Что такое — ум? кто такой — умный человек? — психология

Что же такое ум и кого можно назвать умным человеком

Что же такое ум и кого можно назвать умным человекомЧто такое - ум? Кто такой - умный человек? - психология

Что же такое ум и кого можно назвать умным человеком

Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума — глупость, отсутствие ума — слабоумие.

Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания). В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает. Но, вообще говоря, умный — не то же самое, что начитанный или образованный.

В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать.

Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату.

Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени.

Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами.

Можно сказать, что умный человек — это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.

Ум — не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных.

Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать, как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки.

Ум — это не только способность думать(мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.

Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая.

Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке.

На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.

Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной — с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры — немного мужские, а на верхней губе черные усики.

Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение.

Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными — но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала — как все…

Определенно, что ум — это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов — об особенностях русского ума.

Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком.

В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив.

Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.

Мужской ум (иногда его называют просто ум) — это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову.

Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж…

Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.

Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно.

Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум.

Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.

Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело… — нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?

Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?
Чтобы умнеть, нужно учиться. Но — чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой.

Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь.

Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.

Источник: http://helppsych.ru/interesnye-stati/chto-je-takoe-ym-i-kogo-mojno-nazvat-ymnym-chelovekom.html

Умный человек. Глупый человек

Умный человек. Глупый человек

0:00, 22 января 2014 37   0   9772

Все мы знаем, что быть умным это не просто хорошо, а отлично! Поэтому мы всячески стараемся прибавить в себе «извилин», учимся круглые сутки, читаем, занимаемся саморазвитием.

  Но тут мы натыкаемся на одну проблему, которую можно назвать так: «горе от ума». Не все любят умных людей. Нам кажется, что умные люди  — высокомерны и любят пользоваться другими.

Но так ли это? Давайте разберёмся по порядку, чем отличается умный человек от глупого человека, и кому из них лучше живётся.

Умного человека характеризует:

  1. Природная одарённость в той или иной степени (врождённая острота ума)
  2. Приобретённые и, самое главное, развитые навыки и умения
  3. Общая начитанность и эрудированность
  4. Работоспособность
  5. Остроумие и умение внушать

Глупого человека характеризует:

  1. Слабость, медлительность, быстрая утомляемость головного мозга
  2. Недостаток или обобщённость знаний
  3. Малая тренированность интеллекта в решении тех или иных жизненных задач
  4. Использование неэффективного образа мышления
  5. Нестандартность и вычурность                                                                                                                                                                                                                   Именно всё это в народе и принимают за ум или глупость человека. Однако это не совсем правильно. Человек может скрывать свои возможности по тем или иным причинам, боясь показаться не таким, как все. Социум очень сильно действует на каждого из нас, и именно он определяет какие мы. Сами про себя мы же никогда не скажем, что мы глупы и бездарны.

Но не всегда, даже хорошо разбираясь в людях и в себе, можно ставить конкретный «ярлык» умный или глупый, однако есть признаки, которые отличаю глупых и умных людей, и помогают определить, кем мы являемся, или кто стоит перед нами.

Первый признак это ложь. Если человек очень часто лжёт, то вероятнее всего он не далёк, и ему не хватает умений, навыков и смелости для того что бы сказать правду, уметь её правильно преподнести. И тогда глупцам ничего не остаётся, как лгать, в то время, как поистине умные люди предпочитают правильно преподносить ту или иную правду.

Второй признак – наличие проблем. Обычно у глупых людей куча проблем, и они постоянно о них жалуются. То у них не так на работе, то в отношениях, то со здоровьем проблемы или в банке не выдали кредит. Но сами же глупые люди в проблемы и попали, умные всегда избегут проблем или решат их, но никак не начнут падать духом и жаловаться.

Третий признак – глупцы раболепствуют перед властью. Так как глупые люди – слабы по себе, то им нужно, чтобы ими помыкали и руководили, поэтому очень часто просто не могут без того, что бы ими командовали.

Очень часто глупцы ставят власть даже выше других, более значимых ценностей, не редко предают, жалуются, доносят начальству всё, что тому знать не положено.

Умные люди никогда не преклонялись перед сильными мира сего, но уважили их за заслуги.

Четвёртый признак – глупцы страдают от одиночества. Очень часто от не очень далёких людей слышишь, как они одиноки, однако они не понимают, что сами тому виной, ведь мало кто хочет общаться с глупцами. Умные люди знают, чтобы быть в окружении других людей и чтобы они уважали тебя и ты не чувствовал себя одиноким, необходимо чего-то добиться в жизни.

Пятый признак – глупцы высокого мнения о себе. Не видя поддержку со стороны других людей, весь в проблемах и заботах, но гордый собой. Вот истинная сущность глупцов. Они просто не понимают, что для того, что бы самому себя начать уважать, нужно хоть что то сделать. Умные люди понимают, что самооценка должна быть адекватна поступкам, но никак не иначе.

Вот в принципе те признаки, которые отличают умных людей и глупых. Однако так ли хорошо быть умным, опять спросим мы себя?

К сожалению, умные люди часто строят себе «проблему на пустом месте».

Если глупец знает, что не над всеми ситуациями в жизни стоит задумываться, укоряя себя, занимаясь самобичеванием, то умный человек обычно всегда над всем задумывается, и иногда совершает очень «глупые» поступки.

Для умного человека весь мир – одно большое размышление, без этого он просто не может ни радоваться жизни, ни жить в гармонии с собой и с другими людьми.

Умные люди – критичны, и часто их критичность не доводит до добра. Своей критикой и якобы желанием помочь, умные люди часто обижают других. Всё им не нравиться, всё они считают, можно сделать лучше. Часто умные люди страдают душевными расстройствами, ведь даже думать много не рекомендуется, всё должно быть в меру.

Быть умным или быть глупым? Как нам легче жить? Что делать? Ответ прост — будьте хорошим человеком, и тогда всё у Вас получиться и жизнь забьёт ключом!

Источник: http://your-happy-life.com/umnyiy-chelovek-glupyiy-chelovek/

Что такое ум?

Развернутый ответ на вопрос, что такое ум, может дать далеко не каждый, даже образованный, человек. К тому же определений ума столько, и они так отличаются друг от друга, что без специальной статьи не обойтись. Именно поэтому мы решили собрать в этой статье все основные определения понятия «ум».

Лингвистические определения ума

В этой главе мы приведём словарные определения данного феномена. Толковый словарь Ожегова-Шведовой определяет ум как «способность человека мыслить, основу сознательной, разумной жизни».

Читайте также:  Позиция ангела - психология

Похожее описание и в словаре Даля: ум — это «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить».

Наконец, в толковом словаре Ушакова определение ума практически слово в слово совпадает с вышеуказанными: «мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности».

Что такое ум с точки зрения науки

Теперь обратимся к другим наукам; в частности, предложим определения ума с точки зрения психологии, нейрофизиологии и философии.

Определение ума в психологии

Ум или интеллект с точки зрения современной психологии представляет собой некую устойчивую структуру мыслительных способностей человека и его уровень возможностей познания окружающего мира.

Кроме того, под умом также понимается механизм психической адаптации человека к различным жизненными ситуациям, то есть адекватная оценка взаимосвязей и законов действительности, а также вовлечённость того или иного человека в культурный опыт социума.

Если говорить проще, то наш интеллект — это механизм, который позволяет нам вести деятельность в условиях окружающей среды и взаимодействовать с окружающими определённым образом.

Современная психология отошла от понимания интеллекта как совокупности исключительно познавательных процессов.

Таким образом, ум с точки зрения психологии — это не только умственные способности, но и умение адаптироваться к возникающим ситуациям.

Ум с точки зрения нейрофизиологии

Собственно говоря, в нейрофизиологии нет такого понятия, как ум, а есть понятие мышления. Мышление — это основная функция головного мозга, способность воспринимать и анализировать поступающую в головной мозг информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

Согласно физиологической теории, мышление (ум) — это рефлекторная деятельность, то есть, по сути, реакция мозга на внешние раздражители.

Впрочем, несмотря на то, что физиологи сходятся во мнении относительно рефлекторной деятельности мышления, они признают, что физиологические основы (то есть причины возникновения мышления) изучены очень слабо.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что пока не доказано, что определённый мыслительный процесс (например, принятие решения) возникает за счёт действия группы нейронов (нервных клеток) головного мозга.

Понятие ума в философии

Философские определения ума ещё более размыты, нежели в психологии и нейрофизиологии.

О природе ума задумывались ещё античные философы, однако античный «нус» (именно так произносилось по-древнегречески слово «ум») — это не столько интеллект конкретного человека, сколько всеобщая сущность, разумная часть бессмертной души.

Раннехристианские мыслители считали ум средством познания Бога, понимая под Богом разум абсолютный, а под интеллектом — ограниченный разум, который направлен на постижение божественного.

Далее, уже в эпоху Нового времени и эпохи Возрождения произошло разделение ума (разума, интеллекта) и рассудка. Надо сказать, что современные научные трактовки ума больше относятся именно к рассудку, как его понимали в те времена (средневековый рассудок — способность человека рассуждать и исследовать), а не к уму (средневековый ум — способность проникать в истинную суть вещей).

Рационалисты определяли интеллект (ум), как инструмент познания и формирования умозаключений, а великий философ и мыслитель Иммануил Кант определил ум как высшую познавательную способность и основу рассудочной деятельности.

В веке двадцатом, когда страсть к измерению всего и вся проявила себя в наивысшей мере, понятие ума также не осталось в стороне. Сегодня мало кто не знает, что такое IQ — количественное измерение интеллектуальной деятельности индивида, что, пожалуй, уже выходит за рамки философской науки и относится больше к области экспериментальной психологии.

Ум с точки зрения буддизма и индийской философии

Последнее определение ума, которое мы рассмотрим здесь, связано с некоторыми восточными религиозными течениями, а именно буддизмом и индуизмом. Согласно трактовке буддистов и последователей учения недвойственности, адвайты (одно из ответвлений индуизма), наш ум — это наша память.

И действительно: попробуйте лишить человека памяти, и он не будет способен не то, что говорить, но даже и совершать множество действий (например, использовать вилку и ложку для еды и даже просто правильно выбирать себе еду).

Таким образом, без памяти, то есть без ума, человеку всему придётся учиться заново.

А что такое память? Память — это, по сути, наш прошлый опыт. Именно наличие долговременной памяти выделяет человека среди остальных живых существ. Хотя надо сказать, что у многих животных память развита также очень хорошо.

Однако они не могут мыслить на таком уровне, как человек, то есть анализировать происходящее в соответствии с уже имеющимся опытом.

Получается, что именно аналитические способности вместе с памятью, по сути, и составляют то, что мы называем умом.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/u/chto-takoe-um

Умный и разумный: в чём разница? И что такое мудрость?

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня хочу поговорить на такую тему как «Умный и разумный: в чём разница?».

В своё время я крепко задумался, почему в мире столько людей, которые гораздо толковее меня, но в их жизни всё абсолютно плохо. И самое главное, несмотря на свой ум, они совершенно не умеют справляться со многими задачами своей жизни. Отсюда очень много тех, кто просто завяз в конфликтах, бедности, любовных неудачах, болезнях и иных малоприятных происшествиях.

Затем где-то я прочёл следующее: «В нашем мире очень много умных, но мало разумных». Меня это сильно заинтересовало, и я решил подробнее разобраться в этом вопросе.

Под словом умные автор подразумевал тех, кто много знает, и хорошо умеет решать задачи чисто прикладного плана. Например, неумный человек, сломав стул, будет причитать, а умный – возьмёт, да починит. Хотя при этом он тоже может сильно негодовать.

А разумен тот, кто в ответ на это происшествие сначала определится с тем, будет ли он чинить самостоятельно, или пригласит мастера. Если он поймёт, что его время, отводимое на починку стула дороже, чем оплата за починку, то он, конечно, вызовет специалиста.

Умён ли человек, открывший бизнес, и нанявший хорошего менеджера по продажам? Может быть, умён (то есть, хорошо соображает, как сделать сделку, способен правильно подобрать предложение покупателю и т.д.

), а может быть, и нет. Зато совершенно точно то, что он поступил разумно, т.к.

на старте компании необходимы клиенты, и, поставив человека на их привлечение, он себя освободил для решения других важных стратегических пунктов.

Голь на выдумку хитра или что такое ум без разума?

Недавно ознакомился с одной совершенно дикой историей, героиня которой жила в абсолютно нищенских условиях (недоедание, обшарпанный дом, разваливающаяся мебель) и воспитывала двух детей, на одежду которым денег не хватало. Так вот, какими-то подшивками и подкладками мать одежду проектировала так, что каждый год её можно было удлинять под рост ребёнка.

Отсюда видно, что с умом у неё, мягко говоря, всё в порядке – не каждая профессиональная швея сообразит такое сделать.

Но стратегическое мышление в этом примере отсутствует вообще, так как при таком бедственном положении семьи, человеку следует сообразить, что деньги сейчас являются высшим приоритетом хотя бы до тех пор, пока не будет достигнут средний достаток.

Ибо, как бы хорошо ни умела она управляться со штанами и рубашками, есть масса других проблем, которые можно закрывать только финансовым методом.

Отсюда мы можем сделать вывод, что все проблемы и жизненные головоломки можно разделить на два уровня:

  • тактические. Чем накормить кота? Что у меня с компьютером? Где найти литературу для реферата? Куда вечером с другом пойти? Умные люди умело справляются с этой категорией.
  • стратегические. Какая из сфер моей жизни, мне сейчас наиболее важна? Стоит ли мне сейчас найти работу или лучше открыть бизнес? Чему мне сейчас следовало бы обучиться? Заняться своим здоровьем сейчас, или лучше построить личную жизнь? Эти же решения – удел разумных.

То есть, разница между «ум» и «разум» такова, что первый отвечает на вопросы «что и как сделать?», а второй – «зачем и для чего это делать?». Из этого же распределения вытекают:

  1. как это эффективнее сделать? как это качественнее и быстрее? какие есть приёмы и лайфхаки для выполнения этого?
  2. можно ли этого не делать? есть ли вместо этого занятия более эффективные? какие усилия и средства я потрачу на то, чтобы это сделать, и надо ли оно мне вообще?

Мы можем наблюдать деятелей, которые и умны, и разумны, но всё равно в их действиях определённо что-то не так. По большей части это «что-то не так» малозаметно, и начинается замечаться лишь тогда, когда достигает поразительных размеров.

Особенно это видно у кровавых диктаторов. Яркий пример – Ким Ир Сен, установивший железный занавес в Северной Корее. Он был повинен в смерти почти двух миллионов человек, хотя отличался недюжинной смекалкой (ум), а по возвращению на родину (в Пхеньян) смог выстроить верную стратегию по продвижению власти (разум) на северокорейской части полуострова.

Из вышеприведённого нам стоит озадачиться и темой «как отличаются умный и мудрый». Ведь тирана никак нельзя назвать средоточием мудрости. И тогда вырисовывается третий уровень проблем и задач – вопросы категории «что такое хорошо, и что такое плохо».

Простая, но гениальная формула

Я много раз пытался как-то обобщить, что такое хорошо, а что такое плохо, и у меня всегда выходило нечто несуразное.

Когда же я обсуждал этот вопрос с другими, то оказалось, что у каждого вообще на этот счёт своё представление, по большей части обусловленное культурой и религией.

В результате все опрошенные сильно путались, и начинали уходить в какие-то абстракции. Но на мой взгляд, на подобного рода вопросы должны иметься объективные ответы.

Но, ни умом, ни разумом проблему хорошего и плохого разрешить не получится. Я реально встал в тупик: то есть, чутьём я это всё понимаю, а в словах выразить не могу.

И на этот мой поиск очень удачно легла фраза Константина Шереметьева на каком-то из его тренингов:

Хорошо – это всё то, что ведёт к здоровью, радости и жизни.

Плохо – это всё то, что ведёт к болезням, страданиям и смерти.

Действительно, если хорошенько подумать, то становится понятным, что жизнь сама по себе является высшей ценностью, и всё, что ей как-то способствует, как-то её усиливает, есть хорошо.

И наоборот, убийства, умерщвления, геноциды, боль, страдания, эпидемии являются чем-то однозначно совершенно нехорошим, как бы это ни оправдывалось.

Просто очень внимательно прислушайтесь к себе, когда слышите истории о «воспитательных» побоях в отношении детей – наверняка, почувствуете, что что-то внутри Вас сжимается. Оно и неудивительно, ведь в самом Вашем нутре заложено ощущение хорошего и плохого, и на него просто следует выйти.

Но с этой же точки зрения подавляющее большинство разных действий, событий являются абсолютно нейтральными.

Например, материться, прищемив палец, считается, чем-то очень неприличным. Хотя на деле это не несёт никакого вреда и никакой пользы, поэтому и зацикливаться на непристойных словах в такой ситуации никому не следовало бы.

Три уровня мышления

Исходя из вышеизложенного, можно выделить помимо тактических и стратегических задач, можно выделить ещё и духовные. Этот уровень характеризуется такими вопросами, как:

  • что мне вообще приятно?
  • чего мне хочется получить, и зачем я этого хочу?
  • мои цели искрении, или навязаны извне?
  • чтобы я действительно хотел поменять?
  • о чём бы я попросил джина, который исполняет бесконечное множество желаний?
  • зачем мне сейчас вообще моя работа?
  • а правильно ли я сейчас думаю обо всём, верно ли реагирую на происходящее?

И чем лучше (чем правильнее) у Вас получится ответить на эти вопросы, тем более мудрым и будет Ваш подход к жизни.

Чтобы почувствовать различие рассмотрим случай, когда у человека сгорел дом. Если он глуп, то он вряд ли что-либо вообще предпримет – скорее всего, он будет просто жаловаться и ждать чьей-то помощи.

Если он умён, то он найдёт место для ночлега, предпримет какие-то действия, чтобы не скитаться по улицам (возможно, будет ночевать у родственников или на работе). Если он разумен, то у него окажется некоторый денежный запас, на который можно будет купить новое жильё (разумные люди обычно создают себе «подушку безопасности»).

Но если он мудр, то он в придачу к обладанию нужной суммой ещё не расстроится, а отреагирует на этот форс-мажор достаточно спокойно. То есть, вдобавок ко всему он ещё и остаётся счастливым.

Поэтому желаю Вам успешно решать задачи на всех трёх уровнях (смекалка, стратегия, мудрость) и жить абсолютно счастливо. И не забывайте подписаться на блог, т.к. дальше Вас ждут более практические статьи.

До свидания!

Читайте также:  Параноик и жертвенность - психология

Источник: http://lab-idei.ru/psihologiya-lichnosti/umnye-razumnye-mudrye-i-para-slow-o-strategiczeskom-myszlenii/

Ум и почерк

Ум и почерк

Ум и почерк

Прежде всего, нужно определиться, что такое – ум. Важно понять, что умный человек – это не тот, кого можно считать «ходячей энциклопедией», не тот, кто знает много стихов или прочел много книг! Сами по себе, эти факты могут говорить о самых разных вещах, о хорошей памяти или, скажем, о любви к литературе.

Умный человек – также и не тот, кому всегда есть что сказать – о политике, экономике, людях или погоде. Далеко не обязательно может быть умен и тот, кто имеет то или иное образование, дипломы или степени, разбирается в какой-то специфической области.

Это — склонности и способности человека, качества характера или тип мышления, но не Ум в его истинном понимании.

Не секрет, что вполне можно успешно оканчивать университет, получать дипломы и добиваться успеха, обладая не столько особенно острым умом, и мощным интеллектом, сколько такими качествами, как терпение, усердие, ответственность или сильная мотивация!

Ум, Умный человек – это прежде всего высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление. Умение адаптироваться к жизни и людям, одновременно оставаясь собой и не теряя своих принципов и индивидуальности. Умный человек – это Личность, которой присуща хотя бы определенная доля внутренней зрелости и мудрости.

Итак, как же проявляются признаки этого, подлинного Ума – в почерке?

Прежде всего, это не может быть банальный почерк. Банальный – значит «стандартный», в точности (или почти) остающийся таким, которому нас всех учили в первом классе. Если уже взрослый человек пишет также, как диктовали в детстве школьные прописи – он банален и не очень развит. Это «средний» человек, но не тот «умница», о котором мы говорим!

Итак, прежде всего, почерк должен быть не банальным: не обязательно уж излишне оригинальным, но безусловно – несущим свои, индивидуальные черты. Иными словами, отклонения от стандарта прописей – обязательны для человека с самостоятельным мышлением.

Важно подчеркнуть: почерк, обладающий различными украшениями или явно нарочито преувеличенными деталями  — не имеет никакого отношения к уму, это лишь «поза», желание производить впечатление и выглядеть особенным, не будучи таковым.

Оригинальная, «умная» форма – продуктивна, экономит усилия руки, сокращает путь и время написания букв: человек настолько занят содержанием, что ему не до формы.

Итак, мы поговорили о форме букв, но в графологии недостаточно одного признака, для достоверности заключения нужно сочетание нескольких элементов, взаимоподкрепляющих друг друга.

На что еще, кроме формы, нужно обратить внимание?  На еще две вещи:  читабельность почерка, а также организацию написанного текста на пространстве листа. Не каждый человек способен, думая о чем-то, сохранять безупречную организацию текста, абзацы, поля, да еще и читаемую форму!

Отдельным признаком истинно умного человека является спонтанность, беглость письма, (т.е. хорошая скорость почерка). О том, как это определяется, мы отдельно поговорим в следующих выпусках Практикума.

Распознав эти признаки, вы уже с большой долей достоверности можете утверждать, что рядом с  вами, а то и вы сами, собственной персоной – человек поистине незаурядного ума!

Рассмотрим наглядно почерки людей с разными умственными способностями. Примечание: все авторы – взрослые люди, двое мужчин и двое женщин.

Ум выше среднего

первое — отличные от прописных, оригинальные формы, второе — легкость, беглость, скорость, третье — обе указанные особенности – не вредят, а сопровождаются  продуктивностью организации в пространстве и формы.

Минимализируя время и усилия с одной стороны, лично «изобретенные» человеком формы и связки букв позволяют сохранять оптимальную узнаваемость и читаемость.

Источник: http://www.psychology.su/2009/03/23/um-i-pocherk/

Что такое интеллект человека и как определить его уровень

Что такое интеллект человека и как определить его уровень

Статья предназначена, во-первых, для тех психологов, кому в работе приходится сталкиваться с понятием «уровень интеллекта человека» (например, проводя профотбор), во-вторых, для всех тех людей, которые любят в процессе общения делать поспешные выводы об интеллектуальном уровне своих собеседников.

ВЫ ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ?СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ВАС!Разместите информацию о Вас и Вашей профессиональной деятельности в специализированном программном обеспечении для психологов.Подробности на этой странице.

Многие любят судить об интеллекте других людей. А некоторым это положено делать по долгу своей профессии (тем же психологам, например). Только вот как это сделать? Как понять, насколько человек, так сказать, «интеллектуален»?

Два высших образования у него? Замечательно! О-очень умный, наверное. А пойдёт, например, в лес за грибами, не дай бог заблудится – и всё, там и останется. И образования не помогут.

А какой-нибудь деревенский пенсионер дядя Федя с образованием в четыре класса церковно-приходской – будет в этом же лесу чувствовать себя как дома.

И кто в данном случае окажется умнее? С такой, житейской точки зрения?

Или другой пример.

Поможет ли степень доктора наук (да в той же психологии, например) починить сломавшийся в пути автомобиль? А какой-нибудь Ваня из соседней дЯрЁвни (который слово «психология» меньше, чем с тремя ошибками не напишет) тут же подойдёт и разберётся в поломке, потому что с детства со всякой техникой возился. Так что интеллект — это понятие не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд…

А как-то услышал я о каком-то учёном (не помню фамилию), который в 26 лет стал самым молодым кандидатом наук в своё время. Прикинул я, что к чему. Значит, получается так. Закончил этот вундеркинд школу и пошёл в институт. Это нормально.

Примерно в 22 года закончил институт, затем 4 года аспирантуры – и вот результат, в 26 лет кандидат наук. В армию он, конечно, не пошёл: на фиг надо, пусть дураки служат. Работать — тоже нигде толком не работал. Т.е., в свои 26 лет он кроме своего института в жизни ничего-то и не видел.

Можно ли такого человека назвать УМНЫМ? Это ещё большой вопрос.

Но это всё было так, вступление. А теперь давайте подойдём к этому вопросу более серьёзно и с более научной точки зрения.

Что же такое интеллект?

Одним словом и не скажешь. Точнее – скажешь, конечно, но это будет слишком расплывчато. Ум. Разум. Рассудок. Вот что такое интеллект. Только вряд ли от этих слов что-то стало понятнее.

В психологический словарь, конечно, можно залезть – но там тоже слишком общо всё представлено.

А вот если с практической точки зрения? Если нужно нам определить, оценить уровень интеллекта человека? По каким критериям это сделать?

Привожу свои собственные выводы по этому вопросу. Сначала все эти критерии перечислю, потом разъясню подробнее.

Итак, в понятие «интеллект» входит:

  1. гибкость мышления;

  2. опыт (как в каком-то конкретном деле, так и жизненный опыт в целом);

  3. уровень образования;

  4. уровень общей эрудиции и знаний;

  5. внимательность;

  6. память человека;

  7. развитие некоторых личностных качеств;

  8. наличие живого ума, интереса к жизни, любопытства.

Если вы со мной в чём-то не согласились – подождите, я ещё не закончил. Сейчас объясню всё более подробно.

Под цифрой 1 у нас стоит гибкость мышления. Наверное, это основной критерий, по которому можно оценить интеллект человека.

Психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий, способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве.

Сейчас объясню на человеческом языке. В типичном тесте на гибкость мышления испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования какого-то обычного предмета. Например, обычной авторучки. Понятно, что ей можно что-то написать или нарисовать. А кроме того, можно ей землю взрыхлить в цветочном горшке.

В подростковом возрасте мы из ручек мундштуки делали. А при большом желании можно её и в качестве холодного оружия использовать. А собираясь куда-то в поход, можно на старую ручку ниток намотать про запас.

Может быть, не самое удобное решение, но ведь можно же? Можно! Говоря более научным языком, гибкость мышления проявляется в условиях проблемной ситуации и заставляет человека выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта, а затем, переосмысливая их, решать возникшую проблему. Т.е. использовать предмет не по назначению.

И, конечно, гибкость мышления не распространяется только на выявление новых функций предметов. Гибкость мышления – это и наблюдательность, и умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, разглядеть за видимыми явлениями их скрытые причины, установить закономерности, и т.д.

Кроме того, гибкость мышления не стоит особняком, сама по себе. Она связана и со всеми остальными составляющими, которые были перечислены выше. Ведь чтобы найти в объекте другие стороны его использования – нужно иметь для начала хоть какой-то жизненный опыт и знания.

Внимательность позволяет выявить какие-то мелочи и использовать их.

Хорошая память дополняет опыт и знания: что толку изучать какие-то науки, если потом ничего не можешь вспомнить в нужный момент? Что касается личностных качеств, то, например, хитрость – это и есть та же самая гибкость мышления.

Как можно определить уровень гибкости мышления? Один из вариантов только что был описан: предъявить испытуемому какой-нибудь предмет и попросить назвать несколько ситуаций, в которых этот предмет можно применить не по его прямому назначению. Особенно нас интересуют нестандартные способы его применения.

Другой вариант – нестандартные задачки. Знаете, такие бывают, с виду как математические, но обычными способами не решаются. Только здесь нужно не переусердствовать и не делать поспешных выводов о человеке.

Если вы проводите какие-то мероприятия, например, по профотбору – то очень многое даст и наблюдение за испытуемым, а точнее, за его поведением в затруднительных для него ситуациях.

Но оставим гибкость мышления, потому что надо рассмотреть ещё и другие составляющие интеллекта.

Под 2-м и 3-м пунктами у нас стоит опыт и уровень образования. В сущности, и то и другое предполагает владение определённым количеством разнообразной ПОЛЕЗНОЙ (в отличие от следующего пункта) информации.

А если это не просто опыт, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ опыт – то это ещё и какие-то практические навыки. Самый лучший вариант – это соединение образования и опыта. Образование – это теоретический фундамент, опыт – это использование теоретических знаний на практике.

Когда после окончания вуза устраиваешься на работу по специальности – кажется, что все эти институтские знания бесполезны, настолько практика удалена от теории. Но это только на первый взгляд.

Позже, когда выявляется острая нехватка практических знаний, зачастую снова обращаешься к тем же учебникам и много полезной информации там находишь. Но это всё так, к слову…

4-й пункт – уровень общей эрудиции и знаний. Т.е. это знания обо всём и ни о чём. Такие знания помогают разгадывать кроссворды, например. Но всё-таки иногда в жизни они могут пригодиться и с большей пользой.

В основном (как лично мне кажется), с их помощью удаются аналогии. Например, вы хорошо знаете историю.

Исторические знания сами по себе бесполезные в повседневной жизни, но могут вам помочь лучше понять, допустим, современную политическую ситуацию.

5-й и 6-й пункты – внимательность и память. Тут, по-моему, всё понятно, немного раньше я уже об этом говорил. А вот 7-й и 8-й пункты рассмотрим чуть подробнее. Какие ещё личностные качества, кроме упомянутой хитрости, можно отнести к интеллекту? Например, уверенность в себе и смелость.

Каким образом, спросите вы? Представьте себе студента на экзамене, который в целом знает материал, но перепугался, переволновался и всё забыл или перепутал. Вывод преподавателей: тупой и безмозглый, двух слов связать не может. Это не так! – скажите вы. А я вам возражу.

Почему, собственно, не так? Дело не сделано, поставленная цель (сдать экзамен) не выполнена, фактический результат деятельности равен нулю (точнее, двойке). Если оценивать деятельность этого студента с точки зрения конечного результата – да, тупой и безмозглый. А всё потому, что не хватило уверенности в себе, смелости, решительности, даже где-то (в меру) и наглости.

Интересно, что эти качества проявляются не только в роли составляющих интеллекта, но и во многом являются его производной. Другими словами, та же смелость в нашем примере со студентом – это не только одна из ПРИЧИН высокого интеллекта, но одновременно и его СЛЕДСТВИЕ.

Действительно, УМНЫЙ человек знает, что, в принципе, нечего бояться всех этих профессоров, особенно если ты хоть немного знаешь материал. Ну не такие уж они и страшные, чтобы перед ними трястись и заикаться. Т.е. умный человек усилием воли может подавить свой страх и своё волнение, настроиться на нужную деятельность и отбросить в сторону другие мысли.

Он где-то слышал, что несколько глубоких вдохов помогают унять волнение. Применил – помогло. Основы саморегуляции это называется. А почему он всё это умеет? Почему он этому смог научиться, а другие нет? Да потому что он любопытный от природы, обладатель пытливого ума. Он никогда не пройдёт мимо какой-то более-менее полезной информации, ему всё интересно.

В то время как кто-нибудь другой никаких интересов в жизни не имеет, кроме как пожрать-поспать-пивка попить, телек посмотреть, ну и ещё чего-нибудь, не будем подробности уточнять. Ну и откуда тут взяться интеллекту? Это вот то, что касается любопытства, живого ума, интереса к жизни и им подобных качеств.

Читайте также:  Импровизация - психология

Разумеется, всё это здесь написано коротко и поверхностно. При желании можно было ещё много чего приписать и много примеров привести.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать – служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова – «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное.

ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова.

И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом.

Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить.

А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других – оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой – прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

27.02.2012 г                                                               И.А. Артёмов

Источник: http://prakt-psyhologiya.ru/statya-intellekt

Что же такое ум и кого можно назвать умным человеком

Что же такое ум и кого можно назвать умным человекомЧто такое - ум? Кто такой - умный человек? - психология

Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума — глупость, отсутствие ума — слабоумие. 

Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания). В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает. Но, вообще говоря, умный — не то же самое, что начитанный или образованный.

В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать.

Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату.

Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени.

Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами.

Можно сказать, что умный человек — это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.

Ум — не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных.

Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки.

Ум — это не только способность думать(мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.

Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая.

Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке.

На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.

Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной — с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры — немного мужские, а на верхней губе черные усики.

Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение.

Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными — но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала — как все…

Определенно, что ум — это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов — об особенностях русского ума.

Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком.

В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив.

 Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.

Мужской ум (иногда его называют просто ум) — это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову.

Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж…

Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.

Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно.

Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум.

Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.

Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело… — нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?

Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?

Чтобы умнеть, нужно учиться. Но — чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой.

Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь.

Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.

источник:psychologos.ru

Источник: https://econet.ua/articles/59805-chto-zhe-takoe-um-i-kogo-mozhno-nazvat-umnym-chelovekom

7 признаков умных людей

7 признаков умных людей

Как понять, что перед вами умный человек? И можно ли это в принципе понять? Ведь не зря же существует пословица: «Не кричи о себе, пусть о тебе тихонько люди скажут». Повелось так, что именно глупцы считают себя исключительными мудрецами. Как же опознать умного человека? Да легко! Вот 7 признаков, которые говорят сами за себя.

1. Широкий кругозор

Это значит, что вы можете с легкостью поддержать беседу и о паровых двигателях, и о премьерах Мариинского театра, и о книгах Джека Лондона. Вы знаете достаточно, чтобы развивать ум, но не так много, чтобы выглядеть занудой или узким специалистом. Всесторонне развитая личность очень важна для тех, кто хочет быть, а не казаться умным.

2. Мало знать — нужно применять

Именно на этом этапе ваш кругозор переходит из разряда пассивного багажа в категорию сырьевого материала. Нужна идея? Не вопрос! Решить проблему? Тоже можно. Умные люди могут соединить нейронную активность с приобретенными знаниями и показать результат!

3. Лаконичная речь

Есть у группы Аквариум такая песня — «Дарья». И там замечательно глубокие философские строки: “…говорящий не знает, а знающий не говорит”. Молчание, конечно, не признак ума, но закон внутренней силы таков, что ты охотней молчишь, когда есть, что сказать, и наоборот – умничаешь без толку из боязни прослыть профаном. Умным людям это ни к чему.

4. Скромность

Скромность – это именно то, что отличает глубоких людей. Крики типа «Я самый умный!», скорее, будут показателем заниженной самооценки и уязвленного самолюбия. Недалекому человеку нужно постоянно доказывать, что он крут. Иначе он остро чувствует нехватку интеллекта и недостойность. Умный же и так без труда докажет, что он умен. Ведь не доказывает же бриллиант стеклу, что он — бриллиант.

5. Жизнерадостность

Синдром отличника сильно мешает по жизни многим людям. Иногда они не могут принять и простить себе ни малейшей ошибки.

Мудрый же человек понимает и осознает, что быть везде первым и хорошим для всех невозможно. И свои силы он нацеливает в первую очередь на то, чтоб быть готовым к любому результату, а не только к желаемому.

И пока более глупые соперники повергаются в уныние, он извлекает из неудач уроки и идет дальше.

6. Нонконформизм

Эффект толпы – не то, что привлекает умных людей. Даже наоборот. Умный человек бежит от нее. Он рассуждает с позиции фактов и здравого смысла, а не следует слепо за стадом.

У него всегда достанет храбрости высказать свое мнение, даже если оно будет диаметрально противоположным общепринятому, и аргументов, чтобы это мнение отстоять. Но это не значит, что у него мания величия.

Мудрец всегда слушает и понимает оппонента.

7. Многозадачность

Умение переключать и концентрировать внимание похоже на натренированную мышцу. Большинство по-настоящему умных людей знают, что вялость и рассеянность несовместимы с продуктивной деятельностью и полноценной жизнью. Именно потому он работает над собой, чтобы в итоге стать максимально разносторонней и легко интегрируемой личностью.

marketium

Источник: https://headinsider.net/2015/08/10/7-priznakov-umnyx-lyudej/

Ссылка на основную публикацию