История понятия личность — психология

Понятие личности

История понятия Личность - психология

Понятие личности находит свое определение во многих сферах жизни и науках, даже каждый человек, не владеющий академическими знаниями, может сформулировать собственное обозначение этого понятия.

Но все-таки для того, чтобы грамотно использовать любой термин, необходимо разобраться в его значении.

Научное определение выглядит так: личность — это отображение волевой природы человека, ее социальные и личностные роли, стойкая система определенных характеристик человека, выражающихся в первую очередь в социальной сфере жизни.

Если выражаться популярной речью, то можно сформулировать определение так: личность — это человек, который обладает набором сильных и стойких качеств, умеет использовать их для достижения целей, уверенный в себе, умеет использовать полученный опыт, способен контролировать жизнь и отвечать за свои поступки перед обществом, и всегда его поступки соотносятся с его словами.

Часто можно услышать, что в одном контексте используют понятие индивид личность индивидуальность, поскольку многие считают их тождественными. На самом деле это не так, и нужно разобраться, в чем же разница.

Индивид — это представитель человеческого рода, единица человечества. То есть человек, который пока еще не вырос и ни начал социализироваться и примерять на себя какие-либо социальные роли и маски.

Понятие индивид и личность, разные в той степени, что индивид может так и не стать личностью.

Индивидуальность – это неповторимая система психологических характерологических особенностей человека (темперамент, стиль общения, ведущие черты характера, способности, специфичность психических процессов), определяющая его, как уникального человека со своеобразным стилем поведения. То есть те качества, которые отличают одну персону от другой.

Понятие личность и индивидуальность немного близки, ведь оба отображают систему качеств, но только в личности эти качества более стойкие и говорят не так о ее уникальности, как о стойкости характера.

Понятие индивид личность индивидуальность имеют разные значения, но, по сути, они все составляют структуру человека.

Понятие человек индивид личность соотносятся так: человек сначала рождается индивидом, потом познавая мир и людей, и научившись воспринимать социум, он приобретает индивидуальность, то есть у него уже сложились определенные паттерны поведения.

Когда человек взрослеет дальше, с ним случаются разные ситуации, происшествия и он начинает учиться, как с ними справляться, искать пути решения проблем, контролировать эмоции и нести ответственность за поступки, пройдя все это, человек становится личностью.

У всех людей становление личности происходит в разной возрастной категории. Одни люди и в 45 лет не могут отвечать за свои поступки, действовать осознанно и самостоятельно, особенно когда ими кто-то чрезмерно опекается. Они боятся выйти из зоны своего комфорта.

Не нужно надеяться на такого человека в серьезном деле. От них часто можно услышать «да, я это сделаю обязательно, даже сегодня же начну». Но, ни завтра, ни даже через месяц они не сделают обещанного.

Очень часто эти люди ленивы, трусливы, у них может быть как заниженная самооценка, так и высокая самооценка.

Бывает, что человек становится личностью, еще не выходя из детского возраста. В основном так скоро индивидуальностью становятся дети, лишенные опеки, которые брошены на произвол судьбы и им приходится выживать, а для этого нужно иметь сильный характер и железную волю.

Здесь понятие личность и индивидуальность пересекаются, ведь человек, обладая сильно выраженными уникальными свойствами характера, приобретенными в процессе проблемы неблагополучного детства – быстро становится личностью, чем закрепляет эти черты. Также бывает, когда есть несколько детей в семье, тогда самый старший ребенок тоже будет отличаться волевыми, стойкими качествами характера.

Понятие личности в психологии

В психологии личность рассматривается, как качество индивида, приобретающее им в своей предметной деятельности и характеризующее социальные аспекты его жизни.

Индивид, как личность свободно выражает свое отношение ко всему внешнему миру, и поэтому определяются его характерологические особенности. Главными из всех отношений человека являются взаимоотношения, то есть то, каким образом личность выстраивает связи с другими людьми.

Личностная натура всегда создает свои взгляды на разные предметы действительности осознанно, основываясь на своем опыте уже имеющихся связей с этим объектом, эти знания и будут влиять на выражение эмоций и реакций по отношению к определенному предмету.

В психологии характеристика личностной натуры связана с ее направленностью к какому-то предмету деятельности, сфере жизни, интересам, развлечениям.

Направленность выражается, как интерес, установка, желание, страсть, идеология и все эти формы есть мотивами личности, то есть направляющими ее деятельности.

То насколько развита мотивационная система характеризует личность человека, показывая, на что она способна и как ее мотивы трансформируются в деятельность.

Существовать, как личность, значит – действовать, как субъект предметной деятельности, быть субъектом своей жизнедеятельности, строящим социальные связи с миром, а это невозможно без включенности индивида в жизнь других. Изучение данного понятия в психологии интересно тем, что это динамичное явление.

Человеку приходится все время бороться с самим собой, утолять свои определенные желания, сдерживать инстинкты, находить способы, как достигнуть компромисса для внутренних противоречий и при этом удовлетворять потребности, так, чтобы это было сделано без угрызений совести и из-за этого он постоянно пребывает в непрерывном развитии, самосовершенствовании.

Понятие личности в социологии

Понятие личности в социологии ее сущность и структура представляют собой отдельный интерес, поскольку индивид в основном оценивается как субъект социальных связей.

Понятие личности в социологии кратко можно излить в некоторых категориях. Первая — это социальный статус, то есть занимающее место человека в социуме, и в связи с этим определенные обязательности и права.

Таких статусов у одного человека может быть несколько. Это зависит от того, есть ли у него семья, родственники, друзья, коллеги, работа, благодаря которым человек социализируется.

Так, например, один человек может быть сыном, мужем, отцом, братом, коллегой, работником, участником команды и так далее.

Иногда множество социальных статусов демонстрируют социальную активность человека. Также все статусы разделяют, в зависимости от их значения для самого индивида. Например, для одного важнейшим является статус работника фирмы, для другого – статус мужа.

В первом случае человек может не иметь семьи, поэтому для него самым важным есть работа и он себя идентифицирует с ролью трудоголика. В другом случае личность, которая осознает себя в первую очередь мужем, другие сферы жизни, он откладывает на второй план.

Есть также статусы генеральные, они несут в себе большую социальную значимость и определяют основную деятельность (президент, директор, врач), и также вместе с генеральным могут присутствовать и не генеральные статусы.

Когда человек пребывает в социальном статусе, то соответственно она выполняет определенные действия, прописанные моделью поведения, то есть социальной ролью. Президент должен руководить страной, повар – готовить блюда, нотариус – заверять бумаги, дети – слушаться родителей и так далее.

Когда личность каким-то образом не выполняет должным образом все прописанные правила, она ставит под угрозу свой статус. Если на человеке лежит слишком много социальных ролей – он подвергает себя ролевым конфликтам.

Например, молодой мужчина, отец-одиночка, работающий допоздна, чтобы прокормить себя и ребенка очень скоро может эмоционально сгореть от перенасыщения действиями, надиктованных социальными ролями.

Личность, как система социально-психологических особенностей имеет уникальную структуру.

По теории психолога З. Фрейда составляющими структуры личности являются три компонента. Базовой есть бессознательная инстанция Ид (Оно), которая совмещает в себе природные стимулы, инстинкты и гедонические стремления.

Ид наполнено мощной энергией и возбуждением, поэтому оно плохо организованное, беспорядочное и безвольное. Над Ид есть следующая структура – Эго (Я), оно рациональное, и по сравнению с Ид контролируется, оно и есть само сознание.

Наивысшим конструктом является Супер-Эго (Сверх-Я), оно отвечает за чувство долга, меры, совесть, исполняет нравственный контроль над поведением.

Если в личности гармонично взаимодействуют все эти три структуры, то есть Ид не выходит за рамки позволенного, контролируется Эго, которое понимает, что удовлетворение всех инстинктов может быть социально непринятым действием, и когда в человеке развито Супер-Эго, благодаря которому он руководится моральными принципами в своих поступках, то такая личность заслуживает уважение и признание в глазах социума.

Поняв, что собой представляет данное понятие в социологии ее сущность и структура, можно сделать вывод, что не может она осуществиться, как такова, если она не является социализированной.

Понятие личности в социологии кратко можно описать, как совокупность социально значимых свойств индивида, которые обеспечивают его связь с окружающим миром.

Понятие личности в философии

Понятие личности в философии можно обозначить, как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Философия большое значение придает именно духовной стороне человека, ее нравственности, человечности.

Личностью в понимании философов человек становиться тогда, когда понимает, зачем он пришел в эту жизнь, какая его конечная цель и чему он посвящает свою жизнь. Человека философы оценивают, как индивидуальность, если он способен на свободное самовыражение, если его взгляды непоколебимы, и он добрый, творческий человек, который в своих поступках руководится морально-этическими принципами.

Существует такая наука, как философская антропология, именно она занимается изучением сущности человека. В свою очередь в антропологии есть отрасль, которая более узко изучает человека – это персонализм.

Персонализм интересуется широтой внутренней свободы человека, его возможностями внутреннего роста. Сторонники персонализма считают, что нельзя, каким-то образом измерить личность, структурировать ее, или загонять в социальные рамки. Ее можно просто принять такую, какой она есть перед людьми.

Также они считают, что не каждому дано стать личностью, некоторые так и остаются индивидами.

Читайте также:  Вербальный - психология

Сторонники гуманистической философии в отличие от персонализма, считают, что личностью есть каждый человек независимо от каких-либо категорий. Гуманисты утверждают, что независимо от психологических особенностей, черт характера, прожитой жизни, достижений каждый есть личностью. Даже новорожденное дитя они считают личностью, потому что у него был опыт рождения.

Понятие личности в философии кратко можно описать, пройдясь по основным временным периодам. В античные времена под личностью понималась особа, которая выполняла какую-то определенную работу, личностью называли маски актеров.

Они как бы понимали что-то насчет существования личности, но понятия как такого в обиходе не было, только позже в ранней христианской эпохе начали применять этот термин. Средневековые философы отождествляли личность с Богом.

Новоевропейская философия приземлила этот термин до обозначения гражданина. Философия романтизма разглядывала личность, как героя.

Понятие личности в философии кратко звучит так – личность может осуществиться, когда она владеет достаточно развитыми волевыми способностями, способна преодолеть социальные барьеры и выдержать все испытания судьбы, даже выйти за рамки конечности жизни.

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов.

Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления.

В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким.

Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда.

Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться.

Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

Источник: http://vseopsycho.ru/ponyatie-lichnosti/

История исследований личности

История исследований личности

Личность традиционно является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.

В психологии категория «личность» относится к числу базовых, и раздел психологии личности является узловым. Знание этого раздела психологии дает возможность специалисту любого профиля работать более эффективно.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века.

Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого.

В истории исследований личности можно выделить три основных периода: • философско-литературный; • клинический;

• собственно экспериментальный.

Философско-литературный период. Изначально проблемы психологии личности находили своё отражение в трудах философов и писателей.

Французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» предпринял попытку собрать личность человека из осколков его проявлений и описать её. Ф.М.

Достоевский писал о «подпольном человеке», который есть в каждой личности и пытается прорваться наружу, тем самым, указывая, что у человека имеются «маски» и фасады, за которыми скрывается подлинная натура человека.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении.

Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п.

В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое расширительное понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии данное определение представляется слишком широким.

Клинический период. В первом десятилетии ХIХ века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выраженные у всех здоровых людей, у больных гипертрофированы.

Определения личности врачами- психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.

Экспериментальный период. В первые десятилетия ХХ века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. В этой области исследований уже были достигнуты существенные успехи.

Но в этот период наметился кризис психологической науки, одной из причин которого был атомистический подход к природе человека, который требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния.

Этот подход привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кетттелом.

Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате во второй половине ХХ века сложилось множество различных подходов и теорий личности, которые изучаются в разделе психологии личности.

Источник: https://psyera.ru/2361/istoriya-issledovaniy-lichnosti

Понятие о личности в психологии

Понятие о личности в психологии

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью — субъектом познания и активного преобразования действительности.

Индивид, личность, индивидуальность

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т. е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития.

Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Читайте также:  Телеска - психология

Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним.

Активность проявляется! в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире — в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни. В. И.

Ленин писал: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.

Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам»1.

Одни и те же жизненные обстоятельства могут порождать различные жизненные позиции, выявляя различные формы активности личности.

Например, отметка «двойка» может глубоко огорчить одного старшеклассника, вызвав настойчивое желание исправить ее как можно скорее; оставить равнодушным другого; вызвать насмешливое отношение у третьего, который, связавшись с сомнительной компанией, давно махнул рукой на свою учебу.

Таким образом, все внешние воздействия на человека оказываются опосредствованными, преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем его личностью.

Внутренние условия деятельности не следует понимать как пассивное преломляющее устройство, своего рода оптическую призму. Процесс опосредствования предполагает активное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, в ходе которой изменяется и ее объект (окружающий мир) и ее субъект (сама личность).

Одна из наиболее характерных сторон личности — ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека.

Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность — это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением.

Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия «личность», первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера (в России у скоморохов — «личина»). В зависимости от сценического действия маски менялись.

Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это явление фиксирует и современная психология. Входя в различные социальные группы, о которых более подробно будет сказано в следующей главе, человек нередко выполняет в них далеко не одинаковые функции, играет в них зачастую несходные роли.

Любимчик родителей, маленький семейный тиран, капризный и деспотичный дома, совершенно по-другому ведет себя в окружении своих одноклассников, проявляя исключительную предупредительность и скромность.

Очень серьезный, требовательный и необщительный в служебной обстановке человек в условиях дальнего туристского похода или излюбленной им рыбной ловли нередко преображается, становясь шутником и балагуром, душой компании.

В приведенных случаях один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли. Так бывает не всегда. Очень часто человек выявляет сходные качества в разных ситуациях, и роли, которые он берет на себя в семье, на службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т. п.

, в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность ролей, в различных обстоятельствах выполняемых человеком.

При этом, как бы ни были разнообразны функции и роли, которые берет на себя человек в различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную оценку его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, в которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но прежде всего определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, т. е. выяснив место человека в классовой структуре общества. В нашей стране первая и основная характеристика личности человека выявляется его отношением к процессу построения коммунистического общества и реальным участием в этом процессе.

Психологический склад личности, сочетание психологических особенностей (черты характера, свойства темперамента, качества ума, преобладающие интересы и т. д.

) образует у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности. При непрерывном изменении'психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т. п.

), при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и разных жизненных ситуациях, при изменениях, связанных с возрастным развитием, и т. д. психический склад личности остается в какой-то мере постоянным.

Эта относительная устойчивость связана с известным постоянством совокупности общественных отношений, в которые включен человек и которые конституируют личность, с условиями его жизни, особенностями физического облика и т. д. Однако отмеченное постоянство относительно.

Изменения психического склада личности выявлены в многочисленных исследованиях психологов. Эти изменения являются следствием тех изменений, которые происходят в условиях существования человека и его деятельности и обусловлены прежде всего процессом общественного воспитания.

Биологическое и социальное в структуре личности

Относительно устойчивые и относительно изменчивые особенности личности образуют ее динамическую структуру как сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязанности.

Психологическое изучение личности включает в себя решение двух фундаментальных научных задач. Первая из них — это выявление индивидуальной для каждого структуры личности, которая отличает ее от других людей.

Решение этой конкретно-психологической задачи позволяет предвидеть поведение человека, внутренним условием осуществления которого является данная структура личности. Постановка указанной задачи диктуется практическими требованиями — нуждами воспитания и обучения, организаторской работы и т. д.

Однако успешное ее решение оказывается связанным с другой, чисто теоретической задачей — нахождением типов личностей или их наиболее общих структур.

В самом деле, для решения проблемы типологии личности приходится поступиться тонкостями индивидуально-психологического анализа и выделить наиболее общие ее характеристики, которыми нельзя пренебречь, если желаешь составить достаточно полное представление о личности.

Последняя задача требует выделить некоторое число подструктур, в совокупности своей образующих структуру человеческой личности. Различные психологи предлагают разные принципы классификации подструктур личности.

В современной зарубежной психологии заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов — биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на «эндопсихическую» и «экзопсихическую организацию».

«Эндопсихика» как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. «Экзопсихика» определяется отношением личности к внешней среде, т. е. ко всей сфере того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться.

«Эндопсихика» включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т. д., а «экзопсихика» — систему отношений личности и ее опыт, т. е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т. д.

«Эндопсихика», имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность «экзопсихике», которая определяется социальным фактором.

Современные зарубежные полифакторные (многофакторные) теории личности в конечном счете сводят строение личности к проекциям все тех же основных фактов — биологического и социального.

Как же следует отнестись к указанной концепции двух факторов? Не приходится возражать, что личность человека, сущность которой, по словам Маркса, составляет совокупность всех общественных отношений2, являясь социальным существом, вместе с тем сохраняет на себе отпечаток своей природной, биологической организации. Вопрос состоит не в том, следует ли учитывать в структуре личности биологический и социальный факторы — принимать их во внимание безусловно необходимо, — а в том, как понять их взаимоотношения. Теория двух факторов ошибочна прежде всего потому, что она механически противопоставляет социальное и биологическое, среду и биологическую организацию, «экзопсихику» и «эндопсихику». В действительности такое внешнее, механическое противопоставление бесплодно и ничего не дает для понимания структуры личности. Но возможен другой подход к проблеме природного и социального в формировании и строении личности.

Покажем это на примере исследования, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышал 80-130 сантиметров. Было установлено значительное сходство структуры личности этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений.

У них наблюдался специфический инфантильный юмор, некритичный оптимизм, непосредственность, высокая выносливость к ситуациям, требующим значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т. д.

Указанные черты личности не могут быть отнесены ни к категории «эндопсихики», ни к «экзопсихике» уже хотя бы потому, что, являясь результатом природных особенностей карликов, эти черты могут возникнуть и сформироваться только в условиях той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента, как выявилась разница роста между ними и их сверстниками. Именно потому, что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мечтать так же, как и остальные, у карликов возникает и фиксируется специфическая структура личности, которая маскирует их угнетенное состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и к себе. Если на минуту представить, что карлик формируется в обществе людей того же роста, то станет совершенно очевидно, что у него, как и у всех его окружающих, будут формироваться совсем другие черты личности. Природные, органические стороны и черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механистически противопоставлены друг другу.

Читайте также:  Развитие личности на позитиве - психология

Источник: http://biofile.ru/psy/1587.html

История развития понятия «личность». Физические и психофизические типологии характера

История развития понятия «личность». Физические и психофизические типологии характера

Понятие «личность» или «персона» известна еще до нашей эры в древней Греции и Риме. Его понимали как маску, которую надевал актер во время исполнения театральной роли. Позже так называли самого актера. А спустя некоторое время это понятие сходит со сцены театра в обыденную жизнь, и так называют свободных граждан (но не рабов).

Платон писал о трагедии и комедии жизни, в которой люди играют роли определенной судьбой или богами.

В 16-17 веках Шекспир писал, что весь мир театр, в котором все люди актеры, играющие всю свою жизнь различные роли.

Ролевая теория личности сохранила свое значение и в настоящем.

На рубеже 19-20 веков в США формируется прагматическая теория личности, которая является отражением сущности капитализма, в котором все покупается и продается.

У.Джеймс писал: личность – это общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. «не только собственное тело и свои психические силы, но и свою одежду, родных, друзей, близких, недвижимость и собственный счет в банке. Утрата чего-либо из названного вызывает чувство уменьшения нашей личности, превращение части нас в ничто.»

З.Фрейд биологизировал нашу личность, считая главным в ней не сознание, а бессознательное и главным образом сексуальную активность.

В последние десятилетия 20 века в США активно развивается гуманистическая теория личности (А.Маслоу), которая утверждает приоритет в личности духовных, нравственных ценностей, самостоятельности, творчества и мышления, общественной активности, потребностей, самоактуализации и самосовершенствования.

Деятельскую концепцию личности разрабатывали многие коллективы советских психологов — под руководством Платонова, Ковалева и др.: «личность» нетождественно понятию «человек».

Типология характера личности по Кречмеру:

• Пикник

Характеризуется преобладанием поперечных измерений – это широкий и тяжелый человек, одной из черт которого является циклоидность и недостаточность эмоций, устойчивость.

• Астеник

Характеризуется преобладанием вертикальных измерений. Им свойственно некоторое самодовольство и недостаточный реализм.

• Атлетик

Крепкий и костистый человек со спокойным характером, однако, способный неожиданно взрываться.

Типология Шелдона предлагает 3 основных типа, связанных с 3 слоями клеток эмбриона:

• Эндодерма, из которой образуются органы пищеварения

• Мезодерма, из которой состоят мышцы, легкие, кости

• Эктодерма, из которой образуются кожа, волосы, ногти, нервная система, мозг.

Согласно Шелдону каждый из названных слоев участвует в формировании человека, однако одни из них является преобладающим.

В зависимости от этого он выделяет 3 основные типа:

• Эндоморфный тип

Человек этого типа имеет большой живот, сильно развиты внутренние органы, но слабые и короткие конечности. Это общительный и покладистый человек.

• Мезоморфный тип

Могучее телосложение, грудь колесом, широкие ладони и ступни. Это неспокойный и агрессивный человек.

• Эктоморфный тип

Худой и высокий, с очень развитой нервной системой, как правило, это заторможенный и интровертный тип (т.е.

Источник: http://www.i-po.ru/shpory/psyhologia3/psyhologia319.html

1. Предмет психологии личности

1. Предмет психологии личности

Тема 1. Предмет психологии личности.

1. Трудность изучения личности. Многогранность психологического феномена «личность».

2. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии.

3. Номотетическое и идеографическое описание личности.

1. Трудность изучения личности. Многогранность психологического феномена «личность»

Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда существенных вопросов. В современной психологической литературе (см., например, Асмолов А.Г., 1990) выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:

  1. богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений и проч.), которое мы соотносим с изучаемой областью знания;
  2. междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками;
  3. неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования.

Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.

Базовыми проблемами психологии личности являются:

  • проблема структуры личности;
  • проблема мотивации поведения;
  • проблема развития личности;
  • проблема психического здоровья и психопатологии.

2. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии Личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии — это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

Нас же интересует, прежде всего, психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

Многоплановость поведения требует в свою .очередь разноуровневого психологического анализа.

Личность в общей психологии — это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, свя­зи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Б. Г. Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии.

«Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей иразличии между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности.

Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит, по мнению Б. Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

3. Номотетическое и идеографическое описание личности

На уровне методологии науки были выделены номотетический и идиографический методы научного познания. Первый позволяет получать общее, универсальное, законосообразное знание об объекте исследования, второй — единичное, уникальное, частное.

Впервые эти термины появились в речи Вильгельма Виндельбанда «История и естествознание» в 1894 г. Он предлагал делить науки не по предмету, а по методу исследования. Позднее, в ХХ в. эта проблема коснулась и психологии. В работах Г.

Олпорта обсуждался вопрос о применимости в психологии номотетического и идиографического подходов, и соответственно методов.

Согласно общепринятому мнению, номотетические методы, ориентированные на поиск общих закономерностей, — применяются в исследованиях естественно-научного направления, в которых человек рассматривается как объект исследования.

Идиографические методы используются в исследованиях с гуманитарной направленностью, где человек рассматривается как активный развивающийся и изменяющийся субъект, поведение которого до некоторой степени может интерпретироваться как непредсказуемое.

Источник: http://koledj.ru/docs/index-2877.html

Ссылка на основную публикацию