Апперцепция — психология

Апперцепция — это. Восприятие в психологии. Апперцепция

Апперцепция — это. Восприятие в психологии. Апперцепция — тест

August 2, 2014

Наш прошлый опыт, цели и мотивы деятельности играют одну из главных ролей в восприятии окружающего мира, его предметов и явлений.

История понятия

Само понятие «апперцепция» ввел психолог Г.Лейбниц. Д.С. Брунер предложил термин «социальная апперцепция». Это восприятие социальных групп, народов, рас, отдельных людей.

Психолог обратил внимание на субъективность принятия окружающих людей, в отличие от предметов и явлений.

Философ Иммануил Кант поднял вопрос о трансцендентальном единстве апперцепции, суть которого состоит в том, что осознание своей личности не может быть отделено от осознания окружающей среды.

Альфред Адлер считал, что апперцепция — это жизненный стиль, выработанный человеком. На этом основании психолог разработал схему, представив этот термин как одно из основных звеньев в восприятии. И.Ф.

Гербарт апперцепцию перенес в педагогику, называя ее осознанием субъектами материала под влиянием предыдущих знаний и опыта.

Вильгелм Вундт представил данный термин как особую внутреннюю психическую силу, которая обуславливает поведение человека.

Перцепция и апперцепция

Апперцепция – это одно из важных психических свойств человека, действием которого является условное восприятие предметов и явлений в окружающем мире, в зависимости от его взглядов, интересов и опыта. Что касается перцепции, то это понятие включает в себя прием и преобразование сенсорной информации, с помощью которой формируется субъективный образ объекта.

Понятие объясняет понимание себя и другой личности, и на этой основе установление взаимодействия и взаимопонимания. Эти два термина разделил известный ученый Г.Лейбниц. Психолог показал, что апперцепция является основным условием самосознания. И добавил в понятие память и внимание. Таким образом, апперцепцией называется сочетание главных психических процессов.

Особенности

Восприятие обладает определенными свойствами. Их можно обозначить как осмысленность, константность и предметность. Первое свойство заключается в различном восприятии разными людьми одного и того же предмета. Причина такого феномена в том, что у каждой личности свой накопленный опыт, на который она опирается.

Второе — несмотря на меняющиеся условия, восприятие свойств предмета остается относительно независимым. Третье свойство говорит о том, что все впечатления окружающего мира люди относят к различным предметам и явлениям (синее небо, звук человеческого голоса и так далее). С предметностью связана осмысленность.

К полученным новым впечатлениям всегда примешиваются прошлый опыт, знания, на их основе человек узнает предмет.

Восприятие в психологии

Помимо объединения ощущений в некий цельный образ, который личность опознает, происходит его понимание и осмысление. Все действия осуществляются благодаря прошлым знаниям. Таким образом, можно выделить особые свойства сознания:

  1. Категоризация. Любой предмет воспринимается как член обобщенного класса. Специфические свойства группы переносятся на сам объект.
  2. Вербальное опосредование. За счет этого свойства происходит абстрагирование и обобщение индивидуальных свойств предметов.
  3. Влияние установок. Можно сказать, что это почти неосознаваемая способность чувствовать, реагировать и воспринимать так, как подсказывает опыт и мотивы.
  4. Субъективность. В зависимости от своих индивидуальных факторов, разные люди воспринимают один и тот же предмет по-разному.
  5. Апперцепция. Восприятия любых содержаний обуславливается прошлыми впечатлениями и знаниями.

Один из основателей гештальтпсихологии, М.Вертгеймер, вывел шесть законов восприятия. К ним относятся:

  1. Эффект близости (объединение близлежащих фигур).
  2. Эффект сходства (предметы, сходные по цвету, форме и так далее, группируются).
  3. Фактор «общей судьбы» (предметы объединяются по изменениям, которые в них происходят).
  4. Фактор замкнутости (лучшее восприятие фигур, которые замкнуты).
  5. Фактор группировки без остатка (ряд предметов стараются сгруппировать так, чтобы отдельных фигур не было).
  6. Фактор «хорошего продолжения» (выбор менее искривленной линии из двух пересекающихся или касающихся).

Психика личности

К понятию «психика» относится способность субъектов отражать объекты окружающего мира, выстраивать картину реальности и на ее основе регулировать свое поведение и деятельность. Основные свойства психики можно выделить в следующие заключения:

1. Психика – свойство живой, высокоорганизованной материи.

2. Психика способна воспринимать информацию об окружающем мире и рождать образ материальных объектов.

3. На основе полученной информации извне происходит регуляция внутренней среды личности и формируется ее поведение.

Самыми распространенными методами исследования восприятие в психологии являются тесты. В основном это представители двух видов – апперцепции символов и тематической апперцепции.

Первый тест состоит из 24 карточек с символами, взятыми из сказок и мифов. Испытуемый группирует карточки как ему удобно. Следующим этапом исследования является предложение дополнить символы еще одним недостающим.

Далее опять происходит группировка, но уже на известные категории: «любовь», «игра», «власть», «познание». Испытуемый должен объяснить принцип своей систематизации и значение символов.

Результатом будет выявление приоритетов и ценностной направленности человека.

Второй тест представлен в виде набора таблиц с черно-белыми фотографиями, которые выбираются с учетом возраста и пола испытуемых. Задача тестируемого — составить сюжетный рассказ, опираясь на каждую картинку. Используется данная методика в случаях психотерапевтической и дифференциальной диагностики при отборе кандидатов на важные посты.

Тест для исследования детей

Детской апперцепции тест был создан Л.Беллак и С.С.Беллак. Исследование по этой методике проводится с детьми в возрасте от 3 до 10 лет. Суть его в демонстрации различных картинок, на которых изображены животные, занятые разной деятельностью.

Ребенку предлагается рассказать историю, опираясь на картинки (чем заняты животные, что происходит на изображении и так далее). После описания психолог переходит к уточняющим вопросам.

Важно показывать картинки в определенной последовательности, в порядке их нумерации.

Данная методика дает возможность выявить следующие параметры:

  1. Ведущие мотивы и потребности.
  2. Отношения с родственниками (братьями, сестрами, родителями).
  3. Внутриличностные конфликты.
  4. Особенности защитных механизмов.
  5. Страхи, фобии, фантазии.
  6. Поведение среди сверстников.

Беря за основу понятие «апперцепция» (это осознанное, осмысленное, вдумчивое восприятие реальности исходя из прошлого опыта), важно вовремя подкорректировать влияние полученных знаний у ребенка, чтобы в дальнейшем у него сложились правильные понятия об объектах мира.

Источник: http://getmedic.ru/psikhologiya/77427-ponyatie-appertseptsii-v-psikhologii-6

Что такое апперцепция в психологии

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное.

У них — разная апперцепция.

Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.

Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.

), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию.

Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой.

Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта.

При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д.

Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Апперцепция в психологии рассматривается как один из этапов познания объектов. Апперцепция включена в восприятие. В процессе восприятия участвуют высшие когнитивные механизмы, в результате работы которых происходит интерпретация сенсорной информации.

Сначала мы ощущаем стимул, затем с помощью восприятия интерпретируем ощущаемые явления, и создается целостный образ. Именно он трансформируется под воздействием прошлого опыта, что и называется апперцепцией.

После апперцепции объект имеет индивидуальную, личностную окрашенность. Вся жизнь человека, сознательно или бессознательно, – процесс апперцепции. Это не спонтанный акт, а постоянная оценка нового опыта через присутствующие в человеке знания, впечатления, идеи, желания.

Опыт накладывается на новые впечатления, и нам уже сложно определить, что из двух факторов вносит большую долю в наши суждения о предмете на данный момент – объективная реальность или наши индивидуальные особенности (желания, опыт, предубеждения). Подобное взаимоотношение объективного и субъективного приводит к тому, что невозможно с точностью определить, где вмешиваются в суждения, например, предрассудки.

Слово «апперцепция» состоит из двух частей на латинском языке: ad, которое переводится как «к», и perception – «восприятие». Сам термин апперцепция ввел Лейбниц.

Под ним он подразумевал сознательные акты восприятия, подчеркивая их отличие от несознательных, которые в свою очередь называл перцептивными. Термин апперцепция долгое время находился в ведении философии.

Вольф, Кант, Фихте, Гербарт, Гегель и Гуссерль подробно рассматривали его и анализировали:

Проблема в том, что новое с трудом может взбаламутить запас уже имеющихся у нас представлений и идей. К чему же это ведет? Благодаря апперцепции с годами люди становятся консервативнее. У них уже имеется устойчивая система идей, и все, что поступает извне и не вяжется с ней, игнорируется.

Но с другой стороны, благодаря апперцепции процесс обучения можно сделать в разы эффективнее. По мысли последователей Гербарта, каждый новый элемент знания должен быть сознательно включен в прошлый опыт и связан с той информацией, которой учащиеся уже хорошо овладели.

Таким образом, участие механической памяти может быть сведено к минимуму, не нужно никакой зубрежки. Организуется полноценное включение нового в систему знаний человека, а главное, при этом часто случается радость открытия, что в свою очередь ведет к желанию повторить подобный опыт. Главное – провести достаточное количество связей между старым и новым.

Предшествующее знание о мире и его объектах обнаруживается всегда. Это не так просто проиллюстрировать. Допустим, вы сидите в кресле, а рядом ребенок собирает какое-нибудь сооружение из кубиков «лего».

Если вы задремали, уже увидев, какой бастион возник под его рукой, и пока вы спали, он его разобрал на мелкие, но все же связанные части, то практически без труда, проснувшись, вы сможете вспомнить, к чему относилась та или иная часть.

Зашедший же человек, который не видел сооружения, вряд ли сможет указать на то, что на полу лежат части разобранного бастиона, – он может предположить, что это просто детальки, соединенные наспех, чтобы они не растерялись, или что это части любого здания – может быть, пожарной части или полиции.

Апперцепция – это прямое следствие научения. Если бы мы не обладали этим свойством, вряд ли мы смогли бы быстро проводить параллели и понимать, как работать с новым стимулом. Один раз с трудом прочитав предложение, мы бы каждый раз заново учились, что буквы складываются в слова, а каждое слово несет свой смысл. Нам вновь и вновь пришлось бы давать внешним и внутренним стимулам значение.

Читайте также:  Продуктивное мышление - психология

Научившись значениям сигналов от органов чувств, мы приобретаем сеть ассоциаций, благодаря которым нам легче интерпретировать стимулы внешнего мира. К примеру, когда вы слышите балалайку, вы можете сразу же провести параллель с традициями славян, их культурой, а конкретно – с их танцами и развлечениями. Проще говоря, на наше представление о мире влияет взаимодействие двух структур:

То, что мы знаем об объекте, накладывается на то, что мы ощущаем в процессе его непосредственного восприятия, и мы получаем образ объекта в данный момент. Это помогает нам читать, писать, относить людей и явления к той или иной группе, но это и приводит к множественным заблуждениям и проблемам.

На основе знания о роли апперцепции в восприятии людей, событий, идей и объектов Мюррей разработал апперцепционный тест. Позже возникли его вариации, все они сосредоточены на оценке либо какой-то одной ведущей психической структуры личности или их совокупности. Это могут быть:

Тест представляет собой картинки, по которым испытуемые должны написать рассказы. В них люди излагают, что, по их мнению, происходит с персонажами изображений: что было до зафиксированного момента, что будет потом. Необходимо отразить также переживания, чувства, эмоции и мысли, которые могли бы принадлежать персонажам, по мнению испытуемых.

Кроме картинок с ситуациями есть белый лист. Эта часть теста обнажает актуальные проблемы человека. Здесь испытуемый должен составить рассказ по картинке, которую он сам придумает! В процессе апперцепции прошлый опыт и содержание психики актуализируются в историях испытуемых.

Апперцепция работает, так как обследуемые ничем не ограничены. Главное – создать у них правильное впечатление, иначе тест не удастся, они не должны знать, что выявляется, к тому же важны атмосфера и мастерство проводящего диагностику. К разным типам личности требуется свой подход.

По тому же принципу устроен метод свободных ассоциаций. Его ввел отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Уже Юнг отмечал, что свободные ассоциации при предъявлении стимула происходят легче и с меньшим количеством защит, поэтому становится проще добраться до неосознаваемого содержания сознания.

В середине 20 века Эдвин Боринг высказал мысль о специфической функции восприятия, которая, по его мнению, заключается в экономии мыслительной деятельности. Оно отбирает и определяет наиболее важное, чтобы именно это сохранилось.

И с этой точкой зрения согласны когнитивные психологи. Таким образом, у человека есть фильтры для того, чтобы отбросить одно и сохранить другое, проигнорировать часть и заметить самое существенное и решающее для его жизни и успешной деятельности.

Но как будет происходить принятие решения «игнорировать или сохранить»? Безусловно, на основе прошлого опыта и сиюминутных порывов. Так что надеяться на то, что получится враз освоить какую-нибудь область науки или понять сложные явления, не стоит – важны методичность и богатство ассоциаций, связанных с этой темой или смежными с ней.

Уильям Джеймс считал (на основе рассмотрения апперцепции), что различие в мнениях по поводу какого-то факта доказывает скудость ассоциаций спорящих. Их несогласие уже обнажает недостаточность всех конкурирующих объяснений, а для устранения противоречия им понадобилось бы увеличить свой запас идей и представлений или даже ввести новое понятие для рассматриваемого явления.

Источник: http://nards-info.ru/chto-takoe-appercepcija-v-psihologii/

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) – понятие, выражающее осознанность восприятия, а также зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввел Г.В.

Лейбниц,обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций). «Т.о.

, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния…» (Лейбниц Г.В.Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 406).

Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились… во мнении о смертности душ».

И.Кант использовал понятие «апперцепция», чтобы обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании» (Кант И.Критика чистого разума. М., 1998, с. 149).

В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной.

Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всем человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот.

Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «…Единство сознания есть то непременное условие, которым создается отношение представлений к предмету… то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с.

137–138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, т.е. объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».

В 19–20 вв. понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путем использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И.Ф.

Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго толкования В.

Вундтсчитал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений.

При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий.

Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах».

Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита).

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека.

Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным.

В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и т. п.), во втором – психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства, надежды и т.д.).

Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга.

При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта – мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

Литература:

1. Ивановский В.К вопросу об апперцепции. – «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1);

2. Теплов Б.М.Психология. М., 1951.

О.В.Суворов

Источник: http://Platona.net/board/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija/appercepcija/3-1-0-827

Апперцепция — это..

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. ad – к и perceptio восприятие), ясное осознание, зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию зависимость восприятия от устойчивых особенностей…

Философский словарь

(от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннеесостояние ума, направленное на представление о…

Новейший философский словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат ad — к и percepcio — восприятие) — термин, введенный Г Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады С тех пор А является одним из ведущих понятий…

Психологический словарь

(от лат. ad — к и perceptio — воспринимаю) — влияние на восприятие — предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин «»апперцепция»» был введен Г.&nbsp

Психологическая энциклопедия

(Apperception). Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.

Психологическая энциклопедия

(Apperception; Apperzeption) — термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную…

Психологическая энциклопедия

(лат. ad — к, до, при, perceptio — восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным…

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. ad — к + perceptio — воспринимаю. Автор. Г.Лейбниц. Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия. Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов…

Психологическая энциклопедия

Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по…

Психологическая энциклопедия

(apperception) — (в психологии) состояние, при котором характеристики предмета, окружающая обстановка и т.д. воспринимаются человеком с учетом имеющихся у него знаний и опыта.

Источник: http://insai.ru/slovar/appertseptsiya

Клуб Здорового Сознания

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — внимательное, , , восприятие. Обратили и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция.

Другое определение апперцепции — это психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного , от содержания и направленности ( и ) его текущей деятельности, от личностных особенностей (, и т. д.).

Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.

Апперцепция, по Лейбницу, включает и и является необходимым условием высшего познания и . В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.

), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность и источник единого потока .

Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию.

Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и , названных им апперцептивной массой. , превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни , «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая .

Представители сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта.

При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный определенным . Это явление, изученное Д.

Читайте также:  Правила дрессировки - психология

Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и , которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

Источник: https://psy-space.ru/?page=appercepciya

Апперцепция

Апперцепция (от лат.

ad — к и perceptio — восприятие) — одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.

Термин «А.» ввёл Г. Лейбниц[1], обозначив им процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; это определило первый аспект понятия А.: переход чувственного, неосознанного (ощущения, впечатления) в рациональное, осознанное (восприятие, представление, мысль). И.

Кант обратил внимание на то, что деятельность рассудка синтезирует атомарные элементы чувственности, благодаря чему восприятие всегда обладает некоторой целостностью. Для обозначения связи и единства представлений в сознании Кант ввёл понятие «синтетического единства А.», то есть единства процесса осознания.

На уровне чувственности такое единство обеспечивается рассудком, который есть «… способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представления под единство апперцепции»[2]. Синтез из уже имеющихся представлений Кант назвал трансцендентальной А. В 19 в. И. Ф. Гербарт через понятие А.

объяснял обусловленность содержания нового представления запасом уже имеющихся представлений. В. Вундт, благодаря которому понятие А. получило широкое распространение в психологии, объединил в нём все три аспекта: осознание воспринятого, его целостность и его зависимость от прежнего опыта. С помощью А. он пытался объяснить избирательный характер сознания и поведения.

В современной психологии понятие А. выражает тот несомненный факт, что разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же.

Это объясняется тем, что восприятие предмета есть не простое копирование, а построение образа, осуществляемое под влиянием имеющихся у личности сенсомоторных и категориальных схем, запаса знаний и т. д. В этой связи различают устойчивую А.

(обусловленную мировоззрением и общей направленностью личности) и временную А. (определяемую настроением, ситуационным отношением к воспринимаемому и т. д.), тесно переплетающиеся в конкретном акте восприятия. Разновидностями идеи А.

являются понятия гештальта, установки, выражающие различные аспекты активности личности.

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.

Апперцепция, лат., термин, впервые встречающийся у Лейбница, означает у него сознательное представление. Затем учение об А.

было развито дальше Вольфом и Кантом (акт самосознания), Гербартом (взаимодействие нового представления с рядом прежних предст.) и, наконец, Вундтом, который вносит в А. волевой элемент (А.

усиление некоторых представлений в силу сосредоточивания на них активного внимания).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Апперцепция (от лат. apperceptio — восприятие) — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание.

В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошел несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц, противопоставивший «апперцепцию» простой «перцепции». В то время как перцепция есть внутреннее состояние души, представляющей внешний мир, — «апперцепция» есть «сознание или рефлексия этого внутреннего состояния».

Лейбниц подчеркнул активный характер А. В актах А. представления не просто даются нам, но мы овладеваем ими, как нашим достоянием. Так как деятельностью отчетливого представления необходимо предполагается субъект, то, по Лейбницу, акты А. обусловлены самосознанием. Дальнейшее развитие понятие А. получило у Канта. По Канту, А.

есть высшая и в каждом субъекте тождественная форма самосознания, благодаря к-рой все многообразие наглядных представлений относится к представлению того субъекта, в к-ром это многообразие находится. В А. Кант подчеркивает синтетический характер ее актов. По Канту, А. есть высшее условие единства всех понятий рассудка; единством А.

обусловлена возможность априорных синтетических суждений в науке и в философии. — В то время как Лейбниц и Кант выдвинули на первый план гносеологическую функцию А., кантианец Гербарт перенес центр тяжести в психологическое содержание этого понятия. По Гербарту, А.

есть акт ассимиляции вновь вступающих в поле сознания представлений, посредством воздействия на них со стороны сложных комплексов, образовавшихся в прошлом психическом опыте. Возможность А. обусловлена, по Гербарту, механизмом сознания.

Представления, исчезающие из сознания, не погибают бесследно, но, подвергшись торможению, продолжают существовать в качестве «стремления к представлению». Посредством ассоциаций или посредством самопроизвольного движения представления, ушедшие из кругозора сознания, могут вновь в него возвратиться. Процесс А.

состоит в том, что ушедшие из поля сознания массы представлений не остаются пассивными, но, посредством особого рода притяжения, стремятся присоединить к своему составу вновь появляющиеся представления. Учение Гербарта об А. было сплошь механистично и интеллектуалистично, ибо оно сводило всю психическую жизнь к механическому движению и к механической борьбе одних лишь представлений.

В духе волюнтаризма теорию А. развил знаменитый психолог Вильгельм Вундт, учение которого об А. есть синтез всей предыдущей истории этого понятия, начиная с Лейбница. Под А. Вундт разумеет всякий отдельный процесс, посредством которого мы ясно воспринимаем какое-нибудь психическое содержание. Характерный признак А.

состоит, по Вундту, в напряжении внимания; восприятие, не сопровождаемое состоянием внимания, Вундт называет перцепцией. Вундт различает два вида А.

: пассивную, при которой новое содержание схватывается вниманием мгновенно и без предварительной эмоциональной установки, и активную, при к-рой восприятие содержания предваряется чувством ожидания, а внимание направляется на новое содержание еще до его появления. В эстетике понятие А. широко применяется при изучении эстетического восприятия. Особенное значение понятие А.

получило в тех эстетических теориях, которые стремятся из устанавливаемых психологией законов и условий эстетического восприятия вывести нормативные предписания, регулирующие художественный процесс. Дело в том, что изучение А.

выдвинуло такие вопросы, как вопрос об объеме воспринимающего сознания, то есть о количественном пределе эстетических впечатлений, могущих быть воспринятыми в одном представлении; вопрос о прерывистом или непрерывном характере эстетического восприятия при перенесении внимания с одного психического содержания на другое; вопрос о градации моментов напряжения и ослабления в процессе эстетического восприятия и т. д. В зависимости от ответов на все эти вопросы нормативные теории эстетики пытались указывать свойства эстетического объекта, которые должны быть налицо — чтобы объект во всем содержании своих элементов и с исчерпывающей полнотой мог быть воспринят в эстетическом впечатлении. Особенные надежды возлагались на теорию А. при обсуждении таких вопросов, как проблема синтеза искусств. При этом исходили из мысли, что возможность синтеза искусств зависит не только от возможности объединения двух или нескольких искусств в лице одного художника, но также и от обусловленной законами психики возможности восприятия синтетических продуктов искусства. На этом основании многие эстетики, в том числе Лев Толстой, отрицали всякую возможность синтеза искусств, полагая, что даже если бы могли быть созданы совершенные произведения синтетического искусства, они, в силу ограниченности объема апперцепирующего сознания, не могли бы быть полностью усвоены. Нормативные теории, основанные на законах А., явно несостоятельны. Несмотря на то, что к изучению А. давно уже стали применять экспериментальные методы исследования, акты А. до настоящего времени не изучены еще в такой мере, чтобы на них можно было строить какие бы то ни было нормативные выводы в эстетике. К тому же формы А., ее объем, состав, условия осуществления не суть постоянные, неподвижные психические величины; они изменяются вместе с изменением психики общественного человека. С другой стороны в основе всех нормативных теорий лежит неверная психологическая гипотеза, построенная на том, что эстетическое восприятие покоится исключительно на законе экономной траты сил. Новейшие работы по эстетике и в частности по теории литературы убедительно показали, что диалектика художественного процесса в целом ряде случаев побуждает художников к введению материалов, приемов и форм, не облегчающих, но напротив затрудняющих процесс эстетического восприятия. Условия, при которых художники испытывают необходимость в введении компонентов, затрудняющих усвоение произведения, определяются не имманентной логикой формального развития искусства, но социологическими причинами: диалектикой классового сознания и диалектикой развития самих общественных классов.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Примечания

  1. «Новые опыты о человеческом разуме», М.—Л., 1936, с. 120
  2. Соч., т. 3, М., 1964, с. 193

См. также

Категории:

Источник: http://mediaknowledge.ru/b9d9859f7dc4b223.html

Апперцепция

Апперцепция — это понятие психо-философского дискурса, выражающее осознанность восприятия, а также его зависимость от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин «апперцепция» ввёл Г. В.

 Лейбниц, обозначив им сознание или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том, что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых восприятий (перцепций).

«Таким образом, следует делать различие между восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием этого внутреннего состояния»… (Лейбниц Г. В. Сочинения в 4 т., т. 1. — М., 1982, с. 406).

Это различие было проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого даже «укрепились… во мнении о смертности душ». С тех пор понятие апперцепции стало одним из распространённых в философии и психологии.

Наиболее сложное содержание термин «апперцепция» получает в философии И. Канта, который использовал это понятие, чтобы обозначить им «самосознание, производящее представление «я мыслю», которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании» (Кант И. Критика чистого разума.

 — М., 1998, с. 149). Кант выделяет два вида апперцепции: эмпирическую и трансцендентальную.

В отличие от эмпирической апперцепции, которая представляет собой всего лишь «субъективное единство сознания», возникающее посредством ассоциации представлений и носящее случайный характер, трансцендентальная апперцепция является априорной, первоначальной, чистой и объективной.

Именно благодаря трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение всего данного в наглядном представлении многообразия в понятие объекта.

Главное утверждение Канта, которое он сам называл «высшим основанием во всём человеческом знании», состоит в том, что единство чувственного опыта (наглядных представлений) заключено в единстве самосознания, но никак не наоборот.

Именно для утверждения изначального единства сознания, навязывающего свои категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие трансцендентальной апперцепции: «… Единство сознания есть то непременное условие, которым создаётся отношение представлений к предмету… то есть превращение их в знание; на этом условии, следовательно, основывается возможность самого рассудка» (там же, с. 137–138). Другими словами, чтобы наглядные представления стали для субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их как свои, то есть объединить со своим «Я» посредством выражения «я мыслю».

В XIX–XX веках понятие апперцепции получило развитие в психологии как истолкование нового опыта путём использования старого и как центр или основное начало всей психической деятельности. В русле первого понимания И. Ф.

Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавание вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперцепционной массы»), при этом новые представления пробуждают старые и смешиваются с ними, образуя некий синтез. При таком понимании термин «апперцепция» фактически являлся синонимом объёма внимания.

В рамках второго понимания В. Вундт считал апперцепцию проявлением воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчётливое осознание психических явлений.

При этом апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда-то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий.

Как один из основателей экспериментальной психологии Вундт сделал даже попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции, выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепционных центрах».

Подчёркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определённых условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита). Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальт-психологии.

В современной психологии апперцепция понимается как зависимость каждого нового восприятия от общего содержания психической жизни человека.

Апперцепция толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы об особенностях воспринимаемого объекта. Психология исходит из того, что психическое отражение какого-либо предмета не является отражением зеркальным.

Читайте также:  Прошлые жизни - психология

В результате овладения новыми знаниями человеческое восприятие непрерывно изменяется, приобретает содержательность, глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В первом случае на восприятие влияют устойчивые характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и так далее), во втором — психическое состояние непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолётные чувства, надежды и так далее).

Физиологической основой апперцепции является сам системный характер высшей нервной деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных связей в коре головного мозга.

При этом большое влияние на апперцепцию оказывает доминанта — мозговой центр наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу остальных нервных центров.

Источник: http://gtmarket.ru/concepts/7220

Апперцепция – что такое, трансцендентальное единство апперцепции, перцепция

Человек живет в непосредственной связи с окружающим миром. Он его познает, делает какие-то выводы, рассуждает.

Почему одни люди воспринимают мир плохим, а другие – хорошим? Все это объясняется апперцепцией и перцепцией. Все это объединяется в трансцендентальное единство апперцепции.

Человек познает мир не таким, каким он является, а через призму. Об этом более подробно расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Мир жесток? Он несправедлив? Попадая в ситуацию боли и страданий, человек вдруг начинает думать о том, в каком мире он живет. Пока у него все в жизни идет хорошо и прекрасно, он особо не задумывается на эту тему.

Мир человека не волнует, пока у него все идет «как по маслу».

Но как только жизнь поворачивается в непригодное для человека направление, он вдруг начинает задумываться о смысле своего бытия, о людях и о мире, который его окружает.

Так ли мир плох, как о нем думают многие? Нет. На самом деле люди не живут в мире, в котором они появились. Все зависит от того, как люди смотрят на то, что их окружает.

Мир в глазах каждого человека выглядит по-разному. Ботаник, лесоруб и художник по-разному смотрят на деревья, попадая в лес. Мир ли плох, жесток и несправедлив? Нет.

Так на него смотрят те люди, которые его называют подобными словами.

Если вернуться к тому, что человек обычно начинает оценивать окружающий его мир только тогда, когда в его жизни что-то идет не так, как хотелось бы, то становится неудивительным, почему сам мир кажется ему жестоким и несправедливым. Сам по себе мир всегда был таким, каким вы его видите.

И не имеет значения, смотрите вы на мир в хорошем расположении духа или в плохом. Мир не меняется только потому, что вы сейчас грустите или радуетесь. Мир для всех всегда одинаков. Вот только сами люди по-разному на него смотрят.

В зависимости от того, как смотрите на него вы, он становится для вас таким, каким вы его видите.

Причем, обратите внимание, мир соглашается с любой точкой зрения, поскольку он настолько разнообразен, что может соответствовать любому представлению о нем. Мир ни плох и ни хорош. В нем просто есть все: и плохое, и хорошее.

Вот только тогда, когда вы на него смотрите, видите что-то одно, не замечая все остального.

Получается, что мир для всех людей одинаков, вот только сами люди видят его по-разному в зависимости от того, на что обращают свое личное внимание.

Что такое апперцепция?

То, в каком мире человек живет, зависит от апперцепции. Что это такое? Это однозначное восприятие окружающих объектов и явлений, что базируется на взглядах, опыте, мировоззрении и интересах, желаниях человека. Апперцепция – это вдумчивое и осознанное восприятие мира, которое поддается анализу человека.

Мир одинаков для всех людей, при этом все его по-разному оценивают и воспринимают. Причиной этого является различный опыт, фантазии, взгляды и оценки, которые дают люди, смотрящие на одно и то же. Это и называется апперцепцией.

В психологии под апперцепцией также понимается зависимость восприятия окружающего мира от прошлого опыта человека и его целей, мотивов, желаний. Другими словами, человек видит то, что хочет видеть, слышит то, что хочет слышать, понимает происходящие события так, как ему удобно. О разнообразии вариантов речи не идет.

На восприятие окружающего мира влияет множество факторов:

  1. Характер.
  2. Интересы и желания.
  3. Насущные цели и мотивы.
  4. Деятельность, которой человек занимается.
  5. Социальный статус.
  6. Эмоциональное состояние.
  7. Даже состояние здоровья и пр.

В качестве примеров апперцепции могут выступать такие случаи:

  • Человек, занимающийся ремонтами квартир, будет оценивать новую обстановку с точки зрения качественно сделанного ремонта, не замечая мебели, эстетики и всего остального.
  • Мужчина, который ищет красивую женщину, будет в первую очередь оценивать внешнюю привлекательность незнакомок, что и будет влиять на то, знакомиться с ними или нет.
  • Делая покупки в магазине, человек обращает большее внимание на то, что он желает купить, не замечая всего остального.
  • Жертва насилия будет оценивать окружающий мир с точки зрения наличия опасных сигналов, которые могут указывать на то, что возникает риск развития насильственной ситуации.

Многие психологи старались объяснить апперцепцию, что дало множество понятий данному явлению:

  1. По Г. Лейбницу, апперцепция – это достигнутое сознания и памяти ощущение через органы чувств, которое человек уже осмыслил и понял.
  2. И. Кант определял апперцепцию как стремление к познанию человека, который исходит из собственных представлений.
  3. И. Гербарт считал апперцепцию преобразованием имеющегося опыта на основе новых полученных данных из внешнего мира.
  4. В. Вундт определял апперцепцию структурированием имеющегося опыта.
  5. А. Адлер определял апперцепцию субъективным представлением о мире, когда человек видит то, что желает видеть.

Отдельно рассматривается социальная апперцепция, где человек смотрит на окружающий мир под влиянием мнения той группы, в которой он находится. Примером может послужить представление о женской красоте, которая на сегодняшний день сводится к параметрам 90-60-90. Человек поддается мнению общества, оценивая себя и окружающих людей с точки зрения данного параметра красоты.

перейти наверх

Трансцендентальное единство апперцепции

Каждый человек склонен к самопознанию и познанию окружающего мира. Так И. Кант объединил данное свойство всех людей в трансцендентальное единство апперцепции. Трансцендентальная апперцепция – это объединение прошлого опыта с новым полученным. Это и приводит к развитию мышления, его изменению или закреплению.

Если что-то в мышлении человека меняется, тогда возможны изменения его представлений. Познание происходит через чувственное восприятие явлений и предметов. Это называется созерцанием, которое активно участвует в трансцендентальной апперцепции.

К восприятию окружающего мира подключается язык и воображение. Человек трактует мир так, как ему понятно. Если что-то ему непонятно, то человек начинает домысливать, придумывать или возводить в некий постулат, который требует только веры.

Мир оказывается разным для людей.

Термин апперцепция активно используется в когнитивной психологии, где главная роль в жизни и судьбе человека отводится его взглядам и выводам, которые он делает на протяжении всей жизни.

Основной принцип гласит: человек живет так, как он смотрит на мир и что в нем замечает, на чем акцентирует внимание. Вот почему у одних все складывается хорошо, а у других – плохо.

Почему для одних мир враждебный, а для других дружелюбный? На самом деле мир один и тот же, все зависит лишь от того, как сам человек на него смотрит.

Когда вы подвержены положительным эмоциям, мир кажется вам приветливым и красочным. Когда же вы расстроены или находитесь в гневе, то и мир представляется опасным, агрессивным, тусклым.

Многое зависит от того, в каком человек пребывает настроении и каким именно взглядом он смотрит на него.

Во многих обстоятельствах человек сам решает, как ему реагировать на те или иные события. Все зависит от того, какими убеждениями он руководствуется при этом. Отрицательные и положительные оценки основываются на тех правилах, которыми вы пользуетесь и которые говорят о том, какими должны быть другие люди и как они должны вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Только вы можете себя разозлить. Окружающие не могут вас разозлить, если вы этого сами не захотите. Однако если вы поддадитесь манипуляциям других людей, тогда начнете чувствовать то, что от вас ожидалось.

Очевидно, что жизнь человека полностью зависит от того, как он реагирует, что позволяет и какими убеждениями руководствуется. Конечно, никто не застрахован от неожиданных неприятных событий. Однако даже в такой ситуации одни люди реагируют по-разному.

И в зависимости от того, как именно отреагируете вы, будет дальнейшее развитие событий. Только вы решаете свою судьбу своим выбором, что чувствовать, что думать и как смотреть на происходящее. Вы можете начать себя жалеть или обвинять всех вокруг, и тогда вы пойдете по одному пути своего развития.

Но вы можете понять, что необходимо решать вопросы либо просто не повторять ошибок, и пойти по другому пути своей жизни.

Все зависит от вас. Вы не избавитесь от неприятных и трагических событий. Однако в ваших силах иначе реагировать на них, чтобы вы становились только сильнее и мудрее, а не поддавались страданиям.

перейти наверх

Перцепция и апперцепция

Каждому человеку свойственна перцепция и апперцепция. Перцепция определяется как бессознательный акт восприятия окружающего мира.

Другими словами, ваши глаза просто видят, уши просто слышат, кожа ощущает и т. д. В процесс включается апперцепция, когда человек начинает осмыслять ту информацию, которую он воспринимает через органы чувств.

Это сознательное, осмысленное, пережитое на уровне эмоций и мыслей восприятие.

Таким образом:

  • Перцепция – это восприятие информации через органы чувств без его осмысления.
  • Апперцепция – это отражение личности, которая уже вложила в воспринятую информацию свои мысли, чувства, желания, идеи, эмоции и пр.

Через апперцепцию человек может познать себя. Как это происходит? Восприятие мира происходит через определенную призму взглядов, желаний, интересов и прочих психических составляющих. Все это характеризует человека. Он оценивает мир и жизнь через призму своего прошлого опыта, который может включать:

  1. Страхи и комплексы.
  2. Травмирующие ситуации, через которые человек не желает больше проходить.
  3. Неудачи.
  4. Переживания, которые возникали в той или иной ситуации.
  5. Понятия о добре и зле.

Перцепция не включает внутреннего мира человека. Вот почему данные не могут подвергаться анализу с целью познания человека. Индивид просто увидел или почувствовал, что свойственно всем живым существам, которые сталкивались с такими же раздражителями. Процесс самопознания происходит через ту информацию, которая подверглась апперцепции.

Перцепция и апперцепция являются важными составляющими в жизни человека. Перцепция просто дает объективную картину происходящего.

Апперцепция позволяет человеку однозначно реагировать, быстро делать выводы, оценивать ситуацию с точки зрения того, приятна она ему или нет.

Это свойство психики, когда человек вынужден как-то оценивать мир, чтобы автоматически реагировать и понимать, что ему делать в различных ситуациях.

Простым примером двух явлений можно назвать звук, раздающийся неподалеку от человека:

  1. При перцепции человек просто его слышит. Он может даже не обратить на него внимания, однако отметить его наличие.
  2. При апперцепции звук поддается анализу. Что это за звук? На что он похож? Что бы это могло быть? И прочие выводы человек делает, если он обратил внимание на раздающийся звук.

Перцепция и апперцепция являются взаимодополняющими и взаимозаменяющими друг друга явлениями. Благодаря данным свойствам у человека складывается целостная картина. В памяти все сохраняется: то, на что не было обращено внимание, и то, что человеком осознавалось. По необходимости человек может достать из памяти данную информацию и проанализировать, сформировав новый опыт произошедшего.

перейти наверх

Итог

Апперцепция создает опыт, которым человек потом пользуется в дальнейшем. В зависимости от оценки, которую вы дали одному событию, у вас сложится конкретное мнение и представление о нем. Оно будет отличаться от взглядов других людей, которые дали событию другую оценку. В итоге получается мир, который многообразен для всех живущих существ.

Социальная апперцепция базируется на оценивании людей друг друга. В зависимости от этой оценки, человек выбирает себе конкретного индивида в друзья, любимые партнеры или превращает во врага. Здесь также принимает участие общественное мнение, которое редко поддается анализу и воспринимается человеком как информация, которую следует безоговорочно принять и ей следовать.

Источник: http://PsyTheater.com/appercepciya.html

Ссылка на основную публикацию