Духовность на пути добра — психология

Духовность на пути добра

Духовность — это непонятно что. Действительно, что такое духовность, обычному человеку мало понятно: это ощущается как что-то далекое, непонятное и относящееся то ли к философии, то ли к религии, но уж не к нормальной жизни. Люди, ищущие духовность, или излишне требовательны к окружающим, или просто странные, и в компаниях рядом с ними не очень уютно.

Духовность не всегда способствует удобству жизни.

Наиболее упирают на духовность католизицизм и православие, проповедующие внутреннюю работу и тщету социального успеха — в отличие от протестантизма, где чаще говорится о рациональном использовании времени, производительном труде и хороших заработках.

Вот и получается, что население с духовными устремлениями живут в грязных лачугах, а у социально ориентированных протестантов улицы помыты мылом, светлые и удобные дома, а в аэропортах обязательно чистые туалеты…

Тема духовности — малопопулярная и опасная.

Если обходить ее совсем далекой стороной, вас обвинят в бездуховности, а если тронуть ее неаккуратно, легко налететь на оскорбление чьих-то чувств и другие неприятности, поэтому о духовности обычно говорят редко и с осторожностью: так же, как с осторожностью берут в руки острый нож. И, тем не менее, духовность — это хорошая и очень важная тема. Я хотел бы, чтобы это слово стало вам ближе. Давайте разбираться, но аккуратно.

Духовность часто путают с душевностью, но это не так. Душевность — теплая, духовность — строгая. Душевность — линия материнская, духовность — линия отцовская. Духовность — жизненная вертикаль, душевность — жизненная горизонталь.

Духовность не следует путать с религиозностью. Религиозный человек обязательно следует религиозным предписаниям, духовный человек внутренне свободен и живет своим внутренним опытом.

Духовность и нравственность — также не одно и то же: не каждый нравственный человек — человек духовный.

Что касается людей по-настоящему духовных, то, как правило, это люди высокой нравственности, хотя конкретное поведение духовного человека может казаться окружающим не вполне нравственным.

Будда бросил своего старого отца и свою молодую жену с ребенком, чтобы найти путь спасения человечества. Снова: духовность — про жизненную вертикаль, нравственность — про жизненную горизонталь.

Люди с научным мировоззрением относятся к духовности с уважением, но к употреблению слова духовность — с настороженностью, поскольку это слово интенсивно эксплуатируется безответственными людьми, людьми с неуравновешенной психикой и мошенниками.

Духовность — это раскрученный брэнд, и под этим брендом очень многие «учителя» продают свой товар, как духовные практики, хотя в реальности там может быть и дешевая эзотерика, и разумные психотерапевтические процедуры. Что касается так называемых духовных практик, с ними много недоразумений и путаницы.

Обычно к духовным практикам относят медитативные техники, позволяющие остановить болтовню внутреннего диалога и научить концентрации.

Посидеть в спокойном состоянии перед пламенем свечи, нормализовав свое дыхание, убрав негативные мысли и сконцентрировавшись на красивом звучании мантр — процедура, полезная всем, хотя непосредственное отношение имеет не к духовности, а к технике десенсибилизации и управлению вниманием.

Популярная литература, касающаяся духовности, обычно содержит много красивых слов, мутных разговоров о возвышенном, Шамбале и Учителях Человечества, немного парапсихологии и Блаватской, предложение чаще внушать себе что-то позитивное, думать о людях и покупать: свечи, масла, иконы и книжки раскрученных авторов.

Бизнес на духовности пытаются делать многие, но попытки «приправить духовностью» что-то содержательное и деловое обычно успеха не имеет. Дело в том, что литературу о развитии личности, духовности и просветлении читают несколько категорий людей.

Во-первых, это юноши 16-24 лет с горящими глазами, но их немного, и читают они немного, потому что денег у них мало. Самая многочисленная когорта — это женщины 30-40 лет, когда у них пропадают мужики и портится здоровье. Тогда они читают Синельникова и других авторов по чудесам оздоровления и вообще о карме.

Деньги у них водятся, но дамы непостоянны и сами не знают, куда потратятся: на журнал о духовности или с подругой кофточку купить. К этой категории близко примыкают и сетевики, тем более там 70% женщины.

Проблема в том, что сетевиков окучивают свои, издают для них специализированные журналы и ведут специализированные тренинги… Гораздо реже литературой духовного содержания интересуются бизнесмены с привычкой интуичить.

Деньги у них есть, но обычные книжечки и альманахи они покупают неохотно, поскольку привыкли к печатным изданиями бизнес-формата, с меньшим объемом информации и с большим глянцем. Самая и разумная и самая немногочисленная категория читателей — это разумные люди, для которых естественно развиваться и иметь в виду смыслы жизни. Но этих людей мало, и эти люди предпочитают не путать тему духовности с эзотерикой и прочей мистикой.

Духовность — это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы после себя оставить людям полезное, оставить своими делами в жизни добрый и нужный след. Духовность — высший уровень личностного развития человека, приводящий к ориентации на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту.

В синтон-подходе духовность — это предельно практичные и очень реалистичные вещи. У Синтона есть лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться», при этом добро понимается вполне реалистично: вот стоит стул — это добро, а стул поломался — это не добро, количество добра уменьшилось.

Однако любые вещи делают люди, и если у человека есть созидательная культура, которая производит стулья, аппаратуру, зубные щетки и соки, то это человек — культурный: тот, кто созидает добро. Характеристики этого человека: позитив, конструктив, ответственность, энергия — то, что Синтон воспитывает на всех своих тренингах.

Этот человек живет в позиции Ангела с философией Творца.

Если вы — такой человек, то вы живете не ради того, чтобы обеспечивать свою тушку, свое счастье и другие мелкие потребности. Это не является смыслом вашей жизни не потому что вам этого не надо, а потому что это делается элементарно, максимум за полчаса в день. Встали, умылись, улыбнулись — счастливы. Позавтракали — к работе готовы.

Вперед, у вас уже есть всё необходимое для жизни! Работать! Дальше, чем бы вы ни занимались, ваша главная забота: «количество добра в мире». Вы заботитесь о том, чтобы в душе людей вырастала культура, чтобы они производили те блага, после которых женщины могут не заботиться о том, будет ли у них горячая вода, хлеб и масло на столе.

Мужчины в таком мире должны работать и заботиться о женщинах. Женщины рядом с такими мужчинами рожают и воспитывают детей: мальчиков, которые будут брать пример с отца и станут настоящими мужчинами, и девочек, которые хотят стать будущими матерями и учатся уважать мужчин, чтобы детей воспитывать правильно, а не так, как женщины хотят.

И если это все происходит, то количество добра в мире увеличивается, а те, кто всё это делает — люди, живущие духовной жизнью. Важно — это люди, которые делают это не потому, что им сказали, а потому что для них это внутренне необходимо, и делают они это не бездумно, не на уровне привычек, а действуют продуманно и осознано.

Это трудная внутренняя работа, тем более, что соблазны не дремлют.

Нужно вставать, а хочется поваляться. Нужно заняться делом, а тут по телевизору такой фильм! Ты любишь пиво, но это не твой напиток, духовный ты наш…

Есть и более серьезные вопросы, вопросы о главном направлении твоей работы. Надо каждый раз думать, а что это за культура, о которой ты заботишься? Пришел ты в нацистскую Германию — там тоже будешь культуру увеличивать? Культуру какого военного производства или какой боевой организации?

Духовный человек обязан думать постоянно, решая о ком позаботиться, в кого вложиться, в каких людей? В своих детей? А может быть в других детей, которые к вам приходят уже взрослые? Работа и забота духовного человека — делать каждодневные выборы: выборы чем и как заниматься, во что вкладываться. Духовный человек может ошибаться в деталях, но он всегда знает главное направление и развивает себя каждый день. У него светлый разум, сильная воля, он выше пустых развлечений и не отвлекается от дела добра. Да, это непростой выбор, но именно это — духовность!

Источник: https://knigarazuma.ru/article/duhovnost_na_puti_dobra

Духовный путь: 20 болезненных симптомов духовного пробуждения — Центр Живое Слово

Духовный путь: 20 болезненных симптомов духовного пробуждения - Центр Живое Слово

19 августа 2016 Александр Харин

Рубрика: Личностное и духовное развитие, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

По мере нашего духовного и личностного развития мы все сталкиваемся с множеством трудностей: периодически теряем ориентацию в жизни, теряем почву под ногами и понимание всего происходящего.

И как бы это кощунственно не звучало, это не плохо. Потому что если мы стали на духовный путь, то внутренняя духовная перестройка коснется не только нашего мировоззрения.

Она полностью выворачивает нашу душу, перестраивает наш дух, даже тело отзывается болезнями.

Многие люди, идущие самостоятельно по пути развития, не выдерживают нагрузки и впадают в отчаянье, так как появляются странные симптомы в их жизни, смена настроений, предпосылки некоторых болезней, уходящие, как и появились, вместе с болезнями.

Эта статья для тех, кто стал на духовный путь и не всегда может понять своих изменений; для тех, кто никогда не сталкивался с симптомами развития и духовными болезнями.

Духовный путь. Болезненные симптомы

В жизнь духовно устремленного человека входит дискомфорт, его больно и часто начинает расшатывать в разные стороны, ему кажется, что все идет не так, и что он болен чем-то странным. Но это всего лишь наша реакция на духовную трансформацию, и не более того.

Чтобы мы не боялись перемен, и не «нафантазировали» себе какой-нибудь жизненный крах, ниже приведены болезненные симптомы духовного пробуждения, которые проходит каждый человек, вставший на духовный путь.

1. Ощущение бесцельности жизни

Ощущение, что вы непонятно зачем живете, говорит о том, что вы начали в большей мере чувствовать себя и свою жизнь. Вы куда меньше предаетесь мечтам и воспоминаниям, а живет здесь и сейчас.

Объяснение: Это уровень глубокого погружения в себя. Вы, наконец-то, присутствуете в своей жизни. Это время вам дано для глубокого самоанализа и обозначения себя как части процесса жизни.

Позитив: В конце концов, вы ответите себе на вопросы «зачем я существую?», «какова моя миссия и предназначение?» и начнете жить в гармонии со своей сутью.

2. Чувство потерянности, кажется, что все непоправимо плохо

Одним из сложных этапов является тотальное погружение в негатив, ощущение, что все плохо и ничего нельзя с этим поделать.

Объяснение: По мере того, как духовная работа «набирает скорость», увеличивается и тяжелый психический материал, который нужно осознать и проработать. Его становится много, поэтому кажется, что жизненный груз неподъемный.

Позитив: Как говорится, и это тоже пройдет. Для уменьшения негативных ощущений следует отвлечься, глянуть на мир другими глазами. Перерыв или отдых дает возможность уменьшить негатив. После этого можно продолжить духовную работу.

3. Почти все дела и занятия перестали воодушевлять

То, что раньше радовало и приносило, казалось бы, истинное удовольствие, начинает терять всякий вкус. Неинтересного и ненужного становится все больше в жизни, а новый интерес почти ни к чему не появляется. На предложение заняться каким-либо делом появляется апатия и бессилие.

Объяснение: Со сменой жизненных уровней и большим погружением в свою истинную природу для нас становится неестественным и неприятным заниматься тем, что не продвигает нашу личность вперед, в сторону духовного развития. Поэтому многие занятия, как шелуха, отпадают сами собой.

