Практика — психология

Как начать практику психологу?

Практика - психология

Многие вчерашние выпускники психологических вузов задаются этим вопросом: как начать практику психологу? где вообще водится эта практика для начинающих психологов? Да, безусловно, есть возможности волонтерской работы, есть социальные службы, все это дает опыт.

Но минус такого опыта в том, что редко кто помогает этот опыт в достаточной мере осознать и переварить. Ведь мало попробовать проконсультировать человека, нужно еще и осознать – что не удалось увидеть в ситуации клиента, где можно было бы быстрее помочь клиенту осознать что-то важное, были ли какие-то ошибки и т.д.?

А волонтерские организации чаще всего не могут предоставить внятной супервизорской поддержки, и практика для начинающих психологов выглядит в таком ракурсе по-спартански: выплыл – молодец, не выплыл – этому нечем помочь.

Прохождение практики психолога еще в период написания диплома может иметь супервизорскую поддержку (если вуз в состоянии это обеспечить), но везде это количество часов для прохождения практики психолога в вузе под супервизией – очень ограниченно. Ведь студентов много, и уделить каждому много времени – трудно.

И потом, такая практика для начинающих психологов ограничена учебным расписанием, работа не может вестись до того момента, пока студент не почувствует себя более или менее уверенно, чтобы заявлять о себе как о самостоятельном специалисте.

Многие психологи сами ищут себе супервизоров, что правильно, но супервизоры в свою очередь не горят желанием обеспечивать начинающих психологов клиентами: у большинства частнопрактикующих специалистов и центров налажен какой-то клиентский поток, в поддержание которого нужно все равно вкладывать усилия.

И потому нередко практика для начинающих психологов сводится к административной, маркетинговой и прочей не относящейся к собственно консультированию работе. Что разочаровывает многих вчерашних студентов: работы много, а приблизиться к консультированию так и не удается.

Для реальной и оплачиваемой работы нужен опыт, и даже при его наличии все равно предстоит в себя немало вкладывать – и в личную терапию, и в супервизии, и в дополнительные семинары и прочее. А чтобы мочь вкладывать – нужно что-то зарабатывать. А без опыта никто не берет. И вопрос «как начать практику психологу?» вертится по замкнутому кругу….

Зная всю эту ситуацию не понаслышке, изнутри, я предлагаю начинающим психологам совместить возможность постдипломного обучения с возможностью найти себе реальную практику, получить опыт и иметь возможность его осмыслить.

Практика для начинающих психологов: обучение и работа одновременно

У нас в проекте есть бесплатные предварительные консультации – например, форум, проходят акции с консультациями по электронной почте, бесплатно, со скидками и многое другое, что могло бы стать практикой для начинающих психологов, дать материал для супервизий, прежде всего.

По мере повышения вашего уровня у вас будет возможность войти в нашу команду и получать уже платных клиентов, т.е. начать работать за деньги. Поначалу все равно придется продолжать работать под супервизией, но со временем ваши расходы будут уменьшаться, а доходы – увеличиваться.

По большому счету, практика для начинающих психологов и состоит из работы под супервизией, но здесь у вас есть реальная возможность не только научиться работать, но и сразу найти себе профессиональную нишу, в которой вы сможете продолжить свою работу, а не искать себе клиентов с нуля, снова вкладывая, например, в собственный сайт или в ответы на форумах, где конкуренция очень высока.

Также у вас будет возможность пройти личную терапию, что, на мой взгляд, необходимо для того, чтобы не только начать практику психолога, но и эффективно работать в будущем, повышая свой уровень.

Каждый из потенциальных желающих пройти практику и обучение с последующей возможностью работы, сможет выбрать себе индивидуальную программу действий – когда, что, сколько и в каком темпе.

Данная возможность также не предполагает жесткого рабочего графика, а потому прекрасно может совмещаться с какой-то другой работой, которая пока сможет поддержать вас финансово и дать возможность начать практику психолога, вкладывая на первых порах в продолжение своего обучения.

Онлайн-психолог: дистанционное обучение и работа

Как вы уже заметили, наш проект специализируется на дистанционных консультациях. И такое дистанционное обучение психологов будет интересно, в первую очередь, тем, кто

  • В перспективе планирует именно дистанционную работу, не желая быть привязанным к одному и тому же месту;
  • Хочет учиться у специалистов разных направлений из разных мест, не ограничивая себя только своим городом, иметь более широкий выбор как обучения, так и клиентов;
  • Кто склонен писать, и кому интересно в будущем продвигать себя при помощи текстов (на эту тему могут быть организованы специальные мастер-классы);
  • Кто хочет и готов осваивать все многообразие современных технологий и «на ты» с компьютером.

Дистанционное обучение психолога в формате нашего проекта будет включать в себя возможность консультаций реальных клиентов, супервизий, общих интервизорских и супервизорских групп, личной терапии, мастер-классов по написанию текстов, основам интернет-маркетинга и самопрезентации психолога.

Программа для каждого будет составляться индивидуально, в зависимости от личных данных, запросов и возможностей каждого.

Какие минимальные требования предполагает такое дистанционное обучение начинающего психолога:

  • Законченное психологическое в/о
  • Готовность выполнить тестовое задание (ответы на вопросы клиентов в письменной форме)
  • На начальном этапе – готовность к оплачиваемым супервизиям и личной терапии
  • Интерес к написанию текстов, устойчивая грамотность, хороший русский язык

Стоимость индивидуальных супервизий (актуально на 2018 год):

Стоимость групповых супервизий (актуально на 2018 год):

Как начать практику в нашем проекте

Чтобы начать практиковаться в нашем проекте пришлите свое резюме на адрес info@psyhelp24.org с примечанием «практика психолога», либо заполните форму ниже.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

«Как начать практику психологу?»

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

«Как начать практику психологу?»
https://psyhelp24.org/praktika-dlya-psihologa/

Источник: https://PsyHelp24.org/praktika-dlya-psihologa/

Направления деятельности психолога-практика

Направления деятельности психолога-практика

Практический психолог – специалист-психолог, осуществляющий психологическую практику и имеющий высшее психологическое образование, а также иное дополнительное образование, дающее право заниматься практической деятельностью. Психолог-практик предоставляет психологические услуги, которые сводятся к оказанию психологический помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей психологического вмешательства.

Практическая деятельность психолога включает несколько направлений деятельности, основные из них это:

  • психодиагностика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая коррекция,
  • психотерапия.

Психодиагностика

Квалифицированный специалист не начнет оказывать психологическую помощь клиенту до тех пор, пока не составит достаточное представление о его личности. Оценка психики клиента осуществляется с помощью особых «инструментов» – психодиагностических методик.

Хотя психолог и занимается диагностированием, диагнозы он не ставит, а только констатирует выявленные особенности мышления или поведения и использует полученные знания в дальнейшей работе с клиентом. Порой одной психодиагностики уже бывает достаточно для того, чтобы найти причину психологической проблемы клиента и дать ему необходимые рекомендации по ее разрешению.

Психодиагностика не только позволяет узнать о личностных особенностях человека, его мотивах, способностях и так далее, но и занимается прогнозированием развития личности. Именно поэтому так популярны психологические тесты, с их помощью можно самостоятельно и познать себя и узнать в каком направлении и как дальше развиваться.

Методов психодиагностики немало, но самые популярные их них это:

  • наблюдение,
  • опрос,
  • тестирование,
  • методики самооценки,
  • проективные методики.

Методы психодиагностики применяются комплексно и подбираются индивидуально.

Психологическое консультирование

Жизнь человека наполнена трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы вырасти как личность. К сожалению, не всегда получается собственными силами справиться с психологической стороной проблемы.  В таком случае не стоит бояться обратиться за помощью к психологу-консультанту.

В работе с клиентом психолог опирается на научные знания, результаты предшествующей консультированию психодиагностики и профессиональный опыт.

Консультирование проводится в форме личных встреч психолога и клиента. Клиентом может быть как один человек, так и группа людей, поэтому выделяют индивидуальное, семейное, производственное консультирование.

Рабочий инструмент психолога – его личность. А основная миссия – раскрыть внутренний потенциал личности клиента для того, чтобы он смог самостоятельно решить свою проблему.

Многие люди заблуждаются, считая, что психологи дают советы. «Не советуй!» – это одно из правил профессиональной этики. Квалификация психолога обратно пропорционально количеству даваемых им советов.

Психолог помогает разобраться в проблеме и найти решение в ходе консультативной беседы. Он делится имеющейся у него полезной для клиента психологической информацией, делает выводы, обобщает сказанное, констатирует факты, прогнозирует и рекомендует, но право выбора как распоряжаться собственной жизнь, остается за клиентом.

Практический психолог, кроме принципа «Не советуй!», в работе придерживается таких «заповедей»:

  1. Не навреди!
  2. Никогда не используй в корыстных целях информацию, полученную от клиента.
  3. Не предлагай свои услуги, пока об этом не попросят.
  4. Делай выводы и выбирай методы работы, не противоречащие науке.
  5. Стой на пути профессионального и личностного роста.

Чаще всего к психологу обращаются в крайних случаях, когда проблема приобрела масштабный характер, а поиски путей ее разрешения привели в тупик. Не всякую проблему можно решить! С некоторыми жизненными трудностями психолог лишь может помочь смириться и принять.

Самые распространенные жалобы, с которыми клиенты обращаются к психологам:

  • проблема затруднений в общении,
  • стресс, связанный с работой или ее потерей,
  • страхи и фобии,
  • депрессии и суицидальные мысли,
  • семейные конфликты,
  • смерть близкого человека,
  • измены партнера,
  • кризисные периоды в жизни.

Не бывает двух одинаковых клиентов, каждое консультирование уникально. Психолог разрабатывает программу индивидуального консультирования и проходит путь личностного роста вместе с клиентом. Вместе, но не вместо него! Ни один психолог не поможет клиенту, если он не захочет помочь себе сам.

Читайте также:  Композиция критики - психология

Психологическая коррекция

Границы между понятиями «психологическая коррекция» и «психотерапия» довольно размыты. И там и там психолог осуществляет воздействие на психику клиента. Однако разница между психотерапией, которая является, по сути, лечением, и психокоррекцией велика. Она в методах, средствах, силе воздействия и категории людей с которыми работают специалисты.

Психолог корректирует ту или иную психологическую структуру, желая обеспечить полноценное развитие и функционирование личности, а психотерапевт имеет целью коренное изменение личности. Психотерапевт приводит психику в норму, а психолог обеспечивает благополучное развитие и функционирование здоровой личности.

Коррекция психики – это:

  • исправление особенностей психологического развития личности не соответствующих оптимальной модели жизнедеятельности;
  • формирование нужных психологических качеств, моделей, привычек для повышения адаптации в быстро изменяющихся или стрессовых жизненных условиях.

Психологическая коррекция может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог разрабатывает психокоррекционную программу, предусматривающую систематическую целенаправленную работу клиента над собой.

Психокоррекции поддаются многие личностные недостатки: конфликтность, агрессивность, пассивность, замкнутость, застенчивость, лживость и прочие.

Грубо говоря, любая работа над собой, имеющая целью улучшение того или иного качества или формирование новой положительной черты характера, привычки, модели поведения – это коррекция психики.

Психотерапия

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику. Сегодня рамки этого понятия расширились настолько, что часто смыкаются с понятием «психологическая консультация», так как во время ее проведения психолог может оказать воздействие, относящееся к разряду психотерапевтических, но не выходящее за рамки его компетенции.

Специалист, имеющий высшее психологическое образование и дополнительно обучившийся, к примеру, гештальттерапии, не только психолог, но и гештальттарапевт, а значит, он имеет право в психологическом консультировании применять гештальттерапевтический подход.

Психотерапевт – специалист, имеющий медицинское и/или психологическое образование, то есть психотерапевт – не всегда врач, он может и не обладать знаниями в области медицины.

Психотерапевт «лечит» душу, а то, к каким средствам и методам он прибегает, зависит от психотерапевтического направления, в рамках которого он работает.

Направлений и видов психотерапии множество:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • трансактный анализ,
  • логотерапия,
  • нейролингвистическое программирование,
  • психодрама,
  • арт-терапия,
  • холотропное дыхание,
  • системно-семейные расстановки,
  • когнитивная,
  • позитивная,
  • поведенческая,
  • гипносуггестивная,
  • рациональная психотерапия и многие другие виды.

Выбирать направление следует, опираясь на характер проблемы и личностные особенности. Например, фобии чаще всего лечатся методами поведенческой терапии, а в работе с детьми используют арт-терапевтические методы.

Психотерапия может быть как индивидуальной (очные встречи клиента и терапевта), так и групповой (психотерапевтические группы).

Следует различать работу психотерапевта и врача-психиатра. Эти два специалиста могут работать параллельно с одним и тем же клиентом, но при этом психиатр будет назначать психотропные препараты, воздействующее на организм, а психотерапевт – лечить психику, воздействуя на сознание и бессознательное посредством беседы и взаимодействия с клиентом.

Грамотный специалист, при обращении клиента, оценивает его проблему и определяет, вписывается ли она в рамки его компетенции. Если нет, он перенаправляет или дает рекомендации по обращению к специалисту другого профиля.

Во многих развитых странах нормально и совсем не зазорно обращаться за помощью к практикующему психологу.

В нашем же менталитете сохраняется и привычка обращаться к психологу только тогда когда «тянуть уже дальше некуда» и боязнь заработать репутацию «психа».

Важно понимать, что чем раньше клиент обращается к психологу со своей проблемой, тем меньше вероятность того, что ему потребуется помощь психиатра.

За какой психологической помощью Вам случалось обращаться или приходилось получать?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/napravleniya-deyatelnosti-psixologa-praktika

Практика студентов-психологов

Практика студентов-психологов

Для будущих психологов, как и для любых других специалистов с высшим образованием, практика является неотъемлемой частью процесса обучения. Цели, объем и особенности проведения практики во многом зависят от выбранного направления подготовки. Однако, как и везде, основными видами практики студентов являются:

  • Учебная практика
  • Производственная (педагогическая) практика
  • Преддипломная практика (научно-исследовательская и квалификационная практика)

В зависимости от вида, практика может занимать от 2 до 9 недель учебного времени.

Как правило, учебная практика проводится во втором семестре (первый курс) или в 3-4 семестре (второй курс).

Её еще называют учебно-ознакомительной, так как основная цель этого вида практики – знакомство со спецификой деятельности психолога в том или ином специализированном учреждении (центры психологической помощи, школы, детские сады, больницы), наблюдение за работой уже состоявшихся профессионалов. Учебная практика помогает студентам-первокурсникам более осознанно подойти к выбору будущей специализацией.

На третьем курсе, в 6 или 7 семестре, студенты-психологи направляются на производственную практику. На этом этапе они уже активно включаются в реальную психологическую практику.

В Московском институте психоанализа (МИП) среди  целей производственной практики называют:

  • изучение деятельности психолога в организациях различных сфер деятельности согласно выбранной специализации
  • закрепление теоретических знаний, полученных в вузе, в практической деятельности
  • формирование профессиональной позиции психолога.

Студенты-психологи некоторых направлений подготовки помимо производственной проходят еще и педагогическую практику. В первую очередь она проводится на психологических специальностях, имеющих педагогическую направленность.

Например, «Психолого-педагогическое образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» и другие. Студенты специальности «Клиническая психология», однако, тоже проходят педагогическую практику.

Она проводится в 8-9 семестрах, в основном в образовательных организациях (школах, детских садах или вузах).

– Целью педагогической практики является углубление у практикантов интереса к педагогической профессии; развитие педагогических навыков; воспитание стремления к более глубокому изучению психологических и педагогических дисциплин; совершенствованию своих педагогических способностей, ­– рассказывают представители МИП.

Кроме того, в период практики студенты пробуют себя в качестве преподавателей психологических дисциплин.

Обучающиеся по специальности «Клиническая психология» проходят особый вид практики – супервизия.

Это раздел производственной практики, который подразумевает включение студента в работу реального специализированного учреждения под наблюдением и руководством опытного специалиста (супервизора), клинического психолога.

Во время супрвизии практикант отрабатывает свои профессиональные умения и навыки, а заодно может собирать материал для своей курсовой или дипломной работы. 

В последнем семестре, как и все студенты вузов, будущие психологи проходят преддипломную практику. В течение времени, отведенного на этот вид практики, старшекурсники проводят научное исследование для написания квалификационной работы. Исследования проводятся опять же в процессе практической деятельности в организации, соответствующей выбранной специализации.

В процессе подготовки магистров практике отводится основная часть времени. Как правило, будущие магистры психологии проходя следующие виды практики:

  • производственную
  • педагогическую
  • научно-исследовательскую.

Базами для прохождения всех перечисленных видов практики могут быть различные центры психологической и психотерапевтической помощи для детей и взрослых, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, психиатрические больницы, учебные учреждения частные компании, общественные и некоммерческие организации.

Источник: https://moeobrazovanie.ru/praktika_studentov_psihologov.html

Практика студентов

Практика студентов Института является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Организация практики определяется Приказом МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 ноября 2015 г. N 1383 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Данное Положение определяет следующие виды практики: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика (п.5 Положения) и уточняет, что если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика (п.6).

Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков. Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (п.7).

При этом обучающиеся в период прохождения практики: выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики; соблюдают правила внутреннего трудового распорядка; соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности (п.18).

Цели и объем практики определяются соответствующими государственным образовательным стандартом по специальности 030301.65 «Психология» (квалификация «Психолог.

Преподаватель психологии») и федеральными государственными образовательными стандартами по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация «Клинический психолог») и направлениям подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), 37.04.

01 Психология (уровень магистратуры), 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

По направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), основными видами практики студентов являются:

  • учебная практика — (проводится во 2 семестре) — Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля, освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности на основе знаний, полученных в процессе изучения психологических дисциплин.
  • производственная практика — (проводится в 6 семестре) — Целью прохождения производственной практики является подготовка бакалавров к практической реализации полученных знаний, формирование собственной профессиональной самоидентичности, совершенствование эмоциональной и когнитивной регуляций собственного психического состояния и деятельности.
  • преддипломная практика — (проводится в 8 семестре) — Целью прохождения преддипломной практики является подготовка выпускной квалификационной работы, а также развитие личностных и профессиональных качеств психолога.

По направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) основными видами практики обучающихся являются:

  • производственная практика — (проводится в 1 семестре) — Целью прохождения производственной практики является ознакомление обучающихся с особенностями профессиональной деятельности психолога, обеспечения тесной связи между теоретической и практико-ориентированной подготовкой студентов, приобретения ими опыта практической деятельности в соответствии с профилем магистерской подготовки и создания условий для формирования практических компетенций.
  • педагогическая – (проводится в 2 семестре) — Педагогическая практика студентов магистратуры является важнейшим звеном в системе высшего психологического образования. Она вводит студента вуза в круг обязанностей преподавателя, дает возможность применить полученные в институте знания по специальным дисциплинам, формирует навыки планирования и проведения занятий в системе высшего и дополнительного образования, организаций и осуществления воспитательной работы со студентами, способствует выработке необходимых навыков педагогического труда, умению владеть собой, своим голосом, жестом, устанавливать конструктивные взаимоотношения со студентами.
  • научно-исследовательская практика — (проводится в 3 семестре) — Целью прохождения научно-исследовательской практики является овладение методологией научно-исследовательской деятельности в психологии, технологиями организации собственного исследования, методами работы с различными видами информации и информационных источников.
  • преддипломная практика — (проводится в 4 семестре) — Целью прохождения преддипломной практики является подготовка выпускной квалификационной работы, а также развитие личностных и профессиональных качеств психолога.
Читайте также:  Психологическая травма, психотравма - психология

По специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация «Клинический психолог») основными видами практики обучающихся являются:

  • учебно-ознакомительная практика (проводится в 2 семестре) — Целями практики является обоснованное применение студентами в практической деятельности знаний, полученных в процессе изучения дисциплин по клинической психологии.
  • производственная практика (проводится в 6-7 семестре) — Производственная практика — призвана дать студентам возможность активного освоения профессиональной деятельности, участия в реальной психологической практике психолога.
  • педагогическая практика (проводится в 8 семестре) — Педагогическая практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки клинического психолога, направлена на достижение следующих целей: формирование компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу по подготовке психологов; развитие коммуникативных, организаторских, аналитических умений и навыков; развитие творческих способностей студентов-практикантов, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности; формирование установки на осуществление преподавательской деятельности в соответствии с нормами и образовательными стандартами высшего учебного заведения.
  • супервизия (проводится в 9-10 семестрах) — Цели данной практики: ознакомить студентов с важнейшими понятиями, теоретическими проблемами и основными направлениями супервизорской практики; ознакомить студентов с основными этапами проведения супервизии, моделями и формами; способствовать усвоению студентами основных современных психотерапевтических направлений, применяемых в супервизии; создать условий для активной работы студентов, проработки собственного личностного и профессионального опыта.

По направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) видом практики обучающихся является педагогическая практика (4-5 семестры).

Педагогическая практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки, направлена на формирование компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу со студентами; развитие коммуникативных, организаторских, аналитических умений и навыков; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности; принятие установки на осуществление преподавательской деятельности в соответствии с нормами и образовательными стандартами высшего образования.

По специальности 030301.65 «Психология» (квалификация «Психолог. Преподаватель психологии») основными видами практики студентов обучающихся являются:

  • учебно-ознакомительная практика (проводится в 3-4 семестрах) — Цели учебно-ознакомительной практики: ознакомление студентов с основными направлениями деятельности психолога в различных организациях; создание условий для осознанного выбора студентами младших курсов направления дальнейшей специализации в процессе обучения в Институте.
  • производственная практика (проводится в 7 семестре) — Цели производственной практики: изучение деятельности психолога в организациях различных сфер деятельности согласно выбранной специализации, закрепление теоретических знаний полученных в Институте в практической деятельности, формирование профессиональной позиции психолога.
  • педагогическая практика (проводится в 8-9 семестрах) — Ее целями является углубление у практикантов интереса к педагогической профессии; развитие педагогических навыков; воспитание стремления к более глубокому изучению психологических и педагогических дисциплин; совершенствованию своих педагогических способностей; подготовка студентов к работе в качестве преподавателя психологических дисциплин.
  • научно-исследовательская и квалификационная практика (проводится в 10 семестре) — Цель научно-исследовательской и квалификационной практики: проведение научного исследования для написания выпускной квалификационной работы (ВКР); закрепление, расширение и углубление полученных студентом в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний по основным психологическим дисциплинам.

Продолжительность практики составляет от 2 до 9 недель в зависимости от вида практики.

МИП имеет разветвленную сеть современных баз практик, где работают высококвалифицированные специалисты.

На сегодняшний день заключены договоры с более чем 40 организациями, среди которых НЦПЗ РАМН, ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность», Молодежный центр «Творческое развитие личности», ГБУ Центр эстетического воспитания «АРТ Гармония», ГБУЗ «ГБ №56 ДМЗ», ГБОУ Гимназия № 1567, ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц» Министерства Обороны РФ» и многие другие.

За 2015 год список баз практики пополнился 5 организациями, в которых созданы все условия для знакомства с лучшим опытом работы практических психологов, так, например, Международный центр психологического консультирования и психотерапии «Экзистенция».

Ряд организаций являются объединенными образовательными учреждениями, каждое из которых включает в себя несколько структурных подразделений, на базе которых организуется практика.

Так, например, ГБОУ Гимназия № 1567 представлена тремя образовательными организациями: школа №57, детские сады №№ 2286 и 1891, а ГБОУ г.

Москвы лицей информационных технологий №1537 представлен четырьмя ДО: №№1344, 1962, 2577, 2704.

Немаловажно отметить, что часть руководителей организаций, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, являются выпускниками Московского института психоанализа (как, например, генеральный директор ООО «МастерМайнд Кампани», Балянин К.Ю.

, генеральный директор ООО Центр Практической Психологии «Восприятие» Лободинская Е.А.). Являясь аспирантами МИП, они предоставляют возможность проведения научно-исследовательской работы в рамках магистерских и аспирантских программ на базе своих организаций.

Я хочу поступить

Источник: http://inpsycho.ru/edu/psychology-1st/praktika_studentov

Практика психологии | ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK)

Александр А.Калмыков 

Принято считать, что все мы психологи, то есть все мы знаем, в той или иной степени, что такое психика своя или другого. Все мы умеем пользоваться этим знанием  при общении, то есть все мы вовлечены в практику психологии. Однако,  далеко не все имеют право назвать себя психологами — профессионалами.

Иными словами, можно разделить научную и житейскую сферу психологической практики. С пояснения  этого разделения начинаются многие современные учебники по психологии. (см.  Петухов В. В., Столин В. В.Предмет и задачи психологической науки и практики)

Но как быть с профессиональным педагогом, священником или писателем? Они-профессионалы, их деятельность имеет ярко выраженный психологический компонент. Однако, они не профессиональные психологи.

Стоит ли относить сферы их деятельности к житейской психологии, сводить их методы к интуициям обыденного сознания, а их практику к набору техник почерпнутых из опыта повседневной жизни. По моему, это было бы слишком большим упрощением.

Таким образом, разделение «научное — житейское» можно принимать только в качестве первого приближения. Требуется более тонкий анализ психологической практики.

Попробуем выделить основные задачи психологической практики по критериям цели и типа знаниваемой области.

Общая цель практики — изменение психологических компонентов индивида, личности, сообществ, социального и природного окружения. В качестве таких компонентов могут выступать — индивидуальное и групповое сознание, подсознание, система отношений, знаковые системы, психологические свойства предметного мира и т.п. 

Все многообразие целей практики можно свести к трем:

  • 1) терапия;
  • 2) педагогика;
  • 3) социально-психологический инжиниринг.

Терапия (лечение) включает комплекс мер связанных с преодолением неадекватного поведения, неадекватного восприятия, неэффективной деятельности и т.п., то есть всех тех психологических факторов, которые мешают человеку и формируют, то что называется психологической проблемой. Здесь необходимо  сразу  развести задачи психологии и психиатрии.

Психологический подход к решению проблем личности отличается от психиатрического тем, что психиатр работает с больным, а психолог со здоровым, даже если это один и тот же человек. Психолога можно уподобить настройщику музыкального инструмента, а психиатра человеку, которые его ремонтирует. Специалисты психотерапевты готовятся в основном в медицинских ВУЗах.

Они работают как в специальных медицинских учреждениях, психиатрических больницах, центрах пограничных состояний, консультациях, так и в обычной медицине, где обеспечивают психологическую поддержку лечению целого ряда непсихиатрических и не нервных заболеваний.

Терапевтический инструментарий психолога включает множество методов: психокоррекция, психодиагностика, различные формы тренинга, гештальттерапия, психоанализ, семейное консультирование, сексологическое консультирование, суггестивные  методы или гипнотерапия  и т.п.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что психотерапия является сферой профессиональной деятельности медицинских психологов, терапевтические задачи не отделимы от других задач практики. Каждый одевший халат психолога в пределах своей компетенции должен уметь врачевать .

Педагогика (обучение, воспитание, образование) — подразумевает поддержку образовательного процесса, то есть осуществление психологических изменений, способствующих  успехам личности, профессиональному, культурному и духовному росту.

Научная психология здесь призвана помочь общественным образовательным институтам (начиная с воспитания детей в семье) в формировании члена общества и становлении личности. Психологи специализирующиеся в этой сфере практике выходят в основном из психологических факультетов педагогических ВУЗов.

Однако, как и в предыдущем случае педагогическая задача стоит перед любым психологом, поэтому здесь правильнее было бы говорить не только о педагогике (воспитание детей), но и о андрогонике (воспитание взрослых).

Социальный инжиниринг (инженерная психология, социальная психология, психология управления, политическая психология и т.п.).

В эту группу мы объединили задачи связанные с проектированием социально-психологических сред в целях совершенствования производственного процесса и социального развития.

Сегодня, это довольно обширное  поле деятельности для психологов простирающееся от разработки приборных панелей сверхзвуковых истребителей, до  планирования избирательных компаний. К сожалению, эта сфера деятельности иногда подразумевает постановку и решение некорректных, с этической точки зрения, задач.

В частности, в политике и рекламе все чаще применяются так называемые манипулятивные техники, суть которых — несанкционированное воздействие на подсознания индивида и сообщества (см. Этические стандарты психолога). Подобного рода тенденция актуализирует проблему психологической безопасности.       

Легко видеть, что все перечисленные цели практики взаимопересекаются. В жизни любая психологическая задача включает в себя и терапевтическое воздействие и педагогическое и социально-инжиниринговое.  

Практика психологии разворачивается во всех сферах социальной и внутренней психологической жизни, используя в качестве инструментария все богатство человеческого знания. Причем конкретные формы и методы практики сильно зависят от характеристик, той знаниевой среды в которых они возникли.     

Известны следующие знаниевые среды:

  • обыденное знание
  • научное знание
  • паранаучное знание
  • религиозное знание

Они отличаются характером связи между субъектом и предметом познания.

Обыденное знание предполагает отсутствие активного взаимодействия; научное знание — активность познающего и объективацию познаваемого; паранаучное — активность познаваемого и пассивность познающего; религиозное — активное взаимодействие (диалог) познающего и познаваемого.       

Читайте также:  Коучинг и психологическое консультирование, консультация - психология

На основании такого подхода построим классификатор психологических практик.

терапияпедагогикаинжиниринг
обыденное знаниеразговор по душамнаказание — поощрениеремонт в квартире
научное знаниеконсалтингтренингподбор кадров
паранаучное знаниеэкстрасенсорное воздействиемагическая школаастрологический прогноз
религиозное знаниеИсповедьЛитургияУстав 

В таблице приведены только примеры практик, характерных для данной типологии. Данный классификатор позволяет определить принадлежность той или иной практики, т.е. выяснить тип знания и задачу. Для чего это нужно?

  • Во-первых, для того чтобы выбрать наиболее оптимальный способ решения своей задачи.
  • Во-вторых, для того чтобы увидеть все поле психологических практик.
  • В-третьих, для того чтобы не оказаться обманутым, тем кто предлагает ту или иную психологическую услугу.

Таким образом, если ворожей или астролог говорит о научности своего подхода (демонстрируя при этом диплом доктора наук). Вы вправе усомниться в подлинности не только результативности его действий, но и его диплома.

В наши цели не входит подробная критика тех или иных практик, но все же хотелось бы предостеречь от практик исходящих из паранаучной сферы (алхимия, магия, каббала, уфология, астрология, парапсихология и т.п.), особенно в тех случаях, когда их адепты рядятся в одежды науки или религии.

В лучшем случае они окажутся шарлатанами, то есть людьми решающие свою, а не Вашу задачу. В худшем случае, результатом того, что Вы откроетесь (по свойству паранаучного знания) действию сил, которыми они манипулируют могут стать серьезные душевные и духовные проблемы.

  Вот почему, признавая равноправность всех видов знаний, паранаучную сферу мы выделили серым. 

Источник: http://jarki.ru/wpress/2008/10/30/150/

Практическая психология

Фото с сайта www.mrwallpaper.com

Наверняка, многие из вас встречали понятие «практическая психология», ведь вряд ли в нашем обществе найдется хотя бы один человек, жизнь которого не омрачали бы те или иные проблемы.

Однако улучшить качество своей жизни, добиться душевной гармонии, наладить общение с окружающим миром и избежать повторения ошибок под силу каждому.

Для этого достаточно самостоятельно изучить основы практической психологии или обратится за помощью к соответствующему специалисту.

Практическая психология — это средства, методы и приемы воздействия на поведение человека через его психологическое восприятие.

Другими словами, этот вид психологии ориентирован на практические запросы широкого круга людей, обладающих достаточным уровнем образования и культуры, которые возникают у человека в разных сферах его жизнедеятельности.

Задача практического психолога — помочь каждому конкретному человеку разобраться в себе и своих проблемах, после чего совместными усилиями найти рациональный выход из сложившейся ситуации с минимальными нервно-психологическими потерями.

 Практическая психология: основные направления

В современной практической психологии нет единой системы знаний. Вместо этого имеются различные направления, школы и методы работы, позволяющие добиваться хороших результатов в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей индивидуального развития человека. На сегодняшний день можно выделить такие наиболее известные школы и направления, как:

— арт терапия;

— психоанализ;

— холодинамика;

— транзактный анализ;

— гештальт-терапия;

— психосинтез.

Все эти школы и направления специализируются на изучении отклонений от нормы и доведения до нормы поведения человека. Однако существуют и образовательно-развивающие школы, которые занимаются так называемым личностным ростом и возможностями, позволяющими подняться выше так называемой  нормы. Среди таких школ наибольшей популярностью пользуются:

— соционика;

— синтон;

— НЛП (нейро-лингвистическое программирование);

— Лайфспринг.

Отличие практической психологии от прикладной

Практическая психология, в отличие от прикладной, которая работает исключительно в рамках научных исследований, опирается на хорошо зарекомендовавшие себя рабочие метафоры, не имеющие под собой научной основы.

Иными словами, если прикладная психология ориентирована, прежде всего, на специалистов, то практическая психология — на широкие круги населения, не имеющие специального образования.

Поэтому и языки у них разные: у прикладной — научный, переполненный профессиональными терминами, у практической — доступный, характерный для повседневного общения.

Ярким примером может послужить метафора Родитель — Взрослый — Ребенок, которая была введена Эриком Берном. Несмотря на отсутствие научной основы, эта метафора приносит большую пользу в психотерапевтической работе и психологическом консультировании.

Отличие практической психологии от популярной

Популярная психология предоставляет широкому кругу населения фундаментальные и практические знания в упрощенной форме, без использования профессиональной терминологии. Поэтому ее можно просто почитать ради интереса, без какой-либо конкретной цели.

Практическая психология ориентирована преимущественно на определенные запросы людей, и содержит в себе ответы на большинство животрепещущих вопросов, связанных со всеми сферами жизнедеятельности человека.

Поэтому она востребована, прежде всего, теми читателями, которые ищут ответ  на конкретные интересующие их вопросы:как изменить свою жизнь, как изменить свои эмоции, свой характер, какую-то жизненную ситуацию.

Психотерапевтическая практика в практической психологии

 Большая часть работы практикующего психолога тесно связана с психотерапевтической практикой.

Объясняется это тем, что к специалистам чаще всего обращаются люди, проблемы которых в большей степени имеют психотерапевтический характер.

Таким людям нужно найти не столько решение какой-либо определенной проблемы, сколько разобраться с проблемами личностного характера. Например, » Как преодолеть душевную боль?» или «Что делать, если ничего не хочется?».

Где применяется практическая психология

Наиболее удачные применения практической психологии в повседневной жизни можно увидеть на примере работы политиков, врачей, руководителей, педагогов, священников и т.д. То есть, той категории людей, которым в процессе общения приходится оказывать влияние на других людей.

Необходимо отметить, что знания о психологии человека, которые они активно используют, как правило, были получены ими исключительно на основе жизненного опыта.

Такими же знаниями пользуются и те люди, которые без специального психологического образования, пытаются оказать или оказывают помощь другим людям (например, народные целители, экстрасенсы и т.д.).

Таким образом, практическая психология — достаточно эффективный способ не только для решения проблем, но и для совершенствования и развития своей личности, основанный на личном опыте и реальных результатах людей, которые практикуют в этой области и передают свои  знания другим.

Источник: http://mirna360.com/psixologiya/prakticheskaya-psixologiya-putevoditel-po-lichnostnomu-razvitiyu.html

Практическая психология

Все мы время от времени задамся вопросом «Что делать?». Классический вопрос русского душой человека. В жизни бывают разные ситуации, которые заставляют нас принимать сложные решения, к чему далеко не всегда мы бываем готовы.

Исторически так сложилось, что «русскому» человеку легче поделиться своей проблемой с другом, посоветоваться с родными, выпить с горя, отвлечься на какой-то «движухе», но не обратиться за помощью к профессиональному психологу. Все еще жив стереотип, что к психологу обращаются только слабые люди, не способные решить проблему «традиционными» способами, а то и вовсе не вполне нормальные.

И преодолеть этот психологический барьер, признаться, прежде всего себе, что у тебя что-то «не в порядке» бывает труднее всего.

Поэтому к психологу приходят люди либо уже перепробовавшие другие способы в надежде решить проблему, но так и не получившие результата, либо достаточно сильные, самостоятельно мыслящие, готовые признать существование определенных сложностей и сделать что-то для их преодоления.

Большинство же людей, предпочитают «вариться в собственном соку», зачастую повторяя одни и те же ошибки, попадая в похожие проблемные ситуации, выбирая партнеров с похожей проблематикой.

Думаю, каждый из нас встречал в своей жизни таких гиперфункциональных дам, на которых держится вся семья, иногда даже не одна, а то еще и бизесс. Зато партнер такой дамы на удивление пассивен, безынициативен, не желает прилагать никаких усилий, а живет по принципу «нас и так неплохо кормят».

Часто такие женщины в минуты слабости жалуюся, что не могут ни кого положиться, все приходится делать самой, что жизнь была трудная, и у нее не было другого выхода, как стать сильной.

Но часто такие люди сами ищут трудности, которые им нужно преодолевать, пытаются помочь, посоветовать окружающим, даже если их об этом не просят, в свою очередь не ожидая, и даже отвергая помощь с их стороны, подавляя в самом начале любую инициативу близких, подвергая критики любое начинание.

При этом дети у таких мам, как и партнеры, становятся безынициативными, слабыми, зависимыми, конечно, если не вступают со своими родителями в борьбу, стараясь отстоять свое право на сасостоятельность.

Это всего лишь маленькая иллюстрация того, как мы сами можем создавать себе проблемы и не одну, а несколько сразу, в целом ряде сфер: на работе или в бизнессе, в отношениях с близкими (родителями, детьми, партнером), со здоровьем, наконец, с самим собой. Решать это проблемы по отдельности часто не имеет смысла, т.к.

корень у них всех один. Часто, достаточно изменить какую-то свою внутреннюю позицию, привычную форму поведения или взаимодействия, как большинство проблем исчезают как «по мановению волшебной палочки».

В противном случае, может получиться бег по кругу: на месте одной решенной проблемы появляется другая, за ней третья и так до бесконечности…

Конечно жить, совсем не имея проблем попросту невозможно.

Но улучшить качество своей жизни, избежать повторяющихся, однотипных ситуаций, наладить мир в своей душе и с окружающими людьми вполне возможно, и доступно каждому! Этот сайт был создан как раз для тех, кто в силу тех или иных причин не хочет или не может прийти на прием к психологу, но готов самостоятельно получить нужную ему информацию и применить ее в своей жизни.

На страницах этого сайта Вы найдете ответы на многие вопросы, полезные советы, интересные фишки. Также Вы можете воспользоваться возможностью получить бесплатную консультацию, задав интересующий Вас вопрос, записаться на индивидуальную онлайн — консультацию , сделать заявку на тренинг или коучинг по emeil: k.olga.vlad@gmail.com

Источник: http://psyholog-praktik.ru/

Ссылка на основную публикацию