Энергетика лидера и группы — психология

Главное качество лидера — энергия, а не интеллект | Карьера и свой бизнес

VQ — это коэффициент жизненной энергии, или, иными словами, способность руководителей заряжать энергией себя и окружающих. В основе лидерства лежит способность к осуществлению изменений, но при отсутствии хотя бы минимального количества энергии достичь этого невозможно. Мы твердо убеждены: VQ для успешного руководителя имеет даже большее значение, чем IQ и «эмоциональный интеллект».

В этой статье раскрываются пять основных аспектов, определяемых коэффициентом жизненной энергии (VQ) и касающихся лидерства.

Почему у лидера должен быть высокий VQ

VQ — это движущая сила, мотор, стимулятор человеческой жизни. Люди представляют собой своеобразный проект — систему жизненных функций, которая стремится как можно дольше сохранить свою работоспособность и максимально эффективно выполнить поставленные задачи.

В основе этого проекта (как и любого другого) лежит намерение, цель — желание жить. Так вот VQ — это не что иное, как интенсивность желания жить. Чем выше VQ, тем сильнее мы хотим развиваться, контролировать происходящее с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точек зрения.

Люди с высоким VQ пытаются тем или иным способом улучшить свою жизнь и поэтому могут воздействовать на окружающих.

Важно ли это качество для лидера? Безусловно. Задача лидера — способствовать переменам и преодолевать возникающее сопротивление. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что достаточно высокий уровень VQ — обязательное, хотя и не единственное условие успешного руководства.

Кроме того, лидеры, неспособные контролировать уровень своего VQ в соответствии с обстоятельствами, не смогут достичь высоких результатов.

Бывают моменты, когда руководителю приходится сдерживать свою активность и не вмешиваться в ситуацию, чтобы дать другим людям возможность проявить себя.

Вот рецепт полноценного развития сотрудников: проявление доверия и контроль над собственным VQ для обеспечения успешных действий других людей.

Откуда берется VQ?

Мы считаем, что VQ — это врожденное качество. Каждый человек с рождения обладает тем или иным уровнем жизненной силы, поэтому одни люди более энергичны, резки, торопливы, нетерпеливы, стремительны, активны и неутомимы, чем другие.

По нашему мнению, уровень VQ остается более или менее одинаковым на протяжении всей жизни.

В старости уровень внутренней энергии не меняется — за исключением случаев, когда человек заболевает или ослабевает физически, но даже тогда VQ может просто не проявляться активно, а «затаиться» до времени.

Однако в этой теории есть очень важный момент. Для применения данного понятия в отношении руководства необходимо рассмотреть два уровня VQ.

Первый — так называемый потенциальный VQ: врожденная жизненная сила, с помощью которой мы изначально способны поддерживать свое существование. Второй уровень — реальный VQ, означает энергию, с которой мы в настоящее время выполняем те или иные жизненные задачи.

Реальный VQ всегда ниже, чем потенциальный. Спросите почему? Потому что всегда есть что-то, что удерживает нас от достижения максимума жизненных целей, какая-то причина, не позволяющая реализовать весь свой потенциал.

Регулирование разрыва между уровнями VQ обеспечивает высокий уровень жизни и позволяет контролировать состояние сотрудников. Именно это дает человеку возможность стать хорошим лидером.

Способы увеличения энергии лидера

Каким образом можно приблизить реальный VQ к потенциальному? Или, напротив, как научиться не обращать внимания на существующий разрыв и перестать беспокоиться и нервничать? Здесь следует вспомнить слова Стива Джобса, основателя Apple, который призывал не тратить попусту время, живя чужой жизнью.

Он имел в виду, что поиск и достижение собственных жизненных целей и ценностей, следование личным установкам дает человеку возможность удовлетворить глубинные потребности и жить полной жизнью. Это позволяет устранить существующий разрыв и почувствовать удовлетворение.

Если же мы тратим жизнь на общение с людьми, далекими от нас по духу, разрыв увеличивается и у нас возникает ощущение, что проект «Жизнь» просто разваливается.

Понаблюдайте за теми счастливцами, которые занимаются любимым делом, идеально соответствующим их внутренним устремлениям. А теперь обратите внимание на того, кто страдает от действий некомпетентного руководителя или просто устал от выполнения неинтересной работы. Что же необходимо сделать, чтобы устранить разрыв и начать дышать полной грудью?

Совет лидеру: прежде всего загляните в себя — разберитесь в своих устремлениях, постарайтесь подыскать занятие по душе, определите значимые для себя вещи. Забудьте о том, что вам говорили и к чему призывали, станьте самим собой.

Когда вы начнете лучше понимать себя, проведите оценку своего VQ и спросите себя, соответствует ли ваша жизненная активность вашим желаниям. Если вы почувствуете, что уровень энергии не позволяет вам жить полной жизнью, проанализируйте выполняемую работу, личные занятия и увлечения, чтобы найти, в чем именно заключается несоответствие.

После этого начинается самое сложное: необходимо поменять свою жизнь так, чтобы ликвидировать разрыв VQ и полностью реализовать свой потенциал.

Способы увеличения энергии подчиненных

Увеличение собственной энергии, или повышение VQ, — необходимое условие успешной и полноценной жизни. Однако лидеры также должны понимать: их обязанность в том, чтобы высвободить энергию других членов коллектива и помочь им раскрыть свой потенциал.

Не кажется ли вам, что многие сотрудники организаций и компаний живут не столько собственной жизнью, сколько жизнью других людей? Бывший премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли однажды сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы быть незначительной». Поэтому задача лидера — дать коллегам шанс «выпустить на свободу» свой VQ и в полной мере проявить скрытые таланты.

Как это сделать? Главное — удовлетворение самых сокровенных желаний людей. Этот метод наиболее эффективен.

Основываясь на самых незначительных сигналах, поступающих от сотрудников (включая слова, язык тела и особенно эмоции), талантливые лидеры могут определить личные предпочтения, цели людей и наиболее привлекательные способы их достижения.

Получив эту информацию, лидер должен постараться дать сотрудникам задания, которые наилучшим образом отвечают их потребностям. Сделать это нелегко, ведь руководителю нужно не только определить внутренние потребности сотрудников, но и подобрать для каждого максимально подходящие обязанности.

Тем не менее без этого не удастся добиться от команды подлинной заинтересованности. Нелишним здесь будет вспомнить слова Лу Герстнера, бывшего исполнительного директора IBM: «Без сомнения, сколько людей — столько и способов мотивации.

Одних стимулируют деньги, других — возможность карьерного роста или признание, для третьих самой эффективной мотивацией станет страх или злость. Для кого-то побудительным мотивом может быть шанс узнать нечто новое, расширить сферу влияния, увидеть конкретные результаты своей деятельности.

Большинство начинают действовать из страха вымирания, а вдохновить их можно, нарисовав привлекательную картину будущего».

Применение VQ на уровне организации

Показатель VQ можно с успехом применять не только в отношении отдельных людей, но и для целых групп, организаций и даже стран или культур.

При оценке коллектива можно легко определить, обладает ли он высоким VQ и активно выполняет свои функции или погряз в рутине из-за низкого VQ. Талантливый руководитель всегда следит за духом команды, играя на нем, как на музыкальном инструменте, и поддерживая оптимальный уровень энергии.

При формировании группы необходимо включить в нее как минимум одного человека с высоким VQ — он будет стимулировать всех остальных.

Если в коллективе присутствует несколько особо энергичных людей, необходимо удостовериться, что они не конкурируют, а скорее дополняют друг друга — только так можно избежать раскола и хаоса.

Организации также могут обладать высоким или низким VQ. Например, представим успешную, процветающую и развивающуюся компанию.

Высока вероятность, что люди в ней чрезвычайно активны, стремятся к достижению новых целей, проявляют инициативу, генерируют отличные идеи и получают соответствующее вознаграждение. Чаще всего такая ситуация представляет собой результат применения решительного и творческого подхода к руководству.

И наоборот: если руководитель слаб, неспособен к выполнению своих обязанностей, то уровень VQ снижается, сотрудники теряют цель, становятся пассивными и безынициативными.

Резюмируя наши наблюдения о VQ, мы хотели бы привести условия, при соблюдении которых можно диагностировать высокий уровень VQ в компании:

  • При формировании коллектива руководители удачно подбирают сотрудников с различным уровнем энергии.
  • Исполнительный директор способен управлять своими эмоциями в соответствии с требованиями каждой конкретной ситуации.
  • Сотрудники фонтанируют новыми идеями.
  • Люди привыкли к открытому выражению эмоций.
  • Конкуренция внутри компании носит здоровый характер, основывается на уважении и чувстве собственного достоинства.
  • Руководство ценит и поощряет сотрудников, принимающих на себя риск.
  • Люди не боятся бросать вызов друг другу и руководству компании.
  • Успехи отдельных сотрудников искренне радуют весь коллектив.
  • Порицание не практикуется, а ошибки превращаются в возможности.
  • Внесение изменений представляет собой непрерывный, безостановочный процесс.

Автор — преподаватель бизнес-школы «Сколково». Текст написан в соавторстве с профессором Полем Клоделем

Источник: http://www.forbes.ru/column/48259-glavnoe-kachestvo-lidera-energiya-ne-intellekt

Психология лидера

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Сегодня поговорим о психологии лидера.

Каждый человек имеет свою миссию, свое направление развития, которое является его личным проектом. И если Вы будете следовать этому направлению, то Вы обретете внутренний покой, гармонию и полное удовлетворение. Вы будете сильными, веселыми и счастливыми. У разных людей могут быть разные проекты, разные миссии: писатель, бизнесмен, политик, художник, лидер, артист, певец.

Иными словами, проект – это та область жизни, к которой человек предрасположен от рождения. Проект не может быть хорошим или плохим, все дело в том, что каждый из нас должен осознать свою миссию и двигаться по направлению к ее реализации.

Если Вы не можете найти свое призвание и не самореализовываетесь, то Вы начинаете быть все более и более неудовлетворенным. Такие люди могут начать распивать спиртные напитки, материться, жаловаться и срывать злость на окружающих их людях.

С такими людьми неприятно находиться рядом, от них исходит негативная энергетика – их называют энергетическими вампирами. Чтобы изменить это, достаточно будет понять свою настоящую миссию и начать ей следовать.

Через непродолжительное время изменится качество жизни и начнет подниматься удовлетворенность.

Среди остальных миссий проект «лидер» выделяется. Человек с такой миссией является обладателем психики, которая сильно отличается от других людей. Такие люди являются созидателями, создают новые проекты, ведут за собой людей и решают проблемы больших групп населения. У них это заложено на генном уровне и, когда они выполняют свои функции, то испытывают ни с чем несравнимое удовольствие.

Суть жизни таких людей заключается в том, чтобы раньше других замечать окружающие проблемы и своевременно находить возможности и средства для их решения. Сильными сторонами таких людей являются развитый ум и креативность. Сила же находится в команде, которая сплачивается вокруг настоящего лидера.

Проблемы являются движущей силой для лидера. Если проблемы отсутствуют, то ему становится скучно жить. Лидерам жизненно необходимо покорять новые вершины, достигать поставленные цели и постоянно что-то разрешать.

Большинство людей не понимают, зачем им это всё нужно. Секрет всего этого заключается в том, что лидерам это действительно нужно.

В процессе разматывания клубка проблем они растут и после достижения необходимого результата испытывают драйв.

