Понятие манипуляции в психологии — психология

Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении :

Понятие манипуляции в психологии - психология

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору.

Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях.

Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами.

Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору.

Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию.

В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа.

В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле».

В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Воздействие страхом

Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель».

Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Воздействие виной

Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу».

Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку.

Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Воздействие неуверенностью в себе

В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах.

Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам.

Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе.

Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней».

Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Воздействие жалостью

Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь.

Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь.

Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

  1. Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  2. Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  4. Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

В семейных отношениях

Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-manipulyacii-v-obshhenii.html

Определение и основные характеристики психологической манипуляции. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции. Защита от манипуляции

Определение и основные характеристики психологической манипуляции. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции. Защита от манипуляцииПод манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них.

Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании).

Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей» (Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, 1990, с. 179), можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда.

Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

Так, используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

•       к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;•       к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;•       к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;•       к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;•       к здравому смыслу: вместо реального обоснования — апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;•       к личности: ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;•       к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);•       к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов;•       к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;•       к тщеславию: расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию);•       к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения — стереотипы, приметы);•       к человеку: в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что…») или вытекающие из принимаемых ею положений.

Читайте также:  Душевная открытость делает нас интересными - психология

Манипулятивные технологии.

Теперь нам предстоит сосредоточиться на действиях, в которых себя проявляет манипуляция и которые характеризуют активность манипулятора в манипулятивной ситуации. Под ситуацией (психологической) будем понимать относительно устойчивое на определенном промежутке времени сочетание интенций человека и условий их осуществления.

Смена психологической ситуации происходит либо в результате смены намерений человека, либо изменений в условиях, вызванных активностью в ней этого человека, других людей или объективными обстоятельствами.

В рамках рассматриваемой проблемы ведущей составляющей круга интенций, определяющих характер ситуации как манипулятивной, является манипулятивное намерение. Реализация этого намерения ведет к действиям, которые будем называть манипулятивной попыткой или манипулятивным воздействием.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии.

Однако сначала мы кратко ознакомимся с кругом проблем, обсуждаемых в литературе по манипуляции. Следует подчеркнуть, что манипуляция подвергалась детальному рассмотрению преимущественно в политологических работах.

Подавляющее число собственно психологических исследований по данной проблеме посвящено прикладным или частным аспектам манипулятивного воздействия — обзорных работ отыскать не удалось. Следуя естественно сложившейся логике, воспользуемся результатами исследований по манипулированию массовым сознанием (не ограничиваясь, однако, только ими) для наработки понятий, которые можно будет применить к уровню межличностных отношений.

Виды манипуляций.

