Мировосприятие — психология

Мировосприятие — Психологос

Мировосприятие - психология

Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.

Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка — какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий.

Мир ясный, простой и просторный — или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Детский сад.

Джунгли или Мир человеческих встреч… Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал — или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

Любой сюжет жизненного мира описывает не только мир, но и меня в этом мире. Я в нем большой или маленький, герой или ничтожество, победитель или неудачник. В связи с этим Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности.

Не менее важно — общее представление о людях рядом со мной и вокруг меня.

Они — друзья или враги? Они хорошие или плохие? Картинка «Я-окей — Ты окей» характерна для позитивных людей с высоким душевным здоровьем, ощущение «Я не-окей — ты не-окей» характеризует проблемную личность и проблемное мироощущение.

Зачем про все это знать?

Тот, кто узнает себя в том или ином мире, имеет возможность или утвердить себя в нем, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние и жизнь в другом мире.

Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

Позитивное и реалистичное мировосприятие

Позитивное мировосприятие — восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее↑. К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично.

Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой — это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы. Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка.

У взрослого человека позитивное мировосприятие — реалистично↑.

Восприятие мира как дружественного или враждебного

Люди — друзья или враги? Мир — дружественен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения.

В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он в своем мировосприятии видит мир по шкале эмоциональных тонов в пяти основных картинках: мир прекрасен, мир хорош, мир обычен, мир враждебен или мир страшен.

Мужское и женское мировосприятие

Мир мужчины — внешний, предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача — создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах. В центре внимания мужчины — внешний мир.

Внимание мужчины всегда вовне и ищет то, что может стать его, после чего следует действие захвата. В центре внимания женщины — она сама.

Задача женщины — привлечь к себе, ее внимание всегда на себе, она сделает все, чтобы быть привлекательной, чтобы оказаться в центре внимания и чтобы мамонта принесли именно ей! Мир женщины — мир чувств и человеческих отношений.

Женщина может великолепно ориентироваться в природном мире, но ее природная женская стихия — не предметный мир, а отношения. Женская задача — создавать отношения, выстраивать отношения, управлять отношениями…↑

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/mirovospriyatie

Психология мировоззрения и судьба человека — Acroven — психология для каждого. Открой для себя удивительный и познавательный мир психологии

Психология мировоззрения и судьба человека - Acroven - психология для каждого. Открой для себя удивительный и познавательный мир психологии

Каждый существующий на земле человек- уникальное творение Вселенной. Он обладает необычайными свойствами, большое количество которых им ещё не освоено.

В своём Сознании человек отражает всё прекрасное многообразие окружающего мира. Он является поистине неисчерпаемым.

Давайте попытаемся понять что означает Психология мировоззрения и судьба человека? Какая здесь существует взаимосвязь?

ПСИХОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА! ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ

Очень часто люди, которые стремятся к духовности, достигают больших успехов на этом пути. Но почему у них возникает много проблем: в семье, здоровье, неприятности социального и материального характера? Возникает вопрос: каким образом это происходит? Ведь такие люди уже очень много перенесли страданий, неоднократно покаялись в грехах, простили всех, преобразовали себя.

Они изменили своё отношение ко всему окружающему Миру, наполнили своё сердце любовью к ближним. Но проблемы не уменьшаются, а видоизменяются и переходят в иные сферы человеческой жизни. Наверное. всё дело в том, что они не понимают самого главного: психология мировоззрения и судьба человека- очень тесно взаимосвязаны между собой.

Большинство, без озлобления на жизнь, смиряются со всем этим. Они придерживаются мнения о том, что “идёт расплата за грехи.” Другие, разочаровываясь во всём, уходят от духовности. Здесь зарождается опять вопрос: «что это за духовность, которая ведёт человека по пути страданий?»

Талантливый человек, психолог, автор прекрасной книги “Живые мысли” Александр Некрасов написал интересные, полные огромного смысла слова:

«Человек только тогда будет благословенен на небесах, когда он сможет быть счастливым на земле. Чем полнее его счастье, тем больших высот он достигнет.»

Если вдуматься в это выражение, то приходишь к выводу, что это действительно так. Ведь человек рождён для счастья. И если вокруг люди несчастны и жалуются на жизнь, то необходимо, несмотря на других, по маленькой частице собрать вокруг себя своё огромное счастье, и подарить его всему окружающему миру.

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мы неоднократно удивляемся: почему бывает очень тяжёлая судьба человека? Как мне кажется. самой главной причиной страданий  людей есть их неправильное Мировоззрение. Попробуем расшифровать это слово, чтобы понять, что оно означает.

Значит МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это комплексная система взглядов на Мир и понимание того, какое место в нём занимает человек, отношение к самому себе и окружающей действительности. Понятие Мировоззрения включает также убеждения, ценности и принципы людей. Оно является «опорой» человека, общества, воспитывает сознание и формирует судьбу.

Если человек обладает некоторыми, даже незначительными мировоззренческими заблуждениями, то это отражается на его жизни. Те факторы, как складываются вокруг нас разные обстоятельства, отображают, как в зеркале, наше мировоззрение.

Принципы Мировосприятия у каждого индивидуальны и они очень важны. И чем выше духовность человека, тем заметнее тот факт, как мировоззрение влияет на судьбу человека.

Различают разные категории из которых формируется Миропонимание. К ним относятся:

  1. Человек, Вселенная, Высший Разум ( Бог), Нравственность, Вера, Духовность, Ответственность.

  2. Семья, Любовь, Смысл Жизни, Добро, Зло, Счастье, Судьба, Карма и т.д.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Большинство считает человека разумным и высокоразвитым “ животным”, некоторые придерживаются версии что это , своего рода “ биороботы”, которых сотворила космическая цивилизация. Иные рассуждают о христианской версии возникновения людей. Именно разные представления о возникновении человека и порождает отношение к человечеству, Земле и Космосу.

Многие рассуждают, что Земля для человечества- это место их временного пребывания и нет необходимости все силы и свою любовь отдавать на преобразование данного мира. Учения религии говорят о том, что человек должен себя готовить к “ вечной жизни”. Они рассматривают Землю как место “ссылки человека за прегрешения, сделанные раньше.”

Если люди так понимают этот мир, то так к нему и относятся. Они стараются максимально, не задумываясь о том, что будет с Землёй завтра, использовать всё в своих интересах, для собственного блага, или совсем отрекаются от него. В итоге- как поступают, то и получают.

И если у Вас много проблем и страданий, то значит имеете в своём Разуме большинство негативных мыслей и заблуждения своего Мировоззрения. И соответственно, чем правильнее человек взаимодействует с землёй и космосом, чем лучше понимает своё мировосприятие и предназначение, тем меньше у него проблем в жизни.

Хотите прекрасно жить, тогда поймите, что психология мировоззрения и судьба человека — это одно единое целое и должно быть гармонично со всем Миром и необъятной Вселенной.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Если посмотреть с точки зрения психологии, философии и других учений, то можно сделать такой вывод. Существует всё больше примеров того, что человек не имеет связи с “животным миром”. Он имеет под собой космические корни.

Человек — это единственное разумное мыслящее существо во всей Вселенной. Он тесно связан со всем Миром и Космическим Разумом. Но единственная причина его несовершенства заключена в том, что он не знает себя! И на земле не существует никого, кто бы познал все 100% возможности своего разума.

Главное превосходство человека в том, что он имеет способность, своим бесконечным разумом творить настоящее и будущее. Имея возможность и талант создавать формы и образы они, в конечном итоге, материализуются. Человек- творец своей судьбы. И от его гармонии с собой, всем Миром и Космосом зависит его настоящая и будущая жизнь.

В самом начале рассмотрения этой темы мы говорили о том. Из каких категорий формируется человеческое мировоззрение. Было сказано о таком важном элементе как Высший Разум. Его ещё называют словом Бог.

Люди по-разному понимают и представляют себе Бога. Но всё большее количество людей имеют новые знания и понимание Бога как Космического Разума.

В книге Александра Некрасова «Живые Мысли» есть хорошая цитата, где говорится:

Я от себя хочу добавить, что Бог находится в душе каждого человека, а душа- это Ваше Подсознание. Я понимаю, что некоторые не согласятся с этим высказыванием. Но каждый имеет своё собственное мнение и рассуждения по этому поводу. Человек пробуждается и осознаёт тот факт, что Бог пребывает в нём, а не действует или оказывает влияние на него извне.

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

Для всех людей их мировоззрение выступает своего рода “маяком.” Он освещает путь человеку для всех его действий, стремлений, для того, что он считает ложным, а что истинным. Правильное мировосприятие, которое сложилось у человека, даёт ему чувство спокойствия и уверенности в том, что все поставленные цели важны, первым делом для него, а также для всего общества и развития Мира.

Каждый человек живёт в своей собственной психологической реальности которая сформулирована из его убеждений. И у разных людей разнообразное миропонимание. Ваше собственное мировоззрение должно быть для Вас самым главным.

И если Вы не понимаете взгляда другого человека, то не нужно делать вид, что принимаете его. Иногда можно всю свою жизнь потратить на то, чтобы понять другого человека. Но в итоге получаются просто разочарования.

Очень часто двое людей смотрят в одно и то же окно и видят совсем противоположные вещи. Это означает, что у каждого своё мировосприятие. Но нам необходимо понять, что психология мировоззрения и судьба человека — очень тесно переплетаются между собой.

Каждый человек видит мир своими глазами. Он сам творит свою судьбу и распоряжается жизнью по-своему. Творите любовь, счастье и добро. Живите просто, не приносите никому зла. Любите и цените весь Мир, в котором Вы живёте, каждую его частичку, Высший Разум и всю необыкновенную Вселенную.

Берегите себя и окружающий мир, дарите счастье другим и делайте добро. Счастливый человек преображает многих людей. Наполните себя любовью, станьте энергией любви, ибо она всё одухотворяет.

Живите в гармонии с собой и всем миром. Так Вы внесёте свою часть в развитие Вселенной. Ведь все мы – одно единое целое. Откройтесь миру и мир откроется Вам! Всегда помните о том, что правильная психология мировоззрения и судьба человека всегда связаны друг с другом. Желаю Вам Мира, Счастья и Любви!

Источник: http://acroven.com/psihologiya-mirovozzreniya-i-sudby-cheloveka.html

Что такое мировоззрение человека — его формы, виды и принципы формирования

Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Читайте также:  Коммуникативные схватки - психология

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание.

Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида.

То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания.

Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д.

По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность.

Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение.

Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей.

Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым.

Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления.

Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера.

По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности.

Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач.

Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности.

В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения.

Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения.

Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере.

Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее.

Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя.

Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми.

В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать.

Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей.

При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми.

Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

Книги, меняющие мировоззрение человека

На свете есть немало авторов, исследующих смысл человеческого бытия. К ним относятся:

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо. Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество».
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей, которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу. Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему психологическому портрету, можно изменить взгляд на жизнь.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-mirovozzrenie-cheloveka-ego-formy-vidy-i-principy-formirovaniya

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Запрос на работу с собственным мировосприятием мне, как психологу, поступает крайне редко. Глобальный это вопрос и не в силах человек его обозначить сам.

Вот сидит в кресле клиента женщина 50-ти лет, рассказывает обо всем на свете в негативном, разумеется, ключе.

 И такой длинный список претензий у нее ко всем «действующим лицам» ее жизни, что не знаешь за что хвататься.

Тут и родственники неблагодарные, и соседи агрессивные , нечестные  сотрудники, глупые политики, хамы на улице, неразрешимые ситуации в жизни и т.п. Нравится мне , говорит, что вы меня слушаете, понимаете.

Через полчаса решаюсь уточнить запрос. Не получается ничего сформулировать. И про себя рассказать не получается, куда делось получасовое красноречие…Не стану в этой статье описывать работу. Она была длительной и сложной, а результат — удовлетворительным и в жизни много чего поменялось.

А ведь началось с противостояния и сопротивления :»Хотите мне розовые очки предложить?» А я -то думала, хоть один умный человек нашелся, способный меня понять.. Теперь она смеется над этим и это радует.

Информация для читателей статьи.

То или иное мировосприятие есть у каждого взрослого человека.

Формируется оно из нашего опыта с помощью инстинкта самосохранения, роль которого отмечать все удовольствия и неудовольствия, дабы оградить нас от возможных угроз.

Хранится эта информация в подсознании, как некие лекала. Каждый следующий случай взаимодействия с «миром» идентифицируется и помещается в нужное место со знаком плюс или минус.

Опыт формируется также из простого наблюдения за окружением, из рассказов, фильмов.  Отсюда впечатление, что негатив передается по-наследству,  а значит с этим ничего не поделаешь. («У меня и мама так думала..»)

Причем «узнаваемые», привычные умозаключения получают приоритет нашего внимания, а значит , накапливаются быстрее. Впоследствие эти умозаключения превращаются в непоколебимые убеждения. Конечно! Столько аргументов! Не подкопаешься.

Накопилась в  опыте критическая масса негативных убеждений, произошла генерализация и вывод — «Мир зол и несправедлив», будем дальше коллекционировать подтверждения этому убеждению.

Можно, конечно, с этим согласиться, в конце-концов  это выбор каждого. Но я, как практикующий психолог, скажу — есть другие варианты!

Засилье негативных убеждений заставляет вас жить , руководствуясь не своим «хочу», а своим «боюсь». Ответ на вопрос :»Чего вы хотите?», звучит как желание чего-то избежать. Хороший повод обратиться к специалисту.

Негатив — это  изображение на фотопленке, когда фотография еще не напечатана. Можно разглядеть лишь силуэты, причем окрашенные противоположным цветом, светлое-темным.

В жизни-это ограничения своих возможностей во свех сферах карьерной, личной и даже физиологической, т.к. негатив мешает нам эти возможности рассмотреть, да и цвет у них не должный.

Негативно реагировать,видеть и думать — это привычка.

Привычка-это  вторая натура,говорят. Возможно, но ведь вторая! Возможно, ваша природная натура понравится вам больше.В конце — концов , если вы сумели сформировать определенную привычку, а она служит во-вред, в вашей власти это изменить. 

Честный и опытный специалист никогда не станет навязывать вам свою точку зрения, он лишь сопроводит вас в пути к самоопределению не мешая, но поддерживая.

Источник: https://psy-space.ru/?page=mirovospriyatie

Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия (стр. 1 из 2)

1. Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения.

Типы мировоззрения

Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки.

Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Читайте также:  Холодинамика - психология

Есть слово, которое кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре Ушакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология — от греч.

idea — понятие, представление и logos — слово, понятие, учение.

Но и у этого слова есть «политический» оттенок, бытовой уровень, несмотря на то, что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначально заложенного смысла.

Идеология — система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых

— осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также

— содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

Хотя мировоззрение – часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, но нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной.

В этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие.

Но, вместе с тем, оно удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно непротиворечивую систему личными механизмами адаптации.

Любое познание (в том числе и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемого варианта личного воздействия на действительность — с личной оценкой значимости полученного в реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с целью перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в уверенно отработанный автоматизм.

Логика взаимной непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо личная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики (взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Только реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного — истину или ложь.

Все последующие обобщения будут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивного поведения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовой системой аксиоматики.

Для той части проявлений этих механизмов, которая соответствует понятию «мировоззрение», очень важно понимание — как формируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по шкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение.

Кратко напомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этим основным ссылкам.

Распознавание любого качества текущего психического состояния определяется специфической структурой локального распознавателя, а формирование любого поведения — фактически — есть обучение и корректировка распознавателей.

Так, возникают и специализируются распознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня — как результат формирования опыта такого распознавания.

Соответственно, возможны неадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуациях корректируются опытом по результатам вариантов поведения.

Распознавание ошибок происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный и нежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такая оценка и, особенно, ее закрепление — очень индивидуальны и существуют люди, которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что.

Такие люди оказываются особенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучно идеи-фикс). Соответственно, развитие направления ихинтересов основывается больше на субъективной составляющей и меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а исследовательская мотивация занижена.

Здесь большой вклад привносит высокая значимость субъективно развиваемых идей.

Если понимать, что мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание — оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е. постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни порочный опыт и годы на его приобретение.

Развитие мировоззрения невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям.

Чем более разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться мировоззрение.

Среди интересов очень нежелательны изолированные от других, обычно это — мистические идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно обусловленные зависимые состояния.

Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма — как противоположности безусловной веры для того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.

Для развития конкретного направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод (научную методологию).

Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать мировоззрение.

Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления.

Лишь нехватка времени и критичность ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1].

2. Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах.целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.

Источник: http://MirZnanii.com/a/232238/filosofskie-ponyatiya-mirovozzreniya-mirooshchushcheniya-i-mirovospriyatiya

Картина мира

Картина мира

Мир не хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мы его воспринимаем. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя, как отмечал Э. Берн, не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах.

Специфика формируемой в голове человека картины мира определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность активного действия в нем.

Всем нам известны случаи, когда даже наиболее честные очевидцы, наблюдавшие одно и тоже событие, нередко предоставляют о нем противоречивые сведения.

Вроде бы все видели и слышали все, что происходило, но каждый будет рассказывать и трактовать по – своему. Оперативные сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такой ситуацией. Что существенно порой осложняет их работу. Это происходит потому, что у нас у всех может существенно отличаться построение и восприятие картины мира.

Так называемая топографическая карта того мира, в котором мы живем.

Пример: У каждого из нас есть знакомые, для которых мир образован только преступниками, негодяями, злодеями, шарлатанами, стихийными бедствиями, болезнями и другими ужасами. И они ничего не придумывают, они просто так его видят. То есть из всего потока информации они воспринимают только ту, которая подтверждает их мировосприятие и не видят ничего другого. Чтобы вы им не говорили о радостях жизни, они вам сразу приведут кучу примеров, что в жизни все ужасно. Самое главное, что они это не придумывают – они реально так воспринимают этот мир.
Другой пример: Не у каждого из нас есть такие знакомые, но у тех у кого есть поймут о чем я говорю. Это те, для которых мир — бесконечный повод для радости. Их гораздо меньше — в современном мире создать и сохранить такую «карту» очень сложно. Но тем не менее эти люди иногда встречаются, а каждая встреча с ними всегда почти удивительна. Соприкасаясь с ними , мы на какое-то время начинаем видеть все окружающее их глазами и тогда весь мир вокруг нас в буквальном смысле начинает светиться. Но стоит нам отойти от них , как все волшебство пропадает — у нас просто нет этой «карты», вернее — она недостаточно устойчива для того, чтобы мы могли поддерживать её в одиночку.
Это происходит потому, что люди ощущают и действуют не в соответствии с «беспристрастными» фактами, а исходя из собственного представления о них. Здесь следует разграничить такие понятия как «описание мира» и «картина мира».«Описание мира» — это система представлений об объектах, формах, вещах, их взаимодействиях, т.е. это координационная сетка, которую мы набрасываем на реальность. Это язык, на котором мы разговариваем с миром и описываем его.

«Картина мира» — это воспринимаемая реальность, та картинка, которую мы воспринимаем всеми нашими органами ощущения. Это значит: видим, слышим, чувствуем, мыслим.

Во всех духовных традициях мы можем встретить следующее утверждение, что человек – есть проводник бесконечного океана знания и силы. То есть человек, он же проводник, пропускает через себя знание и на выходе получается воспринимаемая и отображенная реальность.

И результат этого процесса во многом определяется свойствами данного проводника. А проводники могут сильно отличаться друг от друга.

Еще в древнейшем памятнике герметизма Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста было сказано: «Что внутри, то и снаружи».

В восприятии картины мира жестко выполняется закон, который на языке современной психологии звучит так: «без концепции нет перцепции». Другими словами: нет в описании – нет и в восприятии.

Если чего-то нет в описании мира, то какими бы умными мы не были, если в поле нашего восприятия чего-то нет, то оно само собой никогда не появится. В картине мира принципиально не может появиться объект, которому в описании, не приписан статус существования.

Именно этот закон работает в нашей жизни. Если в описании мира женщины «все мужики – сволочи», то и в ее реальности не может появиться «принц». Вспомните героиню романа Александра Грина «Алые паруса» — Ассоль. Она очень рано потеряла свою маму, и жила с отцом в бедности и нужде.

Однажды Ассоль гуляла в лесу, где встретила старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику, и стала ждать принца. А, в один прекрасный день её мечта сбылась. Автор в художественном произведении смог передать один из основополагающих законов нашей жизни.

Можем поговорить еще об одном секрете, который искусно используется во всех системах от самых древних (шаманизм, знахарство, магия) до современных (биоэнергетика, НЛП). Этот секрет также прост на первый взгляд, но также, как и закон о котором мы говорили выше, не всеми применяется в жизни.

А те, кто знаком с ним и применяет его в жизни, и для них реальность та, которую они хотят видеть. Другими словами – это один из секретов исполнения желания. Итак, данный аспект информационного процесса кратко можно выразить формулой: «Форма пуста». Иначе говоря, если попробовать изложить кратко: любое описание мира использует форму, но форма изначальна пуста.

Сама по себе она не несет какого-либо определенного смысла. Лишь человек наполняете форму тем или иным содержанием. Одна и та же форма может присутствовать в разных описаниях с совершенно различными смыслами. Мы не можем что-то адекватно интерпретировать, не будучи в контексте конкретного описания мира.

Читайте также:  Метафора прошедшего дня - психология

Это обстоятельство как раз и не дает существовать какой бы то ни было картине мира отдельно от его описания. Свойство пустоты формы, возможность отождествления формы с каким-либо содержанием – это тот секрет, который используется при изменении той реальности, которая существует на ту, которая желательна.Я чуть отвлеклась от темы, вдаваясь вглубь.

Поэтому, вернемся непосредственно к понятию Картина мира. Мы уже определись с тем, что у каждого из нас картина мира своя. И она может существенно отличаться от картины мира другого. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора.

Но, точно так же, сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у олигарха и рабочего, у замужней женщины и женщины, торгующей своим телом, у успешного человека и у неудачника и т.д.

Итак, что же это такое картина мира?Вот как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизики это:• система образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;• порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.В соответствии с этими особенностями картина мира:• целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;• представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;• имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.Мировосприятие — (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение – представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Если бы можно было бы изменить мироощущение – сама бы жизнь стала иной. (Кэтрин Мэнсфилд)Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения.

Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры.

По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода[Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:• масштабность;• чёткость;• эмоциональная окрашенность;• свет и мрак;• присутствие прошлого, настоящего и будущего;• аналитизм и синтетизм;• выделенность субъекта из внешней среды;• активность-пассивность;• знаковость (символичность);• рефлексивность;• насыщенность межчеловеческими отношениями;• конформность;• детерминированность мироустройства;• степень общей развитости;• особенности развития репрезентативной системы.

Осознание того, что можно измениться самому, изменить свое мировоззрение и убеждения — существенная часть процесса управления своей жизнью.

Источник: https://golitsina-n.livejournal.com/11210.html

Феномен менталитета: психологический анализ

Феномен менталитета: психологический анализ

И. Г. ДУБ0В

В последние годы в связи со снятием барьеров, препятствующих широким контактам жителей б. СССР с гражданами других стран, стали отчетливо заметны многочисленные отличия советских людей от представителей иных культур.

В этой связи в отечественную публицистику вошло и прочно в ней закрепилось характеризующее психологический аспект этих отличий понятие «менталитет «.

Авторы многочисленных статей, не давая ему развернутого определения, сходятся на том, что менталитет — это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него[1].

Опора при создании развернутой дефиниции менталитета на специальную, посвященную этому вопросу иностранную литературу вряд ли окажется эффективной, несмотря на западноевропейское происхождение слова (от позднелатинского mentalis).

Отражая несколько иную по сравнению с охарактеризованной выше психологическую реальность, понятие «mentality » определяется в англоязычных психологических словарях как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов » [55; 454]; «обобщение всех характеристик, отличающих ум » [48; 171], «способность или сила разума » [47; 313], «установки, настроение, содержание ума » [58; 720], «образ мыслей, направление или характер размышлений » [59; 1411] и, наконец, как «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических » [50; 1552]. Следует особо отметить, что представленные определения отличаются исключительной краткостью, а разнородный характер раскрывающих понятие феноменов свидетельствует о недостаточной научной проработке данного термина.

В отечественной философской и культурологической литературе, где понятие «ментальность » сравнительно давно обрело права гражданства, встречаются попытки более развернутого определения его смысла.

Чаще всего менталитет понимают как «совокупность представлений, воззрений, «чувствований » общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы » [32; 28].

Указанный подход к пониманию менталитета также не способствует закреплению этого термина в научной лексике, поскольку здесь менталитет практически отождествляется с массовым сознанием, что в свою очередь делает новое понятие ненужным.

При анализе менталитета (коллективной ментальности) следует исходить из того, что данное понятие описывает именно специфику отражения внешнего мира, обусловливающую специфику способов реагирования достаточно большой общности людей [36].

Таким образом, менталитет, будучи явлением умственного порядка, вовсе не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику

21

этого сознания относительно общественного сознания других групп людей, причем, как правило, речь идет о таких больших группах, как этнос, нация или, по крайней мере, социальный слой[2].

Необходимо также отметить, что осознаваемые элементы менталитета тесно связаны с областью бессознательного (а может быть, и базируются на ней), понимаемого применительно к указанным общностям как коллективное бессознательное.

В самом общем виде менталитет может быть, вероятно, определен как некая характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте.

Данное определение в известной степени пересекается с понятием «национальный характер «, под которым понимают либо присущий представителям данной нации набор основных личностных черт (концепция модальной личности), либо систему основных существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений и т. п.

(концепция социальной личности) [49].

Для того чтобы разграничить указанные понятия, следует назвать те психологические феномены, в которых менталитет репрезентируется и которые необходимо изучать для его всестороннего описания.

При этом необходимо подчеркнуть, что в данной статье рассматриваются лишь различия в ментальности представителей разных постиндустриальных, техногенных культур, а сравнение их с культурами традиционными, характеризующимися принципиальными отличиями в процессах восприятия индивидов, их мышления и даже памяти (см., напр.

, [9], [24], [31]), остается за рамками анализа. Культуры же, составляющие современную технологическую цивилизацию, имеют более тонкие различия — прежде всего в когнитивной сфере, что обусловлено в основном особенностями социальной жизни того или иного общества (господствующая идеология, уровень развития средств производства и т. д.

), природных условий (климат, ландшафт) [13; 121], [26; 12], а также физиологическими особенностями сравниваемых народов (уровень возбудимости нервной системы и др.) [43; 80].

Таким образом, содержание менталитета, как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется прежде всего теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность.

Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность.

В структуре имеющихся знаний следует прежде всего выделить перцептивные и когнитивные эталоны (а применительно к общественным отношениям — социальные нормы), играющие важную роль в регуляции поведения и наряду с ценностями характеризующие менталитет данной культуры.

При рассмотрении реальных фактов эталоны становятся критериями выносимых оценок и определяют систему туманных умонастроений и ясных взглядов на мир, обусловливающих модальность смысловой системы отношений к миру.

В упрощенном, схематизированном виде взгляды на мир, оценка окружающей действительности выглядят как стереотипы сознания, выделяясь в сфере общественных отношений как социальные стереотипы.

22

Отраженные сознанием взаимоотношения между явлениями действительности и оценки этих явлений достаточно полно зафиксированы в языке, который является в силу этого одним из объектов анализа при изучении менталитета.

Кроме специфики связей между элементами языка, отражающей отношение людей к окружающему миру, особое внимание привлекают здесь различия в значениях, которыми в разных культурах наполняется одно и то же понятие (например, «демократия «).

По существу, эти различия применительно к этносу в целом являются различиями в социальных смыслах этого понятия для тех или иных обществ.

Очевидно, что специфика когнитивной сферы отражается и в сфере мотивационной. Система доминирующих в большой социальной группе мотивов, детерминированная существующей иерархией ценностей, отражает некоторые единые для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности и интересы.

Эти и другие обеспечивающие готовность действовать определенным образом факторы являются социальными установками и могут считаться одной из основных характеристик менталитета нации или социального слоя.

По существу, все неосознаваемое содержание менталитета, те отличия во взглядах на мир, которые становятся заметны людям только после сравнения себя с представителями иной культуры, представляют собой набор социальных установок.

Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь прежде всего в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями.

И так же как устойчивые особенности поведения индивида называются чертами его личности, типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, позволяет описать черты национального или общественного характера, складывающиеся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и схематизированном виде предстает как этнический или классовый стереотип.

Источник: http://hr-portal.ru/article/fenomen-mentaliteta-psihologicheskiy-analiz

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию