Нонконформизм и нонконформисты — психология

Нонконформизм — определение, виды, идеология

Нонконформизм и нонконформисты - психология

Под нонконформизмом понимают отрицание устоев и правил, существующих в какой-либо группе, обществе или сообществе, и предложение собственного видения проблемы или ситуации. Иными словами, человек выбирает свой путь, а не следует правилам, которые ему диктует толпа.

Примеры нонконформизма есть в разных сферах жизни – политике, культуре, искусстве, науке. По сути, нонконформистами можно назвать всех людей (видных деятелей и ученых), которые в своих открытиях опережали время, а потому были отвергнуты обществом (например, Галилео Галилей, Джордано Бруно и др.).

Популярная философская теория нонконформизма

Согласно популярной философской теории нонконформизма, различают два его вида:

  • Просто нонконформизм – это несогласие и неприятие норм и ценностей, которые доминируют в обществе;
  • Принудительный нонконформизм – давление группы принуждает индивида отклониться от целей и ожиданий сообщества.

Если рассуждать в целом, то протест и несогласие свойственны людям по определению, ведь именно они неоднократно служили толчком к развитию и прогрессу в истории человечества.

Некоторые эволюционисты признают, что именно первобытный «нонконформизм», который выражался в отрицании животных принципов, стал определяющим фактором антропогенеза.

Изгои, бунтари и авантюристы, по мнению исследователей, были инициаторами революции очеловечения.

По мере усложнения социальной организации роль таких «выскочек» становится все более неоднозначной. Любая система по мере своего совершенствования стремится подавить и даже исключить протест, причем, чем она сложнее, тем у нее больше возможностей для этого. Однако нонконформистские элементы не остаются в долгу и все чаще переходят на экстремистские, исключительно деструктивные позиции.

Эти взаимосвязанные процессы отчетливо прослеживаются в современном мире. Подавление проявляется в планомерном оттеснении «несогласных» в левую политическую нишу, а протест – их подчеркнуто антигосударственнической и даже антиобщественной направленностью.

Идеология нонконформизма

В основе нонконформизма обязательно лежит какая-либо идеология. Она может охватывать различные уровни – социальный, философский, ценностный, а иногда и религиозный. Когда проявления протеста пытаются объяснить только простейшими социальными естественными реакциями, последний аспект часто упускают из вида.

Например, угнетенные массы, которые больше не могут жить в таких условиях, восстают против системы и своих угнетателей. Действительно, это пример нонконформизма, но восстать только потому, что плохо живется, нельзя по определению.

Чтобы восстание было эффективным, необходимо иметь идеологию, определенную систему обоснований. Одного лишь нежелания жить в таком состоянии мало.

Мировоззрение, которое стоит за неповиновением и протестом, является онтологическим фактором нонконформизма.

Любые формы социального протеста – от древних восстаний рабов и дворцовых переворотов до политических революций современности – являются примером нонконформизма и попадают в его сферу.

Нонконформизм в искусстве

Самостоятельность мышления и «идея несоглашательства» проявляются не только в политическом строе общества. Эпоха 60-80-х годов XX века пропитана нонконформизмом в искусстве – своеобразным парадоксальным отражением духовной и общественной ситуации тех лет в живописи, литературе, музыке, театре и кино.

В Советском Союзе неофициальное творчество определялось как формализм, а потому преследовалось. Художники отдавали предпочтение форме, а не содержанию и при ее создании были совершенно самостоятельны и свободны.

При этом мужество было не только творческим, но и человеческим.

Скорее всего, именно поэтому нонконформизм в искусстве оказался столь популярен и интересен, ведь картина, которая создавалась под угрозой смерти, привносит внутренне напряжение, передающееся зрителю.

Неповторимое разнообразие художественных манер и стилей, которое отличает нонконформизм, появилось благодаря уникальному в истории искусства сообществу ярких и сильных индивидуальностей.

Зачастую нонконформистов называют оппозиционерами, так как они не бездумно следуют правилам, а пытаются с ними бороться.

Однако их нельзя путать с нигилистами, отрицающими все авторитеты, моральные нормы и культурные ценности и не предлагающими ничего взамен. В любом примере нонконформизма автор предлагает свое собственное видение.

Нонконформисты не отрицают принятых норм, а просто выражают несколько иное мнение по этому поводу.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7653-nonkonformizm.php

Психология свободы: Почему мы становимся конформистами?

Андрей Гасилин

философ, преподаватель культурного центра « Пунктум» 

Учитывая, что сама маргинальность — это уже локус «на границе», провести границу между маргинальностью и чем-то ещё, на мой взгляд, весьма проблематично. Я бы говорил не о границе, а о способах различения.

Первое, что приходит в голову, — критерий осознанности: нонконформист существует в русле сознательного противостояния системе, маргиналий просто вымывается на периферию социума, вопреки собственному желанию.

На мой взгляд, такой подход не всегда работает, так как нонконформистской свою позицию можно объявить уже постфактум, дабы оправдать неконтролируемое скатывание в маргиналитет, героизировать банальную личностную деградацию.

Мне кажется, в отличие от маргинала, нонконформист не просто противопоставляет себя существующему социуму — он предлагает альтернативную логику существования.

Если маргинал волею судеб оказывается на периферии, его позиция нисколько не противоречит самой системе отношений, принятой в данном обществе, он существует в рамках уже сложившейся иерархии, в режиме «на дне».

Нонконформист, в свою очередь, отрицает сложившиеся общественные отношения, чтобы противопоставить им альтернативный социальный проект, теснейшим образом связанный с его личностным проектом.

Это может быть политическая утопия (фаланстер), духовное подвижничество (раскольники), контркультурное движение (битники), но всегда имеется некоторое «ради», которое организует всю его жизнь в определённой перспективе, наделяет её смыслом.

Противопоставляя себя традиционной системе отношений, традиционной морали и/или эстетике, нонконформизм подразумевает альтернативное общество, в котором также существует определённая социальная иерархия.

Успех личного нонконформистского проекта определяется ролью и общественным положением индивида в этом альтернативном социуме. А основным критерием «успешного» нонконформистского проекта служит, на мой взгляд, признание другими членами той же социальной группы.

То есть утвердить за тобой статус нонконформиста могут только другие нонконформисты.

История философии содержит немало ярких образчиков нонконформизма, та же школа киников — типичный пример. Лично мне ближе всего нонконформизм Сёрена Кьеркегора, наиболее полно отразившийся в его концепции «рыцаря веры».

Образ «рыцаря веры» для Кьеркегора глубоко персонален, если не сказать интимен: собственно, это обозначение его собственного статуса в отношении общественных ценностей, традиционной морали, ортодоксальной церкви и — не в последнюю очередь — наукообразной философии.

«Рыцарь веры» — это индивидуальный духовный проект, глубоко иррациональный и абсурдный, с точки зрения обыденного сознания. Для многих современников Кьеркегора его нарочитое антигегельянство и нелепый аскетизм были не более чем эстетической позой или, хуже того, локальным помешательством.

Кроме того, многих копенгагенских обывателей возмутил неожиданный финал романа Кьеркегора с Региной Ольсен. Его внезапный немотивированный отказ от женитьбы, больше похожий на предательство, чем на сознательный духовный выбор, заставил многих задуматься о его нравственном облике.

В результате радикальная позиция философа обернулась негласным остракизмом со стороны датского социума. Имея сравнительно высокий общественный статус по праву рождения, он в результате оказался на обочине социума: стал типичным маргиналом.

Только последователи его философии в полной мере воздали ему должное: благородный рыцарь веры получил в качестве посмертной награды почётный статус родоначальника экзистенциализма. К слову, среди представителей этого направления было немало нонконформистов: Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю. Каждый из них так или иначе противопоставлял доминирующей культурной позиции собственный личностный и социальный проект. И каждый из этих проектов, как мы знаем, оказался успешным.

Источник: http://www.furfur.me/furfur/freedom/howitworks/218391-psihologiya-svobody

Конформизм и нонконформизм – феномен, понятия

Конформизм и нонконформизм – феномен, понятия

Человек является социальным существом. Где бы человек ни рос, он всегда идет на контакт с другими живыми существами. Конформизм в своем понятии подразумевает желание человека подчиняться чужим законам и правилам ради установления благоприятных отношений. Противоположностью является нонконформизм – феномен, возникающий в ситуации, когда человек не желает идти на поводу у других лиц.

Человек всегда будет желать быть с кем-то, принадлежать определенной группе лиц, иметь семью. Зачем это человеку? Многие скажут, что человек просто не настолько силен, чтобы противостоять всему обществу. Психологи же скажут, что человек является более разумным существом: зачем идти против общества, если можно в нем приспособиться так, чтобы общество приносило пользу человеку?

Другими словами, одним из факторов, который заставляет человека быть конформной личностью, является стремление достигать своих целей и реализовывать потребности. Вспомним такие ситуации на сайте психологической помощи psymedcare.ru:

  1. Когда люди утверждают, что без связей невозможно продвинуться по карьерной лестнице, получить хорошую должность. А для установления таких связей человеку нужно соответствовать взглядами и манерами тому обществу, в котором находятся эти полезные люди.
  2. Как мужчина может себя сексуально удовлетворить без женщины?
  3. Невозможно создание семьи без второй половинки.
  4. Дети не выживут, если их не будут растить и воспитывать родители, с которых маленькие люди берут пример и подражают им.
Читайте также:  Интерес как объективка - психология

Конформизм является просто формой приспособления человека к тому миру, который был создан людьми. Природа уже дает человеку те механизмы, которые ему нужны для выживания в дикой среде. Но человек создал общество цивилизованное, образованное, культурное, другими словами, мир состоит из придуманных правил, законов, морали и прочих норм, которых должны придерживаться все люди.

Таким образом, адаптированным к обществу человеком называется тот, который усвоил традиции, законы, правила приличия и все необходимые нормы поведения, которые приветствуются среди людей. Неадаптированным, антисоциальным человеком называется тот, кто желает противостоять, устанавливать свои законы, нарушать правила общественности. Это и называется конформизмом или нонконформизмом.

Что такое конформизм?

Простыми словами, конформизм называется приспособлением человека к установленному политическому и социальному строю, в котором он появился и живет.

Человек должен принять существующие правила, бездействовать в плане их устранения или изменения, соглашаться с настроением, убеждениями и мнением общества.

Сюда же входит отсутствие критики господствующих законов и правил, внутреннее их принятие и следование им, отказ от принятия собственных решений и наличия личной позиции, слепое подчинение и безоговорочное следование принципам государства, коллектива или семьи.

Конформизм предполагает полное принятие человеком всего, что общество от него требует и предлагает ему. Человек при этом не должен думать и рассуждать, критиковать и оценивать. Он должен только принимать, соглашаться, жить по установленным правилам и традициям, совершать те действия, которые от него ожидаются, а не которые он сам решил совершить.

перейти наверх

Общество состоит из групп людей, которые бывают малыми, средними и большими, что зависит от количества людей, входящих в них. Конформизм носит социальный характер, поскольку предполагает социализацию человека, из-за чего он будет стремиться к своему подчинению.

Социальный конформизм предполагает некритическое и бездумное следование авторитетному мнению, установленным законам и правилам, стереотипам, шаблонным убеждениям, традициям.

Человек может не принимать имеющиеся тенденции, однако должен им следовать, на поступках выражать их.

Таким образом, социальным конформизмом называется отказ от собственного мнения, его выражения, а также отсутствие несения персональной ответственности за совершенные действия, поскольку человек выполнял то, что ему говорило общество, а не то, что он решил сам сделать.

Конформизм возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Конформизм становится нужным, когда человеку трудно выполнить какое-то задание либо он просто не знает, как ее выполнить (несведущ).
  2. Степень конформизма усиливается, чем большее количество людей давит на индивида. Человеку легче противостоять отдельному индивиду, нежели группе.
  3. Конформизм нужен тем, кто обладает низкой самооценкой.
  4. Человек готов слушаться тех, кто считается более сильным, авторитетным, профессиональным.
  5. Чем более сплоченный коллектив, тем больше сила конформизма (влияния людей друг на друга).
  6. Если у человека, который обладает своим отличительным мнением и выступающим против, есть хотя бы один союзник, тогда его уровень конформизма снижается.
  7. Конформизм становится сильнее, когда человеку нужно устно изложить свою идею другим людям, нежели в письменной форме.
  8. Чем выше статус человека, чем больше его власть, дающаяся по статусу, тем менее конформным он становится.

Конформизм – это поведение приспособления к группе, когда индивид сознательно отказывается от своего мнения и позиции ради адаптации к группе. Противоположным становится поведение самостоятельное, которое направлено на противодействие натиску группы.

Выделяют 4 типа реагирования:

  1. Внешний (истинный) конформизм – когда человек на уровне поступков принимает мнение общества, но внутренне его не принимает, остается при своем мнении.
  2. Внутренний конформизм – способ приспособления, высокая степень внушаемости. Когда человек соглашается с мнением общества внутренне и начинает с этими правилами жить.
  3. Негативизм – когда человек имеет свое мнение, выражает его, различными способами противиться и аргументирует свою позицию, живет в соответствии со своими желаниями.
  4. Нонконформизм – когда человек становится самодостаточной личностью, которая живет в соответствии со своим мнением и мировоззрением, при этом не старается его навязывать, громко и ярко выражать его. Просто человек живет своей жизнью, никому не мешая и не подчиняясь.

Каждый человек является в той или иной степени конформным, что вполне естественно для удовлетворения своих желаний и потребностей. Однако отдельно выделяют «чистый конформизм» — когда человек полностью живет в соответствии с мнением общества.

Он полностью подчиняется всем правилам, законам, придерживается норм. Однако путаница возникает в ситуациях, когда одна и та же модель поведения не приемлема в отдельных кругах. Где-то нужно вести себя вежливо, а в другой группе – грубо.

Конформный человек зачастую не является гибким, чтобы быстро перестраиваться, поэтому это значительным образом влияет на его самооценку.

Конформные люди часто чувствуют себя неполноценными, особенно в тех ситуациях, где их модели поведения не срабатывают. Нередко они являются неуверенными в себе и нерешительными.

Конформистами являются все люди, отличается лишь степень их конформности. В некоторых ситуациях данное качество помогает человеку, а в других – мешает. Плюсами групповой конформности являются:

  1. Высокая сплоченность коллектива.
  2. Быстрая адаптация человека в коллективе.
  3. Простота организации общей деятельности.

Минусами групповой конформности являются:

  1. Потеря собственного мнения и способности ориентироваться в незнакомых для себя обстоятельствах.
  2. Способствование формированию тоталитарных групп, сект, массовых убийств, геноцида.
  3. Возникновение предубеждений и предрассудков в адрес меньшинства.
  4. Отсутствие творчества, новизны, развития общества.

перейти наверх

Феномен конформизма

Конформизм необходим любому человеку, который рождается хотя бы в малом кругу лиц.

В зависимости от степени авторитарности общества, группа может проявлять терпимость или, наоборот, насаждать подчинение отдельному индивиду.

Если человек сам желает стать частью определенного коллектива, тогда он вынужденно принимает ее правила, устои, принципы и правила. Если человеку не подходят законы группы, тогда он может ее сменить.

Человек составляет группу, в которую входит, чтобы воплотить с ее помощью какие-то свои цели и потребности, которые самостоятельно невозможно реализовать. Вместе с тем, у группы есть свои цели и деятельность, которая устанавливается главами или всеми членами группы и которым должны подчиняться все.

Следует отличать конформизм от конформности:

  • Конформизм – вынужденное обстоятельство, на которое соглашается человек, чтобы быть просто принятым группой или обществом.
  • Конформность – качество характера, при котором человек априори везде приспосабливается, со всем соглашается, подчиняется и следует мнению других.

Практически все люди вынуждены быть конформными к политике и обществу, в котором они живут. Противоположным явлением является нонконформизм (независимость и самодостаточность индивида). Однако побочным явлением конформизма является негативизм – когда индивид яростно сопротивляется установленным правилам и нормам, навязывает свои идеи, желает подчинить себе.

перейти наверх

Конформизм и нонконформизм

Человек живет в социуме и у него есть некоторая степень выбора. Группа непосредственно оказывает на человека давление, вынуждая его подчиняться своим рамкам и правилам.

Если человек соглашается и подчиняется, тогда он становится конформистом.

Если же у него есть свое мнение, которому он желает следовать, живет по своим правилам, которые не согласуются с общественными, тогда это называется нонкорформизмом.

Нельзя однозначно говорить о том, что какая-то модель поведения является единственно правильной. Конформность так же важна, как и нонконформность. Таким образом:

  1. Конформизм – это уступчивость и одобрение.
  2. Нонконформизм – стремление жить в соответствии со своими желаниями и мнением, отстаивание своей позиции.

перейти наверх

Итог

Конформизм является важной частью адаптации человека к социуму. Нельзя говорить о том, что данное поведение является отрицательным.

В некоторой степени человек должен быть уступчивым, податливым, подчиняемым другим лицам, чтобы с ними взаимодействовать, получать от них желаемое, пользоваться их помощью и получать уважение, одобрение.

В свою очередь другие люди тоже становятся конформными человеку.

Нонконформность проявляется в отдельных случаях, когда человек может быть независимой личностью, живущей по своим правилам. Если индивид при этом не нарушает свободу и права других лиц, тогда общество в некоторой степени приемлет его независимость, не мешает ему быть нонконформистом.

Негативное отношение у общества вызывает негативизм – яростное противодействие общественным законам и правилам. В такой ситуации человек нередко совершает деструктивные поступки, преступные действия, которые поддаются уголовному наказанию с целью ограждения людей от неадекватного поведения индивида.

Источник: http://PsyMedCare.ru/konformizm-nonkonformizm

НОНКОНФОРМИЗМ

НОНКОНФОРМИЗМот лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Читайте также:  Смысл жизни творца - психология

Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике «да» или в логике «нет». Таким образом, термин «нонконформизм», будучи, по сути дела, синонимом термина «негативизм», в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия «конформизм», а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках классической экспериментальной формулы С. Аша в среднем около 8% испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество. Скорее имеет смысл считать, что и примерно треть испытуемых, демонстрирующих конформные реакции, и практически каждый десятый из обследуемых, демонстрирующих реакцию нонконформную, не обладают стабильно закрепленной способностью к отстаиванию собственно личностной позиции в условиях экспериментально задаваемого группового давления, а значит, скорее всего, не интегрированы в референтные для них группы высокого социально-психологического уровня развития.

То, что нонконформизм является не противоположностью конформизма, а скорее его оборотной стороной, так сказать, изнанкой, получило частичное подтверждение в модифицированном варианте эксперимента С. Милгама, направленного на изучение конформизма, и достаточно подробно описанно в статье «Конформизм» в настоящей «Азбуке». Общая экспериментальная ситуация и «легенда» оставались прежними. Однако подсадные испытуемые, когда начинались протесты «жертвы», не предлагали увеличивать силу тока, а, напротив, один за другим отказывались от дальнейшего участия в данной процедуре. Как и следовало ожидать, большинство наивных испытуемых последовало примеру коллег. Однако 10% испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора (повышали напряжение), несмотря на оппозицию двух других участников. При этом, как считает С. Милграм, «тот факт, что послушные испытуемые не последовали примеру восставшей группы не означает, что они не чувствовали давления, оказываемого поступком товарищей. Один из послушных испытуемых сказал: “Я чувствовал, что выгляжу настоящим чудовищем в глазах этих ребят, продолжая хладнокровно наказывать ученика током. Их реакция была совершенно естественной и, первое, о чем я подумал, так это о том, чтобы последовать их примеру. Но я не сделал этого, и вот почему. Если они вышли из эксперимента — это нормально, но если я сделаю то же самое, на сколько же месяцев растянется эксперимент?”

Итак, этот испытуемый ощущал давление группы, но счел, что факт отступничества товарищей накладывает на него особые обязательства перед экспериментатором, что он должен помочь ему довести эксперимент до конца.

Другой послушный испытуемый, когда его спросили, почему он нервничал во время эксперимента, ответил: “Наверное, это их поступок так повлиял на меня.

Когда они отказались продолжать эксперимент, я чуть было не присоединился к ним, но потом мне показалось, что это было бы как-то нелепо: зачем, спрашивается, мне следовать стадному инстинкту? Разумеется, это их право — выйти из эксперимента. Но мне кажется, что они просто не владели собой”.

И, наконец, еще один послушный испытуемый высказал откровенно критическое отношение к поступку подставных испытуемых: “Я считаю, что они поступили неправильно. Раз уж они согласились участвовать в эксперименте, то должны были идти до конца”»1.

Таким образом, двое из трех проинтервьюированных С. Милграмом испытуемых прямо указывают на групповое давление как основную причину своего нонкомформного поведения. Присутствует данный мотив и в первом интервью, хотя в несколько завуалированной форме.

Еще более отчетливо природа нонконформизма проявилась в ряде экспериментов, поставленных С. Снайдером и Г. Фромкиным. В одном из них на первом этапе группе студентов было предложено оценить, насколько 10 их наиболее значимых установок, совпадают с аналогичными установками других студентов.

Затем все испытуемые приняли участие в собственно экспериментальном исследовании конформизма. В результате была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее проявлялась у них тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Д.

Майерс сидетельствует, что «в другом эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию…»1, т. е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы.

Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности — испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу «от противного», но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

В данной связи становится понятным, почему в ряде случаев воздействие, построенное по принципу социального доказательства, эксплуатирующего конформность (например, в рамках рекламной или избирательной компании), зачастую приводит к результатам прямо противоположным ожиданиям его инициаторов.

Особенно наглядно проявляется взаимосвязь конформизма и нонконформизма как различных форм проявления одной и той же личностной и социально-психологической реальности на примерах закрытых групп сектантского типа. Для членов таких групп характерна тотальная зависимость от группового давления.

При этом внутри данных образований она выражается в крайней конформности, а в других группах членства (семья, школьный класс, производственный коллектив и т. п.), напротив, носит характер радикального нонконформизма. Причем эта взаимосвязь обыкновенно носит характер прямой линейной зависимости.

Психолого-педагогическая практика показывает, что наиболее непримиримую, а часто откровенно вызывающую позицию в классе практически по любому вопросу занимают, как правило, низкостатусные члены неформальных подростковых группировок, внутри которых они, по сути дела, лишены «права голоса».

При этом поведение высокостатусных участников таких группировок гораздо более вариативно.

Природа «связанности» таких внешне непохожих социально-психологических явлений, как конформизм и нонконформизм, становится более понятной, если рассматривать данную «связку», например, с позиций психосоциального подхода Э.

Эриксона, согласно которому, деструктивное разрешение базисного кризиса второй стадии эпигенетического цикла приводит к формированию у индивида болезненного самоосознавания* как антитезы свободной воли и уверенности в себе.

Такое самоосознавание направлено на фиксацию «противоречия между самооценкой, образом “я” автономной личности и образом “самого себя” в глазах окружающих»2.

В этих условиях конформизм позволяет снизить внутренний дискомфорт, вызванный генерализированными чувствами стыда и сомнения, поскольку «размывает» их за счет проективной идентификации с группой.

С другой стороны, как отмечал Э. Эриксон, «тотальное разрушение самооценки.., резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других»3.

Это касается не только мнения окружающих (не обязательно критического) о личности таких индивидуумов, но любого их мнения по любому вопросу, что и порождает нонконформизм.

Таким образом, связка «конформизм» — «нонконформизм» представляет собой ничто иное, как примитивную форму защиты, позволяющую «сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда»1 индивидам со спутанной идентичностью.

При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. Аш, Р. Кратчфилд, Д. Майерс и другие, все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму.

Это становится понятным, если принять во внимание, что, хотя, например, Д. Майерс и определяет конформизм как «…изменение поведения или убеждений в результате давления группы…

»2, реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте — в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д.

Читайте также:  Общество - психология

Майерс относит, так называемое, реактивное сопротивление: «Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то мало вас интересующего.

Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что “следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания”. Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись»3.

Совершенно очевидно, что во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о «давлении группы». Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нонконформизм опять-таки выступают в единой «связке» как параллельные, по сути дела, формы подчинения внешнему воздействию.

Еще одна причина видимых разночтений связана с тем, что в зарубежной социальной психологии практически не рассматривается такая характеристика автономной личности, как самоопределение.

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что указанное противоречие между изложенным в настоящей статье взглядом на психологическую сущность и природу нонконформизма и видением данной проблематики вышеперечисленными авторами, носит не столько содержательный и методологический, сколько терминологический характер.

При этом практическому социальному психологу, работающему с любой группой, важно отдавать себе ясный отчет в том, что конформизм и нонконформизм представляют собой «две стороны одной медали», поскольку внешне «удобные», тихие конформисты оказывают столь же негативное воздействие на групповые процессы, сколь и неуживчивые, конфликтные нонконформисты.

Практический социальный психолог, планируя тренинговую работу с группой и используя в качестве стимулирующего креативность и творческость материала проблемные ситуации, должен располагать исчерпывающей информацией о склонностях конкретных членов общности к конформным и нонконформным реакциям, а также и о личностных особенностях тех, кто способен осуществлять акты подлинного личностного самоопределения в группе.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/nonkonformizm.html

Нонконформизм: индивидуальность и общество

Нонконформизм: индивидуальность и общество

Что такое нонконформизм? Не редко Вы слышали это понятие, но не задумывались, что оно означает.

Нонконформизм – это отрицание правил и устоев, которые испокон веков есть в той или иной группе, сообществе, обществе и предложение своего собственного видения.

Простыми словами, это когда человек не идёт за тем, что диктует ему толпа, не следует её правилам, а выбирает сам свой путь.

Нонконформистов называют в народе ещё «белыми воронами», т.е. те, кто отличается  от других. Они не идут за толпой, у них есть свои жизненные принципы, которые они соблюдают, свои взгляды на жизнь. Нонконформизм схож с понятием индивидуальность, можно сказать, что это синоним этого понятия.

Однако, часто таких людей не любят, и предпочитают индивидуальности серую массу. Почему так? Всё просто. Мы привыкли к тому, что близко для нас. Мы просто не понимаем нонконформистов с их мировоззрением и непохожестью на других, они отрицают, что близко нам, у них другие идеалы и ценности.

Нонконформисты, своей индивидуальностью и не похожестью на других, часто страдают из-за большинства. «Ты не такой как все», «Будь проще», «Ты что, самый умный?», часто слышат они в свой адрес. Нет, они не самые умные, просто они не такие как все. Их ум критичен, а поведение не шаблонно.

И вместо того, чтобы выбрать то, что скажет большинство, нонконформисты выберут для себя другой путь. Они могут показаться смешными, глупыми, могут даже разозлить кого-то, но никогда мы не сможем обвинить их в том, что они как все.

Нонконформисты отказываются от большинства правил принятых в обществе, и в каком-то смысле – это их сила, но с другой стороны и слабость, ведь люди не любят тех, кто не похож на них.

Мы часто слышали выражение «один в поле не воин», нонконформисты считают, что это не так. Вместо того, что бы решить какую-то проблему, как решило бы большинство, нонконформисты решают её по-своему. В этом их сила, быть не такими как все, не следовать толпе, а быть индивидуальностью.

Очень часто нонконформистов так же называют оппозиционерами. Они не согласны с тем, что происходит в обществе, они не следуют правилам бездумно, а пытаются бороться с ними. Однако не надо путать нонконформистов с нигилистами, которые отрицают все значимые человеческие и культурные ценности, авторитеты, веру, моральные нормы.

Но при этом нигилисты не предлагают взамен другие какие-то нормы, принципы и правила. Нонконформисты же напротив, тому, что уже есть, будь то ценности, авторитеты, нормы, правила, противопоставляют другие, свои собственные видения этих самых правил.

Нонконформисты не отрицают того, что есть в обществе, они просто с этим не согласны, у них другое мнение по этому поводу.

Нонконформизм нельзя назвать плохим качеством человека. Ведь если бы не было этого, мы были бы, как стадо овец, которые идут за пастухом.

А благодаря нонконформизму, нежеланию примеряться с тем, что есть, предлагая взамен другое, и рождаются личности, которые борются с устоями этого общества и говорят «пора что-то менять».

Многие знаменитые люди, учёные, поэты, полководцы, не желали мириться тем, что есть, по сути, были нонконформистами, и именно благодаря им мы живём в современном мире, а не в первобытном строе.

Нонконформистом быть не плохо, но их часто не понимают. Люди привыкли к тому, что есть, и не хотят менять ничего, потому что им так комфортно. Общество боится изменений, это всегда было, и всегда будет. Поэтому тяжело бороться с толпой нонконформистам. Но они борются и их по праву можно назвать Личностями с большой буквы.

Источник: http://your-happy-life.com/nonkonformizm-individualnost-i-obshhestvo/

Нонконформизм и негативизм

Нонконформизм проявляется в стремлении субъекта противостоять групповому давлению, в стремлении к самостоятельности и независимости в суждениях и поступках.

Говоря о нонконформизме, следует отграничить данную позицию от близкой ей, но не тождественной, а именно˸ от негативизма.

В чем заключается сущность негативизма? Негативизм представляет собой неосознанное отвержение норм и ценностей группы по принципу ʼʼГлавное – делать не так, как всеʼʼ [2].

Негативист отрицает стандарты группы, противопоставляет свое мнение мнению большинства, независимо от того, право это большинство или нет. Может на первый взгляд показаться, что человек, реализующий эту позицию в группе, совершенно не подвержен нормативному влиянию большинства. Однако это не так.

Как показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Негативизм, по мнению Г. М. Андреевой, можно с полным правом назвать “конформностью наизнанку”˸ реализуя всякий раз антигрупповое поведение, противопоставляя своё мнение мнению группы, субъект невольно обнаруживает свою зависимость от группы [1].

Он привязан к групповому мнению и групповым нормам, они присутствуют в ᴇᴦο сознании как точка отсчета, отталкиваясь от которой, он выстраивает свое поведение.

По мнению отечественных психологов, негативизм является оптимальной позицией на этапе первичного отделения субъекта от своего социального окружения.

Например, в три года это средство осознания и развития своей индивидуальности. Но если негативизм становитсяосновной жизненной стратегией человека, то это ведет к негативным для личности последствиям.

Негативист сам обрекает себя на конфликтные отношения или даже социальную изоляцию в группе.

Теперь охарактеризуем позицию нонконформиста. Нонконформизм, в отличие от негативизма, предполагает осознанное сопротивление групповому давлению, выражается в стремлении к самостоятельности и независимости в суждениях и поступках.

Нонконформист демонстрирует мнение или поведение, опирающееся на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства.

Нонконформизм базируется на выраженной у субъекта потребности сохранить свою уникальность в условиях пребывания в группе и осуществлять личный контроль своих собственных действий. Позиция нонконформизма уводит человека, по определению М.

Битяновой, в “сознательное меньшинство”, под огонь санкций и нормативного давления [2]. Нонконформисты нередко становятся инициаторами конфликтов в группе, что делает и их положение в группе не вполне благополучным, и нарушает гармонию внутригруппового взаимодействия.

  • — Нонконформизм и негативизм.

    Нонконформизм проявляется в стремлении субъекта противостоять групповому давлению, в стремлении к самостоятельности и независимости в суждениях и поступках. Говоря о нонконформизме, следует отграничить данную позицию от близкой ей, но не тождественной, а именно: от… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/200590_nonkonformizm_i_negativizm

    Ссылка на основную публикацию