Открытое воздействие — психология

Психологическое воздействие

Каждый день мы подвергаемся психологическому воздействию. Иногда это раздражает, а иногда мы даже не подозреваем, что нами управляют. Психологическое воздействие – это мощный инструмент в умелых руках. Чтобы овладеть приемами, нужно досконально изучить особенности личности и возможные способы влияния на сознание людей.

Какие виды воздействия бывают и как защитить себя от чужого влияния, поговорим в этой статье.

Понятие психологического воздействия

Это сложный и многогранный термин. Если выражаться кратко, то психологическое воздействие – это манипуляция с человеческим подсознанием, которая происходит вопреки здравому разуму. Влияние на чувства и эмоции позволяют управлять поведением человека.

На заре цивилизации навыками психологического воздействия обладали шаманы и вожди племени. Они пользовались примитивными методами: языком тела, интонациями голоса, ритуалами и снадобьями, помутняющими сознание.

По мере развития науки и техники способов манипуляции подсознанием стало настолько много, что каждый из нас пользуется ими ежедневно и не подозревает этого.

Цель психологического воздействия

Независимо от объекта (один человек или группа), за процессом стоит определенная цель психологического воздействия:

  1. Использование других людей для удовлетворения личных потребностей.
  2. Завоевание авторитета в группе.
  3. Создание рамок и стандартов общества.
  4. Обретение чувства значимости.
  5. Доказательство своего существования.

В большинстве попыток манипуляции лежат эгоистичные цели. Мы видим человека, эмоционально слабее нас, и стремимся его подчинить. Одному нужно, чтобы его выслушивали, другому, чтобы выполняли за него поручения. Это цели, которых мы добиваемся посредством психологического воздействия.

Одни используют это умение в благих целях, другими двигает эгоизм. Но в первом и во втором случае истинной целью служит доказательство собственной значимости перед обществом и установление факта своего существования. Психология не разделяет мотивы на плохие и хорошие, она изучает методы и способы воздействия, открывая новые факты.

Умелого мастера раскусить сложно, особенно если он действует на вас и на ваше окружение. Убедить несколько человек на практике проще, чем одного. Этому виной стадное чувство и развитие средств массой информации. Мы слепо верим в то, что нам говорят по телевизору.

Методы психологического воздействия

Методы психологического воздействия разнообразны. Политики и диктаторы с совершенстве владеют каждым из них:

  1. Убеждение. Воздействие с помощью аргументов.
  2. Самореклама. Демонстрация своих преимуществ перед другими людьми для завоевания доверия у окружающих.
  3. Внушение. Воздействие без аргументов.
  4. Заражение. Передача своих чувств и эмоций другим людям.
  5. Возбуждение желания подражать. С помощью слов и действий пробудить людей подражать тебе.
  6. Вызывание благосклонности. Убеждение в своих благих намерениях и целях.
  7. Просьба. Высказывание своих желаний и просьба в их удовлетворении.
  8. Принуждение. Давление и запугивание угрозами.
  9. Деструктивная критика. Подавление личности человека, высмеивание и оскорбление личности.
  10. Манипуляция. Косвенное пробуждение к действию или суждениям.

Виды психологического воздействия имеют схожие и различные черты, одни подходят для достижения быстрого результата, другие для влияния личность в течение долгого времени.

Инструменты психологического воздействия

Одно дело, когда человек находится рядом и вы можете убедить его словами, взглядом, движениями, интонацией. Но что делать, если цель – сознание аудитории людей, находящихся в разных городах и даже странах.

Для этого используются инструменты психологического воздействия:

  1. Военные средства.
  2. Торговые и финансовые санкции.
  3. Политические средства.
  4. Изобразительное и музыкальное искусство.
  5. СМИ.
  6. Интернет.

Управление массами при помощи этих инструментов приводит к ошеломляющим результатам. Мы привыкли верить тому, что читаем в интернете и видим по телевизору и нам в голову не придет, что это очередной способ психологического воздействия. Возьмем в пример каноны красоты, которые были 50 лет назад и существующие сейчас. Те и другие диктовала мода с помощью СМИ, чтобы продавать свои продукты.

Убеждение

Этот метод имеет три составляющих: тезис, аргументы и демонстрация. Сначала вы формулируете конкретную позицию – это тезис, затем формируете аргументы, а в конце с помощью демонстрации убеждаете целевую аудиторию.

Метод очень эффективен, если знать секреты убеждения:

  • термины и аргументы должны быть предельно простыми и понятными;
  • используйте только те факты, в правдивости которых вы уверены;
  • учитывайте особенности личности собеседника;
  • ведите беседу, не обсуждая других людей;
  • ваша речь должна быть простой, без сложных эпитетов и крылатых выражений.

Большая часть успеха зависит от аргументов, которые вы предъявляете. Эффектом обладают те доводы, которые подкреплены общеизвестными фактами, относятся конкретно к теме беседы, интересны собеседнику и не потерявшие актуальность.

Внушение

Этот метод не имеет под собой аргументов и фактов. Он действует на личность иначе. С его помощью можно навязать человеку свое мнение и заставить действовать в ваших интересах.

Внушение бывает прямым и косвенным. В первом случае вы прямо высказываете свою точку зрения и ждете повиновения. Этот метод используется родителями, воспитателями, учителями. Во втором случае выбираются приемы, ненавязчиво подталкивающие к действию. Таким методом пользуются создатели рекламы.

На эффективность внушения влияют следующие факторы:

  • возраст человека или целевой аудитории;
  • состояние (усталость, утомленность);
  • ваш авторитет;
  • тип личности человека, на которого оказывается психологическое воздействие.

Внушение можно считать успешным, если вам безоговорочно верят и следуют указаниям, не требуя объяснений.

Заражение

Это третий основной метод воздействия на личность. Он направлен на массу людей, а не на одного индивидуума. Ярким примером психологического воздействия посредством заражения являются религиозные секты и фан-клубы.

О том, что существует метод заражения, люди знали еще в на заре цивилизованного общества, когда вокруг идола или алтаря проводились массовые обряды с ритуальными танцами и вхождениями в транс.

Сегодня этот метод широко изучается. Он больше известен как психология массы или феномен толпы. Редкая личность сможет противостоять общему порыву и пойти против толпы.

Заражение можно определить по следующим признакам:

  • отключение сознания;
  • переход в состояние бессознательности;
  • направленность мыслей и чувств в одну сторону;
  • желание осуществления идей в реальность прямо здесь и сейчас;
  • утрата личности;
  • отключение логики;
  • нежелание быть ответственным за свои действия.

Убеждение, внушение и заражение – «три кита», на которых основано психологическое воздействие. Но и остальные методы пользуются популярностью среди тех, кто желает управлять поведением и разумом людей.

Методы защиты от психологического воздействия

Сегодня каждому из нас доступна информация о методах психологического влияния как ими овладеть, поэтому внушаемым людям часто приходится быть марионеткой в чьих-то руках и выполнять его просьбы и пожелания. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, следует уметь противостоять манипуляторам и сохранять трезвость ума.

Методы защиты от психологического воздействия:

  • сохранение хладнокровия. В любой ситуации следует анализировать, нужно вам подчиняться словам другого человека или нет, какая будет от этого выгода. В большинстве случаев вы не сможете конкретно ответить на вопрос, зачем вам что-то делать. А это первый признак того, что на вас хотят воздействовать;
  • рациональный подход. Если вам предлагают выполнить конкретные действия, то предложите свой вариант, который будет вам удобнее. Это заведет манипулятора в ступор, и он потеряет власть над вами;
  • вера в собственную правоту. Если вам пытаются навязать чужое мнение, не верьте слепо чужим словам. Лучше проанализируйте предоставленные доводы, сопоставьте со своими;
  • Меняйте манеру поведения. Манипуляторы считывают информацию об особенностях вашей личности с манеры общения и поведения. Вводите таких людей в тупик, примеряя на себя разные роли;
  • недоверие должно стать вашей привычкой. Речь не идет о близких людях, которые желают вам добра. Но если незнакомый человек или коллега по работе внезапно начинает питать к вам интерес и навязывать свое общение, насторожитесь и попробуйте заметить в его словах и поведении признаки манипулятора;
  • проанализируйте прошлые ошибки. Акцентируйте внимание на ситуациях, когда вами управляли. Подумайте, как вы допустили это и что делать, чтобы не повторить печального опыта;
  • требуйте объяснений. Если вас склоняют к каким-либо действиям, задавайте много вопросов. Манипулятор выдаст себя, если попытается вас обмануть, уклониться от ответа;
  • не поступайте так, как от вас ожидают. Часто мы при первой встрече показываем себя лучше, чем есть на самом деле. Окружающие пользуются этой ситуацией, а вам приходится выполнять их просьбы, чтобы не потерять доверие. Но вы вправе меняться и незачем действовать в ущерб себе и угоду остальным;
  • не испытывайте чувство вины. Это мощный стимул заставить вас подчиняться. Примите свои ошибки и не давайте окружающим давить на вас воспоминаниями о прошлом.

Психологическое воздействие способно творить чудеса: помочь близким избавиться от вредных привычек, изменить их к лучшему. Но алчные личности используют его в корыстных целях, поэтому стоит обезопасить себя и семью от негативного влияния.

Источник: https://sunmag.me/sovety/17-02-2014-psikhologicheskoe-vozdejstvie.html

Психологическое влияние

Тема влияния актуальна и интересна для меня потому, что каждый из нас является одновременно и объектом и субъектом психологического влияния, осознаем мы это или нет.

Общество устроено таким образом, что не участвовать в механизмах психологического влияния просто невозможно (если вы думаете, что не участвуете – это иллюзия), и для меня очень важно понять, как контролировать себя для того, чтобы не оказывать ненужного влияния на людей, а также как защититься от влияния, которое мне нежелательно. Мы все влияем друг на друга – каждый день, каждую минуту – хорошо это или плохо? В нашей речи есть устоявшиеся выражения «плохое влияние», «положительное влияние», но есть теория, и я отчасти склоняюсь к ней, что любое влияние на человека губительно, потому что изменяет его состояние, решения, мысли и поступки. Чьи, в таком случае, эти мысли и решения – того, на кого повлияли или того, кто повлиял? В общем, сегодня я хочу поговорить о психологии влияния в социальном контексте.

Психологическое влияние – это преднамеренное или непреднамеренное воздействие на психическое состояние других людей, их чувства, мысли и действия, для которого используются исключительно психологические средства: вербальные, невербальные, паралингвистические.

Например, угроза причинения телесных наказаний – психологическое средство, а само непосредственное причинение их – нет, это уже физическое воздействие. Для психологического влияния характерно «двухстороннее движение» — у объекта влияния всегда есть возможность ответить на него психологическими средствами, т.е.

защититься от влияния или оказать его самому.

Цели психологического влияния

Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем.

  1. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные эгоистические цели, хотим облегчить жизнь себе.
  2. Стремление утвердиться в собственной значимости. Искать истинный смысл своего существования – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение.
  3. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте. Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Это были цели преднамеренного влияния, но существует также влияние непреднамеренное.

Некоторым людям свойственно оказывать психологическое влияние на других просто самим фактом своего существования или присутствия в комнате.

Например, когда поведение человека вызывает у окружающих желание его копировать – это непреднамеренное влияние. Способность влиять на других может проявляться спонтанно, без какого-либо умысла и напряжения со стороны влияющего.

Читайте также:  Конкретика в обязательствах - психология

Конструктивное влияние

В материалах о влиянии можно найти критерии психологически конструктивного влияния и психологически грамотного влияния, которые являются взаимодополняющими. Раз уж мы оказываем влияние на других людей, почему бы не делать это конструктивно, так, чтобы ненароком не причинить вреда и, в то же время, чтобы влияние было эффективным.

Итак, психологически конструктивное влияние отвечает критериям:

  • Оно не разрушает личности обеих сторон, в нем участвующих, и их отношений.
  • Оно психологически корректно (грамотно).
  • Оно удовлетворяет потребности обеих сторон.

При психологически корректном влиянии:

  • Учитываются психологические особенности ситуации и партнера.
  • Применяются грамотные приемы психологического воздействия.

О приемах психологического влияния и приемах защиты от него вы можете прочитать здесь, я не стала переносить сюда таблицы – слишком много материала.

Влияние общества и окружения

Наше окружение неизбежно влияет на нас, хотим мы этого или нет. Для себя лучшим способом защиты от нежелательного влияния я выбрала усиление собственной личности, своего внутреннего стержня, к которому я прислушиваюсь в первую очередь.

Развивая собственную силу и уверенность в себе, мы становимся менее восприимчивы к влиянию стандартизированных взглядов, которые не то чтобы подходят большинству, но принимаются им из-за психологического влияния и давления со стороны общества, культуры, традиций.

Читая блог известного российского коуча Александра Герасименко, я нашла золотую, не меньше, цитату:

— Как сильно наше окружение влияет на наши результаты в жизни?
— А вы пробовали быстро танцевать под медленную музыку?

Я повторяла и не перестану повторять: в вашем окружении должны быть люди, которые имеют то, что хотите иметь вы, будь то богатство, успех, счастливый брак, творческая самореализация или нечто иное.

Ведь есть еще одна сторона влияния – когда мы хотим, чтобы оно на нас было оказано теми людьми, которые добились схожих с нашими целей.

Формируйте свое окружение осознанно, и защищайтесь от попыток влияния на вас, которые люди часто предпринимают, глубоко веря, что делают они это «ради вашего блага». Четко знать, чего вы хотите – лучшая защита от психологического влияния.

Источник: http://improve-me.ru/10099

Психология влияния — психологическое воздействие, как манипуляция

Для того, чтобы добиться своих целей люди нередко используют психологию влияния, которая помогает манипулировать человеком.

Еще в древние времена можно было заметить те факты, как жрецы управляли народом, внушая им, что религия сурова, и каждый будет наказуем, если не станет выполнять установленные правила и обычаи.

Психология влияния сильно действует на подсознание, заставляя жертву влияния идти на поводу у умелого манипулятора.

Специалисты утверждают, что влиять или управлять человеком легче в случае, когда он испытывает страх, или когда ему это самому необходимо, например, он преследует собственную цель и он вынужден поддаться влиянию. А также манипуляции поддаются люди со слабым характером и недостаточно образованные. 

Влиять на человека, внушая страх

Нередко люди подаются влиянию в состоянии испытываемого страха. Если взять в пример обычную компанию молодежи, отдыхающую в привычном кругу, то можно заметить, что в их отношениях есть некая иерархия. Кто-то стоит выше и обладает авторитетом, а кто-то ниже, просто находясь в этой компании.

Те, кто стоят ниже, подвластны влиянию остальных. Они, как правило, бояться упасть в грязь лицом перед «друзьями» и готовы выполнять их просьбы, потому что симпатизируют им, или же пытаются подражать манерам и образу жизни. Страх пробуждает в человеке комплекс неполноценности, в результате чего, человек начинает осознавать, что он хуже остальных.

Психологическое воздействие на сознание человека

Люди хотят быть психологически выше, сильнее других, иногда изучают, как влиять на людей, а то и интересуются, как психологически сломать человека.

Люди часто пытаются влиять друг на друга, нагоняя страх или пользуясь «невинным» с их точки зрения шантажом, ведь таким образом можно не только манипулировать человеком, но и использовать его в собственных целях в любой удобный момент. Оказываясь в такой ловушке, многие люди замыкаются в себе, продолжая сомневаться в собственных силах. Такое можно увидеть не только на примере молодежной компании, но и вообще в обществе, на рабочих предприятиях и др.

Даже элементарная критика уже может считаться элементом психологии влияния, почувствовав свою вину, человек скорее пойдет на уступки и на некоторое принуждение. Распускаемые сплетни, слухи, запугивания в любом виде — тоже  из той же оперы негативных влияний на человека.

О позитивных влияниях на человека

Надо отдать должное, позитивное воздействие на человека тоже имеет место быть, это всевозможные просьбы, увещевания, советы, поддержка, похвалы. Вроде и лестно, и не так хочется сопротивляться подобному влиянию. Но психологическим влиянием на сознание это все же остается и тоже может быть использовано, как элемент манипуляции вашим поведением.

Влиять на человека, удовлетворяя его потребность

Часто удается наблюдать такие ситуации, в которых доминирующий человек оказывает свое влияние на жертву лишь потому, что он, в какой-то мере, предоставляет жертве желаемое или удовлетворяет потребность. Человеческая зависимость порождает в жертве подобных отношений чувство неполноценности и тягостного ожидания.

Влиять на человека можно по-разному, влиять, зная, что человек ниже вас по статусу, слабее по характеру или зависим материально, а также зная, что все равно жертва будет подчиняться, ведь ей необходимо что-либо от вас.

Специалисты в области взрослой психологии утверждают, что социальная среда делиться на две части: на тех, кто влияет и на тех, кто поддается влиянию. Недавно, используя современные технологии ученые разработали схемы, по которым можно с легкостью определить, каким человеком можно манипулировать больше, а каким меньше.

Но, начнем с того, что влияние бывает положительным и отрицательным. Все, что не приведет человека к положительному результату – это отрицательное влияние. Таким образом, в системе менеджмента разработаны некоторые процессы, которые позволяют управлять людьми на профессиональном уровне, помогая им достичь наилучших результатов, а значит извлечь максимальную прибыль.

Профессор Лондонского университета психологии выявил, что иметь власть — не значит влиять. Человек обладает своей энергетикой, мышлением и видением.

Человек, имеющий власть может лишь требовать, но это не значит, что он имеет влияние.

Влиять – значит внушать свое мнение, значит, определенным образом, навязывать собственные выводы и приоритеты, направлять человека, указывать ему путь.

Влияние на человека ради собственной выгоды

Получается, что положительное и отрицательное влияние на людей происходит ради выгоды, но как же различить тогда эти два влияния? Если взять в пример обычную офисную работу и соответственно подчиненных, то можно увидеть следующую картину. Дело в том, что положительное влияние менеджера на работника приумножает хорошие результаты, что может почувствовать и сам работник (денежные вознаграждения, отгулы, премии за хорошую работу).

Отрицательное же влияние выгодно всего лишь доминирующей стороне, а жертва в этот момент является только средством для достижения целей манипулятора путем обмана.

Например, работодатель, оставляя работника на сверхурочную работу, может ему не выплачивать соответствующую сумму, а платить гораздо меньше, но при этом работодатель способен влиять, утверждая, что это самая высокая плата из возможных на данный момент, а в дальнейшем условия могут и поменять.

Всего лишь ожидания улучшений — могут быть той «морковкой», за которой наивный работник будет довольно долго гоняться.

Психология влияния – очень обширная тема, о которой можно говорить часами, но важным составляющим остается то – что влиять, способен тот человек, который обладает навыками и методами манипуляции.

В основном, как говорилось ранее, манипулировать или управлять человеком можно, предоставляя ему за это вознаграждение, внушая определенную информацию, а также нагоняя страх, что психологи вообще не приветствуют.

Продолжая тему психологии влияния, можно глянуть видео о манипуляции сознанием:

Обратная сторона медали влияния

Пожалуй, все мы множество раз оказывались в ситуации, когда нам не удавалось получить от окружающих нечто необходимое или побудить других к каким-либо действиям для их же, как нам казалось, блага. В таких случаях мы испытывали гнев, раздражение, разочарование, но и окружающие, как это ни странно, испытывали по отношению к нам то же самое.

СТОП! Причина именно в этом – о ком бы ни шла речь (о детях, супругах, коллегах, друзьях, соседях, начальниках, партнёрах по бизнесу и т.п.), мы думаем, прежде всего, о том, как ЗАСТАВИТЬ ИХ делать то, что НУЖНО НАМ.

Пытаясь всячески манипулировать, а иногда и открыто давить, мы всеми силами стремимся к получению нужного нам результата. Но если мы и одерживаем сиюминутную победу, в итоге всё равно оказываемся в проигрыше.

Почему? Потому что окружающие начинают видеть в нас человека, который руководствуется лишь своими соображениями, не считаясь с мнением других. И даже в том случае, когда мы действуем во благо кого-то другого, всё равно есть риск оказаться в такой же ситуации.

Дело в том, что любой человек создаёт для себя свою реальность, через призму которой смотрит на окружающий мир и всё происходящее в нём. При возникновении взаимоотношений с людьми, мы забываем, что у каждого из них есть собственная реальность, отличающаяся от нашей.

Практически в любой ситуации мы, принимая какие-либо решения, руководствуемся исключительно своими мыслями, чувствами и вИдением это ситуации, даже не пытаясь понять реальность другого человека. А меж тем его личное вИдение может быть совершенно иным.

В этом и кроется причина непонимания и конфликтов.

Именно поэтому разрушаются даже самые прочные связи и крепкие взаимоотношения. Постоянно действуя лишь в рамках собственной реальности, мы в конечном итоге можем оказаться в изоляции от окружающих.

Даже если в какой-то момент люди уступят и пойдут нам навстречу, то потом, вполне вероятно, они не захотят отвечать на наши звонки, откажут в помощи и вообще будут избегать общения с нами.

Если мы хотим создать крепкие взаимоотношения и прочные связи на длительный срок, нам необходимо перестать давить на людей и отказаться от манипулирования ними. Важно уметь влиять на людей так, чтобы они с радостью следовали за нами и сами хотели делать то, что мы им рекомендуем. Для этого нужно научиться смотреть на любые возникающие ситуации с позиции реальности другого человека.

Источник: http://japsix.ru/psihologiya-vliyaniya/

ВОЗДЕЙСТВИЕ

осознанный и целенаправленный процесс, суть которого заключается в оказании влияния одного из участников совместной деятельности и общения на другого. При этом в качестве партнеров подобного взаимодействия могут быть как отдельные личности, так и группы разного размера и типа.

В социально-психологической науке выделено два основных вида воздействия — прямое (открытое) и косвенное. Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к объекту с целью предъявления ему каких-либо требований или предложений.

Если в качестве примера взять педагогическое воздействие учителя на учащегося, то следует отметить, что сама специфика профессиональной деятельности педагога, его постоянный и при этом непосредственный контакт с учащимися предполагает необходимость довольно частого использования именно такого типа воздействия.

В то же время в некоторых случаях подобная тактика может оказаться недостаточно гибкой и слишком прямолинейной. Порой неоправданно настойчивое применение педагогом прямого воздействия вызывает равное по силе противодействие школьника, создает конфликтную ситуацию, серьезно осложняет взаимоотношения учителя и учащихся.

Здесь более эффективным оказывается прием косвенного воздействия, суть которого заключается в следующем. Педагог направляет свои усилия не непосредственно на того, на кого он и стремится в конечном счете оказать влияние, а на его окружение, преследуя цель, изменив обстоятельства жизнедеятельности интересующего его лица, изменить в нужном направлении и его самого.

Особенно эффективной такая тактика оказывается в отношении подростков, нередко активно сопротивляющихся любому контролю со стороны взрослого. Так, если учитель по тем или иным причинам лишен возможности добиться желаемого результата путем прямого воздействия на учащихся, он может использовать прием воздействия, например, через референтное лицо.

Читайте также:  Конгруэнтность - психология

Как правило, у каждого ученика в школе есть один или несколько товарищей к чьему мнению он прислушивается, на чью позицию он ориентирован, другими словами, есть референтные для него лица. Если с помощью специально организованного воздействия на такой референтный круг педагогу удастся превратить его представителей в своих союзников, то и основная задача может быть легко решена.

Референтные ученики станут тем «каналом», по которому учителю будет нетрудно осуществлять косвенное воздействие на остальных школьников и в результате добиться необходимого влияния.

Как показывают и специальные исследования, и сама жизненная практика, примерно такая же схема выстраивания воздействия (правда, порой иными средствами и с другими целями) осуществляется в группах и организациях, не имеющих отношения к образованию. В то же время всегда результатом воздействия оказывается эффект того или иного влияния — целенаправленного или нецеленаправленного, индивидуально-специфического или функционально-ролевого.

Классическим примером психологического воздействия является влияние на индивида или группу посредством убеждения. Ф. Зимбардо и М. Ляйппе выделили шесть основных, на их взгляд, этапов процесса убеждения.

«Начальный этап — предъявление сообщения адресату. Невозможно обратить внимание на то, что вам не предъявлено.

Например, агентство, рекламирующее какой-то товар, может увешать своей рекламой все стены своего офиса, но где гарантия, что люди — тем более, “нужные” люди, — увидят или услышат ее..

? Вот почему телевидение проводит рейтинги популярности отдельных программ. Чем многочисленнее аудитория той или иной передачи, тем многочисленнее потенциальная аудитория размещенных в ней рекламных роликов»1.

Однако факт предъявления сообщения сам по себе вовсе не означает, что содержание сообщения дошло до адресата. Достаточно вспомнить тонны рекламных буклетов, которые люди, достав из своего почтового ящика, тут же отправляют в мусоропровод, не читая. Поэтому следующим необходимым этапом убеждения является привлечение внимания к сообщению.

Эта задача осложняется тем, во-первых, что человеческое внимание весьма ограничено и, во-вторых, что оно избирательно. Последнее означает, что люди склонны больше «…уделять преимущественное внимание тому из представленных сообщений, которое поддерживает имеющуюся установку, чем сообщению, противоречащему ей»1.

Более того, как показывают многочисленные экспериментальные исследования, из целостного сообщения, отражающего различные точки зрения, адресаты склонны выделять аспекты, отвечающие их установкам и игнорировать остальное. Между тем именно изменение изначальной установки, а через нее и поведения, как правило является целью убеждения. По мнению Ф. Зимбардо и М.

Ляйппе, описанные барьеры на пути привлечения внимания можно преодолеть «…в том случае, если аудитория, готовая проигнорировать «чужую» информацию, будет своевременно извещена о двух моментах: 1) о том, что сообщение содержит новые и полезные сведения … и 2) о том, что изменение мнения сулит выгоды и легко достижимо…»2.

При этом существенно важно подчеркивать, что альтернативная точка зрения не просто несет определенные выгоды, но и, по большому счету не противоречит глубинным установкам и ценностным ориентирам аудитории.

Также для привлечения внимания к информации, не совпадающей с начальными установками, широко используются такие факторы влияния, как авторитет, благорасположение и социальное доказательство.

Вполне очевидно, что соображения об опасности курения для здоровья, высказанные лауреатом Нобелевской премии в области медицины, с куда большей вероятностью привлекут внимание среднестатистического курильщика, чем аналогичные рассуждения какого-нибудь активиста «Партии жизни». Девочки-подростки, которых не сильно волнует проблема профилактики СПИДа, с особым вниманием скорее всего выслушают сообщение на данную тему, если оно исходит от кого-нибудь типа Дэвида Бэкхэма, а заявление: «Свыше 100 миллионов людей во всем мире являются нашими клиентами!» способно привлечь внимание индивидов, прежде всего, склонных к конформизму.

После привлечения внимания необходимо добиться понимания информации адресатом. По образному сравнению Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, «уделить внимание сообщению, смысл которого не вполне понятен, — все равно что съесть порцию сахарной ваты, которая не имеет ни полновесной материальности, ни сколько-нибудь продолжительного значения»3.

Результаты многочисленных исследований показали, что «…когда понимание затруднено, снижается и степень изменения установки. … Следовательно, смысловая внятность — качество обязательное для сообщения.

Кроме того, если по какой-то причине сообщение не может быть представлено иначе, как в виде сложном для понимания, наибольшую убедительность такому сообщению может придать письменная форма подачи. …

Еще одна сторона дела должна приниматься во внимание агентом влияния: это необходимость решить, как именно будет преподнесено сообщение — рационально или эмоционально, стоит ли апеллировать к рассудку или же лучше попробовать сыграть на чувствах слушателя. Одна из …

работ по рекламным стратегиям предлагает делать акцент на рациональной аргументации в том случае, когда предмет сообщения 1) высоко значим для аудитории и 2) имеет высокую степень новизны….

Когда значение информации невелико, предмет знаком публике, а само сообщение будет повторяться снова и снова, предпочтительней эмоциональный подход»4.

Однако самое исчерпывающее понимание адресатом информации, заложенной в сообщении, еще не гарантия его согласия на изменение существующих установок. Более того в ряде случаев оно может усиливать сопротивление воздействию.

Поэтому следующим, пожалуй, ключевым этапом процесса убеждения является принятие вывода, диктуемого сообщением. Принятие вывода зависит от множества переменных, среди которых можно выделить качество аргументации, целенаправленность и личностную значимость сообщения.

«Приводимые в сообщении доводы должны выдержать сравнение с имеющимися у аудитории знаниями, а также суметь “перебросить мостик” между рекомендуемой позицией и уже имеющимися у аудитории установками.

Вообще, к веским аргументам относятся те, что кажутся четко сформулированными и неопровержимыми, равно как и содержащими новые данные по обсуждаемой теме. Сообщения, отвечающие упомянутым критериям “качества”, способны оказывать более мощное убеждающее воздействие»1.

Из сказанного видно, что качество аргументации во многом обусловлено нацеленностью информации на конкретный адресат, учетом особенностей восприятия, исходных установок и ценностей последнего.

Не случайно специалисты в области рекламы прилагают массу усилий для сбора информации о своей «целевой аудитории», используя для этого социологические исследования, фокус-группы и другие методы.

При этом высокая степень личностной значимости сообщения для адресата повышает требования к качеству аргументации, поскольку в этом случае люди стремятся как можно более точно и полно уяснить для себя суть дела, прежде чем принять решение. И, напротив, если личностная значимость вопроса в субъективном представлении адресата невысока, он может «не глядя» воспринять весьма поверхностные и малоубедительные аргументы. Последним обстоятельством широко пользовались и пользуются политики определенного толка в целях манипуляции массовым сознанием.

Пятый этап убеждения предполагает закрепление в сознании адресата новой установки, сложившейся в результате принятия выводов сообщения. По мнению Ф. Зимбардо и М.

Ляйппе, однократная передача эффективного убеждающего сообщения «…делает возможными последующие шаги к изменению установки.

Впрочем, чтобы обеспечить высокую вероятность осуществления этих предполагаемых шагов, может потребоваться многократное повторение информации.

В одном из экспериментов группе участников показали несколько китайских иероглифов один раз, другой группе — дважды, тогда как прочим группам — по пять, десять и по двадцать пять раз.

В течение всего эксперимента участников просили отметить вероятное значение каждого иероглифа на шкале от “плохого” до “хорошего” Выяснилось, что чем чаще демонстрировался определенный раздражитель, тем больше участников эксперимента относили его к “хорошей” части шкалы. Эта зависимость справедлива для самых различных стимулов, включая людей и произведения искусства.

Ситуация, когда “простое предъявление вызывает одобрение“, по-видимому, отчасти проистекает из комфорта, присутствующего в чувстве узнавания, встречи с чем-то знакомым и привычным»2.

Данный пример демонстрирует факт положительного влияния на отношение к стимулу не только эффекта узнавания, но и принципа последовательности.

Если изначально стимул вызвал позитивную оценку, то и в дальнейшем испытуемые придерживались своей позиции.

Именно этим руководствуются рекламные агентства, стремясь вставить один и тот же ролик в каждую телепрограмму и разместить свой щит на каждом километре автомагистрали.

Однако другой эксперимент, целью которого было исследование воздействия принципа последовательности на восприятие и оценку сложных сообщений, показал, что все обстоит не так просто. В рамках эксперимента «студенты колледжа прослушивали магнитофонную запись рассуждения, содержащего восемь вполне разумных доводов.

Отдельные группы выслушивали запись один, три и пять раз подряд. … Как и предполагалось, после трех прослушиваний участники эксперимента более активно выражали согласие с содержанием сообщения, чем после однократного прослушивания»1. Однако, «…

убежденность аудитории в своем отношении к сообщению возрастала по кривой от одного до трех повторов, но начала падать, если повторы продолжались и дальше». Очевидно в данном случае после третьего повтора начал действовать эффект пресыщения, суть которого заключается в том, что «…если информация сообщается людям слишком часто, она может им просто-напросто опротиветь»2.

Для того чтобы избежать эффекта пресыщения, необходимо дополнять повторяемое сообщение новыми деталями, варьировать акценты, а также временные промежутки между предъявленьями.

Завершающий этап убеждения — это перевод установки в поведение.

Наряду с силой, ясностью и субъективной значимостью самой установки, этому в большой степени могут способствовать два обстоятельства — одобрение поведения, опосредованного новой установкой референтными фигурами из социального окружения индивида (а это означает, что наибольший эффект, с точки зрения изменения поведения, дает комбинация прямого и косвенного воздействия) в сочетании с условиями внешней среды благоприятными с точки зрения проявления поведенческой реакции, релевантной новой установке. Последнее обычно реализуется на практике методами социально-психологического тренинга, ролевых и организационно-деятельностных игр и т. п.

Вполне очевидно, что эффективное убеждение как метод воздействия представляет собой многоходовую стратегию, разработка и реализация которой требует высокого уровня социально-психологической компетентности, поведенческой гибкости, терпения и настойчивости.

В силу этого на практике используются нередко упрощенные и деструктивные схемы воздействия — от метода «кнута и пряника» в самой примитивной трактовке, до прямого физического принуждения.

Это особенно свойственно авторитарным личностям при осуществлении ими руководящих, либо воспитательных функций, и при этом, прежде всего, в корпоративных группировках.

Практический социальный психолог должен в силу своих профессиональных обязанностей, с одной стороны, отслеживать, контролировать и корректировать стихийно возникающие в рамках внутригруппового и межгруппового взаимодействия «каналы» трансляции личностного и ролевого влияния, а с другой стороны, психологически грамотно и технологически выверенно организовывать целенаправленное воздействие как на отдельных членов сообщества, так и на него в целом, добиваясь такого результирующего влияния, которое бы максимально и по направленности, и по интенсивности отвечало коррекционно-поддерживающему психологическому сопровождению конкретной группы или организации.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vozdeistvie.html

Тема работы: Психологическое воздействие как социально-психологический феномен

Главная » Рефераты » Текст работы «Психологическое воздействие как социально-психологический феномен — Психология»

Дисциплина:Психология
Вид работы:контрольная работа
Язык:русский
Дата добавления:27.12.2010
Размер файла:21 Kb
Просмотров:3081
Скачиваний:10
Сущность, характеристика, структура, способы, психотехника и проблематика социально-психологического воздействия как одного из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Исследования эмпирических разработок ученых-психологов.
Читайте также:  Гомосексуализм - психология

12

Контрольная работа

Психологическое воздействие как социально-психологический феномен

План:

— В в е д е н и е —

1. Сущность социально-психологического воздействия

2. Характеристика социально-психологического воздействия

Библиография

— В в е д е н и е —

На общеметодологическом уровне социально-психологической теории психологическое воздействие выступает в качестве системообразующей категории психологии, которая во многом определяет целевую ᴨȇрсᴨȇктиву (т.е.

поиск законов управления психическими явлениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки, обусловленное реальной дееспособностью выявленных в ней законов и концепций, их применимостью в социальной практике.

На более конкретном уровне методологического обобщения именно категория психологического воздействия и должна представлять собой основное понятие отсутствующей пока в отечественной науке прикладной методологии.

Предназначение последней — ᴨȇрекинуть надежный мост между социально-психологической наукой и социальной практикой, воссоединить абстрактную научную мысль и живую человеческую реальность в целях научно обоснованного управления ею.

1. Сущность социально-психологического воздействия

Психология воздействия — одно из самых традиционных направлений социально — психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интегрирующей сферой исследовательских и практических интересов психологии.

Такая ситуация связана в ᴨȇрвую очередь с тем, что данная предметная область напрямую выходит на раскрытие механизмов, способов и методов управления психическими процессами; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу» социальной психологии как научно — практической дисциплины, указывает на наиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественной практики, социального заказа.

Структура социально-психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В качестве субъектов социальных влияний могут выступать как человек, отдельная личность, так и общество. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положения управление в социальной сфере ᴨȇреходит к военным органам.

Объектом социальных влияний выступают самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа и пр.

Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно выделить как силовые адмиʜᴎϲтративные приемы (применение военной силы), так и несиловые (увольнение, система наказания), а так же социально-психологические и психотераᴨȇвтические.

Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение.

На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные территориальные акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния, могут быть правовыми и анти-правовыми, стихийными и умышленными.

Вопрос о средствах и механизмах социальных влияний выходит за рамки социальной психологии, так как это междисциплинарная проблема. Она может быть решена только при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиеʜᴎϲтов и других сᴨȇциалистов. Психотераᴨȇвтическое вмешательство предполагает позитивные изменения личностной и групповой роли посредствам применения тренингов, психодрамы.

Говоря о социально-психологическом воздействии, нельзя не сказать о технике его применения. Вообще психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда.

Здесь следует отметить наличие частных теорий, связанных с разработкой рекламы, применением средств массовой информации и т.п. Но об общей теории техники социально-психологического воздействия вести речь не приходится.

Между тем далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок.

При этом все большее распространение приобретает техника гумаʜᴎϲтической психологии, в частности ненасильственного общения, разрабатываемая научными центрами, расположенными в Швейцарии и США.

За последние 20-25 лет в мировой психологии возникло несколько принципиально новых концептуальных подходов, пытающихся изучить целостные взаимосвязи между человеком и его окружением.

Эти направления, будучи междисциплинарными по характеру, получили различные наименования в зависимости от своих предметных пристрастий (в качестве примера можно назвать поведенческую экологию, психологию архитектуры, социальную экологию, психогеографию и т.п.).

Вместе с тем в этой уже достаточно обширной исследовательской области одно направление претендует на системный охват взаимоотношений человека и среды в рамках психологического знания — это так называемая психология среды или экологическая психология.

Центральным понятием экологической психологии является понятие «место поведения», или «поведенческая ситуация.

Место проведения — это определенным организованные и ограниченные во времени и пространстве характеристики среды поведения, в рамках которой конкретная деятельность и поведение человека унифицированы и циклично повторяются, например, унифицированное ролевыми предписаниями и характеристиками конкретной средовой обстановки поведение людей в аптеке, гараже, школьном классе, на баскетбольной площадке и т.п. Место поведения, объединяющее физические свойства ситуации и социальной нормы, однозначно детерминирует и определенные паттерны поведения людей в данной конкретной ситуации. Иными словами, сᴨȇцифическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать исходя из организации сᴨȇцифической ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Таким образом «ведет себя» не только сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая изменяется во времени и пространстве.

Довольно вᴨȇчатляющим примером работы такой целостной системы, места поведения и ее воздействия (в данном случае отрицательном) на психологические характеристики людей могут служить результаты тюремного эксᴨȇримента, организованного американским психологом Ф. Зимбардо.

Поведенческая ситуация эксᴨȇримента оказала настолько сильное дегуманизирующее влияние на испытуемых (обычных студентов), что эксᴨȇримент пришлось прекратить значительно раньше ᴨȇрвоначально планируемого срока.

Испытуемые слишком сильно стали идентифицировать себя как с физической средой (обстановкой тюремного заключения), так и с предписанными им ролями (либо заключенных, либо надзирателей), личностно отождествляться с соответствующими этим ролям сᴨȇцифическими моделями поведения и взаимодействия между собой.

К числу средств воздействия можно отнести, в частности, современные методы психологической конверсии и индокринации, психопрограммирования и психологического контроля и так называемые активные методы социального обучения и т.п.

Отличительной чертой этих методов и техник является, то что для достижения кардинальных психологических эффектов при использовании большинства из них преднамеренно и достаточно тонко варьируется целостный комплекс параметров как физического, так и социального окружения, а так же учитываются индивидуальные характеристики объектов воздействия.

В области психологии воздействия можно выделить два основных направления, связанных с неосознаваемой областью психического.

Источник: http://referatwork.ru/new/source/101999text-101999.html

Психология online

Данная тема актуальна для всех людей, так как человек нуждается в защите не только ситуациях с явно оказываемым психологическим воздействием, но и в случае оказания внешнего влияния на интуитивном уровне.

Методы психозащиты не являются непреложными истинами в каждой конкретной ситуации, а простое знание приёмов защиты не оградит от внешнего влияния.

Однако сведения о приёмах приносят определённые преимущества: они помогают определять присутствие психического влияния и предоставляют выбор одного из нескольких универсальных приёмов для нейтрализации или уменьшения степени влияния извне.

Все перечисленные ниже методы защиты от психического воздействия построены с учётом свойств человеческой психики, исходя из которых, и строится манипулирование.<\p>

• Осмысление ситуации, хладнокровие и безмятежность.

Предварительный анализ всех вариантов развития ситуации и подготовка потенциальных приёмов нейтрализации психологического давления будут способствовать эффективному поведению в любой ситуации, независимо от наличия или отсутствия внешнего воздействия.

В противном случае, если отсутствовала подготовка, высока вероятность потери контроля над ситуацией, подчинение манипулированию, особенно при психической атаке, которая всегда проводится агрессивно. Все приёмы по защите от внешнего влияния необходимо производить, сохраняя хладнокровие и не поддаваясь эмоциям гнева, страха и т.д.

При невозможности абстрагироваться, перечисленные эмоции можно видоизменять: страх трансформируем в настороженность, злобу и гнев – в сарказм, иронию…

• Поиск вариаций и дополнительных обстоятельств.

Критический подход к чужим мыслям, идеям и собственному поведению, отыскивание вариантов, отличных от предложенных и навязываемых, не позволят манипулятору навязать своё мнение и подчинить собственным желаниям.

Несомненным плюсом будет умение изменять условия навязываемой ситуации таким образом, чтобы манипулятор потерял уверенность в собственных силах.

Крушите стереотипы и чётко выстроенный план манипулятора, например, предлагайте свои места встречи – меняйте ситуацию в свою пользу любым способом.

• Изменение стиля поведения и реакции на однотипные ситуации.

Время от времени стоит менять свою манеру поведения, ломая собственный созданный образ, что даёт некоторую свободу в поведении и непредсказуемость, к которой люди всегда относятся настороженно.

Не принимайте как неизбежность навязываемые условия, лучше претерпеть, лишиться чего-то мелкого, чем взваливать на себя чужие обязательства.

• Обладание собственным мнением и уклонение от чужого мнения.

При психическом давлении манипулятор стремится навязать собственное видение ситуации с точки зрения собственной логики.

Не поддаваясь чужому влиянию, нужно рассмотреть ситуацию со всех сторон, предложить свою оценку событиям и найти выход, выгодный вам.

Принятие чужого мнения и выполнение навязанных действий говорит о том, что манипулятор достиг своей цели.

• Недоверие внезапно возникшей симпатии и умение трансформировать отношения.

Уметь делать шаг назад и давать понять манипулятору, что вы готовы прекратить дальнейшие отношения, либо видоизменить их, пока не будут соблюдены ваши условия.

Резко возникшие без видимых причин любовь, симпатия и навязывание дружбы должно насторожить: создаётся фон для завязывания близких отношений с целью оказания более успешного и сильного воздействия.

• Учёт предыдущего опыта и избегание форсированных бездумных действий.

При повторении ситуации, в которой было принято навязанное решение, следует искать другой путь.

Изучите обстоятельства, попытайтесь получить от незаинтересованного лица дополнительную информацию и обдумайте её.

Остерегайтесь незамедлительно выполнять те действия, которые, якобы, должны быть выполнены немедленно.

• Требование четких обоснований и отклонение искушения принять «простое решение».

Если при настаивании на чётких и ясных разъяснениях собеседник уклоняется от ответа, либо даёт невнятные объяснения, значит, вас пытаются обмануть или запутать. Следует настороженно отнестись к заявлениям о быстром и простом решении проблемы при выполненных навязанных (подсказанных) действиях.

• Критическая оценка предъявляемых требований и сохранение индивидуальности.

Все требования, которые предъявляются данной ситуацией, не всегда являются обязательными для исполнения.

Через групповое воздействие легко добиться всеобщего послушания и выполнения необходимых действий и поэтому, в любых обстоятельствах, сохраняйте собственную индивидуальность.

Чётко разграничивайте коллективные и личные потребности, имея в запасе подготовленные пути отступления.

• Понимание уникальности ситуации и отказ соответствовать ожиданиям манипулятора.

Наработанные привычки, один и тот же стиль поведения при сходных ситуациях, заставляют выполнять те необдуманные действия, которые и ожидает тот, кто такую ситуацию спровоцировал. Каждое обстоятельство или проблема в жизни требует индивидуального решения, отказ от стереотипных действий.

После упоминания собеседником вашей конкретной черты характера, как, например, «надёжности», «ответственности», «отзывчивости» почти сразу же следует предписание: что от вас ожидается.

Нет нужды соответствовать сформированному однажды в конкретной ситуации личностному образу – вы вправе меняться, проявлять различные стороны своей личности, действовать так, как считаете нужным.

• Осознание ошибок и право на задуманное действие.

Не позволяйте манипулировать собою, если собеседник откровенно провоцирует вас, делая упор на осознаваемом «чувстве вины». Ваши ошибки – ваш опыт и не стоит бросаться их исправлять по задуманному кем-то сценарию, тем более успех в этом случае гарантирован только собеседнику.

Не бойтесь прямо заявить о своём несогласии выполнения навязываемых действий, защищайтесь, не покоряйтесь обстоятельствам, слушайте себя, сверяйте свои поступки с собственными целями и ожиданиями.

Данные рекомендации позволят понять суть ситуаций, защититься от чуждого мнения и плана действий, выстраиванию собственной стратегии для личного, а не чужого успеха.

Источник: http://psymeds.ru/texts/metody-zashhity-ot-psixicheskogo-vliyaniya.html

Ссылка на основную публикацию