Нужна ли вам личностная легенда? — психология

Нужна ли вам личностная легенда? — Психологос

Нужна ли вам личностная легенда? - психология

Кто вы есть и что вы из себя представляете, задается не только тем, какова ваша история, но и тем, кем вы себя видите и как вы себя подаете. Человек себя строит, и личностная легенда, та или иная сказка о себе строит нас так же, как строят нас любые внушения.

Легенда может быть ориентирована на вас, может — на окружающих. Наверное, в первую очередь стоит позаботиться о собственной легенде для себя — такой легенде, которая создавала бы лучшую базу для вашего же развития. Иногда это называют верования, иногда образ Я или личностная идентичность (у психоаналитиков — Эго-идентичность), как бы то ни было — задуматься об этом стоит.

Одна из участниц Дистанции, с душой работая над упражнениями, в направлении «Статус и влияние» постоянно тормозила, как будто что-то ее сдерживало. И в один удивительный день она пришла, как будто преображенная: плавные жесты и движения, королевская осанка, мягкие, но властные интонации…

Что произошло? Что она с собой сделала? Она рассказала об этом так: «Все свое детство я провела, бегая с мальчишками по дворам и по помойкам, и мы всегда смотрели на взрослых и красиво одетых людей как на что-то чужое, помоечные собаки были нам ближе.

Даже когда я подросла и сменила компанию, в глубине души я все равно чувствовала себя какой-то шавкой, не верила, что я красивая и статусная женщина — откуда? Я решила это изменить, я закрыла глаза и стала вспоминать свое другое детство. Сочинять себе новое детство.

Я поняла, что я — графиня Суздальская, и стала конструировать себе этот образ, эту легенду. И скоро я уже как наяву видела нашу большую и красивую усадьбу с большими лугами и парком, широкой лестницей, по которой я сбегала в легком белом платье навстречу папеньке и маменьке.

Я вспомнила красивую залу с большими картинами и прозрачными занавесками, где я любила играть на фортепьяно, я вспомнила наши обеды за большим столом со свечами и огромное зеркало, перед которым я любовалась собой, когда собиралась на первый бал…

Никогда не поздно пережить свое счастливое детство…

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Легенды активно используются социально ориентированными людьми для создания себе желательного образа. Александр Македонский совсем не возражал, когда египетские жрецы провозгласили его сыном бога Ра, сегодня команды политтехнологов стандартным образом создают образ каждого очередного политического деятеля. Вас это может восхищать, вас это может возмущать, но это — реальность жизни: легенды создаются, легенды используются, легенды работают. Впереди яркого лидера всегда идет легенда о нем, и еще до явления его народ шепчется, и у дам замирает сердце: сейчас явится Он! Тот самый, который!…

Скандальная легенда, к сожалению, вызывает такое же замирание сердца, как и легенда героическая.

Если же легенды о вас до сих пор почему-то еще нет, а вы, например, актер, бизнес-тренер, политический деятель или другой типаж, имеющий отношение к шоу-бизнесу, то обратитесь к специалистам, они вам легенду сконструируют и в массы запустят. Истории о вас будут организованы, свои рассказы вы выучите, легенда взмахнет крылами и скоро вы будете верить в нее так же, как и целевая аудитория.

А какое это имеет отношение к вам, если вы пока человека маленький? Какая такая легенда? Для начала — маленькая. Скорее всего, в вашей жизни были истории, которым другие могут позавидовать. Вспомните их — и рассказывайте их (научитесь красиво рассказывать их) собеседникам, которые вам интересны.

Вы жили в горах? (ну, с родителями, и в горах невысоких, и недолго — но жили?) Прыгали с парашютом? Путешествовали по Европе автостопом? Летали на дельтаплане? Были близко знакомы с самим … ? А один бодрый молодой человек, меняя паспорт, сразу заменил себе и имя, и фамилию, и из самого обыкновенного за совсем недорого превратился в запоминающегося свободного иностранца.

Да здравствует личностная легенда, которая помогает нам двигаться вперед и открывает новые возможности развития!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nuzhna-li-vam-lichnostnaya-legenda-vop-zn-

Мифы психологии успеха ≪ Scisne?

Различные психологические руководства в стиле «Думай и богатей», «Ваш путь к успеху» и т.д. пользуются большой популярностью, но приносят гораздо меньше пользы, чем обещают. Рассмотрим несколько мифов поп-психологии, которые многими некритично принимаются на веру.

Деловитые американцы тратят свыше миллиарды долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле «Думай и богатей», «Ваш путь к успеху», «Приемы эффективного лидерства», и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практической пользы, чем обещает.

Сегодня, когда подобные руководства завоевывают все больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие «мотивационные» книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют.

Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха.

Рассмотрим несколько мифов современной поп-психологии (на самом деле их гораздо больше), которые многими некритично принимаются на веру.

Миф 1. Чтобы добиться успеха в достижении цели, ее надо визуализировать, то есть как можно более ярко вообразить зрительно.

Визуализация — создание в воображении образов желаемой действительности — одна из самых модных тем в поп-психологии последних лет. Об этом явлении написано множество книг, некоторые из них уже поспешно переведены на русский язык и восторженно пересказываются местными трансляторами заморского опыта.

Вот, например, что обещает аннотация к книге Паулины Уиллс «Визуализация для начинающих»: «Визуализация — великая творческая сила разума, построение образа «в оке ума» с последующей реализацией его в ментальной субстанции. Длительность существования такого образа зависит от интенсивности и длительности мышления его творца.

Усиленные тренировки позволяют претворять идеи ментального мира в реальность мира физического. Эта книга научит вас работать с визуализацией.

С помощью простых упражнений вы сможете развить творческие способности, преодолеть недуги, приобрести новых друзей, воссоздать свою жизнь в соответствии со своими позитивными фантазиями и желаниями».

Действительность

Первые данные об эффективности визуализации предвосхищаемого результата были получены в области психологии спорта и в дальнейшем поспешно распространены на достижения в любых областях.

При этом упускается из виду, что в случае спортивных состязаний речь идет об атлетах, которые всем ходом длительных тренировок добились абсолютного автоматизма в выполнении всей последовательности движений, необходимых для достижения результата; решающее значение для них приобретает интенсивность либо точность этих движений.

В этих случаях зрительное предвосхищение достижения цели действительно приводит порой к улучшению спортивных результатов. Во всех прочих областях — особенно это касается планирования карьеры, построения общей стратегии жизненного пути — визуализация не только не приносит желаемого результата, но может привести и к противоположному.

Профессор Калифорнийского университете Шейли Тейлор предостерегает: «Во-первых, визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения. Во-вторых, она преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда вы еще ничего реально не достигли. А это отвлекает ваши силы от цели».

Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снижает прилагаемые вами усилия, а то и вовсе заставляет от них отказаться. В своем эксперименте Тейлор провела упражнения по визуализации с двумя группами студентов незадолго до экзаменационной сессии.

Одной группе предлагалось образно представить достигнутый успех — получение высшего балла. Другой было предложено вообразить себя за чтением учебников, ведением конспектов и прочими учебными занятиями.

В ходе реального экзамена, состоявшегося через пару дней, вторая группа получила более высокие оценки, причем уровень стресса у этих студентов оказался заметно ниже, чем у тех, кто заранее радовал себя предвосхищением успеха.

К тому же очевидно: когда речь идет не о забрасывании мяча в баскетбольную корзину, а о каких-то более сложных жизненных задачах, детальное предвосхищение результата — это всегда иллюзия. Ничто в жизни не происходит в точности так, как мы это предвкушаем.

Поэтому, даже добившись своего, человек все равно рискует остаться неудовлетворенным — что-то наверняка произойдет не совсем так, как мечталось. Профессор Тейлор советует: цель необходимо перед собой иметь, но любоваться на нее, пока она не достигнута, — явно преждевременно. Сосредоточиться следует в первую очередь на средствах ее достижения. Успех обеспечивает не мечтание, а планирование. Тем более что план — это и есть мечта, детально и скрупулезно приближенная к действительности.

Миф 2. Сдерживать свои чувства — неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, чреватому срывом. Поэтому любые чувства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев недопустимо по моральным соображениям, их надо излить на неодушевленный объект — например, поколотить подушку.

Лет двадцать назад широкую известность приобрел экзотический опыт японских менеджеров. В рабочих раздевалках некоторых промышленных предприятий были установлены резиновые куклы начальства наподобие боксерских груш, которые работникам позволялось избивать бамбуковыми палками — якобы для разрядки эмоционального напряжения и выхода накопившейся неприязни к боссам.

С той поры прошло много времени, но о психологической эффективности этого новшества ничего не сообщалось. Похоже, оно так и осталось курьезным эпизодом без серьезных последствий. Тем не менее на него и сегодня ссылаются многочисленные руководства по эмоциональной саморегуляции, призывающие читателей не столько «держать себя в руках», сколько, наоборот, не сдерживать своих эмоций.

Действительность

По мнению Брэда Бушмэна, профессора Университета штат Айова, вымещение гнева на неодушевленном объекте приводит не к смягчению стресса, а как раз наоборот. В своем эксперименте Бушмэн намеренно дразнил своих студентов оскорбительными замечаниями по ходу выполнения ими учебного задания.

Некоторым из них потом было предложено выместить гнев на боксерской груше. Оказалось, что «успокоительная» процедура вовсе не привела студентов в душевное равновесие — по данным психофизиологического обследования, они оказались гораздо более раздражены и агрессивно настроены, чем те, кто «разрядки» не получил.

Профессор заключает: «Любой разумный человек, выплескивая таким образом свой гнев, отдает себе отчет, что настоящий источник раздражения остался неуязвим, а это раздражает еще сильнее. К тому же, если человек ожидает от процедуры успокоения, а оно не наступает, это только усиливает досаду».

А психолог Джордж Бонанно из Колумбийского университета решил сопоставить уровень стресса студентов с их способностью контролировать свои эмоции.

Он измерил уровень стресса у студентов-первокурсников и попросил их пройти эксперимент, в ходе которого они должны были демонстрировать разный уровень выраженности эмоций — преувеличенный, преуменьшенный и нормальный. Полтора года спустя Бонанно снова собрал испытуемых и измерил их уровень стресса.

Оказалось, что студенты, испытывавшие наименьший стресс, были теми самыми студентами, которые в ходе эксперимента успешно усиливали и подавляли эмоции по команде. Кроме того, как выяснил ученый, эти студенты были более приспособлены к настройке на состояние собеседника.

Любая физическая нагрузка способствует разрядке эмоционального напряжения, но только если она не связана с агрессивными действиями, даже игровыми. В состоянии психологического стресса полезно переключение на атлетические упражнения, бег, ходьбу и т.п.

Помимо этого полезно отвлечься от источника стресса и сосредоточиться на чем-то, с ним не связанном, — послушать музыку, почитать книгу и т.п. К тому же нет ничего дурного в том, чтобы сдерживать свои эмоции. Напротив, умение держать себя в руках и выражать свои чувства сообразно ситуации и следует в себе сознательно культивировать. Результатом этого является как душевное равновесие, так и полноценное общение — более успешное, чем при спонтанном изъявлении любых чувств.

Миф 3. Если вы пребываете в дурном расположении духа, то почувствуете себя лучше, переключив свои мысли на что-то приятное.

«Захлопните двери своего сознания перед огорчениями, — пишет один из идеологов жизненного успеха Наполеон Хилл. — Используйте свой разум для целенаправленного оптимистического мышления. Не позволяйте людям и обстоятельствам навязывать вам неприятные переживания».

Читайте также:  Методы работы лидера - психология

Действительность

Результаты психологических исследований свидетельствуют: когда мы находимся в подавленном настроении — то есть именно тогда, когда мы нуждаемся в смене настроения, — наш разум оказывается совершенно не способен намеренно ее осуществить.

Когда мы озабочены своими проблемами, это означает, что они овладели нами всецело — настолько, что нам недостает душевных сил подавить негативные переживания. И пытаясь обмануть себя, вызывая какие-то новые чувства, мы лишь усиливаем те, которые нами уже владеют.

«Когда вы находитесь под влиянием стресса, — считает профессор Университета штата Вирджиния Даниэль Вегнер, — привести себя в хорошее настроение приятными мыслями не просто трудно — это, как правило, приводит к обратному эффекту».

В своих экспериментах Вегнер предлагала испытуемым произвольно привести себя в хорошее настроение, что им в основном довольно легко удавалось. Когда же от них требовалось одновременно решать мыслительные задачи, большинство отметили ухудшение настроения.

Человеческий мозг просто не в состоянии совмещать решение таких разных задач! «Эмоциональную подавленность легче преодолеть, — советует профессор Вегнер, — если обратиться к другим за помощью и поддержкой. Поделитесь своими заботами с другом или родственником, священником или психологом — любым, кто может помочь вам переключиться на другие мысли».

Полезно просто отправиться туда, где люди получают удовольствие, — на концерт, в парк, в гости. И наконец, если вы заранее предвидите ситуацию, которая вызовет у вас огорчение, постарайтесь так же заранее вызвать в сознании мысли о приятном — радостных событиях прошлого или мечтах о будущем. Предвидимому огорчению будет непросто вытеснить достигнутое таким образом хорошее настроение.

Миф 4. Обращаясь к самим себе с ободрением и поощрением, хваля самих себя, мы можем повысить свою самооценку.

Во многих популярных руководствах по самопомощи содержатся похожие советы: не уставать поощрять себя похвалами, более того — наполнить свой дом, автомобиль, рабочее место мини-плакатиками с одобрительными лозунгами «Молодец!», «Умница!» и т.п. Когда взгляд постоянно останавливается на таких стимулах, это якобы повышает настроение и усиливает мотивацию.

Действительность

Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас обнаружил такую закономерность: самоодобрение действительно способно несколько повысить самооценку, но лишь у тех, у кого она и без того достаточно высока. К тому же польза от этого весьма сомнительна (см. миф 5).

Люди с невысокой самооценкой разные псевдопозитивные лозунги, обращенные к самим себе, не воспринимают всерьез, поскольку в принципе не привыкли доверять собственным позитивным суждениям. Хуже того — в незаслуженной, с их точки зрения, похвале им слышится издевательский оттенок, а это вовсе не повышает настроение, скорей наоборот.

Самооценка человека складывается не в одночасье, а в ходе всей его жизни, и наивно пытаться ее быстро перестроить, развесив по дому ободряющие стикеры. Тем более что самостоятельно это сделать вообще крайне трудно. Тут необходима поддержка других людей.

Профессор Сванн советует: дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпатичны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. Их одобрение намного важнее любых самокомплиментов. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку.

Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве случаев в нашей власти выбрать, с кем нам иметь дело и к чьим суждениям прислушиваться.

Миф 5. Невысокая самооценка — серьезное препятствие на пути к жизненному успеху. Поэтому ее необходимо всячески повышать — как средствами самоубеждения, так и с помощью всевозможных тренинговых процедур.

В виртуальном книжном магазине фирмы Barnes And Noble покупателям предлагается свыше 3000 различных поп-психологических руководств, в названии которых встречается слово «самооценка».

Все они без исключения опираются на представление о том, что неудачники — это люди, которые сами себя невысоко ценят.

Соответственно предлагаются всевозможные приемы (кстати, не слишком разнообразные, в принципе сводимые к нескольким банальным установкам), с помощью которых самооценка якобы может и должна быть повышена.

Действительность

Источник: https://scisne.net/a-2021

Легенды о себе: роли и субличности. Статья. Коммуникативные навыки. Самопознание.ру

Легенды о себе: роли и субличности. Статья. Коммуникативные навыки. Самопознание.ру

«…В поиске ответа на этот вопрос: «Кто я есть?»,

мы обнаруживаем различные аспекты себя, которые часто так причудливы и не похожи друг на друга,

как будто принадлежат разным людям…».

Ирвин Польстер «Обитаемый человек».

Каждый человек многолик по своей сути. И, подобно Божеству со многими ликами, каждый человек непрерывно является действующим лицом множества легенд…

Легенды создаются при помощи ролей и субличностей. Ещё недавно эти понятия были знакомы лишь профессиональным психологам, сегодня они известны практически каждому.

Но вот многие ли из Вас задумывались о том, как можно использовать эти понятия в повседневной жизни?

Если Вы зададите себе вопрос: «Кто Я?», — то, скорее всего, получите самые разные ответы.

Женщины могут сказать о себе, что они являются дочерями, возлюбленными, жёнами, матерями, подругами.

Мужчины могут сказать о себе, что они — сыновья, мужья, любовники, отцы, дедушки.

И каждый человек может сказать о себе что-то, связанное с профессией — на работе мы привычно вживаемся в роли начальников и подчинённых, бухгалтеров, маркетологов, медсестёр, учителей, хирургов, адвокатов и т.д.

А ещё у нас есть увлечения, позволяющие выразить своё творческое вдохновение. И тогда мы становимся художниками, танцорами, поэтами…

Каждая роль — это некоторая модель поведения, ей присущи свои слова, действия, а также реакции на слова и действия других людей.

Роли похожи на костюмы, которые мы меняем иногда несколько раз за день.

И роли создают легенды: о нас — для других людей, и для нас — о себе.

Они позволяют нам быть эффективными в самых разных областях и помогают достигать целей или преодолевать свои ограничения.

Каждая роль одновременно помогает и ограничивает. И иногда мы так сживаемся с какой-то одной ролью, что перестаём замечать, где роль, а где — истинное Я.

  • Я не из тех, кто (носит смокинг, гуляет по вечерам с собакой, летает бизнес-кофе…)..
  • Я слишком (стар, чтобы учиться танцам, медлителен, чтобы получить эту работу, интроверт, чтобы руководить людьми)…
  • Я как (врач, учитель, отец) не могу себе позволить…

Знакомые фразы, не правда ли?

Это — ограничения, которые может приносить с собой роль. А вместе с такими ограничениями — сожаления о невыполненных мечтах, разочарования, несбывшиеся надежды, гнев, печаль о том, что жизнь не такая, как мечталось в юности…

Человек настолько вживается в свою роль, что забывает, кто же он на самом деле. И тогда роль начинает ограничивать его в мечтах и поступках, в его уверенности в себе, в достижении желаемого. Так создаётся «чёрная легенда».

Такая чёрная легенда заключает человека в тюрьму внутренних ограничений, когда «не могу» и «не для меня» начинают определять качество жизни.

Но всё может быть и по-другому.

Каждый человек больше своей легенды. Больше всех своих легенд. И это значит, что он может написать любой сценарий жизни. Какой захочет. Какой просит его Душа.

Каждый человек может создать сияющую легенду, легенду любви и счастья. И тогда эта легенда исцелит жизнь, запустит внутреннюю трансформацию и приведёт к созданию нового сценария жизни, в которых стены ложной тюрьмы рухнут.

Человек обычно способен гибко переключаться между 15–20 ролями. И пока он осознаёт, что роли — всего лишь костюмы, они помогают ему. Ведь каждой ситуации соответствует свой «костюм». И тогда «включаются» возможности, которые несёт в себе роль…

Я знаю много ситуаций, когда люди застенчивые становились успешными в публичных выступлениях — потому что осваивали легенду успешного оратора. И из роли успешного оратора им удавалось то, чего они не могли сделать из своей привычной модели поведения.

Теперь поговорим о субличностях. Это понятие включает в себя совокупность личностных особенностей, которые проявляет человек в тех или иных ситуациях. Это, прежде всего, эмоциональные реакции, мысленные установки, которые обуславливают поведение.

Можно сказать, что субличности определяют роли и являются в какой-то степени основой для них. В каждой ситуации субличность может «включить» самые необходимые качества и способности, те самые, которые приводят к успеху.

Например, жёсткий в общении управленец смог наладить отношения со своей командой и стать для них лидером, когда позволил больше проявляться другому своему Я — «Я, которое любит пить капуччино по утрам и слушать Моцарта».

В практической психологии важную роль играет знакомство человека со своими «Я», потому что это позволяет интегрировать внутренний мир, создать порядок из хаоса сначала внутри себя, а потом и в жизни. Чем больше внутренних качеств и способностей мы выводим из области тени на арену жизни, тем в большей степени мы можем воспользоваться ими в реальности.

Согласитесь, трудно наслаждаться рисованием пейзажей, если вы никогда этого не делали и даже не представляете, какие качества в Вас это открывает. И также трудно в сжатые сроки подготовить сложную презентацию, если вы не знаете о своём «Творческом Я, способном к высокой концентрации».

«Некоторые из представленных «я», например, «великодушное я», «работящее я» или «образцовое я», могут формировать целостное ядро личности пациента.

Другие — «алчное я», «безответственное я», «губительное я» — могут быть подавлены, молчаливы, отвергнуты и не признаны. Однако все они важны.

Восстановление живого восприятия всех этих разных элементов собственного «я» — важный шаг на пути формирования мощного и прочного самоощущения человека…». (И. Польстер «Обитаемый человек»)

Чем увереннее и стабильнее человек ощущает себя изнутри, тем полнее и успешнее его жизнь, тем в большей степени он способен получать удовольствие от каждого дня.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/legendy_o_sebe_roli_i_sublichnosti/

мифы поп психологии успеха | Мастерская ЖизнеТворчества

Кто проверял, действительно ли работают принципы изложенный в многочисленных руководствах по достижению успеха? Существует ли статистика, которая могла бы сказать — сколько людей прочитавших руководства в стеле «Как стать миллионером» действительно становятся богатыми? Можно ли верить книгам из серий «Помоги себе сам»? Безопасно ли для психологического здоровья слепое следование инструкциям, приведенным в вышеперечисленных путеводителях?

Стремление миллионов людей изменить жизнь к лучшему, создает новый рынок товаров и услуг. Сегодня, полки книжных магазинов ломятся от руководств по достижению жизненного успеха.

В статье «Мифы поп-психологии успеха» психолог, доцент кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ Сергей Степанов, предпринял попытку разделить мифы и реальность.

Удалось ли это ему сделать? Насколько верны выводы, к которым он пришел? Это и предстоит нам выяснить…

Деловитые американцы тратят свыше миллиарды долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле Думай и богатей», «Ваш путь к успеху», «Приемы эффективного лидерства», и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практической пользы, чем обещает.

Сегодня, когда подобные руководства завоевывают все больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие «мотивационные» книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют.

Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха.

Рассмотрим всего лишь семь мифов современной поп-психологии (на самом деле их гораздо больше), которые многими некритично принимаются на веру.

Миф 1. Чтобы добиться успеха в достижении цели, ее надо визуализировать, то есть как можно более ярко вообразить зрительно

Визуализация — создание в воображении образов желаемой действительности — одна из самых модных тем в поп-психологии последних лет. Об этом явлении написано множество книг, некоторые из них уже поспешно переведены на русский язык и восторженно пересказываются местными трансляторами заморского опыта.

Вот, например, что обещает аннотация к книге Паулины Уиллс «Визуализация для начинающих»: «Визуализация — великая творческая сила разума, построение образа «в оке ума» с последующей реализацией его в ментальной субстанции. Длительность существования такого образа зависит от интенсивности и длительности мышления его творца.

Усиленные тренировки позволяют претворять идеи ментального мира в реальность мира физического. Эта книга научит вас работать с визуализацией.

С помощью простых упражнений вы сможете развить творческие способности, преодолеть недуги, приобрести новых друзей, перевоссоздать свою жизнь в соответствии со своими позитивными фантазиями и желаниями».

Действительность

Первые данные об эффективности визуализации предвосхищаемого результата были получены в области психологии спорта и в дальнейшем поспешно распространены на достижения в любых областях.

При этом упускается из виду, что в случае спортивных состязаний речь идет об атлетах, которые всем ходом длительных тренировок добились абсолютного автоматизма в выполнении всей последовательности движений, необходимых для достижения результата; решающее значение для них приобретает интенсивность либо точность этих движений. В этих случаях зрительное предвосхищение достижения цели действительно приводит порой к улучшению спортивных результатов. Во всех прочих областях — особенно это касается планирования карьеры, построения общей стратегии жизненного пути — визуализация не только не приносит желаемого результата, но может привести и к противоположному.

Читайте также:  Врожденная база личности - психология

Профессор Калифорнийского университете Шейли Тейлор предостерегает: «Во-первых, визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения.

Во-вторых, она преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда вы еще ничего реально не достигли. А это отвлекает ваши силы от цели».

Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снижает прилагаемые вами усилия, а то и вовсе заставляет от них отказаться.

В своем эксперименте Тейлор провела упражнения по визуализации с двумя группами студентов незадолго до экзаменационной сессии. Одной группе предлагалось образно представить достигнутый успех — получение высшего балла.

Другой было предложено вообразить себя за чтением учебников, ведением конспектов и прочими учебными занятиями.

В ходе реального экзамена, состоявшегося через пару дней, вторая группа получила более высокие оценки, причем уровень стресса у этих студентов оказался заметно ниже, чем у тех, кто заранее радовал себя предвосхищением успеха.

К тому же очевидно: когда речь идет не о забрасывании мяча в баскетбольную корзину, а о каких-то более сложных жизненных задачах, детальное предвосхищение результата — это всегда иллюзия.

Ничто в жизни не происходит в точности так, как мы это предвкушаем.

Поэтому, даже добившись своего, человек все равно рискует остаться неудовлетворенным — что-то наверняка произойдет не совсем так, как мечталось.

Объективные рекомендации

Профессор Тейлор советует: цель необходимо перед собой иметь, но любоваться на нее, пока она не достигнута, — явно преждевременно. Сосредоточиться следует в первую очередь на средствах ее достижения. Успех обеспечивает не мечтание, а планирование. Тем более что план — это и есть мечта, детально и скрупулезно приближенная к действительности.

Миф 2. Сдерживать свои чувства — неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, чреватому срывом. Поэтому любые чувства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев недопустимо по моральным соображениям, их надо излить на неодушевленный объект — например, поколотить подушку.

Лет двадцать назад широкую известность приобрел экзотический опыт японских менеджеров. В рабочих раздевалках некоторых промышленных предприятий были установлены резиновые куклы начальства наподобие боксерских груш, которые работникам позволялось избивать бамбуковыми палками — якобы для разрядки эмоционального напряжения и выхода накопившейся неприязни к боссам.

С той поры прошло много времени, но о психологической эффективности этого новшества ничего не сообщалось. Похоже, оно так и осталось курьезным эпизодом без серьезных последствий.

Тем не менее на него и сегодня ссылаются многочисленные руководства по эмоциональной саморегуляции, призывающие читателей не столько «держать себя в руках», сколько, наоборот, не сдерживать своих эмоций.

Действительность

По мнению Брэда Бушмэна, профессора Университета штат Айова, вымещение гнева на неодушевленном объекте приводит не к смягчению стресса, а как раз наоборот. В своем эксперименте Бушмэн намеренно дразнил своих студентов оскорбительными замечаниями по ходу выполнения ими учебного задания.

Некоторым из них потом было предложено выместить гнев на боксерской груше.

Оказалось, что «успокоительная» процедура вовсе не привела студентов в душевное равновесие — по данным психофизиологического обследования, они оказались гораздо более раздражены и агрессивно настроены, чем те, кто «разрядки» не получил.

Профессор заключает: «Любой разумный человек, выплескивая таким образом свой гнев, отдает себе отчет, что настоящий источник раздражения остался неуязвим, а это раздражает еще сильнее. К тому же, если человек ожидает от процедуры успокоения, а оно не наступает, это только усиливает досаду».

А психолог Джордж Бонанно из Колумбийского университета решил сопоставить уровень стресса студентов с их способностью контролировать свои эмоции. Он измерил уровень стресса у студентов-первокурсников и попросил их пройти эксперимент, в ходе которого они должны были демонстрировать разный уровень выраженности эмоций — преувеличенный, преуменьшенный и нормальный.

Полтора года спустя Бонанно снова собрал испытуемых и измерил их уровень стресса. Оказалось, что студенты, испытывавшие наименьший стресс, были теми самыми студентами, которые в ходе эксперимента успешно усиливали и подавляли эмоции по команде. Кроме того, как выяснил ученый, эти студенты были более приспособлены к настройке на состояние собеседника.

Объективные рекомендации

Любая физическая нагрузка способствует разрядке эмоционального напряжения, но только если она не связана с агрессивными действиями, даже игровыми.

В состоянии психологического стресса полезно переключение на атлетические упражнения, бег, ходьбу и т.п.

Помимо этого полезно отвлечься от источника стресса и сосредоточиться на чем-то, с ним не связанном, — послушать музыку, почитать книгу и т.п.

К тому же нет ничего дурного в том, чтобы сдерживать свои эмоции. Напротив, умение держать себя в руках и выражать свои чувства сообразно ситуации и следует в себе сознательно культивировать. Результатом этого является как душевное равновесие, так и полноценное общение — более успешное, чем при спонтанном изъявлении любых чувств.

Миф 3. Если вы пребываете в дурном расположении духа, то почувствуете себя лучше, переключив свои мысли на что-то приятное

«Захлопните двери своего сознания перед огорчениями, — пишет один из идеологов жизненного успеха Наполеон Хилл. — Используйте свой разум для целенаправленного оптимистического мышления. Не позволяйте людям и обстоятельствам навязывать вам неприятные переживания».

Действительность

Результаты психологических исследований свидетельствуют: когда мы находимся в подавленном настроении — то есть именно тогда, когда мы нуждаемся в смене настроения, — наш разум оказывается совершенно не способен намеренно ее осуществить.

Когда мы озабочены своими проблемами, это означает, что они овладели нами всецело — настолько, что нам недостает душевных сил подавить негативные переживания. И пытаясь обмануть себя, вызывая какие-то новые чувства, мы лишь усиливаем те, которые нами уже владеют.

«Когда вы находитесь под влиянием стресса, — считает профессор Университета штата Вирджиния Даниэль Вегнер, — привести себя в хорошее настроение приятными мыслями не просто трудно — это, как правило, приводит к обратному эффекту».

В своих экспериментах Вегнер предлагала испытуемым произвольно привести себя в хорошее настроение, что им в основном довольно легко удавалось. Когда же от них требовалось одновременно решать мыслительные задачи, большинство отметили ухудшение настроения. Человеческий мозг просто не в состоянии совмещать решение таких разных задач!

Объективные рекомендации

«Эмоциональную подавленность легче преодолеть, — советует профессор Вегнер, — если обратиться к другим за помощью и поддержкой. Поделитесь своими заботами с другом или родственником, священником или психологом — любым, кто может помочь вам переключиться на другие мысли».

Полезно просто отправиться туда, где люди получают удовольствие, — на концерт, в парк, в гости. И наконец, если вы заранее предвидите ситуацию, которая вызовет у вас огорчение, постарайтесь так же заранее вызвать в сознании мысли о приятном — радостных событиях прошлого или мечтах о будущем.

Предвидимому огорчению будет непросто вытеснить достигнутое таким образом хорошее настроение.

Миф 4. Обращаясь к самим себе с ободрением и поощрением, хваля самих себя, мы можем повысить свою самооценку.

Во многих популярных руководствах по самопомощи содержатся похожие советы: не уставать поощрять себя похвалами, более того — наполнить свой дом, автомобиль, рабочее место мини-плакатиками с одобрительными лозунгами «Молодец!», «Умница!» и т.п. Когда взгляд постоянно останавливается на таких стимулах, это якобы повышает настроение и усиливает мотивацию.

Действительность

Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас обнаружил такую закономерность: самоодобрение действительно способно несколько повысить самооценку, но лишь у тех, у кого она и без того достаточно высока. К тому же польза от этого весьма сомнительна (см. миф 5).

Люди с невысокой самооценкой разные псевдопозитивные лозунги, обращенные к самим себе, не воспринимают всерьез, поскольку в принципе не привыкли доверять собственным позитивным суждениям.

Хуже того — в незаслуженной, с их точки зрения, похвале им слышится издевательский оттенок, а это вовсе не повышает настроение, скорей наоборот.

Объективные рекомендации

Самооценка человека складывается не в одночасье, а в ходе всей его жизни, и наивно пытаться ее быстро перестроить, развесив по дому ободряющие стикеры. Тем более что самостоятельно это сделать вообще крайне трудно. Тут необходима поддержка других людей.

Профессор Сванн советует: дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпатичны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. Их одобрение намного важнее любых самокомплиментов. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку.

Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве случаев в нашей власти выбрать, с кем нам иметь дело и к чьим суждениям прислушиваться.

Миф 5. Невысокая самооценка — серьезное препятствие на пути к жизненному успеху. Поэтому ее необходимо всячески повышать — как средствами самоубеждения, так и с помощью всевозможных тренинговых процедур.

В виртуальном книжном магазине фирмы Barnes And Noble покупателям предлагается свыше 3000 различных поп-психологических руководств, в названии которых встречается слово «самооценка».

Все они без исключения опираются на представление о том, что неудачники — это люди, которые сами себя невысоко ценят.

Соответственно предлагаются всевозможные приемы (кстати, не слишком разнообразные, в принципе сводимые к нескольким банальным установкам), с помощью которых самооценка якобы может и должна быть повышена.

Действительность

Много лет назад выдающийся американский психолог Уильям Джемс вывел формулу, согласно которой самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой составляют его реальные достижения, а знаменатель — его амбиции и притязания.

Иными словами, самый надежный способ повышения самооценки (лучше которого за прошедшее столетие никем не предложено) — с одной стороны, не завышать свои притязания, с другой — добиваться реальных, ощутимых успехов.

Если, образно говоря, поставить телегу впереди лошади, то есть культивировать высокую самооценку в отсутствие действительных успехов да еще на фоне завышенных амбиций, это путь не столько к благополучию, сколько в противоположном направлении — к депрессии и неврозу.

Источник: http://www.geniusmaster.name/2008/08/23/mozhno-li-doveryat-knigam-o-psixologii-uspexa/

Воображаемые личности. Как создавать своих двойников во благо

Воображаемые личности. Как создавать своих двойников во благо

Благодаря голливудским блокбастерам, мы знаем, что у людей с расстроенной психикой бывает множество заболеваний, например, они могут воображать себя кем-то другим и вести себя соответственно. Классический пример такого фильма, это «Бойцовский клуб» от Финчера, фильм снят крупными стежками, в книге Паланика, эта история рассказана полнее и лучше.

Для тех, кто не знаком с фильмом или книгой, рекомендую наверстать упущенное, но здесь изложу краткий синопсис. Главный герой устал от обыденности и однажды он встречает человека, который показывает ему выход из привычной жизни, это бойцовский клуб или бои с другими яппи, которые также утомлены окружающей действительностью. Бои дают вкус к жизни, открывают новые возможности, дают новый мир.

В конце фильма герой осознает, что все это время он был двумя людьми одновременно, он узнает это по косвенным признакам и на этом картина и заканчивается. А наше повествование с этого и начинается. К сожалению, массовая культура обожает штампы, и история психологических двойников построена на них.

В сознании обычного человека иметь психологического двойника означает быть ущербным, а также иметь серьезную патологию – одним словом болеть. Шарики, зашедшие за ролики, это не лучший диагноз для любого человека, поэтому мы избегаем даже мысли о том, что такое возможно с нами. И гоним от себя все, что считаем патологией.

К счастью, психологические двойники отнюдь не только негатив, это часть нашего сознания, которая сегодня изучена с точки зрения только патологии. И, наверное, этим объясняется то, как мы относимся к подобному явлению и почему зачастую не ставим его себе на службу. Люди придумывали дополнительные личности или личины, для своего сознания испокон века.

Как правило, они проецировали новую личность вовне, для того, чтобы добиться результатов во внешнем мире. В рамках моего рассказа нас не интересует эта часть истории, все мы пытаемся быть лучше в глазах окружающих и добиваемся этого разными способами.

Это часть жизни любого человека, к счастью, я не знаю никаких исключений (позерство и отрицание этого факта видел, но полного отсутствия игры в личины никогда – вопрос в том, насколько сильно личина отличается от человека). Если проекция своей личины вовне считается в обществе допустимой и особо не обсуждается, то совсем другое дело, когда человек начинает проецировать ее на свое сознание.

Это уже трактуется как признак психического расстройства. Но так ли это? Можно ли создать свое второе я или альтер-эго, не повредив своему сознанию и какие выгоды мы можем из этого извлечь? Ответ следует искать в детских играх, через которые проходит любой человек.

Читайте также:  Уровень конформности - психология

В возрасте от 3 до 5 лет у детей впервые появляются воображаемые друзья, они также примеряют на себя различные роли (супергерой, принцесса, космонавт, пожарник и так далее). Если к ролям своих детей родители относятся спокойно, то попытку разговаривать с воображаемыми друзьями, они воспринимают часто как отклонение от нормы.

Детские психологи съели не одну собаку на объяснении того, почему это нормально и почему для развития ребенка этот этап важен. К слову сказать, это отличная иллюстрация того, что считается нормой в нашем обществе, а что нет. Для детей мы допускаем возможность играть воображением в кого-то другого, для себя почти всегда отрицаем такую возможность. И зря.

Не претендую на истину в последней инстанции, но как мне кажется именно массовая культура и старик Фрейд поработали над тем, чтобы заключить наше сознание в ошибочную концепцию «здорового» восприятия сознания в рамках одной личности с жестко заданными характеристиками и признаками.

В начале 20 века Фрейд в своей работе «Жуткое» рассматривает эффект двойников, толкование исключительное негативное – по Фрейду это патология. Примерно тех же воззрений придерживаются ученики основателя психоанализа, они задают вполне уверенное направление развития этой науки.

Виноват ли в этом Фрейд и стоит ли нам винить его в этом? Не думаю, так как он вырос в среде, где уже были вполне сформированные представления о психологических двойниках. Одним из ярчайших романов является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, эта работа появилась еще в 1886 году.

В посмертном письме, главный герой, положительный доктор Джекил, признается в том, что обнаружил, что в сознании существует как положительное, так и отрицательное начало. Человек это синтез двух начал, а он смог их разделить. И поэтому все преступления сделанные мистером Хайдом, это преступления темной стороны личности доктора Джекила.

На мой взгляд, эта история самое яркое отражение тех концепций, что бытовали в период романтизма и были подхвачены современной массовой культурой. Копнем чуть глубже – 17-18 век, эпоха романтизма. Для психологических двойников в немецких произведениях вводят термин доппельгангер (в переводе это банальный двойник — Doppelganger). Очевидно, что этот двойник человека возникает как антипод уже существующему образу ангела-хранителя и несет отрицательную направленность, у него демоническая природа. Кто-то говорит о том, что доппелььгангер имеет физическую сущность, кто-то указывает на то, что это аспект сознания человека. Мы можем идти еще дальше во времени, окунуться в кельтские сказания, где также повествуется о двойниках. Но в рамках моего рассказа, мне было важно показать, что явление психологических двойников известно давно, а также то, что в массовой культуре сложилось крайне отрицательное отношение к нему.

Психологический двойник на практике – все за и против

Встреча с доппельгангером несет смерть, которую можно трактовать как первоначальное разрушение личности и последующую смерть тела. Думаю, что история доктора Джекила ровно о том же. Тот набор моральных ценностей, что есть у вас, может не совпадать с вашим двойником.

Переходя от одного состояния к другому, вы сохраняете память о сделанном, как результат, возникает психологическая проблема – надлом. Но зачастую подобные истории связаны с органическими поражениями головного мозга, болезнями и тому подобными вещами.

Для здорового человека создание временных психологических двойников, это отличный способ добиться изменения тех ограничений, что есть в его сознании, психологических установках, даже в физических возможностях тела. Звучит как некое шаманство, которое отлично работает на практике. Главное не заиграться в эту игру и контролировать процесс.

Ниже я приведу простейшие примеры того, как можно использовать психологических двойников, хотя я предпочитаю термин психологические личины.

Пример рутинной работы

В жизни множество вещей, которые нам не нравится делать. Они нам не интересны, вызывают скуку и так далее. Как правило, это рутинные вещи. Заставить себя их делать очень тяжело. Психологическая личина позволяет добиться выполнения такой работы, без негативных эмоций и работы из под палки.

Например, этот способ рекомендует Юрген Вольф в книге «Школа литературного мастерства», он представляет, что является супергероем «Чистильщиком». Когда ему нужно разобрать рабочий стол, он входит в этот образ – его герой не тратит время на что-то иное, кроме разборки бумаг.

Представив этот образ, Юрген Вольф начинает разбирать свой стол и в итоге тратит меньше времени на это действие, но главное, оно его не раздражает.

На мой вкус, этот пример из реальной жизни работает, но выглядит несколько смешно и искусственно. Кто из нас мыслит так картинно и шаблонно? Немногие.

Тем более, что мышление Вольфа, это мышление сценариста пишущего для Голливуда, нам оно в качестве прообраза совсем не подходит. Так как же быть? Конструирование психологической личины

Лучшего материала для конструкции вашей личины, чем вы сами, не найти. Вы знаете все свои сильные и слабые стороны, а также представляете, что именно вы не любите делать. Подавляющее большинство методик связанных с психологией или историй успеха, изменений сознания, говорят о том, как добиться постоянного изменения сознания. На мой взгляд, это излишне для большинства жизненных ситуаций, так как нам нужна временная конструкция, которую можно использовать по мере необходимости. Создание временной конструкции не требует таких постоянных усилий, поддержания себя в определенном тонусе и не ломает ваши психологические установки. Это очень важно, это мягкое и главное временное изменение, которое полностью подконтрольно вам. Например, работая со статистическими данными, мне всегда было грустно. Огромный объем цифр, большое число листов, любить такую работу может только своеобразный человек, которым я не являюсь. К сожалению, эта работа требует не только внимательности и усидчивости, но и попыток найти закономерности. Как проявить творческое начало при необходимости долго сидеть и смотреть в однообразные колонки цифр? Выход в конструировании психологической личины. Мое альтер-эго для такого случая это я, с рядом изменений. В частности, я сконструировал свое сознание так, что получаю удовольствие от того, чтобы находить схожесть или закономерности, а также необычности в рядах цифр. Все, что выбивается из общего плана, дает всплеск эмоций, радость от того, что я нашел нечто новое. За основу при конструировании я брал свои впечатления от эмоций, которые у меня вызывает неожиданный выигрыш в казино (сильные впечатления, которые отлично встраиваются в любую личину), а также чувство завершенности по окончании сборки большого паззла. Две основных эмоции, которые важны, так как у меня они ассоциируются с удовольствием, а сборка паззла дает опыт того, что в итоге я получу моральное удовлетворение, но для этого надо проявить усидчивость. Кто-то делает нечто подобное, но прибегает к другим трюкам – часто это называют настроиться на работу. Очень важно понять, что единожды создав такую психологическую личину, которая опирается на ваш личный опыт, вы сможете доставать ее из шкафа в любой нужный момент. То есть вы будете проявлять те черты характера, которые у вас уже есть, только тогда, когда вам нужно. Вне зависимости от того, как вы себя ощущаете в данный момент, вы просто переключаетесь на ту работу, что вам нужна и делаете ее качественно. Из маленьких трюков – сделав работу, надо не забыть «выключить» свою личину, и вернуться в нормальное состояние. Кому-то это нужно, кому-то как мне нет. Просто рекомендация на всякий пожарный случай. Возможно, что к этому моменту у вас уже возникло неприятие «шарлатанства», которое я проповедую. Не стоит тогда даже пробовать применить это на практике, все равно не получится. Да и не нужно это вам. Если вы считаете, что что-то подобное возможно, а вы готовы попробовать, то создайте психологическую личину очень простой конфигурации и посмотрите, как она работает для вас. Для каждого человека это индивидуально. Не пытайтесь создать сложную конструкцию, выберите одну-две эмоции и отталкивайтесь от них, создайте альтер-эго, которое поможет вам в решении рутинных задач. Потренируйтесь неделю, другую. Уверен, что вы увидите, что это работает.

Если эта методика приглянется большому числу людей, то в следующем материале я могу рассказать подробнее, что можно делать еще с конструктами и какие полезные трюки в этой области есть. Надеюсь, что вам было интересно прочитать этот текст, и он заставил вас подумать о психологии людей, перебрать в памяти свой жизненный опыт.

Источник: https://habrahabr.ru/post/136830/

Легенда и образ современного человека

Легенда и образ современного человека

Автор: Сосед-Домосед

Рубрика: Разрушаем мифы

Добрый день, дорогие домоседы. Одна легенда указывает на вас, другая – на окружающих. Нуждаемся ли мы в личностной легенде? По всей видимости, первым делом стоит похлопотать о собственной сказке – такой, которая способна создать добротный фундамент для вашего становления.

Порой это именуют верованиями, в некоторых случаях – личностной идентичностью. Какие бы прозвища не разнеслись по миру, ясно одно – поразмыслить над этим будет совсем не лишним.

Вспоминается одна из участниц тренинга по развитию личности. Звали ее Ольгой. Старательно занимаясь упражнениями по курсу «Влияние и статус», она то и дело притормаживала, словно что-то загоняло ее в некие рамки.

Но однажды… Это был самый обыкновенный понедельник, который потом плавно утонул во вторнике. Ольга пришла, будто перевоплощенная: плавные и мягкие жесты, осанка титулованной особы, интонации пластичные, но властные… Что случилось? Как ей это удалось?

Вот что она рассказала:

Никогда не поздно «испить чашу» своего детства, но с уже более приятным содержимым…

Личностная легенда влияет на образ человека

Те или иные легенды вовсю используются общественно нацеленными людьми, создающими для себя вожделенный образ. Когда жрецы Древнего Египта провозгласили Александра Македонского сыном не кого-нибудь, а Великого Бога Ра, греческий полководец был совсем не против подобного родства.

В нынешнее время целые команды технологов от политики давно известными способами изготавливают для очередного политикана наиболее благоприятный образ. Вы можете лопаться от злости или таять от восторга, но это – жизненные реалии: легенды творятся, легенды применяются и, конечно же, срабатывают.

На шаг впереди колоритной личности всегда шествует миф о ней. Человек этот еще не появился, а народ уже шушукается, и дамы с придыханием вытягиваются на цыпочках: через минуту-другую нагрянет Он – именно тот, который…

Увы, вздорная личностная легенда способна вызвать такое же учащенное сердцебиение, как и доблестная.

Если вы, к примеру, актер, бизнесмен или политический деятель, но легенда о вас по какой-то неведомой причине еще не разошлась по городам и весям, то самое время обратиться к профессионалам. Эти ребята легенду быстренько «состряпают» и разнесут не хуже цыганской почты.

Летописи о ваших похождениях будут сформированы, все, что нужно, вы заучите наизусть, и легенда, взмахнув крылами, улыбнется настолько маняще, что вы охотно в нее поверите. Впрочем, как и толпа.

Но вот вопрос: вам-то что до всего этого, если вы человек простой и маленький, по крайней мере, пока? О какой такой легенде можно толковать? Для начала – о крохотной.

Думается, ваша жизнь не обошлась без историй, способных вызвать у знакомых небольшой приступ зависти. Освежите их в памяти и, рассказывая о тех или иных событиях, научитесь делать это красочно и интересно.

Да здравствует ваша неповторимая личностная легенда, открывающая новые горизонты и возможности!

Источник: https://sosed-domosed.ru/legenda-i-obraz-sovremennogo-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию