Коммуникативные схватки — психология

Универсальная схема коммуникативной схватки

Коммуникативные схватки - психология

ЗАХВАТПервичный контакт
Определение поля и условий схватки
Привлечение и фиксация внимания
Депотенциализация противника
ПРИЕМУдар (прием)
Латентный период (дымовая завеса)
Коридор для отхода партнера в нуж­ном направлении
Толчок и помощь в полете
ФИКСАЦИЯПресечение попыток увернуться
Фиксация итогов
Завершение контакта

Возможно, не все пункты в этой схеме вам стали сразу ясны до деталей, поэтому давайте ее разберем на достаточно конкретных примерах. Например, есть ситуация, жи­вотрепещущая практически для каждого: разговор о по­вышении зарплаты. Такой разговор не проводил только тот, кто его боялся, и действительно, поставить эту тему и довести ее до успешного финала — дело не всегда про­стое. Как это сделать возможно более грамотно?

Повысьте мне зарплату!

Поздоровались, сели грамотно — напротив руководителя,

• Смотри раздел «Обустройство, или Пространственная орга­низация общения».

нашли удобную и открытую позу, очень хорошо пару ней­тральных контактных фраз, если вы сумеете организо­вать от шефа пару благодарных слов, будет очень кстати.

• Вы же пришли как успешный сотрудник, да? Тогда просто спросите, какие отзывы о вашем последнем проекте, — и шеф хотя бы из общих соображений позитивного менедж­мента что-то хорошее вам скажет.

Улыбка в ответ на улыбку, спасибо на благодарность, при­строились по позе, жестам, темпоритму и дыханию (смот­ри тему «Пристройки в общении»), итого: есть контакт!

После этого сразу о главном. Сразу тезис о главном — это правило вежливости, если вы хотите, чтобы собесед­ник был сориентирован в том, что будет происходить. Итого, ваш прямой и острый, как кинжал, тезис: «У меня к вам вопрос о моей заработной плате».

• Именно развернуто о «заработной плате», а не о короткой «зарплате». У солидного работника все должно быть солидно!

Шеф в этом момент обычно напрягается и, как правило, уходит в размышление и готовит позицию свою.

Теперь исключительно важный момент: вам надо опере­дить шефа и озвучить позицию, удобную для вас, опреде­лив, в каком контексте и среди каких ориентиров будет протекать весь последующий разговор. Это пристройка и подготовка почвы, и обычно тут более всего подхо­дит разговор о прошлом:

«Фирма мне много дала, я дал тоже фирме много. Я рад, что у нас такое взаимовыгодное сотрудниче­ство..»

По деталям:

— Фирма мне много дала…

• Тут следует дать весь список, перечислить в своих корот­ких формулировках все то, что шеф захочет перечислить вам очень подробно. Да, вы помните это, и никто не может об­винить вас в короткой памяти и неблагодарности. Есть!

— Я дал тоже фирме много…

• Какой хороший повод напомнить о том, что шефу тоже есть за что быть вам благодарным! Коротко, но список приве­дите.

— Я рад, что у нас такое взаимовыгодное сотрудничество…

• Это ваша сильная лидерская интерпретация: «у нас сотруд­ничество». Если вы ее не сделаете, шеф легко может за­нять позицию благодетеля, от щедрот своих платящего вам зарплату.

Итого, позицию сформировали, возможные претензии за­ранее нейтрализовали, теперь можно сформулировать ГЛАВНОЕ.

• Главное — это не просьба повысить зарплату: мало ли вся­ких глупых просьб звучит в адрес шефа?— главное то, что делает эту вашу просьбу не глупостью. Главное — это обо­снование вашей просьбы, то, что переводит просьбу в раз­ряд обоснованных требований.

А главное здесь — проблема: «Вот, собрался жениться. Семья — дело серьезное, потребуются деньги. А тут мне предложили работу с более высоким окладом, приходится думать».

Оптимальная проблема в данном случае всегда состоит из двух деталей: трудные личные обстоятельства плюс возможность их разрешить за счет смены работы.

Не будет предложения с интересным окладом — вы только беспомощный проситель, и, даже если вам пойдут навстре­чу, за оказанную благотворительность позже придется долго расплачиваться.

Не будет «трудных личных обстоятельств» — вы выглядите некрасиво: думаете только о деньгах, не цените «родную работу».

• Действительно, лучше ссылаться на личные обстоятельства: «собрались завести ребенка», «покупаю новую квартиру», тут— «собрался жениться». В личных делах, в отличие от бизнеса, какая-либо логика отсутствует, и обосновывать ничего не надо. Завтра вместо «собрался жениться» будет «собрался разводиться», и это будет также обосновывать все то же: «мне требуется большая зарплата».

Так или иначе, это и есть собственно удар: удар судьбы, который получили вы и который теперь касается и ваше­го шефа.

Вот теперь шефу надо действительно подумать, и не надо его слишком торопить: несколько минут в полном его распоряжении. Но думать в полном взаимном молчании — нехорошо, приятнее и полезнее сопроводить интимный процесс движения смыслов в голове шефа аккуратными комментариями. Чтобы он быстрее пришел к правильно­му решению, но пришел, естественно, сам.

• Люди всегда больше ценят решение, которое принимают сами. Даже если это их решение кто-то из окружающих хо­рошо подготовил.

Итак, на этапе подготовки итогов вы журчите о своем нежелании куда-либо уходить, затрагиваете вопро­сы о своих перспективах, которые вам хотелось бы ви­деть именно в этой компании. Плывет туман с мягким девизом: «Я не хочу уходить из нашей компании!»

• Вы говорите «не хочу уходить», а руководитель слышит: «Я готов уйти». Ну и правильно слышит. Но вы этого — не го­ворили!

Очень хорошо именно в данный момент на чашу весов, колеблющихся в сознании шефа («Зарплату повысить? Нет?»), положить вставочку-довесок: если есть хоть какая-то реальная возможность, следует пообещать дать больший объем работы.

• Но будьте аккуратны: тут туфты быть не должно. Если по­обещаете — надо действительно выполнить. По этим пунк­там в бизнесе должна быть честная игра.

И когда вы чувствуете, видите, понимаете… что шеф ос­новные пункты вопроса внутренне уже обсосал и гото­вит решение — негромко, но четко скажите свои фи­нальные требования. Итого: требование в мягкой фор­ме — такая-то зарплата с такого-то срока.

• Четкая, простая, запоминающаяся и не дающая разночте­ний формулировка.

Все. Теперь вы сказали все. Вы поставили позицию, и теперь партнер (ваш уважаемый шеф) может ее или при­нять, или пытаться атаковать. Скорее всего, будет атако­вать и вызывать на схватку вас, но ваша задача — на про­вокации не поддаваться, ничего более не формулировать и за крепкими стенами уже сказанного спокойно держаться.

• Техника «заезженной пластинки».

— Я хотел бы вам напомнить, как вы здесь начинали. Вы же были тогда никем, мы столько в вас вложили…

— Да, я очень ценю и помню. Действительно… С другой стороны, за это время я…

• Идет простое повторение (позаботьтесь, чтобы это звуча­ло немного в других словах): «Фирма мне много дала, я дал тоже фирме много. Я рад, что у нас такое взаимовыгодное сотрудничество…»

Если шеф на этом зациклился, можно направить его мыш­ление в более конструктивном направлении: «Вы сейчас рассматриваете этот вопрос.

При каких условиях он мог бы быть решен положительно?» — после чего его даже нечеткие предположения стоит понять как уверенные позиции (техника лидерской интерпретации) и сформу­лировать явным образом: «Вы думаете, что к концу этой недели вопрос с моей зарплатой можно будет решить, да? Я смогу узнать ваше решение в пятницу?»

Если шеф так и не дает определенного ответа, скажите дату, когда он вам необходим.

• Бывает очень уместно переключить разговор на тему, при решении которой шеф в вас заинтересован и изложит вам подробно свои ожидания и требования. Если он это сдела­ет, по сути, он принял ваше предложение и уже нагружает вас под новую зарплату.

В любом случае закончить разговор нужно благодарнос­тью за понимание и уверенностью, что все решится наи­лучшим образом.

Деловые комментарии

Теплый контакт, благодарные воспоминания и душещипа­тельная дележка — это психологическая смазка для раз­говора. Если проведете такой разговор без смазки, тем более еще и без обещания прибавки работы («Так. Или вы мне прибавляете тысячу, или я ухожу!») — это будет однозначно воспринято как шантаж.

• Расшифровывайте: сейчас, когда вы так неожиданно шефа прижали, он может вам ваш кусок кинуть. Но себе он поста­вит против вас галочку и позже, не торопясь, обязательно при первой же возможности вас уволит.

Если не пообещаете прибавить объем работы, но в целом разговор проведете со всей необходимой психологичес­кой смазкой — ну, скорее всего, вас поймут… То есть: отношение шефа к вам не испортится, а вот прибавит ли и сколько прибавит вам зарплаты — сказать пока трудно.

Если же проведете разговор красиво, со всеми психологи­ческими деталями и сможете реалистично пообещать увеличить объем выполняемой вами работы — вы сдела­ете все. И если у руководителя есть хоть какие-то финан­совые резервы, получите то, что запросили.

Разбор алгоритма

Если вы обратили внимание, весь разговор четко укла­дывается в универсальную схему коммуникативной схватки:

ЗАХВАТПервичный контактПервичный контакт: поздоровались
Определение поля и условий схваткиОбустройство ситуа­ции: сели адекватно теме разговора, создали нуж­ную атмосферу, пристрой­ки общего плана
ЗАХВАТПривлечение и фикса­ция вниманияТезис: «Вопрос о зар­плате»
Депотенциализация противникаТематическая при­стройка и подготовка почвы: «Фирма мне мно­го дала, я дал тоже фирме много»
ПРИЕМУдар (прием)Проблема: «Собрался жениться, а тут выгодное предложение»
Латентный период (дымовая завеса)Туман, журчание, на­правление к решению: «Уходить от вас не хочу…»
Коридор для отходаДовесок: «Готов рабо­тать больше!»
Толчок и помощь в полетеФинальные требова­ния: «Мне надо столько и с такого срока»
ФИКСАЦИЯПресечение попыток увернутьсяОтбивка атак: «Техни­ка заезженной пластинки»
Фиксация итоговФиксация договорен­ностей
Завершение контактаПозитивное заверше­ние: благодарность

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x8f45.html

Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое

Основные типы общения: императивное, манипулятивное и диалогическое

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное, или директивное, авторитарное; манипулятивное; диалогическое(Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое (гуманистическое)общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему.

Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним. Диалог – это подлинная экзистенциальная коммуникация, переживание опыта равноценного субъекта в процессе общения.

Подлинный диалог не допускает общения как «обмена информацией» или «обмена материальными и нематериальными ценностями, «знаками одобрения и престижа» ради выгоды, как это трактуется в теории обмена американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1989) и как это принято в условиях прагматизма рыночных отношений.

В современном массовом обществе главный дефицит – это дефицит подлинного общения – общения ради общения, что подтверждается кросс-культурным и социологическими исследованиями, проводимыми в развитых странах.

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс целостного сопереживания ему, и духовного, и практического (Докучаев И. И.Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001.

С. 5).Культуролог и семиотик Ю.М. Лотман, рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называлистинным общением (диалогом) познание человеком человека и познание человеком окружающего мира. Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Читайте также:  Корреляция - психология

В качестве критерия эффективности диалоговой коммуникации российские социологи Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц рассматривают степень достижения взаимопонимания между участниками диалога.

При этом взаимопонимание является не только целью, но и предпосылкой коммуникации, которая заключается в исходной установке на понимание – коммуникативной интенции как «равнодействующей» мотива и цели общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Предрасположенность актора к диалоговой коммуникации проявляется в открытости по отношению к принимающей стороне, т.е.

в демонстрации явных мотивов и целей коммуникации. Если эти условия отсутствуют, то возникают нежелательные коммуникативные сбои («ножницы восприятия»), т.е. взаимопонимание не достигается по вине либо одной, либо другой стороны, участвующей в общении, либо одновременно обеих.

Дридзе выделяет следующие коммуникативные сбои: псевдокоммуникацию, при которой сообщения не увенчиваются адекватными интерпретациями коммуникационных интенций», коммуникатор и коммуникант не просто остаются каждый на своей позиции, но и не понимают адекватно намерений друг друга при вступлении в коммуникацию; квазикоммуникацию, когда происходит «ритуальное действие», подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию (Адамьянц Т.З.Социальная коммуникация. М., 2005. С. 10–13; Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии//Общественные науки и современность, 1996. № 3).

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз.

Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто.

Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.

Манипулятивное общение– это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно.

Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам.

Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми.

В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору.

Разница между манипуляцией и внешне схожим с ней приемом так называемого скрытого воздействия состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучиобнаруженным (Николайшвили Г.Г.Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100).

Особенности манипулирования изучали многие психологи, теоретики коммуникологии и коммуникативистики. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) считал манипулирование внушением, при котором в сознание незаметно вносится «прививка идей». В отличие от убеждения, внушение – это воздействие на сознание без внешнего принуждения, без рационального размышления.

Манипулирование – это управление сознанием и поведением человека, его установками и впечатлениями, его мотивами и реакциями. Американский психолог Э. Шостром полагал, что известная менеджерам концепция бесконфликтного общения Дейла Карнеги – это приемы «мягкой» манипуляции, которые тем не менее помогают в преуспевании в сфере бизнеса.

Шостром предложил классификацию манипуляторов, объяснил причины манипулятивного поведения и предложил технологии, помогающие распознать манипуляторов (Шостром Э.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М, 1992). Московский психолог Е.В.

Доценко, книга которого о социально-психологическом феномене манипуляции неоднократно переиздавалась и стала хрестоматийной, изучил этимологию понятия «манипуляция», толкования этого термина, технологии и проявления манипуляции в межличностных и политических коммуникациях.

По его мнению, метафорой манипуляции можно назвать «подчинение» управлению сознанием и поведением (как если бы человек сделал то, что ему велят, сам), «скрытое» воздействие и «искусное» воздействие.

«Манипуляция– это узел, в котором сплелись воедино важнейшие проблемы психологии воздействия: наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменение баланса интересов» (Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 8).

Манипулятивная коммуникация– это перехват инициативы, отвлечение внимания адресата, «игра» на различных «струнах души», т.е. на значимых мотивах манипулируемого. Это стремление поставить его в подчиненное, зависимое положение. Это убеждение вас в необходимости борьбы «за место под солнцем» либо наигранное заискивание и стремление угодить. Это ощущение того, что манипулятор «темнит» (Казаринова И.В., Погольша В.М.Межличностная коммуникация. СПб., 2004. С. 84. 85). Эти характеристики манипулятивной коммуникации помогут распознать манипулятора и избежать неприятного общения с ним.

О современных технологиях и приемах манипулирования индивидуальным и массовым сознанием, используемых в СМИ, об основных «конструктах» социально-политического манипулирования (мифы, стереотипы, имиджи) существует ряд интересных публикаций (Богомолова Н.Н.

Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008; Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М., 2004; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000; Грин Р. 48 законов власти. М., 2007; Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002; Мельник Г.С.

Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Гнатюк О.Л. Актуальные проблемы изучения телевидения в системе массовой коммуникации//Россия в Глобальном мире. Социально-теоретический альманах. № 1. СПб., 2001; Гнатюк О.Л.

Алармизм как негативная асимметрия, или новая функция российских СМИ//Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 ноября 2006 г. СПб., 2006; Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. СПб.

, 1997; Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления//Социс. 2006. № 1; Кармин А.С. Психология рекламы. СПб., 2004).

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/38409.html

Курс «Не дать себя в обиду: техники противостояния психологическому прессингу» (Кемерово). Самопознание.ру

Если Вы всегда согласны со всем и со всеми, если в жизни предпочитаете плыть по течению, подчинятся обстоятельствам и готовы уступать всякому, кто предъявляет Вам претензии — этот курс не для Вас.

Он Вам не нужен, как не нужна вода тому, кто не испытывает жажды, и не нужна еда тому, кто не голоден. Но если Вам не нравится ощущение, когда Вас «загоняют в угол», то этот курс будет Вам полезным.

А в Вашей жизни есть такой человек, который с первой минуты общения «подминает» Вас под себя, обезоруживает и вгоняет в настоящий ступор потоками критики, претензий и нотаций в Ваш адрес? В присутствии которого Вы теряетесь и не можете подобрать слова, чтобы дать ему достойный отпор. А потом, после разговора с ним, без конца перебираете в уме, что и как Вы могли бы, хотели бы ему сказать, и обязательно скажете в следующий раз. Но наступает «следующий раз» — и вы снова в ступоре, он на коне, а Вы опять вините себя в малодушии и бесхребетности. Кто этот человек? Ваш босс? Не в меру активный коллега по работе? Клиенты на работе? Свекровь? Соседка? Или такие люди встречаются в Вашей жизни с завидной регулярностью повсюду, где бы Вы ни оказались? Поверьте, Вы в этом не одиноки.

Вы задаётесь вопросом: «Почему я? Почему мне приходится это терпеть?»

Причины могут быть самыми разными.

Вас могут попытаться унизить только потому, что Вы зарабатываете больше их, или потому что — меньше, потому что Вы сидите рядом с ними в вагоне трамвая, потому что Вы живёте на этом свете… Завистники не простят Вашего успеха, а злопыхатели — поражения. Бывает, возможность самоутвердиться за Ваш счёт не упускают те, от кого Вы зависите в той или иной мере: клерки, начальники, подчинённые, преподаватели, врачи, сантехники, даже родные и близкие люди.

Иногда явных причин может не быть вовсе. Просто есть люди, которым становится хорошо только тогда, когда Вам плохо.

В результате знакомый или незнакомый человек начинает очень грубо высказываться в Ваш адрес, или каким либо другим способом показывает Вам своё пренебрежение.

Порой это специально делается в присутствии Ваших родных, друзей или сотрудников, чтобы унизить Вас посильнее.

Часто такие люди интуитивно знают, как побольнее ударить человека в незащищённое место, причинив ему страдания, которые не утихают годами. В ход идёт все — и ироническая улыбка в нужный момент, и базарный окрик…

Но Вы не можете продолжать терпеть это вечно, не так ли? Пора что-то с этим делать. Пора научиться давать отпор обидчикам и отстаивать свои интересы, ставить на место тех, кто этого заслуживает. Как это сделать? Ответу на этот вопрос и посвящён практический курс «Техники противостояния психологическому прессингу».

Подробнее о курсе

Что даётся:

  • Обучение устойчивости к стрессовым воздействиям,
  • Механизмы выхода из критических ситуаций,
  • Методы противостояния психологическому давлению.

Как даётся:

  • Создание и развитие практических навыков на основе собственных знаний и опыта других,
  • Моделирование проблемных ситуаций,
  • Анализ индивидуального опыта участников курса,
  • Универсальная методика психопрограммирования.

Основные темы:

I. Поведение в критических ситуациях.

Это сложная задача. Все люди разные, поэтому для кого-то обычный разговор по телефону или визит в кабинет начальника — это уже настоящий стресс, а на кого-то и Всемирный Потоп не произведёт особого впечатления…

  • Обучение общим приёмам устойчивости к стрессовым воздействиям;
  • Развитие уверенности в себе и преодоление страха общения в различных ситуациях.

II. Противостояние психологическому насилию и агрессии.

Как быть с хамами, которые постоянно норовят испортить нам настроение.

  • Формирование умений замечать и понимать агрессивный язык тела и высказывания.
  • Основы психомобилизации (самонастроя). Как быстро снять возникшую психическую напряжённость, отрицательные эмоциональные состояния.
  • Как противостоять тем, кто любит самоутверждаться за счёт другого. Методы защиты от внезапных атак хама.

Особенно тяжело, если в такой роли выступают близкие люди: родственники, возлюбленные, друзья. Этот вариант плох для Вас тем, что скрыться от такого человека некуда, а поэтому приходится постоянно оказывать сопротивление или уступать…

  • Как за комплиментами разгадать провокации.
  • Психотехники насильственного доминирования.
  • Психология «хищников и жертв». Почему некоторые люди сами подставляют себя под удар.
  • Вербальные и невербальные методы управления своими эмоциями.
  • Механизмы выхода из критических ситуаций.

Вы легко сможете освоить эти уникальные алгоритмы противостояния психологическому прессингу и больше никогда и никому не позволять портить Вам жизнь и настроение!

Всё, что для этого нужно — прийти на мой курс.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/ne_dat_sebya_v_obidu_tehniki_protivostoyaniya_psihologichesk/?date=22039

Как развить коммуникативные способности у ребенка

Как развить коммуникативные способности у ребенкаРазвитие коммуникативных способностей

Человек – существо общественное, он не может обходиться без общения с себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок подсознательно реагирует на прикосновение к нему, на улыбки, взгляды, звуки, обращенные к нему.

 Когда ребенок растет, развивается, ему мало общения только с семьей, он начинает тянуться к свои сверстникам, играет вместе с ними, у них появляются совместные интересы.

 Если же малыш почти не общается со своими сверстниками, не может организовать общение, он может почувствовать себя отвергнутым, что приведет к замкнутости. Это должно стать тревожным сигналом для родителей.

Что такое коммуникативность?

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Коммуникативность предполагает, прежде всего, обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

 Психологи считают, что коммуникативные способности включают в себя, в первую очередь, желание ребенка вступить в контакт со своим сверстником, умение организовать общение с ним, соблюдая при этом нормы и правила общения.

Коммуникативные качества необходимы, прежде всего, для нравственного развития ребенка. Сейчас почти все программы для дошкольного образования содержат раздел, посвященный воспитанию нравственных качеств личности.

 Поскольку в детском саду дети находятся вместе большую часть дня, им вольно или невольно приходится взаимодействовать друг с другом.

При этом могут возникать конфликты различного рода, которые, в свою очередь, не только препятствуют общению детей, но и нарушают воспитательно-образовательный процесс.

Как правильно общаться?

Возрастная психология относительно недавно начала заниматься проблемой развития общения в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Нулевая позиция восприятия - психология

Родоначальником этой отрасли считается Жан Пиаже, швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.

 Именно этот психолог еще в 30-е годы ХХ века привлек внимание психологов и педагогов к общению со сверстниками как важному фактору социализации ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма ребенка.

Научите ребенка уважать чужую точку зрения

Так как именно дошкольникам более всего свойственен эгоцентризм, Пиаже утверждал, что благодаря разделению точки зрения других лиц – сначала сверстников, а потом взрослых – настоящая логика и нравственные ценности могут успешно заменить сформировавшийся или только формирующийся у ребенка эгоцентризм, т. е. восприятие своей точки зрения как единственной существующей.

Поэтому именно общение с детьми, близкими по возрасту, поможет каждому ребенку научиться принимать чужую точку зрения.

 В дошкольном возрасте формы общения постоянно меняются, в зависимости от ситуации, в которой оказывается ребенок. Вслед за этим изменяется и содержание общения.

Сначала ребенок начинает осознавать свои отношения со взрослым, начинает понимать, чего от него хотят, что он от них ждет.

А вот интерес к сверстникам появляется значительно позднее, в основном, в различных временных объединениях (в песочнице, на игровой площадке, в поликлинике на приеме и т. д. ). А уже в четырехлетнем возрасте именно сверстник, а не взрослый становится более привлекательным партнером, ведь их общение гораздо больше насыщено эмоциями.

Нужно отметить еще одну важную черту общения дошкольников – нестандартность и регламентированность.

В общении со взрослыми дети придерживаются определенных норм поведения, которые им уже внушили, а со своими ровесниками они могут вести себя непринужденно.

 Взрослый будет стремиться прививать нормы поведения, в чем-то ограничивая, а сверстник, скорее, будет поощрять проявление индивидуальности, то есть поможет проявить свою оригинальность.

Учимся общению играя

Игра – самая древняя форма общения. Повторяя сначала действия за взрослыми, имитируя их речь, походку, действия, реакцию, ребенок приобретал бесценный опыт, который, в свою очередь, передавал более младшим братьям и сестрам.

 Так как сегодня в детских дошкольных учреждениях, различных развивающих центрах работают специалисты, обученные разным приемам и методам развития общения, то такая деятельность носит уже не спонтанный, а целенаправленный характер.

Польза театрализации

Например, театрализация помогает ребенку «примерить» на себя разные роли, вжиться в другой образ, понять другого героя, что в обычной жизни способствует нахождению общего языка друг с другом. Могут быть использованы только элементы театра. Например, пантомима, когда дети должны понимать друг друга без слов – игра «Пойми меня».

Игры на развитие доверия к другим

Среди подростков распространены так называемые веревочные курсы, пришедшие к нам из американских лагерей бой-скаутов. Они способствуют развитию чувства локтя, взаимопониманию и взаимопомощи.

 Некоторые элементы таких упражнений сейчас практикуются уже в детском саду, чтобы сблизить детей, научиться доверять друг другу, а какое общение без доверия? Поэтому дети, становясь в «ручеёк» и завязав глаза, проходят различные препятствия, не расцепляя при этом рук.

Такая «школа доверия», безусловно, служит развитию коммуникативных навыков.

Проигрывание различных сценариев

Нельзя забывать и о вербальных средствах: грамотный воспитатель, умный родитель обязательно будет учить примирению, ведь без ссор, к сожалению, в детском коллективе не обходится.

Поэтому детей нужно вовлекать в такие упражнения, которые помогают моделировать уже на теоретическом уровне выходы из различных спорных ситуаций.

 Дети очень обостренно чувствуют несправедливость по отношению к себе, поэтому взрослым важно реагировать на любую ссору, а не то затаенная обида может навсегда отбить охоту к общению.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Источник: https://dealinda.ru/magazine/19/316/

Психологические различия мужчин и женщин

Психологические различия мужчин и женщин

Из чего же сделаны девчонки, из чего же сделаны мальчишки? Каждый день, общаясь с противоположным полом, многие из нас вздыхают и говорят себе: «Женщин (мужчин) не понять!» Действительно, нередко различия между мужчиной и женщиной касательно восприятии одних и тех же вещей кажутся такими огромными, что общих точек соприкосновения не найти. Написано немало научных трудов, утверждающих, что различия между мужчинами и женщинами настолько велики, как будто это представители разных видов. И ровно столько же исследований утверждают обратное. Кто же прав?

Из чего рождается идея о психологических различиях мужчин и женщин, миф о тотальном непонимании друг друга? Скорее всего, в основе лежат половые различия, особенности поведения и разница в ожиданиях.

Особенности женщин и мужчин не раз становились предметом разнообразных исследований — как популярных, так и глубоко научных.

Результаты их достоверно свидетельствуют о том, что психологические особенности мужчин и женщин действительно разные.

Мозг мужчины и женщины: различия и схожесть

Что касается мозга мужчины и женщины, то различия в его работе до сих пор не ясны. Мужчина во время взаимодействия с другими людьми должен четко понимать смысл и конечную цель происходящего. Если обсуждается проблема, его мозг настроен на поиск и принятие решения.

Женщина, как правило, будет рассуждать о том, как она себя чувствует в связи с имеющейся проблемой, и что сделать, чтобы чувствовать себя иначе.

Говорить о проблеме для женщины означает чувствовать себя понятой и принятой, стать ближе с собеседником, разделить с ним свои мысли и чувства.

В то же время существует немало мужчин, мозг которых функционирует «по женскому» принципу, то есть, нуждается в «проговаривании» проблемы. Мужчины тяготеют к продуктивной речи.

Они легко сокращают рассказ о чем-то, если считают, что подробности произошедшего неважны, и не меняют смысл рассказа.

Более того, мужчины с легкостью прервут свое повествование, если сочтут, что основная мысль уже донесена до слушателей, и лишние комментарии не добавят ничего нового в картину произошедшего.

Общение мужчины и женщины, психология общения мужчины и женщины

Общение мужчины и женщины тоже отличается, причем порой так сильно, что бывает трудно достичь взаимопонимания. Женщины используют общение с мужчиной для организации или развития собственных мыслей. Чем больше деталей и ассоциаций, тем большее удовлетворение получает женщина от коммуникации.

Мужчину из всего потока рассуждений интересуют обычно моменты, которые можно использовать для конкретных действий, и способы реализации задуманного. Если сказанное не имеет практического применения, оно может быть отнесено мужчиной в разряд несущественного.

Женская психология общения с мужчиной часто основывается на рассуждениях о возможностях, чувствах, взгляде со стороны на них.

Женщина прогнозирует реакцию окружающих (прежде всего мужчин) и уточняет, насколько ей будет комфортно при том или ином способе решения проблемы.

Иногда незначительная деталь, будучи достаточно сильно окрашенной эмоционально, может оказаться для женщины решающей в определении проблемы в целом.

Психология общения мужчины с женщины основана на том, чтобы добраться до сути проблемы. А психология общения женщины с мужчиной, наоборот, базируется на том, чтобы освободиться от ненужных и негативных эмоций. Иногда женщины вообще вместо решения самой проблемы предпочитают найти иную точку зрения, с которой проблема уже не кажется, слишком большой или вообще не выглядит как проблема.

Особенности общения мужчин и женщин

Мужчины, как и женщины не всегда рациональны в решении тех или иных задач. Если у проблемы нет явного решения или мужчина не понимает сути проблемы, то может вообще не рассматривать сложившееся положение дела как проблему.

Женщины считаются более эмоциональными, однако исследования показывают, что мужчины в этом вопросе не отстают от своих прекрасных подруг. Правда, мужчины сильно ограничивают себя в проявлении этих эмоций, особенно если рядом присутствуют лица, которые могут оценить их «неправильно».

Различия мужчины и женщины

Всем известна поговорка о том, что женщина за рулем сродни обезьяне с гранатой, т.е. способна на необдуманные и неожиданные действия. Многие мужчины вообще полагают, что женщине за рулем не место. Однако в реальности все обстоит иначе.

И мужчины, и женщины с одинаковым водительским стажем имеют примерно одинаковые навыки. Но мужчины водят более агрессивно, раскованно и быстрее набирают «километраж». Уверенность в себе часто ведет к переоценке своих возможностей. Большое количество водителей — мужчин считают, что их навыки вождения «выше среднего», что не соответствует действительности.

Многие «отличные» водители в условиях эксперимента выполняли задание на определение их навыков вождения и получили оценку «ниже среднего».

Одно из проводимых исследований по сравнению поведения мужчин и женщин за рулем показало, что мужчины, осуждающие женщин за неумелые действия в процессе вождения, имели в 2 раза больше происшествий с наездом на пешеходов, чем те, кто таких суждений не высказывал.

Вероятно, именно благодаря этим особенностям у мужчин риск попасть в ДТП на 77% выше. Среди дам, несомненно, есть свои лихачи, но в целом женщины тяготеют к более безопасному вождению, реже нарушают правила и стараются избегать рискованных ситуаций. То есть, женщина за рулем скорее пропустит перегоняющую ее машину, чем будет соревноваться с другим водителем в скорости и настойчивости.

Однако есть интересный момент. Если женщина поддерживает стереотип о том, что «слабый пол непригоден для вождения», она действительно будет водить машину хуже, делать много ошибок и глупостей за рулем.

Ещё одно различие между мужчинами и женщинами – память. Выражение «девичья память» подразумевает недолговечность информации, попавшей в женский мозг. Однако женщины довольно подробно помнят детали первого свидания, обиды, нанесенные много лет назад, надежды и разочарования юности, так как все эти события являются эмоционально окрашенными.

У женщин отлично развита вербальная память.

Психология общения с женщины основывается на том, что они хорошо помнят слова, объекты, картины и ежедневные события со всеми мелочами, а также последовательность действий, которые они совершили не так давно.

Женщина легко вспомнит, куда положила ключи или очки. Она воссоздает в памяти картину того, что происходило вокруг, что она делала в тот момент и даже о чем думала.

Мужчины лучше запоминают символы, нелингвистическую, а также визуально-пространственную информацию. По этой причине они, как правило, легко ориентируются на местности. В мужской голове создается отличная 3D-картинка окружающей среды.

Женщины тоже неплохо справляются с ориентировкой на местности, при том, что их память и восприятие работают совершенно по-иному. Женщины действуют по той же схеме, что и при поиске ключей. Женщина вспоминает, что и в каком порядке на данной местности она видела, что думала и что чувствовала по отношению к окружающим предметам.

Существует миф, что женщины несильны в математике. Исследования показали, что математические способности примерно одинаково развиты и у мальчиков, и у девочек.

Разница в пользу сильного пола выявляется лишь в том случае, если общество, в котором воспитываются дети, убеждено в мужском превосходстве в точных науках.

Вероятно, девочки в этом случае более снисходительно относятся к своим успехам в точных науках, списывая это на «неженский характер» математики, не стремятся выявить и исправить допущенные ошибки.

Еще один распространенный миф гласит, что женщины болтливы. В реальности же женская болтливость не превышает мужскую.

Мужчинам может казаться бессмысленным эмоциональное общение жен с их подружками из-за общей разницы в содержании «мужских» и «женских» бесед.

Мужчины вполне способны «переболтать» женщин, обсуждая свои хобби и даже просто сплетничая. Просто акценты в мужской беседе расставлены иначе, чем в женской.

Читайте также:  Недостатки и достоинства - психология

Дух соревнования одинаково присущ и мужчинам, и женщинам. Однако на развитии его сильно сказывается культурная среда. Если в обществе признается главенствующая роль мужчины, то основные бои за лидерство будут именно между ними.

Там же, где социальная среда признает ведущую роль за женщиной, представительницы так называемого слабого пола могут вести себя жестко и агрессивно.

Итак, можно полагать, что «мужчины с Марса, а женщины с Венеры», а можно считать, что все мы с Земли и в состоянии находить общий язык друг с другом, особенно если осведомлены о тонкостях мировосприятия «той стороны».

Источник: http://auroum.ru/?p=1793

Психологический тренинговый центр Александра Лаврова

Зачатие и рождение человека — Сокровенная Тайна. Это совершенно особые переживания для матери и для ребенка. Это инициация, посвящение в жизнь.

Это опыт, который впоследствии оказывает огромное влияние на наше мировосприятие.

При рождении мы получаем свое первое представление о природе жизни, первый опыт отношений с миром, на основе которого будут строиться все наши дальнейшие отношения с окружающим нас пространством, родителями, с любимыми людьми.

Основатель перинатальной и трансперсональной психологии Станислав Гроф с помощью эмпирического исследования состояний сознания человека создал теорию о базовых перинатальных матрицах – мощнейших базовых переживаниях сопутствующих стадиям внутриутробного развития и рождения, которые запечатлеваются в организме человека и определяют всю его последующую жизнь. Перинатальная психология – новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах и их влияние на всю последующую жизнь. Понятие перинатальный состоит из двух слов: пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) — относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология — это наука о психической жизни, не рожденного ребенка, или только что родившегося. Всего Гроф выделил четыре базовые перинатальные матрицы.

ПЕРВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов).

Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей. Первая перинатальная матрица: «Матрица любви».

Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности, базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно. 9 месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – РАЙ.

Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура, постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).

Если этап первых девяти месяцев прошел нормально – мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.

ВТОРАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Антагонизм с матерью (схватки в закрытой матке).

Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен, вначале посредством химических воздействий, позднее грубым механическим путем – периодическими схватками.

Это создает ситуацию полной неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет.

Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.

В момент схваток сила сжатия матки составляет около 50 килограмм, представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-хкилограммового ребенка. Гроф назвал эту матрицу “Жертва” потому, что состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят, и нет выхода. При этом возникает чувство вины (изгнание из Рая), вина берется на себя: “я был плох, и меня изгнали”.

Возможно развитие травмы любви (любили, а потом причинили боль и выпихнули). В этой матрице нарабатывается пассивная сила: “меня голыми руками не возьмешь, я – сильный”, терпеливость, настойчивость, умение выживать. Человек умеет ждать, терпеть, переносить неудобства жизни.

Негативы этой матрицы делятся на две группы: когда ее нет (кесарево сечение: плановое и экстренное) и когда она избыточная.

Как правило, ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться.

С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы.

С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется патологическая.

При недостаточной второй матрице у человека не хватает терпения, ему трудно, например, высидеть урок или лекцию, перенести неприятную ситуацию в своей жизни. Влияние наркоза приводит к “отмораживанию” в жизненных ситуациях, требующих терпения.

При экстренном кесаревом сечении (когда схватки были, а потом они прекратились) человеку трудно довести дело до конца. При стремительных родах человек старается решить проблемы очень быстро, “с кондачка”, а если что-то не получается – отказаться.

При избытке второй матрицы (длительные роды) – у человека по жизни проходит сильная роль Жертвы, он притягивает ситуации, когда его “прессуют”, давят, либо начальство, либо в семье, он страдает, но при этом подсознательно чувствует себя в этой роли комфортно.

При родостимуляции записывается программа “пока меня не подтолкнут, я ничего не сделаю”.

ТРЕТЬЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Синергизм с матерью (проталкивание через родовой канал).

Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы», формируется с конца периода раскрытия шейки матки до момента рождения ребенка. Эта матрица соответствует второй клинической стадии родов.

Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем.

Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние.

Третья матрица характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит.

Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. Третья БПМ охватывает период потуг, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям. В норме это длится 20-40 минут. В этой матрице нарабатывается активная сила: “я поборюсь и справлюсь”, целеустремленность, храбрость, смелость.

Негативами этой матрицы также могут являться как ее избыток, так и недостаток. Так при кесаревом сечении, стремительных родах, выталкивании ребенка люди в дальнейшем не умеют бороться, когда возникает ситуация борьбы их надо толкать в спину. Дети интуитивно нарабатывают эту матрицу в драках и конфликтах: он дерется, его бьют.

Избыток третьей матрицы проявляется в том, что у этих людей вся жизнь – борьба, они все время борются, всегда находят против кого и с кем.

Если при этом развилась асфиксия (ребенок родился синенький или белый) возникает огромное чувство вины и в жизни это проявляется игрой со смертью, смертельно опасной борьбой (революционеры, спасатели, подводники, экстремальные виды спорта…). При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида.

Если применялись акушерские щипцы – в действии нужна чья-то помощь, но с другой стороны он этой помощи боится, потому что она болезненная. При разрывах возникает страх своей силы, чувство вины, программа “как только я применю свою силу – это нанесет вред, боль”.

ЧЕТВЕРТАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Отделение от матери (прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений).

Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом.

Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа.

После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью.

Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.

Четвёртая перинатальная матрица: «Матрица свободы», начинается с момента рождения.

Формирование ее в основном заканчивается в период первых 7 дней после рождения, но частично перепрограммируется всю жизнь человека, то есть человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет.

Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в первую матрицу.

В идеале после тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают, мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь и защищенность. К сожалению, в наших роддомах только в последние годы стали задумываться и претворять в жизнь принципы не травматичной четвертой матрицы. У большинства из нас, к сожалению, подсознательно свобода ассоциируется с холодом, болью, голодом и одиночеством…

К счастью в современной психологии и психотерапии есть методы позволяющие освободиться от негативных последствий травмы рождения, это в первую очередь холотропное дыхание и психотехника «Родовой канал».

«Родовой канал» – психотехника повторного воспоминания, проживания и проработки родового опыта.

С помощью особой техники и участников группы моделируется ситуация нахождения ребенка в матке, прохождения родовых путей и первого общения с матерью.

Данный метод позволяет избавиться от беспокойства, тревожности, чувства собственной неполноценности, необходимости самоутвердится, неспособности радоваться жизни, а также агрессивности и страхов.

Зачем необходимо повторно проживать собственное рождение? Дело в том, что даже самые легкие роды, как было отмечено выше, это всегда травма, имеется ввиду не столько физическая, хотя и она не редкость, сколько психологическая.

Есть такое понятие как «импринтинг» – запечатление, то с чем живое существо сталкивается в первые минуты своей жизни, становится во многом определяющим в его дальнейшем существовании.

Во время перепроживания негативного опыта происходит трансформация личности, человек осознает все аспекты перинатального периода своей жизни и меняет отношение к данной ситуации.

В результате снимается мощнейшее физическое и психологическое напряжение, открываются внутренние резервы организма и дремлющие в нас силы, повышается энергетический потенциал, за счет высвобождения колоссального количества заблокированной энергии, развиваются творческие способности, появляется интерес к самопознанию,  нормализуются отношения с другими людьми.

С уважением,

Александр Лавров

www.lavrov-psy.ru

Источник: http://lavrov-psy.ru/psihologicheskie-treningi/perinatalnaya-psihologiya-psihicheskaya-zhizn-cheloveka-na-rannih-etapah.html

Ссылка на основную публикацию