Автоматизм — психология

Автоматизм — Психологос

Автоматизм - психология

Автоматизм — то, что человек делает автоматически; ситуативные действия, которые происходят машинально и само собой, без обдумывания, без предваряющего желания либо замысла.

​​​​​​​

Так люди обычно дышат, подносят ложку ко рту, привычно умываются, делают радостные глаза при встрече и жмут руку при прощании — без желания, не вдумываясь, на автомате. Многие так же и мыслят, и говорят.

Автоматизмы следует отличать от автоматического поведения (автоматического реагирования): автоматизм ситуативен и в этом плане — случаен, а автоматическое реагирование — скорее система и проблемный образ жизни.

​​​​​​​

Что стоит за автоматизмами? — Самые разные вещи. Верования… рефлексы, привычки, вплоть до образа жизни… Естественные эмоциональные реакции, стереотипы поведения — все это автоматизмы.

Взгляд нейрофизиолога на автоматизмы см.→

Как формируются автоматизмы? — Иногда автоматизм может сформироваться и в результате эмоционального запечатления, но в первую очередь автоматизм формируется как результат повторения.

Если мы передвигаем ноги последние несколько десятков лет, они у нас делают шаги вполне автоматически. Если вы пользуетесь вилкой и ножом несколько раз в день, то манипуляции этими столовыми приборами у вас также происходят на уровне автоматизма.

Важно: автоматизм формируется, если у человека есть внутреннее согласие с тем, что он делает. Если человека заставлять делать движения, против которых у него внутренний протест, то даже сотни повторений автоматизм не сформируют: точнее, сформируется автоматизм внутреннего протеста на данное движение.

Виды автоматизмов

Автоматизмы разнообразны, как и сама жизнь, и только в силу невнимательности к ним мы не всегда замечаем, сколько их и сколько их разновидностей: простые и потрясающей сложности, внешние и внутренние, автоматизмы тела и духа, с контролем и без, осознанные и нет.

В автоматизмы превращается все, что мы делаем часто и без внутреннего сопротивления, и, понятно, в первую очередь это вполне простые, а то и примитивные действия: почистить зубы, завязать шнурки. Если человек часто, постоянно, ежедневно и ежечасно делает действия сложные, то в автоматизмы переходят и они.

Вести машину в плотном потоке, отслеживая светофоры и мгновенно перестраиваясь в нужный ряд — для опытного водителя это естественный автоматизм, он же — высочайшее искусство.

Автоматизмом может становиться не только внешнее поведение, но и внутреннее: кто-то привык автоматически вспыхивать возмущением, для кого-то за годы жизни стало естественным восхищение и забота.

Любовь как радостная забота может становиться автоматизмом как и любое другое внутреннее поведение, для этого достаточно совершать заботливые действия в отношении того, кто нам дорог, многие дни и годы, не забывая напоминать себе, какое это счастье — любить! Автоматизмом становится теплые интонации, мягкие руки, привычка думать о другом… Автоматизмом становится все то, что является образом жизни. У тех, кто это практикует постоянно, на уровень автоматизма переходят конструктивное мышление и запоминание нужного, свободное воображение и внимательное осознавание.

Автоматизмы, как правило, не осознаются — зачем? Однако никаких препятствий тому, чтобы автоматизмы были осознанными — нет, йоговская практика осознанного дыхания тому яркий пример. Более того, сама осознанность тех или иных действий у развитого человека может перейти на уровень автоматизма.

У верующего это умная молитва, у актера — его монологи, у писателя его тексты, — все это сопровождается обязательной, автоматической осознанностью, а иногда — и автоматической прочувственностью.

Возможно, что именно привычка осознанности (или отсутствие такой привычки) отличает людей, умеющих контролировать свои автоматизмы, от тех, у кого автоматизмы случаются сами, помимо их воли и желания.

Автоматизмы в человеческой жизни

Как правило, наши автоматизмы не привлекают наше внимание и поэтому не являются предметом осмысления, пока кто-то другой наше внимание на наши автоматизмы не обратил.

«Что ты все время возражаешь?» «Зачем во время еды ставишь локти на стол?» «Распрямись, не сутулься!» — это тоже разговор о наших автоматизмах.

Хороши или нет автоматизмы, вообще сказать нельзя, все очень конкретно. Автоматизмы воспитанного человека — радость, автоматизмы невротика и психопата — беда. Если человек думает перед каждым действием, его поведение неловко и заторможено, и перевод части действий в автоматизмы освобождает голову от ненужной работы, делает реакции более быстрыми, а поведение — более естественным.

В спорте, на войне и в профессиональной деятельности без автоматизмов — никак. Пока удары спортсмена не отработаны до автоматизма, ему рано думать о победе. Новобранца, не владеющего автоматизмами, нельзя пускать в бой. Нужные навыки должны быть отработаны до уровня автоматизма, см.→

С другой стороны, плоха и другая крайность, когда человек отвыкает думать, ленится чувствовать и желать, начинает жить одними автоматизмами: да, его жизнь упрощается, но беднеет. Автоматизмы заменяют ответственность, человек становится менее гибким: если, конечно, в него не был встроен автоматизм каждый день отказываться от привычек старых и нарабатывать новые.

Наверное, все таки важнее не количество автоматизмом, а их содержание и качество: если у человека автоматизм думать, любить и развиваться, это неплохое приобретение!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/avtomatizm

автоматизм — это… Что такое автоматизм?

  • АВТОМАТИЗМ — автоматия, от греч. autos, сам, и mao, двигаю. а) В физиологии: машинальное движение, бессознательное, невольное. 1) В философии: способность приближаться или удаляться от известных предметов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • автоматизм — а, м. automatisme m. 1750. Лексис. Приобретенная тренировкой непроизвольность действий. БАС 2. В 18 веке автоматизм явлений жизни имел защитников в таких религиозных ученых, как Шарль Боннэ и Гартли. ОЗ 1883 5 1 224. У других < преступников… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • автоматизм — см. машинальность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. автоматизм сущ., кол во синонимов: 6 • …   Словарь синонимов
  • АВТОМАТИЗМ — (физиол.) способность клетки, ткани или органа к ритмической, периодической или апериодической самопроизвольной деятельности без очевидных связей с внешними побудительными причинами (напр., сокращения сердца) …   Большой Энциклопедический словарь
  • АВТОМАТИЗМ — (греч. automaton самодвижущееся) действия, совершаемые без участия сознания. В философии Декарта «автоматами без души» именовались представители животного мира …   Новейший философский словарь
  • Автоматизм — Один из достаточно распространенных приемов, использующихся в XX в. при создании произведений искусства. Различают несколько видов А. Механический А., когда некие формы, структуры, элементы конструкций современных произведений искусства возникают …   Энциклопедия культурологии
  • АВТОМАТИЗМ — АВТОМАТИЗМ, автоматизма, мн. нет, муж. (книжн.). Бессознательность, непроизвольность действия или движения, свойство автоматического (во 2 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • АВТОМАТИЗМ — АВТОМАТИЗМ, а, муж. Механичность, непроизвольность действий, движений. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • АВТОМАТИЗМ — (от греч. automates самодействующий, самопроизвольный), способность клеток, органов или целостного организма к ритмич. деятельности при отсутствии внешних побудит, факторов. Примерами А. могут служить движение протоплазмы в растит, клетках,… …   Биологический энциклопедический словарь
  • АВТОМАТИЗМ — (от греч. automaton самодвижущееся) действия, выполняемые без участия бодрствующего сознания (см. также Техника). По Декарту, животные являются бездушными автоматами (см. Машинная теория жизни). Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/12/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Автоматизм восприятия: синдром психического автоматизма

Автоматизм восприятия: синдром психического автоматизма

Любое автоматическое устройство существует, чтобы облегчить жизнь людей. Как всякий механизм, созданный для того чтобы выполнять за человека какую-либо однотипную работу, автоматизмы восприятия на бессознательном уровне «думают» за людей.

Для чего нужны автоматизмы?

Автоматизмы – это простые действия, которые индивид совершает бессознательно, машинально, без обдумывания. Они освобождают время человека и ресурсы его сознания для чего-то более важного – для осмысленной, творческой, целенаправленной деятельности.

Читайте также:  Уолтер мишел - психология

Автоматизм восприятия – тип автоматизмов; результат бессознательного формирования целостного образа предмета, явления или процесса.

Благодаря автоматизмам, человек воспринимает и быстро узнает предмет, действие или другого человека, если он их уже видел и взаимодействовал с ними. Благодаря работе восприятия, не нужно изучать известные предметы, учиться осуществлять привычные действия и заново знакомиться с окружающими людьми.

