Ошибки как учеба — психология

Как эффективно учиться на своих ошибках

Ошибки как учеба - психология

неопределен

Организации претерпевают глобальные изменения раз в три года, в то время как незначительные изменения происходят почти постоянно. Но все же более чем 40% реорганизаций не достигают своих целей.

Чтобы одни и те же ошибки не повторялись снова и снова, организациям следует оценить, почему цели не были достигнуты, что пошло не так и убедить своих сотрудников сделать то же самое. В двух словах, организациям необходимо научиться извлекать уроки из собственных ошибок — особенно, когда речь идет об управлении изменениями.

Исследование, проведенное консультантами по менеджменту MaST International и Peter Honey Publications, проливают свет на те сложности, которые могут возникнуть в процессе «работы над ошибками», и почему люди не могут усвоить «урок», как это исправить и что необходимо сделать, чтобы в будущем подобные ошибки не повторялись.

Более четырех пятых опрошенных (85%) утверждают, что относятся ко всему что происходит, «как к возможности чему-нибудь научиться». В понятие «все», вероятно, входит и возможность поучиться на своих ошибках. Тем не менее, только 58% респондентов могут точно описать, какие именно уроки они извлекли из этого.

Разница между двумя цифрами означает, что «учеба на своих ошибках» чаще подразумевается, чем выражается на вербальном уровне.

Если вы знаете, что научились чему-нибудь, но не можете четко определить, чему именно, то понятно, почему одни и те же ошибки повторяются так часто.

При управлении изменениями внутри самой организации очень важно точно определить и донести до сведения окружающих о «полученном уроке» для того, чтобы избежать повторения прошлых ошибок и помочь дальнейшему развитию организации.

Важные уроки

В идеале, ошибка должна происходить лишь один раз, потому что на ней уже должны были научиться. Чтобы изменение принесло определенный эффект, организациям и сотрудникам необходимо учиться на примерах тех случае6в, когда что-то пошло не так — любые ошибки, крупные или мелкие, являются прекрасной возможностью научиться чему-либо.

Конечно, из ошибок можно извлечь определенные уроки, которые нельзя получить никаким другим способом. С точки зрения обучения, ошибки не то чтобы приветствуются, но требуют к себе особого отношения.

Без выработки плана действий уроки быстро забываются, и только 49% опрошенных признались, что под влиянием прошлых ошибок внесли коррективы в свои «реальные планы действий».

Предполагается, что «уроки», полученные на ошибках, должны неизбежно выливаться в какие-то изменения.

Но обычно дело заканчивается самокопанием или неопределенным намерением обратить внимание на этот урок в далеком будущем.

Это объясняет, почему ошибки, совершенные, например, в больницах или социальной сфере, все время повторяются.

Одно дело — суметь объяснить, какой урок вы извлекли из ошибки (а 42% опрошенных не смогли этого сделать), и совсем другое — представить данные о том, вы предприняли какие-то действия.

Очень часто в организациях обсуждаются грандиозные планы о том, как изменить нынешний способ работы, но применить эти изменения не представляется возможным, поскольку отсутствует четкий план действий.

Нежелание обращать внимание на полученные уроки и разрабатывать план действий во избежание повторения ошибки — это объяснимая реакция на работу в так называемой «культуре обвинений». Люди предпочитают скрывать свои ошибки или перекладывать свою вину на других, чтобы их не обнаружили и в итоге не уволили.

Разумные ошибки

Однако, не все ошибки обязательно «плохие» — необходимо научиться различать разные виды ошибок. Есть глупые ошибки, которые являются последствием беспечности или халатности, но также существуют и разумные ошибки, которые случаются в результате экспериментов и «просчитанного» риска.

Последние относятся к тем видам ошибок, которые одобряет сам Билл Гейтс. Довольно часто цитируют одну из фраз основателя Microsoft: «Я люблю брать на работу людей, которые совершали ошибки. Это говорит о том, что они умеют рисковать».

Но к какой бы категории не относилась ошибка, ее реальная ценность заключается не в самой ошибке, а в том, какой урок можно извлечь из нее. Тем не менее, переход от «культуры обвинений», где за ошибки наказывают, к «культуре извлекаемой пользы», где на ошибках учатся, все еще пробуксовывает.

Несомненно, стиль поведения вашего непосредственного начальника является необходимым условием для создания культуры в организации, где ошибки ценятся как новые возможности для обучения. Вот восемь простых правил, как изменить свое поведение, чтобы сделанные ошибки приносили только пользу:

  • Исследуйте, вместо того чтобы осуждать и искать ошибки.
  • Оставайтесь спокойным, вместо того чтобы проявлять излишнюю эмоциональность.
  • Выясните, что же произошло на самом деле, вместо того чтобы реагировать на то, что, по вашему мнению, случилось.
  • Сосредоточьтесь в первую очередь на процессах, которые позволили ошибке произойти, а не на человеке, из-за которого все пошло не так.
  • Думайте о причинах, а не о следствии.
  • Извлеките из случившегося надлежащие уроки и выработайте четкий и разумный план действий.
  • Считайте, что совершивший ошибку хочет научиться на ней, вместо того чтобы заставлять его чувствовать себя виноватыми или каяться.
  • Принимайте ошибки как нечто неизбежное и как возможность научиться чему-то новому, вместо того чтобы бояться их или избегать.