Такие люди рождены искать проблемы и решать их. Такой человек будет очень несчастлив, если он зависит от скучной рутинной работы, которая не совпадает с его собственным предназначением.

Лидеры не всегда являются публичными известными людьми. Главная задача для лидера – это не известность, а решение поставленной задачи. Власть и слава могут быть только инструментами для достижения запланированного, но никак не самоцелью.

Лидеры отличаются от других людей большей чувствительностью и их не могут понять другие люди. Из этого никак не следует, что лидеры – хорошие, а прочие люди плохие. У каждого есть своя миссия, проект – которые необходимо реализовать, кем быть, в какой части жизнедеятельности нашего общества жить и действовать.

Читайте также:  Что переживать при потерях - психология

Обычно, бизнес – это реализация человека с миссией «бизнесмен» или «лидер». Если человек это понял и занимается данным видом деятельности, то он живет счастливой, гармоничной жизнь. Если же он это не осознал, то он несчастлив.

У обычных людей природой заложена миссия «лидер», но они могут этого не понимать и чем дольше это происходит, тем хуже им становится.

Если человек не находит себя до 18 лет, то потом ему будет тяжело получать удовольствие от обычных людских радостей. Они догадываются что проблема или с ним или с его окружением.

Если такой человек своевременно не получит информации о своей миссии, то ему суждено раньше времени погибнуть, в первую очередь морально, психологически.

Так как лидерская психология в корне отличается от психологии других людей, то  большинство законов и принципов классической психологии им чужды.

Если читая эти строки, Вы узнаете себя, то наверняка природой в Вас заложена лидерская миссия. Если же нет, то у Вас иное предназначение, и чтобы стать счастливым и удовлетворенным, Вам нужно найти свою миссию и следовать ей. Ничего сложного!

Источник: http://igorkovalenko.com/2011/12/17/psixologiya-lidera/

Энергетика харизматичного лидера

Любопытная вещь — мало кому удается дать точное определение такому понятию как харизма, но зато все ясно и четко понимают кто обладает харизмой, а кто нет.

Если людям предоставить возможность написать 10 наиболее харизматичных лидеров нашего времени, а потом проверить эти списки из 10 человек, то в них окажется много пересечений, много общих имен.

Почему-то мы знаем у кого есть харизма, но не можем дать ей четкое определение, считая что харизма это нечто похожее на «божий удар», нечто эфемерное и неопределяемое. Однако, при грамотном подходе мы можем увидеть, что харизматический лидер — это человек, у которого задействованы 4 компонента.

1) Определенный имидж

Он включает не только внешность, он включает еще целый ряд компонентов, которым нужно уделить отдельное внимание.

2) Власть

Власть является безусловной составляющей харизмы. Невозможно представить себе человека, который не имеет власти над другими и его при этом можно было бы назвать харизматичным. Как вы это себе представляете? 

Причем это власть может не обязательно заключаться в управлении, в менеджменте; это может быть власть над умами и чувствами других людей, если мы говорим об актере или писателе.

3) Психология

Харизматический лидер — это человек с определенными жизненными ценностями, установками, определенным характером. Набор этих качеств позволяет ему достигать большего чем другие, оказывать влияние на других людей. Это в том числе набор определенных жизненных установок.

Каждый кто перестроит свой психологический аппарат может добиться в жизни большего, если на то есть амбиции.

4) Мистика

Харизматический лидер — это безусловно человек наделенный чем-то мистическим, неопределяемым, чем-то что заставляет других людей при его появлении испытывать какие-то особые чувства.

На поверку оказывается, что мистическая составляющая может быть рационализирована. Вот это ощущение, что при его появлении какая-то особая энергетика появляется, вот он говорит и от него исходит что-то — это не что иное как реальная избыточная энергетика лидера. Откуда она берется эта избыточная энергетика?

Человек, который получил у нас определение харизматического лидера – это, как правило, человек с амбициозными целями, с большими задачами, которые стоят перед ним. И он их не в состоянии, даже теоретически, решить один. Он объединяет людей, мотивирует их, вдохновляет и ведет их для решения этих задач. 

Когда человеку много от жизни нужно — у него появляется много энергии. Маленькая энергетика позволяет достичь маленьких целей, большая энергетика позволяет достичь больших целей. А если целей нет вовсе, то и энергетики нет.

Читайте по теме: Как увеличить запас энергии

Подавляющее большинство наших современников живут в состоянии сниженной энергетики, недостаточной энергетики — они утомляются, они раздражаются, они в депрессии, они плохо себя чувствуют, хотят спать и не могут обходиться без кофе, без сигарет, без сильных чувств, которые можно получить на футболе, посмотрев телешоу или сходив на рок-концерт. Эти люди нуждаются во внешних источниках энергетики.

Это прекрасная возможность для лидеров найти таких людей и объединить их, и силой своей харизмы вдохновить их. А что такое вдохновить? — это пробудить в них энергетику. Он им сообщает этот посыл энергетический и люди испытывают всплеск энергетики как нечто исходящее от лидера. Это и создает вокруг лидеров ореол мистицизма.

Как видите, все достаточно легко разобрать на запчасти и даже определить такое понятие как «харизма». С чего все начинается? — С глобальных, масштабных и амбициозных целей.

Поставьте такую цель перед собой, поймите, что это действительно то, что вам нужно и удивитесь тому насколько много у вас будет энергии, насколько много у вас, вдруг, окажется необходимых вам навыков и умений. Стремитесь к большему.

Вопрос от Blaggos: Как бы вы оценили свой уровень энергетики? Какую бы оценку вы себе поставили по шкале от 1 до 10, где 10 — гигантский уровень энергетики, а 1 — хилый?

Источник: http://blaggos.com/business/leadership/energetika-kharizmatichnogo-lidera.html

Психология лидерства и власти

Глава 5. Психология лидерства и власти

В психологии нет замкнутых проблем. Каждая из них связана с центральным вопросом  психологической науки – мотивацией поведения.

Главный вопрос жизни – зачем? Для других или для себя? В применении к ведущему (люди делятся на  ведущих и ведомых) это означает, на что направлены его усилия (свои и группы): на общие интересы или на укрепление и продолжение самого себя.

События и политические тенденции в станах бывшего СССР в последние годы всё чаще и чаще заставляют нас задуматься о проблеме власти, властолюбия, стремления к власти. Начнем с вопроса, в чём причина, заставляющая индивидов подниматься на вершину власти и вершить оттуда  суд человеческий.

Харизма

Ещё с античных времен принято считать, что личности, предрасположенные властвовать, обладают неким неуловимым качеством, ставящим их над остальными людьми. Одни называют это  качество «харизмой»13, другие – «фактором икс». Само понятие харизмы берёт начало в христианской теологии.

С точки зрения Церкви, харизма – это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения, что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта. Надо признать, достаточно широкое определение.

Особенно учитывая, что этим даром теологи считают все способности и таланты человека.

В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером.

В его представлении харизма — это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. То есть, по Веберу, харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя. А кого мы называем вождем? Человека, способного убедить в своей правоте и повести за собой.

Именно из числа таких людей, обладающих способностью харизмы, выходят предводители: деспоты или демократические лидеры.

Эзотерическая традиция предполагает астрологически указанные врожденные стремления к власти, реализуемые энергетическим и эгрегорным воздействием на группы и массы. Противоположность первому типу – индивид, призванный подчиняться, повиноваться.

Это потребность его внутренней сущности. «Бегство от свободы» – так обозначил этот стереотип  поведения известный психолог и социолог Эрих Фромм (Erich Fromm).

Лидерство

Проблема лидерства волнует человечество с тех пор, как оно осознало себя таковым, и будет волновать всё обозримое будущее.

Как видно из определения, лидерство как вид социальных отношений возникает всегда, когда в группе выделяется лидер.

Таким образом, сначала в группе должно произойти распределение ролей, в результате которого должен выделится один (или несколько) человек, за которым(–и) группа признаёт право на принятие решений и управление.

И только после этого, когда он(–и) вступает в социальный контакт со своими последователями, возникшие при этом взаимодействии отношения можно описать каклидерство.

Кстати, не исключена ситуация, когда никто из членов группы не будет обладать достаточно мощным набором харизматических и/или статусных качеств, или обладатель таковых займет исключительно пассивную позицию, «спрятав» от остальных членов группы свои лидерские качества. В таком случае группа не структурируется, остаётся в состоянии «толпы», и отношения лидерства до тех пор, пока лидер не придёт со стороны, не возникают.

Многие знатоки поведения человека и прежде, и теперь пытались дать исчерпывающие ответы по поводу феномена лидерства. Почему, например, случается, что школьный отличник не стал лидером во взрослой жизни, а не подававший надежд двоечник вдруг им стал? И почему явный лидер – успешный бизнесмен – может дома находиться под хрупким каблуком жены или матери?

Список таких вопросов легко продолжить. Труднее на них ответить. Теперь уже никто не пытается «закрыть вопрос» о лидерстве простым утверждением: «Лидерство – от Бога, и всё тут!»

«Если кто–то говорит: «Я старался, но не добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я не старался, но добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я старался, и добился» – верь ему». Это изречение из Талмуда справедливо для настоящего лидера, так как он настойчив и множество неудач не обескураживают и не останавливают его.

Он просто рассматривает свои неудачи как замечательный источник обретения нового опыта, тщательно анализирует, находит и устраняет, по крайней мере, эту причину этой неудачи. Его собственный опыт продвижения по данному пути каждый раз убеждает, что чудес в данной области не бывает и успех неизбежен, если последовательно устранять одну причину неудачи за другой.

Именно в этом опыте он черпает свои силы и уверенность в успехе.

По самому определению, личность предполагает целостность натуры. Личность не может быть слабой и не может быть ведомой, хотя при этом может и не быть явным лидером, но обладать харизмой. Личность отличает способность добиваться своих целей, являя чудеса настойчивости и целеустремленности.

И всё же: кем лидер является для других в первую очередь?

Гарантом успеха. Не важно, как именно он обеспечивает этот успех: указывает ли путь, организует ли совместную работу, удачно подбирает и расставляет исполнителей, просто воодушевляет людей или даже только присутствует. Важно, что при его лидерстве люди идут от успеха к успеху, а если и случаются неудачи, то лишь временные, которые затем перекрываются ещё  большими успехами.

Если Вы нашли данную статью интересной и полезной, нажмите на значок соц сетей и сердечко с надписью «Рекомендовать» в конце страницы.

Источник: http://www.mystericon.org/psychology/problemy-sovremennoj-molodjozhi/psihologiya-liderstva-i-vlasti

Читать книгу «Энергетика лидера. Как стать уникальным руководителем» онлайн — Андрей Захаревич — Страница 1 — MyBook

От автора

Во все времена были люди ведущие и ведомые. Первые выбирали направление развития и устремлялись к какой-либо цели, увлекая за собой других. Вторые следовали за первыми, за своими лидерами. Слово «лидер» пришло к нам из английского языка. Оно определяет тип людей, способных на определенные действия. Существительное «лидер» происходит от глагола «tolead».

Он несет в себе несколько смыслов: «идти вперед, идти впереди, быть впереди, быть вожаком, показывать путь»; «вести, водить, направлять»;«возглавлять, управлять, руководить, быть во главе»; «превосходить, опережать, быть лучше»; «доводить до, вести к, приводить к».

Иными словами, лидер – это тот, кто идет впереди; тот, кто увлекает за собой; тот, кто побуждает к действию и указывает направление;тот, кто возглавляет движение; тот, кто превосходит других по своим качествам. Лидер – это тот, кто объединяет людей во имя некой цели. Его миссия всегда связана с развитием и расширением возможностей.

Идет ли речь о политике, экономике или даже религии, в человеческой иерархии лидер всегда занимает верхнюю позицию. Это место дает возможность не только оказывать влияние на других людей, но и накладывает огромную ответственность за них. Потому жизнь лидера не принадлежит ему одному.

От его выбора, от его решений, от его состояний зависят судьбы тех, кто его окружает. «Короля делает окружение», но окружение формирует сам король. И потому любому королю, чтобы успешно управлять, нужно знать законы человеческих отношений.

Читайте также:  Конструктив - психология

В свое время я задался вопросом, что отличает лидера от других людей, и какими качествами должен обладать человек, чтобы быть лидером. Многолетний опыт руководящей работы дал мне возможность на практике получить ответы, наблюдая за людьми, их поведением, взаимоотношениями. Сколько себя помню, чем-то и кем-то руковожу.

Вначале руководил участком по строительству (по первому высшему образованию строитель), потом, когда полностью перешел в психологию, руководил психологической службой большого предприятия. Последние20 лет у меня свои фирмы. В самом начале своей карьеры занимался психологией для саморазвития, чтобы повысить личную эффективность.

Перепробовав много разных направлений, решил связать свою жизнь с наукой о человеке и возможностях его развития. Вот почему выбрал психологию. Долгие годы я занимался глубинными исследованиями возможностей человеческого сознания. Результатом стало появление нового направления психологической науки —Биоэнергетическая психология.

В рамках такого подхода к человеку мной был разработан и запатентован ряд методик, направленных на развитие человеческих возможностей. В настоящее время являюсь академиком двух академий – Европейской Академии Естественных наук и Российской Академии Естественных наук.

Теперь занимаюсь в основном тем, что провожу личные консультации и обучающие семинары, в частности, для руководителей разных компаний и владельцев бизнеса.

Ключевой вопрос, с которым обращается большинство моих клиентов – это, как повысить эффективность, личную эффективность, эффективность работы команды, эффективность бизнеса. Многие уже созрели для понимания того, что ключ эффективности лежит внутри самого человека.

На сегодняшний день знания в области психологии многие современные руководители считают не менее важными, чем профессиональные, т.е. знания в области того дела, которым они занимаются.

И я всегда говорю своим клиентам, что для меня не имеет принципиального значения, о развитии какого именно бизнеса мы говорим, потому что в любом бизнесе ключевым является человек – человек, который стоит в центре. Это лидер, руководитель, управляющий.

Для того чтобы быть успешным на этом поприще, человеку нужно обладать всего одним качеством, имея которое он легко может развить и наработать все необходимые другие. Попробуйте угадать, о чем идет речь. Решимость, настойчивость, сила воли, харизма, высокий уровень профессионализма… Все это очень важно, но это не первично.

Это лишь видимые следствия того самого главного, чем всегда обладает настоящий лидер. Речь идет об энергетическом потенциале или энергетике. То, что отличает лидера от остальных людей, то, что делает его в определенном кругу первым и непревзойденным – это уровень его энергетики. И для того чтобы его превзойти, нужно либо стать энергетически сильнее, либо снизить энергетику лидера.

В этой книге речь пойдет о том, что такое энергетика, как она связана с личной эффективностью и эффективностью бизнеса, как можно повысить свою энергетику и энергетику своего коллектива, как противостоять манипуляциям и попыткам снизить ваш энергетический уровень, как выйти из кризисной ситуации победителем.

Книга создана на основе многочисленных консультаций руководителей разного уровня и бизнес-семинаров, в частности, корпоративных семинаров длятоп-менеджеров аэропорта «Пулково», а также для таких компаний, как «Таймыргаз», «Норильскгазпром», ТВ-5 и других. Цель данной книги – показать различные скрытые стороны, которые лежат в основе бизнеса или управленческой деятельности.

Книга состоит из теоретических положений, относящихся к Биоэнергетическому подходу в рассмотрении человека, а также содержит рад практических рекомендаций, примеров из жизни, энергетических и дыхательных упражнений. Регулярное использование данных практик поможет вам расширить спектр своих возможностей за счет увеличения личной энергетики.

Постепенно вы сможете научиться не толькоощущать биоэнергетические процессы, которые происходят в вас самих и в окружающем пространстве, но и управлять ими.

Как результат – увеличение выносливости, преодоление синдрома хронической усталости, улучшение здоровья, самочувствия и настроения, улучшение качества отношений с людьми, как в деловой, так и в личной сфере, повышение креативности и производительности. Все это позволит вам вывести свой бизнес на новый уровень развития и эффективно управлять им.

С уважением, Андрей Захаревич,

кандидат технических наук,

доктор психологических наук, профессор,

психотерапевт Европейского и Мирового реестров,

Академик Российской и Европейской Академии Естественных Наук

Глава 1.Энергетика лидера как фактор успехакомпании

Все мы хорошо помним начало девяностых годов, когда в нашей стране появились возможности для организации своего дела.

Произошло это впервые за долгие десятилетия, и, естественно, многое, что начали тогда делать, осуществлялось спонтанно – и в области организации бизнеса как экономического предприятия, и в области построения его как некоей структуры взаимодействия людей.

Уже в тот период не было недостатка в бизнес-тренингах, предлагающих методики оптимизации различных процессов в бизнесе. Как правило, они были позаимствованы за рубежом. И довольно скоро выяснилось, что работают они в наших условиях весьма ограниченно. В первую очередь потому, что сама среда у нас другая. У нас иная ментальность, а потому и иной бизнес.

Да, экономические законы неизменны, но реакции, модели нашего поведения в тех же ситуациях, существенно отличаются от тех, что имеют место на Западе. Однако на российскую и западную бизнес-среду можно взглянуть и с некоей объединяющей точки зрения. Это вполне реально, потому что, при всех различиях, психология менеджмента и у нас, и на Западе развивается в одном направлении.

Поиски оптимальной теории управления начались на рубеже XIX–XX вв. с создания так называемой Школы научного управления (Ф. Тейлор). Она опиралась на анализ взаимодействия работника с машинами и, по сути, игнорировала его социально-психологическую природу. В 30-е годы заявила о себе Административная школа (А.

Файоль), подчеркнувшая важность личной инициативы работника и создания корпоративного духа. Школа человеческих отношений (Э. Мэйо, 50-е годы) провозгласила взгляд на фирму как на сложную систему, пронизанную межличностными взаимоотношениями сотрудников. Дальнейшим развитием подходов этой школы стала Школа поведенческих наук (А. Маслоу, Ф. Герцберг).

Она сделала еще больший акцент на важности самореализации работника.Если мы взглянем на историю, то увидим, что психология трудовых отношений в ходе своего развития становилась все более антропоцентричной, оперировала все более сложными и тонкими понятиями и категориями, все больше учитывала специфику каждой конкретной личности.

Таким образом, введение в психологию трудовых отношений психоэнергетической составляющей – закономерный шаг, позволяющий в значительной мере оптимизировать уже применяемые подходы.

Практика менеджмента опирается сегодня на несколько подходов, основанных на воззрениях Административной и последующих школ.

Это Процессный подход (управление функциями планирования, организации труда, мотивации сотрудников, контроля результатов при высоком уровне коммуникации и принятии оптимальных решений), Системный подход (рассмотрение организации как сложной системы, анализ ее внутренних и внешних связей, определение ее функций, места и роли среди других систем, выявление закономерностей и тенденций ее развития), Ситуационный подход (в основе его лежит тезис адекватности избранных методов управления конкретной ситуации, в которой оказалось предприятие, эффективности взаимодействия руководителя и подчиненных). Нетрудно заметить, что при всех этих подходах учитывается человеческий фактор – возможности и способности человека как индивидуальности, в частности, его умение взаимодействовать с другими людьми и оказывать на них влияние. Поскольку ведущую роль в любом коллективе играет его лидер, именно от его личных качеств и от его умения формировать команду и взаимодействовать с ней зависит успех или не успех предприятия.

Если обратиться к мировому опыту и исследовать факторы успеха, наблюдая за судьбами самых успешных людей, то можно заметить ряд закономерностей. Некоторые источники пытаются убедить, что для успеха ведущую роль играет образование. Потому любящие и заботливые родители стремятся дать своим детям лучшее образование.

Однако в списке самых богатых людей планеты можно найти 10 человек, которые стали миллиардерами, но при этом не получили даже полного школьного образования. Кто-то из них начинал свою карьеру в семейном бизнесе, кто-то с раннего возраста лишился поддержки родителей и был вынужден сам зарабатывать себе на жизнь.

Но все эти люди очень рано начали проявлять социальную активность и вести предпринимательскую деятельность. Они получили практический опыт организации и ведения бизнеса, прежде чем теоретические знания в этой области. Т.е. не образование является главным фактором успеха, а лишь вспомогательным.

Что позволило этим людям начать с нуля и подняться на самый верх лестницы успеха? Они были более активны, более динамичны, более независимы, чем те, кто начинал рядом с ними. За всеми этими свойствами стоит одно базовое качество – энергетика.

От энергетики зависит здоровье и работоспособность человека, его удача, умение выбрать успешное направление, умение правильно подобрать и повести за собой людей.

Что такое энергетика? По каким факторам мы можем определить энергетический уровень человека и коллектива? И самое главное, каким образом можно повысить энергетику человека и группы людей? В этой книге вы найдете ответы на эти вопросы и практики для развития энергетики.

Прежде чем вы ознакомитесь с теоретическими положениями Биоэнергетической психологии, проведите наблюдение сами, чтобы научиться чувствовать энергетику. Наблюдайте за собой в течение дня. Вот вы встали утром. Как вы себя чувствуете? Чувствуете ли вы усталость и желание продолжить отдых или наоборот, вы ощущаете некий избыток сил, который побуждает вас действовать.

Как вы ведете себя, когда у вас прилив или упадок сил? Как энергетическое состояние связано с вашей эффективностью и удовлетворенностью жизнью? Очень важно для любого человека уметь чувствовать уровень своей внутренней силы или энергетики. Что бы мы ни делали, на осуществление любого действия затрачивается некая сила.

Не важно, идет ли речь о переваривании пищи, анализе информации, общении с другими людьми – на реализацию любого из этих психических процессов мы тратим свою энергию. Причем некоторые действия восполняют силы, другие же только расходуют. Можно сказать, что ежедневно мы вступаем в огромное количество энергоинформационных связей и поддерживаем множество энергоинформационных процессов.

Поэтому первое, чему нужно научиться человеку – это управлять своими энергоинформационными процессами, в частности процессами накопления и расходования силы.

Символически процесс энергообмена с миром можно представить в виде школьной задачки. Есть бассейн. Одна труба вливает в него воду. Другая выливает. Нетрудно догадаться, что заполненность бассейна зависит от скорости вливания и выливания.

Так вот, если вы чувствуете, что ваш «бассейн» не достаточно заполнен, а предстоящая деятельность может отнять сил больше, чем у вас есть на данный момент, нужно предпринять меры для увеличения притока силы, иначе ваш баланс будет нарушен. Это может отразиться на здоровье, на отношениях, на качестве работы и успехе фирмы в целом.

Поэтому, планируя свой рабочий график, обязательно учитывайте, что необходимо выделять время на восстановление баланса и повышение своей энергетики. В Биоэнергетическом подходе мы используем понятие «энергетичность». Это показатель уровня энергетики человека. При повышении энергетичности человека увеличивается степень гармоничности его психикиили психоэнергетической структуры.

Читайте также:  Инфантилизм - психология

При этом уже не нужно заниматься какими-то отдельными практиками по гармонизации психики. При повышении энергетичности это происходит в автоматическом режиме. Субъективно человек переживает это как ощущение удовлетворенности жизнью и работой. С другой стороны, именно высокоэнергетичный человек все лучше чувствует и осознает, как свои реальные возможности, так и потенциал той или иной ситуации.

Он начинает чувствовать, в каком направлении можно развивать ситуацию, и где взять ресурсы. Поэтому ему сопутствует удача. Так что фактор везения, казалось бы, не постижимый на логическом уровне, может быть объяснен с научной точки зрения.

В Биоэнергетическом подходе это объясняется тем, что при повышении энергетичности повышается степень гармоничности психики, а это значит, что одна психическая функция согласована с другой и усиливает ее.

Это приводит к повышению работоспособности, стрессоустойчивости, креативности, эмоциональной уравновешенности, способности к общению и налаживанию отношений с другими людьми.

При этом повышается степень согласованности человека с миром – с глобальными энергоинформационными процессами в пространстве. Не удивительно, что такому человеку способствует успех. Это следствие его отлаженной психоэнергетической структуры.

В таком состоянии можно выполнять одновременно огромное количество функций, не уставая и не истощаясь, потому что правильно настроенный организм работает в оптимальном режиме.

Источник: https://MyBook.ru/author/andrej-zaharevich/energetika-lidera-kak-stat-unikalnym-rukovoditelem/read/

Психология лидера

Психология лидера имеет свои отличия от психологии других людей. У лидера, значительно отличаются мысли, чувства, стремления и желания, если сравнивать их с такими же чувствами, принадлежащими среднестатистическому человеку. Именно это отличие и позволяет лидеру добиваться результатов и целей, недостижимых для обыкновенного человека.

Каждый лидер имеет свои внешние черты, которые в целом схожи — твердая уверенная походка, цепкий взгляд, крепко рукопожатие, приветливая улыбка. Все это является отражением его внутреннего состояния и мироощущения — он уверен в себе и своих силах.

Хотя, любой из нас может так же широко улыбаясь пройтись уверенной походкой и крепко пожать протянутую ему руку. Однако это все будет выполнено с «натягом», поскольку не будет являться природным состоянием.

У лидера же именно это и есть природное состояние его души и тела.

Результаты и цели, которых добивается лидер, напрямую зависят от тех внутренних настроев и установок, которые он сам для себя определил в качестве приоритета — это может быть страсть или же ответственность, творчество или же просто стремление быть независимым от «системы». В принципе, эти стремления. Являются движущим фактором для лидера.

Страсть является причиной, позволяющей лидеру долгое время заниматься чем-то одним. Для лидера не характерны метания из одной стороны в другую. Психология лидерства и страсть проявляется практически во всем — особенно это видно по человеку сутра, как только он просыпается. С самого начала своего бодрствования у него полная решимость к действию.

Чувство ответственности, превращает человека в лидера прежде всего для него самого. Психология такового лидерства такова, что человек полностью принимает на себя ответственность за каждый свой поступок и деяние и самостоятельно стимулирует себя на достижение каких либо целей, что бы показывать пример и становится лидером для других.

Творчество — пожалуй наиболее интересная психология лидерства. Люди с подобным потенциалом всегда способны на принятие крайне неожиданных и нестандартных решений, от них невозможно добиться того, что бы они действовали по какому-то шаблону. Данная психология лидерства заключается в постоянном поиске чего-то нового, самосовершенствования и поиске новых путей решения поставленных задач.

Стремление быть независимым — пожалуй, наиболее сильная психология лидерства. Эти люди не хотят быть подотчетными кому бы то ни было.

Они понимают, что единственный вариант уйти из-под «системы», либо стать самой «системой», либо купить её, ну или же её какую-то часть.

Другими словами, богатый человек никогда не будет чувствовать себя кому-то и чем-то обязанным, он не будет привязан к одному городу или же стране, он сможет быть где угодно и кем угодно.

Получить информацию о том, когда и где проводятся агровыставки России, можно на сайте http://agro-portal.su/kalendar_agro.html. Всегда наиболее актуальная и полезная информация для аграриев!

Источник: http://psiholog4you.ru/psihologiya-lidera/

Мир науки

Возникнув как результат общения и взаимодействия людей в составе группы, лидерство является сложным социально-психологическим явлением, в котором сочетаются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие социальную природу и сущность.

Сущность его проявляется в способности влиять на других людей, не пользуясь административными рычагами, что существенно отличает его с таким феноменом, как руководство.

Лидерство и руководство.

Зависимости от личностных и деловых качеств, участия в общих делах каждый член группы имеет определенное положение в групповой структуре, которая является своеобразной иерархии индивидуальных статусов. Вершину этой иерархии занимает лидер как наиболее референтная лицо в группе.

Лидер — личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя самые ответственные решения, касающиеся их интересов и определяют направление и характер деятельности всей группы.Лидер может не быть социометрической звездой, может не вызывать особой симпатии у окружающих, но он имеет неоспоримое референтность.

Лидерство является сложным процессом группового развития, в результате которого дифференцируется и совершенствуется групповая структура. Его нельзя ни отождествлять с руководством, ни противопоставлять ему. По своей природе лидерство связано с регулированием неформальных межличностных отношений.

Лидерство — процесс внутренней самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью группы на основе индивидуальной инициативы участников. Руководство же является реализацией функций и средством регулирования формальных отношений в рамках социальной организации.

Руководитель — лицо, управляющее трудовой деятельностью группы на основе административно-правовых полномочий и общепринятых норм общежития.Руководитель связан с официальной структурой группы. Он может справиться с ее управлением, когда члены группы будут воспринимать его как лидера.

