Механизмы переживаний — психология

Физиологические основы эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpus striatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы.

В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга.

От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно-полосатым мышцам скелетной мускулатуры.

При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,— замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Однако в этой своей функции подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре в связи с проекцией в ней всего, что совершается в подкорковых центрах.

Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условнорефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах.

Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Роль вегетативной нервной системы. Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин.

Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы.

В результате возникают характерные для эмоций сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез, в связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови. По данным Кенона, быстрота появления сахара в крови прямо пропорциональна интенсивности эмоционального возбуждения.

Все эти явления указывают на большое биологическое значение эмоций в борьбе животных за существование. Эмоции боли, страха, ярости, испытываемые животными при появлении опасности, всегда вызывают усиленную мышечную деятельность (бегство от опасности или, наоборот, борьба с врагом).

Такая эмоциональная реакция оказывается весьма целесообразной, так как сахар является главным источником энергии для мышц. Во время работы мышцы потребляют в 3,5 раза больше содержащегося в крови сахара, чем в состоянии покоя.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии.

Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии.

Этот факт объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности.

Этому способствует также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращений и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Корковые механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному.

Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний.

Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека:

  1. Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным.

  2. Расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные.

  3. Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития; в эмоциях получают отражение общественные отношения людей.

  4. Повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память; эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения.
  5. Оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=fiziologicheskie-osnovi-emociy

Влияние механизмов психологической защиты на взаимоотношения психических процессов, переживаний и психических состояний

Л.Р. Фахрутдинова

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью психологических закономерностей взаимоотношений психических процессов и состояний. С.Л.

Рубинштейн подчеркивал, что «основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей» [1,2].

Данное исследование способствует пониманию функционирования психики как целостного образования, раскрывая некоторые закономерности интрапсихических взаимоотношений. Нами изучаются психологические механизмы сознания, регулирующие, организующие, опосредующие взаимоотношения психических процессов и состояний.

И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн раскрыли регулирующую функцию сознания, посредством которого осуществляется целостная регуляция психических процессов. В то же время сознание, по С.Л. Рубинштейну, является как высшим психическим процессом, так и высшим личностным образованием [1, 2]. По К.А.

Абульхановой-Славской сознание регулирует психические состояния. действия и поступки на основе обобщенных, интегрированных представлений о ценностях, целях, устремлениях личности, которые им конституированы [1].

Нами же изучаются регуляция сознанием и его механизмами взаимоотношений психических процессов и состояний.

С.Л. Рубинштейн выделял два аспекта сознания: знание и переживание

[1]. Нами экспериментально подтверждена опосредующая функция переживания во взаимоотношениях психических процессов и состояний [3]. Было выявлено, что взаимодействие в системе взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний осуществляется через пространственные, временные энергетические составляющие системы.

Для каждого психического процесса характерна специфика взаимоотношений компонентов системы «Процесс — Состояние» по энергетическим, пространственным и временным составляющим. Так, например, при актуализации зрительного восприятия и эмоциональных процессов компоненты системы

«Процесс — Состояние» взаимодействуют с преобладанием временных составляющих, а при актуализации зрительного представления и волевых процессов -пространственных.

Было выявлено, что имеется особенность энергетических, пространственных и временных характеристик для каждого компонента системы «Процесс -Состояние». А именно: актуализация психических процессов происходит при доминировании пространственных и энергетических характеристик; переживания — пространственных; психических состояний — энергетических характеристик.

Обнаружена дифференциация психических состояний и переживаний в зависимости от уровневых характеристик энергетических, пространственных и временных составляющих системы «Процесс — Состояние», а также зависимость качественных характеристик психических процессов (способность к сосредоточению, управление собой, четкость, ясность представлений и т. д.) от уровневых характеристик переживания и от вида актуализированного психического процесса.

Были выявлены взаимовлияния равновесности — неравновесности психических состояний и уровневых характеристик энергетических, пространственных и временных составляющих компонентов системы «Процесс — Состояние», где каждый вид психического процесса характеризуется спецификой взаимодействия.

Исследование информационных характеристик составляющих системы взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний позволило обратиться к механизмам сознания, связанных с познанием.

Каждая из составляющих сознания (значение, личностный смысл, чувственная ткань образа и биодинамическая ткань образа) могут играть свою специфическую роль в осуществлении психологического механизма взаимоотношений психических процессов и состояний (структура сознания по В.П.Зинченко) [4].

Нами определен опосредующий характер механизмов сознания, функционирующих по принципу промежуточных звеньев, «буферной зоны» во взаимоотношениях психических процессов и состояний (рис 1). Об опосредующих звеньях в психике упоминается у Б. Ф.

Ломова, подчеркнувшего, что «такие звенья включаются в детерминацию поведения, психических процессов, психического развития человека необходимым образом» [5, с.90].

В результате функционирования подобных звеньев «образуется диалектическая триада» [6] взаимодействующих элементов, один из которых осуществляет накопление количественных и качественных изменений до определенной «критической массы», после чего осуществляются каузальные отношения психики [5, с.21; 6, с.86].

ПЕРЕЖИВАНИЕ буферная зона/

Рис. 1. Переживание как «буферная зона» в системе взаимоотношений процессов и состояний субъекта.

Читайте также:  Цель достигнуть счастья - психология

В.Г. Асеев предположил наличие так называемых «буферных зон», посредством которых происходит накопление промежуточных образований. Создание буферных зон реализует закономерность регуляции в любой целостной системе.

Изменения содержания могут происходить до определенного предела (своеобразного порога), за которым начинается зона неизбежного разрушения или преобразования формы.

Стабильность существования целостных систем связана с наличием у них тех или иных механизмов буферного типа, предохраняющих данный параметр от разрушительных влияний.

Замечательное свойство такого механизма состоит в том, что он не просто трансформирует, преломляет детерминационные влияния внешнего и внутреннего порядка, а нейтрализует, гасит, сводит их на нет. По В.Г. Асееву без подобной компенсаторной защиты такие сложные, тонко функционирующие системы, как организм, психика, личность не были бы целостными и превратились бы передаточные пункты случайных внешних воздействий [7, с.81-82].

Нами выдвигается гипотеза, что сознательные механизмы регуляции взаимоотношений психических процессов и состояний носят опосредующий, промежуточный характер, функционирующих по принципу «буферной зоны».

Одним из путей осуществления взаимодействия психических процессов, механизмов сознания и психических состояний являются сквозные пространственно-временные и информационно-энергетические составляющие компонентов данной системы взаимоотношений.

Информационная же составляющая в большей степени связана с такими структурными компонентами сознания, как значения и личностные смыслы, через которые данные значения преломляются. Психические процессы имеют свою специфику в осуществлении данных механизмов, в связи со своей входящей, пусковой функцией.

Применение личностного принципа, субъектного подхода позволило провести экспериментальное исследование влияний личностных факторов во взаимоотношениях психических процессов и состояний.

Например, выявлены особенности влияния таких личностных образований, как ценности, цели, особенности характера, психологической защиты и др.

на уровневые характеристики пространственных, временных и энергетических составляющих системы взаи-

моотношений психических процессов, переживаний и психических состояний.

Механизмы психологической защиты относятся к системе регуляторных механизмов сознания, направленных на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта [8].

Взаимоотношения психологической защиты и характеристик переживаний субъекта по пространственно-временным и энергетическим составляющим являются практически неизученными. Данное исследование направлено на изучение влияния видов психологической защиты субъекта (вытеснения, регрессии, замещения и т. д.

), а также общей напряженности всех измеряемых защит на уровневые характеристики пространственно-временных и энергетических составляющих психических процессов, переживаний и психических состояний.

Изучение психологических закономерностей интрапсихических отношений психики способствует пониманию функционирования психики как целостного образования.

Впервые показана связь между уровнем применяемой психологической защиты и уровневыми характеристиками пространственно-временных и энергетических составляющих переживания, психического состояния и психических процессов (зрительного восприятия и зрительного представления).

Обнаружена связь успешной социальной адаптации, которая проявляет себя через такую интегративную характеристику, как общая напряженность всех измеряемых защит, отражающей «реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты», с уровнем пространственно-временных и энергетических характеристик переживания [9].

Практическая значимость исследования обусловлена применением полученных знаний в психологической и педагогической практике с целью регуляции неадаптивного, « неуспешного» поведения субъектов в ситуациях внутреннего и внешнего конфликта. Данные ситуации характеризуются переживаниями угрозы целостности личности, ее идентичности и самооценке, а также несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у субъекта образу мира и образу «Я» [8].

В эксперименте участвовало 186 студентов КГПУ естественно-географи-ческого факультета, факультетов русской и татарской филологии.

Для экспериментального исследования применялись авторские опросники энергетических, пространственных, временных составляющих переживания, психического состояния, зрительного восприятия и зрительного представления [3], а также опросник эго-защитных механизмов Плутчика-Келлермана- Конте [9].

Достоверность и объективность результатов обеспечиваются адекватностью используемых методик, методологической обоснованностью комплекса методов, сочетанием количественного и качественного анализа, теоретических и эмпирических методов исследования и репрезентативностью выборки испытуемых.

Изучалось влияние следующих видов психологической защиты: вытеснения, регрессии, замещения, отрицания, проекции, компенсации, реактивного образования, рационализации, а также общего напряжения всех измеряемых

защит на пространственно-временные и энергетические характеристики переживания, психического состояния, зрительного восприятия и зрительного представления.

Вытеснение является универсальным психическим процессом, лежащим в основе становления бессознательного как отдельной области психики [10].

Механизмы вытеснения играют исключительно большое значение как защитное средство личности и лежат в основе целого ряда других механизмов регуляторной системы сознания [11]. По 3. Фрейду сущность вычислений — «отстранение и удержание вне сознания» [12]. Г.

Тарт считает, что благодаря вытеснению Неприемлемые чувства, желания, связанные с сильными реакциями, не осознаются, удерживаются вне рамок осведомленности, без какого бы то ни было сознательного понимания того, что нечто в нас подавляется. [13]. В.Г.

Ка-менская определяет вытеснение как «преобразование вначале осознаваемого эмоционально-когнитивного содержания психоэмоциональной травмы в полностью неосознаваемую форму опыта» [9].

В эксперименте было выявлено, что для испытуемых с высокими показателями данного вида защиты характерны средние и высокие показатели энергетической характеристики переживания. Более того, обнаружены значимые корреляционные связи показателей вытеснения и энергетических характеристик переживания (г = 0,495, при р

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mehanizmov-psihologicheskoy-zaschity-na-vzaimootnosheniya-psihicheskih-protsessov-perezhivaniy-i-psihicheskih-sostoyaniy

Защитные механизмы психики

Эти переживания могут быть связаны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его представлений о себе и образа мира.

Вытеснение

Это устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний. Это так называемое «мотивированное забывание». Например, человек, имевший негативный опыт общения с кем-то, может совершенно этого не помнить. Однако память о вытесненных событиях продолжает жить в бессознательном и периодически прорываться «наружу» в шутках, оговорках, и т.д.

Проекция

Это подсознательное приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, черт характера и переживаний. Этот защитный механизм является следствием вытеснения.

Благодаря вытеснению влечения подавлены и загнаны вновь внутрь: но от этого они никуда не исчезают и продолжают оказывать свое влияние. Искоренять свои желания – это слишком болезненно, поэтому они проецируются на других.

Так, например, бабулька-старая дева будет яростно осуждать нравы современной молодежи. Но еще суровее она будет относиться к своей соседке по лавочке – такой же старой деве. Дескать, характер у нее скверный, вот никто замуж и не взял.

Проекция направлена на того, чья ситуация схожа с ситуацией проецирующего. Человек, у которого работает проекция, склонен к непорядочным поступкам, хотя находит эту непорядочность у окружающих, он склонен к зависти, к поиску негативных причин успеха окружающих.

Отрицание

Это стремление не принимать за реальность нежелательные для себя события: и настоящие, и давно прошедшие. Например, многие панически боятся серьезных заболеваний.

Человек, у которого работает механизм отрицания, не будет замечать у себя наличия явных симптомов заболевания. Механизм отрицания позволяет игнорировать травмирующие проявления реальности.

Отрицание часто встречается в семейных отношениях, когда один из супругов совершенно игнорирует наличие проблем с партнером.

Рационализация

Это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей или действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено на снятие напряжения при переживании внутреннего конфликта.

Самым простым примером рационализации может служить оправдательные объяснения школьника, получившего двойку. Признаться себе в том, что сам виноват, не доучив урок – слишком болезненно для самолюбия.

Поэтому школьник объясняет свою неудачу плохим настроением учителя.

Сублимация

Это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество.

Регрессия

Это возвращение к более примитивным способам эмоционального или поведенческого реагирования, которые были у человека в более раннем возрасте. Например, надуть губки, отвернуться и молчать весь день.

Реактивные образования

Это поведение, прямо противоположное желаемому. Классический пример – мальчишеские подростковые «ухаживания» за девочками, сводящиеся к тому, чтобы побольнее стукнуть, дернуть за косичку, и т.д.

Это связано с тем, что в подростковой среде нежность воспринимается как нечто постыдное.

Поэтому мальчики стараются свести свое проявление чувств к действиям, по их мнению, полностью противоположным ухаживаниям.

Для разрешения внутреннего конфликта человек обычно применяет сразу несколько защитных механизмов. Но все они служат одной цели: сохранить целостность представлений о себе и о мире.

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/psychotherapy/6/

Механизмы психологической защиты

В жизни индивида случаются внутренние и внешние конфликты, порождаемые противоречиями между субъективным восприятием мира и его объективной картиной, а также между реальным и желаемым образом Я.

Определенные психические процессы работают над устранением или сведением к минимуму отрицательных переживаний, вызванных психологическими конфликтами. Такие регуляторные системы психики называют механизмами защиты, а их совокупность – психологической защитой личности.

Суть психологической защиты

Психологическая защита срабатывает, когда существует реальная или потенциальная угроза:

  • целостности личности,
  • ее идентичности,
  • самооценки,
  • образа «Я»,
  • стабильности субъективной картины мира.

Психологическая защита призвана оградить личность от беспокойства, тревоги, страха. Эта система механизмов помогает человеку выжить в социуме, успешно адаптироваться.

Суть психологической защиты заключается в следующем:

  1. устранение из сферы сознания источника конфликтных переживаний,
  2. его трансформация, с целью предупреждения конфликта в психике,
  3. снижение остроты переживаний через специфическое поведение.

В то же время, психологическая защита не дает личности возможность предпринять активные действия по устранению источника переживаний. Оберегая от чрезмерного несоответствия, сглаживая противоречия, уменьшая напряженность, понижая значимость ситуации, психологическая защита лишь скрывает или преобразовывает конфликт в восприятии человека.

Существуют ситуации, требующие именно устранения их причин и источников. В этих случаях, механизмы психологической защиты срабатывают скорее во вред, чем во благо личности.

Основные механизмы психологической защиты

Начал изучать механизмы психологической защиты основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он определял их как способ разрешения конфликта между Id (Бессознательное, инстинкты) и Super-Ego (Сверх-Я, моральные установки).

В современной науке и практике психологии выделяют более двадцати видов механизмов психологической защиты, далее будут описаны семь наиболее распространенных из них.

Вытеснение

Это наиболее универсальный механизм, заключающийся в устранении из сознания человека противоречивых переживаний, влечений, мотивов, информации, воспоминаний. Вытесняются они в сферу бессознательного.

Психика «прячет» неприемлемое явление от сознания, заменяя его социально приемлемым.

Человек не может вспомнить вытесненные негативные события, между тем как они все еще хранятся в глубинах его памяти, не поддаваясь осознанию.

Инверсия или реактивное образование

Этот парадоксальный механизм заставляет человека заменять неприемлемые эмоции и проявления диаметрально противоположными. К примеру, испытывая ненависть, но, не желая ее показывать, человек может быть подчеркнуто вежлив, добр, заботлив, грубо говоря, ненависть заменяется любовью.

Регрессия

Возврат к более простым формам мышления и поведения. Психика «впадает в детство», человек начинает думать и вести себя как ребенок, стараясь упростить слишком сложную жизненную ситуацию.

Идентификация

Изначально, это способ усвоения ребенком социальных норм путем копирования поведения значимых взрослых.

Читайте также:  Внутренний взрослый - психология

Так дети учатся, приспосабливаются к своей социальной среде, перенимают идеалы и шаблоны поведения.

Как механизм психологической защиты, идентификация представляет собой бессознательное копирование желаемых качеств личности, прикрывая тем самым их отсутствие у себя и чувство неполноценности.

Рационализация

Умение человека объяснить рационально неприемлемые для себя или для общества, иррациональные влечения и инстинкты. Когда такой механизм вступает в силу, значимость запретных желаний понижается, переоценивается, человек убеждает себя в том, что ему на самом деле не нужен объект желания, «успокаивает» рассуждениями бессознательные порывы.

Сублимация

Это специфический механизм психологической защиты, призванный преобразовывать конкретный вид энергии – сексуальное влечение – в социальную деятельность личности. Очень часто не нашедшая выхода или излишняя сексуальная энергия дает силы для творчества, занятия спортом, активной учебы и работы.

Проекция

Простой для понимания механизм психологической защиты. Срабатывает он, когда личность бессознательно приписывает отвергаемые и неприемлемые в себе качества и шаблоны поведения другим людям.

Когда механизмы психологической защиты оказываются неэффективными, личности нужно либо изменить конфликтную ситуацию (вплоть до ее полного устранения), либо измениться самой, преобразоваться, адаптироваться, изменить свое мировоззрение таким образом, чтобы проблемная ситуация перестала быть таковой.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/mexanizmy-psixologicheskoj-zashhity-lichnosti

Защитные механизмы психики

Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

Автор:

Ирина Владимировна Cтишeнoк,

преподаватель Гомельского областного института развития образования; практический психолог и консультант.

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики.

Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе.

Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

1. Вытеснение. Первым был открыт
механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

2. Рационализация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне.

Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации.

Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Рационализация — это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград».

Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам.

Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо
оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Управление денежными средствами

3. Проекция. Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому.

Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них.

Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом.

Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека.

Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется
отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание.

Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п.

При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование. Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т. д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так? Ребенка начинает тревожить чувство симпатии — чувство, суть которого он еще не понимает.

Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция.

Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Принцип Питера и формы продвижения по службе

Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души.

Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение.

В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

***

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной.

Это
сублимация — психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование.

Эта защита считается конструктивной, так как имеет
положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

Когда включаются защитные механизмы?

Причины, вызывающие необходимость «включения» защитного механизма психики, разнообразны. Главным критерием их значимости выступает представление человека о том, что является для него
наиболее травмирующим, каковы его ведущие потребности.

Психологи считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно — неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.

Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в так называемой
поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение — сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.

Сопротивление возникает потому, что наши проблемы пусть искаженно, с помощью защитных механизмов, но все же удовлетворяют потребности нашего «Я».

В различных исследованиях неоднократно было показано, что для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько
привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха».

Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить. Потребность в сохранении привычного, устойчивого представления о себе побеждает в борьбе потребность в успехе.

Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:

  • в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);
  • в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;
  • в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;
  • во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;
  • в ситуации цейтнота — в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;
  • в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;
  • в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;
  • в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;
  • в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Психология публичных выступлений

В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.

Читайте также:  Телеска - психология

Взгляд на проблему со стороны сознания

Как бессознательное оказывает влияние на наше сознание, так и сознательное, произвольное желание изменить себя способно оказать воздействие на бессознательное. Безусловно, такие действия требуют определенных усилий, в основе их всегда должны быть воля, позитивное мышление и желание радоваться жизни.

Случается, что человеку трудно осознать собственные проблемы. Он может испытывать дискомфорт, чувствовать неблагополучие, эмоциональную напряженность, но из-за внутреннего сопротивления не может понять причину собственной неудовлетворенности.

Для того чтобы обойти сопротивление, освободиться от внутреннего напряжения, достигнуть состояния расслабления и на его фоне осознать собственные проблемы, можно использовать специальные приемы:

  • Кричать изо всех сил. Конечно, там, где вас никто не услышит, или при закрытых окнах.
  • Заняться спортом или быстро пройтись по улице.
  • Выговориться, поделиться своим страхом, тревогой с человеком, понимающим и поддерживающим вас.
  • Задаться вопросом: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает?»

В основе изменения состояния при использовании данных приемов лежит механизм «разрядки» напряжения, в результате чего сопротивление ослабевает, поскольку оно удерживалось как раз за счет напряжения, и причины переживаний становятся более доступными осознанию.

Необходимо учитывать, что осознание глубинной проблемы не ведет к полному освобождению от нее, облегчение бывает лишь временным. Важно понять свою проблему и назвать ее как можно конкретнее для того, чтобы затем работать над ее разрешением.

Понять, что именно вызывает сопротивление, позволяет также анализ собственных фантазий.

Как уже говорилось, зачастую, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить свои желания и стремления.

Этот защитный механизм может быть использован как ключ к внутренним проблемам, достаточно перевести его в область сознания. Верно утверждение: у оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов — страхи.

Источник: http://www.elitarium.ru/zashhitnye_mekhanizmy_psikhiki/

Тревожность и защитные механизмы

Автор Татьяна в 27/06/2015. Опубликовано Психология личности

Вы наверняка слышали о защитных механизмах — способах защиты от вещей, о которых мы не хотим думать или с которыми мы не хотим иметь дело. Термин «защитный механизм» впервые появился в психоаналитической терапии, а затем постепенно обосновался в повседневном языке. Подумайте о тех, кого вы считаете отрицающим проблему или обвиняете в рационализации. И то, и другое — защитные механизмы.

В модели личности, разработанной Зигмундом Фрейдом, Эго представляет собой аспект личности, который взаимодействует с реальностью.

При этом, Эго должно справляться также и с противоречивыми требованиями Ид и Супер-Эго.

Ид стремится удовлетворять все свои потребности и желания поддаваться всем импульсам, а Супер-эго пытается заставить Эго действовать в соответствии со своими идеалами и нравственными принципами.

Что происходит, когда Эго не может больше находить баланс между нашими желаниями, ограничениями, созданными реальностью, и нашими собственными моральными принципами? По мнению Фрейда, в этом случае возникает тревожность — неприятное внутреннее состояние, которого люди всегда стремятся избежать. Тревожность выступает сигналом для Эго, означающим, что что-то не ладится. В результате Эго использует защитный механизм, чтобы подавить это чувство.

Фрейд определил три типа тревожности:

  • Невротическая тревожность. Подсознательное беспокойство насчет того, что мы потеряем контроль над побуждениями Ид, и в результате будем наказаны за ненадлежащее поведение.
  • Реальный страх. Причины этого вида тревожности идентифицируются, как правило, легко. Например, человек может бояться укуса, когда находится рядом с разозлённой собакой. Наиболее распространенный способ побороть эту тревогу — избгание объекта, представляющего опасность.
  • Моральная тревожность. Включает в себя страх нарушить наши же собственные моральные принципы.

Фрейд полагал, что справиться с тревожностью нам помогают именно защитные механизмы, способные оградить Эго от конфликтов между Ид, Супер-эго и реальностью.

Что такое защитный механизм?

Термин «защитный механизм» означает тактику, разработанную Эго для защиты от тревожности. Защитные механизмы, как предполагал Зигмунд Фрейд, защищают разум от мыслей и чувств, с которыми нашему сознанию справиться слишком трудно. В некоторых случаях защитные механизмы способны даже предотвращать появление нежелательных мыслей и импульсов в сознании.

Иногда нам действительно требуется подобное вмешательство, однако во многих случаях эти защитные механизмы могут исказить реальность настолько, что это приносит лишь вред.

Например, если вы столкнулись с необходимостью выполнить особенно неприятную задачу, ваш разум может предпочесть забыть возложенную на вас ответственность, чтобы избежать выполнения этого задания. Среди защитных механизмов выделяют также рационализацию, отрицание, вытеснение, проекцию, регрессию и реактивное образование.

Все защитные механизмы могут носить нездоровый характер, тем не менее, они также могут быть адаптивными и позволять нам нормально функционировать.

Проблемы возникают тогда, когда защитные механизмы используются чрезмерно часто, не позволяя нам решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Цель психоаналитической терапии зачастую заключается в том, чтобы помочь клиенту раскрыть эти бессознательные защитные механизмы и найти более здоровые способы справиться с тревожностью и страданиями.

Исследователи описали широкое разнообразие защитных механизмов. Дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, выделила десять различных защитных механизмов, к которым наше Эго прибегает чаще всего.

Отрицание

Отрицание — вероятно, один из самых известных защитных механизмов. Именно так называют состояние человека, не способного смотреть в лицо реальности или признать очевидную истину.

Отрицание есть прямой отказ признать или принять что-то, что уже произошло или в настоящее время происходит.

Наркоманы или алкоголики часто отрицают, что у них есть проблемы, жертвы травматического события могут отрицать, что это событие когда-то вообще произошло.
Отрицание защищает Эго от того, с чем человек не может справиться.

Оно может спасти нас от переживаний и боли, однако требует значительной энергии. Из-за этого Эго использует и другие механизмы.

Во многих случаях человек предъявляют неопровержимые доказательства того, что он не прав, однако он всё равно будет продолжать отрицать существование проблемы или правды, потому что они не вписываются в реальность, созданную данным защитным механизмом.

Отрицание может включать как отказ признать тот или иной факт, так и его признание с минимизацией его важности. Иногда люди принимаю реальность и серьезность сложившейся ситуации, но отрицают свою ответственность и начинают обвинять других людей, обстоятельства или внешние силы.

Алкогольная/наркотическая зависимость — один из самых известных примеров проблемы, сопровождаемой отрицанием.

Люди, которые страдают от этого заболевания, часто изо всех сил отрицают, что их поведение представляет проблему.

В некоторых случаях они могут открыто признать, что они употребляют наркотики или алкоголь, но утверждают, что злоупотребление психотропными веществами не является сколь-нибудь серьезной проблемой.

Вытеснение и подавление

Вытеснение — еще один известный защитный механизм. Он также предотвращает наличие определённой информации в нашем сознании. Тем не менее, эти мысли, желания или воспоминания не исчезают просто так; они продолжают влиять на наше поведение. Например, человек, подсознание которого вытеснило воспоминания о насилии в детстве, может впоследствии испытывать трудности в отношениях.

Иногда мы делаем это сознательно, заставляя нежелательную информацию покинуть наше сознание — эта разновидность механизма называется подавлением.

В большинстве случаев, однако, удаление вызывающих тревогу воспоминаний или мыслей, как полагают специалисты, происходит бессознательно.

Вымещение (замещение, смещение)

Вспомните, наверняка у вас бывало такое, что после очень неудачного дня на работе вы приходили домой и невольно срывались на родных и близких? Вымещая на них всю злость, что предназначалась первоначальному источнику вашего гнева (например, крайне придирчивому начальнику или невероятно глупой коллеге)? Тогда вы попали под действие защитного механизма смещения. Он предполагает перенос нашего разочарования, чувств и импульсов на людей или объекты, которые представляют меньшую угрозу. Перенос агрессии — наиболее распространенный пример этого защитного механизма.

Вместо того, чтобы выразить свой гнев сразу, на месте и навлечь на себя негативные последствия (например, разругаться с боссом, что, естественно, приведет к проблемам), мы выражаем его по отношению к человеку или объекту, которые не представляют никакой угрозы (например, наши супруги, дети или домашние животные).

Сублимация

Сублимация представляет собой механизм защиты, позволяющий нам справиться с нежелательными импульсами путем преобразования их более приемлемое поведения.

Например, человек, испытывающий сильный гнев, может заняться кикбоксингом, тем самым давать выход своим негативным эмоциям наименее опасным способом.

Фрейд утверждал, что сублимация может считаться признаком зрелости и позволяет людям нормально функционировать в рамках социально приемлемого поведения.

Проекция

Проекция — защитный механизм, который включает в себя перенос наших собственных неприемлемых качеств или чувств на других людей. Например, если у вас есть сильная неприязнь к кому-то, вы можете вместо этого считать, что это он или она вас не любит. Проекция позволяет нежелательным импульсам вырываться, но таким образом, что Эго не может их распознать, а потому снижает тревожность.

Интеллектуализация

Интеллектуализация уменьшает тревожность благодаря формальному анализу происходящего.

Этот защитный механизм позволяет нам думать не о стрессовом, эмоциональном аспекте ситуации, а на её фактической составляющей.

Например, человек, у которого только что диагностировали неизлечимую болезнь, может сосредоточиться на доскональном изучении этой болезни, чтобы избежать страданий и оставаться далеко от реальной ситуации.

Рационализация

Рационализация — защитный механизм, который подразумевает поиск логических, рациональных причин для объяснения неприемлемого поведения с тем, чтобы скрыть (в том числе и для себя самого) истинные причины поведения.

Например, девушка, которая отклонила приглашение на свидание, может рационализировать ситуацию говоря, что ей не нравится этот человек; студент будет винить в плохой оценке за экзамен скорее плохое настроение преподавателя чем собственное отсутствие подготовки.

Рационализация не только предотвращает беспокойство, но и защищает самооценку человека. Достижения люди склонны приписывать собственным качествам и навыкам, а провалы списывать на других людей или внешние силы.

Регрессия

Сталкиваясь с стрессовым событием, люди иногда склонны отказываться от действий, необходимых для выживания, и возвращаться к моделям поведения, которые использовались ранее (к примеру, в детстве). Анна Фрейд назвала этот защитный механизм регрессией, предполагая, что люди выбирают модель поведения, характерную для стадии психосексуального развития, на которой произошла фиксация.

Люди, зацикленные на оральной стадии, в случае стрессовой ситуации могут начать переедать, слишком много курить или браниться.

Фиксация на анальной стадии обычно приводит к чрезмерной опрятности или, наоборот, склонности к беспорядку.

Именно этим механизмом можно объяснить то, что взрослые, получая плохие новости, могут плакать, как дети.

Реактивное образование

Реактивное образование позволяет уменьшить тревожность, формируя противоположное вызвавшему её чувство, импульс или поведение.

К примеру, с тем, кто нам очень не нравится, мы можем вести себя чересчур дружелюбно, чтобы скрыть свои истинные чувства.

Почему люди ведут себя таким образом? Реактивное образование как защитный механизм позволяет не только скрыть истинное отношение, но и избавиться от стресса, связанного с негативными чувствами.

Другие защитные механизмы

Фрейд только задал направление, описав первые несколько защитных механизмов; работу по выявлению и описанию других способов снижения тревожности продолжили его последователи. К защитным механизмам также относят:

  • отыгрывание — этот тип защитного механизма позволяет человеку справиться со стрессом посредством переигрывания ситуаций, повлекших за собой тревожность, вместо простого анализа собственных чувств;
  • аффилиацию — механизм, подразумевающий обращение к другим людям за поддержкой;
  • ингибицию цели, которая встречается, когда человек принимает модифицированную форму своей первоначальной цели (т.е. становится тренером в средней школе вместо того, чтобы самому участвовать в соревнованиях на профессиональном уровне);
  • альтруизм, предполагающий удовлетворение внутренних потребностей за счет помощи другим;
  • избегание — защитный механизм, подразумевающий отказ иметь дело с неприятными объектами или людьми;
  • компенсацию, при которой свой сверхуспех в одной области человек использует для того, чтобы компенсировать неудачи в другой;
  • юмор, который помогает человеку подмечать смешные или ироничные аспекты ситуации;
  • пассивную агрессию и т.д.

В то время как защитные механизмы часто воспринимаются как негативные реакции, некоторые из них могут оказаться действительно полезными. Например, юмор как средство борьбы со стрессом действительно может быть адаптивным механизмом защиты. Он позволяет человеку, снять стресс во время критической ситуации и сосредоточиться на том, что на самом деле необходимо в данный момент.

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/trevozhnost-i-zashhitnye-mexanizmy.html

Ссылка на основную публикацию