Импровизация — психология

Контактная импровизация в контексте психологической практики

Мартынова М. А. Контактная импровизация в контексте психологической практики [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 22-25. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3482/ (дата обращения: 17.05.2018).

Американский танцор и хореограф, основатель танца модерн Тед Шон в первой половине ХХ века подчеркнул следующее в отношении танцевальной практики: «Танец — это единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» [цит. по: 1].

Действительно, регулярные занятия танцами оказывают сильнейшее воздействие на человека, позволяя ему на высоком уровне овладеть собственным телом, осознать и расширить собственные творческие возможности, обрести уверенность в себе, навыки саморегуляции и умение общаться с другими людьми.

Достаточно большой потенциал танца в отношении развития личности человека стал основой для того, чтобы специалисты в области практической психологии обратились к его применению в рамках работы с клиентами, имеющими проблемы разного рода.

В итоге оформилось самостоятельное направление практической психологии, которое использует возможности танцевальной практики для оказания людям психологической помощи, — танцевально-двигательная терапия.

Согласно основным положениям данного направления, в процессе работы с клиентами возможно применение как классических танцев, которые имеют определенную технику исполнения (например, вальс, танго и др.), так и свободных, спонтанных, которые не имеют заранее продуманного характера и предполагают интуитивное построение движения. Отчасти в связи с этим в последнее время практические психологи все чаще и чаще обращаются к использованию в собственной работе потенциала одного из самых молодых танцевальных направлений — контактной импровизации (далее — КИ).

КИ — это многообразное явление современного искусства перформанса, которое возникло и интенсивно развивается на пересечении театра и танцевальной практики. Она представляет собой спонтанную форму танца, которая вовлекает два тела в движение и строится вокруг точки контакта с партнером [5].

Практические психологи отмечают огромный оздоровительный эффект КИ и используют ее как одно из средств танцевально-двигательной терапии, которое позволяет человеку получить новый опыт в сфере движения, найти более интересные варианты осуществления движений.

Также ее рассматривают и как особую коммуникативную практику [4,5].

Возникновение и развитие КИ связано с именем Стива Пэкстона, американского танцовщика, ученого, хореографа. В январе 1972 г. он совместно со студентами Оберлинского колледжа создал постановку, в которой танцоры на протяжении 10 минут сталкивались, бросали друг друга, прыгали, валялись по полу и друг по другу.

Она была названа «Magnesium» («Магний») и стала первым перформансом КИ. В этой работе участвовали только мужчины, профессиональные спортсмены или танцоры. В июне этого же года Стив Пэкстон собрал 15 танцоров обоего пола и совместно с ними приступил к изучению принципов, выделенных в «Magnesium».

На протяжении двух недель они занимались практикой, экспериментировали с движением и параллельно давали ежедневные пятичасовые выступления в галерее Джона Вебера в NYC. Сам Стив Пэкстон следующим образом охарактеризовал этот период своей жизни: «Когда в 1972 г.

группа танцоров начала работать в контактной импровизации, это было исследование возможных способов взаимодействия через прикосновение. Движение, которое при этом получалось, было нерациональным, интуитивным, приводило к непредвиденным ситуациям и положениям» [цит. по: 2].

Следует отметить, что многие идеи, использованные С. Пэкстоном при постановке первых перформансов в рамках КИ, существовали и до этого.

В частности, большая часть из них оформилась под влиянием восточных единоборств (айкидо), йоги, release work, элементов Body Mind Centering (направление в работе с телом, связанное с центрированием тела и сознания, создателем которого является Б. Коэн), техники Ф. Александера, тай-чи и т. д. [5]. С.

Пэкстон и раньше опирался на основные положения этих направлений в процессе собственной преподавательской практики. Однако в КИ им был сделан акцент на экстремальных формах взаимодействия двух людей в танце (поддержки, перекаты, перевернутые позы и т. д.

), а также на тех ощущениях и образах, которые возникают у танцующих людей в момент контакта друг с другом. Эта работа, с его точки зрения, создавала условия для развития способности сознания человека слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в теле, когда условия изменились [2,3,7].

В 1973 г. С. Пэкстон вместе с группой танцоров отправился на Западное побережье США, где они давали перформансы и мастер-классы по КИ. Среди его сторонников были достаточно известные на тот момент танцоры: Курт Сиддал, Нэнси Старк Смит, Нита Литтл, Карен Радлер и др. Девизом их работы в это время стало высказывание: «Вы придете, и мы покажем вам, что мы делаем!».

Поскольку это направление было новым, атмосфера выступлений была неформальной: как правило, перформансы проводились без музыкального сопровождения и специальных костюмов, зрители находились вокруг импровизированной сцены, а танцевальные дуэты и трио чередовались с сольными выступлениями.

В июне этого же года Стив приехал со своей группой в Европу для демонстрации КИ в Ль’Аттико галерее в Риме.

В 1975 г. С. Пэкстон вместе со своими последователями образовал первую формальную группу КИ «Re-Union». Участники этой группы встречались один раз в год для проведения туров по Западному Побережью с перформансами и мастер-классами [2,3,7].

В настоящее время КИ танцуют как отдельную форму танца, отличную от ранних экспериментов Стива Пэкстона.

Этот танец продолжает развиваться благодаря практикующим контактную импровизацию во всём мире, а также благодаря своей открытости для других направлений, не только танцевальных, но и спортивных.

Кроме того, практические психологи все чаще применяют КИ как одно из средств танцевально-двигательной терапии в работе с клиентами.

Несмотря на то, что КИ по определению является спонтанной формой танца, у нее есть своя техника, т. е. достаточно общие принципы организации работы [10]. При организации рабочего пространства для практикующих КИ, как правило, опираются на следующие принципы гуманистического направления психологии:

  1. Принятие уникальности и неповторимости каждой личности и ее права на самовыражение.

  2. Стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми.

  3. Важность чувственного переживания «здесь и теперь», а не анализа, переживания, возникающего в процессе реальных межличностных взаимоотношений, искреннего и пробуждающего диалога («встречи») [8].

Характерной особенностью КИ как особой формы танца является то, что танцующие люди могут контактировать друг с другом разными частями тела (ладони, плечи, локти, бедра, живот, спина и т. д.). При этом во время танца точка контакта постоянно перемещается, создавая энергию, направляющую движение.

Участники, практикующие КИ, решают самостоятельно, будут ли они поддерживать контакт в следующий момент их взаимодействия, насколько тесным будет этот контакт и т. д. Для партнеров важно прислушиваться к ощущениям в собственном теле, пытаться почувствовать, что собирается сделать их партнер, не бояться пробовать разные варианты движений.

Они должны сохранять состояние «потока», постоянно поддерживая включенность в диалог с партнером [5,8].

В КИ могут использоваться прикосновения, поддержки (например, поддержка, при которой один участник принимает вес партнера на свою спину, при этом поддерживается контакт спина к спине), спиралевидные движения, перевороты, подпрыгивания, падения и др. При этом для партнеров важным оказывается не то, каким получится танец с эстетической точки зрения, а то, что он произойдет, случится.

Поэтому в ходе танца партнеры могут останавливаться, поправлять одежду, отдыхать и т. д. Кроме того, при выполнении этих танцевальных движений основное внимание уделяется «физике» танца, а не его «химии», т. е. танец в КИ направлен в первую очередь на экспериментирование с движением, собственными телесными возможностями, а не на выражение эмоций, чувств или на построение отношений [5].

Поскольку в рамках КИ люди практикуют достаточно экстремальные формы взаимодействия в танце, которые предполагают тесный телесный контакт и могут привести к травмам в случае неправильного их построения, постольку перед началом работы участники должны быть осведомлены о том, каким образом лучше строить взаимодействие в ходе танца, т. е.

каких правил следует придерживаться. Соблюдение данных правил позволяет обеспечить безопасность участников в пространстве движения на занятиях по КИ. По мнению А.

Гиршона, безопасность — это самый главный принцип в рамках КИ, поскольку без ощущения безопасности (как физической, так и ментальной) ни один другой принцип этого направления не будет работать [10].

Одно из основных правил, которому должны следовать участники групп КИ, чтобы избежать травм в ходе работы, является выполнение на хорошем уровне разогрева тела и растяжки в начале каждого занятия. Это связано с тем, что прекрасная гибкость предохраняет человека от излишнего напряжения мышц и обеспечивает ему возможность для осознания диапазона движений различных частей тела.

Танцуя с партнером, участнику нужно убедиться, что партнер согласен делать то, что может нанести вред при неправильном исполнении. При этом танцующие КИ должны быть ознакомлены с тем, как можно скатиться с партнера, чтобы не повредить и защитить чувствительные части тела.

Еще один способ избежать травм — не перекатываться и не отдавать вес на колени, щиколотки и голову партнера. Это очень деликатные части тела, которые нельзя перегружать лишним весом.

Подобное же правило действует и в отношении этих же частей тела самого участника, т. е. следует избегать нагрузки на них. Довольно часто люди, начинающие практиковать КИ, травмируют выступающие бедренные кости при переворотах.

Разрешить эту проблему можно, просто поднимая бедра в момент переворота.

Иногда участники принимают вес партнера, хотя в этот момент лучше отпустить его. Когда это лучше сделать, зависит от ощущений каждого из танцующих. Однако стоит помнить, что во многих случаях лучше отпустить вес или скатиться, чтобы не повредить мышцы и кости. Также не стоит принимать вес в том случае, если участник стоит неустойчиво и перекатывается на пятки [10].

Как правило, занятия по КИ проводятся в групповой форме под руководством тренера (или нескольких тренеров), который знаком с этим танцевальным направлением и имеет опыт в его применении на практике.

Серьезных ограничений в отношении состояния здоровья потенциальных участников групп КИ не существует, при наличии тех или иных заболеваний у человека возможно выполнение им только очень легких упражнений.

Занятия характеризуются наличием четкой структуры. Обычно они начинаются с разогрева. Основной задачей этого этапа является снятие физического и психологического напряжения у участников, расслабление мышц и подготовка тела к танцу. Как отмечает А.

Гиршон, в начале каждого занятия по КИ следует «растопить лед», а именно помочь участникам отойти от привычной картины мира и снять скованность и страх перед прикосновением к другому человеку.

Для достижения этой цели рекомендуется выстроить общение между участниками группы, поэтому лучше начинать каждое занятие с приветствия и обсуждения одной или нескольких тем, напрямую или косвенно связанных с содержанием занятия. Другой путь для преодоления страха прикосновения к другому человеку — постановка танца, в рамках которого нельзя прикасаться к другому человеку.

При этом возможно как полное исключение прикосновений друг к другу, так и частичное (например, можно касаться только отдельных частей тела). При подготовке тела к танцу обычно используют комплекс специальных упражнений, который может включать массаж, приседания, бег на месте, прыжки, упражнения из практики йоги, дыхательные техники и т. д. [10].

Читайте также:  Тревожно-ответственный - психология

После разогрева следуют основные упражнения, которые предполагают экспериментирование с движением, т. е. непосредственно танец. Обычно и в рамках отдельного занятия, и в рамках цикла встреч упражнения располагаются от более простых к более сложным.

В качестве упражнений используются прикосновения друг к другу, работа с заземлением и центрированием (например, упражнение «Маленький танец», которое позволяет участникам обнаружить, найти свой физический центр и ментальный, духовный источник творчества и энергии), эксперименты с гравитацией и инерцией, постановка осознанного и спонтанного движения, анализ кинестетических образов и отношений в дуэте и трио [5,10]. При этом люди находятся в обычной просторной аудитории, танцуют без специально оборудованной сцены в свободной, не стесняющей движения одежде. Тренер, предлагая участникам новое упражнение, обязан сообщить им о том, как именно оно должно выполняться в правильном варианте, чтобы избежать возможности получения травм танцующими КИ. Кроме того, необходимо, чтобы тренер отслеживал, насколько успешно у каждого из участников получается выполнение конкретного упражнения.

В конце занятия участники с тренером обычно организуют совместный танец в форме Раунд-робина.

Он проводится следующим образом: все участники образуют круг, один из них выходит в центр и начинает танцевать, затем к нему присоединяется второй, и они танцуют вместе, затем к ним подключается третий и т. д.

, пока не присоединится вся группа [6]. По окончании цикла занятий могут проводиться перформансы (представления).

При оценке терапевтического эффекта от занятий по КИ практические психологи на протяжении долгого времени отмечали, что КИ не является терапией, но занятия в рамках этого подхода однозначно терапевтичны.

Это было связано с тем, что участники таких групп неоднократно подчеркивали, что вместе с этим танцем в их жизнь пришли новые идеи и новые принципы, которые помогают им в разных сферах деятельности. Они утверждали, что стали более гибкими в общении, проще устанавливают контакт с другими людьми и чувствуют себя увереннее.

В связи с этим в настоящее время позиция практических психологов несколько изменилась. Они считают, что группы КИ представляют собой аналог групп встреч, которые были созданы Карлом Роджерсом [9]. Данную особенность КИ подчеркнула Синтия Новак в одной из своих работ: «Существуют явные параллели между форматом групп встреч и форматом КИ.

Если участники групп встреч искали опыта взаимодействия, основанного на «честности» и «спонтанности», то контактные импровизаторы занимались тем же в сфере танца» [цит. по: 9].

КИ благоприятно воздействует на тело человека, развивает и оздоравливает его, придает ему гибкость, пластичность, укрепляет и растягивает мышцы, наполняет тело легкостью и жизненной силой.

Участники приобретают умение слушать, слышать и понимать собственное тело, что позволяет им раскрыться в большей степени и действовать естественно, используя движения более эффективные и менее энергозатратные [4,5].

В психологическом плане регулярное посещение занятий по КИ позволяет человеку, во-первых, научиться в большей степени доверять другим людям, во-вторых, научиться принимать на себя ответственность за другого человека, в-третьих, научиться работать, действовать в паре, и, в-четвертых, раскрыть собственный творческий потенциал.

Как отмечают практические психологи, замкнутые, интравертированные люди после посещения групп КИ становятся более открытыми, гибкими, легче устанавливают контакт с другими людьми, приобретают универсальные навыки творческого подхода к любой коммуникации, а очень общительные люди осознают ценность границ Я других людей, учатся слушать себя и другого человека [5,6,8].

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время КИ может быть использована как одно из средств танцевально-двигательной терапии при работе с психологическими проблемами разного рода, в частности при работе с проблемами коммуникативного плана и т. д.

При организации работы с ее помощью необходимо опираться на определенные правила. Подобные занятия могут быть полезны людям и в плане развития собственного потенциала.

Данный факт подтверждает высказывание основателя КИ Стива Пэкстона: «Я думаю, что занятия контактной импровизацией формируют хороший, открытый ум, принятие окружающего мира, ведут к согласию между людьми» [цит. по: 6].

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3482/

Импровизация как стиль жизни

Я всегда, в силу ума и фантазии, много времени проводил в мыслях о будущем.

И всегда, в силу профессионального опыта рефлексии и склонности к аналитике, уйму мыслей отправлял в прошлое. Но все чаще, занимаясь у одного из лучших тренеров страны, создавая собственный стиль жизни (импровизация), ежедневно ставя себе планку в бизнесе и ежегодно в отношениях, учился быть в настоящем.

В качестве иллюстраций к своей статье Демьян выбрал фотоимпровизации Петра Ловыгина про Луи Армстронга и его путешествие по современной российской глубинке. Петр — один из первых авторов, вошедших в коммьюнити импровизаторов.

Я не раз говорил «давальщикам» (от психологии), что жить надо «здесь и сейчас». Я изучил много практик о том, как достичь такого состояния, но по-настоящему понял, о чем это, разыгрывая очередное очко в теннисной партии.

Раньше, когда я концентрировался — я напрягался. Тут же. Моментально. И не мог выиграть. Потому что камень подвижен, только когда его кидают 🙂 А когда расслаблялся — я становился рассеянным.

Ну, правильно, для меня это были противоположные состояния: концентрация и расслабление. И потребовались годы в жизни — 34, в теннисе — 5), чтобы хоть иногда научиться быть одновременно в обоих состояниях. И тогда я стал побеждать.

Как это все применить в жизни? Разбираемся вместе.

Слышать мастеров

Однажды я, сидя на скамейке в парке, невольно подслушал беседу барона Мюнхгаузена с Абрахамом Маслоу о зрелых личностях. Экспрессивный Маслоу считал, что они составляют около 1 % населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. На вопрос барона, что конкретно их отличает, он мгновенно перечислил:

  1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.
  2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
  3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.
  4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.
  5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.
  6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
  7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.
  8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.
  9. Чувство общности с человечеством в целом.
  10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.
  11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
  12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются
  13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
  14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.
  15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Барон на это, помнится, что-то возразил, но я уже был настолько ошеломлен потоком мыслей, собственных идей и намерения действовать немедленно, что уже не слушал собеседников, а лихорадочно записывал новый план развития моей компании…

С тех пор задача импровизационных проектов, которые делает команда корпорации Tour De Gra™ каждый месяц, — увеличить процент зрелых людей.

Быть импровизатором

Импровизация — это стиль жизни Дурака. Яркий взгляд, высоко поднятая голова, уверенный шаг и абсолютное доверие пути. Дурак знает, чего он хочет, но не знает, как к этому придет. Ему плевать на опыт других людей. Он ищет свой. Ему не знакомы сомнения, ведь он и так не знает ничего.

Он очень трудолюбив, но со стороны кажется, что ему все дается даром. Он эмоционален настолько, насколько развит. Он отрицает логику, потому что та задерживает его. Он восхищается вещами, которые остальным кажутся неважными.

Он достигает высоких результатов там, где другие и не мыслят себя. Но он даже не в состоянии оценить свой результат, потому что двигается дальше. Его счастье — в его неведении. Его счастье — не результат, а следствие. Он счастлив, хотя, говорят, все время делает что-то не то. Он Дурак.

Импровизация и дисциплина всегда идут рядом. Должны идти рядом. Каков смысл твоей импровизации, если ты и так по жизни разболтан и хаотичен? Ты и импровизацию используешь лишь как оправдание собственной рассеянности. И не достигнешь ничего, и устроишь в каждом стакане бурю воды.

По сути, импровизаторы — самые дисциплинированные люди на земле.

Подумай: им нужно не только организовать свое дело, им нужно общаться с большим числом людей, нужно организовать свое время, чтобы выделить 2-3 часа на новое дело.

Им нужно просто иметь это время на импровизацию — иначе откуда они его возьмут? Им придется отобрать это время у запланированных дел. А это будет означать хаос и нарушение обязательств по отношению к самому себе.

Импровизация должна быть качественной — то есть приводить к важному для тебя результату. Кроме наслаждения самим процессом — а это отдельное качество, тоже важное — ты с помощью импровизации и интуиции находишь верное решение проблемы. Например, меняешь себя. Растешь в приключениях. Обновляешь отношения. Учишься новому ремеслу. Познаешь новую личность.

Но как импровизация может быть качественной, если ты хаотичен, если ты безОБРАЗен, если ты не определен в жизни? Только твой опыт, твой профессионализм или стремление к нему, только твое знание дела позволят создать красивую импровизацию. Иначе ты будешь только несчастен.

Импровизатор не оправдывает своим спонтанным поведением незнание предмета. Импровизатор знает старые пути, но ему они уже не интересны, или он видит, что они неэффективны. Тогда он начинает искать новые.

Но даже ищет он красиво, потому что он уверен в себе и остается собой. Его ритм уже задан. А внутренний ритм — это и есть твоя дисциплина. Одно без другого невозможно, не обманывай себя.

Как ты можешь менять ритм, если в тебе его нет изначально?

Только развивая дисциплину в себе — в отношениях с ребенком, с любимым, в отношениях со временем, в новом ремесле, которое хочешь освоить, в деле своей жизни — ты сможешь пробовать импровизировать. Только труд по 15 часов в день и предельная сосредоточенность на том, чем занят, принесут тебе огромную практику импровизации.

Будь импровизатором, но помни, что это уже двойная ответственность. И за ритм, и за его нарушение. Классическое произведение создать проще, его можно просто выучить наизусть. Импровизацию ты не выучишь, ты должен быть практиком. И знать свой ритм — куда ты должен прийти в итоге.

Начинать аккуратно

И еще момент: не делай импровизацию сразу тотальной в своей жизни. Не обязательно быть импровизатором во всем. Наоборот, если для тебя это — новое качество и стиль жизни, вводи его постепенно и только в «проблемные» сферы жизни.

Посмотри, откуда ты хочешь сдуть пыль. Приелись отношения с человеком («я конечно, его/ее люблю, но каждый день похож, секс и тот похож, скучно»). Заладил одно и то же с ребенком, а он — тебе. Работа осточертела своей предсказуемостью и однообразием.

Надоела ситуация с деньгами («слишком мало», «слишком много», «быстро приходят», «быстро уходят», «часто берут в долг и не возвращают», «ты интересен только деньгами своим родственникам / приятелям / девушкам», «нецелевое вложение денег» или «они просто не приносят радости»).

Скучно без творчества и не знаешь, где его искать, или ищешь единомышленников и равных по энергетике людей, но не поймешь, где они обитают. Хочешь создать какой-то сумасшедший проект, но никто не учит и не приглашает?

Вот в той сфере своей жизни, где старый путь перестал быть эффективным — начинай импровизировать, пробуй новые ноты. Делать это (осваивать новое мастерство), конечно, лучше под руководством мастеров.

Сложнее действительно самому понять, с какой сферы начинать. Если быть точным — вот пять сфер жизни человека: личные отношения, социальная реализация, здоровье, развлечения, дух. Почувствуй, выбери, начинай импровизировать.

Или, напротив, ты решишь, что импровизация тебе не нужна, тебя вполне устраивает старая партия — тогда не обманывай себя и других, ты не импровизатор, и среди них тебе делать нечего.

Ты не встретишь в таком коммьюнити близких по духу, тебе будет трудно с активными, деятельными людьми, тебе будет плохо с новым в твоей жизни, ты просто разрушишь старое, ничего не построив.

Это предупреждение. Чувствуй, выбирай.

Однако, возможно, тебе просто станет страшно. Как страшно бывает впервые пришедшим в танцевальную студию в 35 лет. Или страшно некрасиво выглядеть, впервые сидя за гончарным кругом, выходя на сцену или изучая джаз.

Страшно, что не успеешь, делая журнал за 24 часа в команде незнакомцев или снова и снова создавая отношения с человеком. Как недавно писала эссеист Роксолана: «Если ты человек, другие люди тебе — наркотики. И пока ты человек — ты человекоман. И от этого не лечат.

Читайте также:  Нулевая позиция восприятия - психология

Когда тебя перестает ломать от одного, интерес познать второго уже соблазняет. Думаю, люди друг другу — наркотики. На которых до смерти сидят».

Но этот страх — созидающий. Да, шагая в пропасть нового, ты не знаешь результат — пусть! Зато ты точно знаешь, что прямо сейчас создашь новое произведение… Может, именно так и нужно жить? В моей жизни — только так. Чувствуй.

То, что я здесь написал, не для тебя? Гурджиев советовал: перечитай еще два раза, затем делай выводы.

Гордиться результатом

Моя профессия — создавать импровизационные проекты. Например, такие:

Моя профессия — управлять импровизационными событиями. Например, такими:

На глазах у меня десятками создаются альянсы бизнесменов и блюзменов, мастеров чайных церемоний и владельцев закрытых клубов, специалистов по рекламе и веб-дизайнеров, фотографов и издателей. Но и для таких — логичных — встреч нужно неформальное знакомство. Иначе эти люди могут никогда не встретить друг друга.

А раз такие встречи нужны, и поскольку человек — «животное социальное», и поскольку больше всего человек создает для мира в сильных альянсах, то нужен и человек, встречи организующий. Здесь я когда-то увидел себя.

Это надо видеть! Общение таких людей само по себе очень красиво — в нем нет лишних движений и слов. Такой феномен: когда люди из разных сфер и профессий интересны друг другу по-человечески, они начинают искать пути совместных действий. Потому что не могут без дела и не хотят отказываться от нового знакомства.

Такая профессия — объединять людей. Такой стиль жизни — инициировать проекты и отношения. Такая ответственность — за себя и за того парня :). Мне важно, чтобы каждый из нас был реализован. Ведь нет на свете красивее зрелища, чем человек, делающий свое дело. Я счастлив сам быть таким, счастлив видеть вокруг себя таких людей, счастлив знакомить этих людей друг с другом.

***

Напоследок, еще немного об импровизации

Импровизация требует неустанного поиска новых способов поведения в своей профессии. Она требует освоения множества дополнительных навыков, на первый взгляд не нужных в вашей сфере. Но пытливость ума, храбрость действовать, не видя результата заранее, здоровье, гибкость и страстность тела — то, что нужно физику, ресторатору или поэту, если он намерен прожить максимально полезную жизнь.

Импровизация — метод, с помощью которого сохраняется ясность мышления, развивается навык профессионала, усиливается качество результата.

Многие из нас импровизируют. Я хочу, чтобы это происходило осознанно.

Импровизация на каждом шагу, ловите ее. Вы читаете этот журнал, а он словно играет с вами, шепчет в ухо нежное слово «импровизация…»

Всякая работа носит творческий характер (характер импровизации), если РАЗУМНО выполняется; она становится механической в том случае, если шаблонно повторяет то, чем вы научились у других. Опуститься до работы, не требующей ВСЕЙ способности вашего разума — значит остановить свой двигатель и обречь себя на другое движение — вниз.

Я должен выиграть настоящее. Из него состоит мое будущее.

Архив номеров #Креативность #Самосовершенствование 

Источник: http://interesno.co/mag/e714fc5855e0

Импровизация – путь к успеху

На нашем сайте вы найдете десяток статей о пользе и инструментах планирования. Но сегодня мы поговорим о… вреде планирования. Да, преподаватель импровизации с сорокалетним стажем Патрисия Мэдсон в книге «Уроки импровизации» пытается, и весьма успешно, убедить нас именно в этом!

Оказывается, искусство импровизации – это не узкопрофессиональный актерский навык. Умение импровизировать может пригодиться каждому, чтобы:

  • лучше находить контакт с окружающими,
  • предпринимать качественные прорывы в жизни и карьере,
  • находить нестандартные решения задач и проблем.

Не случайно уроки импровизации становятся неотъемлемой частью корпоративных тренингов.

Что такое импровизация и зачем она нужна?

Вот как Патрисия Мэдсон отвечает на этот вопрос: «Импровизация может дать вам чувство свободы, которое испытывали наши предки до того, как сосредоточили свое внимание на планировании.

Поверьте, это захватывающий образ жизни.

Это признавал Чарльз Дарвин, он писал: «На протяжении долгой истории человечества (и животного мира) выживали те, кто научился наиболее эффективно сотрудничать и импровизировать».

Я абсолютно уверена, что импровизация никак не связана с чувством юмора, хорошо подвешенным языком или умением быть душой компании. Хороший импровизатор — это внимательный человек, который не зациклен на собственной персоне, стремится помочь людям, а также реагирует на окружающий мир импульсивно и полагается на свои чувства.

Импровизация может помочь любому человеку. Жизнь каждого из нас (если, конечно, мы не играем в постановке с четко прописанным сценарием) в конечном счете результат импровизации. Так почему же тогда не начать импровизировать как настоящий профессионал?

Импровизация — это метафора, путь, система, поведение, и научиться ей может каждый. Начните жить спонтанно.

И тогда вы сможете легко урегулировать конфликт с начальником, успокоить капризного ребенка и адекватно реагировать на любые сюрпризы, которые готовит вам судьба.

Выступая на собрании, прислушивайтесь к себе, и вам не понадобится заранее подготовленный конспект речи. Вы будете чувствовать себя живым, активным и готовым к любым приключениям.

Научитесь в собственной жизни применять простые приемы, которыми уже много лет пользуются актеры и музыканты. Импровизация открывает дверь в мир осознанности и магии».

Что за простые приемы импровизации?

В книге приводятся 13 правил импровизации, таких как «всегда говорите «да»», «ни к чему не нужно готовиться», «будьте посредственными», «ошибайтесь». Не правда ли, они звучат сомнительно и даже шокируют?

Мэдсон ставит перед собой задачу вытолкнуть нас из привычного образа мыслей, разбудить и растормошить. Если эти советы не понимать буквально, в них можно найти огромную мудрость и пользу.

Давайте разберемся с этим парадоксом на примере первого правила импровизации.

Соглашайтесь!

Давайте начнем с правила №1. Оно звучит просто «Соглашайтесь».

«Возможно, этот совет звучит странно. Всегда говорите «да». Соглашайтесь и принимайте все предложения. Поддержите мечту другого человека и примите его план.

Говорите «да», «ага», «ОК», «конечно», «правильно», «ДА!» Находите новые слова и способы, с помощью которых вы можете выразить согласие.

Положительно отвечая на все вопросы, вы попадете в новый мир действия, возможностей и приключений», — утверждает Мэдсон.

Конечно же, это правило не следует доводить до абсурда. Мы не можем всегда соглашаться.

Но как часто мы отказываемся от возможностей, которые открывает нам жизнь не задумываясь, просто по привычке всегда говорить «нет»! У большинства современных людей в подсознании по умолчанию заложен ответ «нет». Он выскакивает автоматически. А чтобы дать ответ «да» нам надо задуматься. Мэдсон предлагает нам поменять эту базовую установку сознания.

Задумывайтесь не о том, надо ли вам согласиться, а о том, надо ли вам отказаться!

Мэдсон приводит простой и убедительный пример пользы ответа «да» из собственной жизни:

«Я помню день, когда сорок лет назад сама приняла сознательное решение говорить «да». Я ходила на курсы тай-чи, и после занятий одна из участниц, которую я практически не знала, попросила подвезти ее до дома. В те времена я настороженно относилась к незнакомым людям и предпочитала в их обществе больше молчать.

Я и сегодня не прихожу в восторг, если на соседнем кресле в самолете оказывается какая-нибудь разговорчивая особа, которая хочет болтать все время в пути. После курсов тай-чи я не смогла придумать убедительной причины, чтобы отказать той женщине, поэтому согласилась ее подвезти.

Она села в мой старенький автомобиль, и мы выехали на автостраду. В поисках общей темы разговора мы начали обсуждать, как на нас влияет тай-чи, и проблемы со здоровьем. Собеседница сообщила мне, что она так же, как и я, испытывает боли в пояснице.

Мы пожаловались друг другу, и она пообещала дать мне имя и телефон хорошего специалиста по акупунктуре, который ей очень помог. Когда я привезла ее на место, она дала мне бумажку с именем и телефоном этого специалиста и поблагодарила за помощь.

В тот момент меня поразила собственная глупость: мне казалось, что я подвезла ее и этим сделала ей одолжение, но на самом деле получалось, что это реальность (вселенная или мой ангел-хранитель?) пришла мне на помощь. Специалист по акупунктуре оказался просто волшебником. Не подвези я тогда эту женщину, я бы никогда с ним не встретилась.

После этого я решила, что всегда буду помогать людям, которые просят об этом и которым я в силе помочь. Я признаю, что в тот момент меня убедили самые эгоистичные аргументы, но это нисколько не умаляет значения первого правила. Кто выигрывает от того, что мы говорим «да»? Мы сами».

Резюме правила «Просто скажите «да»»:

  • Будьте человеком действия.
  • Концентрируйтесь на позитиве.
  • Соглашайтесь с окружающими.
  • Чаще используйте выражения: «Еще бы!», «Согласен», «Отличная идея!»,«Ты прав» и т. д.
  • Говорите «да и», а не «да, но». Поддерживайте разговор.
  • Слово «да» — это мускул, который надо тренировать, чтобы вселить оптимизм и надежду.

В дальнейших рассылках мы рассмотрим и другие правила импровизации.

Навыки импровизации – путь к более насыщенной и успешной жизни!

Удачи вам!

Источник: http://uspeh-success.ru/improvizatsiya-put-k-uspehu/

Как научиться импровизировать и справиться со словесными задачами?

Автор: Елена

20.07.2016 в 08:16

Здравствуйте, дорогие друзья!

Порой, слушая опытного оратора, мы удивляемся, насколько легко и непринужденно у него получается складывать слова в пазлы.

Кажется, будто бы его не волнует в момент выступления, возможность запнуться, перенервничать или сбиться с правильной мысли.

Такое ощущение, что буквы, трансформируются в слова, а те, в свою очередь, образуют гармоничную, красивую сетку мыслей и образов мастера. В такой момент хочется и самому научиться на ходу придумывать шедевры, чувствуя себя уверенным в искусстве, что доступно каждому. Как научиться импровизировать?

Для начала, что такое словесная импровизация? Это уникальная способность легко, непринужденно и без предварительной подготовки, сражаться в разговорных «войнах».

Это может касаться любой темы: от пингвинов до терактов в Америке. Зашла речь о живописи, балете или космосе, человек тут же ориентируется и мастерски вникает в саму суть, разбавляя ее интересно подмеченными фразами.

Многие люди заблуждаются, думая, что импровизация — это пустой треп. Это целая наука, помогающая оратору не один раз в момент общения с публикой.

Конечно же, даже самый продвинутый мастер, может запнуться, забыть текст или неудачно сменить тему беседы. Только вот у опытных гуру, мы таких моментов не замечаем. Потому, как они владеют навыком словесной эквилибристики, а у неопытных — именно такие провалы и запоминаются.

Зачем это нужно?

  • помогает заполнить возникшие паузы или «зависания»;
  • позволяет не учить на память весь текст, а отталкиваться от 30-40 ключевых слов;
  • использовать словесный поток для вещания на высокой энергетике;
  • техника позволяет правильно отвечать на вопросы;
  • помогает особе снизить страх перед выступлением и публикой всецело, играя роль «страховки» на сложный случай допущенной ошибки;
  • позволяет с легкостью поддерживать светскую беседу в жизни.

Какие существуют приемы словесной импровизации?

1. Ассоциации

Суть такого приема, основывается на поиске в своем сознании, близкой ассоциации, напрямую связанной с темой выступления. Конечно же, вы понимаете, что не любую, пришедшую в голову мысль, стоит озвучивать.

Например, вам нужно в своем докладе симпровизировать на тему музыки. Как соорудить нечто стоящее за пару секунд? Подумайте над тем, с чем еще у вас ассоциируется слово музыка? Может быть, вы знаете интересную историю создания того или иного жанра?

А может, в вашей семье есть музыканты? В любом случае, просматривая в сознании пищу для построения мысли, вы с легкостью отыщите там «интересные факты», которые очень тесно связанны с основной темой вашего выступления.

К примеру, в разговоре с ребенком, очень ловко просматривается такой метод. Когда маленький человек, задает вам вопрос, вы же не вываливаете всю правду на неподготовленный разум?

Правильно, вы ищите варианты, нюансы, даже игровые способы донести свою мысль так, чтобы это было интересно, подходило по уровню развития и было наполнено пользой.

Читайте также:  Гипноз, подробно - психология

2. Вопросы, спасите!

Довольно-таки распространенная ситуация заключается в том, что вы говорите текст, как внезапно, все заготовленные фразы улетучиваются. Ощущение не из приятных и при этом, на помощь могут прийти верные, проверенные вопросы.

Особенно положительно рекомендуют себя риторические.

Будьте осторожны с формулировкой сути вопроса. Слишком сложный — позволит кому-то из зала найти в себе силы для того что бы перехватить инициативу и начать отвечать на вопрос, который предназначался для вашего спасения, а не утопии. Слишком простой — может выглядеть туповато и слушатель, задастся вопросом: «Что происходит? Это же очевидно».

Заранее подготавливайте цепочку вопросов, которые легко запоминаются. Они способны качественно переключать внимание и порой, даже расслаблять аудиторию. Но от того, каким способом вы его озвучите — зависит многое.

В юморе — есть один существенный аспект. Это непринужденное повествование. Если к постановке вопроса, подойти с улыбкой, то у вас может выйти прекрасный переход от состояния: «О, боги! Я все забыл», до этапа «Я — гений!». Смело используйте шутки, байки, а так же короткие рассказы в пред-истории к вопросам и смело общайтесь с людьми с их помощью.

3. Последнее слово — решающее

Иногда, голова отказывается помогать своему владельцу и не хочет использовать ни ассоциации, ни вопросы! Ничего! В таком случае, есть еще один способ выкарабкаться.
Его суть заключается в аккуратном и ненавязчивом использовании последнего слова предложения в докладе.

Например вы зависли на фразе: «Музыка — это то, чем живут люди!». Вам нужно сконцентрироваться и зацепиться за последнее слово. «Люди, существа издавна привыкшие к звуковому сопровождению: издревне они восхваляли священный инструмент, с помощью которого извлекался звук», — «А что такое звук?».

Какие упражнения могут повысить навык?

1. Книга

Для выполнения первого задания вам потребуется книга. Откройте ее на любой странице и посмотрите с какого слова она начинает свой рассказ.

Берите именно это слово, как тему своего выступления и смело копайтесь в памяти, для доставания оттуда интересных данных и фактов, для раскрытия сути.

Основная задача — продержаться 3 минуты без запинок, пауз и использования слов-паразитов, в виде тотального «ээээ», «ну…» и т. д.

Прорабатывайте игру с партнером — так уж точно будет веселее!

2. Пинг-понг

Для такой тренировки обязательно потребуется партнер. Совместно выберите одну из тем. Допустим, это фехтование. Начните говорить о первой ассоциации пришедшей вам в голову, оформив ее в предложение. Достаточно не более 30-40 сек. для ее качественного раскрытия.

3. Бесконечная импровизация

Суть такой встряски мозга, направленна на то, что бы подготовить вас к беспрерывным переходам от одной темы, к десятку схожих или кардинально отличающихся.

Выберите первую «жертву» и постарайтесь максимально эмоционально и живо подойти к игровому выступлению. Когда ваши знания и силы будут исчерпаны — переходите к другой теме.

Выступление, длительностью 1-4 минуты, должно смотреться органично и цельно. Вы можете попросить близких выступить в роли слушателей или приготовить ребенку увлекательную историю перед сном.

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вы относитесь к импровизации и пробовали ли вы овладеть таким искусством?

До встречи на блоге, пока-пока!

Источник: http://elenarou.ru/kak-nauchitsya-iskusstvu-slovesnoy-improvizatsii.html

Как научиться импровизировать в разговоре?

Даже во время произнесения заранее заготовленной и хорошо отрепетированной речи нередко случаются разные неожиданности.

Из зала может прозвучать внезапный вопрос, который собьет оратора с толку, оратор может перепутать или начисто забыть фрагмент речи и впасть в ступор и т. п.

О деловых переговорах или дружеской беседе тет-а-тет и говорить нечего – такое невозможно подготовить, придется научиться импровизировать в разговоре.

Человек, владеющий навыком импровизации, подвержен описанным выше рискам в той же степени, что и любой другой, но у него всегда есть соломинка, за которую можно ухватиться в трудную минуту. Импровизация дает возможность сгладить заминку, выиграть время, собраться с мыслями и незаметно вернуть себе контроль над ситуацией.

Чем конкретно поможет вам словесная импровизация:

  • вы больше не впадете в ступор, если вдруг потеряете мысль или забудете слова;
  • вы больше не будете зависеть от бумажки;
  • ваше выступление станет более живым и эмоциональным, т. к. оковы вызубренного неживого текста будут сброшены;
  • вы научитесь не теряться при интервьюировании, сможете мгновенно, емко и интересно отвечать даже на неожиданные и каверзные вопросы;
  • публичные выступления станут для вас легким и приятным занятием, соответственно, о связанных с ними страхах можно будет забыть навсегда;
  • поддержание беседы больше не будет для вас в тягость, вы научитесь непринужденно вести разговор на любую тему.

Речевая импровизация: задачи и преимущества

Под определение речевой импровизации, по большому счету, подходит вся устная речь, т. к. слова для выражения мыслей мы подбираем на ходу. Этот навык совершенствуется всю жизнь с раннего детства, но упражнения на импровизацию ускоряют процесс. Кроме того, львиная доля нашей спонтанной речи приходится на бытовое общение, первой и главной задачей которого является обмен информацией.

Все кардинальным образом меняется при выступлении на публике, как и при важном разговоре с малознакомым человеком. Добавляются новые задачи:

  • завладеть вниманием аудитории/собеседника и удержать его;
  • расположить к себе слушателей, вызвать доверие, симпатию, убедить в компетентности и т. д. в зависимости от ситуации;
  • понятно изложить и донести мысль до аудитории.

Завладеть вниманием

Когда вы делаете шаг на сцену, останавливаетесь у микрофона и бросаете взгляд на зрителей, вы полностью владеете их вниманием, они ждут. Первое же слово, реплика или даже жест либо заинтригуют их, либо разочаруют. В последнем случае даже не ушедший из зала слушатель будет заниматься чем угодно, только не прослушиванием вашей речи.

То же самое касается встречи с малознакомым человеком, например, первого свидания. Ваша собеседница (или собеседник) искренне интересуется вами до того, как вы открыли рот. Сохранится ли этот интерес после, зависит только от вас.

Соответственно, чтобы завладеть драгоценным вниманием своей аудитории, речь должна быть живой, эмоциональной и непринужденной, а сказанное – емким и интересным.

Расположить

Расположить собеседника к себе – значит вызвать у него положительные эмоции. Это достигается разными способами. Например:

#1

юмором – хорошая шутка всегда в цене;

#2

общностью взглядов, интересов, положения, опыта и т. п. – вы можете рассказать историю из своей жизни, в которой слушатель узнает себя, можете высказать мнение, совпадающее с мнением слушателя, в конце концов, вы со слушателем можете оказаться родом из одной деревни; то или иное общее располагает и способствует пониманию;

#3

профессионализмом – настоящий мастер своего дела всегда будет пользоваться авторитетом среди коллег.

В бытовом разговоре со знакомым человеком нет необходимости завоевывать его симпатию: она либо уже завоевана, либо уже потеряна, ведь у вас было время друг друга узнать. Слушатели же видят и слышат вас впервые, их недостаток знаний о вас будет компенсироваться впечатлением, которое вы производите. Вот почему умелая речь жизненно необходима любому оратору.

Донести мысль

Тема публичного выступления, как правило, сложнее и обширнее предмета бытового разговора. Речь оратора должна быть четко структурирована, иначе он будет путаться, терять мысль и забегать вперед, как бывает, когда хочется сказать все и сразу.

Неправильная подача обширного материала приводит к потере внимания публики: слушателю сложно вслед за оратором перескакивать с одной мысли на другую, сбиваться и повторяться, он быстро устанет и найдет способ отвлечься или же стоически все выслушает, но ничего не поймет.

Правильная подача, наоборот, будет вести слушателя от события к событию: каждая новая мысль будет вытекать из предыдущей и, развиваясь, перетекать в следующую.

Речь хорошего оратора, словно лестница из мыслей, –слушателю на ней комфортно и легко, а значит, пониманию ничто не препятствует.

Приемы и упражнения на импровизацию

Эти простые упражнения для развития импровизации речи – хитрости умелых ораторов – проверены поколениями. Они помогут вам не ударить в грязь лицом в сложной ситуации и выиграть время, чтобы навести порядок в мыслях. Сразу овладеть ими не получится, нужны постоянные тренировки. Чтобы развить импровизацию в речи, упражнениям желательно уделять не менее часа в день.

Используйте ассоциации

Как прием

Если вы забыли слова или потеряли мысль, вам нужно выиграть время и не допустить неловкой паузы. Для этого переключите разговор на что-то, что ассоциируется у вас с основной темой. Ассоциация, разумеется, должна быть как можно ближе к предмету: это может быть случай из жизни, анекдот, новость или интересный факт. Главное – увлечь слушателей, пока вы собираетесь с мыслями.

Как упражнение

  • В «Ассоциации» можно играть с друзьями так же, как в «Города».
  • Можно придумывать для этой игры свои правила: ассоциации на последнюю букву предыдущего слова, ассоциации только на одно слово, и т. д.
  • Можно тренироваться самостоятельно, выбирая слово и подбирая к нему ассоциации. Устанавливайте рекорды, стремитесь подобрать определенное число ассоциаций к слову за определенное время и т. д.

Задавайте вопросы

Как прием

Аудиторию всегда можно отвлечь риторическим вопросом или даже серией вопросов. Такое отступление предполагает паузы, ожидание ответов из зала, реакцию на эти ответы и т. п. За это время вы успеете вернуть себе контроль над ситуацией: вспомнить текст или поймать ускользнувшую мысль.

Как упражнение

Попросите кого-нибудь из знакомых или близких помочь вам отрепетировать речь. Пусть этот человек слушает вас и задает вам вопросы, намереваясь застать врасплох и сбить с мысли. Ваша цель – не растеряться и найти ответ на каждый вопрос, плавно и органично вписав его в общий процесс выступления.

Меняйте тему по последнему слову

Как прием

Если необходимо сменить тему, используйте последнее сказанное вами слово как отправную точку: для слушателя такой переход будет выглядеть оправданно. Последнее слово и есть ваша новая тема: раскрывайте ее, подбирайте к ней ассоциации, пользуйтесь вопросами. Нужно вернуться в прежнее русло? Вы можете выйти так же, как вошли, – с помощью слова.

Как упражнение

Возьмите случайную статью или газетную заметку и представьте, что это отрывок вашей речи. С последнего слова начинайте импровизировать: развивайте тему некоторое время, а потом плавно и органично вернитесь к теме заметки.

На просторах интернета можно найти готовый тренинг на тему ораторское искусство для тех, кто способен на самообразование и кто объективно может оценить свои недостатки как оратора. Готовый тренинг также поможет понять вам как они проходят в актерской школе. Автор
Лигаев Юрий

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/lichnostnyj-rost/nauchitsya-improvizirovat/

Ссылка на основную публикацию