Горе — психология

Пять стадий переживания горя и психологическая помощь страдающему

Горе - психология

Психологические особенности

Умение управлять своими эмоциями — важное условие для достижения желаемых целей. Сильные переживания, испытываемые, например, при утрате близких, являются серьезным испытанием для каждого.

С точки зрения психологии существует 5 стадий переживания горя, которые необходимо пройти, чтобы вернуться к прежней жизни.

Каждый самостоятельно выходит из тяжелого состояния, затрачивая на тот или иной этап нужное количество времени, и от первого (отрицания) до последнего (принятия) лежит большая пропасть. Ряд психологических методов поможет восстановить полноценное восприятие действительности.

Следует обозначить этапы, которые приходится преодолевать на пути к восстановлению душевного равновесия после расставания, утраты или страшного известия о неизлечимом заболевании. Специалисты выделяют следующие 5 стадий переживания горя:

  1. 1. Отрицание и шок.
  2. 2. Гнев.
  3. 3. Вина.
  4. 4. Депрессия.
  5. 5. Принятие.

Некоторыми психологами 5 стадий горя были дополнены шестой: «развитие». В результате прохождения всех этапов переживаний человек получает потенциал для развития, обретает зрелость.

Человек не верит в происшедшее, особенно если узнает об этом неожиданно. Подсознательный страх противостоит приятию действительности.

Для этой стадии характерна бурная реакция в виде крика, возбуждения, заторможенности вследствие защиты от шока, отрицания неизбежного, но она не затягивается надолго, ведь рано или поздно приходится признать факты.

Человек всеми силами пытается уточнить правду, надеясь на то, что известие ошибочно.

Страдающий избегает реальности, прерывает взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Решения, которые он принимает, неадекватны, а поведение внушает сомнения относительно его психической полноценности. Например, тот, кто узнал о смерти родственника, может продолжать вести себя так, будто он еще жив.

Следующая стадия переживания горя — агрессия, гнев или обида. Негативные эмоции могут проявляться стремительно или нарастать постепенно.

В конструктивном варианте негатив сконцентрирован на работе с причиной, повлекшей утрату. Такое поведение служит своеобразной формой защиты: наказание врагов, причинивших зло.

Агрессия не является конструктивным средством переживания горя и направлена на себя, окружающих, судьбу, умершего.

Проявление гнева приносит временное облегчение: психика освобождается от нахлынувшего давления, и человеку становится легче. Известны случаи самоистязания, морального или физического — это гнев, направленный внутрь себя.

На этой стадии человек пытается взвалить вину за произошедшее на себя. Он словно сражается с судьбой, выпрашивая у высших сил иной итог событий. Возникает необходимость уйти в мир иллюзорного спасения, дождаться чуда, исключения, подарка судьбы. Вследствие этого человек склонен к занятию духовными практиками, поиску помощи в церкви.

Если близкие находятся в опасности, человек считает, что его поведение имеет какое-то отношение к случившемуся. В случае смерти дорогого человека наказывает себя и «ради искупления вины» готов на несвойственные ему действия — повышенное внимание к окружающим, занятие благотворительностью, уход в монастырь и тому подобное.

На этом этапе человек осознает неотвратимость потери. В состоянии скорби исчезает интерес к происходящему, на заботу о себе и близких нет энергии, повседневные дела игнорируются.

Для депрессии свойственны снижение социальной активности, апатия, раздражительность. Жизнь утрачивает смысл, возникает потребность в антидепрессантах, решения принимаются под влиянием разрушительных эмоций.

Не исключена попытка самоубийства.

Независимо от тяжести страданий, принятие неизбежно. Осознание неотвратимости утраты происходит внезапно. Мышление человека проясняется, он становится способен посмотреть назад и проанализировать течение жизни, обсудить проблему с окружающими. Еще не наступает преодоление горя, но благодаря принятию человек близок к нормальному состоянию.

Восстанавливается привычный образ жизни, которая вновь начинает обретать смысл. Человек становится восприимчивым к радости и возвращается к повседневным делам, восстанавливает социальные контакты.

Для неизлечимых больных наступает период спокойного наслаждения благами, которые оставляет им жизнь. Они направляют свои ресурсы на завершение дел, общение со значимыми для них людьми. Пережившие смерть или расставание вспоминают тяжелое событие без острой боли. Горе сменяется грустью, благодарностью ушедшему за то хорошее, что было с его участием.

Указанная последовательность этапов переживания горя условна.

Не все проходят ее в описанном порядке, кто-то останавливается на определенной фазе, и для улучшения состояния ему требуется квалифицированная помощь специалиста.

А первый шаг в этом направлении — открытое общение по душам, проявление доверия, умение выслушать, а не увести человека от горя: прежде чем отпустить боль, ее нужно прожить.

На стадии компромисса страдающий ищет пути влияния на ситуацию, и специалисты в благих целях могут скрывать истинное положение вещей, но с этим нельзя переборщить: наступит время, когда потребуются силы для работы над собой, восстановления вместо веры в чудо.

На стадии депрессии, позволяя человеку выговориться, осознать, что он не один, важно внести в его жизнь новый смысл.

Депрессия — неотъемлемый этап переживания горя, но близкие могут позаботиться о том, чтобы он не стал патологическим.

Если человек начинает обдумывать самоубийство, нужно обратиться за психологической помощью и медикаментозным лечением, которое может назначить только врач.

Не стоит игнорировать физиологические последствия для организма: возможна бессонница, потеря аппетита, нарушение функций ЖКТ и сердечно-сосудистой системы, из-за чего снижается иммунитет.

Когда сильный всплеск эмоций все-таки произошел, нельзя снова закрываться от внешнего мира — надо идти навстречу новому, пребывать на природе, общаться с людьми и животными. Тогда горе постепенно начнет исчезать из жизни страдающего человека, уступая место созидательным процессам.

Боль — это естественная эмоция, и иногда только после тяжелых испытаний человек принимает произошедшее, отказывается от ненужного и понимает, что тратил время и энергию впустую, когда мог продолжать жить.

Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/psychological-features/stadii-gorya.html

Сергей Шефов — Психология горя

Сергей Шефов

Психология горя

Есть восточная история про женщину, потерявшую своего горячо любимого сына. Скорбь ее была столь велика, что она была на грани отчаяния и свою последнюю надежду возложила на мудреца, про которого в народе говорили, что он может творить чудеса. Убитая горем мать упала к его ногам и умоляла вернуть ей сына.

Тронутый ее мольбой, мудрец сказал, что сделает это, но только после того, как она покажет ему три дома, в которых никто не умирал. Женщине задание мудреца показалось несложным, она немного воспрянула духом и отправилась искать семью, которую не посещала смерть.

Но вот она зашла в один дом, в другой, третий, пятый, и в каждом хозяева ей говорили, что они похоронили или сына, или сестру, или отца, или деда, или даже нескольких родных. Обойдя свой город, женщина отправилась странствовать по другим селениям, надеясь все же отыскать дом, который смерть обошла стороной.

Однако сколько она ни ходила, ни одного такого дома не нашла. Тогда постепенно она стала понимать, что смерть близких — это неизбежная сторона жизни, и смогла примириться с потерей своего сына.

Да, утрата близких — увы, неизбежный спутник жизни. И, что особенно важно, смерть близкого — это одно из самых трагичных событий в жизни человека и тяжелейшее испытание, оставляющее глубокий след, а иногда шрам в его душе. В известной Шкале жизненных изменений Т. Холмса и Р.

Рэйха (1967) события, связанные с утратами, уверенно занимают лидирующие позиции по степени стрессогенности. Вместе с тем, как и любой экзистенциальный опыт, переживание горя заключает в себе значительный позитивный потенциал. Рассказывают, что «когда знаменитый советский психолог А. Н.

Леонтьев спросил у философа Мераба Мамардашвили: „С чего начинается человек?“, — тот, не задумываясь, ответил: „С плача по умершему“» [23, с. 201–202].

Данная книга целиком посвящена этому важнейшему человеческому переживанию — горю.

Нам предстоит выяснить, как оно проявляется и протекает, каковы его внутренние механизмы и сокровенный личностный смысл.

Поговорим также о том, что мы в состоянии сделать для скорбящего человека, как он может по-настоящему пережить утрату, пройти через выпавшее на его долю испытание и при этом стать человечнее.

Глава 1. Теоретические вопросы психологии горя: виды, феноменология, динамика

В психологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. К. Изард отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической» [12, с. 266].

Иными словами, это очень многоликое явление, и в дополнение к перечисленным видам можно представить еще одну классификацию утрат, созданную по объектному основанию.

«Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными» [23, с. 201].

Каждый из нас непременно что-то теряет в жизни, однако самое острое горе возникает, когда из жизни уходит любимый, дорогой сердцу человек. Именно этот, наиболее тяжелый вид утраты и сопровождающие его переживания будут предметом нашего обсуждения.

Начиная разговор о горе, вызванном смертью близкого человека, стоит соотнести это понятие со скорбью и трауром. В русском языке «горе» и «скорбь» являются, скорее, словами-синонимами, означающими сильное душевное страдание, глубокую печаль.

Вместе с тем некоторые зарубежные авторы различают их как два компонента поведения, связанного с тяжелой утратой. Так, Дж. Эйврил определяет «скорбь как конвенциональное поведение, определенное и предписанное социокультурным влиянием» [цит. по: 12, с. 267]. Похожим образом A. D.

Wolfelt различает «grief» (горе) и «mourning» (траур, скорбь, рыдание). По его определению горе — это внутреннее переживание потери, связанные с ней мысли и чувства, которые человек испытывает внутри себя. Траур же является внешним выражением горя.

Он может приобретать различные формы, включая плач, разговоры об умершем, отмечание памятных дат и годовщин [75].

В русском языке слово «траур» имеет сходное значение и означает внешнее проявление горя, скорби по умершему в каких-либо общепринятых знаках, действиях. Можно сказать, что траур — это лицо горя, имеющее выражение, предписанное культурной традицией.

Раньше его можно было разглядеть по особенностям одежды: близкие родственники умершего в знак скорби одевались в черное, носили на протяжении всего периода траура определенные аксессуары, например, женщины покрывали голову черным платком.

В наши дни еще можно встретить на улице женщину в траурном головном уборе (как правило, пожилую), но в целом этот обычай все меньше соблюдается.

Безусловно, траур, будучи социокультурным явлением, имеет также немаловажное психологическое значение.

Однако нас будет в первую очередь интересовать собственно психологическая сторона реакции на утрату — переживание горя.

Причем рассматривать будем не только внутреннюю его сторону, но и внешние проявления в той мере, в какой они служат отражением внутреннего состояния, а не следованием традиции.

Горе встречается в жизни в разных обличьях, поэтому есть основания говорить о различных видах горя. Оно может быть классифицировано по нескольким основаниям, например, по субъекту переживания. В таком случае получаем множество видов горя, из числа которых отметим наиболее примечательные:

• Детское горе характеризуется трудностями осмысления потери и сильным стрессом из-за несформированности адекватных психологических защит.

• Супружеское горе является реакцией на утрату самого близкого (при нормальных отношениях) человека и, как следствие, нагружено многими сложными чувствами.

• Родительское горе является реакцией на смерть ребенка, обычно воспринимаемую как противоестественное событие; переживается особенно интенсивно и долго, как правило, с сильными чувствами возмущения, протеста, вины и депрессии.

Здесь уместно будет рассмотреть некоторые дифференциально-психологические аспекты горевания. За рубежом проведено немало исследований, фиксирующих различия в переживании утраты между разными группами испытуемых. В большинстве случаев осуществляется сравнение групп, отличающихся по половому признаку. Р. Моуди и Д.

Аркэнджел, опираясь на накопленные наукой данные, констатируют: «Женщины сразу же дают волю чувствам, рыдая и оплакивая своих близких. Мужская скорбь имеет скорее длительный или отложенный характер: мужчины загружают себя работой, хобби и разными делами.

…Многие мужья отмечают, что их горе столь же сильно, как и у их жен, просто они предпочитают не проявлять его открыто — хотя бы для того, чтобы еще больше не отягощать состояние своих жен» [22, с. 118—119].

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/326308-sergey-shefov-psihologiya-gorya.html

Что такое горе? Стадии горя

Горе — это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратной разлуки с ним или его смерти*. Возможно, психологический смысл горя состоит в выражении любви, которую человек, понесший утрату, чувствует к умершему или потерянному близкому человеку.

Горе также является и процессом, в течение которого человек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в настоящем.

Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему.

К тому же, процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множества болезненных возвращений на ранние стадии. Тем не менее, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя, и понимание их психологического смысла позволяют оказать помощь страдающему человеку.

Читайте также:  Релятивизм - психология

Начальная стадия горя — шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7—9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуального влечения, мышечная слабость, замедленность реакций.

Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое, связанное с организацией похорон, или же его активность может быть беспорядочной. Бывает и полная отрешенность от происходящего, бездеятельность.

Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему.

Предполагается, что комплекс шоковых реакций связан с работой механизмов психологической защиты: отрицание факта или значения смерти предохраняет понесшего утрату от резкого столкновения с ужасом произошедшего.

Человек сосредоточен на каких-нибудь мелких заботах и событиях, не связанных с утратой, либо он психологически остается в прошлом, отрицая реальность; в таком случае он и производит впечатление оглушенного или сонного: почти не реагирует на внешние стимулы или повторяет какие-либо действия.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. По мнению Ф. Василюка*, злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае — потребности остаться в прошлом вместе с умершим. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство.

По предположению Томкин-са*, непрерывное страдание само по себе повышает порог гневной реакции, а гнев ослабляет страдание. Иногдачеловек испытывает сильную злость к умершему**.

Например, молодая женщина, муж которой погиб в шахте, через несколько дней после похорон почувствовала сильную обиду и злость на мужа за то, что он оставил их (ее и ребенка). Она обвиняла его в том, что он не поменял работу, поэтому погиб.

Злость смешивалась с отчаянием, ей хотелось ломать, крушить вещи, рвать на себе одежду, в буквальном смысле биться головой о стену от бессильной ярости при мысли, что ничего нельзя изменить, повернуть вспять. Злость также свидетельствует о глубине полученной психологической травмы.

Следующая стадия горя — стадия поиска — характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т. п.

Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии.

С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.

Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после известия о смерти. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.

Третья стадия — стадия острого горя — длится до 6—7 недель с момента утраты.

Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истощае-мость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, кома в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

В течение этого периода человек испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяния, чувства оставленности, одиночества, злости, вины, страха и тревоги, беспомощности. Человек, переживающий утрату, поглощен образом умершего, идеализирует его.

Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться.

Например, женщина, сын которой погиб, испытывала злость на второго сына за то, что тот «живет нормальной жизнью», и сама пугалась силы этой злости, винила себя, не понимая своего состояния.

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Человек постепенно «уходит» от умершего и с болью переживает действительное отдаление его образа. Разрыв старой связи с умершим и создание образа памяти, образа прошлого и связи с ним — основное содержание «работы горя» в этот период.

Через 3—4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера, из-за подавленности иммунной системы.

С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Особенно тягостны праздники, дни рождения, годовщины («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Четвертая стадия горя — стадия восстановления — длится примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты.

Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными.

Человек уже живет нормальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы связаны с праздниками, какими-то памятными событиями, а впрочем, с любыми ситуациями, которые могут ассоциироваться с умершим.

Годовщина смерти символически ограничивает период горя. Многие культуры и религии отводят на траур именно один год, ведь за год мы проходим определенный жизненный цикл, маркерами которого служат традиционные даты и события.

Итак, приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя — завершающая. Боль становится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни.

В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое.

Завершение переживания горя могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней).

Создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни — вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.

