Логотерапия — психология

логотерапия — это… Что такое логотерапия?

Логотерапия - психология

— одно из направлений психотерапии — психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного.

Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах.

Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.

Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. «Логотерапия» — терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии — В. Франкл — основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:

1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;

2) о смысле жизни;

3) о свободе воли.

Так обозначено несогласие:

1) с бихевиоризмом — по сути, отвергающим представление о свободе воли;

2) с психоанализом — выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

Франкл отстранился от «глубинных» психоаналитических ориентации и стремился к постижению «вершинных» явлений психических и использованию знаний о них для терапии.

Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление «экзистенциального вакуума» — чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» — страдания, вины и смерти.

Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни.

Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности.

Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии — именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния вакуума экзистенциального и фрустрации экзистенциальной, выступающие причиной неврозов ноогенных, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

Главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или смыслу. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может дать клиенту этот смысл — он для каждого свой, — но может помочь его увидеть.

Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип интенции парадоксальной.

Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь обрести утраченный смысл жизни. Одним из главных источников смысла выступает религиозная вера.

Однако религия — не единственно возможный источник смысла; эта проблема может решаться столь же успешно и неверующими людьми.

Уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить.

В рамках логотерапии ставится задача помочь человеку в обретении смысла его жизни, который нельзя просто заимствовать у других. Основной в практике логотерапии — метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических неврозов ноогенных.

В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: это — творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кои невозможно повлиять.

Одна из основных областей, где индивид может получить поддержку в поисках смысла, — это религиозная вера.

Разработан также метод интенции парадоксальной для лечения фобий и состояний навязчивых, и метод дерефлексии (см. рефлексия) для лечения неврозов сексуальных.

Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.

Словарь практического психолога.

— М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Источник: https://psychology.academic.ru/1050/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

Экзистенциальная психология. Чудеса логотерапии

Экзистенциальная психология. Чудеса логотерапии

Конечно, не стоит обольщаться, что мы стали ближе к ответу на вечный вопрос, в чем смысл жизни. Виктор Франкл, основатель терапии, сравнивает этот вопрос с вопросом к чемпиону мира по шахматам: «Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?» И сразу отвечает, что для каждого существует неповторимый смысл, который он взращивает в своей душе.

Что каждая жизненная миссия и пути ее осуществления уникальны. Любая проблемная ситуация бросает вызов человеку, и, принимая решение, он должен принимать и ответственность за свою жизнь. Другими словами, осознать ее, обнаружить смыслы, на которые он опирается. В этой ответственности логотерапия усматривает суть человеческого существования.

 Подробно о Франкле и его непростой судьбе читайте тут.

Согласно терапии, искать подлинный смысл жизни стоит в окружающем мире, а не в самом человеке или его психике. Человеческое существование рассматривается как самотрансцендирование, выход за пределы самого себя, а не как самореализация.

Франкл соглашается с Карлом Ясперсом, сказавшим: «Что представляет собой человек, каким он становится, зависит в конечном итоге от дела, которое он сделал своим собственным». Он отрицает возможность развития личности, стремящейся лишь к развитию.

И говорит о том, что совершенствование возможно только путем посвящения себя делу, что важнее и величественнее человека.

Жан-Поль Сартр говорил, что человек сам создает собственные ценности, Франкл же считает, что смыслы не изобретаются, а раскрываются человеком. Они скорее притягивают его, нежели движут им. Привлекательность же ценностей подразумевает, что у человека всегда остается свобода выбора: он волен как принять, так и не принять это в свое духовное измерение.

Болезнь нашего времени

У каждой эпохи свои проблемы и неврозы. Логотерапия изобрела термин «ноогенный невроз», «ноос» по-гречески — ум как носитель смыслов. Корни таких неврозов лежат в духовной сфере. Стоит отметить, что терапия не рассматривает духовность как религиозность. Духовность тут — обязательная мера человеческой жизни.

В ХХ веке люди массово начали ощущать внутреннюю пустоту. Явление называется экзистенциальным вакуумом. Франкл считает его последствием потери инстинктов и традиций, ранее обеспечивающих безопасность и жизненную ориентацию. Человеку стало нечем руководствоваться в решениях. И для становления настоящим человеческим существом ему было необходимо стать сознательным.

Обычно экзистенциальный вакуум проявляется в апатии или скуке. Сегодня скука доставляет больше проблем, чем сексуальная неудовлетворенность. Возник даже такой вид депрессии, как «воскресный невроз».

Им страдают люди, которые освободившись от будничных забот, осознают свою внутреннюю пустоту. Франкл утверждает, что в этом причина многих самоубийств, юношеской преступности, алкоголизма и психологических кризисов пожилых людей.

Другим неврозом современности считается экзистенциальная фрустрация, то есть фрустрированное стремление к смыслу жизни.

Возникает вопрос, а не слишком ли тяжел путь поиска? Ведь он скорее лишит, чем принесет внутреннее равновесие. Логотерапия считает такое напряжение необходимым условием психического здоровья. Оно неизбежно возникает, когда человек задумывается, кто он есть и кем желает стать. Так рождается воля к смыслу.

Три пути смысла

Логотерапия предлагает жизненную максиму: «Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас!» Она помогает пациенту понять конечность жизни и постоянную ответственность за то, кем он станет. А перед кем отвечать, перед совестью, обществом или Богом, каждый решает сам.

Терапия говорит о трех путях поиска смысла: через деятельность и творчество, через переживание ценностей, через страдание. Второе — это переживание природы, культуры или любви. Любовь не рассматривается как вид полового влечения, тут секс — способ единения с возлюбленным. Только полюбив, можно понять другого во всей глубине его существа и тем самым найти свой смысл жизни и обрести свободу.

В страдании усматривается глубочайший жизненный смысл. Один из принципов логотерапии гласит, что человек готов страдать, если страдание имеет смысл. Самое важное — отношение к страданию.

Сила смеха

Из всех живых существ только человек может смеяться, более того — над самим собой. В логотерапии чувством юмора лечат. Случай из практики: один бухгалтер страдал от судорог при письме, которые стали столь сильными, что он боялся потерять работу.

Врачи не могли ему помочь, он впал в ужасное отчаяние. Логотерапевт порекомендовал ему не стараться писать аккуратно, а, наоборот, писать самые безобразные каракули.

И говорить: «Сейчас я покажу людям, какой я хороший писарь!» Когда он в следующий раз попытался писать каракулями, то не смог. За 48 часов судороги прошли.

Это метод парадоксальной интенции. Юмор — уникальное средство отстранения. Смех над проблемой помогает изменить отношение к ней. Обычно человек, страдающий фобией, старается избегать страшных ситуаций.

 Человек с синдромом навязчивых состояний пытается подавить пугающие мысли. Но это ведет лишь к усилению симптомов.

Если человек будет стараться не избегать, а усиливать такие состояния, то невроз может просто исчезнуть.

Парадоксальная интенция иногда помогает при тяжелых неврозах. Женщина 24 года боялась высоты, подниматься на лифте, переходить мосты, падать в обморок, выходить из дома. Она боялась открытых пространств, одиночества и стать парализованной. Ее лечили электрошоком, клали в палату для буйных, лечили амфетаминами и барбитуратами, собирались делать лоботомию. Ничего не работало.

Логотерапевт начал шаг за шагом устранять страхи пациентки. Ей советовали стараться падать в обморок, паниковать и становиться парализованной.

Женщина использовала методику 5 месяцев и смогла освободиться от всех симптомов. Важно, что терапевту не понадобилось искать истоки страхов и копаться в прошлом, как принято в психотерапии.

Также существует метод дерефлексии. Когда не достаточно сделать смешным то, что тревожит, нужно перенаправить внимание на внешние цели.

Например, при бессоннице усиленное стремление заснуть сопровождается усиленным вниманием к тому, удается это сделать или нет. Отвлечься от страха ожидания поможет концентрация на важных вещах.

Это все те же личные смыслы жизни, способные вдохновить, принести легкость и силы для борьбы с проблемой.

Неизбежность смерти

То, что мы все когда-нибудь умрем, никак не лишает нашу жизнь смысла. Осознание того, что мы исчезнем в потоке времени, должно, скорее, стимулировать чувство ответственности за настоящее. А дыхание смерти даже может усилить волшебные ароматы жизни. Каждый момент человек должен выбирать между добром и злом и, обращаясь к бессмертным ценностям, возводить памятник своего существования.

Логотерапия считает, что человек, ответственно и полно проживший свою жизнь, не должен сожалеть о том, что она уходит.

Если в жизни была любовь, страдания, радости и преодоленные трудности, то не будет никаких причин завидовать молодым. Если человек осознает, что ничего не упустил, то конечность жизни перестает пугать его.

Даже если жизнь была не идеальной, она была настоящей, а это и есть самая большая драгоценность.

Источник: http://www.cablook.com/mixlook/ekzistentsialnaya-psihologiya-chudesa-logoterapii/

ЛОГОТЕРАПИЯ

ЛОГОТЕРАПИЯот греч. «логос» – дух, смысл) – одно из направлений психотерапии, акцентирующее внимание на духовной сущности человека и осуществляющее терапию в духовных терминах.

   Основателем логотерапии, фокусирующей внимание на смысле человеческого существования, является австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997), который в статье «Философия и психотерапия.

К вопросу об основаниях экзистенциального анализа» (1938) выдвинул идею о необходимости развития психотерапии с точки зрения использования духовного элемента при работе с пациентами. Он исходил из того, что классический психоанализ З. Фрейда (1856–1939) и индивидуальная психология А.

Адлера (1870–1937) с их акцентами на вытеснении и оранжировке, эдиповом комплексе и комплексе неполноценности, необходимости осознания бессознательного и значении ответственности раскрыли лишь тот или иной аспект человеческого существования, в то время как для выявления истинной картины человека оба аспекта должны быть объединены с целью выхода за пределы динамики его аффектов и актуализации его латентных ценностей духовного порядка. Фактически им был поставлен вопрос о необходимости такой формы психотерапии, которая «проникала бы глубже динамики аффектов, вскрывала бы за психическим страданием невротика его духовную борьбу». Речь шла о более глубокой (по сравнению с выявлением за физическими симптомами их психических причин) терапевтической деятельности, ориентированной на обнаружение страданий человеческого духа и облегчение этих страданий.

   Логотерапия не подменяет собой психотерапию как таковую, а лишь дополняет ее. В отличие от предшествующих видов терапии она основывается на экзистенциальном анализе, экзистенциально-аналитическом подходе к лечению невротических расстройств человека в терминах его свободы и осознания ответственности.

   В теоретическом отношении логотерапия исходит из признания того, что первичной мотивирующей силой человека является не стремление к удовольствию (З. Фрейд), не воля к власти (А. Адлер), а его стремление найти смысл собственной жизни. Это стремление к смыслу или «воля к смыслу» могут быть фрустрированы.

Экзистенциальная фрустрация, «экзистенциальный вакуум» способны привести к специфическому неврозу, названному в логотерапии «ноогенным неврозом», возникающим не на психологической почве (психогенный невроз), а в ноологической сфере (от греч. «ноос» – дух, смысл) человеческого существования.

Логотерапия стремится провести человека через его экзистенциальный кризис роста и развития.

   Поскольку логотерапия добивается того, чтобы пациент осознал скрытый смысл своего существования, то она является аналитической, напоминающей психоанализ.

Вместе с тем логотерапия не ограничивается выявлением и осознанием инстинктивных факторов в бессознательном пациента. Она акцентирует внимание на «духовном бессознательном», воле к смыслу, реализации потенциального смысла человеческого существования.

Читайте также:  Своеволие - психология

В этом отношении логотерапия, как подчеркивал В.

Франк, расходится с классическим психоанализом в том, что она рассматривает человека как такое существо, «главной целью которого является осуществление смысла и актуализация ценностей, нежели простое удовлетворение влечений и инстинктов, простое примирение конфликтующих «оно», «я» и «сверх-я» или адаптация и приспособление к обществу и среде».

   В практическом плане логотерапевтический подход к лечению невротических расстройств включает в себя установку, согласно которой невротические симптомы могут корениться в физических изменениях или психических проявлениях, выступать в форме средства достижения цели в социальной области или как модус существования человека.

Лишь последняя форма психического заболевания становится объектом экзистенциального анализа и поэтому логотерапия имеет дело с неврозами, понимаемыми как продукт принятия решений, способ существования, род духовной установки человека.

Отсюда цель логотерапии, заключающаяся не в лечении отдельного симптома или болезни в целом, а в трансформации взглядов невротика на его невроз.

   Если обычная психотерапия ориентируется на освобождение человека от психических нарушений, а классический психоанализ – на расширение сферы Я (сознания) относительно сферы Оно (бессознательного), то логотерапия стремится сделать людей свободными в другом смысле, а именно свободными для того, чтобы они могли принять свою ответственность на самих себя. Речь идет не о навязывании ценностей жизни пациенту, а о свободном выборе им ответственности за принятие тех или иных ценностей. По словам В. Франкла, задача логотерапии, или экзистенциального анализа, состоит в том, чтобы «привести личность на те позиции, где она может самостоятельно определять свои задачи, исходя из осознания своей ответственности, и может найти ясный, уникальный и единственный смысл своей жизни». Акцент на ответственности отражается в категорической максиме логотерапии: «Жить так, как если бы ты живешь уже второй раз и как если бы ты поступал в первый раз так же неправильно, как собираешься поступить сейчас!»

   Логотерапия основывается на использовании не только экзистенциального анализа, но и специальной терапевтической техники. Эта техника лечения включает в себя методы парадоксальной интенции и дерефлексии.

Метод парадоксальной интенции сводится к стремлению привести пациента к такому состоянию, чтобы он не избегал невротических симптомов, не боролся с ними, а, напротив, преувеличивал их и тем самым оказался способным дистанцироваться по отношению к неврозу посредством высмеивания его.

Метод дерефлексии предполагает нейтрализацию гиперрефлексии пациента, его невротической склонности к самонаблюдению посредством игнорирования его невротических симптомов.

   В конечном счете логотерапевтическая техника лечения предназначена для изменения внутренних установок пациента по отношению к своему заболеванию.

Поэтому целью логотерапии является не светская исповедь, способствующая подчас смягчению страданий пациента, а медицинское служение, помогающее ему трансформировать его страдания во внутренние достижения с тем, чтобы придать смысл его собственной жизни. По мнению В.

Франкла, человек может придать смысл своей жизни посредством реализации трех типов ценностей: творческих ценностей (творческой деятельности, созидания); ценностей переживания (связанных с переживаниями в процессе познания, созерцании прекрасного, восприятия добра); и ценностей установки, то есть отношения или страдания (видение смысла даже в безнадежной ситуации, в которой человек оказывается не в силах что-либо противопоставить, как, например, в случае неизбежной смерти).

   Логотерапия не ответственна за наличие или отсутствие смысла и жизненных ценностей у пациента. Логотерапевт не навязывает пациенту ценностные суждения.

Его роль состоит в расширении поля зрения пациента, с тем чтобы он смог увидеть, осознать весь спектр смыслов и ценностей, а затем актуализировать потенциальный смысл своей жизни.

При этом логотерапевт придерживается точки зрения, согласно которой «подлинный смысл жизни должен быть найден в окружающем мире скорее, нежели в самом человеке или в его собственной психике». Это значит, что ответственность за нахождение пациентом смысла его жизни лежит на нем самом.

Логотерапия лишь стремится побудить пациента к осознанию его собственной ответственности, к самостоятельному принятию ее на себя. Таким образом, она выступает в качестве терапевтического средства, способствующего обучению ответственности.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/logoterapija.html

Логотерапия

Логотерапия

Нужно сразу отметить, что логотерапия, за исключением тех случаев, когда она применяется для лечения ноогенных неврозов, не является этиотропной, патогенетической терапией неврозов.

Вот что пишет о логотерапии Эдит Вайскопф-Джоэлсон, профессор университета штата Джорджия, в своей статье «Заметки о венской психиатрической школе»: «Не исключено, что неврозы действительно обусловлены конфликтами, возникающими на почве влечений в раннем детстве, как гласит психодинамическая теория. Но это не означает, что при лечении взрослых пациентов решающим фактором терапии не может быть переориентация на осознание смысла и   значения жизни». В   общем, при логотерапии человек излечивается благодаря стремлению выполнить своё предназначение в жизни, которое порой раскрывается пациенту лишь в ходе экзистенциального анализа.

«К сожалению, в наши дни “настоящей” психотерапией принято считать психоанализ.

Приверженцы этой идеи руководствуются заведомо ошибочным представлением о   том, что любой невроз обусловлен ранними детскими переживаниями и глубоко укоренён в личности больного, поэтому для лечения невротиков подходит только психоанализ, а все остальные психотерапевтические процедуры — это лишь неравноценная замена психоанализа, некая полумера и своего рода самообман. Такое опасное заблуждение могло родиться только в замкнутом сообществе психоаналитиков, которые полностью отмежевались от медицины». Так полагает немецкий психиатр Иоган Генрих Шульц.

Психотерапевтические методы, не имеющие никакого отношения к психоанализу, тоже доказали свою эффективность. Я имею в виду прежде всего психотерапию, основанную на принципах бихевиоризма и рефлексологии. Впрочем, степень эффективности этих методов лечения могла бы возрасти, если бы психотерапия поднялась на человеческий уровень.

О том, как это усиливает потенциал психотерапии, можно судить по логотерапии, которая, по мнению Н. Петриловича, выходит за рамки лечения неврозов и, в отличие от других видов психотерапии, затрагивает саму суть человека.

И действительно, психоаналитик считает невроз результатом развития определённых психодинамических процессов и поэтому пытается в лечебных целях спровоцировать развитие других психодинамических процессов, в частности, процесса переноса.

Бихевиористы, в свой черёд, считают невроз результатом развития процесса выработки определённых условных рефлексов и пытаются излечить пациента путём корректировки условных рефлексов. Что же касается логотерапевта, то он рассматривает человеческие аспекты болезни, а это даёт возможность использовать при лечении сугубо человеческие факторы.

Нет таких психотерапевтических методов, которые подходят для лечения всех пациентов, как нет и таких психотерапевтов, которые могут с равным успехом применять любой метод лечения. Это в полной мере относится и к логотерапии. Словом, логотерапия — это не панацея.

Если Дж. Х. Р. Вандерпас полагает, что «логотерапевт может обойтись и без психоанализа», то Э. К. Ледерман из амбулаторного лечебного центра в Мальборо считает, что наряду с экзистенциальным анализом следует назначать курс психоанализа, который порой является предпосылкой успешной логотерапии. Иного мнения придерживается Г. Р.

Гейер, который заявляет: «Многие ошибочно полагают, что в ходе психоаналитического лечения за фазой анализа следует фаза синтеза. Заблуждается тот, кто думает, что в процессе психоанализа психику или “душевный аппарат”, по определению Фрейда, сначала разбирают, а потом заново собирают, как механизм.

Если психоаналитик с   самого начала и на протяжении всего лечения, в том числе и в критические моменты, не сохраняет целостное представление о пациенте и его скрытой индивидуальности, он пренебрегает главным принципом лечения. Тот, кто считает, что анализ можно отделить от синтеза, пребывает в плену ортодоксального фрейдизма». Вот и А.

Мэдер клятвенно заверяет: «Нет в психоанализе такого правила — “сначала анализ, потом синтез”». «Я никак не могу взять в толк, почему в дом нужно заходить только через подвал, а ремонт всегда нужно начинать снизу», — недоумевает Франц Яхим.

Однако мы помним, что сам Фрейд написал по поводу психоанализа Людвигу Бинсвангеру: «В здании психики я никогда не поднимался выше подвала и первого этажа».

Едва ли можно согласиться с   тем, что экзистенциальному анализу всегда должен предшествовать курс психоанализа. Приведу в пример два случая из практики.

Джудит К. страдала с тринадцатилетнего возраста ярко выраженной агорафобией. Она уже обращалась за помощью к авторитетным психотерапевтам. Один психотерапевт назначил ей сеанс гипноза, другой провёл диагностический анализ с применением наркотических средств. В психиатрической клинике её неоднократно пытались лечить с помощью электрошока. Но ей ничего не помогало.

Сотрудница нашей клиники доктор Кокурек провела с   пациенткой двухнедельный курс логотерапии, после чего эта женщина, которая целых тринадцать лет боялась одна выходить из дома, впервые смогла прогуляться по улице без провожатого. Всего через месяц пациентку выписали из больницы.

За тот период, в течение которого она периодически проходила медицинское освидетельствование, у неё не было отмечено ни одного рецидива фобии. Более того, на одной консультации выяснилось, что у неё после четырёхлетнего перерыва возобновились сексуальные отношения с мужем. Мы бы ошиблись, если бы решили, что невроз развился у неё вследствие полового воздержания.

В действительности, половое воздержание явилось не причиной, а следствием невроза, так что возобновление сексуальных отношений следует рассматривать как побочный эффект терапии.

Рассмотрим ещё один похожий случай из практики. Госпожа Эдда Р. на протяжении четырнадцати лет страдала неврозом навязчивого состояния в тяжёлой форме.

У себя дома она периодически осматривала всю мебель и дёргала за ручки выдвижных ящиков, чтобы проверить, крепко ли они заперты, причём так усердствовала, что то и дело сбивала в кровь костяшки пальцев и ломала ключи, пытаясь провернуть их в замочной скважине.

После госпитализации она поступила на лечение к логотерапевту доктору Эве Коздере. Всего через два дня после начала лечения она полностью избавилась от своего болезненного пристрастия.

Примечательно, что только после этого она призналась, что в детстве, когда ей было пять лет, брат сломал её любимую куклу, после чего она стала прятать от него свои игрушки. Когда ей было уже шестнадцать лет, сестра повадилась брать тайком её одежду, поэтому она стала запирать свой гардероб.

Как мы видим, даже в тех случаях, когда невроз действительно обусловлен психической травмой, полученной в детстве или в подростковом возрасте, выявление этой травмы, которое считается ключевым фактором лечения в рамках психоаналитической терапии, порой создаёт лишь видимость успешного лечения, а настоящий успех в лечении достигается иным путём.

Разумеется, необходимо в первую очередь учитывать все потенциальные психические факторы заболевания. Но не стоит искать причины невроза исключительно в психической сфере. А   ведь сейчас это происходит сплошь и рядом.

Из-за этого пациентам часто ставят ошибочный диагноз, поскольку нервное расстройство может быть обусловлено не только психическими, но также соматическими и ноэтическими процессами. В психоанализе не учитываются сразу две категории этиологических факторов. Шоры теории, сужающие кругозор психоаналитика, расположены не по бокам, а сверху и снизу.

Вот почему психоаналитики упускают из вида то обстоятельство, что невротические расстройства могут быть обусловлены ноогенными и соматическими нарушениями.

Рассмотрим для начала соматические факторы нервных расстройств на примере случая из практики. Как-то раз я осматривал в   одном санатории лежачую больную по просьбе её лечащего врача. На протяжении пяти лет её безуспешно пыталась лечить врач-психоаналитик.

В конце концов, терпение пациентки лопнуло, и   она предложила психоаналитику прекратить лечение. В ответ психоаналитик заявила, что о прекращении лечения не может быть и речи, потому что она даже не успела приступить к лечению, а лишь пыталась все эти годы сломить психологическое сопротивление пациентки.

Я назначил пациентке курс инъекций ацетата дезоксикортикостерона и, спустя несколько месяцев, узнал от её лечащего врача, что у неё полностью восстановилась трудоспособность, она смогла продолжить занятия в университете и защитить диссертацию.

Оказалось, что развившийся у   неё синдром деперсонализации был лишь симптомом гипофункции коры надпочечников.

Хотя деперсонализация в сочетании с нарушением концентрации внимания и забывчивостью считается типичным «психодинамическим синдромом», такие симптомы могут появляться и на фоне гипофункции коры надпочечников.

На примере следующего случая из практики я   собираюсь показать, что при гиперфункции щитовидной железы может развиться агорафобия, причём это нервное расстройство нередко является единственным признаком соматической дисфункции. В первом случае я бы рекомендовал применять ацетат дезоксикортикостерона, а во втором случае — метансульфонат дигидроэрготамина.

Однажды к нам направили на лечение пациентку, которая несколько месяцев наблюдалась и   проходила терапию в другой клинике. Как значилось в её диагнозе, она страдала психогенным расстройством, развившимся на почве неразрешимого конфликта с   мужем. Как вскоре выяснилось, никаким психогенным расстройством она не страдала.

В   действительности у   неё развился псевдоневроз на фоне гиперфункции щитовидной железы. После короткого курса инъекций метансульфоната дигидроэрготамина все невротические симптомы исчез-ли, пациентка выздоровела и смогла уладить свой конфликт с мужем.

В общем, супружеский конфликт был налицо, но причиной болезни послужил отнюдь не он, так что её расстройство нельзя было назвать психогенным. Если бы любой супружеский конфликт оборачивался нервным расстройством, то, наверное, у 90% женатых людей развился бы невроз на этой почве.

Читайте также:  Психическая норма и патология: где границы? - психология

Вместе с тем, следует отметить, что такие соматические нарушения, как гиперфункция щитовидной железы, не являются непосредственной причиной развития фобии, в частности, агорафобии. Просто они способствуют повышению степени тревожности, поэтому больной становится мнительным.

Психотерапевты знают, что мнительность развивается по определённой схеме: однажды у пациента возникает какой-то безобидный симптом, который вскоре исчезает, и с тех пор пациент начинает со страхом ожидать повторного появления этого симптома.

Под влиянием страха степень выраженности симптома возрастает, а это вселяет в пациента ещё больший страх. Так пациент попадает в порочный круг, в своего рода кокон, из которого невозможно выбраться. Если желание порождает мысль, то страх порождает болезнь.

По сути, в таких случаях мнительность и является патогенным фактором, поскольку именно из-за мнительности симптом приобретает стойкий характер. При проведении логотерапии мы учитываем и психические, и соматические факторы заболевания.

Наряду со специфическим медикаментозным лечением, направленным на устранение причин тревожности, логотерапевт стремится избавить пациента от мнительности, применяя метод парадоксальной интенции. Таким образом мы стараемся разомкнуть порочный круг невроза сразу с двух сторон.

Спрашивается, отчего пациент становится мнительным? Как правило, это происходит из-за того, что ему внушает страх сама мысль о   возможном приступе фобии и   его последствиях.

Пациент боится, что от страха он может упасть в обморок, у него может случиться инсульт или инфаркт. Во избежание страха человек, страдающий агорафобией, старается вообще не выходить из дома. Такова типичная агорафобическая реакция на страх.

В   рамках клинической логотерапии формы невротических расстройств классифицируются по типу невротической реакции.

Если пациент, страдающий фобией, опасается приступов фобии, то больному неврозом навязчивого состояния внушает страх мысль о том, что у него может внезапно возникнуть навязчивая идея.

Именно из-за такой реакции складывается типичная клиническая картина невроза навязчивого состояния. Больной опасается появления навязчивых идей, поскольку считает их предзнаменованием, а то и признаком психоза или боится поддаться навязчивым побуждениям.

В отличие от человека, страдающего фобией, больной неврозом навязчивого состояния не стремится избежать страха, а старается побороть навязчивые побуждения.

Если больной фобией бросается наутёк от страха, то больной неврозом навязчивого состояния от страха бросается в атаку. Во многих случаях такая реакция на страх и является главным патогенным фактором.

У многих пациентов, страдающих нервными расстройствами, выявляется врождённая психопатия. Например, на почве ананкастической психопатии могут сами собой развиваться те или иные фобии, характер которых зависит от обстоятельств.

Ананкастическая психопатия, на которой зиждется невроз навязчивого состояния, обусловлена не духовной, а психической индивидуальностью пациента.

Пациент зависит от своей психической индивидуальности и вместе с тем не может контролировать психические процессы, а тем более свою реакцию на навязчивое состояние. Логотерапевт стремится дать пациенту бoльшую независимость, расширяя зазор между его человеческой индивидуальностью и болезнью.

Речь идёт не о симптоматической терапии, а о воздействии на личность пациента с целью изменения его отношения к симптому. Вот почему логотерапию с полным правом можно назвать психотерапией, ориентированной на личность.

Типичная фобическая реакция и   типичная обсессивная реакция отличаются от типичной невротической реакции на сексуальное расстройство.

Когда человек по той или иной причине начинает испытывать беспокойство по поводу своих сексуальных способностей, реакцией на эти опасения становится либо усиленное стремление добиться удовлетворения, либо усиленная рефлексия во время полового акта. Для того чтобы добиться удовлетворения, человек действует по определённой сексуальной программе.

Однако удовлетворения нельзя добиться, поскольку оно является, так сказать, побочным, самопроизвольным эффектом сексуальной активности. Более того, чем настойчивее человек стремится к удовольствию, тем меньше удовольствия доставляет ему сексуальная близость.

Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое.

Зная об этой закономерности, логотерапевт старается убедить пациента в том, что ему нужно хотя бы на долю секунды захотеть, чтобы с ним произошло именно то, чего он так боится. Благодаря этому можно, по крайней мере, нейтрализовать страх, вызванный предчувствием опасности.

Отрывок из книги: Страдания от бессмысленности (бессмысленной) жизни

Источник: https://krasnov.tv/logoterapiya-2/

Логотерапия Виктора Франкла

Логотерапия Виктора Франкла

Экзистенциализм представляет собой, пожалуй, одно из наиболее сложных и противоречивых направлений современной «гуманистической психологии». Среди ученых нет единого мнения даже относительно основателя данного направления.

Большинство приписывает авторство известному датскому протестантскому философу С. Кьеркегору, одним из первых исследовавших вопрос смысла бытия через переживания «неустанного страха и непрерывного трепета».

Другие же считают родоначальником не менее известного отечественного мыслителя и писателя Ф. М. Достоевского, чьи точные описания человеческих переживаний и  глубокомысленные размышления о возможности духовного очищения при помощи этих переживаний также могут быть положены в основу экзистенциального ответвления психологии.

Возникновение экзистенциальной психологии

Если вопрос о том, кого же считать основателем экзистенциальной психологии остается открытым, то время возникновения самого идейного течения указано достаточно точно – конец XІX столетия, когда осознание собственной смертности внушает не только страх, а скорее, наоборот, заставляет задуматься о жизни, о свободе выбора, которая от рождения дана человеку.

Жизнь каждого человека, экзистенции, рассматривается не только как «существование к смерти», но как необходимость ежеминутно выбирать, изменяться, становиться качественно иным.

Размышления подобного рода мы находим и у Достоевского Ф. М. и у С. Кьеркегора, которые жили и творили приблизительно в один и тот же период времени.

Хотя рассуждения датского мыслителя получили более полное оформление в его работах.

В XX столетии сложная политическая обстановка, две мировые войны привели к потере духовных ориентиров и необходимости переоценки моральных ценностей.

Пожалуй, по этой причине философия экзистенциализма получает столь широкое распространение. Ярчайшими представителями этого направления становятся А. Камю, К. Ясперс,  Ж.-П. Сартр, М.

Хайдеггер, Н, Бердяев, В. Соловьев, Ф. Ницше, К. Г. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл.

Ключевые понятия

Несомненной заслугой С. Кьеркегора является то, что именно молодой датчанин ввел термины, которые используются и поныне. Именно в его работах впервые упоминается термин «экзистенция», включающий в себя понимание неповторимости существования. С.

Кьеркегор настаивал на том, что лишь в одиночестве, наедине с собой и мыслями о конечности всего сущего можно и следует признать абсурдность существования. Именно подобные «пограничные состояния» (термин, введенный позднее К.

Ясперсом) помогают экзистенции осознать всю полноту жизни, оттеснив на задний план повседневные заботы.

Именно это понимание уникальности существования каждого человека стало впоследствии основным тезисом экзистенциональной психологии.  На неповторимости и незаменимости каждой личности настаивал и последователь С. Кьеркегора Х. Ортега-и-Гассет.

Другими словами, экзистенциальная психология концентрируется на рассмотрении и анализе сложных взаимоотношений личности с окружающим миром и стремлении отделить истинные жизненные ценности, а не на отдельных индивидуальных проявлениях человеческой психики.

Основными вопросами экзистенциальной психологии сегодня являются соотношение свободы и ответственности, человека и общества, смысла и  отчуждения, любви и равнодушия, вечный вопрос жизни и смерти.

Человек в экзистенциальной психологи – это не сформированный конечный  «комплект» определенных индивидуальных качеств, реакций психики и совокупности выполняемых социальных ролей.

Человек — это постоянно меняющаяся сущность, экзистенция, которая сама строит свою судьбу. Боязнь смерти, по мнению экзистенциалистов, есть не чем иным, как страх перед свободой выбора.

В то же время, делая выбор и принимая ответственность за него, человек и становится полноценной личностью.

Еще одним важным понятием экзистенциальной психологии является понятие «страха и трепета (тревоги)», анализом которых занимался еще С. Кьеркегор, написавший монографию под аналогичным названием.

Именно «постоянный страх», беспокойство при осуществлении того или иного выбора, «непрерывный трепет», тревога за свое будущее являются неотъемлемыми атрибутами существования.  Именно эти чувства позволяют максимально приблизиться к тем самым «пограничным состояниям», о которых так много писал К.

Ясперс, и которые, по мнению экзистенцилистов-психологов, позволяют увидеть в жизни  главное, привести к переоценке ценностей, смене духовных ориентиров и, самое главное, избежать скуки.

По мнению А. Камю именно скука может стать  деструктивным фактором, приводящим к полному равнодушию и бездеятельности. Хотя она же может привести и к полному и безвозвратному «пробуждению».

Новаторство Виктора Франкла

Выходит, что именно «страх», «трепет» (тревога) (С. Кьеркегор) и скука (А. Камю) приводят человека к поискам смысла бытия.  В то же время эти основные положения экзистенциальной психологии были полностью переосмыслены известным венским психологом и неврологом Виктором Франклом.

Родившийся в 1905 году в Вене будущий ученый без ума любил свой родной город. Именно здесь он начал изучение медицины, именно здесь после окончания войны он стал доктором психологии. После захвата города нацистами он отказался эмигрировать в Америку. По окончании  войны В.

Франкл четверть века возглавлял неврологическое отделение Венской поликлиники. Его вклад в развитие  экзистенциальной психологии и науки в целом переоценить невозможно.

Количество его выступлений на международных научно-практических конференциях  составляет более 200 научных докладов.

На долю ученого пришлось пребывание в концлагере для военнопленных в течение 2,5 лет. В концлагере же он потерял свою первую любимую жену. Трагические события трагической эпохи не могли не сказаться на открытиях ученого.

Сегодня во всем мире В. Франкл признан как основатель экзистенциального анализа и логотерапии, глава третьей венской школы психотерапии. Уже при жизни его имя поставили в ряд с таким столпами психологии, как З. Фрейд и  Адлер.

Заслуга В. Франкла состоит  в том, что признавая заслуги экзистенциалистов прошлого столетия, и не отрицая важности «пограничных состояний» (К. Ясперс), «страха и трепета» (С. Кьеркегор) и скуки (А. Камю),  ученый заостряет свое внимание на необходимости поиска смысла существования.

Отсутствие смысла собственной жизни или недопонимание его и становится, по мнению венского психолога, основными причинами неврозов, психических нарушений, возникновения зависимостей разного рода. Основные положения В.

Франкла легли в основу абсолютно новой психологической науки – логотерапии, основным положением которой является поиск смысла жизни.

Главным для экзистенции, полагает ученый, должен быть так называемый «трагический оптимизм», понимание человеческой ответственности.  Утрата смысла существования неминуемо приведет человека в «экзистенциальный вакуум» — состояние уныния и абсолютного равнодушия.

Смысл же существования для каждой личности свой.  Его невозможно навязать, указать, привить воспитанием.

В то же время, неоспоримым остается тот факт, что глубокие положительные эмоциональные переживания, такие как дружба, искренняя любовь, забота; самореализация и катарсис (духовное сопереживание, очищение) через творчество во-многом способствуют человеку найти себя.

  Таким образом, психолог первым из экзистенциалистов зацикливается не на осознании собственной смертности, а на каждом моменте жизни и поисках ее смысла.

Основные положения логотерапии Виктора Франкла

По мнению В. Франкла, вопрос поиска смысла не может не волновать в той или иной мере каждого. Именно несоответствие между тем «что я есть» и  «чем я должен стать» лежит в основе большинства внутренних конфликтов личности. Поиски этого соответствия являются своеобразным отражением полноты осмысленного отношения к существованию.

Личность, говорящая о бессмысленности своего существования, — несчастлива. Если у человека нет доводов в пользу продолжения жизни, на определенном моменте у него возникнут доводы в пользу смерти.

Смысл же необходимо найти. Он не существует отдельно от нас. Он уникален для каждого. Задача психолога, по мнению ученого, и заключается в том, чтобы подвести человека к «обнаружению» этого внутреннего,  скрытого в нем смысла.

Удовольствия, минутные ощущения счастья и радости не могут сами по себе являться смыслом жизни, поскольку они являются лишь конечным результатом оправданных стремлений.

  Для человека важно понять истинные ценности его внутреннего мира, его сознания, что также является заданием психолога. Как написал В. Франкл в своей главной работе «Человек в поисках смысла»: «Если человек будет знать «зачем», он сможет вынести любое «как».

  Осознание цели своего существования может помочь личности справиться с объективными трудностями и субъективными  переживаниями.

Сосредоточенность на своей основной жизненной задаче, осознание уникальности и своеобразия собственного бытия поможет навсегда забыть мысли о самоубийстве. В то же время, смерть также имеет свой смысл. Осознание конечности существования приводит к мысли о необходимости наиболее полного проживания каждого данного мгновения жизни.

Человек – скульптор, которые каждую минуту, секунду своей жизни лепит ее. Увидев главное, он сможет подобно скульптору получить уникальное творение без лишних отходов. Не имеет значения, длинна ли жизнь или коротка. Торопиться не стоит, но и стоять на месте тоже. Следует просто стремиться жить, осознавая свое главное предназначение и не размениваясь на мелочи.

Взгляды ученого на материнство и общество

Признавая смыслом существования женщины лишь материнство, мы низводим ее до уровня самки – продолжательницы рода. Но ведь так мы недооценивает ее как личность, даже как мать, отвергая ее индивидуальность и незаменимость.

Читайте также:  Телесная психотерапия - психология

Если каждый человек имеет смысл – толпа людей априори бессмысленна. Бегство в толпу – следствие бегства от ответственности за свой выбор. Истинное общество —  сообщество ответственных личностей, толпа же – бесчисленное множество обезличенных созданий.

Таким образом, характеризуя основные положения философии В.

Франкла, можно сказать, что его взгляды проникнуты глубоким уважением перед каждой отдельной личностью, экзистенцией, основной задачей которой он считает поиски смысла жизни, умение нести ответственность за сделанный выбор.

В центре его учения стоит сама жизнь во всем ее многообразии и личность в аспекте ее внутренних поисков смысла существования. Взгляды ученого легли в основу большинства современных психологических направлений.

Источник: https://psydom.info/psy-schools/ekzistentsialnaya-psihologiya/logoterapiya-viktora-frankla-2.html

Что такое логотерапия и зачем она нужна?

«Я видел смысл своей жизни, в том, чтобы помогать другим увидеть смысл их жизни»
Виктор Франкл.

Логотерапия  — одна из доступных в наше время психотерапевтических практик. Это форма экзистенциальной психотерапии, созданная психиатром Виктором Франклом в середине 30-х годов прошлого века. Слово «логотерапия» происходит от греческого «логос», что в переводе означает «смысл».

Логотерапия отталкивается от идеи, что поиск смысла и есть главная движущая сила нашей жизни, и что, отыскав его, каждый человек способен найти ресурсы справиться с любыми жизненными ситуациями. Центральную идею логотерапии прекрасно иллюстрирует цитата Фридриха Ницше: «Зная ЗАЧЕМ, можно пережить почти любое КАК». 

Логотерапия принадлежит к Третьей венской психотерапевтической школе. Первой школой считают психоанализ Зигмунда Фрейда, второй — индивидуальную психология Альфреда Адлера. Перед тем, как создать собственную школу, Виктор Франкл обучался у обоих мэтров и публиковал статьи в их журналах.

Помимо физического и эмоционального начала, Виктор Франкл придавал особое значение и духовному измерению человеческого опыта: свободе, смыслу жизни, творчеству, идеалам, вдохновению, интуиции. Человек, верил Франкл, всегда больше, чем его болезнь, и обладает свободой выбора в любой, даже самой сложной ситуации.

«Хоть какая-то свобода, как бы она ни была ограничена, остается у человека в случаях невроза или даже психоза. В самом деле, сокровенная сердцевина личности пациента не затрагивается даже тяжелыми психозами», считал Франкл. 

Логотерапия опирается на три основных принципа: 

— У жизни есть смысл в любых обстоятельствах;

— У нас есть свобода искать это смысл;

— Стремление к смыслу и есть нашей основной мотивацией.

Первый принцип означает, что независимо от обстоятельств, существует конкретный, не субъективный смысл происходящего. На первый взгляд бессмысленная ситуация даёт нам шанс найти скрытый в ней смысл и вырасти благодаря этому осознанию. Каждый человек уникален, и в том, как каждый обходится с различными ситуациями и жизненными вызовами, есть то, чему можно поучиться. 

Свобода искать смысл означает, что независимо от обстоятельств, мы в состоянии понять что происходит, почему это происходит, и почему мы именно так реагируем на ситуацию.

Это подразумевает не свободу от физических и психологических факторов, а свободу понимания.

Люди с неврозами и другими ограничениями, считал Франкл, обладают способностью к раскрытию этих смыслов, но испытывают сложности с нахождением ресурсов, чтобы сделать это самостоятельно. 

Третий основополагающий принцип базируется на главных жизненных вопросах: «Почему мы здесь?», «Существует ли Бог?». Именно поиск ответов на эти вопросы, а не поиск наслаждений и материальных ценностей, мотивирует нас продолжать жить. Логотерапия предупреждает, что гедонизм и материализм ведут к пустой жизни, в то время как обретение её смысла открывает путь к счастливому существованию.

Лично Виктору Франклу было суждено проверить на себе принципы логотерапии в нацистском концлагере во время Второй Мировой Войны.

Он обнаружил, что те, кому удавалось выжить, фокусировались на будущем и на смысле жизни, существующей за пределами концентрационного лагеря. Многие считают, что победа Франкла над немыслимыми психологическими страданиями – заслуга логотерапии.

Отыскав смысл в обстоятельствах, в которых он находился, он стал способен не потерять надежду и преодолеть ошеломляющее воздействие травмы. 

В чём может помочь логотерапия?

Логотерапевт может помочь распознать, что именно мешает нам ставить в нашей жизни конкретные, индивидуальные цели и добиваться их. Благодаря развитию чувствительности и понимания себя, мы становимся способны распознавать и находить свои, неповторимые жизненные цели и смыслы. Логотерапевт при этом сопровождает нас и способствует обретению ясности. 

Логотерапия используется как индивидуально, так и в групповом формате и успешно сочетается с другими формами психотерапии. Доказана её успешность в работе с тяжёлыми кризисными ситуациями, профилактике суицида, агрессивного поведения и депрессии, а также неврозов, тревожных и сексуальных расстройств. 

помощь психотерапевта, психология

Источник: http://feelgood.ua/emotsionalnoye-zdorovye/chto-takoe-logoterapiya-i-zachem-ona-nuzhna-feelgood/

Логотерапия

Логотерапия

Логотерапия

Логотерапия — теория и практика психотерапии, разработанная Виктором Франклом.

Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им Смысл жизни. 

Виктор Эмиль Франкл ( Viktor Emil Frankl;  1905 — 1997)   австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.

Виктор родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих. В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г.

освоил медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств.

Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии Франкл отошел от их воззрений.

В 1924 г. Франкл стал президентом школы «Sozialistische Mittelschüler Österreich». Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. В 1933—1937 гг.

Франкл возглавлял отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стали свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г.

Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения.

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключенным. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

Все свое время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от SS. Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь.

Задача «подпольной» службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

27 апреля 1945 г. Франкл был освобожден американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, впоследствии эмигрировавшая в Австралию. После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни – «ДА!». Психолог в концлагере».

В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту вплоть до 1971 г. В послевоенные годы Франкл опубликовал более 32 книг, многие из которых были переведены на 20 языков мира.

Франкл также посетил с лекциями и семинарами множество стран и стал обладателем 29 почетных докторских степеней…

Рано или поздно, на определенном отрезке своей жизни, каждый человек задается самым главным вопросом мироздания – В чем мой смысл жизни? Какое у меня предназначение? Подобные вопросительные мысли могут появиться не только после определенной травмирующей ситуации, но и на важных, с точки зрения становления личности, отрезках возрастного периода.

Тридцать, сорок, пятьдесят лет. На каждом этапе происходит сверка актуальности прежнего смысла, с текущей реальностью. Представьте, что произойдет, если капитан корабля, посреди открытого океана, вдруг неожиданно потеряет карту. Изначальное направление (выбранный курс) может привести в никуда, в совершенно непредсказуемые и нежелательные края.

«Куда направляться дальше?» — наедине с самим собой, будет ломать голову наш капитан, стараясь оставаться спокойным и не вызвать панику среди экипажа.

Внешне он будет казаться прежним, уверенным в себе, уравновешенным и целеустремленным капитаном, пока однажды не произойдет психологический, травмирующий «перелом»… Что делать, спросите вы? Как найти заново координаты?

Два основных положения логотерапии:

Человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни. Смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно

Франкл рассматривал поиск смысла жизни основным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки, он делил на способствующие развитию, разрушающие (самодеструктивные) и безразличные.

Человек несет ответственность за свои поступки! В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется только тогда, когда мы совершаем поступки, способствующие созиданию нашей духовности.

По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремление его обрести, закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются психологические трудности. Так же, смысл жизни существует в любые моменты жизни, даже трагические.

Пользуясь данным психологических направлением, психолог-консультант должен помочь найти клиенту его собственный смысл жизни и осознать этот смысл, особенно в травмирующих ситуациях (гибель родных, в военных событиях, тяжелых травмах). Смысл жизни нужно искать в творчестве, в эмоциях, смирении…

Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, концепция Франкла предлагает следующие техники:

Методика дерефлексии. Она заключается в снятии излишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу нужно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию.

Пример — главный персонаж Джека Лондона, Мартин Иден. При достижении заветной цели, он потерял дальнейший интерес к окружению.

Чрезмерный мыслительный процесс (рефлексия) всегда вредит вашему психологическому здоровью. 

Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). Заключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избегать. Вдохновлять клиента на это поможет использование юмора, т.к. юмор Фракнл считал формой свободы.

Так если человек боится закрытых помещений, ему предлагают заставить себя находится там длительное время. Как учит Радислав Гандопас, на своих тренингах по публичному выступлению, — «Следует идти навстречу страху».

В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал. 

Сократический диалог. Словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопросов (НЛПеры это называют мета-моделью) подводит клиента к запланированному выводу. Вопросы следует подбирать, таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов.

Персональное осмысление жизни.Эта техника помогает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осознания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он нужен другому человеку, что его жизнь без него, теряет всяческий смысл.

На наших тренингах, в расширенном курсе, мы применяем все эти технологии, позволяющие каждому человеку, каждому лидеру своей жизни, найти свой ответ на вопрос о «смысле жизни».

Осознавая координаты, клиент отсекает лишние мысли, душевные волнения, у него пропадает чувство неопределенности, благодаря чему, он сосредотачивается на своей цели, к которой стремительно движется без преград…

В завершении, мы бы хотели порекомендовать к прочтению ту самую книгу, в которой Виктор Франкл впервые рассказал всему миру, о психотерапевтическом направлении – Логотерапии.

«Сказать жизни – «ДА!». Психолог в концлагере»

О чем произведение

Эта удивительная книга сделала ее автора одним из величайших духовных учителей человечества в XX веке.

В ней философ и психолог Виктор Франкл, прошедший нацистские лагеря смерти, открыл миллионам людей всего мира путь постижения смысла жизни.

В страшных, убийственных условиях концлагерей он показал необычайную силу человеческого духа. Дух упрям, вопреки слабости тела и разладу души. Человеку есть ради чего жить!

Почему книга достойна прочтения

Книга разошлась миллионными тиражами в десятках стран, крупнейшие философы считали ее одним из величайших произведений человечества, а миллионам простых людей она помогла изменить свою жизнь. По опросу Национальной библиотеки конгресса США, книга вошла в десятку произведений, которые больше всего повлияли на жизнь людей во всем мире.

Для кого эта книга

Для тех, кто исследует себя и свой внутренний мир. Кто знает смысл, и кто его утерял. Для тех, у кого всё в порядке, и для тех, кто устал от жизни. Эта великая книга научит способности обрести смысл в любой ситуации. 

(С) Ссылка для публикаций — http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/06/blog-post.html

Источник: http://www.xn--80aefehgbmmrrx4a9b.xn--p1ai/2014/06/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию