Критика плюс-помощь-плюс — психология

Из минуса — в плюс. Из плюса — в ещё больший плюс. Статья. Психологическое консультирование. Самопознание.ру

Все, что бы с нами ни происходило — это не проблема, а задача, у которой есть решение. Нужно только знать способы. Любая сложная ситуация — это не проблема, а ресурс. Нужно только видеть его и извлекать пользу. Психолог Юлия Притчина умеет это делать и готова передавать этот инструмент людям.

Чинить полку — к плотнику. Душу — к психологу.

— У человека возникла проблема. Почему он должен принять решение пойти к психологу, а не отправиться жаловаться другу, выпивать в бар или советоваться с мамой?

— Друг или мама, если они, конечно, не психологи, станут советовать, как поступить. Эти советы будут навязанными и, скорое всего, неверными, потому что они основываются на чужом опыте. А речь-то о вашей жизни. Пить в бар — тоже нельзя. Плохое самочувствие, головная боль… А самое главное — это все не решает проблемы.

Существует два мира — хорошо нам известный внешний мир и богатейший, но почти не знакомый внутренний мир, в котором действуют свои законы. И если возникает проблема во внешнем мире — ломается полка, — мы знаем, как её решать — берём гвозди, молоток и приколачиваем на место.

Но если возникают переживания в мире внутреннем, человек не всегда способен справиться с ними самостоятельно. Это не наружное — не гвоздь вколотить, а раз проблема внутри, то и решение нужно искать там. Психолог — это проводник по внутреннему миру человека.

Но он не будет показывать, куда идти, он внимательно расспросит, куда вы хотите прийти.

Вам с психологом должно быть хорошо — доверительно.

— На что нужно ориентироваться при выборе психолога?

— Только на внутренние ощущения. Можно почитать, что он пишет, сделать телефонный звонок, чтобы узнать, как он изъясняется, какие мысли высказывает. У вас должно появиться чувство, что вы готовы с ним общаться. Душевный комфорт очень важен. Вам должно быть с ним хорошо — доверительно. Иначе вы не сможете раскрыться, и пользы от терапии будет намного меньше.

Конечно, можно собрать отзывы. Только пользоваться рекомендациями нужно с осторожностью: специалист, который подошёл другому человеку, не обязательно подойдёт вам.

А по большому счету существует большой рынок услуг по психологии, на котором вы можете вести себя как адекватный вдумчивый потребитель — выбирать, сравнивать, задавать вопросы: какими проблемами занимается специалист, какой метод использует, любит ли он свою работу.

Если психолог в ладах с собой, если он выглядит счастливым и излучает радость, вполне вероятно, что и вам он поможет найти своё внутреннее счастье. Это тот случай, когда сапожник должен быть в сапогах.

«Скорая душевная помощь» и «гигиена души».

— Как определить, нужно ли человеку обращаться к психологу?

— Бывает экстренная психологическая помощь. Она необходима, когда возникает серьёзная душевная проблема (стресс, шок, депрессия, разлад в отношениях). Если вы чувствуете, что не можете сами справиться; если раз за разом возвращается какое-то негативное состояние: нет настроения, ничего не хочется, потряхивает, нервничаете, переполняют эмоции, — нужна «скорая душевная помощь».

А бывает психологическая помощь, которую можно назвать «гигиеной души». У каждого из нас возникает желание понять себя, научиться справляться со своими эмоциями, вырастить в себе какое-то качество или найти радость в жизни.

С этим тоже можно прийти к психологу. Специалист станет помощником в вашем духовном и личностном развитии.

Если представить себе систему координат, экстренная психология помогает выбраться из минуса в плюс, а личностное развитие — это направление из плюса в ещё больший плюс.

Задача психолога — познакомить и помирить человека с собой.

— Чего ожидать в результате общения с психологом?

— Задача психолога — познакомить и помирить человека с собой. Работая с внутренним миром, психолог создаёт такие условия, при которых человек начинает лучше понимать свои чувства и цели. Когда ясно, почему к вам приходят те или иные чувства, вы принимаете жизненные решения исходя из того, что нашли у себя внутри.

Человек учится самостоятельно осознавать, что причина беспокойства вовсе не в том, что он, например, поругался с начальником, а в том, что на этом фоне он попал в состояние школьника, которого отругал директор.

И тогда срабатывают механизмы внутренней регуляции, человек расправляет плечи, вспоминает, что он уже взрослый, состоявшаяся личность, и все приходит в норму.

Ведь бесстрашен не тот, кто ничего не боится, а тот, кто, понимая, откуда родом страх, может справиться.

Не зависимость, а все большая свобода.

— Общение с психологом может перерасти в привычку?

— В результате визитов должна возникать не зависимость, а все большая свобода. Если вы начинаете чувствовать, что после многих встреч с психологом уже не можете с чем-то разобраться без него, это повод взять тайм-аут, сменить специалиста или метод.

Обязательно должна быть обозначена цель, намечены и понимаемы результаты работы. В конечном счёте вы уйдёте от психолога с методами понимания себя. Вот тогда он вам больше не будет нужен — не потому что было плохо, а стало хорошо, а потому вы научитесь регулировать себя безо всяких помощников, переймёте инструменты и сможете применять их самостоятельно.

Я стала изучать психику, чтобы понять процессы внутри себя.

— Почему вы решили заняться психологией?

— В психологию нередко приходят люди, у которых много вопросов, в первую очередь, к себе. Вопросы «кто я?», «что я?», «почему?», «зачем?» приходили кот мне лет с пятнадцати. Наиболее остро они встали после рождения ребёнка, когда мне было критически трудно с собой. Но я не пошла к психологу как клиент, а сама стала изучать психологию, чтобы понять процессы происходящие внутри меня.

И мне стало понятно, из каких ситуаций детства растут мои нынешние поступки, и что я могу сделать сейчас, чтобы изменилась модель поведения. Чтобы я могла любить ребёнка и испытывать радость.

После этого стали приходить знакомые пары с вопросами о родах, и я осознала, что способность понимать не только себя, но и других пора переводить в профессию. Тогда появилось профессиональное образование.

Три основные темы, на которых я сейчас специализируюсь — это отношения мужчин и женщин, подготовка к родам и личностное развитие. Их я очень хорошо чувствую — как в своей жизни, так и в жизни других людей.

Психолог ведёт человека к источнику любви внутри себя.

— Какова миссия психолога?

— Я всегда очень любила изучать людей. Кто-то любит готовить, изобретать новые рецепты, и из таких людей вырастают прекрасные повара.

А мне искренне интересен внутренний мир, и когда у человека возникает желание себя понять, рада его в этом сопровождать.

Получаю удовольствие от успехов, которые люди совершают в работе с собой, даже от одного их желания познать себя. Люблю людей и отношусь к ним с большим пониманием.

Я бы хотела, чтобы вы поняли: к психологу ходят люди, которые о себе заботятся, которые себе не безразличны. Это способ проявить любовь к себе, а значит, и к окружающим. Психолог ведёт человека к источнику любви внутри себя. А доходя до него, человек открывает, как ему жить в ладу с самим собой, и наступает успокоение и внутренний мир. Вот это и есть — цель.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/iz_minusa__v_pljus_iz_pljusa__v_eschjo_bolshiy_pljus/

Грамотная критика

Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют. лучше не становится.

Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна — помогает решать вопросы более эффективно.

Что отслеживает, о чем заботится тот, кто умеет критиковать грамотно?

Контакт. Критика уместна, если у вас есть возможность контакта. Нет возможности контакта — критика бессмысленна. Партнер орет на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна — она услышана не будет.

Личностные особенности того, кого критикуют. Легче с людьми воспитанными, знакомыми с форматом. Аккуратнее с обидчивыми и невротиками.

Ваш статус. Высокостатусной личности и руководителю позволено больше. Если вы никто, то и критика вам не разрешена.

Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам. Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить тебе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

Интересы дела. Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Ваши ориентиры —

  • позитив. Воодушевляющая критика — не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное). Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу — в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых — где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то — не многие! Когда переделаешь?»
  • конструктив. Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Неконструктивная критика зацикливает человека на проблеме, конструктивная критика помогает проблему разрешить. Конструктивность критики — необходимый элемент психологической грамотности.,
  • ответственность. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Что в грамотной критике недопустимо

В грамотной критике недопустимы конфликтогены, обвинения и позиция Жертвы.

Конфликтоген — коммуникативный (реже — поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях. Образно — коммуникативный укол или удар.

Чтобы не допускать конфликтогены, их полезно знать «в лицо». Типичные коммуникативные конфликтогены:

  • Оскорбления, грубость, насмешки, язвительнось
  • Наезды, обвинения, особенно с обобщениями (Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? и т.д. и т.п.)
  • Оправдания, Игра в дурика. Я не знал ( в смысле сам дурак)
  • Оправдывается тот, кого обвиняют. Если вы не обвиняли, а человек начал оправдываться — это обвинение вас в обвинении и просто то, что вы не заказывали. Как правило, оправдывающийся человек самой позицией снизу провоцирует наезды и обвинения, провоцирует — конфликт.
  • Давление и запреты (Надо. Прекрати! Немедленно сделай. Не щас, а сейчас же!)
  • Негативные оценки, обесценивание (Ага, ну да, конечно! Щаз! А еще чего? Морда не треснет? Чушь! Бред! Фигня! Да ну брось ты!)
  • Возражения, несогласие. (Нет. Нет, ну что вы говорите?! Ты не прав. Это не так.)
  • Вы сказали что-то дельное, человек не захотел это услышать и возразил — конфликтоген.
  • Категоричность, особено с обобщениями (Все мужики-бабы сволочи!, Нет! Ничего подобного! )
  • Позиция превосходства, нравоучения, (На самом деле. Естетственно. Очевидно).
  • Юмор на человека (Все вариации на тему Ты — смешной!)
  • Перебивания, пренебрежение Фразы: «Перестань! Изыди! Достал!»
  • Невнимание и неблагодарность (не оценили по заслугам, не оценили попытку помочь)
  • Игнорирование, саботаж
  • Безразличие, отдельность, эмоциональная холодность (грозное молчание, незаинтересованность, отсутствие ответных синтонов близким людям и т.д.)

Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,

  • спросите партнера, в какой форме вам было бы лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
  • используйте формат и композицию грамотной критики.

Композиция грамотной критики

Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:

1. Плюс-минус-плюс

Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — МИНУС — ПЛЮС.

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.
«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

2. Веселый наезд

претензии и обвинения скорее шутливого плана и на высоком эмоциональном тоне, заражающем того, на кого наезжают.

3. Развернутая критика

Развернутая критика — вид критики «Плюс-минус-плюс», где основной элемент («минус») говорится не коротко, а подробно разворачивается. Развернутая критика имеет смысл, когда человек не обидчив, вопрос критики — не больной, не острый, а важным оказывается момент конструктива — как на будущее делать лучше.

Формула развернутой критики:

  • Что хорошо (ресурсная смазка),
  • Что добавить или изменить (собственно конструктивная критика),
  • Как это лучше сделать (детализация в подсказку),
  • Кто в этом поможет (люди или другие ресурсы в помощь и поддержку).
  • И пряничек напоследок.

4. Критика в обход сопротивлений

Критика в обход сопротивлений — специальная формула критика, учитывающая вероятное сопротивление того, кого мы критикуем. Эту формулу необходимо применять тогда, когда человек обидчив и происшедшая ошибка достаточна серьезна, чтобы указание на нее могло задеть самолюбие человека.

Формула:

  • Контакт. Хорошие слова: доверие, снять защиты.
  • Разобраться — скорее в позиции позитива.
  • Косвенно напрячь, предупредить безразличие.
  • Самокритика наша — мы тоже не совершенны.
  • Его самокритика, его собственные оценки: пристроились и уточнили.
  • Позитив и конкретика: что добавить или изменить.
  • Энергия выхода — хорошие слова или бодрые интонации: пинок, поддержка, отвлечение.

5. Критика, развернутая до размеров разборки

Эффективная разборка — разборка, которая выполняет воспитательные цели: как работа над ошибками.

Обязательные предпосылки (условия), при которых разборка не оказывается напрягом, разговор проходит успешно:

  • знать, с чего начать,
  • что должно быть главным пунктом и
  • чем разборку завершить

Пред-разборка: обустройство

Учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки. Подробнее смотри — Обустройство разборки
Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование

Отследите, чтобы между вами создался контакт, (смотри, как делаются пристройки), удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»),создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).

Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля)

Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.

Читайте также:  Инструкция по использованию инструкций - психология

Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, — первый репортаж ваш.

Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, — тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.

Третий этап: определение причин происшедшего

Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)

Общее естественное правило здесь — вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере — дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.

Четвертый этап: поиск решения

Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?

Пятый этап: мотивация

Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.

Выход: приятный и конструктивный

Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится.

На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление.

Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.

Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет.

На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.

Другие формы критики

Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики — в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив.

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно.

Прямая и косвенная

Прямая критика о недостатках говорит прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

Косвенная труднее, но лучше бережет самолюбие.

Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

Открытая и скрытая

Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.

Разгромная использует переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой.

Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек.

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия.

Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.

Ссылка на источник

Источник: http://duat.asia/story/gramotnaya-kritika

Критика «Плюс-минус-плюс»

Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС — МИНУС — ПЛЮС.

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Иправляют — дефективное, а добавляют — к хорошему. Говорить про необходимость «исправить» — конфликтно, а о возможности изменить и добавить — нормально, это сохраняет конктакт.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Вроде бы и минус, но одновременно как бы и подарок, и вместо желания крыситься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

Иллюстрации

Ребенок

Ребенок порезал хлеб к ужину: куски рваные, крошки по всему полу. Увидели:

«Спасибо, молодец, ты мой самый лучший помощник! (прижать к себе, погладить по голове). — Давай посмотрим, какие куски у тебя получились самые ровные? Правильно, вот эти. Ты следующий раз не торопись, и у тебя получатся такие ровные все. И принеси совочек, давай вместе подметем крошки. Какой же ты у меня молодец!»

Подруга

Подруга выкрасила волосы в нечто ярко-невообразимое. Реакция:

«Вау! Супер! Нечто! Ты решилась! Как я тебе завидую, ты такая смелая! А это та расцветка, которую ты хотела? Когда будешь красить в следующий раз, посоветуйся с мастером — я бы ушла от ярко рыжего цвета в более плотный коричневый, он тебе более идет. Но мне нравится, определенно!»

Муж

Были в гостях, муж резковато поспорил с тещей о воспитании детей… Разговор на обратном пути, когда у мужа точно хорошее настроение.

«Спасибо тебе большое, ты меня сегодня очень поддержал. Мама, конечно, беспокоится о детях, но с ней бывает тяжело. Ты все правильно сказал, в детях нужно воспитывать самостоятельность, но мне кажется можно было помягче, она же действительно переживает. Не все же такие мудрые, как ты!» — и погладить по руке, это отвлекает от темы и переключает внимание на позитив.

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/19318.html

Психологи рассказали, как выдержать критику

Когда вам говорят что-то не слишком лестное, постарайтесь отбросить чувства и включите разум. Как? Задайте себе вопрос: «Что ценное я могу почерпнуть из того, что слышу?» Относитесь к этим словам, как к одному из источников информации.

Сделайте паузу и отстраненно подумайте, насколько этот источник может быть достоверным и полезным. Например, ваша коллега говорит вам, что вы плохо ладите в коллективе. Будет разумно ответить: «Я подумаю над этим, понаблюдаю за собой».

В чем суть упрека

Если вы слышите в свой адрес жесткую, но неконкретную критику, сразу уточняйте суть вопроса. Вы удивитесь, насколько ваши догадки могут отличаться от того, что на самом деле имеет в виду собеседник.

Если ваш начальник говорит вам: «Я недоволен вашей работой!» — уточните, что именно ему не по душе: результаты продаж за месяц, а возможно, ему не нравится то, что вы в последнее время стали постоянно опаздывать или у вас был слишком длинный отпуск.

Критика = оскорбления?

Бывает так, что в словах обидчика невозможно найти никаких конструктивных замечаний, вы слышите поток оскорблений, но толком не можете понять, в чем именно провинились. Если вас критикуют в язвительной форме, не вступайте в дебаты: ваш оппонент только и ждет, что вы «взорветесь».

Например, если вам говорят: «Что вы себе позволяете?», «Вам ничего нельзя поручить!», «Сколько можно повторять одно и то же?!», «Ну какая вы капуша!», «Вы что, с Марса прилетели!?» — не пытайтесь уточнить, о чем идет речь. Ваш собеседник не ответит ничего путного: «А вы сами не понимаете, о чем речь?» Как молчать, так и возмущаться неэффективно.

Чтобы привести собеседника в чувство, скажите что-то нейтральное: «Я буду готова это обсудить, когда вы успокоитесь».

Повод для разговора

Вы столкнулись с критикой дома? Подумайте, чего не хватает от вас вашим близким. Упреки в семье всегда сигнализируют: есть важный повод для беседы «по душам». Например, если ребенок говорит родителям: «У вас никогда нет времени поиграть со мной!»

Не стоит объяснять, что вы постоянно заняты на работе, потому что вам дали повышение или нужно выплачивать кредит. Скажите: «Мы тоже хотели бы проводить с тобой больше времени, мы скучаем, давай вместе подумаем, как нам выйти из этой ситуации».

А если замечание справедливое

Если вы понимаете, что критика обоснована, — признайте это. Как бы ни тянуло оправдаться, сейчас это будет неуместно. Фразы типа «Я не виновата, иначе не получалось…» в большинстве случаев провоцируют еще более горячие споры и потоки обвинений.

Например, руководитель говорит: «Вы не сдали работу вовремя!» Подтвердите: «Да, это так». Только после того, как вы признаете справедливыми его слова, имеет смысл спокойно объяснить, что вам помешало, и высказать предложения, как это исправить.

Признав обоснованность критики, вы не будете неудачницей. Наоборот — вы сможете исправить недочеты в работе или наконец-то выяснить натянутые отношения с человеком.

Источник: ladyhealth.com.ua

Источник: https://woman.master.plus/zdorovie/psihologi-rasskazali-kak-vyderjat-kritiky.html

Какие плюсы и минусы есть у профессии психолог?

Какие плюсы и минусы есть у профессии психолог?

  • Вот это Вы вопросец задали. Не на одно предложение, это уж точно.Ну главное, как мне кажется, это то, что профессия психолога — крайне многолика и многогранна — это и тренеры, и психотерапевты, и консультанты и психологи, работающие в гос. учреждениях — все это психология и вся она разная.психология дает колоссальный опыт, много техник и практических и теоретических навыков — это, безусловно, плюсы. Позволяет увидеть многогранность человеческой психики, познакомиться с огромным количеством самых разных людей. Она помогает почувствовать себя нужным и полезным обществу и конкретным людям в частности. Она позволяет управлять сознанием людей.Возможность работать и учиться в среде психологов, зачастую бесплатно. При удачном стечение обстоятельств — хороший заработок.Из минусов постоянные стрессы и высокая вероятность соприкасаться часто с людьми quot;нездоровымиquot;. Необходимость постоянной супервизии — чтобы совсем не съехать с катушек:) Не так легко найти работу и хорошо заработать — так как есть высокий спрос и еще больше предложений, профессия слишком популярна, но и критика и скептицизм в отношении психологов еще выше. Если Вы профессиональный психолог — то, по правилам конфиденциальности, Вы не имеете права проводить консультации и терапию среди друзей — но в нашей стране это правило пока не прижилось:)Также из минусов самолечение. Вы ведь такой весь из себя психолог и неплохо понимаете, что с Вами не так, это может стать проблемой, когда Вам самому понадобится психологическая помощь. А все мы люди, и каждому психологическая помощь может понадобится!А еще quot;Тыж психолог!quot; — минус в том, что к Вам предъявляют завышенные требования, как к представителю данной профессии. Это как врачу говорить: quot;Тыж врач! Как у тебя вообще зубы могут болеть и откуда у тебя кариес?!quot; Только вдумайтесь в абсурдность этих фраз!
  • Лично я вижу следующие плюсы и минусы в профессии психолога. Плюсы:
    • Эта профессия доставляет удовольствие психологам, это заметно. Думаю, что приятно работать и видеть результаты своей работы наяву. Ведь психологи изменяют людей, делают их жизнь более качественной, интересной, счастливой.
    • Эта профессия помогает человеку самому быть счастливым в плане семьи, работы, личной жизни. Хотя нередко встречаются сапожники без сапог.

    Недостатки:

    • Эта профессия достаточно малооплачиваема и не столь востребованна в нашей стране.
    • Карьерный рост под большим вопросом.
    • Часто психологи ставят себя слишком высоко, что мешает им в личной жизни.
  • Плюсы профессии психолог на мой взгляд заключаются в следующем :

    • это профессия модная и современная,
    • профессия не требующая физических нагрузок,
    • довольно-таки престижная работа,
    • веселая работа, никогда не соскучишься.

    А вот минусами можно считать следующее:

    • рано или поздно можно самим стать не совсем адекватным,
    • пациенты могут начать раздражать.
  • Похоже, они из-за работы сами чуток становятся quot;не совсем адекватнымиquot;…

  • Психолог — это общее название специальности.

    Но практикующий психолог работать может как в клинике (не путать с психиатрами!!!), так и на предприятии. Чаще же они работают в школах, садах, организациях по соц.помощи. Или же — занимается собственной практикой, например, услуги психотерапевта.

    Отсюда, пожалуй, минусы и плюсы будут отличаться.

    Но, если попробовать обобщить, то минус — это соприкосновение с quot;больнойquot; стороной человека и с его личной жизнью. Нужно быть готовым выслушать все и остаться на нейтральной позиции.

    А плюс — обладание особыми знаниями и техниками, которые помогают в работе.

  • Плюсы: умение видеть, чувствовать, понимать людей.

    Минусы: сваливаются чужие проблемы и если психолог не может от них абстрагироваться, то эти проблемы могут стать его собственными ( переживания за других, стрессы)

Читайте также:  Православное воспитание - психология

Источник: http://info-4all.ru/rabota-i-karera/kakie-plyusi-i-minusi-est-u-professii-psiholog/

Групповая и индивидуальная терапия — плюсы и минусы

Практически с рождения человек попадает в разные социальные группы (семья, детский сад и т.д), по факту и человеком-то мы в общепринятом смысле становимся только среди себе подобных. Люди, в силу обстоятельств растущие вне социума, так по настоящему людьми и не становятся, тому есть множество примеров (взять хотя бы всем известного Маугли).

Для нас естественно контактировать с себе подобными и через этот контакт с другими познавать себя и мир. Группа — это привычный способ жизни в мире, которая знакома нам с самого раннего детства.

Если понаблюдать, то заметим, что любая группа людей через непродолжительное время знакомства начинает как-то взаимодействовать между собой, «кучковаться» по каким-то своим более личным интересам, потребностям, постепенно выделяются разные слои группы, кто-то начинает претендовать на главенствующие роли, кто-то отмалчивается, кто-то занимает критикующую позицию и т.д.

, кто-то начинает устанавливать дружеские взаимосвязи и контактировать вне группы. Происходят первые недовольства друг другом, начинаются выяснения отношений, мнения по поводу людей претерпевают изменения, группа вновь перемешивается и так далее до бесконечности.

Когда мы живем в своей обычной повседневной жизни, мы также участвуем в различных социальных группах, начиная от самых больших, этнических, национальных, языковых, до более личных: класс, спортивная команда, подруги, рабочая группа, родственники, дети… и во всех этих группах мы как-то взаимодействуем, получаем обратные связи на наше поведение, часто искаженные, приглаженные или, наоборот, несоответствующие реальному положению дел. Мы подстраиваемся под важных для нас людей, стремимся где-то что-то не заметить, недосказать, казаться людям лучше, чем есть на самом деле, играем красивые или не очень роли, стремясь спрятать себя настоящего поглубже и побезопаснее. И другие также это делают, руководствуясь разными, очень важными для них причинами. Осмелюсь предположить, что каждый из нас мечтает быть замеченным, услышанным, понятым и признанным в круге важных для него людей.

Однако на деле выходит так, что наши мечты часто сильно расходятся с реальностью. Люди начинают страдать, испытывать различные затруднения в общении с другими, появляется ощущение, что в жизни происходит что-то не то. Меня не понимают, я не понимаю, выход, если и есть, то малодоступен и понятен.

Часть людей для себя выбирает путь самопомощи и поисков правды и смысла жизни в «кухонных разговорах», часть уходит в различные апробированные приемы снятия стресса (алкоголь, компьютер, азартные игры, пищевая и химическая зависимости), часть зависает на околопсихологических книгах, перерывает интернет, форумы в поисках единомышленников, часть пытается не обращать внимания на свою жизнь и себя, постепенно уходя в психосоматику (болезни ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, приступы люмбаго, экзему, псориаз и т.д.), часть активно начинает посещать тренинги личностного роста, часть идет на индивидуальную терапию, часть идет на групповую терапию. Я не буду сейчас подробно останавливаться и описывать достоинства и недостатки всех способов помощи себе, сконцентрируюсь только на групповой и индивидуальной терапии.

Итак, индивидуальная терапия — хороший выбор прожить в максимально безопасной обстановке свои сложные моменты в жизни, наконец быть услышанным, принятым или не очень, и от этого не развалившимся, а наоборот в итоге поднабравшимся сил, чтобы, наконец, осознать свои не самые лучшие модели поведения, поэкспериментировать в новой обстановке с новыми способами поведения, получать честную обратную связь от терапевта, получить опыт душевной близости и важности другого человека, опыт конфликта с важным другим и выхода из него с новыми ощущениями, что отношения вышли на другой этап развития… Это правда стоит того, а понимание, что есть человек, который точно знает тебя настоящего, и ты знаешь этого человека настоящим, делает этот опыт качественно другим по отношению к влиянию опыта на жизнь человека. Из минусов: индивидуально терапия, чтобы она правда произвела именно такой качественный эффект на жизнь человека в целом, нужна продолжительная по времени. Вы точно освоите более здоровые способы контактирования с другими людьми и собой, однако это будет происходить медленно, иногда рывками, иногда в ощущении, что ничего нового не происходит, иногда радостными или не очень открытиями про себя и других.

Не все темы, в которых у вас есть сложности, рискуют быть озвучены, так как терапевт один, когда людей вокруг вас больше — они привносят свою динамику и свои проблемные места, которые могут откликнуться и вам. И в этом месте группа сработать может быстрее и эффективнее, чем один терапевт. Вот мы плавно подошли к групповой терапии.

Так что же это такое? Это психотерапевтический метод, особенностью которого является целенаправленное использование всего, что происходит в группе. Группа выступает маленьким миром, в который люди привносят свою жизнь и себя такого, какой ты обычно.

Мы проявляем в группе те же ценности, установки, отношения, способы эмоционального реагирования с другими людьми, что и в обычной жизни.

В отличие от жизни, у группы в контексте групповой терапии есть свои правила, есть ведущий (терапевт и пара терапевтов), который замечает и поддерживает те процессы, которые в реальной жизни притормаживаются (прояснение отношений, эмоциональные реакции на рассказы и ситуации участников).

Групповая терапия имеет как экономические, так и терапевтические преимущества. С экономической точки зрения групповая терапия позволяет снизить затраты времени терапевта и стоимость терапии.

Плюсы групповой формы в том, что нам привычнее находиться в группе, там есть возможность не все 100 % времени быть на виду, есть возможность получать поддержку и принятие от членов группы, получать индивидуальную терапию и потом эмоциональные реакции участников, что часто бывает более полезным, важным опытом проживания совместного процесса самораскрытия перед членами группы.

В течение времени жизни группы каждый участник может видеть и участвовать в реальных изменениях в жизни людей, видеть терапевтический прогресс.

Важно и то, что появляется весомый опыт неуникальности своих проблем и переживаний — оказывается, они есть у большинства людей! Очень поддерживает и питает чувство собственной важности, личная нужность каждого члена группы другим участникам группы, выяснение и прояснение чувств в безопасной обстановке, групповая сплоченность, солидарность, возможность заимствования здоровых и более успешных способов коммуникаций у других членов группы.

Однако при всех плюсах, существуют и некоторые минусы.

Иногда бывает так, что некоторым участникам группы очень сложно раскрываться и говорить о себе что-либо личное на группе, так как это достаточный риск, особенно с учетом того, что люди будут реагировать и давать свои эмоциональные отклики и обратные связи, что в некоторых случаях может еще сильнее обострить имеющиеся сложности.

Иногда случается, что групповые процессы взаимодействия между участниками группы захватывает слишком много времени и пространства группы, что негативно сказывается на тех личных проблемах, которые участники хотели бы решить на этой группе, для этого просто не хватает времени.

Мне кажется, что индивидуальная и групповая психотерапии прекрасно дополняют друг друга. Иногда бывают ситуации, когда на группу их не вынесешь, а иногда, наоборот, только группа способна поднять и расшевелить весь тот залежавшийся пласт проблем, который мы накопили за определенный отрезок жизни.

Выбирать в любом случае каждому свое, что больше откликается в душе, рисковать и учиться жить честно, будучи самим собой, таким, как есть. От себя добавлю, что на разных жизненных этапах я выбирала разные формы психотерапии, а бывало, что и совмещала.

Я доверяла своим ощущениям и ответила себе на вопрос: «где мне будет комфортнее?», и шла за полученным ответом.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/2137

Психологическое консультирование

О центре — Виды помощи — Психологическое консультирование

Психологическое консультирование — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на выявление причин возникновения конкретных проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия.

Цели и задачи психологического консультирования

Основное предназначение такого консультирования — оказание помощи здоровому человеку в решении задач и проблем, стоящих перед ним. Главными задачами в психологическом консультировании являются:

  • эмоциональная поддержка пациента;
  • расширение сознания и повышения психологической компетентности;
  • содействие человеку в решении его личностных проблем;
  • изменение отношения человека к проблеме;
  • изменение отношения человека к социальному окружению и самому себе;
  • успешная адаптация и преодоление возникающих затруднений;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • развитие реалистичной оценки окружающей действительности;
  • помощь в решении проблем, связанных с различными заболеваниями.

Психологическое консультирование – это относительно простая форма психологической помощи по сравнению с психотерапией, более поверхностная и менее длительная работа.

Этапы психологического консультирования

В ходе сеанса психологического консультирование консультант внимательно выслушивает клиента, задавая уточняющие вопросы, способствует более четкому и конкретному пониманию клиентом границ проблемы, ее причин. В ходе сеанса консультант также информирует клиента о механизмах психологической защиты, подсознательных мотивах и т.д.

В своей работе консультант руководствуется тем, что клиент сам знает истоки своих затруднений и проблем. Надо лишь помочь человеку эти знания найти, осознать, сформулировать, принять и на основе этих знаний найти пути решения данной проблемы или проблем.

В процессе общения выясняется, когда проблема появилась, что её породило, и как можно ее решить. Осуществляется поиск ресурсов, имеющихся в распоряжении клиента для решения данной проблемной ситуации. Выбираются наиболее вероятные варианты, определяется так называемый «веер решений».

Затем обсуждается, как эти решения могут выглядеть в жизни, что можно сделать уже в ближайшее время (иногда, буквально завтра), и через действие достигаются реальные изменения. При наличии сомнений у клиента в правильности выбранного решения консультант может предложить провести «экологическую проверку» данного варианта.

Как правило, консультация заканчивается после обсуждения домашнего задания, или шагов на ближайшее время и назначается следующая встреча для обсуждения результатов внедрения в жизнь выбранных вариантов решения проблемы.

Плюсы и минусы психологического консультирования

Плюсом психологического консультирования является то, что практически на первой же встрече клиент может получить (найти) ответ на мучающий его вопрос и выработать собственные варианты выхода из ситуации, используя те ресурсы, которые имеются у него в наличие в данный момент.

Минусы заключаются в том, что для решения глубоких личностных проблем, длительно существующих межличностных проблемах, проблемах воспитания детей и подростков психологическое консультирование может использоваться лишь в очень ограниченных случаях, а именно для решения очень локальных и конкретных проблем. Для более радикальных изменений все же предпочтительнее в данных случаях будет психотерапевтическая помощь.

Наверх

Источник: http://pncz.ru/vidy-okazyvaemoj-pomoschi/13-psihologicheskoe-konsultirovanie.html

Системно-векторная психология Юрия Бурлана (критика)

Заглянул на сайт весьма рекламируемой в Интернете так называемой «Системно-Векторной Психологии». Читал много восторгов и уверений в том, что она изменила жизнь (http://www.yburlan.ru/  — все нижеприведенные цитаты, выделенные курсивом — оттуда).

     Впечатление — новая панацея, сильно смахивающая на псевдопсихологический бизнес, которого очень много в последнее время. Попробуем разобрать некоторые пункты (на все просто сил не хватит).

  1. «Cистемные векторщики» (далее — СВП) настаивают на уникальности и революционности своего нового метода. 

Системно-векторная психология — уникальное и единственно системное описание типов характера, типов мышления, типов интеллекта. Революция в познании Человека и его Природы!…

Таких революций сейчас — пруд пруди… Тем более, что утверждение СВП не соответствует истине. Типологий характеров, акцентуаций, психологических типов в психологии — множество.

Они базируются на самых разных основаниях, но они все же есть.

Упор в СВП делается на «системном описании» — волшебном слове, которое само по себе должно, судя по всему, обосновывать истинность и революционность метода.

  1. СВП делает смелые утверждения о научности и проверенности своего метода, для чего прибегает к перечислению известных авторитетов в психологии, которые были якобы предшественниками революционного направления и многое сделали для него.

Как наука, системно-векторная психология появилась 10 лет назад. У ее истоков стояли работы З. Фрейда, в первую очередь его работа «Характер и анальная эротика», работы Сабины Шпильрейн, работы академика В.А.

Ганзена «Системные описания в психологии» и «Восприятие целостных объектов», а так же его ученика – питерского психолога В.К. Толкачева — «Роскошь Системного Мышления».  Сделаю одно замечание – В.К.Толкачев в науке авторитетом не является, в отличие от З.Фрейда, С.Шпильрейн и В.А.

Ганзена. При этом ни одной ссылки на работы С.Шпильрейн я не увидел, а В.А.Ганзен ничего не писал про «векторы». В.К.Толкачев — недоучившийся аспирант В.А.Ганзена, диссертации не защитивший.

Читайте также:  Исключительность - психология

Само по себе это не является чем-то предосудительным, но на фоне утверждений о множестве томов исследований звучит несколько странно.

     Казалось бы, что в этом плохого — искать своих предшественников в прошлом? Проблема в том, что при последующем изучении сайта натыкаешься на утверждения, полностью опровергающее только что сказанное. А именно: 

  1. Для СВП характерно обесценивание всего предыдущего опыта, накопленного в психологической науке, что нередко вступает в противоречие с заявлениями о научности и проверенности метода. Но это мало кого смущает.

Системно-векторная психология не является ответвлением классической психологии, или частью классической психологии. Она впервые ставит психологию на уровень науки.

Точно так же, как в математике или физике, есть методика, с помощью которой делаются открытия и достигаются определенные результаты, точно так же и здесь есть своя методика, с помощью которой мы исследуем развитие состояний психики человека, откуда она берет свое начало, как эволюционирует с течением времени, от самого раннего первобытного человека, до человека современного.

То есть ни Фрейд, ни Шпильрейн, ни Ганзен — не наука, так как работали в рамках психологии и психотерапии, предшествовавшей появлению великой Системно-Векторной Психологии.

При этом остается непонятным, в чем именно состоит научность СВП, так как никакого обоснования данного смелого заявления — нет. Ни данных экспериментов, ни публикаций на основании объективных исследований, ни монографий.

Вам предлагается просто поверить, что СВП — наука.

Ну, а что насчет самой теории?

  1. Теоретическая часть СВП,  по сути, сводится к следующему (с позиций истории, биологии и психологии многое из изложенного – крайне сомнительно):

Ни один человек в этом мире не существует сам по себе, в одиночку. Природа создала нас как группу, объединила нас в единую систему отношений. Это относится не только к людям, все живые вещества на планете живут группами, примеров можно привести множество, это и стая волков, и стадо бизонов, пчелы и муравьи, даже грибки и те живут колониями.

Цели и задачи у каждой группы, будь то человеческая стая, или стадо баранов, очевидны – группа должна выжить и продолжить себя во времени, т.е. дать следующее поколение. Это единый целый организм, в котором представлены все восемь векторов. Каждый из них играет свою уникальную роль в этом целом, выполняет свою специфическую функцию.

Распределение ролей в группе, соотношения всех восьми векторов между собой, их взаимодействие друг с другом, и иерархия по отношению друг к другу – досконально исследуются системно-векторной психологией и Юрием Бурланом.

Кратко сформулировать видовую роль каждого вектора в группе можно рассмотрев взаимодействие древних людей в первобытной стае, где каждый человек являлся носителем одного вектора:

  1. Кожный вектор. Видовая роль – боковой охотник, алиментатор. Функция – ограничение и запрет.
  2. Мышечный вектор. Видовая роль – воин, охотник. Функция – война и охота.
  3. Анальный вектор. Видовая роль – хранитель пещеры, костра, домашнего очага, тыловик. Функция – накопление и передача знаний.
  4. Уретральный вектор. Видовая роль – вождь. Функция – расширение жизненного пространства и порождение.
  5. Зрительный вектор. Видовая роль – дневной охранник стаи.
  6. Звуковой вектор. Видовая роль – ночной охранник стаи.
  7. Оральный вектор. Видовая роль – глашатай, шут, загонщик добычи. Функция – крик, предупреждение об опасности.
  8. Обонятельный вектор. Видовая роль – советник вождя. Функция – стратегический разведчик, выжить во чтобы то не стало.

Каждый вектор, согласно СВП, обладает множеством заданных от природы характеристик — от внешнего вида до сексуальных предпочтений (так, истинным гомосексуалом может стать, разумеется, только представитель анального вектора).

Характер, выбор профессии, привычки, ценности и смыслы, интересы — все задается этими векторами. А наши личностные проблемы объясняются тем, что мы забили голову черти чем и не живем в соответствии со своим вектором.

Задача — найти и принять свой вектор, смириться с ним, жить в соответствии с ним и тогда все будет хорошо.

Все возможные возражения со стороны как классической психологии, так и со стороны известных направлений психотерапии (психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная психотерапия, когнитивная психотерапия и др.) уже отметены — это не наука, т.к. наукой является только СВП.

Неважно, что ни этологии, ни археологии, ни этнографии неизвестны эти «видовые роли». Более того, исследования зоопсихологов и этологов показали одну интересную вещь.

Если собрать самых доминантных крыс из разных стай в одну, то после некоторой борьбы эта новая альфа-стая воспроизведет традиционную иерархию — с альфами, омегами и так далее.

Если говорить в терминах Бурлана, то получается, что у большинства крыс в этой стае резко изменились вектора, и они стали вести себя как обладатели не доминантных векторов. Ну, или у них невроз развился :))

Отметим еще тот факт, что типология Бурлана (точнее — В.Толкчаева) во многом заимствована из…

классической психологии, которую он отрицает. Так, в «анальном векторе» довольно легко угадывается эпилептоидная акцентуация характера, в «зрительном» — истероидная (популярные описания акцентуаций характера можно посмотреть здесь; при желании можно продолжить сопоставления «векторов» и давно известных в психологии акцентуаций).

  1. Разумеется, СВП обещает полное прозрение и решение всех проблем, при этом за достаточно короткое время. И, что очень важно – это не составит для клиента особого труда! Собственно говоря, задача – познать свой тип и жить в соответствии с ним. Изучить другие типы, и тогда люди будут полностью на ладони перед вами.

Кто я такой? В чем смысл моей отдельно взятой жизни? На этот вопрос пытались ответить многие ученые и философы, сколько книг написано на эту тему, а смысл всем известной заповеди – познай самого себя, так и не раскрыт. Системно-векторная психология впервые дает ответ на этот вопрос.

Через наши эрогенные зоны определяется наш талант и наша видовая роль, наши желания, с помощью которых мы двигаемся по саванне или современному мегаполису. Заданная врожденная видовая роль задает нам определенное желание, а желание всегда порождает строго определенные мысли.

Каким образом этот первобытный человек, живущий внутри меня, проявляется сегодня, в современном обществе, какую роль он выполняет, как сублимирует себя. Какие у меня лично врожденные свойства, какие желания управляют моим бессознательным, какие процессы там происходят, как их контролировать.

Это только малая часть того, о чем говорит и чему учит Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

В общем, одним махом решаются все насущные проблемы человечества.

В этом – сила любого психобизнеса, так как стремление к простым решениям сложных проблем избавляет человека от двух очень дискомфортных состояний: ответственности за то, что ты делаешь, чувствуешь (отныне за это отвечает твой заданный природой психотип), а также от ситуации тревоги, вызванной неопределенностью и неизвестностью, которая является одной из характеристик существующего вокруг нас мира. Бурлан прямо говорит на своих лекциях, что «не мы живем, а нами живут»  (нами управляет «психическое» — что бы под этим ни понималось). Поэтому на первом этапе психотерапевтический эффект почти всегда очевиден – жить станет легче. http://www.yburlan.ru/psihologiya-v-rolikah/share

Или вот, очень характерный отзыв участницы:

Вот проходит мимо человек, совершенно незнакомый, первый встречный, и ты знаешь о нем всё, его привычки, его сексуальные особенности, его характер. Каких животных он любит, даже кем он работает.

Как он относится к людям. Любит ли вкусно поесть. Даже знаешь что с ним может произойти в будущем. Ты будто проигрываешь такой минифильм о его жизни, это получается теперь само собой.

Иногда так смешно бывает, иногда до слез больно, жалко.

Для тех, кто сомневается в том, что человека можно так легко втиснуть в рамки какого-то одного вектора, есть готовое положение. Это положение о том, что в современных людях, в отличие от прошлого, сочетаются 3-5 векторов, например, кожно-анально-зрительный. Но оно вступает в полное противоречие с фундаментальной идеей СВП.

Человек – это заданные желания, обеспеченные свойствами для их реализаций. Наполняя желание, мы чувствуем радость, наслаждение, удовлетворенность.

У человечества как целой единицы есть разные (8 векторов) смысловые каркасы корневых фундаментальных желаний, непересекающиеся ни в чем, и имеющие свою заданную функционально-смысловую нишу в человеческой группе, как способной к выживанию единице.

Поэтому и всевозможные наши сознательные желания, имеющие разные корни, кардинально отличаются.

Если 8 векторов ни в чем не пересекаются, то сочетание векторов в рамках психической нормы представляется невоможным — как сочетание в одной личности никак не взаимосвязанных типов характера… Однако в целом «возможности» интерпретации и «понимания» человека резко возрастают.

Неважно, что для понимания человека важен не только его определенный психотип (психотипы действительно есть, но складываются из огромного количества факторов), но и контекст, в котором разворачивается его поведение. Главное — иметь набор эффективных объяснялок.

Плюс работает известный эффект Барнума (см. здесь и здесь).

Примечательной особенностью «исцеления» в СВП является тот факт, что «системный психолог» сам по себе помочь другому человеку не может. Все, что он может сделать — это позвать его на «тренинги» (являющиеся по сути многочасовыми лекциями), чтобы он, прослушав, все про себя понял и узнал.

При этом единственным человеком, который обладает всей полнотой истинного знания (при этом уже 10 лет…), является Ю.Бурлан. За 10 лет не появилось ни одного «ученика», который мог бы тоже преподавать СВП. Это классический пример учения «гуру» — есть только один Мастер, гуру, Учитель.

Псевдопсихология по сути своей является набором достаточно известных психологических истин и принципов и добавленных к ним спасительных идей, которые зачастую этим самым принципам противоречат. Так, например, мы можем прочитать:

НЕ ОБВИНЯЙТЕ НИКОГО В СВОИХ НЕСЧАСТЬЯХ. В первую очередь давайте перестанем обвинять кого-либо в своих несчастьях. За свою жизнь и за то, что с нами происходит, ответственны только мы и никто другой. Это утверждение довольно сложно принять, ибо в этом случае наиболее выгодна роль жертвы. Но предположим, с этим вы согласны. Другое дело — вы не знаете, каким образом взять на себя ответственность, кроме как чувством вины за невозможность что-либо изменить.
В общем, верные слова, за исключением последнего предложения… Но под ответственностью понимается не более и не менее, как принятие своего психотипа и сваливание на него ответственности за собственный выбор. Это ОЧЕНЬ эффективная психологическая стратегия. Она действительно очень облегчает жизнь человеку. Скажите себе:  «Это меня мой кожный вектор на обман тянет» (конструкция фразы — из форума на сайте). А теперь: «Я хочу обмануть». Прислушайтесь к ощущениям… Что проще? … Скорее всего — кожный вектор. Ну я-то тут при чем? 🙂 Или: почему у меня что-то не получается? Ну, потому что вектор не тот, не своим делом занимаешься…

     Собственно говоря, таких лекарств-выручалок от переживания неопределенности и принятия ответственности за собственный выбор на себя — пруд пруди… Они могут даже помочь людям — жизнь станет проще, понятнее… В принципе — ну и пусть существует! Каждый сходит с ума по-своему :)).

Но когда я возвращаюсь к фразам типа Вот проходит мимо человек, совершенно незнакомый, первый встречный, и ты знаешь о нем всё, его привычки, его сексуальные особенности, его характер — то становится как-то тревожно от этого. Для меня это одна из самых деструктивных установок — считать, что все знаешь о человеке. Учитывая способность нашего восприятия  подтверждать наши заранее сформулированные (запрограммированные) установки.

Дополнительный мой пост, посвященный СВП — здесь. Финал всей этой истории с СВП в интернете — здесь. Про психологические типологии личности и их проблематичность (что дополняет изложенное в этом посте) — здесь.UPD. Практика показала, что адепты СВП в большинстве своем не могут вразумительно вести диалог, стремительно переходят на личность (с упорным желанием навесить «анальный вектор»), опускаются до прямой лжи и матов с оскорблениями, демонстрируя все признаки поведения членов деструктивной секты. В принципе, данное поведение слушателей лекций Бурлана «запрограммировано» — так как Бурлан фактически преподносит свои тексты как высшую истину, переводя их, таким образом, в разряд своего рода «священных текстов» (так как истина — она всегда священна). Сознание большинства  тех, кто отметился как сторонник СВП в обсуждении, крайне сужено, критичность мышления отсутствует как факт, но присутствует огромный заряд агрессии, что полностью противоречит словам Бурлана и его адептов о том, что знание векторов делает «слушателя» терпимым и понимающим. Адепты СВП попытались организовать массированную травлю автора в Интернете и за его пределами. По признанию нескльких человек в личных сообщениях, травля — довольно типичная манера поведения для СВП.

Общий вывод — во многом деструктивная псевдонаучная организация, основанная на харизме Учителя. Система «вербовки» выглядит так: бесплатные лекции — 1-я платная ступень — 2-я платная ступень — изучение Каббалы (иудейское эзотерическое учение).

Цитирую слова одной из сторонниц СВП: На портале всё подробно и понятно объясняется — есть 2 уровня, первый уровень состоит из 12 лекций и стоит 500$, а второй из 20 и стоит 700$…1. обучение каббалы осуществляется на портале БЕСПЛАТНО!

2.

каббала не имеет прямого отношения к СВП

» (прим.: однако Бурлан Каббалу — продвигает).

UPD от 6.10.11. После массированной атаки анонимов с выраженной склонностью к сквернословию и переходу на личности решил добавить ссылку на обсуждение СВП в группе Психология ВКонтакте и другом блоге ЖЖ, а так же хорошую статью со скриншотами в Фэйсбуке. Еще: http://forum.your-wave.com/viewtopic.php?f=18&t=585

Источник: https://soulat.livejournal.com/73385.html

Ссылка на основную публикацию