Гештальт-терапия: теория и практика — психология

Гештальт-терапия: теория и практика

Гештальт-терапия: теория и практика - психология

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — самостоятельное и авторитетное направление в практической психологии, синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Автором этого подхода был Фриц Перлз, в настоящее время это настоящее движение, развивающееся в собственной логике и еще ищущее свои перспективы.

История возникновения гештальт-терапии непроста. Фриц Перлз изначально придерживался психоаналитического подхода, однако впоследствии он сильно расширил свои взгляды.

Определенное влияние на формирование гештальт-подхода оказали гештальт-психология Вертгеймера и Келера, Курт Гольдштейн (холистический подход), Вильгельм Райх (важность телесности), Якоб Морено (элементы психодрамы), сказалось влияние восточных философий.

Хотя гештальт-терапия иногда позиционируется и как способ развития личности, в реальности основные задачи гештальт-терапии — не развивающие, а терапевтические. К гештальт-терапевту клиенты приходят не с целями по развитию, они приходят со своими проблемами.

Часть гештальт-психотерапевтов работает в режиме серьезной, настоящей психотерапии, помогая клиентам избавиться от причиняющих им беспокойство и страдание проблем.

Другая часть гештальт-терапевтов — это скорее общественное движение, иногда тусовка, в которой у участников происходит не-напряженная терапия, имеющая некоторый развивающий эффект.

Сегодня в нашем обществе в развлечение превращается все: даже гештальт-терапия. Хорошо, что такой досуг действительно помогает и развитию личности.

Гештальт-терапевты считают нормой, если процесс терапии длится до двух лет. 2 года — это нормально. Больше — уже неправильно.

Концептуально гештальт-терапия близка гуманистической, экзистенциальной психологии и реализует преимущественно женский подход в психотерапии.

Если терапевт спрашивает о проблемах, а не о целях, не любит говорит о разуме, воле и дисциплине, если вы слышите о важности чувств и о недопустимости «навязывания» детям чего-бы то ни было, о вреде контроля и об опасности подавления людьми их истинных (как правило негативных) чувств — это, скорее всего, гештальт-терапия. Также легко узнается педагогика от гештальт-терапии.

Чтобы ярко увидеть и понять особенности гештальт-терапии, полезно сравнить ее подход с синтон-подходом.

Гештальт-терапия — явление развивающееся и неоднозначное, тем более далеко не все, кто практикует как гештальт-терапевт, имеет достаточную культуру и квалификацию.

Возможно, в связи с этим вокруг гештальт-терапии накопилось много искаженных о ней представлений, мифов.

Не претендуя на истину в последней инстанции и помня о том, что гештальт-терапия не остается статичной, меняется сама, попробуем изложить ее основные черты, характерные для гештальт-терапии позиции.

Основные цели и задачи гештальт-терапии — восстановление нормального контакта человека с собой, окружающими и жизнью, обретение жизненной энергии. Эта работа происходит в основном через работу с актуальными чувствами и телесными проявлениями, хотя нередко задействуется и работа с воспоминаниями и снами.

«В «типичной» терапевтической сессии, индивидуальной или в группе, клиент описывает какую-либо трудность или актуальную проблему; терапевт помогает ему «включиться» (экзистенциальное положение о свободе и ответственности) и сфокусиро­ваться на своих переживаниях здесь и сейчас (awareness).

Терапевт благодаря своему присут­ствию (способности слушать и оставаться чувствительным) старается установить терапевти­ческий альянс, основанный на Я-Ты-отношениях.

Затем терапевт предлагает клиенту эксперимент, направленный на развитие его креатив­ности, позволяющий по-новому увидеть трудности, с которыми они работают в терапии, вы­свободить подавленные эмоции». — «Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра». Г. Масколье

Активно используется работа воображения, разговоры с воображаемыми персонажами. В гештальте нет задачи думать, есть задача осознавать и чувствовать. Часть проблем решается через осознание (осознать, что ты сейчас чувствуешь, что ты сейчас выражаешь), часть через реальное отреагирование.

Гештальт-терапия помогает клиенту найти гармонию разума и чувств, при этом отводя чувствам главную роль. С точки зрения гештальт-терапии, оптимальный вариант — это опираться в своей жизни на сигналы изнутри, но при совершении тех или иных действий учитывать внешние реалии.

Творчески приспосабливаться к миру, удовлетворяя свои внутренние потребности социально адекватными способами.

Одной из главных ценностей гештальт-терапии является аутентичность, гармония с собой и своим организмом.

«…То, что касается ценностей гештальттерапии, в первую очередь (и в этом отличие от каких-то тренинговых систем), это достижение аутентичности. То есть одной из целей работы является как раз повышение аутентичности, соответствия человека самому себе.

С тем, чтобы в тех случаях, когда нет смысла, не нужно бороться с собой, как-то жил в мире с собой и соответствовал себе. Дело в том, что наша система цивилизации, в основном, построена, понятное дело, на ретрофлексии и на наиболее сложном ретрофлексивном комплексе – нарциссизме.

И нарциссизм, если коротко, определяется следующей мыслью, — (это из книги А. Лоуэна «Нарциссизм») отрицание истинного я. То есть, в действительности, я человек, который довольно быстро, оперативно, эмоционально реагирует на многие вещи.

Например, в какой-то момент выясняю, что это не очень выгодно по той причине, что является неудобным для окружающих, по той причине, что не соответствует стандартному образцу, скажем, мужского поведения в обществе и выясняю, что мне выгоднее изображать из себя, например, флегматичного человека.

И дальше, соответственно, я начинаю и вести себя таким образом. И вместо истинного я у меня возникает такая псевдоконструкция, которая не соответствует моей реальности, но тем не менее». — Даниил Несторович Хломов, «Парадоксы гештальттерапии».

Важно учесть, что в гештальт-подходе, человек — это в первую очередь организм, живущий в среде и движимый естественными потребностями.

Настоящий двигатель жизни человека — не голова, не разум, а желания, чувства и энергия потребностей. Все, что делает человек, он делает для удовлетворения своих личных потребностей.

Гештальт-терапия — это не психология развития, это психотерапия, преобладающей является позиция «Мир большой и сильный, а человек маленький и слабый». Это игнорирование силы разума, боязнь напряжения, неверие в достижение больших целей, недооценка здорового потенциала взрослых и детей.

На тренингах в стиле гештальт-терапии рассказывают о самых элементарных вещах в убеждении (и убеждая), что справиться с этим очень сложно. Для гештальт-терапевта здоровых людей нет, проблемы у всех, все немного больны. В подходе преобладает приоритет стратегии «Прими!», реже используется стратегии «Измени!» и практически исключены силовые варианты.

Гештальт-терапия — это женский подход к решению проблем клиентов.

Гештальт-терапевты как люди бывают самыми разными, в том числе людьми веселыми и позитивными, но в своей профессиональной деятельности их первоначальное внимание чаще обращено не на возможности клиента, а на его проблемы.

Подчеркнем — только первоначальное внимание. Профессионально работающие гештальт-терапевты в процессе терапии как правило опираются на сильные стороны клиента и обеспечивают финальный выход в позитив.

Начиная работу, гештальт-терапевт обычно избегает демонстрации позитивных образцов, не учит эффективному общению, не рассказывает, как жить правильно, для гештальта более характерен поиск проблем, ошибок и слабых стороны клиента.

Начиная работу, гештальт-терапевт ищет в первую очередь мешающую клиенту его внутреннюю проблему, чтобы устранить препятствия к развитию или нормальной жизни.

Формулирование позитивных целей, постановка задач перед клиентами, принятое в синтон-подходе и коучинге в целом, для гештальт-сессий не характерно: во всех записях консультаций (сессий), которые нам удалось найти, гештальт-терапевт начинал сразу работать с проблемой клиента, не переводя ее в задачу.

Во время консультаций (на сессиях) основное внимание уделяется негативным эмоциям, к негативу привлекается внимание, негативные чувства внушаются. В статьях и выступлениях гештальт-терапевтов характерна склонность во всем видеть сложности, трудности и препятствия.

Более всего вызывает споры убежденность основной массы гештальт-терапевтов, что на постоянном позитиве жить невозможно, что это всегда неправда и защита. Для них человек, который постоянно улыбается, скрывает за этим панцирем свои проблемы.

Дети, которые не обижаются на своих родителей, для гештальт-терапевтов — проблемные дети.

В их интерпретации это дети, которые не уверены в своих родителях и живут в страхе, что искреннее выражение своих чувств (чувства обиды) разрушит их отношения с родителями.

Мать жалуется, что дочь к ней относится хуже, чем к отцу, хотя она проводит с ребенком больше времени, чем отец, который то просто на работе, то в частых командировках. С отцом она ведет себя хорошо, приветлива и уважительна, а ее не слушает, дерзит, относится без уважения.

Гештальт-терапевт говорит: «У вас все в порядке, вы должны радоваться, сразу видно, что ребенок в вас уверен, что вы никуда не денетесь, уверена в вашей любви и ваших чувствах, поэтому так себя и ведет.

Дочь не боится выражать вам свои негативные чувства, значит, у вас здоровые отношения. А что касается отношений вашей дочери и папы, это вызывает у меня обеспокоенность.

Если она с ним такая вежливая, так хорошо себя ведет, это означает, что она неуверена в папе, хочет добиться его любви. Нужно поработать с папой, сделать его отношения с дочерью более здоровыми.

Кьелл Рудестам пишет: «Суммируя данные об эффекте гештальт-групп, Гринвальд (Greenwald, 1976) отметил, что некоторые гештальт-группы «становятся токсичными» из-за их чрезмерного давления на участников, переоценки сильных эмоциональных переживаний и опыта катарсиса.

Во многом антиинтеллектуальная позиция Перлза, отражаемая в утверждении типа «забудь о своем уме и доверься чувствам», так же довольно часто искажается и упрощается.

Среди руководителей гештальт-групп существует тенденция игнорировать рациональное мышление и интеллектуальные способности членов групп.

Намерение же Перлза заключалось в смещении равновесия от чрезмерного преувеличения роли сознания к возвращению значения роли телесных ощущений и чувств. Однако преувеличение роли тела при недооценивании роли интеллекта не может привести к созданию оптимального терапевтического подхода».

Кому подходит гештальт-терапия, кому — нет? Гештальт-терапия популярна в первую очередь среди женщин: женщинам близко поговорить о чувствах, о причинах своих проблем, их устраивает идеология гештальт-подхода, направленного на гармонизацию внутреннего мира.

Энергичные бизнес-ориентированные мужчины гештальт-терапию понимают хуже, групповой процесс кажется им скучным, а консультации, где много говорится о чувствах, слишком медленными и не практичными.

Впрочем, как обычно, восприятие клиентом терапевтического процесса более зависит не от подхода, который реализует терапевт, а от личности и таланта самого терапевта. Гештальт-терапевты бывают разные, и мудрые, и не очень — все, как в любом направлении, все как в жизни.

Здесь заметка Грязный гештальт, написанная Полиной Гавердовской, известным гештальт-терапевтом — о том, что гештальт-подходу (точнее, некоторым его представителям) пришла пора взрослеть.

Литературы по гештальт-терапии немало, но большинство книг и статей написаны трудным для понимания языком. Обучение гештальт-терапии идет преимущественно через живую работу лично с вами. Это не очень похоже на классическое обучение, вас скорее лечат, а не учат, но большинству обучающихся этот процесс нравится.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/geshtalt-terapiya_dvoe_zn__teoriya_i_praktika

Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы онлайн

Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы онлайн

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн, желаю Вам психического здоровья.

Сегодня, в рубрике Психоанализ и Психотерапия, Вы узнаете что такое Гештальт терапия: подход, техники, упражнения, методы психологической помощи Фрица Перлза.

Гештальт терапия Фредерика (Фрица) Соломона Перлза: подход, техники, упражнения, методы

Гештальт — (нем. Gestalt – форма, образ, структура) — в психотерапии — целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму.

В основе целостного восприятия лежит система доминирующих образов, обеспечивающих наше отношение к воспринимаемым событиям за счет выделения нашим сознанием «фигуры на фоне», т.е.

более значимое, из всего что происходит вокруг, мы выделяем (фигура), а остальное остается не интересным (фон).

Физиологические и психические процессы у человека рассматриваются гештальт-терапевтом в единстве, как проявления человеческого бытия.

Таким образом, во время гештальт-терапии, можно на основании действий клиента понять, что он думает, а на основании его мыслей — что он делает или хотел бы сделать.

Между же мышлением и действиями, часто происходит стадия бессознательной ролевой игры.

У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.

Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.

Теория подхода, методов, техник, упражнений гештальт терапии

Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».

Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.

Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.

