Динамические мотиваторы — психология

Динамические мотиваторы — Психологос

Динамические мотиваторы - психология

Эффекты и мотиваторы динамического поля

Автомашина не может сразу ни тронуться, ни повернуть, ни затормозить: процесс ее движения имеет свои законы. Человек — не автомашина, но это значит только то, что законы его движения несколько другие.

И чтобы С-алгоритм, М-алгоритм и трансовые техники работали максимально эффективно, нужно учитывать эти особенности человеческой психологии, ее процессуальные — динамические — особенности. Эффекты динамического поля.

Как самые практически значимые, мы перечислим следующие:

Эффект новизны

Начало — манит. Новизна — притягивает. Начало — это возможность, это открытая дверь — куда-то, и даже если немного страшно, все равно хочется за эту дверь заглянуть. Новое — это шкатулка, которую еще не открывал.

Соответственно, все, что предъявляется как: НОВОЕ! вызывает повышенный интерес и желание.

На самом деле «новое» вовсе не значит «лучшее», очень часто «новое» — это просто «другое», а не то что вам нужно, но взрослые — это те же дети, а дети всегда тянутся к новому, как к возможности чуда.

На этом все и строится. Остальное — дело упаковки.

Эффект доступности

Впрочем, любое начало вызывает два чувства: первое — хочется, а второе — страшно.

Соответственно, чтобы дело началось, нужно усилить «хочется» и справиться со «страшно». Способов для этого много, и один из самых простых и естественных способов — создать ощущение, что начало здесь — легкое.

Чтобы создалось именно это ощущение, ситуация для начала — специально упрощается, либо — делается с помощью, либо — разжевывается до предельной ясности, и соответствующая техника получает имя: «Легкое начало!»

Вариант этой техники — ссылка на общедоступность: «Могут другие — можешь и ты». Частично здесь же работает личностный вызов: «Другие могут — а чем хуже ты?»

Почему великий человек — не ты?

Эффект инерции массы

Все, что трудно сдвинуть, потом так же трудно остановить, а то, что трудно начать в обычном темпе, иногда можно сделать «с разбегу».

Мы об этом писали: «Лидера делает напор энергии» . Наращивайте скорость, господа! Если в себе и другом раскрутить внутренний моторчик, то дальше можно въезжать в ту или иную ситуацию просто потому, что вас несет. Если что-то делается быстро и ловко, то нередко это дело оказывается успешным только потому, что оно было сделано на скорости.

Обратите внимание, как часто вам искусственно накручивают скорость, ограничивая ваш выбор лихой формулой: «Или сегодня, или никогда!»

Достойный ответ этому: «Да, я подумаю об этом завтра».

Пусть в вашем арсенале будет как техника «Темп и Энергия», так и прямое использование эффекта инерции. Вы знаете, что если на скорости сделано несколько шагов, то очередной шаг в том же направлении делается просто по инерции.

Если три раза подряд собеседник ответил «Да», то четвертый раз от отвечает «Да» почти на автомате.

Если три раза подряд предложения начинаются одной и той же формой, то и последнее предложение хочется закончить в том же стиле…

Эффект фазности

В отличие от вентилятора, автомобиля и эспандера, человек к равномерному наращиванию усилий не приспособлен. Человек — существо фазное и циклическое.

В сутках есть утро, день, вечер и ночь, и как бы не нужно было трудиться, ночью хочется спать.

После фазы напряжения мышцы требуют фазу расслабления.

Человек дышит:

вдох — выдох,

вдох — выдох — вдох,

и смеяться, как и отдавать распоряжения, можно только на выдохе.

На все есть своя фаза.

Когда-то легче нежелательную фазу переждать, чем ломать ход естественного процесса, когда-то можно и нужно встроиться в кривую настроения, именно с тем, чтобы в нужный момент, сев на удачную фазу, повести процесс уже за собой, в любом случае отслеживать фазный характер течения коммуникативных и рядом лежащих психических процессов — нужно.

Далеко не каждый из ваших собеседников умеет параллельно разговору думать, и тогда грамотная беседа требует специальных пауз для размышлений.

Подумали — поговорили. Теперь снова нужно подумать….

Именно в связи с этим обычно предлагается для принятия важного решения собеседником не жать на него сразу, а дать маленькую паузу: латентную пауза для переваривания… Чтобы человек повернул свои мозги, ему нужно время, нужно переварить то, что ему было сказано.

Причем обычно чем меньше мозгов, тем больше требуется времени…

Возвращаясь к дыханию: дыхание наравне с интеллектом и эмоциями есть основа коммуникативного процесса, и мастер коммуникации должен в совершенстве уметь класть текст на дыхание — свое и чужое. Смотрите Подстройка.

Имеет смысл внимательно посмотреть на выступления профессионалов-юмористов, зачитывающих свои произведения перед хохочущим залом. Что нужно, чтобы зал загрохотал смехом? Качество шуток? Да. Но не только.

Не менее важен временной расклад, длительной каждой запланированной паузы, чтобы создалось напряжение дыхания — и готовность выдохнуть его в смехе.

Для этого мастер устного рассказа вначале строем зачитываемого текста подстраивает зал в единое дыхание,

Подстроили, и после этого со снайперской точностью, с точностью до мига шуткой или фразой попадает в нужную фазу, попадает в ту минуту, когда зал готов выдохнуть.

Га-а-а! Га-а-а!

Просмеялись, набрали воздуха — и мы им еще, на выдох следующий!

Га-а-а! Га-а-а! Га-а-а! Га-а-а!

Все, зал лежит.

Да, вот такой любопытный закон своевременности шутки. Попали в тон и в секунду — человек засмеется. С той же самой шуткой, но не попали — человек не засмеется, а поперхнется.

И вам будет уже вовсе не смешно.

Эффект завершения гештальта

Гештальт — это целостность, это законченность ситуации и процесса. И если вы хотите, чтобы нечто завершил партнер, формируйте целостность с единственным отсутствующим звеном. Если вам нужно, чтобы фразу завершили не вы, а собеседник, предоставьте это сделать — …

Эффект колеи, или Привычка

То, что однотипно повторяется раз за разом, закрепляется и становится привычкой. Проторяется путь, формируется колея, из которой выбраться и трудно, и скоро уже не хочется. Человек скоро отождествляет свое привычное с собой, начинает говорить об этом «Я» и через некоторое время готов это уже защищать как свое родное от каких-либо новых изменений.