1. «Перевод спора на личности». Задача – выведение человека из равновесия. Используются насмешки, намеки, обвинения с тем, чтобы собеседник в раздражении сделал невыгодное для себя заявление.2. «Перевод разговора на другую тему». Собеседник сознательно уходит от вопроса, который Вам надо решить. Согласитесь, что это важный вопрос, и, поскольку он требует отдельного внимания, а Вы дорожите временем Вашего собеседника, то сначала необходимо  закончить тот  вопрос, по поводу которого Вы встретились.3.   «Анекдот». Цель – перевести разговор с нужной Вам темы, вывести Вас из себя. Суть Вашего поведения при этом должна быть в сохранении Вашей позиции. Анекдот, как пауза для отдыха, не замечайте подтекста в свой адрес. Отдохнули и переходите дальше к аргументации.4. «Информационная атака». На собеседника идет больший объем информации, больше, чем тот способен переработать. Информация сообщается в основном безапелляционно, в очень быстром темпе, часто не структурирована и не аргументирована. Партнер, боясь показать собственную некомпетентность, принимает вариант предлагаемого решения.5. «Неконкретные заявления о вашей выгоде». Если Вас заверяют, что ориентируются на взаимную выгоду, следует спросить: «Выгоду в чем? Каковы конкретные критерии выгодности?».6. «Домыслы». Вместо разбора аргументации партнера по переговорам ему и окружающим предлагается некорректное определение причин выдвижения именно такой позиции: «Вы это говорите потому, что …»7. «Сверхобобщение». Ваш собеседник оценивает какое-либо поведение или чье-либо высказывание с помощью так называемых кванторов всеобщности: «все», «каждый», «всегда», «никто» и т.д.8. «Отсутствие  критериев». Опускается критерий, по которому делается сравнение. «Наше предложение лучшее». Лучшее почему? Мы должны получить критерии, которыми руководствуется собеседник.9.  «Довод к городовому». Необходимость согласиться  с выдвигаемым партнером предложение связывается с интересами тех, кого не стоит беспокоить (волновать). Ибо они могут… При этом конкретные персоны обычно не называются. Разновидность уловки – апелляция к авторитету. Происходит ссылка на конкретное лицо, которое необходимо учитывать, но которое не присутствует на переговорах. Вы говорите – «К. безусловно авторитетен, но Вы согласны, что слова «авторитет» и «доказательство» – не синонимы; поскольку здесь мы с Вами не расходимся, то давайте вернемся к аргументам.10. «Провокационная оценка». Цель вывести Вас из состояния равновесия и заставить броситься в атаку словами «Это банально», «Это все глупости», «Это ерунда».11.«Таран». Собеседник бьет в одну и ту же точку. Выдвигается постоянно один и тот же аргумент. Занудство и монотонность могут победить осмысленность.12. «Глушение». Собеседник говорит, как только Вы начинаете произносить слова и не дает Вам выставить свои аргументы. Не раздражаясь, измените тембр голоса и попросите возможности высказаться. Если не помогает, то оборвите свою фразу, даже на полуслове. И так двух раз будет достаточно.13.  «Лесть». Сознательное значительное преувеличение достоинств или подчеркивание того, чего нет совсем, но что приятно и значимо для Вас, что подталкивает  на совершение определенного поступка или высказывание.14. «Мнимая обида». Демонстрация партнеру чувства обиды, вызванного какими-либо его действами, нежелание якобы из-за этого продолжать общение.15. «Давление на жалость». Всячески  подчеркивается собственное неблагополучие. Его разновидность, – принижение значимости того, что партнер хочет получить. «Я человек бедный, а что значит для Вас эта малость…».16. «Двойная бухгалтерия». Те же самые аргументы принимаются как положительные при обосновании собственной позиции и отвергаются в случае аргументирования ими позиции оппонента.17. «Перефразирование». Подводя итог Вашим высказываниям усыпляют началом фразы: «Итак, Вы полагаете…». Далее приводятся иные выводы.18. Приписывание Вашим словам другого смысла. Вы не этот смысл имели в виду, произнося Вашу реплику, но она искажается и доказать, что Вы не это имели в виду, практически невозможно. Подтвердите, что эти слова Вы говорили, но, поскольку этим словам Вы придавали не такое значение, то нет смысла их так понимать и лучше вернуться к теме обсуждения.19. «Капкан аванса». О Вас говорится как об очень умной и проницательной личности, которая не может не понимать что-либо (то, что нужно собеседнику) и не может не согласиться. «Вы, как человек несомненно умный, согласитесь с моими доводами».20.  «Навязанная альтернатива». Предлагается свободный выбор из альтернативных вариантов, каждый из которых Вам может быть невыгоден. «Вы будете подписывать договор сегодня в пять часов или завтра утром?».21. «Негативный образ будущего». Предлагается бездоказательный негативный вариант развития событий, который вытекает вследствие принятия Вашего предложения или непринятия предложения собеседника.22. Опровержение Ваших аргументов упреком, что Вы ни слова не сказали о…. Со спокойно-деловой интонацией скажите, что с удовольствием повторите ранее сказанное Вами.

Защита от манипуляции.

Источник: http://people-in-side.blogspot.ru/2014/05/blog-post_9029.html

Манипуляция психологическая — это..

Манипуляция психологическая - это..

Манипуляция психологическая [от лат.

manipulatio — пригоршня, горсточка, ручной прием] — один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции. Психологическая манипуляция принципиально отличается от имеющих место в обыденной жизненной практике манипулятивных действий, требует владения манипулятором профессиональными манипулятивными техниками. В содержательном плане и по последствиям, и по межличностной направленности психологическая манипуляция не совпадает с теми традиционными способами косвенного воздействия, которые используются специалистами в личностной психотерапии, педагогами и психологами в сфере образования, психологами и организационными консультантами в области управления. При этом, если в последних трех случаях речь, как правило, может и должна идти о своеобразном, но все же партнерстве, то применительно к психологическому собственно манипулятивному воздействию правомерно говорить не о партнере, а именно об объекте манипуляции, во многом лишенном субъектности и, прежде всего, в глазах самого манипулятора. Необходимо четко дифференцировать психологическую манипуляцию и силовые способы межличностного воздействия — прямое групповое и межличностное давление в форме унижения и принуждения, откровенной, порой, демонстративной дискриминации. Принципиальным различием здесь является то, что манипулятивная активность носит скрытый характер, причем нераспознаваемыми для объекта манипулирования оказываются и действительные цели, и действительные мотивы и намерения манипулятора. Целый ряд ученых считает, что манипулятивное воздействие может носить как осознанный, намеренный, так и стихийно-неосознанный характер. И все же, по-видимому, лишь целенаправленное манипулятивное воздействие можно однозначно отнести к психологической манипуляции, уже хотя бы потому, что «-манипуляция психологическая возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и стремится внедрить их в его психику»- (Е. -Л. -Доценко).

Здесь имеет смысл отметить, что в социально-психологической исследовательской практике нередко применяются специально созданные учеными именно манипулятивные по своей содержательно-стимульной форме экспериментальные схемы, когда действительная цель и намерения экспериментатора скрыты от испытуемых, а уже в самой экспериментальной ситуации имплицитно заложен материал, более или менее незаметно подталкивающий обследуемых к смене изначальных намерений и дополнительно их мотивационно «-загружающий»-. Если действительные цели и намерения манипулятора и в реальной жизни, и в экспериментальной ситуации будут разгаданы, то он сам легко может превратиться в объект манипуляции своего недавнего адресата.

Надо сказать, что хотя ряд отечественных исследователей не без оснований подчеркивает скрытый характер воздействия как главный отличительный признак психологической манипуляции, на наш взгляд, этого явно недостаточно для понимания механизма данной специфической формы влияния.

Существенно важными являются еще два взаимосвязанных аспекта.

Манипуляция, как правило, предполагает создание искусственной ситуации мнимого выбора, в рамках которой объект манипуляции, на первый взгляд, сохраняет формальные признаки субъектности — ему предлагается принять самостоятельное решение на основе выбора.

Ловушка заключается в том, что это всегда выбор по принципу меньшего из двух зол, т. -е. жертва манипуляции проигрывает в любом случае. При этом вне зависимости от исхода выбора, манипулятор получает материальный, либо психологический выигрыш.

Для того, чтобы «-загнать»- потенциальную жертву в такого рода «-угол»-, манипулятор всегда стремится искусственно ограничить пространство принятия решения.

Например, если по ходу загородной поездки у вас сломалась машина, владелец магазина автозапчастей в придорожной деревне, прежде чем предложить необходимую вам деталь к «-Жигулям»- по цене аналога для «-Мерседеса»-, обязательно подчеркнет, что в радиусе ближайших ста километров вы не найдете не только другого магазина или мастерской, но вообще кого-либо знающего, как открыть капот автомобиля.

Разумеется это утрированная ситуация. В реальности обычно все происходит несколько сложнее, но при этом иллюзия выбора в сочетании с искусственным ограничением пространства принятия решения задействуется всегда. Вот случай рассказанный Р. -Чалдини: «-Как-то раз я прогуливался по улице, и вдруг ко мне подошел одиннадцати- или двенадцатилетний мальчик.

Он представился и сказал, что продает билеты на ежегодное представление бойскаутов, которое состоится вечером в ближайшую субботу. Мальчик спросил, не хочу ли я купить несколько билетов по пять долларов за штуку. Поскольку представление бойскаутов было не тем мероприятием, которое мне хотелось бы посетить в субботний вечер, я отказался.

«-Хорошо, — сказал мальчик, — если вы не хотите купить билеты, как насчет больших плиток шоколада? Они всего лишь по доллару за штуку»-.

Я купил пару и немедленно осознал, что случилось нечто заслуживающее внимания, потому что а) я не люблю шоколад- б) я люблю доллары- в) я остался с двумя ненужными мне шоколадными плитками- г) мальчик ушел с моими двумя долларами»-314.

Перед нами пример многоходовой манипуляции, тем более примечательной, что жертвой стал известный социальный психолог, изучающий проблемы социального влияния.

Вполне понятно, что здесь был целенаправленно (и очень профессионально) задействован целый ряд принципов социального влияния, описанных самим Р. -Чалдини. Однако явно не они сыграли в данном конкретном случае решающую роль.

Представим себе абсолютно ту же самую ситуацию, но не с маленьким вежливым (наверняка аккуратно одетым и ухоженным) мальчиком, а с каким-нибудь вполне взрослым кришнаитом, либо хамоватым подростком в качестве продавца.

С уверенностью можно сказать, что в этом случае Р. -Чалдини остался бы при своих долларах, а продавец — при шоколадках. Это становится понятным, если детально разобрать данную манипулятивную ловушку.

Итак, на поверхности здесь имеет место полная свобода выбора для потенциальной жертвы манипуляции — можно купить или не купить билеты на представление. И это действительно реальный выбор.

Читайте также:  Андрогиния - психология

Однако в данную схему субъект — субъектного взаимодействия умело встроена значимая переменная способная перевернуть все с ног на голову.

Если потенциальная жертва манипуляции, видя перед собой симпатичного мальчика, вежливого и контактного, не отдает себе отчета в том, что ребенок выступает в роли взрослого, предлагающего коммерческую сделку, ее поле принятия решения моментально сужается и она оказывается в ловушке мнимого выбора между перспективой купить что-нибудь ненужное или испытать не самые лучшие чувства в результате отказа ребенку в общем-то не особо обременительной просьбе. Именно это и произошло с Р. -Чалдини. Как опытный специалист он смог отклонить предложение о покупке «-нескольких билетов»- по пять долларов, но когда «-цена вопроса»- резко снизилась (как в смысле материальных, так и временных затрат), предпочел «-откупиться»-. Заметим, что при всей своей нелюбви к шоколаду и любви к долларам, Р. -Чалдини все-таки купил две плитки, видимо, одна показалась ему недостаточной жертвой в данной ситуации.

Наряду с отмеченными системными признаками манипуляции, она характеризуется сознательным или бессознательным воздействием на «-болевые точки»- личности, как правило, не осознаваемые объектом манипуляции.

Эти своего рода психологические «-крючки»-, за которые можно, что называется «-зацепить»- потенциальную жертву, обычно связаны с ранним травматическим опытом, вытесненным в бессознательное.

Именно прицельное, точечное воздействие на них дает максимальный эффект, в ряде случаев позволяющий манипулятору практически полностью контролировать поведение своей жертвы.

Понятно, что такого рода «-снайперская стрельба»- доступна только профессионалам экстракласса, имеющим углубленную психологическую подготовку, и требует соблюдения ряда условий, например, возможности достаточно длительного контакта с потенциальной жертвой манипуляции.

Однако в большинстве случаев задача манипуляторов облегчается тем, что существует целый ряд широко известных личностных качеств и характерологических особенностей, в той или иной степени присущих практически каждому человеку, но наличие которых активно отрицается даже перед самим собой, в силу того, что их проявления обычно активно порицаются и, более того, подавляются социальным окружением. Примерами такого рода могут служить жадность, трусость, жестокость и т. -п. Часто подобные качества не просто отрицаются, но и на определенном этапе развития личности вытесняются в бессознательное, образуя «-тень»-. Именно теневые аспекты личности нередко оказываются теми самыми «-болевыми точками»-, на которые воздействует манипулятор.

В рассмотренной выше ситуации, в которой оказался Р. -Чалдини, человек признающий, что он не просто «-любит доллары»-, но что ему жалко этих долларов по причине некоторой скуповатости, вполне вероятно отказал бы юному манипулятору, не испытывая особого дискомфорта.

Но субъект категорически отрицающий, что ему присуща жадность даже в минимальной степени, вынужден доказывать это не только окружающим (в данном случае они попросту отсутствовали), но и самому себе, покупая ненужные шоколадки.

Почти наверняка не «-повелся»- бы на данную манипуляцию тот, кто не просто не желает тратить субботний вечер на представление бойскаутов, но и признает, что не особенно любит детей.

Перед тем же, кто абсолютно убежден, что хороший человек не может не любить детей, в такой ситуации неизбежно встанет дилемма: расстаться с несколькими долларами или признать, что он «-нехороший»- или, как минимум, «-не очень хороший»- человек.

Заметим, что как в приведенных примерах, так и вообще в жизни, установки и суждения, вытекающие из отрицания теневых аспектов личности, носят иррациональный характер. В самом деле отказаться от ненужной, пускай и недорогой покупки вовсе не означает быть скрягой.

Любовь к детям отнюдь не вменяет в обязанность жертвовать время и деньги каждому встречному ребенку, на том основании, что он представился и вежливо с нами заговорил.

Иррациональные суждения и установки влекут за собой иррациональное поведение, характерное для жертв манипуляции.

Из сказанного следуют три основных принципа, которым имеет смысл следовать, чтобы не угодить в манипулятивную ловушку.

Во-первых, важно доверять себе, в том числе и собственному бессознательному, образно говоря «-шестому чувству»-. Если честное и открытое, на первый взгляд, предложение вызывает вроде бы совершенно необоснованное беспокойство и дискомфорт, это может означать, что вами пытаются манипулировать.

Во-вторых, не следует действовать и принимать решения под воздействием моментально возникшего импульса. Надо проанализировать ситуацию, посмотрев на нее как бы извне, постараться понять истинные мотивы партнера по взаимодействию и ролевую структуру, заданную объективными обстоятельствами.

И, в-третьих, важно осознавать собственные «-крючки»- и теневые аспекты личности.

Рассматривая проблему манипуляции, нельзя не отметить, что манипулятивное воздействие далеко не всегда носит деструктивный характер. Выше уже говорилось об использовании манипуляции в исследовательской социально-психологической практике.

Надо заметить, что она присутствует и в чисто практической, например, в тренинговой работе социального психолога.

Представляется, что в зависимости от целей правомерно, по аналогии с агрессией, различать злокачественную, направленную на причинение вреда, и инструментальную манипуляцию, которая может использоваться для достижения созидательных целей.

Классический пример инструментальной манипуляции такого рода связан с библейской историей о том, как царь Соломон рассудил двух женщин, каждая из которых утверждала, что является матерью одного и того же младенца.

Как известно, выслушав женщин Соломон велел принести меч и предложил рассечь ребенка надвое и отдать половину каждой из женщин. Но одна из них стала умолять Соломона отдать ребенка своей сопернице, только чтобы он остался жив. Именно в ней Соломон и признал настоящую мать ребенка. В данном случае хотя и крайне жесткая, но вполне типичная манипуляция послужила восстановлению справедливости.

Практический социальный психолог должен владеть самыми различными манипулятивными техниками по меньшей мере по двум причинам.

Во-первых, «-точечное»- их использование в рамках его профессиональной деятельности порой необходимо в обстоятельствах экстремальной опасности для группы в целом или отдельной личности.

Во-вторых, профессионально глубокие знания сути психологической манипуляции и последствий ее неоправданного применения выступают в качестве одной из гарантий того, что психолог не «-скатится»- в своей работе к откровенно манипулятивному воздействию на своих подопечных.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Манипуляция психологическая [лат. manipulatio — пригоршня, горсточка, ручной прием] — вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает…

Источник: http://insai.ru/slovar/manipulyatsiya-psikhologicheskaya

Понятие манипуляции в психологии

Понятие манипуляции в психологии

Добрый день, коллеги! О манипуляциях я писал уже много, но — давно и фрагментарно. Сегодня хочу написать более объемно и одновременно возразить некоторым распространенным мифам. 

Итак,

В самом широком смысле, манипуляция — это любое личностное влияние на кого или что-либо. Например, в английском языке слово «to manipulate» означает «оперирование, обращение с чем либо». Такое понимание широко транслируется в НЛП, где утверждается, что «манипулируют все и всегда».

Сидя за компьютером, вы манипулируете клавиатурой и мышкой, чтобы написать сообщение; когда в автобусе вы встаете и уступаете место бабушке, то направляете ее именно к вам и по сути подталкиваете ее к тому, чтобы сесть на ваше место — вы ею манипулируете; когда вы заговариваете на новую тему, вы, тем самым, скрыто поворачиваете внимание собеседника в нужную и интересную для вас сторону — манипулируете им. Когда вы улыбаетесь и говорите: «Здравствуйте!» — хотите или нет, но вы манипулируете собеседником, заставляя его улыбнуться вам.

И в этом смысле верно, что «манипулируют все и всегда» — но только в этом, самом широком смысле. Ошибочно утверждать, что все манипулируют всегда. При таком понимании понятие «манипуляция» оказывается просто излишним, дубликатом слов «влияние» или «воздействие».

Является ли манипуляцией прямое и открытое распоряжение руководителя, сформулированные им в отношении сотрудника, когда оба действуют в рамках должностных инструкций? Кажется, тут говорить о манипуляциях — неуместно.

Более разумно разделять воздействия открытые и скрытые, и к манипуляциям относить только скрытые воздействия.

То, что манипулируют все — это верно, однако не верно, что все это считают нормой жизни.

Часть людей манипулируют просто потому, что сами этого не замечают, но когда ставят себе задачу общаться и взаимодействовать честно, они манипуляций уже избегают.

Если же тезис «манипулируют все и всегда» понимать как разрешение вообще не думать о честности и открытости в общении и взаимодействии, этот тезис нам представляется .

Широкое распространение получило житейское понимание манипуляций, где утверждается, что: «Манипуляция — это обман, принуждение человека к принятию невыгодного для него решения».

 В психотерапевтической среде, среди сторонников гуманистического подхода, такой исключительно негативный взгляд на манипуляции : «Манипулятор — раб пагубной привычки притворяться и напряженно скрывать свои истинные намерения за фальшивыми масками.

Манипулятор живет во вранье и превращает себя в машину, а другого человека — в неуважаемый объект, лишая себя возможности любви и близости».

Подобные формулировки несостоятельны: многие тонкие манипуляции строятся без использования обмана, а, самое главное, манипуляции в руках разумных родителей, квалифицированных воспитателей и других порядочных людей направлены не против интересов других, а во имя их же настоящих интересов. Не все манипуляции носят негативный характер: манипуляции — это только инструмент, а как и с какой целью ими пользуются люди — определяются уже самими людьми. Порядочные и заботливые люди практикуют только позитивные манипуляции.

В научной психологии манипуляцией называют психологическое воздействие, скрыто побуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении. Это понимание  и имеет достаточные фактические основания.

Подчеркнем главные моменты этого определения.

К манипуляциям относят только скрытые воздействия.

 Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытоеуправление и обработка». Изданный в 1969 г.

в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

К манипуляциям относят только ловкие, по крайней мере внешне эффективные воздействия.

Манипуляции — это нечто, похожее на волшебство, то, что открывает закрытые сердца и заставляет человека делать то, что прямым и открытым образом от него никак не добьешься.

Не строго, а художественно можно сформулировать так: манипуляция — это ловкое действие, позволяющее обыграть партнера.

Обыграть — совсем не значит «обыграть в ущерб интересов партнера». Отношения может быть и игровые, когда на кону не стоят жизненные интересы, и тогда обмен манипуляшками — форма веселого развлечения.

В других ситуациях, используя манипуляции, вы обыграли человека, но действуя не против него, а в пользу его перспективных интересов.

Так, например, действуют мамы, весело отвлекая маленький детей от неуместных капризов — это тоже манипуляция, обыгрывание партнера, но не против интересов ребенка, а скорее ЗА.

Часто по жизни манипуляции называют житейскими хитростями и уловками. Мелкие житейские уловки применяются всеми, и того, кто ими не владеют, называют лохом обыкновенным.

Подтрунивание, шутки, подначки — да, в них всегда есть подтасовки, но без них жизнь оказывается слишком пресной.

Если мужчина будет требовать от женщины предельной честности в каждом слове и интонации, его со вздохом, но достаточно обоснованно, назовут просто занудой.

Взаимоотношения между мужчинами и женщинами совсем без игры и манипуляшек — скучны обеим сторонам. Это развлечение более крутое, нежели гонки, пэйнтбол, включает разведку и маскировку, отвлекающие ходы, ловушки и перехват инициативы, но когда результатом является восхищенные глаза любимого человека, довольны оказываются все.

Грубые и жесткие манипуляции вызывают протест, но манипуляции манипуляциям рознь. Умные манипуляции чаще рождают уважение, а тонкие и красивые манипуляции — восхищение. Манипуляции, сделанные на притворстве, нравятся мало кому, автор же манипуляций веселых и искренних— как правило, оказывается любимцем и душой компании.

 Тот, кто скрыто действует против наших интересов, и действует грубо, когда на самом деле все очевидно — гад. Кто действует заботясь о нас, но грубовато, когда все «шито белыми нитками» — валенок.

Если человек нас обыграл красиво и изящно, так что мы мы сами не поняли как, это вызывает восхищенный отклик: зараза! Тот, кто заботится о наших общих интересах, делая это скрыто, ловко и красиво — это мастер.

Коллеги, как вам такое видение, насколько это совпадает с видением вашим?

Свои отклики вы можете оставить как комментарии в статье. См.→

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/87511.html

Психология манипуляции

Психология манипуляции

Доценко Евгений Леонидович — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ.

В 1986 году окончил Московский госуниверситет. С этого же года работает в Тюменском государственном университете. В 1990-1993 годах прошел в МГУ аспирантскую подготовку.

В 1994 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Личностные механизмы защиты от манипулятивного воздействия».

В феврале 2000 года защитил докторскую диссертацию на тему «Семантика межличностного общения» (научный консультант профессор А.Г.Асмолов).

Научные интересы фундаментальные и прикладные аспекты психосемантики (субъективной семантики) в области психологии личности, психологии общения, психологии телесности.

Автор более 59 научных работ, включая 3 монографии. Под его руководством защищено 11 кандидатских диссертаций.

В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с событиями, которые по психологическому эффекту напоминают военные действия. На нас пытаются «отыграться», «сорвать злость» или «прокатиться» — короче, стремятся использовать, нас об этом не спросив.

Поэтому каждому из нас регулярно приходится решать одну и ту же задачу: как защититься от нежелательного влияния со стороны партнеров по общению.

Конечно, можно спастись бегством (например, уход, молчание), можно самому нападать, можно прикрыться беззащитностью, напугать непредсказуемостью и т.д.

А можно так управлять ситуацией, чтобы энергия столкновения производила полезную работу.

Читайте также:  Нежность - психология

Тогда конфликты становятся средством выявления проблем, полемика перестает быть замаскированной формой личных нападок, даже гнев превращается в помощника, лишаясь разрушительной силы.

Манипуляция людьми

К вам в гости без спроса приходит друг, начинает жаловаться на жизнь и просить о помощи, надоедливая соседка опять просит соль, знакомые постоянно занимают деньги. Знакомая ситуация? Наверное, каждый сталкивался в своей жизни с такими людьми. Проще говоря, манипуляторами.

Стоит лишь раз проявить мягкость характера, не сказать твердое «нет» и нам тут же садятся на шею и пытаются использовать на свое усмотрение. Психология манипуляции людьми достаточно проста и понятна.

Главное знать приемы и техники манипуляции, чтобы не попасться на уловки своих оппонентов.

Возможно, для кого-то это будет неожиданностью, но мы сами являемся манипуляторами, причем с детства. Вспомните, как мы выпрашивали у родителей игрушку или сладости. Мы плакали, делали грустные глаза, обижались, в общем, делали все возможное, чтобы сердце родителей дрогнуло и они подарили нам желаемое.

Во взрослой жизни скрытая манипуляция людьми встречается повседневно. К манипуляторам сознания человека относятся шантажисты, рекламщики, «пикаперы», продавцы и даже близкие люди. Техники манипуляции людьми совершенствуются с каждым днем.

Гипноз, как способ манипуляции людьми тоже используется, но чаще всего им пользуются психотерапевты и по личному согласию человека.

На сегодняшний день особенно актуальной скрытая манипуляция людьми стала для мошенников, огромное количество которых можно встретить в метро и на улицах. Чтобы не попасться на их уловки для начала, стоит определить, ваш тип личности и то, насколько вы подвергаемы манипуляциям.

Определив себя к тому или иному типу личности нам необходимо запомнить и основные методы манипуляции людьми.

Психология манипуляции людьми – область, включающая в себя десятки приемов, методов и техник. Искусство манипуляции людьми в свое время воспевал сам Дэйл Карнеги. Но чтобы обезопасить себя и не быть обманутыми, нам не обязательно читать книги или учить способы манипуляции людьми. Главное знать способы ответа на манипулирование:

  • выделите из речи вашего манипулятора лишь те доводы, с которыми вы согласны. Таким образом, вы пропустите мимо ушей всю информацию и выделите лишь нужную;
  • если тема разговора вам не по душе – смените её. Скажите, что подумаете об этом завтра.

    Это обезоружит вашего оппонента и даст вам возможность не поддаться на манипуляцию;

  • если вас оскорбляют или провоцируют ответить на критику – игнорируйте противника.

    Скажите, что не будете комментировать эту реплику, либо что не хотите отвечать и тогда ваш манипулятор останется ни с чем.

А иногда просто достаточно сказать навязчивому оппоненту твердое «нет». Конечно, в большинстве случаев на вас обидятся, но ваше душевное спокойствие стоит того. Прежде чем стать жилеткой и помощником для манипуляторов, станьте другом и помощником самим себе.

Понятие манипуляции в психологии

В самом широком смысле, манипуляция — это любое личностное влияние на кого или что-либо. Например, в английском языке слово «to manipulate» означает «оперирование, обращение с чем либо». Такое понимание широко транслируется в НЛП, где утверждается, что «манипулируют все и всегда».

Сидя за компьютером, вы манипулируете клавиатурой и мышкой, чтобы написать сообщение; когда в автобусе вы встаете и уступаете место бабушке, то направляете ее именно к вам и по сути подталкиваете ее к тому, чтобы сесть на ваше место — вы ею манипулируете; когда вы заговариваете на новую тему, вы, тем самым, скрыто поворачиваете внимание собеседника в нужную и интересную для вас сторону — манипулируете им. Когда вы улыбаетесь и говорите: «Здравствуйте!» — хотите или нет, но вы манипулируете собеседником, заставляя его улыбнуться вам.

И в этом смысле верно, что «манипулируют все и всегда» — но только в этом, самом широком смысле. Ошибочно утверждать, что все манипулируют всегда. При таком понимании понятие «манипуляция» оказывается просто излишним, дубликатом слов «влияние» или «воздействие».

Является ли манипуляцией прямое и открытое распоряжение руководителя, сформулированные им в отношении сотрудника, когда оба действуют в рамках должностных инструкций? Кажется, тут говорить о манипуляциях — неуместно.

Более разумно разделять воздействия открытые и скрытые, и к манипуляциям относить только скрытые воздействия.

То, что манипулируют все — это верно, однако не верно, что все это считают нормой жизни.

Часть людей манипулируют просто потому, что сами этого не замечают, но когда ставят себе задачу общаться и взаимодействовать честно, они манипуляций уже избегают.

Если же тезис «манипулируют все и всегда» понимать как разрешение вообще не думать о честности и открытости в общении и взаимодействии, этот тезис нам представляется ошибочным с этической точки зрения.

Нам уже приходится видеть последствия точки зрения «манипулируют все и всегда»: большая часть приверженцев НЛП действительно отказывается верить, что в жизни есть что-то, кроме внушений, для них отсутствует понятие «по-честному»: они строят свое общение только в двух координатах: эффективность («добиться своей цели») и экологичность («все устраивает меня и собеседника»). Шаманские техники и ритуальные пляски, заговоры и суеверия — в их арсенале будет все, что дает результат здесь и сейчас. У них слова не имеют основания правды, не понимаются как отражение «того, что есть на самом деле», разговоры об объективности и научности в работе — не к ним. Для них слова — только инструмент, который или дает нужный им результат, или не дает.

Широкое распространение получило житейское понимание манипуляций, где утверждается, что: «Манипуляция — это обман, принуждение человека к принятию невыгодного для него решения».

В психотерапевтической среде, среди сторонников гуманистического подхода, такой исключительно негативный взгляд на манипуляции не менее популярен: «Манипулятор — раб пагубной привычки притворяться и напряженно скрывать свои истинные намерения за фальшивыми масками.

Манипулятор живет во вранье и превращает себя в машину, а другого человека — в неуважаемый объект, лишая себя возможности любви и близости» (Смотри «Журнал практического психолога», 2002 год. Статьи «Тяжелая жизнь манипулятора, или Бедная Маша», «Манипуляторы и актуализаторы» и другие статьи разных авторов).

Подобные формулировки несостоятельны: многие тонкие манипуляции строятся без использования обмана, а, самое главное, манипуляции в руках разумных родителей, квалифицированных воспитателей и других порядочных людей направлены не против интересов других, а во имя их же настоящих интересов. Не все манипуляции носят негативный характер: манипуляции — это только инструмент, а как и с какой целью ими пользуются люди — определяются уже самими людьми. Порядочные и заботливые люди практикуют только позитивные манипуляции.

В научной психологии манипуляцией называют психологическое воздействие, скрытопобуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении. Это понимание распространено среди специалистов и имеет достаточные фактические основания.

Подчеркнем главные моменты этого определения.

К манипуляциям относят только скрытые воздействия.

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Изданный в 1969 г.

в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

К манипуляциям относят только ловкие, по крайней мере внешне эффективные воздействия.

Манипуляции — это нечто, похожее на волшебство, то, что открывает закрытые сердца и заставляет человека делать то, что прямым и открытым образом от него никак не добьешься.

Не строго, а художественно можно сформулировать так: манипуляция — это ловкое действие, позволяющее обыграть партнера.

Обыграть — совсем не значит «обыграть в ущерб интересов партнера». Отношения может быть и игровые, когда на кону не стоят жизненные интересы, и тогда обмен манипуляшками — форма веселого развлечения.

В других ситуациях, используя манипуляции, вы обыграли человека, но действуя не против него, а в пользу его перспективных интересов.

Так, например, действуют мамы, весело отвлекая маленький детей от неуместных капризов — это тоже манипуляция, обыгрывание партнера, но не против интересов ребенка, а скорее ЗА.

Часто по жизни манипуляции называют житейскими хитростями и уловками. Мелкие житейские уловки применяются всеми, и того, кто ими не владеют, называют лохом обыкновенным.

Подтрунивание, шутки, подначки — да, в них всегда есть подтасовки, но без них жизнь оказывается слишком пресной.

Если мужчина будет требовать от женщины предельной честности в каждом слове и интонации, его со вздохом, но достаточно обоснованно, назовут просто занудой.

Взаимоотношения между мужчинами и женщинами совсем без игры и манипуляшек — скучны обеим сторонам. Это развлечение более крутое, нежели гонки, пэйнтбол, включает разведку и маскировку, отвлекающие ходы, ловушки и перехват инициативы, но когда результатом является восхищенные глаза любимого человека, довольны оказываются все.

Грубые и жесткие манипуляции вызывают протест, но манипуляции манипуляциям рознь. Умные манипуляции чаще рождают уважение, а тонкие и красивые манипуляции — восхищение. Манипуляции, сделанные на притворстве, нравятся мало кому, автор же манипуляций веселых и искренних — как правило, оказывается любимцем и душой компании.

Тот, кто скрыто действует против наших интересов, и действует грубо, когда на самом деле все очевидно — гад. Кто действует заботясь о нас, но грубовато, когда все «шито белыми нитками» — валенок.

Если человек нас обыграл красиво и изящно, так что мы мы сами не поняли как, это вызывает восхищенный отклик: зараза! Тот, кто заботится о наших общих интересах, делая это скрыто, ловко и красиво — это мастер.

1 © Е. Доценко, «Психология манипуляции» «Манипуляция — это психологическое воздействие, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».

Наверное, надо добавить «планами или желаниями» — некоторые люди в своем поведении в малой степени руководствуются своими желаниями и в большой степени руководствуются планами. Как, например, это происходит на работе.

© А.П. Егидес. Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие.

Википедия: Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.

Успех в жизни

Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Манипуляция в психологии – это воздействие на психику человека с целью заставить его изменить позицию. Иными словами, это ловкая игра, которая позволяет обыграть конкурента или партнера.

Манипуляция, по большому счету, проявляется во время любого общения. Все, что один человек говорит, должно вызывать реакцию в другого человека. Но для получения этой реакции человек использует манипуляцию, говоря одно, а подразумевая другое. Там, где заканчивается здравый смысл и логика начинается манипуляция. Везде и всегда манипуляция направлена на чувства.

На основе этого критерия существует классификация манипуляций:

Манипуляция любовью одна из самых жестоких манипуляций, когда для получения любви нужно выполнить данные условия или совершить обмен на деньги или услуги.

Манипуляция страхом всегда была одной из самых действенных. Даже недостаточная информированность человека позволяет манипулировать им, играя на людском страхе.

Манипуляция неуверенностью действует только в том случае, если человек себя недооценивает и переживает по поводу своего недостатка. А манипулятор, не имея реальной власти и авторитета, пользуется этим, подтверждая свою состоятельность на фоне чужих недостатков.

Манипуляция чувством вины дает манипулятору право на достижение своей цели за счет чужих погрешностей.

Манипуляция чувством гордости позволяет манипулятору настроить человека на стремление кого-то догнать, тем самым сбывая его с намеченного пути.

Манипуляция чувством жалости используется для того, что бы вызвать сострадание со стороны другого человека ради достижения цели.

По мнению психологов, манипулятор или вспоминает прошлое или же говорит о неопределенном будущем. Чаще всего манипулятор сам не уверен в себе и поведением пытается обеспечить себя властью над окружающими.

Манипуляция в психологии может быть обманом, игры людей в разные роли, контроль, а также цинизм, то есть отсутствие доверия к другим. Обман являет собой ложное сообщение, которое вводит в заблуждение. Манипуляция может быть лицемерием, непреднамеренным заблуждением или же фальсификацией.

Манипуляция используется государственными органами, причем в разных формах. Это может быть и тщательно продуманная дезинформация и манипуляторные действие для формирования общественного мнения.

Доценко Евгений Леонидович — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. В 1986 году

К вам в гости без спроса приходит друг, начинает жаловаться на жизнь и просить о помощи, надоедливая соседка опять просит соль, знакомые постоянно занимают деньги. Знакомая ситуация? Наверное,
Психологос энциклопедия практической психологии
Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни. Манипуляция в психологии – это воздействие на психику человека с целью заставить его изменить позицию. Иными

Источник: http://jealousy-relationships.ru/poleznoe/psihologiya-manipulyatsii/

Ссылка на основную публикацию