Инженерная психология — психология

О работе инженерного психолога

Инженерная психология - психология

Автор Татьяна в 22/01/2015. Карьера в области психологии

Инженерная психологии представляет собой область, направленную на улучшение и адаптацию технологий, оборудования и рабочей среды для повышения производительности, улучшения человеческого поведения и способностей.

Она также тесно связана с эргономикой.

Инженерные психологи пытаются понять возможности и ограничения человеческого поведения, интересуются развитием и регулированием систем, совершенствующих способности и предотвращающих ошибки.

Инженерная психология возникла как область в пределах экспериментальной психологии и получила признание во время I и II мировых войн. Сегодня она становится все более важной, поскольку люди тратят все больше и больше времени на взаимодействие и использование технологий, оборудования в своей повседневной жизни и работе.

Факты об инженерных психологах

Инженерные психологи используют психологические принципы для решения реальных проблем.
Люди, которые работают по этой профессии способны помочь не только улучшить производительность, но и даже спасти человеческие жизни. Путём минимизации рисков аварий и ошибок, инженерные психологи могут делать продукты, системы и рабочие места безопаснее.

Инженерные психологи делают технологии, которыми мы пользуемся каждый день, более надёжными, полезными и безопасными. Например, занимаются разработкой или усовершенствованием популярных систем GPS, мобильных телефонов, медицинского оборудования, военной техники, авиационных технологий, систем дорожного движения или транспортных средств.

Они могут специализироваться в ряде различных областей: таких, как взаимодействие человека с компьютером, аэрокосмическая промышленность, работоспособность человека, образование и обучение, виртуальная реальность, система здравоохранения, дизайн продукта, безопасность на рабочем месте, экологическая безопасность и эргономика.

Чем занимаются инженерные психологи?

Если говорить о конкретных примерах задач, то инженерные психологи занимаются:

  • анализом способа использования оборудования и технологий человеком и взаимодействия с ними;
  • изучением способов сделать технологию более доступной для людей с ограниченными возможностями;
  • изучением и объяснением несчастных случаев на производстве и поиском путей предотвращения подобных инцидентов в будущем;
  • реализацией обратной связи с пользователем для будущих изменений дизайна продукта;
  • опросом населения с тем, чтобы узнать больше о потребностях пользователей или о том, какие продукты пользуются/будут пользоваться популярностью у определённых демографических групп;
  • созданием безопасных систем и конструкций, направленных на минимизацию человеческого фактора;
  • проектированием медицинского оборудования с тем, чтобы минимизировать риски медицинских ошибок.

Где они работают?

Инженерные психологи работают в различных областях — как в частном секторе (например, работа на предприятия и корпорации), который является одной из наиболее крупных сфер занятости, так и в государственных учреждениях — колледжах, университетах и правительственных учреждениях.

Сколько зарабатывают инженерные психологи?

Как и в большинстве случаев, зарплата варьируется в зависимости от различных факторов: полученного образования, опыта и сферы занятости.

Минимальная зарплата в США составляет $48,000 в год, средняя — $75,367.

Инженерные психологи с докторской степенью и большим опытом, работающие в качестве частных консультантов, имеют наиболее высокий доход — в среднем, их годовой оклад составляет $179,160.

В 2005 году в своём докладе специалисты Human Factors and Ergonomics Society сообщили, что средняя годовая зарплата для психологов со степенью докторского уровня составляет:

  • $111,368 для тех, кто занят в частном секторе;
  • $107,314 для тех, кто работает в государственными учреждениями;
  • $ 92,614 для тех, кто работает в условиях образовательных учреждений.

Для выпускников магистратуры в докладе Human Factors and Ergonomics Society был определён следующий уровень средних зарплат:

  • $90,164 для тех, кто занят в деловой среде;
  • $ 90,500 для сотрудников государственных учреждений;
  • $ 75,150 для тех, кто работает в колледжах или университетах.

Требования к образованию

Минимально необходимой считается степень магистра в соответствующей области, однако у обладателей докторской степени гораздо больше возможностей и больше заработная плата.

Сейчас довольно большое количество университетов предлагает программы в области инженерной психологии.

Эти программы включают обязательную проработку таких вопросов, как познание, восприятие, статистика, методы исследования и обучения.

Перспектива работы для инженерного психолога

На данный момент большинство инженерных психологов заняты в частном секторе, показатели производительности компаний оказывают сильное влияние на количество рабочих мест и спрос на специалистов в этой области. Однако, по мере того как корпорации все больше осознают важность роли, которую инженерный психолог может играть в процессе проектирования и разработки продукции, спрос на квалифицированных специалистов растёт.

карьера, психология, работа

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/o-rabote-inzhenernogo-psixologa.html

Инженерная психология — «Энциклопедия»

Инженерная психология - «Энциклопедия»

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая когнитивные возможности человека с целью оптимизации его взаимодействия с техническими устройствами и искусственной средой (например, виртуальной реальностью).

Центральной задачей инженерной психологии является изучение процессов, определяющих возможности оперативного понимания ситуации и действия в ней: внимания, сенсомоторных координаций, восприятия, запоминания, воображения, мышления, коммуникации и принятия решений.

Важную роль в инженерной психологии играет изучение ограничений, накладываемых на возможности человека мотивацией, эмоциями, а также состояниями утомления и стресса, зависящими от режима труда и отдыха и психофизиологических ресурсов организма. Инженерная  психология тесно взаимодействует с инженерно-техническими дисциплинами (информатика, робототехника, эргономика, техническая эстетика и др.).

Эти связи и растущая роль человеческого фактора в функционировании технических систем обусловили тот факт, что вместо термина «инженерная психология» в близком контексте могут использоваться такие термины, как «когнитивная эргономика» и «инженерия человеческого фактора» (английский Human Factors Engineering).

Реклама

Инженерная  психология возникла в годы 2-й мировой войны и последующего военно-технического соревнования СССР и стран Запада, однако становление близкой проблематики происходило в рамках работ по психотехнике и психологии труда.

Так, в начале 20 века психологи (Ф. Бартлетт, Г. Мюнстерберг) разграничивали задачи внешней психотехники (адаптация технических устройств к возможностям человека) и внутренней психотехники (обучение персонала для работы с новой техникой).

Развитие инженерной психологии можно условно разделить на 3 периода. 1-й период (до начала 1960-х годов) — на базе статистической теории связи (смотри Информации теория) делались попытки дать универсальное математическое описание ограничений способностей переработки информации человеком и машиной.

Был открыт ряд ограничений, характеризующих возможности внимания и непосредственной памяти человека (Д. Бродбент, Дж. Миллер и др.

), но в целом ограничения оказались чрезвычайно гибкими, зависящими от индивидуального опыта и субъективной интерпретации ситуации, в отличие от жёстких ограничений пропускной способности известных технических систем.

2-йпериод (до начала 1980-х годов) — главным стало изучение специфики информационных процессов у человека с целью оптимального распределения функций между человеком и машиной.

Так, выяснилось, что задачи на бдительность (обнаружение маловероятных критических событий) лучше доверять машине, а не человеку, которому присущи колебания внимания и специфические затруднения в принятии решений.

С другой стороны, запоминание больших массивов информации и узнавание изображений в то время считалось одной из областей, в которых человек эффективнее компьютера. Настоящим триумфом инженерной психологии в этот период стало осуществление пилотируемых полётов человека в космос.

3-й период (с 1980-х годов) — в результате частичной компьютеризации производства и управления центральный проблемой инженерной психологии стали недостатки автоматизации.

Если лёгкие задачи упростились за счёт их автоматизации, то трудные задачи ещё более усложнились в силу усложнения самих систем, а также из-за того, что решать их приходится внезапно, когда оператор может перестать понимать, в каком состоянии находится автоматизированная система и что она собирается делать. Решение этих проблем — в создании интеллектуальных, или адаптивных, интерфейсов, позволяющих учитывать степень понимания ситуации и психофизиологического напряжения оператора (смотри Искусственный интеллект). В связи с повсеместным распространением компьютеров основной задачей когнитивной эргономики стала разработка интерфейсов, максимально удобных для массового пользователя (английский usability).

Читайте также:  Знаки благодарности - психология

Важный вклад в развитие инженерной психологии был внесён российскими психологами. На заре автоматизации производства был сформулирован принцип «активного оператора», согласно которому человек-оператор не должен исключаться из цепи управления, сохраняя в ней активные функции (Б. Ф. Ломов).

Другой основой современных разработок стал принцип соответствия модели ситуации, создаваемой техническими средствами, представлениям («оперативному образу») самого оператора (В. П. Зинченко, Д. А. Ошанин). Широкую известность получили работы в области психологического обеспечения авиации и космонавтики (Ф. Д. Горбов, Г. М.

Зараковский), а также изучения функциональных состояний человека, занимающегося сложными видами операторской деятельности (В. А. Бодров, А. Б. Леонова, В. И. Медведев).

Текущие исследования по созданию адаптивных человеко-компьютерных интерфейсов привели к возникновению новой области — когнитивных технологий, учитывающих внимание и намерения пользователя.

В частности, на основе сочетания информационных технологий с био- и нанотехнологиями разрабатываются когнитивные технологии, которые позволят осуществить принципиально новые формы взаимодействия людей друг с другом и с техническими устройствами, в том числе прямые (так называемые некомандные) формы взаимодействия, опосредуемые компьютерно-мозговыми интерфейсами (область формирующейся в начале 21 века нейроэргономики).

Лит.: Chapanis А. Engineering psychology // Annual Review of Psychology. 1963. Vol. 14; Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966; Wickens С. D., Hollands J. G. Engineering psychology and human performance. N.

Y., 2000; Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001; Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Б. М. Величковский.

Источник: http://knowledge.su/i/inzhenernaya-psikhologiya

Что такое Инженерная психология? Инженерная психология — это… Самопознание.ру

Развитие научно-технического прогресса повлекло за собой необходимость решать множество задач, связанных с взаимодействием человека, его психологии восприятия информации с техникой. Необходимо было увеличить эффективность труда, качество работы и повысить прибыль. Психология труда и психология личности эти вопросы не решало в требуемом объёме.

В результате этого в 40-х годах 20-го века, благодаря таким английским и американским психологам как А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и некоторым другим, возникла новая специальная дисциплина психологии — инженерная психология, которая изучает процессы информационного взаимодействия между человеком и машиной.

В России одним из первых этим направлением занялся А.Н. Носов.

Основной акцент в данном направлении был сделан на изучение процессов восприятия, переработку полученной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени, оценку ошибочных действий во всех звеньях производства и управления, на минимизацию всех видов затрат.

Инженерная психология решает следующие задачи:

  1. Рационализация деятельности сотрудников в системной связке «человек-машина».
  2. Распределение функциональных обязанностей между обслуживающим и управляющим персоналом и техническими средствами.
  3. Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения.
  4. Изучение факторов, которые влияют на скорость, точность, эффективность и надёжность операторов.
  5. Изучение совместной деятельности операторов.
  6. Анализ психологической структуры сотрудников.
  7. Изучение процессов восприятия человеком информации, его сенсорных входов.
  8. Использование результатов произведённых исследований в виртуальной психологии.

Благодаря инженерной психологии изучались не отдельные элементы деятельности на предприятии, а его деятельность в целом: от изучения оператора-сотрудника, как небольшого звена в большой цепочке, до анропоцентризма (оператору отдавалось главенствующее место в процессе деятельности).

Занимается инженерная психология и вопросами распределения ответственности за принимаемые решения, согласованность интересов каждого сотрудника в коллективе. Большое значение уделяется психологической совместимости членов групп, особенно малых (экипажи летательных аппаратов, персонал пунктов управления и т.п.).

В инженерной психологии техника рассматривается, как квалифицированный помощник, способствующий развитию творческого потенциала человека и его интуиции. Для этого результаты, выдаваемые техникой, должны иметь подходящий для принятия решения вид.

Таким образом, инженерная психология занимается согласованием внешних и внутренних средств деятельности, проектированием информационных моделей, полностью используя психологические возможности оператора по приёму и переработке информации.

К внешним факторам относятся следующие: отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора, аэрофотоснимка, снимки процессов в трековых камерах и др. Специалисты в области инженерной психологии формируют соответствующие модели с учётом этих нюансов.

Инженерная психология использует в своих исследованиях разработки экспериментальной и теоретической психологии, а также ставит перед ними новые задачи. Она не утратила свою актуальность и в наши дни. Инженерная психология продолжает выявлять психологические критерии и методики исследования механизмов деятельности оператора для эффективной и слаженной работы предприятия.

Наша жизнь измеряется годами. Именно год является наиболее важным солнечным циклом в нашей жизни. Но важен для нас не тот год, который начинается 1 января, а тот, который начинается с нашего дня рождения. У каждого человека свой индивидуальный, персональный новый год, и длится он от дня рождения до следующего… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Инженерная психология»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/inzhenernaya_psihologiya/

Инженерная психология

Инженерная психология

Всем известно, что благодаря НТР преобразовалась психологическая структура производственного труда.

Также во время научно-технической революции, в результате усовершенствования автоматизированного труда, возникла и начала свое развитие направление в психологии, которое ставит своей главной целью исследование средств взаимодействия при помощи информации и процессы, происходящие между человеком и техникой. Это направление носит название «инженерная психология».

Важнейшим ее составляющим являются процессы восприятия человеком и переработки оперативной информации, принятие им решений в условиях, ограниченные временем, компьютеризации всех отраслей управления и производства, возникновения и развития мобильной связи, а также минимизировании затрат различных видов ресурсов.

Методы инженерной психологии

В инженерной психологии, помимо психологических методов, различают:

  1. Психофизиологические.
  2. Инженерно-психологические.
  3. Персонологические.
  4. Методы психоконсультирования, психологической помощи.
  5. Математические.

Психофизиологические и персонологические помогают исследовать организованность психофизиологических функций человека на протяжении его деятельности, оценить и держать под контролем функциональное состояние человека-оператора, эффективность трудовой деятельности, работоспособность, проявления индивидуальности и личности работника.

Инженерно-психологические используются для того, чтобы исследовать процесс профессиональной человеческой деятельности оператора и проанализировать его ошибки, а также факторы окружающей среды. Математические методы применяют для построения структур деятельности оператора.

Методы моделирования включают в себя методы матмоделирования и предметно-математического.

Психология человеческого труда и инженерная психология

В своем развитии инженерная психология основывается на учениях психологии труда. Но, как ни странно, эти дисциплины имеют различные задачи. Психология труда представляет собой одну из отраслей психологии, изучающая закономерность формирования психической активности личности и ее проявления в разных видах труда.

Она разрабатывает рекомендации, имеющие практический характер, по психологическому обеспечению эффективного и безопасного труда. Целью психологии труда является повышение результативности человеческого труда при помощи усовершенствования уже ранее созданной техники.

Понятие об инженерной психологии включает в себя, как ранее было отмечено, изучение информационной взаимосвязи человека и техники и на основе полученных результатов и сведений, применение их в системе «человек техника окружающая среда».

Цель инженерной психологии: разработка основ, носящих психологическую направленность, для дальнейшего проектирования и создания новой техники, учитывая психологические особенности человека.

Изучая взаимосвязь компонентов в системе «человек техника», разрабатываются следующие основы инженерной психологии:

  1. Профессионализм подготовки работников для их дальнейшей взаимосвязи с конкретными машинами, техникой.
  2. Конструирование техники и управление ею.
  3. Подбор людей, которые соответствуют требуемым навыкам (необходимый уровень профессиональных и психологических качеств) для их дальнейшей работы.

Трудности инженерной психологии

К главным проблемам инженерной психологии относят:

  1. Изучение общей деятельности всех операторов, процессов общения между ними и информационноговзаимодействия.
  2. Анализ задач человека в рамках управления, а также распределение определенных функций между автоматическими устройствами и человеком.
  3. Исследование факторов, которые влияют на эффективность, скорость, качество и точность действий человека-оператора.
Читайте также:  Отрицание - психология

Стоит отметить, на протяжении своего развития, в инженерной психологии произошел переход от исследования отдельных элементов различного вида деятельности к изучению, в целом, трудовой деятельности.

Ежедневно нас окружают тысячи людей. Им нет совершенно никакого дела до того хорошо или плохо нам живется. Однако существуют концепция, судя по которой каждого из нас в первую очередь должна интересовать жизнь общества, а уже потом своя собственная. Почему далеко не все придерживаются подобного мировоззрения? Читайте подробности далее.Каждый человек по своей сути является неповторимой личностью с мировоззрением, которое может отличаться от большинства. В крайней степени это проявляется в виде эгоизма. А если считать такое положение вещей нормой, то впору обсудить такое явление как индивидуализм.
Все люди рождаются чем-то похожими друг на друга. Лишь в процессе взросления мы приобретаем характерные лишь для нас черты личности и характера. В науке этот процесс называется индивидуацией. В чем она заключается и насколько она важна для человека? Об этом читайте далее.С таким понятием как игнор мы впервые сталкиваемся в детстве. Сами того не замечая мы закрываемся от внешнего мира и стараемся никак не реагировать на тех кто пытается на нас воздействовать. В зрелом возрасте случаи, в которых мы сталкиваемся с игнорированием, более разнообразны. Как же оно выглядит с научной точки зрения и в каких вариациях может предстать перед нами?

Источник: https://womanadvice.ru/inzhenernaya-psihologiya

Психология труда и инженерная психология

Психология труда и инженерная психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Глава 1. История психологии труда, ее предмет и задачи

§ 1. Предмет психологии труда

§ 2. История возникновения и развития психологии труда

§ 3. Задачи психологии труда

Глава 2. Способности и профессиональная успешность

§ 4. Понятие и критерии профессиональной успешности

§ 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией

Глава 3. Психологическое изучение профессий

§ 6. Профессиография

§ 7. Изучение профессий с позиций системного подхода

§ 8. Методы психологического изучения профессий

Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика

§ 9. Индивидуально-типологические свойства

§ 10. Сенсорные и перцептивные свойства

§ 11. Аттенционные свойства

§ 12. Психомоторные свойства

§ 13. Мнемические свойства

§ 14. Имажинитивные свойства

§ 15. Мыслительные свойства

§ 16. Волевые свойства

Глава 5. Формирование профессиональных умений и навыков

§ 17. Навыки, умения, их классификация

§ 18. Этапы формирования навыков

§ 19. Тренировка и тренажеры

§ 20. Интеллектуальные умения

§ 21. Критерии обученности

§ 22. Психологические предпосылки переучивания

Глава 6. Мотивы профессиональной деятельности

§ 23. Классификация и структура мотивов

§ 24. Методы исследования мотивов

Глава 7. Состояния человека в труде

§ 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация

§ 26. Состояние утомления

§ 27. Состояние монотонности

§ 28. Эмоциональное напряжение

§ 29. Состояние психологической готовности к деятельности

§ 30. Условия труда и психические состояния человека

§ 31. Индивидуализация условий труда

§ 32. Методы оценки психических состояний человека

Глава 8. Прогнозирование успешности деятельности

§ 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности

§ 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности

§ 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств

Приложение 1. Психограмма практикующего врача

Приложение 2. Психограмма разметчика

Приложение 3. Психологический анализ деятельности авиадиспетчера 115

Указатель литературы

Раздел П. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1. Инженерная психология как наука

§ 1. Определение инженерной психологии

§ 2. Цель и стратегия инженерной психологии

§ 3. Задачи инженерной психологии

Глава 2. Инженерно-психологическое проектирование деятельности

§ 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности

§ 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования

§ 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования

Глава 3. Методы инженерно-психологического проектирования деятельности

§ 7. Качественные методы

§ 8. Количественные методы

§ 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании

Глава 4. Инженерно-психологическая разработка системы «человек-ЭВМ»

§ 10. Организация взаимодействия человека с ЭВМ

§ 11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек-ЭВМ»

§ 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из ЭВМ

§ 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в ЭВМ

§ 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации

Указатель литературы

Введение

Современная научно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениями техники, захватывающими как субстанциональную ее сторону (т. е. связанную с применяе­мыми материалами и используемыми процессами природы), так и структурно-функциональную (т. е.

связанную с дифферен­циацией и систематизацией средств труда, с усложнением и интеграцией техники на пути к автоматизации). Одно из след­ствий единства научной и технической революций заключается в том, что современное общественное производство определяется не только уровнем развития техники, но и уровнем развития науки.

Конкретная научная дисциплина может иметь управляю­щее воздействие не на все, а, например, лишь на один из эле­ментов производительных сил.

Однако по мере развития произ­водительных сил возникает объективная необходимость в нау­ках, способных оказывать непосредственное управляющее воздействие на все элементы системы производительных сил. К таким общим наукам может быть отнесена современная психологическая наука.

Управляющее воздействие психологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач:

1) инженерно-психологическое проектирование техники и производственных условий деятельности человека;

2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и профессиональной подготовки трудя­щихся для сферы материального производства;

3) разработка психологических основ научной организации труда и управления трудовыми коллективами и производством.

Таким образом, задачи психологической науки как непосред­ственной производительной силы имеют выраженную направ­ленность в область психологии труда я инженерной психологии.

Психология труда и инженерная психология, осуществляя управляющие функции в процессе создания современной тех­ники, систем «человек —техника», 'необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере мате­риального производства, обеспечивают реальную базу для про­явления управляющих функций других психологических дис­циплин.

Важным показателем становления любой науки в непосред­ственную производительную силу является развитие прикладных исследований.

Значительная часть прикладных психологических исследований проводилась и проводится в области психологин труда и инженерной психологии, хотя такие исследования ведутся в настоящее время и в социальной, и в педагогической, и в медицинской психологии.

Прикладные психологические исследования проводятся главным образом на основе прямых связей с различными учреждениями, предприятиями, научно-производственными объединениями. Из года в год наблюдается рост объема прикладных научно-исследовательских работ, уве­личивается их экономический эффект.

Так, например, факуль­тетом психологии ЛГУ в период с 1966 по 1977 г. было выпол­нено НИР на сумму более 5 млн. рублей. При этом если в 1966 г. объем выполняемых НИР составлял 90 тыс. руб., то в 1970 г. он вырос до 310 тыс., а в 1976 г. составил уже 700 тыс. руб. Экономический эффект исследований 1976 г. достиг 3 млн. руб.

Читайте также:  Бизнес-план - психология

Не менее важным показателем превращения психологии труда и инженерной психологии в непосредственную производи­тельную силу является развитие не только прикладных, но и фундаментальных исследований.

Фундаментальные исследо­вания выполняют роль своего рода постоянного стратегического резерва, обеспечивая длительное и непрерывное управляющее воздействие науки.

В психологии труда и в инженерной психо­логии все большее внимание уделяется разработке теоретиче­ских проблем, методологическим вопросам, связанным прежде всего с системным подходом ;и созданием методов комплексного исследования.

Сам по себе переход к комплексным исследова­ниям возможен лишь для науки, накопившей достаточный потенциал, достигшей достаточно высокого уровня развития. Комплексные исследования позволяют получать наиболее пол­ные научные данные, что особенно важно в отношении управ­ляющих функций науки.

Отмеченная общая тенденция развития фундаментальных исследований, обеспечивая глубокое и есте­ственное взаимодействие разных психологических дисциплин, оказывается плодотворной для решения не только задач сегод­няшнего дня, но и задач ближайшего и более отдаленного будущего. Возможность такого прогноза по вполне понятным причинам особенно важна для осуществления управляющих функций психологии труда и инженерной психологии и их ста­новления как непосредственной производительной силы.

Осуществление управляющих функций всегда требует опре­деленных условий. Анализ современного состояния системы психологических знаний позволяет сделать вывод, что в настоя­щее время успешно выполняется первое необходимое условие, связанное с преодолением «барьера описательности», когда наука в своем развитии накапливает потенциал, необходимый для выполнения управляющих функций.

Существует и второе условие — уровень техники и совре­менного производства и уровень подготовки кадров для произ­водства, обусловливающий объективную необходимость приме­нения психологии.

В нашей стране, как известно, успешно осуществляется программа комплексной автоматизации и меха­низации всех отраслей народного хозяйства.

На базе ЭВМ создаются сложнейшие автоматизированные системы управле­ния, требующие полного и целенаправленного учета «человече­ского фактора».

В связи с этим особую остроту получает вопрос об обучении кадров специалистов по инженерной психологии и психологии груда. При их подготовке в основном использовались моногра­фические издания, справочные руководства, отдельные публи­кации в научных изданиях.

С расширением выпуска специа­листов все сильнее стал ощущаться недостаток в специализиро­ванных учебных пособиях.

Положение это усугубляется также и тем, что методологические основы инженерной психологии и психологии труда, обеспечивающие связь конкретных реко­мендаций и теоретических положений, остаются пока еще недо­статочно разработанными. С учетом этого создавалось настоя­щее учебное пособие.

В нем раскрыты цели и задачи современ­ных психологии труда и инженерной психологии, дан анализ наиболее актуальных проблем и методов их практического решения, а также намечены пути творческого поиска.

Раздел I ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Г л а в а 1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/b33112.html

Инженерная психология

Инженерная психология

Инженерная психология (от франц. ingenieur — инженер, специалист в области техники) — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Она возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда.

Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий управления на базе принципа «Точно в срок» (англ. «Just in Time»).

Основные направления инженерной психологии:

  • Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.
  • Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.
  • Анализ психологической структуры деятельности операторов.
  • Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.
  • Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.
  • Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».
  • Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.
  • Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.
  • Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.
  • Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии — нанопсихология, поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи.

История

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960—1963 г.г. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — В. П. Зинченко), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина.

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И . Галактионова, а также в последние годы — Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.dfgdfg

Литература

  • Ломов Б. Ф. Человек и техника (очерки инженерной психологии). М,. 1966.
  • Инженерная психология. Сборник пер. с англ. под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М., 1964.
  • Основы инженерной психологии. Уч. для вузов. Под ред. Б. Ф. Ломова. Высшая школа. М., 1986.

  • Основы инженерной психологии: Уч. для вузов. Под ред. Душкова Б. Акад. прект. Екб. 2002.
  • Практикум по инженерной психологии и эргономике. Под ред. Стрелкова Ю. К. М,. Академия. 2003.
  • A. Chapanis, Engineering Psychology, «Annual rev. of Psychology», 1963.

  • Engineering Psychology and Human Performance by Christophen D. Wickens, Justin G. Hollands. 1999.
  • Introduction to Human Factors Engineering by Cristopher D. Wickens et al. 2003.

В статье использованы материалы Института психологии РАН, статьи из психологических справочников.

Категории:

  • Статьи к викификации
  • Отрасли психологии

Источник: http://mediaknowledge.ru/c9b7ace73588d6fd.html

Ссылка на основную публикацию