Ассоцианизм — психология

Ассоциативная психология

Ассоцианизм - психология

Вспомните, когда в последний раз вы вынуждены были что-то учить, запоминать. А, если материал вам сложно давался, то, какие попытки вы предпринимали, что хорошо его усвоить? Многие ответили бы: «Создавал ассоциацию.»

Ассоцианизм возник, как самостоятельное направление в 18 ст. Оно являет собой направление в психологии, которое занимается объяснением с помощью ассоциации духовной жизни человека, глубоких эмоциональных процессов и движений, что возникают в результате этого.

Яркими представителями и основателями ассоциативной психологии являются Гартли, Юм, Гербарт и Пристли. В 19 столетии их последователями стали Циен, Мюллер, Эббингауз, Джон Ст. Милль.

Эта область психологической науки породила ряд теорий, школ, учений, концепций. Представители данного направления считают ассоциации главным механизмом, что помогает функционировать сознанию и психике человека. В настоящем наиболее известна школа гештальтпсихологии, что была основана на учениях ассоцианизма.

Развитие ассоциативной психологии

В развитии АП сбудет уместно выделить несколько следующих исторических этапов:

  1. 4 век н.э.-средина 18 н.э. В этот этап возникают начальные учения ассоциативной науки. Еще в античности Платон и Аристотель детально описали механизм ее работы. Принципы ассоциации использовали Декарт (для лучшего понимания процессов страстей каждой личности), Гоббс (для приобретения новых навыков и опыта), Спиноза (с целью понять особенность мыслей человека), Беркли (для лучшего восприятия пространства и мировоззрения). В этот период времени Локк внедряет понятие «ассоциация».
  2. Средина 18 – начало 19 ст. Ассоциация определяет психику в целом.
  3. 19 век – начало 20 ст. Период кризиса в развитии направления. Это вызвано невозможностью определить связь между законами сознания и механики.
  4. 1900-1920 гг. Ассоциативное направление в психологии как таковое исчезает. Его идеи разбросаны в различных областях этой науки.Общепризнанным осталось мнение, что ассоциация – особый психический феномен, который необходимо еще детально изучать.

Основные принципы ассоцианизма

  1. Душа воспринимается как сознание.
  2. Основа душевной жизни – простые элементы, ощущения, чувства.
  3. Эти элементы первичны и характеризуются чувственностью. Вторичными есть чувства, мысли и представления.
  4. На основе принципа ассоциации простые складываются в сложные образования.
  5. Закрепление полученных ассоциаций обусловлено частотой их повторений.
Эта статья расскажет о понятии гендерной психологии и той области науки, которую она изучает. Гендер — это не просто пол, как принято считать, а совокупность качеств, которые человек проявляет в социуме.
Телепортация — возможно ли это?

О возможности телепортации ходит много рассуждений и слухов, существует масса теорий и расчетов, однако наукой не было зафиксировано такого явления. В этой статье мы рассмотрим возможность такого феноменального явления.

Поведенческая психология закладывается с самого рождения и продолжает формироваться на протяжении всего времени созревания под воздействием сопровождающих жизненных факторов.К сожалению, тревожность и фрустрация на сегодняшний день — настоящие проблемы современного человеческого сообщества. Как избежать таких явлений мы расскажем в этой статье.

Источник: http://kak-bog.ru/associativnaya-psihologiya

Ассоцианизм, ассоциативная психология | Мир Психологии

Ассоцианизм, ассоциативная психология — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.

  1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. — нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).
  2. «Классический А.» (середина XVIII — нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
  3. Середина XIX — нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.
  4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация — это вообще не столько «механизм», сколько явление, — конечно, фундаментальное, — которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого.

В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в.

появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому:

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И.М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А.

проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80–90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.

Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом.

Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.) (см. также Ассоциативный эксперимент).

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Ассоцианизм (лат. associatio — соединение) — общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.

Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов.

Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека.

Читайте также:  Лабильность - психология

Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д. Локку противостоял Ж.Ж. Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.

Психологический словарь. И. Кондаков

Ассоциативная психология

  • Словообразование — происходит от лат. associatio — соединение и греч. psyche — душа logos — учение.
  • Авторы — ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля.
  • Категория — ряд психологических направлений.
  • Специфика — была ориентирована на строго причинный анализ психики. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии прошла ряд этапов: — выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. — классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.- экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
  • Литература — Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909

Оксфордский толковый словарь по психологии

Ассоцианизм — понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов.

Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий.

Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три «соотношения» элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность.

Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту.

Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские «соотношения» могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль.

Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных «коннективизму» и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма.

Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям.

  • Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не «идеи» или «ощущения» как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции.
  • Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации.

Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые.

Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам.

В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм», этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).

предметная область термина

Афизиологический ассоцианизм — один из вариантов ассоцианизма, отъединивший ассоциацию от ее телесного субстрата и представивший ее в виде имманентного принципа сознания. Представлен в работах ряда психологов и философов (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль):

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/associanizm-associativnaya-psihologiya

Ассоциативная Психология

Ассоциативная Психология

Ассоцианизм — деятельность психики на основе ассоциаций (от лат. associatio — соединение). Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля.

Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой ассоциативной психологии. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо ассоциативная психология была развита в работах Д.

Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация.

Согласно Локку в ассоциативной психологии:

идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);

простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;

знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия;

из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно.

Эта идея ассоциативной психологии стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики.

Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциативную психологию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоциативной психологии:

1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства, вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе — самонаблюдение наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь в ассоциативной психологии: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница.

Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоциативная психология была преобразована. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М.

Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга.

Спенсер внес в ассоциативную психологию проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

Ассоциативная психология в своем развитии прошела ряд этапов:

1) Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

Читайте также:  Воодушевляющая критика - психология

3) Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

В рамках ассоциативной психологии были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации.

Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П.

Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией.

Источник: http://syntone.ru/psy_dir/assotsiativnaya-psihologiya/

Рефераты по психологии Ассоцианизм в философии и психологии

Рефераты по психологии Ассоцианизм в философии и психологии

Введение

Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний.

Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах) но и неотделимы от них. Слово психология впервые появилось в западноевропейских текстах веке.

Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.

К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания.

Душа – по Аристотелю – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем.

«Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов.

Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течение полутора тысячелетий.

Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.


Ассоцианизм в философии и психологии

ассоцианизм психологический память эмоция

Ассоцианизм – это общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциации главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов.

Ассоцианизм – это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.

Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу ассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.

Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация.

Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже – и с проблемами психологии личности и психологией педагогической.

Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж.

Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в.

появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания.

Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

1) душа понимается как сознание – в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы – образы ощущений –имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства – вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций – смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе – самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован.

Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин – при объяснении эмоций, И.М. Сеченов – в учении о рефлексах мозга головного.

Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е – 90-е гг. XIX в.

предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

В теории немецкого психолога и педагога И.Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного.

Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно.

Для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин «ощущение» на термин «представление», подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.

Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

1. Предпосылки возникновения ассоцианизма: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. – нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель.

Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли).

В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).

2. «Классический Ассоцианизм» (середина XVIII – нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы ассоцианизма, в которых ассоциация выступает объяснительный принциппсихики вообще.

Наиболее характерная чертаассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).

Читайте также:  Шизоид - психология

3. Середина XIX – нач. XX в. Начало кризиса ассоцианизмав теории и разработка отдельных идей ассоцианизма в экспериментальных и практических исследованиях.

В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию ассоцианизма активности субъекта, Я; предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).

4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение ассоцианизма как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики.

Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация – это вообще не столько «механизм», сколько явление, – конечно, фундаментальное, – которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн).

Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

Также, выделяют более общие этапы развития ассоцианизма:

1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего – в области психологии памяти и психологии мышления.

Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения.

Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И.П. Павлова о рефлексах условных, а также – на иных методологических основаниях – американским бихевиоризмом.

Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией.

Принципы ассоцианизма оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз) и образной (Ф. Гальтон)], эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (З. Фрейд, К. Юнг). Происходит переориентация ассоцианизма.

Взамен устаревших механистических объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер, И.М. Сеченов). Концепция ассоцианизма преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и бихевиоризме.

Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли ассоцианизм критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания.

Итак, ассоциативная психология или ассоцианизм – направление в психологии, в котором понятие ассоциация выступает главным принципом всей психологической жизни человека (субъекта).

В этом направлении к поведению человека стремятся применять строго причинный подход. Мышление сводится к некоторому простому сочетанию образов памяти (к ассоциациям): по их сходству, по их контрасту, по их свежести.

Психофизиологическая основа этого направления – условный рефлекс.

Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничною воспитуемости человека.

Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая, широкие перспективы для разработки путей обучения; и воспитания. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии.

В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образованиям и сохранения ассоциаций.

Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное; значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.).

Список использованной литературы

1.  Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. –367 с.

2.  Ивановский В.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический. – Казань, 1909.

3.  Леонтьев А.Н. Об историческом подходе к психики человека. Избранные психологические произведения. В 2 т. − Т. 1. – М., 1983.

4.  Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. В кн.: Избр. филос. произв., Т. 1. – М., 1960.

5.  Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

6.  Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947.

7.  Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. − Т. 3. – СПб., 1898.

8.  Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. – М., 1959.

9.  Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966.

Источник: http://bdrip.ru/psychology/219000

Ассоцианизм, Ассоциативная Психология

— общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след.этапы.1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.

) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. э. — нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б.

Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). УД. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).2. «Классический А.» (середина XVIII — нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п.

психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).3. Середина XIX — нач. XX в. Нач.

кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля, «творческие ассоциации» А.

Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (3.

Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики.

Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация — это вообще не столько «механизм», сколько явление, — конечно, фундаментальное, — которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С. Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е. Е. Соколова.)

Значения в других словарях

Дополнительный поиск Ассоцианизм, Ассоциативная Психология

Кударь, Петр Сергеевич / Сесть на шею / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Обворожить / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Где цветок, там и медок.

/ Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Ириней Лионский / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Воробью по колено / Без четырех углов изба не рубится. / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица.

/ Работа / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Фитуни, Леонид Леонидович / Ехал прямо, да попал в яму. / Привередливый / Потерять голову / Ехало болело / Свой своему поневоле брат / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Мелко плавать — дно задевать.

/ Чёрта в ступе /

На нашем сайте Вы найдете значение «Ассоцианизм, Ассоциативная Психология» в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ассоцианизм, Ассоциативная Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «А». Общая длина 71 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/psihologicheskaya-enciklopediya/1840413-associanizm-associativnaya-psihologiya

Ссылка на основную публикацию