Однако лидер группы не всегда может справиться с обязанностями руководителя, деятельность которого является шире и сложнее. Оптимальным вариантом для группы является совпадение в одном лице лидера и руководителя. В противном случае эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером. Поэтому искусство руководителя включает и умение координировать работу лидеров, опираться на них.

Теории лидерства.

Вопрос «Кто и как становится лидером группы?» Является стержневым в социальной психологии. В поисках ответа на него в зарубежной психологии сформировались различные подходы.В 30-е годы XX в. американский ученый Э. Богардус предложил теорию черт лидера, в которой утверждал, что лидерами рождаются.

Сторонники этого подхода считают, что от природы человек наследует свойства и качества (сила и подвижность нервных процессов, экстравертность, способность к эмпатии и т.п.), которые дают ей возможность занять в любой жизненной ситуации позицию лидера.

Однако эта теория не была подтверждена практикой, ведь почти в каждой группе есть личности, которые преобладают лидера по уму, способностям, но не имеют такого статуса. Оказывается, что сама по себе комбинация даже очень развитых черт еще не делает личность лидером.На смену этой теории в 50-е годы XX в.

пришли теория лидерства как функции группы (авторы — американские психологи Ричард Крачфилд (1912-1977) и Дэвид Креч (1909 — 1977) и теория лидерства как функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др..).Представители теории лидерства как функции группы считают, что лидерство является следствием внутригрупповой развития. Группа в процессе развития «выделяет» из своей среды человека лидера.

Им становится человек, последовательно, неуклонно придерживается норм и ценностей группы и имеет высокий статус.Сейчас больше всего сторонников имеет теория лидерства как функции ситуации.

Наблюдая, как те же люди в разных группах могут выполнять различные роли и иметь различные статусы (лидер в семье и подчиненный на производстве), исследователи пришли к выводу, что лидерство является результатом сложного и многогранного влияния различных факторов и условий, при котором постоянно происходит смена ролей.

По их утверждению — лидер — это член группы, который в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.На основе экспериментальных исследований деятельности лидеров в малой группе Р. Бейлс убедился, что существует как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.

Эмоциональный лидер регулирует межличностные отношения и создает должный психологический климат в группе. Он всегда выступает как советчик и арбитр.Инструментальный лидер на основе своей компетенции принимает на себя инициативу и ответственность при организации и осуществлении определенных видов деятельности.

В отечественной психологии таким выводам пришли Владислав Шпалинський и Борис Парыгин. Так, Парыгин считает, что лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в значимой ситуации, чтобы организовать совместную коллективную деятельность людей и быстрее и успешно достичь поставленной цели.

Он предлагает классифицировать лидеров по содержанию деятельности, стилем руководства и по характеру деятельности.По содержанию деятельности лидер может быть вдохновителем, (предлагает программу деятельности) исполнителем (обеспечивает выполнение предложенной программы) или вдохновителем и организатором.

По стилю руководства лидеры бывают авторитарными, демократическими или такими, которые одновременно сочетают оба стиля.По характеру деятельности лидеров разделяют на универсальных (обнаруживают постоянно свои способности в разных видах деятельности) и ситуативных (могут быть лидерами только в определенных ситуациях).

Психологический климат в коллективе прежде всего определяется стилем руководства и деловыми отношениями между руководством и исполнителями. Еще К. Левин, разделяя лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических, охарактеризовал существенные различия их деятельности.

Авторитарный лидер (руководитель) действует единолично, несмотря на мнения окружающих. Основными формами управления, которыми он пользуется, есть инструкция, приказ, наказание, выговор и благодарность. Вся информация сосредотачивается только у него, а потому подчиненные пользуются лишь догадками и слухами. Он подавляет любую инициативу в группе, считая, что «все знает сам».

Поэтому члены группы не проявляют ни инициативы, ни творческого подхода при выполнении поставленных задач. Обнаружив ошибку в действиях подчиненных, авторитарный руководитель прибегает к высмеивание и неконструктивной критики, не объясняя, как ее можно исправить.

При отсутствии руководителя работа группы замедляется или прекращается, поскольку никто не хочет брать на себя ответственность.Демократический лидер (руководитель) воспринимается членами группы как «один из нас».При таком руководстве новая информация становится доступной для всех в группе. Проблемы также широко обсуждаются.

Каждый член группы может свободно выражать свое мнение, которое будет тщательно проанализирована. В своей деятельности руководитель опирается на помощь группы. При распределении обязанностей и нагрузок максимально учитывает индивидуальные особенности и возможности исполнителей. Поощряет инициативу и творческий подход в подчиненных, часто делится с группой своими полномочиями.

Это создает доверчивый, спокойный психологический климат. Общаясь с членами группы, такой лидер преимущественно прибегает к просьбам, советам, доверчивой интонации. При его отсутствии деятельность группы не замедляется и не прекращается. Проблемы, возникающие группа решает сама путем детального обсуждения и принятия совместного решения.Приведенные социально-психологические характеристики авторитарного и демократического лидеров (руководителей) очень сжатыми и схематичными. В жизни такие «чистые типы» случаются редко. Зависимости от конкретных ситуаций чаще лидеры проявляют свойства обоих типов. Так, в сложных критических ситуациях демократический лидер может вести авторитарно: брать ответственность на себя и применять волевые приемы.При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, иногда наблюдается анархический стиль руководства. Он проявляется в фактическом отстранении от руководства группой.

Итак, межличностные отношения — это отношения между людьми, которые возникают и развиваются в процессе непосредственного взаимодействия между членами группы, имеют неформальный характер и основываются на эмоционально окрашенной оценке партнеров.

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/3345-myshlenie-v-psikhologii.html

Ссылка на основную публикацию