Извлечь урок из своей ошибки явно недостаточно. Важно понять, как учиться на своих ошибках эффективно. В этом исследовании были проанализированы способы, по которым опрашиваемые учились и дали советы, как усовершенствовать в будущем процесс обучения. При анализе техник обучения в процессе опроса, директора оказались лидерами среди других рабочих групп в следующих утверждениях:

  • «Я ищу способы приложения полученного урока в одной ситуации на ряд других ситуаций». (82,8% директоров по сравнению с 65,6% в других должностных категориях.)
  • «Я экспериментирую с другими способами выполнения работы для того, что чему-то научиться». (74% по сравнению с 51,9%.)
  • «Мне необходима обратная связь для того, чтобы знать, насколько хорошо меня понимают другие». (64% по сравнению с 49%.)
  • «Я спрашиваю себя, где еще можно применить полученный урок?» (53% по сравнению с 42%.)

Судя по результатам этого опроса, можно вынести два заключения: либо директора были не совсем правдивы или немного преувеличивали, или они действительно делают это чаще, чем другие работники, занимающие менее ответственные посты. Если последнее объяснение ближе к правде, это означает, что директорам необходимо делать больше для создания благоприятной атмосферы на рабочих местах, где подобное поведение у других будет активно поощряться.

При внесении изменений следует обращать внимание и на уже имеющиеся сильные стороны в самой организации. Вместо того чтобы все время обращать внимание на негативные моменты, необходимо обучить других сотрудников тем техникам, которые оказались успешными. Это тоже будет способствовать развитию и процветанию организации.

Если придать обучению, возникшему в результате совершенных ошибок и вообще в процессе событий, то значение, которое оно действительно заслуживает, то руководителям предприятий должны сделать следующее.

Во-первых, служить образцом поведения для других и щедро делиться полученными знаниями и предоставлять другим сотрудникам возможность научиться чему-то новому.

Во-вторых, включить такое «обучение» в культуру своей организации и использовать любую возможность, чтобы доказать важность этих «уроков» как для самой организации, так и для реализации каждого сотрудника в отдельности.

По материалам Personneltoday.com

Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-effektivno-uchitsya-na-svoih-oshibkah

Психолог

Психолог

Психолог (др.-греч. psycho — душа; logos — знание), (англ. — psychologist) — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах.

Главная задача психолога — помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, выработать механизмы поведения, позволяющие человеку  стать более творческим по отношению к своей жизни, помочь выявлению его психологических ресурсов.

Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт» и «психиатр» есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения.

Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является.

Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.

Психолог — одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, ты не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт.

Предмет изучения психологии — человеческая душа —  неисчерпаем. Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Но даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти внутренние ресурсы организма.

Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.

Особенности профессии

Основные виды деятельности психолога:

Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.

Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.

Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям.

Школьный психолог  определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги.

Психолог нужен предприятиям для  адаптации молодых специалистов,  наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала.  Семейный психолог консультирует семьи с проблемами.

Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы.

Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения.

Психологи могут найти себе яркое применение  в политике и бизнесе.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • интересная творческая работа 
  • возможность принимать участие в решении реальных проблем людей
  • необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста
  • возможность использования профессиональных знаний  в повседневной жизни
  • познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

  • душевная усталость, эмоциональное выгорание
  • сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет 
  • переживание проблем клиента как своих собственных 

Место работы

  • психологические центры 
  • частные компании по психологическому консультированию
  • образовательные и медицинские учреждения
  • коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля
  • телефоны доверия

Важные качества

  • высокий общий и эмоциональный интеллект
  • умение внимательно слушать и слышать человека 
  • терпимость 
  • умение сопереживать и успокоить 
  • тактичность 
  • ответственность
  • наблюдательность
  • эмоциональная устойчивость
  • оптимизм и уверенность в своих силах
  • креативность

Оплата труда

Профессия психолога в наши дни актуальна и востребована. Зарплата зависит от места работы и обязанностей психолога. Наиболее высокооплачиваемой является частная практика, где заработок также зависит от количества клиентов и консультаций.

Обучение психологов

Высшие учебные заведения с псих-факом присутствуют почти в любом городе или областном центре.

Ступеньки карьеры и перспективы

Возможности карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг.

Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и немедицинской психотерапии.

Известные психологи

Известные психологи: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, В.М, Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг , Вильгельм Райх, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,  Эрик Берн, Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Абрагам Маслоу, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Карл Роджерс и др.

Читайте также:  Жить без веры - психология

Интересные факты

Психология сформировалась из основ таких наук, как астрономия, философия, оккультные науки. Первыми представителями «целителей душ» можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. Положительный эффект от их «лечения» происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств.

И только в XVIII веке были предприняты первые попытки научно обосновать их влияние на человека. Основателем психологии как науки считается Вильгельм Вундт, который в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, где проводил исследования феноменов сознания методом интроспекции.

Этот год считается годом рождения психологии как науки.

О психологах с юмором

Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные! Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!

Психолог как настоящий друг — это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.

Другие профессии в разделе «Педагогика и психология»

Источник: https://www.profguide.ru/professions/psychologist.html

Опасности обучения: почему нельзя постоянно указывать на ошибки

Опасности обучения: почему нельзя постоянно указывать на ошибки

Страх сделать ошибку знаком многим взрослым. Стремление указать на ошибки, подчеркнуть их и смутить того, кто ошибся, у многих из нас очень выражено, а у некоторых доминирует. Почему это неконструктивный подход? Насколько вредно жажда замечать недочеты и акцентироваться на них для всех нас и почему реформа школы должна прежде всего касаться отношения к ошибкам и оценкам?

Ошибки — не главное

Начнем с одного важного закона психологии, который поможет нам понять, почему нельзя выстраивать воспитание и обучение на поиске ошибок и на негативных оценках. 

Он звучит приблизительно так: «Всегда увеличивается и становится более значимым то, что мы постоянно держим в фокусе внимания» или «Вырастает то, на что мы смотрим».

 Если мы замечаем ошибки, говорим об ошибках, подчеркиваем ошибки, то их значимость, место и в жизни, и во внутреннем мире возрастает.

