Боль — психология

Как избавиться от боли. Психологические методы избавления от боли

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛИ? психологические методы избавления от боли

 Здоровый человек не тот, у которого ничего не болит, а тот, у которого каждый раз болит что-то другое.

Мишель Крестьен

Вопрос «как избавиться от боли?»  в разное время жизни стоит перед каждым человеком, ведь у всех , у нас что-то болело и болит.

 Боль — это сигнал о том, что есть неблагополучие в теле.

Если бы у человека ничего не болело, он не принимал бы никаких мер, не обращал бы на это внимания, то у него при незаметном развитии болезни мог бы внезапно отказать какой-нибудь жизненно важный орган — сердце, почки.

 В природе такие явления крайне редки. Как правило, изменение в состоянии внутренних органов накапливаются постепенно: все имеет определенные переходы и этапы.

 Боль как раз и есть та красная лампочка, которая подает человеку сигнал. И  свет этой красной лампочки быстро становится  невыносимым. Человек начинает активно  думать:  как избавиться от боли

 О чем? О том, чтобы он обратил, наконец, внимание на свое здоровье.

 Сначала человек испытывает дискомфорт, затем слабую боль, на следующем этапе она усиливается.

Правда, далеко не все болезни сопровождаются симптомами.

Рак, инфаркт, инсульт, почечные болезни развиваются почти безсимптомно.

 Нужно научиться адекватно реагировать на боль, правильно ее воспринимать. Современная система здравоохранения ориентирована не столько на исцеление, сколько на избавление от болевых симптомов.

 К сожалению, чаще всего дело обстоит именно так, хотя официальная медицина едва ли с этим согласится.

Сначала обратите внимание на боль, прислушайтесь к ней, а затем попытайтесь исцелиться. Каким образом? Как вы собираетесь избавляться от боли?

Прежде всего, нужно расслабить тот участок тела, который находится рядом с областью боли: навести луч внимания, установить с ним контакт.

Можно сделать несколько микродвижений и расслабить этот мышечный участок. Можно мысленно через него дышать, наполняя свежей жизненной энергией.

Можно представить больной орган в идеальном здоровом состоянии, удерживая внимание на проблемной области и вызывая там ощущение комфорта, силы, благополучия.

Незначительная боль уменьшится.

Кроме того, нервная система пошлет в головной мозг сигнал о том, что все обстоит благополучно, и организм запустит цепную реакцию исцеления, и энергия здоровья вытеснит болезненное состояние.

Вопрос как избавиться от боли реализуется на практике.

Если не лениться и повторить это мини-упражнение несколько раз, ощущение оздоровления закрепится в теле.

Мозг в свою очередь с помощью нервной системы пошлет позитивные импульсы к больному месту, которые ускорят процесс исцеления. Вы поймете как избавиться от боли на практике.

Если это не помогает, боль не проходит и изменения в ощущениях не происходят, надо постараться понять причину болезни, которая лежит в глубинной толще сознания, в подсознании, в прошлом.

 Человек совершил какие-то ошибки, сбился с правильного пути, совершил неправильные действия, которые привели его к болезни.

Чтобы избавиться от боли, необходимо вспомнить, когда появилась болезнь, при каких обстоятельствах, какие внешние факторы на нее повлияли.

Затем важно проследить динамику развития болезни.

 Когда боль появилась снова, стала усиливаться, и как вы к ней отнеслись. Возможно, с пренебрежением, с внутренней паникой или с раздражением.

 А может быть, вы предпочли не обращать на нее внимания или проигнорировали ее, переключившись на что-то иное.

 Любая подобная реакция была не правильной и могла привести к усилению боли, а значит и  болезни, запустить ее развитие.

Определив причину болезни, надо попытаться ее устранить. Это возможно сделать, избавившись от боли.

 Если вы сделали кому-то зло, надо мысленно раскаяться или попросить прощения. Если вы сделали зло себе, то есть впали в уныние или депрессию, то надо осознать корень этой депрессии и попытаться очистить свою душу.

 Устранив тонкую психологическую причину, принимайтесь за устранение самой болезни.

Можно представить, что болезнь — это некое затемнение сознания.

Необходимо его наполнить светом, жизненной силой, заменив на ощущение энергии здоровья, которая распространяется по всему телу и равномерно распределяется по организму. Но для этого нужно избавиться от боли.

Концентрируйтесь на ощущении здоровья, силы, благополучия. Тогда постепенно вы вытесните болезнь из тела.

На консультациях и тренингах, посвященных теме самооздоровления и психологических секретов исцеления   я обучаю практическим методам избавления от боли. Самообезболивание помогает в излечение  болезней, ускоряет подобное исцеление.

 Рассмотрим несколько практических упражнений и психотехник, овладев которыми человек может научиться быстрее, чем раньше снимать у себя боль, расслабляться и повышать энергетику.

Работа с образом боли

Боль — это опережающая часть болезни, такое же затемнение как сама болезнь и надо научиться особому способу ее восприятия. Без этого вы не сможете избавиться от боли.

Так иногда тень какого-то движущегося объекта попадает в поле восприятия раньше самого объекта.

•    Выделите в себе ту часть, которая вас беспокоит и вызывает чувство тревоги. Осветите ее своим вниманием как лучом фонарика.

•    Представьте ее в виде некой фигуры. Вся остальная часть вашего тела — это некий фон, который окружает эту геометрическую фигуру.

 Почувствуйте фактуру этой фигуры, вещество, из которого «слеплен» образ болезни, определите ее цвет, вес, к чему она крепится.

Сначала это будет трудно, но вы можете добиться результата с помощью тренировок. Это будет первым шагом к тому, чтобы контролировать и регулировать боль.

•    Прежде научитесь концентрироваться, развивайте воображение. Важно реально определить, как боль возникла, и применить разные стратегии.

Один вариант: вы просто наблюдаете, как она появляется, развивается, усиливается. Смотрите со стороны, как будто ваше наблюдающее «Я» не болит, а болит ваше тело. Затем вы постепенно отпускаете ее. Нужно повышать силу наблюдателя, который поможет вам ответить на вопрос- как избавиться от боли?

Если она сильно мешает, то с помощью специальных методов ее можно постепенно растворить.

•    Можете пойти по другому пути: попытайтесь усилием воли увеличить интенсивность боли. Казалось бы, зачем это нужно?

 Но польза от усиления боли все-таки есть.

Хотя бы потому, что вы поймете, оказывается можно управлять болью, а значит, в вашей власти не только усиливать ее, но и ослаблять, и даже избавиться от нее полностью.

Подобный метод работы с болью применяется в спецслужбах. Один бывший разведчик описывает в своей книге, как его учили работать с болью. Он сбежал на запад и очень боялся пыток.

Его обучали технике в сотни раз усиливать интенсивность боли, чтобы таким образом выйти за пределы ожидаемой боли. По принципу клин клином.

•    Затем надо осознать, что боль это подвижная и временная вещь. Она может циркулировать, расширяться, сужаться, менять интенсивность.

 Изменяется ее окраска, плотность. Надо отслеживать все вибрации и мышечные ощущения, температуру этого участка, энергетическое состояние.

