Бессознательное — психология

Бессознательное в психологии

Бессознательное - психология

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной.

Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное).

Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях.

Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию.

А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации.

Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго.

Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни.

Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой.

По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

https://www.youtube.com/watch?v=LwCoUz95J2o

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Адаптивность

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию.

Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Рекомендуем: Психологическая защита — это

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Рекомендуем: Аутентичность — это

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/bessoznatelnoe.html

Что такое бессознательное

Что такое бессознательное

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию.

Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются.

Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

https://www.youtube.com/watch?v=si2iZPUoZz4

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие.

Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления.

Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает.

Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Читайте также:  Сознание, подсознание, бессознательное - психология

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-874552-chto-takoe-bessoznatelnoe

Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике.

С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности.

Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

  • неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
  • поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
  • подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
  • надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

Теория бессознательного по Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов.

Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве.

Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания.

Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.

Теория бессознательного по Юнгу

Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному».

Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное.

Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности.

Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:

  • латентные (скрытые);
  • временно неосознаваемые;
  • вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).

Теория бессознательного по Лакану

Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента.

Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности.

Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.

Современные исследования бессознательного

Сформулированное Зигмундом Фрейдом сознательное и бессознательное положено в основу современных исследований. Психофизиологические доказательства получают при анализе сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма в спортивной и трудовой деятельности. Разрабатываются теории о возможном применении кибернетических способов моделирования бессознательного.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/soznatelnoe-i-bessoznatelnoe-problema-bessoznatelnogo-i-soznatelnogo.html

Бессознательное — «Энциклопедия»

Бессознательное - «Энциклопедия»

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, совокупность психических феноменов и процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта.

Учитывая, что механизмы всех психических функций обычно не осознаются, такое определение распространяет область бессознательного почти на всё, что изучает психология.

В глубинной психологии бессознательное — особый функциональный компонент психики, инстанция, противостоящая сознанию и дополняющая его.

Представления о неосознаваемых сферах жизни души содержатся во многих традиционных учениях — «мир воображения» (арабский — алям-аль-миталь) в исламе, концепция трансцендентного «зрителя» (сущностного Я) в йоге, «сознания-хранилища» (в котором содержатся все «следы», оставленные прошлым опытом, и «семена» будущего опыта) в буддизме, учение Платона о познании как воспоминании (анамнесис) и многих др.

Концепция бессознательного впервые была чётко сформулирована Г. В. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

В эпоху романтизма в противовес рационалистическим воззрениям Просвещения сложился своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества (Ф. В. Шеллинг, К. Г. Кару с и др.). Иррационалистическое учение о бессознательном, выдвинутое А. Шопенгауэром, было развито далее Э.

Гартманом, который возвёл бессознательное в ранг универсального принципа, лежащего в основе бытия.

Реклама

Изучение бессознательного психологией началось в 19 веке. И. Ф. Гербарт, анализируя динамику представлений, описал психические конфликты и вытеснение в бессознательном одних представлений другими. Г. Л. Ф.

Гельмгольц разработал концепцию «бессознательных умозаключений», обеспечивающих восприятие событий на основе прошлого опыта. Г.

Лебон в своей «психологии толпы» подчёркивал бессознательный и иррациональный характер массового стихийного поведения.

Важный стимул в изучении бессознательного дало применение гипноза в целях психотерапии французской психиатрической школой.

В исследованиях постгипнотического внушения (выходя из гипноза, человек выполняет внушённую ему инструкцию, но, не осознавая причин своего действия, пытается придумать ему рациональное объяснение) И. Бернхейма и неосознаваемых травм психических Ж. Шарко и П.

Жане были наглядно продемонстрированы феномены неосознаваемой психической регуляции поведения. Согласно Жане, причинами неврозов могут служить травмирующие события, ставшие неосознаваемыми и замещённые невротическими симптомами в результате «сужения поля сознания».

Каждое из таких образований сохраняет собственную активность, обладая признаками отдельной личности. По Жане, в бессознательном существует ряд «единовременных психических существований» (позже К. Г. Юнг назвал их автономными комплексами).

Бессознательное в глубинной психологии. Изучение бессознательного в русле психотерапии было продолжено З. Фрейдом, подтвердившим связь между невротическими симптомами и переживаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия защитных механизмов личности — вытеснения, проекции, рационализации и др.