Ситуацию усложняет тот факт, что работа над ошибками, как правило,  подкрепляется негативной эмоцией, а она, как известно, запоминается на дольше.

В итоге, правильный вариант (хорошо сделанная работа, красивая буква, гениальная мысль, позитивная эмоция) отодвигается на задний план и иногда там и остается, засыпанныя ворохом «непростительных» ошибок и осуждений.

Поэтому мы очень боимся ошибаться. И этот страх очень сильный, так как он родом из детства и прочно вписан в ценностную структуру каждого человека.  

Читать также: Почему мы повторяем ошибки родителей?

Мы, взрослые — бывшие дети —  поэтому так акцентированы на ошибках и «зрадах», из-за этого мы сначала осуждаем что бы то ни было (себя в том числе), критикуем все, что достойно критики, тратя на это много сил и энергии, а лишь потом начинаем думать, что делать, как исправлять, где искать ориентиры для «правильного» … или не начинаем.

Стоит ли говорить, насколько это неконструктивно для нас самих, для детей и для нашей страны?

Правило зеленой ручки

Попытка реформирования школьной системы, точнее, первые шаги по изменению младшей школы, началась в том числе и с введения «правила зеленой ручки». Название очень условное, разумеется, но именно в нем заложено потенциал смещения акцентов. Суть в данном случае не в цвете ручки, а в том, что именно подчеркивается и для чего. 

Сейчас учителям предлагают замечать не только и не столько ошибки, но и достижения ученика Точнее, важно прежде всего показать, что у ребенка получилось лучше, подчеркнуть зеленой (или любой другой) ручкой, как нужно делать, на что стоит ориентироваться, а потом уже указать на ошибки… если в этом еще будет потребность.

Психологи давно рекомендуют поступать подобным образом: даже в самой  неудачной работе ученика найти что-то, что сделано лучше всего и предложить это маленькое достижение в качестве личного ориентира.

 Пример: «Эта буковка «а»  у тебя особенно удалась, ты здорово ее написал. Старайся, чтобы все буковки были такими».

Взрослым тоже стоит взять подобный метод и для оценивания своей личной работы и трудов сотрудников.

Важный момент, который мы должны усвоить: обучение невозможно без ошибок, ошибки — естественны. Умение их анализировать и исправлять — важная часть обучения. 

Если мы это примем как данность, то в каждой работе будет меньше стресса, больше креатива и свободы. Ведь страх сделать ошибку убивает творчество, а значит, снижает эффективность любого труда.

Читать также: Изменения в младшей школе: что нас ждет — опыт, советы, мнения

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/children/child-psychology/5008-opasnosti-obucheniya-pochemu-nelzya-postoyanno-ukazyvat-na-oshibki.html

Психологическое образование сегодня — заговор против старины Фрейда

Психологическое образование сегодня - заговор против старины Фрейда

Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.

11 9670 14 Сентября 2012 в 01:37

— Я хочу стать психологом, что для этого надо сделать? — огорошила меня вопросом старшеклассница Маша.

— Буду всем давать советы, как они должны поступать, — уточнила она.

Да-да. Именно такое представление у нее сложилось о профессии психолога после просмотров популярных телешоу. Выслушивать чужие проблемы и говорить, что делать. Не пыльная работа. Модная. Участники передач при этом отзывы о психологе всегда оставляют самые положительные, ведь все их проблемы разрешаются с необыкновенной легкостью.

Жалко было разочаровывать Машу. Не обучают на факультете психологии тому, как надо с экранов телевизоров учить людей жить правильно. Как и многому другому не учат, более важному и значимому для работы психологом.

Однако в психологическом образовании постулируется принцип: кто хочет, тот добьется, у кого не получается, тот недостаточно хочет. В приемных комиссиях уверяют, что перед абитуриентами, выбирающими психологический факультет, открыты все двери.

Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Количество факультетов, выпускающих дипломированных психологов растет год от года. В одной Москве с 5-6 факультетов в классических университетах в 1980-е годы их число выросло до восьмидесяти.

Для поступления в вуз абитуриенту надо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, иногда требуют сдать историю России, иностранный язык или даже физику — по решению конкретного образовательного учреждения.

В связи со вступлением в силу Болонских соглашений теперь будущему психологу предстоит сначала освоить программу бакалавриата, потом поступить в магистратуру. Причем бакалавр-психолог не может занимать должность психолога, он не является специалистом.

Большим спросом пользуется второе высшее психологическое образование, а также аспирантура.

Зачем идут учиться на психологов?

Мотивы, побуждающие выбрать профессию психолога, совершено разные. По большому счету, всех студентов можно разделить на три группы:

— те, кто осознанно выбрал профессию (из желания помочь людям, разобраться в себе, в окружающих, научиться влиять на поведение другого человека); отзывы о психологе такого типа в дальнейшем будут наиболее положительными;

— те, кто случайно попал на факультет (не добрал проходные баллы на другой факультет, стал жертвой родительской прихоти);

— те, кто пришел ради получения корочек.

Казалось бы, каждому — по потребностям. Между тем, большинство студентов уходят после получения психологического образования неудовлетворёнными.

Лишь последняя группа полностью удовлетворяет своё желание — заветные дипломы получают практически все студенты, так как действует принцип: не бывает плохих студентов, бывают плохие преподаватели, которые не подобрали нужный ключик к каждому студенту, не реализовали главный тезис новых образовательных стандартов — не учли их индивидуальные особенности.

Какие могут быть «двойки» и отчисления, если студент послушно ходил на все занятия? На психологическом факультете с замечательными преподавателями? Лишние проблемы никому не нужны.

В итоге получаем дипломированных специалистов, у которых, кроме присвоенной квалификации психолога, нет ничего другого для данной профессии. А в результате отзывы о психологе становятся только хуже, ведь необходимость в психологической помощи растет, но отвечать поставленным задачам психолог не в силах.

Психологи не дают советов. Психологи не лечат «психов». Они оказывают психологическую помощь здоровым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогают увидеть решение проблемы, так как сам человек погряз в ней, словно болоте, и не может найти выход.

Обучают трем основным направлениям в работе психолога:

1. Защите от наступления проблем (как проводить диагностику, профилактику, предпринимать превентивные меры).

2. Поддержке в трудный период (например, как применять разного рода терапии).

3. Коррекции поведения.

Готовят к тому, что психолог в своей деятельности может совмещать роли преподавателя, исследователя, практика.

Преподаватели работают над развитием таких личностных качеств студентов психологических факультетов, как усердие, логическое мышление, любовь к людям, стрессоустойчивость, эмпатия.

Знакомят с этическим кодексом психолога и главной заповедью «Не навреди». Объясняют, что нельзя быть психологом на все руки, нужно выбрать себе узкую нишу и там совершенствоваться, при этом помнить, что если после окончания вуза перестать учиться — умрешь как специалист.

Учение и труд не все перетрут

Студенты, поступающие с целью познания психологии, разочаруются в содержании образования. Основной упор в классическом обучении делается на изучение всяческих теорий, концепций, парадигм. Тонны макулатуры из прошлого, которые расширяют кругозор и повышают умение работать с информацией, но не имеют значимого отношения к действительности.

Диагностические методы — проективные методики, тесты, опросники, анкеты, шкалирование — мало помогают в том, чтобы предотвратить возникновение проблем, определить грани возможных рисков в развитии конкретного человека. Приходится работать с последствиями, при этом, не зная глубинных причин возникших сложностей.

Стать самому себе психологом тоже не получается — одно из приоритетных правил психологов: хочешь избавиться от своих проблем — обратись к коллеге.

Все открытые вопросы, пустоты, оставшиеся после окончания вуза, преподаватели настойчиво советуют закрывать самим и смириться с тем, что работающий инструментарий для психологической практики надо нарабатывать самому.

Негативные отзывы студентов о психологическом образовании, в которых они говорят о неразберихе и хаосе в высшем психологическом образовании, преподаватели объясняют просто: хороший студент занимает позицию «обучающегося мудреца» и воспринимает непорядок в психологии, отсутствие точных ответов на актуальные запросы семьи, общества, личности как нормальную ситуацию. Она формирует в будущих психологах необходимый навык из массивного потока информации выделять полезную.

Если кому-то что-то не нравится — значит, они не смогли справиться с учебной нагрузкой, нет у них необходимых качеств и навыков для постижения науки, поэтому те и сваливают всё на плохих преподавателей и саму психологию как науку.

Смешно слышать подобные оправдания педагогов, когда о недостатках, а часто и бесполезности психологического образования говорят отличники по жизни, закончившие и психологический факультет с красным дипломом.

«Советую прочесть пару умных книг, изучить восточную философию, иностранные языки — это гораздо продуктивнее, чем идти на психфак и платить деньги за пустое образование. Поверьте моему многострадальному опыту. Учитесь на чужих ошибках…».

Студенты психологических факультетов, которых туда занесло ветром обстоятельств, тоже полны разочарования.

Аппетит к освоению профессии психолога так и не просыпается во время обучения. Скучно, вяло, неинтересно. Глупое времяпровождение. В процессе практики выясняется, что работать психологом не так уж легко, кроме того, далеко не престижно и высокооплачиваемо.

Такие «недопсихологи» бегут осваивать другие профессии, переводиться на другие факультеты, искать другую работу или оказывать психологическую помощь так, что клиенты в испуге разбегутся.

Итак, к сожалению, количество выпускаемых специалистов не переросло в их качество. Если раньше рост социальных проблем в России оправдывали недостаточным числом психологов, то сейчас говорят о несоответствии содержания психологического образования требованиям общества, уровню злободневных задач.

Как улучшить психологическое образование?

Проблему неквалифицированных и некомпетентных психологов ректора психолого-педагогических вузов, известные деятели в психологии предлагают решать следующими методами:

— создать твердый стандарт профессии,

— сократить количество психологических факультетов,

— ввести новые модули в психологическом образовании,

— сделать преподавание психологии практико-ориентированным, за счет уменьшения аудиторных часов и введения практики с первого курса,

Читайте также:  Отличия традиционного и бизнес-обучения - психология

— ввести обязательным вступительным экзаменом иностранный язык, чтобы будущие психологи могли сами изучать труды зарубежных психологов в оригинале, без искажения перевода,

— отдать предпочтение тренинговым формам обучения, вместо привычных лекций и семинаров,

— лицензировать психологическую деятельность,

— ввести профильные экзамены для возможности оказывать психологическую помощь населению,

— проводить в обязательном порядке супервизию в деятельности психолога (то есть получать профессиональные отзывов о своей работе от коллег),

— разработать систему повышения квалификации после окончания вуза…

В общем, всеми силами подтянуть российское психологическое образование под международные стандарты. При этом забывают три больших Но:

1. За границей не все так идеально, как нам представляют. И за границей точно также не могут справиться с ростом социальной напряженности, ростом количества суицидов и прочими проблемами.

2. Менталитет российского народа существенно отличается от народов других стран. То, что подходит западному человеку, не подходит нашему.

3. Меняют форму, но не содержание образования. В отсутствии реальной картины происходящих внутри личности процессов, в ворохе различных представлений и теорий изменить качество оказываемых психологами услуг, как и качество психологического образования, невозможно.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Понятно, что современное психологическое образование остро нуждается в переменах, способных коренным образом повысить его качество, уровень оказываемых психологических услуг населению, с тем чтобы положительные отзывы о психологе преобладали и оказывались следствием реальной помощи человеку.

