Павлов, иван петрович — психология

Павлов Иван Петрович | Мир Психологии

Павлов, Иван Петрович - психология

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Павлов Иван Петрович (1849-1936) — выдающийся рос. физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности (ВНД), сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии (Нобелевская премия 1904 г. за работы по физиологии пищеварения). Единицами поведения организма, по П.

, являются безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на строго определенные раздражители из внешней среды) и условные рефлексы — реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным раздражителем. Впоследствии П. были выделены др. типы рефлексов (ориентировочный, цели, свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде (см. Оборонительный рефлекс, Ориентировочная реакция). Павлов И.П. разработал также учение о 2-х сигнальных системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного.

Результаты классических экспериментальных исследований П. и его школы были восприняты многими амер. психологами — предшественниками и представителями бихевиоризма (Р. Йеркс, Дж. Уотсон и др.) — как доказательства возможности объективного, строго научного анализа поведения человека и животных без обращения к субъективным феноменам.

Однако сам Павлов считал возможным и необходимым, в отличие от бихевиористов, существование субъективной психологии (напр., в варианте Г.И. Челпанова), следил за различными метаморфозами психологической науки и т.п. Вместе с тем фундамент психологического знания должны составить, по П.

, именно физиологические исследования, которые позволят когда-нибудь в будущем «слить» физиологическое и психическое.

Творчество Павлова оказало значительное влияние на развитие бихевиоризма, зоопсихологии, психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б.М. Теплов и др.). В 1950-е гг. в нашей стране наблюдалась определенная вульгаризация учения П. в работах некоторых физиологов, не видевших разницы между психологией и физиологией ВНД (Е.Е. Соколова).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой.

Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.

), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов.

Павлов И.П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения).

Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П.

преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову).

Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов И.П. выдвинул учение о двух сигнальных системах.

Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П.

разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу.

Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

Литература

  • Лекции о работе больших полушарий головного мозга. / И.П. Павлов ; Ред. и статья [«Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности», с. 454-71] акад. К.М. Быкова. — [Москва] : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1949 (Ленинград). — 475с., 5 л. ил. : ил.; 23 см. — (Классики науки / Акад. наук СССР)
  • Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. / акад. И.П. Павлов ; Предисл. д-ра биол. наук проф. О.П. Молчановой. — Москва : Учпедгиз, 1950. — 264с., 5 л. портр. : факс., портр.; 23 см.
  • Избранные произведения / Под общ. ред. [и со вступит. статьей «Иван Петрович Павлов и значение его трудов», с. 3-42] Х.С. Коштоянца ; [Подбор текста, коммент. и примеч. В.В. Строганова и Г.Д. Смирнова]. — [Москва] : Госполитиздат, 1951. — 583с., 1 л. портр. : портр.; 20 см.
  • Избранные труды. / Под ред. [и со вступит. статьей, с. 8-26] чл.-кор. Акад. наук СССР Э.А. Асратяна ; Акад. пед. наук РСФСР. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951. — 616с., 1 л. портр. : ил., портр.; 23 см.
  • Условный рефлекс. — Москва : Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952. — 80с., 1 л. портр. : портр.; 21 см. — (50 лет изучения условного рефлекса : 1901-1951 / Акад. наук СССР)
  • Oeuvres choisies. / I. Pavlov ; Sous la dir. de Kh. Kochtoïantz, membre-cor. de l'Acad. des sciences de l'URSS. — Moscou : Éd. en langues étrangères, 1954. — 679с., 1 л. портр. : ил., портр.; 21 см.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/pavlov-ivan-petrovich

Павлов Иван Петрович

Павлов Иван Петрович

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.

В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику.

Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П.

Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных.

Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения.

В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни.

Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.

Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова

Этапы жизни

  • В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.
  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—1886 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
  • 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
  • 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
  • 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
  • 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
  • 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге

Источник: http://PsyJournals.ru/authors/27530.shtml

Поведение и физиология.Теория условных рефлексов академика Павлова

Поведение и физиология.Теория условных рефлексов академика Павлова

    Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.     Иван Петрович Павлов (1849–1936).

    В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения.

Читайте также:  Домашняя встреча - психология

Результаты своих уникальных экспериментов по пищеварению были изложены им в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.     Для изучения системы пищеварения, собаке была сделана сложнейшая операция.

Был перерезан пищевод, а в отверстие в желудке была вживлена трубка, которая закрывалась пробкой. Это позволило начать эксперименты с мнимым кормлением животных.

    Собака ест, при этом вся съедаемая пища выпадает обратно из верхнего конца пищевода. Через несколько минут такого мнимого кормления начинает выделяться желудочный сок. На разный состав пищи (хлеб, мясо или молоко) железы вырабатывают сок различного химического состава и концентрации ферментов.

    Были проведены сотни опытов, в которых изучали химический состав поступающего желудочного сока, его количество для разных видов пищи и необходимые условия, при которых железы начинали выделять этот сок.

    В результате экспериментов оказалось, что если кормление связать с каким-либо внешним сигналом (например звуком), идущим непосредственно перед принятием пищи, то данный сигнал будет ассоциироваться с едой. И не просто с едой, а с какой-то конкретной пищей.

На сигнал «мясо» слюнные железы будут выделять состав для мяса, а на сигнал «хлеб» – состав для переваривания хлеба.     Подобные временные связи, появляющиеся от сторонних внешних сигналов при определённых условиях, Павлов назвал условными рефлексами. Впоследствии было выяснено, что формируются и закрепляются они в больших полушариях головного мозга.

    Последующие годы И. П. Павлов посвятил исследованию механизмов работы мозга. Был разработан метод условных рефлексов, создано учение о темпераментах и  учение о высшей нервной деятельности. В 1923 году он обобщил данные работы своего института в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». [1]

    Учение о темпераментах

    Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы:     Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нервной системы – меланхолики.     Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нервной системы и неуравновешенной. Обладателей сильной, но неуравновешенной нервной системы, в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, – отнесли к холерикам.     А затем представителей сильной и уравновешенной нервной системы по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система) (стр. 456–457). [1]     Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (художественного и аналитического склада ума) (стр. 411). [1]

    Учение о высшей нервной деятельности     В 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе психической деятельности: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Впоследствии эта идея была развита Иваном Петровичем Павловым до учения о высшей нервной деятельности.     Это теория о механизмах работы головного мозга, о деятельности коры больших полушарий, которая обеспечивает приспособление высших животных и человека к окружающей среде.

Врождённые рефлексы получили называние безусловных, а приобретаемые при жизни – условных.

    Условный рефлекс – это ключевое понятие в учении о высшей нервной деятельности.

    Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у него в качестве условных рефлексов.     Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как работу единого целого. Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия высших потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения о высшей нервной деятельности для психологии.     Впервые в своих опытах Павлов не только изменял существующие простейшие формы поведения, но и создавал новые временные связи (привычки). Тем самым была предоставлена научная экспериментальная база для зарождавшегося на Западе нового направления в психологии – бихевиоризма.

    Особенности теории

    Из учения о высшей нервной деятельности были исключены любые термины и понятия, которые могли бы внести элемент неоднозначного и субъективного толкования результатов проводимых экспериментов. Запрещалось делать какие-либо психологические суждения и вольным образом объяснять желания, чувства и мысли животных. Рассматривались лишь объективные факты, существующие во времени и пространстве. Такие факты, когда можно было бы «показать пальцем: где было раздражение, куда оно перешло» (стр. 145). [1]     Сам Иван Петрович об этом писал, что когда они стали анализировать чувства, желания и представления своих питомцев, то «результат получился совершенно неожиданный, совершенно необычный: я с сотрудником оказался в непримиримом разноречии. Мы не могли сговориться, не могли доказать друг другу, кто прав. До этого десятки лет и после этого обо всех вопросах можно было сговориться, тем или другим образом решать дело, а тут кончилось раздором. После этого пришлось сильно задуматься. Вероятно, мы избрали не тот путь… Мы совершенно запретили себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала» (стр. 227). [1]

    Ограничения учения Павлова.     Исследование высшей нервной деятельности в экспериментах И. П. Павлова ограничивалось изучением работы слюнной железы у собак. Уровень развития научных знаний в начале XX века не позволял сделать большего.

    Проводя эксперименты над животными, И. П. Павлов со своими сотрудниками отмечали определённую зависимость результатов экспериментов от особенностей характера конкретной особи.

Возможность проводить прямую аналогию между исследованиями поведения животных и человека в этом плане представляет собой большую сложность.

    Литература:

    1. И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности. [1]     2. И. П. Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

    Январь 2014.

Источник: http://psy-nets.ru/Ivan_Pavlov.html

Павлов Иван Петрович. Базовые открытия в науке о высшей нервной деятельности

Павлов Иван Петрович. Базовые открытия в науке о высшей нервной деятельности

Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в Рязани в семье священника, поэтому по желанию родителей посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860-м поступил в духовное училище, где продолжил изучение естественных наук, интересовавших его больше всего. Прочитанная в юношестве книжка Г. Г.

Леви «Физиология обыденной жизни» с картинками так глубоко запала в душу, что, если бы не она, вполне возможно, Павлов не стал бы физиологом. По счастливой случайности русское правительство разрешило студентам духовных семинарий продолжать образование в светских учебных заведениях.

Поэтому Павлов в 1870 году незамедлительно поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Получив через пять лет звание кандидата естественных наук, Павлов поступил на третий курс Санкт-Петербургской медикохирургической (с 1881 года — военно-медицинской) академии, а затем устроился ассистентом на кафедре физиологии ветеринарного отделения данной академии. В 1883-м защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, после отправился на работу в Лейпциг с двумя наиболее выдающимися физиологами того времени Рудольфом Гейденгайном и Карлом Людвигом. После двух лет работы вернулся в Россию.

С 1891-го заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины и одновременно руководил физиологическими исследованиями в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии.

В 1904-м Павлову вручили Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

В 1915 году Павлов был награжден французским орденом Почетного легиона, а затем получил медаль Копли Лондонского королевского общества.

Иван Петрович был членом Академии наук СССР, иностранным членом Лондонского королевского общества и почетным членом Лондонского физиологического общества.

Всего он был почетным членом 130 академий и научных обществ. Умер великий физиолог 27 февраля 1936 года в Ленинграде от пневмонии.

Достижения Павлова и психология человека

Работая с подопытными животными, Павлов верил, что полученные знания будут решающим звеном в открытии новых законов психической жизни человека.

Читая лекции, посвященные выявленным условным рефлексам, ученый высказал мысль, что рано или поздно они приоткроют завесу тайны и над человеческой психикой.

Несмотря на то, что вся научная деятельность физиолога была связана с собаками, он как-то заметил: «В сущности интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание».

Ученый всю жизнь стремился к тому, чтобы найти ответ на главную загадку или заложить основу ее будущего решения. Только на закате жизни Иван Петрович стал регулярно обследовать клинических больных. В итоге он нашел качественное отличие между высшими нервными процессами у животного и человека.

Это не что иное, как речевая функция, которая обусловливает появление новых принципов работы больших полушарий мозга. Именно речь дает человеку особую систему рефлексов, значительно большую, чем у животных. Так, собаки реагируют на внешнее воздействие, связанное с жизненными потребностями.

Человек тоже имеет эту особенность, но он может реагировать на слова, которые являются для него уникальными условными раздражителями.

На основании этого открытия Павлов выделил два уровня сигнальной системы, назвав второй сигнальной системой функцию речи, присущую только человеку, а первой сигнальной системой – чувственные сигналы, посылаемые внешней средой.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека в процессе эволюции как дополнение к первой, которая досталась в наследство от животного. Ее работа основана на возбуждении органов, участвующих в общении, она помогает обобщать жизненный опыт и затем использовать его.

Именно она дает людям возможность общаться и мыслить, что также  является общением, но только с самим собой (так называемая внутренняя речь). Именно поэтому многие исследователи склоняются к мысли, что вторая сигнальная система возникла именно в процессе коммуникации.

Павлов считал, что без ее сигналов не может быть ни психической деятельности, ни мысли. Ученый подчеркивал, что вторая сигнальная система обусловливает более качественную связь человеческого организма с окружающей средой.

Например, животные могут учиться только на собственном жизненном опыте с помощью первой сигнальной системы. Человек же открыт для любого стороннего опыта и может черпать его из всего мирового знания с помощью написанных или произнесенных слов, передающихся из поколения в поколение.

Сочетания слов могут передавать самые сложные чувства, четко отражать внешнюю действительность спустя многие столетия.

Такое видение дало Павлову все основания считать, что психология имеет большой потенциал, который может быть расширен при тесной связи с физиологией. После того как была сформулирована идея о сигнальных системах, Павлов сделал еще одно открытие, связанное с защитной функцией нервной системы.

Читайте также:  Цель достигнуть счастья - психология

Согласно его теории клетки мозга – самые активные клетки человеческого организма, что сказывается на их свойствах, а именно: они подвержены утомлению, перегрузке и повреждению. Природой был создан уникальный механизм защиты этих клеток. Павлов назвал этот механизм защитным торможением, более известным нам как сон.

Во время сна клетки нервной системы восстанавливаются после дневного утомления, при этом организму требуется определенное количество часов сна в течение каждого двадцатичетырехчасового периода.

Кроме этого, физиолог обнаружил, что так называемое искусственно вызванное защитное торможение в форме глубокого и продолжительного сна – эффективное лечение некоторых неврозов и психозов.

Иван Петрович Павлов оставил богатейшее наследие для многих наук, среди которых не только физиология, медицина, психология и психиатрия, но и педагогика, философия и другие родственные области знания о человеке.

Источник: http://xn—-ptblgjed.xn--p1ai/node/1296

открытая библиотека учебной информации

При этом, несмотря на несомненно талантливые работы таких представителœей этого течения как, Э. Толмен (1886-1959) и Б. Скиннер (1904-1990), лучшее, что они смогли сделать заключалось в кропотливом сборе отдельных фактов психической жизни, никак не приближающих к объявленной возможности управления человеческим поведением.

Общее признание принœесло И.П.Павлову убедительное объяснение четырех темпераментов, известных античной психологии, построенное на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения коры мозга.

Историческим предшественником бихевиоризма был американский зоопсихолог Э. Торндайк (1874-1949), проводивший экспериментальные исследования образования навыков у животных. Торндайк постулировал ряд законов научения, включая законы эффекта (лучше запоминается действие, приносившее удовлетворение), упражнения (чем чаще ситуация повторяется, тем лучше она запоминается) и др.

Своим идейным вдохновителœем Уотсон называл И.П. Павлова, давшего ясное описание условно рефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде.

При этом особую роль играло то обстоятельство, что Павлов развивал свое учение о высшей нервной деятельности с позиций «чистого» физиолога, основываясь на данных своих классических экспериментов и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов типа «сознание».

Будучи всœемирно признанным физиологом-экспериментатором, Павлов внес значительный вклад в психологию благодаря развитому им учению о высшей нервной деятельности (хотя к современной ему психологии он относился весьма скептически).

Он изучал нервные механизмы временных связей, образующихся между внешними или внутренними раздражениями и рефлекторными реакциями организма; закономерности развития и угасания условнорефлекторной деятельности; исследовал разные типы и виды процессов торможения в коре головного мозга; открыл законы иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения высшей нервной системы.

Бихевиористская «революция» способствовала росту внимания общества к психологии, поскольку порождала иллюзии возможности управления человеческим поведением подобно управлению машиной. Вместе с тем, она вызвала к жизни многочисленные исследования идейных продолжателœей Уотсона, вошедшие в историю психологии под названием необихевиоризма.

Уотсон (Watson) Джо (1878 – 1958)

Известный американский психолог, основатель бихевиоризма. В 1903 ᴦ. получил степень доктора философии. Работал в ряде американских университетов. В годы первой мировой войны служил в американской армии. В 1920 ᴦ.

после скандального бракоразводного процесса Уотсон был вынуждЛен оставить академическую карьеру. Вскоре он перешел на работу в рекламное агентство.

Разработав ряд эффективных способов рекламирования товаров, к примеру, привлечения кинозвезд и других известных людей, ему удалось не только серьезно повлиять на рекламный бизнес, но и стать вице-президентом рекламной фирмы. В этом бизнесе Уотсон работал до 1945 ᴦ. В 1913 ᴦ.

Уотсон опубликовал статью «Психология глазами бихевиориста», которую некоторые психологи охарактеризовали как революцию в американской психологии. Действительно, бихевиоризм вскоре стал методологическим кредо для нескольких поколений американских психологов. В 1919 ᴦ.

он опубликовал расширенную версию статьи в виде книги. В 1928 вышла его последняя крупная работа «Психологическое воспитание ребенка», в которой Уотсон предлагал рекомендации по воспитанию детей, исходящие из принципов его теории (к примеру, запрет на ласку и прикосновения к ребенку).

(1849 — 1936)

Знаменитый русский физиолог и психофизиолоᴦ. Родился в Рязани в семье священника. Учился в рязанском духовном училище. Закончил физико-математический факультет Петербургского университета и Медико-хирургическую (ныне Военно-медицинскую) академию. С 1879 ᴦ.

работал заведующим физиологической лабораторией в клинике С. П. Боткина. В 1883 ᴦ. защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

С 1890 Павлов работал профессором Военно-медицинской академии и заведующим физиологической лабораторией Института экспериментальной медицины. С 1896 по 1924 ᴦ. он возглавлял кафедру физиологии Военно-медицинской академии. С 1925 ᴦ.

до конца жизни он руководил Институтом физиологии Академии Наук СССР. За исследования механизмов пищеварения в 1904 ᴦ. И.П. Павлов был удостоен Нобелœевской премии.

Читайте также

  • — Павлов Иван Петрович

    Общее признание принесло И.П.Павлову убедительное объяснение четырех темпераментов, известных античной психологии, построенное на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения коры мозга. Бихевиористская «революция»… [читать подробенее]

  • — Павлов Иван Петрович

    Однако, несмотря на несомненно талантливые работы таких представителей этого течения как, Э. Толмен (1886-1959) и Б. Скиннер (1904-1990), лучшее, что они смогли сделать заключалось в кропотливом сборе отдельных фактов психической жизни, никак не приближающих к объявленной… [читать подробенее]

  • — Павлов Иван Петрович

    Общее признание принесло И.П.Павлову убедительное объяснение четырех темпераментов, известных античной психологии, построенное на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения коры мозга. Бихевиористская «революция»… [читать подробенее]

  • — Павлов Иван Петрович

    Однако, несмотря на несомненно талантливые работы таких представителей этого течения как, Э. Толмен (1886-1959) и Б. Скиннер (1904-1990), лучшее, что они смогли сделать заключалось в кропотливом сборе отдельных фактов психической жизни, никак не приближающих к объявленной… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/865873_pavlov_ivan_petrovich

    Павлов Иван Петрович

    Павлов Иван Петрович

    ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), великий русский ученый-физиолог. Учение И.П.

    Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи Ивана Михайловича Сеченова. Руководящим для И.П.

    Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма).

    Начав с изучения кровообращения и пищеварения, И.П. Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой.

    Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного.

    В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен И.П. Павловым), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных рефлексов. И.П.

    Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы иррадиации и др.

    ), открыв детерминанты многих нервно-психологических проявлений (в частности, неврозов как результата «ошибки» процессов возбуждения и торможения).

    Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, И.П. Павлов выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. И.П.

    Павлов преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей.

    Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий, и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

    Выводы И.П. Павлова о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики.

    Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, И.П. Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми).

    Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. И.П.

    Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др.

    Иван Петрович Павлов создал международную научную школу. Его работы произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения животных существ. И.П. Павлов — лауреат Нобелевской премии (1904).

    Источник: http://vestishki.ru/node/1121

    Иван Петрович Павлов

    Иван Петрович Павлов

    Иван Петрович Павлов(14 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград)

    Научное творчество П.  послужило фундаментом для последовательно материалистического подхода к изучению высших функций мозга животных и человека. Вслед за изучением хода нервов, ускоряющих работу сердца, П.

    исследовал регуляцию пищеварительной деятельности поджелудочной железы, предположив наличие в ней двойной иннервации. Затем Павлов.

    перешёл к исследованию нервной регуляции пищеварения (продолжая тем самым свои ранние работы по секреторным нервам поджелудочной железы) и иннервации желёз желудка (опыты с мнимым кормлением, перерезкой пищевода и блуждающих нервов — эзофаго- и ваготомией).

    Переход Павлова к изучению высшей нервной деятельности (ВНД) обусловлен как общей направленностью исследований, так и его представлением о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз.

    Основная заслуга Павлова в том, что, приступая к изучению ВНД, то есть психических реакций, он остался в роли последовательного и сознательного «чистого» физиолога, то есть материалиста, для которого душа и тело не составляют две раздельные сущности. Свою позицию Павлов блестяще изложил в речи «Экспериментальная: психология и психопатология на животных» (1903), а позднее развил в статье «Естествознание и мозг» (1910).

    Нервные механизмы временных связей (психологи их называют ассоциациями), образующихся между любыми внешними воздействиями (или внутренними раздражениями, изменениями, состояниями) и безусловнорефлекторными реакциями организма; закономерности развития и угасания условнорефлекторной деятельности; открытие в коре больших полушарий торможения — антипода возбуждения; исследование разных типов (внешнее, внутреннее) и видов торможения; открытие закона иррадиации (распространения) и концентрации (то есть сужения сферы действия) возбуждения и торможения — основных нервных процессов; изучение проблемы сна в связи с представлением Павлова о наличии в коре больших полушарий головного мозга мозаики возбуждённых и заторможенных пунктов; установление фазовых состояний мозга, или «фаз сна», проливающих свет на явления сновидений и гипноза; болезненные нарушения сна, охранительная роль торможения, столкновение (ошибка) процессов возбуждения и торможения как средство формирования и изучения экспериментальных неврозов — таков неполный перечень наиболее крупных исследованных Павлова с сотрудниками проблем и сделанных в этих направлениях открытий.

    Научное наследие Павлова определяет в значительной мере облик современной физиологии и ряда смежных отраслей биологии и медицины, оно оставило заметный след в психологии и педагогике.

    Особенно велико значение исследований Павлова для развития медицины. Павлов считал, что понимаемые глубоко физиология и медицина неотделимы.

    Под влиянием идей Павлова формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.

    Источник: https://poligraf36.ru/uchenye/ivan-petrovich-pavlov/

    Павлов Иван Петрович

    Павлов Иван Петрович

    В неразрывной связи с развитием профилактического направления находится физиологическое направление медицины, преемственно связанное с развитием передовых физиологических воззрений 

    1 КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И.П.ПАВЛОВА

    Павлов Иван Петрович родился в городе Рязани в 1849 году в семье священнослужителя.

    В 1860 году в возрасте 11 лет Павлов поступил в церковное приходское училище, а после его окончания — в духовную семинарию, но на последнем курсе под влиянием эволюционных идей Дарвина и материалистических воззрений на мозг и психику И.М.

    Читайте также:  Классификация воображение-ограничения - психология

    Сеченова, Павлов уехал из Рязани в Петербург и в 1870 г. поступил в Университет на естественное отделение физико-математического факультета.

    После окончания университета в 1875 году Павлов поступил на 3 курс Медико-Хирургической Академии (в настоящее время это Российская Военно-Медицинская Академия Санкт-Петербурга), которую закончил в 1879 году с золотой медалью и начал работать в физиологической лаборатории клиники С.П. Боткина , проводя исследования по физиологии кровообращения.

    В 1890 году И.П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1895 году — кафедры физиологии, где проработал до 1925 года.

    В 1890 году произошло открытие Императорского Института экспериментальной медицины, созданного на базе Пастеровской станции (при материальной поддержке известного мецената — принца Александра Петровича Ольденбургского).

    46 лет жизни и деятельности академика И.П.

    Павлова были неразрывно связаны с Институтом экспериментальной медицины, где он возглавил отдел физиологии и бессменно руководил им со времени создания Института (1890) и вплоть до своей кончины (1936).

    Основное внимание И.П. Павлов сконцентрировал на изучении проблем физиологии пищеварения.

    В первые годы Советской власти, когда наша страна переживала голод и разруху, В. И. Ленин издал специальное постановление, свидетельствующее об исключительно теплом, заботливом отношении большевистской партии и советского правительства к И. П. Павлову и его работе. В постановлении отмечались «исключительные научные заслуги академика И. П.

    Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира»; специальной комиссии во главе с Л. М.

    Горьким поручалось «в кратчайший срок создать наиболее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников»; соответствующим государственным организациям предлагалось «отпечатать роскошным изданием заготовленный академиком Павловым научный труд», «предоставить Павлову и его жене специальный паек».

    В короткий срок были созданы наилучшие условия для научных исследований великого ученого. В Институте экспериментальной медицины была закончена постройка «башни молчания». К 75-летию И. П. Павлова физиологическая лаборатория Академии наук была реорганизована в Физиологический институт Академии наук СССР (ныне носящий имя Павлова).

    «Хочется долго жить,- говорил Павлов,- потому что небывало расцветают мои лаборатории. Советская власть дала миллионы на мои научные работы, на строительство лабораторий. Хочу верить, что меры поощрения работников физиологии, а я все же остаюсь физиологом, достигнут цели, и моя наука особенно расцветет на родной почве».

    Гениальному натуралисту шел 87-й год, когда прервалась его жизнь. Смерть Павлова явилась полной неожиданностью для всех. Несмотря на преклонный возраст, он был физически очень крепок, горел кипучей энергией, неослабно творил, с энтузиазмом строил планы дальнейших работ II, конечно, меньше всего думал о смерти.

    В письме к И. М. Майскому (послу СССР в Англии) в октябре 1935, спустя несколько месяцев после заболевания гриппом с осложнениями, Павлов писал: «Проклятый грипп! Сбил-таки мою уверенность дожить до ста лет. До сих пop остается хвост от него, хотя до сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий.

    »

    По свидетельству Серафимы Васильевны, ученый, начиная с 1925 года после очередного заболевания воспалением легких перестал носить зимнее пальто и ходил всю зиму в осеннем. И, действительно, после этого простуды надолго прекратились. В 1935 он вновь простудился и заболел воспалением легких.

    По своему обыкновению Павлов и на этот раз обратился к врачам не сразу, болезнь приняла весьма опасный характер; потребовались чрезмерные усилия, чтобы спасти жизнь ученого.

    После болезни он поправился настолько, что поехал в Англию, руководил организацией и проведением XV Международного конгресса физиологов, посетил родную Рязань и повидал после длительной разлуки дорогие сердцу места, родных и сверстников.

    Однако здоровье Ивана Петровича уже было не таким, как прежде: он имел нездоровый вид, быстро уставал и чувствовал себя неважно. Тяжелым ударом для Павлова оказались болезнь и быстрая смерть его младшего сына Всеволода. Как пишет Серафима Васильевна, после этого несчастья у Ивана Петровича стали отекать ноги.

    В ответ на ее беспокойство по этому поводу Павлов лишь посмеивался и говорил: «Это тебе надо беречь свое плохое сердце, а мое сердце работает молодцом. Ты не думай, я хочу жить подольше, побольше и слежу за своим здоровьем. Меня часто осматривают в лаборатории и находят, что мой организм до сих пор работает, как у молодого человека». А между тем общая слабость его организма усиливалась.

    22 февраля 1936 года во время очередной поездки в научный городок Колтуши, любимую «столицу условных рефлексов», Иван Петрович вновь простудился и заболел воспалением легких. Опытный ленинградский врач М. М. Бок в первый же день болезни установил наличие воспаления крупных и средних бронхиальных путей.

    Вскоре на лечение Павлова были мобилизованы крупные медицинские силы страны: ленинградский профессор М. К. Черноруцкий и известный московский терапевт Д. Д. Плетнев. До ночи с 25 на 26 февраля ход болезни Павлова не вызывал особой тревоги, были даже какие-то признаки улучшения состояния здоровья.

    Однако эту ночь он провел неспокойно, пульс больного участился, начало развиваться двустороннее воспаление легких, охватившее целиком нижние доли обоих легких, появились икота и экстрасистолы. Частота пульса неуклонно росла. Иван Петрович находился в полусознательном состоянии.

    Вызванный на консультацию известный невропатолог М. П. Никитин не обнаружил изменений со стороны деятельности нервной системы. К вечеру 26 февраля врачи констатировали дальнейшее распространение пневмонии, падение температуры, ослабление сердечной деятельности.

    Около 22 часов Павлов впал в состояние коллапса, из которого врачи вывели его с большим трудом. Повторный коллапс в 2 часа 45 минут 27 февраля оказался роковым.

    При современных эффективных лекарственных средствах — антибиотиках и сульфамидных препаратах, наверное, удалось бы вылечить ученого. Тогдашние же средства борьбы с воспалением легких, примененные к тому же не сразу после начала заболевания, оказались бессильными спасти столь дорогую всему человечеству жизнь И. П. Павлова. 27 февраля она погасла навеки.

    «Сам Иван Петрович,- вспоминала Серафима Васильевна,- не ожидал такого быстрого конца. Он все эти дни шутил с внучками и весело разговаривал с окружающими». Павлов мечтал, а иногда и говорил своим сотрудникам, что будет жить не меньше ста лет, причем лишь в последние годы жизни оставит лаборатории, чтобы написать мемуары о виденном на своем долгом жизненном пути.

    Незадолго до смерти Иван Петрович начал беспокоиться в связи с тем, что порой забывает нужные слова и произносит другие, совершает некоторые движения непроизвольно.

    Проницательный ум гениального исследователя блеснул в последний раз: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» -произносил он возбужденно.

    Вскрытие подтвердило правильность и этой, увы, последней догадки ученого о мозге — наличие отека коры его же собственного могучего мозга. Кстати, при этом также выяснилось, что сосуды мозга Павлова почти не были задеты склерозом.

    Смерть И. П. Павлова явилась большим горем не только советского народа, по всего прогрессивного человечества. Не стало большого человека и великого ученого, создавшего целую эпоху в развитии физиологической науки. Гроб с телом ученого был выставлен в большом зале Дворца Урицкого.

    Проститься с прославленным сыном России пришли не только ленинградцы, но и многочисленные посланцы других городов страны. В почетном карауле у гроба Павлова стояли его осиротевшие ученики и последователи. В сопровождении тысяч человек гроб с телом Павлова на орудийном лафете был доставлен на Волковское кладбище, И. П.

    Павлова похоронили недалеко от могилы выдающегося русского ученого Д. И. Менделеева.

    2 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И.П.ПАВЛОВА

    В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882 г.)  И.  П.  Павлов  занимался преимущественно изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. В диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. он впервые показал на сердце теплокровного животного существование нервных волокон, усиливающих

    В 1897 г.  И .  П .  Павлов  подвел итоги работ по физиологии пищеварения  и  опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская  премия.

    Изучение связей организма с окружающей средой, осуществляемых при помощи нервной системы, изучение закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средой, обусловили переход  И .  П .

      Павлова  к исследованию функций больших полушарий головного мозга.  И .  П .

      Павлов  назвал безусловным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, а связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни,— условным рефлексом.  И .  П . 

    Павловское определение роли головного мозга явилось дальнейшим развитием принципа нервизма, который ранее разрабатывали передовые представители отечественной медицины Е. О. Мухин, 

    В течение многих лет  И .  П .  Павлов  с многочисленными сотрудниками разрабатывал  учение   о   высшей  нервной деятельности. Постепенно вскрывались тонкие механизмы деятельности коры головного мозга, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий  и  нижележащими отделами нервной системы, изучались процессы возбуждения  и  торможения в коре.  И .  П .

      Павлов  установил, что эти процессы находятся в тесной  и  неразрывной связи друг с другом, способны концентрироваться  и  взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов  и  основана, по  И .  П .  Павлову , вся анализаторная  и  синтетическая деятельность коры больших полушарий.

    Открытием рефлекторных механизмов пищеварительной системы  и  механизмов

    Наибольшего расцвета творчество  И .  П. Павлова  достигло после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1921 г. за подписью В.  И . Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу  И.П .

    После 1917 г. работы  И .  П .  Павлова  приобрели новые характерные черты. В своих книгах «Двадцатилетний опыт объективного изучения 

    Еще ранее он выделил четыре типа  высшей  нервной деятельности собак. Позднее он приступил к выяснению условий формирования типов, влияния закономерностей, наследования различных нервных типов в индивидуальном развитии животных. Высказанная  И .  П .  Павловым  еще в 1913 г.

    мысль о наследовании условных рефлексов была экспериментально проверена на различных животных на биологической станции в Колтушах.  И .  П .

      Павлов  поставил задачу вскрыть закономерности эволюции  высшей  нервной деятельности  и  показать ведущее значение факдителей в процессе взаимодействия их с условиями существования.

    С помощью метода условных рефлексов он установил закономерности деятельности больших полушарий головного мозга (высшей  нервной деятельности), складывающиеся из взаимодействия основных процессов возбуждения  и  торможения. Помимо этих закономерностей, общих у животных  и  человека,  И. 

    В последний период своей деятельности  И .  П .  Павлов  остро ставил общетеоретические проблемы, подчеркивал значение  учения   о 

    На съездах, в докладах, статьях  и  выступлениях И.

    И.  П . Павлов  ясно показал, что все процессы жизнедеятельности животных  и  человека находятся в неразрывной связи  и  взаимозависимости, движении  и  развитии, что они подчинены строгим объективным законам. Он подчеркивал необходимость познания этих законов для того, чтобы научиться управлять ими.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Учение   И. 

    Открытие  И.  П.  Павлова  в области  высшей  нервной деятельности как величайшее достижение современной науки о мозге, является могущественной естественнонаучной основой  материалистического мировоззрения.

    Список литературы

    1. Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003.

    2. Есаков В. Д. …И академик Павлов остался в России // Наука и жизнь : журнал. — М.: Правда, 1989. — В. № 9. — С. 78-85

    3. Учение И. П. Павлова и проблемы психологии // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии.: Сборник статей М., 1952

    Источник: http://bukvi.ru/obshestvo/filosofia/pavlov-ivan-petrovich.html

    Ссылка на основную публикацию