Детская психология: психология ребенка и его развитие — психология

Детская психология

Детская психологияДетская психология: психология ребенка и его развитие - психология

Детская психология – это наука, которая занимается изучением психологии ребенка, его поведения и закономерностей его психического развития. Ее значение для нашей жизни огромно.

Ведь с помощью детской психологии мы учимся грамотно воспитывать своих детей, чтобы сделать из них достойных людей, которые будут приняты обществом и смогут себя полностью раскрыть и реализовать. Именно мы и никто другой в ответе за то, кем станут наши дети.

Поэтому предлагаю вам, уважаемые читатели, внимательно прочитать эту статью до конца, поскольку в ней я вкратце расскажу вам о самых важных моментах детской психологии о которых вам необходимо знать, чтобы грамотно воспитывать своих детей.

Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – это искренне любить их. Это самый важный момент в детской психологии.

Если родители будут любить своего ребенка, тогда все необходимые знания по тому, как нужно его воспитывать, чтобы помогать ему развиваться и становиться сильнее, умнее, приспособленнее к жизни, ими обязательно будут найдены и освоены.

Сегодня нет проблем с информацией, необходимой для решения различных проблем и задач, несмотря на то, что ее очень много и поэтому в ней легко запутаться. Проблема в основном заключается в невостребованности полезной и нужной для жизни информации.

К той же детской психологии далеко не все люди, имеющие детей или собирающиеся их завести, проявляют достаточный интерес.

По моим наблюдениям, психология детей интересна прежде всего тем людям, которые по-настоящему любят своих детей и вообще всех детей, и для которых дети являются ценностью, а не просто теми, кого можно родить, а потом бросить на произвол судьбы. Так что если вы, уважаемые читатели, относитесь к числу тех людей, которые, как и я, любят и ценят детей, и не только своих, а вообще всех, то я уверен, что и эту, и другие мои статьи, посвященные детской психологии, вы с интересом и удовольствием прочитаете. Ну что же, давайте посмотрим, какие еще важные моменты содержит в себе детская психология.

Психология детского развития

Все мы прекрасно знаем о том, что социальное развитие ребенка начинается с его отношений с теми, кто его окружает.

В первые годы жизни, как, впрочем, и последующие, ребенок учится посредством подражания тем, кто постоянно рядом с ним находится, а рядом с ним, как правило, находятся его родители, которые своим примером учат его правильному [или неправильному] поведению.

Поэтому в значительной мере ребенок является отражением своих родителей, и как говорится в одной великой книге: “По плодам их узнаете их”. Ребенок многое перенимает от родителей или от тех, кто их заменяет, кто постоянно рядом с ним находится и с кого он может брать пример.

Что это значит для родителей, или тех, кто собирается ими стать? Это значит, что нужно учиться тому, как правильно воспитывать детей, чтобы из них выросли достойные, довольные жизнью люди, но при этом не стоит забывать и о своем собственном поведении и не позволять ему противоречить словам. Ребенок в своем развитии неизбежно будет копировать своих родителей, поэтому важно, чтобы то, чему родители будут его учить, не расходилось с тем, что они делают.

Вполне возможно, что ради своего ребенка, родителям необходимо будет изменить себя и свое поведение, чтобы показывать ему достойный пример для подражания.

Но для этого еще нужно знать – что для ребенка полезно, а что вредно, то есть, чему его нужно учить и когда его этому нужно учить, а чему учить не стоит, или стоит, но в подходящее время, то есть, в определенном возрасте. В этом родителям поможет детская психология, которую им нужно изучать постоянно, чтобы понимать своего ребенка лучше, чем кто-либо другой.

Даже поверхностное знание детской психологии может существенно улучшить понимание родителями причин поведения своего ребенка, благодаря которому они смогут нужным образом влиять на него. В конце концов, если мы покупаем стиральную машину или телевизор, мы же с вами изучаем прилагаемые к ним инструкции, чтобы правильно ими пользоваться.

Ну так а почему же некоторые, а возможно и многие из нас считают, что воспитание детей должно быть другим, что для этого, столь важного и ответственного дела ничего знать не нужно, а достаточно лишь делать то, что делали с нами наши родители, когда воспитывали нас? Вам, друзья, вообще нравится то, какими людьми вы стали, после того воспитания и обучения, которое вы прошли? Если нравится, то возьмите все лучшее из этого опыта и примените к своим детям, а если не нравится, тогда вам обязательно нужно начать изучать детскую психологию, чтобы ваши дети стали лучше вас, и вы по праву могли ими гордиться. Воспитание ребенка – очень сложный и ответственный процесс, для осуществления которого необходимо иметь терпение и знания, так как любые промахи и недочеты в этой работе негативным образом скажутся на психологическом развитии ребенка. А это не та работа, в которой мы можем позволить себе ошибаться, ибо речь идет о наших детях – нашем будущем.

Формирование характера у детей

Формирование характера начинается в раннем детстве, когда ребенок только-только начинает познавать окружающий мир.

Есть мнение, согласно которому, характер ребенка формируется еще в утробе матери, и я с ним полностью согласен, но при этом все же полагаю, что в значительной мере он формируется после рождения ребенка, когда его восприятие мира становится более острым и непосредственным. Жизненный опыт быстро накладывает свой отпечаток на личностные качества ребенка.

Ведь задача ребенка заключается в том, чтобы выжить и адаптироваться к условиям человеческого мира, поэтому в нем будут развиваться такие качества, которые условия внешнего мира потребуют от него. Поэтому важно понимать, что на характере ребенка сказывается отношение к нему со стороны окружающих его людей, преимущественно родителей.

Если постоянно кричать на ребенка, оскорблять, унижать, подавлять, бить или даже просто игнорировать его, не уделяя ему должного внимания, в котором он очень нуждается, то ребенок вырастит замкнутым, неуверенным в себе человеком, с низкой самооценкой.

Или он вырастет агрессивным и возможно даже жестоким человеком, из-за недополученной любви и внимания. Одним словом, ничего хорошего из подавляемого, угнетаемого, унижаемого, обделенного любовью и вниманием ребенка, как правило, не вырастает.

Хотя знаете, исключения не так уж и редки, поэтому говорить об обреченности того или иного ребенка, видя неправильность его воспитания или полное отсутствие такового не следует.

В жизни полно примеров, когда дети, росшие в самых что ни на есть неблагополучных семьях, в которых с ними ужасно обращались, вырастали не только нормальными, но и весьма успешными и счастливыми людьми.

И наоборот, дети, росшие в нормальных семьях и получавшие в избытке любовь, внимание и заботу, вполне могут стать людьми с очень тяжелым или слабым характером, или антисоциальными личностями. Но несмотря на это, пускать на самотек воспитание ребенка, обращаясь с ним так, как вздумается, а не так, как надо, ни в коем случае нельзя – это крайне безответственно. Не стоит уповать на исключения, рассуждая об отношении к ребенку, ибо исключения – это исключения, а не правила. Так что относитесь к своему ребенку так, словно он особенный, исключительный человек, чтобы он таким и стал. И не говорите ему, что он неудачник и слабак, если не хотите, чтобы он им был. Родители формируют характер своего ребенка, своим к нему отношением. В их власти сделать его сильной или слабой личностью.

Воспитание детей

Давайте теперь с вами обратим более серьезное внимание на воспитание детей, чтобы понять, что в этом процессе играет наиболее важную роль. Как я уже сказал выше, главное в воспитании ребенка – это окружающие его люди и их поведение.

Детям не нужно говорить о том, что и как им следует делать – им нужно показывать это на собственном примере.

Родители для ребенка являются авторитетами, но этот авторитет они могут легко потерять, если не будут справедливыми и последовательными в своем поведении, и будут обманывать ребенка, не сдерживая своих обещаний и не отвечая за свои слова.

Поэтому важно, очень важно – быть достойным примером для своих детей, чтобы они стремились быть похожими на своих родителей, чтобы перенимали все их повадки и манеру поведения, чтобы принимали их ценности и мировоззрение.

В процессе воспитания неизбежно нужно применять и кнут, и пряник, но если родители наказывают ребенка – наказание должно быть справедливым, а если они его хвалят, то эта похвала должна быть заслуженной.

И если родители что-то покупают, что-то дарят своему ребенку, то им нужно привязывать свой подарок к какому-то достижению ребенка, чтобы он понимал, что в этой жизни любая награда является следствием достижения каких-то результатов. Здравый смысл в вопросе воспитания ребенка – это залог успеха. Но чтобы иметь здравый смысл, необходимо изучать то, в чем вы хотите разбираться. Так что я еще раз призываю вас, уважаемые родители, к тому, чтобы вы начали активно изучать детскую психологию, дабы обладать тем самым здравым смыслом, благодаря которому вы сможете грамотно и даже мудро воспитывать своих детей.

Обучение детей

Возможно, кто-то со мной не согласится, но я небезосновательно считаю, что человек не рождается с готовыми способностями – он приобретает их в процессе обучения и становится тем, кем становится, благодаря как раз-таки обучению и воспитанию, а не природной предрасположенности к тому или иному занятию.

В природе не существует и не может существовать прирожденных торговцев, юристов, бухгалтеров, водопроводчиков, поваров, строителей и так далее, а значит, нет и не может быть в этой жизни прирождённых победителей и проигравших, поэтому мы все можем быть, кем захотим, и детям своим мы должны помочь стать теми, кем им выгодно быть в этом мире.

Не нужно спрашивать ребенка – кем он хочет стать, когда вырастет, ибо он недостаточно много знает о жизни, чтобы выбирать – кем ему выгодно быть. Не всякий взрослый знает о том, кем выгодно быть в этом мире, поэтому многие родители обращаются за помощью к детским психологам, прося их помочь выбрать для ребенка профессию, занятие по душе.

Они не понимают, что занятием по душе для ребенка может стать такое занятие, которое, во-первых, ему интересно, а чтобы оно ему было интересно, оно должно произвести на него впечатление, а во-вторых, которое будет ему выгодно.

И во власти родителей сделать так, чтобы их ребенку было интересно заниматься какой-то конкретной деятельностью, которой выгодно заниматься в этом мире.

То есть, нужно сделать так, чтобы на ребенка произвела впечатление та или иная деятельность [правильная деятельность], чтобы он ею заразился, беря пример, скажем, со своих родителей, которые, благодаря своему авторитету, станут для него лучшим примером того – кем и каким нужно быть и к чему следует стремиться, чтобы быть успешным и счастливым.

Ведь если, скажем, играть с ребенком в шахматы с ранних лет, в доброжелательной атмосфере, когда ребенку хорошо и интересно рядом с родителями, когда он чувствует их заботу и любовь, то он неизбежно пристрастится к шахматам и повзрослев наверняка станет хорошим шахматистом.

Научить ребенка можно абсолютно всему, главное заниматься вместе с ним, чтобы ему было интересно учиться, и чтобы он получал похвалу родителей за успехи в учебе. С талантом не рождаются, талант развивают. Ну а кем выгодно быть в этом мире, взрослый человек сам должен видеть и понимать, у него все примеры перед глазами. Если говорить коротко и просто, то те, кто управляют людьми и деньгами – живут лучше всех в этом мире.

Развитие интеллекта у детей

Развитие интеллекта у детей, как и все прочее, начинается с первых дней их жизни и происходит постоянно. Любая информация, каждая мелочь, воспринимаемая органами чувств ребенка – влияет на его интеллект.

Поэтому важно постоянно воздействовать на органы чувств ребенка таким образом, чтобы вызывать у него интерес к чему-то – к общению, к игре, к рассматриванию каких-нибудь необычных вещей, которые он будет исследовать.

Его мозг должен работать, а для этого во внешнем мире должно что-то происходить, что ребенок будет познавать и изучать, насколько это в его силах. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, ибо чем больше новых слов каждый день он будет слышать, тем активнее будет развиваться его интеллект и тем быстрее он заговорит.

Игрушек и прочих вещей, окружающих ребенка, должно быть много. Играя в разные игрушки и изучая разные вещи – ребенок получает опыт, необходимый для развития его интеллекта, поэтому чем больше игрушек и вещей у него будет, тем быстрее будет усложняться его мышление и поведение.

Вообще, чем больше разных дел будет делать ребенок, чем чаще его родители будут с ним играть и общаться, тем лучше для его интеллекта. Ну а потом, по мере взросления ребенка, его можно и нужно будет увлечь различными интеллектуальными задачками, творческой деятельностью, упражнениям на память и так далее.

Суть в том – чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, к познанию, к изучению, а для этого его необходимо постоянно хвалить и всячески поощрять за любые, даже самые незначительные успехи в обучении, чтобы он не боялся, а любил учиться.

От природы мы все хотим учиться, открывать, исследовать, познавать, но это желание нужно поддерживать, а не отбивать. Поэтому критики при обучении должно быть минимум, особенно в раннем возрасте, когда психика ребенка еще недостаточно окрепла, чтобы эту критику воспринимать. Обучение должно восприниматься ребенком, как игра, в которой он постоянно выигрывает. А мы, взрослые, должны понимать, что любая игра – это обучение, поэтому важно выбирать правильные игры, чтобы учиться и учить правильным вещам.

Общение с ребенком

Чем более насыщенным и интересным будет общение у ребенка, тем более социально адаптированным человеком он станет.

На развитии интеллекта общение также сказывается самым что ни на есть положительным образом, поэтому родителям желательно как можно больше общаться со своим ребенком, разумеется, в доброжелательном тоне и желательно на интеллектуальные темы, в зависимости от его возраста, так как общение общению рознь.

В одном случае общение помогает человеку, ребенку над чем-то задумываться и размышлять, выискивая в чем-то смысл и истину, а в другом, общение может быть бессмысленным и бессодержательным и даже вредным, в зависимости от его формы и цели. Поэтому к общению с ребенком, особенно со взрослым ребенком, необходимо подходить подготовлено.

Но общаться с детьми нужно обязательно, нельзя оставлять их перед телевизором или компьютером, которые неизвестно чему их будут учить. Мы все нуждаемся в общении, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но дети особенно остро в нем нуждаются, так как для них общение – это один из способов познания мира и возможность почувствовать себя его частью.

К общению с ребенком мы можем отнести и игру с ним, с помощью которой развивается его интеллект и социальные навыки. Но главное это то, что частое общение с ребенком и игра с ним – сближает его со своими родителями. А это очень важно и для ребенка, и для родителей.

Читайте также:  Ринолалия - психология

Чем больше времени родители проводят с ребенком, чем чаще они с ним общаются, тем он морально ближе к ним, а чем он ближе к ним, тем больше он им доверяет, а чем больше он им доверяет, тем больше он их будет слушаться, что, как вы понимаете, имеет огромное значение для любой нормальной семьи, которая хочет быть дружной и сплоченной.

Родителям будет сложно чему-то научить своего ребенка, чтобы подготовить его к жизни, если он не захочет их слушаться. А слушаться он их станет только в том случае, если будет им доверять. А доверие нужно заслужить. Так что общайтесь со своими детьми, уважаемые родители, уделяйте им свое внимание, учите их, помогайте им познавать этот мир, хвалите их за любые, даже самые незначительные успехи и ваши дети будут вам верить и слушаться вас.

О детской психологии я еще напишу не одну статью, так как это одна из самых важных для меня, и надеюсь, для вас тоже, тем, ради которой вообще следует проявлять интерес к психологии.

Как вы понимаете, написанное в этой статье, это далеко не все, что я хотел и могу рассказать вам по теме детской психологии, и это не все, что вам о ней нужно знать.

Поэтому детскую психологию мы с вами еще обсудим, с самых разных сторон, в моих будущих статьях.

Дети – это наше будущее, которое мы можем сделать таким, какими мы сделаем своих детей – вложив в них свое время, силы и конечно же любовь. Детская психология, на самом деле не так сложна, как кажется некоторым людям, совершенно с ней не знакомым.

Нужно просто проявить к этой науке интерес, чтобы в короткие сроки научиться понимать тех, кем мы сами когда-то были. И я надеюсь, что вы, уважаемые читатели, этот интерес к ней проявите, ради себя и своих детей.

А я в свою очередь обещаю, что в будущем напишу новые, интересные, полезные и познавательные статьи на эту тему. Так что читайте мой сайт и вы многое узнаете.

Источник: https://psichel.ru/detskaya-psihologiya/

Детская психология психология ребенка и его развитие

Детская психология психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

План Закономерности и механизмы развития. «Хронологический возраст» , «Психологический возраст» . Кризис возрастного развития. Психологическая характеристика раннего возраста. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Психологическая характеристика периода подросткового возраста.

Понятия ◦ Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития.

Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития. Развитие определяется стабильными и критическими периодами.

В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований (качественное изменение).

Понятия Периодизация – общие закономерности развитии человека и специфику отдельных возрастных этапов. Цель периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды Хронологический — определяется продолжительностью жизни человека.

Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст; б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает); в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

Закономерности процесса развития Тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; Необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно); Обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие); Неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

Закономерности процесса развития Зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционируют хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья); Переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а охраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы); Тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без консервативной тенденции).

Понятия Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром.

Ведущая деятельность — такая деятельность, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Психологические новообразования — качественно новые психологические образования в различных сферах личности.

Источник: http://present5.com/detskaya-psixologiya-psixologiya-rebenka-i-ego-razvitie/

Детская психология

Детская психологияДетская психология: психология ребенка и его развитие - психология

Детский возраст – это время, когда рост и развитие человека идет семимильными шагами. Но понятия «рост» и «развитие» нужно разделять. У ребенка увеличивается вес, рост, совершенствуется его речь и движения, т. е. все то, что есть у ребенка с рождения, и лишь меняется со временем. Так ребенок растет.

Развитие же предполагает возникновение у ребенка новых проявлений в эмоциональной и духовной сфере, в восприятии окружающего мира и взаимодействии с ним. Все это формируется под влиянием внешней среды и без этого появиться не может.

Такие проявления и восприятия у каждого возраста разные, но развитие их имеет закономерный характер. Во время этого процесса у ребенка формируется характер, интересы, привычки, взгляды. Именно этот путь психического становления ребенка от младенчества до школьного возраста и изучает детская психология.

Значение детской психологии

«Все мы родом из детства», ведь сценарий человеческой жизни закладывается именно в самые ранние годы жизни человека. Предыдущий этап развития ребенка всегда накладывает отпечаток на следующий, поэтому очень важно изучать и уделять внимание самым ранним периодам становления его личности.

https://www.youtube.com/watch?v=vubjjbkbhQw

Каждый этап детского развития имеет огромное значение, т. к. может повлиять на всю жизнь человека. Вот почему так важно «проживать» каждый возраст полностью. У всех возрастных периодов есть свои особенности и возможности, которые нужно максимально использовать и развивать.

К примеру, в младенчестве малыш нуждается в общении с взрослыми, в возрасте одного-двух лет ребенок получает опыт в процессуальной игре (воспроизведение действий взрослых: укладывание спать, кормление, купание кукол, езда на машине).

Детям дошкольного возраста необходимы ролевые игры, конструирование, чтение сказок, участие в экспериментировании.

Зная эти и другие особенности возраста ребенка, родители и воспитатели обеспечивают развитие у него творческих, умственных и познавательных способностей, уверенности в себе, уважения к окружающим, инициативность.

Почему родителям и воспитателям важно знать детскую психологию

Разум ребенка при рождении представляет чистый лист, на который наносится вся полученная извне информация, и благодаря чему в дальнейшем формируется его личность. В отличие от животных, живущих инстинктами, без влияния культурно – социального опыта ребенок не сможет развиться до уровня современного человека. Только через общение с другими людьми формируется психика ребенка.

Человек неподготовленный, даже тот, кто желает счастья ребенку, может нанести неповторимый вред его психике.

Как часто бывает, что при внешнем благополучии, царящем в семье, ребенок вырастает неуверенным в себе, замкнутым, неспособным самому формировать события своей жизни.

Все это ведет к тому, что на протяжении всего своего пути он не может научиться быть счастливым и найти свое место в жизни.

Самое большое влияние на развитие ребенка оказывает семья и детский сад. Ведь именно здесь малыш проводит большую часть своей жизни.

Поэтому знание основ детской психологии очень важно для тех, кто взаимодействует с ребенком.

Только зная возрастные особенности детей, нормы психологического и эмоционального развития можно вовремя различить отклонения и выбрать адекватные формы общения с ними.

Именно об особенностях развития ребенка, о том, как помочь ему эффективно использовать свои способности и стать полноценной личностью, рассказывают авторы статьей, представленных ниже.

Статьи о детской психологии

Источник: http://psychology-s.ru/detskaya-psihologiya/

Правильное воспитание: детская психология и советы родителям

Правильное воспитание: детская психология и советы родителям

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет.

Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение.

Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку.

Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом.

Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка.

Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении.

Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать.

Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка.

Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей.

Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок.

Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом.

Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия.

Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку.

Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время.

Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты.

Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника.

Читайте также:  Внутренний текст - психология

Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе.

«Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых.

По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей — самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу».

Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы.

Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря.

Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку.

В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/vospitanie-detej-i-psihologiya.html

Детская психология 4 (стр. 1 из 12)

Ответы на экз. вопросы по детск. психологии.

    Предмет детской психологии.

Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее главная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, т. е.

науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами от (0 до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно.

    Что такое ведущая деятельность? Какова роль деятельности в психическом развитии детей?

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.

Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутреннюю, психологическую основу. Деятельность является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. .

Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую.

Поэтому нужно говорить не о зависимости развития психики от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте (6—11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.

В подростковом возрасте (11—15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей или противопоставляются им.

В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее.

Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском, возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.

3.Роль воспитания и обучения в психическом развитии.

Передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения. Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры. Процесс этого посредничества в широком смысле и является процессом обучения. Далеко не всегда этот процесс осуществляется организованно и целенаправленно.

Очень часто обучение происходит стихийно: ребенок учится играть, говорить, рассуждать или слушать музыку, вовсе не подозревая, что он учится.

Но во всех случаях он не просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы, но с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл и тем самым приобщается к человеческому способу жизни. Д. Б. Эльконин определял обучение как процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредствованный взрослым.

В этом определении схвачено самое главное. Обучение — это не формирование навыков и не передача информации, а взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением, которые существуют в идеальной форме.

Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по-разному в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития. Существует три основных подхода к решению этой проблемы. Первый из них принадлежит Ж.

Пиаже: он понимал психическое развитие прежде всего как развитие интеллекта, которое осуществляется в результате созревания когнитивных структур, как переход от одной стадии к другой.

Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него.

Второй подход реализуется в бихевиоризме, где процессы обучения и развития практически отождествляются. Поскольку в этом направлении развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.

Третий подход связан с именем Л. С. Выготского. Согласно его представлениям, обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Согласно Л. С. Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития». Мы уже говорили о том, что, овладевая каким-либо новым действием, ребенок сначала выполняет его вместе со взрослым и с его помощью, а потом уже самостоятельно.

Разница между тем, что ребенок может вместе со взрослым (при его показе, руководстве, указаниях и т. д.), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, и образует зону его ближайшего развития. Это понятие имеет огромное значение при диагностике уровня развития ребенка.

При выявлении этого уровня нельзя ограничиваться определением того, что ребенок может в данный момент. Необходимо выяснить то, что он может вместе со взрослым. Поскольку то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно.

Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того «запаса развития», который он имеет в настоящее время.

Только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него. Каждый новый шаг в обучении использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой для дальнейшего обучения.

Через хорошо поставленное развивающее обучение можно сформировать более полное и расчлененное восприятие, новые умственные действия детей, развить художественные способности и т. д.

Многочисленные психолого-педагогические исследования и экспериментальное обучение дошкольников по новым программам обнаруживают поистине огромное влияние обучения на психическое развитие детей.

Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. И далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием стоит деятельность самого ребенка.

4. Роль взрослого в психич. развитии ребенка.

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям, приспособления к миру взрослых. Механизм такой адаптации может быть различным.

Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоанализе), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асоциальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Ж. Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в бихевиоризме).

Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.

Принципиально по-другому роль взрослого выступает в культурно-исторической концепции. Здесь социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития.

Человеческое общество и окружающие люди не противостоят ребенку и не давят на него извне, но составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации.

Чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие человека есть прежде всего культурное развитие.

Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.

Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С.

Выготским, заключается в следующем: Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму.

Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т. е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [Т.

3. С. 145]. В этой формулировке содержится две важнейшие мысли. Первая — психические процессы у человека с самого начала социальны и по своему происхождению, и по своему содержанию. Вторая — идея об интериоризации как о процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.

Источник: http://MirZnanii.com/a/179184/detskaya-psikhologiya-4

Детская психология

Детская психологияДетская психология: психология ребенка и его развитие - психологияПсихическое развитие ребенка постоянно привлекает огромное внимание ученых, и детская психология является наукой, которая занимается изучением детской психики. Не секрет, что наиболее интенсивным и быстрым развитием человека является детство. Н один другой возраст не содержит столько своеобразных этапов, как ранний школьный и дошкольный периоды.

Первые шесть лет жизни для человека типичны тем, что из беспомощного младенца он становится уже достаточно сформированной личностью, со своими собственными взглядами на жизнь, чертами характера, а так же своими интересами.

В эти годы ребенок делает свои первые шаги, начинает манипулировать предметами, думать, общаться, у него развивается воображение, и прочее.

Путь психологического развития ребенка огромен, и он представляет собой основной предмет детской психологии. Взрослые всегда удивляются, как быстро у ребенка возникают новые качества. Появляются все новые формы детской самостоятельности, отмечается его самодеятельность ребенка, и на этих фактах основывается детская психология.

Интересно, что довольно длительное время малыш не может себя организовывать, не способен выполнять свои обещания, и прочее.

Особенности детской психики

В то же время, если относиться к ребенку как к недоразвитому взрослому, то невозможно понять, откуда у него появляются в дальнейшем способности к поступкам, различные качества характера. Интересно, что существуют занятия, которые дети выполняют лучше, чем взрослые.

Например, дети могут рисовать картинки буквально часами, они придумывают воображаемые ситуации, превращаются в различные персонажи, искренне переживают за судьбу бездомного щенка. Обычно взрослым людям подобное недоступно, и доказывает, что не следует выяснять, чего дети не могут делать.

Важнее, обратить внимание на специфику душевной внутренней жизни ребенка.

Главной трудностью в изучении детской психики специалисты считают тот фактор, что жизнь малыша всегда развивается, и чем младше ребенок, тем интенсивнее это происходит. Следует различать такие понятия, как рост и развитие.

Как известно, под ростом подразумевается усовершенствование определенной функции, различные количественные изменения. При этом увеличивается вес, рост ребенка.

Ваш малыш начинает все более активно взаимодействовать с предметами, он ходит, бегает, и это называется количественным накоплением.

Развитие психики ребенка

Для развития психики ребенка характерно наличие качественных изменений, появление психических новообразований. К примеру, если неделю назад ребенок не реагировал на игрушки, сегодня он начинает к ним тянутся, требует их от взрослых постоянно.

Или же, ранее малыш не придавал значения оценкам окружающих, но теперь вдруг начал проявлять интерес к чужому мнению, он требует похвалы. И может обижаться на некоторые ваши замечания. Это подтверждает, что происходят качественные изменения в психике малыша. Что-то появляется, что-то уходит на второй план, меняется сама структура психических процессов.

Для развития психики ребенка характерно неравномерное изменение структур. То есть, какие-то могут отставать, другие, наоборот, забегают вперед.

У детей одного возраста тоже немало отличий, каждый этап специфичен.

В трехмесячном возрасте для младенцев типично радоваться взрослым, примерно около года дети начинают отдавать предпочтение занятиям с игрушками, а говорить начинают приблизительно в два года.

Такие изменения не случайны, в развитии детской психики они являются закономерностью. Если же по каким-либо причинам порядок развития иной, то можно предположить, что возникли нарушения в развитии психики. И выяснить их – задача детской психологии.

Специфика детского развития

Что является определяющим в специфике детского развития? Здесь главным вопросом можно считать относительную роль природных свойств детского организма, также имеют значение условия воспитания малыша.

Чтобы получить более точный вопрос на этот ответ, ученым необходимо было бы проведение эксперимента, в котором дети уже с первых дней находились бы в изоляции от взрослых, не видели других людей, не слышали речи, и не использовали бы предметы, которые являются для нас обычными.

И если с учетом подобных условий развитие происходило бы так же, лишь в этом случае психические способности детей можно было бы признать врожденными, данными природой.

Читайте также:  Американская система образования - психология

Разумеется, такие рискованные эксперименты недопустимы, и в мире ученых не найдется человека, способного его провести, тем боле, среди родителей также желающих нет. Тем не менее, в человеческой истории нечто подобное происходило. Были случаи, когда дети воспитывались животными, вне человеческого общества.

Это так называемые «Маугли», аналогия с героем романа Киплинга. Взятые из среды животного мира, такие дети так и не смогли полностью освоить человеческие навыки, и срок их жизни оказался довольно коротким.

Это доказывает, что психика ребенка развивается нормально лишь в том случае, если он получает соответствующее воспитание и находится среди людей.

Источник: http://www.raut.ru/article/detskaya_psikhologiya_.html

Возрастная психология. Этапы развития ребенка

Возрастная психология. Этапы развития ребенка

Современным родителям знакомы понятия возрастная психология, этапы развития ребенка, «кризис 3-х лет» и прочие «кризисы». При этом они слабо представляют, что именно эти явления объединяет.<\p>

Немного теории

Как формируется ребенок? Есть ли психические механизмы у этих метаморфоз? Сначала ребенок преумножает количество умений, когда они пройдут «критическую массу», происходит качественный скачок, и образуются новые свойства (умения), которых не было раньше.

Вместе с новшеством появляется и разногласие (ребенок «обновился», а среда – нет). Только решив появившееся противоречие, малыш шагает на следующий этап. И снова накапливаются навыки, снова рывок и расхождение со старым.

Главные условие для естественного развития – это рождение конфликта на основе нового образования.

Этапы разделяют на два вида:

  1. длинные и спокойные периоды, когда происходит накапливание количественных навыков и появление нового в психике ребенка;
  2. короткие и бурные периоды, когда не стыкуется старое и новое. Называют такую фазу – кризис.

В понимании большинства людей, кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают».

Хотя, психологи доказывают, что именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.

Смена двух периодов – это закономерность развития всех детей, на котором зиждется возрастная психология. Этапы развития ребенка – и спокойные и бурные – нельзя разделять и воспринимать отдельно друг от друга, это части единого процесса.

С психологической точки зрения, прохождение этапов обусловлено не очередным днем рожденья (исполнилось 3 года, хоп – новая ступень), а рождением нового, возникновением противоречий.

Если этого не происходит, психологи говорят о психическом замедлении.

Возрастные «ступеньки» развития

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.

Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка

В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.

Возрастная психология: этапы развития ребенка

Всякий возрастной отрезок уникален. Это скажет каждая чуткая родительница. Но куда и на что именно смотрят ученые, когда умными фразами «кромсают» детство? На конкретные метки. Психолог задается вопросами: 

  • появилось ли что-то новое;
  • какие отношения у «малютки» с окружающим миром;
  • какое «дело» самое-самое важное для него.

Ответы на эти краеугольные вопросы показывают: правильно ли растет ребенок, на какой «ступеньке» он прибывает.

Кризис рождения

Длится кризис первые 2 месяца после появления на свет «чуда». Что изменилось в жизни ребенка? Самое главное – положено начало для неповторимой психики.

Взаимосвязь с миром довольно специфична: малыш беспомощен, полностью зависит от действий взрослого.

В этом и заключается первый кризисный парадокс: полная зависимость от окружения и минимум возможностей для общения. Это станет толчком к последующим переменам.

Еще одно новшество – появление комплекса оживления, когда кроха сам проявляет инициативу в контактах. Появление этой реакции означает, что наступил спокойная стадия развития – младенчество.

Зачастую считают, что первые 6-8 недель – это 4 триместр беременности, когда мать и ее ребенок переживают разделение друг от друга. Маме нужно привыкнуть к тому, что ее малыш теперь не «животик», а новый отдельный от всех человек.

Малыш же приноравливается к тому, что отныне нужно обращаться к другим, когда хочется кушать или ему некомфортно. Первые недели не просто нужно – это жизненная необходимость – держать малютку на руках, прикладывать к груди.

Мама поймет, что ее «сокровище» всегда с ней, а малыш узнает, что все его просьбы «бегут исполнять» по первому «сопению».

Младенчество

Ведущее на этом отрезке – эмоциональное общение с мамой. Если у ребенка не будет эмоционального толчка, то все может закончиться плачевно. Всем известны случаи госпитализма у малышей в детских домах и последующую психическую задержку.

Криком и плачем ребенок демонстрирует нужду в маминой ласке: «возьми меня на руки, а то я буду плакать», «я уже не хочу есть, но ты меня не убирай от груди, а то заплачу», «я так сладко спал на руках, зачем убрали на кровать, немедленно возьмите назад», «ночью спать я буду только рядом с мамой».

Через позитивные эмоции мамы, через общение с ней малыш не только учится первым приемам взаимных отношений, но и познает мир окружающих предметов. Он все еще крайне зависим от близких людей, но постепенно перехватывает инициативу в общении.

Речь – это то новое, чего у ребенка еще не было. Речь имеет несколько форм – пассивная, активная и промежуточная – автономная. До года младенец понимает многие простые слова и сам пытается что-то «изобразить губами».

Но получаются лишь некоторые слова, а все чаще странные звуки. Это и есть промежуточная стадия или автономная речь.

Такое название она получила от того, что детская речь независима от книжного языка, понять кроху могут только близкие люди.

Кризис 1 года

Главное, что происходит на этой ступеньке – недолгая автономная речь. Она появляется и заменяется активной. У людей два способа контроля – биологический и речевой. До года над ребенком властвуют «биологические часы». Речь эти часы как бы «сбивает» на некоторое время. При этом, полновесного речевого контроля еще нет, речь только начинает складываться. В этом главный конфликт кризиса.

Как это выглядит внешне? Малыша, по фазам сна которого можно было «сверять часы», теперь невозможно уложить спать. Время, когда его «выносит» вообще невозможно предугадать.

Появились необъяснимые вспышки гнева: секунду назад еще радостный малыш внезапно начинает драться. Чтобы покормить мальца, нужно огромное терпение и «вагон» времени.

По времени, кроха уже должен хотеть есть (раньше так и было), а он мотает головой: «неть».

Ранний возраст

На этом отрезке нового в психике становится больше. Карапуз делает первые открытия: есть Я и МОЕ (мое тело, моя мама, мои вещи). Ближе к 3 годам прорастают зачатки самосознания и самооценки, и малышу крайне важно, чтобы любимый взрослый его признал и оценил.

Постигание своего «Я» влечет за собой первое уяснение пола: я – девочка или мальчик. Любопытство к полу («как у меня», «а как у тебя», «а почему у тебя есть, а меня нет») не несет в себе ничего эдакого, это просто одно из открытий. От того, как будут реагировать взрослые («нельзя», «фу», «еще маленький», «у мальчиков так, а у девочек по-другому») зависит как скоро эта тема сойдет на нет.

Из нового важно отметить самостоятельную речь, ребенок начинает стремительно осваивать: запас активных слов годовалого ребенка – 5-10 слов, трехлетки – 900-1000. Чтобы скачок в освоении речи произошел, ранний период должен сопровождаться бесконечными разговорами взрослых с маленькими говорунами.

Но не все разговоры «одинаково полезны»: как, что и где говорить – все важно. Самые продуктивные беседы проходят в развивающих играх. Если на предыдущей ступеньке были важны эмоции, но на этой – «дело» (собрать пирамидку, вывалить из шкафа все вещи, погреметь кастрюльками, построить из кубиков башню).

Ведь через, казалось бы, обычные «каляканье и игрульки» рождается еще одно новшество – сенсорные образцы (звука, вкуса, цвета, формы и прочего).

Главная работа этого периода – всевозможные действа с вещами и предметами. Ребенку важны положительные эмоции, но еще важнее сотрудничество в «деле»: я буду собирать пирамидку 100-тысячный раз, а ты смотри», «покажи еще раз, как прячется мячик в коробочку» и не важно, что это уже миллионный мамин показ.

Кризис 3-х лет

По счету третий, а по сложности и остроте – первый. Наиболее известный всем мамам (да и папам тоже). Колоссальный эволюционный рывок рождает множество парадоксов. Первое из которых, противостояние «я хочу» и «я сам» с пока все еще ограниченными возможностями карапуза. Возникает противоречие на уровне «хочу – могу».

Примерно в возрасте 2-3 лет многие ребятишки начинают ходить в различные детские учреждения. Часто возникают ситуации с компонентами мягкого принуждения. Образуется второй конфликт на срезе «хочу – должен».

На этой стадии зарождаются первые «ростки» воли, детки становятся более самостоятельными. Но зачастую устоявшийся быт перестраивается медленнее (порой со «скрипом»), чем взрослеют трехлетки, что рождает еще одно столкновение.

Все сложившиеся противоречие дают очень острую форму кризиса. Ребенок вдруг трансформируется в какого-то упрямого тирана, революционера и бунтаря. На все призывы и уговоры взрослых ответ один – «сам» и «нет». И это нормально. Такой буйный нрав – другая грань воли.

Дошкольное детство

Основная «работа» всех дошколят – игра. Через нее, как через игольное ушко проходит все ниточки физического, эмоционального, умственного роста. Всеобъемлющая способность ребенка: играя, учиться – становится «цементом» всех обучающих методик.

Общение протекает в двух формах (примерно до 4-6 лет и после). Для младших дошколят предпочтительный партнер – старший, именно связка «ребенок – взрослый» дает толчок к росту. Ребятишки постарше уже предпочитают играть «на равных».

Важное новшество дошколят – это появление умения себя «заставить», это особый элемент воли (не хочу, но могу). Главным же образованием считается целый комплект желаний и умений, когда ребенок готов идти в школу.

Кризис 7 лет

Этот период схож с кризисом 1 года. Повзрослевший человечек как будто заново учится «ходить», он регулирует действия и поступки усилием воли. Это влияет на то, что эмоции «отделяются» от мыслей. 7-летка уже распознает свои чувства и пытается их координировать, как обычные физические навыки. Отсюда главный конфликт: понимает, что «несет», но управлять эмоциями ему очень трудно.

Как это выглядит со стороны? Кажется, что вся манера держаться неискренняя, ребетенок ведет себя наигранно, подчас чопорно и неестественно. А все потому, что старый образец действий утрачивается, а новый пока не наладился.

Школьный возраст

Первостепенная «работа» школьника – учение. Причем учиться для него желательно с таким же интересом и рвением, как раньше играть. Это существенный момент для полноценного становления.

Новое для него, чего не было до того, это – рождение внутреннего мира, где ребенок способен думать «про себя» и «о себе». Вообще, думать, в смысле логически размышлять – это еще одно новшество этой ступени грядущих изменений. Самооценка напрямую зависит от успехов в учебе, в умении наладить контакт со сверстниками.

На первое место уходит школьная жизнь. И здесь очень важны для школьника авторитетные взрослые, в прямом смысле слова. Умный, честный, «крутой», просто «высшая инстанция» – теперь это идеал, к которому растущий человек стремится.

В тоже время, зарождение критичности позволяет ему довольно точно оценить различные поступки и черты личности взрослого («жадный», «злой», «дурак»). Дети 9-11 лет не любят фальши.

И даже порой необходимую гибкость воспринимают в «штыки», они «за правду».

В отношении к учебе у 7-летнего школьника и 13-летнего подростка безусловно есть отличия. Семилетка бежит «в» школу (ему нравится сам процесс учебы, статус ученика), а в 13 лет бежит «от» нее (предпочитает любимые предметы, а не само учение).

Ближе к 13 годам школьники предпочитают контакты с ровесниками одного с ними пола. Но постоянных компаний с близкими друзьями еще нет.

Кризис 13 лет

Этот период похож на кризис 3-х лет, по сути, и по остроте протекания. В 3 года заявляет о своем телесном «Я», в 13 лет – о социальном «Я». Те же разногласия между «хочу – могу» и «хочу – должен». С одной стороны, стремление к идеалу, его поиск.

А с другой стороны, разумное понимание его недосягаемости, чрезмерная критичность к окружающим. И, как следствие, свержение авторитетов.

Многие подростки теряют интерес к учебе («не хочу», «не интересно»), у них появляются тройки и двойки, падает успеваемость.

Остроту кризису добавляет стремительное созревание мозговых структур, что объективно дает тинэйджеру резкое взросление. Тогда как субъективная оценка окружающих остается прежней – «ребенок», «да что ты понимаешь». Раньше эта граница проходила между детством и зрелостью.

Как это выражается? Повзрослевший «отрок» часто становится неуправляем, грубит, остро реагирует на запреты и ограничения.

Пубертат

Юноши и девушки продолжают грызть гранит школьной науки, но главной их заботой становится общение со сверстниками, причем разного пола. Они разбиваются на небольшие компании, мнение которой становится порой важнее, чем родительское. «Я» плавно смещается на «Мы».

Одно из «приобретений» возраста – это половое созревание. В организме подростка одномоментно «взрываются» новые («взрослые») гормоны, растет пристальное внимание к противоположному полу. Постепенно возвращаются и другие увлечения, но в это переходное время родителям кажется, что дитятко вообще ничем не интересуется.

Главные же образование данной ступени – понимание того, что ребенок на самом деле стал взрослым. Насколько спокойно будет протекать пубертат, зависит от поведения и реакций взрослых. Примут ли они взросление своего ребенка или, юноше/девушке придется через протест доказывать свою взрослость, теряя энергию и силы. При нормальном развитии повзрослевшие дети начинают:

  • лучше учиться, поскольку у них для этого появляются дополнительные мотивы;
  • влюбляться, вступать в романтические отношения;
  • пристально следить за внешним видом.

Если подростковый кризис не затянется, то на этом этапе школьник становится спокойнее, начинает аргументировано доказывать свою точку зрения.

Кризис 17 лет

Период напоминает кризисы 1 и 7 лет, когда происходила наладка контроля, сначала над телом, потом над эмоциями. В 17 лет молодые люди пытаются регулировать свое поведение согласно ценностям и смыслам их жизни.

Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, наблюдается тщательно осмысление всевозможных «зачем и ради чего жить». А с другой стороны, критичность ума и отсутствие опыт порой затрудняет выбор для молодого человека, ввергая его в бесконечные сомнения, раздумья, самокопания.

Поведение молодого человека становится противоречивым, сегодня он верит в одно, завтра в другое. Он часто впадает в состояние «не трогайте меня, я думаю», стремясь к уединению.

Понятия «возрастная психология», «этапы развития ребенка», «кризисы детства» — части одного целого беспрерывного процесса. Как белые клавиши на пианино чередуются с черными, так и разные периоды сменяют друг друга. Мамы, которые научаться чувствовать малейшие метаморфозы в развитии своей «кровиночки», будут «звучать» с ней в унисон.

ИНТЕРЕСНО!  Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Источник: http://ammam.ru/vozrastnaya-psixologiya-etapy-razvitiya-rebenka/

Ссылка на основную публикацию