Ответственность и развитие личности — психология

Психология

Ответственность и развитие личности - психология

Ответственность является важнейшей характеристикой личности, ответственность – это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой. В настоящее время в психологии распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности.

Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» – вот жизненное кредо и постулаты такой личности.

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию.

В качестве других людей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя, а в будущем – коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.

Так, исследования показывают, что среди социально незрелых подростков, подростков с асоциальным поведением доля таких, которые имеют ответственность второго типа (т. е. «безответственные»), составляет 84 %. В то время как берущих ответственность на себя (т. е.

ответственных по первому типу) из них только 16 %. Как разительно контрастируют с этим другие результаты! В данном случае обследовались подростки, в основном сделавшие свой профессиональный выбор, имеющие определенные жизненные цели и четкую просоциальную ориентацию.

Здесь по показателю «ответственность» картина становится прямо противоположной в сравнении с выборкой асоциальных подростков. В данном случае ответственность первого типа («я отвечаю сам») имеют 72 %, а ответственность второго типа (т. е. безответственность) – 16 % подростков.

Результаты двух исследований «совпадают» почти что с точностью до наоборот.

Понятие локуса контроля в его современном понимании предполагает, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. Остальные люди занимают промежуточные позиции между этими крайностями.

В соответствии с тем, какую позицию занимает на континууме индивид, ему приписывается определенное значение локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, обычно имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Выделяют два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Причем об интернальном локусе контроля говорят тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями.

Об экстернальном локусе контроля говорят, если человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. Во многих исследованиях установлено, что интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны.

Общее положение о более высокой благожелательности интерналов к другим интересно дополняют и конкретизируют данные о том, что подростки с внутренним локусом контроля более позитивно относятся к учителям, а также и к представителям правоохранительных органов. Как показывают исследования (К.

Муздыбаев), существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.

Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Все это, конечно, естественным образом связано с их позицией о зависимости от внешних обстоятельств и неспособности управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков.

В последнее время появились новые экспериментальные данные, вносящие коррективы в сложившиеся представления о связи типа ответственности и некоторых особенностей личности. Полученные результаты не подтверждают гипотезу о связи депрессии с внешним локусом контроля.

Они в большей степени согласуются с представлениями о связи экстернальности с гневом и агрессией, а не с депрессией.

И наконец, нельзя абстрагироваться и от такого обстоятельства, как изменчивость локуса контроля (хотя необходимо отметить, что исследований, посвященных этому вопросу, очень мало).

При изучении изменчивости и стабильности локуса контроля в подростковом возрасте (14 лет) было обнаружено наличие небольших изменений в локусе контроля как у мальчиков, так и у девочек даже на протяжении одного года. При этом у девочек сдвиг происходит в сторону внешнего, а у мальчиков – внутреннего локуса контроля.

Ответственность является важной составляющей, компонентом личностной зрелости. Исследования показывают, что интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность корреляционно связана с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением.

Интерналы, как уже отмечалось нами выше, отличаются большей терпимостью, большей целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, более благожелательным отношением к окружающим (в том числе к сотрудникам правоохранительных органов), чем экстерналы.

Среди молодых делинквентов экстерналы абсолютно доминируют над интерналами, и их доля составляет (А. А. Реан) более 80 %.

В противоположных же выборках среди молодых людей с просоциальной ориентацией, демонстрирующих в поведении высокий для их возраста уровень социальной зрелости, напротив, абсолютное большинство принадлежит интерналам. Более подробно с отражением данных по различным субшкалам результаты этих исследований представлены в табл. 1.

Таблица 1

Примечание.

Ио – шкала общей интернальности;

Ид – субшкала интернальности в области достижений;

Ин – субшкала интернальности в области неудач.

Обсуждая полученные данные, мы задаемся вопросом: является ли экстернальность в какой-то мере причиной делинквентности? Или же сама экстернальность большинства делинквентов есть следствие влияния некоторых более общих факторов, приводящих к формированию как внешнего локуса контроля, так и девиантного поведения? Как это ни покажется странным, мы полагаем, что следует дать положительный ответ на оба вопроса. Очевидно, не случайно 84 % делинквентов являются экстерналами. Ведь внешний локус контроля по существу означает снятие субъектом ответственности за все происходящее с ним с самого себя; ответственность возлагается на окружающих людей, судьбу, случай, обстоятельства. Ясно, что при определенных условиях такая ситуация «облегчает» выход на совершение правонарушения, является фактором риска противоправного поведения. В частности, «облегчается» совершение правонарушения под воздействием группы или ее лидера.

Читайте также:  Динамика сюжета - психология

Однако обоснованным представляется положительный ответ и на второй вопрос. Можно полагать, что действительно существуют факторы, следствием которых является формирование как внешнего локуса контроля личности, так и делинквентной направленности.

В самом деле, не является дискуссионным утверждение о том, что любой человек (кто в большей, а кто в меньшей степени) нуждается в проявлениях уважения окружающих к собственной личности, в получении социального одобрения своего поведения и деятельности.

Блокирование реализации этой потребности ведет к фрустрации личности, является очевидным фактором дистресса.

Вместе с тем доказанным фактом является и то, что большинство делинквентов испытывали в детском и подростковом возрасте эмоциональную депривацию и влияние неблагоприятного психологического климата семьи. Потребность в уважении для большинства таких подростков становится дефицитной потребностью также и из-за учебных трудностей. Как отмечает известный американский криминолог Э.

Шур, неуспевающих постоянно и во все большей мере оттеняют и изолируют успевающие ребята, отдельные педагоги и сама система в целом. Неудивительно, что они постепенно начинают смотреть на себя и на свое будущее как на нечто мрачное и безотрадное, и в конце концов пребывание в школе становится для них в высшей мере неприятным и неприемлемым.

Возможность адаптации к преступности в этих условиях очевидна. Как показывают исследования отечественных криминологов и психологов, у субъектов, совершивших тяжкие насильственные преступления, доминируют стремления к насилию над другими, самоутверждению, превосходству.

Отмечается, что в абсолютном большинстве случаев потребности, лежащие в основе указанных преступлений, связаны с проявлением преступниками своего «Я».

Стремление сохранить самоуважение (да и просто психоэмоциональную стабильность) в условиях перманентных негативных оценок деятельности и поведения личности со стороны окружающих может приводить к формированию внешнего локуса контроля.

Таким образом, формирование внешнего локуса контроля играет в данном случае роль защитного механизма, который, снимая ответственность с личности за неудачи, позволяет адаптироваться к постоянным внешним негативным оценкам и сохранить самоуважение.

Психология bookap

Исследуя оценочные суждения социальных работников (педагоги, инспектора милиции по делам несовершеннолетних) о личности делинквентных подростков, мы предполагали, что представления о локусе контроля в структуре этих характеристик личности объективно займут центральное или, по крайней мере, значительное место.

При этом важным является вопрос об адекватности оценочных суждений социальных работников относительно локуса контроля делинквентов.

Однако, как оказалось, проблема заключается не в отсутствии адекватных представлений о локусе контроля делинквентов, а в том, что 92 % социальных работников, характеризуя подростков-делинквентов, вообще ничего не говорят о локусе контроля.

Нет не только обобщенных оценочных суждений об экстернальности-интернальности личности, но не даются даже какие-либо отдельные (парциальные) оценки, на основе которых можно было бы составить хотя бы ориентировочное представление о локусе контроля.

Иначе говоря, все то, что связано с понятием «локус контроля», выпадает из поля зрения социальных работников при характеристике личности делинквентного подростка. Вместе с тем из всего сказанного следует, что в характеристике личности делинквента локусу контроля принадлежит особое, существенное место.

Знание индивидуальных особенностей личности, связанных с уровнем и направленностью ответственности, совершенно необходимо в деятельности социальных работников. Более того, сама коррекционно-воспитательная работа с делинквентом предполагает (в определенной мере и в качестве способа коррекции поведения, и в качестве одной из целей развития личности) его переориентацию с экстернального на интернальный контроль.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируются лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым.

Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

Когда мы хотим сформировать или, лучше сказать, развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, то каков будет результат? Мы хотим научить человека плавать, но при этом из опасений не пускаем его в воду.

К сожалению, такая практика не просто имеет место, но, кажется, является чрезвычайно распространенной. На вопрос, поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения, скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как гиперопека.

В школе та же гиперопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исключением, чем правилом. Исследования показывают, что дисциплинированность учащегося является несравненно более ценимой педагогами добродетелью, чем самостоятельность.

Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl39.shtm

Развитие ответственности личности в процессе социализации

Развитие ответственности личности в процессе социализации

Ответственность является важнейшей характеристикой личности, ответственность – это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой. В настоящее время в психологии распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности.

Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. ʼʼЯ сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделатьʼʼ – вот жизненное кредо и постулаты такой личности.

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В качестве других людей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя, а в будущем – коллеги, начальство, знакомые.

Читайте также:  Невротик - психология

Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.

Так, исследования показывают, что среди социально незрелых подростков, подростков с асоциальным поведением доля таких, которые имеют ответственность второго типа (т. е. ʼʼбезответственныеʼʼ), составляет 84 %. В то время как берущих ответственность на себя (т. е.

ответственных по первому типу) из них только 16 %. Как разительно контрастируют с этим другие результаты! В данном случае обследовались подростки, в основном сделавшие свой профессиональный выбор, имеющие определенные жизненные цели и четкую просоциальную ориентацию.

Здесь по показателю ʼʼответственностьʼʼ картина становится прямо противоположной в сравнении с выборкой асоциальных подростков. В данном случае ответственность первого типа (ʼʼя отвечаю самʼʼ) имеют 72 %, а ответственность второго типа (т. е. безответственность) – 16 % подростков.

Результаты двух исследований ʼʼсовпадаютʼʼ почти что с точностью до наоборот.

Понятие локуса контроля в ᴇᴦο современном понимании предполагает, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. Остальные люди занимают промежуточные позиции между этими крайностями.

В соответствии с тем, какую позицию занимает на континууме индивид, ему приписывается определенное значение локуса контроля. Говоря о локусе контроля личности, обычно имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Выделяют два типа локуса контроля˸ интернальный и экстернальный. Причем об интернальном локусе контроля говорят тогда, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в ᴇᴦο жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями.

Об экстернальном локусе контроля говорят, в случае если человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам˸ другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. Во многих исследованиях установлено, что интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны.

Общее положение о более высокой благожелательности интерналов к другим интересно дополняют и конкретизируют данные о том, что подростки с внутренним локусом контроля более позитивно относятся к учителям, а также и к представителям правоохранительных органов. Как показывают исследования (К.

Муздыбаев), существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни˸ чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от ᴇᴦο собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.

Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Все это, конечно, естественным образом связано с их позицией о зависимости от внешних обстоятельств и неспособности управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков.

  • — Развитие ответственности личности в процессе социализации

      Ответственность является важнейшей характеристикой личности, ответственность – это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой. В настоящее время в психологии распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах… [читать подробнее].

  • — Развитие ответственности личности в процессе социализации

    Ответственность является важнейшей характеристикой личности, от­ветственность — это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой. В настоящее время в психологии распро­странена концепция (теория локуса контроля) о двух типах… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/44829_razvitie_otvetstvennosti_lichnosti_v_processe_socializacii

    22. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности

    Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Подчеркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся»

    Появляясь на свет, как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой.

    Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е.

    как реального человека, не только внешне не похожего на других, но и так, как они действующего, мыслящего, …включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

    Личность не может быть без индивида. Индивид, выросший вне человеческого общества, не является личностью. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления при включении индивида в совместную деятельность с людьми.

    Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

    «Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений..»

    Определяющими факторами развития личности (ее существенным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

    Итак, в одних определениях понятия «личность» в качестве родового понятия выступает «субъект», в других — «индивид», в третьих — термин, обозначающий человеческого индивида, в четвертых — как «системное качество индивида», индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    Мы считаем, что наиболее емким, раскрывающим современное содержание данного понятия, является определение, данное в «Философском словаре»: «Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социо-культурных и морально-волевых качеств человека».

    Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных).

    Читайте также:  Продуктивное мышление - психология

    Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.

    Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир — это итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, ее сознание, перерабатывается, осознается и применяется ею в практической деятельности.

    Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т.д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром.

    В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития.

    Одним из важнейших качеств личности, формируемых социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является характер мировоззрения личности. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

    Для личности общество — не просто некоторая внешняя среда. Как член общества личность объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

    Источник: http://www.i-po.ru/shpory/filosofia1/filosofia122.html

    Условия развития личности: способы и предпосылки

    Условия развития личности: способы и предпосылки

    Созреванию человека, как индивидуальной персоне, способствуют необходимые условия развития личности. Все внешние и внутренние факторы, касающиеся индивида, взаимодействуют друг с другом, что приводит к становлению его как индивидуальности.

    При правильном подходе возможно положительное взаимодействие, которое отразится на появлении правильных личностных качеств у отдельной особи.
    Для развития личностных качеств человека важны сразу несколько элементов, таких как воля (она же собственная свобода), разум и чувства.

    Именно они определяют зарождение тех или иных поведенческих предрасположенностей и дальнейшее становление индивида, как личности.

    Стоит понимать, что для адекватного личностного развития необходимы особые условия. Данная статья посвящена значимым условиям и предпосылкам для развития личности.

    Разница определений термина

    Личность – термин многогранный, хоть его основной сутью и является отображение индивидуальности индивидуума, подчеркивая специфику его характеристик и социальную природу.

    То есть, личность – это не только сознательное существо, способное действовать в общественно бытовой сфере, но это и целый порядок свойств и особенностей, ценных для социума, описывающих особу как его часть.

    Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
    Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее.

    .

    Если же заглянуть в разделы психологических наук, то там данный термин выступает определением для человека, чьи сложившиеся привычки, симпатии и антипатии, социально культурный опыт, накопленные умения, а также слоившийся набор психических и физических характерных особенностей, определяют ежедневное поведение человека и связь с окружающим миром.

    Условия для развития личности у детей

    Разобравшись со значением основных понятий, используемых в статье, можно смело переходить к необходимым условиям для развития личности. Старт созревания человека, как индивидуальности, положен с самого его рождения, и на протяжении всего жизненного пути развитие и самосовершенствование неизбежно.

    В детском возрасте люди наиболее подвержены влиянию со стороны, что отражается на зарождении их черт характера и восприятии. В этот период складываются взгляды на мир и общество в целом, и выявляется отношение к их порядкам.

    Целостное психическое созревание ребёнка получило название “ведущий вид деятельности”. Такой термин ввёл в обиход российский психолог, организатор науки, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев.

    По теории на каждом жизненном этапе этот вид будет совершенно разным.

    Возраст и ведущие виды деятельности:

    1. Младенец. Определяется от 2х месяцев до года, непосредственно-эмоциональное общение со старшими представителями станет основной деятельностью этого отрезка времени.
    2. Первая половина детства от года до 3х лет станет предметным участием.

    Здесь главное для малыша – удовлетворить тягу к знакомству с предметным миром.
    3. Дошкольники от 3х до 7ми лет вступают в сюжетно-ролевую игру. Их желанием окажется скорое взросление, подражание и копирование во всём старших ребят.

    Здесь наблюдает появление самостоятельности у ребёнка, тяга к труду и самоидентификация.
    4. Школьная пора в 7-11 лет выступает в качестве обучающего процесса. В ней появляется тяга к изучению нового и стремлению к дальнейшему самостоятельному существованию.
    5.

    Подростки в 11-15 лет начинают практиковать интимно-личное взаимодействие, где проявляется необходимость для них в контактах с людьми своей возрастной группы.
    6. Юные персоны с 15 до 17 лет определяются ярко выраженной тягой к учебно-профессиональному росту.

    Самоопределение, изучение самого себя – всё это относится к этому промежутку времени.

    Саморазвитие

    Помимо внешних условий и средств развития личности, также важную роль играет саморазвитие. Творческо-преобразующий процесс и самостоятельная активность также являются важным условием формирования личности.

    Внутреннее самоопределение персоны и её выявленная активность сильно влияют на восприятие воспитания со стороны окружающих.

    Если воздействие учителя не получает взаимной отдачи у индивидуума, то это негативно скажется на будущем его внутреннего “Я”.

    Условия и предпосылки развития личности:

    Внешние. К ним относятся социальные условия развития личности. То есть, сюда пойдет давление со стороны общества на особь, его воспитание педагогами и родными.
    Внутренние.

    К внутренним можно отнести склонности, заложенные природой, генетические предрасположенности и влечения, а также переживания, мысли и чувства, возникающие из-за давления на персону внешних воздействий.

    Существует ещё одно, немало значимое разделение предпосылок для прогрессирования индивидуальности.

    Необходимые условия развития личности. Отнести их можно к внутренним предпосылкам. Это объективная закономерность результативности индивида на пути совершенствования.

    Достаточные. Они больше подходят под внешние факторы, так как включают в себя причины, противоречия, основания и следствия прогрессивности.

    Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/usloviya-razvitiya-lichnosti.html

    Ссылка на основную публикацию