Источник: https://psyera.ru/chto-takoe-gore-stadii-gorya_7518.htm

Психология горя

Психология горя

09 Августа 2013 03:26

Психология горя

Реакции горя — это нормальная ре­акция человека на любую значимую потерю. Самыми большими потерями объективно и субъективно для лич­ности являются те, которые связаны с осознанием соб­ственной смертности и смертью близкого человека.

Процесс горевания в литературных источниках часто называют «работой горя». Это и есть, по сути, большая внутренняя работа, огромный душевный труд по переработке трагических событий. Итак, горевание — это естественный процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю или оплакать смерть. Условно вы­деляют «нормальное» горевание и «патологическое».

Этапы «нормального» горевания. Для «нормального» го­ревания характерно развитие переживаний по нескольким стадиям с комплексом симптомов и реакций, характерных для каждой.

Картина острого горя схожа у разных людей.

При нор­мальном течении горевания характерны периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, при­падки удушья с учащенным дыханием, постоянная по­требность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Длится стадия острого горя око­ло 4-х месяцев, условно включая в себя 4 из описанных ниже стадии.

1.Стадия шока. Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии горюющего может ускоряться или останавливаться, пространство — сужаться.

В сознании человека появляется ощущение нереально­сти происходящего, душевное онемение. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита; могут наблюдаться некоторые изменения созна­ния — легкое чувство нереальности, ощущение увеличе­ния эмоциональной дистанции с другими («как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины, когда суще­ствует смерть и она так близко»).

2. Стадия отрицания (поиска) характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще изменится к лучшему», что «врачи ошиблись», что «он скоро вернется» и т.д. Здесь характерно не отрицание самого факта потери, но отрицание факта постоянства потери.

Лицо в толпе, похожее на родного человека, звонок в дверь — мелькнет мысль: это он. Такие видения вполне естествен­ны, но пугают, принимаются за признаки надвигающего­ся безумия.

В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедить­ся в том, что все осталось как прежде.

Отрицание — это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир остаётся неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери.

3.Стадия агрессии которая выражается в форме него­дования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, и др.

Находясь на этой стадии столкновения со смертью, че­ловек может угрожать «виновным» или, наоборот, занимать­ся самобичеванием, чувствуя свою вину в произошедшем.

Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства, что он не сделал для умершего всего, что мог (не вовре­мя дал лекарство, отпустил одного, не был рядом и т.д.). Чувство вины может отягощаться ситуацией конфликта перед гибелью.

Картину переживаний существенно дополняют реак­ции клинического спектра. Вот некоторые из возможных переживаний данного периода:

• Изменения сна.

• Панический страх.

• Изменения аппетита, сопровождающиеся значи­тельной потерей или приобретением веса.

• Периоды необъяснимого плача.

• Мышечный тремор.

• Резкие смены настроения.

• Неспособность сосредоточиться и/или вспомнить.

• Изменения сексуальной потребности/активности.

• Недостаточная мотивация.

• Физические симптомы страдания.

• Повышенная необходимость говорить об умершем.

• Сильное желание уединиться.

Спектр переживаемых в это время эмоций также дос­таточно широк; человек остро переживает утрату и плохо контролирует себя. Все это — ес­тественный процесс переживания утраты. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает следующая стадия.

4.Стадия депрессии (страдания, дезорганизации) — тос­ки, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.

Именно на эту стадию приходится большая часть рабо­ты горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, про­щать его и себя.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация — подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках.

Память как нарочно прячет все неприятные моменты отношений, воспроизводя лишь самые замечательные, иде­ализируя ушедшего, усиливая этим болезненные пережи­вания. Часто люди вдруг начинают понимать, как на самом деле они были счастливы и насколько не ценили этого.

Порой возникает бессознательное отождествле­ние с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

Все предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер.

5.Стадия принятия произошедшего Эту стадию подразделяют на две:

5.1. Стадия остаточных толчков и реорганизации.

На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавли­ваются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни.

Переживание горя теперь протекает в виде сначала ча­стых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в пре­дыдущей фазе.

Читайте также:  Гештальт-психология: история и исследования - психология

По­водом для них чаще всего служат какие-то даты, традици­онные события («Новый год впервые без него», «весна впервые без него», «день рождения») или события повсед­невной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Эта стадия, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщи­на смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, именно поэтому большинство культур и религий от­водят на траур один год.

5.2. Стадия «завершения». Описываемое нами нормаль­ное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу.

Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в се­мейной истории, семейной и личной памяти горюющего, как светлый образ, вызывающий лишь светлую грусть.

Одним из самых больших препятствий при нормальной работе горя является часто неосознанное стремление го­рюющих избежать сильного страдания, связанного с пе­реживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, с ним связанных. В этих случаях происходит «застревание» на каком-либо из этапов и возможно появление болезнен­ных реакций горя.

Болезненные реакции горя Болезненные реакции горя являются искажениями процесса «нормального» горевания.

Отсрочка реакции. Если тяжелая утрата застает челове­ка во время решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в тече­ние недели и даже значительно дольше.

В крайних случаях эта отсрочка может длиться годы, о чем свидетельствуют случаи, когда людей, недавно пе­ренесших тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умер­ших много лет назад.

Искаженные реакции. Могут проявляться как поверхно­стные проявления неразрешившейся реакции горя. Выде­ляется несколько видов таких реакций, самые распространённые:

1. Человек себя ведет так, как будто ничего не произошло, может проявляться в склонности к занятиям, близким к тому, чем в свое время занимался умерший.

2. Появление у горюющего симптомов последнего за­болевания умершего.

3. Психосоматические состояния, к которым относят­ся в первую очередь язвенные колиты, ревматические ар­триты и астма.

4. Социальная изоляция, патологическое избегание общения с друзьями и родственниками.

5. Яростная враждебность против определенных лиц (врача).

6. Скрытая враждебность. Чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение — формальным.

7. Утрата форм социальной активности. Человек не может решиться на какую-нибудь деятельность. Отсут­ствуют решительность и инициатива.

8. Социальная активность в ущерб собственному эко­номическому и социальному положению.

Такие люди с неуместной щедростью раздаривают свое имущество, лег­ко пускаются в финансовые авантюры и оказываются в результате без семьи, друзей, социального статуса или де­нег.

Ажитированная депрессия с напряжением, возбуж­дением, бессонницей, с чувством малоценности, жестки­ми самообвинениями и явной потребностью в наказании. Люди в этом состоянии могут совершать попытки само­убийства.

Вышеописанные болезненные реакции являются край­ним выражением или искажением нормальных реакций.

Перетекая друг в друга по нарастающей, эти искажен­ные реакции существенно затягивают и отягощают горевание и последующее «выздоровление» горюющего.

«Лечение» горя У разных народов, в разных религиях выработаны отношения к смерти, существуют свои ри­туалы прощания с «ушедшим». Ритуалы, поминальные даты: 9 дней, 40 дней, годовщина — эти события психо­логически очень точно помогают проходить процессу горевания.

Ритуал оплакивания. В деревнях еще сохраняется по­мощь «плакальщиц» — женщин, которые пронзительны­ми голосами плачут вместе с близкими покойного. Таким образом, они нагнетают эмоциональную обстановку, помогая лучше отреагировать близким их утрату, совер­шать горюющему работу горя, продвигая его с фазы шока на фазу реакций.

Кроме этого, тривиальное «На кого ты нас оставил», зву­чащее хором, на бессознательном уровне может являться информацией, что рядом люди, понимающие и разделя­ющие боль, способные помочь.

К сожалению, в крупных городах этот обычай почти исчез.

Все чаще практикуется накачивание страдающего человека транквилизаторами до полубессознательного состояния, что препятствует нор-­ мальному «отреагированию горя».

На первых фазах плач является и реакцией и лечением. Не нужно останавливать, успокаивать человека, именно через плач происходит высвобождение.

Желательно под­толкнуть человека к посильному участию в организации похорон и всех необходимых мероприятий, например: схо­дить в церковь и поставить свечу, заказать отпевание и т.д.

Часто родные из лучших побуждений ограждают горюю­щего от любой деятельности, оставляя его тем самым на­едине с невыносимыми страданиями. Включение в деятельность позволит ему частично отвлекаться от внут­ренних болезненных переживаний.

На первых фазах лучше не оставлять горюющего одно­го, оказывая больше безмолвную поддержку, касаясь ру­кой, обнимая его, тем самым давая поддержку на телесном уровне.

На фазе реакций желательно подтолкнуть человека на конструктивную деятельность: можно сделать мелкий ре­монт в доме или хотя бы переставить мебель, иногда уехать на время или сменить квартиру, выйти на работу и посте­пенно начать заниматься повседневными делами, пусть сначала это будет происходить автоматически.

Часто близкие из уважения к чувствам человека стара­ются не допустить в присутствии горюющего разговоров на другие темы, забот, прячут нечаянную улыбку, боясь оскорбить человека.

Начиная с третьей фазы, это делать можно и даже нужно — аккуратно, постепенно возвращая горюющего к «жизни».

Если, например, у матери погиб взрослый сын, она может взять на себя ответственность воспитывать его детей.

В случаях, когда горюющий «застрял» на стадии не­приятия случившегося, иногда полезно спровоцировать гнев и затем это чувство направить в русло какой-либо деятельности.

Достаточно часто у людей, находящихся в состоянии горя, развивается заученная беспомощность. Родные и близкие, переполненные любовью и заботой к горююще­му, своим поведением закрепляют эту реакцию.

В этих слу­чаях необходимо объяснять родственникам, что человека, переживающего горе, необходимо загружать делами, те­ребить любыми способами, не обращая внимания на вна­чале негативную реакцию со стороны горюющего.

Переживания детей У детей другие представления о жизни и смерти, не такие, как у взрослых. Как пишет С. Левин, «возможно, многие не боятся небытия потому, что совсем недавно пришли оттуда».

Считается, что у де­тей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смер­ти. Между двумя и шестью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление).

Ча­сто дети в возрасте 5—7 лет считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам.

Дети, узнав о смерти родителя или близкого родствен­ника, проходят через те же стадии — шок, отрицание, гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное при­нятие. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Среди особенностей поведения детей, переживших ут­рату родителя: ребенок пла­чет, надеется на возвращение родителя, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего.

Обычно родители стараются скрывать от детей свои чув­ства по поводу утраты. Од­нако скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не принесет ничего, кроме патологичес­ких реакций, среди которых можно выделить:

• энурез, заикание, сонливость или бессонница, об­кусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;

• длительное неуправляемое поведение;

• острая чувствительность к разлуке;

• полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

• отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);

• депрессия (у подростков — это гнев, загнанный внутрь).

Ребенку нужно быть включенным в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнори­роваться. Это самое основное правило, так как ребенок тоже должен «отгоревать» свою потерю. В процессе пережи­вания ребенок приобретает опыт совладания с ситуация­ми потери в дальнейшей жизни.

В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, что­бы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать.

Для ребенка важно выразить свои переживания — будь то желание поплакать или отреаги­ровать свой гнев, рассказать грустную или смешную исто­рию об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чув­ства или подержаться в тишине за руки.

При создании соответствующих условий работа горя у де­тей проходит так же, как и у взрослых. Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:

• хорошие отношения с родителем до его смерти;

• получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;

• участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;

• хорошие отношения с оставшимся в живых родите­лем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Жизнь после потери Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в ре­зультате переживания кризисных жизненных периодов, сопереживания душевным состояниям других людей. Особо в этом ряду стоят переживания смерти близкого человека.

Человек приходит к пониманию, что со смертью близ­кого собственная жизнь не полностью потеряла смысл, — она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю.

Материал подготовлен психологической службой Главного управления МЧС России

по Еврейской автономной области

Источник: http://79.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/1133959

Психология горя

Психология горя

Горе – нормальная человеческая реакция на утрату. Есть такое понятие как «работа горя».

Именно работа, потому что скорбящий «прорабатывает» свою боль, проходит через определённые этапы, «переживает» своё отношение к смерти и умершему.

При этом происходит изменение чувств, приходят мудрость и понимание, человек учится  жить в отсутствии родственника в физическом мире, но в неизменном его присутствии в своей памяти. Такова психология горя. 

Ну а до тех пор, пока работа горя завершится, человек скорбит. Это проявляется в ухудшении физического и психического самочувствия. Основные чувства в этот период – чувство вины, идеализация умершего и … злость.

Последнее вызывает недоумение – как у самого скорбящего, так и у его окружающих – и часто отрицается. Особенно «показательна» злость у детей. Говорят, дети могут простить нам всё, что угодно, но никогда не простят нам нашей смерти.

В сознании ребёнка умерший родитель совершил по отношению к нему предательство, покинул его…

Горе бывает «нормальным» и «патологическим». В последнем случае злость, которая в норме направлена на умершего, обращается человеком на самого себя. И развивается депрессия. И если скорбь «изживается», проходит через определённое время, то депрессия нуждается в лечении.

На протяжении всей человеческой истории люди выработали ритуалы, которые помогают справиться с горем. Подготовка к погребению, отпевание, сам ритуал погребения, поминки – всё это выполняет терапевтическую функцию. Всё это, по большей части, нужно нам, живым. Всё это поддерживает нас и помогает смириться с неизбежностью.

А что мы сами можем сделать? Как ещё, какими словами и делами поддержать скорбящих? Это зависит от стадии горя.

1-я стадия – шок и оцепенение. И, конечно же, отрицание. «Не может быть!» — такова первая реакция на весть о смерти. Защитная реакция. Она может длиться от нескольких минут до 9-ти дней. Человек как бы замирает, не чувствует горя. Он может не плакать. Говорит, что чувствует себя хорошо. Чем дольше длится эта стадия – тем хуже.

Опасность такого оцепенения заключается в том, что оно может пройти мгновенно и смениться бурной реакцией на утрату, вплоть до желания что-либо сделать с собой и, соответственно, реализации этого желания. Когда человек отрицает случившееся, разговаривать с ним об этом бесполезно, он вас всё равно не услышит.

Единственное, что можно сделать – ходить за ним как «хвостик», не выпускать его из вида. Ведь, возможно, вам придётся удержать его в тот момент, когда состояние резко изменится. Если это ребёнок – то лучше не отпускать его на это время в школу. Для человека, находящегося в состоянии шока, оцепенения, очень важен тактильный контакт.

Тактильные ощущения – первое, что мы встречаем в нашей жизни. Простое поглаживание по голове способно сделать многое. Человек, не реагирующий на слова, отрицающий случившееся, может, как ребёнок, расплакаться от прикосновения к голове. Если вам удалось вызвать его слёзы – это хорошо.

Значит, его горе перешло в другую фазу – страдания и дезорганизации, которая продолжается, в среднем, до 40 дней.

Для второй стадии характерна дереализация. Человек как бы живёт на грани двух миров – обычного, физического, и собственного, фантазийного. Окружающий мир кажется нереальным. Слуховые и зрительные ощущения наполняются иллюзиями. В шорохах, иных звуках может слышаться голос умершего, а сам он – видеться в уличной толпе или дома…

Читайте также:  Растущая сила наук о поведении человека - психология

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Чувство вины – ведущее переживание в это время. А ещё человеку хочется быть одному, наедине со своими мыслями. Поэтому лучшая помощь в этом состоянии – это дать ему возможность уединения.

Однако, очень важно показать, что вы всегда готовы его выслушать – когда у него возникнет такое желание. Пусть даже он в сотый раз будет говорить одно и то же, нужно слушать и слушать… А ещё – прощать его раздражительность. И не мешать ему плакать. Со слезами уходит горе.

В конце этой фазы нужно начинать – постепенно и щадяще – приобщать его к общественной деятельности. Отправить в школу или на работу. Загружать домашней работой. Это отвлекает от мыслей, ходящих по кругу, возвращает к реальности. «Ходить на цыпочках» вокруг скорбящего и изображать скорбь не стоит. Острое горе, как правило, изживается.

И ваша задача – к концу фазы острого горя — показать человеку, что у него есть обязанности и заботы. Это не вызовет у него сопротивления. За это он будет вам благодарен.

Фаза остаточных толчков и реорганизации наступает через 40 дней после утраты и длится в течение года.

Жизнь постепенно входит в свою колею, однако какие-то даты, события могут провоцировать воспоминания, временное ухудшение состояния.

В течение этого периода человек всё более отвращает свой взор от прошлого и устремляет его в будущее. Лучшая помощь – это поддержка в построении и реализации его планов.

А что через год? Через год наступает последняя стадия, стадия завершения. Трудность её в том, что человеку порой приходится преодолевать некоторые культурные барьеры. Например, многие полагают, что длительность скорби – мера нашей любви к умершему. Но это не так.

Непроходящая скорбь имеет другие причины и тогда нужна помощь психолога. Смысл последней фазы заключается в том, чтобы умерший занял своё – постоянное – место в нашей душе.

А горе сменилось печалью, которая навсегда останется в сердце напоминанием о том, кого мы любили и продолжаем любить.

Итак, горе — одно из фундаментальных человеческих чувств, тяжелых чувств. Полезность его заключается в том, что пережив его, мы вырастаем, взрослеем. Чувство горя позволяет нам оставаться людьми… Но если оно непереносимо, обратитесь к психологу. Психология горя изучена. Специалист поможет вам справиться с ним.

Анастасия Гареева, психоаналитик, врач

Источник: http://gareeva.ru/publ/psihologiya_gorya/11-1-0-55

Сергей Шефов — Психология горя

Здесь можно скачать бесплатно «Сергей Шефов — Психология горя» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Речь, год 2006.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание «Психология горя» читать бесплатно онлайн.

Утраты случаются в жизни каждого из нас. Потеряв любимого близкого, человек переживает горе, которое зачастую становится для него тяжелым испытанием.

Что же такое горе и как оно протекает? Где кончается нормальное горе и начинается патологическое? В чем заключается психологическая помощь горюющему человеку и как ее оказать? Каким образом горюют дети и как вести себя взрослому по отношению к ребенку, потерявшему близкого человека?На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в предлагаемой книге. Для практикующих психологов и психотерапевтов она станет спутником и помощником в работе с горюющими людьми. Книга рассчитана также на педагогов, врачей, работников ритуальных и социальных служб и самый широкий круг читателей, желающих глубже понять суть горя и пути восстановления после утраты.

Сергей Шефов

Психология горя

Есть восточная история про женщину, потерявшую своего горячо любимого сына. Скорбь ее была столь велика, что она была на грани отчаяния и свою последнюю надежду возложила на мудреца, про которого в народе говорили, что он может творить чудеса. Убитая горем мать упала к его ногам и умоляла вернуть ей сына.

Тронутый ее мольбой, мудрец сказал, что сделает это, но только после того, как она покажет ему три дома, в которых никто не умирал. Женщине задание мудреца показалось несложным, она немного воспрянула духом и отправилась искать семью, которую не посещала смерть.

Но вот она зашла в один дом, в другой, третий, пятый, и в каждом хозяева ей говорили, что они похоронили или сына, или сестру, или отца, или деда, или даже нескольких родных. Обойдя свой город, женщина отправилась странствовать по другим селениям, надеясь все же отыскать дом, который смерть обошла стороной.

Однако сколько она ни ходила, ни одного такого дома не нашла. Тогда постепенно она стала понимать, что смерть близких — это неизбежная сторона жизни, и смогла примириться с потерей своего сына.

Да, утрата близких — увы, неизбежный спутник жизни. И, что особенно важно, смерть близкого — это одно из самых трагичных событий в жизни человека и тяжелейшее испытание, оставляющее глубокий след, а иногда шрам в его душе. В известной Шкале жизненных изменений Т. Холмса и Р.

Рэйха (1967) события, связанные с утратами, уверенно занимают лидирующие позиции по степени стрессогенности. Вместе с тем, как и любой экзистенциальный опыт, переживание горя заключает в себе значительный позитивный потенциал. Рассказывают, что «когда знаменитый советский психолог А. Н.

Леонтьев спросил у философа Мераба Мамардашвили: „С чего начинается человек?“, — тот, не задумываясь, ответил: „С плача по умершему“» [23, с. 201–202].

Данная книга целиком посвящена этому важнейшему человеческому переживанию — горю.

Нам предстоит выяснить, как оно проявляется и протекает, каковы его внутренние механизмы и сокровенный личностный смысл.

Поговорим также о том, что мы в состоянии сделать для скорбящего человека, как он может по-настоящему пережить утрату, пройти через выпавшее на его долю испытание и при этом стать человечнее.

Глава 1. Теоретические вопросы психологии горя: виды, феноменология, динамика

В психологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. К. Изард отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической» [12, с. 266].

Иными словами, это очень многоликое явление, и в дополнение к перечисленным видам можно представить еще одну классификацию утрат, созданную по объектному основанию.

«Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными» [23, с. 201].

Каждый из нас непременно что-то теряет в жизни, однако самое острое горе возникает, когда из жизни уходит любимый, дорогой сердцу человек. Именно этот, наиболее тяжелый вид утраты и сопровождающие его переживания будут предметом нашего обсуждения.

