Во многих общественных колледжах также есть программы английского как иностранного (ESL) или программы интенсивного изучения английского языка, которые помогают студентам подготовиться к курсам университетского уровня.

Если вы не планируете получать образование выше, чем дает общественный колледж, следует узнать, учитывается ли диплом младшего специалиста при трудоустройстве в вашей стране.

4. Технологические институты

Технологический институт в США – это вуз с не менее чем четырехлетним обучением в сфере естественных наук и техники. Некоторые их них предлагают послевузовского образование, в остальных есть краткосрочные программы.

Материал подготовила: Makhneva Alena

Источник: https://studyqa.com/articles/274

Школьное образование в США ≪ Scisne?

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы — об американской школе.

К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте.

Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук.

Читайте также:  Здоровая агрессивность - психология

Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий — в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов.

Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе.

Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов.

Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей.

Лично мне так и не удалось понять, что же первично — повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие — в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009—2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек.

Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год.

Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч — реальная цифра. Общественные — бесплатны.

В кабинете химии большая удобная доска, на которой учитель пишет формулы и уравнения реакций. В этом же кабинете живут символы праздника, Дня моля — кроты (moles)

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6—8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9—12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы.

Если переводить точно, то high или secondary school — это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) — «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли.

Каждая из школ всех трех уровней — это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом.

Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне.

Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский.

Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями — в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети — слепые, глухие, сильно отстающие в развитии.

Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам.

Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе — компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2—4 доллара, но можно приносить еду из дома.

Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» — понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси.

Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом.

Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.

), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат.

Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные — общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю.

Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках.

В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% — степень магистра. Нагрузка учителя — пять уроков в день, 25 — в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% — из бюджета штата и 2% — из федерального.

В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата — 74% и из федерального — 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина — меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе — 59.

Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Источник: https://scisne.net/a-1240

Cистема образования в США

Cистема образования в США

Обучение за рубежом Системы образования за рубежом Cистема образования в США

Образование США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому является:

  • наличие многоуровневой системы образования в США, в основу которой положен возрастной принцип;
  • разнообразие школ со своими особенными программами обучения, содержанием и методикой образования, традициями и философией (от частной школы до учреждения государственного типа);
  • существование множества центров приобретения высшего образования, привлекающих студентов со всего мира по причине высокого рейтинга.

Несмотря на отсутствие единой государственной системы образования и определение ее структуры каждым штатом в отдельности обучение в Америке имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему страны составляют:

  • учреждения дошкольного типа для воспитания детей в возрасте от 3 до 5 лет;
  • начальная школа, включающая 1-8 классы, занимающаяся обучением детей с 6 до 13 лет;
  • средняя школа (возраст 14-17 лет), принимающая учащихся в 9 класс и выпускающая их после окончания 12 класса с получением диплома об окончании средней школы;
  • высшая школа, которую представляют колледжи с двухгодичным сроком обучения и получением базового образования, и колледжи и университеты, где студенты учатся 4 года и получают степень бакалавра;
  • магистратура, дающая возможность продолжить образование с получением возможности присвоения ученой степени магистра (срок обучения 2 года);
  • завершающая ступень обучения сроком от 3 до 6 лет, ведущая к получению степени доктора философии.

Подготовка детей к школе

Привитие интереса к учению, развитие способностей ребенка, формирование его как личности  – основные задачи дошкольного образования в США, которое представлено такими учреждениями, как ясли, детские сады, дошкольные центры (общественные и частные).  Довольно распространенным явлением на этой ступени образования стало создание школ – яслей для самых маленьких воспитанников.

В основу методической деятельности всех дошкольных учреждений  положен принцип игры, от которого осуществляется плавный переход к чтению, письму, формированию соответствующих навыков для занятий учебным трудом в школе. Между тем основной упор делается на всестороннее развитие ребенка, чему в определенной мере способствуют занятия лепкой, изготовлением поделок, музыкой, рисованием, пением, физическими упражнениями.

Некоторые штаты осуществляют выдачу сертификатов общих достижений воспитанника по окончании дошкольного учреждения (в определенных случаях необходимый документ для зачисления в начальную школу).

Известен опыт открытия небольших частных детских садов для русских малышей с двухлетнего возраста (количество воспитанников не превышает 8 человек).

Обучение в школе

Школьное обучение представляет собой образование детей в начальной школе и средней. Начальные школы в Америке предполагают дифференцированный принцип комплектования классов.

В зависимости от результатов теста, который проверяет сообразительность, гибкость и глубину умственных способностей ребенка, учащиеся зачисляются в группы («одаренные», «нормальные», «неспособные»).

  Следовательно, преподавание в группе «А» ориентирует учащихся на поступление в колледж с первых дней занятий, отличающихся высоким уровнем требований к знаниям учащихся.

Содержание обучения на начальной ступени определяется учебным планом, который включает: чтение, письмо, литературу, орфографию, родной язык (на устной основе).

В соответствии с планированием происходит изучение арифметики, географии, истории, естествознания, гигиены. Определенная роль отводится ручному труду и физическому воспитанию, музыке и изобразительному искусству.

Однако распределение учебного времени на изучение предметов неоднозначно: арифметика, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции.

Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами:

  • продолжительность учебного года, включающего семестры (170-186 дней);
  • пятидневная учебная неделя;
  • ежедневная учебная нагрузка учащихся (5-6 уроков);
  • продолжительность занятий (с 8.30 до 15.30);
  • наличие системы выбора предметов с 8 класса;
  • обязательность изучения английского языка, математики, естествознания, обществоведения, гигиены, физкультуры, музыки, труда и изобразительного искусства.

Профилирующими дисциплинами учебной программы на старшей ступени средней школы являются такие предметы, как английский язык (4 года изучения), математика (2 года), естественные науки (2 года) и социальные (3 года изучения).

Наличие различных типов средних школ (академические, профессиональные, многопрофильные) предопределяет их направленность. Академический тип школ ориентирует учащихся на последующее получение образования на высшей ступени. Обязательным условием при поступлении является сдача теста, по которому определяется коэффициент умственной одаренности ученика (90 и выше).

Профессиональные средние школы занимаются подготовкой учащихся к практической деятельности.

Многопрофильная средняя школа предполагает наличие с 9 класса различных отделений: индустриальное, сельскохозяйственное, коммерческое, академическое, общее. Причем два последних профиля не обеспечивают учащихся должным уровнем подготовки для поступления в колледжи и университеты.

По причине обязательности среднего образования в распоряжение американских школьников предоставлены общественные школы (обучение бесплатно), частные школы с высоким уровнем образования на платной основе, специализированные частные школы для одаренных детей возможность домашнего обучения.

Наличие 3000 частных школ, где плата за обучение составляет боле 2 000 долларов в год, свидетельствует о состоятельности определенного числа американцев, которые могут позволить своим детям (около 3%) обучаться в таких учебных заведениях. Выходцы частных школ занимают посты дипломатов, руководителей, членов правительства. Большинству частных школ придан статус пансионатов (проживание учащихся на протяжении учебного года).

Определенный процент американских родителей использует возможность обучения на дому по заранее утвержденной программе обучения. Объяснением этому являются их религиозные убеждения, наличие особенностей физического развития ученика, желание родителей обезопасить своего ребенка от оружия, наркотиков и алкоголя.

Читайте также:  Гомосексуальность и термины - психология

Если раньше специальное образование  в США было представлено сетью особых учреждений для детей с нарушениями умственного, эмоционального развития или с отклонениями в поведении, то в настоящее время большинство детей данной категории получают возможность обучения в обычных классах нормальных школ.

Наличие русских эмигрантов в Америке поспособствовало появлению на территории страны школ, обеспечивающих образовательный процесс для их детей. Ярким примером этому явилось открытие бесплатной русской школы в штате Флорида (город Джексонвилл) в 2009 году, где преподавание ведется на английском языке (помимо предметов русский язык и литература).

Широкое распространение в Штатах получили такие русские учреждения, как школы продленного дня, воскресные церковные школы при православных приходах, еврейских центрах.

Возможность развивать и совершенствовать свои способности и таланты предоставляют русским детям различные студии, учебные центры разной направленности (спорт, театр, изобразительное искусство).

Общенациональной системы оценок в США нет (для некоторых школ – шкала в цифрах, для других – буквенная). Широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне),  D (ниже среднего), F (неудовлетворительно).

Основная форма проверки знаний учащихся – тестирование (ежегодные тесты умственных способностей, внутриклассовые тесты с буквенной шкалой оценивания).

Завершение обучения на средней ступени сопровождается получением диплома об окончании средней школы. Реальность данного явления возможна при условии сдачи зачета по 16 академическим курсам, которые учащиеся выбирают самостоятельно на протяжении 4 лет учебы.

Некоторые школы практикуют организацию специальных курсов, приравнивающихся к уровню университетских, для талантливых учащихся с последующей выдачей рекомендательных писем для поступления в элитные университеты.

Необходимым условием осуществления попытки получения высшего образования в США является сдача теста SAT (определение навыков грамотного письма, уровня решения проблем).

Обучение в Штатах на каникулах

Образовательный процесс на каникулах осуществляется посредством организации детских лагерей в США, предоставляющих ребятам из многих стран уникальную возможность отдыха и совершенствования уровня языковой подготовки.

Эффективность летнего обучения достигается сочетанием высокого профессионализма преподавателей и современного уровня оснащения аудиторий для проведения занятий.

Обучение английскому языку в лагере предусматривает наличие обязательной учебной программы, рассчитанной примерно на 20 часов занятий в неделю.

Совершенствование грамматических, лексических навыков, тренировка умений правильного построения фраз происходит естественным путем, в процессе проведения различных мероприятий (ролевых игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, дискотек и спортивных состязаний).

Самое главное преимущество летних школ и лагерей – обеспечение подростку возможности избавления от языкового барьера по причине полнейшего погружения в языковую среду.

Открытием летних лингвистических лагерей в Америке занимаются частные средние школы, предлагая ребятам индивидуальные языковые курсы и тематические программы, ориентированные на обучение английскому языку. Такие лагеря могут организовываться весной, на зимних и осенних каникулах.

Особую популярность завоевали среди подростков программы: «Язык + спорт», «Английский + фото», « Английский + театр».

Возможность учебы в США для русских школьников может реализоваться посредством следующих вариантов:

  • обучение в государственной школе на протяжении года по программе обмена опытом (FLEX) для подростков от 15 до 18 лет;
  • поступление и учеба в частной школе;
  • получение ПМЖ в Америке и выбор учебного заведения для учебы (государственного или частного).

Получение высшего образования

После окончания средней школы американские подростки обеспечены возможностью подступа к высшему образованию благодаря существованию колледжей (community colleges), которые и составляют основу системы профессионального образования в США.

Данные колледжи пользуются спросом не только у американских, но и зарубежных студентов по причине наличия современных программ обучения, упрощенной системы подачи документов, приемлемой стоимости обучения, комфортных условий проживания. Профессиональные колледжи дают возможность студенту продолжить образование в университетском колледже с получением степени бакалавра.

Высшая школа в США представлена университетами и колледжами, которые могут быть государственными (финансирование штатом) и частными.

Основная особенность учреждений высшей ступени образования – возможность выбора студентом программы обучения в США. Это означает, что им выбираются предметы для изучения (помимо обязательных по специальности).

Университеты в должной мере обеспечивают своих выпускников практическим опытом работы по специальности благодаря сочетанию научно-исследовательской деятельности и практике в процессе обучения.

Продолжительность обучения в университетах и колледжах составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень бакалавра.

Получение ученых степеней

Магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.

Самым высоким уровнем образования  является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами:

  • трехлетний курс обучения;
  • проведение исследования по специализации;
  • защита диссертации.

Для выпускников вузов и аспирантов России существует возможность самостоятельного получения образования и поступления в аспирантуру в Америке.

Кандидаты наук имеют шанс поступления в аспирантуру, но с последующим обучением на протяжении 2-3 лет.

Для них реальна стажировка в американских учреждениях высшей ступени образования, участие в исследовательской деятельности или чтение лекций при эвалюации (легализации) диплома для США.

Образование для русских в Америке

При желании получения возможности образования за рубежом следует подумать о том, сколько стоит обучение в США. Исходное число – от 30 тысяч долларов в год. Следовательно, стоит поискать возможности получения бесплатного образования в США, реальность которого может быть реализована посредством:

  • стипендий, выдаваемых по результатам достижений студента;
  • грантов, предоставляемых в случае невозможности оплаты за обучение;
  • различных видов финансовой помощи, оказываемых учебным заведением.

Особой популярностью пользуются следующие программы грантов на обучение в США: программа Фулбрайт, программа стипендий Э.Маски, программа образовательного фонда AAUW.

Для получения образования в Штатах следует сдать тесты (GRE, GMAT, SAT) на высокий балл, подготовить мотивационное письмо предельно высокого качества, доказывающего уникальность кандидатуры на отбор приемной комиссией.

Поиск стипендии или гранта для бесплатного обучения следует начинать за два года до поступления, ведь сроки подачи заявок имеют свой дедлайн.

Для выдающихся спортсменов существует шанс получения возможности бесплатного обучения благодаря спортивным стипендиям в США. Однако выдача этого уникального американского пособия осуществляется только на 1 год, ее продление реально по окончании сезона при условии улучшения спортсменом своих результатов.

Студенты из России могут обучаться в Штатах по программе обмена студентами, которая предполагает договоренность между учебными заведениями на прохождение стажировки или обучение на протяжении 1-2 семестров с проживанием в студенческих городках или принимающих семьях.

Источник: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/usa/

Особенности американской психологической службы в школе

Особенности американской психологической службы в школе

     Татьяна, расскажите о национальной модели школьной психологической служба США.

Школьная психологическая служба в Америке была создана более ста лет назад. Несмотря на долгий период становления в настоящее время процесс оказания психологических услуг продолжает совершенствоваться и каждый год подвергается доработке. Школьным психологам отведена особая роль, они являются мостом между службами специального образования и школой.

Школьный психолог и школьный практический психолог (counselor) — это два разных специалиста. Ведущая роль отводится школьным психологам, непосредственно занимающимся тестированием, по результатам которого все учащиеся либо проходят дальнейшее обучение с определенным уклоном, либо получают «инклюзивное» образование.

Следует отметить, что в Америке нет специализированных школ. Все учатся в одном учебном заведении, единственное отличие — подбор специальных программ для неуспевающих учеников.

Построением эмоциональной основы индивидуального роста, на которую ребенок сможет опираться в дальнейшем, занимаются школьные практические психологи. В их обязанности входит посещение классов, работа в малых группах и индивидуальные занятия (куда детей направляют родители, учителя, иногда они сами обращаются за помощью), консультации с родителями, учителями и администрацией.

Интересный факт: на протяжении уже нескольких лет приоритетом при взаимодействии с учащимися является работа с чувствами, эмоциями. Школьный практический психолог призван распознать трудности, которые испытывает ребенок, и дать ему необходимую поддержку.

Национальная модель для практических психологов (НМПП) — некое руководство к составлению и проведению программ, она определяет в общих чертах работу психологов. Модель может быть принята в одном штате и отвергнута в другом.

НМПП рекомендует соотношение 250–300 учеников на одного психолога-практика, но в реальности хорошо, если на одного приходится 500 учащихся, а существуют такие регионы, где один специалист разъезжает по двум, а то и трем школам.

Практические психологи выступают в качестве адвокатов своих программ. Все результаты работы фиксируются документально, выявляется их валидность.

По запросу администрации проводится скрининговая диагностика, которая позволяет выявить значение индивидуальных занятий по сравнению с групповыми. Главный показатель хорошей работы — улучшение поведения ребенка или снятие проблемы.

Тем не менее порой руководство, учителя не верят в успех деятельности психологов.

       А что такое Американская ассоциация школьных практических психологов?

Ассоциация школьных практических психологов (American School Counseling Association) базируется на совместных решениях профессионалов. В каждом штате существует ветка ассоциации со своим президентом, секретарем. Любой психолог, обратившись в ассоциацию, может получить ответы на все интересующие его вопросы.

Психологи-практики на общем заседании ассоциации вырабатывают набор критериев, которого нужно придерживаться при построении групповой и индивидуальной работы, принципы доставки услуг, систему управления программой и подотчетностью. Все перечисленные факторы внесены в Национальную модель, которую используют психологи в виде базы для своей работы.

       Какова рабочая неделя психолога в соответствии со ставкой? Есть ли у психолога специальные методические (учебные) дни?

Практические психологи работают по такому же расписанию, что и учителя, — 37,5 часов в неделю. Конечно, это в идеале. Часто приходится задерживаться, чтобы закончить работу, позвонить родителям, подготовиться к конференции с учителями, подготовиться к следующему дню, так как в течение рабочего дня на все это, как правило, не хватает времени.

Рабочий день в целом составляет 6 часов (иногда до 8); 4–5 часов минимум психолог проводит с детьми. Обычно мы ведем несколько занятий в классах по 30–40 минут, проводим тренинги, беседы и обязательно консультации. Если поведение ребенка характеризуется как девиантное, то этим занимаются уже клинические психологи в специальных службах.

Отдельных методических дней нет. Повышение квалификации осуществляется благодаря участию в конференциях, специальных тренингах, предлагаемых школьной системой.

       С детьми какого возраста приходится работать психологу в школе и есть ли обязательный курс по психологии в школьной программе?

Практический психолог обязательно работает в старших классах (так сложилось исторически).

В средних и младших сегодня тоже появились практические психологи, но периодически поднимается вопрос об их необходимости, особенно в младших классах.

Что касается тем и программ, они определяются нуждами школы, и практические психологи должны руководствоваться нормативами НМПП (Национальной модели психологической службы).

Одна из обязательных программ — это «Воспитание личности» (Caracter Education). Предполагается, что такая программа будет проводиться в каждой школе и для всех возрастов.

Цель — помочь детям развить личностные качества: уважение, ответственность, умение заботиться о себе и о других, умение работать сообща, быть хорошим гражданином и др. Программу проводит практический психолог.

Предлагается множество дидактических материалов: игр, книг, видеоматериалов, чтобы облегчить работу, что позволяет учителю продолжить начатое.

Одна из профилактических программ, которая широко представлена в США, — «Неделя Красной Ленты».

       А что это такое?

Цель: профилактика вредных привычек. В октябре по всей стране проводится «Красная Неделя». Во время мероприятий детям объясняют, почему вредно употребление алкоголя, наркотиков, курение и как они влияют на растущий организм.

Мероприятия проходят во всех классах, в них вовлекаются и учителя-предметники. Например, ребята с преподавателем в рамках урока могут сочинять стихи, слоганы или, например, рассчитать, сколько курильщик тратит денег в год на сигареты.

Каждый день что-нибудь происходит. Скажем, в течение одного дня все носят одежду задом наперед и украшают ее девизом: «Повернемся спиной к выпивке, наркотикам и курению!»

Мероприятие пользуется огромным успехом у учителей и учащихся всех возрастов.

       Как проходит профориентация в школе?

Профобучение начинается в США с начальной школы, проводятся специальные занятия в игровой (тренинговой) форме. В дальнейшем дети начинают знакомиться с профессиями. В старших классах ребята рассматривают уже выбранные для себя профессии, определяют учебное заведение (академия, университет). Каждая профессия очень уважаема — будь то водитель или полицейский.

       Какая нормативная документация сопровождает деятельность психолога?

Существует профессиональный этикет (Ethics) — руководство для профессионалов.

В нем прописана такая норма поведения, как конфиденциальность, сказано, сколько раз можно проводить индивидуальные занятия с ребенком и когда психолог обязан связаться с родителями, чтобы обсудить возможность направить его в агентство или центр (mental health centers) для получения дальнейшей клинической помощи, если школа уже не может помочь. Для уточнения информации школьный психолог обязательно свяжется с центром и будет всячески содействовать решению проблемы.

       Зачем школьному психологу в США нужна лицензия и кто ее выдает?

Лицензия требуется для работы в школе. Требования для ее получения разнятся от штата к штату, но основные следующие: образование (аспирантура-магистратура, в России это считается законченным высшим, здесь это называется аспирантурой) и хорошая практика.

Подготовка проходит в аккредитованном университете, практика — в школе под чутким взглядом супервизора и преподавателя университета. Это, как правило, 600 часов, и затем надо успешно пройти тест (набрать определенное количество баллов).

Выдается лицензия отделом образования штата.

Читайте также:  Внутренний мир - психология

       Российские психологи известны в Америке?

Всеобщее признание получил Л.С. Выготский. Его труды цитируются во многих изданиях, американские психологи ссылаются на его работы. Зона ближайшего развития представлена в статьях и книгах, когда речь идет об изучении психического развития и обучении.

И.М Сеченов и И.П Павлов также широко известны. Они выступают, как основоположники рефлекторной теории, изучавшие безусловные рефлексы.

       Беседовала Наталья МОСТАЙКИНА

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702009

Источник: http://www.xn--80aim3aeec.xn--p1ai/publ/rekomenduemye/osobennosti_amerikanskoj_psikhologicheskoj_sluzhby_v_shkole/2-1-0-111

Основные тенденции современного психологического образования в мире

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования,

историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Рассмотрим типичные тенденции, характерные для современного психологического образования большинства стран Европы и Америки.

1. Интерес студентов к психологическому образованию в последние десятилетия возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы, в Австралии.

Психология, как правило, относится к числу 3-4 предметов, наиболее часто выбираемых студентами для изучения в высших учебных заведениях. Психологию

изучают студенты, которые специализируются в области психологической науки и практики, а также студенты других специальностей, таких как педагогика,

медицина, юриспруденция, социальная работа и др. Во многих странах психология преподается в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве

предмета для изучения.

2. Необходимость психологического образования осознают как студенты, так и руководители образовательных программ. Выбор студентами психологии для

изучения в университетах и школах определяется, с одной стороны, руководителями образовательных программ, с другой стороны, самими студентами. В

первом случае разработчики образовательной программы (администрация учебного заведения) предлагают программу, в которой предписано изучение

определенных психологических курсов, а также курсов, не связанных с психологией. Выбирая учебную программу, студент обязан изучить все предлагаемые в

ней курсы. Во втором случае студентам предлагаются курсы, из которых они выбирают представляющие для них образовательный или профессиональный

интерес. Влияние этих двух факторов в разных странах и в рамках разных учебных программ различно. Так, например, в России доминирует первый фактор, а

в США — второй; в программах профессионального образования — первый фактор, в программах общего психологического образования — второй.

3. Типичная длительность психологического образования. Изучение психологии, как правило, начинается с курса «Введение в психологию» (или «Общая

психология»). Затем студенты, как правило, выбирают курсы в зависимости от своих интересов и специализации. Студенты, планирующие заниматься

психологической деятельностью по окончании вуза, изучают психологию в течение 4-6 лет. В одних европейских странах типичный период профессионального

психологического образования составляет в целом 5 лет, в других — б лет. Этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или

разделяться на два уровня высшего образования. В некоторых странах, например в Норвегии, после годичного вводного курса высшего образования студенты

должны пройти 5-летнюю программу подготовки профессиональных психологов. В Англии базовое психологическое образование продолжается 3 года. Однако

для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность работать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3

года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. В США базовое психологическое образование составляет 4 года,

профессиональное психологическое образование предполагает еще 2 года обучения. Аналогичная ситуация имеет место в Шотландии.

4. Типичная структура и цели психологического образования. По структуре психологическое образование бывает непрерывным и прерывающимся, по цели —

ориентированным на получение психологического образования или на получение профессии психолога, общим или специализированным. Сочетание этих

критериев создает определенные типичные модели психологического образования. При непрерывном общем образовании студенты сначала приобретают

общее психологическое образование и специализируются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая

система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании. Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании. При

непрерывном специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например в клинической,

педагогической или психологии развития. Такая система психологического образования существует, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии.

Прерывающееся психологическое образование имеет два варианта. Для Англии типична модель «три плюс три», в рамках которой студенты в течение 3 лет

получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование в течение последующих 3 лет уже на второй

ступени или завершитьизучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности, а возможно, и в другом университете.

Такая система взята за основу в ряде других стран, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте. Другой вариант прерывающегося

психологического образования предполагает базовое 4-летнее образование в области психологии с последующей 2-летней специализацией в одной из сфер

профессиональной психологии. Это традиционная модель для США и стран, ориентированных на американскую систему образования. Такая же система

принята и в Шотландии.

5. Типичное содержание психологического образования. Профессионально-психологическое образование предполагает различный набор изучаемых

предметов. Оно может быть исключительно психологическим, а может включать в той или иной мере изучение предметов из других областей знания. Изучение

биологических и социальных наук как смежных с психологией является достаточно типичным явлением. Общеобразовательные предметы включаются в

учебные программы психологов в России и США. В то же время во многих европейских странах студенты-психологи не изучают предметы

общеобразовательного цикла. Учебные дисциплины, относящиеся к собственно психологическому образованию, могут быть разделены на две основные

группы: фундаментальные и прикладные. Типичными фундаментальными психологическими дисциплинами, изучаемыми в большинстве стран, являются

психономика (которая изучает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, психология индивидуальных

различий, теория, методология, статистика. Типичными прикладными психологическими дисциплинами, изучаемыми в большинстве стран, являются

клиническая психология, психология труда и организационная психология, педагогическая и школьная психология. Перечень дисциплин может быть

различным по названиям и количеству, но предметное содержание, которое раскрывается в них, в значительной степени сходное. Профессиональная

практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, являются обязательными

компонентами обучения психологов во всех странах Европы и Северной Америки. Они совершенствуют профессиональную подготовку психолога.

6. Постепенно выделяются две ветви профессионального психологического образования: научно ориентированное и практически ориентированное. И в том и в

другом случае факультеты стремятся поддерживать высокий уровень научности. Однако в конце 60-х гг. в США, а десятилетием позже и в Европе, в связи с

возрастающими потребностями общества в психологах-практиках стали появляться школы профессиональной психологии, обучение в которых направлено на

подготовку к практической психологической деятельности (например, в области клинической, школьной психологии). Специализация в области научных

исследований или практической психологии обычно начинается после завершения базового психологического образования в рамках магистерских,

докторских или профессиональных программ. Послевузовское (Graduate) образование в области психологии имеет два варианта. Магистерские (Master degree)

программы обычно рассчитаны на 2 года обучения и являются преимущественно научно ориентированными (хотя в последнее время все чаще появляются

практически ориентированные магистерские программы). Программы школ профессиональной психологии (Professional Schools) направлены на практическую

подготовку психологов для работы в области клинической, школьной, консультационной психологии. Другой тип научно-ориентированного послевузовского

образования — аспирантура или докторские программы. Обучение в аспирантуре (в России) или на докторской программе (во многих других странах мира)

направлено на повышение научной квалификации специалиста. Степень кандидата психологических наук или степень Ph.D. характеризуют научную зрелость

выпускника. В то же время в ряде стран существуют программы послевузовского повышения профессиональной квалификации практических психологов

(например, 3-летние программы в Германии, 5-летние — в Норвегии). Они часто разрабатываются и проводятся национальными психологическими

ассоциациями и обществами или университетами. В США университеты предлагают докторские программы в области клинической, школьной,

консультационной психологии. Обучение в этом случае направлено на практическую подготовку психологов, на освоение прикладных профессиональных

знаний и умений в конкретной области профессиональной психологической работы. Выпускники получают степень доктора психологии (Psy.D.), аналогичную

научной степени доктора философии (Ph.D.).

7. Психологию все более подробно изучают не только студенты, специализирующиеся в этой области, но и специалисты другого профиля — социологи,

педагоги, врачи, социальные работники, юристы. Во многих европейских и американских университетах и специальных институтах студенты, имея

возможность выбора предметов для изучения, выбирают психологию. К этому их побуждает прежде всего интерес к этой области знания, поскольку

психология накопила достаточно много фактов, интересных и полезных не только для ученых. Чаще всего студенты изучают курсы общей психологии и

прикладные отрасли психологии, необходимые для их будущей профессиональной деятельности. В России студенты учатся в соответствии с учебными

планами, разработанными администрацией вузов на основе государственных образовательных стандартов. Поэтому именно от администрации вуза зависит,

будет ли изучаться психология. Деканаты и кафедры все чаще и чаще включают психологию в учебные планы студентов.

8. Преподавание психологии выходит за рамки высшего образования. Несмотря на то что в целом ряде стран психология как учебный предмет изучается

достаточно давно, в последнее десятилетие произошло значительное расширение преподавания психологии в старших классах средних учебных заведений:

школ, гимназий, лицеев.

9. Разработка механизмов обеспечения качества образовательных психологических программ. Нужны ли стандарты психологического образования ? А если

нужны, то в какой степени они должны регламентировать содержание, которое предлагается студентам? С одной стороны, стандарты образования

направлены на гарантирование его необходимого качества, но, с другой стороны, они ограничивают свободу мнений и творческой деятельности

преподавателя, а также самостоятельность студентов в выборе образовательной программы. В международном опыте обнаруживаются разные подходы к

обеспечению качества преподавания психологии. В США, например, национальных стандартов преподавания психологии в высшем образовании не существует.

Вопрос о том, какие предметы должны преподаваться и каким должно быть их содержание, каждый университет решает самостоятельно. В Великобритании в

последние годы проводилась работа по стандартизации. Руководители комиссии по стандартизации признали, что эта работа была полезна и сыграла

положительную роль. В то же время был отмечен и ряд недостатков этих мероприятий. Во многих странах общее содержание психологического образования

формируется естественным путем, без предписаний в виде стандартов. Признание преподавателями психологии и студентами значимости, достоверности и

доступности изложения психологического знания, отраженного в учебных и научных трудах, становится критерием отбора курсов для содержания

психологического образования. Вероятно, оптимальное сочетание: 1) обязательных, 2) специальных курсов по профессиональным интересам и 3) продвинутых

интегративных курсов может стать одним из путей гибкой стандартизации программ обучения психологии.

10. Тенденция интеграции национальных систем образования. Следует отметить, что в последние годы проявляются тенденции интеграции национальных

систем образования. В Европе эти процессы особенно очевидны. Конечно, в будущем это должно отразиться и на развитии психологического образования.

После принятия 29 государствами Болоньской декларации, подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии, Франции в 1999 г., Европа

вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования, Болоньский процесс представляет собой синхронизированные

реформы, которые рассчитаны на реализацию до 2010 г. В соответствии с этими реформами предполагается:

1. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно —

бакалавр/магистр). Таким образом, образование становится более структурированным, дифференцированным и ориентированным на конкретные

потребности рынка труда.

2. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования). Укрепляется связь и

преемственность среднего профессионального и университетского образования.

3. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения, что достигается за счет введения многоуровневой системы высшего образования.

4. Изменения в структуре и организации докторских программ. Предполагается изменение сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры

научных степеней. В ряде стран открываются возможности выхода на докторские программы после получение квалификации бакалавра.

5. Введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний,

желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества.

6. Развитие дистанционного и непрерывного образования. Главная задача в данном случае — обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни

человека. Это относится в первую очередь к последипломным формам подготовки.

7. Накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной студентом учебной нагрузки. В целом нужно отметить,

что система европейского высшего образования становится более прагматичной и все больше ориентируется на рынок труда.

Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=108

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию