Отчуждение — психология

Отчуждение | Мир Психологии

Отчуждение - психология

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Отчуждение (в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр.

В психологии понятие отчуждение впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э.

Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: Отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии О.

используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности межличностных отношений ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.

При анализе О. большинство социальных психологов сосредотачивает свое внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидами своей отверженности, являющейся причиной аномии — антиобщественного поведения (М. Симэн, Р.К. Мертон).

Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения.

Отчуждение берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной депривации ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его рефлексии.

В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром, его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Валлон). На более поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, которое находит свое выражение в неприятии, отвержении, эгоцентризме. В.В. Абраменкова

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Отчуждение — процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, — трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом.

В психологии — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому — от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.

В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы.

При анализе отчуждения западная Психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения.

В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза — отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось:

  • в дереализации — невротической потере субъектом чувства реальности происходящего;
  • в деперсонализации — утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах:
  1. отчуждение от других людей;
  2. от своего труда;
  3. от потребностей;
  4. от государства;
  5. от природы;
  6. от самого себя.

Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной.

Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения.

Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Отчуждение

  • отстранение, отдаление от других людей, недостаток или отсутствие тёплых отношений с ними;
  • в экзистенциализме – центральный пункт этой философской концепции, означающий отдаление человека от самого себя, от своей «сущности» («человек – экзистенциальный предатель»). Считается следствием озабоченности конформизмом, желаниями других людей, давлением социальных институтов и влияния других «внешних мотивов»;
  • в психопатологии – деперсонализация, утрата ощущения принадлежности к собственной личности различных проявлений своего Я (мыслей, эмоций, побуждений и др.). Так, Л.Н.Толстой («Война и мир») так пишет об ощущении отчуждения у Наташи Ростовой:»Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи…она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них». См. Деперсонализация;
  • в психоанализе – способ существования или процесс становления, при которых происходит отстранение: а) либо неких личных качеств от себя (направленность интересов фрейдовского анализа), либоб) плодов своего труда в пользу других людей (направленность марксизма);
  • в социальной психологии — отчуждение политическое, недовольство, неудовлетворённость, разочарование, безразличие или враждебность широких масс людей в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Отчуждение

  1. В современном использовании: чувство отчужденности или отдаления от других; ощущение недостатка теплых отношений с другими.
  2. Экзистенциалисты, однако, сделали этот термин центральной концепцией своей психологии и привнесли в его значение важный дополнительный аспект. Они сконцентрировали свое внимание не столько на отчуждении одного человека от других, сколько на отдалении человека от самого себя. Это отделение индивида от предполагаемой своей «реальной» или «глубинной» сущности считается следствием озабоченности конформностью, желаниями других, давления социальных институтов и других «внешних» мотивов.
  3. Устаревший термин для обозначения прогрессирующего психического заболевания.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/otchuzhdenie

Отчуждение как психологическая защита

Отчуждение как психологическая защита

Отчуждение — психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания травмирующих человека факторов. При лом неприемлемая информация как бы капсулируется, тем самым блокируется от доступа к остальным зонам сознания: возникает двуплановость. В результате связь между травмирующими событием и его эмоциональной оценкой нарушается.

Для отчуждения характерна Утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Возникновение отчуждения как способности выйти за пределы собственного Я связано со сменой позиции в совместной деятельности.

Ограниченное отчуждение имеет положительный смысл-постижение нового в его противоречиях. Свобода человека также предполагает способность к самоотстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может отмежеваться от чего-то в себе.

Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями Я, позволяющая занять в отношении себя или какого-то своего состояния или качества новую позицию.

Поведение по принципу «так должно быть» (с фиксированных позиций) приводил к отчетливому отделению проявлений специфических переживаний от содержательной их части. Переживания вытесняются из поля сознания напряженность ослабляется, остается лишь их содержательный аспект.

Читайте также:  Вопросник максимума жизни - психология

Франкл описывает состояние острой деперсонализации как типичную защиту для первой фазы пребывания человека в нечеловеческих условиях концлагеря. Неоднократно отмечено, что в момент пыток, ощущения сильной боли иногда возникает чувство некоторого удаления, отстранения от этой боли: «Это происходите моим телом, но не со мной».

Здесь отчуждение выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность отгородиться от душераздирающих физических или психических страданий. Бывают ситуации, облегчающие расщепление, создание второй взаимоисключающей позиции, допускающей в дальнейшем отчуждение от любой из них.

Например, появление отчима способствует тому, чтобы сын увидел в матери женщину и стал способным к отчуждению ее в некоторые моменты как матери.

С отчуждением связаны феномены депереализации, деперсонализании, расщепления личности (множественности Я). По Фрейду, самоотчуждение ведет либо к потере своего Я — деперсонализации, либо к утрате чувства реальности окружающего мира — дереализации. Гиперболизация меры отчуждения ведет или к полной растворенности во внешней среде или к полному отрицанию ее значения, замыканию в себе.

В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершивший тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственное участие в содеянном.

Например, не отрицая своего присутствия в сцене убийства, он опознает предметы, с помощью которых было совершено убийство, как свои, но вопреки всякой очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный. Здесь имеет места состояние дереализации, т. е. защита по типу отчуждения.

Деперсонализация связана с отчуждением одной части личности человека (неприемлемой и травмирующей его) от другой части его же личности, которая вполне для него приемлема.

Пока существует такое отчуждение, достойная часть личности не переживает по поводу поступков недостойной и тем самым не берет на себя ответственности за них.

Проблема преодоления человеком такой отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия от воссоединения с самим собой исторически тесно сочеталась с осознанием свое греховности, т. е. с осознанием других, отвергаемых частей своей личности.

Сам факт отчуждения Гегель рассматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы — становление самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости.

Таким образом, отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков.

Самоотстранение от чего-то позволяет обрести внутреннюю свободу и поддерживать достойный образ жизни.

Если же отношения между желаниями человека и возможностью их признания в себе развертываются, то отчуждение становится фактором, обостряющим восприятие личностью своих нравственных устоев.

Источник: http://psyfaq.ru/main/1736_Otchuzhdenie.html

Отчуждение — что такое | Словарь психологических терминов

Отчуждение — процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, — трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом.

В психологии — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому — от несходства до неприятия и враждебности.

Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.

В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы.

При анализе отчуждения западная психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного).

Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения.

В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза — отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь.

Феноменологически отчуждение выражалось:

1) в дереализации — невротической потере субъектом чувства реальности происходящего;

2) в деперсонализации — утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах:

1) отчуждение от других людей; 2) от своего труда; 3) от потребностей; 4) от государства; 5) от природы;

6) от самого себя.

Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной.

Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения.

Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение.

Извините, но по Вашему запросу статей не найдено. Попробуйте поискать по ключевому слову или напишите на e-mail: psychology@ourmind.ru и мы рассмотрим возможность добавления нужного Вам материала.

Источник: https://ourmind.ru/tag/otchuzhdenie

Отчуждение как психологическое понятие(Осин Е.Н.)

Проблема отчуждения активно обсуждалась философами, начиная с Гегеля, однако в круг общеупотребительных психологических понятий этот термин по-настоящему так и не вошёл. Как отмечает Р. Шэхт, различные авторы говорят об отчуждении применительно к столь разным феноменам, что обсуждение отчуждения вообще, без ответа на вопрос о том, кто и от чего отчуждается, является непродуктивным.

Действительно, единое содержание понятия «отчуждение», объясняющего широкий круг экономических, социальных и психологических феноменов, задаётся исключительно его теоретической интерпретацией.

Наиболее хорошо известна предложенная Марксом и разработанная во Франкфуртской школе концепция отчуждения, согласно которой отчуждённый характер труда как основной деятельности человека (когда та объективно выступает средством для удовлетворения биологических и социальных потребностей человека, а не его целью, реализацией его творческих сил) ведёт к отчуждению человека от процесса и продукта труда, от родовой сущности, от других людей и от самого себя. В то же время, понятие отчуждения широко использовалось и в экзистенциальной философии несколько отличным, но вполне определённым образом: с одной стороны, как отчуждение человека от внешнего мира (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), и, с другой стороны, как заброшенность, отчуждение человека от Бытия, которое представляет собой его потенциальную возможность (М. Хайдеггер). Отдельный интерес представляет собой феномен отчуждения в языке, о котором говорят представители обеих традиций (Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.).

Подробный анализ соотношения разных представлений об отчуждении требует развёрнутого обсуждения; отметим лишь, что они имеют ряд существенных общих черт.

От Гегеля проистекает общее для обеих традиций представление об отчуждении как о базовом феномене, присущем человеческому бытию вообще (Entäußerung); с другой стороны (Entfremdung), и отчуждение от родовой сущности, и отчуждение от Бытия, как отмечает Р.

Шэхт, имеют нормативно-ценностный характер. Философский анализ понятий об отчуждении представляет собой масштабную задачу.

Несколько проще обстоят дела в психологии, куда понятие отчуждения вошло двумя путями: с одной стороны, как теоретическое понятие, преимущественно из марксистской философии (Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн и др.), и, с другой стороны, как обобщающее обозначение для ряда эмпирических феноменов (М. Симэн, Дж. Рэй и др.), часто не подкреплённое теоретическим объяснением.

Оба варианта разработки оказались не вполне успешными: в первом случае теория слишком высокого уровня обобщения оказалась оторванной от эмпирии; во втором случае множество противоречивых вариантов эмпирической разработки отчуждения не дали единой основы для теоретического объяснения этого понятия как психологического.

Исключением является, пожалуй, теория отчуждения как экзистенциального недуга, разработанная С. Мадди.

Читайте также:  Интеллект и креативность - психология

С эмпирической точки зрения, за понятием отчуждения у разных авторов стоит весьма сходный ряд субъективных феноменов: неудовлетворённость жизнью в целом или её отдельными сферами, переживание бессилия, аномия, нигилизм или цинизм по отношению к общественным ценностям, переживание изоляции, чувство утраты смысла. На наш взгляд, именно понятие смысла позволяет объяснить весь спектр когнитивных, эмоциональных и поведенческих феноменов, традиционно связанных с отчуждением, давая тем самым основу для психологической разработки этого понятия в русле деятельностного подхода.

Теоретические основания для разработки отчуждения как утраты смысла дают работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и их последователей (Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.): так, А.Н. Леонтьев называет отчуждённой деятельность, у которой сохранены лишь побудительные мотивы в отсутствие смыслообразующих, а С.Л.

Рубинштейн говорит о возможности преодоления отчуждения идеала путём его реализации, ведущей к преодолению отчуждения человека от человека и к аутентичной жизни. В экзистенциальной психологии понятие отчуждения хорошо соотносится с понятием экзистенциального вакуума (В. Франкл) и используется рядом авторов (Э. ван Дорцен, А. Лэнгле и др.). С.

Мадди, опираясь на работы Ж.-П. Сартра и Э.

Фромма, описывает отчуждение как экзистенциальный недуг, суть которого состоит в отказе человека от совершения творческого выбора в пользу неопределённости, связанной с осуществлением уникального смысла собственной жизни, в результате чего последняя приобретает конформистский характер, становится осуществлением биологических потребностей и социальных ролей.

Опираясь на представление об утрате деятельностью смысла как о механизме, стоящем за феноменами отчуждения, мы используем термин «смысловое отчуждение», предложенный Д.А. Леонтьевым, чтобы ограничить используемый нами конструкт и избежать сверхобобщения, с опасностью которого связано всякое употребление термина «отчуждение».

В отличие от понятия утраты смысла, которое обычно используется применительно к жизни в целом, понятие смыслового отчуждения применимо и к отдельным её сферам или отдельным видам деятельности и на этом уровне может выступать объяснением феноменов, связанных, например, с такими понятиями как внешняя мотивация (в терминах Э. Деси и Р. Райана) и профессиональное выгорание (К. Маслач). Так, человек может испытывать смысловое отчуждение в рамках конкретной деятельности (в качестве таковой может рассматриваться не только трудовая или учебная, но и, возможно, межличностное общение), не испытывая при этом утраты смысла жизни, если последний осуществляется им в каких-то других видах деятельности. И наоборот, мотива, придающего осмысленность конкретной деятельности, в которой человек реализует себя, может быть недостаточно для переживания им общего смысла жизни.

С другой стороны, смысловое отчуждение имеет и социальный аспект. Опираясь на идею «неклассической психологии» (Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев и др.) о надындивидуальном существовании (в психике и во внешней предметной, знаковой форме) смыслов и ценностей как содержаний культуры, можно говорить о различных уровнях обобщённости смыслов (Б.С.

Братусь), выделяя общечеловеческие смыслы и ценности, а также более конкретные формы их реализации, принятые в рамках отдельных социальных групп.

Общечеловеческие ценности более универсальны и как цели, и как средства, способные придать смысл жизни человека, однако их и сложнее присвоить, чем ценности конкретного социума, представленные в дискурсе и на языке отдельной социальной группы; последние в различной степени согласуются с первыми, и могут им эксплицитно противоречить.

Таким образом, оказывается возможным говорить о смысловом отчуждении человека от других людей или социальных групп, в зависимости от того, в какой мере он реализует в своей жизни смыслы и ценности, разделяемые этими людьми или группами; антонимом термина «отчуждение» в этом смысле может выступать слово «причастность».

Можно предположить, что индивидуальное развитие идёт в направлении от присвоения ценностей и смыслов конкретного социума к формированию индивидуальной системы ценностей и смыслов, в той или иной мере согласующейся с общечеловеческой.

В ходе поиска и обретения аутентичности человек вынужден постоянно решать «задачу на смысл» (А.Н. Леонтьев) и утверждать этот смысл, реализуя его не только во внутренней, но и во внешней деятельности, направление которой может идти вразрез с социальным status quo (С. Мадди).

И, как показывает К. Уилсон в книге «Посторонний», экзистенциальная позиция главного героя одноимённого романа А.

Камю, в которой конвенциональные ценности перестают действовать и мир вообще утрачивает для человека ценность, является не конечным идеалом, а лишь исходной точкой пути к обретению аутентичности.

Путь, ведущий к обретению себя (и, в потенциале, к преодолению смыслового отчуждения от человечества), может одновременно вести к смысловому отчуждению от других людей. Вероятно, именно это имел в виду К.Г. Юнг, говоря о том, что за верность собственному закону и за развитие личности человек вынужден платить одиночеством.

Осин Е.Н.,

  1. Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «профиль личностных достоинств»
  2. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Эмпирическая типология смыслов жизни в США и России Леонтьев Д-А., Осин Е.Н.
  3. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н.

    Возможности эмпирического исследования личностного потенциала

  4. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Экзистенциальный психолог как объект психологического исследования
  5. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Смыслоутрата и отчуждение
  6. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения
  7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н.

    , Салихова А.Ж. Разработки методики дифференциальной диагностики рефлексивности

  8. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Два аспекта одиночества: эмпирический анализ
  9. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Иванченко Г.В., Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал. Структура и диагностика
  10. Осин Е.Н. Аутентичность
  11. Осин Е.Н.

    Общество, отчуждение и смысл жизни

  12. Осин Е.Н. Смысловое отчуждение в сфере образования: перспективы исследования
  13. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: Структура и диагностика (материалы диссертации)
  14. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS
  15. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А.

    Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства

  16. Осин Е.Н., Кузнецова C.С. Жизнь со смыслом и без него: индивидуальные стратегии выстраивания жизни
  17. Осин Е.Н., Кузнецова C.С. Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием?
  18. Осин Е.Н., Ишанов С.А.

    Одиночество как экзистенциальный вызов: эмпирическая типология индивидуальных реакций

Источник: http://hpsy.ru/public/x3403.htm

Cоциальное отчуждение

Cоциальное отчуждение

Процесс превращения деятельности и ее результатов в силу, господствующую над людьми, подавляющую и разрушающую их социально-биологическую и нравственно-психическую целостность; объективно-исторический процесс отторжения от человека его сущностных сил и продуктов его деятельности и превращения их в чуждые, враждебные, а зачастую и в порабощающие его самого силы.

В истории осмысления феномена социального отчуждения выделяются психологическая и математическая точки зрения. Сторонники первой считают социальное отчуждение вечным и неустранимым явлением, неизбежным злом, вытекающим из социально-психической природы человека.

Сторонники второй рассматривают отчуждение как преходящее социальное явление, которое коренится в природе социальных отношений. Впервые процесс духовного отчуждения (как объективацию) рассмотрел в своей концепции “абсолютного духа” Г. Гегель.

Отождествляя отчуждение и опредмечивание, он считал, что мировой дух отчуждается (объективируется) в природу и общество . Вопрос о реальном упразднении отчуждения у него не вставал.

Социологическую интерпретацию отчуждения впервые дал К . Маркс в “Экономическо-философских рукописях”, где он выводил его из результатов распределения труда , частной собственности, эксплуатации.

Он выделил следующие виды отчуждения: от условий труда, от орудий (средств производства), от продуктов труда, от родовой сущности человека, человека от человека, человека от общества, человека от природы, самоотчуждение (отчуждение человека от самого себя).

В капиталистическом производстве отчуждение в сфере труда обусловливает все другие формы отчуждения в надстроечной сфере (политика, право , религия, наука, искусство и т.д.).

Преодоление политического отчуждения, по К. Марксу, возможно при условии устранения товарного (материально-экономического) отчуждения. Отчуждение преодолевается в результате пролетарской революции.

В условиях становления информационного общества происходит процесс появления новых форм О. с. В общении друг с другом люди прибегают к услугам посредников (“отчужденных сущностных сил”) – языка, денег, права и проч. Происходит уменьшение эксплуатации человека, но возрастает отчуждение.

В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею “системы участия” (во владении и распределении прибыли), а для преодоления политического отчуждения – идею участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Таким образом, сторонники существования вечного О. с. говорят о поисках компенсаторных методов его минимизации, о развитии адаптационных механизмов работников. Сторонники концепции преходящего феномена отчуждения связывают свои надежды с ликвидацией рыночного хозяйства, с превращением принудительного труда в свободную творческую деятельность личности (с неотчужденным трудом в неотчуждаемом обществе).

Источник: https://psyera.ru/cocialnoe-otchuzhdenie_9564.htm

Лекция 1. «Психология социального отчуждения» как образовательная дисциплина. Предмет, объект, специфика психологии социального отчуждения

Поиск Лекций

Отчуждение – термин, широко и неоднозначно употребляемый в современной философии, социологии, социальной психологии. В юриспруденции означает передачу имущества в собственность другого лица. Теоретики общественного договора (Гоббс, Руссо и др.

) рассматривали отчуждение как акт передачи прав личности государству.

В немецкой классической философии категория отчуждения разрабатывалась Фихте, Шеллингом и особенно Гегелем, который связал понятие с саморазвитием духа, в процессе своей деятельности отчуждающим себя от самого себя для того, чтобы познать себя в своем ино-бытии. Фейербах, критикуя религию, видел в Боге отчужденную от человека его собственную сущность, которой приписывается иллюзорное сверхъестественное существование и господство над человеком.

Маркссвязывал отчуждение с разделением труда, частной собственностью и рассматривал его как специфический феномен буржуазного способа производства (отчужденный труд). В марксистской философской традиции отчуждение понимается как объективное превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и подчиняющую его.

В современной западной науке понятие отчуждение используется как в объективном, так и в субъективном аспектах. Это и объективное состояние, находясь в котором человек своей деятельностью противоречит реализации собственной сущности, и чувство отчужденности по отношению к самому себе, ощущение невыносимой заброшенности в чуждом, враждебном мире, одиночество.

Отчуждение понимается как разрыв индивида с социальной жизнью, нарастающий по мере исторического развития человечества. Хайдеггер интерпретирует отчуждение как способ бытия человека в условиях общественности, Фромм – как наиболее общее выражение социальной психопатологии современного мира.

В узком смысле отчуждение представляется как явление, порождаемое господством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, в широком – как качественное состояние совокупности социальных связей.

Отчуждение описывается как фундаментальная тенденция современной эпохи, как выражение несвободы личности, имеющее разные аспекты: экономический, политический, социальный экологический, технологический, духовный – т.е. выступает как синтетическая категория, резюмирующая диагноз болезни современной цивилизации.

Вместе с тем, исключительно широкое употребление термина делает его расплывчатым, многозначным, пригодным лишь для обозначения внешних симптомов неблагополучия и требующим объяснения на основе иных, более конкретных категорий. В индустриальной социологии в 60-70 гг.

проводились эмпирические исследования отчуждения в труде и разрабатывались конкретные программы его преодоления, вошедшие в систему «человеческих отношений», «гуманизации труда» и т.п. Проблема преодоления отчуждения как исторически сложившегося способа организации человеческих отношений предполагает комплексный подход как в теоретическом, так и в практическом плане /Краткий философский словарь. Под ред. А.П. Алексеева. – М.: «Проспект», 1997. – С.224-225/.

Отчужденность –состояние, которое характеризуется уходом личности в себя, отсутствием доверия, понимания в отношениях воспитателя и воспитанника, что является препятствием как к продуктивному воспитательному взаимодействию, так и к развитию и совершенствованию личности /Педагогический словарь /Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С.88/.

Как видно из данных определений, психология социального отчуждения тесно связана с такими понятиями, как «норма», «девиация», «патология».

Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют.

Выделяют следующие виды норм:

— правовые;

— нравственные;

— этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющие виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурными особенностями.

Девиантным считается такое поведение, при котором наблюдается отклонение хотя бы от одной из данных общественных норм.

Девиантное поведение — «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам».

Патология— от греческого pathos — болезнь, страдание и logos — учение.

Существует мнение, что девиантное поведение — это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии.

И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, а с другой — отсутствие психопатологических свойств.

Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму.

Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:

— склонность к дезадаптации;

— тотальность;

— стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «вовне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию, ориентированную «на себя».

Проблемы в межличностном взаимодействии выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, социально-психологической изоляции.

Ориентированность дезадаптации «на себя» определяется наличием у индивида низкой самооценки, неприятием себя и неудовлетворенности собой.

Тотальность. Предполагает проявление дезадаптивного поведения индивида в большинстве или во всех сферах его деятельности.

Стабильность. Дезадаптивное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

В основе квалификации поведения индивида как адаптивного, независимо от национальности, вероисповедания и места проживания лежат понятия «психологическая культура», «психическое здоровье», «психологическое здоровье».

Для того чтобы поддерживать психическое здоровье на должном уровне, необходимо обладать психологической культурой. Понятие психологическая культура включает в себя: «…заботу о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям».

Основу психологической культуры составляют: самопознание и самооценка; стремление к познанию других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями в процессе общения. Все три компонента присутствуют в структуре здоровой личности, то есть личности, обладающей психологическим и психическим здоровьем.

Условием психического здоровья является психологическое здоровье, проявляющееся в благополучии, ощущаемом человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном).

Психологическое здоровье — «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи».

Психическое здоровье — «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».

Таким образом, психическое здоровье понимается как состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Выделяют следующие уровни психического здоровья:

— креативный: стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий;

— адаптивный: адаптированность к социуму сопровождается повышенным уровнем тревожности;

— дезадаптивный: внутренние проблемы не решаются. Нарушенный баланс между внутренним миром и внешним пытаются восстановить при помощи ассимилятивного стиля поведения (приспособление в ущерб своим интересам) или аккомодативного (агрессивно-наступательный, в ущерб интересам других).

Источник: https://poisk-ru.ru/s48650t6.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию