Композиция критики — психология

Искусство конструктивной критики

Поиск Лекций

КАК ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ?

1. Комплимент как малая форма эпидейктической речи.

2. Принципы создания комплимента.

1. Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека.

В соответствии с “законом удовольствия” (один из четырёх общих законов риторики) риторически образованный человек будет стремиться к тому, чтобы общение доставляло радость партнёру.

Комплимент является одной из форм выражения одобрения партнёру, несёт положительный эмоциональный заряд, поэтому употребление комплиментов в речи служит замечательной основой для развития гармоничного речевого взаимодействия.

Однако следует помнить, что комплимент, несмотря на свою распространённость, является одним из самых трудных риторических жанров. Неудачная форма похвалы, неискренность или неуместность комплимента могут на долгое время испортить отношения между людьми. Чтобы этого не случилось, при продуцировании и использовании в речи комплимента следует придерживаться определённых правил.

2. Риторические принципы, которые нужно иметь в виду, если вы хотите сделать хороший комплимент, могут быть сведены к трём основным.

1. Мера в риторике комплимента проявляется прежде всего в соразмерности искренности (естественности) и искусности похвалы. Не правы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним, по сути – солгать.

Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, тёплого, неравнодушного отношения к человеку. Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно.

Есть два подхода, два принципа отношения к людям: “Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком – возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных.

Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с улыбкой на устах. Это подход любящих.” (Андре Моруа. Письма к незнакомке). Заметим: кроме “изъянов и недостатков” у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. Их-то и надо научиться видеть, о них-то и нужно говорить.

Как говорил французский философ Возрождения Мишель Монтень, “если я вижу в других нечто хорошее, я глубоко уважаю это хорошее и очень охотно хвалю его. Нередко я даже преувеличиваю его ценность и говорю не совсем то, что думаю, позволяя себе небольшую ложь; однако выдумывать то, чего не вижу в действительности, этого я решительно не умею.

Я охотно сообщаю моим друзьям, что, по-моему, подлежит в них одобрению, и их достоинства в один фут длиной с готовностью растягиваю до полутора футов; но приписывать им те качества, которых у них нет, этого я не могу…” (Мишель Монтень. Опыты: Книга вторая. Глава XV).

“Законы жанра” в области комплимента подразумевают гиперболу, преувеличение, но не дозволяют лжи и равнодушной неискренности.

Этим комплимент отличается от лести.

2. Мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания и известной условности, традиционности формы.

“Похвала трогает, рождаясь как бы невзначай, непроизвольно Нежность в затверженных выражениях раздражает” (Андре Моруа. Письма к незнакомке). Ищите образ, метафору! Не останавливайтесь на банальных фразах вроде Как вы сегодня хорошо выглядите! Какое у вас красивое платье!

3. Комплимент, эта уникальная “форма кристаллизации” законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и потому сохраняет все её основные особенности.

Неудивительно, что хороший комплимент часто представляет собой не прямое сообщение, а содержит намёк, загадку, парадокс.

Именно этим он вносит свой вклад в гедонистический дискурс и как особая форма игры, развлечения доставляет удовольствие.

Вот пример комплимента такого рода: Будь у вас, сударыня, нос подлиннее, я всё равно писал бы сейчас послание к незнакомке. Только эта незнакомка была бы иной. (“Письма к незнакомке”)

Итак, “давайте говорить друг другу комплименты”. Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра. Изящество же состоит именно в соблюдении меры, то есть соразмерности искренности и условности, естественности и искусства, свежести смысла и лаконичной, традиционной формы.

Литература

1. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001.

2. Монтень М. Опыты. В трёх книгах. – М.,1979.

3. Моруа А. Письма незнакомке // Моруа А. Надежды и воспоминания. – М., 1983.

Искусство конструктивной критики

1. Причины неудачной критики.

2. Варианты критических оценок.

1. Чтобы овладеть основами конструктивной критики, необходимо в первую очередь изучить причины неудачной критики, т.е. такого порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне негативное отношение к воздействию, оказываемому на него. К основным причинам неудачной критики относятся:

· фатальность критики, т.е. такое психолого-эмоциональное воздействие, которое формирует у критикуемого лишь ощущение безвозвратной потери, невозможности что-либо изменить.

В этой ситуации критикующий заявляет примерно следующее: “Вам надо было поступить исключительно так-то”.

И поскольку, как говорится, поезд уже ушёл, то критикуемый попадает в тупиковую ситуацию, и ему ничего не остаётся, кроме как сопротивляться и “спасать своё лицо”. Ясно, что проку от такой фатальной критики мало;

· назидательность критики, которая проявляется в тоне, нравоучительных фразах типа “Чаще надо прислушиваться к моим советам”, “Вы поняли, наконец, как надо делать?” и т.д.

В подобных ситуациях критикуемый считает, что “ ко мне придираются”. И чтобы изменить это на “ мне хотят помочь”, критикующий должен перейти от упрёков к предложению о сотрудничестве.

Например: “Свои пожелания я высказываю лишь в надежде сохранить наши добрые отношения”;

· эмоциональность критики, когда критикующий не может вовремя остановить поток упрёков, “заводится” и тем самым подавляет слабых духом собеседников, а сильных подталкивает к активному противоборству. В обоих случаях польза оказывается ничтожной.

В принципе каждый из нас может продолжить это перечисление неудач. Достаточно вспомнить случаи, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего и т.д.

Вот почему, прибегая к критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы, стройте разговор.

Это верный путь к достижению действенности критики.

Следует помнить, что критика принесёт позитивный результат, если она способна а) гасить сопротивление собеседника к восприятию критических замечаний; б) подвести партнёра к осознанию важности и целесообразности выполняемой им работы и того, что эта работа оценивается по достоинству.

2. Используйте при необходимости различные варианты критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие критические оценки:

Критика-похвала

· Работа сделана хорошо, но не для этого случая.

· Неплохо, но вы способны на большее.

· Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.

· Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недостаточно.

· Вот так уже совсем неплохо, но несколько ошибок придётся устранить.

Безразличная критика

· В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо.

· Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.

· Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они об этом знают.

· Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.

· Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться.

Критика-озабоченность

· Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у …

· Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.

· Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.

· Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.

· Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.

· Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное.

Критика-сопереживание

· Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.

· Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.

· Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.

· Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых: каково им сейчас?

Критика-сожаление

· Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.

· Очень жаль, но вы не справились с заданием.

· Я сожалею, но вы совершили ошибку.

· К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.

· Сожалею, но это вы могли сделать лучше.

· К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.

· Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.

· К сожалению, это не совсем то, что надо.

Читайте также:  Жизненная энергия - психология

· Мне так жаль, что вы не успели сделать работу.

Критика-удивление

· Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал…

· Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.

· Я не ожидал от вас такого результата.

· Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов.

· Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.

· Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.

· Как, ты не видишь здесь недостатков?

· Как, разве тебе это нравится?

· Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей?

· Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

Критика-смягчение

· Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.

· Наверно, вам неправильно объяснили это задание.

· Не вините только себя в том, что произошло.

· Это просто очередная рабочая ошибка.

· Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.

· В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.

· Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.

Критика-предупреждение

· Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.

· Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой разговор.

· Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.

· При повторной ошибке вы будете наказаны.

· Это было моё последнее предупреждение.

Критика-требование

· Сожалею, но работу вам придётся переделать.

· Эта работа требует немедленного выполнения.

· Я требую, чтобы…

Подбадривающая критика

· Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.

· Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.

· С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь отличного результата.

· Не переживайте, если захотите, вы непременно выполните это задание.

· Всё получится, если попробовать ещё раз.

Критика-упрёк

· Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!

· Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчёт.

· Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.

· Как же так, я думал, у вас всё получится!

· Ну что же вы? Вы нас так подводите.

Критика-надежда

· Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.

· Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.

· Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.

· Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов.

· Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.

· Хочется верить, что в будущем вы станете более внимательны.

Критика-аналогия

· Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку.

· Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.

· У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё.

· Раньше я тоже не мог выполнить это действие.

· Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.

· Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же – и что из этого получилось?

· Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным.

Критика-требование

· Я считаю, что работу нужно переделать.

· Это мнение ошибочное, его необходимо изменить.

· Сожалею, но здесь вам придётся уступить.

· Этот вопрос требует немедленной доработки.

· Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ.

Критика-замечание

· Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательнее!

· Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться!

· Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь – советуйтесь!

· Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!

· Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать!

· Вы не так выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться.

Конструктивная критика

· Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?

· Как вы планируете исправить допущенные ошибки?

· Что вы предпримите, чтобы исправить положение?

· Вы неправильно оценили ситуацию, что предлагаете делать?

· Опять просчёт. Как предлагаете выйти из положения?

Критика-опасение

· Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.

· Боюсь, это войдёт у вас в практику.

· Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.

· Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответственное задание.

· Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.

Как видим, есть много способов не превращать критику в разнос, в выход отрицательной энергии и унижения зависящих от вас людей. Заметим лишь, что все эти разновидности критики хороши при условии, что получающий порицание уважает критикующего и ценит его мнение о себе.

Литература

1. Бороздин Г.В. Психология делового общения. – М., 1999.

2. Карнеги Д. Как уберечь себя от беспокойства из-за критики // Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей… – Мн., 1990.

3. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. – М., 1999.

Источник: https://poisk-ru.ru/s47755t2.html

Воздействие критики на психику

Критике может подвергнуться любой человек, в особенности тот, кто хочет выделится из основной серой массы, а проще говоря тот, кто что-то делает. Критикуют в основном всегда инициативных людей, которые не принимают этот мир как что-то готовое, а приносят в него свое, они творят, они стремятся и достигают своих целей.

В основе критики лежит зависть, ведь куда проще осудить деяния другого человека, чем сделать что-то самому. Но и ошибки критики тоже замечают неплохо, в этом есть своя польза как для общества так и для того, кого критикуют. Понятное дело что без ошибок не бывает, что изъяны всегда имеют место быть.

Но ведь это вовсе не означает что ошибки не нужно исправлять, а следовательно критика все же вполне нормальное явление, ее просто правильно нужно воспринимать и грамотно на нее реагировать. Разумеется, изначально критика воспринимается нами как что-то негативное, направленное против нас.

У неуверенного и слабохарактерного человека, критика вызывает еще большую неуверенность, заставляет опустить руки и смирится с участью неудачника.<\p>

Но критику можно превратить в мощный стимул, не забирающий энергию, а дающий ее.

Уверенные в себе люди именно так и используют ее в своих целях, и любой собственно может понять, что критика есть реакция на ваше действие, а когда вы действуете – это уже чудо. Какая собственно тогда разница, что о вас говорят, ведь важно то, что о вас вообще заговорили, а если еще и негативно вас оценивают, значит в этом, что-то есть.

Я всегда подвергался сильной критике, да и теперь подвергаюсь, ведь моя психология основана не только на книжках и пересказе прочитанного. Я думаю и делаю свои собственные заключения. А придет время, я буду вводить свои собственные определения и терминологию, представляю, какая тогда будет критика в мой адрес, ведь я не принимаю чужое, я вношу что-то свое.

И вы знаете, я думаю, каждый из нас имеет на это право. Изначально критика меня тоже подавляла, обычно мне говорили типа прежде чем что-то утверждать конкретно, хотя бы книги почитал на эту тему, там умные люди проводили большой анализ, прежде чем делать заключения. Только вот дело в том, что я и себя считаю умным, и вовсе не собираюсь игнорировать свои собственные наблюдения и выводы, из-за того, что кто-то там этим недоволен. Критика перестает действовать угнетающе, когда вы получаете свои первые положительные результаты.

Если представить себе критику в виде барьеров на беговой дорожке, которые мы должны преодолеть, чтобы добраться до финиша, то просто преодолеваешь их, даже не задумываясь над этим.

Критика прямиком бьет по нашему Эго, и потому я не рекомендую ее полностью игнорировать, ведь это как двухполюсное поведение, либо мы воспринимаем критику слишком серьезно, и тогда мы связаны по рукам и ногам, либо мы ее игнорируем и совершаем ненужные ошибки.

Но вот если мы попытаемся найти причину критики в свой адрес, постараемся ее проанализировать, быть может в ней что-то действительно есть, то она станет для нас просто информацией, не негативной или позитивной, а просто информацией.

И я хотел бы прежде всего обратится к неуверенным в себе людям, боящимся критики и нареканий в свой адрес. Друзья мои, вы не должны позволять окружающим держать вас в закрытом состоянии, вы должны позволить себе распуститься как цветок, выпустив наружу все что в вас есть.

Дело в том, что вы и вправду можете ошибаться, и критика может быть вполне обоснованной. Только вот страшного в этом ничего нет, ошибок бояться не стоит, и те, кто вас ими пугает, еще более не уверенные в себе люди, в сравнении с вами, это трусливые люди, а страх, как известно заразителен.

Так не заражайтесь этой заразой, не надо бояться, надо действовать, на самом деле страшно не совершить ошибку, а не пытаться это сделать. Бездействие есть самая великая ошибка человека, и только за нее вы себя никогда не простите, особенно если вы допустили ее из-за воздействия на вас окружающих.

И именно по этому, люди так сильно критикуют друг друга, ибо боятся, что кто-то прыгнет выше них самих. Превратите критику в свой адрес, в мощную термоядерную энергию, питающую вас как атомный ректор. Такая энергия способна вывести вас на любую высоту. Помните, раз критикуют, значит завидуют, хотят сбить вас с толку, оставить внизу, не дать вам возможности реализоваться.

Но разве вам это нужно, и разве это причина оставаться внизу, ведь когда вы возвыситесь над остальными, критики станет меньше, или она вообще исчезнет.

Люди не будут уважать того, кто из-за их негативной оценки, так ни на что и не решился. Но если вы все же преодолеете в себе барьеры в виде критики, если сделаете как хотите, вас будут уважать хотя бы за характер, даже если вы ошибетесь.

Помните об этом каждый раз, когда слышите негативный отклик в свой адрес, не позволяйте этому перекрыть ваш потенциал энергии. Что касается излишне самоуверенных в себе людей, которые совершенно не обращают внимания на критику, я хочу вам посоветовать не идти на поводу у своего Эго.

Ведь оно манипулирует вами также как и всерьез воспринимаемая критика. Просто обращайте внимание на тех кто вас критикует, быть может в этом что-то есть, используйте их критику как я уже сказал в виде информации, не больше и не меньше.

А любая информация по своему полезна, если только знаешь как ее применить и вообще понимаешь ее.

Застрахуйте себя от не нужных ошибок, которые могли бы допустить из-за собственной гордости и самоуверенности. Это конечно хорошо, что вас нельзя смутить критикой, но не боритесь с ней, показывая свое безразличие к окружающим.

Повторюсь, здесь имеет место проявление вашего Эго, которое иной раз очень сильно ослепляет, и на котором некоторые могут играть, с целью манипуляции вами.

Главное помните, не сама критика оказывает воздействие на вашу психику, а ваше к ней отношение, согласно вашему характеру и воспитанию.

И хотя всех нас учат слушать других людей, которые указывают нам на наши ошибки, нам забывают сказать о том, что эти люди такие же как и мы, и ошибаются они не меньше нашего. И не критикуют только того, кто вообще ничего не делает, таких людей вообще могут не замечать, и такая жизнь полностью лишена красок.

Источник: https://psichel.ru/vozdejstvie-kritiki-na-psixiku/

Принципы восприятия критики

Практически каждый человек в течение жизни неоднок­ратно сталкивается с необходимостью воспринимать крити­ческие замечания в свой адрес. Труднее всего «сохранить свое лицо» под огнем критики.

Даже в том случае если кри­тикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психологии.

Специалисты утверждают, что примерно 90% людей не умеют достойно реагировать на критику, замеча­ния и оскорбления.

Если критика направлена лично в ваш адрес, то какой бы горькой она ни была, главное — из любой критики сделать правильный вывод и постараться впредь не допускать выс­казываний или действий, ее вызывающих.

К критике надо относиться как к неизбежному злу чело­веческого общения — спокойно и мудро. А можно даже из­влечь некоторую пользу, учитывая пословицу: «Никто нас так не учит, как наши враги». Исходя из этого, следует по­рекомендовать некоторые правила восприятия критики, про­пуская которые через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы.

Всегда следует помнить известные принципы восприятия критики:

— если меня критикуют, значит, от меня ожидали большего;

— необходимо деловое восприятие критики вне зависи­мости от того, кто критикует и в какой форме;

— центральный принцип восприятия критики — «все, что я делаю, я мог бы делать лучше»;

— наиболее ценная критика направлена на несовершен­ство того, что кажется нормальным;

— отсутствие критики — это показатель пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия;

— критика позволяет выяснить отношение критикующе­го к другой стороне;

— необходимо поддержать попытку критикующего кон­структивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Как следует реагировать на критику? Подчиненными лю­бая критика, за исключением явного сведения счетов, долж­на восприниматься как форма помощи в деле устранения недостатков, поэтому критикуемым не следует обижаться на нее.

Их задача состоит в том, чтобы, внимательно выслушав и признав имеющиеся недочеты, постараться извлечь из нее пользу и исправить ошибки.

Не следует сердиться, обвинять критикующих в нечестности, усложнять отношения; наобо­рот, нужно искренне их поблагодарить, при необходимости попросить более подробно остановиться на недостатках и поделиться своими взглядами на пути к их устранению.

Соглашаясь со специалистами по деловому общению, Н. А. Литвинцева считает, что есть только один метод дос­тойно реагировать на критику. Метод «Согласись или про­играешь». Суть метода в том, что надо согласиться с тем, что справедливо, а на остальное не реагировать. Например, вам сказали: «Вечно Вы опаздываете». Достойный ответ: «Да, сегодня я опоздал».

Причем, фраза должна начинаться с «Да». Критик будет доволен, если мы признаем справедливость его слов, и надолго отстанет с последующими замечаниями в наш адрес. Вы можете просто согласиться с его словами, сделав вид, что решили работать над выявленной им проблемой, а затем оставить все как есть. Наиболее раздражающе дей­ствует словесное сопротивление.

Кроме того, в конфликтологии есть метод погашения кон­фликта, который можно назвать «дайте возможность парт­неру выговориться». В соответствии с этим методом не нуж­но возражать, например, словами «Не кричите на меня, пожалуйста», т. е. пытаться перекрыть клапан «кипящего котла».

Лучше использовать детский прием: «Извините, я больше так не буду». Этот прием безукоризненно срабаты­вает применительно к агрессивному начальнику, который ожидал возражений с вашей стороны, а такая реакция обе­зоруживает его гнев. Однако не советуем часто извиняться, если в этом нет особой необходимости.

Извиняющийся чело­век не выглядит уверенным в себе.

«Высший пилотаж» в искусстве реагирования — перевод критики в достоинство. Ответ опять начните с «Да». В ответ на замечания в свой адрес скажите, например, следующее: «Да, Вы вправе так думать.

Если Вы мне делаете замеча­ние, значит, Вы за мной наблюдаете, значит, моя работа вам интересна…». Или в ответ на замечание: «Вы всегда со мной спорите».

Скажите: «Да, в разговоре с Вами удается докопаться до истины».

Если вы уверены, что ваши критики абсолютно не пра­вы, вы все равно признаете их право на собственное мне­ние. Ни вам, ни вашему руководителю не нужно, чтобы его мнение считалось неправильным. Исходите из того, что ваш руководитель и вы — два разных человека, которые смотрят на вещи по-разному.

Кроме того, Н. А. Литвинцева предлагает еще три прави­ла, которые следует соблюдать при любом способе ответа на любой тип критики.

Спокойствие, только спокойствие. Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным. Ехидный, агрессивный или раздраженный тон может все испортить.

Считайте слова. Ответ должен быть предельно кратким. Примерно 5 слов и ни одного лишнего, иначе только подо­льете масла в огонь. Не следует говорить «Да… но», так как «но» означает «нет» и вызывает очередную волну критики. И краткость нужна именно для того, чтобы не дать критику нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.

Не спешите с ответом. Не следует сразу отвечать на ри­торические вопросы, такие как эти: «Что Вы себе позволя­ете?», «Вы что, с Луны свалились (белены объелись, не с той ноги встали и т. д.)?» На эти коварные вопросы нет дос­тойного ответа. Критик торжествующе сверлит вас взглядом и ждет вашей униженной реакции.

Спокойно и доброжела­тельно спросите: «Вас это действительно интересует?» Уста­новлено, что примерно в 70% случаев критик скажет: «Нет, не интересует», почувствовав некорректность своего рито­рического вопроса. Значит, вам не надо ничего отвечать. Но если он скажет: «Да, интересует», коротко ответьте в соот­ветствии со смыслом вопроса.

Например, на вопрос «Вы что, с Луны свалились?», ответьте «Нет, я землянин».

А вот к каким результатам пришли профессиональные психологи, исследуя проблему отношения людей к тем, кто их критикует. Эта информация полезна тем, что показыва­ет, какая форма «выдачи» критических замечаний в наимень­шей степени травмирует душу критикуемого и сохраняет его нормальное отношение к критикующему.

Американские психологи Аронсон и Линдер в 1965 г. по­ставили следующий опыт. На протяжении семи эксперимен­тальных сеансов «подставные» участники опыта высказыва­ли похвальные или, наоборот, критические замечания по поводу выполнения заданий испытуемыми.

В зависимости от инструкций, полученных «подставными лицами», создавались ситуации четырех типов.

От одних людей испытуемые полу­чали на протяжении всех семи сеансов только похвалу; от других — только критику; от третьих — на протяжении пер­вых трех с половиной сеансов только критику, а в течение остального времени только одобрение; от четвертых — на­оборот: одобрение в первых трех с половиной сеансах и сис­тематическую критику в трех с половиной последующих. За­тем испытуемых попросили, не упоминая о сделанных в их адрес замечаниях, выразить свое отношение к различным участникам эксперимента, оценивавшим их деятельность.

Результаты изумили экспериментаторов.

Прежде всего, оказалось, что те «подставные лица», которые высказыва­ли только критику, «нравились» испытуемым очень мало, но те, кто после одних только похвал принимался их крити­ковать, правились еще меньше.

Люди, все время выражав­шие только одобрение, очень нравились испытуемым, но самого большого уважения удостоились те, кто сначала кри­тиковал испытуемых, а потом стал хвалить их.

Как объяснить эти результаты? Отрицательные отзывы вызывают у человека напряжение, а следующие за ними похвалы доставляют облегчение и потому особенно высоко оцениваются. Кроме того, мы просто склонны придавать боль­шее значение суждениям человека, умеющего критиковать, но, главное, способного также оценить по достоинству наши качества.

Источник: http://www.StrategPlann.ru/etika-otnoshenij/printsipy-vosprijatija-kritiki.html

Критика — созидание или разрушение?

Кто любит поливать всё вокруг дождём справедливой или несправедливой критики, не будет читать эту статью, а если и прочитает, никаких выводов не сделает, потому что не понимает, что обычные слова бьют сильнее дубины. Особенно — когда они высказаны публично.

Критика созидает, если говорить о мягкой, позитивной и логичной критике. Без неё сложно расти и меняться к лучшему. Такая критика помогает посмотреть на себя под другим углом и получить адекватную оценку своим действиям.

Когда кто-то делится личным опытом, рассказывает о своих ошибочных шагах, предостерегая и ориентируя, осторожно указывает на недостатки, почему бы и не принять эту точку зрения с благодарностью. Вряд ли это способно обидеть.

Но не всякая точка зрения бывает полезна. Одни слова будут служить стимулом и приведут к новым достижениям, другие — наоборот, словно подножка, остановят и собьют с толку. Потому что не все люди способны говорить, не навязывая свою позицию как единственно правильную и не задевая чувство собственного достоинства другого человека.

Рубят с плеча «правду-матку». Важно, что к месту и что в тему. И не волнует, как будут восприняты их слова и к чему они приведут. Такая критика разрушает.

Бытует мнение, мы должны быть благодарны тем, кто указывает нам на наши ошибки.

Но, людей, готовых прямо и открыто выслушать о себе чьё-либо личное мнение, очень мало. Чужая точка зрения подразумевает исправление, а к этому не все и не всегда готовы. Да и не верим мы зачастую в искренность человека, который пытается нас исправить. Лично ему это зачем? Ради каких благих целей?

Даже прислушиваясь к другой точке зрения, мы редко что-то меняем в себе. Зачастую человек продолжает жить и думать, как прежде. Не потому что так проще, просто каждый из нас сам для себя уже решил, что и как должно быть, а если и считается с мнением, то лишь тех людей, кто ему по-настоящему дорог.

Жизненный опыт подсказывает, что публичное обсуждение обычно сводится к одному выводу: «Ну и дурак же ты, если не понимаешь, как не надо делать». Кому это приятно? Человек раздражается, и в ответ включается либо агрессия, либо чувство вины.

Убойная критика способна развить в нерешительном человеке комплекс неполноценности и стать причиной отказа от той деятельности, которую все так яростно критикуют.

В результате у обиженного включается самозащита и «закрываются шлюзы» личного пространства от несанкционированного вторжения.

Если у вас есть своя точка зрения о том, что что-то сделано неправильно, оставьте её при себе до того момента, пока вас не попросят её высказать.

А если вам так не терпится выговориться, подумайте прежде, чем говорить, как бы далеко вы послали того, кто посмел бы цепляться к вам.

Бороться с яростно критикующими бесполезно. Никакая истина в таком споре не рождается, это пустая трата времени и нервов, в результате разве что пуленепробиваемые стены вырастут.

Психологи говорят, что можно научиться принимать как позитивную, так и негативную критику, не сразу, со временем. И советуют тем, кого критикуют, в первую очередь сохранять спокойствие и не торопиться давать сдачи. В таких ситуациях время — лучшее лекарство.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/58225/

открытая библиотека учебной информации

Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом.

Основные формулы грамотной критики:

1. Плюс-минус-плюс

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всœегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Исправляют — дефективное, а добавляют — к хорошему. Говорить про крайне важность «исправить» — конфликтно, а о возможности изменить и добавить — нормально, это сохраняет конктакт.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его нужно поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

2. Развернутая критика — вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент («минус») говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики — не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива — как на будущее делать лучше.

Формула развернутой критики:

Что хорошо (ресурсная смазка),

Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),

Как это лучше сделать (детализация в подсказку),

Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).

И пряничек напоследок.

3. Веселый наезд – претензии и обвинœения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающем того, на кого наезжают.

4. Критика в обход сопротивлений – специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу крайне важно применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

Формула:

Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.

Разобраться — скорее в позиции позитива.

Косвенно напрячь, предупредить безразличие.

Самокритика наша — мы тоже не совершенны.

Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.

Позитив и конкретика: что добавить или изменить.

Энергия выхода — хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

5. Критика, развернутая до размеров разборки (как бы «работа над ошибками», очень подробный анализ деятельности и построение стратегии поведения, работы на будущее).

Читайте также

  • — Композиция грамотной критики

    Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики: 1. Плюс-минус-плюс Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/energetika/view/1256544_kompoziciya_gramotnoy_kritiki

    Ссылка на основную публикацию