С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.

Помощь гештальт-терапевта в решения проблемы — найти первую (главную) незаконченную ситуацию и отреагировать ее, хотя бы символически.

Читайте также:  Динамические мотиваторы - психология

Гештальт-подход и Невротические механизмы: Интроекция, Проекция, Слияние, Ретрофлексия

С помощью гештальт подхода можно разрушить невротические механизмы приводящие человека к невротизации и психологическим проблемам.
(см. механизмы защиты психики)

Незавершенный гештальт и «Интроекция»

При интроекции человек принимает в себя, как бы проглатывает, нормы, установки, способы мышления и действия, которые ему вовсе не присущи.

Тоже происходит при родительском программировании и написании жизненного сценария.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос, при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я. А ты — это ты. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты,

Аминь.

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/geshtalt-terapiya-podkhod-tekhniki-uprazhneniya-metody-onlajjn/

Книги по гештальт-терапии

Книги по гештальт-терапииРейтинг:   / 10

Гештальт-терапия — гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах.

Основные идеи гештальт-терапии были разработаны Ф.  Перлзом, его женой Л. Перлз и П. Гудменом. 

Перлз Ф. «Внутри и вне помойного ведра»Скачать
Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии»Скачать
Перлз Ф. «Гештальт-семинары»Скачать
Перлз Ф. «Опыты психологии самопознания»Скачать
Перлз Ф. «Практикум по гештальт-терапии»Скачать
Перлз Ф. «Теория гештальт-терапии»Скачать
Перлз Ф. «Эго, голод и агрессия»Скачать
Аралова М.П. «Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века»Скачать
Бейссер А. «Парадоксальная теория изменений»Скачать
Булюбаш И. «Краткий курс гештальт-терапии. Практическое руководство»Скачать
Булюбаш И. «Основы супервизии в гештальт-терапии»Скачать
Гингер С., Гингер А. «Гештальт — терапия контакта»Скачать
Гингер С., Гингер А. «Практическое пособие для психотерапевтов»Скачать
Гингер С. «Отдельные техники гештальта»Скачать
Гингер С. «Международный гештальт-лексикон»Скачать
Гингер С. «Гештальт. Искусство контакта»Скачать
Зинкер Д. «В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями»Скачать
Моховиков А.Н. «Кризисы и травмы». Методические материалы Московского Гештальт ИнститутаСкачать
Моховиков А.Н. «Психическая боль природа, диагностика и принципы гештальт-терапии»Скачать
Наранхо К. «Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма»Скачать
Польстер И., Польстер М. «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»Скачать
Польстер И. «Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности»Скачать
Польстер И. Польстер М. «Сопротивление в гештальт-терапии»Скачать
Харин С. «Гештальт»Скачать
Харин С. «Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт»Скачать
Энрайт Д. «Гештальт ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара»Скачать
Энрайт Д. «Краткое введение в гештальт-терапию»Скачать

Источник: http://psiholog-dnepr.com.ua/view-and-read/knigi-po-geshtalt-terapii

Теория гештальт-терапии

Теория гештальт-терапии

Теоретическими истоками гештальт-терапевтического направления считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзэн-буддизм. При этом необходимо отметить, что строгой философской гештальт-терапевтической концепции просто не существует. Сам Перлз относился к философии и научным теориям очень скептически.

Основатель гештальт-терапии не имел классического гуманитарного образования, а его увлечения, в том числе и буддизмом, были недолгими и не слишком глубокими. Сталкиваясь с необходимостью признания и следования авторитетам, Перлз быстро охладевал к изучаемому направлению.

Так, у мастера дзэн-буддизма он учился около двух месяцев, и одним из разочарований в буддизме стала необходимость «взывать и кланяться перед статуей Будды», что Перлз расценил как материализацию божества.

Неудивительно, ведь, пожалуй, основной проблемой, разрешаемой в гештальт-терапии, является потеря личностью индивидуальности, подлинности из-за давления со стороны авторитетов, социальных догм и стандартов.

Перлз ввел в свою теорию термин, взятый из гештальт-психологии и давший название всему психотерапевтическому направлению — гештальт. Это понятие, относящееся к законам восприятия и обозначающее целостность и структурность, переносится на мотивационную сферу человека.

Возникновение и удовлетворение потребности рассматривается как процесс возникновения и завершения гештальта.

Каждая потребность стремится к своему удовлетворению-завершению, и если этого не происходит, нарушается весь процесс образования новых потребностей, так как неудовлетворенная потребность или незавершенный гештальт забирает энергию у организма, снова и снова пытаясь быть завершенным.

Так, ребенок, недополучивший признания и похвалы от родителей, в своей взрослой жизни будет компульсивно совершать действия, направленные на получение признания (участвовать в конкурсах, добиваться высокого социального статуса и т. п.). При этом все другие потребности, например в теплых отношениях с людьми, творческом самоопределении, будут блокированы, так как неудовлетворенная потребность будет забирать всю энергию человека.

Кроме термина «гештальт» из гештальт-психологии было взято и представление об организме/поле окружающей среды. Психологические явления существуют только на границе контакта человека и окружающей его среды.

Только из внешней среды человек может получить удовлетворение собственных физиологических и духовных потребностей.

При взаимодействии с полем окружающей среды организм осуществляет цикл контакта, включающий в себя следующие стадии: предконтакт, контакт, финальный контакт и постконтакт.

На стадии предконтакта возникает потребность, на стадии контакта организм выбирает из среды объект, который может удовлетворить потребность, во время финального контакта исчезает граница между объектом и субъектом. В постконтакте организм отделяется от среды, ассимилирует приобретенный опыт, и, таким образом, цикл контакта завершается.

Представление о границе контакта определяет специфику взаимоотношений терапевта и клиента в гештальт-терапии. Здесь их встреча — это не встреча всезнающего и великого гуру с неопытным учеником, это экзистенциальная встреча двух людей.

В связи с этим особое значение имеет то, что каждая из личностей выносит на границу контакта. Личность психотерапевта, его спонтанные реакции и действия становятся важнейшим элементом терапии.

В гештальт-терапии терапевт имеет право говорить о своих чувствах, выносить на границу контакта любые эмоции, возникающие при взаимодействии с клиентом, более того, его чувства становятся одним из инструментов терапии.

То, что происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом, имеет особую важность еще и потому, что неотреагированные эмоции, неразрешенные конфликты не остаются в прошлом, а живут в психике клиента «здесь и сейчас» в виде незавершенных гештальтов.

Незавершенные ситуации повторяются и стремятся к завершению во всех «здесь и сейчас» ситуациях пациента, а следовательно, и в актуальной терапевтической ситуации.

Например, человек, болезненно стремящийся к самоутверждению, будет пытаться доказать собственную значимость и на сеансе психотерапии.

В таком случае ответная реакция терапевта на попытку манипуляции может помочь клиенту обратить внимание на то, какая потребность требует своего удовлетворения и что именно он выносит на границу контакта с окружающими его людьми, в том числе и с терапевтом.

Основной акцент гештальт-терапевтического процесса смещен на диалог клиента и терапевта, на происходящее «здесь и сейчас».

Соглашаясь с психоаналитическими представлениями о том, что корни проблем пациента находятся в прошлом, в его детстве, основатель гештальт-терапии не считал необходимой интеллектуальную реконструкцию детской проблемы. Эта проблема живет в настоящем клиента, поэтому доступ к ней может произойти «здесь и сейчас».

Например, если клиентка сообщает о том, что в детстве у нее были сложные отношения с бабушкой, которая чрезмерно ограничивала ее свободу, то одним из вариантов работы будет обсуждение этих отношений, рассмотрение биографического материала и т. п.

, другой же путь, основанный на принципе «здесь и сейчас» и принятый в гештальттерапии, — опереться на то, как эта проблема сказывается на состоянии клиентки в данный момент и проявляется в ее отношениях с терапевтом. Важно не то, что когда-то произошло, а то, как те или иные прошлые переживания сказываются в данный момент.

В гештальт-терапии нет усредненных критериев психологического здоровья. Человек, достигший аутентичности, обретает свободу выбора и становится лучшим экспертом для собственной личности. Перлз говорит о наличии так называемой мудрости тела, которая способствует поддержанию равновесия-гомеостаза и возникновению все новых и новых потребностей, создающих условия для личностного развития.

«Мудрость тела» — это идеализированное метафорическое понятие, означающее стремление человека к наилучшему для себя состоянию, к принятию самого правильного решения. Мудрость тела, так же как и понятие самоактуализирующей тенденции, принятое в клиент-центрированной психотерапии К.

Роджерса, прежде всего выражает уважение и доверие к личности, свойственные гуманистическим направлениям психотерапии.

Организм существует в динамической смене гомеостатического (равновесного) состояния, когда потребности удовлетворены и организм не нуждается в контакте, и неустойчивого, стремящегося к изменению состояния, когда какая-либо потребность актуализируется и возникает необходимость вступления в контакт с окружающей средой.

Для поддержания гомеостаза человеку необходимо осуществлять постоянный обмен с окружающей его средой: брать необходимое и отдавать избыточное.

Чтобы удовлетворить возникающую потребность, ее необходимо осознать, построить четкую фигуру, на которой все остальные, прошлые и будущие, потребности станут фоном, и вынести ее на контактную границу.

Например, для матери грудного ребенка весь смысл существования связан с уходом за ним, а другие потребности — в отдыхе, профессиональном росте, общении с друзьями и т. п. — уходят в фон.

Процесс формирования фигуры и фона является динамическим, так как для нормального, полноценного функционирования организма необходима постоянная смена потребностей.

Так, после того как мать решила все проблемы с ребенком (накормила, постирала, уложила спать), возникает другая потребность, другая фигура — например, общение с мужем.

Если гештальт не завершен и потребность не удовлетворена, то возникает опасность, что фигура станет ригидной, и в различных неадекватных ситуациях человек будет пытаться удовлетворить одну и ту же потребность.

Например, человек, переживший обман со стороны близкого друга и не ассимилировавший такой опыт, начинает видеть подвох в любых отношениях с другими людьми. В этом случае фигурой становится человеческая непорядочность, в то время как искренность и бескорыстие окружающих его людей становятся фоном.

Следующим важнейшим принципом гештальт-терапии служит идея холизма, идея единства психической и телесной жизни человека (bodymindsplit).

Проблему дихотомии души и тела Перлз разрешает следующим образом: он говорит, что умственная деятельность человека — это точно такая же деятельность, как и физическая, только происходит она с меньшими затратами энергии.

Путем перевода активности из физической в умственную организм экономит энергию для того, чтобы использовать ее более рационально и в более подходящих условиях. Например, когда человек гневается, его мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, он готовится напасть на обидчика.

Однако гнев может перейти в ментальную сферу (в терминологии Перлза — умственную деятельность), и тогда явных физических признаков гнева может и не быть, хотя это чувство сохранится и человек сможет обдумать возможные решения сложившейся ситуации.

Читайте также:  Достижение - психология

Следовательно, психическая и физическая деятельность являются проявлением одной и той же реальности — человеческого бытия. В психике нет ничего такого, что не имело бы отражения в теле человека. Поэтому работа с телом является одной из важных составляющих гештальт-терапии. Отметим, что сам Перлз проходил личную психотерапию у одной из ярких представительниц телесно-ориентированного направления Иды Рольф.

Особенность гештальт-терапии состоит еще и в том, что ответственность за результаты терапии лежит не только на терапевте, отвечающем за компетентность и профессионализм выполняемой работы, но и на самом клиенте. Как уже было отмечено, принятие ответственности за свою жизнь, за собственный выбор служит ключевым моментом становления личности в гештальт-терапии.

Эта идея была заимствована из экзистенциональной философии, провозгласившей самоопределение и осознание одиночества единственным способом бытия в мире.

На социальном уровне человек может быть вместе с другими людьми — иметь друзей, семью, родных, но на экзистенциальном уровне, перед лицом смерти и бессмысленности он обречен на одиночество, принятие которого является важной задачей, решаемой каждым из нас.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на большое количество книг по теории гештальт-терапии, в том числе и трудов самого Перлза, основатель этого направления весьма иронично относился к любого рода интеллектуальным словесным построениям, с помощью которых, по его мнению, люди прячутся от реальной жизни. Гештальт-терапия не обладает стройной, логичной теорией, а представляет собой форму практической работы, направленной на психотерапевтические изменения.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/psikhoterapiya/153-teorija-geshtalt-terapii.html

Гештальт-терапия — описание и задачи психологической методики, показания к занятиям и практикам

Гештальт-терапия - описание и задачи психологической методики, показания к занятиям и практикам

При эмоциональной нестабильности терапевтом может быть назначена гештальт-терапия, теория и принципы которой направлены на изменение привычного поведения человека, устранение его внутренних конфликтов.

Методика была основана много лет назад, но по-прежнему работает в нынешнее время.

Систематически выполняя упражнения в гештальт-терапии, можно окончательно избавиться от ряда психологических проблем, вернуть себе эмоциональное равновесие.

Что такое гештальт-терапия

Интересуясь многочисленными направлениями психотерапии, многие современные психологи за основу своей практики берут гештальт-терапию.

Ее основателем является немецкий психоаналитик Фредерик Перлз, который в середине прошлого века официально запатентовал инновационную в те времена методику.

Она тут же нашла свое распространение в массах, поскольку отличается высокой эффективностью, разнообразием методов, которые подбираются клиентам в сугубо индивидуальном порядке.

Самый главный гештальтист создал самостоятельное направление психотерапии, которое включает основы биоэнергетики, психодрамы, психоанализа.

Основная ценность такой терапии заключается в гуманистическом, экзистенциальном подходе к личности пациента, который страдает психическими расстройствами.

Главной целью лечения является желание, стремление изменить особенности поведения клиента, найти компромисс со своим внутренним я, достичь гармонии с самим собой.

Основные задачи гештальт-терапевтической практики

Гештальт-терапия помогает пациенту вылечить неврозы, избавиться от внутренних страхов, перебороть панические атаки и, казалось бы, привычную неуверенность в себе, собственных силах.

Чтобы достичь положительных результатов в заданном направлении, первым делом психотерапевт пытается найти причину психологических проблем, оценить, аргументировать собственное поведение.

Только после этого прийти к процессу осознания, мерам терапевтического взаимодействия. Основные задачи гештальт-терапии таковы:

  1. Работа с эмоциями. Оптимально работать с групповой психотерапией, чтобы открываться общению, научиться осознавать подлинные чувства, демонстрировать их окружающим.
  2. Умение отличить прошлое от настоящего. Понимая значение каждого жизненного обстоятельства, важно индивидуально с ним работать.
  3. Анализ. Для собственного сознания необходимо отделять и полностью отпускать негативные эмоции, работать над выяснением причин их возникновения.
  4. Внимание к телу. Клиент представляет собственные проблемы, приравнивает их к своим внутренним ощущениям. В результате ухудшается общее самочувствие, нужен анализ.

Кому подходит гештальт-терапия

Для завершения терапии важно полностью осознать ее задачи, принципы и направления. Поскольку в основе лежит большее женское начало, грубой силой проблему психологического характера не решить. В качестве духовного материала клиента используются его эмоции, переживания, умение признать и принять ситуацию, изменить к ней собственное отношение для ощущения внутренней гармонии.

Женщины более чувствительны, и их основные потребности заключаются в огласке проблемы, ее осознании и обсуждении, поиске верного пути, эмоционального равновесия.

Мужчины более скрытные и имеют четкие границы контакта, поэтому им сложение пройти консультирование, познакомиться с собственной личностью.

В целом, гештальт-терапия подходит всем, кто не зацикливается на собственных проблемах, а готовы решать их сначала на духовном уровне, затем на практике.

Принципы

Прежде чем изучать техники гештальт-терапии, важно понять, на каких принципах они основаны. Подход биологический, то есть учитывается взаимодействие человека и окружающей его среды. Если что-то мешает жить, эти обстоятельства должны подлежать корректировке. Основные принципы гештальт-терапии таковы:

  1. Жизнью управляет не разум, а эмоции, как основная потребность организма.
  2. Цели достижимы, если они свои, а не навязаны обществом.
  3. Человек должен стремиться к эмоциональному равновесию, духовному балансу.
  4. Тело, разум и эмоции должны быть тесно с вязаны между собой.
  5. Человек самостоятельно выбирает себе окружение, в котором ему комфортно.

В результате взаимодействия организма и разума человек может прийти к ощущению внутренней гармонии, справиться с преобладающими психическими нарушениями и страхами. Принцип «Здесь и сейчас» рассматривают, как основополагающий, поскольку при своей предельной доступности он обеспечивает очевидный результат, радикальные перемены в сознании и мировосприятии.

Гештальт-терапевт настаивает, чтобы пациент жил реальностью, как самым важным периодом собственной жизни.

Прошлое и воспоминания о нем – это уже пройденный и невозвратный этап, тогда как будущее и реализация грядущих планов могут и вовсе не наступить.

Получается, что все самое важное и судьбоносное в судьбе человека происходит «Здесь и сейчас». Поэтому важно с предельной ответственностью отнестись к собственному положению в нынешнем времени.

Методы

В современной психологии практика гештальт-терапии является новым этапом развития личности, предоставляет возможность кропотливой работы с внутренними способностями, желаниями, убеждениями.

Так, уже существующие границы нарушаются, и индивид на интуитивном уровне либо методом внутреннего анализа должен определить свое отношение ко всему происходящему без повышенного давления со стороны.

Выбирая практику психоанализа, требуется рассмотреть самые рейтинговые методы гештальт-терапии.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Гештальт-терапия – это общеизвестная форма психотерапии, реализованная в процессе взаимодействия эмоция и разума. Важно научиться понимать себя, озвучивать собственные проблемы.

Методика «горячий и пустой стул» особенно интересует гештальт-терапевтов из Московского гештальт-института, а уместна к реализации в групповых сообществах.

Основные принципы указанной методики представлены ниже:

  1. «Горячий стул» — это откровенный диалог между пациентом и психотерапевтом, когда все окружающие слушатели сохраняют гробовое молчание. Лишь в самом конце беседы они могут высказать свое отношение к услышанному, поделиться эмоциями и субъективными переживаниями. «Горячий стул» — это место, куда садится человек со своими душевными проблемами в надежде, что после их произношения придет верное решение, эмоциональное равновесие.
  2. «Пустой стул» — это место для виновника душевных переживаний человека. Пациенту предстоит рассказать ему обо всех своих проблемах, открыто озвучить собственные страхи, переживания. Неважно, на пустом стуле будет сидеть живой, воображаемый или умерший собеседник. Главное – озвучить проблему и услышать ее со стороны, перейти от теории к практике.

Работа с полярностями

Это поиск «золотой середины». Человек привык реагировать на ситуации в своих крайних эмоциональных состояниях. Это плохо сказывается на психике, душевном состоянии, мировосприятии.

Необходимо научиться жить в гармонии с самим собой, причем реализовывать такие стремления не только в теории, но и на практике.

Принцип «Золотой середины» — это умение варьировать в любой ситуации, при этом не загонять себя в крайности.

Работа со сновидениями

В гештальт-терапии особое внимание уделяется ночным сновидениям, которые являются подсказками человеческого сознания. Если после пробуждения вспомнить, о чем был сон, можно лучше понять себя, найти компромисс со своим внутренним я. Главное – отнестись к этому методу серьезно, а для расшифровки использовать нее только проверенные источники, но и собственную интуицию.

Упражнения

Такая классическая методика успешно работает уже не первое десятилетие, а основная задача пациента психотерапевта – подобрать эффективные, доступные упражнения, чтобы обеспечить эмоциональное спокойствие, эффективное лечение неврозов, панических атак. Итак:

  1. «Сейчас я осознаю…». Это основа упражнения, которое помогает по-новому оценить реальность. Важно по-другому посмотреть на происходящую кризисную ситуацию, удивить себя, проанализировав ее с нескольких точек зрения.
  2. Обратная связь. Психотерапевт выполняет роль так называемого «зеркала», чтобы пациент, озвучивая проблему, смог посмотреть на себя как бы со стороны. Это поможет ему переосмыслить ситуацию, найти решение эмоциональной нестабильности.
  3. «У меня все в порядке». С этой фразы необходимо начинать предстоящий анализ, тогда оптимистические мысли помогут посмотреть на жизнь по-другому, исключить панические атаки, внутренние страхи.

Видео

Отзывы

Читайте также

Источник: http://vrachmedik.ru/636-geshtalt-terapiya.html

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Ее отцом-основателем считается немецкий психолог Фридрих Перлз.

По сути своей теория гештальт-терапии стала котлом, в котором варится полезное блюдо из множества ингредиентов: крупы традиционного психоанализа, нескольких ложек гештальтпсихологии, изрядной порции психодрамы и мелко нарезанной телесно-ориентированной терапии. Все это приправлено выжимками еще из доброго десятка психологических концепций и направлений.

Гештальт (gestalt) с немецкого переводится как «образ», «фигура», «форма». Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт – целостный образ какой-либо ситуации. Конечно, это вольное изложение.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением».

Гештальт-подход не рассматривает сферического коня в вакууме, то есть человека в отрыве от среды. Его позиция такова: люди являются целостными социобиопсихологическими существами; разделение тела и психики – искусственно; человек и все, что его окружает – единая структура, именуемая «поле организм/среда».

Есть контакт?

Базовые понятия гештальт-терапии – контакт и граница.

Контакт – процесс взаимодействия наших потребностей с возможностями среды. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой: для утоления жажды нужна вода, голода – пища, потребности в безопасности – защищенность с помощью кого-то или чего-то, потребность в общении невозможно удовлетворить без других существ.

Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. Человек обычно воспринимает ее как границу между тем, что внутри нашего тела, и тем, что вне его. Естественно, более ценным для нас является то, что внутри. Но границы эти зыбки и нечетки. Вода является частью внешней среды, но как оценивать выпитую воду?

На границах возникают два феномена: идентификация и отчуждение.

С первой связано деление на «свой»-«чужой», когда «свой» ближе, роднее и понятнее. Если кто-то обидел члена нашей семьи, идентификация вызывает обиду у нас. Любовь, дружба, партнерство и прочие позитивные отношения обычно существуют в пределах внутренних границ. За ними лежит чужое, отторгаемое.

При нарушенных границах, взаимодействие с окружающим становится ненормальным, и на уровне, где это произошло (телесном, эмоциональном, интеллектуальном), появляются нерешенные проблемы.

Когда возникает гештальт?

Утренняя чашка кофе, разговор со случайным попутчиком, отношения с родителями, влюбленность, ссора в магазине, прополка кабачков – все это гештальты. Вся наша жизнь состоит из них, больших и маленьких.

Формируется гештальт, когда у человека возникает потребность, которая в данный момент сильнее всего требует удовлетворения, и происходит контакт в внешним миром.

У гештальта есть начало и конец: возникает он помимо нашей воли в момент появления потребности или желания и заканчивается при достижении удовлетворения. Увы, потребности безграничны, а ресурсы ограничены и далеко не все желания исполняются.

В идеале цикл гештальта выглядит так:

  1. Возникновение потребности (хочется пить).
  2. Поиск возможности ее удовлетворить, оценка осуществимости этой возможности (ищем воду).
  3. Удовлетворение (пьем).
  4. Выход из контакта (жажда утолена — ставим пустой стакан на стол).
Читайте также:  Лабильность - психология

В результате такого цикла гештальт завершается (разрушается). Процесс возникновения и завершения гештальта может занять секунду, минуту, часы, годы или всю жизнь. Но внешние или внутренние события могут помешать этому процессу. Цикл остановится на какой-то фазе, произойдет разрыв границы контакта и возникнет незавершенная ситуация.

Завершенный гештальт отправляется на утилизацию, склад или полочку сознания, а незавершенный остается с нами. Пока нет удовлетворения или внутреннего принятия невозможности получить желаемое, гештальт, вместе с множеством себе подобных, давит на сознание, паразитируя на других событиях.

Незавершенный гештальт может стать многотонным сизифовым камнем ощущения вины перед умершим родственником или картонной папочкой несдержанного по мелочи обещания. Суть остается одинаковой – прошлое мешает реализовываться настоящему.

Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.

Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику от перегрузки.

Что может сломаться?

  1. Проекция – это тенденция перекладывать на окружающую среду ответственность за то, что берет свое начало в человеке.

    К ней прибегают, сталкиваясь с неприятием ряда своих потребностей и чувств, которые проще приписать внешнему миру.

    Нормальная проекция помогает устанавливать контакты и понимать других людей, патологическая постоянно проявляется не к месту и в ряде случаев подменяет собой реальность.

  2. Ретрофлексия – стремление делать себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. При патологических проявлениях ретрофлексии возникают психосоматические болезни, стремление причинить себе боль, высшей формой ретрофлексии является самоубийство.

  3. Интроекция

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/psychotherapy/12/

Профессиональные тренинги 1-2й ступени «Гештальт-подход (гештальт-терапия): теория и практика»

Профессиональные тренинги 1-2й ступени предполагают получение базовой информации и консультаций по поводу навыков гештальт-терапевта, а также первичное знакомство с темами, которые могут стать основой выбора специализации (гештальт-терапия с детьми и семьями, гештальт-терапия психосоматических расстройств, групповая гештальт-терапия, травматерапия в гештальт-подходе и др.). На последнем модуле участники демонстрируют свою работу и обсуждают ее с супервизором.

Тренинги

В качестве пособий, методологически поддерживающих профессиональные тренинги по гештальт-терапии (для самостоятельного чтения) рекомендуются:

  1. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: Навыки в гештальт-терапии — М., Институт Общегуматинарных Исследований, 2010 — 352с.
  2. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. М., Изд-во «Психотерапия», 2004. — 768с.
  3. Иванова Е.А., Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт. Теория и практика. СПБ, изд-во «Речь», 2004. – 550с.
  4. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма “Класс”, 2004. – 272 с.
  5. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. — Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 240с
  6. Перлс Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. — С.16.
  7. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 384с.
  8. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. —358с.

«Базовые понятия гештальт-терапии».

Гештальт-терапия как направление психотерапии. История создания гештальт-терапии. Гештальт-психология и гештальт-терапия. Мировые школы гештальта и развитие гештальт-терапии в России. Фундаментальные принципы и концептуальная база гештальт-подхода.

Гештальт-терапия и другие направления психотерапии: различия и сходство в базисных концепциях. Основные теоретические опоры гештальт-подхода: феноменологичекий метод, теория поля, теория контакта и теория диалога. Основные метафоры гештальт-подхода. Теория потребностей. Иерархия потребностей и её нарушения.

Понятие о саморегуляции и самоманипуляции. Концепция незавершенного действия.

«Теория контакта в гештальт-терапии».

Понятия «контакт» и «граница контакта». Функции контакта: зрение, слух, прикосновение, движение. Понимание процесса контакта в гештальт-терапии. Модели цикла контакта, основные фазы. Фазы контакта и телесный процесс (по Кепнеру).

Здоровые и дисфункциональные способы регуляции границы контакта. Конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм, девалидизация и десензитизация как основные механизмы регулирования контакт-границы. Контактная граница и творческое приспособление.

Работа с внутренней феноменологией клиента и работа на границе-контакта.

Теория self, self как процесс. Типы нарушений Id – функции, функции Personality и Ego-функции.

«Гештальт-подход в работе со сновидениями, фантазиями, визуальными образами и полярностями».

История работы со сновидениями в психотерапии. Сновидение как проекция и ретрофлексия, техника работы в гештальт-подходе (идентификация с персонажем, рисунок, пластика и движение и др.). Завершение незавершенного сновидения.

Терапевтическая работа с полярностями (арт-техники). Осознаваемая и отвергаемая полярность. Противоположности и целостность. Интеграция противоположностей как терапевтическая интервенция.

Визуальные образы и фантазии клиента как проекция внутренних феноменов. Техники работы с визуальными образами (рисунок, проигрывание, работа с текстом).

«Теория поля в гештальт-терапии. Контекст и процесс».

Индивидуалистический и полевой подходы в психологии. Современные взгляды на теорию поля в психологии. Теория поля Курта Левина. Теория поля в практике гештальт-терапии: поле «организм – среда», поле опыта, контакт и терапевтическое поле как «вместе созданная реальность». Процесс как центральный аспект теории поля (в т.ч.

содержание «фигура-фон» процесса). Описание феноменов в терминах процесса. Контекст (фон) как пограничная зона жизненного пространства индивида. Исследование фона в гештальт-терапии. Новый опыт как проявление творческого приспособления в изменяющихся условиях жизни. Принципы теории поля по М.

Парлетту (принцип организации, одновременности, сингулярности, изменяющегося процесса, возможных значимых связей) и их содержание. Процесс-ориентированность в работе гештальт-терапевта (метапозиция, как способ выхода из первичного слияния, профессиональная лексика для описания процесса). Терапевтический процесс и этапы терапевтического процесса.

Формирование терапевтического запроса клиента как процесс, поддерживаемый гештальт-терапевтом.

«Практический инструментарий гештальт-терапевта».

Структура и динамика терапевтической сессии. Парадоксальная теория изменений. Эксперимент в гештальт-терапии, типы экспериментов. Эксперимент и техника «челнока». Поддержка и фрустрация в гештальт-терапии.

Неспецифическая и специфическая поддержка. Отличие конфронтации и фрустрации в интервенциях терапевта. Основные типы терапевтических интервенций в отношении механизмов прерывания контакта. Техника ''пустого стула''.

Монодрама. Техника амплификации.

«Гештальт-терапия как творческий процесс. Формы творческой активности в работе с проективным материалом клиента».

Основные принципы интеграции арттерапевтических техник с гештальт-подходом. Включение творческих инструментов в работу гештальт-терапевта: время и место для творческого эксперимента. Арт-техники в работе в проективным материалом клиента (рисование, лепка, сказка, грим, игра, пластика и движение). Восстановление игровой способности взрослых как терапевтический фактор.

Терапевтическая работа с метафорами, виды метафор и стадии работы с метафорой. Метафоры клиента и терапевта.

«Феномены тела в гештальт-терапии».

Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии. Холистическая модель и феноменологический подход. Телесный процесс и «адаптированная телесная структура» по Дж. Кепнеру.

Телесные феномены в терапевтическом процессе: дыхание, опора и телесная самоподдержка, движение, голос и др. Отделение феномена от его интерпретации. Дистанция и границы личного пространства в терапии. Интеграция телесных и вербальных аспектов в работе гештальт-терапевта.

Телесный процесс гештальт-терапевта в терапевтическом взаимодействии. Телесный процесс при депрессии, возможности и стратегии работы терапевта.

«Концепция здоровья и болезни в гештальт-терапии. Невроз как устаревшая форма поведения в изменившемся контексте».

Концепция здоровья, болезни и невроза в гештальт-терапии и ее отличие от медицинской модели невроза. Акценты в диагностике: DSM-4 (МКБ-10), психоаналитическая диагностика, гештальт-диагностика.

Свободное (здоровое) функционирование и хорошее здоровье с точки зрения гештальт-терапии. Понятия «зрелость» и «ответственность». Процесс-ориентированное диагностическое мышление. Субъективность и временный характер понятий здоровья и болезни.

Фоновая и процессуальная диагностика в гештальт-терапии. Характер с точки зрения гештальт-терапии.

Происхождение невроза. Тревога и ее роль в блокировании саморегуляции (тревога как заблокированное возбуждение).

Невротическое функционирование (самоманипуляция, недостаток ответственности, самоподдержки, отказ от поддержки окружающих). «Пятислойная модель» невроза Ф. Перлза.

Уровни невроза (уровень клише, уровень игр и ролей, уровень тупика, уровни внутреннего и внешнего взрыва). Возвращение ответственности клиенту как форма поддержки здорового функционирования.

«Взгляд на симптом из гештальт-перспективы: симптом как форма контакта»

История развития взглядов на психосоматические расстройства (психосоматические симптомы, психосоматические расстройства и психосоматические болезни). Особенности терапевтического запроса пациентов с психосоматозами: уровни мотивации клиентов готовность к психотерапии и ответственность психотерапевта. Тревожные состояния, невроз тревоги, паническое расстройство.

Медицинская и психологическая модели рассмотрения психосоматического симптома. Парадоксальная природа психосоматичекого симптома с точки зрения теории гештальт-терапии. Симптом как: свернутая форма контакта, способ саморегуляции и удовлетворения мета-потребности, ретрофлексия активности, форма приспособления и парадоксальная форма поддержки целостности.

Стадии формирования психосоматического симптома по О.В. Немиринскому. Основные принципы гештальт-терапевтической работы с симптомом. Прямая и непрямая работа с психосоматическим симптомом. Понятие о контрсимптоме. Функции симптома в регуляции семейной системы и социального окружения.  Стратегии работы гештальт-терапевта с паническим расстройством (по Дж.

Франчессетти, 2014).

«Терапевтические отношения гештальт-терапии».

История развития концепции терапевтических отношений. Позиция гештальт-терапевта (терапевтическая позиция). Терапевтический контракт и терапевтический альянс. Мотивация клиента в терапии. Перенос как проекция на терапевта. Перенос и контрперенос с точки зрения гештальт-подхода, их разновидности. Баланс между символическими и реальными аспектами отношений с клиентом в терапевтической сессии.

Вопросы профессиональной этики гештальт-терапевта. Отношения терапевта и клиента, конфиденциальность, безопасность, терапевт и общество, отношения с клиентами. Этический кодекс E.A.G.T. (Европейской  Ассоциации Гештальт-Терапии). Некоторые частные этические проблемы гештальт-терапии.

«Терапевтические отношения: связанность, зависимость (контрзависимость) и автономия.

Теория привязанности Дж. Боулби. Соотношения между понятиями «привязанность», «зависимость» и «связанность». Зрелость как баланс связанности и автономии в отношениях. Зависимость и контрзависимость в жизни и в терапевтических отношениях, феномены и стратегии терапии.

Зависимое поведение (химическая и алкогольная зависимость) и созависимость. Аспекты любовной, сексуальной и пищевой зависимостей, особенности работы психотерапевта.

«Диалогическая основа терапевтических отношений в гештальт-терапии».

Субъект-субъектный и субъект-объектный подход в психотерапии. Особенности философской традиции М. Бубера. Основные понятия теории диалога: Я-Оно и Я-Ты отношения, пространство диалога, Я-Ты момент, терапевтическая встреча, предпосылки к диалогу. Диалог в терапевтическом процессе.

Сущность диалогической позиции терапевта и качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинность и признание-подтверждение. Потеря способности к диалогу у терапевта и супервизия как путь восстановления диалогичности. Соотношение диалога и терапевтических техник.

Особенности работы с реакциями стыда и вины у клиентов.

«Гештальт-терапия депрессивных переживаний, работа гештальт-терапевта с утратами, горем, и экзистенциальными кризисами». 

Разновидности депрессивных состояний, дифференциальная диагностика, современные психологические теории происхождения. Реактивная депрессия, понятие об остром и хроническом горе. Депрессия с точки зрения гештальт-подхода. Стратегия и тактика работы с депрессивными пациентами в гештальт-терапии. Особенности взаимодействия гештальт-терапевта и психиатра при лечении депрессий.

Категория «смысл» в модели цикла контакта. Особенности работы с экзистенциальными кризисами, потерей смыслов. Психотерапевтическое сопровождение изменений и кризисов. Избранные аспекты работы с утратой и горем в гештальт-терапии (по С. Кондратенко).

«Работа с психической травмой в гештальт-подходе»

Психическая травма, ее разновидности и принципы работы с травматическим опытом. Диагностика травмы. Влияние травмы на развитие (ранний травматический опыт).

Детские и подростковые психические травмы, травмы связанные с техногенными и природными катастрофами, несчастными случаями и военными действиями. Посттравматическое стрессовое расстройство. Аффекты, сопровождающие проявление травматического опыта.

Способность терапевта к «контейнированию» аффектов. Соматическая процесс-ориентированная терапия психической травмы по П. Левину. Четырехфазная модель работы с травмой, техники травматерпии. .Работа с травмой как с незавершенной ситуацией: восстановление целостности.

Ориентация на ресурсы и развитие позитивного мышления. Восстановление социальных связей и реорганизация эмоциональной жизни у пациентов с последствиями психической травмы.

«Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями»

Теория поля и теория систем как теоретическая основа работы с семьями в гештальт-подходе.

Теория семейных отношений – основные понятия, развитие семьи, пара и семья как система, границы семейных отношений, здоровые и дисфункциональные семьи, отношения с родительскими семьями, расширенная семья, генограмма семьи. Теории развития и формирование различных типов привязанности ребенка. Незавершенные задачи развития.

Модели семейной терапии. Механизмы прерывания контакта в семейной системе. Интерактивный цикл контакта (по Зинкеру) как модель терапевтического подхода к семейной системе. Гештальт-терапевтическая сессия с семьей: терапевтическая ситуация, интервенции и их выбор. Техники работы с семейной системой (эксперимент и арттехники).

«Ценности гештальт-подхода и индивидуальные ценности гештальт-терапевта».

Ценности и ценностно-смысловая сфера личности. Ценности гештальт-подхода (по Дж. Зинкеру): родовые, содержательные, процессуальные и системные как методологическая база для работы гештальт-терапевта.

Система личных ценностей человека, иерархия ценностей. Проявления несогласованности личных и профессиональных ценностей в работе гештальт-терапевта.

Конфликт ценностных ориентацией терапевта и клиента как фокус в работе терапевта.

Источник: http://vshgt.ru/professionalnaja-podgotovka/avtorsky-trening-1-2-stupeny-gestalt-podhod/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию