Отличия традиционного и бизнес-обучения — психология

Особенности обучения взрослых

Отличия традиционного и бизнес-обучения - психология

Изменения в профессиональной жизни происходят постоянно, а значит, менеджерам систематически нужно учиться и переучиваться самим и обучать своих подчиненных.

Навыки тренера сегодня необходимы не только корпоративным специалистам по обучению и эйчарам, но и всем руководителям, особенно в тех организациях, где основной акцент делается на развитие сотрудников.

Обучение же взрослых имеет целый ряд особенностей…

Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 году: « Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит».

В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.

Понятие образование взрослых ( adult education ) охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения — как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С его помощью взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

Под профессиональным обучением ( training ) подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни ( lifelong education ), в таком случае человек не отстанет от технических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал своей личности.

Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика .

Была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов.

Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности.

В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения персонала: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д.

В чем же отличие бизнес-образования от традиционного академического обучения? Только ли в содержании упражнений или наличии у людей собственного практического опыта? Нет, конечно, — отличаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.

При организации бизнес-обучения специалисты советуют учитывать следующие особенности взрослых людей:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения;
  • потребность в самостоятельности;
  • потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;
  • практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
  • наличие жизненного опыта — важного источника знаний;
  • влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности.

Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами.

Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности.

Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=DGoIukOSOqQ

Известный американский психолог Карл Роджерс ( Carl Rogers ) сформулировал психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения:

  • люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;
  • обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;
  • в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
  • большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту;
  • самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.

Очевидно, что К. Роджерс рассматривает взрослого человека как ответственного участника процесса обучения, инициатора собственного обучения. Как тут не вспомнить слова профессора И. И.

 Ильясова о том, что глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя».

Тем не менее, ответственность за определение целей обучения все-таки несет преподаватель.

Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.

Проведенные в США в 1980-х годах исследования ( National Training Laboratories in Bethel, Maine ) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых.

Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» ( Learning Pyramid , рис. 1 ). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню.

Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».

Рис. 1. Пирамида обучения

В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением.

В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы , со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы.

Для менеджеров и эйчаров важно выделить характерные черты бизнес-образования, понять, чем оно отличается от традиционного обучения. Специалисты описали целый ряд принципиальных отличий:

  1. Научение в отличие от изучения . Традиционная система обучения сосредоточена на передаче ученику набора знаний, тогда как бизнес-образование ориентировано на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.
  2. Анализ общего «свода знаний» в отличие от изучения особенностей конкретных ситуаций и задач. Традиционная система обучения дает учащемуся средства для упорядочивания уже существующих фактов, освоения ранее созданных методов, она скорее обращена в прошлое. А бизнес-образование ориентировано на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, то есть ориентировано в основном на будущее.
  3. Главенствующая роль содержания обучения («чему учить?») в отличие от ведущей роли процесса обучения («как учить?»). В традиционном обучении основную роль играет лекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информацию, а в бизнес-образовании применяются активные методы обучения, человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков (реализуется принцип «То, как мы учим и есть то, чему мы учим»).
  4. Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата . В реальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» зачастую оказывается ответ, позволивший решить проблему . Если для традиционной системы обучения типична плоскость «правильно — неправильно», то здесь возникает еще одна: «верно — неверно», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения. В практике нередки случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).
  5. Различающиеся роли преподавателей: «эксперт» в отличие от «организатора, фасилитатора и консультанта» . В рамках традиционного обучения учитель выступает носителем знаний, его задача — передать ученику накопленную человечеством мудрость. В бизнес-образовании преподаватель является скорее помощником, его задача — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились не только со-участниками, но и со-авторами процесса собственного обучения.
  6. Контроль в отличие от самоконтроля . В традиционном обучении функции «контролера» выполняет преподаватель, в то время как в бизнес-образовании именно обучающийся является тем субъектом, который контролирует степень достижения поставленных целей.
  7. Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных . Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели — освоение, формирование, изучение, обучение «впрок». А для бизнес-образования характерны предварительная оценка потребностей в обучении, ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач. Именно в этом — залог его эффективности.

В свете проблем обучения взрослых людей, особую популярность приобрела циклическая четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации ( Experiential Learning Model ), предложенная Дэвидом А. Колбом ( David A. Kolb ) и его коллегами из Case Western Reserve University .

Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования — отдавая одному из них предпочтение перед остальными.

Согласно представлениям авторов обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции.

Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

Стадии модели (или цикла) Колба могут быть представлены следующим образом ( рис. 2 ):

  1. Получение непосредственного опыта.
  2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал.
  3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение.
  4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.

Рис. 2. Цикл обучения Д. Колба

Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта , который дает материал для рефлексивного наблюдения . Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта).

Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии.

Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения. Исходя из собственного опыта проведения бизнес-тренингов, мы предлагаем использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:

  • личный опыт — осмысление опыта — теоретические концепции — применение на практике — рефлексивный анализ;
  • практика — рефлексивный анализ — теоретические концепции — экспериментирование — осмысление.

Заложенные в модели обучения Д. Колба идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теории и ее проверки практикой получили широкое практическое применение.

Оказалось, что люди отдают явное предпочтение поведению, соответствующему какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к самим преподавателям или тренерам).

Развивая идеи Д. Колба, английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд ( P. Honey & A. Mumford ) описали различные стили обучения, а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения ( Honey Mumford Preferred Learning Style Test ). Как правило, в общем цикле эмпирического обучения люди начинают обучение с предпочитаемого ими стиля.

Исследователи выделили следующие четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» ( рис. 3 ). Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам.

Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде встречаются достаточно редко, как правило, у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей.

Читайте также:  Конкретное и абстрактное - психология

Но все-таки именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на определенные методы и на усилия преподавателя.

Рис. 3. Типы обучающихся в соответствии с циклом Д. Колба

При планировании обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения.

Поэтому тренер должен стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, составляющих в совокупности цикл обучения от практики до практики .

Также нужно включать в программу задания и методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны предпочитаемого ими стиля обучения и компенсировать слабые стороны.

Предпочитаемый учащимся стиль обучения определяется с помощью специальных опросников, но сориентироваться поможет и предварительное интервью (собеседование). При его проведении нужно обращать внимание на характер вопросов относительно предстоящего тренинга, которые задают его будущие участники ( табл. 1 ).

Табл. 1. Типы обучающихся и их предпочтения

Нажмите на изображение для увеличения

В сфере краткосрочного бизнес-образования наиболее популярной формой активного обучения является тренинг. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых, учитывающие требования андрогогической модели обучения.

Тренинг ориентирован на приобретение практических умений и навыков, предполагает активную позицию обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта.

Эта форма обучения позволяет учитывать право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или не принимать новые методы работы, их потребность в обосновании необходимости изучения новой информации и в интеграции новых знаний с имеющимся жизненным опытом, требование практической направленности обучения.

Основываясь на описанных выше особенностях обучения взрослых, можно сформулировать основные рекомендации, соблюдение которых обеспечивает успех тренинга ( табл. 2 ).

Табл. 2. Особенности обучения взрослых и рекомендации по проведению тренинга

Нажмите на изображение для увеличения

Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности ( рис. 4 ):

Рис. 4. Спираль развития компетентности

Специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс ( Reg Revans ) сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды».

Эффективность инвестиций в повышение квалификации сотрудников давно просчитана и уже не подвергается сомнению. Но обучение взрослых людей всегда связано с изменением и преобразованием, поэтому эффективным оно может быть лишь в том случае, если ведется с учетом не только возрастных и профессиональных особенностей, но и личных интересов человека, строится на партнерских основаниях.

Базарова Гули, Источник:Менеджер по персоналу

Источник: http://hr-portal.ru/article/osobennosti-obucheniya-vzroslyh

Догмы и проблемы: педагогическая психология о типах обучения

Догмы и проблемы: педагогическая психология о типах обученияБольшая перемена: как эволюционирует образование

Пожалуй, у многих при слове «школа» в сознании возникнет типичная картинка: парты, выстроившиеся в ряд, доска, электронная или меловая, учитель, объясняющий очередную заковыристую тему, вечный лес рук, и спасительная трель звонка.

Но такая модель обучения — лишь одна из немногих. Время, культура, идеология диктуют свои условия образованию, вынуждая его маневрировать между этими условиями и формировать педагогическую систему «на злобу дня». 

Сегодня педагогическая психология знает десятки теорий, хотя по сей день в науке не сложилось единой классификации. Предлагаем вам узнать, что собой представляют основные типы обучения, какие из них безнадёжно устарели, а какие, напротив, всё чаще заявляют о себе.

Догматическое обучение

Непреложные истины укладываются в головы учеников либо при помощи лекции строгого преподавателя, чей авторитет непререкаем, либо посредством чтения книг, — впрочем, не менее авторитетных, а повторение и зубрёжка преобладают среди остальных методов обучения. Так работает догматический тип, получивший распространение в Средневековье.

Образование, преимущественно получаемое в монастырских школах, было оторвано от практических умений. Занятия, которые обычно велись на латинском языке, были посвящены познанию бога, именно поэтому главенствующая роль отдавалась истории и словесности, помогающим понять Священное Писание.

Церковь, с одной стороны, была суровым регулировщиком средневековой жизни, но в то же время она была источником и хранителем образования — так, уход в монастырь для средневековой дамы был практически единственной возможностью вести полноценную интеллектуальную деятельность. 

Традиционное обучение

Шло время, росли города, развивалась наука, появлялись производства, требовавшие образованных и дисциплинированных рабочих. Религиозное образование было слишком элитарным для того, чтобы массово воспитывать послушных подчинённых: обучение могли себе позволить лишь зажиточные слои населения, да и полученные знания едва ли помогали в рутинной работе.

Обучение большого количества людей в условиях нехватки квалифицированных педагогов — вот задача, которая встала перед школами. Её решением, уже давно витавшем в воздухе, стало признание необходимости обязательного общего образования.

Чешский педагог Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике» (1638):

«Природа, как мы видели, одаряет человека семенами познания, нравственности и религии, но самого познания добродетели и религии она не даёт; эти последние приобретаются посредством молитвы, учения, упражнения. Потому недурно некто определил человека, сказав, что он есть животное, предназначенное для учения (Animal disciplinabile), то есть, что он не может стать человеком иначе, как только получив образование».

Коменский заложил основы классно-урочной системы, которая должна была не только охватить как можно большее количество людей, но и, по мысли педагога, прививать самостоятельность — непозволительная дерзость для догматического обучения.

Учащиеся приходили в школу к определённому времени, отсиживали уроки (отныне в расписании можно было встретить несколько разных дисциплин в течение одного дня, что было новшеством), перебиваемые короткими переменками, и отправлялись домой. После окончания школы день «от звонка до звонка» их ожидал уже на работе, но они были готовы к такому чётко регламентированному распорядку.

Название традиционное обучение отражает не столько «классичность» этого типа, сколько долгожительство в педагогике: во многих школах оно практикуется до сих пор. 

Земская школа (1908–1912)

Прусская школа: вся власть канону

Ещё одно наименование типа — разъяснительно-иллюстративный, потому как устные объяснения учителя обычно сопровождаются иллюстративным материалом: например, демонстрацией схем или проведением опытов. Преподаватель больше не презентует непреложную истину — он объясняет, доказывает, высказывает свою точку зрения.

В свою очередь ученики не просто заучивают материал, но пытаются понять, что объясняет им учитель, а затем применяют полученные знания на практике. Для успешного образования в рамках разъяснительно-иллюстративного типа достаточно внимательно слушать, исправно запоминать и добросовестно выполнять задачи по образцу: хорошая память — лучший помощник в системе традиционного обучения.

Традиционное обучение облегчает задачу учителя, позволяя ему работать с несколькими десятками детей одновременно, но вместе с тем ему уже давно предъявляют разнообразные претензии: оно направлено на среднего ученика, где успевающему может быть скучно, а отстающему — сложно, оно препятствует творческому выражению и развивает скорее память, нежели мышление. И тем не менее, это не мешает ему по сей день главенствовать во многих школах.

Развивающий тип обучения

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить» — так утверждал вольнодумец Фридрих Дистервег, немецкий педагог, который, как считается, ещё в XIX веке заложил основы развивающего обучения.

Основным принципом этого типа, наряду с формированием знаний, является выработка когнитивных умений. 

Детей учили не только фактам, но и определению причинно-следственной связи между изучаемыми явлениями. Такое обучение не укрепляет границы между разными предметами, а напротив, делает их взаимопроницаемыми, обнаруживая родственные связи между, казалось бы, несоотносимыми вещами.

В центре развивающего обучения находится ученик, а не учитель: необходимо подстраиваться под уровень каждого ребёнка, поэтому индивидуальная работа является предпочтительной.

При этом роль педагога заключается не столько в трансляции знаний, сколько в модерации учебного процесса: он всегда придёт на помощь, хотя и не станет упаковывать упрощённый материал в юные головы, поскольку такой подход противоречит развивающему обучению.

В «Педагогической психологии» (1926) Лев Выготский писал: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития». Психолог ввёл одно из главных понятий — зону ближайшего развития (ЗБР), конструкт, оценивающий соотношение обучения и развития. 

Как это работает? У каждого ученика существуют задачи, которые он не может решить без помощи взрослого.

ЗБР определяет набор функций, на сегодняшний день пока не доступных ребёнку, однако в скором времени он сможет их освоить.

Для того, чтобы это произошло, нужно не оставлять сложности «на потом», а преодолевать их совместно с учителем. Такое сотрудничество позволит ребёнку в дальнейшем выполнять задания уже самостоятельно.

Леонид Занков, ученик Выготского, сформулировал следующие принципы развивающего обучения, которые активно применял в обучении детей с отклонениями в развитии:

Проблемное обучение

Проблемный тип обучения немыслим без противоречия, конфликта между противоположными категориями. Когда учитель просит учеников решить задачу, для которой им пока не хватает знаний, противоречие между известным и неизвестным оживляет познавательную деятельность и заставляет задуматься о том, какие знания могут понадобиться для решения.

Проблемный вопрос на уроке литературы — действительно ли Печорин является «героем нашего времени»? Раскольников: жертва или преступник? — это не только искра для дискуссии, но и попытка посмотреть на произведение с разных точек зрения: с точки зрения автора, исторического контекста той эпохи, современности. В чём эти позиции различны? И почему? Композиция такого урока всегда строится на вопросительных рефренах: возвращаясь к ним по ходу занятия, мы приобретаем и усваиваем новое.

В отличие от «созерцательных» типов обучения, требующих от ученика запоминания преподнесённой информации, проблемный тип побуждает к активному добыванию знаний, вызванному не принуждением, а естественным любопытством. Умение не только решать, но и определять проблему создаёт импульс для самостоятельного обучения. 

«Метод проблемы» можно заметить уже в тактике философских споров Сократа, трудах Песталоцци, сочинениях Руссо. Однако прямым потомком этого типа принято считать  концепцию американского педагога Джона Дьюи, заявившего, что именно трудность, с которой сталкиваются учащиеся при обучении, и побуждает их к поиску решения.

По Дьюи, ученики должны заниматься свободной исследовательской деятельностью, тогда как учитель выступает в качестве куратора, лишь направляющего учеников.

Любили и забыли: Джон Дьюи и молодое советское образование

Согласно Дьюи, естественное усвоение знаний возможно только в рамках игровой или трудовой деятельности, пассивное заучивание же демотивирует учащихся. Воспитанники Дьюи занимались чтением или счётом только тогда, когда у них возникала такая потребность, а не по требованию педагога.

Любопытно, что в 20-х годах прошлого столетия идеи психолога пытались адаптировать для советских школ. Классно-урочную систему признали устаревшей: её вытеснил бригадно-лабораторный метод обучения, при котором учащиеся, объединённые в небольшие группы, совместно работали над заданиями, а «бригадир», лидер группы, отчитывался о проделанной работе.

В книге «Одна жизнь — два мира» мемуаристка Нина Алексеева так вспоминала о бригадах:

«В нашем институте в то время «свирепствовал», как тогда говорили, лабораторно-бригадный метод обучения. Он заключался в том, что группу разбивали на бригады из пяти-шести человек, которая ежедневно оставалась после окончания занятий на два-три часа для общей проработки материала. В нашей группе был 21 человек, 18 мужчин и 3 женщины.

Нашу группу сразу же разделили на четыре бригады. Наиболее подготовленная часть студентов терпеть не могла этот метод, так как в большинстве это сводилось к тому, чтобы кому-то, окончившему учёбу много-много лет назад и забывшему всё на свете, вдалбливать в голову какую-либо ясную, как божий день, теорему.

Для индивидуальных занятий просто не оставалось времени».

Однако уже в начале 30-х инновации американского психолога подверглись гонениям, а сам Дьюи был наречён «пособником троцкизма». 

Считается, что в условиях постоянного обновления знаний, порождающего вызовы, которые требуют быстрого и креативного решения, проблемный тип является оптимальным. В то же время проблемное обучение сложнее сочетать с практическим подходом и, кроме того, оно более времязатратно по сравнению с методами того же традиционного обучения.

Программированное обучение

Союз машины и человека — вечный сюжет не только для искусства, но и для науки. Педагогика предложила свою вариацию такого содружества в виде программированного обучения, разработанного американским психологом Б. Скиннером в 50-х годах прошлого века.

Читайте также:  Динамические мотиваторы - психология

В основе него была положена бихевиористская теория, гласившая, что обучение человека и животного подвергается одному и тому же принципу: «стимул» — «реакция».

А чтобы связь между стимулом и реакцией была прочнее, её необходимо укреплять позитивными эмоциями в ходе обучения, создавая положительное подкрепление после каждого правильного ответа.

Программированное обучение предельно схематично и расписано по «шагам»: знание «предъявляется»—«усваивается»—«проверяется», при этом оно строго дозировано. После небольшой порции информации следует закрепление упражнениями, затем сбор обратной связи от ученика и, наконец, оценка.

Сегодня всю работу можно делегировать компьютеру, который, получив ответ, сможет тут же его проанализировать и оценить, учитель же в большей степени становится администратором учебного процесса.

После правильного ответа учащийся переходит к следующему разделу, в случае неверного — возвращается к теории, а затем снова выполняет задание.

Монстры образовательных технологий: Франкенштейн и EdTech

Такая программа, с одной стороны, систематизирует знания, а с другой, создаёт условия для самостоятельного обучения.

В рамках урока ученику не нужно никуда спешить: задания выполняются в своём темпе, без оглядки на других.

При этом, независимо от уровня, учащиеся работают над одними и теми же упражнениями — различается лишь время, которое затрачивается на их решение.

Те, кто давно грезил о полновесном дистанционном образовании, встретили программированное обучение с воодушевлением. Тем не менее, как признают педагоги, хотя предельная алгоритмизация развивает логическое мышление, излишняя схематичность убивает интерес, да и далеко не все темы можно и нужно схематизировать.

На сегодняшний день не так легко найти школы, практикующие тот или иной тип обучения в чистом виде. Но, возможно, акцентуация на чём-то одном и не нужна: как в спорах рождается истина, так и в многообразии подходов и столкновении мнений формируется лучшая образовательная модель.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/dogmy-i-problemy-pedagogicheskaya-psihologiya-o-tipah-obucheniya

Педагогические модели обучения (Традиционные и современные)

Педагогические модели обучения — это различные подходы к обучению, которые могут проводиться учителями в классе.

В зависимости от модели, которую они используют, учителя будут выполнять ряд действий и сосредотачиваться на разных частях учебного процесса.

Поскольку существуют разные способы обучения, и поскольку каждый ученик уникален, учителя должны быть вооружены различными педагогическими моделями, чтобы иметь возможность адаптироваться к различным ситуациям.

  • Смотрите так же: Как улучшить внимание и концентрацию

Несмотря на это, педагогические модели всегда сосредоточены на трех элементах:

  • Что предназначено для обучения
  • Как он намеревается учить
  • Как это будет оцениваться, если обучение будет достигнуто

Традиционно мы говорили о трех разных педагогических моделях, но в последние годы были открыты новые учебные направления. Таким образом, они предназначены для достижения большей гибкости при передаче знаний учащимся.

Основные педагогические модели обучения

До сравнительно недавнего времени большинство учебных заведений использовали единую педагогическую модель, известную как традиционная модель.

В то же время они начали развивать теоретическую основу двух других моделей обучения: бихевиориста и конструктивиста.

Позже были созданы другие обучающие модели, которые стали популярными с течением времени. Некоторые из наиболее важных — когнитивные, социальные и романтические.

Традиционная модель обучения

Традиционная педагогическая модель в настоящее время известна как «традиционная модель обучения», хотя первоначально ее называли «моделью передачи». Эта модель понимает преподавание как прямую передачу знаний от учителя к ученику, полностью фокусируясь на последнем.

Студенты воспринимаются в традиционной модели как пассивные получатели знаний, не нуждаясь в роли в своем процессе обучения. Учитель должен будет попытаться разоблачить то, что он знает, самым ясным способом, таким образом, чтобы ученики могли понять и запомнить материал.

Поэтому учитель должен обладать большими навыками общения, а также быть экспертом в своей теме. В противном случае студент не сможет получить необходимые знания, чтобы сделать вывод, что обучение прошло успешно.

В дополнение к этой идее, некоторые из оснований модели передачи следующие:

  • Студенты должны учиться с помощью самодисциплины, поскольку необходимо повторять знания снова и снова, чтобы они могли запомнить их. Поэтому защитники этой модели считают, что полезно подделывать характер учеников.
  • Инновации и креативность полностью игнорируются, вместо этого фокусируются на учебе в запоминании данных и идей.
  • Обучение основано почти исключительно на слышимом, поэтому оно не очень эффективно для людей, которые лучше учатся через другие чувства.Хотя это неоднократно демонстрировалось скудной эффективностью этой учебной модели, она по-прежнему используется преимущественно почти во всех современных обществах.

Однако, хотя это не является допустимой моделью для большинства обучающих ситуаций, у нее есть определенное место в определенное время.

Например, когда необходима передача чистых данных или очень сложных теорий. Модель передачи продолжает оставаться наиболее полезной для получения правильного обучения.

Поведенческая педагогическая модель

Поведенческая педагогическая модель основана прежде всего на исследованиях Павлова и Скиннера, создателей течения психологии, известных как бихевиоризм.

Создатели этой ветви мысли утверждали, что невозможно измерить психические процессы людей, и поэтому необходимо сосредоточиться на наблюдаемом поведении.

Основываясь на этой идее, поведенческая педагогическая модель пытается установить ряд целей обучения, которые могут быть непосредственно наблюдаемыми и измеримыми. Студенты, используя подкрепление и различные типы стимулов, должны будут достичь этих целей в определенное время.

В этом смысле поведенческая модель гораздо более персонализирована, чем модель передачи, поскольку для определения целей обучения педагог должен сначала оценить начальную точку каждого из учеников.

Таким образом, роль учителя в этой модели состоит в следующем:

  • Изучите предыдущие способности учеников
  • Научите их следовать методологии
  • Управляйте подкреплениями, когда одна из целей достигнута
  • Проверьте, произошло ли обучение

Этот вид обучения происходит например, в практике спорта или на музыкальном инструменте. В этих областях учитель ограничен, чтобы исправить цели ученика, исправить неудачи, которые происходят, и укрепить, когда вы достигли одной из промежуточных целей.

Некоторые из основных идей модели следующие:

  • Учитель перестает быть важной фигурой и фокусируется на ученике и задачах обучения, которые должны быть достигнуты.
  • Студент должен активно участвовать в своем образовании.
  • Акцент делается на повторение и практику, чтобы овладеть необходимым обучением.
  • В отличие от предыдущей модели предпочтение отдано индивидуальному обучению, когда один преподаватель несет ответственность за большое количество учеников.

Конструктивистская педагогическая модель

Эта педагогическая модель, в отличие от традиционной, считает, что обучение никогда не может прийти от внешнего источника к ученику. Напротив, каждый ученик должен «строить» свои собственные знания (отсюда и название модели).

Поэтому конструктивистская педагогическая модель выступает против пассивного обучения, в котором учитель является источником всего знания; и он также отличается от роли учителя как источника подкрепления и поощрения.

В этой модели учитель должен создать адекватные условия, чтобы ученик мог строить свое обучение. Вот некоторые из основных идей этой модели:

  • Для того чтобы учебный процесс был эффективным, студент должен верить, что то, чему он учится, может быть полезным в реальной жизни. Поэтому учитель должен адаптировать учебные цели в соответствии с особенностями своих учеников.
  • Потому что в целом нет единого способа решения проблем или выполнения задачи, из конструктивистской модели обучения путем поощрения. Учителя не должны давать ответ на каждый вопрос, заданный обучением, но должны предоставить учащимся необходимые инструменты, чтобы открыть их для себя.
  • Обучение должно происходить постепенно, но это не так важно, чтобы демотивировать или не дать им двигаться вперед.
  • Обучение осуществляется в большинстве случаев путем имитации модели. Наблюдая за человеком, который уже овладевает тем, что они хотят изучать, учащиеся могут сохранить, а затем воспроизвести свое поведение. Этот процесс известен как «заместительное обучение».

В конструктивистской педагогической модели основное внимание уделяется обучению по компетенциям. Учитель должен определить, какие навыки, знания и отношения необходимы для развития эффективной жизни.

После определения основных навыков, которые должен изучить учащийся, наиболее эффективный способ их приобретения будет искать на основе теории множественного разума.

Эта теория считает, что вместо существующего только одного типа общего интеллекта каждый человек имеет более или менее способность в семи дифференцированных областях.

Эта педагогическая модель основана прежде всего на теориях Л. С. Выготского и Лурии, двух российских социальных психологов первой половины XX века.

Когнитивная педагогическая модель

Когнитивная модель, также известная как модель развития, основана на исследованиях психологии развития Жана Пиаже. Он основан на идее, что человек переживает разные фазы своего интеллектуального созревания, таким образом, что обучение должно быть адаптировано к моменту и возрасту каждого ученика.

Таким образом, роль учителя состоит в том, чтобы определить, на какой стадии развития каждый ученик, и предлагать обучение в соответствии с ним. В этом смысле это также значительное обучение.

В этой педагогической модели фокус учебных целей как таковых устраняется. Напротив, важно то, что студент приобретает определенные способы мышления и умственные структуры, которые облегчают самостоятельное обучение.

Социально-педагогическая модель

Эта модель основана на максимальном развитии способностей и проблем студентов. В этом смысле, из социальной педагогической модели, изучается не только научное или техническое содержание, но и приобретается система ценностей и взглядов, способствующих лучшему сосуществованию в обществе.

Этот подход характеризуется акцентом, который ставится на коллективную работу, поскольку считается, что группа всегда будет в состоянии решать более крупные проблемы, чем отдельный человек самостоятельно.

Опять же, согласно теории значимого обучения, учения должны быть применимы в реальном мире. Поэтому учитель должен отвечать за постановку задач и вопросов студентам, которые должны решать их, сотрудничая друг с другом, улучшая свои социальные навыки.

Романтическая педагогическая модель

Эта последняя модель основана на идее, что необходимо полностью учитывать внутренний мир ученика. Таким образом, ученик становится центром учебного процесса, который будет проходить в защищенной и чувствительной среде.

Основная идея этой педагогической модели заключается в том, что у ребенка уже есть все необходимое, чтобы стать действительным и функциональным человеком. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы позволить студенту свободно развиваться и находить собственные ответы.

В этом смысле романтическая педагогическая модель основана на течениях гуманистической психологии и на идее ненаправленности.

Педагогическая модель путем открытия

При изучении путем открытия ребенок играет активную роль, который действует чтобы учиться. Эта модель также называется эвристикой и выступает против традиционной, в которой ученик является пассивным слушателем того, чему учит учитель.

Некоторые из его основных принципов:

  • У детей есть естественная способность учиться, играть и участвовать в мире.
  • Важной частью обучения является решение проблем.
  • Гипотезы создаются и тестируются.
  • Ребенок играет активную роль в обучении.
  • Влияет на социокультурную среду, поскольку это будет зависеть от опыта обучения, который имеет ребенок.

Ссылки

  1. “Модели обучения”, в: Википедия. Загружено на: 30 Января 2018 Википедии: es.wikipedia.org.
  2. “Модель педагогического конструктивистского” на: участие в Управлении. Загружено на: 30 Января 2018 Управления на основе широкого участия: gestionparticipativa.coop.
  3. “Модель педагогического традиционный”: Педагогика и дидактика. Загружено на: 30 Января 2018 Педагогики и дидактики: sites.google.com/site/pedagogiaydidacticaesjim.
  4. “Модель педагогической, социально – когнитивное”: социального Конструктивизма. Загружено на: 30 Января 2018 социального Конструктивизма: sites.google.com/site/constructivismosocial.
  5. “Модель педагогического поведенческий”: Педагогика и дидактика. Загружено на: 30 Января 2018 Педагогики и дидактики: sites.google.com/site/pedagogiaydidacticaesjim.

Источник: https://tagweb.ru/2018/02/10/pedagogicheskie-modeli-obuchenija/

Отличия традиционного учебное обучения и правильного образования

Отличия традиционного учебное обучения и правильного образования

Как вы могли заметить, даже если у человека красный диплом и медали за успех в учебе, то это еще не значит, что и в жизни он того же добъется. А причина в том, что традиционное образование не дает правильного образования, которое так необходимо в жизни. Давайте сравним обычное образование и то, каким оно должно быть.

1. Теория и практика

В традиционном учебном заведении все курсы: Абстрактны, несмотря на то что могут быть довольно интересными и познавательными. Очень малая часть их содержания окажется полезной для достижения ваших целей и решения проблем.

В системе образования миллионеров все курсы: Практичны. Содержание предметов непосредственно связано с теми проблемами и задачами, с которыми вы столкнетесь в дальнейшей жизни. Освоение учебного материала поможет вам достичь своих целей в карьере и личной жизни, а не просто получить хорошие оценки.

Читайте также:  Душевная открытость делает нас интересными - психология

2. Оценки и жизнь

В традиционном учебном заведении все курсы: Направлены на получение хороших оценок.

В типичной учебной программе акцент делается на получение уровня знаний, соответствующего определенным нормам, абсолютно не связанным с деятельностью вне учебной программы.

Говоря высокопарным языком университетских преподавателей, оценки стали самоцелью, превратились в фетиш, в замещение реальности. Кому они нужны?

В системе образования миллионеров все курсы: Сосредоточены на вашем успехе и вашей жизни. В них нет места оценкам, их роль будет исполнять то, чего вы добились в жизни. Если вы получили такую работу, какую хотели, — вы успешно справляетесь с обучением.

Если ваш маленький бизнес начинает приносить огромную прибыль, поздравляем: вы сдали экзамен на отлично! Если парень (или девушка) вашей мечты ответил «да», когда вы пригласили его (ее) на свидание или сделали предложение, вам поставили зачет.

Прогресс в учебе можно отследить по реальным достижениям — и никаких абстрактных цифр и рейтингов.

3. Оценивание навыков и знаний

В традиционном учебном заведении все курсы: Ваши успехи оценивают посторонние люди, которым на вас по большому счету наплевать.

Возможно, у преподавателя, читающего свой предмет, очень четкие критерии справедливой и объективной оценки. Но ведь не он будет принимать вас на работу. Или покупать ваш продукт.

Или вкладывать деньги в ваше предприятие. Или вести переговоры о сроке выполнения заказа.

В системе образования миллионеров все курсы: Ваши успехи оцениваются реальными людьми в реальном мире В качестве оценок выступают ваши достижения в реальном мире и они отображают мнение тех людей, с которыми вы взаимодействуете и которым есть что терять, если ваша затея провалится. Вы все время будете получать обратную связь от ваших друзей, родственников и клиентов.

4. Ценность информации

В традиционном учебном заведении все курсы: Мнение педагога о том, в каком направлении вам стоит расти, подобно мнению о тактике ведения боя, высказанному одним из людей благородного происхождения, наблюдающих за ходом сражения с высокого холма неподалеку.

В системе образования миллионеров все курсы: В основом это будет действительно ценная информация, а не абстрактные рассуждения.

5. Ограничения во времени

В традиционном учебном заведении все курсы: Ограничены по времени. В контексте всей вашей жизни четыре месяца обучения одному предмету в сопоставлении с подлинной учебой подобны бургеру, в суматохе проглоченному в машине по пути на работу, в противовес полноценному обеду.

За четыре месяца можно освоить немало, но действительно важные умения необходимо постоянно совершенствовать на протяжении всей жизни.

Так почему же мы посвящаем все свое время изучению в вузах непонятной подборки предметов, мало связанных с реальной жизнью, не говоря уже о том, что большинство молодых людей в этом возрасте гораздо больше интересуются сексом и выпивкой?

В системе образования миллионеров все курсы: Ограничены лишь временем вашей жизни. (Эта книга лишь указывает путь, а не определяет его конечную цель.) Добро пожаловать на курсы длиною в жизнь. Вы никогда их не окончите.

И вам ни к чему пытаться втиснуть все, что нужно знать, в четыре коротких года.

Вы будете получать удовольствие и пользу от обучения на протяжении всей жизни с комфортной для вас скоростью, без судорожной зубрежки перед итоговыми экзаменами, не отказываясь от возможной работы и не нуждаясь в крупных займах на оплату такой программы.

Воспользуйтесь моими материалами как отправной точкой, но знайте, что большую часть учебного материала вам придется искать самостоятельно и при помощи тех наставников, которых выберете вы. И так будет продолжаться до последнего дня.

Источник: http://www.poznaysebia.com/2013/06/01/otlichiya-traditsionnogo-uchebnoe-obucheniya-i-pravilnogo-obrazovaniya/

2. Особенности отличия традиционного процесса обучения и инновационного

Традиционное обучение.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

— учебники применяются в основном для домашней работы.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

Традиционное обучение по своей философской основе является педагогикой принуждения.

Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие.

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. И по сей день содержание образования в массовой школе является технократическим.

Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:

— научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);

— природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсирует-ся);

— последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);

— доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);

— прочность (повторение — мать учения);

— сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

— принцип наглядности;

— принцип связи теории с практикой;

— учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Традиционная технология — авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:

-систематический характер обучения;

-упорядоченную, логически правильную подачу материала;

-организационную четкость;

-оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

В настоящее время существует проблема — необходимости повышения эффективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития.

Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения.

Беда сегодняшней школы не в отсутствии должного количества новых учебников, учебных пособий и программ — в последние годы их появилось невиданное множество, и многие из них не выдерживают никакой критики с дидактической точки зрения. Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.

На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.

Этот путь не так прост и любого вступающего на него ожидают определенные трудности и проблемы.

Прежде всего — это отсутствие согласованных представлений о самом предмете, что есть «образовательная технология», «технология обучения», «технологический подход в обучении».

И во-вторых, каковы цели, содержание и условия внедрения подобных инноваций в практику работы школы?

Инновационное обучение

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

В последние годы внимание работников образования все чаще привлекают идеи инновационного обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования инновационных образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в этих школах.

В указанных работах инновационные школы рассматриваются как учреждения, в основе которых лежит идея всестороннего развития личности учащегося.

Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, предполагает изменения и в деятельности психологической службы школы.

Целью работы педагогов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.

При этом необходимо учитывать отличия инновационного образовательного пространства от традиционного учебного процесса.

Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.

С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности, обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии.

По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

И здесь профессиональная психологическая деятельность делает акцент на психологической подготовке педагогов к работе по инновационным технологиям, так как нередко при переходе школы в режим инновационной работы педагоги оказываются неготовыми к подобным преобразованиям.

Психологическая деятельность предполагает включение педагогов в активное обсуждение проблем развивающего обучения на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. В центре таких обсуждений-бесед — личность ребенка, его физическое и психическое здоровье, всесторонний учет его интересов и способностей.

В работе с педагогами не следует ограничиваться проведением общих мероприятий и рекомендациями по чтению специальной литературы. Наиболее эффективными следует считать индивидуальные формы психологической работы. Контакты между педагогами и психологом должны способствовать углублению знаний педагога о психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностях детей, носить конкретный и действенный характер.

Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика.

В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические или психолого-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.

[18]

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной педагогики

Особенности

Традиционная «знаниевая» педагогика

Инновационная «способностная» педагогика

1

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности

2

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

3

Преобладающий тип и характеристика взаимоотношений

Субъект- Объект

Субъект- Субъект

4

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

5

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

6

Формы организации

Фронтальная, индивидуальная

Групповая, коллективная

7

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные

информационные

Проблемные:

проблемного изложения

частично-поисковый, эвристический

исследовательский

8

Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»

9

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

10

«формула обучения»

Знания — репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность — рефлексия — знания

11

Способ усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

12

Функция учителя

Носитель информации, хранитель норм и

традиций,

пропагандист предметно — дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, Консультант,

Управляющий поисковой

работой учащихся, консультант

13

Позиция ученика

Пассивность,

отсутствие интереса,

отсутствие мотива к

личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/52086

Ссылка на основную публикацию