Дополнительные переменные — психология

Виды переменных и типы эмпирических данных

Дополнительные переменные - психология

Возможность регистрации и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода.

Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера, а может быть представлена в виде регистрации частоты встречаемости тех или иных изменений (показателей, характеристик) в поведении испытуемого, в виде выраженности каких-либо характеристик, подлежащих измерению.

В общем виде переменная в психологическом эксперименте — это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы. Выделяют следующие виды переменных: — независимые переменные (НП); — зависимые переменные (ЗП); — побочные переменные (ПП); — дополнительные переменные (ДП);

— смешивающиеся переменные (СП).

Независимая переменная (НП) — экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор — управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем.

Зависимая переменная (ЗП) — переменная (любое психическое явление, характеристика), изменения которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря это так называемые реакции или отклики на экспериментальное воздействие.

Независимая и зависимая переменные, а также подразумеваемое отношение между ними, являются составными частями эксперементальной гипотезы(ЭГ).

Проблема выделения независимой переменной предполагает следующие аспекты: — выделение из экспериментальной гипотезы таких следствий, фическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или контроль независимой переменной как причинно действующих факторов; — обоснование контролируемой (управляемой) переменной как психологической, т. е. включение ее в причинную связь на уровне психологического объяснения;

— возможность реализации причинного воздействия (эксперементального) с точки зрения практического применения в научных целях.

Выделяются следующие виды независимых переменных (НП) как основания задания эксперементальных условий (Кэмбелл Д.

, 1980): — управляемые переменные, или факторы, такие, как метод обучения, стимульные условия, отдельные стимулы; — потенциально управляемые переменные, которые исследователь мог бы изменить, но не делает этого из-за сложности изменения условий (система школьного образования, предметы..

) — относительно постоянные аспекты социального окружения:социально-экономический уровень, населенный пункт, школа и т. д Они выступают как основания разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимой переменной: — «оргазмические» переменные — пол, возраст и т. д., определяющие возможность подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;

— тестируемые или измеряемые переменные, т. е. весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации или выделение испытуемых в отдельные группы (например, методики выделения экстровертов — интровертов, тревожных — нетревожных и т.д.)

Для так называемых личностных переменных, реконструируемых (представляемых) на основании тестируемых показателей, управление независимой переменной сводится к подбору групп, отличающихся по заданному показателю, что означает использование уже не собственно экспериментальных, а квазиэкспериментальных схем.

Квазиэксперимент проводится с ограниченными формами контроля условий независимой переменной. Основными типами квазиэксперимента являются: использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных групп (т. е.

различных по количеству испытуемых, несколько не совпадающих по полу, возрасту и т. д.); осуществление контроля после проведения исследования (очень часто встречается в рамках проведения психологических исследований).

Исходя из этого психолог чаще использует именно данную схему исследования (квазиэкспериментальную).

Данные условия можно сравнить с проведением лабораторного эксперимента — эксперимента в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющих выделить так называемую «чистую» независимую неременную путем контроля всех иных условий, с которыми может смешиваться ее влияние. Классическим примером таких экспериментов являются эксперименты, проводившиеся в лабораториях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Типы эмпирических донных
В современной экспериментальной психологии личности принято выделять следующие типы эмпирических данных в зависимости от степени их достоверности н надежности (Мельников В.М, Ямпольский Л. Т., 1985).

«L»-данные (от англ. life record data) полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, например: успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т. д., а таже путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых.

«L»-данные также часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью других методов. Однако такое использование «L»-данных не совсем правильно, так как внешние оценки не являются достаточно достоверной мерой поведения: возникают искажения, связанные с субъективными особенностями личности самого эксперта.

Для повышения надежности «Ь»-данных необходимо выполнять следующие требования: — оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения; — эксперт должен знать оцениваемого испытуемого достаточно продолжительное время; — необходимо неменее 8-10 экспертов на одного оцениваемого;

— оценивание испытумых должно проводится экспертами только по одной черте за раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по целому комплексу характеристик;

Источник: https://psyera.ru/vidy-peremennyh-i-tipy-empiricheskih-dannyh-597.htm

Переменные в структуре психологического эксперимента — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — курс лекций

Переменные в структуре психологического эксперимента - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - курс лекций

Тема 3. Переменные в структуре психологического эксперимента

Переменная представляет собой любой аспект действительности, который можно изменить, обнаружить эти изменения и зафиксировать их в эксперименте.

Различают следующие виды переменных:

• независимая переменная, которую изменяет экспериментатор с целью проверить ее влияние на другой аспект действительности;

• зависимая переменная — аспект действительности, который изменяется в ответ на введение независимой переменной;

• промежуточные переменные (другое название — переменные-модераторы) — факторы, которые опосредуют влияние независимой переменной на зависящую, в частности возраст, пол, социальный статус, физиологический или психологический состояние исследуемых тому подобное; эти же переменные могут выступать как независимые в дифференциально-психологических исследованиях, например, когда обнаруживается зависимость определенных психических качеств от пола, статуса, возраста исследуемого и тому подобное;

• переменные, контролируются (другое название — побочные переменные) — те условия, которые во время эксперимента не должны меняться, чтобы не нарушить логику выведения причинно-следственной связи с тем, чтобы динамику зависимой переменной можно было объяснить действием именно независимой переменной, а не других факторов [4].

Промежуточные переменные и переменные, контролируются, которые играют существенную роль в установлении причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными, называют дополнительными переменными.

Избранные уровни дополнительных переменных определяют возможность дальнейших обобщений (те рамки, в которых действуют установленные закономерности) и, таким образом, ограничивают возможность переноса полученных в эксперименте данных на более широкие ситуации, отличные от заданных.

Итак, можно сказать, что эксперимент является методом изучения влияния независимой переменной на зависимую при условии учета промежуточных и контроля (то есть соблюдение константних характеристик) побочных переменных.

В основу экспериментальной психологии, по. Левином, возложена формулу

где В — поведение, Р — личность, S — ситуация, то есть в эксперименте обеспечивается возможность предусмотреть поведение личности в определенной ситуации [6; 12].

Независимыми переменными, в связи с этой формуле, в эксперименте могут быть, во-первых, вариации ситуации:

• изменения в окружающей среде (физическом, когда изменяются сенсорные и пространственно-временные условия, социальном, когда задается присутствие или отсутствие экспериментатора или других людей, социально-психологическом, когда задаются особенности общения и взаимодействия исследуемого и экспериментатора или группы исследуемых тому подобное);

• особенности задачи, то есть той деятельности, на которую направляются исследуемые благодаря стимулирующему материала и инструкции; при этом могут изменяться поощрения и наказания, средства решения, создаваться искусственные препятствия и тому подобное;

во-вторых, вариации личности:

• спровоцированные изменения (биологические, когда осуществляется воздействие на физиологические или психофизиологические показатели, например, из-за употребления лекарств, и психологические, когда осуществляется воздействие на установки или мотивацию, например, через классическое подкрепление — материальную заинтересованность);

• изменения, на которые ссылаются (например, в дифференциально-психологических исследованиях создаются несколько групп, которые в разной степени представляют выраженность определенных черт).

При этом независимые переменные могут быть количественными (например, количество повторений, необходимых для запоминание определенного материала) или качественными (например, система воспитание).

Зависимой переменной в психологическом эксперименте есть вербальные и невербальные параметры поведения исследуемого, которые выступают опосредованными показателями определенных психических качеств, в частности: пространственно-временные (или формально-динамические) характеристики:

а) точность действия (количество ошибок);

б) латентное время (скорость реакции — время между предъявлением стимула и ответом);

в) продолжительность (скорость выполнения задача — время между началом и окончанием выполнения задания);

г) темп или частота действий;

г) эффективность выполнения задачи (доля от числа ошибок или качества выполнения действий ко времени ее выполнения);

а также содержательные, которые предусматривают качественное описание поведения и, соответственно, выделение категорий поведения (например, агрессивность, активность, альтруизм и тому подобное). Качественные особенности, как правило, фиксируются в экспертной оценке, которую дают подготовлены наблюдатели за помощью специальных карточек наблюдения [5; 6; 8; 12].

Вообще выделяют три типа зависимой переменной: одномірну, когда регистрируется только один параметр поведения исследуемого, который и считается проявлением зависимой переменной (например, скорость сенсомоторной реакции), многомерную, когда зависимая переменная проявляется через несколько параметров, которые могут фиксироваться независимо (например, уровень интеллектуальной продуктивности проявляется и через время решения, и через сложность задания), фундаментальную, когда между несколькими параметрами, определяют зависимую переменную, можно установить функциональную зависимость (например, уровень агрессии рассматривается как функция отдельных ее проявлений) [14].

Важным свойством зависимой переменной является ее чувствительность к изменению уровня независимой переменной.

При этом возможно возникновение так называемых эффекта потолка, когда уровни независимой переменной не влияют на зависимую через чрезмерную легкость экспериментальных задач, и эффекта пола, когда экспериментальное задание является настолько сложным, что уровень его выполнения гораздо ниже всех уровней зависимой переменной [6; 8].

Побочными переменными в эксперименте выступают:

• фактор времени (время проведения исследования, нестабильность во времени в целом, когда на эффективность деятельности исследуемых влияет время года или погодные условия);

• фактор задачи, когда разные условия переменной требуют разных экспериментальных задач (например, проверка гипотезы о влиянии содержания определенной информации на эффективность его заучивания требует отбора различной информации, поскольку ее можно заучить только один раз);

• субъективный фактор — индивидуальные особенности исследуемых (ведь особенности деятельности исследуемых зависят от пола, возраста, настроения, состояния здоровья и тому подобное).

Поскольку на человека действует одновременно много условий, существует проблема выделения среди них независимой переменной — стимула. В связи с этим Н.

Роговін замечает, что основным и принципиальным сложностью любого психологического эксперимента является возможность выделить, простое — жить и установить закономерности динамики именно той переменной, которую и надо изучить [14].

Читайте также:  Что такое - ум? кто такой - умный человек? - психология

Иначе наблюдаются артефакты, вызванные смешением независимых и дополнительных переменных, когда, по Д. Кэмпбеллом, фон влияет больше, чем стимул [7].

Поэтому существует необходимость решения проблемы изоляции независимой переменной, контроля за ней и другими видами переменных, а также проблемы влияния порядка предъявления независимых переменных на зависимые, то есть проблема экспериментального контроля.

Следует заметить, что именно экспериментальный контроль обеспечивает достоверность вывода зависимости, что эмпирически проверяется, с точки зрения отклонения других правдоподобных объяснений.

Экспериментальный контроль осуществляется не только в случае контроля независимых и побочных переменных, с целью предупреждения их смешивания, но и в планировании построении экспериментальных схем предъявления уровней независимой переменной (см. табл.

6), в заданные разных типов переменных с точки зрения их соответствия реальным условиям и, соответственно, различных типов экспериментов (см. табл. 8), а также в статистическом контроля на уровне данных (см. табл. 4, 9).

При этом контроль независимой переменной в классическом эксперименте является активным, то есть осуществляется через активное манипулирование, когда экспериментатор непосредственно влияет на уровень независимой переменной, например, уменьшает или увеличивает силу раздражителя, или, в отдельных исследованиях, пассивным, и осуществляется косвенно за счет подбора групп, отличаются по определенным показателем; тогда при условии одинакового экспериментального воздействия на эти группы разница результатов в значениях зависимой переменной может быть объяснена именно различием групп по этому показателю.

Если в эксперименте исследуется влияние нескольких уровней независимой переменной на зависимую, источником артефактов могут быть так называемые эффекты последовательности. Ведь в этом случае уровни независимой переменной образуют ряд от наименьших значений до наибольших.

При этом предыдущие экспериментальные задачи могут отрицательно или положительно повлиять на качество исполнения следующих экспериментальных задач (когда, например, тренировки в выполнении экспериментальных действий облегчает выполнение последующих, первый уровень независимой переменной оказывается в наиболее неблагоприятных условиях).

Это влияние может накапливаться и приводить к зависимости значений зависимой переменной от позиции предъявление уровня независимой переменной, а также вести к эффекту концентрации, когда создаются благоприятные условия для действия уровней независимой переменной, предъявляются в середине ряда (учитывая то, что только этим уровням одинаковой степени соответствуют и более высокие, и более низкие уровни независимой переменной).

Эффект последовательности при этом контролируется путем нейтрализации действия порядка предъявления методом позиционного выравнивание или ротации (контрбалансування), который заключается в том, что каждый исследуемый получает влияние не только АБ, но и БА (в данном случае А и Б — уровни независимой переменной, при этом А меньше Б). К сожалению, такой прием не позволяет предотвратить асимметричном воздействия, когда влияние А на Б отличается от влияния Бы на А. Тогда реальные отличия между ситуациями при регистрации данных могут перебільшуватися. Например, А Бы улучшает, а ухудшает А, тогда в случае предъявления уровней независимой переменной в порядке АББА условие Бы получает преимущество. Иногда для уменьшения этого эффекта предлагают предъявить последовательность АББА одном исследуемом, а последовательность БААБ — втором. Другим средством преодоления эффекта последовательности является рандомизация, когда происходит предъявление стимулов в случайном порядке и изменение этого порядка от серии к серии с надеждой на то, что непредсказуемые изменения порядка стимулов взаимно нейтрализуют друг друга (порядок предъявления уровней независимой переменной выбирается по таблице случайных чисел). Это средство контроля используется в случае возможности проведения большого количества опытов [6; 12].

Контроль внешних (побочных и дополнительных переменных) осуществляется с помощью:

• элиминации, когда экспериментальная ситуация организуется таким образом, чтобы исключить внешние переменные (в лаборатории — изоляция звуков и т. п.), что есть далеко не всегда возможным;

• стандартизации условий — обеспечение константних характеристик побочных и дополнительных переменных — через одинаковые пространственно-временные условия проведения исследования для всех испытуемых, процедуры, оборудование, инструкции, выравнивания по полу, возрасту, статусу и т.

п; проблемой при этом являются характеристики и побочных дополнительных переменных; к тому же даже в этом случае полностью избежать смешивания невозможно (скажем, проведение эксперимента для людей с различными биологическими ритмами жизнедеятельности в то же время, например утром, вызовет разную реакцию, во многом обусловленную именно уровнем активности исследуемых, связанная с их биоритмами);

• балансировка — ввод контрольной группы, которая находится в тех же условиях, при этом контролируется эффект смешивания переменных [5; 6]:

НЗ (активное состояние)

ЭГ: — ЗЗ (есть эффект влияния НЗ)

ДЗ

НЗ (пассивное состояние)

КГ: — ЗЗ (эффект влияния отсутствует)

ДЗ

Важной проблемой, которая особенно сложно решается в психологических исследованиях, является проблема измерения переменных.

В самом общем понятии под измерением понимают операцию, благодаря которой числа (или другие символы) приписываются объектам действительности. При этом важно установить соответствие между свойствами чисел и свойствами объектов.

Всего, вслед за С. Стивенсом, выделяют 4 уровня измерения — перевод качественных психических явлений во внешние, количественные показатели, которые называют шкалами (от лат. scala — “лестница”) [6; 11; 12; 15].

Это, во-первых, номинальная шкала, или шкала наименований, когда все психологические проявления классифицируются по определенным признакам в классы эквивалентных объектов, например, принадлежность личности к определенной расе. На этой шкале объекты можно расположить в любой последовательности.

Класс с наибольшим количеством объектов называют модой — статистической мерой центральной тенденции (то есть статистическим показателем, характеризующим наиболее выраженное, репрезентативное значение переменной) для данного вида шкал.

При этом, если для классификации одной и той же совокупности экспериментальных данных (например, группы одних и тех же испытуемых) применяются два различных критериях (когда, например, эти исследуемые разбиваются на классы, с одной стороны, по уровню их развития, а с другой — с эффективностью профессиональной деятельности), можно узнать, зависят ли эти критерии друг от друга, например, по методу “хи-квадрат”.

Другим видом шкал является шкала порядка, или рейтинговая шкала, когда объекты не только разделяются на классы равных между собой (эквивалентных) объектов, но и эти классы упорядочиваются (ранжируются) по степени выраженности данного признака. Например, в известном исследовании относительно исследования расовых установок, когда “силу” установки измерили с ответами на вопрос:

П1 — хотели бы вы, чтобы кто-нибудь из ваших родственников вступил в брак с негром?

П2 — ли пригласили бы негра на обед?

Источник: http://schooled.ru/psychology/experimental/4.html

Персональный сайт — Виды переменных и их смешений в психологическом эксперименте

Виды переменных и их смешений в психологическом эксперименте.

Переменная — это:

1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

Экспериментальный план включает указание схемы предъявлений НП разным группам испытуемых или последовательности уровней НП одному испытуемому, число опытов, число испытуемых, план фиксации ЗП. Принцип изолированных условий – есть общий эффект, результат действия НП и эффекта взаимодействия разных уровней разных переменных. Принцип функционального контроля НП.

1) Независимая переменная (НП)– экспериментальное воздействие (экспериментальный фактор, Х-воздействие), управляемая (активно изменяемая э-татором) или функционально контролируемая переменная, представленная на 2х и более уровнях. Принимается в гипотезе как причинно-действующий фактор.

Аспекты выделения НП:

— НП как причинно-действующий фактор;

— Обоснование НП как психологической переменной;

— Вопрос о реализации причинного воздействия в методике;

— Готовность использовать воздействие НП в научных целях.

Виды НП (по Кэмпбелу):

— Управляемые (целостные ситуации, изменение стимулов);

— Потенциально управляемые (напр.: не управляемые по этическим принципам);

— Относительно постоянные (разбиение на классы в школе – уровни НП);

— Организмические (пол, возраст и т.п., обычно ДП);

— Тестируемыеизмеряемые (в методиках и тестах).

Единичная НП – результат выделения в лабораторных условиях переменной, изменения к-рой представлены изолированно от других факторов, что позволяет проверить точные гипотезы. В лабораторных экс-тах.

Комплексная НП – уровни к-рой задаются совокупностью взаимосвязанных условий; обычно представляют Экс-льную модель в искусственном экс-те.

2) Зависимая переменная (ЗП) — отклик, или измеряемая переменная, изменения к-рой причинно обусловлены действием НП; представлена показателями деятельности испытуемого; обозначается как О – фиксируемый, наблюдаемый и измеряемый показатель.

3) Дополнительные переменные (ДП) — влияют на условия эксперимента, но не можем их контролировать. ДП входит в формулировку экспериментальной гипотезы (в отличие от ПП) как уточнение условий, при которых ожидается действие НП.

Их влияние статистически не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП. Уровень ДП определяет возможность последующих обобщений на реальность и обычно указывается в Э-тальнои гипотезе.

При этом выбранные уровни ДП всегда будут ограничивать возможности переноса, однако, делая их более доказательными. ДП делают гипотезу менее точной, т.к. предполагают взаимосвязи базисной переменной с др. воздействиями, которые надо учесть. При этом ДП и конкретизируют гипотезу, т.к.

указывают ареал действия изучаемой закономерности.  С помощью ДП происх. контроль смешений, а также уточнение вида функциональной зависимости.

Пример: исследование поведения в условиях риска на материале лотерей. Испытуемые проводили гипотетические платежи. ДП – условия наблюдения за поведением игроков в реальной жизни. Принятые решения в условиях реальных платежей соответствовало тем же закономерностям, кот. были обнаружены в условиях гипотетических платежей.

ДП, присутствующая в ЭГ: популяция потенциальных испытуемых, вид экспериментальных воздействий, способы фиксации ЗП – все это потенциальные источники разработки факторных планов.

4) Базисная переменная –на нее оказывает свое действие НП (по Готтсданкеру).

А по Кемпбеллу (базисная побочная переменная — БПП) : это переменная внутренних условий (факторов межиндивидуальных различий), которая смешивается с основным изучаемым базисным процессом (представленным основной базисной переменной).

5) Латентная переменная – гипотетическая переменная, которая не поддается измерению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризует источник измеряемых переменных; неутонченные влияния («возмущенные» факторы), воздействующие на измеряемую переменную.

6) Сопутствующая переменная – определяющая смешение ОРД экспериментального фактора с воздействием способа предъявления его условий. Эффект влияния ее активного уровня может быть представлен эффектом плацебо. Контролируется общей схемой задания активных уровней СП при всех уровнях НП.

7) Побочная переменная (ПП) или смешивающиеся переменные – не входит в ЭГ, но в условиях экс-та может повлиять на изучаемый базисный процесс или смешаться с НП либо ЗП, что исказит вид исследуемой зависимости. Экс-тор должен стараться избежать влияния ПП, иначе плохая внутренняя валидность – низкая степень того, что эмпирически установленная связь — между Х и У, а не Х и ПП или У и СП.

Читайте также:  Параноик и жертвенность - психология

Различают три вида смешений:

1. Несистематическое смешение возникает, когда любой из факторов (или их сочетания) нерегулярно вмешивается в исследуемую зависимость.

Источником ПП, связанных с влиянием фактора времени, могут быть как внутренние причины (изменения состояний самого испытуемого, фоновые колебания показателя ЗП), так и внешние (случайное отвлечение на шум в коридоре, окрик коллеги, телефонный звонок и т.п.).

Если они неравномерно распределились по сравниваемым условиям НП, то будет иметь место искажение экспериментального эффекта (как разницы в показателях ЗП).

Одно из следствий таких нерегулярных влияний ПП – ненадежность данных, т.е. при другом разбросе уровней ПП – по пробам в течение времени – устанавливается другая связь значений ЗП с уровнями НП.

Обычно эта угроза выводу об экспериментальной зависимости контролируется в двух противоположных направлениях.

С одной стороны, экспериментатор стремится свести число проб в общей экспериментальной последовательности к минимуму, чтобы провести индивидуальный эксперимент в как можно более сжатые сроки, нивелируя фактор времени.

С другой стороны, экспериментатор должен обеспечить достаточно большое число проб, т.е. постараться приблизиться к бесконечному эксперименту, чтобы все смешения с колебаниями со стороны ПП случайно – и в этом смысле поровну – распределились между уровнями НП.

Другие источники ненадежности данных. может иметь место вариабельность самой НП, когда экс-тор считает пробы отнесенными к одному и тому же уровню, а на самом деле в одной или части из них произошло что-то, что не позволяет считать условия идентичными.

2. Систематические смешения – основной вид угроз внутренней валидности.

Неслучайное смешение уровней НП и ПП, когда с определенным уровнем НП регулярно сочетается активный или неактивный уровни ПП, в рез-те чего нельзя сделать вывод, что установленный экспериментальный эффект связан с действием НП, а не ПП.

Основные факторы, угрожающие со стороны систематических смешений: эффекты экспериментатора, факторы задач, времени, последовательности и межиндивидуальных различий.

3. Сопутствующие смешения — Возникновение сопутствующих смешений связано с самим способом задания НП, фиксацией ЗП или актуализацией изучаемой базисной переменной в совокупности с другим базисным процессом.

Сопутствующие смешения отличает имманентная связь смешивающейся переменной с методическими условиями контроля переменных или с другими переменными.

Контроль – актуализация активного ур-ня сопутствующей переменной во всех экспериментальных и контрольных условиях. В рез-те эффект вычитается из совокупного результата действия экс-тального фактора. Место сопутствующей переменной могут занимать разные, но связанные с основной НП факторы. Пример – эксп-т с трепанацией черепа.

Сопутствующая переменная – определяющая смешение ОРД экспериментального фактора с воздействием способа предъявления его условий. Эффект влияния ее активного уровня может быть представлен эффектом плацебо. Контролируется общей схемой задания активных уровней СП при всех уровнях НП.

Источник: http://group304psy.narod.ru/index/0-53

Переменная в психологическом исследовании

Переменная в психологическом исследовании

Автор Татьяна в 27/12/2015. Опубликовано Психологические эксперименты и исследования

Переменная представляет собой то, что может быть изменено, например, определенная характеристика или значение в рамках исследования. В психологии переменные используются для того, чтобы установить, приводят ли изменения одного фактора к изменениям в другой.

Зависимые и независимые переменные

В экспериментальной психологии выделяют два вида переменных:

  • Независимая переменная — фактор, который контролируют авторы исследования. Например, в эксперименте по изучению воздействия недостатка сна на производительность, лишение сна является независимой переменной.
  • Зависимая переменная — явление, которое экспериментаторы фиксируют и измеряют. В нашем примере, результаты тестов на производительность и являются как раз зависимой переменной.

Посторонние и искажающие факторы

Важно отметить, что независимые и зависимые переменные не единственные переменные, присутствующие в экспериментах. В некоторых случаях заметное влияние на отношение между независимой и зависимой переменной (следовательно, и на результаты эксперимента) могут оказать посторонние факторы. Например, в нашем примере к таким факторам можно отнести возраст и пол испытуемых.

Есть два основных вида посторонних переменных:

  • Субъектные переменные. Это посторонние переменные, связанные с индивидуальными особенностями каждого из участников, которые могут повлиять на то, как те реагируют на условия эксперимента. К ним могут относить половозрастные характеристики, происхождение, настроение, тревожность, интеллект, осведомленность и т.д.
  • Ситуационные переменные. Это посторонние переменные, связанные с явлениями окружающей среды, которые могут повлиять на реакцию участников. Например, если участник проходит испытания в прохладном помещении, пониженная температура считается посторонней переменной Некоторые участники могут не реагировать на прохладу, некоторых это может отвлекать и раздражать.

В большинстве случаев посторонние переменные также контролируются в рамках эксперимента: исследователи сами могут выбрать участников в соответствии с определенными критериями или задать другие условия.

Определение переменных

Перед проведением эксперимента важно дать рабочие параметры переменных — ученые определяют независимую и зависимую переменные, решают, в каких рамках они должны держаться и как они будут измерены.

Например, в нашем эксперименте по влиянию нехватки сна на производительность, мы должны создать рабочие определения для переменных.

Если наша гипотеза звучит как «студенты, которые испытывают нехватку сна, хуже пройдут испытания», то, во-первых, нужно определиться с тем, кого мы подразумеваем под «студентами». Далее, нам необходимо определить переменную «недостаток сна».

В нашем примере это будет, скажем, менее пяти часов сна в ночь перед испытанием. И, наконец, мы должны определиться с «испытанием». Пусть это будет небольшой экзамен по теории…

Если возникают сложности с выявлением независимых и зависимых переменных, каждый раз ставьте перед собой два вопроса:

  • Что в эксперименте можно изменить? Если экспериментатор может повлиять на переменную, то ее можно считать независимой.
  • Что в эксперименте измеряется? Измерить и проанализировать зависимую переменную — одна из главных целей экспериментатора. От того и стоит отталкиваться.

Источник: http://aboutyourself.ru/eksperimenty/peremennaya-v-psixologicheskom-issledovanii.html

4.5.5 Определение внешней переменной

4.5.5 Определение внешней переменной

4.5.5 Определение внешней переменной

Диаграмма последовательности шагов в процессе контроля пере­менных [МакГиган, 1993] (рис. 4.14).

Рассмотрим последовательно различные способы контроля внешних пере­менных.

1. Элиминация. Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществле­ния «радикальный» способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней перемен­ной.

Например, в психофизических лабораториях часто создаются экспериментальные камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, вибрационного воздействия и электромагнитных полей. Но зачастую элиминировать влияние внеш­них переменных невозможно.

Например, трудно представить себе, как можно ис­ключить влияние таких переменных, как пол, возраст или интеллект.

2. Создание константных условий. Если внешние переменные не удается ис­ключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной и на протяжении всего эксперимента.

Однако эта стратегия не позволяет полностью избежать эффекта смешения: данные, полученные при константных значениях внешних пе­ременных, можно переносить только на те реальные ситуации, в которых значения внешних переменных такие же, какими они были при исследова­нии.

Исследователь стремится сде­лать неизменными внешние про­странственно-временные   условия проведения эксперимента. В частно­сти, экспериментальные пробы или наблюдение за поведением проводят­ся со всеми испытуемыми в одно и то же время суток и в один и тот же день недели, например в понедельник в 9 часов утра.

Однако это не гарантиру­ет избавления от эффекта смешения. Допустим, мы тестируем уровень достижений школьников при решении простых арифметических задач. Школьники-«совы», у которых уро­вень работоспособности приходится на вторую половину дня, будут в менее благоприятном состоянии, чем школьники-«жаворонки».

Если они преобладают в группе, то их результаты будут смещены по сравнению с результатами, которые могли бы получиться на генеральной совокуп­ности.

Следует стандартизировать технику проведения исследования и оборудование экспериментальных помещений (звуки, ароматы, окраску стен, вид фурнитуры, рас­положение мебели и т.д.).

Исследователь стремится сделать константными дополнительные перемен­ные — уравнять группы испытуемых по основным значимым для исследования ин­дивидуальным характеристикам (уровню образования, полу, возрасту).

Экспериментатор должен предъявлять инструкцию одинаково всем испытуемым (разумеется, исключая те случаи, когда она изменяется в соответствии с планом эксперимента). Он должен стремиться сохранять неизменными интонацию и силу голоса. Рекомендуется записывать инструкцию на магнитофон и предъявлять запись (кроме особых случаев).

3. Балансировка.

В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или константности условий недо­статочно, применяют технику балансировки эффекта от действия внешних перемен­ных.

Балансировка применяется в двух ситуациях: 1) в том случае, если невозмож­но идентифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если можно ее иден­тифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.

Рассмотрим способ балансировки влияния неспецифических внешних перемен­ных. Он состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в план экспе­римента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование конт­рольной группы проводится в тех же условиях, что и исследование эксперименталь­ной.

Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на испытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение за­висимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними перемен­ными, а в экспериментальной — совместным действием внешних и независимой пе­ременных.

Разумеется, при этом нельзя выделить специфическое влияние каждой внешней переменной и особенности такого влияния независимой переменной из-за эффекта взаимодействия переменных.

1. Способ балансировки с применением контрольной группы (рис. 4.16).

2. Способ балансировки с выделением эффекта внешней переменной (рис 4.17)

Для того чтобы определить, как влияет на зависимую переменную та или иная внешняя переменная, используют план, включающий более чем одну контрольную группу. В общем случае число контрольных групп в экспериментальном плане долж­но быть N = п + 1, где п — число внешних («прочих») переменных.

Вторая конт­рольная группа помещается в экспериментальные условия, где исключено действие одной из внешних переменных, влияющих на зависимую переменную эксперимен­тальной и первой контрольной групп.

Различие в результатах 1-й и 2-й контрольных групп позволяет выделить специфическое влияние одной из внешних переменных.

Читайте также:  Захват - психология

Несколько отличается процедура балансировки при контроле известных внеш­них переменных.

Типичный пример учета такой переменной — выявление уровня влияния принадлежности испытуемых к тому или иному полу на результаты экспе­римента, поскольку известно, что многие данные, полученные на выборке мужчин, невозможно перенести на женскую выборку.

Пол — это дополнительная перемен­ная, поэтому планирование эксперимента сводится к выявлению эффекта действия независимой переменной на зависимую в каждой из двух экспериментальных групп.

Аналогично строится эксперимент по сравнению эффекта от различных аппара­турных методик в зависимости от возраста испытуемых и др.

В более сложных экспериментах применяется балансировка нескольких пере­менных одновременно. Примером может служить учет влияния пола эксперимента­тора на поведение испытуемых при тестировании интеллекта. У нас две группы ис­пытуемых, мужчин и женщин, и два экспериментатора (мужчина и женщина). План эксперимента может выглядеть следующим образом:

     Группа I (эксперимент)                               Группа II(контроль)

1. Мужчины — экспериментатор             Мужчины — экспериментатор

   мужчина                                                   мужчина

2. Мужчины — экспериментатор             Мужчины — экспериментатор

    женщина                                                  женщина

3. Женщины — экспериментатор             Женщины — экспериментатор

    мужчина                                                  мужчина

4. Женщины — экспериментатор             Женщины — экспериментатор

    женщина                                                   женщина

4. Контрбалансировка. Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испы­туемый оказывается в разных условиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих условий.

К примеру, при иссле­довании дифференциальной слуховой чувствительности не безразлично, какой звук, громкий или более тихий, предъявлялся испытуемому первым, а какой — вторым.

Также при выполнении тестов на интеллект важен порядок предъявления испытуе­мому задач: от простой к сложной или от сложной к простой. В первом случае более интеллектуально развитые испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию, так как вынуждены решать большее количество задач, чем остальные.

При втором варианте предъявления заданий менее интеллектуально развитые испытуемые ис­пытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интел­лектуальные коллеги. В этих случаях для ликвидации эффектов последовательнос­ти и эффекта последствия используют контрбалансировку.

Смысл ее состоит в том, что порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе.

Приведем пример плана контроля за внешней переменной для 2 условий (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Группа

Экспериментальная серия(порядок)

1 я                                                         2-я

1-я

Громкий звук

Тихий звук

Тихий звук

Громкий звук

Таблица 4.3

Группа

Экспериментальная серия(порядок)

1-я

2-я

3-я

1-я

Кр.

Ж

3

2-я

Кр.

3

Ж

3-я

Ж

Кр.

3

4-я

Ж

3

Кр.

5-я

3

Кр.

ж

6-я

3

ж

Кр.

Для 3 независимых переменных применяется такой план контрбалансировки, например для предъявления 3-х цветов — красного, желтого, зеленого: (табл. 4.3).

Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность провес­ти несколько серий. Следует лишь учитывать, что большое число попыток может вызвать утомление у испытуемого. Но этот план позволяет контролировать эф­фект последовательности.

Упрощение      же плана контрбалансировки приводит к появлению эффекта последовательнос­ти. Однако контрбалансировка не позволяет полностью исключить еще один эффект, а именно — влияние изменения порядка предъявления заданий на значение зависимой переменной.

Он называется дифференцированным переносом: переход от ситуации 1 (когда она создается первой) к ситуации 2 отличается от перехода от ситуации 2 (когда она идет первой) к ситуации 1.

Этот эффект приводит к тому, что реальные различия между двумя разными экспериментальными ситуациями при регистрации преувеличиваются.

Итак, техника контрбалансировки заключается в том, что каждый испытуемый получает более чем один вариант воздействия (АВ или ВА) и эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.

При балансировке каждый испытуемый получает лишь одно экспериментальное воздействие — внешняя переменная балансируется за счет выявле­ния эффекта ее действия на членов экспериментальной группы по сравнению с эффектом, полученным при исследовании контрольной группы.

Испытуемый может оказаться только в экспериментальной или же только в контрольной группе и полу­чить воздействие какой-нибудь внешней переменной в обеих группах.

Балансиров­ка используется при исследовании независимых групп, тогда как контрбалансиров­ка применяется в исследованиях с повторяющимися воздействиями.

5. Рандомизация. О ней мы уже говорили (раздел 4.4). Рандомизацией называ­ется процедура, которая гарантирует равную возможность каждому члену популя­ции стать участником эксперимента.

Каждому представителю выборки присваива­ется порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы «случайных» чисел.

Рандомизация являет­ся способом, позволяющим исключить влияние индивидуальных особенностей ис­пытуемых на результат эксперимента.

Рандомизация применяется в двух случаях: 1) когда известно, как управлять внешними переменными в экспериментальной ситуации, однако у нас нет возможности использовать одну из предшествующих техник контроля; 2) когда мы предпо­лагаем оперировать какой-либо внешней переменной в экспериментальной ситуа­ции, однако не можем ее специфицировать и применить другие техники.

Если предположить, что значение дополнительной переменной (переменных) подчиняется вероятностным законам (например, описывается нормальным распре­делением), то в состав экспериментальной и контрольных групп войдет выборка, которая имеет те же уровни дополнительных переменных, что и генеральная сово­купность.

По мнению многих специалистов, в том числе Кэмпбелла, уравнивание групп по­средством процедуры рандомизации является единственно надежным способом эли­минации влияния внешних (дополнительных) переменных на зависимую.

Кэмпбелл определяет рандомизацию как универсальный способ уравнивания групп перед экс­периментальным воздействием.

Другие способы, например метод попарного срав­нения, характеризуются им как малонадежные и ведущие к невалидным выводам.

И в заключение: обратите особое внимание на таблицу, в которой отображен предложенный МакГиганом алгоритм пошагового контроля влияния внешних пере­менных на зависимую переменную.

Вопросы

1. Зачем применяется контрольная группа?

2. Для чего нужны процедуры балансировки и контрбалансировки?

3. В чем отличие дополнительной переменной от независимой переменной?

4. Какие факторы нарушают внутреннюю валидность эксперимента, а какие —

внешнюю?

5. Какие методы отбора и распределения испытуемых по группам применяются при организации эксперимента?

Оглавление

Источник: https://smogendrr.ru/psybooks/druzhinin-v-n-eksperimentalnaya-psixologiya-2-5-10

Независимая переменная

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, назы­вают чистым экспериментом.

Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух пере­менных.

Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка — зависимой переменной.

Наказание не только закрепляет у испытуемого соответ­ствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты — увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.

Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.

Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют чет­вертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интел­лект, пол, возраст и т. д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным пере­менным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.

Характеристика задания — то, чем может манипулировать экспериментатор бо­лее или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экс­периментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей.

Экспериментатор может варьи­ровать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербаль­ный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьиро­вать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выпол­нения задания.

Экспериментатор может варьировать средства, которые имеет испытуемый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он может изме­нять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.

К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосред­ственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуе­мым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего на­блюдателя и т.д.

Эксперименты по выявлению эф­фекта социальной фасилитации (усиле­ния) проводились по следующей схеме: испытуемому давалась какая-либо сенсомоторная или интеллектуальная за­дача.

Он сначала выполнял ее в одиноч­ку, а затем в присутствии другого чело­века или нескольких людей (последова­тельность, разумеется, менялась в разных группах). Оценивалось измене­ние продуктивности испытуемых.

В этом случае задача испытуемого оста­валась неизменной, изменялись лишь внешние условия эксперимента.

Что может варьировать эксперимен­татор?

Во-первых, это физические парамет­ры ситуации: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещен­ность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.). То есть все физические параметры ситуации, не являющиеся стимулами.

Во-вторых, это социально психологические параметры: изоляция — работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку — работа с группой и т.д.

В-третьих, это особенности общения и взаимодействия испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.

Судя по публикациям в научных журналах, за последние годы резко возросло количество экспериментальных исследований, в которых применяется варьирование внешних условий.

К «организменным переменным», или неуправляемым характеристикам испытуемых, относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки. Традиционно их относят к «переменным», хотя большинство из них является неизменным или относительно неизменным на протяжении жизни.

Влияние дифференциально-психологических, демографических и прочих константных параметров на поведение индивида изучают в корреляционных исследованиях. Однако авторы большинства учебников по теории психологического метода, например М. Мэтлин, относят эти параметры к числу независимых переменных эксперимента.

Как правило, в современном экспериментальном исследовании дифференциально-психологические особенности индивидов, такие как интеллект, пол, возраст, социальное положение (статус) и т.д.

, учитываются в качестве дополнительных переменных, которые контролируются экспериментатором в общепсихологическом эксперименте.

Но эти переменные могут превращаться во «вторую основную пере­менную» в дифференциально-психологическом исследовании, и тогда используется факторный план.

Источник: https://psibook.com/books/06/24.html

Ссылка на основную публикацию