Авторитет — психология

Влияние, власть и авторитет: как управлять людьми

Автор: Юрий Алексеевич Шибалкин, старший преподаватель Московского государственного индустриального университета.

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия.

Но в жизни так бывает не всегда. Даже при осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий.

Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние.

Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег.

Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении;
  2. Власть, основанная на вознаграждении;
  3. Должностная (традиционная) власть;
  4. Власть авторитета.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

3.1. Власть, основанная на принуждении

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен многим.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

3.2. Власть, основанная на вознаграждении

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

3.3. Должностная власть

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

3.4. Власть, основанная на авторитете

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  1. на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  2. на вере в способности человека, его деловые качества.

Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  1. на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  2. на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  3. на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей.
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других.
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие.
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного.

По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя.

Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

Читайте также:  Трудоголизм - психология

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

4.1. Влияние путем убеждения

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

4.2. Влияние через участие

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций.

Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях.

Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

Научитесь влиять и управлять людьми изучив курсы «Кратология: наука о власти» и «Психология мотивации и влияния»:

Кратология: наука о власти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/vlast-rukovoditel-vliyanie-podchinennyj-ubezhdenie-avtoritet-strah-rabota-voznagrazhdenie-povedenie-upravlenie-podchinenie/

Что такое авторитет

Случалось ли вам наблюдать такую картину, когда уважаемый всеми начальник интересовался мнением рядового сотрудника и выслушивал его советы с большим вниманием? Или обратную ситуацию, в которой подчиненные беспрекословно выполняли все распоряжения вышестоящего руководителя даже в ущерб своим интересам?

С точки зрения психологии во всех этих случаях определяющим фактором послушания является непререкаемый авторитет. Иногда такой авторитет, лишенный рациональной основы, может принимать гипертрофированные формы, выражающиеся в культе личности или поклонении «живым богам».

В психологии есть следующее определение авторитета: это признание, уважение, выказываемое окружающими индивиду за его опыт, знания, личностные характеристики и влияние на решение проблем.

С точки зрения менеджмента такое определение не совсем корректно, так как отсутствует статус или привязка к иерархической структуре, поэтому важным элементом является обладание властью и ее инструментами.

Влияние авторитета может быть абсолютным и безграничным, и маркетологи прекрасно об этом осведомлены: вспомните, сколько раз вы покупали товар, который рекламировал известный актер, игравший роли успешных людей.

Для оценки влияния этого феномена на психику человека американские ученые провели занимательный эксперимент: на пешеходном переходе под запрещающий знак светофора на проезжую часть выбегал дорого одетый человек и начинал переходить на другую сторону. Статистика показала, что вслед за ним начинали движение примерно 60% наблюдаемых, при этом они были совершенно уверены в своей безопасности.

Рекомендуем: Что такое самоутверждение?

Возможно, этот человек был хорошим бизнесменом, но вот экспертом по части безопасности дорожного движения вряд ли, однако никому из опрошенных эта мысль в голову не пришла. Ученые сделали вывод, что люди дают «кредит доверия», руководствуясь внешними атрибутами, а не действительными заслугами индивида.

Классификация явления с точки зрения психологии

Определение, которое дал феномену известный психолог Эрих Фромм, предполагает существование рационального и иррационального авторитета.

Первый представляет собой доверие компетентности другого человека, которое он на деле должен подтвердить. Второй вид основывается только на высоком социальном статусе, а доверие подменяется страхом.

Девиз «Начальник всегда прав, а если не прав, то смотри пункт 1» наглядно демонстрирует подход к управлению в случае иррационального авторитета.

Рекомендуем: Эннеаграмма: типы личности

Исследованию авторитета посвящено множество трудов, существует довольно много состоятельных теорий, объясняющих механизм действия феномена. Однако до сих пор специалисты не сошлись во мнении, как же правильно классифицировать данное явление. С точки зрения психологии наиболее важными являются следующие виды авторитета:

  • Внутренний авторитет. Подразумевает существование внутренней убежденности в правильности принимаемых решений, компетенции как специалиста. Феномен свойственен волевым людям, часто занимающим высокое положение в обществе.
  • Эмоциональный авторитет предполагает внутреннюю зрелость и спокойствие. Для людей, обладающим этим феноменом, характерно умение ладить с окружающими и выстраивать взаимоотношения с людьми по типу «вдохновитель – последователь». Очень редко внутренний авторитет и эмоциональный могут сочетаться, обладающие таким уникальным феноменом люди становятся харизматичными лидерами.
  • Профессиональный авторитет – характеризует компетентность специалиста.
  • Общественный – авторитет народа, государства.
  • Индивидуальный – характеризует отдельную личность.

Особое внимание психологи уделяют ложному авторитету, который может принимать самые разнообразные формы.

Наиболее интересен псевдоавторитет подавления; проявляясь в крайних формах, он может порождать авторитарное мышление и чувство безнаказанности у руководителя.

Дистанцизм и отстраненность от окружающих, придающие некую ауру загадочности и важности, также могут создавать ощущение авторитета.

Как добиться признания

Многие люди, особенно недавно влившиеся в коллектив, задаются вопросом: «Как завоевать авторитет в коллективе?» Существует несколько простых правил, соблюдая которые вы сможете добиться желаемого результата.

Во-первых, стоит постараться произвести благоприятное впечатление на коллег, а особенно на неформального лидера; правильно выстроенные отношения с ним – один из важных факторов вашего выживания на новом месте. Во-вторых, стоит постепенно завоевывать доверие коллег, проявляя тактичность и профессиональную компетенцию.

После того как вы почувствовали себя «уютно» в новом коллективе, освоились с обязанностями, стоит приступить к третьему этапу – добиться повышения своего авторитета в глазах непосредственного руководителя; в этом вам помогут положительные отзывы коллег и отсутствие нареканий по работе.

Рекомендуем: Что такое амбиции?

Не стоит пренебрегать небольшими торжествами, днями рождения сотрудников или корпоративными семинарами – неформальное общение творит чудеса! Главное правило – не стоит смешивать личную жизнь и работу, слишком близкие контакты с коллегами могут помешать вашему восхождению по карьерной лестнице.

Как поднять авторитет, если в коллективе вы уже давно, а признание коллег вас обходит стороной? Стоит тщательно проанализировать причины сложившейся ситуации: возможно, что причина совсем не в вас и просто следует сменить место работы.

Но если вы руководитель, то вопрос «Как повысить авторитет в коллективе?» для вас актуален как никогда. Коучеры предлагают прибегнуть к таким методам, как формирование хорошей репутации, компромисс, манипуляции, и соблюдать спокойствие буддиста.

Земля слухами полнится, поэтому ваша репутация всегда будет ценным капиталом; стоит заботиться о ее сохранении и улучшении, это ваша инвестиция в будущее. Спокойствие, уравновешенность – самые ценные свойства руководителя, со временем сотрудники оценят все плюсы спокойного руководителя.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/avtoritet.html

авторитет в коллективе

Разместил (а): Юрий

  • Характеристика стилей руководства в воинском коллективе 42 кб.
  • Психологический портрет эффективного руководителя 37 кб.
  • Этика руководителя 2 21 кб.
  • Личностные характеристики людей занимающих руководящие должности 189 кб.
  • Конфликты в коллективе и роль руководителя в их профилактике и разрешении 18 кб.
  • Личность руководителя как фактор совершенствования работ предприятия в условиях кризиса 48 кб.
  • Характеристика стилей руководства в воинском коллективе 33 кб.

Виды авторитета и чем они характеризуются

Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника

Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя

Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета

Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе

Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения

Влияние авторитета в первичном воинском коллективе на современном этапе развития общества крайне высоко, особенно на этапах организации и становления воинского коллектива так как офицер–руководитель обладающий действительным авторитетом может заложить фундамент развития коллектива, который будет выступать в дальнейшем как субъект воспитания, то есть будет характеризоваться максимальной требовательностью воина на фоне требований всего коллектива. Коллектив, предъявляя высокие требования к своим членам, будет способен к известному самоуправлению. (И.И. Рудской)

Различные исторические этапы развития общества, существенным образом влияли и влияют на формирование морально-психологической составляющей армии и предъявляемым к ней требованиям.

Так в царской армии влияние авторитета офицера-руководителя в основном опиралось на веру военнослужащих в бога, царя и отечество; на жестокий в большинстве своем тоталитарно-авторитарный строй управления; в советской армии на высоко -идейную морально-политическую составляющую духовной жизни общества; в современное время влияние авторитета в первую очередь будет непосредственно опираться на личностные качества офицера-руководителя, его способности завладеть «сердцами и душами» подчиненных, умения сочетать требовательность к подчиненным и проявления заботы о них, уважительного отношения к военнослужащим, исповедующим различные религии, с различными уровнями развития психики. Умение гибко реагировать на любое изменение обстановки.

Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются.

Проследить основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника. Рассмотреть социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета.

Рассмотреть пути развития офицером своих личных качеств и как следствие повышение своего авторитета в воинском коллективе.

А также рассмотрим влияние авторитета офицера-пограничника в процессе служебно-боевой деятельности на упрочение воинского коллектива.

Читайте также:  Раздражение - психология

Исходя из вышесказанного, порядок изучения вопросов в курсовой работе будет следующим:

Виды авторитета и чем они характеризуются.

Основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника.

Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера-руководителя.

Качества личности, способствующие формированию истинного авторитета.

Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе.

Взаимоотношения офицера-руководителя и коллектива в процессе служебно-боевой деятельности подразделения.

В своей работе мы будем опираться на труды М.В. Фрунзе, А.С. Макаренко, Р.С. Немова, И.И. Рудского и других авторов.

1. Авторитет в воинском коллективе

Авторитет (лат. autoritas- влияние, власть). Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.п. Признание за индивидом права на принятие решения в условиях современной действительности. (Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.С.8)

Авторитет присущ только человеку. Нельзя объединять такие понятия как- лидер, авторитетный человек, руководитель. Все они имеют близкий, но в тоже время разный смысл. Для более глубокого изучения такого явления как авторитет- рассмотрим различия в определении вышеперечисленных терминах.

Лидер— член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним. Лидерство— поведение лидера в малой группе.

Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.(Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1999.С.664).

Таким образом, если лидер это конкретный индивид, то лидерство- это его поведение в группе.

Профессор И.И.

Рудской даёт следующее определение: «Авторитет — социально-психологическое явление, означающее, с одной стороны, общественное влияние одной личности (группы лиц) на других людей в силу соответствия ее (их) субъективных качеств объективным требованиям деятельности, а с другой стороны — добровольное подчинение этому влиянию. Авторитет как психологическое явление возникает и проявляется только в процессе взаимодействия и взаимоотношений людей. Он определяется объективными (социальными) и субъективными (психологическими) факторами.

Таким образом, офицер прибывая в первичный воинский коллектив, как мы рассмотрели выше, не может обладать авторитетом. Авторитет приобретается с первой минуты нахождения в подразделении, зарабатывает его своими поступками и делами. Здесь главное — не пытаться заработать мнимый, ложный авторитет.

Руководители в связи с их авторитетом и стилем руководства классифицируются:

на истинно авторитетных, сочетающих черты единоначалия и демократичности;

преимущественно авторитарных, полагающихся на силу власти, приказа;

преимущественно либеральных, склонных к переоценке сил общественности, проявляющие некоторую робость в принятии решений;

псевдоавторитетных, ставших на путь завоевания ложного авторитета.

В истории немало примеров влияния авторитета офицера на коллектив, коллективное мнение, на общество в целом.

Так современная педагогическая военная наука опирается на труды и опыт таких авторитетных полководцев и флотоводцев как: Пётр 1, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Г.К. Жуков и др.

Масса примеров когда под влиянием авторитета офицера/младшего командира/ подчинённые проявляли силу сплочённости коллектива, поступки массового героизма.

Примером может служить героический подвиг советских пограничников в годы Великой Отечественной войны, охрана Государственной Границы Российской империи после революции 1917 года на отдельных заставах Средней Азии, примеры героических поступков при охране и обороне Государственной Границы в республике Таджикистан и на Северном Кавказе.

Есть и противоположные примеры, когда под влиянием ложного/мнимого/ авторитета, военнослужащие совершают массовые акты неповиновения когда влияние офицера на коллектив ослабевает и роль «лидера» переходит к военнослужащим с более выраженными способностями к управлению людьми, зачастую носящий противоправный оттенок.

Там, где влияние авторитета офицера- пограничника носит не поддельный, /ложный характер/, уровень развития коллектива на порядок выше чем в других подразделениях, отмечается низкий уровень нарушения воинской дисциплины, высокая боевая слаженность и боевая готовность, сильны традиции.

После ухода такого офицера в подразделении, где уровень развития коллектива достиг уровня зрелости, подразделение ещё долгое время остаётся в числе лучших.

Примером может служить одна из застав Сортавальского пограничного отряда. Офицер Кириллов П.В. принял заставу в коллективе которой управляли микрогруппы отрицательной направленности. Благодаря своему опыту и отношению к людям, к службе, он смог подчинить коллективные мнения подчинённых, добиться высокого уровня сплочённости коллектива, чем достиг авторитета у подчинённых и офицеров.

Коллектив, младшие командиры предъявляли уставные требования к себе и вновь прибывшим военнослужащим. Через год командование заставы сменилось. Застава, коллектив потерял свой уровень самостоятельности. Основной костяк коллектива разбился на более мелкие разрозненные группы. Рассмотрим пример ложного авторитета- «авторитета физического давления».

Офицер одной из застав Суоярвского погранотряда строил взаимоотношения с подчинёнными на основе физического давления; привычку перенимали младшие командиры.

В результате — высокий уровень неуставных взаимоотношений и как следствие — неоднократная попытка суицидальных действий; уклонение от службы путём симулирования болезней; всеобщая «круговая порука» и т.д.

Как завоевать авторитет в коллективе

Вообще в начале работы в новом коллективе значение имеет буквально все: форма одежды, стиль общения, качество работы. Нужно заранее тщательно продумать, как себя подать.

Настраивайтесь на то, чтобы стать украшением коллектива: одевайтесь аккуратнее и интереснее, чем другие, будьте внимательны и доброжелательны к сотрудникам, старайтесь безупречно выполнять производственные задания.

Важно найти ту золотую середину, которая позволит вам выделяться среди коллег, не вызывая при этом злость и зависть. Ваше поведение и внешний вид должны говорить не «посмотрите, насколько я лучше вас», а «я стараюсь быть достойным вас».

Не уклоняйтесь от корпоративов и праздничных посиделок с коллегами.

Используйте эту нишу общения для того, чтобы стать неформальным лидером или сдружиться с тем неформальным лидером, который уже есть в коллективе.

Учтите, что лидером может стать только активный, предприимчивый человек, поэтому хорошо, если вы будете выбирать места для таких мероприятий, предлагать их программу или вносить иной заметный вклад.

В то же время будьте осторожны: корпоративы и посиделки обычно не обходятся без спиртного, и некоторые сотрудники уходят оттуда буквально «на бровях». С вами такого случиться не должно.

Напротив, старайтесь остаться в числе самых трезвых, не давайте коллегам повода для насмешек.

Следите за своим поведением, ведь какая-нибудь глупая выходка может перечеркнуть все ваши старания по завоеванию авторитета.

Наконец, создайте себе имидж мудрого и рассудительного сотрудника. Сделать это нетрудно. Просто не спешите высказаться по поводу возникающих проблем первым, послушайте, что скажут другие, а затем, проанализировав все варианты, поддержите самый верный.

Если вы предпримите все шаги, о которых сказано выше, вскоре вы заметите, что в трудной ситуации коллеги идут советоваться именно к вам. В таком случае можете себя поздравить – авторитет в коллективе вы завоевали!

Как стать авторитетом?

Вопрос авторитета в коллективе является чуть ли не самым важным для любого человека. Совершенно неважно, какой именно коллектив имеется в виду. Это может быть коллектив коллег, окружающих вас на работе или просто группа друзей, однако осознанно или нет, но каждый из нас мечтает о том, чтобы «весить» в глазах окружающих как можно больше.

Мы все хотим, чтобы наши советы всегда выслушивались, мнения — учитывались, а желания — выполнялись. Даже те, кто утверждает обратное, и пытается доказать, что ему абсолютно безразлично мнение о нем окружающих, на самом деле также хотят обладать значимостью.

Как стать авторитетом? Попытаемся сформулировать некоторые правила, тщательно выполняя которые вы сможете максимально приблизиться к своей цели.

Это правило известно всем чуть ли ни с детства. Оно заключается в том, что сначала вы работаете на свой авторитет, и только когда вы его заработаете, он начнет работать на вас.

Это означает, что для достижения поставленной цели вам придется приложить усилия. Даже тогда, когда вам будет казаться, что все ваши действия лишены смысла — не сдавайтесь.

Ситуация, а вместе с ней и ваш авторитет в коллективе, могут измениться в любой момент.

Начинайте закладывать основы вашего будущего авторитета с первого дня попадания в новый коллектив. Постарайтесь при знакомстве с коллегами проявить дружелюбие, приветливость, проявите к ним интерес. Если вы с самого начала получите симпатии к своей персоне, в будущем вам будет гораздо проще стать авторитетом.

Не замыкайтесь в себе и не отмалчивайтесь. Сумев к месту вставить нужные фразы, которые покажутся окружающим интересными и весомыми, вы также поднимете свой уровень в их глазах.

Для того, чтобы быстрее сойтись с новыми для вас людьми, лучше всего организовать встречу с ними в неформальной обстановке. Это может быть совместный поход в бар, домашнее чаепитие, загородная поездка на пикник. Не стесняйтесь предложить это людям первым, они это сразу же оценят по достоинству.

Проявляйте уважение ко всем членам коллектива. Если кто-либо из коллектива не вызывает у вас чувства симпатии, лучше просто ничего о нем не говорить.

Данная рекомендация справедлива для тех случаев, когда неприятный вам человек не мешает всем остальным в коллективе.

Если же его понятия о морали и нравственности далеки от общепринятых, можете попытаться урезонить своего оппонента, что также благотворно отразиться на вашем авторитете.

До тех пор, пока в не станете «своим парнем» в коллективе, приготовьтесь к том, что для вас будут устраиваться постоянные проверки «на прочность». Этого не избежать, так что просто постарайтесь подготовиться к ним психологически и относиться ко всему с долей юмора.

Не отказывайтесь от ответственности за свои слова и поступки. Не давайте ложных обещаний, а пообещав что-то сделать, вы обязаны сдержать свое слово. Допустив всего одну ошибку, вы можете сразу же лишиться всего, чего добивались с таким трудом и о вашей мечте о том, чтобы стать авторитетом можно будет забыть.

Всем нравятся умные люди, которые с пониманием относятся к юмору.

Поэтому для того, чтобы в глазах окружающих вы выглядели гармоничной личностью, от вас потребуется развивать оба этих качества — и интеллект, и чувство юмора.

Если же этим не заниматься, то очень скоро вместо того, чтобы думать о том, как стать авторитетом, вы будете обеспокоены тем, как снять с себя клеймо шута или наоборот, педантичного сухаря.

Наше последнее правило, которое является самым главным — не теряйте своей естественности. Настоящий авторитет можно получить только за свои настоящие качества, а не за ту роль, которую вы пытаетесь играть. Оцените себя.

Если у вас есть подозрения о том, что вы не вполне отвечаете тем требованиям, которые предъявляются к авторитетным людям, постарайтесь поработать над собой, развить в себе необходимые качества, и только после этого начинать строить свой авторитет.

Читайте также:  Самореализация - психология

Как стать авторитетом? 12 советов

Кто такой авторитет? Это человек, к мнению которого прислушиваются. Это тот, кто может стать лидером и организовать коллектив. Лидером не рождаются, им становятся.

Безусловно, у человека могут быть определенные задатки и врожденные лидерские качества, но добиться авторитета в коллективе возможно только путем регулярной работы над собой.

Если вам хочется стать авторитетом, то статья от сайта Стать лучше.ру для вас.

Руководитель не всегда является авторитетом для своих подчиненных. Авторитет – это способность влиять на коллектив с помощью своих лидерских качеств, профессионализма и организаторских способностей. Стать душой компании тоже будет проще, если качества лидера и отличного собеседника проявят себя.

Именно лидерские качества играют главную роль на пути завоевания авторитета. Что же это за качества и как их воспитать в себе?

  1. Учитесь, учитесь и еще раз учитесь. Одним из лидерских качеств, как было обозначено выше, является интеллект. Необязательно заканчивать несколько институтов, практический опыт и навыки значат гораздо больше. Не стесняйтесь первое время спрашивать совета у более знающих, это нисколько не опустит вас в глазах окружающих.
  2. Определитесь со своими целями. Лидерство – это не цель, а лишь средство. Поэтому четко обозначьте для себя основные задачи и причины своего желание стать авторитетом. Это необходимо для того, чтобы выделить конкретную область и коллектив для желаемого лидерства в нем. Вы же понимаете, что авторитетом для всех вы не будете.
  3. Общайтесь с людьми, которые уже завоевали авторитет. При желании вы легко сможете научиться у них основным навыкам лидера и получить дельный совет. Следите за поведением, манерой разговаривать, стилем в одежде. Это поможет на практике определить, как ведут себя настоящие лидеры. А спустя некоторое время вы и сами сможете стать авторитетом по их примеру.
  4. Учитесь руководить. Даже не занимая высокой должности, можно стать авторитетом для своих коллег. Для этого необходимо стать ведущим, а не ведомым. Имейте свое мнение и не подчиняйтесь приказам извне, если те противоречат вашим принципам и знаниям. Не бойтесь высказывать свои предложения и брать за них ответственность.
  5. Посмотрите на себя со стороны. Самокритика – отличный способ совершенствования. Анализируйте свои поступки и слова до мельчайших подробностей, особенно если они привели к неудаче. При этом не забывайте и про успехи. Записывайте на листке бумаги все свои достижения за день, это поможет поднять самооценку.
  6. Учитывайте интересы других. Не стоит на пути к власти идти по головам и следовать лишь за своими целями. Если вы будете забывать про мнение и желания окружающих, то вскоре они просто перестанут вам доверять. Безусловно, учитывать интересы всех непросто, но старайтесь это выполнить хотя бы частично.
  7. Не совершает ошибки лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, а учитесь на своих неудачах. Плохой опыт – это тоже опыт. А авторитет – это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто спокойно признает поражение и делает соответствующие выводы.

Стать авторитетом может любой, но это возможно лишь путем серьезной работы над собой. Только упорные и трудолюбивые добиваются своей цели. К тому, чтобы стать крутой девчонкой — важный шаг.

Тема: Авторитет руководителя в воинском коллективе. Тип: Курсовая. Источники: 4 шт. 1990-2004гг. В работе есть: содержание, введение, заключение, рисунки 2 шт. Язык: русский. Разместил (а): Юрий. Размер: 0.94 мб. Категория: Военное дело.

Краткое описание: ‘Определение виды и характеристика авторитета основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника.

Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера качества личности способствующие формированию истинного авторитета.’

Рабочий коллектив представляет собой общность людей, авторитетные члены которой чувствуют себя гораздо лучше тех, кого не уважают и с кем не считаются. Как же добиться успеха в этом
Как стать авторитетом в новом или уже сложившемся коллективе. Что нужно для поднятия авторитета.
езусловно, у человека могут быть определенные задатки и врожденные лидерские качества, но добиться авторитета в коллективе возможно только путем регулярной работы над собой. Если вам хочется стать авторитетом, то статья от сайта Стать лучше.ру для вас.

Источник: http://psiholog4you.ru/avtoritet-v-kollektive/

Авторитет — Социальная психология — Психология — Каталог статей — Научно-технический сайт Владимира Смирнова

Авторитет

Взаимоотношения между людьми могут иметь две крайности: авторитаризм или нигилизм. Авторитаризмпроявляется претензией служебного лица или организации на непогрешимость и требует слепого повиновения.

Нигилизмэто отрицание всяческих авторитетов и требование «абсолютной свободы» личности. Авторитет столь же древен, как и само человеческое общество. Содержание и формы его меняются вместе с обществом.

Примитивные формы авторитета до сих пор существуют у племён и народов, живущих первобытной общиной, – здесь он опирается на обычаи и традиции. Чем дальше в прошлое, тем сильнее авторитет старших, который зиждется (как сегодня у отсталых племён) на мудрости, одарённости и способностях.

Чем ближе к современности, тем слабее влияние этих традиций и, следовательно, старцев. Влияние традиций уступает место авторитету силы, власти.

В отличие от власти, авторитет создаёт принятый и признанный в данной социальной системе способ подчинения и послушания, который не унижает достоинства человека.

На место слепого повиновения и страха заступает сознательное или неосознанное согласие с субъектом авторитета, ориентация на него, принятие его ценностей, подражаниереферентность (предпочтительность).

Лёгкость, с которой завоёвывается авторитет, и объём его зависят от информированности коллектива о положительных и отрицательных свойствах руководителя. Факт референтности индивида для других членов группы можно установить с помощью экспериментальной процедуры — референтометрии.

Трудно переоценить роль авторитета во взаимоотношениях между людьми. Он облегчает, упрощает решение задач организации, руководства и сплочения. Он способствует выдвижению, но главное – достижению целей.

Авторитет, будучи социально-психологическим отношением между индивидом и коллективом, влияет и на коллектив, а также на методы работы и поступки отдельных его членов.

Общество не может существовать без различного вида авторитетов, в противном случае оно превращается в аморфную хаотическую массу.

Формальный авторитет порождается должностью или социальной ролью, деньгами, имуществом, наследством, традициями, верой в абсолютные, неизменные ценности. «Кресло» директора, управляющего и т.п. руководителя – это трон, пьедестал, наделяющий властью и влиятельностью, а каждое сказанное оттуда слово обладает магической силой воздействия.

Авторитет необходимо непрерывно подтверждать наращиванием активности, поиском путей к совершенствованию работы, ни в коем случае никогда нельзя преступать нормы взаимоотношений (аморальное поведение, унижение достоинства подчинённых). «Кресло» маскирует такие личностные качества руководителя как высокомерие, подозрительность, болтливость, злопамятность и т.п.

Подавление инициативы, запугивание, компенсация собственной неполноценности либерализмом, демагогией – это варианты опускания до «псевдоавторитета». Большое значение в формировании авторитета имеет тактичность.

Тактичный руководитель владеет собой и поступает целенаправленно, умеет молчать и не отвечает «взрывом» на нарастающее возбуждение, а разговор на повышенных тонах должен перевести на нейтральную «почву». Подчинённые способны оценить это.

Авторитет руководителя выше в том случае, если у него частые и хорошие контакты с членами коллектива, если он досконально знает своё дело и способен разглядеть талант каждого и максимально использовать его. Ведь человек – генератор идей и дел – должен работать на свою оптимальную нагрузку, должен заниматься достаточно сложным и интересным для себя делом, но в то же время – делом посильным.

Авторитетный руководитель не боится, что кто-то может «затенить» его, напротив, он старается развить талант каждого, сделать комфортной и свободной его работу настолько – чтобы у каждого «душа пела». В таких коллективах царит непринуждённость и культура, а во внешнем виде сотрудников – уверенность и достоинство, значительность и особое обаяние – будто что-то кружит им головы.

А ведь головы им действительно кружат вещества удовольствия – эндорфины, которые организм вырабатывает в ответ на то, что доставляет удовольствие. Эти вещества запечатлевают в памяти всё лучшее и вызывают гордость за свой результативный труд, что, в свою очередь, включает гены, удлиняющие жизнь! Глубина формального авторитета тесно связана с тем, как руководитель заботится о подчинённых, понимает и решает вопросы их личной жизни!!!

Функциональный авторитет гораздо глубже, действеннее, чем формальный. Он опирается на эрудицию руководителя, его компетентность и успешность работы.

Влияние, даваемое функциональным авторитетом, можно завоевать только с помощью знаний, понимания деятельности объекта.

В основе его – доказательность и деловитость, умение и способность признавать различные ценности и сосуществование разных систем ценностей.

Личный авторитет создаётся не высоким служебным положением или специальными знаниями, а определённым комплексом свойств личности, ведущее место среди которых занимает общительность — способность легко устанавливать контакты с людьми.

Далее следуют чувство юмора и умение непринуждённо добиваться реализации своих замыслов, готовность помочь подчинённым, справедливость в оценке других людей, умение убеждать и привычка полагаться на собственные силы.

Личный авторитет зиждется на эмоциях, чувствах и интеллекте, на фундаменте взаимных симпатий (или антипатий), иными словами, опирается на «шарм» (очарование) и привлекательность.

Лидера никто не назначает, основа его авторитета – соответствие свойств этой личности ожиданиям, а точнее, долговременным потребностям группы, коллектива или общества. Если выясняется, что качества его натуры превосходят то, чего ожидали увидеть подчинённые, он завоёвывает особый авторитет, честь, уважение и всеобщее признание, даже любовь.

Упомянутые виды авторитетов в жизни не существуют изолированно, но всегда «смешанно», во взаимосвязи. Человек становится авторитетом для другого человека, если обогащает, дополняет его. Подбирая людей на должность необходимо учитывать и специфические особенности личности.

То или иное указание, распоряжение только тогда воспринимается как авторитетное, если формальный авторитет руководителя подкрепляется личным. Экстраверту (внешне активному человеку, «эмоциями наружу») больше шансов завоевать авторитет, чем интраверту (замкнутому, углублённому в самого себя).

В преодолении ситуации морального конфликта определяющее значение всегда имеет личный авторитет.

Каков бы ни был авторитет, в нём всегда есть две стороны: субъект (тот, кто влияет) и объект (тот, на кого влияют), поэтому авторитет не может существовать вне социума, ведь «короля делает свита».

В роли субъекта и объекта с равным успехом может выступать как отдельная личность, так и организация, институт.

Авторитет, который остановился в своём развитии – зачастую зиждется на подавлении растущих авторитетов. Макс Планк как-то грустно заметил, что новое обычно побеждает в науке не потому, что убедило старое, а лишь потому, что защитники старого постепенно вымирают.

                                                                            Литература

Источник: http://smirnov.ucoz.com/publ/psikhologija/vlast/avtoritet/7-1-0-16

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию