Конструктив — психология

Как спорить конструктивно?

Конструктив - психология

Сразу скажу, что речь не о том, как отстоять свое мнение в любой ситуации. Зачем тогда вообще спорить? А помните поговорку: «В споре рождается истина»? Вот это, по-моему, и есть цель спора.

Спорите — значит, считаете себя правым? Поскольку, если это не так и вы это знаете — зачем спорить? Нет, некоторые, конечно, все равно спорят — ради своего самолюбия… А на самом деле — из-за комплексов, желания самоутвердиться.

Если вам важно именно это — может быть, читать дальше не стоит?

Существует мнение, что лучший спор — несостоявшийся. То есть лучше от спора уклониться, поскольку он легко ведет к негативным переживаниям. А то и ссоре.

Конечно, если спор заведомо не сулит конструктива, лучше так и поступить. Поскольку цель спора, по моему мнению — выяснение того, кто прав. Не кто переспорит — а чья точка зрения ближе к реальному положению дел.

Итак, для грамотного спора нам понадобятся:

  • Настрой на конструктив, на поиск… если не истины, то объективной правды.
  • Привычка и готовность аргументировать любое свое утверждение, заявление, слово.

Отсюда следует:

  • Необходимость тщательного выбора слов, аргументов, линии поведения…

Не можете? А вы уверены, что вам нужно спорить?

  • Умение признать свою неправоту. Прежде всего — перед самим собой. То есть если мы понимаем, что не правы — будем заранее готовы признать это.
  • Понимание того, что ничье знание не абсолютно. Что можно чего-то не знать даже там, где вы компетентны.
  • Готовность учиться, узнавать новое. Учиться прямо здесь и сейчас, в процессе спора.
  • Взаимное уважение. Речь не об избегании хамства — это само собой разумеется. Стоит уважать чужое мнение и стоящие за ним чужие опыт и знания. Ведь собеседник на чём-то основывает свое мнение! Даже если оно не совпадает с нашим ошибочно…

Depositphotos

  • Умение представить ход мыслей собеседника, воспроизвести его логическую цепочку. Во-первых, чтобы спорить аргументированно, указав оппоненту его ошибку. Во-вторых, а вдруг выяснится, что прав он, а не вы?

Значит, не будет лишним:

  • Способность и готовность скорректировать свою точку зрения. Может быть, это — самое сложное. Ведь мы и спорим-то, чтобы отстоять свою позицию, свои взгляды. А нам предлагают менять их при каждом случае?

Вообще-то, не при каждом, а когда взгляды ошибочны. Ведь предполагается, что нам интересна объективно верная точка зрения. Смотрим пункт 1-й…

Но это в теории. Как же быть, если очевидно правильную позицию донести до собеседника не удается в силу особенностей самого собеседника? Проще говоря, когда нас попросту не могут понять. Не хватает знаний, а иногда и интеллекта. Притом собеседник на все сто «уверен» в своей правоте.

Другой вариант — оппонент явно уперся, не желая воспринимать логических доводов. Или хуже того: есть люди, для которых в любом споре главное — переспорить. Или хотя бы оставить за собой последнее слово. Возможно, это такой неконструктивный способ самоутвердиться?

С первым типом людей спорить можно — иногда, при необходимости. Донести до него свою точку зрения, в принципе, можно. Вопрос в том, стоит ли это затраченных усилий.

Со вторым же конструктивного разговора, скорее всего, не выйдет.

Из этого сам собой вытекает последний пункт:

  • Не вступайте в заведомо бессмысленные споры. И не спорьте с идиотами…

Depositphotos

Что еще почитать по теме?

В споре рождается истина? Нет, в споре рождается… боль
Искусство спора. Как стать победителем?
Как побеждать в спорах?

психология общения, собеседник, спор

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/80558/

Конструктивное мышление

Конструктивное мышление

«Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление», Герберт Спенсер

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт», Конфуций (Кун-Цзы)

Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления. Эти два способа мышления называются конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.

Конструктивное мышление
Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.

Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.

К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно, по порядку.

Что означает «стройно мыслить?»
Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.

Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы стройно, согласованно, системно строить.

Без такого планирование любое дело ожидает катастрофа. То же самое и в жизни человека, ведь без планирования у него в голове получается «каша». Такой человек говорит сразу обо всем. Особенно женщины склонны выражать свои эмоции, чем логику, ведь им хочется говорить о наболевшем, и когда говоришь об этом – не всегда речь выглядит стройно.

К сожалению, у нас царит хаотичное мышление. И даже, когда мы ставим правильные цели, порой, проходит намного больше времени, чем нужно, чтобы достигнуть ее.

Задумаемся о том, как мы мыслим: конструктивно или хаотично? И мы обнаружим, что хаотично, то есть обстоятельства контролируют наше мышление. Наш мозг и наши мысли – под контролем всего: что пришло в голову, о том и думаем.

Можно всего этого избежать, и не нужно попадать под влияние обстоятельств.

Великие люди, творцы истории, люди, которые меняют свой мир, которые ведут общество, отличаются тем, как они думают. Они научились приводить в порядок свой мозг, они научились конструктивному мышлению, то есть научились думать конструктивно.

Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели.

Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному.

Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

Архитекторы, строители понимают, что слово «конструктивно» обозначает не просто «стройно», но и «слаженно». При конструировании одна часть стройно накладывается на другую…, чтобы получился запланированный образ, объект.

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

Итак, человек, который не имеет привычки ежедневного планирования, не сможет думать конструктивно. Человеку, который не планирует день, недели, не планирует месяц, год, не получится думать конструктивно, потому что он не знает, куда он идет. При таком его образе мыслей он и не может знать, куда идти,утнего вообще нет намеченных целей.

Что такое планирование дня? Это в блокноте записанный план на текущий день (рано утром, или поздно вечером на следующий день), в результате которого вам будет уже легче отбирать те мысли, которые способствуют тому, чтобы ты пришел к этой цели. С утра вы начинаете уже думать о плане, который вы записали на день. Это держит вас в правильном фокусе. То есть вы строите намеченную цель, «собирая» ее составные конструктивно.

Некоторые люди просыпаются и не знают, о чем думать. Поэтому они начинают жить по плану совсем другого человека; их также начинает «грузить» своими мыслями дьявол. В результате кто-то другой постоянно распоряжается их жизнью, или случай, или обстоятельства. И все это потому, что они не научились конструктивно думать.

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее. И все твои мысли подчинены твоей поставленной цели.

Конструктивное мышление — стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

Сначала они выяснили для себя направления, о чем они вообще в жизни думают: «я думаю только о Боге», «я думаю только о призвании», «я думаю о том, что только хорошо для моей семьи» и т.д. Немного, 4-5 тем.

Если мы будем с вами думать обо всем подряд, это может закончиться пагубно. Надо определить для себя свою границу мышления. И тогда вы можете быть более эффективны.

Но когда вы во многих темах по чуть-чуть, и ничего конкретного, ничего определенного, то вы будете бежать с одной темы на другую всю жизнь.

Но если вы определили для себя, какие сферы мышления вы допускаете, тогда дьявол не сможет украсть вашу жизнь, мысли, время.

Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Пока вы не начнете писать планы на каждый день и подчинять свои мысли этим планам, все будут руководить вами, но только не вы сами.

Давайте станем хозяевами своего мыслительного дома, своей жизни, своей судьбы, начав конструктивно думать.

Когда человек конструктивно мыслит, он уже не «летает в облаках», а конкретно, целенаправленно изо дня в день, из недели в неделю, каждый месяц живет исполнением ежедневных планов для достижения целей. И утром, в молитве Богу, Бог добавляет пути, мысли к достижению этих целей.

Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи.

Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.

Все в жизни начинается с образа мыслей. Определите себе 3, максимум 5 направлений, которые Вы допускаете в свою жизнь. Например: «Мои отношения с Богом», «Мои отношения с семьей», «Мое отношение к призванию», «Куда я иду», и всему другому не давайте места в своей голове.

Созидать свою жить – это наша ответственность. Строить конструктивно свою жизнь – это задание Бога нам, это Божье доверие.

Читайте также:  Метод александера - психология

Бытие 1 глава — все, что делает Бог, стройно, последовательно. В каждый день Он делал то, что запланировал на этот день. У Бога намечено планирование на неделю, по дням, намечен ожидаемый результат.

Какой результат, какой вывод, какой продукт я ожидаю к концу недели (месяца, года)? – вопрос, который входит в конструктивный образ мышления. Будущего у Вас не будет, если Вы пошагово его не распишите.

Подсказки, которые помогут Вам составить план на 10 лет:1. Вы созданы Богом.2. Он создал Вас для Себя.

3. Первый Ваш приоритет – это явить и распространять Бога, Его Царство.

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление.

Креативное мышление – это способность думать созидательно.

Мы — часть Бога, Его творение. Качества Создателя тоже присущи нам. Это значит, мы можем придумывать, можем созидать. Созидательное, или креативное мышление как раз и выражает этот процесс. Мы сосредоточены на том, чтобы наши мысли работали на достижение конечного продукта.

Это значит, придумывать что-то новое: новые идеи, решения в достижении поставленной цели. Думать созидательно – это умение, это навык, который формируется. Креативное мышление не позволяет мозгам просто «стоять» без дела, застаиваться, пустеть. Наоборот, оно заставляет думать постоянно.

Все, что видит такой человек, стало объектом или интригой, которая его толкает придумывать что-то другое. «Могу ли я применить это к чему-то?».

Оно позволяет всему, что видит человек, помочь ему, чтобы придумать решения, дела, действия для достижения поставленных целей в жизни. Такие люди никогда не бывают ленивыми, свободными. Они не ходят без блокнота для записей, а записывают все свои идеи.

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

Если вы не знаете, чем заняться или что делать, это значит, вы не научились конструктивно думать.

Каждый день я заставляю себя придумывать что-то, и, причем, делаю все, чтобы осуществлять эти идеи! В молитве с Богом я тоже думаю. У меня всегда под рукой блокнот и ручка.

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.

Бог – наш Творец, Он создал нас, чтобы мы также были творцами. Он поставил нас творить там, где мы находимся. Заметьте, все открытия были сделаны на основании наблюдений и изучений предыдущих открытий.

Прослушать аудио-запись этого учения можно здесь.

Домашнее задание:

1. Что такое конструктивное мышление? (Напишите 10 вариантов)2. Сделайте анализ своей жизни.Как я жил до сих пор, и насколько присутствовало (отсутствовало) это качество – конструктивное мышление в моей жизни? (оцените в процентном соотношении)3.

Какие мои 4-5 глобальных целей (направлений), согласно которым я живу, и вне которых я не позволяю себе думать?4. Какой вы видите свою жизнь через следующие 10 лет (2010-2020 гг.) по всем намеченным направлениям? Опишите словами ожидаемую картину того, что должно быть.5. Какой объем нужно выполнить за каждый год по всем намеченным направлениям?6.

Сложите показатели, чтобы в целом получился общий результат, соответствующий вашим ожиданиям (вашей картине)

7. Распишите объем за год по месяцам, неделям, дням.

Пастор Сандей Аделаджа

Источник

Источник: http://www.godembassy.org/main/pastor-sandej-adeladzha/item/4460-konstruktivnoe-myishlenie.html

Конструктивная психология

Конструктивная психология

Конструктивная психология

Современная славянская духовность находится в состоянии оформления. Она перерабатывает и почвенные, и посторонние духовные формы, но не сводится ни к одной из них.

Так, если говорить о славянской духовной «почве», то современную славянскую духовность невозможно редуцировать ни к дохристианскому ведическому православию, ни к христианству, ни к марксизму, ни к позитивизму. Тем более абсурдны попытки свести современную славянскую духовность к какому-либо из «посторонних» метафизических или эзотерических учений, множеством которых теперь так увлекаются славяне.

По-видимому, имеет смысл говорить о самобытных религиозных, философских, научных, художественных и синтетических формах славянской духовности, рождающихся в наше время.

Судя по разнообразию этих форм, современная славянская духовность полиморфна.

Конструктивная психология представляет собой одну из синтетических форм современной славянской духовности, возникшую на стыке искусства, философии и науки.

I

Конструктивной психологией я называю философско-психологическое искусство эффективного восстановления, оптимального функционирования и интегрального развития человека в течение жизненного цикла.

Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве научной психологии, то она, согласно науковедческим представлениям, является третьей, завершающей стадией развития психологии, вслед за объяснительной и описательной стадиями. В рамках научной парадигмы конструктивную психологию можно определить как науку о сущности, ценности и способах развития психики.

Продуктом конструктивной психологии являются психотехнологии, содействующие интеграции, развитию и осуществлению возможностей самосознающей психики, понимаемой как целостное, метасистемное качество системы «человек-мир».

Поскольку в задачу конструктивной психологии входит проектирование картин мира, ценностных ориентации, способов деятельности и жизнедеятельности, становится понятным ее философско-психологический, а не чисто психологический характер.

Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве истории психологии, то она является методологическим синтезом четырех типов эмпирического и теоретического психологического знания, сложившегося исторически: эзотерической психологии, житейской психологии, психиатрии и научной психологии.

Эти специализированные типы психологического знания обслуживают основные бытийные процессы человека процессы развития, функционирования и восстановления, а также логической формализации эмпирико-интуитивного знания.

Конструктивная психология, таким образом, представляет собой пятый тип психологического знания синтетический.

Для сохранения «связи времен» и удобства использования предлагаемого способа организации психологического знания я сохранил в определении конструктивной психологии его историческую специализацию.

Субординационная структура конструктивной психологии построена мною как эволюционная спираль, где каждый последующий уровень диалектически снимает предыдущий.

Каждый уровень, в свою очередь, может быть структурирован по вертикали и горизонтали, и потому конструктивная психология является многоуровневой спектральной психологией.

Верхний теоретико-технологический уровень конструктивной психологии занимает психология интегрального развития человека. Ее эмпирический аналог эзотерическая психология, инвариантом которой, как показывает анализ, является йога.

Средний уровень занимает психология оптимального функционирования, эмпирическим аналогом которой является общеизвестная житейская психология.

Нижний уровень конструктивной психологии занимает психология эффективного восстановления; ее эмпирический аналог психиатрия в широком смысле.

Необходимость в конструктивной психологии имеется потому, что в существующих условиях эзотерическая психология, в том числе и йога, нередко ведет не к интегральному развитию, а к искусственному психозу; житейская психология, что очевидно, уже не обеспечивает оптимального функционирования, а реальная психиатрия эффективного восстановления. Это связано прежде всего со слабой интеграцией указанных типов психологического знания, вследствие чего влияние эзотерической психологии, житейской психологии и психиатрии на целостный процесс жизнедеятельности человека оказывается недостаточно адекватным и даже деформирующим. Что касается научной психологии, то она, в силу исторической молодости и теоретической ориентации, не обладает пока достаточным психотехнологическим арсеналом и ее основная задача в настоящем сводится к экспериментальному освоению, теоретической адекватизации и системной трансформации предшествующего 53 психологического знания.

В новой методологической ситуации (с возникновением конструктивной психологии) эзотерическая психология, житейская психология, психиатрия и научная психология становятся разновидностями деструктивной психологии по отношению к человеку в той степени, в которой они противостоят процессу взаимной ассимиляции.

Становление и развитие конструктивной психологии как высокой культуротворческой дисциплины, формирующей общепринятую планетарную психокультуру будущего, связано с переосмыслением великих психических культур. В этом контексте предмет и задачу конструктивной психологии можно определить как изучение, создание и применен

Источник: https://www.studsell.com/view/66586/

Конструктив

В жизни бывают трудности и проблемы, нередко мы создаем их сами. Мы не совершенны, ошибки и оплошности числятся за каждым из нас. И что теперь делать? Когда плохо и трудно, можно смириться, можно ругаться, а можно искать возможность что-то изменить и улучшить. Это и значит: искать конструктив, искать решение или путь к решению.

Конструктив, конструктивный подход — то, что ведет к решению, это действия или реакции, направленные на решение затруднений, нормализацию отношений, улучшение ситуации. Конструктив отвечает на вопрос «Что делать?» (чтобы спасти, улучшить или исправить). Позитив может быть без конструктива, конструктив без позитива не бывает. Позитив — уровень до конструктива…

Противоположность конструктива — деструктив. Когда человек ругается, переживает, задает риторические вопросы или занимается непродуктивным поиском виноватых — делает все что угодно, что отнимает время и лишает людей деятельной собранности — это деструктив. Как правило, конструктив устремлен в будущее, деструктив живет прошлым.

Конструктив, конструктивный подход — многолик. В делах — это поиск решений и план действий, в общении — уточнения и дополнения, во взаимоотношениях — договоренности на будущее, в работе руководителя — решающие вопрос распоряжения… Это даже решения, как лучше проводить время в общественном транспорте! Подробнее:

Конструктив в делах. В реакциях на проблемы и неприятности: «Что случилось, то случилось. Важно теперь что-то сделать, а не переживать ужас и кошмар». В делах — поиск решений, определить цель и продумать план действий.

Конструктив в общении. В случае ошибки или неточности уточнить и дополнить, а не возразить или высмеять.

Конструктив во взаимоотношениях. Строить устраивающие отношения, а не разбираться кто виноват. Вместо обвинящего вопроса «Кто виноват?» конструктив ищет решение вопросом «Что делать?» Месть, как и критика — деструктивна. Если звучит критика, уместен вопрос «Ты, наверное, права. Только скажи — что ты предлагаешь? Ты считаешь, что нам теперь нужно делать?»

Конструктив в работе руководителя. Не устраивать разборки, а давать решающие вопрос распоряжения. Смотри Распоряжения вместо разборок

Конструктивность в психологическом консультировании. Очень часто проблема возникает и не решается в силу того, что она формулируется клиентом на неконструктивном, проблемном языке: языке чувств и языке негатива.

Пока клиент остается в рамках этого языка, решения нет. Если психолог остается вместе с клиентом только в рамках этого языка, он решения не найдет также.

Если же проблемная ситуация будет переформулирована на язык конструктива (язык поведения, язык действий) и на язык позитива, решение возможно.

Конструктив и смирение

Тот, кто ищет конструктивное решение, еще не смирился — хотя бы в душе. Тот, кто смирился, уже не ищет конструктива — даже в душе. Всегда ли правильно не смиряться, всегда искать решение? Не очевидно. См.→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/konstruktiv

Конструктивность

Конструктивность

19.12.2015 by petr8512

Без конструктивности не помышляй об объективности.

Автор афоризма: Миропольцева А.

Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как

Читайте также:  Энергетика лидера - психология

 сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат.

Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив.

Энциклопедия практической психологии

Конструктивность – это умение выделить важное и опустить несущественное.

Конструктивность – это эффективность и логичность действий и высказываний.

Конструктивность – это уважение к своему времени и времени партнера.

Афоризмы о конструктивности

      Конструктивность как качество личности – способность создавать основу для дальнейшей плодотворной работы, рационального и целесообразного поведения.

        — Если купить партию китайских часов и вернуться на 20 лет назад, продать их, потом купить на эти деньги баксов по 60 копеек  за доллар и вернуться обратно в настоящее… Или создать ксерокс, который бы копировал материю и фигачить золотые слитки… Или превратиться в невидимку, узнать у олигархов их счета, где они хранят наворованные деньги и вернуть их обратно на Родину. Вот это будет прикол!

       — Так… Понятно… Господа министры… Какие еще будут конструктивные  предложения по поднятию экономики России?

      Конструктивное мышление — дорога к правильному выбору.    Конструктивность — это искусство плодотворно выстраивать диалог, так, чтобы вся конструкция не рухнула. Конструктивность – верховенство открытости в диалоге с объектом. Конструктивность – это когда обе стороны понимают, Что они от сотрудничества выигрывают.  Действует стратегия «Я выиграю, и он должен выиграть».

       Например, если в конфликте у нас появляется желание вывести его в конструктивное русло, нужно сделать так, чтобы из конфликта все вышли победившими, и никто не проиграл. При таком подходе обе стороны будут на верном пути.

Советую почитать:  Компетентность Компетентный

      Пока не завоевал авторитет, доверие и уважение, бессмысленно критиковать непотребные поступки человека. Он включит свой могучий оправдательный механизм и заглушит слова «конструктивной» критики.  Не знаешь, как конструктивно критиковать, значит, и не пытайся это делать.

       Психолог Руслан Нарушевич говорит, что если мы слишком углубляем дружбу на производстве, и она превращается в фамильярность, тогда очень трудно «конструктивно критиковать».

Одна из причин, почему трудно говорить конструктивную критику это то, что отношения в коллективе приняли  панибратскую форму, особенно если маленький коллектив и в нем слабая субординация.

Фамильярность разрушает производственные отношения, мешает людям, в конечном счете, работать.

    Поэтому, чтобы сделать отношения времястойкими, необходимо постоянно делать какое-то маленькое служение своим коллегам.

То есть,  прежде чем вы собрались покритиковать человека, неплохо сделать определенные инвестиции в пользу этого человека. Независимо от того, он профессионален или не очень.

Какие инвестиции? Профессиональная помощь, просто поддержка, какое-то радушие, какое-то минимальное тепло».

     При другом подходе, успеха не видать. Василий Иванович,- спрашивают солдаты, — что такое гласность? — Гласность, ребята, это когда вы все меня критикуете, критикуете и вам за это ничего не будет — ни валенок, ни шинелей, ни портянок.

      Критиканство, упрёки и попрёки ещё никогда не приносили пользы. Особенно глупо «конструктивно» критиковать самого человека. Не его поступки, что более-менее разумно и конструктивно, а именно его как личность. Ребёнка такая критика вообще  разрушает, ибо он не умеет психологически защищаться, да и оправдательным механизмом у него ещё не всё в порядке.

     Никогда не критикуйте супругу за отсутствие интеллекта. Может быть, именно это и помешало ей выбрать мужа получше. Муж критикует жену за увеличение веса. – Кто бы говорил! На свое пузо посмотри. – Это не пузо, а холм Славы! – Ага! А под ним павший воин!

Советую почитать:  Крутость Крутой

      Психологи считают, что конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности.

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но необычайно трудно правильно настроиться на волну конструктивной критики.

  Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» — несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

      Конструктивность критики предполагает доброжелательное, уважительное и великодушное отношение к критикуемому.  Со злостью, раздражением, гневом и завистью и не пытайся критиковать конструктивно.

    Однажды у зубного врача заболел зуб. Ну, естественно, лечить самому себе зубы опасно. Идет к коллеге, усаживается в кресло и говорит: — Ну-с, приступим. — Ну-с, приступим. — Вы о чем это? Ведь лечить-то вас собираюсь я? — Лечите, лечите, а я вас в процессе буду критиковать!

      Конструктивность – это триумф практичности, полезности, дельности и действенности. Плодотворная и результативная конструктивность  всегда осуществляется в контексте принятия оптимальных решений.

       Психологи видят в конструктивности следующие преимущества:

  • Конструктивность дает возможность сократить время переговоров за счет четко сформулированных тезисов.
  • Конструктивность позволяет блокировать агрессию и переводить общение в продуктивное русло.
  • Конструктивность помогает выявлять причины ошибок и недочетов и находить релевантные и актуальные пути выхода из проблемных ситуаций.
  • Конструктивность способствует четкому формулированию целей и задач.

      В семейных отношениях конструктивность иногда бывает неуместна. К примеру, жена вечером рассказывает о своих сегодняшних проблемах и пытается излить свои эмоции мужу.

Она хочет, чтобы он проявил внимание, проявил сочувствие, успокоил, то есть эмоционально защитил от проявлений чрезмерной импульсивности и эмоциональности. Неопытный муж, не понимая женскую природу, сразу обрушивает на женщину конструктивные решения, советы, способы, как решить проблему.

Всё» Конструктивно решил все вопросы, теперь можно смотреть телевизор. Долг выполнен. От такой «конструктивности» у женщины появляется чувство неудовлетворённости  и незащищённости.

Источник: https://podskazki.info/konstruktivnost/

Конструктивизм и психотерапия

World Psychiatry 2005; 4:2, pp. 74–77, Michael J. Mahoney1, Donald K. Granvold2
1Holistic Counseling Program, Salve Regina University, 100 Ochre Point Avenue, Newport, RI 02840-4192, USA
2School of Social Work, University of Texas at Arlington, Box 19129, Arlington, TX 76019, USA

Конструктивизм – это метатеоретическая перспектива, охватывающая разнообразные традиции в медицине, философии, психологии и духовном развитии. Конструктивная психотерапия придает особое значение комплексным циклам в процессах природного упорядочения и реорганизации, характеризующих развитие любых живых систем.

Индивидуумов побуждают видеть самих себя как активных участников собственной жизни. В богатом контексте человеческих взаимоотношений и символических систем люди создают новые смыслы по мере своего развития.

Техники, взятые из многих разнообразных традиций, помогут людям в процессе своего развития находить и совершенствовать свое чувство равновесия.

Ключевые слова: конструктивизм, системы, развитие, психотерапия.

Возник вопрос по поводу того, что нового или особенного появилось в конструктивизме. Этот вопрос выказывает предпосылку, на которой строится. Спрашивать, как конструктивизм отличается от других взглядов, означает предполагать, что различие важно. Это один из принципов упорядочения, признаваемых конструктивизмом. Мы склонны думать в таких категориях, как сходство и различие.

Конструктивизм — это не новое дерево в лесу. Он, скорее, проблеск связности всех деревьев, наряду с их сложной сетевой структурой поддержки. То, что развивается, является не просто новой теорией или моделью. Конструктивизм – это взгляд на психологию, социальное функционирование и изменение человека. Это и старое, и новое.

Единство и многообразие интегрированы в направление, поддерживаемое традициями холизма и надежды. Ведутся диалоги, что дает право говорить о резком эволюционном изменении в нашем понимании того, что означает быть человеком. Акцент делается на связи, а не на отделении (сепарации).

Дифференциация является необходимой и естественной частью развития, но она может стагнировать в отделенность и изоляцию. Интеграция иногда может приводить к чрезмерному упрощению важных различий или же к уменьшению внимания к ним.

Конструктивизм возникает как метаперспектива*, которая позволяет рекурсивно признавать свои неизбежные ограничения, в то же время оставляя надежду на продолжение развития. Мозг, тело, эмоции, а также социальная встроенность уважаются. А  дух — с его изумительным диапазоном смыслов — наполняет.

* Размышление о самом себе и об окружающих, развитие умения предвидеть возможности своих дальнейших действий, последствий поступков.

Конструктивизм делает акцент на динамической структуре человеческого опыта. Глагол “конструировать” означает организовывать или создавать порядок. Структура обычно имеет коннотации статического феномена. Жизнь и сознание человека — это все что угодно, только не статичность. Следовательно, один из основных акцентов конструктивизма — процесс.

Психологическая стабильность рассматривается в контексте процесса, а не как его противоположность. Рассмотрим кажущуюся стабильность тела. Человеческое тело переформировывает себя каждые семь лет.

Как и человеческое тело разлагается и восстанавливается, так и одновременное психологическое обновление происходит благодаря синхронии целостности и изменений.

Конструктивизм — это философия участия, в соответствии с которой индивидуумов и сообщества побуждают быть активными в собственном раскрытии. Конструктивная психотерапия включает в себя многообразие техник. Она определяется не специфическими техниками, а скорее индивидуацией и пошаговым применением разных техник в зависимости от стадии развития.

При конструктивном подходе к психотерапии также подчеркивается важность человеческих взаимоотношений для благополучия и развития. Конструктивный психотерапевт сотрудничает с клиентом в поиске уникальных путей, с помощью которых тот достигает активных изменений.

Следовательно, цель психотерапии — активные изменения в противоположность изменениям, происходящим в течение бытия человека. Совместный терапевтический альянс — это равноправный (не авторитарный) контракт, который распределяет ответственность за изменение.

Хотя клиент является основной действующей силой изменения, психотерапевт привносит клинический опыт и человеческую “заинтересованность” в процесс изменения. Клиенты рассматриваются не как объекты, а как деятельные агенты. Психотерапия — это не что-то, происходящее с ними, а делаемое ими.

СУТЬ КОНСТРУКТИВИЗМА

Конструктивизм выражен в ряде взглядов на переживание человеческого опыта.

Конструктивистские темы можно найти в азиатской философии (Lao Tzu and Buddha), западной философии (Heraclitus, Kant, Vico, Schopenhauer and Vaihinger), а также в работах множества пионеров современной психологии (Adler, Bandura, Bruner, Bugental, Frankl, Gergen, Goolishian, Kelly, Piaget and Watzlawick).

Во всем многообразии подобных работ можно выделить пять основных тем, составляющих суть конструктивизма: а) активная деятельность; б) порядок; в) самость; г) социально-символическая связанность; д) развитие в течение всей жизни человека. Рассмотрим положения каждой темы в кратком изложении.

Конструктивизм — это метаперспектива, из которой следует:

Жизнь каждого человека отражает принципы динамического диалектического развития; сложные потоки между существенными напряжениями (контрастами) отражаются в паттернах и циклах переживаний опыта, что может приводить к эпизодам расстройства (дезорганизации) и при некоторых обстоятельствах — к реорганизации (трансформации) ключевых паттернов деятельности, включая формирование смыслов, а также отношений с самим собой и социальных взаимоотношений.

Деятельность

Подобно экзистенциальной философии, конструктивизм утверждает, что люди являются активными участниками собственной жизни. Они делают выбор, который вносит важные изменения в их жизнь и жизнь всех, с кем они связаны. Люди, безусловно, часто бывают реактивны. Конструктивизм не отвергает способность человека к нерефлексивному реагированию и формированию условных рефлексов.

Читайте также:  Подготовленность человека к управлению эмоциями - психология

Но стремление выживать в своей основе также является проактивным. Мы предчувствуем, предвосхищаем. Мы внедряемся в жизнь. Мы движемся вперед в наше бытие. Как и у парашютиста в свободном полете, наша поза в этом процессе влияет на его форму и направление. Мы движемся среди сил гораздо бульших, чем мы сами, но у нас уже есть голос и возможность выбора внутри этих сил.

Есть факторы, неподвластные нам, но мы можем научиться лучше истолковывать их и придавать им больше стимулирующих эффективную жизнедеятельность смыслов и предпринимать действия, чтобы лучше управлять своими движениями.

И пусть это звучит несколько амбициозно или чересчур смело, мы также можем научиться священному искусству покоя и приятия в бесконечном танце усилий и поражений.

Центральным пунктом этой первой темы является то, что человеческие существа — не пассивные пешки в жизни. Мы деятельные агенты, которые воздействуют на мир и действуют в мире. Следовательно, акцент делается на самоэффективности [1, 2] и постижении [3, 4]. В конструктивизме личность рассматривается как активная действующая сила в процессе переживания опыта.

Порядок

Второй принцип конструктивизма признает, что нам необходим порядок. Мы формируем наш мир и реагируем на порядок в нем. Мы находим паттерны и создаем смыслы [5–7], и почти все это мы делаем такими способами, которые почти не осознаем.

Безусловно, мы — порождение привычек, и нам следовало бы серьезно призадуматься, мы ли владеем нашими привычками, или наши привычки владеют нами. Почти так же быстро, как мы приобретаем новый навык, мы становимся невнимательными к нему.

Он уходит, образно говоря, в подполье и проникает в корневую структуру формирования образа нашей жизни. Этот процесс автоматичности применяется не только к нашим физическим действиям, но и к типу нашего мышления и чувствования.

Хотя мы можем стремиться к изменениям, постоянство и целостность поддерживают мощную инерцию. Вот почему наиболее важные изменения в нашей жизни могут требовать разрывов и процессов восстановления в самой ткани нашей жизни.

Человеческий умственный процесс как проактивный, так и генерирующий. Мы самоорганизующиеся и активные в определении собственного развития. Maturana и Varela [8] создали термин “автопоэзис” (autopoiesis —самосоздание, самопроизведение), чтобы обозначить эту способность человека к самоорганизации.

Смысл предшествует простой обработке поступающих сенсорных сигналов. Упорядочивание собственного опыта и каталогизация личной истории являются как высокоуникальными, так и динамичными. Как следствие, со временем смыслы могут как стабилизироваться, так и изменяться.

Существенная часть процессов стабилизации и изменения проходит за пределами нашего сознательного “я”,
т. е. на “скрытом” уровне [9].

Конструктивисты утверждают, что “индивидуальные человеческие системы организовывают себя так, чтобы защитить и продлить свою целостность, и развиваются они посредством структурных дифференциаций” [10].

Такое упорядочивание, опираясь на самость как на референтную точку, продолжается в наделении смыслом жизненного опыта и в стимулировании жизнеспособности [9]. Психологическое изменение лежит в области самости, хотя и социально встроенной.

К проблеме самости мы обратимся в следующем разделе.

Наши эмоции развиваются как мощные биологические силы в процессе нашей самоорганизации.

Эмоции играют важную роль в направленности нашего внимания, формировании наших восприятий, организации нашей памяти и в стимулировании нашего активного включения в процесс научения — жизнь непрестанно требует от нас этого. Мы чувствуем наш путь.

Конструктивизм рассматривает эмоции как центральное звено в переживании человеческого опыта [11]. Чувство не является чем-то плохим, опасным или нездоровым. Наоборот, не чувствовать или бороться с тем, что мы чувствуем, — это более серьезная угроза нашему здоровью и благополучию.

Наши отношения с нашими чувствами часто, по меньшей мере, так же важны, как и наши чувства сами по себе. Эта мысль имеет важные последствия для нашего понимания того, что означает быть человеком, и того, как мы можем продвигаться в конструктивной психотерапии [12, 13].

Личность

Мы организуем наш мир, прежде всего организовывая самих себя [14].

Биологическое саморегулирование возникает из физических переживаний. В начале жизни мы боремся за то, чтобы отделить себя от тех, кто заботится о нас, — индивидуироваться в когерентную и дифференцированную идентичность. Тело и его границы становятся осью для формирования переживаний.

Подобно нашим отношениям с нашими эмоциями, наши отношения с нашим телом могут стать запутанными и болезненными. А на более абстрактном уровне наши отношения с собственной личностью наиболее сложные.

Вся психотерапия является, по сути, психотерапией самости [9] — акт помощи в самоорганизации.

В конструктивизме делается акцент на уникальности каждой самоорганизующейся жизни. Понятия подчеркивают индивидуальное существование (Adler), рекурсивное самосоздание (Maturana, Varela) и личностную природу создаваемого порядка [15].

Уважается уникальная точка зрения переживающего субъекта. Более того, то, что переживают индивиды, интегрально связано с тем, как они научились создавать правильную референтную точку — метафорический центр.

“Кто”, который переживает, — один из наиболее трудноуловимых феноменов в сознании. Собственная личность — это процесс, а не существующий объект. А самость не является отделенной или изолированной.

Другими словами, самость – это когерентность взглядов в развитии, из которых человек черпает опыт. Но ощущение самости появляется и изменяется в основном в процессе взаимоотношений с другими людьми.

С течением времени люди развивают постоянно увеличивающееся множество “я”-концепций (представлений о себе). Активизированное “я” — человека — это то, что “отражает осмысленные связи между требованиями ситуации и представлениями о себе на концептуальном уровне, связанными с полученными стимулами” [16].

Именно поэтому “активное” ощущение своей самости пребывает под влиянием социального и никогда не дает полного представления о сущности человека.

Одна из целей конструктивизма — самонаправляемое расширение представлений клиента о себе на концептуальном уровне такими способами, которые повысят уровень благополучия.

Социально-символическая связанность

Существенная доля порядка, к которому мы стремимся, и смыслов, которые мы создаем, возникает из наших переживаний, связанных с другими людьми. Мы рождаемся в отношениях и в отношениях наиболее интенсивно живем и учимся [1].

Нашему языку не хватает слов, чтобы адекватно передать нашу социальную и символическую вовлеченность. Вся психология и философия пронизаны творческими попытками, направленными на то, чтобы уловить неуловимое и повсеместное присутствие “инаковости”, “интерсубъективности”* и “интербытия”**.

Упрощенной аналогией мог бы послужить пример рыбы, пытающейся описать воду. Платон придавал большое значение этому вопросу в его аллегории с пещерой. Слова, которые вы сейчас читаете, более чем символы на листке бумаги. То, что они пробуждают в вашем опыте, зависит от широкой сети взаимосвязей [17–19].

Некоторые слова и понятия окажутся более знакомыми, чем другие. Менее знакомые могут дать вам дополнительную паузу, и вы можете бессознательно интерпретировать их исходя из тех понятий, которые вам более знакомы.

То, что знакомо и удобно, зависит от вашего личного прошлого, вашего словарного запаса, близких вам понятий и т. д. Они, в свою очередь, отражают многочисленные связи с людьми и представлениями (прошлыми и настоящими).

Активная организация самости происходит “в” человеке, но одновременно и “с” и “через” социальные связи и системы символов. Мы, люди, в основе своей являемся социальными созданиями, и не существует четкого способа отделения нашей социальности от наших символических способностей.

Мы можем говорить о жизни “в” наших головах, поскольку мы тратим так много времени на размышления, но форма и структура наших размышлений сами по себе реляционные, т. е. связаны с отношениями. Один из излюбленных наших способов организации собственного опыта и установления связи друг с другом — использование историй [3–4].

Другими словами, значительная часть процесса создания смыслов переживается и выражается как повествование (история). Наши истории — это мы сами.

Развитие в течение жизни

Конструктивизм делает акцент на процессах развития (14). История отношений привязанности и психологическое и социальное развитие личности формируют самосознание, включая схемы самости, абстрактные правила и ожидания от взаимодействий на межличностном уровне и с окружающей средой (20).

Пожизненная динамика нашего развития характеризуется циклическими и спиралевидными переживаниями опыта. Иногда мы развиваемся “детскими шажками” постепенных изменений, иногда жизнь требует гигантского скачка. Изменения вне и внутри нас могут возникать неожиданно.

Когда эти изменения велики, мы можем переживать личную революцию, характеризующуюся всепроницающей потерей смыслов, уклада жизни, контроля, идентичности, а также надежды. Перед лицом ошеломляющих проблем мы обычно совершаем две, по-видимому, противоположные вещи: застываем и дезорганизовываемся.

Мы сопротивляемся вызову изменений. В то же время, однако, если проблема продолжает существовать или усугубляться, мы выказываем признаки вариативности поведения. Наши обычные паттерны порядка начинают распадаться. Это особенно видно в циклах энергии, настроения, сна, внимания, аппетита и пищеварения.

Наша прежде “нормальная” жизнь — подобно “нормальной науке” Kuhn [21–23] — начинает отклоняться от собственных норм. Такая изменчивость и дезорганизация, т. е. буквально “расстройство”, — естественные проявления жизни, которая пытается реорганизовать себя.

Сдвиг от старого порядка к новому редко бывает легким или безболезненным. Но он может стать более “природным” и облегченным благодаря психотерапевту, который высоко ценит динамику развития самоорганизующихся систем.

Конструктивный подход к психотерапии не отвергает напряженные моменты в жизни или боль от утраты смысла или равновесия. Он не обещает быстрых и легких решений трагедий и трудных проблем на протяжении всей жизни. Что конструктивная психотерапия все же предлагает — это сострадание и надежду, порожденные пониманием и доверием к мощной мудрости реорганизующихся жизненных процессов.

ВЫВОДЫ

Рассмотренные темы очевидны в представлениях конструктивистов на концептуальном уровне о том, что означает быть человеком и как помогать людям измениться с помощью психотерапии. Психотерапевтические цели, формирование и поддержание терапевтических отношений, техники изменений, а также способы оценивания изменений выводятся из этих принципов.

Конструктивизм фокусирует внимание на возможностях, сильных сторонах и ресурсах личности, на устойчивости и способности человека быстро восстанавливать свое физическое и психическое здоровье, а также на перспективе неотъемлемых изменений, длящихся всю жизнь [24].

Дистресс и расстройство считаются необходимыми компонентами значимых изменений в жизни человека, и в этой связи осознание эмоциональных переживаний и выражение эмоций приветствуются и поощряются. Психотерапевтические отношения являются одним из видов уважительного сотрудничества, доверия, безопасности и деятельности.

Создание смыслов, достигаемое благодаря этому альянсу, предоставляет более широкие представления на концептуальном уровне о прошлом и способствует формированию видения будущей перспективы.

Выражение признательности

Эта статья была написана на основе некоторых концепций, изложенных Mahoney MJ. в книге “Конструктивная психотерапия: практическое пособие”, Нью-Йорк: Guilford, 2003.

ЛИТЕРАТУРА

by HyperComments

Источник: http://AAPritvorova.ru/konstruktivizm-i-psihoterapiya/

Ссылка на основную публикацию