Фрейд предложил радикально новое понимание бессознательного как особой противостоящей сознанию системы психики, являющейся источником инстинктивных влечений, прежде всего сексуальных (либидо), хранилищем вытесненных переживаний и врождённых «первофантазий».

Содержание бессознательного — типическое, в основном это общие для всех людей связные группы переживаний (комплексы), большей частью формирующиеся в детстве и сохраняющие инфантильный характер.

Психика выступает у З. Фрейда как динамическая система противоборствующих сил. Мотивационным энергиям бессознательного, стремящимся разрядить своё напряжение в действиях или фантазиях человека («принцип удовольствия»), препятствует «цензура», подавляющая и искажающая неприемлемое для сознания содержание.

Действие цензуры ослабляется во время сна, опьянения, в гипнотическом трансе, творческих состояниях и др. изменённых состояниях сознания.

Основными источниками сведений о бессознательном служат сновидения, остроты и ошибки, психопатологические симптомы, продукты творчества, поток свободных ассоциаций (всё это «компромиссные», то есть искажённые цензурой образования, функция которых — реализация влечений).

Содержание бессознательного может выявляться и ставиться под контроль сознания в процессе его повторного проживания (катарсиса) с помощью техники психоанализа. Между сознанием и бессознательным располагается предсознательное, включающее содержания, не осознаваемые в данный момент, но актуализирующиеся по мере необходимости.

В поздних работах 3.

Фрейд наряду с Я и бессознательным (Оно) ввёл ещё одну неосознаваемую психическую инстанцию, ответственную за цензуру и вытеснение, — Сверх-Я, источник морали, проявляющийся в чувстве вины, долга и т.п.

В бессознательном Фрейд выделил два фундаментальных инстинкта — Эрос (силы жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатос (влечение к смерти, разрушению и агрессии), между которыми идёт борьба.

В интерпретации фрейдовского учения у Ж. Лакана бессознательное предстаёт как лингвистический феномен — семантичное поле, «силовые линии» которого предшествуют опыту и организуют его.

Активность бессознательного описывается Лаканом как особый вид речи, говорящей о нереализованных желаниях языком симптомов и других «компромиссных образований», которые представляют собой «разрывы» в субъекте (т.е. в осмысленной связной речи).

Вслед за Лаканом бессознательное начинают рассматривать как интерсубъективный феномен, для изучения которого привлекается лингвистика и семиотика. Исследование бессознательного стало пониматься как особая «глубинная герменевтика» — расшифровка и интерпретация скрытого смысла речи-сознания (или симптомов, понимаемых как сообщение).

В. Райх считал, что в формировании бессознательного участвуют «мышечные зажимы» — хронические напряжения в теле, посредством которых человек блокирует тревогу, гнев и сексуальное возбуждение. Мышечный панцирь, препятствующий разрядке энергии либидо, и система личностных защит человека — это одна и та же структура, формирующая бессознательное и вызывающая психосоматические заболевания.

В работах ряда учеников и последователей 3. Фрейда, отошедших от психоанализа, при рассмотрении бессознательного акценты были смещены с подавленной сексуальности на широкий спектр конфликтных ситуаций, обусловленных социокультурными причинами. Например, А.

Адлер считал основой бессознательного сформировавшийся в детстве комплекс неполноценности и связанное с ним стремление к превосходству над другими людьми. Согласно Э.

Бёрну, люди не осознают своих жизненных «сценариев» и играют в привычные «игры», пытаясь удовлетворить свои неосознаваемые желания.

В аналитической психологии К. Г. Юнга личное бессознательное, описанное 3. Фрейдом, — лишь преддверие к «океану» коллективного бессознательного, общего для всего психического пространства, не зависящего от культуры и индивидуальных особенностей психики.

Структурными единицами коллективного бессознательного являются архетипы — универсальные схемы формирования образов, переживаний, жизненных ситуаций. По Юнгу, глубинные слои бессознательного лишь в слабой степени объяснимы рациональными средствами; вместо попыток объективировать бессознательное психотерапевту следует наладить диалог с ним как с партнёром.

У Юнга бессознательное выступает как созидательная творческая сила, направляющая психическую энергию на индивидуацию (диалогическое соединение сознания и бессознательного, обеспечивающее полноту раскрытия личности) и своей работой компенсирующая односторонность сознательных решений и поступков.

Эго, сознательное Я, с которым отождествляет себя современный человек, — лишь социальная роль, «маска» (в терминах Юнга — «персона»), а подлинный центр психики, трансцендентный источник осознания — «Самость» — принадлежит к бессознательному, подобно глазу, не способному увидеть себя.

Вслед за К. Г. Юнгом «высшее Я» выделял Р. Ассаджоли, располагая его в ещё одной области бессознательного — «сверхсознании», сфере интуиции, вдохновения, источнике творческих процессов, любви и высших чувств.

Читайте также:  Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам - психология

Исследования сверхсознательного оживились в 1960-х годах в русле трансперсональной психологии в связи с множеством новых данных, полученных при изучении психоделического опыта. С. Гроф выделяет три области бессознательного: личное бессознательное (в основном описанное 3.

Фрейдом); трансперсональное бессознательное (частично описанное Юнгом, его многочисленные «картографии» представлены в религиозных и мистических картинах мира); перинатальное бессознательное, наполненное символами и конкретными переживаниями смерти и рождения (учение о родовой травме как основе бессознательного было разработано О. Ранком) и являющееся как бы «мостом» между личным и трансперсональным бессознательным.

Бессознательное в экспериментальной психологии. Разработанная Д. Н. Узнадзе теория неосознаваемой установки была положена в основу широкомасштабного изучения бессознательного грузинской психологической школой. Ж.

Пиаже описал «когнитивное бессознательное» (в дополнение к «аффективному бессознательному» 3. Фрейда) — когнитивные неосознаваемые процессы, обеспечивающие работу сознания.

Проводятся исследования «двигательного бессознательного», регулирующего двигательные процессы и лежащего в основе автоматизмов (двигательных стереотипов) и непроизвольных действий (которые могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие). Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н. А. Бернштейном в его концепции построения движений.

Ведутся исследования неосознаваемого восприятия (например, восприятия невербальных аспектов коммуникации, подпорогового восприятия).

Изучаются особенности бессознательных мыслительных процессов, такие, как иконический характер знаков-образов, которыми оперирует бессознательное, слитость этих образов с переживаниями (т. е.

отсутствие или неустойчивость разделения на субъект и объект, выделения Я и не-Я), безразличие бессознательного к логике и времени (все эти особенности выделяют в мышлении детей, в «примитивных» обществах, в содержании сновидений).

Идёт поиск нейрофизиологических коррелятов бессознательного, которое часто связывают с межполушарной асимметрией и работой правого полушария головного мозга. В социальной психологии изучается распространение неосознаваемого социального влияния — механизмы идентификации, подражания, «социального заражения», паники и тому подобное, особенности формирования и функционирования социальных установок.

Международные конгрессы по изучению бессознательного проводились в 1910 году в Бостоне и в 1979 году в Тбилиси.

Лит.: Whyte L.L. The unconscious before Freud. N. Y., 1960; Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968; Бессознательное: Природа, функции, методы исследования: [В 4 т.]. Тб., 1978-1985; Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990; Бессознательное.

Новочеркасск, 1994; Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994; Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации: Тэвистокские лекции. М.; К., 1998; Элленберг Г. Открытие бессознательного. СПб., 2001; Лакан Ж. Семинары. М., 2004. Кн.

11 : Четыре основные понятия психоанализа.

А. В. Константинов.

Источник: http://knowledge.su/b/bessoznatelnoe

Психология бессознательного. Зигмунд Фрейд. Краткое описание книги

« Назад

14.12.2015 08:03

Психология – великая наука, которая позволяет узнать человека самым лучшим образом. Большое количество ученых пытались и пытаются узнать о внутреннем «богатом» мире человека, одним из таких ученых был Зигмунд Фрейд. Он посвятил большую часть жизни такому важному вопросу, как психология бессознательного.

Согласно многим представлениям великих ученых-психологов – бессознательное – это своего рода субъект сферы сознания, вытесненный определенными силами по определенным причинам из сферы осознания. А вот, кто вытесняет, как и к чему это приводит – мнения разнятся у многих ученых.

Например, великий австрийский ученый Зигмунд Фрейд утверждал, что вытеснение осуществляется только в одну сторону, а именно некое СВЕРХ-Я.

Оно представляет собой общество в сознании и представляется более сильным субъектом, который вытесняет слабое психологическое содержание, например, такое как – впечатления из детства, которые являются недопустимыми для Сверх-Я.

Итого, получается, что бессознательное по Зигмунд Фрейду – это первые впечатления из детства, живущие внутри нас, однако они не являются осознаваемыми, так как они социально не приемлемы или не согласуются с иными потребностями или факторами определенной личности.

Если говорить о других разновидностях бессознательного, то Зигмунд Фрейд не имел знаний, не предполагал или отрицал их. Не менее важно и то, что вытеснение по Фрейду – жесткое, получается, что найти бессознательное, а также возвратить в сознание человеку стандартными методами невозможно.

Психология бессознательного по Зигмунду Фрейду – это сфера психики, в которой осуществляются недоступные для Я вещи, однако они логичны и обладают определенной логикой. Как утверждал З.

Фрейд, бессознательное можно «узнать», иными словами расшифровать только при помощи работы специалиста, использующего специализированные методики, в качестве примера – гипноз или толкование.

Теория З.Фрейда

Согласно «теории» Фрейда о психологии бессознательного – объем бессознательного значительно выше объёма сознания (в качестве примера для наибольшего понимания можно привести такое выражение: у айсберга – сознание выступает небольшой вершиной, а то, что находится под водой представляет собой бессознательное). Также бессознательное, согласно утверждениям великого австрийского ученого несет прямую ответственность за множество неврозов и других проявлений. Многие неприятности, связанные с нашей личностью, по мнению Фрейда, происходят из-за бессознательного.

Ведь Зигмунд Фрейд предложил модель психики, которая состоит из 3 компонентов – это собственно: ОНО, Я Сверх-Я, для которого как раз не желательны детские впечатления.

Согласно психологии бессознательного по Зигмунду Фрейду, многие действия, которые совершаются человеком «на автомате», обладают неосознаваемым характером.

Зигмунд Фрейд считал, в бессознательное вытесняются скрытые желания, фантазии, противоречащие общей морали или нормам поведения, которые заложены обществом. Ко всему прочему они слишком сильно вызывают тревогу, для того, чтобы быть осознанными. 

Зигмунд Фрейд на протяжении своей жизни рассмотрел то, как определенная мотивация может проявляться во снах, творчестве или отклонениях, вызванных невротизмом.

Согласно утвержденным данным, основной регулятор поведения человека – влечение или желания.

Когда он лечил своих пациентов, то заметил такой факт, что переживания, которые не осознаваемы пациентами, способны сильно «утяжелить» жизнь и порой даже ведут к развитию различного рода психологических заболеваний или отклонений. 

Чему способствовало открытие?

Благодаря такому открытию, он начал искать средства избавления «пациентов» от конфликтов, которые возникают относительно «говорящего» сознания и тайными побуждениями бессознательного. В результате этого появилась специальная методика Зигмунд Фрейда, которая «исцеляет» души. Иными словами – психоанализ Зигмунда Фрейда. 

Стоит отметить, что именно до открытия этого великого ученого, многие считали душу, как единым целым, именно то, что не делится. Согласно Фрейду, в бессознательном нет ничего, чтобы когда-то не имелось в сознательном. Далее эту «теорему» модернизировал Юнг, но мы не будем об этом.

Фрейд понимал бессознательное, практически как определения памяти.

Получается, что в нем содержится такая информация или представления, впечатления, которые уже однажды осознавались человеком, однако она промелькнула с определенной степенью интенсивности.

Можно предположить, что это былая какая-то определенная мысль, а может быть целый комплекс переживаний различного рода, которые неизвестно почему ушли из сознания, практически точно также, как «забылись».

По мнению Фрейда, в бессознательном появляются подобного рода психологические содержания, которые не могут подходить для главенствующей позиции сознания или являются нездоровыми.

В большинстве своем в бессознательном имеется то, что для обычного сознательное не является допустимым.

К ним относят различного рода желания, потребности или мысли, возникающие в сознательной части, однако которые якобы не «прошли».

Таким образом, Фрейд смог изучить психологию бессознательного, предоставив миру свое представление.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-bessoznatelnogo

Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное

Сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Обратимся к теории Зигмунда Фрейда

Основав психоанализ – новое учение в психологии, он первым начал изучение человеческого сознания и бессознательных проявлений в его поведении.

Он был убежден, что активное сознание человека, при котором он действует осмысленно, занимает самую малую долю в психике – не больше одной десятой.

Тогда как бессознательное – самая большая ее часть, где хранятся наши инстинкты, неосознаваемые эмоции, желания, страхи. Неявно, лишь иногда проявляясь, они руководят нами, влияют на наши решения, чувства и мечты.

Как бессознательное проявляется в сознании?

Итак, сознание – это все, что мы осмысляем и контролируем. Бессознательное – не осознается и не подчиняется контролю, а наоборот, само воздействует на нас. Вспышки интуиции и озарения, открытия, творчество и вдохновение, создание нового, внезапное решение важной и долго не поддававшейся задачи – все это проявления бессознательного.

Но и ранние детские впечатления, страхи, сомнения и неуверенность – тоже там.

А еще – рефлексы и инстинкты, неосознаваемые ощущения, такие как ощущение равновесия или привычные звуки, образы, которых мы не замечаем, но на которые реагируем.

Они прорываются в сознание сновидениями, навязчивыми мыслями, описками и оговорками, болезнями и болями, бессознательным запоминанием или забыванием, смутными побуждениями что-либо сделать без четкого осознания цели этих действий.

Так проявляется связь сознания и бессознательного и сегодня ни одно учение в психологии не подвергает ее сомнению. Обе сферы тесно переплетаются, влияя и на человека, и друг на друга. Область бессознательного благодаря этой связи может открываться человеку и становится понятно, какие внутренние силы и побуждения скрываются за порогом его сознания и управляют его мыслями и поступками.

Зная об этом, можно гораздо эффективнее стоить свою жизнь: доверять голосу своей интуиции, открываться для творчества и созидания, прорабатывать подавленные желания и скрытые страхи. Это потребует глубокого самопознания и самоанализа, но понять себя важно, чтобы расти, развиваться, достигать больших целей.

Защитная функция бессознательного

Психофизиология бессознательного имеет важное значение: оно охраняет наше сознание от перегрузки. Вытеснение сильных или ограничивающих переживаний, страхов, информации, которая может травмировать психику, защищает нас от психологического перенапряжения и срывов. Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна.

С другой стороны, защита сознания проявляется и в его освобождении от контроля за повседневными действиями, которые доведены до автоматизма и не требуют обдумывания.

Например, мы не следим за тем, как из букв складываются слова, когда читаем, как набираем воздух в легкие и выталкиваем его, когда дышим, какие движения совершаем при ходьбе, физических упражнениях, письме и т.д.

Это касается и сложных профессиональных действий, если они выполняются ежедневно и также не требуют сознательного контроля.

Отправляя в бессознательное то, что может обходиться без участия сознания, мы позволяем разуму концентрироваться на решении других важных задач.

Но не нужно слишком полагаться на свой сознательный ум, навсегда забывая о том, что мы вытеснили, спрятали, подавили. Это все равно вырвется наружу, потребует внимания, даст толчок для роста.

Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.

Многих из нас с детства мучает вопрос: «Что представляет собой совесть и зачем она нужна?». И действительно, почему мы с малых лет чувствуем себе дискомфортно, если обманываем или обижаем других людей? Но в то же время, повзрослеем, оправдываем своё поведение и этим самым усыпляем свою совесть.
Как выйти в астрал новичку?

Сегодня многие из нас пытаются найти себя в различных эзотерических практиках и одной из самых популярных процедур является «выход» в астрал. Тем не менее, у многих новичков знания в этом вопросе достаточно ограниченны, поэтому им как нельзя кстати будет наш сегодняшний материал.

Каждый буддист на вопрос «Верите ли вы в переселение душ?» удивлённо посмотрит на вас и ответит утвердительно. А удивится, потому что подобные мысли ему даже в голову не приходит – как это можно не верить в то, что наша душа бессмертна и должна пройти все ступени очищения? А вы как считаете?Правильное использование своих энергетических центров или чакр, может привнести массу положительного в вашу жизнь – начиная от элементарного чувства умиротворения, до раскрытия экстрасенсорных способностей. Но, первым делом, свой энергетический потенциал необходимо освободить.
Читайте также:  Отцовская модель любви - психология

Источник: http://kak-bog.ru/soznanie-i-bessoznatelnoe

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Психологический словарь

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Психологический словарь

В бессознательности действительность переживается субъектом в виде отождествления себя с другими объектами, людьми, эмоционального заражения и др.

Прошлое, настоящее и будущее часто сосуществуют в бессознательном, объединяясь в каком-либо психическом акте, например, в сновидении.

Бессознательное находит свое выражение в формах познания действительности у ребенка, в так называемом первобытном мышлении (например, ситуация, аффекты, паника, тревога, сновидения, гипноз и проч.

), а так же в чувствах и стремлениях, причины которых не осознаются личностью.

Выделяют пять классов бессознательного:

Подсознательные явления. Не поддающиеся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровни психической активности при решении творческих задач, высший этап творческого процесса

Неосознаваемые мотивы и смысловые установки. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения после выхода из гипнотического сна, во время которого испытуемому задавались определенные установки, выполняя которые он не мог объяснить своего поведения, поступка.

Для объяснения такого поведения З. Фрейд ввел понятие «динамическое вытеснение бессознательного». Под понятием бессознательное Фрейд понимал нереализованные влечения, которые с помощью механизма вытеснения не допускались в сознание из-за конфликта с социальными нормативами, проявляя себя в оговорках, обмолвках, сновидениях.

Неосознанные операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Это бессознательное обеспечивает направленный и устойчивый характер протекания любой деятельности. Они лежат в основе автоматизированных и непроизвольных действий и обуславливаются на неосознанном предвосхищении событий вследствие опоры на прошлый опыт поведения в подобной ситуации.

Проявления субсенсорного восприятия. При этом объекты, воспринимаемые на данном уровне, не даны в виде образов и не осознаются субъектом. Однако, они оказывают регулирующее влияние на его деятельность.

Структуры общественного бессознательного. Неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и прочие схематизмы, социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к определенной культуре. Концепция коллективного бессознательного была впервые наиболее полно разработана Карлом Густавом Юнгом.

Неосознаваемые процессы (основа бессознательного) не требуют контроля о стороны сознания, что позволяет освободить его от выполнения других задач. Вместе с тем, возможность осознания глубоких мотивов личностного поведения позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением с учетом внутренних мотивов, конфликтов и структур коллективного бессознательного.

Источник: http://newforlife.ru/distionary/bessosnatelnoe.html

Бессознательное — это..

Бессознательное (бессознательное психическое) — в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т. д.) психики человека, 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии, 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе — знании-припоминании и др.).

В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Б. Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.

Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К. Карус (ключ сознания в подсознательном), Э. Гартман («Философия бессознательного»), Г. Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В.

Вундт («неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г. Гельмгольц (учение о «бессознательных умозаключениях»), И. Сеченов («бессознательные ощущения или чувствования»), И. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В. Бехтерев (активность «бессознательного»), А.

Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж. Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г. Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «коллективной душой» толпы), Т.

Липпс («бессознательное психическое», «бессознательное реальное Я»), П. Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также К.

Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Дж. Морено (разработавшим концепцию «общего бессознательного») и Э. Фроммом (развивавшем идеи о «социальном бессознательном»).

В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

По З.

Фрейду, 1) бессознательное — это психические процессы, «которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», 2) бессознательное — основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т. д.

По мысли З. Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т. д.). Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал учение и психоаналитическую терапию, ориентированные на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).

Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что «все душевные процессы по существу бессознательны», З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

Корректное определение бессознательного психического, исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З. Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить.

По К.

Юнгу, бессознательное состоит из трех слоёв: 1) «Личностного бессознательного» — поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) «Коллективного бессознательного» — врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. «Содержаниями коллективного бессознательного» в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) «Психоидного бессознательного» — наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

По Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов.

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное», являющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до осознания».

Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки), 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.

В. И. Овчаренко

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. — Ильин В.А.

Бессознательное — в самом широком смысле, психические процессы, не осознаваемые индивидом. В собственно психологическую лексику термин введен основателем психоанализа З. -Фрейдом. С его точки зрения, многие побуждения, желания, а также травматические воспоминания (как…

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета- 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как…

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, которые не фиксируются в сознании субъекта. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной…

Философский словарь

1. Термин, неверно прилагаемый к человеческой психике. Практически в здесь-теперь-так для субъекта нет ничего бессознательного. Обычно за бессознательное принимают или с бессознательным путают ощущения, проходящие амнестично или почти амнестично (для последующего потока здесь-…

Философский словарь

лишенность сознания, или то, что мы не осознаем, но можем осознать. Второе значение приложимо только к человеку. Понятие, имеет очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей…

Философский словарь

— совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Философский словарь

— «в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от сознания. Термин «бессознательное»…

Философский словарь

— понятие, используемое рядом психологических концепций для обозначения мотиваций личности, не проходящих через ее сознание, трансформирующих или искажающих сознательные мотивы, навязывающих человеку некие автоматизмы поведения. 3. Фрейд акцентировал внимание на скрытых,…

Философский словарь

— в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется…

Философский словарь

— совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных…

Источник: http://insai.ru/slovar/bessoznatelnoe-1

Ссылка на основную публикацию