Характеристики внутреннего мира — психология

Образ внутреннего мира и особенности его актуализации

Характеристики внутреннего мира - психология

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

Деменева Анна Евгеньевна

Пермский государственный университет им. А.М. Горького

anna_demeneva@mail.ru

ОБРАЗ ВНУТРЕННЕГО МИРА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО АКТУАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования образа внутреннего мира. Внутренний мир является интегральным психическим образованием, влияющим на всю психическую жизнь человека. Образ внутреннего мира регулирует отношения субъекта с внешним миром и самим собой, отражается на самоотношении и самопознании.

Ключевые слова: внутренний мир, образ, эмпатия, алекситимия, познание внутреннего мира, восприятие психического.

Человек всегда стремился познать духовность в качестве реального бытия. По. нятие о духовности поэтому всегда присутствовало в истории психологической мысли.

К проявлениям духовности всегда относилась потребность и способность человека познавать мир и самого себя. Сегодня понятие «духовность» все более глубоко проникает в теорию психологии. Работы К.А. Абульхановой, В.М. Ал-лахвердова, Б.

С. Братуся, В.Н. Дружинина, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, А.А. Крылова,

В.В. Ничипорова, В.И. Слободчикова, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадрикова, П.Н. Шихирева и других психологов нацелены на познание духовного начала в человеке [1].

Одним из понятий, обозначающих внутреннюю, духовную, субъективную составляющую человеческого бытия, является понятие внутреннего мира. Существует множество взглядов на определение этого феномена. Метафора «внутренний мир» широко используется в обыденном языке.

Помимо этого, метафора внутреннего мира используется и в научных областях: в первую очередь, в среде гуманитарных наук, в литературе, искусстве — в тех дисциплинах, объектом которых является человек.

Понятие внутреннего мира применяется и в психологии, когда рассматриваются проблемы изучения целостного психического, репрезентация субъективного содержания психики, эмоций и других психических явлений.

Анализ литературы показывает, что в настоящее время в отечественной психологии проблема изучения внутреннего мира мало исследована эмпирически, и нет наработанной методологической базы исследования такого интегрального образования, как внутренний мир. Чаще изучается

не внутренний мир как целое, а его отдельные составляющие: внутреннее пространство и время, внутренняя речь (Т.Н. Березина, 2001; С.К. Нарто-ва-Бочавер, 2001; К.А. Абульханова, 1991, 2001 и др.), из которых он затем реконструируется.

Непосредственно проблеме феномена внутреннего мира посвящены работы Т.Н. Березиной [2]; В.Д. Шадрикова [5], косвенно ее касаются такие авторы, как А.А. Гостев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, Л.И. Анциферова, Н.Н. Ланге, В.А. Петровский, В.В. Знаков,

С.К. Нартова-Бочавер и другие. В психологии более разработаны направления, изучающие душевные и духовные составляющие внутреннего мира личности (В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев).

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время проблема изучения внутреннего мира человека мало исследована эмпирически (работы Т.Н. Березиной [2],

Н.А. Шиленковой, М.С. Шевелевой), тогда как данный термин все чаще встречается как в обыденной речи, так и в научной литературе, а изучение восприятия, формирования образа внутреннего мира Другого считается маловозможным — ведь психическое невоспринимаемо, «трагически невидимо» (К. Прибрам). Т.Н.

Березина говорит о том, что внутренний мир человека -категория сложная, плохо поддающаяся определению. Она возводит данную категорию в статус области психологии, что говорит о перспективности исследований подобного рода [2]. В.Д.

Шадриков [5] определяет внутренний мир как человеческую душу (в ее научном понимании), таким образом возвращаясь к античным истокам психологической науки, к самому первому определению предмета психологии.

© Деменева А.Е., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

127

Интересным представляется изучение образа внутреннего мира, представленного в обыденном сознании. Люди часто употребляют термин «внутренний мир». Чем именно наполняется это понятие — задача эмпирического исследования.

В современной науке наиболее изучены образы, являющиеся результатом познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия и представления. Интерес исследователей вызывает «Я-образ» личности (И.С.

Кон, 1978, 1984; А.А. Реан, 1999, 2001; В.В. Столин, 1986; Е.Т. Соколова, 1994 и др.); представление о человеке и восприятие человека человеком (Б.Г Ананьев, 1935; ГМ. Андреева, 1980, 1997; А.А. Бодалев, 1965, 1982; А.А.

Реан, 1990 и др.).

А.А. Гостев подчеркивает недостаточную изученность и обобщенность феноменологии образных явлений в связи с актуализацией духовного опыта личности, изучение которого имеет особое значение для изучения самопознания и формирования мировоззрения.

Поэтому анализ феноменологии субъективной репрезентации человеком самого себя и мира (на индивидуальном и типологическом уровне), в частности, феноменологии, отражающей глубинные пространства внутреннего мира, изучение роли данной феноменологии в познании, а также в регуляции жизнедеятельности человека, представляется актуальной и теоретически значимой проблемой психологической науки. Вторичный образ вводится в систему герменевтических отношений. Он соотносится с субъектными характеристиками: с мотивами, целями, понятийно-речевыми структурами, содержанием бессознательного и др. Иными словами, феноменологическое описание множества классов образных явлений и переживаний их содержания является необходимым направлением исследования в русле субъектной парадигмы, связанным с изучением глубинных механизмов психического отражения и регулирования внутреннего мира личности [1].

Нами было проведено эмпирическое исследование, посвященное изучению феноменологии образа внутреннего мира (собственного и чужого). Объектом исследования явился образ внутреннего мира человека; предметом — содержательные особенности образа собственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого (близко и малознакомого человека).

В исследовании приняли участие 150 студентов Пермского государственного университета:

исторического, геологического, философско-социологического (57 мужчин и 93 женщины). Возраст участников исследования варьирует от 18 до 26 лет.

Цель исследования состояла в изучении особенностей актуализируемого содержания образа внутреннего мира в трех познавательных ситуациях (свой внутренний мир, внутренний мир близко знакомого Другого и внутренний мир мало знакомого Другого).

В качестве основного метода была использована методика свободного самоотчета, задачей которой является исследование образа внутреннего мира в том виде, в каком он дан сознанию субъекта.

Участникам исследования предлагались следующие инструкции: «Опишите, пожалуйста, свой внутренний мир и то, что Вы можете наблюдать в нем в данный момент», «Опишите, пожалуйста, внутренний мир близко знакомого Вам человека и то, как Вы можете понимать (видеть, чувствовать и т.д.

), что что-то происходит в его внутреннем мире», «Опишите, пожалуйста, внутренний мир мало знакомого Вам человека и то, как вы можете понимать (видеть, чувствовать и т.д.), что что-то происходит в его внутреннем мире».

Полученные методом свободного описания данные обрабатывались методом контент-анализа. При анализе законченных смысловых высказываний, являющихся эмпирическими индикаторами категорий, были выделены десять категорий контент-анализа текстов самоотчетов (см. табл. 1).

Образ внутреннего мира обладает характеристикой целостности: две категории контент-анализа — «метафорический образ» и «характеристики внутреннего мира» — представляют собой способы целостного описания внутреннего мира.

Остальные полученные категории были отнесены к различным компонентам («блокам») в составе внутреннего мира:

— объект (внешние явления);

— действия и поведение (поведение и деятельность);

— психические свойства (индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира);

— психические процессы и состояния (эмоциональные явления, когнитивная сфера, мотивационная сфера, психофизиологические и психические состояния);

— субъективные смыслы носителя внутреннего мира (система мировоззрения и субъективных смыслов).

Таблица1

Содержание образа внутреннего мира (в категориях) и их эмпирические индикаторы

Категория Эмпирические индикаторы категории

Метафорический образ «загадка»; «можно сравнить с призмой»; «улитка, которая хочет позагорать»; «красивая поляна»; «сладкий ветерок»; «вязкое болото»

Характеристики внутреннего мира как целого «не простой»; «очень сложен, многогранен»; «неуравновешенный мир»; «красочен и контрастен»; «достаточно ярок»; «глубокий»

Эмоциональные явления «его переживания»; «чувства»; «легкая тревожность»; «что чувствует»; «неадекватные эмоции»; «разочарования»

Когнитивная сфера «его мысли»; «речь»; «представления»; «насыщенность образами»; «видно, что он думает»

Поведение и деятельность «его поведение»; «деятельность человека»; «проявляется в поведении человека»; «по поведению, манере держаться»

Индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира «знания»; «природные способности»; «спокойный, рассудительный, добрый»; «могу быть доброй или злой»; «личностные особенности»

Мотивационная сфера «желания»; «его потребности»; «мотивы»; «то, что мне хочется сделать»; «не хочу…»

Психофизиологические и психические состояния «физическое состояние»; «усталость»; «смена настроений»; «сиюминутное состояние»; «по душевному состоянию человека»

Внешние явления «действия сложившихся обстоятельств, обстановки»; «гармония с внешним миром»; «внешние воздействия»; «сестра»

Система мировоззрения и субъективных смыслов «идеалы»; «установки»; «система взглядов»; «мировоззрение»; «точка зрения»; «интересы»;

Образ внутреннего мира исследовался в трех познавательных ситуациях: «Я» (вербализация образа собственного внутреннего мира); «Близко знакомый Другой» (вербализация образа внутреннего мира близко знакомого человека) и «Малознакомый Другой» (вербализация образа внутреннего мира мало знакомого человека). В качестве гипотезы, объясняющей цель такого разделения, послужило предположение о том, что при отображении внутреннего мира своего и чужого существует ряд различий, выражающихся в частоте запроса различных составляющих внутреннего мира.

Были получены различия в описаниях собственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого.

Так, чаще всего участники исследования предпочитают описывать свой внутренний мир через эмоциональные явления, наблюдаемые в себе (41,33%); указания на объекты внешнего мира (34,67%), описания индивидуальных характеристик носителя внутреннего мира (30,67%). Таким

образом, сам себя субъект воспринимает как Чувствующего, Переживающего.

При описании внутреннего мира близко знакомого человека участники исследования чаще всего склонны обращать внимание на его (человека) индивидуальные характеристики (38,67%), указывать на различные эмоциональные явления (28%), явления когнитивной сферы (20%). Близко знакомый Другой воспринимается как Личность, Индивидуальность, обладающий различными потенциальными Свойствами и характеристиками.

При описании внутреннего мира мало знакомого человека упоминается когнитивная сфера: мысли, образы, названия различных познавательных процессов и их процессуальная сторона (33,33%), упоминаются индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира (25,33%), упоминается поведение (16,67%). Малознакомый Другой воспринимается как актуально проявляющий себя: Мыслящий, Говорящий и т.д.

Общей тенденцией является также частое обращение к метафорическому образу внутреннего мира.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

129

В исследовании данные, полученные при изучении описаний внутреннего мира, были соотнесены с показателями эмпатии (которая может служить «помощником» в восприятии внутреннего мира Другого).

Результаты исследования показали, что эмпатия не оказывает существенного влияния на образ внутреннего мира Другого и его формирование.

Для лиц с высокими показателями эмпатии выявлено лишь единственное статистически значимое различие: более частое употребление метафоры при описании собственного внутреннего мира.

В описаниях внутреннего мира Другого различий между группами с разным уровнем эмпатичес-ких способностей выделено не было.

Возможно, причиной может служить особенность самого объекта познания — внутреннего мира.

Такое целостное интегральное образование, как внутренний мир, и его восприятие мало подвержены влиянию таких факторов, как уровень эмпатии; воспринимать внутренний мир (и свой, и Другого) могут и эмпатийные, и мало-эмпатийные лица.

Такое восприятие не носит оттенка «вчувствования», а предполагает, в основном, отражение внутреннего мира в целом как особого интегрального образования, субъективной реальности человека.

Однако корреляционный анализ показал, что показатель эмпатии напрямую значимо связан с такими составляющими образа собственного внутреннего мира, как:

— Психофизиологические состояния;

— Внешние явления;

— Мотивационная сфера.

То есть несмотря на отсутствие различий по группам с разным уровнем эмпатии, она тем не менее проявляет себя в прямой взаимосвязи с такими составляющими образа внутреннего мира, как психофизилогические состояния, потребности, мотивы и желания, а также значимые объекты и события внешнего мира.

Оказалось интересным соотнесение этого факта с данными по алекситимии. Предполагалось, что наличие алекситимических черт должно отразиться на описаниях внутреннего мира: вызвать затруднения в экспликации или «бедность» описаний.

Однако, результаты статистического анализа показали, что лица с высоким уровнем алексити-мии статистически превосходят лиц с низким

уровнем по частоте вербальных указаний на некоторые элементы внутреннего мира. При описании собственного внутреннего мира это — поведение и деятельность; индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; мотивационная сфера. При отображении внутреннего мира близко знакомого человека это — индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира.

При обращении к внутреннему миру мало знакомого человека это такие элементы, как индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; когнитивная сфера; мотивационная сфера и внешние явления.

Это означает, что алек-ситимия, проявляясь в основном в эмоциональной сфере, наоборот, помогает субъекту лучше описывать целостный, интегральный феномен внутреннего мира.

Таким образом, внутренний мир как целостный феномен можно назвать многомерным психическим образованием, включающим в себя и интегрирующим различные аспекты функционирования психической жизни субъекта; отображающим связи внутреннего мира с внешним; представленным определенным образом в сознании.

Образ внутреннего мира обладает такой характеристикой, как целостность: субъект может воспринимать и описывать внутренний мир как целое (посредством метафоры и присваивания ему характеристик — эпитетов) — или фрагментарность: через отображение его отдельных составляющих.

Читайте также:  Человек - психология

В качестве перспектив исследования мы видим поиск новых методов и методик исследования феномена внутреннего мира, его образа, структурных характеристик.

Библиографический список

1. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. — М., 2001.

2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. — М., 2001. — 319 с.

3. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 14: Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А. Крылова. — СПб.: Изд-во СПбГУ 1995. — С. 42-49.

4. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М., 2006.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-vnutrennego-mira-i-osobennosti-ego-aktualizatsii

Внутренний мир

Внутренний мир

Внутренний мир – это понятие, изначально употреблявшееся для обозначения части жизненного пространства, отражающего психическую сферу.

В данный момент разделения на внутренний мир личности и внешний в научном понимании уже не проводится, хотя словосочетание продолжает употребляться синонимично понятию психического.

Из всех спектров возможного проявления психики внутренний мир отражает состояние покоя и умиротворенности, определенной благости и удовлетворения.

Внутренний мир является представлением определенной реальности, формирующейся при помощи взаимодействия нейронов и при этом представляющей мыслеобразы о мире, своей личности и устройстве этого же внутреннего мира.

Он отличен у каждого индивидуума и представлен в единственном уникальном варианте, сформированном в сочетании факторов наследственности, особенностей развития, заложенных способностей и приобретенных интересов, типа нервной системы и характерологических особенностей.

Далее с возрастом на формирование специфического внутреннего устройства оказывают влияние жизненный опыт, принятые общественные ценности, идеалы, являющиеся глубинным отражением человека, архетипические образы.

Каждый из представленных человеческих органов чувств реагирует специфическим образом и приносит свою индивидуальную информацию, соответственно, внутренний мир разных людей способен окрашиваться в различные оттенки даже в одинаковых условиях. При этом функции воспроизведения полученного извне не существует, как бывает со сновидениями, а происходит лишь процесс непосредственного реагирования на происходящее в реальности.

Что такое внутренний мир человека

Внутренний мир человека формируется при непосредственном взаимодействии и установлении связей с социумом, и является частью сознания. Это структура психики, занятая переработкой процессов восприятия и дальнейшей экстериоризацией в процессах внешней деятельности (действия, поведение).

Именно через внешнее воплощение внутренней и невидимой работы мы можем судить о разнообразии, развитии и смысловой наполненности душевного мира, составляющими компонентами которого считаются психология, ценности, личность (внутренние особенности), интеллект, поведение.

Активность данных компонентов может быть проявлена с разной силой в разные временные промежутки, при этом присутствие и развитие каждого компонента меняется и при изменении условий. Когда какой-то будет находиться в тени бессознательного, а другой, наоборот, ярко освещаться сознательным вниманием.

Из этого взаимодействия и наполненности вытекают такие характеристики внутреннего мира, как его богатство, гармоничность, глубина, сложность и прочие.

Обычно, человеку не под силу полностью управлять внутренним миром, как и эмоциональными проявлениями, ведь он не является чем-то действенным, а лишь реагирует на внешние изменения.

Из данного положения выходит, что внутренний мир регулирует социальное общество, окружающее личность и внешние условия.

Однако для людей, более сосредоточенных на своем состоянии, чем на внешних событиях возможность управления процессами внутреннего мира становится более простой и доступной.

Использовать понимание своего внутреннего мира для более успешной и гармоничной жизни является неоспоримой истиной, однако на данный момент не разработано объективных методов познания.

Из проделанной работы интерес представляют феноменологические анализы, представляющие возможность рассмотрения индивидуальности проявления специфики частей внутреннего мира, однако это не дает права распространять данные закономерности на всех людей.

Каждая реакция, каждое отражение внутренним зеркалом внешних событий представляет собой зафиксированную в пространстве и времени характеристику, которая изменится при изменении любого из параметров.

Являясь отражением внешнего, внутренний мир не представляет копию, иначе бы он был одинаков у всех. Он изначально субъективен и преломляет отображаемую действительность через собственные фильтры.

Грубой метафорой сравнения будет комната кривых зеркал, где в зависимости от зеркала меняется ваше изображение, но нет вашей копии.

Так же несколько разных людей совершенно по-разному отражают каждый аспект реальности, складывая все полученные образы в многоаспектную картину, имеющую сотни отличий от другой.

Что значит богатый внутренний мир

Формируясь на основании взаимодействия с внешним пространством, внутренний мир напитывается новыми элементами и гранями. Когда говорят о богатом внутреннем мире, то неизменно подразумевают совокупность человеческого опыта и воображения.

При этом опыт включает как наличие практические навыков и теоретических познаний, сюда же можно отнести эрудированность и способность рассуждать и понимать различные предметы и их влияние друг на друга. Кроме ширины восприятия сюда относится и его глубина, т.е.

мало иметь поверхностное понятие обо всех областях, необходимо детально разбираться хотя бы в нескольких из них.

Жизненный опыт, формирующий внутренний мир основан на путешествиях и контакте с другими культурами, будет это посредством прямого взаимодействия с другими людьми или через искусство большого значения не имеет. Душевный мир обогащается при чтении книг и просмотре фильмов, при прослушивании музыки и при дегустировании нового блюда.

Любой новый опыт, получаемый человеком, неизменно расширяет и обогащает его внутренний мир. На глубину и богатство влияет также воображение, когда человеку для самореализации или избавления от скуки не нужны другие.

В принципе, духовно богатый человек сможет развиваться, путешествовать и учить других жизненной мудрости, будучи навсегда запертым в одиночной камере, имея только стены и кровать.

Человек с богатым внутренним миром способен понять любого другого, так как в его пространстве содержатся чувства, поступки, ситуации и информация о многих жизненных моментах.

Это не значит, что он всех поощряет и ко всем присоединяется, скорее это отражает определенную толерантность и способность вписаться в любой круг и ситуацию, понять переживания другого, но поступить в соответствии со своими убеждениями.

Как развивать свой внутренний мир

Развивать свой внутренний мир, значит расширять свой опыт и гармонизировать реакции на внешнее происходящее. Для этого хороши медитации, в которых происходит погружение в глубины своей личности.

Вы можете изучать какое-то отдельное чувство или свою реакцию на конкретное событие, вы можете рассматривать тенденцию во многих отношениях с близкими или искать свое занятие.

Главное в этой медитативной практике – регулярное знакомство с собой и своими чертами.

Внутренний мир существует вне зависимости от того, насколько вы его знаете, а вот сознательно его развивать можно только познакомившись с содержимым, возможно поняв законы, действующие в вашей реальности, идея развития отпадет сама собой.

Совершайте регулярные прогулки и путешествия на природу – непосредственный контакт с естественной частью внешнего мира пробуждает к активизации и установлению гармонии в вашем внутреннем пространстве.

Кроме того, если каждый раз отправляться в новые места, вы автоматически обогащаете свой опыт и расширяете кругозор.

Кроме воздействия на душевное устройство, регулярный контакт с природой помогает улучшить самочувствие, что также является важным для внутреннего мира.

Взаимосвязь телесного и духовного очень велика, поэтому для развития внутреннего мира, необходимо заботиться и развивать свое тело. Физические упражнения, правильное питание, большое количество свежего воздуха помогут вам убрать разрушающие факторы в виде плохого самочувствия.

Обозначьте желаемые пути своего развития и следуйте им, пусть каждый день будет наполнен чем-то новым, повышением какого-то навыка. Даже если вы выбрали учить язык и за день запоминаете по слову – это расширяет ваше видение. А регулярность процесса запускает важные механизмы привычного развития.

Старайтесь развивать различные стороны своей личности, а не сосредотачивать только на физической или интеллектуальной. Обычно подобные перекосы приводят как раз к обеднению душевного мира.

Тренируйте свою доброту и отзывчивость, помогайте нуждающимся, радуйте симпатичных вам людей, смотрите добрые фильмы.

Источник: http://psihomed.com/vnutrenniy-mir/

Что такое внутренний мир человека? Богатый внутренний мир личности :: SYL.ru

У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, «человек с тонкой душевной организацией». У некоторых, наоборот – маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?

Что такое внутренний мир человека?

Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.

Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами – вот что такое внутренний мир. Он многогранен.

Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.

Строение внутреннего мира

Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:

  • Мировоззрение: совокупность жизненных утверждений, правил и внутренний свод личных законов. В течение жизни оно может меняться, но очень медленно либо под влиянием экстремальной, опасной для жизни ситуации.
  • Эмоции: личностные и глубоко личные переживания по поводу конкретной ситуации. Могут меняться очень быстро, в течение короткого промежутка времени. Изначально считается, что женщины более эмоциональны, по сравнению с мужчинами, а значит, их внутренний мир глубже и тоньше.
  • Чувства – это реакция, то, что рождает эмоцию – состояние, мало подверженное изменению некий продолжительный период времени.
  • Разум: его проявление — это мышление, интеллект, желание учиться, развиваться и духовно расти.

Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир – такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.

У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.

Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.

Что значит богатый внутренний мир?

Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.

Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его.

Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.

Принцип и мировоззрение – это одно и то же?

Принципы – это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.

Мировоззрение не имеет шаблонов — оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.

Какая разница между внешним и внутренним миром человека?

Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания — зрение, тактильные ощущения и обоняние — тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства – это уже проявление внутреннего мира.

Читайте также:  Что переживать при потерях - психология

При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа — в удовольствие и люди окружают позитивные.

Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его.

Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.

Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя – с трансформации внутреннего пространства.

Как развивать свой внутренний мир?

Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:

  1. Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство – это первый шаг.
  2. Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей — это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
  3. Медитация – один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация – это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
  4. Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
  5. Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.

Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».

Источник: https://www.syl.ru/article/335569/chto-takoe-vnutrenniy-mir-cheloveka-bogatyiy-vnutrenniy-mir-lichnosti

Книга Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. Автор — Битянова Марина Ростиславовна. Содержание — Характеристика типов темперамента

Психологические особенности человека проявляются в его действиях и поступках. Темперамент, характер, способности человека можно оценить, наблюдая за теми способами, которыми он взаимодействует с миром и другими людьми. То, как он строит отношения с окружающим, каким образом преобразует это окружающее, раскрывает своеобразие, уникальность этого человека.

Общее представление о темпераменте и характере

С момента рождения и до самой смерти человека происходят изменения его внутреннего мира. Поток психической жизни не замирает ни на минуту. Впрочем, в какие-то моменты бурление эмоций и напряженная работа ума чуть затихают, а в другое время – закипают с новой силой.

У разных людей эти периоды часто не совпадают, различаются по длительности и особенностям протекания. Да и сами люди отличаются между собой интенсивностью и темпом своей внутренней и внешней жизни. Кто-то напоминает спокойную равнинную реку: течение внутренних процессов неторопливо и плавно.

Другие похожи на стремительную горную речку с ее бурными порогами, грохочущими водопадами, водоворотами и брызгами, летящими во все стороны.

Чем же обусловлены такие отличия? От чего зависит непохожесть, своеобразие нашего Я? Рождаемся ли мы с изначально заданными свойствами, или обстоятельства и окружающие люди лепят наши особенности?

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.

Виктор Гюго

Если продолжить метафору реки, то можно сказать так: русло, по которому течет река, ее ландшафт и скорость потока, обусловленная особенностями русла, есть то, что мы получаем от рождения, в наследство от папы и мамы через доставшиеся нам гены. А вот то, чем заполнить это русло – холодной водой, кипятком, молоком или, может быть, керосином, – зависит от нас самих и окружающей нас среды. Первое называется в психологии темпераментом, а второе – характером.

Можно сказать, что темперамент отвечает за то, как мы действуем, с какой скоростью. Характер же предопределяет, что именно мы делаем, то есть связан с содержанием нашей деятельности, со смыслом наших поступков.

Темперамент и его свойства

Попробуем сначала разобраться с понятием «темперамент». По мнению большинства психологов, особенности темперамента являются врожденными. Уже в первые дни своей жизни младенцы сильно отличаются друг от друга: один малыш очень подвижен, криклив, активен, а другой – спокоен, тих, пассивен.

В течение всей жизни особенности темперамента предопределяют проявления нашего ума, наших переживаний, нашей внешней активности. При этом принципиально изменить тип темперамента невозможно, можно только смягчить или сгладить некоторые отдельные черты.

Почему? Потому что тип темперамента напрямую связан с определенными свойствами нервной системы, а нервная система – образование, относящееся к физиологическим, а не психологическим характеристикам человека, и потому значительно более устойчивое.

Еще античный врач Гиппократ попытался объяснить различия людей в их манере действовать, говорить, двигаться. Он предположил, что эти различия обусловлены разным сочетанием в организме четырех основных жидкостей – крови (сангвис), желтой желчи (холе), черной желчи (мелан холе) и слизи (флегма).

Человека, у которого преобладает кровь, он назвал сангвиником, того, у кого больше желтой желчи, – холериком, того, кто имеет преобладание черной желчи, – меланхоликом, а носителя большей доли флегмы – флегматиком. «Темперамент» буквально означает «надлежащее сочетание частей».

Гиппократ описал особенности каждого из предложенных типов темперамента. Заметим, что эта классическая типология сохраняет свою популярность в психологии и по сей день.

Правда, никто из ученых уже не связывает соотношение жидкостей в организме с типом темперамента, считая определяющими свойства нервной системы.

Темперамент характеризуется двумя основными признаками – активностью и эмоциональностью, а они, в свою очередь, определяют такие вторичные свойства темперамента, как:

♦ чувствительность – восприимчивость к силе внешнего воздействия. Так, высокая чувствительность порождает психическую реакцию человека при меньшей силе воздействия. Например, для одного ученика нахмуренный взгляд учителя, брошенный на него на уроке, – уже причина для мучительных переживаний, а для другого и двадцатиминутная отповедь раздраженного педагога не повод для огорчения;

♦ реактивность – показатель того, с какой силой, энергией и быстротой человек отвечает на то или иное воздействие. Скажем, один на обидную реплику товарища мгновенно отреагирует по принципу «от такого же слышу», а другой будет долго осмысливать и искать способ ответить;

♦ соотношение реактивности и активности – то есть является ли человек сам инициатором своей деятельности, или он обычно просто отвечает на внешние факторы;

♦ пластичность – гибкость, способность действовать по-разному в зависимости от возникающих обстоятельств. Человека, который к этому оказывается неспособен, называют ригидным;

♦ темп психических реакций;

♦ эмоциональная устойчивость – способность спокойно, сдержанно переносить воздействие внешних раздражающих факторов, иными словами не нервничать.

Тот счастлив, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, но более совершенен тот, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям.

Давид Юм

Исходя из анализа этих свойств, можно предложить и одно из возможных определений темперамента: это характеристика поведения человека, проявляющаяся в общей активности взаимодействия с окружающим миром и в эмоциональном отношении к процессу и результатам своих действий.

Когда о ком-то говорят «темпераментный человек» – что имеют в виду? Насколько оправданно это житейское представление?

Характеристика типов темперамента

Известный российский психолог В. С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщены самые важные психологические проявления темперамента. Предлагаем эту таблицу с некоторыми сокращениями (табл. 2).

Таблица 2. Психологические характеристики типов темперамента

Забавно, что не изучавший психологию Александр Дюма довольно точно описал особенности каждого из четырех типов темперамента, распределив их между своими знаменитыми мушкетерами.

Определите, к какому типу темперамента можно отнести Атоса, Портоса, Арамиса и ДАртаньяна из романа «Три мушкетера».

Между прочим, среди великих людей мы тоже можем встретить представителей всех четырех типов. Так, Петр Первый, А. В. Суворов, Пикассо были холериками, а Моцарт, А. С.

Пушкин, Наполеон – сангвиниками, И. А. Крылов, И. Кант, М. И. Кутузов – флегматиками, а Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и П. И. Чайковский – меланхоликами.

Кстати, среди деятелей искусства меланхоликов можно встретить довольно часто.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

Вильгельм Вундт

Источник: https://www.booklot.ru/authors/bityanova-marina-rostislavovna/book/ya-i-moy-vnutrenniy-mir-psihologiya-dlya-starsheklassnikov/content/2125094-harakteristika-tipov-temperamenta/

Понимание внутреннего мира человека

Несомненно профессия психолога так или иначе перекликается с профессией священника, и хотя в нашем современном обществе понимание и лечение психики человека разчленили на несколько специальностей, по сути разница сводится только к способам лечения и уровню квалификации самого психолога.

То есть в отличие от психиатра, психолог не может назначать медицинские препараты и назначать какое-либо лечение отличное от психотерапии, он в какой-то степени работает с психически здоровыми людьми.

Вот последнее конечно стоило бы поставить в кавычках, ибо по каким таким критериям мы собственно определяем болен ли человек психически или нет, понятие психически здоровый человек, не увязывается в моей голове.

Оно не увязывается так же, как скажем психически не здоровый человек, который признается таковым лишь потому, что его поведение отличается от общепринятого, и я могу еще понять когда людей изолируют от общества, в том случае, если они представляют для него угрозу, или просто наставляют их на общий ритм, если говорить о психотерапии и обычной консультации психолога.

<\p>

Я это все к тому, что понимание внутреннего мира человека, того, что ему нужно и чего у него нет, равно как и то, каким образом ему стоит себя вести, намного проще, чем это изображает современная психология, которая буквально по кусочкам растащило сознание человека и проводит на нем эксперименты.

Понимаете, природа человека, она есть единое целое, с момента его рождения и до его смерти, какие бы лабиринты событий с ним не случались, все настраивает его разум определенным образом, но его суть остается той же. Конечно детская психология, отличается от психологии взрослого человека, понять это на самом деле не сложно, но сложно понять другое, что психология взрослого человека, складывается из детской психологии и очень часто она практически от нее не отличается.

То есть тот специалист, который именует себя детским психологом и при этом не разбирается во взрослой психологии, просто напросто плохой психолог сам по себе, нельзя проводить кардинальный отличий, ибо разница в поведении взрослого человека и ребенка — это динамический процесс, который порою не такой уж и продолжительный.

Разве я один встречал людей, которые ведут себя как дети, наверное нет, и каждый из вас хоть раз, но сталкивался с ними в своей жизни, я вот, определяю процент таких людей, как очень большой, учитывая те ошибки, что многие из нас совершают.

И если уж говорить о подходе к пониманию внутреннего мира таких людей, то здесь применим способ общения с ребенком и понимание такого человека как ребенка.

Как по вашему, насколько сложно это сделать, нужно ли для этого специальное образование психолога, нужно ли протирать штаны в учебных заведениях и зачитываться книгами, чтобы стать тем, кто просто понимает то, чего хотят другие люди? Не спешите отвечать на этот вопрос, лучше попробуйте ответить на следующий: кто, по-вашему, понимает людей лучше, психолог, сидящий в своем кабинете и рекламирующий свои дипломы и прочие документы государственной аккредитации, доказывающие что он специалист, или священник который наставляет на как ему кажется путь истинные тысячи людей в своей церкви? Или быть может мы взглянем с определенной точки зрения на людей играющих на жалости других и просящих у них на хлеб насущный, и если вы им подаете, то они точно знают каково у вас внутри и могут это использовать. А как насчет политиков, тренеров и прочих людей, которых слушают, которым верят, подчиняются и даже поклоняются, они знают, какова наша природа, чего мы хотим, и как с нами следует поступать?

Поэтому не следует воспринимать профессию психолога как какую-то отдельную от этой жизни науку, она и есть часть нашей жизни, и если бы большинство из нас просто больше думали бы и замечали детали, а также могли бы контролировать свои эмоции осознавая их природу, то психология не была бы темным лесом вообще ни для кого. Вы замечаете, насколько длинными получаются мои предложения, о чем как вы считаете — это говорит? Мое понимание любого вопроса, уходит настолько глубоко в его истоки, что я не могу закончить мысль точкой, у меня слишком много запятых. Это друзья мои просто логика, это не какие-то особые знания которые я вычитал в учебниках по психологии, это мое чувствование того вопроса, который я разбираю. Этому я пытаюсь научить и других людей, пытаюсь заставить их мозг просто видеть и слышать, посредством несложных химических процессов, которые мы люди, просто обязаны воспроизводить.

Читайте также:  Гомосексуальность и термины - психология

Есть ли разница между психологом, который изучил много всяких книг, запомнил всю информацию что в них написана и является ходячей энциклопедией с набором множества средств решения человеческих проблем, вам вообще известны люди придерживающиеся технических методов решения проблем и не выходящих за их рамки? Если да, то вы наверняка согласитесь со мной в том, что это мертвые люди, это просто роботы подставляющие свои шаблоны под все что только можно, и не видящие дальше своего носа. Такие люди точно никогда не увидят ни человеческое нутро, ни свои собственные недостатки, но к сожалению наша система образование готовит по большей части именно таких людей, просто потому, что обществу и системе они нужны. Вот почему люди идут к одним психологам или просто людям которые их понимают и решают их проблемы, и совершенно игнорируют других.

Вы можете обратить внимание даже на такую особенность, как просто влечение к вам со стороны других, если в вас есть малая доля харизмы, вы весьма перспективный человек, в плане понимания других.

Понять мир другого человека не сложно, но вначале следует понять свой собственный, а также избавится от крайне ошибочного стереотипа о том, что все люди должны видеть мир одинаково, что все люди равные и вообще убрать из своего сознания границы правильного и неправильного, со своей точки зрения.

Каждый человек принимающий определенное решение, делает это на основании того внутреннего понимания всего что его окружает, а оно в свою очередь сформировалось в нем согласно той среде, в которой он находился, плюс естественные потребности согласно инстинктам.

Эта формула намного проще, чем формулы физики и математики, но их надо захотеть понимать, если мы не хотим решать любые социальные вопросы хирургическим методом, отделяя правильных и неправильных людей, при том, что последних порождаем мы сами.

Конечно сложно понять человека и его внутренний мир, если он идет в разрез с твоим, даже если тебе это и не угрожает. Да и не нужно это никому особенно, психологические заключения здоровья человека, в основном сводятся к представлению о том, отвечает ли он интересам общества или нет.

Какой вообще интерес у людей в том, чтобы понимать внутренний мир друг друга, он может сводится лишь к конкретным убеждениям как у меня, или к эгоистическим интересам, как у политиков, некоторых священников, и других манипуляторов общественным сознанием.

Всем есть свое объяснение, каждому поступку человека, ищите это объяснение, а не воспринимайте в штыки все, что идет в разрез вашим установкам, и вы увидите внутренний мир любого человека, а заодно узнаете получше и свой собственный.

Источник: https://psichel.ru/ponimanie-vnutrennego-mira-cheloveka/

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА

В.Д. Шадриков

Мир внутренней жизни человека

Москва 2006

«Понятие «душа» вполне достойно того, чтобы его восстановили в правах как научное понятие. И предметом психологии может стать душа человека в ее научном понимании».

В.Д. Шадриков

Мир внутренней жизни человека

(на англ. языке – можно на трех: англ., фр. и испанском)

Москва 2006

Рецензенты: доктора психологических наук,

профессора К.А. Абульханова, Е.Б. Старовойтенко

Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д.Шадриков, — М. : Университетская книга, Логос, 2006, — 392 с.

Рассматривается возникновение и развитие внутреннего мира человека, раскрывается его структура и функции, формулируются законы функционирования, проводиться периодизация процесса формирования внутреннего мира.

Высказывается и обосновывается положение о том, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека.

Отдельно рассматриваются составляющие внутреннего мира: мотивация, эмоции и чувства, воля. Показывается их место в структуре внутренней жизни человека. Раскрывается процесс формирования личностных качеств и их включенность во внутреннюю жизнь. Анализируется проблема сознательного и бессознательного во внутренней жизни и поведении.

Книга предназначена психологам, педагогам и философам, студентам психологических факультетов университетов, а также широкому кругу читателей, интересующихся своим внутренним миром.

©Шадриков В.Д., 2005

Дело не в дороге,

Которую мы выбираем;

То, что внутри нас,

Заставляет нас выбирать дорогу»

О.Генри

Введение

Две группы фактов говорят нам о том, что существует реальная внутренняя жизнь человека: это повседневный опыт и экспериментальные данные. Мы часто, характеризуя того или иного человека, говорим: живет в мечтах, живет в прошлом, весь в планах на будущее, ушел в себя, живет внутренней жизнью и т.д.

Все, что мы в этом случае подразумеваем относится к внутренней жизни реального человека. Хотелось бы подчеркнуть, что говоря о внутренней жизни, мы подразумеваем не отдельные процессы мотивации, представления, воображения, чувства, интеллектуальные качества, а интуитивно понимаем реальный процесс, происходящий с нами и в нас.

Это и процесс реальной жизнедеятельности и самостоятельный процесс, связанный с реальной жизнью, но и независимый от нее. Скромный и застенчивый человек может глубоко и эмоционально переживать события своей жизни, а деятельный и общительный быть внутренне бедной личностью.

Внутренний мир человека и его внутренняя жизнь составляет сущность личности.

Вторая группа факторов, подтверждающих возможность реальной внутренней жизни — экспериментальные данные, связанные с электрическим раздражением глубинных структур мозга. Эксперименты с ЭРМ открыли новую страницу экспериментальной нейрофизиологии и предоставили интересный материал психологии.

Опыты показали, что электрические раздражения отдельных структур мозга приводят к актуализации прошлого опыта, при этом, что особенно важно подчеркнуть, воспроизводимый эпизод жизни представлялся не как воспоминания, а как реальное ощущение.

Так, например, при электрическом раздражении височной доли мозга, участвующие в эксперименте, слышали звуки музыки. Иногда это был определенный мотив, который человек узнавал и мог понять, а в некоторых случаях ему казалось, что в комнате включали радио или проигрыватель.

Звук воспринимался не как воспоминание, а как реальное ощущение, когда можно было различать отдельные инструменты оркестра и слова песни. Эти галлюцинации не были застывшими, они разворачивались во времени как реальный процесс.

При электрическом раздражении мозга вспоминались не только предметные события, но и эмоции, испытанные при том или ином реальном восприятии. Раздражение отдельных структур влияет на дружелюбие и разговорчивость, порождает агрессивность и тормозит отдельные поведенческие реакции.

Анализируя совокупность фактов, связанных с ЭРМ, Х.

Дельгадо делает очень важный вывод: данные, полученные в опытах с ЭРМ, позволяют «предполагать, что нейроны сохраняют полную запись прошлых событий, включая всю сенсорную информацию (зрительную, слуховую, проприоцентивную и т.д.

), а также эмоциональное звучание событий»1). Сюда же можно отнести экспериментальные данные, полученные К. Прибраммом и интерпретированные с позиций топографического механизма нейронного процесса.

Таким образом, появляются экспериментальные предпосылки, позволяющие рассматривать естественно-научные основы мира внутренней реальной жизни.

В отечественной психологии длительное время доминировала философская концепция «отражения». Главное внимание уделялось проблеме правильного, адекватного отражения внешнего предметного мира человеком. На этом пути достигнуты большие успехи в области физиологии, нейрофизиологии, нейропсихологии и психологии.

Однако, вне поля внимания оставался сам внутренний мир человека, внутренняя психическая жизнь. Практически ни в одном учебнике психологии мы не найдем отдельной главы, посвященной этой проблеме.

С позиции концепции «отражения», как психического явления, изучение мира внутренней реальной человеческой жизни ограничивалось (и даже подменялось) исследованием сознания человека.

Вместе с тем именно внутренняя жизнь человека всегда составляла предмет психологии, рассматривалась ли она с позиций психологии сознания или психологии бессознательной детерминации. Значительный вклад в изучении внутренней жизни человека внес психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления глубинной психологии.

На предшествующем этапе изучения психики, который можно назвать глобально-аналитическим, проходило постепенное разложение целостного психического: знание было отделено от переживания, восприятие и память от мышления, сознательное от бессознательного, способности от познавательных процессов, качества личности от характера, характер от темперамента, психические состояния от психических процессов, биологическое от социального.

Сегодня настало время перейти от аналитического подхода к синтезу накопленных знаний и представлениям о целостной психике, к реализации системного подхода к изучению психики. Настало время изучения внут­реннего мира человека и внутренней психической жизни как реальности!

В настоящей работе сделана попытка взглянуть на внутренний мир человека с позиций различных экспериментальных и эмпирических фактов и теорий; раскрыть содержание понятия «внутренний мир человека», его строение и функции, взаимосвязи между его отдельными частями; рассмотреть, как соотносятся внутренний мир человека и мир внутренней жизни, сознание человека и внутренняя психическая жизнь. Ответы на данные вопросы позволят по-новому взглянуть и на всю проблематику личности. Лишь понимание внутреннего мира человека позволит нам понять и объяснить его поступки и поведение.

В работе высказывается и обосновывается положение о том, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании. Рассматриваются законы функционирования внутреннего мира.

Стремясь реализовать принципы системного изучения, автор стремится при рассмотрении внутреннего мира как целостной субстанции постоянно иметь в виду его компоненты, в качестве которых выступают: мотивация, эмоции и чувства, воля, содержание психики, определяемое бытием человека.

В целях более глубокого понимания сущности внутренней жизни изучаются компоненты внутреннего мира, как части целого. Показывается их место в структуре внутреннего мира, раскрывается динамика развития. Особое внимание уделяется взаимным связям и взаимопроникновению компонентов, благодаря чему и формируется целостный внутренний мир.

На основе изучения мотиваций, эмоций и чувств, воли, раскрывается процесс формирования личностных качеств, которые проявляются как устойчивые формы поведения. Показываются механизмы включения личностных качеств в динамику внутренней жизни человека,

По совокупности представленных материалов работа позволяет во многих аспектах по-новому взглянуть на понимание предмета психологии.

Автор выражает глубокую благодарность своим учителям В.С. Филатову, Б.Ф. Ломову, В.Ф. Рубахину, которые открыли для него путь в психологию.

Автор благодарит за подготовку рукописи к изданию.

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: http://arhivinfo.ru/2-74583.html

Ссылка на основную публикацию