Нигилизм — психология

Нигилизм в современном обществе — его виды и последствия

Нигилизм - психология

Что лучше – быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться понимать и принимать чужое мнение? Каждый из нас выбирает свое, то, что ближе. Существует много разных выражающих позицию человека течений. Что представляет из себя нигилизм, и какие есть принципы нигилизма — предлагаем разобраться.

Нигилизм — что это?

Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы нравственности и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.

Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:

  • нравственные принципы;
  • любовь;
  • природа;
  • искусство.

Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным.

Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления.

Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.

Кто такой нигилист?

Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист — это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности.

Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника.

Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.

Нигилизм — плюсы и минусы

Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения.

В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы.

Среди преимуществ нигилизма:

  1. Возможность человека проявить свою индивидуальность.
  2. Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
  3. Поиски и вероятность новых открытий.

Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:

  1. Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
  2. Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
  3. Непонимание со стороны окружающих.

Виды нигилизма

Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:

  1. Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
  2. Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
  3. Эпистемологический – отрицание знания.
  4. Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
  5. Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
  6. Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
  7. Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

Правовой нигилизм

Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей. Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Разные научные концепции.

Моральный нигилизм

Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным.

Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком.

Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.

Юношеский нигилизм

Известно про понятие нигилизм и подрастающему поколению. Нередко в подростковом возрасте дети хотят лучше понять себя и выбрать собственный жизненный путь. Однако нередки случаи, когда подросток многое отрицает. Такое поведение называют юношеским нигилизмом.

Юношеский нигилизм, как и юношеский максимализм, представляет из себя пылкое и порой даже сопровождающееся яркими эмоциями отрицание чего-либо.

Этот вид нигилизма может быть присущ не только подросткам и юношам, но и эмоциональным людям разного возраста и проявляется в самых разных сферах:

  • в религии;
  • в культуре;
  • в общественной жизни;
  • в знаниях;
  • в правах.

Мереологический нигилизм

Один из распространенных видов такого понятия как нигилизм в наше время – мереологический.

Под ним принято понимать некую философскую позицию, по которой состоящие из частей объекты не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Примером может быть лес.

Нигилист уверен, что в реальности он не существует как отдельный объект. Это множество растений в ограниченном пространстве. Само понятие «лес» создали для того, чтобы облегчить мышление и общение.

Географический нигилизм

Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:

  • географических направлений;
  • географических признаков частей света;
  • подмене географических направлений;
  • частей света культурологическим идеализмом.

Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму.

Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий.

Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.

Эпистемологический нигилизм

Под эпистемологическим нигилизмом понимают радикальную форму скептицизма, утверждающую сомнительность возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления.

Первыми поддержали скептицизм софисты. Спустя время сформировалась отрицающая возможность идеального познания школа.

Уже тогда была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать необходимые знания.

Культурный нигилизм

Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда.

Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры.

Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.

Религиозный нигилизм

Справедливым будет утверждение, что нигилизм — современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм.

Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни.

Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.

Социальный нигилизм

Социальный нигилизм — это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:

  1. Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
  2. Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
  3. Недовольство нововведениями, переменами.
  4. Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
  5. Несогласие с разными политическими решениями.
  6. Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
  7. Отрицание западных образцов поведения.

Источник: https://womanadvice.ru/nigilizm-v-sovremennom-obshchestve-ego-vidy-i-posledstviya

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н.

(или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия.

Жизнь, таким образом, выступает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н.

воплощался в ряде разнокачественных версий: I) Универсалия неклассической европейской культуры, последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, фундированные акцентированным отрицанием (в смысле хайдеггеровской «негации») тех или иных социокультурных оснований. Как особый термин «Н.» был введен в оборот немецким философом Ф.Г

.Якоби в его послании к Фихте (1799). Слово «Н.» приобрело широкую распространенность среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих интенций Великой французской революции и во многом благодаря роману И.С.

Тургенева «Отцы и дети» (1862). Ницше, заимствовав термин «Н.» у Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей, т.е.

именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.

Как отмечал Ницше, «… нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере…». По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: «что означает нигилизм?

То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем». Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. Н. у Ницше суть порождение трагического распада мира на бытие и смысл. Н. может быть преодолен лишь посредством имманентизации человеком идей «воли к власти» и «вечного возвращения». Таким образом, Н. у

Ницше, выступая в ипостаси не идеологии, а метафизики, преследовал цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения «нового пути к «Да». Согласно Ницше, традиционный европейский Н. шопенгауэровского типа характеризуется стремлением к жизни «в согласии с целями, установленными извне». Русский же Н.

, по Ницше, «научившись не доверять какому-то одному авторитету… стремился найти другой». По замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой «если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю», рассматриваемые как «имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться».

Осознание же того, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, результируется в отказе людей от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия. Тем не менее, нередко, с точки зрения Ницше, философы и мечтатели измысливают «в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему» в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается.

И лишь когда человек осознает то, что и этот якобы «подлинно-истинный» мир — не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний, — вот тогда, по Ницше, и начинается подлинный Н. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. По Ницше: «Сознание

отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием «цели», ни понятием «единства», ни понятием «истины» не может быть истолкован общий характер бытия… Недостает всеобъемлющего единства во множестве совершающегося: характер бытия не «истинен», а ложен… в конце концов, нет более основания убеждать себя в бытии истинного мира… Коротко говоря: категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымлются нами — и мир кажется обесцененным».

Обесцененным — в смысле того, что ему (миру) вообще бессмысленно приписывать какую бы то ни было ценность /как, например, приписывать массу буквам алфавита — А.Г., Т.Р./. Как же акцентированно утверждал сам Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, Н.

, по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину мира, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого — в т.ч. и морального — порядка.

Согласно Делезу («Ницше и философия»), всеобщая история являет собой переход от предыстории к постистории.

В интервале между данными полюсами процедуры культурной дрессировки были призваны превратить изначально первобытное животное в «индивида суверенного и дающего законы», в субъекта, способного осуществить кантовское «управляем именно мы». История не достигла своей цели: возник человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется «Н.». Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает:

последний человек, «уничтожив все, что не есть он сам», заняв «место Бога», оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь Н.) к

https://www.youtube.com/watch?v=rfrYgwqh0Yo

воле к ничто, от Н. незавершенного, болезненного и пассивного к активному Н. (Не случайно, что Хайдеггер усматривал одну из заслуг Ницше в том, что тот осмыслил Н. как принцип, логически центрирующий на себе европейскую историю.) В психоанализе Н. понимался как результат разрушения баланса между гнетущим ханжеством традиций и буйством бессознательного.

Читайте также:  Достижение - психология

В рамках как французского (Камю, Сартр), так и немцкого (Ясперс) экзистенциализма Н. трактуется как изначальная бытийная данность. Постулирование роли Н. как значимого основания перспективных мыслительных подходов осуществили Адорно в своей «негативной диалектике» и Маркузе (стратегия «Великого Отказа»). Н.

требует многомерного и радикального самооправдания от всякой (в первую очередь, утонченной) культуры: по саркастической оценке

Мертона, нигилисты — это те, кто «не верует в Бога» и «не ходит в баню». II) В современной философии, культурологии и психологии европейский Н. второй половины 20 в.

может ассоциироваться с рядом интеллектуальных феноменов: 1) С теоретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль Фуко, внешне отвечая позитивистским критериям (работа с многочисленными архивными документами, первичными текстами и т.п.), фундирован пафосным Н.

по отношению к пониманию фактов в позитивизме. По мысли Фуко, «если интерпретация никогда не может быть завершена, то это просто потому, что нечего интерпретировать.

Не существует никакого абсолютно первого объекта интерпретации, поскольку по сути все уже представляет собой интерпретацию, каждый знак сам по себе является не вещью, открывающейся для интерпретации, но интерпретацией других знаков».

Тексты Фуко, сопровождаемые колоссальным критическим инструментарием (цитаты, документы и т.д.), выступают по сути сказочными фантазиями-романами. 2) С пафосным интеллектуально-аксиологическим поворотом, осуществляемым постмодернизмом (см. Постмодернизм, Этика).

3) С массовыми явлениями психоневротического и патологически-деструктивного порядка (см.

«Сверх-Я», «Смерть Бога»). III) 1) Духовное явление, порожденное русским изданием византийского христианского канона и содержащее сильное переживание элемента православной аскезы: московское православие, как известно, никогда не имело собственно богословской модели оправдания культуры как таковой.

Нередко отмечалось, что у русских нет культуропоклонства, свойственного людям западной цивилизации (у Достоевского: «все мы нигилисты»; у Бердяева: русские по природе своей — апокалиптики или нигилисты). Как писал Флоренский, «идиотизм, идиот в древнем смысле этого слова — вовсе не слабоумный, а частный человек, не участвующий в исторической жизни, живущий в себе, вне связи с обществом.

Быть идиотом — это, пожалуй, наилучший удел, особенно если бы можно было идиотствовать до конца, то есть сделаться полным идиотом». 2) Радикальная форма русского просветительства — сопряженная с православным Н.

нравственная критическая рефлексия над культурой, созданной-де привилегированным слоем и для него лишь предназначенной («рафинированный» Н. Запада не был связан с Просвещением). По мысли Бердяева, Л.

Толстой — «гениальный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре.

В нем сознание вины относительно народа и покаяние достигли предельного выражения».

Поясняя неприятие русскими однозначных, рационализированных, «чистых» общественных форм, их эмоциональную устремленность к «концу истории», их отказ от логической ступенчатости исторического процесса, Шпенглер подчеркивал: Россия есть апокалиптический бунт против античности — против совершенной формы, совершенной культуры. По Г.

Флоровскому же, русский Н. суть анти-исторический утопизм. IV) В философии М.Мамардашвили, Н. — своеобразный способ пережить собственное поражение, итог «несамодостаточности человеческих состояний». В этом контексте Н.

не требует ответов на смысложизненные вопросы, требующие духовного напряжения; он есть отказ от пафосной формулы «Я могу», отказ от установки на преодоление экзистенциальных жизненных обстоятельств. Нигилист такого типа возлагает надежды на «самодействующие механизмы» человеческого бытия. Такой Н.

исключает для человека осуществление поступков в положении «лицом к лицу» с подлинной сутью дел; он ориентирован на взаимодействие с «масками-марионетками», не являющимися носителями высоких жизненных смыслов.

Как утверждает Мамардашвили, «поступок — это случившееся состояние мысли». По Мамардашвили, «если человек достигает степени самоуважения посредством упрощенных схем, то он скорее убьет того, кто покусится разрушить эти схемы, чем расстанется с ними».

А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева

Источник: http://www.psychology.su/slovar/n/nigilizm_2/

Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

Оглавление:

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И. Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858 году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову «скептицизм». 

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда И. С. Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети».

В произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом.

Сегодня нигилизм и нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие жители города. В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес поджигателей термина «нигилисты».

Что понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов.

В романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического общества, дворянской культуры, старого мира.

В своём произведении писатель освещает моральные, философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения отцов с детьми.

Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и самоопределения.

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста, герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание его окружающими.

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая философия является нежизнеспособной.

Ним сознательно были обрисованы картины нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего класса.

Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием, которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался.

Герой-нигилист, который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает присутствие романтики в самом себе.

Вся трагичность ситуации заключается в том, что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился тифом, вскрывая труп крестьянина. Перед смертью герой проявляет все свои лучшие качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество, сильный дух, жажду жизни.

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие «нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная справедливость и благополучие.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в философии, и в политике, и в повседневной жизни.

Однако на вопрос «Что такое нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция, которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву, которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма.

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом, так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны правительства.

Также причиной развития подобных гражданских позиций может послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п.

Как правило, общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще. Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши, творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога, подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за них держаться.

Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит подставлять и левую.

Также он считал, что сострадание является губительным качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

Нигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека, воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду в лицо. Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных понятиях. 

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-nigilizm-i-nigilisty-v-zhizni-i-literature-v-romane-otcy-i-deti-8328.html

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н.

(или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия.

Жизнь, таким образом, выступает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н.

воплощался в ряде разнокачественных версий: I) Универсалия неклассической европейской культуры, последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, фундированные акцентированным отрицанием (в смысле хайдеггеровской «негации») тех или иных социокультурных оснований. Как особый термин «Н.» был введен в оборот немецким философом Ф.Г

.Якоби в его послании к Фихте (1799). Слово «Н.» приобрело широкую распространенность среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих интенций Великой французской революции и во многом благодаря роману И.С.

Тургенева «Отцы и дети» (1862). Ницше, заимствовав термин «Н.» у Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей, т.е.

именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.

Читайте также:  Происхождение ритуалов - психология

Как отмечал Ницше, «… нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере…». По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: «что означает нигилизм?

То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем». Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. Н. у Ницше суть порождение трагического распада мира на бытие и смысл. Н. может быть преодолен лишь посредством имманентизации человеком идей «воли к власти» и «вечного возвращения». Таким образом, Н. у

Ницше, выступая в ипостаси не идеологии, а метафизики, преследовал цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения «нового пути к «Да». Согласно Ницше, традиционный европейский Н. шопенгауэровского типа характеризуется стремлением к жизни «в согласии с целями, установленными извне». Русский же Н.

, по Ницше, «научившись не доверять какому-то одному авторитету… стремился найти другой». По замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой «если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю», рассматриваемые как «имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться».

Осознание же того, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, результируется в отказе людей от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия. Тем не менее, нередко, с точки зрения Ницше, философы и мечтатели измысливают «в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему» в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается.

И лишь когда человек осознает то, что и этот якобы «подлинно-истинный» мир — не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний, — вот тогда, по Ницше, и начинается подлинный Н. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. По Ницше: «Сознание

отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием «цели», ни понятием «единства», ни понятием «истины» не может быть истолкован общий характер бытия…

Недостает всеобъемлющего единства во множестве совершающегося: характер бытия не «истинен», а ложен… в конце концов, нет более основания убеждать себя в бытии истинного мира…

Коротко говоря: категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымлются нами — и мир кажется обесцененным».

Обесцененным — в смысле того, что ему (миру) вообще бессмысленно приписывать какую бы то ни было ценность /как, например, приписывать массу буквам алфавита — А.Г., Т.Р./. Как же акцентированно утверждал сам Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, Н.

, по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину мира, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого — в т.ч. и морального — порядка.

Согласно Делезу («Ницше и философия»), всеобщая история являет собой переход от предыстории к постистории.

В интервале между данными полюсами процедуры культурной дрессировки были призваны превратить изначально первобытное животное в «индивида суверенного и дающего законы», в субъекта, способного осуществить кантовское «управляем именно мы».

История не достигла своей цели: возник человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется «Н.». Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, «уничтожив все, что не есть он сам», заняв «место Бога», оказался отвергнут всеми и всем.

Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь Н.) к

https://www.youtube.com/watch?v=rfrYgwqh0Yo

воле к ничто, от Н. незавершенного, болезненного и пассивного к активному Н. (Не случайно, что Хайдеггер усматривал одну из заслуг Ницше в том, что тот осмыслил Н. как принцип, логически центрирующий на себе европейскую историю.) В психоанализе Н. понимался как результат разрушения баланса между гнетущим ханжеством традиций и буйством бессознательного.

В рамках как французского (Камю, Сартр), так и немцкого (Ясперс) экзистенциализма Н. трактуется как изначальная бытийная данность. Постулирование роли Н. как значимого основания перспективных мыслительных подходов осуществили Адорно в своей «негативной диалектике» и Маркузе (стратегия «Великого Отказа»). Н.

требует многомерного и радикального самооправдания от всякой (в первую очередь, утонченной) культуры: по саркастической оценке

Мертона, нигилисты — это те, кто «не верует в Бога» и «не ходит в баню». II) В современной философии, культурологии и психологии европейский Н. второй половины 20 в.

может ассоциироваться с рядом интеллектуальных феноменов: 1) С теоретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль Фуко, внешне отвечая позитивистским критериям (работа с многочисленными архивными документами, первичными текстами и т.п.), фундирован пафосным Н.

по отношению к пониманию фактов в позитивизме. По мысли Фуко, «если интерпретация никогда не может быть завершена, то это просто потому, что нечего интерпретировать.

Не существует никакого абсолютно первого объекта интерпретации, поскольку по сути все уже представляет собой интерпретацию, каждый знак сам по себе является не вещью, открывающейся для интерпретации, но интерпретацией других знаков».

Тексты Фуко, сопровождаемые колоссальным критическим инструментарием (цитаты, документы и т.д.), выступают по сути сказочными фантазиями-романами. 2) С пафосным интеллектуально-аксиологическим поворотом, осуществляемым постмодернизмом (см. Постмодернизм, Этика).

3) С массовыми явлениями психоневротического и патологически-деструктивного порядка (см.

«Сверх-Я», «Смерть Бога»). III) 1) Духовное явление, порожденное русским изданием византийского христианского канона и содержащее сильное переживание элемента православной аскезы: московское православие, как известно, никогда не имело собственно богословской модели оправдания культуры как таковой.

Нередко отмечалось, что у русских нет культуропоклонства, свойственного людям западной цивилизации (у Достоевского: «все мы нигилисты»; у Бердяева: русские по природе своей — апокалиптики или нигилисты).

Как писал Флоренский, «идиотизм, идиот в древнем смысле этого слова — вовсе не слабоумный, а частный человек, не участвующий в исторической жизни, живущий в себе, вне связи с обществом.

Быть идиотом — это, пожалуй, наилучший удел, особенно если бы можно было идиотствовать до конца, то есть сделаться полным идиотом». 2) Радикальная форма русского просветительства — сопряженная с православным Н.

нравственная критическая рефлексия над культурой, созданной-де привилегированным слоем и для него лишь предназначенной («рафинированный» Н. Запада не был связан с Просвещением). По мысли Бердяева, Л.Толстой — «гениальный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре.

В нем сознание вины относительно народа и покаяние достигли предельного выражения».

Поясняя неприятие русскими однозначных, рационализированных, «чистых» общественных форм, их эмоциональную устремленность к «концу истории», их отказ от логической ступенчатости исторического процесса, Шпенглер подчеркивал: Россия есть апокалиптический бунт против античности — против совершенной формы, совершенной культуры. По Г.

Флоровскому же, русский Н. суть анти-исторический утопизм. IV) В философии М.Мамардашвили, Н. — своеобразный способ пережить собственное поражение, итог «несамодостаточности человеческих состояний». В этом контексте Н.

не требует ответов на смысложизненные вопросы, требующие духовного напряжения; он есть отказ от пафосной формулы «Я могу», отказ от установки на преодоление экзистенциальных жизненных обстоятельств. Нигилист такого типа возлагает надежды на «самодействующие механизмы» человеческого бытия. Такой Н.

исключает для человека осуществление поступков в положении «лицом к лицу» с подлинной сутью дел; он ориентирован на взаимодействие с «масками-марионетками», не являющимися носителями высоких жизненных смыслов.

Как утверждает Мамардашвили, «поступок — это случившееся состояние мысли». По Мамардашвили, «если человек достигает степени самоуважения посредством упрощенных схем, то он скорее убьет того, кто покусится разрушить эти схемы, чем расстанется с ними».

А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева

Новые статьи:

Старые статьи:

>

Источник: http://www.socionic.ru/index.php/n/5120-nigilizm

Нигилистичность Нигилист Нигилистичный

22.11.2015 by petr8512

Газетные заголовки, политические теории, модные идеи значили для него ровно столько же,

сколько словоизлияния инструкций, напечатанных на обертке мыла или зубной пасты.

Автор афоризма: Набоков Владимир

Отрицай все общепринятые ценности культуры и морали,

 и будешь зваться ты среди людей- отрицай.

Автор афоризма: Сиренка Е.

Нигилизм – время, когда начинаешь считать себя умнее всех.

Автор афоризма: Омуров Сабир

Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто

 были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

И.С. Тургенев Отцы и дети

        Нигилистичность как качество личности – склонность не признавать никаких авторитетов, не брать ничего на веру,  отрицать осмысленность человеческого существования, значимость общепринятых нравственных и культурных ценностей.

       Откровения нигилиста: — Я не лентяй, я — рациональный нигилист. Рационализм заключается в том, что я отказываюсь делать то, что не имеет смысла, а нигилизм — в том, что ничто не имеет смысла.

      В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» приведен следующий диалог: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое? » — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? » — «Сделай одолжение, племянничек» . — «Он — нигилист» .

— «Как? » — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. .

который ничего не признает? » — «Скажи: который ничего не уважает» , — подхватил Павел Петрович.. . — «Который ко всему относится с критической точки зрения» , заметил Аркадий. — «А это не все равно? » — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. – И что ж, это хорошо? – перебил его Павел Петрович. –Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно. – Вот как! Ну, это, я вижу, не по нашей части.

Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принципов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве».

   «В чем нигилизм состоит? – спрашивает генерал Утробин в «Благонамеренных речах» Салтыкова. – В отвержении промысла Божия и пользы, предержащими властями приносимой, в непочтении, неуважении, разрушении и неповиновении».

    С другой стороны, и левая интеллигенция отрекалась от этого выражения, считая его осмеянным и дискредитированным в образе Базарова. Это слышится в стихах Некрасова («Газетная»):

Советую почитать:  Неспособность прощать

Что ты бесишься? Что чудачишь?

В нигилисты ты что ли вступил?

– Нигилист – это глупое слово, –

Говорит, – но когда ты под ним

Разумел человека прямого,

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить, –

Так, пожалуй, зови нигилистом!

     Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы» , 1829 год). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни».

В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

    Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов» . Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми» , сделало крылатым и термин «нигилист» .

В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г.

,  — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

      Писатель Эдвард Радзинский в книге о царствовании Александра II рассказывает о том, как нигилизм вступил на российскую землю после выхода в 1862 году в свет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа Базаров — новый тип молодого человека.

Он — врач, он служит науке, которая, в отличие от искусства, полезна. Он помешан на полезности. И радостно, к ужасу «отцов», обличает «бесполезное искусство», «бесполезную великую поэзию». Он отрицает все общепринятые преждепонятия, идеалы и даже нормы поведения.

Читайте также:  Цивилизованное решение конфликта - психология

Он нигилист(от лат. nihil — ничто).

        И словечко «нигилист» тотчас подхватываютпублицисты. И за ними — его повторяет все русское общество, тотчас расколовшееся на сторонников и противников нигилиста Базарова. Слово  нигилистстановится нарицательным.

В устах ретроградов «нигилист» — уже не только бранная кличка, но обозначение революционера.И уже двор шепотом называет «нигилистом»… великого князя Константина Николаевича! Однако молодые люди с восторгом носят эту кличку.

И один из властителей дум крутых молодых людей публицист Дмитрий Писарев с гордостью называет себя «нигилистом». Он влюблен в Базарова.

Советую почитать:  Незавидность Незавидный

     Писарев — знаковая фигура того бурного времени. Он рос вундеркиндом: в четыре года читал и писал, знал иностранные языки. Но с возрастом радостно заболел маниакальной жаждой — отрицать. И как у нас бывает с мыслящими молодыми людьми, в идее дошел до конца. То есть до отрицания собственного существования — до умственного недуга.

      Писарева поместили в психиатрическую больницу. Здесь он дважды покушался на самоубийство, потом бежал. Его увезли в родовое поместье. Здоровье его восстановилось.

Склонность к самому решительному отрицанию осталась. Но то, что прежде считалось болезнью, теперь сделало Писарева знаменитым. Жажда отрицания оказалась востребованной новым временем.

Временем всеобщей критики, временем сердитых молодых людей.

     Писарев становится певцом нигилизма. Как и литературный Базаров, он воспевает «полезность». Он формулирует основную дилемму, стоящую перед человечеством: или «накормить голодных людей», или «наслаждаться чудесами искусства — и тратить на это средства».

«Общество, которое имеет в своей среде голодных и бедных и вместе с тем развивает искусства», Писарев сравнивает с голодным дикарем, украшающим себя драгоценностями.

Существовать имеет право только то, что полезно… И к восторгу молодежи он громит священное — великих Пушкина и Лермонтова, их «бесполезную поэзию». И восхваляет полезные научные книги.

     Разбирая дарвиновское «Происхождение видов», Писарев рисует свою картину мира: «Огромное большинство органических существ вступает в мир, как в громaднyю кухню, где повара ежеминутно рубят, потрошат и поджаривают друг друга.

Попавши в такое странное общество, юное существо прямо из утробы матери переходит в какой-нибудь котел и поглощается одним из поваров.

Но не успел еще повар проглотить свой обед, как он уже сам, с не дожеванным куском во рту, уже сидит в котле и обнаруживает… достоинства, свойственные хорошей котлете…»

     И молодые люди радуются, что понимают эзопов язык любимого публициста: мир, в котором они живут, неразумен и жесток — то есть его следует немедля переделать.

     России хорошо известно, во что выливается нигилизм с его желанием все переделать, «разрушить до основания».

Исторические «прививки» от нигилизма должны предохранить Россию от губительного нашествия очередных ниспровергателей и отрицателей. Лимиты на нигилизм исчерпаны еще в двадцатом столетии.

Сейчас настало время не бесплодного отрицания, а восстановления и созидания сильной, свободной страны.

Советую почитать:  Неучтивость Неучтивый

      Главный принцип нигилиста — отсутствие каких-либо принципов. Чтение литературы для него – пустое времяпрепровождение. Он пренебрежительно относится к искусству, равнодушен ко всему прекрасному.  Нигилист отрицает существование Бога и бессмертие души.

    Психолог Оксана Порошенко пишет: «По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей.

В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.

   Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм — что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться».

Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество.

Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему».

    Зачастую под маской нигилиста прячется невежда, глупец, недоучка, неудачник. С учёным видом знатока он всё отрицает. То, что мы не знаем, для нас не существует. Легче всего отрицать, то в чём полный профан.

     Гоголевскую Коробочку тоже можно считать нигилисткой.  Мир она укладывает в формулу: «Не знаю. Нет такого». Раз не знаю, значит, этого не существует, значит, можно это отрицать.

Гоголь пишет: «Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не беспокоилась ни о чем, что, кроме постели, он ничего не требует, и полюбопытствовал только знать, в какие места заехал он и далеко ли отсюда пути к помещику Собакевичу, на что старуха сказала, что и не слыхивала такого имени и что такого помещика вовсе нет. — По крайней мере знаете Манилова? — сказал Чичиков. — А кто таков Манилов? — Помещик, матушка. — Нет, не слыхивала, нет такого помещика».

      Певец и композитор Ляпис – Трубецкой даже написал песню о нигилистах:

Философ-недоучка, стрёмный мизантроп Скажи мне, кто твой дядя, дьявол или Бог Ты отрицаешь солнце, тебе милей гробы

Ты думаешь что люди — поганые грибы.

Парень, успокойся, мир не так уж плох Ты ослеп от злости, от ярости оглох Думаешь ты — воин, один из магикан

Рэмбо, ты нарвёшься на собственный капкан.

Нигилист — злобный глист!
Нигилист — злобный глист!

Источник: https://podskazki.info/nigilistichnost/

Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Нигилизм представляет собой философское движение, не признающее правил и авторитетов, установленных обществом. Человек, который разделяет такое мировоззрение и ставящий под сомнение любые общепринятые нормы — это Нигилист.

Данный термин приобретает всё большую популярность во многих направлениях: религия, культура, право, социальная сфера.

Рассмотрев нигилизм как составляющую общественной сферы, можно выяснить, почему возникло это направление и в какое время.

Важно проанализировать принципы и взгляды нигилистов и цели, которые они обычно преследуют.

Нигилист — это тот, кто считает, что жизнь не имеет цели, ценности или значения, включая его собственную.
Нигилисты не верят в существование какой-либо объективной морали, и любые правила/законы, которым они следуют, если таковые имеются, являются поверхностными или соблюдаются ими только из практических соображений.

↑Значение слова «нигилист» определяется как отрицание индивидуумом определенных вещей, таких как смысл существования личности, наличие авторитетов и поклонение религиозным идолам.Лексическое значение слова «нигилист» подразумевает определенное лицо, которое является сторонником радикально-демократического рассуждения и выражающий свое неприятие к общепринятым законам, правилам и традициям.В современном обществе смысл слова нигилист приобрел более глубокий и расширенный смысл. Но взгляды и убеждения таких людей также как прежде не изменились. Нигилисты 21 века также придерживаются мировоззрений позволяющие ставить под сомнение правила и стандарты общества, а так же отрицают любые идеалы, моральные и этические нормы и закономерные формы социального существования.Направление, внутри которого придерживаются нигилистических принципов, приобрело название нигилизм. Это движение характеризует образ мысли, и жизни подразумевающее непринятие всего. Более конкретизированное значение и его проявление в той или иной ситуации зависит от конкретных обстоятельств и временных рамок.В большинстве источников нигилистов характеризуют как отрицательных и негативных личности. По мнению большинства, эти личности постоянно в состоянии протеста и бунта, которые не довольны установленными правилами и законами социума. Сторонники нигилизма встречаются во многих сферах общества. Каждый участник движения отрицает удобное для себя направление: политику, культуру, религию. Первое упоминание нигилизма появилось в средние века Александром III. Немецкий философ Ф.Г. Якоби так же использовал термин нигилизм. Также известно, что Ницше был нигилистом. Он придерживался утверждения, основанного на отрицании Бога и несостоятельности христианства как религии.

Нигилист, если только он логичен, сомневается в существовании своего собеседника и не уверен в своём собственном существовании.
Виктор Гюго. Отверженные

Традиционный нигилизм является основой для появления более глубоких и новых видов данного направления. Участники нигилистического движения не всегда единогласны в своих рассуждения и заключениях. Еще больше споров возникает между обществом и представителями нигилизма.

Обычные представители общества не могут понять нигилистов и их убеждения.Еще сложнее понять нигилиста, который не приемлет никаких взаимодействий и не верит ни во что. Нигилистам сложно понять общество, которое идеализирует и придает смысл вещам без веской на то причины.

Они своим протестом пытаются доказать что существование мира не зависит от людей и их идеалов. Мир и вселенная функционирует отдельно от всего и не нуждается в культивировании и поклонении.

Таким образом, для нигилизма характерно мировоззрение, которое основывается на прогрессе и рациональности.

Взгляды нигилистов всегда являются четкими и лаконичными. Их утверждения подчинены конкретным принципам и утверждениям, в которые они верят.

Наиболее распространенными утверждениями нигилистов принято считать следующие:

  • Главного правителя нет или создателя, т.е. Бога не существует, так как нет разумных и понятных доказательств этого факта.
  • Мораль и нравственность в независимом виде не существует.
  • У жизни нет истины и любое объективное действие не важнее другого.

Принципы нигилистов всегда близки к реальности и их рассуждения всегда основываются только на фактах. Нигилист — это такой человек, который ко всему относится со скептической недоверчивостью и подозрением и во многом ищет нестандартное объяснение.

  1. Философский, утверждающий, что существование не несет в себе конкретной смысловой нагрузки, правды, фактора и ценности.
  2. Мереологический. Согласно этому типу, объекты и предметы, созданные из отдельных деталей не существуют.
  3. Метафизический. Тут основой является позиция, основанная на теории отрицания существования объектов в реальном времени.
  4. Эпистемологический вид нигилизма отрицает любые виды знания.
  5. Моральный вид утверждает с учетом метаэтического мнения, что нет таких понятий как моральный или аморальный.
  6. Правовой нигилизм. Тут под сомнения ставятся нормы и правила поведения, установленные органом управления. В данном мышлении в общественной среде присутствует активное и пассивное отрицание прав личности. Это препятствие нормальному развитию общества и может стать причиной возникновения противозаконных действий.

↑На территории России определение нигилизма появилось в 1829 году. Первым, кто использовал этот термин, был Надеждин Н.И. В более позднее время нигилизм указывался в произведении Берви В.В. Более широкую известность нигилизм в таком виде, в котором мы его знаем, приобрел в романе Тургенева И.С. «Отцы и дети». Известность данного произведения позволило термину нигилизм превратиться в крылатое выражение.В современном обществе нигилистом можно часто встретить в реальной жизни, а также и в литературе. Несомненно, в литературе наиболее ярко и полно термин нигилизм описал Тургенев в своем произведении. С помощью главного героя как нигилиста автор донес до читателя весь смысл этого понятия, и последствия такого поведения. Этот роман тал очень востребованным и приобрел своих поклонников. По истечению времени значение слова нигилизм стал включать в себя все больше значений. К ранее установленным принципам добавляется отрицание авторитетов и сомнение в правовых возможностях граждан.

Нигилизм есть отчаяние человека о неспособности делать дело, к какому он вовсе не призван.
Василий Васильевич Розанов. Апокалипсис нашего времени

Нигилизм как направление в основном встречается в России и других странах постсоветского пространства. В западных странах нигилизм как философское движение почти не существует и проявляется в единичных случаях. Нигилизм в России появился в начале 60-х годов 19 столетия.

Яркими представителями этого направления были Чернышевский, Писарев и Добролюбов. К более поздним представителям нигилистического движения можно отнести В.И. Ленина. Некоторые черты его поведения и взглядов позволяют отнести его к таким последователям.

Помимо представителей российского нигилизма, наиболее известным является немецкий философ Ницше. Он был ярым нигилистом во всех отношениях. Его мировоззрение и убеждение основано на обесценивание высоких ценностей и отрицании Бога.

Помимо всего этого он отрицал необходимость сострадание человека к другому и принимал наличие такого качества за слабость. По его определению идеальным является злой и эгоистичный человек, который не способен к сопереживанию и сочувствию.

Хотя нигилизм явление и не новое, но на многие вопросы, касающиеся этого термина, до сих пор нет ответов. Для каждого это понятие трактуется по-разному. Одни воспринимают такую позицию как болезнь, мешающую нормально существовать в обществе. Для других это наоборот панацея от всех заболеваний.

Нигилист отрицает семейные ценности, духовную жизнь, нравственные принципы, т.е. он не признает эти фундаментальные понятия, на которых держится и существует социум. Каждый должен осознавать, что это все эти основы важны и без них не возможно нормальное функционирование среди людей.

А вы как думаете, нигилизм — это приговор, или всё-таки возможно изменить мировоззрение человека? Нигилистами рождаются или становятся?

psymod.ru · 02 фев, 2018

О статье:

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2423-nigilist-nigilizm-kto-eto.html

Ссылка на основную публикацию