Массовая личность — психология

Массовая психология

Страница 1 из 12

I. ВВЕДЕНИЕ

Противопоставление индивидуальной и социальной или массовой психологии, которая на первый взгляд может показаться столь значительной, многое из своей остро ты при ближайшем рассмотрении теряет.

Правда, психология личности исследует отдельного человека и те пути, которыми он стремится удовлетворить импульсы своих первичных позывов, но все же редко, только при определенных исключительных обстоятельствах, в состоянии она не принимать во внимание отношений этого отдельного человека к другим индивидам.

В психической жизни человека всегда присутствует «другой» Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованное смысле.

Отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его любви, к его учителю к его врачу, то есть все отношения, которые до сих пор были главным образом предметом психоаналитического исследования, имеют право считаться социальными феноменами и становятся тогда противопоставленными известным другим процессам, названным нами нарцистическими, при которых удовлетворение первичных позывов от влияния других лиц уклоняется или отказывается. Итак, противопоставленность социальных и нарцистических душевных процессов — Блейлер, может быть, сказал бы: аутистических — несомненно входит в область психологии личности и не может быть использована с целью отделить эту психологию от психологии социальной или массовой. В упомянутых отношениях к родителям, сестрам и братьям, к возлюбленной, к другу, учителю и к врачу отдельный человек встречается с влиянием всегда лишь одного лица или очень незначительного числа лиц, из которых каждое приобрело очень большое для него значение. Теперь — если речь идет о социальной или массовой психологии — эти отношения перестали принимать во внимание, выделяя как предмет особого исследования одновременное влияние на одного человека большого числа лиц, с которыми он чем-то связан, хотя они во многом могут ему быть чужды. Таким образом, массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Такой разрыв естественной связи породил тенденцию рассматривать явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях, как выражение особого глубже необоснованного первичного позыва — социального первичного позыва — который в других ситуациях не проявляется. Мы, однако, возражаем, что нам трудно приписать численному моменту столь большое значение, что он один пробуждает в душевной жизни человека новый и в других случаях остававшийся в бездействии первичный позыв. Наши ожидания обращаются тем самым на две другие возможности: что социальный первичный позыв может быть не исконным и не неделимым, и что начала его образования могут быть найдены в кругу более тесном, как например, в семейном.

Массовая психология, — пусть только зарождающаяся, включает ещё необозримое множество отдельных проблем и ставит перед исследователем бесчисленные, пока ещё даже не систематизированные задачи.

Одна только группировка различных форм образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу.

Сравнивая эту небольшую работу со всем объемом задания, следует, конечно, учесть, что здесь могут быть обсуждены лишь немногие пункты всего материала. Мы остановимся лишь на некоторых вопросах, особенно интересных для глубинного психоаналитического исследования.


Предыдущая — Следующая >>

Источник: http://LibSib.ru/psichologiya/massovaya-psichologiya

Психология масс

Статьи по психологии Социальная психология Психология масс

Массовая психология рассматривает отдельного индидуума как члена касты, народа, племени, нации, сословия или как одну составляющую толпы людей, которые для реализации общих целей организовываются в массу.

Обнаруживающиеся в этих особых условиях явления – выражение своеобразного, глубоко не обоснованного первичного позыва, не проявляющегося в других ситуациях.

При попадании в человеческую толпу, которая обладает специфическим свойством массы, индивиду свойственно думать, чувствовать, поступать иначе, чем обычно, он может изменить своим принципам, т.е.

в целом стать «другим человеком» как со стороны поведения, так и во взглядах на мир (духовных, культурных, этических и тп).

Что же такое масса? Благодаря каким рычагам она обретает способность так существенно и радикально влиять на душевное состояние отдельно взятого человека? Как происходят душевные изменения, к которым она человека побуждает?

Для того, чтобы более детально во всём разобраться, нужно обратиться к книге учёного Густава Лебона «Психология масс». Лебон, основываясь на своих знаниях и опыте социального психолога и антрополога, обращается к проблемам массовой психики и психологии народов.

При попадании в психологическую массу, заключает Лебон, самое удивительное то, что какими бы разными ни были её составляющие индивиды, каждый из них приобретает такое своеобразное коллективное мнение, в силу которого его личные взгляды изменяются в сторону общих.

Для создания и формирования психологической массы совершенно не играет роли схожесть характерами, род занятий, или образ жизни индивидов. Существуют идеи, чувства, порывы, действия, которые могут реализоваться только у индивидов, которые объединились в массу.

Наша сознательная умственная деятельность представляет собой лишь очень маленькую частицу того, что зачастую бессознательно спрятано в душевных закромах.

Сознательная жизнь индивида имеет под собой определённую подсознательную базу, на которую влияют гены, наследственность, корни, прародители, именно они создают бессознательный субстрат (понятие ввёл Лебон). В этой бессознательной материи и создаётся расовая, национальная душа.

На большинство наших каждодневных поступков воздействуют бессознательные желания, но мы не замечаем даже настоящего мотива, которым руководствуемся, поступая тем или иным образом.
В массе личные качества и достижения отдельных индивидов исчезают, стираются. На первый план вступает расовое бессознательное.

Этот фундамент у всех одинаковый.

Три основные причины обретения индивидами тех качеств, которыми они не обладали до того, как смешались в массе.

Во-первых, находясь в массе, человек ощущает невероятную силу и мощь. Тут работает фактор численности, множества, толпы, который позволяет отдельно взятому индивиду предаться первичным позывам, в то время как, находясь в уединении, такой позыв сдерживать.

Кроме этого, в массе, для сдерживания подобных позывов нет объективного повода; при значительной анонимности, а отсюда и безответственности, чувство ответственности напрочь исчезает.

Чувство ответственности, безусловно, присуще индивиду, как чувство, которое формирует те или иные его поступки.

Во-вторых, подражание, заражаемость, которые можно смело причислить к феномену гипнотического воздействия, так как в толпе, заразительно всякое действие, всякое движение.

Причём мощь этой заражаемости настолько сильна в массе, что индивид очень легко наступает на горло своим принципам, в пользу, якобы интересов общего дела.

Только лишь в составе психологической массы индивид может быть способен пренебречь собственными ценностями.

Третья причина, как следствие, от длительного нахождения в лоне психологической массы, индивид полностью меняет свои качества на противоположные, ранее ему неприсущие. Он начинает обладать повышенной внушаемостью, и эта внушаемость является уже следствием упомянутой заражаемости.

Находясь продолжительное время под воздействием толпы, в её окружении, индивид впадает в состояние зачарованности, которое также весьма близко граничит с состоянием гипнотического транса.

Индивидуальность размыта, сознание утрачено, воля и способность думать, различать, принимать решения самостоятельно отсутствуют. Все мысли, порывы, чувства работают только лишь в одном направлении — подчинение толпе. Личности больше нет, работают и преобладают бессознательные инстинкты.

Читайте также:  Ассоцианизм - психология

Все кружит возле одной цели – осуществлению внушённых идей. Таким образом, индивид превращается в автомат, в робота, сливаясь с толпой.

Лебон делает акцент на стремлении массы к подавлению личности, к её деградации, что в корне противоположно эволюции. Легко возбудимой, импульсивной, переменчивой массой практически всегда руководит бессознательный инстинкт.

Безусловно, те порывы, которым повинуется толпа, могут иметь столь же благородное начало, так и жестокое, трусливое либо героическое, опасное, но в психологии массы, стать жертвой — значит поступить благородно (во благо массы, толпы).

Масса, в целом, легко поддается влиянию в силу интеллектуальной атрофии. Она может поверить в любые небылицы. Так же ей свойственно импульсивное гипербализирование, из зерна подозрения легко формируется уверенность, легкая антипатия в открытую ненависть. Спорить с массой и противоречить ей решительно не рекомендуется.

Масса не признаёт неуверенность и сомнение. Все эти признаки легко обосновывают, почему иной раз человек делает вещи, которые ему чужды в обособленном от массы пространстве.

В завершении, Лебон отметил отвращение массы к научному, технологическому прогрессу, вообще ко всему новому, и безоговорочное признание, возвышение традиций.

Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/psixologiya-mass.html

Массовая психология политического поведения индивида

Содержание

Введение

1. Психологические составляющие политического поведения индивида

2. Массовая психология политического поведения

Заключение

Список использованных источников

Политическое поведение — человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение) и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста, лоббирование, проведение собраний, кампаний).

В самом широком смысле поведение, являющееся «политическим», может обнаруживать себя в любой институциональной обстановке (семья, бизнес, церковь и т.п.), однако термин обычно употребляется в применении к деятельности, развертываемой в рамках или через посредство институциональной обстановки государства.

Термин «политическое поведение» используется и для обозначения того подхода к политологии, при котором первичным элементом анализа выступает индивидуальное действующее лицо.

Внимание в таком исследовании может быть сосредоточено на поведении групп, однако при этом предполагается, что группы представляют собой коллективные взаимодействия индивидов.

Исследования законодательного, судебно-правового, административного или даже международного поведения отличаются этим от правового, институционального или исторического подходов к изучению политики служит также формулой, обозначающей ту часть предмета политологии, в круг интересов которой входят политическая личность, политические установки и общественное мнение, электоральное поведение, политические партии и группы интересов, политическая социализация, политическая культура, изучение элит, власть в сообществах.

Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане.

Современные трактовки политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему «стимул-реакция» промежуточные факторы, некое «среднее звено», которым может быть установка, мотив, убеждение или ценность, принадлежащая либо отдельному индивиду, либо группе. Как заметил Ф. Гринстайн, «поведение — это функция и от ситуации, складывающейся в окружающей факторов среде, и от тех психологических предиспозиций, которые они привносят в ситуацию».

А это означает, что никакую форму политического поведения нельзя напрямую объяснить только как результат воздействия политических стимулов. За исключением, может быть, самых простых проявлений политической активности, предпринятых ради выживания, все остальные акции опосредованы самой политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей[1] .

Независимо от того, каким термином пользуются психологи, они различают три формы проявления человеческой активности: инстинктивную, навыки и разумную. Эта психологическая классификация форм деятельности полезна и в описании политики.

Инстинкты представляют собой врожденные модели поведения, детерминированные биологически и задающие направление энергии поведения.

Хотя между психологами нет единства в вопросе о том, каковы границы действия инстинктов у человека, но общепризнанно сегодня положение о том, что значительное число форм поведения имеет инстинктивной характер. Одни психологи насчитывают таких инстинктов десятки, другие доводят их число до нескольких тысяч.

Набор инстинктов включает как все автоматизмы в поведении человека (от дыхания до ходьбы), так и более сложные врожденные потребности (самосохранение, продолжение рода, любознательность и множество других).

В политике мы находим проявление всех человеческих инстинктов от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения. Собственно инстинктивная основа поведения в политике объясняет, прежде всего, направление энергии тех или иных поступков, которые далеко не всегда осознаются самим человеком.

Так инстинкт самосохранения толкает политиков на борьбу за власть и объясняет некоторые нерациональные поступки с точки зрения здравого смысла. Историки и политологи до сих пор спорят о причинах жестокости таких деятелей, как И.

Сталин. Между тем политические психологи приходят к выводу, что именно потребность оградить свою травмированную самооценку от любых сравнений с эталоном, выбранным им с юности (В. Лениным), побуждало его избавляться от конкурентов.

Сама жестокость, насилие, агрессия — это тоже инстинктивные формы поведения. Одни авторы полагают, что эти формы поведения — врожденные. Другие видят в них результат научения. Третьи исходят из представления об агрессии как реакции на фрустрацию.

Однако, помимо агрессии, фрустрация вызывает и другие формы инстинктивного поведения: апатию, регрессию, подчинение и избегание.

В политике все эти поведенческие проявления трактуются как реакция на события или обстоятельства, в которых действуют субъекты поведения[2] .

Солидарность — это также одна из инстинктивных форм поведения индивидов, которые способны не только соперничать друг с другом, но и сотрудничать.

В основе проявлений солидарности в политике лежит идентификация людей с определенной партией, группой, нацией, и позволяющая объединить усилия членов этих групп в достижении своих целей и интересов.

Одним из классических проявлений солидарности являются различные акции протеста, принятые в поддержку своих товарищей, когда, например, работники отрасли объявляют готовность к забастовке, чтобы поддержать то предприятие, которое находится в конфликте с администрацией.

Не описывая многочисленные формы проявления инстинктов в политике, заметим, что в целом инстинкты охватывают все бессознательные, иррациональные, чувственные формы политического поведения как отдельного индивида, так и организованных групп, стихийные выступления масс.

Второй формой поведения являются навыки. В отличие от врожденных инстинктов, большая часть проявлений человеческого поведения является результатом прижизненного научения. Навыков требует поведение государственного деятеля и обычного избирателя, партийного функционера и сторонника движения.

Говоря о политических навыках, мы имеем в виду определенные умения, которые требуются для выполнения своих ролей и функций любым участником политического процесса, привычки, образующиеся у граждан в определенной политической культуре, стереотипы, являющиеся следствием повторения определенных политических действий и упрощающие принятие решений.

Политические умения или компетентность предполагает, что гражданин знает, что он должен делать в своей политической роли и как добиться желаемого им результата.

Читайте также:  Контекст - психология

В российской политической жизни последних лет достаточно широко распространена точка зрения, что рядовые граждане, воспитанные в условиях авторитаризма, не имеют навыков демократического участия.

Отсюда и неэффективность проводимых реформ. Насколько это верно с точки зрения политической психологии?

Источник: http://MirZnanii.com/a/201063/massovaya-psikhologiya-politicheskogo-povedeniya-individa

Массовая психология

Массовая психология как продукт специфической общно­сти людей.

В отличие от такого социально-психологического явления, как дух времени или психология эпохи, отражающего лишь общность психического состояния очень разных групп людей, которые могут и не состоять друг с другом в непосред­ственном контакте и от которых не требуется проявление об­щности в их реальном поведении, массовая психология людей характеризуется столь высокой динамичностью их психичес­кого состояния, которое склонно обязательно проявляться в их совместном действии.

Психология масс имеет свой характер, как ᴇᴦο имеет и психология народа. Однако в отличие от последнего характер массового поведения не несет на себе никакой печати индиви­дуальности в отличие от специфики в характере того или ино­го народа. Характер массовой психологии и поведения людей в высшей степени стандартизирован.

Массовая психология сохраняет свою способность проявле­ния и подчиненность своим универсальным механизмам поведе­ния и общения (заражения, подражания, внушения, моды и т. д.) вне зависимости от её принадлежности к какой-либо террито­рии, государству или народу. В этом одна из причин особой живучести массовой психологии

Вместе с тем, несмотря на все возможное многообразие проявлений массовой психологии, есть нечто общее во всем том, что принято относить к этому феномену.

Это общее связано как с характером массового психичес­кого состояния и поведения людей, со спецификой социально-психологических механизмов их массового действия и общения, так и с той ролью, которую совместная активность больших социальных общностей способна оказывать и оказывает на от­дельного индивида.

Очевидна, например, достаточно выраженная в явлениях массовой психологии тенденция к взаимному уподоблению, уни­фикации поведения людей, их деперсонификации, а соответственно и к снижению уровня индивидуального самосознания и ответственности

Так, в отличие от психологии народа, имеющего свое лицо и обладающего какой-либо степенью индивидуальности, уни­кальности и неповторимости, массовая психология как специ­фическое явление представляет собой, как правило, некое неперсонифицированное образование

Массовая психология как психическое состояние и пове­дение многих людей под влиянием тех или иных обстоятельств несет на себе печать не столько субъективности, сколько ситуативности.

Специфика массовой психологии как продукта и прояв­ления аморфной общности людей состоит в способности после­дней растворять в себе всякое индивидуальное, личностное начало, в случае если это не лидер массового политического или рели­гиозного движения, не идеолог и не символ или кумир массово­го поветрия, увлечения или моды

К числу уникальных особенностей массовой психологии следует отнести и её безусловную податливость таким зако­номерностям и механизмам (заражение, подражание, мода), ко­торые ориентированы в своем воздействии скорее на чувства, эмоции и бессознательные реакции человека, чем на ᴇᴦο разум, рассудок и сознание

Из этого же следует и свойственная массам предрасполо­женность к немедленному действию, которая связана как с их повышенной эмоциональностью, так и с неотделенностью их психического состояния от активных форм ᴇᴦο проявления.

  • — МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Понятие цены

    Wall Street называется так в честь стены, которая не позволяла сельскохозяйственным животным разбредаться от поселения на конце Манхеттена. В языке игроков сохранилась память о животных. На Wall Street особенно часто упоминаются четыре вида: «быки» и «медведи»,… [читать подробнее].

  • — Технический анализ — это прикладная массовая психология» Его цель в том, чтобы распознать тренд и изменения поведения толпы и принять разумные решения в биржевой игре.

    Сильные чувства Спросите игрока, почему цены пошли вверх, и от большинства вы услышите дежурный ответ — больше покупателей, чем продавцов. Это не верно. Число объектов, проданных на рынке, акций или фьючерсов, всегда равно числу купленных. Если вы хотите купить контракт на… [читать подробнее].

  • — Массовая психология

      Массовая психология как продукт специфической общно­сти людей. В отличие от такого социально-психологического явления, как дух времени или психология эпохи, отражающего лишь общность психического состояния очень разных групп людей, которые могут и не состоять друг… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/48433_massovaya_psihologiya

    Массовое сознание

    Массовое сознание – собирательное понятие, которое объединяет в себе сознание значительной части людей. К примеру, это очень важно для политики, потому что оно определяет большинство.

    Данное сознание характеризуется сбором мнений участников с определенной целью, идеей или другим аспектом интересов. Нынешняя политология и социология видят в «массе» ряд определенных особенностей. Одной из отличительных черт такого множества является ее смешанный состав.

    Массовое сознание – один из наиболее важных каналов воздействия на людей и, следовательно, манипулирование ими.

    Массовое сознание и общественное мнение

    Общественным мнением считается публичное выражение личных мнений значительной частью населения, которые намеревались воздействовать на политиков и прессу.

    Сравнительно недавно появилась новая методика исследования, так называемый опрос общественного мнения или анонимное анкетирование. Первое, где он был использован предвыборная гонка в политике.

    Результаты опроса были поразительны, а точность проверялась результатами выборов. Общественное мнение часто похоже на массовое сознание.

    Психология массового сознания

    Еще Дарвин утверждал, что человеку нужен социум, как необходимая среда для формирования личности.

    Массовая психология считает каждого отдельного человека частью толпы, которая организовалась для некой цели.

    В этой ситуации у людей просыпается первичный позыв, который при другом раскладе никогда не проявится. В такой ситуации человек может совершать совершенно не свойственные ему поступки.

    Ле Бон в своей книге «Психология масс» утверждал, что когда человек попадает в толпу, он исчезает, как индивидуум и становится частью массы, которая рождается, как новое существо с иными качествами. Толпа одинаково влияет на всех людей независимо от возраста, социального положения и религиозных взглядов.

    Психология массового сознания влияет на индивидов следующим образом:

    1. Каждый отдельный человек ощущает мощь всей толпы и считает себя всемогущим, совершая непредсказуемые поступки.
    2. Действия в толпе проявляются с такой силой, что люди жертвуют своими интересами ради интересов толпы.
    3. У людей проявляются особые качества, которые очень отличаются от характера. Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствует, все чувства направлены в сторону указанную главным в толпе.

    Фрейд считал, что когда человек начинает принадлежать к толпе, он опускается по лестнице цивилизации.

    Управление массовым сознанием

    Фрейд, а потом Юнг утверждал, что толпа опирается только на одну бессознательную грань. Массовое сознание напоминает сложнейший социальный феномен, импульсы, которой достаточно сильны, чтобы заглушать остальные качества личности. Толпа считает, что нет ничего невозможного. У массового сознания нет ни страха, ни сомнений.

    Манипуляция массовым сознанием происходит постоянно, для этого и собирается толпа. Ведь именно в таком состоянии люди легко переходятот одного мнения к другому. Крайности – нормальное состояние толпы, так как высказанное подозрение немедленно становится полноценной уверенностью, а небольшая антипатия в толпе молниеносно превращается в дикую ненависть.

    Читайте также:  Безупречность - психология

    Для этого необходим всего один человек, который будет служить спичкой, в этом пожаре эмоций.

    Индивидуальное и массовое сознание

    Сознание отдельного человека, которое отражает только его личное состояние, называется индивидуальным. Несколько таких сознаний образуют массовое, которое необходимо различным социальным группам для существования в повседневной жизни. Исследования доказали, что массовое сознание получило некоторые преобразования, но базовые признаки остались неизменными.

    Источник: https://womanadvice.ru/massovoe-soznanie

    Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду. Ле Бон и его характеристика массовой души

    Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду. Ле Бон и его характеристика массовой души

    Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

    Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство » психологической массы «. Но что же такое » масса «, чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которой она человека вынуждает?

    Ле Бон в своей книге » Психология масс » так отвечает на эти вопросы : «…

    В психологической массе самое странное следующее : какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть… новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток «.

    » Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни… Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата.

    Субстрат этот создают в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем.

    Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, не замечаемых нами мотивов. «

    В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие ; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

    » У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.

    Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т. к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.

    Вторая причина заражаемость также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода…

    В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего.

    Это вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.

    Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием…

    Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какойлибо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к » зачарованности «, овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера…

    Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.

    Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе :… исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом. «

    Приведем еще одну важную точку зрения для суждения о массовом индивиде : » Кроме того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации.

    Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он варвар, т. е.. существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ «.

    Затем Ле Бон особо останавливается на снижении интеллектуальных достижений, происходящем у человека при растворении его в массе.

    Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное.

    Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным.

    Если она и страстно желает чегонибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

    Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.

    Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии в дикую ненависть.

    Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, т. е. иной раз даже » поволчьи воя «. Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.

    Будучи в основе своей вполне консервативной, масса питает глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традициями.

    источник неизвестен

    Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-mass-i-analiz-chelovecheskogo-ya-po-freydu-le-bon-i-ego-harakteristika-massovoy

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию