Отцовская и материнская модель любви — психология

Отцовская модель любви

Отцовская и материнская модель любви - психология

Авторы: Козлов Н.И.

Отцовская модель любви — дающая любовь, основной замысел которой: «я тебя люблю, и поэтому ты должен соответствовать определенному качественному уровню».

Если материнская модель — мягкость, чувствительность, теплота и безусловное принятие, то отцовская модель – это строгость, нагрузки и требовательность: ожидание того, что то, что я даю, тобой будет взято, усвоено. Отцовская модель любви — это требование соответствовать. «Ты мой сын и не можешь быть трусом».

А если трусишь — ты мой сын? «Иди вставай и чисти зубы, грязнули за стол не садятся!» — и действительно без завтрака может оставить… «В нашей семье лентяев нет!» с подтекстом: «Если ты лентяй, ты — не наш!»

Для мужчин жесткая позиция в воспитании — нормально и правильно. Для мужчины дети не просто родная кровинушка, а продолжатели его дела и защитники его ценностей. Тарас Бульба отказался от своего сына, Андрия, когда тот перешел на сторону врагов. А.С. Макаренко расстался с одним из своих воспитанников, который выбрал жизнь вора и бандита.

Если дети имеют право на выбор своей жизненной позиции, родители имеют право определить свое отношение к этому выбору детей. Отцовская модель любви — жесткая. Такая любовь воспитывает навык самодисциплины, организованности, ответственности, развивает волевые качества: мужество, смелость, дисциплинированность, решительность и др.

Так воспитываются мужчины, которые не боятся и не плачут.

Отцовская модель любви — не обязательно любовь отца.

По этой модели могут работать руководители, по-отечески распекая любимых подчиненных, эта модель в семье может быть и у дедушки, и у бабушки, и мамы.

Бывает, что с определенного возраста и сами дети начинают к своим родителям начинают относиться по такой модели любви: «Мама, выключай свой телевизор, тебе давно пора принять таблетки и в постель!»

При всем этом отцовская модель любви — это, скорее, мужское, она лучше получается у мужчин и легче воспринимается от отца, нежели от матери. Что касается личностных особенностей, то она более свойственна волевым и решительным людям, склонным к требовательности и дисциплине.

Отцовская модель может быть как в позитивном, так и в негативном варианте. «Я тобой любуюсь и хочу, чтобы ты стал еще лучше» — позитивный вариант. «Посмотри, на кого ты похож?!» (Ты ужасный, но это можно исправить) — негативный. Позитивный вариант обычно предпочтительнее.

Отцовскую модель любви не следует путать с эгоизмом родителей. Если отец требует от ребенка то, что будет просто удобнее родителям — это скорее родительский эгоизм, любовью это назвать сложно.

Если же требования продиктованы заботой о ребенке и его будущем — это относится к любви, хотя и не очевидно, что к мудрости. Отцовская любовь бывает ошибочной так же, как и материнская, разный только вектор ошибок.

Мать слишком часто балует, отец бывает скор на расправу… — при том, что все это происходит от людей любящих.

Хорошо, если отцовская модель любви уравновешивается материнской моделью — иначе есть риск, что воспитуемые не выдержат нагрузок и преждевременно разбегутся от «любящего».

Еще бы! Он так любит, что вот-вот задушит строгостью, требованием дисциплины, развития и сильной жизни: рядом с ним бывает холодно и от постоянных нагрузок хочется поскорее убежать.

Требовательность без теплоты становится холодным диктатом, выполнять такие требования не хочется совсем, но не выполнять оказывается страшнее — и поэтому приходится делать. А страх — это всегда мотивация негативная.

У того, кто боится голова не работает, он готов сказать и сделать все что угодно, лишь бы отстали. Вместо привычки думать своей головой формируется привычка делать только то, что скажут и только тогда, когда напугают. А если не пугают — можно не делать.

Тем, кто практикует такую модель любви, полезно помнить формулу эффективного влияния: железная рука умного человека в бархатной перчатке.

С мягкой перчаткой тепло и не хочется уходить, а железная рука обеспечивает нужную жесткость и дисциплину. А если учитывать, что все это принадлежит человеку с ясной и толковой головой — то рядом с ним работать и развиваться — интересно и весело, а халтурить и лениться — противно и трудно.

Кстати, еще одно замечание. Если вы собираетесь с кого-то что-то строго спрашивать, убедитесь для начала, что к себе вы предъявляете требования не ниже. Обычно, если требования исходят от человека, который сам не дисциплинирован — такие требования, какими бы они не были настойчивыми и правильными, будут восприниматься в штыки.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

Источник: http://lib.komarovskiy.net/otcovskaya-model-lyubvi.html

Эрих Фромм: материнская и отцовская любовь

Эрих Фромм: материнская и отцовская любовь?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2012-08-27 17:47:00Ser Hugo
my19edwin
2012-08-27 17:47:00

Продолжаем знакомиться с трудами всемирно известного немецкого социолога – и сегодня мы постараемся понять, почему для ребёнка так важно расти в полной семье (что сегодня, увы, наблюдается всё реже). Чем отличается материнская любовь от любви отца? Как эти два компонента помогают сформироваться зрелой личности? И что происходит, когда баланс между ними нарушается?

Безусловная материнская любовьПервые месяцы и годы — это тот период жизни, когда ребенок наиболее сильно чувствует привязанность к матери. Эта привязанность начинается с момента рождения, когда мать и ребенок составляют единство, хотя их уже двое. Ребенок, хотя он теперь уже живет не в утробе, всё еще полностью зависит от матери. «Я любим, потому что я — ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть.Это переживание любимости матерью — пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым — материнская любовь безусловна. Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее дитя, потому что с появлением этого ребенка решилось нечто важное, удовлетворились какие-то ожидания. Все, что от меня требуется, это быть — быть ее ребенком. Материнская любовь — это блаженство, это покой, её не нужно добиваться, её не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Её не только не нужно заслуживать — её ещё и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же её нет, это все равно как если бы всё прекрасное ушло из жизни — и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.Однако день за днём маленький человек становится всё более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо неё всё более и более важной становится связь с отцом.

Условная отцовская любовь

Связь с отцом совершенно другая. Мать — это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребёнком в первые годы его жизни, и его важность для ребёнка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.

Но отец представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, созданных человеческими руками вещей, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир.

Обращаясь к истории… Раньше частная собственность могла быть унаследована только одним из сыновей, — и отец начал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность.

Естественно, что им оказывался тот сын, которого отец считал наиболее подходящим для того, чтобы стать наследником, сын, который был более всего похож на отца, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь — это обусловленная любовь.

Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны.

Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание — главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.

Потребности ребёнка

Безусловная любовь – любовь за то, что мы просто есть — восполняет одно из глубочайших томлений не только ребёнка, но и каждого человеческого существа. В то же время условная «заслуженная» любовь всегда оставляет горькое чувство, что ты любим не сам по себе, что ты любим только потому, что приятен, что ты, в конечном счете, не любим вовсе, а используем.

Большинство детей имеют счастье получить достаточно материнской любви. Взрослому человеку удовлетворить то же самое томительное желание намного труднее – но в благоприятной оно сохраняется как компонент нормальной эротической любви; в ином случае находит выражение и религиозных, а чаще в невротических формах.

Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.

Функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца — учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность.

Мать должна иметь веру в жизнь и не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Частью её жизни должно быть желание, чтобы ребёнок стал независимым, и, в конце концов, отделился от неё. Отцовская любовь должна быть направляема принципами и ожиданиями; она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной.

Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом — и освободиться от авторитета отца.В конечном счёте, зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится и своей собственной матерью и своим собственным отцом.

Зрелый человек Внешне он становится свободен от материнской и отцовской фигур, он строит их внутри себя. Более того, зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское сознание несмотря на то; что они, казалось бы, противоположны друг другу.

Материнское сознание говорит: «Нет поступка, который мог бы лишить тебя моей любви, моего желания, чтобы ты жил и был счастлив». Отцовское сознание говорит: «Ты поступил неправильно, ты не можешь избежать следствий своего злого поступка, и, если ты хочешь, чтобы я любил тебя, ты должен прежде всего исправить свое поведение».

Отклонения в развитии

Если бы очеловек обладал исключительно отцовским сознанием, он был бы злым и бесчеловечным. Если бы он обладал только материнским сознанием, он утратил бы способность здраво рассуждать и препятствовал бы себе и другим в развитии.

Если ребёнок имел любящую, но излишне снисходительную или властную мать и слабого и безразличного отца, он может остаться зафиксированным на ранней привязанности к матери и развиться в человека, который зависит от матери, чувствует беспомощность, обладает ярко выраженными чертами рецептивного характера, склонного подвергаться влиянию, быть опекаемым, нуждаться в заботе, и которому недостает отцовских качеств — дисциплины, независимости, способности самому быть хозяином своей жизни. Он может стараться найти «мать» в смысле авторитета и власти в ком угодно, как в женщинах, так и в мужчинах.Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребёнок может перенести потребность в материнской опеке на своего отца и на последующие отцовские образы. В этом случае конечный результат либо будет схож с предыдущим, либо мы получим человека, который односторонне ориентирован на отца, полностью подчинён принципам закона, порядка и авторитета, лишён способности ожидать и получать безусловную любовь. Это развитие будет всё усиливаться, если отец авторитарен и в то же время сильно привязан к сыну.Определенные типы неврозов — например, маниакальный невроз, — развиваются в большей степени на основе односторонней привязанности к отцу, тогда как другие типы, — вроде истерии, алкоголизма, неспособности утверждать себя и бороться за жизнь реалистически, а также депрессии, -являются результатом центрированности на матери.

Но что характерно для всех невротических развитий, так это то, что одного начала — или отцовского, или материнского — недостаточно для развития. Основа духовного здоровья и зрелости – это полноценный синтез материнской и отцовской философии.

Читайте также:  Уровень осознанности родителя - психология

: здесь

Дети, Любовь, Психология, Семья

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/177254.html

Виды любви: материнская и отцовская любовь

Виды любви: материнская и отцовская любовь

« Назад

04.07.2016 17:20

Каждый ребенок, при рождении нуждается в любви отца и матери. Обращаю ваше внимание, что ему нужны не конкретные люди, а именно любовь — материнская и отцовская. В случае, если он получит ее недостаточно, то может столкнуться с целым рядом проблем во взрослой жизни.

Как вы знаете, в определении любви я придерживаюсь взгляда Фромма и поэтому, если мои клиенты говорят о любви к своим детям, то я в первую очередь выясняю — что их дети умеют делать. Подлинная любовь проявляется в обучении ребенка новому. Ребенок к 6-10 годам должен уметь сам одеваться, чистить зубы, убирать за собой.

Если же в таком возрасте ребенок ещё несамостоятелен, то можно сказать, что родители его не любили. Ведь любовь – это не просто объятия, игры, ласки или подарки. Родительская любовь – это такой процесс воспитания, при котором происходит передача знаний ребенку и приобретение им самостоятельности.

Определить — любят ребенка или нет — можно по тем навыкам и умениям, которыми он владеет.

Любящие родители подготовят ребенка к жизни, и он рано уйдет от них,  добиваясь всего сам. Очень распространены случаи, когда при неправильном воспитании и чрезмерной заботе, дети остаются с родителями довольно долго. Они не решаются поменять свою жизнь и не пробуют уйти, а остаются жить с родителями вплоть до своей пенсии.

Я убежден, что любви детей к родителям не существует.

Любовь – она как смысл жизни, должна иметь будущее, ради нее нужно работать и стремиться, а родители – они же не вечны, по законам природы они уходят намного раньше детей.

И, если дети будут любить родителей, то потеряют  смысл жизни после их смерти.Родительская любовь важна и необходима в детстве, но потом человек должен жить сам и искать свой путь.

Материнская любовь

Делай, что хочешь, я буду тебя всё равно любить!

Большая ошибка говорить ребенку, когда он балуется, что он плохой и вы его не любите. Малышу любовь необходима, от нее зависит его уверенность в безопасности. Если любви недостаточно, ребенок пытается ее найти, как-нибудь ее добиться. Это ведет к неправильному развитию.

Мать в идеале любит ребенка просто за то, что он есть, безусловно. Тогда ребенок будет гармонично развиваться и будет психологически здоров.

Вот эта безусловная любовь, которая должна окружать малыша с самого начала жизни, пока он ещё не ходит и привязан к маме, называется инфантильной. Ее отсутствие или нехватка может привести к тому, что человек будет всегда чувствовать тревогу и искать безопасность.

Пока малыш не ходит сам, он не может существовать без матери, он должен расти, зная и чувствуя, что рядом есть тот, кто всегда защитит и поддержит.

Но нужно помнить, что слишком много ласки – это тоже отклонение. Если мать много внимания уделяет ребенку и постоянно обнимает и гладит его, особенно, если ребенок уже взрослый, возможно, у женщины сложности в сексуальных отношениях.

Когда 7-летний ребенок просит родителей его приласкать – это говорит об отклонениях и испорченности уже взрослого человека, ведь телесные поглаживания нужны от сексуального партнера, а не от мамы. Детский возраст длится до 5 лет, потом – это уже сформировавшаяся личность со своим представлением об отношениях.

Поэтому не нужно портить своим детям будущее и создавать проблемы с противоположным полом. К примеру, если мать проявляет чрезмерную ласку к своему 8-летнему сыну, у него будут сложности в построении отношений со сверстницами — ему будет с ними скучно.

Крайне важно, чтобы инфантильная любовь мамы была естественной, без условностей и наказаний, природа всё предусмотрела, поэтому если ребенка просто любить, то он вырастет здоровым.

Можешь идти, куда хочешь!

На следующем этапе любовь становится зрелой – то есть наступает время отпускать ребенка от себя («можешь идти, куда хочешь»). Вы удивитесь, но такая любовь должна начинаться уже после года – как только ребенок начал сам ходить. У нас же бывает, что ребенка мама не отпускает от себя до окончания института, водит в школу и на секции, следит и провожает, боясь отпустить.

Зрелая материнская любовь выражается в том, что  ребенок пробует всё сам, выбирает свой путь, делает свои ошибки, но при этом всегда чувствует поддержку мамы и знает, что она его любит любым и поддержит, если это необходимо. Зрелая любовь также формирует здоровую личность, ведь без такой любви человек вырастает неуверенным в себе, неспособным к принятию решений.

Отцовская любовь

Такая любовь тоже делится на несколько видов и, в отличие от материнской, не безусловна, а имеет причину. Можно сказать, что это любовь за что-то.

Делай, как я!

Инфантильная любовь папы длится до 7-8 лет – и она помогает ребенку научиться многим необходимым бытовым навыкам. Она работает по принципу «делай, как я».

Когда ребенок научился что-то делать сам, он показывает это папе – я научился одеваться, чистить зубы, надевать ботинки.

Без этого вида любви человек был бы совсем не воспитан и не умел бы вести себя в обществе, основа всего – самые обычные навыки – обслуживание себя, гигиена, питание. Ребенку очень важно одобрение отца, слыша его, он идет развиваться и учиться дальше.

Делай, что хочешь, потому что ты умный!

Зрелая любовь отца действует по схеме – «Делай, что хочешь, потому что ты умный!». Она помогает поверить в себя, развить творческий потенциал, учит искать решения задачи самостоятельно. Если этой любви не хватило, то человек всегда будет действовать с оглядкой на других.

Кстати, отношение отца к своим детям, говорит о его успешности. Если он проявляет чрезмерное внимание к ним, значит его дела на производстве идут не лучшим образом и в дальнейшем могут  испортится отношения с женой. Он чувствует себя значительной фигурой не на производстве, а только рядом ребенком.

Любовь родителей – это то чувство, которого должно всегда быть в меру, без излишек и нехватки. Потому что отклонение в любую сторону будет создавать ребенку много проблем в будущем.

Родителям всегда стоит помнить, что наши дети – должны поступать по-своему, ведь это основное наше отличие от животных, только так и происходит прогресс – через перемены в поведении.

Если бы мы всегда поступали также, как наши предки – развития бы не было и до сих пор длился Каменный век. Поэтому стоит поддерживать детей во всем, у них свой путь.  

В заключении хочу ответить на вопрос, который мне задают многие — “Как воспитывать ребенка одному родителю?”. Ответ на него я дал в начале этой статьи, но повторю еще раз — ребенку нужны не родители, как таковые, а нужны инфантильная и зрелая любовь отца и матери.

Читайте также 

О стратегии воспитания 

Стили воспитания и явление переноса 

Воспитание в грудном возрасте 

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/vidy-lyubvi-materinskaya-i-ottsovskaya-lyubov

Особенности материнской и отцовской любви (Эрих Фромм. «Искусство любви»)

Известный философ Эрих Фромм. В книге “Искусство любви” утверждал, что способность любить – важнейшая черта человеческой личности и что любовь – критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования. Любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости[12].

В своей работе Фромм выделяет пять компонентов, присущих каждому виду любви[12]. Это давание, забота, ответственность, уважение и знание.

Способность любви давать предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накапливать, и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в

достижении своих целей. То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку.

Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь.

Другой аспект любви – ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя.

В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважать человека невозможно, не зная его.

Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание – как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Фромм считал любовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром.

Из возможных путей преодоления одиночества – конформизма и соглашательства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудничестве с другими людьми и любви – психологически оправданными являются лишь два последних.

Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творческая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром, путь любви, признается единственно возможным и универсальным.

Фромм выделяет различные виды любви: эротическую – любовь между мужчиной и женщиной; братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве; материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где всегда преобладает стремление отдать; любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому; любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления. Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности – иметь или быть.

Первый модус – любовь как обладание характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами, становится предметом купли и продажи.

Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщины – красоту, хозяйственность, плодовитость. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока – получить больше, отдать меньше.

Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, совершить выгодную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», либо вам «недодали».

Второй модус – любовь как бытие творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви.

Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, согласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытийной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой[12].

Читайте также:  Внутренний текст - психология

Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви.

Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.

В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.

Родительская любовь, в отличие от братской, предполагает определенное «распределение ролей». Ребенок любит родителей иначе, чем они его. Лет до 8–10 для ребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а не любить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что–то дать родителям, т.е. любить их, а не только быть любимым ими.

Между родителями тоже имеется некоторое «распределение ролей». Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, независимость от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь обычно – обусловленная, т.е. отличается большей требовательностью; любовь отца ребенок должен «заслужить».

Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка. Зрелость материнской любви состоит в ее способности желать для ребенка не усиления его зависимости от матери а, напротив, отделения от матери, основанного на росте самостоятельности ребенка. Отец, согласно Э.

Фромму, выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины, санкций. Исследования показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со стороны отца, а не матери. Если наказывает мать, это воспринимается как эмоциональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности.

По Фромму родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребенка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребенка; передать ребенку убеждение, что мы его любим и готовы помочь. Ключевыми понятиями его модели воспитания являются уважение; близость с родителями; проявления любви[11].

Фромм подчеркивает важность воспитания в первые годы жизни, он убежден, что любовь необходима не только по отношению к ребенку, но и между другими членами семьи.

Отцу он отводит в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у мальчиков мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований.

Особое внимание родителей автор обращает на необходимость физического контакта с детьми – обнять, поцеловать, похлопать по плечу; на непрерывность в передаче ребенку ощущения любви, симпатии, что требует уменьшения раздражительности по пустякам; на искреннюю готовность делиться с детьми временем, знаниями, опытом, а не «идти на жертвы» [11].

Источник: https://megalektsii.ru/s24116t8.html

Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей.

В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она — главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия.

Связи «родитель—ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.    Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в.

Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

    Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представим их в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей.

Под моделью мы понимаем более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо». Мы выделили по крайней мере три группы подходов к семейному воспитанию, которые условно назвали: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели. При изложении подходов мы будем придерживаться следующей схемы:

  • теоретические истоки, психологические теории, лежащие в основе данного взгляда на сущность родительско-детских взаимоотношений;
  • представители направления, авторы программ по «воспитанию» родителей, книг, тренингов и т.п.;
  • ключевые понятия;
  • основные задачи, главные цели, которые должны иметь в виду родители как ведущие лица семейного воспитания;
  • методы воспитания и конкретные методические приемы воздействия на поведение и личность ребенка, предлагаемые авторами данного направления;
  • особые моменты, на которые считают нужным обратить пристальное внимание разработчики направления; характерные особенности поведения детей, которые необходимо учитывать родителям, или принципиально важные трудности, и т.д.

        Дополнительно мы рассмотрим идеи так называемой народной психологии развития, воплощенные в работе педагогических движений и родительских клубов в современной России.

«Психоаналитическая» модель семейного воспитания

        В классическом психоанализе 3. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать) — это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект.         Способ и полнота удовлетворения биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания, предоставление ему возможности получения удовольствия от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь. Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей в процессе приучения ребенка к туалету, к опрятности, поддержка стараний ребенка контролировать себя способствуют появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческого мышления.        Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (например, надолго фиксируются формы инфантильного, «остаточного» поведения, складывается «орально-пассивный» или «анально-удерживаюший» тип личности).        Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в трех—шестилетнем возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт этой стадии «Эдипов комплекс» (у девочек — «комплекс Электры») состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению комплекса, к складыванию более зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях.        Именно первые три стадии развития личности имеют ключевое значение. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка.        Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже — со стороны более широкого социального окружения: соседей, одноклассников, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий.        На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности — базовое чувство доверия к миру (внутренняя определенность), автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность (способность «атаковать» задачу ради переживания собственной активности — двигательной и социальной) — складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрения самостоятельных действий) и увеличения контролируемого самим ребенком психологического пространства.        Важно отметить, что в зрелом возрасте выполнение родительской функции (в узком смысле — по отношению к собственным детям и в широком — заботы о младших поколениях общества, об их будущем) составляет одно из главнейших направлений личностного развития. Продуктивность, генеративность взрослого человека, понимаемая как помощь детям в их становлении, противостоят инертности, застою, личностной деградации в зрелости.    Достижения потомков, детей, внуков, учеников вносят важный вклад в чувство личностной самореализации человека в старости.        Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви.        Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность». Отцовская любовь по большей части — это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.        Зрелый человек строит образы родителей внутри себя: «В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости».        Ключевые понятия программы воспитания с психоаналитической точки зрения: привязанность, безопасность, установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия ребенка и родителей в первые часы после рождения.        Отношение Ф.Дольто, представительницы парижской школы фрейдизма, к личности ребенка чрезвычайно уважительное, даже трепетное. Она всемерно подчеркивает, что мать должна стремиться к установлению с новорожденным контакта, причем контакта именно речевого. Иногда это поистине вопрос жизни и здоровья младенца, который чрезвычайно страдает при вынужденной разлуке с заболевшей матерью, но успокаивается, по наблюдениям Дольто, если ему объяснить причину временного расставания.        Основную трудность в прохождении детьми этапов становления личности Дольто видит не в детях, а в родителях. Трудные родители — гиперопекающие, авторитарные, насильно удерживающие взрослеющих детей в тенетах собственничества. Анализ воспоминаний детства, способов обучения в детском саду и школе, особенностей воспитания в неполной семье, отношения к деньгам и наказаниям, всех деталей детской жизни выявляет огромный интерес психоаналитика к детству, признание непреходящей значимости детских этапов развития. Разделить эту позицию — значит проникнуться этими чувствами каждому родителю, каждому специалисту, работающему с детьми.        В работах педагога-психоаналитика Д. В. Винникота главное внимание отводится профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Речь не идет о какой-то строгой системе, скорее, напротив, — это советы родителям, обескураженным книжной мудростью и многочисленностью новейших педагогических рекомендаций. Родителям предлагается больше доверять «интуитивной мудрости», быть естественными, но последовательными и предсказуемыми. Важно не игнорировать находки других родителей в сходной ситуации, делиться с кем-то своими переживаниями, что позволит взглянуть на них более реалистично, как на то, с чем встречаются многие. Винникот обсуждает такие препятствия во взаимоотношениях с детьми, как периодическое раздражение на ребенка и последующее чувство вины из-за этого. Он убежден, что это нормальное явление, из-за которого не стоит корить себя; просто «достаточно хорошие родители», искренние люди важнее механического совершенства. Автор останавливается на трансформации взаимоотношений с ребенком по мере его взросления. По его мнению, развивающееся родительство предполагает прохождение этапов от полной потери личностной независимости родителя (матери) при появлении маленького ребенка до ее восстановления в борьбе с притязаниями подростка. В результате рядом с личностью родителя формируется независимая полноценная личность ребенка.

       В качестве конкретных методов психолог обращает внимание на соотношение воспитания в базисе «да» (нахождение возможностей разрешения ситуаций) и в базисе «нет» (введение понятия «нельзя»), между которыми должен быть найден оптимальный баланс. Отец не должен подменять мать, у него своя роль и в воспитании мальчика, и в воспитании девочки.   Принципиальными автор считает следующие вопросы:

  • безопасность ребенка (внешняя со стороны мира и внутренняя, личностная);
  • ревность к братьям и сестрам;
  • моменты переходов ребенка из одной ситуации развития в ^другую (из семьи в детский сад, в школу);
  • инфантильные привычки, которые предлагается рассматривать как подпорки в сложных ситуациях и не искоренять их, а выяснять причины задержки развития;
  • подростковые провокации (кражи, поведенческие нарушения) как проверка надежности родительского контроля и надзора, который еще востребован.

          Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер рассматривает не только традиционную для психоанализа сферу семейного воспитания, но соотношение семейного и институционального воспитания, в частности растущее влияние видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии игрушек и т. п. Хотя трудно говорить о каком-то окончательном решении этого волнующего Многих родителей вопроса, но сама его постановка в условиях Появления совершенно новых игрушек (типа «тамагочи»), увлечений («покемономания») очень актуальна.      Корни трансактного анализа, разработанного Э. Берном, уходят в психоаналитические теории личности. Автор подчеркивает, что трансактный анализ сделал многое для уточнения языка психоаналитических теорий. Так, он различает три состояния «я»: ребенок, взрослый и родитель — как способы восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования.    Все три начала в личности человека, по Берну, развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. Ребенок — это спонтанность, творчество и интуиция, все самое естественное в человеке.  Взрослый — систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. Положение родителя по своей структуре соответствует категории суперэго в теории личности Фрейда, включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности.     Когда члены семьи общаются между собой, возможны три основных типа взаимодействий — дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне; пересекающиеся (перекрестные) трансакции, при которых состояния сторон не соответствуют друг другу; скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме.

Читайте также:  Долг - психология

    Автор подчеркивает, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи.

Родители должны сами научиться анализировать социальные взаимосвязи в семье; познакомить ребенка с понятиями трансактного анализа и способами их применения в практических жизненных ситуациях в других социальных сферах; творчески и весело вовлекать детей в процесс познания себя и других; проявлять уважение к детям, поддерживать в них установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью.

Источник: http://www.xn--80aim3aeec.xn--p1ai/publ/rekomenduemye/osnovnye_psikhologo_pedagogicheskie_modeli_roditelsko_detskikh_otnoshenij/2-1-0-92

Виды любви. отцовская и материнская любовь

Виды любви. отцовская и материнская любовь

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении).

Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).

характерно признание действительных отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении).

Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения.

Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении).

Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).

Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование (антипатия, уважение, близость).

Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении).

В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

Отличия материнской и отцовской любви
Материнская любовь дает: — безусловное утверждение в жизни ребенка его потребностей и сохранения жизни: — положительные источники тепла и пищи, эйфорического состояния удовлетворения и безопасноти; Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребенок отделился от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. В идеальном случае материнская любовь: — не пытается помешать ребенку взрослеть; — не пытается назначить награду за беспомощность; — имеет веру в жизнь; — не должна быть тревожной; — имеет желание, чтобы ребенок стал независимым, — и, в конце концов, отделился от матери.

Негативная сторона в безусловной материнской любви.

1. Из-за того, что любовь матери не надо заслуживать, к ребенку может прийти ощущение, что этой любви нельзя добиться, вызвать или контролировать. 2.В основе материнской любви могут быть обнаружены мотивы стремительного желания власти или обладания. Ребенку важно, чтобы у него была не только хорошая мать, но и счастливая мать. Потому, что все тревоги матерей проецируются на детей.

Отцовская любовь

. Отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Отцовская любовь это обусловленная любовь.

Условная любовь отца:

— учит ребенка, как узнавать дорогу в мир. — направляема принципами и ожиданиями; — она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной; — должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы; — позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца

Отрицательная сторона отцовской любви составляет :

— факт, что должна быть заслужена; — что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, Функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.

Счетчик

Новинки

Популярные статьи

Источник: http://best-mama.info/psikhologiya-roditelstva/7-vidy-ljubvi-otcovskaja-i-materinskaja-ljubov.html

Различие материнской и отцовской любви — Психоанализ

Основы материнской привязанности закладываются вскоре после появления младенца на свет и имеют под собой нейрофизиологические механизмы. Вскоре после родов происходит мощный выброс эндорфинов в кровь матери.

Сосание груди младенцем стимулирует высвобождение окситоцина, способствующего сокращению матки, отторжению плаценты и останавливающего послеродовое кровотечение. Но на этих физиологических аспектах функции окситоцина не заканчиваются.

Окситоцин ответственен за развитие тесной эмоциональной привязанности матери к ребенку, и некоторые исследователи даже окрестили его химическим проводником любви.

            В свою очередь, привязанность младенцев к матери формируется в считанные часы после появления на свет и носит избирательный характер. Высокая скорость развития привязанности объясняется контактами матери и плода, когда тот находится еще в утробе.

Неродившийся ребенок слышит голос матери и ощущает ее эмоциональное состояние. Поэтому новорожденный способен узнавать голос матери и отдавать ему предпочтение перед другими женским голосами уже через несколько часов после появления на свет.

Буквально через считанные часы после рождения новорожденные могут также узнавать лицо матери и предпочитают его другим лицам. А через несколько недель младенец уже четко различает материнский запах.

В короткие сроки происходит синхронизация циклов сна матери и младенца в условиях кормления по первому требованию. Ребенок может сосать материнскую грудь, даже когда мать не пробуждается полностью ото сна.

            Любовь между матерью и ребенком имеет выраженный адаптивный смысл: природа нашла надежный способ гарантии заботы о медленно развивающемся беспомощном ребенке.

Тысячами лет происходил отбор на матерей, обладающих более выраженными нейрофизиологическими механизмами формирования эмоциональных связей мать-ребенок. Отбирались гены, ответственные за материнское поведение.

Чем лучше были развиты эти механизмы, тем больше шансов на выживание получали дети. Матери, любящие своих детей, поддерживались отбором.

            Несмотря на популярные среди феминисток взгляды на отсутствие каких-либо принципиальных врожденных различий между полами, нужно заметить, что природа отцовской любви существенно отличается от материнской. Разумеется. Отцы также любят своих детей, но в основе этого не лежат врожденные нейрофизиологические механизмы, аналогичные материнской любви.

Мужчины не вынашивают ребенка в течение 9 месяцев, не рожают его и не кормят грудью. Матери физиологически и психологически находятся в тесной связи с еще не родившимся ребенком и с первых месяцев его жизни оказывают на него ощутимое воздействие (материнский эффект). Формирование привязанности к ребенку у мужчин более длительный и противоречивый процесс.

       

            Уникальность женской любви к ребенку состоит в том, что она частично определяется секрецией гормона прогестерона. Прогестерон даже назвали гормоном родительского инстинкта. Доказано, что прогестерон секретируется в организме женщины при одном взгляде на ребенка.

Младенческая схема, запускающая женское родительское поведение имеет гормональную базу. Пухлое тельце, коротенькие ножки и ручки, большая голова и большие глаза – стимулируют мощный выброс прогестерона у женщин. Ничего подобного при контакте с младенцами у мужчин не происходит.

Предрасположенность к гормональному ответу на младенческую схему у женщин столь сильна, что механизм этот запускается даже тогда, когда женщина видит котенка, щенка или просто игрушечного мишку.

Именно особенностями женского восприятия, связанными с врожденными материнскими инстинктами объясняется тот факт, что многие девушки и молодые женщины приходят в восторг от игрушек с пропорциями младенческого тела, тогда как длинные и тощие игрушки не вызывают у них никакой положительной реакции.

У мужчин не вырабатывается прогестерон и им просто непонятны взрывы умиления, которые их избранница, взрослая женщина, исторгает при виде маленькой плюшевой зверушки.

            Эволюция отцовской любви у человека входит в некоторое противоречие с эволюцией мужских репродуктивных стратегий и отчасти противоречит генетической предрасположенности к большему вкладу в поиск новых партнерш.

Эта любовь сопряжена с развитием устойчивых связей между мужчинами и женщинами в процессе человеческой эволюции. Возможно, любить детей мужчины научились, наблюдая за взаимодействиями мать-ребенок.

Такая стратегия должна была закрепляться отбором, поскольку рождение беспомощного ребенка и удлинение периодов младенчества и детства вынуждало женщин выбирать партнеров с учетом их отцовских качеств. Избирательность женщин способствовала нарастанию в популяции генов «заботливого отца».

Усиление отцовской любви в современном обществе может быть частично связано с некоторой эстрогенизацией мужского населения постиндустриальных стран.

            Возникает вопрос, откуда взялись гены заботливого отца у мужчин? При одной версии любовь и забота о жене и детях является производной привязанности к братьям, которых можно наблюдать у шимпанзе, и которая была типичной для сообществ австралопитековых.

Вместе с тем, любовь к детям у мужчин могла быть производной репродуктивных стратегий: забота о детенышах и подростках у многих видов приматов обеспечивает самцу большую вероятность сексуальных контактов с их матерью.

Такая стратегия могла оказаться выигрышной в эволюции гоминин и по мере того, как значимость заботы со стороны мужчины по отношению к женщине и ребенку возрастала, постепенно формировались и генетические основы отцовской любви.

            Мать – это «олицетворение дома», из которого мы выходим, это наша природа, а отец не ассоциируется с таким «домом».

Но отец представляет для малыша другой полюс человеческого существования: мир разума, предметов – творений человеческих рук, мир порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот человек, который учит ребенка, указывает ему дорогу в мир.

Любовь отца – обусловленная любовь. Его принцип гласит: «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои ожидания и выполняешь свой долг, потому что ты такой же как я».

            В зависящей от многих условий отцовской любви мы находим отрицательные и положительные стороны. Негативным является то, что отцовскую любовь необходимо заслужить и ее можно потерять, если не оправдаешь ожиданий.

Отцовская любовь основана на истине, что послушание ребенка – его главное достоинство, а непослушание – главное прегрешение, оборачивающееся потерей любви отца.

С другой стороны – это положительный момент, поскольку отцовское чувство зависит от каких-либо условий, то в моей власти, если я постараюсь его заслужить, ведь любовь отца, в отличие от материнской, можно завоевать усилием воли. [3].

Источник: https://sites.google.com/site/vebkvestpsihoanaliz/razlicie-materinskoj-i-otcovskoj-lubvi

Ссылка на основную публикацию