Движущие силы поведения — психология

Движущие силы поведения

Движущие силы поведения - психология

Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты — психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Трактуя закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения.

Каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

Количество инстинктов неограниченно, но Фрейд делил их на две группы˸ инстинкты жизни и инстинкты смерти.

Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида.

Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо (энергия либидо) — термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении. Но т.к.

сексуальные инстинкты разнообразны в проявлении, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка˸ рот, анус и половые органы.

Вторая группа инстинктов — инстинкты смерти (Танатос), которые лежат в базе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики˸ источник, цель, объект и стимул. Источник — это состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.

Для понимания динамики энергии инстинктов и её выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности.

Проявления смещенной активности можно наблюдать, в случае если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в базе творчества или домашних конфликтов из-за проблем на работе.

По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов˸ сексуального и агрессивного.

Развитие личности, по Фрейду, начинается с сексуального развития. Сексуальный инстинкт проявляется у ребенка с момента рождения, но до периода полового созревания (генитальная стадия) он не связан с функцией размножения, а преследует только достижение удовольствий различного рода.

Источником инфантильной сексуальности выступает раздражение особо возбудимых частей тела — эрогенных зон (слизистой рта, заднего прохода, мочеиспускательного канала, отдельных участков кожи и др.).

Последовательная смена эрогенных зон и задает направление сексуального развития с прохождением соответствующих стадий — оральной, анальной, фаллической и, после латентной фазы (от 5-6 лет до пубертатного периода), когда сексуальная жизнь как бы уходит на время в тень, — генитальной.

По разным внешним и внутренним причинам возможны задержки на какой-то стадии или регрессия — возвращение на уже пройденную.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/202546_dvizhuschie_sily_povedeniya

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

При самом простом делении движущих сил поведения можно сказать, что человеком движет или , или , . Несмотря на то, что человека именуют homo sapiens, «человек разумный», как движущая сила поведения разум, похоже, обычно проигрывает чувствам и эмоциям, аффективным процессам в целом.

Едва ли тут дело в том, что разум слабее чувств, скорее люди разумом реже пользуются. Включать голову, действовать на основе разума – это предполагает определенный уровень культуры, требует усилий и обучения, в то время как действия на основе чувств более естественны и усилий не требуют.

Как живет человек, у которого является преобладающей аффективная сфера? Такой человек действует иногда по , иногда вследствие , причем и побуждение, и принуждение может проистекать как извне, так и изнутри человека. Если эти движущие силы человеческого поведения представить в виде , мы получим следующее.

  • Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег… — эту область можно назвать и .
  • Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику — все внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение — это область : того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
  • Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину остановиться — это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют .
  • Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область — .

При этом необходимо заметить, что многие действия человека организуются внутренними и внешними обстоятельствами таким образом, что правильнее говорить не о побуждении или принуждении, а об . Поведение, организованное разумными соображениями, как и поведение, определяемое привычками и традициями — все это является примером так или иначе организованного поведения.

Организованные сотрудники приходят на работу к 9.00, потому что в организации такие порядки, потому что они люди организованные и приходить вовремя для них естественно. Переходя дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а потом направо — если мы понимаем смысл этих действий и так поступаем, для нас это не побуждение и не принуждение, а разумная организация своего поведения.

Если родители гаркнули: «Иди спать!» — и ребенок поплелся в кровать, это был для него стимул. Если ребенок увидел уютную кровать и ему, немного уставшему, захотелось ненадолго прилечь — сработал мотиватор.

Если ребенок захотел спать и его потянуло в кровать — тут был мотив. Ребенок с трудом оторвал себя от компьютера и, несмотря на желание поиграть еще дальше, пошел укладываться — это внутреннее принуждение.

Если же ребенок вспомнил, что уже пора спать — это уже выход за рамки аффективной сферы. Такой ребенок уже умеет организовывать себя разумными соображениями и живет по порядку.

Аффективная сфера действует мощнее, но именно внутренние убеждения как сплав разума, чувств и воли, образуют настоящий внутренний стержень человека.

«Папа сказал», «Бог велит» — как внешний стимул и внутреннее принуждение, подобные установки не очень прочны: внешнего можно избежать, от принуждения хочется освободиться. Только тогда, когда те или иные установки живут внутри человека как его собственные убеждения, поддерживаются его разумом и волей — у человека есть внутренний стержень, понимание долга и человеческого образа.

Уровни движущих сил поведения

Движущие силы человеческого поведения можно разложить по уровням:

  • , (уровень духа)
  • : разумное , , , и . «Надо» (уровень )
  • , внутренние чувства, мотивы, интересы, потребности. Хочу (уровень и )
  • , установки (уровень души)
  • (уровень тела)
  • , привычки, инстинкты, рефлексы. (уровень тела)

С точки зрения все движующие силы человеческого поведения удобно разбить на три группы:

Создание ситуации — один из методов на себя и окружающих, более характерный для . Практически то же самое, что Выстраивание ситуации, разница только в том, что Создание ситуации — это с нуля, а Выстраивание ситуации — из уже имеющихся элементов.

Мотив — главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии Надо, жизненных целей и ценностей. Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании Надо и своих жизненных целей и ценнностей.

​​​​​​​

Источник: https://psy-space.ru/?page=dvizhuschie-sily-povedeniya

Движущие силы поведения

Движущие силы поведения - психология

При самом простом делении движущих сил поведения можно сказать, что человеком движет или разум, или чувства^, когнитивные или аффективные процессы. Несмотря на то, что человека именуют homo sapiens, «человек разумный», как движущая сила поведения разум, похоже, обычно проигрывает чувствам и эмоциям, аффективным процессам в целом.

Едва ли тут дело в том, что разум слабее чувств, скорее люди разумом реже пользуются. Включать голову, действовать на основе разума – это предполагает определенный уровень культуры, требует усилий и обучения, в то время как действия на основе чувств более естественны и усилий не требуют.

Как живет человек, у которого является преобладающей аффективная сфера? Такой человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуждение может проистекать как извне, так и изнутри человека. Если эти движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.

  • Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег… — эту область можно назвать Желания и мотивы.
  • Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику — все внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение — это область мотиваторов: того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
  • Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину остановиться — это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
  • Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область — Аффекты.

При этом необходимо заметить, что многие действия человека организуются внутренними и внешними обстоятельствами таким образом, что правильнее говорить не о побуждении или принуждении, а об организации поведения^.

Организованные сотрудники приходят на работу к 9.00, потому что в организации такие порядки, потому что они люди организованные и приходить вовремя для них естественно. Переходя дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а потом направо — если мы понимаем смысл этих действий и так поступаем, для нас это не побуждение и не принуждение, а разумная организация своего поведения.

Если родители гаркнули: «Иди спать!» — и ребенок поплелся в кровать, это был для него стимул. Если ребенок увидел уютную кровать и ему, немного уставшему, захотелось ненадолго прилечь — сработал мотиватор.

Если ребенок захотел спать и его потянуло в кровать — тут был мотив. Ребенок с трудом оторвал себя от компьютера и, несмотря на желание поиграть еще дальше, пошел укладываться — это внутреннее принуждение.

Если же ребенок вспомнил, что уже пора спать — это уже выход за рамки аффективной сферы. Такой ребенок уже умеет организовывать себя разумными соображениями и живет по порядку.

Поведение, организованное разумными соображениями, как и поведение, определяемое привычками и традициями — все это является примером так или иначе организованного поведения.

Телесные рефлексы и автоматизмы, по видимому, также можно считать разновидностью организованного поведения: легкий удар молоточка в ямочку под коленом вызывает коленный рефлекс и дергает ногу еще до того, как мы ощутили то или иное побуждение или принуждение.

Аффективная сфера действует мощнее, но именно внутренние убеждения как сплав разума, чувств и воли, образуют настоящий внутренний стержень человека.

«Папа сказал», «Бог велит» — как внешний стимул и внутреннее принуждение, подобные установки не очень прочны: внешнего можно избежать, от принуждения хочется освободиться. Только тогда, когда те или иные установки живут внутри человека как его собственные убеждения, поддерживаются его разумом и волей — у человека есть внутренний стержень, понимание долга и человеческого образа.

Уровни движущих сил поведения

Движущие силы человеческого поведения можно разложить по уровням:

  • миссия, ценности (уровень духа)
  • рациональность: разумное понимание, решения, планы, правила и договоренности. «Надо» (уровень ума)
  • желания, внутренние чувства, мотивы, интересы, потребности. Хочу (уровень души и тела)
  • эмоции, установки (уровень души)
  • страхи (уровень тела)
  • автоматизмы, привычки, инстинкты, рефлексы. (уровень тела)

Мотив и другие движущие силы человеческого поведения

Мотивы — одна из движущих сил поведения,наряду с привычками, Надо, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями,

Мотив — главная и как правило осознаваемая движущая сила в отсутствии Надо, жизненных целей и ценностей. Если человек имеет позитивную мотивацию, увлечен мечтой и ценностью, у него уже не мотивы-стимулы, а смыслы от смыслообразующих мотивов. Не мотивы управляют им, а он рассматривает их смыслы и принимает решение действовать на основании Надо и своих жизненных целей и ценнностей. См.>

Читайте также:  Автоматизм - психология

Мотивация

С точки зрения мотивации все движующие силы человеческого поведения удобно разбить на три группы:

  1. позитивная мотивация или самомотивация (желание, миссия)
  2. негативная мотивация или самомотивация (боль, страх, запрет)
  3. организация жизни, создание и выстраивание ситуации (обстоятельства, автоматизмы — задают рамки).

Источник: http://www.all-tests.ru/dvizhushhie-sily-povedenija.htm

Психология движущих сил — Энциклопедия по экономике

Психология движущих сил - Энциклопедия по экономикеГЛАВА 4. Психология ДВИЖУЩИХ сил 71  [c.71]

Конечно, объяснения психологии движущих сил рынка по Эллиотту приходится принимать на веру. Подтвердить их практикой не представляется возможным.

Психология каждой отдельной волны неуловима для научного измерения и остается на уровне вербальных описаний.

Однако особого ущерба делу это не наносит, поскольку главное здесь — не психологические положения, а принципы графического анализа.  [c.77]

Индивидуальный характер каждой отдельной волны складывается в результате влияния двух факторов. Во-первых, это специфика психологии движущих сил каждой волны анализируемой стадии развития цикла. Во-вторых, интерференция (взаимодействие) волн разных масштабов как следствие фракталь-ности цикла.  [c.77]

Однако современные сдвиги в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех движущих сил, которые сейчас порождают инфляцию.  [c.302]

Методологически Юм рассматривал общественные науки как раздел прикладной психологии. Его философия, отношение к личному интересу и накоплению как к движущим силам экономической дея-  [c.224]

Собственно говоря, до конца объяснить, почему процесс изменения протекает именно по эмпирически обнаруженной формуле 5 3, не может и сам Эллиотт, хотя он и попытался по-своему осмыслить полученный результат.

На вопрос о том, какие движущие силы вызывают столь определенные изменения психологии участников рынка, Эллиотт отвечает уклончиво, но просто таково свойство человеческой природы, выражающееся в своего рода естественной цикличности изменения вкусов и предпочтений, присущей людям вне зависимости от экономических реалий.  [c.74]

Сами же движущие силы рынка рождаются в глубинах массовой человеческой психологии, подчиняющейся, в свою очередь, универсальным законам природы. Именно их отражением и является волновой цикл, открытый Эллиоттом. Вот почему только с помощью данного методического инструмента прогнозирование будущего рынка становится возможным.  [c.76]

Факт отсутствия каких-либо формул успеха мы принимаем в качестве обстоятельства непреодолимой силы, тупика. Это вынуждает рассматривать всякую постановку задачи о поиске формулы , гарантирующей успех , как некорректную.

Рынок словно настойчиво подсказывает , что перед лицом непредсказуемой изменчивости движущих сил — сплава экономики, техники, психологии и прочих факторов, способных устраивать разруху в умах участников рынка, путая им всю игру, — необходимо искать иные подходы.  [c.15]

Выявленные комбинации параметров приводят фирму к неизбежности изменений, больших или малых. При этом сильные стороны и возможности могут представлять движущие силы, а слабые стороны и угрозы — сдерживающие силы.

Немецкий психолог Курт Левин [83] предложил особый методический прием, позволяющий сопоставлять движущие и сдерживающие силы, и назвал его анализом поля сил.

Схематично этот анализ можно представить в форме диаграммы, где силы показаны стрелками разной толщины, символизирующей их мощность (рис. 4.7).  [c.147]

В психологии мотивация понимается как движущая сила поведения. Она играет ведущую роль в формировании личности, пронизывая ее основные структурные образования характер, мировоззрение, направленность деятельности. Мотивация охватывает все виды стремлений человека потребности, эмоции, память о целях и средствах (рис. 7.6).  [c.494]

Для правильного понимания движений рынка, что жизненно важно в работе индивидуального трейдера, необходимо иметь верное представление о внутренних движущих силах рынка, определяющих действия его участников.

Полезно разобраться в психологии рынка, хотя возможности применения ее ограничены, поскольку трейдер не видит других участников рынка и не имеет возможности непосредственного общения, необходимого чтобы оценить их настроение, а тем более повлиять на него.

Тем не менее, в основе движений рынка лежат прежде всего эмоции его участников, поэтому для описания рынка очень часто применяют психологический язык.  [c.92]

Цель главы — дать классификацию и проанализировать движущие силы и психологию ценового движения. Сначала я сделаю это на самом исходном уровне (то есть на уровне отдельно взятого трейдера), после чего расширю рамки обзора до группового поведения трейдеров.

К чему я хочу вас подвести К тому, что понять, как трейдеры оценивают рыночное будущее нетрудно надо просто понаблюдать за тем, что они делают. Только при этом нужно разбираться в подспудных психологических силах их действий.

Ну, а если их оценка ясна, то предугадать их вероятный следующий шаг при данных условиях и обстоятельствах и вовсе легко.  [c.221]

Не секрет, что на сегодняшний день большинство люден, давно работающих на финансовых рынках, считают, что главной движущей силой, действующей на рынках, а также основной причиной появления убытков является психология в самом общем понимании этого слова.  [c.247]

Действительно, если эндогенные импульсы , движущие рынком, — отражение психологии толпы , то под влиянием каких сил они возникли  [c.180]

Существенный вклад в анализ и описание изменений внес известный ученый — психолог Курт Левин. Он использовал подход, основанный на понятии стабильность организации . При этом, говоря о стабильности организации, он подразумевал обеспечение равновесия двух сил движущих и сдерживающих (рис. 1.9.3).  [c.55]

В заключение этого краткого описания свойств рыночных графиков подчеркнем еще раз, что в техническом анализе они рассматриваются как универсальные свойства, которые проявляются на графиках любых рынков и на разных временных масштабах.

То есть, они связаны не с отдельным торгуемым товаром и не с конкретной сложившейся на рынке ситуацией, но имеют общий характер и являются следствием самой природы рынка, результатом действия сил, управляющих и движущих рынком.

Эти свойства, прежде всего — проявление психологии рынка.  [c.84]

Технические аналитические инструменты, известные как «индикаторы», часто бывают чрезвычайно полезными в оценке и подтверждении статуса движущей силы рынка или психологического фона, который обычно сопровождает волны каждого типа.

Например, индикаторы психологии инвесторов, как те, что реагируют на короткие продажи, транзакции опционов и списки рыночных опционов, достигают экстремальных значений в конце волн «С», вторых и пятых волн. Индикаторы инерции (momentum) показывают упадок силы рынка (т.е.

скорость изменения цен, охват и на мелких волновых уровнях — объем) в пятых волнах и волнах «В» растянутой волновой плоскости, создающий «инерциальное расхождение».

Так как полезность отдельного индикатора может меняться или уменьшаться в результате изменения в рыночной механике, мы настоятельно рекомендуем использовать их в качестве вспомогательных инструментов для правильного волнового исчисления волн Эллиотта, но не полагаться на них до такой степени, чтобы пренебрегать очевидным предзнаменованием волнового исчисления. Действительно, взаимосвязанные указания в рамках Закона волн иногда говорили о такой рыночной среде, которая вызывала у некоторых рыночных индикаторов временную деформацию или беспомощность в прогнозировании.  [c.122]

Навыки пользования тремя методами анализа рынка Форекс (изложенными выше) и разумная торговая тактика являются необходимыми условиями Вашего благополучия на финансовом рынке, но далеко не достаточными.

Еще необходимо разбираться в психологии участников рынка, в их мотивации и движущей силе, что, в конечном итоге, определяет понимание происходящего на рынке Форекс.

Все положительные и отрицательные качества трейдера как личности высвечиваются в калейдоскопе быстрой смены рыночных событий и оказывают порой определяющее значение на результат торгов.

Зашоренные и слабые, самоуверенные и колеблющиеся, безразличные и медлительные, все эти финансисты обречены стать жертвами рынка. Знание собственных плюсов и минусов характера может помочь избежать разорения. Если же вдобавок к этому Вы научитесь правильно оценивать психологическое состояние и поведение рыночной толпы, то Ваши шансы на успех становятся огромными.  [c.224]

Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Чтобы потребность «заработала» и исполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие особого «пускового механизма» в виде специального психологического явления, называемого мотивом.

Другими словами, для инициации деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, который способен данную потребность удовлетворить. Мотив «опредмечивает» потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Мотив — это то, ради чего совершается деятельность.

Существуют разнообразные попытки определения понятия «мотив».

Их обсуждение, логическое обоснование и выбор наиболее точного определения интересны только специалистам-психологам и слишком далеко увели бы нас от цели, потому ограничимся определением, по возможности, самым простым и коротким, заранее соглашаясь на какие-то погрешности в смысле точности и полноты.  [c.105]

В нашем контексте рассмотрения движущих сил рынка не имеют особого значения тонкие академические различия между такими явлениями социальной психологии, как поведение группы, толпы или массы людей. А.С. Pigou. Industrial Flu tuations, 1927.  [c.70]

Вся дальнейшая история мирового революционного движения доказывает значимость малых групп как первичных клеток новых общественных организмов, зарождавшихся внутри старых социальных систем. Изучение малой социальной группы, закономерностей ее возникновения, формирования, движущих сил является актуальнейтпей задачей социальной психологии.  [c.42]

Эксперименты, проведенные под руководством Э. Мэйо и Ф.Д. Рот-лисбергера, подчеркнули значение лидерства и рабочих групп и их влияние на производительность рабочих и степень их удовлетворенности своей работой. Указанные эксперименты проводились на заводе Хо-торн компании Вестерн Электрик в штате Иллинойс.

Исходно в период с 1924 по 1927 год их проводили инженеры компании, пытаясь найти пути решения чисто производственных вопросов. В частности, они хотели вьыснить влияние освещения на производительность труда.

Однако результаты эксперимента противоречили логике производительность труда увеличивалась и при повышении степени освещенности, и при ее значительном понижении.

Исследователи пришли к выводу, что рабочие реагировали не на изменение освещения, а на сам эксперимент, и тот факт, что они в нем участвовали, являлся для них определяющим. С тех пор такое явление получило название хоторнский эффект . В дальнейшем эти исследования были продолжены Э. Мэйо.

Движущей силой улучшения производительности являлась не только система материального поощрения, но и межгрупповая конкуренция, а также отношение к рабочим руководства и их коллег. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Более поздние исследования, проведенные А.

Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники школы научного менеджмента, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. Разработанная А. Маслоу теория потребностей ( пирамида потребностей ) нашла широкое применение в менеджменте.  [c.35]

Мотив характеризует прежде всего волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив — это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение.

Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознаны.

Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он — феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания.

Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.  [c.177]

Перечисленные функции свидетельствуют о высокой сложности работы менеджеров. Поэтому они являются организаторами и координаторами в достижении целей, руководят менеджерами нижнего ранга, специалистами и рабочими.

Если система менеджмента является нервной системой, системой достижения конкурентоспособности организации, то менеджер — ее субстанцией и движущей силой.

Менеджер- ковбой , обученный по примитивным информационно-описательным книгам, может работать только в условиях устоявшихся рыночных отношений, например в американских, где правила его поведения жестко регламентированы, в условиях же переходной экономики, характеризующейся большой неопределенностью факторов, достижение целей организации может обеспечить только менеджер-профессионал, генератор идей, патриот своей страны и организации, обученный по технологии МЭТУК и отвечающий вышеперечисленным высоким требованиям. Понимаю, что это трудно. Однако 30 лет назад курс Организация и планирование производства был значительно сложнее предлагаемого мною Производственного менеджмента , но он не учитывал рыночные механизмы. А обучение по философско-психологи-ческим, информационно-описательным западным книгам по менеджменту только снижает качество российского образования. Готов с благодарностью выслушать критические и конструктивные замечания читателей по данному вопросу.  [c.16]

Предмет и история психологии развития человека категория развития теории психологического развития концепция усвоения общественного опыта образование и развитие предпосылки, условия и движущие силы развития периодизация психического развития категория возраста развитие как процесс и деятельность социальная ситуация развития ведущий вид деятельности основные новообразования основные ступени развития человека родовой кризис стадия новорожденности младенчество комплекс оживления раннее детство предметная деятельность символизм кризис трех лет дошкольное детство игра сознание и самосознание дошкольника кризис детства психологическая готовность к школе отрочество учебная деятельность теоретическое мышление развитие личности кризис отрочества подросток и взрослые самосознание подростков потребность в самоутверждении юность осознание себя как личности мировоззрение самоопределение кризис юности определение смысла жизни молодость авторство собственного образа жизни кризис молодости стадия взрослости кризис взрослости зрелость кризис зрелости старость.  [c.106]

Читайте также:  Счастье - психология

Престижность рекламы определена тем, что она обслуживает интересы бизнеса. А бизнес — это главная пружина, движущая сила развития общества. Кроме того, реклама играет огромную роль в становлении и разработке целого ряда наук, способствующих развитию бизнеса.

Это в основном прикладные аспекты таких наук, как социология, общая психология, социальная психология, демография, теории коммуникаций и средств массовой информации. В рамках рекламного бизнеса разрабатываются и такие узкие науки, как психография, социометрия и т. д.

Особое внимание уделяется разработке проблем психологии восприятия, понимания и запоминания рекламного сообщения, а также лингвистики, психологии восприятия цвета, запаха, музыки. Исследуются средства массовой информации, изучается их аудитория.  [c.58]

Замешанная на психологии победителей, сильная корпоративная культура, какую и демонстрирует нам Motorola, активно сопротивляется внедрению нового образа мыслей.

По сути, именно в этом и состоит проблема готовности к изменениям, связана ли она с разработкой новых сотовых телефонов, новых внутрисосудистых эндопротезов или новых принципов взаимодействия с влиятельными клиентами.

В каждой компании существует свой набор основополагающих идей, которые оказывают определяющее влияние на мышление ее руководителей, и преодолеть это влияние чрезвычайно трудно.

Именно поэтому потребовалось так много времени, чтобы подразделение Motorola, занимающееся сотовыми телефонами, осознало необходимость перехода от аналоговых технологий к цифровым, и именно поэтому высшему руководству компании было так сложно отказаться от ментальное обитателей крепости , для которых изящество технологических решений стоит превыше желаний потребителя. И в том и в другом случае компании не хватило здоровой неудовлетворенности (43)> которая на протяжении многих лет являлась важнейшей составляющей инновационного потенциала организации. Поведение, на первый взгляд кажущееся необъяснимо нерациональным, зачастую оказывается вполне объяснимым, стоит только докопаться до глубинных движущих сил, которые определяют поступки людей и организаций.  [c.96]

УКП должно быть научно-концептуальным4, а значит базироваться на современных достижениях теории управления, психологии (в частности психологии управленческой карьеры), социологии в области познания основных закономерностей, движущих сил и механизмов, факторов и детерминант карьерного развития.

Каждая из этих наук добилась существенных результатов в изучении своего предмета, одного из аспектов карьеры как объекта исследования, и их соединение может явиться прочным теоретическим и методологическим фундаментом для построения и развития концепции управления карьерой, которая бы позволила получить ощутимый практический эффект.  [c.52]

Технология управления на базе активизации деятельности персонала основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.

Данная технология эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяется настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников неограничен.

Технология требует наличие системы слежения за действием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива. Активизация объединяет два понятия стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию.

К моральному стимулированию относятся выдача ответственных заданий, доверие, благодарности, правительственные награды, повышение в должности или представление к ним и т.п. К материальному стимулированию относятся выплаты в денежной и товарной форме, в форме услуг, знаний и информации.

Мобилизация — это формирование в работнике на базе патриотизма, моральных ценностей человека и общества новых движущих сил ( второго дыхания ) для достижения поставленных целей. К приемам мобилизации относятся лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя или коллег, самоосознание важности выполняемого задания и т.п.  [c.104]

Источник: http://economy-ru.info/info/146403/

Теории личности

Теории личности. . .

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами.

Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым).

Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения.

Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что написано на этой странице, то ее не хватит на другие виды психической активности — на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизионную передачу. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, может служить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью сдавать экзамен на следующей неделе.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным.

Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение — их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности» (Freud, 1940, р. 5).

Сущность жизни и смерти

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.

Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо — термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом.

Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы.

Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования.

Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия).

Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть» (Freud, 1920b, p. 38). Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти.

Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда.

Что собой представляют инстинкты в действительности

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта — состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.

Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства.

Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта.

Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни.

Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).

Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей.

Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности.

Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

Рассмотрим следующую не столь уж редкую ситуацию. Ваш начальник запугал вас мерами, которые последуют, если вы не выполните свою работу. Вы приходите домой, хлопаете дверью, пинаете собаку и кричите на своего супруга.

Что произошло? Вы выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к вашему состоянию; это было непрямое выражение эмоций.

Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.

Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений.

Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии.

Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

Источник: http://bookap.info/genpsy/terlich2/gl25.shtm

Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение

Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение

План:

1. Термин «научение»

2. Уотсон, законы развития

3. Торндайк, законы научения

4. Основные направления в бихевиоризме

5. Изучение инструментального поведения

Бихевиоризм — наука о поведении. Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция. Ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому с первых дней важными становятся процессы научения.

Термином «научение» обозначают относительно постоянное изменение поведенче­ского потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом опре­делении содержатся три ключевых элемента:

  1. совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и длительно­стью;
  2. изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные возможности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияющему на него вооб­ще никогда);
  3. научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не происходит просто в результате взросления и роста).

В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию, но все же Уотсон попытался развести эти понятия. Он выделил законы развития: хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций, увеличение количественной выраженности реакций.

Но понимал недостаточность своих законов и сделал следующую попытку разграничения научения и развития: в обоих случаях результат — возникновение нового поведения.

Если новое поведение приобретается в условиях созревания и не связано с обучением напрямую, но это развитие, если нет доказательств созревания и присутствует момент научения, то это научение. Однако в детском возрасте и научение, и созревание проходят в условиях созревания.

Читайте также:  Каждый заботится только о себе: правда ли это? - психология

Законы научения Торндайка:

  • Закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула. Например для эффективного научения, когда в кач-ве подкрепления используется пища, животное должно быть голодным.
  • Закон подкрепления или эффекта — научение происходит только при условии подкрепления новой реакции.
  • Закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее подкрепления.

Для бихевиоризма характерно утверждение, сформулированное Торндайком: законы научения универсальны для всех, от червя до человека.

Основные направления в бихевиоризме — три теории:

  • Классического обуславливания: условный стимул => безусловный стимул => безусловная реакция, затем преобразуется в схему условный стимул => условная реакция.
  • Оперантного научения Скиннера: поведение => положительное подкрепление => усиление (повторение) => поведение. Систематический контроль, подкрепление желаемого адаптивного поведения. Например, система жетонов в тюрьмах.
  • Социального научения Бандуры: принципиальные отличия научения человека от животных. У чел-ка – по механизму социального подражания, а у животных — путем проб и ошибок. Человек учится на чужих ошибках. Если бы каждый из нас вырабатывал новое поведение путем проб и ошибок, репертуар поведения был бы крайне ограничен. Опыт: 2м группам детей показывали фильм, где был агрессивный человек. В первой ситуации он выходил победителем, во второй его наказывали. Первая группа детей потом вела себя агрессивно в играх с игрушками, а вторая нет. Схема: презентация модели поведения; разъяснение; имитация, воспроизведение ребенком; обр связь и подкрепление; оценка правильности поведения и подкрепление; упражнения. Бандура считал, что способность к подражанию зависит от уровня развития когнитивных процессов. Успех научения Бандура связывает с процессами самоконтроля и самоподкрепления. Таким образом теория соц научения вышла за пределы факторного подхода, тк тут уже активность человека.

В бихевиоризме были факты о возможности сдвигов сроков обучения на более ранние возраста => лозунг: детство используется непродуктивно! => детей загрузили кружками, занятиями, а игры отошли на второй план.

Ранние представители «теории научения» направляли свои изыскания на инструментальное поведение. Они исследовали те его виды, которые влекли за собой последствия. Изучению подвергалось, например, поведение кры­сы, перемещающейся по лабиринту для нахождения выхода и получения пищи.

При этом измеряли такие величины, как количество времени, требующееся крысе для достижения цели в ходе каждой из повторяющихся попыток. Аналогично ис­следованию Торндайка, процедура состояла в том, что крыса помещалась в нача­ло лабиринта, а затем производилась оценка ее продвижения к выходу.

Главным анализируемым показателем было количество попыток, требующихся крысе для того, чтобы она, наконец, смогла пройти весь лабиринт, не совершая ошибок (та­ких, как попадание в тупиковые коридоры).

11. Проблема психического развития ребенка в теории социального научения (А.Бандура)

План:

1. Концепция социального научения, общее

2. Социализация

3. Социальное научение, Бандура

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.

Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения.

Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.

Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности.

Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940-1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж.

Кольмана и др.

В разных научных школах понятие социализация получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» – как самоактуализация «Я-концепции». Явление социализации многоаспектно, поэтому каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

Социальное научение, А. Бандура (1925):

Считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека.

Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации,т. е.

путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.

Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности.

Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками.

После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его.

Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:

  1. внимание к действию модели;
  2. память о воздействиях модели;
  3. двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;
  4. мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.

Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.

12. Проблема психического развития в психоанализе (З.Фрейд).

План:

1. Основные положения теории

2. Структура личности

3. Психосексуальное развитие

4. Периодизация

Фрейд никогда не занимался конкретно возрастной психологией. У него двухфакторная теория.

Человек страдает не от актуального, а от переживаний детства. Сексуальное влечение характеризуется объектом и секс. целями. Секс цели — области тела, связ с удовольствием — эрогенные зоны.

Основные положения:

  1. Психологическое развитие понимается, как мотивационно — личностное.
  2. Развитие — это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.
  3. Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.
  4. Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.
  5. Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Развитие личности состоит в становлении ее структуры:

  • ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду- любая телесная потребность) Главная функция — побуждения. Два влечения: эрос (к жизни, наделено энергией либидо) и танатос (к смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)
  • ЭГО – Я — прижизненное образование. Основная функция — помирить ид и суперэго. Эго — подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ — суперэго, ид и реальность.
  • СУПЕРЭГО — Сверх я — формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура — совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы — родители. Основные функции — контроль, наказание. Направлено против телесных потребностей.

Согласно Фрейду: Источник психического развития — влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо — прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

Развитие — есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.

Эрогенные зоны — области тела чувствительные к стимулу.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе — приобретённые установки, черты, ценности.

Два фактора, влияющие на развитие:

  • Фрустрация — сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает неполучение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.
  • Сверхзаботливость — ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

Остаточное поведение — при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

Регрессия — возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

Классификация периодов:

  1. Оральная стадия (0 — 1,5 г.). От рождения — до прекращения кормления грудью.

Основной источник удовольствия — кормление. Губы, рот — главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое поведение. Формир эго.

Остаточное поведение — жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача — формирование зависимости и независимости от других людей.

В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально-пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.

На поздней стадии (орально — садистической) — любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.

  1. Анальная стадия (1,5 — 3 г.).

Эрогенная зона в области ануса. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения и релаксации. Встречается с запретами — внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. Если бы их не было, личность бы не развивалась, ограничение приводит к осознанию самого себя.

На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.

Происходит тестирование реальности: изучение возможностей получения удовольствия в условиях социальных норм и запретов.

  1. Фаллическая стадия (3 — 5, 6 лет).

Пик детской сексуальности. Эрогенная зона — гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Первый выбор сексуального объекта.

С матерью связано удовольствие => и мальчик и девочка выбирают мать. Привязанность мальчика к матери — Эдипов комплекс. Девочки к отцу — комплекс Электры. Каждый ребенок неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации.

Страх кастрации — боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.

Суперэго — результат разрушения Эдипова комплекса.

К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический характер — по-разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.

Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности (негативный Эдипов комплекс, ненависть к матери, любовь к отцу).

  1. Латентный период (6 — 12 лет, пубертат).

Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо. Амнезия, вытеснение из памяти первичных сексуальных переживаний.

  1. Генитальная стадия (пубертат). 12-18 лет

С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу. Бурное половое созревание, второй выбор секс. объекта. Бурный рост энергии либидо. Снова всплывает Эдипов комплекс, но он преодолевается, переход на сверстников, отказ от родителей.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер — идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.

Для каждого периода возможна фиксация:

  • гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);
  • нарциссизм — либидо направлено к себе (я — объект сексуальных удовольствий).

На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.

Включаются защитные мех-мы:

  • Регрессия: на оральнуюанальную стадию. Беспорядок, обжорство, коллекционирование..
  • Аскетизм: отказ от всего, что доставл удовольствие. Неэффект защита => переход в полн противоположное
  • Интеллектуализация: сиденье над учебниками.

Источник: https://infopedia.su/16x5c78.html

Ссылка на основную публикацию