 Это позволит вам установить контакт с больным органом.

•    А теперь отпустите боль. Позвольте ей покинуть ваше тело. Не уходит? Вытолкните ее усилием воли.  Это будет жестким ответом, избавляющим нас об боли.

Если не получается, используйте силу воображения.

Представьте, что мощный ураганный ветер, несущий в себе исцеляющую энергию выдувает из вашего тела боль, и вместе с ней все отрицательные мысли и эмоции.

Не отожествляйтесь с болезнью

•    Меняя отношение к болезни, постарайтесь либо вообще о ней не говорить, либо говорите «у меня болит» вместо «я болею».

•    Привыкайте к мысли, что ваше «Я» не может болеть.

Рассматривайте , что это «Я» включает в себя территорию тела. Ваше «Я» независимо от болезни, ведь вы — часть целого.

Если что-то болит, то это некая оболочка, внешний футляр, нечто отдельное от вас. Это разные вещи.

Привыкая думать и говорить именно так, вы высвобождаете какую-то часть себя, делаете ее свободной и независимой от болезни, обретаете возможность дистанцироваться от нее, чтобы научиться ею управлять.

 Отделяясь от болезни таким способом можно даже вылечить некоторые психические болезни. Концентрация на «Я» помогает избавиться от боли.

•    Определите, как на вас действуют сами слова болезнь, больной, нездоровый. Научитесь воспринимать их нейтрально.

Нарисуйте эти слова, определите, какие ощущения они у вас вызывают.

Если они вас пугают или вызывают мышечные зажимы, вы не можете быть свободны. Ваша задача избавиться от негативного восприятия этих слов и образов.

Резиновая лента из прошлого

Допустим, болезнь тянется из вашего прошлого. Представьте свою болезнь в виде натянутой резиновой ленты из прошедших лет. Максимально растяните ее мысленно и порвите, чтобы болезнь осталась в прошлом.

Для того чтобы исцелиться, научитесь изгонять негативные образы, влияющие на ваше сознание, на вашу психику, все ваше существо.

Полезно создавать позитивные образы и с ними отожествляться, входить в них, наделять их энергией здоровья.

Мощные исцеляющие образы обладают свойством съедать негативные программы, породившие болезнь.

Первый тип образов: представляйте себя уже победившим болезнь.

Второй тип: расслабляющие образы. Используйте любые образы, которые помогают вам пережить положительные эмоции и вытесняют темное пространство болезни.

Можно постоянно представлять, что вы уже совершенно здоровы, и полностью исцелились.

 Визуализируйте весь путь исцеления, включая конкретные образы вашего занятия физкультурой.

Превратите визуализацию в глубокое расслабление и ощущение тепла, легкости, прилива сил.

Вот вы в эффектной облегающей спортивной одежде энергично под музыку делаете гимнастику, которая постепенно преображает ваше тело.

Затем вообразите, как вы прогуливаетесь вдоль моря, слушая шум прибоя, или, допустим, вы в светлой березовой роще.

 Представьте, как вы работали над собой, как вам удалось достичь определенного результата.

Создавая подобные образы, вы закладываете в программу исцеления какие-то фрагменты, элементы здорового образа жизни, и они постепенно проникнут в ваше сознание и станут его частью.

 Сам образ здоровья будет вести вас вперед. Можно представить лестницу состояний.

На первой ступени вы начинаете приподниматься с кровати, на второй — передвигаетесь по квартире, на третьей — выходите из дома, на четвертой идете в фитнес-клуб, на пятой едите в горы.

Можно представить, как положительно изменится ваша жизнь, когда вам удастся излечиться.

 Можно использовать такие образы, которые будут стимулировать вас к излечению, основанные на усилении нового, неприязненного отношения к болезни — категорического неприятия любых ее форм.

 Говорите себе: «Я сделаю все, чтобы никогда не болеть». Когда вы болеете, ваша жена, муж, дети или родители сильно страдают.

Возможно, любовь к близким подтолкнет вас к правильному поведению, поможет мобилизоваться для самоисцеления. Постарайтесь научиться самостоятельно избавиться от боли.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/prakticheskaya-psixologiya/zdorove/1811-kak-izbavitsya-ot-boli-psikhologicheskie-metody-izbavleniya-ot-boli.html

Душевная боль

Возможно, существуют в этом мире такие люди, которые никогда в своей жизни не испытывали душевной боли. Однако я не ошибусь, если скажу, что большинство из нас с этой болью знакомы достаточно хорошо, так как в нашей жизни нередко происходят такие события, которые эту боль вызывают.

Душевная боль – это такая боль, которую очень сложно описать словами. Можно только более или менее вразумительно описать связанные с ней эмоции и ощущения, да и то, в основном это хорошо получается сделать только тогда, когда боль в душе немного поутихнет.

Между тем, как и любая другая боль, душевная боль доставляет нам немалый дискомфорт.

Ведь когда такая боль тебя одолевает, то ты просто перестаешь воспринимать мир таким, какой он есть, он для тебя становится мрачным и безжизненным, вся твоя прежняя жизнь рушится, все вокруг теряет всякий смысл, у тебя нет сил ни на что, и ты просто не знаешь куда тебе от этой боли деться, — хоть на стенку лезь, хоть волком вой. Душевная боль, друзья, затрагивает всю нашу жизнь, а не только какую-то отдельную ее часть. И поэтому пока мы не изучим, не поймем и в конечном счете не переживем свою душевную боль – мы не сможем вернуться к нормальной полноценной жизни, которая доставляет удовольствие, а не вынуждает страдать.

В этой статье я хотел бы подойти к теме душевной боли с не совсем привычной для большинства людей стороны. Я не стану слишком много говорить о том, почему она возникает и как с ней бороться, об этом и так много сказано.

Вместо этого я хочу рассказать вам о том, какую пользу можно извлечь из душевной боли. Знаете, с годами я стал смотреть на все то, с чем раньше активно боролся с помощью психологических методик, с большим терпением и пониманием.

Может быть я стал мудрее, может просто спокойнее и рассудительнее, а может мое понимание тех или иных вещей просто стало более глубоким.

Как бы то ни было, но жизнь наша ясно показывает нам, что ничего просто так в ней не происходит, у всего есть не только причина, но и какая-то цель и определенный смысл. Только мы не всегда этот смысл замечаем.

Какой смысл у душевной боли? Ну, во-первых, как и любая другая боль – она призвана обратить на что-то наше внимание. Во-вторых, это призыв к определенным действиям, для совершения которых человеку необходимо как следует переосмыслить всю свою жизнь.

Ему, как бы, мозги свои нужно перезагрузить, чтобы избавиться от всех своих старых и подчас абсолютно неэффективных представлений о жизни. И в-третьих, и это самое главное, если вы испытываете душевную боль, то это значит, что у вас есть душа, живая, чуткая душа, которая делает вас человеком.

А если вы еще и чужую душевную боль можете увидеть и почувствовать, тогда вы просто святой. Так что ваша душевная боль говорит вам о том, что вы не черствая личность, вы не автомат, который работает по строго заданной программе и у которого нет души – вы живой человек, вы воспринимаете жизнь более полно, вы чувствуете ее не только телом, но и душой.

И это хорошо, это очень хорошо, ведь чем полнее мы воспринимаем жизнь, тем больше радости мы можем в ней испытать. Но вместе с тем и больше горя, больше страданий, больше боли, так как одного без другого не бывает.

Так вот, давайте подумаем – на что наша душевная боль хочет обратить наше внимание, когда мы ее испытываем. Ведь если душа болит, значит, что-то в нашей жизни идет не так, а вот что именно – это вопрос. Я считаю, что прежде всего, нам необходимо обратить внимание на самих себя, если мы испытываем душевную боль.

Читайте также:  Сенсорные мотиваторы - психология

Не на других людей, не на тех, кто нас чем-то обидел, не на обстоятельства, которые складываются не самым лучшим для нас образом, а именно на себя. Ведь с нами явно что-то не так, если мы страдаем. Именно с нами, а не с кем-то еще.

Вот я много раз замечал, в том числе и за собой, что мы постоянно зависаем на чем-то, на каких-то убеждениях, каких-то стремлениях, нередко бессмысленных, каких-то сомнительных ценностях, которые нас тормозят и сбивают с правильного курса.

Мы часто считаем, что жизнь наша должна складываться каким-то определенным образом, и уверенны в том, что тот или иной сценарий нашей жизни является единственно верным для нас. А когда наши ожидания не оправдываются – мы жутко расстраиваемся, начинаем испытывать душевную боль, впадаем в депрессию и сами медленно себя поедаем.

Знакомое чувство? Мы любим жить по определенному сценарию, который сами же себе и придумываем, или кто-то придумывает его для нас. И это – проблема для нас. Мы, а не кто-то другой – заставляем свою душу страдать, потому что ждем от жизни определенного соответствия нашим желаниям.

Особенно другие люди нас часто очень сильно расстраивают, не оправдывая наших ожиданий и не соответствуя нашим требованиям. Но ведь душа-то болит именно у нас, именно мы предъявляем к другим людям, к жизни и даже к самим себе, какие-то там требования.

Значит, на себя и нужно обращать внимание в первую очередь, когда боль терзает нашу душу. Мы сами виноваты в том, что замыкаемся в каком-то своем, подчас очень ограниченном мирке, который в случае его несоответствия реальности – становится адом для нашей души.

И мы просто утопаем в этом аду, потому что осуждаем всех и вся, включая себя самих, вместо того, чтобы просто постараться понять – а должно ли все на самом деле быть таким, каким мы хотим это видеть, или может быть, позволить жизни быть такой, какой она должна быть, а самим оставаться сторонним наблюдателем? Иногда, лучше ничего не хотеть и никуда не лезть, а просто наблюдать за тем, как складывается жизнь и наслаждаться этим.

И только наша зацикленность на определенном сценарии нашей жизни, вынуждает нас испытывать душевную боль, вместо получения удовольствия от всего, что в нашей жизни происходит. Поэтому жизнь нас время от времени отрезвляет, позволяя нам остановиться и подумать, насколько правильным является наше мировоззрение, наш выбор, наши цели, наши желания, наш жизненный путь.

Давайте задумаемся над тем, какой должна быть жизнь человека, чтобы соответствовать его желаниям и потребностям? Какой? Да мы этого даже толком и не знаем.

Быть может, стоит обратить внимание на то, какие требования к нам предъявляет жизнь, а не мы сами? Ведь часто, не скажу, что всегда, но очень часто – те или иные перемены в нашей жизни и даже трагедии, которые по началу заставляют нас страдать и испытывать душевную боль – впоследствии оказываются не столько концом чего-то старого, то есть, не столько потерей, сколько началом чего-то нового, то есть, приобретением. Проще говоря, разного рода перемены в жизни, оказываются благом для нас. Как говорится, все, что происходит – к лучшему. Возможно, и не все, но точно многое. Поэтому, мое мнение таково, что нам всем нужно прислушиваться и присматриваться к своей природной сущности и к своему внутреннему голосу, чтобы понять, в каком направлении нам следует двигаться. А иногда и вовсе бразды правления жизнью нужно выпустить из своих рук, отдав их самой жизни, смиряясь с тем, как она складывается. Иначе, наше сознание застрянет на перепутье, на котором реальность расходится с нашими фантазиями. Так что не нужно замыкаться на чем-то одном, стараясь видеть свое счастье только в этом и ни в чем другом. Конечно, есть веками выработанные концепции, которые говорят нам, как и для чего нам следует жить, но я считаю, что каждый человек должен научиться слушать прежде всего самого себя, а уже затем и внешний мир. К тому же, к одним и тем же целям ведут разные дороги, и мы все находимся на разных позициях от рождения, поэтому у каждого из нас своя судьба. Следовательно, чем шире вы будете смотреть на жизнь, чем больше разных целей и разных дорог, которые к этим целям ведут, начнете замечать, тем меньше оснований для возникновения душевной боли у вас будет. А иногда нужно просто отдаться в объятия неизвестности и принять жизнь такой, какая она есть, чтобы ни о чем не беспокоиться. Повторю – все берет свое начало внутри нас – и радость, и боль.

Таким образом, если в вашей жизни случилось что-то, что доставило вам сильную душевную боль, а она часто связана с другими людьми, то я советую вам не спешить от нее избавляться, я советую вам прислушаться к ней и понять, что она пытается вам сказать.

Не спешите с решением, душевная боль – это не боль от ожога, чтобы принимать рефлексивное решение – подумайте, что в вашей жизни идет не так, в чем вы, возможно, ошиблись, какие ваши решения оказались неверными, какие ваши ожидания не оправдались? Вы стоите на пороге чего-то нового и важного, что-то в вашей жизни должно измениться.

Поэтому, подумайте, хорошенько подумайте – на какие перспективы вам указывает ваша боль? А они, поверьте, есть всегда. Нет таких страданий, нет такой боли, которая не открывала бы перед нами новые возможности. Но чтобы ими воспользоваться – нельзя игнорировать боль, ее нужно осмыслять.

Душевная боль проходит очень быстро, если не концентрировать на ней свое внимание, а уделять его тому, из чего она состоит.

Люди обычно задаются вопросом – как справиться с душевной болью, или как избавиться от душевной боли, но при этом почему-то мало кого интересует вопрос – для чего она возникла? А это, я считаю, гораздо более важный вопрос. Даже причина душевной боли не так важна, как важно ее предназначение.

Ведь когда у человека болит зуб – то нет смысла думать о том, почему это произошло, об этом вы подумаете потом, а в настоящий момент следует подумать о том, что нужно делать, чтобы избавиться от этой боли. С нашей душой дела обстоят аналогичным образом, если она болит, то смотреть следует вперед, а не назад, в будущее, а не в прошлое.

Да, конечно, с помощью психоанализа можно поковыряться в своем прошлом и найти в нем причину своих страданий, чтобы затем исправить эти причины. Но такой подход к человеку позволит вернуть его в настоящее, к старой жизни, пусть и спокойной, но старой, тогда как душевная боль направлена в большей степени на то, чтобы нашу жизнь изменить, она открывает перед нами дверь в новую жизнь.

Научитесь получать от душевной боли не только пользу, но и удовольствие.

Но не поймите меня неправильно, я не говорю о том, что сама боль должна доставлять вам удовольствие, этого быть как раз не должно, мы с вами не духовные мазохисты, боль для нас не самоцель, к ней самой стремиться не нужно, иначе вы сами себя в тупик страданий загоните, из которого потом будет очень сложно выбраться.

Удовольствие нужно получать от понимания того, что эта боль – меняет вас и вашу жизнь, что она дает вам почувствовать вкус жизни, она позволяет вам больше о ней узнать. Тяжело вам на душе, сердце ноет – погрузитесь в эти переживания, проживите эти ощущения, прочувствуйте всем своим существом все крупицы своих страданий.

Нет ничего страшного в том, чтобы немного пострадать, это придает жизни вкус, пусть горький и соленый, но все же вкус. Чем сильнее будут ваши страдания, тем потом больше радости вы испытаете, когда ваша жизнь изменится. А она обязательно изменится, страдания не вечны, жизнь штука полосатая и за темной полосой всегда следует светлая.

Причем, что важно – темная полоса проявляется только на фоне светлой. То есть, без страданий, без боли, без переживаний – вы не сможете и радость большую испытать, вы просто не оцените то удовольствие, которое можно испытать не только от чего-то хорошего, но и от отсутствия в вашей жизни чего-то плохого.

Это как знаете, когда обувь жмет и тебе некомфортно, даже больно, но ты знаешь, что сейчас ты придешь домой, снимешь ее, оденешь свои любимые тапочки и тебе станет очень хорошо. И вот это вот предвкушение облегчения, радости, комфорта, блаженства, благодаря которому происходит выброс эндорфина – делает тебя счастливым. Так что вот о каком удовольствии я говорю. Путь к радости и счастью лежит через боль и страдания.

Однако должен сказать, что некоторые люди слишком сильно этим увлекаются – они травят свою душу, утопая в страданиях и боли, не предвкушая ничего хорошего и потому ни к чему хорошему не стремясь. Они начинают жить своей болью, загоняя себя в тупик и как бы останавливают сценарий своей жизни.

У них за болью и страданиями нет радости и счастья, у них есть только боль. Вот это уже крайность, или лучше сказать, зависание, подобное тому, которое случается с людьми при психотравме, только оно, это зависание, находится на сознательном, а не на бессознательном уровне. Проще говоря, некоторым людям начинает нравиться страдать.

Душевная боль для них – это своего рода зона комфорта, как бы противоречиво это не звучало. Я сейчас не стану говорить о том, почему такое происходит, это тема для другой статьи.

Скажу только, что для избавления от зависимости от страданий и боли, необходимо почувствовать вкус радости и счастья, то есть, нужно попробовать заглянуть за черную полосу жизни, чтобы ощутить на себе все достоинства светлой полосы.

Никто на самом деле не хочет страдать вечно, просто некоторые люди забывают о том, как жить полной жизнью, в которой есть не только боль и страдания, но и радость, удовольствие, счастье. Такие люди отвыкают от хорошего, поэтому перестают к нему стремиться, а значит и получать от всего хорошего удовольствие. Но стоит их вытащить из того болота, в котором они увязли и их жизнь снова начнет свое движение вперед.

Вообще, всякая боль делает нас мудрее. Мы многое начинаем понимать, когда проживём какую-то боль, хоть душевную, хоть физическую. Мы понимаем те причинно-следственные связи, которые приводят к той или иной боли и начинаем учитывать их при принятии решений и совершении тех или иных поступков.

При условии, конечно, что человек извлекает уроки из своего опыта. Особенно полезна душевная боль от любви, которая учит людей любить.

Ведь душевная боль после расставания всегда, ну или в большинстве случаев, заставляет нас пересмотреть свое отношение к людям, она учит нас любить тех, кто действительно достоин любви, а не тех, кто просто кажется привлекательным и интересным.

Я вам так скажу, дорогие читатели, опираясь на свой опыт работы с людьми – самые лучшие, самые надежные, самые счастливые отношения, создаются в основном теми людьми, которые пережили несчастные, болезненные отношения, которые, что называется, настрадались в своей жизни.

И только сильная душевная боль, которую они испытали – заставила их ценить то, что у них есть или тех, кого они раньше не замечали. Так что только человек, оставшийся у разбитого корыта, способен более мудро смотреть на жизнь и на самого себя, поэтому боль, в частности боль душевная – нам нужна, как лекарство от незрелости и неразумности.

Но в конечном счете душевную боль нужно пережить, на ней нельзя долго останавливаться. Вам тяжело, грустно, больно? – Проплачьтесь, пострадайте какое-то время, промучайтесь столько, сколько нужно, чтобы стало легче, а затем утрите слезы, возьмите себя в руки и снова в бой. Чудовищно интересная жизнь ждет вас, друзья.

Вам обязательно нужно еще многое испытать, попробовать, почувствовать, пережить, сделать, так что не теряйте времени зря. Лучше подумайте о том, ради чего вы живете, заглянете в будущее как можно дальше и наметьте себе великую цель, тогда на пути к ней вас ничто не остановит. А боль, боль пройдет. Было бы, ради чего ей проходить.

Как говорил Фридрих Ницше: “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ведь что такое душевная боль, по сравнению с тем величием смысла жизни, который пробирает человека до глубины души, если он этот смысл имеет.

Не хочу показаться излишне самоуверенным, но иногда я абсолютно убежден в том, что смог бы вылечить любой душевный недуг у любого человека, с помощью одного только смысла жизни, который мне просто нужно было бы помочь ему обрести.

Примите, пожалуйста, к сведению, дорогие читатели, что никакая боль, в том числе и душевная, и особенно душевная – это не трагедия, не конец жизни, это вообще не повод себя мучать – это скорее стимул к тому, чтобы отказаться от чего-то старого и начать что-то новое.

Я не знаю, что станет новым именно для вас, в вашей жизни, но я знаю, что боль в душе к этому вас обязательно приведет, если вы используете ее в качестве ориентира на перепутье вашей жизни, а не позволите ей использовать вас. В жизни все нужно испытать – и радость и горе, и любовь, и боль, и счастье, и страдание.

Читайте также:  Смысл и природа больных привязанностей - психология

Но ни на чем нельзя останавливаться, всегда нужно следовать дальше, чтобы по-настоящему жить. Потому что жизнь многогранна, ее нельзя прочувствовать до конца и нельзя насладиться ей в полной мере, если отвергать что-то из того, что она вам предлагает пережить. Поэтому не забивайте себе голову мыслями о том, как унять душевную боль, просто переживите ее.

А чтобы не останавливаться, не зависать на ней – загляните в свое будущее и посмотрите на все то прекрасное и интересное, что вас в нем ждет и к чему вы сможете прийти, когда ваша боль пройдет.

Источник: https://psichel.ru/dushevnaya-bol/

БОЛЬ: ПСИХОЛОГИЯ БОЛИ

К статье БОЛЬ

Когда болевые импульсы, возникшие в нервных окончаниях, достигают высших мозговых центров, они воспринимаются почти так же, как и другие формы информации, т.е. сенсорные импульсы от отдаленных нервных окончаний интегрируются с воспоминаниями, ожиданиями, эмоциями и мыслями, что обеспечивает полноту восприятия.

Представление о боли как о простом сигнале тревоги, звучащем в мозгу, кажется верным только на первый взгляд. Современная точка зрения гораздо сложнее. В осознании интенсивности боли неизмеримо большее значение, чем степень физического повреждения, имеют эмоциональные аспекты травмы.

Целостное восприятие боли зависит от эмоционального состояния и мыслительного процесса, координированных с идущими из очага повреждения болевыми сигналами.

Как выяснилось, порог болевой чувствительности не имеет значительных возрастных различий, однако лабораторный анализ выявляет целый набор небольших вариаций в характере ответов на болевые раздражения. Отмечены также половые различия в переносимости боли.

Мужчины в общем несколько лучше женщин переносят боль, вопреки расхожим представлениям, имеющим в виду родовые муки. В целом, однако, судить трудно, поскольку внешнее выражение боли часто обусловлено воспитанием.

Кроме того, между пожилыми и молодыми, так же как и между мужчинами и женщинами, существуют различия в выражении реакций на боль даже при сходном воспитании.

Отмечается значительное различие внешнего выражения боли у людей, принадлежащих к разным культурам. Европейцы, населяющие Средиземноморье, например, гораздо эмоциональнее и драматичнее реагируют на болевые раздражения, чем жители Северной Европы. Скандинавы, в противоположность южноевропейским народам, переносят боль стоически.

В первобытных культурах наиболее важные ритуалы сопряжены с добровольным нанесением себе повреждений. Как правило, внешнее выражение боли при этом отсутствует.

Например, у австралийских аборигенов юноши, по традиции, отмечают совершеннолетие особым ритуалом, включающим обрезание, нанесение многочисленных порезов на кожу груди и удаление двух зубов (центральных резцов верхней челюсти). От посвящаемого в мужчины юноши требуется полное отсутствие какой-либо реакции на боль. Антропологи могут привести множество таких примеров.

Вероятно, человек, подвергаемый ритуальному увечью, на самом деле испытывает меньшую боль, однако скорее всего он просто подавляет внешние выражения страдания. В проявлении стоицизма при первобытных обрядах могут играть роль и эндорфины.

Источник: https://slovar.cc/rus/koler/1559793.html

Психология боли ≪ Scisne?

# 12 Ноя 2013 10:07:43Louiza
Люди просыпаются с ней утром и засыпают вечером: огромное число женщин и мужчин во всем мире страдают от хронических болей, только в Европе их насчитывается около 85 млн. Из года в год десятки тысяч лишают себя жизни, не в силах выдержать такие муки. Миллионы людей страдают от хронических болей и надеются только на чудо. Впрочем, из такого дьявольского круга имеются выходы — один из них называется гипноз. Он применяется врачами; однако его можно освоить и самостоятельно. Неужели это неизбежно? Нельзя ли победить боль или хотя бы ее уменьшить? Почему женщина идет по раскаленным углям и ничего не ощущает, а крепкий мужчина падает в обморок, когда у него берут из пальца кровь? Каким образом факир чувствует себя на утыканном гвоздями ложе не хуже, чем европеец на своем мягком диване? Что дает ученым основания утверждать, что они могут объективно измерять интенсивность боли по дол-шкале (от латинского dolor — боль) в 1-10 дол (потеря сознания от боли), если при порке один человек едва не лишается рассудка от страха и боли, а другой, наоборот, испытывает сексуальное возбуждение?

Сегодня боль превращается в самостоятельную болезнь. Женщины почти в два раза чаще страдают от непроходящей боли.

Память детства Вопросы, вопросы, вопросы… Они говорят о том, что боль — это не просто боль. То, что мы воспринимаем как желание, боль, транс или экстаз, наш мозг строит из сравнительно небольшого количества биохимических кирпичиков и неврологических связей. И то, что в одном случае раздражает, например, долгая неподвижная поза, в другом способствует медитации. Так нечего удивляться, если сексуальное влечение и боль формируются не прямыми раздражителями органов чувств, а модулируются под влиянием психических процессов и культурных традиций. За ними стоят процессы обучения человеческого сознания, влияющие на терпимость к боли. Как и при освоении родного языка, здесь многое зависит от воспитания, полученного в детстве. Так, Вульф Шифенхевель из Института исследования поведения им. Макса Планка в Андексе, Верхняя Бавария, установил во время экспедиции на Новую Гвинею, где он жил в первобытном племени эйпо, что эти люди «могут терпеть гораздо более сильную боль, чем европейцы». Например, даже 10-летний ребенок переносит ее со стоическим мужеством, когда ему протыкают деревянной палочкой носовую перегородку или мочки ушей. Может, будущее за этим? И тогда дух, воля и умственная тренировка победят любую или почти любую боль? Впрочем, тут тоже все не так просто — настоящая физическая боль изменяет рассудок настолько сильно, что перекрывает все прочие ощущения. Такие методы, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), с помощью которой становятся видимыми обменные процессы в мозге. Помехи в сознании доказывают, что болевые импульсы, словно радиопомехи, вторгаются в нейронные связи, отвечающие за координацию мышц, за чувства и интеллектуальную сосредоточенность. Начиная с определенной интенсивности, продолжительные муки перекрывают все прочие функции мозга и изменяют всего человека.

Терпимость к боли зависит от обычаев и воспитания. Первобытные народы нередко отличаются намного более высоким болевым порогом, чем европейцы, хотя…
…ходить по горящим углям удается и европейцам, поскольку зола надежно изолирует раскаленные угли.

Виды боли Современные медики точно изучили все неврологические процессы в организме; они различают «хорошую» и «плохую» боль. Острая «хорошая» боль — это жизненно важный сигнал предупреждения, например, когда ребенок хватает горячую сковороду или взрослый бьет себя молотком по пальцу. Те люди, которые из-за редкого наследственного заболевания, семейного синдрома Райли-Дея, вообще не воспринимают боль, постоянно находятся в опасности, поскольку у них отсутствуют такие сигналы тревоги. «Плохая», хроническая боль может терзать человека в течение всей жизни — и при этом абсолютно без всякого повода, поскольку собственно причина уже давно устранена. Хроническая боль возникает тогда, когда острые боли не удается достаточно смягчить. Нервные клетки спинного мозга, которые постоянно бомбардируются болевыми приступами, изменяют активность своих генов и свой обмен веществ. Вследствие этого они все болезненнее реагируют на раздражители, и боль становится хронической. Тогда неврологи говорят о болевой памяти. Цель добросовестного медика состоит в том, чтобы победить «плохую» боль, не отключая чувствительность к «хорошей» боли. «Всякая хроническая боль когда-то была острой», — считает Вальтер Цигльгенсбергер из Института психиатрии им. Макса Планка в Мюнхене. Еще в операционной можно избежать превращения «хорошей» боли в «плохую». «Пациенты должны настаивать не только на получении при операции общего наркоза, но и на том, чтобы путем местного обезболивания оперируемого участка врачи подавили распространение болезненных импульсов в спинной мозг», — советует специалист по болям.

В борьбе с болью врачи не боялись идти даже на большой риск. Уже в Средние века долото и молоток использовались при вскрытии черепной коробки. (Рисунок XIII в., Тринити-колледж, Кембридж, Англия)

Болевой риск при операции Ведь общий наркоз погружает в глубокий сон лишь сознание пациента. Нервные клетки спинного мозга остаются бодрствовать; воспринимают болевые импульсы из операционной раны и передают их дальше. Местная анестезия и достаточное обезболивание после операции позаботятся о том, чтобы болевые импульсы не дошли до позвоночника, поскольку послеоперационные боли часто являются прелюдией к пожизненным болям. Плохо то, что пациентов, страдающих от хронических болей, часто не воспринимают всерьез — ни свое окружение, ни врачи, которые часто бывают бессильны против болевой болезни. Хороший врач, как правило, не назначает своему пациенту сразу же таблетки, а прежде основательно его обследует. Он окажется плохим врачом, если так и не выяснит причину болей, а всего лишь пропишет болеутоляющие средства. Добросовестный медик непременно привлечет к исследованиям необходимых специалистов, которые помогут справиться с первопричиной боли. К сожалению, в действительности все выглядит иначе: обычно пациенты кочуют от врача к врачу, и это может продолжаться годами, до тех пор, пока они случайно не попадают в хорошие руки! Во многих случаях хронические боли лишены физических причин. Тогда речь идет о психогенных болях, вызванных психическими проблемами. К примеру, есть люди, реагирующие на смерть близкого человека устойчивыми головными болями. Психогенные боли — не симуляция и не плод воображения, они так же реальны и болезненны, как, например, боли в спине из-за стершегося межпозвонкового диска.

При фантомных болях их симптомы пытаются прикрыть другими раздражителями

Почему болит то, чего больше нет? «Моя отрезанная нога ноет-быть дождю». Такая странная фраза говорит о страдании, которое испытывают 50-80% всех людей, претерпевших ампутацию конечностей. Она дает некоторое представление о явлении, с трудом понимаемом другими людьми и перед которым до сих пор медицина довольно-таки беспомощна. Фантомная боль — вполне реальное ощущение боли в отрезанной конечности, чего в сущности быть не может. Так, парализованные люди с поперечным поражением спинного мозга говорят о том, что им кажется, будто их неспособные двигаться ноги крутят педали велосипеда, и что они страдают от сильного физического утомления. Фантомную боль объясняют тем, что те нервные волокна, которые отвечают за ощущения ампутированной конечности, по-прежнему сохраняются в главном нерве. При раздражении неизолированных нервов в культе вызываются и передаются в мозг ощущения, а оттуда они «проецируются» мозгом на отсутствующие части тела. Большое количество методов лечения фантомной боли говорит о бессилии медицины.

Опасные медикаменты

Чаще всего с болью расправляются при помощи медикаментов. Но тут нужна осторожность: обезболивающие средства хотя и действуют довольно быстро, однако они не лечат, и почти все они имеют нежелательные побочные действия. Многие даже могут вызвать зависимость, подобную наркотической.

Наряду с физическими изменениями эти лекарства также влияют на социальное поведение больного, притупляют его сознание, вызывают равнодушие и апатию. Кроме того, сейчас существует много физических методов борьбы с болью; частично они позаимствованы из старых домашних средств и народной медицины.

Это гимнастика и массаж, холодные и теплые, сухие и влажные компрессы, электрические раздражители, а в тяжелых случаях — операции, при которых перерезается часть нервных волокон, чтобы болевые импульсы больше не поступали в головной мозг.

При более мягком варианте нервные волокна не разрушаются, а в них боли противопоставляется электрическое или механическое раздражение. Такая нейростимуляция возможна как в спинном, так и в головном мозге. Для этого нейрохирурги вживляют электрод, посылающий постоянное раздражение.

Одновременно под брюшную стенку пациента имплантируют водитель нейроритма и соединяют его с электродом. Прибор способен функционировать 3-6 лет.

Поразительных успехов в борьбе с хроническими болями добилась альтернативная медицина и психотерапия — гипноз, поведенческая терапия и такие методики расслабления, как йога, аутогенная тренировка и медитация.

Все больше зубных врачей предлагают лечение под гипнозом. При этом пульс остается спокойным, а давление низким. Глубокое дыхание диафрагмой сообщает телу тепло и ощущение тяжести, все мышцы расслабляются.

Лечение музыкой Прорвать замкнутый крут хронических болей успешно пытается и музыкальная терапия.

Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительнейшим образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств, которые он обычно принимает. То, что практиковалось в течение тысячелетий у многих народов и что умело использовал Давид, играя на арфе перед царем Саулом, — обезболивающее влияние ритма — сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Успехов добилась также альтернативная медицина. Для всех методов лечения природными средствами характерно, что они работают по целостному принципу, т.е. лечат человека целиком, а не только его отдельный орган.

Точки и иглы

В акупунктуре с этой целью тонкие иглы втыкаются в определенные точки на меридианах. Каждая точка связана с каким-то органом, на который она влияет. При акупрессуре такой же результат достигается нажимом на такие точки, при рефлексотерапии ступни — через обработку меридиана на стопе. Успехи в борьбе с болью оказываются порой поразительными.

Индийские аюрведа и йога, европейская гомеопатия тоже приносят впечатляющие результаты, причем йогу и гомеопатию теперь признают даже самые закоренелые скептики. Новые и обнадеживающие перспективы открывает гипноз.

При этом имеется в виду не цирковой трюк, при котором человек на арене якобы лишается собственной воли, а научное и контролируемое применение гипноза при борьбе с болью, например у зубного врача или при операциях.

«Борьба с болью — одна из областей медицины, где гипноз особенно полезен», — считает д-р Дирк Ревенсторф, профессор клинической психологии Тюбингенского университета. По всей Европе все больше стоматологов погружают пациентов, по их желанию, в состояние гипноза.

Особенно популярными стали акупунктура, акупрессура, терапия рефлекторных зон, опирающиеся на традиционную китайскую медицину с ее противоположными, но дополняющими друг друга жизненными началами инь и ян, от которых зависит то, как течет через организм жизненная энергия ци. При нарушении гармонии между инь и ян в теле развиваются болезни.

Так как жизненная энергия ци течет по телу через определенные каналы, так называемые меридианы, то, влияя на эти меридианы, можно восстановить равновесие между инь и ян.

Исследователи боли обнаружили, что люди, страдающие от хронических болей, значительно улучшают свое состояние через полгода занятий музыкальной терапией.

Точки и иглы В акупунктуре с этой целью тонкие иглы втыкаются в определенные точки на меридианах. Каждая точка связана с каким-то органом, на который она влияет. При акупрессуре такой же результат достигается нажимом на такие точки, при рефлексотерапии ступни — через обработку меридиана на стопе.

Успехи в борьбе с болью оказываются порой поразительными. Индийские аюрведа и йога, европейская гомеопатия тоже приносят впечатляющие результаты, причем йогу и гомеопатию теперь признают даже самые закоренелые скептики. Новые и обнадеживающие перспективы открывает гипноз.

При этом имеется в виду не цирковой трюк, при котором человек на арене якобы лишается собственной воли, а научное и контролируемое применение гипноза при борьбе с болью, например у зубного врача или при операциях.

«Борьба с болью — одна из областей медицины, где гипноз особенно полезен», — считает д-р Дирк Ревенсторф, профессор клинической психологии Тюбингенского университета. По всей Европе все больше стоматологов погружают пациентов, по их желанию, в состояние гипноза.

Мозг работает по-другому

Почему под гипнозом зуб сверлится без боли, а роды проходят легче, выяснили исследователи из лаборатории боли при Тюбингенском университете. Они использовали электроэнцефалограммы и изображения мозга, полученные методом позитронно-эмиссионной томографии.

Исследования показали, что хотя болевое раздражение и достигает мозга в состоянии транса, но обрабатывается иначе. Оно воспринимается не как неприятное, а как нейтральное.

Чтобы такое раздражение было воспринято как боль, должны подключиться другие участки мозга — а именно этого привычного процесса и не происходит под гипнозом. Гипноз действует на 90% населения, особенно на людей, обладающих хорошей способностью к концентрации и живой фантазией.

Он начинается с успокаивающих монотонных слов, с фиксирования внимания на каком-то предмете, например маятнике, или с медленного счета. При всех методиках внимание пациента направляется на определенную точку фокусировки.

Гипноз не лишает воли

Вопреки бытовавшим раньше предрассудкам, гипноз не лишает человека воли, пациент сохраняет контроль над своими действиями. Гипнотизер может лишь активизировать то, что имеется в личности — пускай и в подавленном виде. Пациент скажет лишь о том, о чем ему в самом деле хотелось сказать.

Полное освобождение от боли достигается лишь у 10% населения, у тех, кто способен достигать состояния глубокого транса. Однако у 80% населения возможно значительное ослабление боли.

Как правило, под гипнозом, оказывается, достаточно четверти обычной дозы местного анестезирующего средства, чтобы добиться полного избавления от боли. Так же, как у зубного врача, гипноз применим и при длительных болевых состояниях. Тут может принести облегчение самогипноз.

«Самогипнозу может научиться каждый, — считает профессор Ревенсторф. — Для этого нужно оживлять в памяти пережитые когда-то приятные чувства, радостные картины, которые будут противодействовать боли».

Значит, все-таки существует средство, которое поможет страдающим от боли людям одержать верх над своим недугом? С помощью самогипноза любой человек получает возможность самому управлять своей болью. Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

psyfactor

Источник: https://scisne.net/t-766

Боль — Психологос

​​​​​​​Боль — ощущение от болевых рецепторов, одно из базовых врожденных ощущений, наряду с ощущением осязания, вкуса, температуры и мышечных ощущений.

Боль в теле бывает тупая и острая, сильная и слабая, больная и здоровая, реальная и фантомная, порождаемая телом и имеющая психосоматические корни. Особая разновидность боли — головная боль.

Психологическая разновидность боли — душевная боль. См.→

Боль — это не просто первичное ощущение, это всегда дополнительно какая-то интерпретация. Если ваши мышцы ноют после тяжелой тренировки, вы можете оценить эту боль как признак того, что тренировка была успешной.

Боль при родах может быть гораздо сильнее, чем боль от какого-нибудь недомогания, однако последняя намного тягостнее, потому что мозг по-разному воспри­нимает эти две боли — одна приводит к продолжению жизни, дру­гая может ее уничтожить.

При этом то, что люди чаще называют «Больно!» и что рождает несчастные лица и скулеж, есть скорее придумка для привлечения внимания и чтобы тебя пожалели. Переживание «Ай больно» — это другое, нежели просто ощущение боли↑.

Как относиться к боли?

К боли следует относиться с уважением, как к старому доброму помощнику. Разума на все и на всех не хватает, и чтобы поберечь организм, включается боль. Что делает боль? Боль предупреждает хозяина об опасных (сверхсильных, разрушительных) для данного органа воздействиях, в случае повреждения — запускает перестройку сил организма на быстрейшее восстановление поврежденного органа.

Кровь отливает от ненужных органов, приливает к нужным, к больным. Это используют спортсмены — тренируются до болевых ощущени, подталкивая организм к росту нужных мышц.

Кроме этого, боль запускает перестройку поведения на инстинктивную большую бережность и по возможности избегание повторных болевых воздействий,

Если порезан или ушиблен палец, потянута связка, треснута кость — это больно. Больное место инстинктивно больше бережёшь, и это правильно. Рана — открытые ворота для инфекции, повреждённое (или воспалённое по иным причинам) не следует рвать дальше.

Когда хромаешь на больную ногу, боль напоминает о том, чтобы ее не нагружать или нагружать строго дозировано, никак не больше некоторого определённого порога.

Как бы у тебя ни было плохо с головой и памятью, трижды подумаешь, стоит ли в этом состоянии давать себе экстремальные нагрузки (прыгать, бегать), мочить это место водой… Если бы не было боли, обо всем этом было бы легко забыть, но боль напомнит о себе ещё на дальних подступах.

С другой стороны, для сильного человека боль — это только сигнал, это только ощущение. И если есть в жизни что-то более важное, нежели забота о тех или иных частях тела, сильные люди делают то, что должно, не обращая внимания на боль. По крайней мере, делая для этого все, что может сделать сильный человек.

Что делать, когда больно?

Когда больно, последовательность действий следующая: устранить боль, снимать боль, использовать боль, терпеть боль. А после — подумать. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/bol

Боль

Ни одно другое чувство не овладевает настолько нашим вниманием, как боль. Испытывая другие ощущения, мы часто пресыщаемся ими, но ощущение боли трудно игнорировать. И все-таки, несмотря на весь причиняемый ею дискомфорт, надо признать, что не будь чувства боли, мы подвергались бы большому риску.

Детям трудно было бы научиться не трогать горячую печь или перестать жевать свой язык. На самом деле есть люди, родившиеся с редким генетическим нарушением, из-за которого они нечувствительны к боли.

Как правило, они умирают молодыми вследствие порчи тканей организма и ран, которых можно было бы избежать, будь у них чувство боли.

Болевая система. Всякий раздражитель, достаточно сильный, чтобы вызвать повреждение тканей, является стимулом боли. Это может быть давление, температура, удар электрическим током или едкие химикалии.

Эффект этого стимула достигается посредством высвобождения содержащихся в коже химических веществ, которые в свою очередь стимулируют различные рецепторы с высоким порогом возбуждения (этап превращения).

Такими рецепторами являются нейроны с особыми свободными нервными окончаниями; известно несколько таких рецепторов (Brown & Deffenbacher, 1979).

Что касается вариаций качества боли, то наиболее важное различие относится к двум ее состояниям: тому, которое мы чувствуем непосредственно в момент получения раны (фазическая боль), и тому, которое переживается после ранения (тоническая боль). Фазическая боль — это обычно резкая непосредственная боль, непродолжительная по длительности (ее интенсивность быстро растет и падает), а тоническая боль, как правило, тупая и длится долго.

Например, если вам случится вывихнуть себе лодыжку, то вы тут же почувствуете резкую волнообразную (фазическую) боль, но чуть погодя вы начнете чувствовать устойчивую (тоническую) боль, вызванную распуханием. Эти два вида боли передаются двумя различными нервными путями, ведущими к различным участкам коры мозга (Melzak, 1990).

Внестимульные детерминанты боли. На интенсивность и качество боли больше, чем на любое другое ощущение, влияют факторы иные, чем непосредственный стимул. К этим факторам относятся культурная принадлежность человека, его ожидания и предшествующий опыт.

Поразительным примером культурного влияния служит то, что в некоторых незападных обществах существуют ритуалы, кажущиеся впервые столкнувшемуся с ними западному человеку невыносимо болезненными.

К таковым относится церемония подвешивания на крюках, практикуемая в некоторых районах Индии:

«Эта церемония ведет начало от древнего обычая, в котором выбирали члена социальной группы, чтобы он представлял собой силу богов.

Роль избранного (или «священника») заключалась в том, чтобы в определенный период года благословить детей и урожай в ряде соседствующих деревень.

В этом ритуале примечательно то, что по обеим сторонам спины этого человека под кожей и мышцами продеваются стальные крюки, привязанные крепкими веревками к верхушке специальной телеги (см. рис. 4.29).

Рис. 4.29. Культура и боль. Справа: два стальных крюка в спине у священника в индийской церемонии висения на крюке. Слева: священник висит на веревках, пока телега везет его от деревни к деревне. Когда он благословляет деревенских детей и урожай, он свободно повисает на крюках в своей спине (по: Kosambi, 1967).

Телега затем ездит от деревни к деревне. Обычно, пока телега переезжает, этот человек висит на веревках. Но в кульминационный момент церемонии в каждой деревне он свободно повисает только на крюках, вонзенных ему в спину, чтобы благословить детей и урожай.

Поразительно, но нет никаких признаков, что во время ритуала этот человек испытывает боль; скорее он пребывает в «состоянии экзальтации». Когда потом крюки удаляют, раны быстро заживают без всякого лечения, если не считать прикладывания к ним древесной золы.

Две недели спустя шрамы на его спине едва различимы» (Melzack, 1973).

Очевидно, боль — функция не только сенсорных рецепторов, но и психики.

Феномены, подобные приведенному выше, послужили основой для создания теории управляемых ворот для боли (Melzak & Wall, 1982, 1988).

Согласно этой теории, для возникновения ощущения боли нужны не только активация болевых рецепторов в коже, но и чтобы в спинном мозге были открыты «нервные ворота», позволяющие сигналам от болевых рецепторов проходить в мозг (эти ворота закрываются, когда активируются критические волокна спинного мозга).

Поскольку нервные ворота можно закрыть сигналом, посланным из коры, воспринимаемую интенсивность боли можно снизить мысленным усилием, как в церемонии висения на крюке.

Но что это такое — «нервные ворота»? Видимо, они имеют отношение к участку среднего мозга, который называется серым веществом вокруг сильвиева водопровода (сокращенно СВСВ); нейроны СВСВ соединены с другими нейронами, которые тормозят клетки, обычно передающие болевые сигналы от болевых рецепторов (Jesell & Kelly, 1991). Поэтому когда нейроны СВСВ активны, ворота закрыты; когда нейроны СВСВ неактивны, ворота открыты.

Любопытно, что СВСВ — это основное место, где сильные болеутоляющие средства, такие как морфин, воздействуют на обработку нервных сигналов. Известно, что морфин увеличивает нервную активность СВСВ, что, как мы только что видели, приводит к закрытию нервных ворот.

Значит, хорошо известное анальгетическое действие морфина согласуется с теорией управляемых ворот.

Кроме того, в организме человека вырабатываются определенные вещества, которые называются эндорфинами и действуют аналогично морфину, уменьшая боль; полагают, что действие этих веществ также связано с воздействием на СВСВ и способствует закрытию нервных ворот.

Есть и другие удивительные явления, согласующиеся с теорией управляемых ворот. Одно из них называется стимулогенной аналгезией, при которой стимуляция СВСВ оказывает анестетическое действие.

Используя в качестве анестезии только стимуляцию СВСВ, удавалось провести операцию на брюшной полости крысы, причем крыса не подавала признаков боли (Reynolds, 1969).

Смягченный вариант этого явления нам всем хорошо знаком: потирание больного участка ослабляет боль, предположительно потому, что стимуляция давлением закрывает нервные ворота. Со стимулогенной аналгезией связано явление уменьшения боли путем акупунктуры.

Акупунктура — разработанная в Китае процедура лечения, при которой в критические точки кожи вставляют иглы; сообщалось, что поворачивая эти иглы, можно полностью устранить боль, облегчив возможность проведения серьезной операции у пациента, находящегося в сознании (рис. 4.30). Можно предположить, что иглы стимулируют нервные волокна, приводя к закрытию болевых ворот.

Рис. 4.30. Типичная карта акупунктуры. Числами указаны точки, куда можно вводить иглы, которые затем можно поворачивать, подавать на них электроимпульсы или подогревать. Во многих случаях это дает впечатляющий обезболивающий эффект.

Таким образом, есть все основания считать, что лекарственные препараты вместе с факторами психологического уровня — культурными традициями и различными методами нетрадиционной медицины — могут значительно уменьшать боль. Однако все эти факторы имеют нечто общее на биологическом уровне. Следовательно, здесь мы имеем случай, когда исследования на биологическом уровне помогают действительно унифицировать данные психологического уровня.

Взаимодействие между психологическими и биологическими исследованиями боли являются типичным примером успешного взаимодействия между этими двумя подходами к феномену ощущений.

Как мы уже говорили в начале этой главы, вероятно, ни в одной другой области психологии сотрудничество биологического и психологического подхода не является столь успешным. Мы снова и снова убеждаемся в том, что нейронные события, происходящие в рецепторах, могут объяснять феномены, происходящие на психологическом уровне.

Так, обсуждая зрительное восприятие, мы показали, как вариации в чувствительности и остроте зрения (являющиеся психологическими феноменами) могут быть поняты как прямое следствие того, как различные типы рецепторов (палочки или колбочки) связаны с ганглиозными клетками.

Также говоря о зрении, мы показали, как психологические теории цветового зрения привели к открытиям на биологическом уровне (в частности, к открытию трех типов колбочек).

В случае слухового восприятия локальная (place) теория восприятия частоты первоначально являлась психологической теорией, которая стимулировала физиологические исследования базилярной мембраны. Если кому-либо потребуется обосновать правомерность совместного использования психологического и биологического подхода, исследования в области ощущений могут послужить для него убедительным примером.

Источник: https://psibook.com/books/18/3/20.html

Ссылка на основную публикацию