А поскольку переучивать всегда труднее, чем научить, издавна идет борьба за: кто же научит первым? Научил первым — стал родным. А все остальные — уже чужие.

Только потому, что немного опоздали…

Конструктор из динамических мотиваторов

В практике чаще всего обращаются к следующим составным мотиваторам динамического поля, которые позволяют влиять в процессе коммуникации более эффективно.

«Шаг за шагом»

Если нечто большое и кажущееся трудным разбить на мелкие последовательные шаги, то сделать шаг ближайший почти всегда возможно. И уже не страшно.

Прожить все жизнь ярко и достойно — задача кажется невозможной. Прожить так один день — уже более реалистично. Быть смелым, умным и красивым ближайшую минуту — может практически каждый. Хорошо, но ведь день и состоит из минут, а жизнь и состоит из конкретных дней. Все возможно!

Еще история из жизни. Папа Валера спортивный сам и приучает к бодрой жизни своего сына. Все хорошо, но вот на конкретном маршруте под реально тяжелым рюкзаком сын пищит: «Больше не могу!» Да, сыну действительно тяжело, но основной груз на отце и ему не легче: маршрут испытывает всех. Как дошли они до лагеря, успев до темноты? Их выручил способ «шаг за шагом»:

«Вон ту сосну видишь? — Вижу. — До нее дойти сможешь, сил хватит? — Хватит. — Вперед». Дошли до сосны: «Есть! Поздравляю! А вон до той березы?»

…Одолеть маршрут целиком казалось невероятным, но когда они доходили до очередной реальной цели, каждый раз оказывалось, что можно сделать еще один маленький подвиг. И так шаг за шагом, подвиг за подвигом, прошли весь маршрут.

«Стимульная цепочка», или «Последовательность простых шагов»

Это очень похоже на «Шаг за шагом», но тут суть не том, чтобы разбить большое и сложное на простые и мелкие фрагменты, а в том, чтобы мелкие детали-шаги подсоединить друг к другу и сделать их цепочкой, ведущей к цели.

Стимульная цепочка — это создание (или использование имеющихся) ситуативных стимулов, каждый из которых вас подвигает в нужном направлении, а вы при этом как бы перепрыгиваете от одного подтолкнувшего вас стимула к другому.

Часы побуждают подняться, туалет манит сам по себе, на выходе турник перед глазами приглашает повисеть. Повисели — даже захотелось подтянуться, спрыгнули — уже бодрый, после ванны очень неплохо сделать зарядочку, тут уже зовет кофе.

Это можно назвать еще как «Легкое втягивающее начало», поскольку трудности каждый раз даются маленькие, а кусочки сыра одним за другим тянут, затягивают… Сделал шаг — глупо не делать второй. Но если уже сделано два шага, третий шаг идет естественным образом.

Эффект инерции

«Заманивание»

В принципе, это может быть абсолютно безобидной вещью. «Как ты считаешь (пауза)…» — ну да, это втягивание, да, это привлечение внимание и это заманивание, но чтобы вас слушали и слышали, это и требуется: вынуть человека из ситуации его и поместить в ситуацию вашу.

Чтобы он вас понимал

Если «заманивание» делается с добрыми намерениями, оно повсеместно называется еще и по-другому, а именно: «Подготовкой».

Действительно, вот с какой стати большинство нормальных детей захочет ходить в школу и учиться там урок за уроком? Однако… Однако если ребенку устроить увлекательные подготовительные занятия (расшифровывайте: с ним сидят персонально и у него теперь куча игрушек под названием «канцелярские товары»), после чего (вместе с ним) пойти в магазин и выбрать ему портфель с самыми блестящими пряжками (например), то первого сентября ребенок с большим букетом цветов бодро поскачет в любимую (уже любимую и заранее любимую) школу.

А если он там уже оказался и знает, что школа — любимая, скоро он себе это докажет самым убедительным образом. Что, собственно, и требовалось.

«Неявное начало»

Это то же заманивание, но не с целью создания позитивной мотивации, а с целью снятия мотивации негативной, снятия страха.

Когда человек не может начать что-то делать из-за страха: «Не получится!», с ним соглашаются: «Хорошо, хорошо.

Да, ты пока не можешь… Да, мы не будем», но втихую ему подсовывается ситуация, в которой ему придется выполнить определенные действия… Которые, собственно, и являются началом

Внимание отвлечено, человек вовлекается якобы в другое дело, а на самом деле — в нужное. Когда уже нечто сделано и получилось, человеку показывают: «Так ты это уже сделал! Ты можешь!»

«Неявное начало» может иметь и другую форму: «Ты это уже умеешь!» В данном случае делать человеку ничего не предлага-ется, но проводится анализ того, что он уже делает и умеет делать в обычной жизни, и уже в его опыте находится то, что и требуется для успешного начала. Ему показывается, что он это делал и раньше, только в другом контексте и обстановке, и эти действия и движения для него привычны и знакомы.

«Дорогой, ты это уже умеешь делать лет десять!»

Третий вариант этой техники — «Как бы». «Представь, что ты это уже умеешь. Как ты тогда будешь это делать?»

Как ни смешно, такая простая формулировка также нередко помогает обойти сопротивление.

«Создание промежуточной выигрышной ситуации»

Из ситуации А человека затруднительно перевести в ситуацию Б, но несложно в ситуацию В. А вот эта самая В такая, что из нее человек сам сильно стремится в ту самую Б. И вы все сделали.

Мини-ситуация из психологического тренинга: «Поднимите руки. Вы опустите руку тогда, когда найдете (увидите) среди присутствующих трех человек, удовлетворяющих критерию Z». — Руку поднять нетрудно («Легкое начало»), но после руку опустить хочется.

Проверьте: поднимите руку, но подержите ее подольше. И обратите внимание, какие желания начинают возникать в плече.

Руку опустить хочется, но (и одновременно) поэтому, чтобы оставаться честным человеком, возникает реальное желание найти трех человек… И чем больше устает рука, тем энергичнее интеллектуальные поиски.

«Раскрутка»

Раскрутка — один из самых интересных и популярных в практике мотиваторов динамического поля.

Что диск-жокеи, что проповедники, что ведущие шоу или тренингов — все эти люди в силу специфики своей деятельности должны постоянно раскручивать аудиторию. И они это делают. Как?

Читайте также:  Как выбрать тренинг? - психология

Раскрутка соединяет в себе много: вначале присоединение к исходному состоянию, синхронизация с ним, потом повышение энергетики, еще повышение — и немного остыли, отдохнули, подышали,

Потом немного новизны, легкое начало, снова повышение энергетики, еще больше, еще, почти оргазм — нет, подождите, поспокойнее, всякое истинное желание должно быть выстрадано.

Подождите, подождите, подышите спокойно, поскучайте, наберитесь сил, дыхания, подготовьтесь, уже скоро…

Пошло!

Пошло, вперед, еще вперед! Есть, есть! Еще раз! Победа будет за нами! Она с нами, ура!!!

И хорошо… И помягче… И совсем хорошо…

Так прошла классическая волна раскрутки.

Возможно, будет интересен и анализ энергетической кривой стандартной схемы силового алгоритма:

​​​​​​​Как правило, такой разговор имеет обратную, зеркальную энергетическую кривую:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Энергетическая кривая может быть с пиком в первой трети, может быть в пиком во второй трети (зеркальный вид), но в большинстве грамотных взаимодействий именно она является тем стержнем и крепкой основой, на которой происходит внешнее, информационное взаимодействие.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/dinamicheskie-motivatory

Мотивация личности

Мотивация личности

Мотивация личности — это побуждение, которое толкает нас к действию. Под мотивацией также понимают способность индивида эффективно и деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация личности в психологии — это динамический процесс, включающий в себя психофизиологические механизмы, которые управляют поведением человека и определяют его устойчивость, направленность, организованность, активность.

Мотивация и личность Маслоу

В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго.

Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни.

Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма.

Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.

А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы.

Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение.

Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.

Мотивация поведения личности

Обусловленная актуализированной потребностью в возбуждении определенных нервных структур мотивация поведения личности провоцируется направленной активностью организма.

Так способны возникнуть познавательная, пищевая, половая, защитная, а также другие виды мотивации.

От мотивации в поведении личности зависит пуск в коре головного мозга чувственных возбуждений, а также ослабление или усиление их.

Эффективность внешнего стимула происходит, как от объективных качеств, так и от мотивации. Сытый организм не будет реагировать на привлекательную пищу.

Внешние раздражители превращаются в стимулы после необходимой мотивации организма. Далее мозг моделирует параметры объектов, которые нужны для удовлетворения потребности, и разрабатывает схемы деятельности.

Эти схемы деятельности способны быть инстинктивными, врожденными или основанными на опыте.

Мотивация поведения личности всегда эмоционально насыщена, а то, к чему человек стремится, его эмоционально волнует. Все мотивации человека выступают модификацией потребностных состояний.

Под мотивационными состояниями человека понимаются желания, интересы, стремления, влечения, намерения, страсти, установки.

Интересы выражаются в насыщенной направленности непосредственно на объекты, которые связанны со стабильными потребностями индивида. Интересы проявляются в чрезмерном внимании к объектам, которые имеют устойчивую значимость. Интересы выступают мотивационно-регуляционными механизмами поведения человека, которые определяются иерархией сформированных потребностей.

Важно понимать, что связь потребностей с интересами не прямолинейна, зачастую она не осознается. Сами интересы бывают опосредованные и прямые, и появляются они со средствами достижения целей. Интересы значительно влияют на психические процессы, активизируя их.

В зависимости от потребностей интересы делятся по содержанию (на духовные и материальные), по устойчивости широте (на разносторонние и ограниченные), по устойчивости (на кратковременные и устойчивые). Интересы способствуют стимуляции человека к деятельности, а также сами формируются в деятельности.

Удовлетворение интересов способствует формированию еще более разветвленной системы интересов. Выступая, как ориентационная основа поведения личности, интересы превращаются в основные психологические механизмы поведения.

Широта и глубина интересов личности выражают полноценность его жизни. Для асоциальной личности характерна эгоистическая направленность, узость, меркантилизм, утилитарность. Личностная характеристика включает в себя круг интересов данного человека. Страсти, желания и влечения тесно связаны с интересами человека.

Желания – это определенный этап созревания потребностей, которые соотносятся с целью, а также планом действий. Желания это мотивационное состояние личности, при этом потребности соотносятся с предметом их удовлетворения. Желания связаны с эмоциональными стремлениями тяготения к объекту желания. Человеческие желания делятся на три группы:

-необходимые и естественные (желание пить, утолить голод, спать, отдыхать);

— естественные, которые однако не выступают необходимыми (интимные желания);

— неестественные и ни необходимые (жажда славы, превосходства над людьми, лидерства, власти, первенства).

Страсть выражается в аффективном стойком стремлении к определенному объекту, при этом страсть-потребность доминирует и управляет жизнедеятельностью человека.

Страсть интегрирует эмоциональные и волевые побуждения. Страсть бывает отрицательной или положительной и это зависит от стремлений человека.

Большинство отрицательных страстей приводят к деградации личности и зачастую провоцируют преступное поведение.

Положительные страсти направляют силы человека к значимым целям (страсти к науке, искусству, некоторым видам деятельности).

Полное отсутствие страстей могло бы привести к полному отупению. Страсть – это небесный огонь, который оживляет нравственный мир. Искусство и наука обязаны страсти открытиями, а душа – благородством.

Навязчивое тяготение относят к влечениям, которые способны быть естественными, а также быть сформированными в социальных условиях. Зачастую не осознаются естественные влечения.

Установлена следующая последовательность в ряде инстинктивных влечений: пищевое влечение, ориентировочное поведение, влечение материнства, жажда, половое влечение, ориентировочное поведение.

Влечения человека обусловливаются социальной жизнью. Социализация человека дисциплинирует его влечения. Ослабление психических процессов провоцирует усиление инстинктивных побуждений. Например, необузданные половые влечения занимают в структуре преступности определенное место.

Мотивация личности бывает сознательной или подсознательной. Сознательная мотивация поведения личности связана напрямую с намерениями. Намерение – умысел или сознательно принимаемое решение в достижении определенной цели с четким представлением средств, а также способов действия.

Намерения объединяются в побуждения, которые толкают к действиям или сознательному планированию. Намерения также как и потребности имеют динамические свойства – силу, напряженность.

Намерения руководят поведением человека, а также обеспечивают произвольность действий, выступают сознательным актом поведения. Обоснованием намерения выступает мотив.

Мотивация деятельности личности

Мотив — это осознанное побуждение, направленное на достижение конкретной цели и принимаемое индивидом за личную необходимость.

Мотивация деятельности личности зачастую побуждается несколькими мотивами. Определенные мотивы имеют ведущее значение и придают смысл деятельности личности. Мотивы способны конфликтовать с возможностями их реализации. В этих случаях у личности идет подавление мотива или его изменение.

Все мотивы необходимо отличать от мотивировки. Под мотивировкой понимаются оправдательные высказывания относительно совершенного действия. Малоосознанные импульсивные действия происходят на основании бессознательных мотивов.

Мотивация деятельности личности определяется установками. Установка это готовность к определенному поведению. Установка выступает наиболее константной, устойчивой основой поведения человека. Выделяют два вида установки – дифференцированную и общую. Установки находятся в основе стереотипов поведения, освобождающих от принятия решений.

Сложный механизм поведения включает такие компоненты: мотив, цели, программирование, решения, выбор средств реализации.

Итак, мотивация деятельности личности включает комплекс взаимосвязанных факторов. А сама мотивация личности выступает, как проявление потребностей. Для осознания мотива личности необходима внутренняя работа. Термин мотивация впервые был упомянут Шопенгауэром.

В настоящее время имеется множество трактовок мотивации личности. Мотив зачастую путают с целью и потребностью. Под потребностью понимают неосознаваемое желание убрать дискомфорт, а под целью понимают результат сознательного желания.

Например: голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, а персики, к которым человек тянется — это цель.

Мотивация личности как основа формирования организационного поведения

В наше время современные требования, предъявляемые к руководителям, включают умение работать результативно с людьми. Очень важно, чтобы руководитель мог понимать механизм формирования всех поступков, а также мотивов поведения.

Разобравшись с мотивами, станут понятны и причины, провоцирующие поступки. Поэтому важно находить эффективные пути воздействия на сотрудников для достижения высоких организационных результатов.

Основные факторы, формирующие поведение личности — это среда, интересы, потребности, мотивы поведения, решение действовать, установка, поступок, действие.

Среда включает объективные условия — производство, природа; общественную часть — уровень развития общества, а также взаимоотношения в соц. группах, сознание человека, общественное мнение.

Среда напрямую влияет на возникновение потребностей у человека. Потребности формируются с рождения ребенка. Малыш обладает врожденными физиологическими и физическими потребностями.

Осознание индивидом потребностей определяет ее цели, интересы, желания.

Основой формирования организационного поведения выступают внутренний климат, культура организации, личностные черты. От руководителя зависит выполнение целей организации, а для этого важно учитывать способности сотрудников и создать рабочую среду, способствующую поддержанию таких черт. Важно понимать, что любая организация существует, а также функционирует только благодаря людям.

Источник: http://vseopsycho.ru/motivatsiya-lichnosti/

Содержательно-динамический аспект учебной мотивации студентов

Содержательно-динамический аспект учебной мотивации студентов

УДК 159.9

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

© 2013Хизроева З. М., Абдулвагабова П.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье представлены психологические особенности учебной мотивации студентов-второкурсников и выпускников по двум аспектам: содержательному и динамическому.

Эмпирическое исследование уровня учебной мотивации по параметрам «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома», а также структурным характеристикам (дифференциация компонентов мотивации) выявило определенные различия: параметр «получение диплома» у выпускников выражен сильнее, чем у второкурсников; дифференциация компонентов более динамична.

The article discusses psychological peculiarities of the motivation learning of second year students and senior students according to two aspects: the contents of motivation and its dynamics.

Empirical study of the motivation learning according to the following parameters: «acquisition of knowledge», «mastering profession», «diploma getting» and differentiating components of the structure of motivation has revealed definite differences.

Ключевые слова: учебная мотивация, содержательный аспект, динамика мотивации, структура, дифференциация.

Keywords: learning motivation, contents, motivation dynamics, structure, differentiation.

Анализу мотивации учебной деятельности школьников и студентов в педагогической психологии уделяется достаточно большое внимание, где общепринятым является выделение содержательной и динамической ее сторон.

При этом подчеркивается диалектическое единство этих сторон мотивации.

Отметим, что к содержательным аспектам относятся те, которые связаны с внутренними особенностями самой деятельности и со становлением человека как субъекта этой деятельности, а именно действенность, т. е. переход побуждений в реальное действие; осознанность;

самостоятельность; доминирующий

характер в структуре; процессуальный или результативный характер мотивации.

К динамическим характеристикам мотивации относятся: устойчивость, неситуативность, эмоциональная окраска, степень удовлетворенности-

неудовлетворенности, модальность,

быстрота возникновения, сила, интенсивность, переключаемость,

выраженность и др., где речь идет о

функционально-энергетической стороне мотивации [4].

В изучении проблемы мотивации учебной деятельности студентов выделяется два основных подхода: первый, когда изучаются один или несколько мотивов учебной деятельности, его содержательные или динамические характеристики (Е. Н. Ильин, В. А. Якунин, Г. А.

Мухина, А. Н. Печников, М. В. Вовчик-Блакитная, Ф. А. Рахматуллина и др.).

Исследователи первого подхода изучают психологическое содержание и проявление тех или иных мотивов в учебной деятельности студентов, в результате чего были выделены следующие виды мотивов:

профессиональные, личного престижа, прагматические и познавательные. В изменившихся социально-экономических условиях претерпели изменения мотивы поступления в вуз, где только 43% опрошенных первокурсников имеют ориентацию на овладение профессией. На втором курсе доминирующим становится мотив личного престижа, на третьем — оба этих мотива, на четвертом курсе

добавляется прагматический. Таким образом, исследование учебной мотивации с позиции первого подхода в отечественной психологии позволяет отдельно изучить какой-либо один или несколько мотивов.

Во втором подходе с позиции системно-структурного подхода

мотивация понимается как сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, динамической системы мотивов (Н. М. Якобсон, В. Г. Асеев, Е. В. Шорохова, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.).

Как динамическое, развивающееся, целостное образование учебная мотивация включает побуждения разного уровня и плана в их сложной взаимосвязи, у которых, по мнению А. К.

Марковой, наблюдается особенность, складывающаяся из постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений [4].

В педагогической психологии в 80-90 годах XX века были проведены исследования учебной мотивации студентов с позиции системно-структурного подхода (Е. И. Савонько, Н. М. Симонова, И. П. Именитова, З. М. Хизроева) по изучению содержательных и динамических особенностей учебной мотивации, исходя из базовых положений отечественной психологии:

Читайте также:  Что переживать при потерях - психология

иерархизированности (соподчиненности) потребностей человека, системности, динамичности, означающей подвижность ситуационной соподчиненности

потребностей, мотивов, целей,

непостоянство их связей [2, 3, 7].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность,

рассматриваемую в данном случае как деятельность учения или учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом

специфических факторов, среди которых: образовательная система,

образовательное учреждение,

организация образовательного процесса, субъектные особенности обучающихся, субъектные особенности педагога, специфика учебного предмета и т. д.

В педагогической психологии в последние годы накоплен материал по

изучению субъектных особенностей (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т. д.), влияющих на успешность учебной деятельности школьников и студентов.

При этом отмечается, что успешность учебной деятельности студентов определяется взаимодействием и взаимовлиянием мотивации, казуальной атрибуции, самооценки, уровня тревожности, локуса контроля и других важных субъектных характеристик [1, 5, 6].

Исходя из предположения о том, что учебная мотивация как внутренний источник активности и как фактор эффективности учебной деятельности тонко реагирует на внешние условия (социально-экономическая ситуация в стране, переоценка ценностей и т. д.

), нами было организовано эмпирическое исследование учебной мотивации у второкурсников и пятикурсников (70 студентов второго курса и 70 студентов 5 курса филологического направления), при этом в исследовании учебной мотивации были выделены два аспекта: содержательный, диагностика которого проводилась с использованием методики Е. Н. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» [3], и динамический аспект учебной мотивации с использованием методики Н. М. Симоновой, позволяющей проследить за внутриструктурными изменениями учебной мотивации, выявить доминирующую мотивационную ориентацию (на процесс, результат, внешнюю оценку, давление) [7].

Сравнительный анализ

содержательного аспекта учебной мотивации студентов второго и выпускного курсов филологического направления, выполненного с помощью параметрического критерия 1-Стьюдента, выявил, что статистически значимые различия обнаружены лишь при сравнении мотивации получения диплома (р-0,005). По другим шкалам различий не получено (р-0,148 и р-0,238). Полученные результаты представлены в таблице 1.

Результаты исследования

содержательного аспекта учебной мотивации студентов-второкурсников свидетельствуют о том, что все три параметра (овладение знаниями,

получение профессии, получение диплома) имеют равную значимость, в то время как для пятикурсников параметр получения диплома получил

первостепенную значимость.

Таблица 1 Результаты сравнительного анализа учебной мотивации студентов 2 и 5 курсов

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

курс

Кол-во испытуемых

Средние значения

70

70

70

70

70

70

5,3114

5,9314

4,1714

4,5714

6,8714

7,6657

Стандартное отклонени

2,61221

2,42066

2,23912

1,72426

1,97206

1,26902

Таблица 2

Критерий ЬСтью-дента Число степеней свободы а! Уровень значимости Б1д. (24а1Ы)

Приобретен ие знаний -1,457 138 0,148

Овладение профессией -1,184 138 0,238

Получение диплома -2,834 138 0,005

Структурные особенности учебной мотивации пятикурсников, а именно внутриструктурная динамика

компонентов внутренней и внешней мотивации (дифференциация,

упорядоченность), имеют более выраженный характер.

Диагностика структуры учебной мотивации у второкурсников и пятикурсников включала три замера: в начале сентября 2012 года, в декабре 2012 года и в марте 2013 года, в результате чего получена структура учебной мотивации, которая позволила наглядно выявить наличие или отсутствие доминирующей мотивационной ориентации. Кроме того, выявление структуры учебной мотивации позволило выявить две важные ее динамические характеристики:

стремление к дифференциации и упорядоченности внутриструктурных компонентов.

Анализ представленности учебной мотивации второкурсников по

параметрам доминирующей

мотивационной ориентации и

внутриструктурных изменений выявил, что у большинства испытуемых (38 студентов) доминирующей

мотивационной ориентацией является внешняя мотивация — ориентация на оценку, похвалу, признание.

Представленность учебной мотивации первокурсников отличается

нандф ференцированностью четырех ооно вных компонентов (процесс, с результат, внешняя оценка, давление).

СН&й2Шмер, во всех трех измерениях на место

выходила внешняя 0ориентация «В». В третьем замере к компоненту внешней мотивации

(Лприсоединяется компонент внутренней

зации «Р» (результат), и структура «учебной мотивации может быть

представлена следующим образом (табл.

3):

Таблица 3

1 2 3 4

ы 1 В ПР Д

ер м 2 В ПР Д

а со 3 РВ П Д

У пятикурсников представленность учебной мотивации отличается внутриструктурной дифференциацией. Большинство придают экстремальную важность внешней мотивации, на втором месте — ориентация на результат, а процессуальная мотивация заняла третье место.

Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ учебной мотивации показал, что второкурсники еще недостаточно хорошо умеют

отрефлексировать значимое и

незначимое, приоритетное и

второстепенное. Наряду с ориентацией на получение знаний студенты придает большую значимость внешней оценке. Учебная мотивация пятикурсников отличается большей

дифференцированностью компонентов структуры и выраженностью

ориентацией на внешнюю оценку.

Проведенное исследование

подтверждает зависимость учебной мотивации от возраста испытуемых, года обучения в вузе, личностных интересов, ожиданий. Учебная мотивация тонко

2

5

2

5

реагирует на социально-эконо-мические | изменения.

Примечания

1. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 3545. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2003. 3. Ильин Е. Н. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2008. 4. Маркова А. К.

, Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 5. Магдиева Э. А. Влияние казуальной атрибуции на мотивацию учебной деятельности студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Психологические науки: Акмеология образования. Т. 12. 2006. № 1. С. 111-115. 6.

Муталимова А. М. Влияние казуальных атрибуций достижений на школьную тревожность, мотивацию и успешность учебной деятельности студентов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль. 2010. 7. Хизроева З. М. Устойчивость учебной мотивации в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.

, 1989. 16 с.

Статья поступила в редакцию 16.03.2013 г.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelno-dinamicheskiy-aspekt-uchebnoy-motivatsii-studentov

Презентация на тему «Теория психологического поля и мотивации, динамическая теория личности.»

  • Скачать презентацию (0.09 Мб)
  • 3 загрузки
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Теория психологического поля и мотивации, динамическая теория личности.» по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов14
  • Словапсихология психологическое поле мотивация динамическая теория
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1К. Левин: Теория психологического поля и мотивации, динамическая теория личности.
  • Слайд 2Потребность — динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия.
  • Слайд 3Действенные потребности — это те, из которых исходит намерение, т. е. потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации.Истинная потребность – устойчивая потребность. Например, потребность к труду.
  • Слайд 4социально обусловленная потребность, возникшая в данный момент. По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей.
  • Слайд 5являются объекты — различные районы «жизненного пространства», в которых индивид испытывает потребность, или квазипотребность — намерение.
  • Слайд 6Воспроизведение незавершенных действий значительно больше, чем воспроизведение завершенных при слабой мотивации испытуемого.
  • Слайд 7Динамическое состояние напряжения является решающим, а главное, детерминирующим фактором психической деятельности человека.
  • Слайд 8Способ удовлетворения квазипотребности у человека носит гибкий характер. Потребность – это активность, которая возникает при осуществлении намерения.
  • Слайд 9истинные (устойчивые) квазипотребности (ситуативные, социально обусловленные)
  • Слайд 10Основные понятия: Валентность – “притягательность” или “отталкиваемости” предмета в феноменологическом  поле субъекта. Полевое поведение – ситуативно обусловленное поведение
  • Слайд 11«Вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью». Поведение человека вытекает из жизненного пространства, в котором человек находится возможна предсказуемость его поведения.
  • Слайд 12Валентность предметов, взаимодействуя с квазипотребностями, формирует человеческое поведение.
  • Слайд 13Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
  • Слайд 14Благодарим за внимание!!!

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/psihologia/teoriya-psihologicheskogo-polya-i-motivatsii-dinamicheskaya-teoriya-lichnosti

Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства

Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства

Чаще смотрите людям в глаза и будьте гибким, и тогда люда к вам потя-я-нут-ся…

Старый Каа в исполнении Мюллера

Лидер, как и обычный человек, тоже хочет нравиться людям, но у него за этим желанием стоит не тяга к взаимным объятиям и улыбкам,

• хотя и это тоже, а понимание, что его личная привлекательность — мощный ресурс управления.

Чем более вы привлекательны, тем больше у вас возможность влиять.

А чем более вы можете влиять, тем более вы привлекательны…

Вы должны быть человеком привлекательным и интересным. То ли у вас в руках сахар, то ли в глазах искорки, то ли в памяти анекдоты кстати — но при вашем появлении люди должны к вам тянуться, а не торопиться разбежаться в стороны.

• Как быть интересным и привлекательным — тема отдельная, хорошо раскрыта в других моих книгах: «Как относиться к себе и людям…» и «Книга для тех, кому нравится жить…» (глава «Любовь и дружба навсегда»).

Чтобы управлять, надо, чтобы человек был рядом и чтобы у вас были к нему ниточки. Лидер знает, что с людьми надо общаться, разговаривать, встречаться, находить поводы для взаимодействия, игры, спора — не только потому, что это приятно само по себе, а поскольку в его руках, руках специалиста, это становится способом, путем и ниточками, которые его с этими людьми сближают.

• А вблизи быть действительно лучше: легче и обнять, и провести нужный прием.

Но одно предупреждение:

Близость — оружие обоюдоострое: в близости удобнее управлять и вам, и вами.

Личностные мотиваторы

Сенсорные мотиваторы рисуют для человека картину мира, динамические заведуют его энергетикой и разворачиванием процесса его движения, информационные мотиваторы дают непосредственный заказ… Что осталось за бортом этого списка, какое поле факторов и влияний здесь не упомянуто? Верно, здесь осталось за бортом то, что обычно называется собственно личностью.

Суммируя достижения современной психологии, синтез-технология выделяет следующие узловые пункты, которые определяют личностное своеобразие и одновременно являются опорными точками, использующимися в практике для эффективного собственно личностного влияния.

Известно, что на поведение каждого из нас влияет эффект его личностной и социальной роли, эффект кнута и пряника, эффект ограничивающих рамок — правил и обстоятельств… Свое влияние оказывают и запас личных ресурсов, и конкретные отношения, складывающиеся с теми или иными людьми. Остановимся на этом немного подробнее, а пока зафиксируем список основных эффектов личностного поля:

• эффект личностной и социальной роли,

• эффект кнута и пряника1,

• эффект личных отношений,

• эффект ограничивающих рамок,

• эффект личностных ресурсов.

Некоторые комментарии по поводу каждого из этих эффектов.

Кнут и пряник («сыр», «морковка») — понятия образные, но ими в данном контексте пользоваться удобнее, чем официальными «вознаграждение» и «наказание», тем более что последние понятия являются более узкими.

Социальные и личностные роли как мотиваторы

То, что человек в данный момент знает, чувствует и хочет, зависит от его личностной и социальной роли.

• Она сейчас — руководитель или женщина? А если женщина, в какой роли: милашки или стервы?

Меняя свою и чужую личностную роль, мы меняем всю мотивационную ситуацию в целом.

— Ты талантливый, у тебя получится. Подключи, пожалуйста, компьютер!

• И улыбочка!

Все, парень идет и трудится. Что его к этому подвинуло? Лестная роль ТАЛАНТЛИВОГО. Очевидно, что это местная конкретизация более общей формулы: «Ты — настоящий мужчина, ты сможешь это!» По ситуации настоящие мужчины умеют и должны выносить мусор, сходить в магазин, вымыть посуду, заключить выгодный контракт, совершить подвиг и т.п.

• А те, кто это помнят, вовремя напоминают об этом тем, кто это знает. Чтобы те все это делали.

Настоящий мужчина — это роль, такая же, как роль Женщины. В соответствии с этой ролью,

• по крайней мере по убеждению мужчин,

женщины должны накрывать на стол, мыть посуду и не лезть в мужские разговоры,

• с чем женщины в роли женщин-феминисток категорически не согласны.

Со своей стороны, почти все женщины вспоминают эту роль, когда отстаивают у мужчин свои права на цветы, милые капризы, слезы и болтовню. При встрече с инспектором ГАИ женщины всем телом и хлопающими ресницами настаивают на том, что они вовсе не водители автотранспортного средства, а лишь красивые и слабые женщины.

Читайте также:  Активность личности - психология

Каких ролей только нет! Есть роли шефа и подчиненного, покупателей и продавцов, посетителей госучреждений и чиновников, есть роли родителей и детей, старших и младших, любящих и обиженных…

• А также уверенных и нет, способных идуриков, везунчиков и жизнью ударенных…

На работе шеф вам напоминает: «На работе занимаются работой!» — и вы (хочется верить) вспоминаете про свою роль работника, вечером любимая смотрит вам в глаза, в которых вы читаете: «Во всем мире есть только двое — ты и я», — и становитесь романтическим любовником…

И что с этим делать?

Понимать, когда ролевые ожидания применяют в отношении к вам, и самому целенаправленно прикладывать их к себе и окружающим. Успешные люди, лидеры, отличаются от всех остальных тем, что они просто разучивают (осваивают) сценарий всех нужных им ролей и далее уверенно этот нужный им сценарий проводят. Продавливают.

• А те, кто этого не делает, ходят по психотерапевтам и жалобно спрашивают, что им делать.

Кнут и пряник

Пряник вызывает интерес.

Соответственно, «пряник» — это организация ситуации, в которой последствия нужных нам действий видятся для человека выгодными, вкусными, привлекательными.

• Дадут деньги, власть, комфорт, свежие и яркие переживания, ощущение значимости, близости или переживание привлекательной личностной роли. Спросите себя, чего вам еще хочется, и продолжите список!

Кнут делать заставляет.

Соответственно, «кнут» (страх, боль и прочее давление) — это организация ситуации (в коммуникации — предъявление требований, уколы, угрозы и пр.), когда ненужные нам действия повлекут за собой очевидные неприятные последствия для того, кто их совершил.

• Лишат его денег, престижа, функционала, любимой, банки пива — в разное время у каждого свое больное место.

Мотивировать можно и кнутом, и пряником, но обычно

Пряник лучше ориентирует, кнут легче понимается.

Кнут (негативное подкрепление или наказание) может прекратить ненужное поведение, но не учит искать и думать. Это только забор, но не дорога. Дорога всегда прокладывается пряником (вознаграждением или позитивным подкреплением), и обычно это куда как более перспективный путь.

С лентяями и хулиганами (даже если это ваши дети или сотрудники) эффективнее кнут, чем пряник, но еще умнее просто расстаться с ними.

• Если это возможно.

Со всеми остальными обычно эффективнее пряник.

Кнут как форма давления используется исключительно часто, но далеко не всегда открыто. Фредерик Перлз исключительно удачно основные виды давления обозначил двумя образами: «собака сверху» и «собака снизу».

«Собака сверху» (громкий лай и рычание)- это давление открытое: ругань, требования и угрозы, давление «снаружи».

А вот «собака снизу» (жалобный скулеж) — это гораздо интереснее: тут идет давление скрытое, неявное (как, например, мольба), — и человека заставляют «изнутри».

• По принципу: «Тебя же просят по-хорошему, а если не поможешь, то всю жизнь будешь чувствовать себя последней мерзкой сволочью. Поможешь, да?».

Это уже — давление отношениями.

Эффект отношений

Дверь камеры распахнулась. На пороге стоял Зигфрид.

— Не сидеть! — крикнул он. -Ходить кругами!

И перед тем как захлопнуть дверь, он незаметно выронил на пол крохотную записку. Штирлиц поднял ее. «Если вы не будете говорить, что мой папа окучивал и подстригал ваши розы, я обещаю бить вас вполсилы, чтобы вы могли дольше держаться. Записку прошу съесть».

Между людьми складываются отношения. И то, что человек не сделает просто так или для кого-то, он сделает лично для важного человека. Ради таких особенных отношений.

• Роберт Чалдини называет это законом взаимного обмена (законом благодарности).

Соответственно, перед практиком всегда стоят три взаимосвязанные задачи: формирование отношений — определение, в каких мы ролях друг относительно друга и соответственно в каких отношениях,

• Я предлагаю перейти нам на ты! эксплуатация отношений, педалируя их наличие,

• Слушай, как стар ому другу, в порядке исключения…

подкачка ресурса отношений: восстановление нужного уровня и укрепление существующих отношений для их последующей успешной эксплуатации.

• Я тебе так благодарен! Я знаю очень достойный бар, есть предложение это отметить в приятной обстановке…

В данном случае отношения — это тоже кнут или пряник, но не предметный, а эмоциональный, фоновый, нечто сбоку основного курса. Когда возможность получить некоторые отношения или лишиться дорогих отношений формулируется прямо и открыто, в ряду с зарплатой и путевками, они перестают быть живыми отношениями, становятся формальными и оказываются предметом: предметом торговли.

Отношения всегда сбоку основного курса.

Деньги, ужин, секс — в каком-то смысле это тоже отношения,

• Уважение к нам, забота о нас, любовь к нам.

но когда они становятся предметом торговли, они оказываются отношениями опредмеченными и переходят в категорию обычного кнута или пряника.

• «Ведро не вынес — полового акта не будет!» — цитирую А. П. Егидеса.

Источник: http://bookap.info/psymoney/kozlov_semnadtsat_mgnoveniy_uspeha_strategii_liderstva/gl152.shtm

Мотивация деятельности с точки зрения психологии

Мотивация деятельности с точки зрения психологии

Мотивация деятельности человека впервые была рассмотрена как наука А. Шопенгауэром. По его мнению, данный термин включает в себя динамический процесс, имеющий физиологическую природу.

Им можно управлять, причем используя психологию человека. Проявляется мотивация на эмоциональном и поведенческом уровне.

С первого взгляда все кажется слишком сложным, поэтому попытаемся разобраться в явлении, от которого зависит каждый из нас.

Понятие

Несмотря на популярность данного запроса и активность изучения мотивации, конкретного определения термина не существует. Слишком часто на эту тему спорят ученые умы, представляя свои гипотезы. Их объединяет попытка объяснить суть мотивирующих обстоятельств. Каждая версия пытается ответить на вопросы:

  • из-за чего человек начинает действовать;
  • какие потребности он удовлетворяет, выполняя ту или иную задачу;
  • почему и как подбирается последовательность действий;
  • какие результаты ожидает личность, насколько они значимы;
  • по какой причине отдельным категориям людей удается гораздо быстрее достичь поставленных целей, чем другим представителям социума, наделенным аналогичными способностями.

В итоге было собрано единое понятие мотивации — это система, включающая в себя внешние, внутренние факторы, стимулы, действующие на поведение человека.

Из чего состоит мотивация

Психология мотивации включает несколько ключевых понятий:

  • мотив — идеальный предмет, к которому стремится приблизиться человек;
  • потребность — неосознанное желание личности избавиться от возникшего дискомфорта;
  • цель — желаемый результат сознательных действий.

Виды

Мотивация деятельности подразделяется на две группы:

  • Экстринсивная, иначе внешняя — мотивы, обусловленные любыми внешними факторами.
  • Интринсивная, внутренняя — зарождается благодаря личным потребностям, интересами, установками. При такой мотивации человек действует по собственному желанию, несмотря на внешние обстоятельства.

Также мотивация может быть положительной и отрицательной. Первая базируется на позитивных ожиданиях, вторая на негативных. На практике это выглядит следующим образом — при положительном мотиве «я делаю, потому что тогда получу определенную выгоду», при отрицательном «я не буду ничего делать, тогда меня, например, не накажут или не лишат премии».

Устойчивая и неустойчивая мотивация — еще два вида рассматриваемого явления. Например, при ощущении голода, холода или жары человек имеет устойчивый мотив поесть, согреться или охладиться.

И он будет выполнять необходимые действия, чтобы достичь поставленной цели. Примерами неустойчивой мотивации может быть попытка похудеть или бросить курить.

В этом случае человек не испытывает особого дискомфорта, поэтому сегодня он устойчив в желаниях, а завтра снова забывает о них, соответственно не достигает цели.

Стимулы, заставляющие действовать

Мотивация и деятельность немыслимы без мотивов, которые подталкивают нас к определенным поступкам, стимулируют к работе и активности.

Самоутверждение

Психология человека устроена таким образом, что ему просто необходимо быть оцененным, уважаемым.

Чувство собственного достоинства возрастает в несколько раз, стоит только доказать всем, что ты способен на какие-то поступки.

Именно самоутверждение заставляет нас строить карьеру, заканчивать институт на отлично, худеть, избавляться от вредных привычек, становиться лучше и проводить комплексную работу над собой.

Идентификация

Подобные мотивы характерны для подростков, ищущих себя в жизни, хотя у взрослых людей зачастую тоже просматривается идентификация. Это желание быть похожим на кого-то — на родителей, родственников, персонажей кино, книг, артистов или актеров.

Стремясь соответствовать их личности, человек становится более уверенным в себе, возникает смелость, готовность совершать те поступки, на которые ранее не хватало вдохновения.

Со временем такой стимул отходит на второй план, но для многих людей его наличие и переживание играет важную роль в успешной социализации.

Власть

Желание управлять коллективом возникает у многих людей, поэтому этот фактор является весомым на фоне других.

Человек, намеренный возглавить отдел, город или страну, устанавливать свои правила, готов жертвовать многим, лишь бы приблизиться к желаемому.

При этом путать мотив властвования и самоутверждение нельзя — при такой мотивации человек хочет обрести влияние над другими, а не удовлетворить собственное достоинство.

Процессы и содержание

Данный стимул не содержит конечной цели — психология человека иногда заставляет его заниматься выбранной деятельностью только потому, что она приносит ему удовольствие в процессе.

Например, поклонники караоке любят петь, им нравится это состояние души, но они не стремятся к вокальным конкурсам.

Аналогично обстоит дело со спортом и танцами — человек может часами проводить время на тренировках и репетициях, при этом не ставить цели стать знаменитым, зарабатывать деньги и т. д. Это хобби, приносящее моральное и физическое удовлетворение.

Саморазвитие

Еще одна мотивация к деятельности — важен постоянный рост, развитие всех качеств. Людям, достигшим вершин, свойственно гордиться былыми достижениями.

Но время проходит, личность стремится сохранить их, чтобы не возникло внутреннего конфликта. Начинается процесс самообучения и развития, которые помогают сохранить то, на что было потрачено много сил и времени.

Однако основным требованием для постоянного саморазвития является удовлетворение от обретения новых навыков.

Достижения

Это движущая сила всех жизненных сфер человека — мы каждый день составляем хотя бы краткий план. Сходить на работу, посетить фитнес центр, сделать с детьми уроки и т. д.

Достижение всех поставленных задач удовлетворяет нас, в противном случае мы испытываем дискомфорт, нервное напряжение, недовольство.

Также и при постановке более серьезных целей — мы знаем, что, если достигнем того, чего желаем, будем ощущать сверх приятные эмоции.

Социальная мотивация

Стимулы этой группы предназначены для таких профессий, как депутаты, военные, медики, учителя и т. д. Их деятельность направлена на интересы общества, они имеют долг перед социумом и ответственность за результаты своей работы. Такие мотивы заставляют быть более внимательным, чтобы не пострадали другие люди.

Как мотивировать?

Каким бы сложным ни было достижение результатов, способы мотивации, которых насчитывается несколько десятков, эффективно помогают на каждом этапе. Условно их разделяют на три группы.

Мотивация персонала

Комплекс действий и заданий, включающих в себя моральную, материальную, профессиональную поддержку работников.

Основные цели сотрудников и руководства сходятся — повышается качество и эффективность трудовой деятельности.

Сюда входят премирование как стимуляция работы, стиль управления, обучение и повышение квалификации, соблюдение ряда правил, от штрафов за опоздание до субординации, воздействие на работников с учетом их интересов.

Стимуляция обучающихся

Каждому школьнику важно понимать, для чего он учится, зачем нужны пятерки и сданные рефераты, для чего учить теоремы и правила. Поэтому педагогами придуманы всевозможные опыты, наглядные пособия, поучительные рассказы из жизни, вызывающие интерес учеников.

Проводится анализ прочитанного и реальной жизни с целью поиска связи, создается имитация спора, в котором учитель может уступить ненадолго, лишь бы спровоцировать у учеников желание подумать, почитать информацию, расширив кругозор.

Совершенствуются программы обучения и привычные предметы, чтобы они соответствовали современной жизни.

Самомотивация

Поставить цель несложно, гораздо тяжелее достичь ее. В силу природной лени, слабости и других факторов мы можем годами совершать попытки, но оставаться ни с чем. Мотивировать себя будет намного легче, если заняться самовнушением, переубедив, что себя в необходимости выполнения задачи.

Полезно почитать биографии выдающихся личностей, узнать, что им пришлось пережить, чем пожертвовать. Посмотреть чужие примеры, например, фотографии похудевших и помолодевших людей. Заниматься развитием собственной воли — действовать, минуя «не хочу».

Представить то, к чему стремишься — визуализация во многом помогает быстрее взять себя в руки и начать действовать.

Вывод

Теперь, зная, что такое мотивация к действию, и какой она бывает, а также каковы способы мотивирования, будет гораздо легче правильно выстроить план, найти свои мотивы, которые помогут не отступать от намеченной схемы.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/motivaciya/deyatelnosti-cheloveka

Ссылка на основную публикацию