Возвращаясь к вопросам: «А как это сделать? С чего начать», — мы предлагаем начать с главного: прежде всего, с перестройки на действенную методику работы с человеком.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет уйти от многочисленных теорий, разночтений и расплывчатого понимания происходящего с человеком. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать людей по их врожденным свойствам (векторам), понимать глубинные причины их поступков, знать все вплоть до жизненного сценария конкретного человека.

Системно-векторная психология впервые объясняет и предлагает действенные способы работы с такими проявлениями человека как суицидальные мысли, страхи и навязчивые фобии, обиды, депрессии, отсутствие чувства радости и удовлетворения от жизни и даже помогает справиться с рядом психосоматических заболеваний.

Не «лечить» птичку методами, подходящими кошечке, и надеяться, авось, подойдет. Не прикрываться правом на ошибку — такого права у психолога нет, а, подобно хирургу, проводить математически точные манипуляции и получать ожидаемый результат.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не дает общих шаблонов, она дает точное понимание психики каждого человека. Системное мышление позволяет психологу не полагаться, как раньше, только на собственные ощущения при работе с конкретным клиентом, а четко понимать, кто обратился к нему за помощью и как ему можно помочь.

Помоги себе сам — этот принцип впервые реализуется в системно-векторной психологии. Люди, овладевшие знаниями системно-векторной психологии, свидетельствуют об уходе самых разных тяжелых состояний, причем эффект стойкий и длительный. А также о том, что системно-векторная психология стала для них эффективным способом работы с любыми своими состояниями и даже для помощи близким людям.

Любой человек, в определенной мере овладевший знаниями по системно-векторной психологии, сможет заблаговременно определять риски и вовремя их снижать. Не ждать, когда ребёнок выпрыгнет из окна и разобьётся насмерть, а заранее определить состояние звукового вектора и поговорить с ребёнком на его языке. 

Помимо этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана открывает широчайшие перспективы для развития психиатрии, педагогики, социологии и целого ряда других областей знания, касающихся человека и функционирования общества.

Качественное изменение психологического образования и повышение уровня психологической помощи — это не заоблачная мечта и не эфемерный проект. Это то, что сегодня может стать реальностью с использованием знаний системно-векторной психологии Юрия Бурлана. 

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/psikhologicheskoe-obrazovanie-segodnya-zagovor-protiv-stariny-freida

Психология ошибки — 3: Психологически грамотное обесценивание

… В разгар советской эпохи основным методом творчества являлся соцреализм. Он обладал поистине фантастическими возможностями, позволяя автору видеть то, чего нет и убеждать в этом читателя.

Будучи сродни религии, метод был неизмеримо ценнее того, что создавалось на его основе.

Результатом широкого внедрения соцреализма стало существенное уменьшение количества интересных литературных произведений. А те, что появлялись, прорастали сквозь цензуру метода, как трава сквозь асфальт. Они рождались не «благодаря» методу, а «вопреки».

Кажется, что малопродуктивный школьный метод преподавания английского языка стал важнее, чем результат, достигаемый с его помощью.

Количество учеников, заговоривших на английском, после школьного грамматического прессинга является пренебрежимо малой величиной. Те же школьники, которые сумели все-таки нарушить обет молчания, сделали это также не «благодаря» методу, а «вопреки».

Полагаете, уважаемый родитель, что такие аналогии бывают случайными?

Мой друг — переводчик

Знание грамматических тонкостей необходимо, например, переводчику: но это особый вид деятельности.

Дайте-ка подумать: сколько одноклассников, штудировавших в школе «future in the past» стали профессиональными переводчиками? Что-то не могу припомнить … Наверное, память с годами ослабела …

Вряд ли хотя бы один из 1000 выпускников школ встает на эту, интересную, впрочем, стезю.

А сколько Ваших соучеников стали секретными агентами КГБ? Из всех моих знакомых – только двое. И по странной иронии этой закрытой организации оба в совершенстве овладели там совсем не тем языком, грамматику которого «проходили» в школе.

Тогда зачем все это?..

Этимология грамматики,

или «по морям, по волнам»

Правила создаются, чтобы направлять на пути к цели.

Руль (изначально «правило» — с ударением на «и») – прекрасный помощник в путешествии по волнам.

Я никогда не слышал, чтобы ругали руль. Так же, как и чтобы рулевое колесо беспорядочно вертели, пока корабль стоит у причала.

И также не представляю, как можно было бы сдвинуть с места лодку интенсивным вращением руля. От такой «активности» она только крутилась бы месте, создавая завихрения за бортом.

Как собака, к хвосту которой злые мальчишки привязали консервную банку.

Как школьник, изучающий английский язык «грамматически правильным» методом.

  • Руль не может заменить весла. Если, конечно, целью является движение вперед.
  • Грамматика не способна заменить языковую практику. Если целью является освоение языка.

Грамматика по – Фрейду,

или психология в школе

Представьте себя на сеансе у психоаналитика, работающего по – Фрейду и использующего метод ассоциаций. Заплатив приличную сумму денег, Вы расслабившись, возлежите на удобной кушетке в затемненной комнате .

Доктор произносит: «Правило». Или: «Грамматика». Что у Вас выскочило из подсознания прямо сейчас? Лично у меня – «ошибка».

Ерунда какая-то …  Вроде бы и двоечником в школе не был …

И если Вам показалось, что это смешно, то – простите уж за резкость – Вы не совсем осведомлены о базовых законах человеческой, то есть нашей с Вами психики.

То, что выскакивает из нас легко и без усилий, управляет нашей жизнью — мощно и жестко. (Если вдруг Вам на ум пришла физиологическая аналогия, то она тоже верна).

Вот такая диалектика: легким движением учительской руки грамматические правила превращаются … превращаются правила … – в законы жизни. Только со знаком «наоборот».

«Назло бабушке выколю себе глазик»

Если сказанное по-прежнему кажется излишне сложным или не практичным, то …

Может, еще раз перечитаете? Или вспомните примеры из своей жизни, когда по неведомой Вам же причине Вы противились правилам, которые установили другие? Вроде и правила-то были разумные – а следовать им … ну просто колбасило …

  • Лично мне теперь стало яснее, почему так странно ведут себя скворцы, обнаружившие в скворечнике кусок ваты. Наверное, соловьиный язык учили в школе.
  • И почему школьники так плохо знают английский, хотя экзамены по грамматике и даже ЕГЭ сдают вполне сносно.
  • И почему учить английский за рубежом для «знающих» грамматику – пустое дело. Ну, если и не совсем пустое, то дорогое и неэффективное – точно. За рубежом нужно просто погружаться в естественную языковую среду. То есть в состояние без оценивания, когда естественные психологические механизмы включаются и работают на нас …

Избыточное и неумелое применение грамматики создает благодатную почву для жесткого оценивания (читай – обесценивания). Блокирует естественные психологические процессы — те самые, которые только и способны обеспечить освоение нами языка…

ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ

Источник: http://Butorov.ru/psych-grammar-3.htm

Квалифицированный психолог — как определить уровень образования?

Поиск квалифицированного психолога через интернет — задача нелегкая, тем более, что по достоинству оценить активно предъявляемые специалистами сертификаты не-психологам затруднительно в связи с бесконечным многообразием последних.

Итак:

Базовое образование

Первое на что нужно обратить внимание — базовое образование.

Оно должно быть психологическим или медицинским. МГУ, МГППУ — самые известные для Москвы из психологических. Предпочтительнее всего, чтобы в дипломе в качестве специализации были указаны «Клиническая психология» (для МГУ) и «Консультативная и клиническая психология» (для МГППУ).

Иногда такое бывает, что люди приходят в психологию не сразу. Или, имея непрестижное или просто неудачное базовое образование, но прошли серьезную подготовку по психологическому консультированию и являются успешными профессионалами.

А наоборот те, кто начинал с поступления в первоклассный ВУЗ, не стали такими уж хорошими практиками. Особенно это вероятно в контексте того, что даже самые прекрасные ВУЗы НЕ обучают психологическому консультированию и психотерапии.

Все те практические навыки, которые есть у психолога, получены вне стандартной образовательной программы.

Высшее образование в первую очередь дает теоретическое понимание существующих в психологической науке и практике проблем. Это надежный фундамент для последующего обучения, но, само по себе, теоретическое видение и систематизированные знания, никак не определяют способность психолога помочь в решении проблем реально обратившегося человека.

Дополнительное образование

Данный раздел я бы хотела представить в виде списка того, какие формы дополнительного образования существуют, насколько и почему они важны для успешной практики. Чем в большей степени понравившийся вам психолог соответствует нижеупомянутым требованиям, тем лучше.

1. Психолог имеет сертификаты подтверждающие прохождение долгосрочных образовательных программ повышения квалификации

Самые короткие из таких программ — 100 часов и посвящены какой-либо узкой теме (например, «Применение методов песочной терапии для работы с детьми»). Чем более широкая тема заявлена, тем большее количество часов должен занимать обучающий курс (например, «основы психоанализа» — 100 часов; «Психоаналитическое консультирование — 680 часов)

Посмотрите, какую именно образовательную программу прошел специалист (то есть на чем он специализируется) и от какого института.

Если это институт, который сотрудничает с другими организациями и имеет членство в мировых сообществах, это гарантия качества подготовки специалистов — поскольку сертификат выдается не по факту оплаты курса, а по факту прохождения специалистом сертификационных испытаний (экзаменов). Если институт, выдавший диплом не ведет подобного сотрудничества и не является членом более крупных ассоциаций — тот тут все на ваш страх и риск.

2. Психолог активно участвует в жизни профессионального сообщества: участвует в интенсивах, конференциях, ведет мастер классы на психологических школах, публикуется в научных журналах…

Если вы видите, что ваш психолог постоянно присутствует в поле психологических событий — это говорит о том, что он вовлечен в то, чем занимается, не устает интересоваться, готов развиваться и улучшать свой профессионализм. Писать статьи, публиковать исследования, выступать на телевидении, давать интервью — все это способы быть в диалоге с людьми вне своего кабинета.

3. Членство психолога в различных ассоциациях

Для того, чтобы оценить значение этого членства нужно обратить внимание на все те же самые детали, как и при оценке института. А именно, включена ли организация, членом которой он является, в более крупные сообщества. Приведу пример линии профессионального развития в сообществе.

Есть кандидаты московского психоаналитического общества, которые по мере своего развития в сообществе станут членами МПО, получив членство, они могут претендовать на то, чтобы со временем стать членами Международной Психоаналитической Ассоциации и т.д.

Для подобного профессионального развития психологи проходят образовательные программы и сдают аттестационные экзамены, на которых показывают свою работу. Чем больший статус имеет специалист, тем более признанным является его профессионализм.

Читайте также:  Груз ответственности - психология

4. Стаж практики

Чем больше стаж реальной практики работы с клиентами, тем лучше. Однако, этот самый стаж лучше мерить не количеством лет, а количеством проведенных консультаций. К сожалению, в этом вопросе специалисту можно верить только на слово, ни на каких бумагах это не запротоколировано.

Если психолог числится в психологических центрах, особенно в штабе, это дает определенную гарантию того, что регулярная практика у него имеется.

Если психолог пишет статьи, проводит мастер-классы или еще как-то себя проявляет и при этом производит на вас впечатление разбирающегося в своей теме человека, то этого вполне достаточно, чтобы присмотреться к нему.

По этой теме выскажу еще свое субъективное мнение, что испытываю некоторое опасение по отношению к специалистам, заявляющих о более чем 10-летнем стаже работы, но при этом не имеющих обсуждаемых здесь «регалий» и предлагающих низкую стоимость за свои услуги. Часто это бывает своеобразным проявлением неуверенности в себе (что может и не влиять резко на качество услуг) или указывать на низкую результативность в более высоком ценовом сегменте.

5. Большой опыт личной терапии и супервизии

Специалист может сам акцентировать внимание на том, у кого и в каком объеме прошел супервизию или личную терапию. Поскольку в это, в любом случае, было вложено много сил и финансов.

Но если про психолога известно, что он получил дополнительное образование в признанном институте (см.

1 пункт), то тут можно не беспокоиться, что с количеством часов личной терапии и супервизии у него все в порядке, даже если это нигде им не упоминается.

6. Преподавательский стаж в программах повышения квалификации по психотерапии

Если психолог, ведет терапевтические и образовательные группы (см. требования к институтам), дает супервизию молодым обучающимся или начавшим практику специалистам , то это говорит о признанности его мастерства среди коллег.

7. Научная деятельность

Это моя больная тема, поскольку я приняла горькое решение не развиваться в этом направлении. Если ваш психолог ведет научную деятельность и имеет научные степени, звания — это говорит о том, что психология и психотерапия дело его жизни.

Это означает, что к своей работе специалист подходит самым тщательным образом, чувствует большую ответственность за ее результаты и имеет большое количество поддерживающих его профессиональных связей. Но это не означает, что только проявившие себя в науке практики заслуживают доверие.

Слишком большое количество титулов — вероятность того, что в семье ваш психолог бывает редко, так как сильно ориентирован на достижения. Это хорошо для одних клиентских запросов и хуже для других.

Источник: https://mariadolgopolova.ru/stati/kvalifitsirovannyj-psikholog-kak-opredelit-uroven-obrazovaniya.html

В исследовании о невоспроизводимости психологических исследований нашли ошибки

Литография голландского художника Эшера «Рисующие руки» Escher / Wikipedia Commons

В процедуре проведения исследования, результаты которого утверждали о невоспроизводимости более половины психологических исследований, обнаружился ряд нарушений. Об этом говорится в статье, вышедшей в журнале Science.

В прошлом году группа психологов из Center for Open Science (COS) в США попыталась в рамках «Проекта по изучению воспроизводимости научных работ: Психология» повторить 100 различных исследований в разных отраслях психологии, опубликованных в ведущих научных журналах.

В результате им удалось воспроизвести с разной степенью близости к оригиналу только 39 из 100 работ. Это поставило под сомнение исследования в области психологии, так как воспроизводимость результатов исследования считается одним из важнейших критериев научности знания.

Стоит заметить, что работа была также опубликована в журнале Science.

В новой статье психологи из Гарвардского университета проанализировали процедуру воспроизведения исследований и пришли к выводу, что в процессе были допущены серьезные ошибки.

Во-первых, авторы работы отмечают, что при повторении исследований не была учтена статистическая ошибка.

По подсчетам ученых, даже если бы все воспроизведенные исследования показали достоверные результаты, то ошибка выборки все равно должна была бы составить пять процентов, так как часть результатов не попадает в 95 процентный доверительный интервал оригинального исследования.

Кроме того, восемь процентов результатов должны были бы оказаться статистически-незначимыми. Необходимость введения критерия статистической погрешности объясняется тем, что исследования являются репликами, а не оригинальными исследованиями.

Для создания реплики необходимо полностью соблюдать процедуру проведения психологического эксперимента и точно учитывать характеристики генеральной совокупности. В своей работе авторы демонстрируют многочисленные примеры допущенных ошибок.

Например, исследование, изучающее отношение американцев к афро-американцам, было воспроизведено на итальянцах. Или эксперимент, в котором израильтян просили представить последствия военной службы, было повторен на американцах, которых просили представить последствия медового месяца.

Однако в работе психологов COS это не было учтено.

Во-вторых, психологи из Гарварда указывают на низкую мощность исследования. Они отмечают, что повторения были однократными и поэтому был получен такой малый процент достоверных исследований.

Для сравнения они приводят проект «Many Labs», в котором 36 независимых лабораторий создали 574 реплики 16 оригинальных исследований.

В результате им удалось получить воспроизвести результаты 85 процентов исследований.

В-третьих, ученые говорят о том, что процедура некоторых повторных исследований не была одобрена авторами оригинальных исследований.

Так, около 30 процентов авторов не одобрили методологический протокол для репликации.

Психологи проанализировали одобренные и неодобренные исследования и обнаружили, что вероятность удачного воспроизведения исследований с неодобренным протоколом была в четыре раза ниже, чем с одобренным.

В итоге ученые из Гарварда приходят к выводу, что психологи COS допустили ряд научных ошибок при процедуре воспроизведения исследований и анализе результатов. Таким образом, как замечают исследователи, статья, опубликованная в Science, не дает оснований для полученных из нее выводов.

Кристина Уласович

Источник: https://nplus1.ru/news/2016/03/04/fail-of-psychology-studies-fail-reproducibility

Как совместить учебу и отношения?

Вопрос психологу:

Здравствуйте, Я Наталья, мне 19 лет, учусь на 1 курсе.

Мой молодой человек учится на 1 курсе в медицинском университете, ему 19 лет. Встречаемся 3 года.

Предыстория: В 9 классе поехали вместе в лагерь и там все закрутилось.

У нас не было конфетно-букетного периода.

В первый же месяц наших отношений было много ссор (причина — разные характеры, поэтому не могли ужиться друг с другом, не было никакого понимания), он хотел расстаться, я настаивала, что это не выход, нужно перерасти этот период, утверждала, что все будет хорошо.

И действительно, так и случилось, жили душа в душу полтора года. Но после все как будто»оборвалось».

Он стал общаться много с одной девушкой, которую считал своим другом.

Я конечно же очень ревнивая и на основе этого постоянно устраивала скандалы.

И однажды он не вытерпел и сказал, что устал от наших отношений, устал от меня.

Он уже не говорил ни о каких чувствах, потому что думал что их нет. Предложил уйти на паузу (за день до экзамена, было это в 11 классе).

Во время этой паузы он разберется любит ли он меня, хочет ли он отношений.

Я же в это время знала, что люблю его и согласилась ждать.

Мне было очень больно, потому что боялась, что совсем уйдет от меня.

Но он твердил, что я могу сама его бросить, так как понравится быть одной.

Прошел месяц, за этот период я узнала что он мне изменил (информация поступила от его лучшего друга), и поэтому когда пришел день поговорить, я отказалась от отношений.

Он написал, что хочет быть со мной и поэтому я должна ответить на вопрос: «хочу ли я быть с ним?»

Я же хотела встретиться с ним и задать ему самый главный вопрос: «Ты мне изменил?».

Но он не слушал меня и сказал: «отвечай, никаких разговоров не будет».

Я ответила «нет».

Затем он меня удалил из всех социальных сетей и на улице даже не здоровался со мной.

Так прошел еще месяц, я стала общаться с другим молодым человеком, он также общался с той девушкой.

Но забыть его никак не могла.

И вот уже в августе, он написал, что я думаю об этом и есть ли у меня что-то к нему.

Я ответила «да».

Мы встретились, я ему все таки задала вопрос, который меня мучил два месяца.

Он сказал, что это полная чушь и доказал мне, что это действительно неправда.

Сказал, что хотел вернуться, что любит сильно. Не мог сказать этого, потому что видел как я общалась с другим, не хотел портить назревающие отношения, ждал момента, когда я перестану общаться с другим молодым человеком.

Мы вновь сошли и все было очень хорошо.

Уехали в один город, теперь он учится на врача, а я на прокурора.

Все бы хорошо, но тут начались новые трудности.

За все время отношений я постоянно меняюсь и я вижу как он мне помогает и делает из меня хорошую девушку.

После переезда он мне каждый день говорил, что хочет видеть возле себя взрослую и серьезную девушку.

Сказал, что помогать мне не будет, должна сама справится.

Я пыталась, примерно 2 месяца ничего не выходило.

Мы постоянно ссорились.

И однажды он ко мне приехал и сказал, что этот день проведенный вместе был очень хороший, ведь он его провел со взрослой девушкой.

После этого я начитавшись книжек решила, что взрослые девушки уделяют мало внимания, для того чтобы заинтересовать молодого человека.

Я таким методом пользовалась неделю и все стало очень плохо.

Мой молодой человек сказал, что я вспоминаю о нем только когда скучно и свои выходные он проводил после этого только с друзьями и со мной общался «как попало».

За эту неделю он видимо привык один жить и до сих пор общается со мной не так как раньше.

Я примерно через неделю решила дать ему 2 недели для того, чтобы он поменялся и со мной хорошо стал общаться.

прошла неделя, никаких изменений не произошло.

Все эти две недели я мучилась и устраивала скандалы.

У меня было дежавю, все происходила так же, как перед паузой.

Он после недели моих скандалов, начал хорошо отвечать на мои сообщения.

Во время этих двух недель, которые я дала, у него были зачеты.

Но как только я хотела встреться, у него были какие то отмазки.

Он говорил, что у него сейчас на первом месте учеба.

Но я говорила, ты же находишь время на друзей, почему ты не можешь уделить мне несколько часов своего свободного времени.

И вот вчера я затеяла скандал.

Он сказал, что не хочет отношений, они мешают учебе, что одному легче.

Я спросила: «а как же друзья?»

Ответ был таков: «Извини, но нам нужно расстаться, нужно учиться, отношения мешают, одному легче. Прости. Друзья могут подождать, а отношения нет. Не хочу тебя мучить. И учеба продлится 6 лет, ты не готова столько ждать, мучить бесполезно».

Я понимаю, что у него зачеты и экзамены скоро, но можно же находить время хоть немного на меня, ведь в свое свободное время он находит на друзей, почему же так?

Я обдумав, поняла что он действительно старался и терпел мои скандалы, хоть немного но он мне старался отвечать.

Даже когда я его спрашивала «может ты один хочешь быть?», он упускал этот вопрос, на мои скандалы отвечал спокойно и с шутками.

Поняла, что очень глупа и что зря написала ему, нужно было быть тактичнее и терпеливее, просто нужно было подождать, когда пройду еще экзамены.

Но сейчас я отсрочила это решение, мы не расстались, мы вместе.

Я сказала, что не смогу сосредоточиться на экзаменах.

Мы обоюдно решили, что вопрос о расставании перенесем, все решим после экзаменов.

Мне отношения не мешают учиться, ведь у меня нагрузки намного меньше.

И сейчас я не знаю как себя вести с ним в общении,

какую тактику выработать.

Помогите, пожалуйста.

Автор вопроса: Наталья Возраст: 19

Источник: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/lyubov-znakomstva-otnosheniya/10984-kak-sovmestit-uchebu-i-otnosheniya

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию