Храбрость — психология

Что такое храбрость?

Что такое храбрость? Можно заглянуть в толковый словарь, чтобы узнать значение слова «храбрость». Так же можно поинтересоваться у знакомых или друзей — что такое храбрость. Но вы получите только образный ответ, потому как только Вы сами должны понять, что для Вашей жизни значит храбрость.

Что такое храбрость

Храбростькак одна из базовых черт характера.

Быть храбрым — это уметь противостоять внутреннему страху в непредвиденной сложной ситуации; храбрость — качество индивидуума, уверенного в себе и в своих действиях. Очень важно не путать слово «храбрость» с «бесшабашностью» и с желанием получить дозу адреналина.

Хотя, в психологии храбрость рассматривается как чувство, связанное с эмоциональным возбуждением и перенапряжением.

Исходя из этого, можно сказать, что храбрый человек — это тот, которому нравится испытывать периодически эмоциональный контраст, встряску; это человек, который любит доказать самому себе, что он смог, и лишний раз узнать, на что он способен. Узнайте: я люблю своего мужа, а он меня нет, что делать.

Что такое храбрость для мужчины?

Согласитесь, мы чаще слышим определение «храбрый» по отношению к мужчинам, чем к женщинам. Для мужчин быть храбрым — значит, уметь постоять, прежде всего, за свои принципы, взгляды на жизнь и за самого себя, далее — за свою женщину, не пасть лицом в грязь перед друзьями, уметь выйти сухим из воды.

Эти признаки выделили 93% из опрашиваемых нами мужчин. И только 7% утверждали, что храбрость для них это «еще один способ показать своим друзьям, насколько я крут; это возможность самоутвердиться». Узнайте: как убедить человека.

Что такое храбрость для женщины? 

Нередко женщины выделяют храбрость как качество человека у своего мужчины, забывая, что храбрость играет немаловажную роль  в жизни каждого человека, не зависимо от пола, возраста и национальности. Быть храброй женщиной совсем не значит брать копье в руки, искать лошадь и мчаться, сломя голову в поисках воин.

Третья часть населения женщин считает, что слабый пол не обязан быть храбрым. Еще 30% уверены в том, что они должны проявлять храбрость в самых редких ситуациях, когда уже деваться некуда. Остальные предпочитают быть всегда начеку, обосновывая это тем, что если ждать таких редких ситуаций, то можно так и не успеть понять, что тебе сейчас как никогда нужно быть храброй.

Храбрость — это не врожденное качество. Безусловно, его надо развивать, как и другие личностные качества. Не обязательно сразу записываться на рукопашный бой или посещать занятие конного спорта, чтобы понять, что такое храбрость. Начинайте с малого. Начинайте всегда с себя и своих мыслей.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Источник: http://psyh-olog.ru/2015/07/chto-takoe-xrabrost/

ХРАБРОСТЬ

Сила характера, твердость, проявляемая в трудных ситуациях, способность действовать, решать и совершать поступки вопреки собственному страху.

Некоторые люди, по-видимому, от роду более храбры, чем другие.

К счастью, это свойство развивается в продолжение всœего нашего существования благодаря естественной потребности человека улучшать отдельные стороны своей жизни или вследствие желания осуществить что-то особенно желаемое.

Возьмем для примера человека, который хочет победить свой страх перед вождением автомобиля в большом городе, или другой человек, к примеру, боится лететь самолетом, а еще кто-то желает заявить о своих требованиях и улучшить свою способность к общению.

Когда эти люди, сознавая собственный СТРАХ, всœе же переходят к действию, они совершают акт храбрости, который помогает им найти средства достиж -шя желанной цели. Когда храбрость берет верх над страхом, это означает начало конца этого страха; но вначале должно произойти ПРИЯТИЕ своего страха.

J/0

Храбрость развивается также через наши трудности — такие, как неожиданная смерть дорогого человека, развод супругов, большие материальные потери, стихийные бедствия и т. п. Такие события оказываются в высшей степени полезными для развития храбрости: нам приходится решительно брать себя в руки, мы учимся быть самостоятельными.

https://www.youtube.com/watch?v=T4Fmwvf53io

Храбрость способствует развитию доверия к себе и повышению самооценки. Она помогает идти вперед и превосходить самого себя при осуществлении некоторых замыслов.

Тебе могут помогать, давать советы, ободрять, но только ты сам должен собрать всю свою храбрость и принять решение —действительно ли ты хочешь РИСКНУТЬ.

Ты увидишь, что преодолевать препятствия с каждым разом становится всœе легче, и придет день, когда ты сможешь осуществить свои самые заветные ЖЕЛАНИЯ.

ХРИСТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

см. САМООБЛАДАНИЕ

ХРОНИКИ АКАШИ

Это САНСКРИТСКОЕ слово означает ʼʼвсœемирная памятьʼʼ. Хроники Акаши находятся в АСТРАЛ ЬНОМ мире, и некоторые люди имеют к ним доступ.

В этой памяти записано всœе до мельчайших деталей, что когда-либо происходило на нашей планете.

Поскольку всякая способность должна быть использована на благо человечества, то добрым делам, а не разрастанию ЭГО должна служить и способность доступа к памяти Хроник Акаши.

ЕЛОМУАРИЕ

см. СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ

Цель —это то, что человек принимает для себя как объект, которого он пытается достичь. Цель есть нечто конкретное, измеримое, достижимое и поддающееся проверке. Она находится на уровне делать и иметь. В случае если речь идет о цели на уровне быть, тогда мы говорим скорее о СМЫСЛЕ БЫТИЯ.

Чрезвычайно важно иметь цели в жизни. Без цели существование становится тусклым и неинтересным. Жизнь катится вяло, без особой энергии, машинально; человек может утратить желание делать что бы то ни было, утратить даже вкус к жизни.

Почему так важна цель? Потому что она помогает питать эмоциональное тело, тело желаний. Но не менее важны и средства.

В случае если у нас есть цель и мы делаем всœе крайне важно е для ее осуществлен ия, это способствует нашему контакту с собственными ПОТРЕБНОСТЯМИ, а в особенности — с нашей божественной частью, и помогает раскрыть нашу творческую сущность.

Благодаря целям мы наполняем смыслом свою жизнь и получаем возможность развиваться духовно, то есть удовлетворяем потребность нашего эмоционального тела. Таким образом мы вносим радость и счастье в каждый день нашего существования, непрерывно поддерживая эту искорку жизни.

* См. сноску на стр.

96.

ЦЕЛЬ

Цель — это не только ЖЕЛАНИЕ; желание становится целью в том случае, в случае если мы подчиняем ему наши действия. Пусть, к примеру, кто-то хочет отправиться путешествовать. Этот человек может мечтать о путешествии годами, но это так и не станет его целью.

Пока он мечтает, путешествие остается желанием —и ничем более. С момента͵ когда он принимает решение и приступает к действиям — назначает дату выезда, договаривается с туристическим агентством, откладывает деньги и т. п.

, — мечта становится целью, она может осуществиться, стать достижимой и осязаемой.

Большинство людей не понимают, что в тот момент, когда мечта становится целью, цель становится мыслеформой —ЭЛЕМЕНТАЛЬЮ, —которая притягивает к себе всœе необходимые элементы, способные помочь в достижении цели.

Не смущайся, в случае если у тебя появляется много целœей —маленьких, больших, краткосрочных и длительных; главное — всœегда стремиться к чему-то. Это дает вкус утреннему подъему. Это дает пищу нашему ТЕЛУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ.

В случае если ты относишься к тем людям, которые постоянно тревожатся, что примут неправильное решение и погонятся за обманчивой целью, тебе поможет определœение слова РЕШЕНИЕ.

*чПомочь тебе можно следующим образом. Выбери время и запиши на бумаге три вещи, которых ты желаешь: одну близкую во времени (через несколько месяцев), другую — в расчете на один или два года ожидания, а третью еще более далекую.

Далее прими решение на этой же неделœе совершить действия —не важно какие, но соответствующие каждой из этих трех целœей. Это приведет в движение энергию, необходимую для их ПРОЯВЛЕНИЯ — рано или поздно —в твоей жизни.

А затем, вместо контролирования результатов, просто следуй этапам, на которые тебя будет ориентировать твой Внутренний Бог, и знай, что каждый из них будет для тебя благотворным.

Любая осуществленная тобой маленькая цель приводит тебя к новому желанию, к новой цели, позволяет тебе всœе лучше осознавать твои огромные возможности в строительстве собственной жизни. Так ты приходишь к новому осознанию себя и восстановлению контакта с внутренним Богом. Это и есть фундаментальная мотивация, которая должна поддерживать любые твои действия.

Вместе с тем, нет такой крайне важно сти — непременно добиваться своих целœей. Лучше уж не вполне справиться с великой целью, чем ограничивать себя мелочными задачами.

Даже когда ты не достигаешь каких-то целœей, во Вселœенной ничто не теряется: ты обогащаешь себя новыми знаниями и опытом, которые помогут тебе в следующих предприятиях.

Такой подход можно назвать уважением к своим пределам.

Часто случается так, что по ходу дела намерения меняются, и человек ставит себе новые цели. Главное — никогда не терять их. Человек развивается несравнимо быстрее, когда работает для достижения цели, чем когда уже достиг своего.

Иметь цели и стремиться их осуществить —это требует воли, решимости, смелости, настойчивости, дисциплины, готовности идти на риск и, конечно, способности ОТПУСТИТЬ ситуацию, то есть довериться Вселœенной.

Все это сводится к тому, чтобы поддерживать свой ритм, не форсируя события и не стремясь их контролировать, избегать в равной степени и чрезмерной самокритики, и неумеренного ʼʼрасслабленияʼʼ после победы.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

  • — Сабля – золотое оружие «За храбрость» и крест ордена Св. Георгия 3-й степени генерал-майора Я. П. Кульнева

      27 января 1812 года император Александр I дал главнокомандующим «власть во время самого действия назначать за важнейшие блистательные подвиги шпаги за храбрость». Грамоты же на эти награды утверждались самим царем, так же как генеральское оружие с алмазами и… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/391076_hrabrost

    Из чего складывается самообладание

    Автор: Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ.

    Самообладание включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность — те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем, с самоограничением эмоционального реагирования; его величина зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.

    1. Выдержка

    В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Это понимание более конкретно и содержательно, чем научные определения этого качества, даваемые в различных публикациях.

    Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.

    Выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути в этом качестве проявляется тормозная функция воли.

    Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.

    На первый взгляд может показаться, что к выдержке следует отнести и терпеливость. Однако это разные волевые проявления. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия.

    Терпеливость же, наоборот, связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия. Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки.

    Проявляется в агрессивном поведении.

    2. Смелость

    Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными навыками поведения: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.

    Читайте также:  Эффект зейгарник - психология

    К. К. Плaтoнoв родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Плaтoнoва, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью.

    Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.

    Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания.

    Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей.

    В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.

    Противоположна смелости трусость.

    Она рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.

    Рассматривать любое проявление трусости как отрицательное в социальном аспекте, так же как любое проявление смелости — как подвиг, неправомерно. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком наличной или предстоящей ситуации как опасной для здоровья или престижа и является эмоциональным отражением необходимости избежать опасности (К. К. Плaтoнoв).

    ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Развитие внимания: 19 простых упражнений

    Страх должен возникать у всякого нормального, разумного человека при объективно или субъективно опасной для него ситуации; поэтому бесстрашных, в истинном значении этого слова, людей нет. Совершенно прав был персонаж одной из отечественных кинокомедий, когда отказываясь, как разумный человек, лезть к тиграм в клетку, говорил: «Я не трус, но я боюсь».

    Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее.

    Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх.

    Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости.

    Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

    Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.

    3. Решительность

    Говоря о решительности, надо сразу подчеркнуть, что она не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях. Безусловно, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. И все же решительность и смелость — это два самостоятельных волевых качества.

    Решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

    Решительность проявляется в двух ситуациях принятия решения: делать — не делать и готов — не готов (когда заведомо известно, что делать надо).

    Для того чтобы доказать, что время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, И. П.

    Петяйкин прокоррелировал этот показатель решительности при выполнении трех различных тестов и получил достоверные связи (на уровне значимости р = 0,05–0,01).

    Это значит, что если в одной ситуации какие-либо субъекты проявляют большую решительность, чем другие, то и в других ситуациях они будут действовать так же, т. е. тратить меньше времени на принятие решения.

    Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени принятия решения, является постоянной характеристикой личности, служит обнаруженная И. П. Петяйкиным связь этого волевого качества с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками.

    Изучение соотношений между смелостью и решительностью (И. П. Петяйкин) не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда решителен. Это особенно отчетливо проявляется в спортивной деятельности, и не случайно в исследовании В. А. Иванникова и Е. В. Эйдемана именно спортсмены в своих представлениях провели различие между этими волевыми качествами.

    В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными — смелые.

    4. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)

    Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных).

    Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие.

    Часто их называют морально-волевыми качествами личности.

    В нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько волевых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и сочетанием волевых качеств.

    Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.

    Частный случай проявления самостоятельности — инициативность поведения (от лат. initiare — начинать). Она выражается в почине, т. е.

    в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни.

    Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость.

    В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативности, говорят: «взял на себя смелость»).

    Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека.

    Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.

    Дисциплинированность и организованность поведения. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения.

    В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора.

    Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций.

    Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами.

    Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой. Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.

    Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество. Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела.

    Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К.

    Калиным: он охарактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности.

    В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.

    Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно.

    С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п.

    С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.

    ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Техника защиты от манипуляций: 19 практических приемов

    Принципиальность. Принципиальным (от лат. principium — основание, первоначало) считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е.

    взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь.

    Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов.

    Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.

    ***

    Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества поведения служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.

    Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой).

    Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления.

    Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.

    Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям.

    Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность.

    Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.

    Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки.

    В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы.

    Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях.

    Чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.

    Развить свое самообладание вы можете изучив курсы «Развитие уверенности в себе» и «Психология мотивации и влияния»:

    Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс

    Источник: http://www.elitarium.ru/samoobladanie-volevye-kachestva-povedenie-smelost-reshitelnost-sposobnosti/

    Что такое храбрость

    Инструкция

    Согласно словарному определению, храбрость – это способность преодолевать страх перед чем-либо.

    Следовательно, храбрый человек – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто находит в себе силы действовать нужным образом, невзирая на боязнь опасности.

    Именно в этом заключается основное отличие между храбростью и безрассудством, так как безрассудный человек просто не оценивает риск и опасность нужным образом, а значит, не испытывает чувства страха.

    Как правило, с храбростью неразрывно связан героизм, то есть способность действовать адекватным образом в опасной ситуации, в то время как остальные позволяют страху взять верх.

    Необходимо понимать, что безрассудные люди тоже способны действовать в экстремальных ситуациях героическим образом, но мотивы их поступков будут совершенно иными.

    Если храбрый человек осознает опасность для своего здоровья или жизни, но все-таки не позволяет панике возобладать над разумом или эмоциональными привязанностями, то безрассудный вообще не воспринимает ситуацию как опасную.

    Конечно, со стороны эти проявления человеческого характера могут выглядеть идентично, но истинным героизмом можно считать лишь первый случай. Не случайно американский философ и поэт Ральф Эмерсон заметил: «Герой не храбрее обычного человека, но он храбрее на пять минут больше».

    Храбрость как качество вполне может быть развито. Для этого необходимо бороться со своими страхами, стараться объективно оценивать опасность в той или иной ситуации и действовать, несмотря на чувство страха.

    Например, цирковые артисты, выполняющие опасные трюки, в случае неудачи стараются сразу же повторить трюк еще раз, чтобы незамедлительно избавиться от страха перед ошибкой.

    Учтите, что, как правило, боящийся человек склонен преувеличивать реальную опасность, поэтому так важно научиться хладнокровно оценивать ситуацию.

    В то же время не стоит бросаться навстречу страхам, очертя голову.

    Ваша задача заключается не в том, чтобы продемонстрировать себе и окружающим пренебрежение опасностью, а в том, чтобы научиться максимально быстро определять возможные риски и действовать соответствующим образом.

    Не забывайте, что страх – это естественное чувство, свойственное каждому, поэтому стесняться того, что вы боитесь, не нужно. Главное, что вы можете действовать, не взирая на страх, поскольку именно это и называется храбростью.

    Обратите внимание

    Исследования ученых показали, что испытывать страх нормально для всех людей. Исключение составляют индивидуумы, у которых была повреждена часть головного мозга под названием «миндалевидное тело», в результате чего они оказались неспособны бояться.

    Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-880787-chto-takoe-hrabrost

    Какая бывает храбрость

    В жизни всегда есть место подвигу. Звучит, конечно, не очень оптимистично. Было бы гораздо лучше, если бы таких мест не было на планете. Но так уж устроен мир, а поэтому приходится мириться с подобными фактами. Однако ни один подвиг нельзя совершить, не обладая храбростью. Что же это такое, и почему она заставляет людей творить невозможное?

    Храбрость – это внутреннее душевное состояние, которое порождает смелый поступок. Но совершается он не по обязанности, а потому что человек не может его не совершить. Мотивы же подобных действий бывают абсолютно разные.

    Существует так называемая эмоциональная храбрость. В какой-то момент человека охватывает безрассудная смелость. Он может броситься в горящее пламя, в разрушающийся на глазах дом, в ледяную воду.

    При этом в голове нет никаких мыслей, всем руководит лишь мощный внутренний позыв. Такой душевный порыв продолжается обычно всего несколько секунд. При этом храбрец сам не может толком объяснить, почему он так поступил.

    Его никто не заставлял, не требовал. Всё получилось само собой.

    К примеру, в бурную реку упал маленький ребёнок. Мужчина, стоящий на мосту, увидел это, и тут же бросился в воду. Какие уж тут мысли и рассуждения. Подобные поступки характеризуют как подвиг.

    А герой и сам не понимает причину своего безрассудного поведения. Всё получилось спонтанно, на одних эмоциях.

    Об этом слагают песни, стихи, восхищаются и воспитывают молодое поколение на подобных примерах.

    Но бывает и другая храбрость, которую порождают логическое мышление и жизненные обстоятельства. Это так называемая храбрость от безысходности и отчаяния. Если человека загнать в угол, то он начинает метаться, ища выход.

    Когда же убеждается, что таковой отсутствует, превращается в бесстрашную личность и бросается грудью на опасность. И чем более безнадёжно выглядит ситуация, тем обнаруживается больше смелости и отваги.

    Примеров таких в жизни очень много, но не дай Бог стать участником подобного сценария.

    Но не всякая храбрость рождается на пике душевных эмоций. Иногда она является следствием какого-то сознательного решения и холодного расчёта.

    Здесь основополагающую роль играют внутренние убеждения конкретной личности. История знает имена многих врачей, которые сознательно заражали себя опасными вирусами.

    Испытывая ужасные муки, они описывали симптомы заболеваний и искали исцеляющую вакцину.

    Много также примеров, когда люди отдавали жизнь за религиозные убеждения. Немало героев погибло за идею. Но не всегда такое мужество оценивалось по достоинству. Тут многое зависело от тех исторических времён, в которые жили эти идейные борцы.

    К расчётливой храбрости можно отнести и дуэли. Дворяне стрелялись и дрались на шпагах, защищая свою честь и достоинство. Подобные поединки очень часто заканчивались смертью одного из участников. Вспомним хотя бы Пушкина и Лермонтова. Но трагический исход не останавливал людей. Даже косой взгляд мог служить поводом для смертельной схватки.

    Очень часто безрассудную смелость порождает молодость. Юноши проявляют поразительную смелость, а вот старики, наоборот, предельно осторожны и рассудительны. Объясняется это очень просто. Молодёжь редко задумывается о смерти. Она представляется чем-то далёким и нереальным. Но с годами и опытом взгляды меняются, а жизнь приобретает иную ценность.

    К тому же молодые люди стремятся покорить мир, а поэтому готовы к отчаянным поступкам. Не нужно сбрасывать со счетов и легковерность.

    У молодёжи нет жизненной мудрости, поэтому она часто принимает за чистую монету сомнительные лозунги и идеи. А вожди любых революционных течений любят именно эту часть населения.

    С ней легче всего осуществлять свои честолюбивые планы. Зрелых же людей на баррикады просто так не увлечёшь.

    Здесь можно заметить, что цена храбрости у разных возрастных категорий кардинально различается. Подвиг юноши, заслуживает меньшего уважения, чем аналогичный поступок умудрённого жизнью мужчины.

    Пожилой человек теряет гораздо больше, так как он отвечает не только за себя, но и за многих других людей. Это семья, родственники, коллеги по работе. А молодой человек в большинстве случаев рискует лишь своей головой.

    Поэтому порыв молодости во многих случаях можно назвать не подвигом, а обыкновенным хулиганством или глупостью.

    Помимо вышеперечисленных существуют и другие виды храбрости. К ним можно отнести отчаянную смелость дурака. Человек проявляет чудеса отваги, но лишь потому, что не понимает опасности своих действий. Да, глупость отважна, об этом говорят уже тысячи лет. Следовательно, подобные «подвиги» не заслуживают уважения. Скорее, их нужно осуждать, а отчаянных смельчаков наказывать.

    Не нужно причислять к храбрым и людей, склонных к суициду. Если человек кончает все счёты с жизнью, прыгая с высоченного моста или обливая себя бензином и поджигая, то это не бесстрашие, а демонстрация полного безразличия к собственной жизни. Ведь подлинная смелость подразумевает победу внутреннего долга над инстинктом самосохранения. А он у человека развит сильнее всего.

    Одним словом, храбрость храбрости – рознь, а её разновидностей существует великое множество. По-настоящему же мужественных людей не так уж и много. Это очень сложно жертвовать собой ради других. Именно в этом и заключается подвиг, а всё остальное можно охарактеризовать как безрассудные поступки, направленные на удовлетворение личных амбиций.

    VN:F [1.9.20_1166]

    Рейтинг: +5 (из 7 оценок)

    Источник: http://stimulas.ru/motivators/kakaya-byivaet-hrabrost.html

    Анатомия страха. Трактат о храбрости

    Мне хотелось бы рассмотреть стойкость в свете тех психологических аспектов, о которых мы говорили в предыдущих главах книги. Во-первых, навык основывается на действии, а значит, чтобы противостоять страху, мало анализировать его, необходимо придерживаться определенных правил поведения.

    Нарциссическая личность поглощена созерцанием собственной красоты, собственной важности или собственного страдания и с помощью психоаналитика упоенно смакует его, удобно расположившись на ложе печали.

    Requiescebam in amaritudine73 — так с безжалостной иронией характеризовал подобное состояние святой Августин. Сейчас это высказывание можно было бы перевести как „Двадцать лет с Жаком Лаканом“. Мужество побуждает нас к действию, гонит прочь расслабленность.

    В нашей власти встать и совершить поступок, не надо ждать, пока изменится характер. Терапевтические методики постепенного приближения основываются именно на таком подходе. Сделайте для начала маленький шаг в нужном направлении, а сноровка выработается постепенно.

    Франклин Рузвельт в своей „Автобиографии“ вспоминает, что был болезненным и неуклюжим юнцом, крайне озабоченным недостатком решимости. Вот как произошел радикальный поворот в его жизни:

    73 „Находил успокоение в этой горечи“ (лат.).

    Помню, на меня глубоко повлияла одна книга Фредерика Марриета74. В ней говорилось о капитане военного судна, который советовал новичку, как научиться бесстрашию: в первом бою всем боязно, — объяснял капитан, — но надо взять себя в руки и действовать так, словно страха нет и в помине.

    Со временем притворяться не придется, ты и вправду станешь смельчаком только потому, что вел себя как смельчак, хоть и был напуган. Я взял этот совет на вооружение.

    Вначале многое внушало мне трепет, однако я вел себя так, будто совершенно спокоен, и постепенно действительно перестал бояться.

    74 Фредерик Марриет (1792—1848) — английский писатель; служил в военно-морском флоте; в его романах много описаний морских сражений и корабельного быта.

    Выбирая некую активную жизненную программу, нужно в первую очередь прогнать прочь приятную расслабленность, а сделать это можно, лишь приняв другое важное решение: расширить свои возможности, дерзнуть, почувствовать радость небольших побед.

    Классики упоминали еще одну составляющую стойкости: терпение, основой которого является не покорность, а упорство. Вопреки общепринятому мнению, терпение всегда казалось мне созидательным качеством, вот и в письме Ван Гога к его брату Тео мы читаем: „Такие слова поистине достойны художника“.

    О чем это он? О фразе, сказанной Гюставом Доре: „У меня просто невероятное терпение“. И далее: „Я знаю, какие картины должен написать. И буду пытаться раз, другой, третий, сотый. Не отступлюсь, пока не сделаю“.

    Фома Аквинский давал терпению характеристику, всегда казавшуюся мне странной и ставшую понятной только теперь: „Терпелив не тот, кто не бежит от зла, но тот, кто не дает злу увлечь себя в пучину тоски. Терпение не позволяет унынию сломить наш дух, умалить его“.

    Цель человека — величие, а суть величия — достоинство. Человек благородный, осознающий свою значимость, высоко себя ценит. Вот и еще одна опора для мужества: если силы изменяют, спасайся гордостью. Так говорил Ницше, обращаясь скорее к самому себе, чем к читателю. Спасайся гордым ощущением собственного достоинства.

    Рассуждая о самооценке, психологи бьют точно в цель, но ошибаются мишенью. К чему палить по куропатке на экране телевизора? Неправильно называть самолюбием просто высокое мнение о собственной персоне. Это скорее сознание своей дееспособности (Альберт Бандура) в сочетании с самоуважением.

    И вот еще что: когда человек сосредоточен на каком-то замысле, его внимание принимает спасительную направленность. Теперь важно то, что снаружи, а не внутри.

    Страх силен, так как обращает сознание субъекта на него самого — про homo recurvatus75 писали еще философы-цистерцианцы, — заставляя прислушиваться к каждому движению души, к малейшему телесному ощущению.

    Помните, что я говорил про ипохондрию? Смелый человек не слишком занят собой, он избавлен от пристального самонаблюдения, а потому может прослыть простодушным. „Я так поглощен собой!“ — жаловался Рильке, пытаясь оправдаться. В противоположность ему Антуан де Сент-Экзюпери воспевал рвение тех, кто долбит камень ради алмаза. Какой разный фокус внимания в первом и во втором случае!

    75 Человек, повернутый внутрь себя (лат.).

    Смелость зовет нас к великим свершениям, а вот страх перед неудачей связывает. Как же вырваться из этой ловушки? И тут на помощь приходит жалость. Мы — хрупкие существа, жаждущие величия.

    Наша цель превосходит наши возможности, вот почему последователи Выготского говорили о выходе за рамки зоны ближайшего развития, древнегреческие трагики писали о hybris76, а христиане — о стойкости, дарованной свыше.

    К жалости я добавил бы и чувство юмора, мягко напоминающее людям об их слабостях, освобождающее от кичливости, взирающее на недостатки с ласковой улыбкой. Видимо, именно эту снисходительную жалость к себе имели в виду схоласты, когда говорили о смирении.

    В качестве примера мне хотелось бы привести эпитафию, которую сочинил для себя Макс Ауб77, замечательный писатель, к несчастью для себя родившийся в эпоху гениев: „Он сделал все, что смог“. Трудно найти более удачное выражение для смиренного мужества, поистине достойного восхищения.

    76 Гордыня, дерзость (гр.).

    77 Макс Ауб (1903—1972) — испанский прозаик, литературный критик, киносценарист.

    Все великие мыслители считали упорство, то есть способность не ослаблять усилий, неотъемлемой частью стойкости. На противоположном полюсе находятся непостоянство, капризность и слабоволие.

    Непостоянный человек не в силах четко обозначить замысел, капризный готов идти на поводу у любого мимолетного желания, слабовольный пасует перед малейшей трудностью.

    В „Руководстве по позитивной психологии“, кратком изложении теории, разработанной Селигманом, есть глава, посвященная выносливости, где, что любопытно, эту черту называют биологической составляющей позитивного характера.

    А отсюда рукой подать до гимнастики в понимании Валери или до размышлений Сартра об усталости. Усталость, как и удовольствия, писал неумолимый исследователь людских слабостей, приводит к тому, что дух вязнет в материи. Слово „выносливость“ происходит от глагола „нести“, и только тренировка способна усилить это качество, что прекрасно известно спортсменам.

    Источник: http://bookap.info/genpsy/marina_anatomiya_straha_traktat_o_hrabrosti/gl84.shtm

    Георгий Михайлов — Психология мужества

    Здесь можно скачать бесплатно «Георгий Михайлов — Психология мужества» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: religion, издательство Общество памяти игумении Таисии, год 2010.

    Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

    На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

    Описание и краткое содержание «Психология мужества» читать бесплатно онлайн.

    Это уже третье издание хорошо известной в православных читательских кругах книги Георгия Михайлова, обращённой к молодёжной аудитории, к будущим воинам и ко всем, кто хотел бы стать настоящим мужчиной.

    Вопрос о сути мужества был некогда поставлен древним мудрецом Сократом, но его ученикам задачу разрешить не удалось. Отдельных проявлений мужества не перечесть. Однако в целом эту добродетель можно объяснить лишь глубоко уразумев её духовную основу.

    В книге содержится интереснейший нравственно-психологический материал, примеры исторические, воспитательные. Изложено всё в увлекательной, приемлемой для юношества форме.

    Георгий Михайлов

    Психология мужества

    Посвящается светлой памяти архимандрита Никодима (Миронова)

    О благе мужества легко сказать, но воспитать мужчину в полном смысле слова — дело не простое.

    А по нынешним временам ещё и доказать необходимо, в том числе родителям, учителям и самим молодым людям, что великодушие и благочестие, отвага и самоотверженность, патриотизм и любовь к ближнему полезны им гораздо больше, нежели богатство и успех; что понятие свободы не тождественно вседозволенности.

    И доказывать сие тоже не просто, поскольку в наши дни стремительно утрачиваются моральные ориентиры; подвиг и честный труд уже не ценятся как прежде; досуг и обучение становятся всё более игровыми, виртуальными, а в реальной жизни остаётся всё меньше духовного, доброго, героического, — то есть того настоящего, человеческого, на чём ещё держится мир.

    Тем не менее, без любви, верной дружбы, потребности в правде и справедливости, без отваги и чести настоящим мужчинам не обойтись. Великодушие — психическая норма сильного пола. Иначе он вырождается. С малых лет мужской характер закаляется в нравственной борьбе, в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей.

    Добрыми делами воспитываются чувства, воля укрепляется дисциплиной, на базе совести возводится здание ума. Душа юноши растёт на духовной закваске. Ей нужны святыни для почитания, заповеди для исполнения. Ей нужны настоящие мужские дела и подвиги — пусть малые на первых порах, но обязательно настоящие (не игра). Мужество не приходит само собой.

    Его нельзя купить по случаю или взять взаймы.

    Но что такое мужество? В чём его суть, где искать его истоки? Знать о том за тысячи лет до нас хотели многие мыслители, в том числе знаменитый философ Сократ со своими учениками. Так вот, с рассказа о том, как пытались они разрешить эту загадку, мы и начинаем.

    Сократ (ок. 469–399 гг. до Р. Х.)

    древнегреческий философ

    Глава первая

    ЗАГАДКА СОКРАТА

    Древний диалог

    «Что такое мужество?» — спросил однажды у своих учеников великий древнегреческий мудрец Сократ.

    Один из них, по имени Лaxec, ответил, почти не задумываясь, что мужествен в битве тот, «кто, оставаясь в строю на своём месте, старается отражать неприятелей и не бежит». Сократ согласился. Стойкость и смелость воинов действительно относятся к мужеству.

    Но это ведь ещё не всё мужество. Учитель ждал объяснения сути, а не примера мужественного поступка. Тем более, что и пример оказался не самым удачным.

    В то время как древние греки на войне предпочитали держаться плотным строем, скифы, наоборот, атаковали, рассыпавшись по всему полю, и дрались не менее смело, когда убегали. Так они заманивали противника в погоню за собой, чтобы затем одолеть, расстроив его ряды. Да и сами греки порой поступали так же.

    Спартанцы, например, в битве при Платеях своим бегством вынудили персидских щитоносцев нарушить строй. Когда же те увлеклись преследованием бегущих, спартанцы внезапно повернули назад и победили неповоротливых персов в рукопашном бою.

    Подвижность и смекалка здесь пригодились грекам больше, чем стойкое, но неразумное сопротивление.

    Напомнив об этом Лaxecy, Сократ пояснил: «Я хотел от тебя узнать о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, бедности или в государственных делах, и опять ещё не о тех только, что мужественны относительно скорбей и страхов, но и кто силён в борьбе с вожделениями и удовольствиями».

    В мужестве, утверждал Сократ, есть нечто общее, тождественное для любых жизненных ситуаций. «Постарайся же и ты, Лахес, сказать… что это за сила, которая, оставаясь одною и тою же при удовольствии и при огорчении, и при всех случаях… равно зовётся мужеством?»

    В ответ ученик признался: «Понимать-то я, кажется, понимаю, что такое мужество, а вот только не знаю, как это оно сейчас от нас ушло, что я не успел схватить его и выразить словом».

    На помощь растерявшемуся Лaxecy Сократ призвал другого участника их беседы — полководца Никия. Тот заявил, что мужество «есть некоторого рода мудрость». Сократ опять не возражал, но потребовал объяснения: «Что это за наука или наука о чём?» Под наукой (или мудростью) Никий разумел «знание опасного и безопасного на войне и во всех других случаях».

    Сократ удивился. Ведь подобный признак мужества можно найти почти повсюду. Врачи знают, что опасно в болезнях, земледельцы и ремесленники — в своих делах. Каждый на своем месте знает, чего ему следует опасаться. Однако от этого знания никто не становится более мужественным.

    Да и вообще, не всякое знание добродетельно. Мудрость даёт нам силу духа. Здесь Никий был прав. Но мудрость содержится отнюдь не во всех науках, а лишь в тех, что приносят благо. То же стоит сказать и о мужестве.

    Сообразительность не делает героями подлецов, а безрассудный азарт или дурное упорство никому не приносят пользы. Тем более не украшает человека дикая свирепость.

    В сочетании решимости со злом, заметил Сократ, нет искомой нами гармонии (согласия), нет логики, способной объяснить добродетель мужества. Далее мы увидим, что там нет и самого мужества. Но не будем пока забегать вперёд.

    Обратимся к истории

    Сколько не бились ученики над загадкой Сократа, разрешить её до конца они так и не смогли. В итоге учитель заключил, что спорившие не достигли поставленной цели.

    «Все мы, — сказал он, — одинаково оказываемся в затруднении».

    Так заканчивается знаменитый философский диалог о мужестве «Лахес», дошедший до нас из глубины веков в изложении Платона (ученика и преемника Сократа), основавшего первую в мире академию.

    Но ни Сократ, ни Платон не оставили нам точного определения сущности мужества. Не объяснил её и третий гений античной мысли — ученик Платона Аристотель, которому в пору его известности выпала особая историческая роль. Он обучал и воспитывал юного царя Александра Македонского, ставшего потом одним из величайших полководцев древнего мира.

    То была эпоха могучих людей, громких военных побед и бурного расцвета культуры в границах колоссальной империи, завоеванной Александром. Культуры, впрочем, столь же блистательной, сколь и безнравственной, где доблесть и учёность, изящество форм и утончённость вкусов сочетались с кровавой жестокостью, рабством, развратом.

    Такая культура, по логике Сократа, не могла достичь полной гармонии. Храмы добродетелей не зиждутся на основании зла. Всё, создаваемое насилием, заведомо обречено на гибель. Потому после внезапной болезни и кончины тридцатитрёхлетнего Александра его македонская держава вскоре распалась, подобно прочим государствам завоевателей.

    Вряд ли можно в том винить Аристотеля. Он, несомненно, учил будущего полководца мудрости и благоразумию. Учил, правда, не очень долго (около трёх лет), но дело даже не в этом. Царь Александр и его окружение были людьми своего века, а языческая духовность греко-македонского общества и всего эллинского мира тогда не позволяла большего.

    В попытках раскрытия тайны мужества философы древней Эллады могли полагаться лишь на частные наблюдения да на свой человеческий разум, в границах знаний того времени.

    Они ощущали и смутно догадывались о действии какого-то высшего неписаного закона нравственной жизни, но объяснить его не могли, подобно Лaxecy из уже известной «сократической» беседы.

    И всё же им было очевидно, что мужество неразлучно с великодушием: с потребностью человека поступать по совести, с ответственностью за других людей, со щедростью, верностью, чувством долга. А малодушием страдают именно те, кто ограничен умом, ненадёжен, не верен слову, кто жаден, завистлив, способен предать, кто всегда заведомо идёт против совести.

    Горе малодушным!

    Современным психологам известно, как недостаток нравственности отрицательно сказывается на состоянии человеческой души. Низкий уровень личности означает: мелочность и трусость, обидчивость и жадность, похотливость, ослабление воли, ограниченность ума. Малодушным свойственны короткие мысли, примитивные желания, низкие влечения.

    Запущенность или забитость детей при крайне неправильном воспитании угрожает им задержкой психического развития (ЗПР). Но немногим лучше оказывается потакание прихотям и капризам малышей.

    Ребёнок, избавленный родителями от самостоятельного решения нравственных проблем, не различающий всерьёз добра и зла, не испытавший внутренней борьбы и сердечных переживаний, растёт неблагодарным себялюбцем, жестоким и самоуверенным до глупости.

    Непуганый, избалованный подросток легко обижает окружающих, ибо ему непонятно, что кому-то, кроме него, может быть больно или страшно. Эгоист не испытывает угрызений совести, наблюдая страдания ближних, но при виде чужого успеха — недоумевает. Почему вдруг первым или лучшим оказался не он, а кто-то другой?

    Источник: https://www.libfox.ru/364086-georgiy-mihaylov-psihologiya-muzhestva.html

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию