Истинная причина конфликта — психология

Причины конфликтов

Конфликты случаются постоянно, и их мало кто любит, большинство людей пытаются понять, как жить без конфликтов. Чтобы научится бесконфликтному общению, следует понять причины возникновения конфликтов.

Причин возникновения конфликтов масса – от социально-экономической обстановки в стране до дурного настроения. Наверняка вы замечали, что в плохом настроении вы чаще допускаете грубые выражения, можете и голос повысить.

А кто-то на это может обидеться, вот вам и начало конфликта.

Поэтому перечислить все предпосылки для развития конфликта невозможно, да конфликтологи и не стараются это делать, предпочитая оперировать группами причин возникновения конфликтов.

  1. Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.
  2. Организационно-управленческие причины. Эта группа относится к рабочим конфликтам. Сюда входят неэффективная организация работы в компании (отсутствие необходимых внешних и внутренних связей), несоответствие работника занимаемой должности, ошибки подчиненных и руководителей, допущенные в процессе работы.
  3. Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей (начальник разговаривает с вами, как с ребенком, хотя сам от вас по возрасту и по развитию недалеко ушел), неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.
  4. Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.

Какие бывают конфликты?

  1. Фактические. Такие конфликты являются самыми распространенными и самыми простыми для разрешения. Предметом спора является конкретный предмет. Чтобы получить объективное суждение, спорщики обращаются к третьему лицу.

    Для конфликтов в быту этим лицом часто является старший родственник или друг, вне дома – руководитель. При невозможности разрешить конфликт на этом уровне, спорщики обращаются в суд.

  2. Конфликты выбора.

    Случаются когда стороны затрудняются прийти к соглашению по поводу принятия каких-то действий, метода решения проблемы. Например, споры по поводу выбора подрядчика (в бизнесе) или разногласия о способах воспитания ребенка (бабушка балует, а мама с папой – за строгость).

  3. Конфликты приоритетных целей. Являются для разрешения самыми сложными, потому что определить первоочередные задачи всегда сложно, будь то бизнес или семья.

Как не допустить конфликт?

Секрет бесконфликтного общения базируется на профилактике конфликтов и умении их решать.

К профилактике конфликтов можно отнести следующие приемы.

  1. Практическая эмпатия. Попробуйте представить себя на месте человека, который вызывает у вас негативные эмоции, возможно в его ситуации вы действовали бы так же. Такой прием часто вызывает чувство сострадания, и желание ссориться с человеком пропадает.
  2. Нужно исключить возможности проявления социальной дискриминации, которая будет подчеркивать различия в общественном положении и интеллектуальном развитии. То есть щеголять цитатами из Ницше перед человеком со средним образованием не стоит, этим вы легко можете навлечь на себя его гнев.
  3. Неразделение заслуг. Часто люди чувствуют себя обделенными почестями, им кажется (а может так и есть), что большую часть работы проделали они, а это прошло незамеченным. Такому человеку стоит сказать о его заслугах, можно преуменьшить свое участие.
  4. Поддерживание положительных эмоций. Если вы видите, что собеседник собирается ссориться, старайтесь свести все к шутке, поделитесь с нимположительными эмоциями. Может, у него и желание ругаться пропадет.
  5. Согласитесь с человеком, когда он рьяно вам доказывает вашу неправоту. Сообщите ему, что возможно вы действительно ошиблись.
  6. Иногда психологи советуют уходить от споров в буквальном смысле этого слова, чтобы дать собеседнику остыть и задуматься о своем поведении.

Умение решать конфликты в основном сводится к способности идти на уступки самой или находить компромиссы для враждующих сторон.

Источник: https://womanadvice.ru/prichiny-konfliktov

Внутриличностный конфликт и способ его решения

Некоторые люди сталкиваются с серьёзной психологической проблемой, из-за которой внутри личности происходит большой спор. Иными словами, внутриличностный конфликт это противоречия, которые охватывают индивида.

Он находится в больших сомнениях, не может принять единственное решение, так как две противоположные точки зрения имеют одинаковый «вес».

Стоит отметить, что эта психологическая проблема может привести как к серьёзному личностному росту, если человек подключит все свои ресурсы и мобилизуется, так и к большим проблемам.

Как это происходит в жизни? Например, личность оказывается в сложной ситуации, и не может сделать окончательный выбор между настоящими чувствами и браку по расчёту. Не может сделать окончательный выбор между работой и семьёй.

Таких ситуаций очень много, но, если «погрузится в них с головой» и придать им большое значение, существует риск прийти к внутриличностному конфликту.

Из-за отсутствия гармонии между внешним миром и собственным Я, также существует риск развития более серьёзных психологических отклонений в виде нервных срывов. Поэтому следует разобрать подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

Основа и особенности внутриличностного конфликта

Как уже говорилось выше, основа внутриличностного конфликта – это прежде всего разногласия, переживаемые внутри индивида. Этот конфликт разгорается внутри человека, и он, как правило, не выносит его в окружающий мир.

Индивид оказывается в ситуации, когда нужно переосмыслить свои ценности и, если это удастся сделать, приобретает новые полезные качества и видение мира. Однако на деле справиться с ситуацией не всегда удаётся, что приводит к ещё большей замкнутости и асоциальности.

Особенности внутриличностного конфликта таковы, что они вызывают стресс, фрустрацию и тревожность.

Тревожность проявляется ещё до того, как развернётся определённая ситуация. Она, в свою очередь, делится на ситуативную и личностную.

Ситуативная тревожность развивается из-за внешних обстоятельств, но, если личность не успевает с ней справиться, она сразу же переходит в личностную. Вспомните как в детстве нас ругали за двойки и грозили наказанием.

Когда малыш получает отрицательную оценку, происходит ситуативная тревожность (внешние обстоятельства сложили плохим образом), после чего он вспоминает родителей и предполагаемые последствия. Таким образом, начинает проявляться внутренняя тревожность. В эти моменты и начинаются внутренние диалоги, способные перерасти в нечто большее, например, во внутриличностные конфликты или фрустрацию.

Фрустрация – это состояние, при котором человек испытывает большое разочарование. Она возникает в тех случаях, когда нет возможности решить сложную проблему по субъектным или объективным причинам. Тот же ребёнок не может избежать дома скандала, это приводит его к угнетению и фрустрации.

У взрослых это состояние встречается наиболее часто при постановке цели и невозможности её достижения. Когда индивид бросает все свои силы и ресурсы на решение проблемы, но она оказывается не решаема в данный момент времени.

В итоге человек испытывает огромное разочарование, бессилие, а его желания не совпадают с возможностями.

Далее, если личности не удаётся справиться с развивающимся внутренним негативом, может наступить стресс, который охватывает ещё больше тем, касающиеся жизни в целом и своего положения в нём. Вернёмся к теме постановки целей.

Допустим, индивид поставил цель зарабатывать гораздо больше денег, и как обычно бывает, переоценил свои возможности. Однако ему хочется иметь дорогую машину, новое жилье и красивые вещи.

В результате идёт мобилизация всех сил и через какое-то время он понимает, что достичь ничего не удаётся, бросает свою затею. Разгорается небольшой конфликт внутри личности, человек начинает обвинять себя, а потом и весь окружающий мир за несправедливость.

Часто можно встретить высказывания, что жизнь неприятна, везёт только плохим людям, кругом обман и коррупция. Хотя чаще всего эти проблемы напрямую не затрагивают личность и оказывают лишь незначительное влияние на его жизнь.

Что такое внутриличностный конфликт?

Чтобы окончательно уяснить понятие внутриличностного конфликта, представьте себе состояние полного сомнения. Оно настолько сильное, а два противоположных мнения столь разумны, что вы оказываетесь в некотором ступоре.

А если к этому добавить ещё неразрешимость проблемы своими силами и невозможна помощь от окружающего мира, человек ещё больше погружается во внутриличностный конфликт.

Интересно, что конфронтация развивается по нескольким сценариям.

  • Латентность. При там таком состоянии человек даже не замечает, что находится в конфронтационном состоянии. Как правило, у него много дел, он пребывает в суете, из-за чего нет возможности побывать наедине с собой. Под маской активной деятельности или эйфории скрывается бедственное положение личности;
  • Необычная структура. При таком состоянии внутриличностный конфликт не основывается на других субъектах;
  • Специфичность. Человек, помимо прочего, испытывает стресс, страх, депрессивные состояния.

Известный психолог в западном мире Зигмунд Фрейд считал, что суть человеческой природы заключается в постоянном психическом противоречии. Это напряжение зачастую связано с устоями социальной культуры и желанием индивида. В качестве небольшого примера служат правила поведения.

Например, нам говорят: «В библиотеке нужно вести себя тихо». Но может быть нам хочется с кем-то обсудить интересную тему в полный голос или вообще встать посреди комнаты на голову. Таких ситуаций огромное количество и большая часть из них мелкие, с которыми мы можем справиться.

Немецкий психолог Левин считал, что сильный внутриличностный конфликт развивается в тех случаях, когда внутри человека сталкивается два противоположных мнения одинаковой величины. И чем большую они имеются значимость и жизненную важность, тем больше риск развития конфронтации внутри себя.

Роджерс изложил также интересную точку зрения. Как часто мы себе ставим идеалы, которые невозможно достичь. Более того, иногда наши суждения настолько субъективны, что сами отрицаем возможность достижения.

В итоге понимание идеального Я к которому стремимся, и реальное несоответствие приводит к большим проблемам и бессилию.

Разновидности и типы

Если говорить про основные виды внутриличностных конфликтов, то стоит понимать, что мы имеем дело с субъективным мнением. Как результат, не существует точных концепций, так как авторы по-разному смотрят на проблему. Тем не менее, основа имеется. Как правило, внутриличностные конфликты разгораются в социально-потребительской и ценно-мотивационной сфере.

Ценно-мотивационная сфера:

  • Нравственность. Когда человек не находит равновесие между своими предпочтениями и моралью. Между личной установкой и долгом перед обществом;
  • Мотивация. Зачастую развивается в ситуациях, когда для достижения цели нужно пожертвовать своей безопасностью и комфортом. В итоге встаёт вопрос между спокойствием и желанием обладать чем-то.
  • Адаптация. Конфликт возникает, когда человеку сложно адаптироваться под новую действительность. Например, смена круга общения или новое место работы;
  • Нереализованность. Желаемое не совпадает с действительным;
  • Неадекватная самооценка. Иногда человек слишком занижает свои способности или наоборот завышает их, вследствие чего возникают внутриличностные конфликты с действительностью.

Классификация внутриличностных конфликтов в социально потребительской сфере:

  • Конфликт социальных норм. Нередко человек отрицает социальные устои, так как они не совпадают с внутренним видением;
  • Конфликт потребностей. Часто из-за ограниченного бюджета не можем выбрать нужный товар и капризы побеждают. Как результат, много кредитов, теряется смысл жизни, радости от обладания нет;
  • Конфликт между социальной нормой и потребностью.

Существуют также типы внутриличностных конфликтов. Левин (немецкий психолог), предложил 4 основных типа: фрустрирующий, витальный, эквивалентный и амбивалентный.

  • Амбивалентный тип конфронтации развивается в тех случаях, когда результат или какие-то действия одинаково отталкивают и прельщают. Возникает противоречие;
  • Эквивалентный. Когда перед индивидом ставится цель выполнить несколько задач, одинаковые по значимости. Чтобы выйти из конфликта, нужно найти компромисс;
  • Фрустрирующий тип развивается, когда личность запрещает себе выполнять какие-то действия, так как они расходятся с общепринятыми моральными устоями и социумом;
  • Витальный. Когда человеку приходится принимать решения, который ему не нравятся, но они необходимы.

Можно выделить основные формы проявления внутриличностных конфликтов:

  • Эйфория – неоправданная радость, слезы часто перемежаются со смехом;
  • Неврастения – мигрень, бессонница, высокая подавленность, низкая работоспособность;
  • Проекция – критика, негатив в отношениях с людьми;
  • Регрессия – примитивизм в поведении, отказ от ответственности.
  • Номадизм – постоянное стремление к изменениям;
  • Рационализм – самооправдание.

Причины

Как правило, причины внутриличностного конфликта, его появление и развитие, обусловлены тремя основными факторами:

  • Внешние, обусловлены поведением личности внутри определённой группы;
  • Внутренние, скрытые в противоречиях самой личности;
  • Внешние, обусловленные статусом в целом внутри социума.

Когда человек сталкивается с внешними факторами, обусловленные конфронтацией с социумом в целом, то они, как правило, основываются на личном статусе. То есть человеку не нравится своё положение в обществе или как к нему относятся.

Внутриличностные конфликты внутри определённой группы могут быть различны, однако, имеется общая основа – невозможность удовлетворить свои потребности. Например:

  • Отсутствие желаемого объекта. Хочется чашку кофе, но в этом городе не продают такой сорт и так далее;
  • Физические препятствия. Человек находится в закрытой комнате, не может самостоятельно выбраться наружу;
  • Социальные обстоятельства;
  • Биологические преграды.

Однако нельзя сказать, что одна из причин отдельна от другой. На самом деле всё очень взаимосвязано и одна причина плавно перетекает в другую. Например, развитие внутреннего конфликта чаще всего обусловлено конфронтацией с определённой группой или социумом в целом.

Просто так появиться противоречия (из пустоты) не могут. Не стоит забывать, что основа конфронтации зиждется на двух противоположных мнениях, которые должны иметь важное значение. В противном случае для индивида это не будет проблемой, и он пропустит их мимо самоанализа.

Важно, чтобы мнения были одинаковой силы, иначе индивид просто выберет наиболее сильное. Когда они одинаковой величины, возникает противоборство, внутри развиваются бурные диалоги. На чём основываются противоречия?

  • Противоборство социальных ролей. Современный мир требует от человека выполнения многих задач, а времени, как правило, не хватает. Например, перед взрослым человеком ставится задача забрать ребёнка из детского сада и выполнить срочный заказ по работе;
  • Противоборство между обычной потребностью и социальной нормой. Как известно, желудок человека работает и ему порой необходимо выводить газы. Но что делать, когда идёт совещание или вы находитесь в приличном обществе;
  • Противоречие вероисповедания и социальных ценностей. Яркий пример — военные действия. Истинный христианин блюдёт заповедь «не убий», но, когда что-то угрожает его семье или Родине, также возникает большая дилемма;
  • Рассогласованность между интересами, потребностями и мотивами. Иными словами, человек сам не понимает, что ему нужно от жизни в целом.

Часто внутриличностный конфликт развивается из-за рабочих отношений внутри предприятия, так как большую часть времени человеку приходится работать и находится в условиях, которые создаются внешней средой. Если бы человек мог сам выбирать где и как ему работать, многие проблемы просто не возникали. Основные причины развития конфликта внутри определённой группы:

  • Борьба ценностей между своими взглядами на жизнь, устоями и профессиональными задачами. Например, если человек чист душой, привык говорить честно, ему будет сложно или даже невозможно заниматься рекламой и продажами;
  • Большая ответственность и чрезмерные задачи, которые несопоставимы с возможностью человека.
  • Стремление к творчеству и рутинная работа на предприятии;
  • Две несовместимые задачи;
  • Жёсткие требования выполнения работы и плохие условия труда;
  • Плохой механизм достижения цели, расплывчатость, неясность и в то же время конкретная задача.
  • Нравственность и прибыль.

Формы и способы решения проблемы

Разобрать формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов, является важной задачей для каждого человека. О формах мы уже поговорили, теперь можно переходить к теме разрешения ситуации.

Суть в том, если человек не найдёт для себя положительного решения, это приведёт к затяжной конфронтации и как следствие к суицидальной ситуации, нервному срыву или развитию психологических отклонений. Именно поэтому важно знать, как действовать в сложившихся условия. Тем более, если спокойно разобраться, это не так сложно.

Чтобы разрешение внутриличностного конфликта произошло как можно быстро, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Уход. Постарайтесь отпустить сложную ситуацию и переключитесь на другую тему. Иногда проблему не решить при имеющихся навыках и возможностях. Поэтому стоит смириться;
  • Компромисс. Если стоит выбор, постарайтесь прийти к компромиссу и сразу же начать действовать;
  • Сублимация. В случаях, когда не можете решить задачу, переключитесь на другой вид деятельности, который приносит удовольствие. Например, хобби, занятие спортом или творчество, где вы можете достигать результатов. Позже вернётесь к нерешенной проблеме с новыми силами. В некоторых случаях это работает как предупреждение развития внутриличностных конфликтов;
  • Переориентация. Измените своё отношение к человеку или объекту;
  • Идеализация. Если реальность очень плоха, включите музыку и попробуйте помечтать. Оторвитесь от действительности. Посмотрите комедию или фильм, который вам больше всего нравится;
  • Коррекция. Постарайтесь объективно относиться к своему Я;
  • Вытеснение. Если желания нереальны, старайтесь подавить их или отодвинуть на дальний срок, переключаясь на более достижимые.

Последствия внутриличностного конфликта

Интересно, что последствия внутриличностного конфликта имеют ту же «природу», как и сама конфронтация. То есть он может оказать как положительный эффект на личность, так и отрицательный. В любом случае результат будет зависеть только от конкретного человека.

Отрицательные последствия

  • Тупик в личностном развитие, возможна деградация;
  • Постоянное состояние стресса, тревожность, мнительность, зависимость от мнения других людей и обстоятельств;
  • Неорганизованность в физиологическом и психологическом плане;
  • Снижается деятельность;
  • Проявление полярных качеств – покорность или агрессивность. Часто развивается неполноценность, неуверенность в своих действиях, теряется смысл жизни.

В социуме поведение проявляется следующим образом:

  • Неадекватная реакция на других людей;
  • Обособление от других членов группы;
  • Обвинение других в своих неудачах.

Если человек вовремя не решит причины внутриличностного конфликта, существует риск развития психологических отклонений невротического характера. Именно поэтому важно обращаться к психологам в любом возрасте, если вам не под силу решить ситуацию.

Положительные последствия

  • В борьбе закаляется воля и характер. Люди, которые часто преодолевают себя становятся сильными, способны управлять внутренним ресурсом;
  • Самосовершенствование, саморазвитие и самоутверждение;
  • Развивается внутриличностный интеллект;
  • Психика человека более устойчива к влияниям внешних раздражителей. После нескольких побед, человек уже не боится принимать вызов и смело идёт в борьбу, совершенствуя своё Я.

Как видите, подобные проблемы бросают нам вызов, однако, в них таится скрытый потенциал роста.

Если вы соберётесь духом или обратитесь к помощи специалистов, они помогут вам устранить причины внутриличностного конфликта и сделают вас сильнее.

Источник: https://vsdpanika.ru/psyhologiya/vnutrilichnostnyj-konflikt.html

Клуб Здорового Сознания

​​​​​​​Истинная причина конфликта — не лежащая на поверхности, обычно не видимая участникам настоящая причина .

Обсуждая разногласия, важно, чтобы обе стороны постарались возможно более ясно сформулировать, что их не устраивает, что их беспокоит, сердит и так далее вызывает негативные эмоции и протест.

Обычно это приходится уточнять, с первого раза мало кто четко может причину своего недовольства зафиксировать. Лучше всего — записать

При этом нужно учесть, что истинные причины конфликта, как правило, на поверхности не видны. То, что обсуждается между участниками конфликта и видится ими как причина — чаще только повод, только прикрытие чего-то более глубинного.

Например, разберитесь: из-за чего мы с тобой соримся? Поговорили, вроде бы разобрались — нет, не из-за мамы, и не то что вечером не помогаешь.

Главное — его раздражают ее звонки и постоянный треп по телефону. А она вроде как без этого не может… Хорошо, уже какая-то ясность есть.

Только, если покопать поглубже, дело в самих звонках? Если покопать поглубже, причина не звонки, а — может быть, ревность?

Что оказывается чаще всего истинной причиной конфликта?

Главная беда в том, что люди эти причины плохо осознают и чаще всего не озвучивают. Они начинают бодаться из-за каких-то второстепенных вещей, вам предъявляют какие-то , вы чувствуете, что претензии-то смехотворные, а истинную причину не называют.

Примеры, как важно определить истинную причину конфликта

Ревность

Муж возвращается домой в 3 часа ночи. Жена в истерике бьется: «Тут звонят тебе какие-то придурки полночи, спать не дают, у нас маленький ребенок». «Ну, ты бы спросила, может что-то срочное, может что-то решать надо…» «У нас не офис.

Пусть звонят тебе в офис». Он завелся: «Как так? Я тебя всем обеспечиваю, ты не работаешь. Что, трудно нормально ответить по телефону и мне сказать?» Она: «Ах, вот как!? Тогда я завтра забираю ребенка и уезжаю к маме».

Он: что делать с этими звонками?

Мудрые женщины, какая причина настоящая? Скорее всего ревность. Но она не озвучила, что она его ревнует. О чем шел разговор? — Можно звонить в 3 часа ночи или нельзя. И вот они спорили еще полночи. Чем отличается женская психология от мужской? «Разобраться надо! Кто звонил, по какому вопросу. А ты, женщина, подожди, до тебя очередь дойдет».

Возвращаемся к звонкам в 3 часа ночи. Причина истинная: звонки или ревность? Есть истинные причины, а люди выставляют ширму и пугала.

Почему люди стесняются сказать истинную причину? Показать свою слабость: что она от него зависит, она его ревнует. Еще что читаем здесь? Стесняется.

Третьи думают: да он же сам догадаться должен, что же я ему это озвучивать должна? Наша задача выяснить – почему из-за звонков? Что там глубже-то есть. А глубже – ревность.

Еще ревность

Двое ребят, не разлей вода, совместные бизнес. Появилась хорошенькая секретарша. У одного ничего не вышло, а у второго – очень даже все хорошо. И он уже с ней отдыхает ближе к вечеру. Вспомнил: звонки надо сделать, важные клиенты. Звонит: «Коль, надо этим позвонить».

«Да без проблем – бери и звони!» «Да ты чего, это серьезно!» «И я тебе серьезно! У меня свой фронт работ». «Подожди, мы же с тобой друзья, компаньоны, я ж тебя сколько раз выручал!?» «А я тебя сколько раз выручал!?» И трубку… Он ко мне, говорит: «Приятель-то совсем… Возомнил о себе, что он звезда.

Надо его построить, на место поставить». Я говорю: «Успокойся. Какая причина конфликта?» «Да из-за звонков переругались!» Я говорю: «Стоп! И это все?» «Ревнует, наверное…» Что делать? Он пришел и сказал: «Я знаю, что истинная причина – ревность. Девчонка тебе понравилась.

Но мы-то с тобой войну в Абхазии прошли, мы бизнес с нуля поднимали, и мы из-за женщины будем сориться? Ну хочешь – я с ней вообще расстанусь. Для тебя я это сделаю…» Хотя у него в мыслях такого не было, очень понравилась ему девочка. «Но ради тебя сделаю».

Тот говорит: «Да ладно, я тебя и не ревную, просто вчера в таком настроении был, а так все нормально». А если бы разбирались – звонить-не звонить? Развалился бы бизнес. Вывод — ищи причину.

Амбиции

Я работал в министерстве науки, мы с моим другом поднимаемся, а навстречу спускается живая легенда. Сорок лет уже отработал в министерстве дед, начальник управления. Я успел поздороваться, приятель – нет. Через полчаса бежит к деду.

Еще через полчаса возвращается с документом (там подпись нужно было поставить) – документ весь перечеркнут красным. Я говорю: «что случилось?» О: «дед с ума сошел! Маразматик! Так себя вел! Не ожидал от него. Дал мне задачу: пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что».

Вы думаете документ неправильный? Какая же причина? Амбиции, неоправданные ожидания. «Ты, мальчишка! Ты меня не уважаешь!» Мог он сказать, когда парень вошел к нему? «Вот за то, что ты меня не уважаешь, я тебе сейчас устрою!» В министерстве нельзя. Он отыгрался на документе.

Что бы парню нужно было бы сделать, чтобы как-то ситуацию изменить? Профилактику провести. «Вы меня простите, дурака, я ничего против вас не держу, я просто хотел извиниться, что с вами не поздоровался». Может быть и пронесло с документом. Он этих дурацких документов в своей жизни видел-перевидел, ну еще один дурацкий документ.

Ширма – документ, истинная причина – амбиции, неоправданные ожидания. Ты знаешь, что ты ним не поздоровался, а он человек с амбициями. И когда ты идешь к нему в кабинет с бумагами, ты извинись, что ты с ним не поздоровался.

Источник: https://psy-space.ru/?page=istinnaya-prichina-konflikta

Причины конфликтов

Конфликтологи обычно выделяют общие типичные причины конфликтов и универсальный источник противостояния, который заключается во взаимоисключении притязаний сторон вследствие ограниченности потенциальных возможностей их удовлетворения.

Среди причин общего характера социологи выделяют: противоположное восприятие субъектами установок, целей, склонностей, ценностей, стилей поведения, разный статус индивидов, расхождения между ожиданиями и реальными поступками людей, недостаток информации либо ее некачественность. Ключевым звеном всех экономических конфронтаций считается недостаток средств, необходимых для существования. Большинство конфликтологов убеждено, что удовлетворение всех человеческих потребностей решает проблему зарождения конфликтов, но при этом отсутствие всяких конфликтов останавливает развитие общества.

Причины возникновения конфликтов

Зарождение и формирование различных конфронтаций обусловлено влиянием четырех групп причин. Ниже приведены основные причины конфликтов: организационно-управленческие, собственно объективные, личностные и социально-психологические.

Две первые группы перечисленных причин в большинстве своем характеризуются объективной направленностью, а другие, в основном, субъективной.

https://www.youtube.com/watch?v=84aDuKXa0mc

К причинам объективного характера относят условия социального взаимодействия индивидов, которые вызвали конфликт их мнений, интересов, убеждений и т.п. Они ведут к образованию предконфликтному событию – объективной составляющей предконфликтной ситуации.

Субъективные факторы, провоцирующие конфронтации, характеризуются связью с индивидуальными особенностями личности оппонентов, приводящие к выбору конфликтного пути разрешения образовавшегося объективного противоборства.

Другими словами субъективные причины ведут к субъективному способу реагирования.

Строгой классификации объективных причин не существует, поскольку они довольно разнообразны. Можно выделить среди наиболее часто встречающихся следующие причины конфликта между человеческими субъектами:

— естественное расхождение значимых духовных ценностей и материальных устремлений человеческих субъектов в ходе их существования;

— низкая подготовленность нормативно-правовых процедур, позволяющих регулировать и адекватно разрешать противоречия, зарождающиеся в ходе человеческого взаимодействия;

— дефицит важных для нормального взаимодействия и жизнедеятельности индивидов материальных благ и духовных ценностей;

— образ жизни большинства людей;

— устойчивые стереотипы межличностного взаимодействия и межгрупповых взаимоотношений граждан, провоцирующие возникновение столкновений.

Как правило, объективные причины ведут к образованию предконфликтного микроклимата. Объективные причины конфликтов психология разделяет на мнимые, то есть на искусственно придуманный личностью повод, и реальные.

Когда предконфликтная ситуации перерастает в непосредственно конфронтацию, начинают действовать субъективные психологические причины конфликта.

Считается, что практически во всех предконфликтных ситуациях у индивида существует возможность выбора путей разрешения: конструктивных либо деструктивных, конфликтных или неконфликтных.

Субъект выбирает тот либо иной поведенческий стиль, исходя из субъективных особенностей темперамента личности и ее характера. В конфликте не существует виноватого и безвинного. Противоборствуют всегда оба участника.

Причины социальных конфликтов

Необходимым условием общественного развития является социальное противостояние, которое выступает в качестве результата несовместимости убеждений отдельных индивидов. Конфронтация позволяет оголить проблемы с социума, что в свой черед способствует их разрешению либо ведет к анархии.

Разнородность общества, различия в статусе, отличия в благосостоянии – все это неизбежно ведет к возникновению противостояний и, следовательно, к эскалации социальной конфронтации.

Фундаментом каждого отдельного столкновения всегда являются различные явные и скрытые психологические причины конфликта.

К числу главных социальных предпосылок для зарождения противоречий относят, в первый черед, социальное неравенство, поскольку всякий социум богат на бедняков и олигархов, и культурная неоднородность, заключающаяся в существовании различных ценностных интересов, поведенческих систем в обществе.

Факторов, провоцирующих социальные противостояния, насчитывается множество. Ниже приведены социальные причины конфликтов кратко.

Идеологические причины конфронтации состоят в существовании определенной ценностно-идейной системы, определяющей превалирование и субординацию в любом социуме. Взгляды у участников на такую систему могут значительно разниться.

Различные ценностные ориентиры также считаются довольно частой причиной социального противостояния. Всякий участник противостояния, будь то социальный коллектив или отдельное лицо, обладает индивидуальным набором ценностных благ.

Каждый такой набор строго субъективен, и часто противоположен набору другой участвующей стороны. Конечной целью описываемого типа конфликтов является удовлетворение исключительно собственных потребностей.

Именно это вызывает взаимодействие противоположно направленных интересов, порождающих противостояние.

Экономические и социальные факторы связаны с разделением власти и богатства. Конфликты этого вида появляются, когда одной из участвующих сторон кажется, что ее обделили. Данный вид причин социальных противоречий считается наиболее распространенным.

Социальные конфронтации можно классифицировать по количеству противоборствующих сторон (внутри и межличностные, межгрупповые), по источнику возникновения (субъективно и объективно обусловленные), по функциям (интегративные и дезинтегративные), по форме (внешне направленные и внутренние), по сферам общественной жизнедеятельности (политические, этнические, экономические, семейно-бытовые).

В свой черед, каждый из перечисленных видов конфронтаций характеризуется отдельными причинами, провоцирующими их возникновение.

Так, например, основные причины семейных конфликтов – это ревность, устоявшиеся стереотипы в интимной жизни, приверженность одного из партнеров к злоупотреблению удовлетворения собственных потребностей (алкоголь, финансовые траты исключительно на себя), расхождения во мнениях и, следовательно, потребностях по проведению совместного досуга, эгоизм, бытовые проблемы. Перечислены далеко не все причины семейных конфликтов, поскольку в каждой отдельно взятой ячейке общества существуют специфические проблемы и индивидуальные причины.

Причины межнациональных конфликтов

Все чаще в современном мире возникают межнациональные конфликты. Для установления господствующего положения в отношении остальных жителей планеты люди обычно прибегают к применению различных средств. И чаще такими средствами бывают оружие и грубая сила.

Соперничество между человеческими субъектами разных национальностей, противоборство, острое конкурирование в борьбе за превалирование собственных интересов, которые обнаруживаются в различных требованиях, называется межнациональным конфликтом.

В межнациональных конфронтациях сталкиваются две участвующие стороны, отстаивающие собственную точку зрения и стремящиеся добиться персональных целей.

Когда оба участника равносильны, в большинстве случаев, стороны стремятся с целью решить проблемный вопрос мирным путем.

Однако, как правило, в противостоянии людей разных народностей есть превалирующая сторона, то есть превосходящая по каким-нибудь параметрам, и более слабая, вследствие чего и более уязвимая.

Конфликты межнационального характера могут возникать по разным причинам. Можно выделить самые распространенные причины конфликта между народами:

— социальная неудовлетворенность людей внутри одного государства или разных;

— расширение границ интересов бизнеса, выходящих за пределы одной страны;

— экономическое превосходство;

— несогласие с географическим установлением рубежей расселения разных народов; культурно-языковые притязания народов;

— политические формы поведенческого реагирования власть имущих;

— численное превалирование одной народности над другой;

— историческое прошлое богатое на противоречия во взаимоотношениях народов;

— борьба за естественные ресурсы природы и возможность их использования с целью потребления одной нацией в ущерб другой;

— конфессиональные расхождения и религиозные.

Причины конфликтов психология объясняет на основе изучения накопленного в различных уголках планеты опыта.

Разнясь по социальной значимости, масштабам, генезису, «возрасту», напряженности, межнациональные конфронтации характеризуются одной «конечной природой», содействующей этнической мобилизации.

Глубинные корни всех межнациональных конфронтаций сокрыты за нарушением прав той либо иной этнической группы, отсутствием равноправия и справедливости в межэтнических отношениях.

Основные причины конфликтов кратко можно описать несколькими словами: межнациональное противостояние провоцирует наличие экономических, территориальных, политических, социальных и психологических противоречий между государствами.

Кроме того, нередким явлением для зарождения конфронтации между народами считается наличие одновременно нескольких причин. Также необходимо отметить, что важнейшую роль в зарождении конфронтации между этносами играет субъективный фактор, который значительно осложняет его течение и разрешение.

Собственно субъективный фактор влияет на эскалацию, интенсивность и «взрывоопасность» межэтнических противостояний.

Причины конфликтов в организации

Так сложилось, что взаимоотношения между людьми не могут выстраиваться гладко, вследствие чего осложняются конфронтациями.

Ниже приведены основные причины конфликтов, проистекающие в организации:

— распределительные отношения (конфронтация зарождается вследствие распределения различных благ, при этом на возникновение конфликтов не влияет справедливость распределения);

— сложности, возникающие в процессе совместного труда (часто люди, действующие в рамках одного отдела, работающие в одном цеху, офисе конфликтуют между собой и чем ответственней и сложней работа, тем большей неизбежностью будут характеризовать противоречия);

— расхождение интересов (индивиды в некоторых организациях часто преследуют исключительно персональные цели и личные интересы, вследствие которых развиваться полноценно организация не может);

— борьба за лидерство (зачастую природа конфронтаций в организациях носит характер самореализации, порождающей соперничество из-за завышенных амбиций отдельных лиц);

— плохие условия для трудовой деятельности (данный фактор является раздражителем для людей и рождает нетерпимость к другим трудностям и проблемам).

Типичные причины конфликтов в организациях часто связаны с личными переживаниям и индивидуальными психологическими характеристиками работающих лиц.

В социальных коллективах противостояние возникает, когда один субъект начинает думать, что намерения либо действия другого ему угрожают, создают неравное положение, дискриминируют его, принижают важность его роли.

Чтобы конфронтация начала созревать, необходим инцидент, который заключается в действиях одной стороны, направленных на ущемление интересов другой стороны. Когда вторая сторона отвечает аналогичным поведением, конфликт трансформируется из потенциального противостояния в реальное (актуальное).

Вместе с тем необходимо учитывать, что конфронтации нередко возникают не вследствие реальных действий, а из-за подозрений одного индивида, что против него другой субъект планирует нечто неблагоприятное.

Источник: http://vseopsycho.ru/prichiny-konfliktov/

Ссылка на основную публикацию