Начиная разговор о горе, вызванном смертью близкого человека, стоит соотнести это понятие со скорбью и трауром. В русском языке «горе» и «скорбь» являются, скорее, словами-синонимами, означающими сильное душевное страдание, глубокую печаль.

Вместе с тем некоторые зарубежные авторы различают их как два компонента поведения, связанного с тяжелой утратой. Так, Дж. Эйврил определяет «скорбь как конвенциональное поведение, определенное и предписанное социокультурным влиянием» [цит. по: 12, с. 267]. Похожим образом A. D.

Wolfelt различает «grief» (горе) и «mourning» (траур, скорбь, рыдание). По его определению горе — это внутреннее переживание потери, связанные с ней мысли и чувства, которые человек испытывает внутри себя. Траур же является внешним выражением горя.

Он может приобретать различные формы, включая плач, разговоры об умершем, отмечание памятных дат и годовщин [75].

В русском языке слово «траур» имеет сходное значение и означает внешнее проявление горя, скорби по умершему в каких-либо общепринятых знаках, действиях. Можно сказать, что траур — это лицо горя, имеющее выражение, предписанное культурной традицией.

Раньше его можно было разглядеть по особенностям одежды: близкие родственники умершего в знак скорби одевались в черное, носили на протяжении всего периода траура определенные аксессуары, например, женщины покрывали голову черным платком.

В наши дни еще можно встретить на улице женщину в траурном головном уборе (как правило, пожилую), но в целом этот обычай все меньше соблюдается.

Безусловно, траур, будучи социокультурным явлением, имеет также немаловажное психологическое значение.

Однако нас будет в первую очередь интересовать собственно психологическая сторона реакции на утрату — переживание горя.

Причем рассматривать будем не только внутреннюю его сторону, но и внешние проявления в той мере, в какой они служат отражением внутреннего состояния, а не следованием традиции.

Горе встречается в жизни в разных обличьях, поэтому есть основания говорить о различных видах горя. Оно может быть классифицировано по нескольким основаниям, например, по субъекту переживания. В таком случае получаем множество видов горя, из числа которых отметим наиболее примечательные:

• Детское горе характеризуется трудностями осмысления потери и сильным стрессом из-за несформированности адекватных психологических защит.

• Супружеское горе является реакцией на утрату самого близкого (при нормальных отношениях) человека и, как следствие, нагружено многими сложными чувствами.

• Родительское горе является реакцией на смерть ребенка, обычно воспринимаемую как противоестественное событие; переживается особенно интенсивно и долго, как правило, с сильными чувствами возмущения, протеста, вины и депрессии.

Здесь уместно будет рассмотреть некоторые дифференциально-психологические аспекты горевания. За рубежом проведено немало исследований, фиксирующих различия в переживании утраты между разными группами испытуемых. В большинстве случаев осуществляется сравнение групп, отличающихся по половому признаку. Р. Моуди и Д.

Аркэнджел, опираясь на накопленные наукой данные, констатируют: «Женщины сразу же дают волю чувствам, рыдая и оплакивая своих близких. Мужская скорбь имеет скорее длительный или отложенный характер: мужчины загружают себя работой, хобби и разными делами.

…Многие мужья отмечают, что их горе столь же сильно, как и у их жен, просто они предпочитают не проявлять его открыто — хотя бы для того, чтобы еще больше не отягощать состояние своих жен» [22, с. 118—119].

Несколько иные акценты ставят израильские ученые О. Gilbar и A. Dagan, изучавшие пожилых людей (средний возраст 61 год), чьи супруги умерли от рака [59].

Они пытались оценить интенсивность реакций горя со стороны испытуемых, уровень их психологического дистресса и приспособления к потере.

Полученные результаты показали, что вдовы страдают больше, чем вдовцы, и труднее приспосабливаются к утрате.

Сходные по смыслу выводы делают канадские авторы A. Lang, L. Gottlieb и R. Amsel на основании исследования супружеских пар, потерявших ребенка два–четыре года тому назад [61].

Оказалось, что мужья испытывают меньше вины, бессмысленности, тоски и страха смерти, чем их жены. Кроме того, была выявлена существенная роль супружеских взаимоотношений в переживании утраты.

По данным исследования, семейные пары, отличавшиеся меньшим уровнем супружеской близости вскоре после потери, переживали более интенсивное горе в последующем.

Интересно, что последняя связь является двусторонней: не только близость супругов друг к другу облегчает переживание утраты, но и наоборот: горе способно укреплять семейные узы. В масштабном американском исследовании, охватившем пятнадцать тысяч пар, обнаружилось, что «средний показатель разводов среди переживших потерю супругов оказался даже ниже среднего уровня» [цит. по: 22, с. 119].

До сих пор мы говорили о горе, рассматривая его через призму субъекта переживания. Другая возможная классификация горя включает два его вида: подлинное горе и демонстративное горе. В первом случае человек действительно страдает по поводу утраты.

Во втором случае утрата оставляет человека относительно равнодушным, но внешне он демонстрирует печаль и скорбь по умершему, причем иной раз даже самого себя пытается убедить, что он на самом деле сильно горюет.

Причиной такого поведения «на публику» могут быть чувство вины или желание соответствовать ожиданиям окружающих.

Случай из жизни

Источник: https://www.libfox.ru/326308-sergey-shefov-psihologiya-gorya.html

Ссылка на основную публикацию