Автоматизмы бывают двух видов:

  1. Первичные. По большому счету, это безусловные, то есть врожденные рефлексы. Например, чтобы сделать вдох не приходится ставить сознательную цель, не возникает даже такого желания. Всю врожденно-рефлекторную работу человек выполняет «на автомате».
  2. Вторичные. Эти автоматизмы образуются прижизненно в результате формирования условных рефлексов или как продукт воспитания, культуры, быта. Привычки, навыки, стереотипы, ошибки мышления и прочее – это вторичные автоматизмы. Все они формируются постепенно в процессе социализации индивида.

Когда-то, впервые взяв зубную щетку в руки, ребенок испытывал большие трудности с тем, чтобы как следует почистить зубки, но во взрослом возрасте это настолько привычное занятие, что человек порой не может вспомнить чистил он зубы с утра или нет, ведь он делает это каждый день «на автопилоте».

Автоматически, не подключая сознание, взрослый человек совершает множество действий: ходит, ест, моргает, дышит, застегивает пуговицы, поворачивает кран, включает свет, говорит, пишет, читает и многое другое.

Какими были бы люди, если б бессознательное не принимало участия в регулировании поведения, если бы не было автоматизмов? Ответ прост: людям приходилось бы все делать каждый раз как в первый раз: как младенец учиться ходить, как первоклассник учиться писать, как новичок печатать на компьютерной клавиатуре и так далее.

Проблема автоматизации психики

Наверное, психика человека не развилась бы вовсе, а интеллект не был столь высок, если б не возникли автоматизмы. Они берут на себя всю простую, незначительную, стереотипную работу, а также поддержание жизнедеятельности организма для того, чтобы у человека осталось время на развитие своей личности.

Проблема в том, что нередко большинство повседневных действий превращается во вторичные автоматизмы.

  В результате человек перестает развиваться, начинает скучать, и каждый день становится «днем сурка».

Когда все одинаково серо, привычно, однообразно, до боли знакомо, рождается либо смирение, либо внутреннее возмущение: «Я не робот! Я хочу прожить яркую жизнь!».

Вот почему так важно приобретать новые знания и навыки, менять привычки, общаться, бывать на природе, путешествовать, развиваться – делать что-то новое или по-новому.

Каждый раз, когда что-то происходит впервые или по-новому, без подключения сознания не обойтись. Нельзя «на автомате» выполнять незнакомое действие, невозможно автоматически, не изучив воспринимаемый уникальный объект или явление, составить представление о нем.

При восприятии чего-то нового, возникает интерес и мыслительная задача: познать неизведанное.

В голове при восприятии нового рождаются вопросы, стимулирующие познавательную деятельность. Мозг «включается», «просыпается» сознание и человек начинает думать, а значит и развиваться!

Поэтому познавательный интерес необычайно высок у маленьких детей. Они еще не знают об опасностях, поэтому смело тянутся ручками и пытаются попробовать на зуб все подряд. И взрослые в поисках ответов на вопросы иногда серьезно рискуют.

Итак, первичные и вторичные автоматизмы восприятия облегчают жизнь человека, позволяют ему в привычных ситуациях не тратить время на познание и принятие решений. Но в то же время и упрощают ее порой до такой степени, что человек становится легко управляемым, часто ошибается, принимает желаемое за действительное, оказывается в рамках стереотипов – перестает думать и размышлять.

Если все автоматически принимать на веру, можно потерять способность критически мыслить, быть творцом своей судьбы и превратиться в «марионетку».

Автоматизм восприятия и формирующие его факторы

Восприятие – это психический познавательный процесс, благодаря которому объекты окружающего мира воспринимаются целиком, как единый образ.

Восприятие складывается из комплекса ощущений. Например, если ощущения такие:

  • запах свежий, резкий, приятный, бодрящий,
  • тактильные ощущения готовят, что предмет умещается в ладони, достаточно твердый, при этом поверхность его шероховатая,
  • на вкус кисло-сладкий, сочный,
  • звуков не издает,
  • на вид шарообразный и оранжевый.

Восприятие, сложив все эти ощущения разных модальностей в целостный образ, моментально и автоматически выдает результат – это апельсин.

При отсутствии одной из модальностей, воспринимать мир сложнее. Не видя или не слыша, дольше приходится познавать предмет, явление или процесс.

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в процессе восприятия, различают следующие его виды:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.

Существует также еще и двигательное восприятие, но оно, как правило, полностью не осознается человеком, хотя и сопутствует зрению, слуху, вкусу, запаху, прикосновениям.

Например, когда человек воспринимает вкус посредством рецепторов, находящихся на языке, большая роль отводится и движениям языка. Вкус еды покажется разным, если ее проглотить, не прожевывая или сначала разжевать.

Восприятие зависит не только от внешних факторов (размера, движения, повторяемости, новизны и узнаваемости объекта), но и от особенностей личности самого воспринимающего субъекта, то есть от:

  1. Личного опыта человека. Каждый учится на личном опыте. Например, если кто-то никогда не видел айву, но видел яблоко, он автоматически воспримет ее как яблоко, так как эти фрукты похожи.
  2. Потребностей и мотивации. Человек всегда быстрее воспринимает то, что является актуальным и востребованным лично для него. Этим часто пользуются создатели рекламы. Если нужно продать какой-нибудь невостребованный продукт, его ассоциативно связывают с важной человеческой потребностью для того, чтобы автоматически он был воспринят как нужный.
  3. Стереотипности и установок. Эти два фактора как никакие другие формируют автоматизмы восприятия. Человек видит то, что ожидает увидеть, то, что, по его мнению, должно быть увидено и переубедить его бывает чрезвычайно сложно. Случается так, что люди просто отказывается верить своим глазам и продолжают настойчиво ошибаться.

На вторичные автоматизмы восприятия влияет еще множество других личностных особенностей. Например, то, насколько человек оптимистично смотрит на жизнь. Известно выражение, которое, по сути, является риторическим вопросом «Стакан на половину пуст или на половину полон?». Оптимист автоматически воспринимает стакан как на половину полный сосуд, а пессимист – как на половину пустой.

Обман восприятия

Из-за того, что человек привыкает воспринимать вещи и явления определенным образом, обмануться ему достаточно легко. Это известно всем и каждому. Если маленькому ребенку не понравился творог, и он отказывается его кушать, мама начинает придумывать «фокусы» и делает все, чтоб ребенок съел творог, приняв его за что-то другое или просто не заметив.

Самые яркие примеры, демонстрирующие работу автоматизма восприятия – зрительные иллюзии.

Примеры зрительных иллюзий:

  • светлые объекты на темном фоне кажутся больше, чем они есть на самом деле,
  • кажется крупнее объект, окруженный мелкими предметами,
  • вертикальные линии воспринимаются как более длинные, нежели горизонтальные,
  • движущийся удаленный предмет смотрится как передвигающийся медленнее, чем более близкий.

Человек привыкает видеть предметы определенным образом и механически узнает их именно тогда, когда они представлены в привычном виде. Если же он видит предмет в непривычном виде, то думает, что зрение его обманывает, что это другой предмет.

Но обман зрения не обман как таковой, а особенность зрительного восприятия. Если бы глаза у человека были устроены иначе, видимый мир был бы другим и то, что сейчас кажется правильным и нормальным, казалось бы аномальным, невозможным, сумасшедшим.

Восприятие строится на определенных принципах:

  1. Выделение фигуры из фона.
  2. Неизменность объекта в процессе восприятия (или принцип константности).
  3. Группировка однообразных стимулов в единое целое.

Группируются объекты тоже по определенным законам:

  • расположенное близко воспринимается как единое,
  • подобное воспринимается вместе,
  • пробелы в фигуре заполняются до замкнутого образа,
  • скорее человеку увидится непрерывная форма, нежели сложная комбинация,
  • близкое во времени и пространстве воспринимается как одно и то же,
  • стимулы, проявленные в одной зоне, воспринимаются как группа.
Читайте также:  Подчиненность - психология

Все эти и другие законы и закономерности порождают первичные и вторичные автоматизмы восприятия, толкающие людей видеть мир лишь определенным образом.

Отрицательные и положительные изменения в автоматизмах

В норме автоматизмы восприятия являются компонентами сознательно регулируемых действий. А вот их обособление или изменение может свидетельствовать о психической патологии либо же о гениальности.

Синдром психического автоматизма (также называемый синдром Кандинского-Клерамбо) проявляется как искаженное восприятие ощущений и действий.

Психически больной человек думает, что кто-то чужой или какая-то сила насильственно вкладывает в его голову идеи, мысли, совершает за него поступки и так далее.

В случае психической болезни, индивид обособляет восприятие мира от своего «Я», все кажется не таким как надо, чужим, враждебным.

Есть и другие психические автоматизмы такие, например, как сомнамбулический или гипнотический. Но это все крайности. Если же автоматизм восприятия снижен осознанно и в целом процесс восприятия не нарушен, изменения в личности происходят со знаком «плюс»!

Если индивид умеет смотреть на вещи словно бы в первый раз, с интересом, критически, с разных сторон и ракурсов, он видит больше, нежели «нормальный» человек. Умение не принимать на веру увиденное и повышенный познавательный интерес формируют неординарную, творческую личность.

Яблоки, созревая, испокон веков падали с ветки на землю и люди воспринимали это как должное, нормальное явление. Но почему-то именно И. Ньютон обратил особое внимание на этот процесс, воспринял его не автоматически, а критически и задался вопросом «Почему яблоко подает на землю?», после чего сделал гениальное открытие силы земного притяжения, а сам стал великим ученым.

Гениальность и творчество порой видятся как безумство и рьяно критикуются людьми. Творец иногда действительно словно бы балансирует на грани между психической нормой и патологией, особенно в том случае, если создаваемый им продукт абсолютно уникален.

Почему все дети вскоре после того как научатся говорить, превращаются в «почемучек»? По причине малого количества автоматизмов восприятия. Ребенок все видит впервые, всему учится, ему все интересно, поэтому и возникает масса вопросов, на многие из которых не могут ответить не то чтобы родители, но и ученые.

Мышление детей изначально образное, творческое, необычное и только со времен все больше вторичных автоматизмов и стереотипов заполняют сознание, взрослые перестают задавать вопросы и научаются жить «как все».

Люди с меньшим количеством вторичных автоматизмов восприятия, сумевшие сохранить живой, детский интерес к жизни и познанию, более креативные личности, способные быть творцами своей судьбы.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/avtomatizm-vospriyatiya

Психический автоматизм

Психический автоматизм

Синдром психического автоматизма или галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо) отличается достаточной определенностью и, по-видимому, является одним из немногих синдромов, достаточно специфичных для шизофрении.

Этот синдром впервые описал русский психиатр В.Х. Кандинский в 1888 г.

В литературе, посвященной психиатрии, также встречается описание так называемого симптома Кандинского, выражающегося в приступообразной головной боли с ощущением изменения «почвы под ногами», изменения положения в пространстве, чувстве невесомости.

Симптом Кандинского можно обнаружить на начальном этапе развития шизофрении, особенно во время первого эпизода психоза, где он нередко сочетается с феноменом «остановки мыслей».

В возникновении симптома Кандинского, по-видимому, существенную роль играют расстройства вегетативной нервной симстемы и вестибулярные нарушения (Стойменов Й.А. с соавт., 2003).

Достаточно подробно спустя почти сорок лет после В.Х. Кандинского «синдром S» изучил G. Clerambo (1927), основываясь на собственных наблюдениях и описаниях других психиатров, включая В.Х. Кандинского.

G. Clerambo (1942) полагал, что синдром психического автоматизма характерен для шизофрении.

Одни психиатры и сегодня уверены, что психический автоматизм даже более типичен для этого заболевания, чем первичные или негативные симптомы.

Это нашло отражение в диагностических критериях международной классификации болезней (МКБ —10), другие полагают, что он может встречаться при некоторых органических и интоксикационных психозах.

Последнее предположение,на наш взляд, обусловлено нечеткостью границ шизофрении, размытостью ее нозологических очертаний, а возможно, и фрагментарностью, неспецифичностью патологического процесса, обозначаемого термином «шизофрения».

В начальном периоде формирования синдрома личность больного подчинена переживаниям, имеющим аморфную структуру. Однако в этой структуре можно разглядеть определенные психопатологические симптомы, которые образуют синдром психического автоматизма.

По мнению большинства французских психиатров, в синдром психического автоматизма входят сенсорные или сенситивные симптомы (галлюцинации или «комментирующие голоса», «голоса в форме диалога»), моторные изменения (двигательные, идеомоторные автоматизмы), волевые, аффективные и высшие (нарушения «Я») автоматизмы.

В настоящее время синдром психического автоматизма характеризуется тремя компонентами: идеаторным («внушение мыслей», «извлечение мыслей», «открытость мыслей» и пр.

), включающим в себя как псевдогаллюцинации, так и близкие к ним психопатологические феномены (галлюцинации Байарже); сенсорным или чувственным, проявляющимся насильственным переживанием чуждых личности эмоций или более грубыми сенсорными переживаниями в виде сенестопатий и соматических галлюцинаций; двигательным или моторным вариантом с насильственными, нередко навязчивыми действиями.

В справочнике практического врача А.Г. Гофман и П.А. Понизовский (2006), также как и большинство отечественных психиатров, включают в галлюцинаторно-параноидный синдром психические автоматизмы, псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия.

Идеаторные (ассоциативные) автоматизмы обычно касаются изменения процессов мышления и памяти, сопровождаясь чувством отчуждения и насильственности.

Пациенты часто характеризуют эти переживания, как «наплывы (ментизмы), остановки (шперрунги), вкладывание и чтение мыслей», «разматывание воспоминаний» (больного насильственно заставляют вспоминать различные события из прошлого), «заполнение образами».

«Эхо собственных мыслей», их отнятие, предугадывание, вкладывание — и все это проявления синдрома психического автоматизма. С больным как бы происходит «чудесная перемена», которую нередко он принимает с восхищением и удивлением или тревогой и страхом, чувством растерянности и недоумения.

К идеаторным автоматизмам некоторые психиатры относят и «сделанные чувства».

Важно подчеркнуть, что симптомы идеаторного автоматизма облечены в стержневое ощущение того, что они «сделаны».

У больного возникает переживание чуждости собственного мышления: «мысли открыты для других, известны окружающим», «люди похищают идеи», «вкладывают свои мысли».

Эта точка зрения находит подтверждение в поведении и высказываниях окружающих лиц, в «повторении мыслей вслух», «звучании собственных мыслей». В ряде случаев пациенты говорят о «сделанных сновидениях», которым они придают важное значение.

Сенсорные или сенестопатические автоматизмы характеризуются различными тягостными телесными ощущениями, которые больные интерпретируют как вызванные специально.

Подобные ощущения могут иметь ту или иную локализацию, при этом часто бывая достаточно вычурными сенестопатиями («переливы», «задержки», «выкручивания», «разжижения» и др.). «Сделанными» могут оказаться и болевые ощущения, парестезии, алгии.

Сенсорный автоматизм может вырастать из ипохондрического бреда или, напротив, формироваться на основе бредовых убеждений. Для женщин, больных шизофренией, достаточно типичны сенсорные автоматизмы, локализованные в области гениталий.

https://www.youtube.com/watch?v=ZnNAYDRz-wg

Кинестетический или моторный автоматизм проявляется уверенностью пациентов, что их движения, включая сложные двигательные акты, навязаны извне, отчуждены.

К «речедвигательным автоматизмам» относят феномены насильственной речи («речедвигательные галлюцинации») (Seglas J., 1888), письма, кинестетические, вербальные и графические галлюцинации.

В динамике развития синдрома вслед за идеаторными следуют сенестопатические и кинестетические автоматизмы (Гофман А.Г., Понизовский П.А., 2006).

Синдром психического автоматизма, по словам А.М. Халецкого (1962) характеризуется особой утратой инициативы, при этом «Я» больного как бы «вписано маленьким кружком в большой круг новой паразитической личности», в ситуацию всеобщего символического значения.

Детальное изучение синдрома психического автоматизма показало, что его сопровождает особое переживание открытости, чувство внутреннего изменения, обновления, обогащения, нового познания и даже предназначения, феномены присвоения и отчуждения.

Для синдрома психического автоматизма характерно ощущение «пассивности», когда больным кажется, что их мысли, эмоции, действия вызваны не ими самими, а навязаны извне. Больной уверен, что на него различными способами оказывают воздействие. Здесь можно говорить о нарушение способности отождествлять свои собственные действия.

Синдром психического автоматизма может оставаться периферическим по отношению к «Я», к чувству собственной активности и может быть тотальным, когда больной все свои чувства, мысли, движения считает принадлежащим, другому существу.

При шизофрении во многих психопатологических образованиях (бред, навязчивые состояния, псевдогаллюцинации и др.) можно обнаружить признаки психического автоматизма.

Некоторые отечественные психиатры выделяют отдельные варианты синдрома: бредовой вариант галлюцинаторно-параноидного синдрома с доминированием в клинической картине бреда воздействия, галлюцианторный-преобладание псевдогаллюцинаций, инвертированный вариант, характеризующийся убежденностью больных в своей способности читать мысли окружающих, внушать им свои мысли, изменять их поведение, оказывать влияние на различные события и объекты.

Читайте также:  Работа с возражениями - психология

Галлюцинаторно-параноидный синдром может быть в структуре острого эпизода шизофрении, в этом случае характеризуясь чувственным бредом преследования, аффектами страха и растерянности, нередко включая в себя псевдогаллюцинации и рудиментарно выраженные симптомы кататонии.

Хронический галлюцинаторно-параноидный синдром несет в себе тенденцию к систематизации бреда, при этом яркие аффективные переживания блекнут и могут отсутствовать.

По мере течения шизофрении возможен перенос собственных переживаний пациентов на окружающих и инверсия бреда: больной уже сам воздействует на окружающих, «вкладывает им мысли».

Вернуться к Содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/kniga-shizofreniya/psihicheskiy-avtomatizm

Психический автоматизм

Психический автоматизм

Синдром психического автоматизма, иначе называемый галлюцинаторно-параноидным синдромом является характерным для шизофрении. Впервые он был описан в 1888 г. русским психиатром Кандинским В. Х. Позже, Г. Клерамбо изучил и дал подробное описание этому синдрому.

В настоящее время синдром психического автоматизма также называют синдромом Кандинского-Клерамбо.

Основными составляющими синдрома Кандинского-Клерамбо считаются бредовые идеи, псевдогаллюцинации, а также сам психический автоматизм (чувство неестественности своего мышления и поступков, их отчуждённости, «автоматической работы»).

Синдром Кандинского-Клерамбо часто обнаруживается в начальных стадиях шизофрении. Особенно часто его отмечают в первом эпизоде психоза, который сочетается с так называемым феноменом «остановки мыслей». Предполагается, что причиной возникновения синдрома Кандинского-Клерамбо являются расстройства вегетативной нервной системы, а также вестибулярные нарушения.

Некоторые авторы считают, что психический автоматизм — это более характерный синдром для шизофрении, чем позитивные и негативные симптомы.

Многие французские психиатры склонны считать, что синдром психического автоматизма составляют сенсорные (повышенная чувствительность человека), моторные (двигательные нарушения) и аффективные нарушения (стойкие изменения настроения).

Также к ним добавляются волевые нарушения, а также высшие автоматизмы (нарушения «Я», личности).
Клерамбо выделил 3 вида автоматизма:

  1. Идеаторный (мыслительный) автоматизм проявляется в виде отчуждения эмоций и также псевдогаллюцинаций. Пациенту кажется, что в его голове появляются чужие мысли, которые навязаны ему извне. Появляется обманчивое ощущение открытости мыслей, которые известны всем окружающим. Еще одной особенностью этого вида автоматизма является отчуждение собственных эмоций. Больному кажется, что испытываемые им эмоции навязаны ему посторонней силой. Состояние проявляется насильственным переживанием эмоций, которые чужды личности.
  2. Сенсорный (чувственный, сенестопатический) автоматизм. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, а также обонятельные псевдогаллюцинации. Это обычные или неестественные для больного ощущения, которые представляются ему специально вызванными некой посторонней силой (космические лучи, магия и прочее).
  3. Моторный (двигательный, кинестетический автоматизм). По представлению больного свои действия он совершает в результате насильственных, навязчивых действий. В динамике синдрома за идеаторными следуют сенсорные, а затем кинестетические автоматизмы.

Детальное изучение синдрома показало, что больной переживает особое чувство открытости, внутреннего обновления и обогащения. Больной может ощущать себя маленьким квадратиком в одном большом квадрате. То есть, все свои мысли, эмоции и действия принадлежат другому существу, «большому квадрату», как считает больной.

В большинстве психопатологических образований (навязчивые состояния, бред, псевдогаллюцинации и пр.) при шизофрении обнаруживаются признаки психического автоматизма.
Проявления психического автоматизма достаточно разнообразны, но у них есть общее — восприятие своих ощущений и действий, как нечто чуждого, навязанного извне посторонней силой.

Часто психический автоматизм сопровождается бредовыми идеями воздействия и преследования.

Больные с синдромом психического автоматизма часто считают, что все окружающие люди слышат «голоса» и чувствуют влияние потусторонних сил. Синдром психического автоматизма обычно может встречаться при параноидной форме шизофрении, и часто неблагоприятен в плане прогноза.

Источник: http://xn--e1adccyeo5a6a8e.net/simptomy/psihicheskiy-avtomatizm

Введение в Лакана

С 1919 по 1927 год Жак Лакан изучает медицину. С 1926 года он специализируется на психиатрии. В годы учебы влияние на Лакана оказали три знаменитых психиатра – Жорж Дюма, Анри Клод и Гаэтан Гатиан де Клерамбо.

Отметим, если Дюма был откровенным врагом психоанализа, а Клод проявлял живой интерес к открытиями венского мыслителя, то Клерамбо Фрейд вообще мало волновал.

Когда в 1927 году Лакан приступает к работе в больнице Святой Анны, психиатрия уже испытала на себе влияние психоанализа; и шизофрения, в частности, считается результатом не дурной наследственности, а бессознательных конфликтов. Из трех учителей Лакана исключительное место занял один – Клерамбо.

Лакан проходит под его руководством клиническую подготовку в Специальной больнице префектуры полиции. Через сорок лет после практики у Клерамбо, Лакан назовет его своим единственным учителем. Об исключительной близости учителя и ученика свидетельствуют и их отношения – любви и ненависти.

О сложных отношениях свидетельствует, в частности, сноска, которую Лакан делает в своей статьей 1931 года «Структура паранойяльных психозов». В этой сноске Лакан, зная страх Клерамбо перед тем, что его идеи могут быть украдены, в достаточно карикатурной манере выражает благодарность учителю и за предоставленную методологию, и за всю терминологию. В ответ разгневанный учитель отрекается от своего ученика и, разумеется, обвиняет его в плагиате. Несмотря ни на что, влияние Клерамбо на Лакана трудно переоценить.

Гаэтан Гатиан де Клерамбо был знаменитым исследователем паранойяльного бреда, психического автоматизма и речи пациентов.

Несмотря на консерватизм своих психиатрических взглядов, он, подобно Фрейду, понимал, – нет барьера, разделяющего разум и безумие; более того, безумие содержит в себе определенную истину человека. Имя Г. Г.

Клерамбо всем известно, по меньшей мере, благодаря выделенному им (и независимо от него русским психиатром В. X. Кандинским) синдрому психического автоматизма (синдрому Кандинского-Клерамбо).

Описание этого феномена оказало сильное влияние на Лакана. При синдроме психического автоматизма пространство движения мысли оказывается открытым: мысль уходит вовне, мысль приходит извне. Мысль телепатически читается другими людьми.

Мысль пересекает границу внешнего и внутреннего. Мысль удваивается в пространстве и времени. Мысль освобождается от источника мысли. Мысль отчуждается.

Мысль становится чужой… Отчужденными, «сделанными», автоматическими предстают не только мысли и речь, но также движения и ощущения. Человек превращается в автомат.

Концепция психического автоматизма объясняет всю систему галлюцинаций пациента существованием в его психике чего-то такого, с чем он ничего не может поделать.

Клерамбо истолковывает автоматизм присутствием в душе некоей психической машины, с которой невозможно справиться. Внутренний, чисто механический паразит подчиняет себе психическое состояние человека.

Человек управляется кем-то другим. Его инструктируют голоса.

Психический автоматизм показывает Лакану, как человек захвачен языком, как все его поведение подчинено инструкциям отчужденного голоса Другого. Этот элементарный феномен психоза обнаруживает загадочную связь субъекта с языком и мыслью, приходящими как бы извне.

Самое, казалось бы, интимное, что есть у человека, его собственные мысли, оказываются ему не принадлежащими. При психическом автоматизме субъект полностью отчужден от себя. Он – мертвая кукла, в которой эхом отзывается голос Другого.

Голос может звучать даже из божественных лучей, как это происходило в галлюцинациях знаменитого параноика Даниеля Пауля Шребера. Шребера, автобиографический текст которого будут анализировать и Фрейд, и Лакан.

Клерамбо называет психический автоматизм основным элементом диагностики хронических психозов. Однако феномен автоматизма важен не только потому, что он во многом проясняет психотические состояния.

Автоматизм касается не только психотика, но и человеческого существа вообще. На одном из семинарских занятий сезона 1976—1977 годов.

Лакан скажет «психический автоматизм – это норма», ведь именно в нем обнаруживается таинственная связь субъекта с речью и мыслью.

Психология bookap

Не удивительно, что кажущиеся нам само собой разумеющимися особенности человеческого существования зачастую имеют отношение именно к паранойе. В частности, систематичность, от которой стремился уберечь психоанализ Фрейд, и от которой стремительно бежал Лакан.

В частности, убежденность, уверенность, с которыми, на взгляд Лакана, психоанализ не должен иметь ничего общего. Лакан будет настойчиво предостерегать: психоанализ – не та деятельность, результатом которой становится убежденность пациента в истинности аналитических толкований.

И сам он никогда никого не будет уверять в необходимости проходить анализ. Каждый решает сам.

Клерамбо говорит о психическом автоматизме в 1905 году и детально описывает этот синдром в первой половине 1920-х годов, как раз во времена учебы у него Лакана. Он настаивает на автономном и примитивном характере этого синдрома. Он утверждает: этот синдром заведен в каждом. Но чаще всего синдром психического автоматизма оказывается предвестником паранойяльного бреда.

Источник: http://bookap.info/psyanaliz/mazin_vvedenie_v_lakana/gl3.shtm

Ссылка на основную публикацию