Позитив: Рано или поздно человек выходит на духовный путь своей истинной реализации и занимается тем, что имеет отношение к его предназначению или миссии.

4. Крайне быстро меняются вкусы и впечатления

Также непривычным является тот факт, что человек не успевает привыкать к своим эмоциям. Они порой меняются, как настроение у девушки на выданье. Ни с того ни с сего вдруг могут появиться яркие краски жизни и радужное настроение, а через секунду – грянуть гром и накатить депрессия. Кажется что жизнь, как и собственная психика неуправляема.

Читайте также:  Как развивать свое хочу и начинать хотеть то, что нужно? - психология

Объяснение: Духовный путь, как старт автомобиля на гоночной трассе дает очень большое ускорение и то, что раньше могло растягиваться на годы, сейчас человек может пережить в считанные дни и даже часы.

Позитив: Большая скорость протекания духовных процессов увеличивает скорость проработки прошлого негатива. Как говорится, на самолете быстрее, чем на велосипеде.

5. Всплывают детские страхи, кажется, что прошлое возвращается

Когда пробуждается душа, первое, что происходит – вспоминаются детские болезненные переживания. Болезненность ситуации заключается в том, что кажется, будто бы никакой работы над собой не было и надо начинать все сначала.

Объяснение: Началась работа на более глубоком уровне личности. И должны очиститься те пласты сознания, которые человек для себя ранее не открывал.

Позитив: Не нужно бояться, это пройдет через какое-то время. На каждом новом уровне погружения всегда всплывает более глубокий пласт личности. Только проработав его, можно двинуться дальше.

6. «Отказывается работать» левое полушарие мозга

Такие качества, как критика, анализ, умение разобраться в деталях, кропотливый труд становятся невозможным и недосягаемым «удовольствием». Мозг начинает «тупить» в простых вещах и отказывается полноценно работать. На рутинной работе уже сложно удержать свое внимание; трудно с организованностью, концентрацией и памятью на мелкие детали.

Объяснение: Духовные практики запускают правое полушарие, и на какое-то время именно оно будет «рулить» вашим сознанием. Через какое-то время все выровняется.

Позитив: Включение правого полушарие запускает интуицию. Именно интуиция ускоряет все процессы и дает очень продуктивное движение по жизни.

7. Распадаются мечты и иллюзии

Весь прошлый, казалось бы, счастливый мир, превращается в прах. Сыпятся мечты, трещат по швам иллюзии. Жизнь будто швыряет человека из прекрасных высот на «грешную землю». Жизнь, кажется, предлагает совсем не то, что человек ожидал.

Объяснение: Если то, что было выстроено человеческим сознанием раньше в виде мечтаний, не касается его истинной природы, истинных ценностей, оно обязано уйти из его жизни. И порой крах иллюзий очень болезненный, но благодаря этому человек возвращается к своим истокам.

Позитив: Человек начинает жить своей истинной природой и получает для своей жизни огромную силу и энергию. Ведь теперь его «замок» построен не на песке, а на прочном основании.

8. Вскрываются недостатки

Все то, что для человека в нем самом раньше было приемлемым или терпимым, теперь грызет и мучает. Пуще прежнего начинают раздражать все его недостатки и дурные привычки, от которых резко хочется избавиться.

Объяснение: Духовный путь, собственно, и предполагает очищение от негатива и наработку возвышенных духовных качеств. Поэтому стремление разобраться с негативом является естественным.

Позитив: Такое стремление – явный знак правильного движения по пути духовного развития. Очищение рано или поздно произойдет.

9. Нарушается режим сна и бодрствования

Очень трудно урегулировать свою жизнь, потому что и эта сфера далеко не всегда зависит от человека, особенно во время духовного пробуждения.

Объяснение: Энергии все равно когда идти, она не знает ни дня, ни ночи, поэтому человек вынужден отзываться на энергетические всплески и потери.

Позитив: Происходит медленное привыкание и умение овладевать большими объемами энергии. За этим стоит куда больший потенциал, чем раньше.

10. Появляются яркие сны, порою ярче самой реальности

Снятся яркие сны, которые очень хорошо запоминаются, даже в самых мелких деталях. Они по насыщенности даже могут превосходить реальные события.

Объяснение: Именно в снах подсознание наиболее ярко прорывается наружу, именно в снах происходит подсознательное решение многих проблем или реальная подсказка относительно их решения.

Позитив: Видя яркие сны, мы становимся ближе к своей глубинной природе.

11. Возрастает потребность в одиночестве

Многие люди, встречи, любой шум и события покажутся лишними. Со временем «слишком много социума» станет раздражать.

Объяснение: Однажды окажется, что только наедине можно найти лучший контакт с собой и только наедине с собой можно сгармонизироваться.

Позитив: Чтобы почувствовать счастье, другие люди не нужны. Со временем счастье должно и будет проистекать изнутри самого человека.

12. Заметно уменьшается количество друзей

Казалось бы, близкие раньше люди начинают отпадать как листья на ветру. Со многими становится неинтересно, другие уходят сами.

Объяснение: Изменение структуры личности резко увеличивает разрыв между человеком и его окружением, резче очерчиваются границы его интересов. Они становятся все более глубокими, и не все люди могут адекватно понимать их.

Позитив: Наконец-то можно выстроить отношения не ради отношений, а с людьми близкими по духу. Это и есть настоящая дружба.

13. «Появляется» много негатива вокруг

Обострение видения, впечатлений, приводит к тому, что многое начинает нагружать и напрягать. Появляется ощущение, что вокруг слишком много негатива. Те дела, и те люди, которые раньше казались нормальными, сейчас видятся в негативном свете.

Объяснение: Увеличение духовной природы заставляет замечать негативную среду вокруг. И то, что раньше казалось нормальным, для человека, осваивающего духовный путь, является «тяжелой средой». Это как бывшему студенту, а ныне состоявшемуся профессору, вернуться жить в общежитие.

Позитив: Обострение духовного видения дает возможность лучше разбираться в людях и безошибочно выбирать полезные и позитивные ситуации для своей жизни.

14. Даже мысли и внутренний разговор могут забирать энергию

Приходится контролировать себя на уровне мыслей. Потому что даже собственные мысли и их негатив начинают нагружать. Можно потерять всю энергию только негативно размышляя о наболевшем.

Объяснение: На самом деле все события и состояния формируются на уровне мировоззрения и мыслеформ. А это значит, что вы дошли до уровня чувствования своих мыслей на энергетическом плане.

Позитив: Научившись управлять мыслями и чувствами, человек может научиться регулировать свой характер и свою судьбу.

15. Проявляются черты характера, которые человек раньше в себе отрицал и ненавидел

Личность человека меняется. Кажется, что до неузнаваемости. Это начинает пугать не только окружающих, но и самого активного снискателя духовных истин. Порой все качества, которые сам человек ненавидел в окружающих или искоренял в себе, вдруг проявляются во всей своей полноте.

Объяснение: То, что раньше раздражало человека, было скрыто в глубине его подсознания. И сам факт «Не нравится» говорит о тесной связи человека с внутренним качеством. Настало время ему проявиться.

Позитив: Именно сейчас появилась возможность заглянуть вглубь себя и по-настоящему разобраться со всеми тайными сторонами своей личности.

16. Мучают осознанность и понимание

Картина мира часто меняется или быстро дополняется. Вместе с этим появляются неприятные «открытия», которые человек предпочел бы не знать. Приходится в своей модели мира учитывать и принимать даже «недоброе», «злое», «разрушительное».

Объяснение: Картина мира вынуждена расшириться и обогатиться. В нее обязательно войдут ранее отрицаемые факты. Человек духовно возрастает, если может примирить «добро» и «зло».

Позитив: Примирив добро и зло (приняв то и другое), искатель духовных истин получает великий шанс возрасти до уровня «истинной любви», которая зачастую известна только лишь из книг.

17. Увеличиваются сомнения и непонимание. Истончается граница между «хорошо» и «плохо»

Растворяются последние иллюзии и костные убеждения о том, кем Вы «должны» быть и каким должен быть мир. Вы чувствуете неуверенность из-за неопределенности! Еще хуже то, что совсем неясной является внутренняя позиция, что такое «хорошо», и что такое «плохо».

Объяснение: Вы находитесь в процессе развития. В момент подъема вверх открывается больше горизонтов, расширяются границы. Поэтому сомнения и неопределенность в этом случае нормальны.

Позитив: Неопределенность в момент духовной работы – это знак раскрывающейся личности и обогащения души. Мудрый человек скажет «я знаю, что ничего не знаю». Он не боится своей неуверенности.

18. Вынужденно приходят события, меняющие жизнь

Жизнь начинает меняться вплоть до переездов, разводов, резкой смены рода деятельности.

Объяснение: Начинает выстраиваться жизнь в соответствии с глубинными желаниями человека.

Позитив: Через время, выстроив жизнь по своей сути, человек становится более гармоничным и счастливым чем когда-либо.

19. Сильное желание жить и действовать по своей истинной сути

Реально все, что неинтересно нашей душе начинает раздражать или становится скучным. Обнаруживается своя истинная природа, которую уже ничем не «заговорить» и не обмануть. Концентрация в жизни только на главном и на полезном для развития духа и души.

Объяснение: Наконец-то реально осознав свою природу, человек уже не может и не хочет играть в различные социальные игры, не хочет идти против своей духовной природы. Его истинное «Я» становится для него на первое место.

Позитив: Человек начинает жить по своей сути, действовать, говорить, отстаивать все важное для себя. Осознанно становится на духовный путь своей миссии и предназначения.

20. Приходит пора брать ответственность за свою жизнь. Время автономной самостоятельности

Человеку приходится самому брать ответственность за свою жизнь. Приходит понимание, что нет необходимости полагаться, жаловаться, искать друзей по несчастью. Пугает автономия, излишняя самостоятельность и одиночество.

Объяснение: Со временем к человеку, осваивающему духовный путь, приходит откровение, что он сам и причина и следствие всего происходящего с ним. Поэтому нормальными в этом случае являются автономия, ответственность, самопогруженность и даже одиночество.

Позитив: За этим событием у личности появляется возможность стать более зрелой и перейти на более глобальные планы своей жизни. Истинная духовная свобода личности невозможна без этого пункта.

Всех, кто заинтересован в духовном росте, приглашаем в Школу духовного развития

Предлагаем вам приобрести видеокурс «Лабиринты Судьбы». Он поможет правильно и полноценно построить жизнь, стать сильной, гармоничной личностью и реализовать ваши истинные желания

Источник: https://zhivoeslovo.com/stati-nashih-avtorov/stati-nashih-avtorov-duhovnyj-put-20-boleznennyh-simptomov-duhovnogo-probuzhdeniya-html.html

Самоосознание — это уже путь к духовности | клуб интеллектуалов

Самосознательность приводит к появлению духовности.  Духовность в земных понятиях выражает наличие в человеке высших качеств.  Нет ничего выше духовности.

Понятно, что духовный человек ведёт себя совершенно не так, как бездуховны. Однако духовность – это вовсе не высшее институтское образование, это не масса технических знаний, не занятия искусством и даже не постоянные  моления в церкви.

Это всегда – совокупность всего лучшего. 

И самое главное – духовности нельзя    добиться без высокой нравственности, а  нравственность – это, прежде всего, внутреннее значение тех действий, которые направлены на процветание человечества, на его благо и не причинение вреда другим.

 Духовность включает в себя совокупность знаний о жизни, чтобы суметь дать полезный совет другим, разрешить их жизненную ситуацию или проблему.

Духовность – это умение принять чужую боль, как свою собственную, и по мере сил попытаться облегчить её, смягчить удар судьбы, направить сбившегося с пути на правильную дорогу жизни, открыть кому-то во мраке жизни его путеводную звезду.

       Духовность – это способность вобрать в себя столько доброты, света, любви, чтобы источать их, как солнце энергию, для всех, живущих на Земле. Духовный человек позволяет другим черпать силу в его словах и знаниях, очищать свою душу, испытывать облегчение и успокоение.

Но эта великая сила благости и любви должна исходить из души, из сердца, и только тогда она приобретёт врачующую, целебную силу..

 Духовность – это особый вид чистой энергии, которой человек обогащается в процессе жизни в результате высокой нравственности, совершения добрых дел, гуманных поступков и приобретения духовных знаний.

Так одни качества, наработанные человеком, служат базой для построения следующих, более высоких качеств.

 Святые накапливали эту чистую энергию молитвами и в таком количестве, что аура их начинала светиться, появлялись золотые ореолы.

На фотографиях, запечатлевающих венчание, у некоторых  истинных  святых вокруг головы обнаружена лёгкая «засветка». На самом деле это не что иное, как излучаемая ими энергия, их аура.

       Сергий Радонежский, к примеру, столько накопил молитвами духовной энергии, что излечивал ею и при жизни, и после смерти: его кости продолжают источать энергию уже несколько веков.

А чтобы дойти до этого, надо многое понять и переосмыслить в жизни самому, надо научиться разуму высшему,  милосердию и доброте, любви и самоотдаче. Надо уметь жертвовать собой во имя другого, то есть это всё основы и принципы высокой  духовных, нравственности и моральных качеств..

  Но если говорить более конкретно, то духовность приобретают через совокупность действий, поступков, знаний, мышления.

Читайте также:  У меня неприятность... и что с этим делать? - психология

Но самое главное, за счёт чего духовность приобретает особое качество и чудодейственную силу – это добро и самоотдача.  Количественный набор духовности должен обязательно перейти в качество за счёт преобразования уже набранного количественного запаса энергии.

Преобразование количества в качество осуществляется за счёт действия, но не какого-либо, а определённого – ведущего к добру.

Если не будет действия, приносящего добро другим людям или существам, или Высшим, то человек останется замкнутым на себя, и никакого преобразования духовной энергии производиться в нём не будет.

      До определённого количественного уровня энергетика у человека накапливается без осуществления каких-либо действий. Этот предел равен конкретной величине .

А чтобы произошёл дальнейший рост духовной энергии, далее необходимы дела, добрые поступки, нужны действия. Не будет действия, энергетика у человека выше данного критерия подниматься не будет.

  Мать Тереза, испанская монахиня, занималась благотворительностью, её духовность за счёт этого была очень высокой. 

Конечно, любое прогрессирование способствует повышению энергетического потенциала человека, и с этих позиций энергию можно набирать до определённой величины  многими способами.

Но в зависимости от того, какой способ человек изберёт дальше: добрые дела, благотворительность и так далее, будет зависеть, во что обратится эта энергия – в духовность или послужит развитию дальнейшего эгоизма и себялюбия личности.  Некоторые люди пробуют повышать свой энергетический уровень дыхательными упражнениями.

Но если использовать только такой способ, это приведёт к раскрытию низкого психизма и всяких отрицательных сторон характера человека.

       Также никакой духовности не дают технические знания. И инженер с высшим образованием может иметь 5 единиц духовной энергии, если принять некоторую относительную шкалу от «0» до «100».

Также и академик-технократ может иметь только 13 условных единиц, потому что его, кроме своих технических наук, ничего больше в жизни не интересовало. А технические науки всегда уводят в сторону от духовности.

В то же время иная безграмотная женщина может иметь духовность в 70 единиц, потому что делает добро другим, сострадает сердцем каждому несчастному и готова всё отдать, чтобы облегчить его участь. Страдания очищают душу и перерабатывают энергии человека в высокий спектр.

Но всё это – еще не духовность, а набор энергий низких уровней.   Вынужденные и добровольные сознательные страдания терпением  закаляют дух человека. . Как  огонь  очищает золото, так и терпение очищает душу и укрепляет дух людей. 

Источник: http://maxpark.com/community/88/content/5886178

О понятии духовности

О понятии духовности

О понятии духовности.

Духовно-нравственные проблемы современного общества хорошо известны. Об этом много пишут и говорят, но одного осознания проблем недостаточно, чтобы найти их решение.

На наш взгляд, в обществе прослеживаются две основные тенденции. Первая – монополизация с помощью средств массовой информации таких ценностей, как деньги, мода, карьера. В людях культивируется стремление к материальным ценностям, развивается индустрия потребительских желаний.

Конечно, удовлетворение таких базовых потребностей, как потребность в жилье, еде, защите необходимо, но не должно носить всепоглощающий характер.

Все это приводит к тому, что люди перестают осознавать свои собственные желания и потребности, принимая за истину ориентиры, дающиеся извне.

В то же время медленно, но верно возрождается в нашей стране и другое направление мысли. Появляется литература, посвященная различным духовным практикам, организуются лекции, семинары и тренинги.

Все больше и больше людей узнают об иных ценностях и возможностях самореализации (есть у этой медали и обратная сторона: все больше процветает деятельность самых разнообразных сект).

Проблема духовности часто обсуждается в интернете и прочих СМИ.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, мы сразу сталкиваемся с большим количеством расхождений в понимании духовности. Некоторые определения включают в себя настолько широкий спектр разнообразных явлений, что при желании  в них можно включить любые переживания или занятия людей. Такое определение духовности можно найти, например, у В.

Даля: «…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».[6] Другие определения ограничивают понятие духовности, связывая его непосредственно с  человеческим разумом. Такое определение можно найти в словаре С.И.

Ожегова: «Духовный — относящийся к умственной деятельности, к области духа».[10]

Если обратиться к словарю общей психологии [9], то мы увидим, что под духовностью понимается «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». В данном определении прослеживается связь понятия духовности с мотивационной сферой личности, ценностями, волей. 

Н.А.

Государев [3] понимает под духовностью переживание красоты, тайны и справедливости, стремление к совершенству, при этом эталоны совершенства выбираются самим человеком, а не задаются извне, не навязываются обществом. Переживания, сопровождающие духовное развитие, не вызваны потребностью в материальных и социальных приобретениях. Духовность автор связывает с самопознанием и творчеством, стремлением к идеалу. 

Похожее определение мы можем найти и у Л.Н. Собчик [11]. По ее мнению, духовность – высший уровень самосознания индивида и эмоционально дифференцированного отношения к окружающим явлениям.

Духовность тесно связана с познанием, поисками высшего смысла жизни, совершенствованием своего Я, стремлением к идеалам, пониманию своего предназначения. Это терпимость и наблюдательность по отношению к людям, доброта и искреннее сострадание.

Духовно развивающиеся люди выступают в роли субъекта деятельности, стремясь наполнить свою жизнь определенным смыслом и реализуя свой потенциал. Стремление к высоким идеалам происходит не ради конкретных благ и эгоистических целей и желаний – для них сам процесс духовно богатой жизни является самоцелью.

Духовность — это направленность человека на нематериальные ценности, интерес к окружающему миру, людям, природе, к тому, что не связано с прагматической необходимостью. 

Совсем иной подход мы наблюдаем в психоанализе. Зигмунд Фрейд [14] на протяжении всей своей жизни интересовался вопросами духовного и религиозного плана. Пребывая в уверенности, что рациональными средствами возможно ухватить иррациональные процессы, он интерпретировал религию с точки зрения неразрешенных конфликтов и подавленной сексуальности.

В отличие от него Карл Густав Юнг [14] признавал иррациональное и даже таинственное. Юнг сам пережил много случаев религиозного опыта, которые, очевидно, убедили его в реальности духовного измерения. Он предполагал, что духовный элемент является органичной и неотъемлемой частью нашей психики.

Подлинную духовность он считал одним из аспектов коллективного бессознательного, который не зависит ни от родительского влияния в детстве, ни от образовательной или культурной просвещенности человека.

И если самоанализ и самоисследование достигают необходимой глубины, в сознании непроизвольно начинают появляться духовные элементы. 

Представитель экзистенциальной психологии и создатель логотерапии В. Франкл [13] вводит в психологию представление о духовности как одном из базовых “экзистенциалов” человеческого бытия, связывая ее с другими аспектами нашей жизни.

Духовный, или ноэтический уровень, присущий человеку в отличие от растений и животных, Франкл связывает, прежде всего, с ориентацией на смыслы.

Он уделяет особое внимание духовному бессознательному, проявлением которого является совесть — орган, посредством которого человек улавливает истинные смыслы. 

Проблема духовности и явления, связанные с духовным ростом, подробно рассматриваются в трансперсональной психологии, изучающей мистический, религиозный опыт и измененные состояния сознания [5]. 

Основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли [1, 2] понимал духовность в ее наиболее широком значении, видя в ней жизненную силу человеческого существования и связывая ее с осознанием содержаний сверхсознательного.

К духовности он относил любые формы психической деятельности и состояния сознания, ценность которых превышает средний уровень (эстетическая, гуманистическая, этическая, альтруистическая и иные ценности). Вершиной служит слияние осознания личного Я с осознанием духовного Я.

  Духовное развитие человека – длительный процесс, связанный с глубоким моральным очищением, преобразованием «нормальных» черт личности, трансформацией. Происходит пробуждение скрытых способностей, расширение сознания на новые внутренние пространства.

Многие явления, которые официальная психиатрия признает психопатологическими, он интерпретировал как сопутствующие духовному раскрытию.

Сходные мысли высказывает и основоположник трансперсональной психологии Станислав Гроф [4, 5].

Он считает, что духовность и религию в западной психиатрии долгое время незаслуженно считали лишь ответом психики на стрессовые явления – конфликтные отношения с родителями, страх перед неизвестностью, угрозу смерти и т.д. Рамки душевной болезни были единственной структурой, где можно было испытывать многообразие духовного опыта. 

Духовность Гроф связывает с такими явлениями психики, как переживание смерти и рождения, единства со Вселенной, природой, Богом, встречи с архетипическими существами, осознание предыдущих воплощений. Она не имеет ничего общего с установками, идущими извне, религиозным программированием, а возникает во время контакта человека с определенными областями сознания.

Еще один подход к понятию духовности мы находим у одного из основателей гуманистической и трансперсональной психологии А.Маслоу [8]. Он помещает духовный рост на вершину пирамиды потребностей человека и связывает его с понятием самоактуализации.

Для самоактуализирующихся людей, согласно Маслоу, характерны такие особенности, как принятие себя, доброта, справедливость, самостоятельность, чувство общности с человечеством, творческие способности.

Они способны тонко чувствовать красоту окружающего мира и стремиться к совершенству.  

Несколько различных определений духовности рассматривает в своих работах Кен Уилбер [12], считая их важными аспектами одного общего феномена духовности, и каждый из этих аспектов имеет право быть включенным в интегральную модель.

Он связывает духовность с высшими уровнями любых линий развития — в этом смысле духовность, по сути, означает надличностные уровни любой из линий: высшие моральные устремления (к примеру, сострадание к живым существам), высшие когнитивные способности (такие, как надрациональная интуиция), развитая Самость и т.д. Духовный путь каждого человека носит индивидуальный и уникальный характер, при этом развитие конкретных способностей может происходить в определенной последовательности. Уилбер (как и А.Маслоу) предполагает, что духовность связана с пиковыми переживаниями (измененными состояниями сознания). 

В.В. Козлов [7] связывает понятие духовности с движением человека к расширенному, полноценному способу существования, включающему в себя повышение уровня психосоматического и эмоционального здоровья, увеличение степени свободы выбора и чувство более глубокой связи с природой, людьми и всем космосом.

Это развитие человека как радикальное преобразование черт личности, раскрытие своих возможностей, а также внутреннюю направленность деятельности. Духовное «Я», по его мнению, является единственной структурой личности, которая связывает личность с вечностью и вневременным существованием.

В духовном «Я» находятся религиозные идентификации (я — православный, я — буддист и т. д.), представления о духовном пути. 

Автор выделяет несколько тенденций, присущих духовному «Я».

Первая тенденция — это расширение пространства своего духовного «Я» (экспансивная тенденция). Это означает высокую значимость духовного в человеке и его весомый вклад в философию, психологию, совершенствование образования или же изменение мировосприятия окружающих людей.

Чем большее интеллектуальное пространство захватывает концепция или идея, тем большую значимость она имеет и в плане внутренней самооценки.

Когда пространство социального сознания захватывается через каждую рефлексирующую личность, тогда появляется возможность не только обусловить осознание реальности, мышление, модель мира представителей своего поколения, но и иногда влиять на мировоззрение многих поколений после своей жизни.

Образцами в этом отношении являются Будда, Лао-цзы, Христос, Магомет, которые для огромного количества людей все еще определяют не только стиль мышления и мировоззрение, но и структуру, содержание материального и социального «Я». Таким образом, экспансивная тенденция управляет не только поведением человека, но и активностью больших и малых человеческих групп.

Вторая тенденция – трансформационная. Это изменение концептуального пространства, поиск новых качеств идеи, изменение структуры духовного, углубление понимания определенных тем жизни.

Это высшие состояния сознания – такие, как любовь, сострадание, радость, просветление.

В любом так называемом личностном росте или духовном самосовершенствовании больше проявляется трансформационная, нежели экспансивная тенденция.

Третья тенденция духовного «Я» — консервативная. Она проявляется в стремлении личности удерживать равновесие и сохранить свою структуру идентификаций и смыслов. Эта тенденция выполняет важную функцию: обеспечивает целостность, структурность, индивидуальность личности, стабильность существования человека.

Таким образом, общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а способом существования человека, достигшего личностной зрелости.

На уровне духовности на смену иерархии эгоистических потребностей, жизненных отношений и материальных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр сущностных человеческих и трансцендентных духовных ценностей.

Происходит трансформация, преобразование черт личности, пробуждение скрытых способностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, он выходит за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне.

Читайте также:  Реалистическая психология - психология

Духовность выступает предпосылкой личностной свободы и автономии.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что возрастание интереса к духовности и внутренним поискам — один из обнадеживающих факторов в нашем проблемном мире. Если эта тенденция будет развиваться, внутренняя трансформация человечества может стать значительной силой, способной остановить современные тенденции человека к разрушению себя и окружающего мира.

Т.Коробко, 2011

Список использованной литературы:

  1. 1. Ассаджиоли Р. — Нервные заболевания при духовном росте. – Статья с сайта www.gestalt-rostov.ru. 
  2. 2. Ассаджиоли Р. – Психосинтез. — СПб.: ООО «Речь», 2008.- 384с.
  3. 3. Государев Н.А. – Психология индивидуальности. М.: Ось-89, 2010. — 118 с.
  4. 4. Гроф С. — За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. . – М.: Издательство АСТ, 2004. – 378с.
  5. 5. Гроф С. – Путешествие в поисках себя: измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 346с.
  6. 6. Даль В.И. — Толковый словарь живого великорусского языка. – www.slovardalya.ru
  7. 7. Козлов В.В. — Психотехнологии измененных состояний сознания. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544с.
  8. 8. Маслоу А. – Мотивация и личность. – Спб: Изд-во «Питер», 2010. – 352с. 
  9. 9. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  10. 10. Ожегов С..И. — Толковый словарь русского языка. — www.ozhegov.ru
  11. 11. Собчик Л.Н. — Проблема духовности в психологии. —  Московский психологический журнал. — 2003. — №7.
  12. 12. Уилбер К. – Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М: Издательство «ACT», 2004. – 412с.
  13. 13. Франкл В.  – Человек в поисках смысла. – М.: Издательство Прогресс, 1990 г. – 358с.
  14. 14. Юнг К.Г. — Воспоминания, сновидения, размышления. – Мн.: ООО «Харвест», 2003. – 357с.

22 мая 2015 г.

Источник: https://psynavigator.ru/blogi-psihologov/994

Первый шаг на пути к духовности

Первый шаг на пути к духовности

Что такое «духовность» каждый понимает по-своему. Но существует универсальный принцип, применимый ко всем духовным традициям, это принцип ахимсы  т.е. ненасилия. Он характеризуется не причинением вреда всем живым существам: людям, животным, растениям. И, как не парадоксально, чаще всего он нарушается дома, за обеденным столом.

В Ведах говорится, что тот, кто находится в благости, не ест мяса. Существует три гуны (энергии): благость, страсть и невежество. Для человека, который стремится жить чистой жизнью, развиваться духовно и познавать себя и мир необходимо отказаться от приема пищи, которая прямо или косвенно связана с насилием.

В священных писаниях написано, что за смерть животного несут ответственность и вместе с тем разделяют карму шесть человек: тот, кто дает распоряжение на убийство; тот, кто убивает; тот, кто продает; тот, кто покупает; тот, кто готовит и тот, кто ест. Убивая животное, мы обрекаем себя на повторное рождение в теле такого же животного и быть убитым, таков закон Кармы.

Любое живое существо находится на определенном уровне развития, убивая его или косвенно участвуя в его смерти мы мешаем его развитию, что в следствии приводит и к нашей собственной деградации.

Во времена процветания ведической культуры люди жили по законам Вселенной, они обладали совершенным знанием и понимали, что все живые существа – это создания Бога и они, также, как и люди заслуживают право на жизнь и развитие, поэтому питались они исключительно растительной пищей.

В эти времена люди жили очень долго, обладали уникальной памятью, были отлично развиты физически и никогда не болели. Этот век назывался Сатья Юга или по-другому «золотым веком». Что же происходит сейчас? Почему все изменилось? Ответ на эти вопросы также, можно найти в древних ведических манускриптах.

Веды говорят, что настанет век раздоров, лжи и деградации человечества, это век Кали Юги, в котором мы сейчас и живем.

Одним из признаков Кали Юги является мясоедение, в священных писаниях описано, что когда человек начнет употреблять в пищу мясо он станет рабом своих чувств, что, в конце концов, приведет человечество к гибели.

Многие святые мудрецы считают, что все войны в нашем мире от того, что люди начали употреблять в пищу мясо. Эта взаимосвязь объясняется тем, что, употребляя невежественную пищу — результат насилия, наш разум загрязняется, а процессы мышления притупляются, появляются такие чувства как злость, страх, ненависть.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что от нас многое зависит в жизни, мы делаем выбор каждый день и меняем свою судьбу в ту или иную сторону. Выбирая вегетарианство, мы несем пользу не только себе, но и окружающему миру. Как говорится, хочешь изменить мир к лучшему — начни с себя!

Мы и многие другие люди по всему миру сделали свой выбор, а ты?

 Автор Кучинская Анна

Вернуться на главную

Источник: https://goodveda.ru/2016/08/02/pervyj-shag-na-puti-k-duxovnosti/

Духовность человека

В мире, где все стремительно развивается и совершенствуется, велик соблазн посвятить свою жизнь накоплению материальных благ и удовлетворению своих (или чужих) самых абсурдных прихотей.

В погоне за богатством и статусом можно так и не познать замысел человеческого существования и лишиться духовности, а только она, как считают ученые, философы и верующие, делает человека высокоразвитой личностью.

Духовность человека ― это:

  • высший этап развития личности ― зрелость, мудрость, когда полностью сформированы жизненные ценности: определение своего призвания, чувство ответственности перед следующим поколением, воспитание в себе нравственности и тяга к высокому (искусство, культурные достижения человечества);
  • готовность к самопожертвованию ради благополучия других, открытость и способность к сопереживанию;
  • определенный виток развития в физическом и ментальном плане, основа которого ― Слово Божье.

Единого определения этому понятию нет. Различные направления психологии трактуют его по-разному.

Например, аналитическая психология Юнга, возникшая в прошлом столетии, связывает духовность человека с религиозностью. Опираясь на труды восточных и западных мыслителей, швейцарский ученый сформулировал понятие «архетипа духа человека» и выделял роль этого самого духа в процессе его формирования.

Духовность в западной психологии

Западная психология, сформировавшаяся и получившая признание в послевоенные годы ХХ века, включает в себя несколько направлений:

  • трансперсональная (не отрицающая влияние религии на сознание человека);
  • гуманистическая (в центре ее изучения ― личность, как единственная в своем роде целостная система);
  • экзистенциальная (относящаяся к психологии гуманистической, затрагивает разные аспекты жизни человека). Для нее все имеет значение: отдельный мир человека, его личные переживания и так далее.

По Маслоу человек, обладающий духовностью, находится на высоком эволюционном этапе. Это люди свободны от примитивных желаний, грязных мыслей и поступков, они сеют добро вокруг и проявляют снисходительность к тем, кто этого не заслуживает.

Психологи и психотерапевты в начале считали ХХ века, что отсутствие нравственности есть болезнь и от нее нужно избавляться.

Но и многие неразвитые культуры занимались так называемым исцелением души, совершая разные шаманские обряды, жертвоприношения и прочее.

Духовность в немецкой и христианской психологии

Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

Как определить в человеке духовность

Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.

Духовность выражается:

  • в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
  • избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
  • помощи нуждающимся;
  • социальности и открытости обществу;
  • отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
  • спокойствии и уравновешенности.

В обычной жизни духовность проявляется в мелочах.

Это приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.

Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос.

Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести.

Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.

Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.

Почему важно обладать духовностью

Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.

  1. Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.
  2. Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы. Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
  3. Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
  4. Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
  5. Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
  6. Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
  7. Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.

Существует так называемая мера духовности. Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность.

Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен). Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь.

Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?

Формула духовности до безобразия проста

Духовность ― это нечто среднее между двумя пороками: постоянной нехваткой чего-то материального (страсть к накопительству) и избытком «духовного» (ощущение себя Богом, презрение к обыденным вещам, сознательное ограничение себя в походах на вечеринки, встречах с друзьями, неумение расслабляться, погружение себя в религию и так далее).

В заключение

Желание обрести нравственность внутри себя оправдано. Если духовность ― это высокая ступень развития, то она и есть конечный этап, к которому важно стремиться, чтобы осуществить свое предназначение.

Развить ее можно разными способами.

Самые простые среди них ― увлечение искусством (высокоинтеллектуальное кино, живопись, художественные произведения, походы в театр), изучение богослужебных книг, посещение церковных служб.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovnost.html

Ссылка на основную публикацию