Правило эксперта — психология

Метод экспертных оценок в психологии

Правило эксперта - психология

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются: • научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов,

• применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.

Особой разновидностью метода экспертной оценки является экспертный опрос (разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности).

Эксперт — это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования.

Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.

В практике психологических и социологических исследований используется для: • прогноза развития того или иного явления; • оценки существующего состояния какого-либо явления; • сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж); • оценки психолого-педагогических характеристик учащихся; • оценки коллектива;

• аттестации персонала (в роли экспертов вступают руководители коллектива, общественных организаций или специальная аттестационная комиссия).

Достоинства метода экспертных оценок
Принимая решения о каком-либо диагнозе, мы обычно предполагаем, что информация, используемая для его обоснования, достоверна и надежна. Но для многих педагогических и психологических задач это предположение не удается доказать.

Практика показывает, что основные трудности, возникающие при поиске и выборе решений, касающихся различных психологических ситуаций, обусловлены прежде всего недостаточно высоким качеством и неполнотой имеющейся статистической информации или невозможностью в принципе ее получения.

Тогда и приходит на помощь метод экспертов который позволяет взглянуть на проблему широко и увидеть возможное решение.

Надёжность оценок и решений, принимаемых на основе суждений экспертов, достаточно высока и в значительной степени зависит от организации и направленности процедуры сбора, анализа и обработки полученных мнений.

Результаты опроса групп экспертов существенно отличаются от решений, формируемых в результате дискуссий на заседаниях комиссий, где может возобладать мнение авторитетных или всего лишь «напористых» участников. Это не означает, что индивидуальное мнение конкретного специалиста или решение такой комиссии не значимо.

Однако надлежащим образом обработанная информация, полученная от группы экспертов, как правило, оказывается более достоверной и надежной.

Данный метод применить не удастся, когда: • исходная статистическая информация недостаточно достоверна; • некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке; • в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затратами времени или средств;

• существует большая группа факторов, которые могут повлиять на реализацию решения в будущем, но их нельзя точно предсказать.

Требования к экспертной группе
Достоверность группового экспертного оценивания зависит от общего числа экспертов в группе, долевого состава различных специалистов в группе, от характеристик экспертов.

Сложной проблемой является формирование системы характеристик эксперта, которые могут существенно повлиять на ход и результаты экспертизы. Эти характеристики должны описывать специфические свойства специалиста и возможные отношения между людьми, влияющие на экспертизу.

Отбор экспертов, формирование экспертных групп — достаточно сложная задача, результат которой в наибольшей степени определяет эффективность метода и правильность полученных решений. Подбор специалистов для участия в экспертном опросе начинается с определения научных, технических и административных проблем, непосредственно связанных с решением поставленной задачи.

Составляется список компетентных в необходимых областях лиц, который служит основой для выбора экспертов. Эксперт в полном смысле этого слова — активный участник научного исследования. Попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования.

Формирование группы потенциальных экспертов начинается с метода «снежного кома». Оценив число возможных кандидатов в эксперты, решается вопрос о численности экспертной группы.

Оптимальное количество вряд ли возможно определить точно, но очевидно, что в малой группе экспертов на итоговую оценку оказывает излишнее влияние оценка каждого из экспертов. Слишком большое число экспертов затрудняет формирование согласованного мнения.

Кроме того, при увеличении числа участников уменьшается роль нестандартных мнений, отличающихся от мнения большинства, но не всегда оказывающихся неправильными.

В то же время привлечение большого числа экспертов позволяет хотя бы частично компенсировать недостаток информации, полнее использовать индивидуальный и коллективный опыт, учесть предположения специалистов о будущих состояниях объектов.

Принципиальное значение имеет возможность обеспечения «равноправия» учёных-специалистов различных направлений, различного уровня компетентности с учётом специфики исследуемой проблемы.

Тем не менее, можно установить некоторые общие требования, подразумевающие реестр качеств, которыми должен обладать «идеальный» эксперт, с которым предпочтительно работать: • компетентность потенциального эксперта в исследуемой области, • эрудированность в смежных областях, • стаж научной или практической работы в определённой сфере, • должностное положение, • принципиальность, • объективность, • способность творчески мыслить,

• интуиция.

Источник: https://psyera.ru/metod-ekspertnyh-ocenok-v-psihologii_8117.htm

Экспертиза: для чего нужен психолог в суде?

Наше внимание к судебно-психологической экспертизе привлекли громкие дела и приговоры последних месяцев. О том, кто и как ее проводит, о профессиональных качествах экспертов и их роли в судебном процессе рассказывает психолог Фарит Сафуанов.

Фарит Сафуанов, профессор, доктор психологических наук, руководитель лаборатории судебной психологии в Центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Автор теории судебно-психологической экспертологии, методологии психолого-психиатрической экспертизы.

«Экспертиза – это в значительной степени технология.

Эксперт, который ее не знает или не соблюдает, несостоятелен, каким бы хорошим психологом он ни был. Психолого-психиатрическую экспертизу проводит комиссия: несколько экспертов знакомятся с материалами дела, общаются с подэкспертным и согласовывают выводы.

Если у суда возникают сомнения в этих выводах, то эксперты могут быть вызваны на допрос, чтобы доказать свою точку зрения, или суд может назначить повторную экспертизу с другим составом экспертов.

Экспертизу вправе назначить следователь и суд (в гражданском процессе – только суд). Стороны защиты и обвинения могут лишь ходатайствовать об этом.

В уголовных делах экспертиза чаще всего нужна для определения вменяемости и установления состояния аффекта в момент преступления. Принудительно ее проходят обвиняемые, которые содержатся под стражей.

Все остальные участники процесса – и свидетели, и потерпевшие – могут от экспертизы отказаться.

Ни один эксперт не может «посадить» человека. Приговор выносит суд, и выводы экспертизы – лишь один из множества факторов, которые могут приниматься им во внимание. Законом предусмотрены списки смягчающих и отягчающих обстоятельств. Так вот, список отягчающих – закрытый.

Ни одно обстоятельство, кроме названных в нем (например, в составе группы лиц, по предварительному сговору), не может отягчать вину. Все эти обстоятельства не имеют никакого отношения к психологии, так что результаты экспертизы не могут усугубить положение обвиняемого. А вот список смягчающих обстоятельств – открытый.

Там названы наиболее типичные: стечение тяжелых жизненных обстоятельств, противоправное поведение потерпевшего… Но судья может счесть смягчающими и другие обстоятельства. И более чем в половине случаев это психологические характеристики личности.

Поэтому мнение экспертов тут очень значимо: наше заключение часто смягчает вину либо заставляет переквалифицировать преступление на более «мягкие» статьи.

Эксперт должен понимать, что он может делать, а чего нет. Например, мы работаем только с материалами дела, а в уголовных процессах – еще и в рамках версии следствия. Мы не вправе строить свои версии или собирать доказательства.

Скажем, если при рассмотрении вопроса об опеке эксперты-психологи пишут, что «побеседовали с няней ребенка и рекомендуют следующее…» – этим они перечеркивают свою экспертизу: ни общаться с кем-то самостоятельно, ни давать рекомендации по собственной инициативе эксперт не вправе.

В своей работе мы очень сильно зависим от качества следствия. Иногда работать просто не с чем. В этом случае эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы – пока не будет собрано достаточно материалов. Он может переформулировать вопрос или отказаться на него отвечать.

Например, нельзя спрашивать эксперта о достоверности показаний или о том, содержатся ли в действиях обвиняемых признаки состава преступления: мотивы религиозной ненависти, призывы к межнациональной розни, свержению конституционного строя…

Психолог имеет право вообще не знать, что это такое.

Читайте также:  Возможности воспитания - психология

В гражданских процессах экспертов чаще всего привлекают, когда нужно решить, с кем останется ребенок после развода. Поначалу мне казалось, что в сравнении с уголовными делами проводить экспертизу по гражданским будет несложно. Я ошибался.

Со своим опытом я более или менее в состоянии понять психологические механизмы, ведущие к преступлению.

А вот когда люди, которые любили друг друга, годами жили бок о бок, делят детей или оспаривают завещание… Отрицательные стороны человеческой натуры открылись мне здесь даже больше, чем в уголовных делах.

Эксперты в процессах, определяющих судьбу детей, анализируют особенности личности и стиль воспитания родителей, чтобы определить, могут ли они негативно повлиять на развитие ребенка. Мы не даем советов, с кем ребенку будет лучше, наша задача – уберечь от худшего. И радость, когда мы проводим экспертизу, а из суда сообщают: уже не нужно, стороны примирились.

Главное, чему учит моя профессия, – понимать других людей, даже совершивших самые чудовищные поступки. Не делить мир на черное и белое, а понимать его во всей глубине.

У эксперта возникают симпатии и антипатии, и в этом трудность нашей роли: как профессионал я должен их преодолеть. В начале работы мне пришлось работать по делу о насилии в отношении детей двух-трех лет. А у меня самого ребенку два года…

Я сумел тогда отрефлексировать свои эмоции. И экспертиза избавила обвиняемого от тюрьмы: у него была шизофрения.

Для меня существуют три этических принципа работы эксперта. Он независим от суда и следствия. Он независим от подэкспертного лица. Наконец, он независим от себя самого – от своих эмоций и убеждений. Это самое сложное.

Хотя это еще и вопрос к тем, кто назначает экспертизу. Если, например, судят фаната «Спартака», а эксперт болеет за «Зенит», то стоит подумать – доверять ли экспертизу именно ему. Хотя хороший эксперт умеет оставаться объективным.

Бывают случаи, когда экспертное заключение не принимается или игнорируется судом. Нечасто, но бывают. Например, после нашей экспертизы вдруг назначают еще одну. Она подтверждает наши выводы. Потом третью – с тем же результатом. А четвертая находит какие-то «нужные» зацепки.

Чаще всего это значит, что в результатах процесса заинтересованы где-то наверху. Это бывает редко и именно такие случаи становятся обычно достоянием СМИ.

Через меня прошли тысячи дел, и я ни разу, повторяю, ни разу не видел, чтобы в прессе хоть одно из них было отражено полно и беспристрастно.

Большинство дел не интересует ни власть, ни прессу, ни олигархов, и они, как правило, разбираются судами грамотно. Но единичные процессы создают ложное мнение о том, что наша судебная система полностью коррумпирована или просто не работает. Это не так.

Хотя возможны и ситуации, когда суд ошибается. Например, я убежден, что человек действовал в состоянии аффекта, а ему дают срок за убийство с особой жестокостью. Что эксперт может сделать? Ничего. Авдокат может, конечно, попытаться обжаловать приговор.

Но участие эксперта в процессе закончено. Что я чувствую в такие моменты? Разочарование, конечно. Чувствую, что наш мир – не самое идеальное место, что не все и не всегда в нем происходит по справедливости.

Главное, чтобы это не сделало меня циником и завтра я смог снова делать свою работу честно и объективно».

Судебно-психологическая экспертиза возникла в 1920-х годах и относилась к компетенции психиатрии. В отдельную отрасль она выделилась полвека назад. По закону экспертом может быть назначено «лицо, обладающее специальными знаниями».

Экспертные структуры, в которых работают квалифицированные люди, есть у Министерства здравоохранения и Министерства юстиции.

А в тех городах или регионах, где государственных экспертов нет, суд обращается к психологам медицинских учреждений, преподавателям… И здесь возможны проблемы: даже хороший психолог или психотерапевт, не зная специфики экспертизы, вполне может допустить серьезные ошибки. Ф. С.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/ekspertiza-dlya-chego-nujen-psiholog-v-sude/

Как работается судебным психологам?

Автор Татьяна в 17/01/2015. Опубликовано Карьера в области психологии

В последнее время судебная психология стала одной из самых популярных областей психологии. Всё большее число студентов проявляет интерес к ней, но многие из них не знают, что им нужно, для того чтобы начать карьеру. Если Вы проявляете интерес к психологии, уголовному праву и правосудию — эта область может стать для Вас основной.

Что же такое судебная психология?

41 отдел Американской психологической ассоциации, известный как исполнительный совет Американского общества юридической психологии (AP-LS), формально определяет судебную психологию так:

По сути, судебная психология включает в себя применение психологии в области уголовного расследования и законодательства. Судебные психологи используют свои знания психологических принципов для понимания различных аспектов правовой системы.

Это также одна из наиболее быстро растущих отраслей психологии. AP-LS настоящее время насчитывает более 3000 членов, их число продолжает расти с каждым годом.

Чем же объясняется быстрый рост данной области? Популярность судебной психологии феноменально возросла из-за изображения деятельности судебных психологов в СМИ, в кино и на телевидении, которое, к сожалению не всегда может похвастаться достоверностью.

Часто судебные психологи изображаются в как узкие специалисты, практически всегда знающие следующий шаг преступника.

На самом же деле, в оригинале эти специалисты осуществляют психологическое консультирование в рамках системы уголовного правосудия и гражданских судов.

Лишь немногие из этих профессионалов работают рука об руку со следователями по уголовным делам и ещё реже они принимают непосредственное участие в процессе поимки преступников.

Обязанности судебного психолога

Судебные психологи часто участвуют в уголовных и гражданских делах: оспаривают опеку, помогают разбирать страховые претензии и гражданские иски. Некоторые специалисты работают над семейными делами и предлагают психотерапию, производят оценку опеки над детьми, расследуют случаи жестокого обращения с детьми и т.д.

Те, кто работает в гражданских судах, занимаются оценкой компетентности сотрудников, составляют второе мнение, а также обеспечивают психотерапией жертв преступлений. Специалисты, работающие в уголовных судах, производят оценки вменяемости, работают с детьми, свидетелями, а также обеспечивают оценку психического состояния как несовершеннолетних, так и взрослых правонарушителей.

Сколько обычно зарабатывают судебные психологи?

В судебной психологии заработная плата может варьироваться в зависимости от сферы занятости, большинство специалистов с докторской степенью в самом начале карьеры могут рассчитывать на сумму от $60,000 — 70,000 в год.

Согласно данным Indeed.com, что в 2013 году в среднем в США зарплата для судебно-медицинских психологов составляла около $75,000. А по информации Payscale.

com, средний оклад составляет около $ 62000, с минимальной около $35,000 и максимальной в районе $124,000.

Выпускники со степенью бакалавра или магистра как правило, начинают свою карьеру в должности помощника, получая около $35,000 — 40,000. Те, кто занимается частной практикой и предлагает консалтинговые услуги, зарабатывает больше — часто от $85,000 до $95,000.

Какое образование необходимо?

В настоящее время нет ни одной официальной модели обучения для судебно-медицинских психологов. В большинстве случаев, однако, судебные психологи должны получить докторскую степень в области психологии — клинической или консультативной. Также многие получают степень доктора философии до последипломной подготовки и специализируются в области судебной психологии.

Некоторые ученые заведения, например, университеты Аризоны и Вирджинии предлагают программы обучения в судебной психологии, сочетающие в себе специфику курсов как психологии, так и права. Такое обучение обычно занимает от 5 до 7 лет, затем выпускник на конкурсной основе поступает в докторантуру.

После получения соответствующего образования, прохождения специальной подготовки и практики судебный психолог может подать заявку на получение лицензии.

В статье для Psychology Today судебный психолог доктор Карен Франклин затронула сложную проблему резкого роста числа онлайн-программ, позволяющих получить магистерскую степень в судебной психологии.

Многие из них требуют всего два года обучения в аспирантуре и стали всё более популярным вариантом для студентов, заинтересованных в этой области.

Франклин наглядно показывает, что многие из этих программ — всего лишь пшик.

«Обладатели магистерской степени в области клинической психологии, вероятно, с трудом выдержат конкуренцию там, где доминируют более образованные профессионалы», — полагает Франклин.

Подходит ли карьера в судебной психологии для меня?

Перед тем, как Вы точно решите посвятить себя карьере в области судебной психологии, необходимо учесть несколько факторов.

Вам нравится работать с другими? Судебные психологи обычно работают с командой других специалистов, а не только напрямую с клиентами или преступниками.

Вам нравятся сложные задачи? В большинстве ситуаций люди сталкиваются с проблемами, которые не могут быть легко и быстро решены.

В дополнение к этим качествам, эксперты полагают, что судебные психологи должны иметь прочную базу знаний, понимать, как пересекаются и взаимодействуют психология и закон, иметь специальную подготовку в клинической, судебной психологии и опыт работы с этическими вопросами в судебной психологии.

Судебным психологам нужны терпение, креативность, целеустремленность. Вы заинтересованы в изучении как права, так и психологию? Студенты, которым нравятся оба предмета, довольно часто приходят к тому, что судебно-медицинская психология — идеальный выбор.

Читайте также:  Психологическая профилактика - психология

Каковы плюсы и минусы работы в области судебной психологии?

К преимуществам карьеры в судебной психологии можно отнести:

  • возможность помочь другим людям;
  • множество возможностей развития карьеры (например, уголовные суды, консалтинг, правительство, образование);
  • высокую сложность задач вместе с интересными возможностями.

У работы в судебной психологии есть и недостатки:

  • длительное обучение (5-7 лет обучения в аспирантуре);
  • низкий уровень оплаты труда, не позволяющий быстро окупить затраты на образование;
  • потенциальные разочарование, стресс и выгорание.

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/kak-rabotaetsya-sudebnym-psixologam.html

Актуальные проблемы доказательственного значения судебной экспертизы психологической достоверности показаний (по видеоматериалам оперативных мероприятий и следственных действий)

Автор: Холопова Е.Н.

Под влиянием новых научных идей, теории и практики происходит новый скачок в разработке методологических основ судебной экспертизы психологической достоверности показаний. Разработка методики данных экспертиз диктуется потребностями практики.

Так в период времени с апреля 2010 года по октябрь 2013 года на основании постановлений следователей СУ СК России по Калининградской области, СО УФСБ по Калининградской области, СЧ СУ при УВД Калининградской области экспертами ООО «Калининградский центр судебной экспертизы и оценки» было проведено 28 комиссионных экспертиз психологической достоверности показаний (по видеоматериалам).

Не менее десяти указанных экспертиз получили должную оценку в суде в качестве доказательств при рассмотрении уголовного дела и вынесении приговора.

Вместе с тем, при оценке в судах заключений возникают существенные проблемы.

Судьи, а так же эксперты, которые рецензируют заключения коллег, считают, что данные заключения не могут соответствовать основным требованиям в области производства судебных экспертиз, методологии применения специальных знаний, а также экспертной практики .

Так, они указывают, что, проводя такие исследования, судебные эксперты-психологи выходят за рамки своей профессиональной компетенции, поскольку нарушают процессуально-правовые нормы.

Решая вопросы, связанные с достоверностью показаний (имеются ли на представленной видеозаписи признаки психологической достоверности либо её отсутствия в данных (лицом) показаниях? имеются ли на представленной видеозаписи признаки скрываемых обстоятельств в содержании данных (лицом) показаний? если на представленной видеозаписи выявляются признаки скрываемых обстоятельств в содержании данных (лицом) показаний, можно ли установить, с какими фактами или обстоятельствами может быть связано сокрытие либо искажение информации), нарушают методологические принципы психологических исследований. На данном этапе развития научной психологии никакие психологические исследования не могут дать однозначного ответа на подобные вопросы.

Вряд ли стоит соглашаться с такими выводами.

Во-первых, на данном этапе развития психологии раздел «Психология лжи» уже является общепризнанным, и в этой области психологии проводятся научные исследования, направленные на выделение факторов и критериев, влияющих на полноту и правильность показаний свидетелей.

Впервые такое понятие как психологические признаки достоверности в обиход судебно-психологической экспертизы было введено Ситковской О.Д. ещё в 2001 году. Проведенный Ситковской О.Д. анализ ряда зарубежных работ (Деттенборн Х., Грассбергер Р., Экмана П., Пиза А. и др.

), связанных с исследованием восприятия, закономерностей запоминания (забывания) очевидцами событий, а также её собственный обобщенный экспертный опыт позволил ей прийти к выводу: данные, приводимые в работах зарубежных авторов, позволяют высказать точку зрения о том, что к компетенции эксперта-психолога относится исследование психологических признаков достоверности самих показаний [18, с. 110-122]. Во-вторых, в указанной статье (См. сноску 1) Ситковская О.Д. дает содержание понятия “психологическая достоверность” и постулирует систему психологических признаков достоверности, исходя из которых эксперт-психолог получает возможность изучения особого вида достоверности – достоверности психологической, т.е. устанавливает психологический компонент достоверности.

Ситковская О.Д. высказывается о том, что при производстве судебно-психологической экспертизы допустимы указания эксперта-психолога “на психологические особенности лица, потенциально повышающие надёжность показаний, или на психологические факты, свидетельствующие в пользу или против достоверности показаний свидетеля (потерпевшего)…”[18, с. 110-122].

Таким образом, эксперт-психолог при экспертизе свидетельских показаний может предъявить доводы “за” и “против” их психологической достоверности.

“Судебно-психологическая экспертиза … может … ответить на вопрос о том, какие психологические особенности испытуемого могут свидетельствовать в пользу достоверности его показаний, а какие – против” [7, с. 162].

Правомочность проведения судебно-психологической экспертизы на предмет решения вопросов о психологических признаках достоверности (недостоверности) показаний подтверждается «Программой подготовки экспертов по экспертной специальности 20.

1 «Исследование психологии и психофизиологии человека», Тема 12: «Новые направления судебно-психологических исследований … Психология манипуляции и лжи… Психология обмана» [14, с. 658, 659, 665, 672, 673. ]. В-третьих, в заключениях экспертами оцениваются психологические критерии достоверности показаний свидетелей, что не является тождественным юридическому критерию достоверности.

Отдельные специалисты,также считают, что «эксперты психологи выходят за рамки своей профессиональной компетенции, решая вопросы правового характера».С этой позицией согласиться так же нельзя.

Во-первых, компетенция экспертов рассматривается в двух аспектах: круг процессуальных полномочий, прав и обязанностей (в соответствии с УПК РФ); комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида (наличие образования, экспертного стажа, практического опыта и навыков).

«Различают объективную компетенцию, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную компетентность – степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетентность часто называют компетентностью эксперта.

Она определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом решения аналогичных экспертных задач. Согласно ст. 13 ФЗ ГСЭД [1] компетентность государственного судебного эксперта проверяется и удостоверяется экспертно-квалификационной комиссиями» [15, с.

88]. Сложней обстоит дело с негосударственными экспертами.

Источник: https://advokatsidorov.ru/sudebnie-ekspertizy-dostovernosti-pokazanij.html

Роль клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы

Задачами экспериментально-психологического исследования при проведении судебно-психиатрической экспертизы являются дифференциальная диагностика, установление степени (глубины) снижения психики с учетом возможного установочного поведения испытуемого.

В последнем случае может возникнуть задача дифференциации симуляции и аггравации от псевдодеменции (F68.1) и истинного слабоумия (F70-F79), истинной некритичности от симулятивного и диссимулятивного поведения (Кожуховская).

Для диагностики установочного поведения предлагались различные приемы и условия проведения экспериментально-психологического исследования. Целесообразно применять комплекс методик, позволяющих обнаружить «неравномерность уровня достижений» с использованием параллельных по направленности методик.

Блейхер указывает, что желательно пользоваться большим числом методик, располагаемых не по степени нарастания трудности заданий, и рекомендует проводить исследования повторно с интервалом в несколько дней.

Особое значение имеет деятельность психолога при проведении судебно-психологической экспертизы,в которой он выступает в самостоятельной роли эксперта (комплексная психолого-психиатрическая экспертиза).

Сама возможность такой роли психолога в экспертизе предполагается содержанием так называемой формулы невменяемости, одного из важнейших положений, лежащих в основе судебной психиатрии. Формула невменяемости включает два критерия — медицинский (биологический) и юридический (психологический).

Содержание психологического критерия формулируется как способность испытуемого «понимать значение своих действий и ими руководить».

Фелинская замечает, что в судебно-психиатрической экспертизе, особенно в случаях наиболее трудных пограничных состояний, правомерно и необходимо сочетание психопатологического и психологического анализа (неправильно трактуется как ненужная и даже вредная «психологизация»), учитывающего проявления психологической нормы.

Для дифференциального диагноза следует найти границу между нормой, управляемой психологическими законами, и патологией, движимой психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности испытуемого, системы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного способа реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения.

Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.

В комплексной психолого-психиатрической экспертизе психолог тесно сотрудничает с психиатром и каждый из них решает в соответствии со своей компетенцией вопросы, ставящиеся судом и следствием.

Подобная комплексная экспертиза проводится при освидетельствовании несовершеннолетних, установлении возрастного ценза подростков в случае отставания психического развития от физического (значение этих вопросов возросло в связи с акселерацией); отграничении психологических реакций от психогенных психотических, физиологического аффекта от патологического; в геронтологической практике, например, при составлении завещания, когда возникает вопрос о психическом состоянии инвалида и его дееспособности. В случаях комплексной экспертизы психолог, разумеется, имеет равные права и несет те же обязанности, что и другие эксперты.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых. Резкий рост подростковой преступности отмечают многие исследователи.

Растет число общественно опасных деяний, совершенных детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности; доля несовершеннолетних среди преступников увеличилась с обычных 8-12 % до 16-18 %, а по данным органов прокуратуры около 50 % из них страдают психическими аномалиями разного рода.

Читайте также:  Управление эмоциями ребенка - психология

В связи с этим структуры, кроме усиления прокурорского надзора предлагают создать психодиагностические центры для несовершеннолетних (Каневский).

Психологическая экспертиза имеет для подростков особое значение, так как только 4,4 % несовершеннолетних, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, обнаруживают психотические расстройства, 44 % имеют непсихотические расстройства психики, 51,6 % страдают олигофренией (F70-F79) разной глубины, а девиантное поведение (F91) остальных протекает в рамках психического здоровья (Мохонько и др.).

В последнее время ряд авторов отмечают, что для части подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерны психические аномалии, не достигающие степени выраженной психопатологии. Такими отклонениями занимаются клинические психологи.

Основные проблемы, решаемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних (Васильева, Горьковая):

1) уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие познавательных процессов абсолютной норме, пограничной умственной отсталости (F84.9) или олигофрении);

2) уровень развития эмоционально-волевой сферы (чаще всего рассматривается проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной ответственности в юридическом плане);

3) индивидуально-типологические особенности личности, где имеются в виду юридически значимые характерологические свойства (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, лидерские тенденции, агрессивность) и чисто социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм у данного индивида и их проявление в ситуации общественно опасного деяния);

4) судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — с нарушениями речи, слабовидящих, слабослышащих.

По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической деятельности несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, в которой представлены специалисты разного профиля: судебно-медицинский эксперт, психолог и педагог (это может быть педагогический психолог, детский психолог или подростковый психолог в зависимости от конкретной задачи). Возможно участие судебно-медицинского эксперта-психолога и дефектолога соответствующего профиля. При выявлении в анамнезе подростка психотических эпизодов, тяжелых черепно-мозговых травм, многократных госпитализаций в психиатрическую больницу следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В последнее время стремительно растет количество как комплексных психолого-психиатрических, так и чисто психологических судебных экспертиз.

Если ранее подобный вид экспертизы не являлсястандартным, к нему эпизодически привлекались специалисты научных учреждений и организационно-методические вопросы не являлись актуальными, то в настоящее время экспертиза эмоциональных состояний, например, стала проводиться часто.

Введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ предусматривает расширение проведения судебно-психологических экспертиз несовершеннолетних (практически во всех случаях).

Введено понятие «ограниченной вменяемости», для квалификации которого требуется участие эксперта-психолога.

Резко увеличено количество статей, учитывающих психологические параметры участников судебного процесса (беспомощное состояние, психологическая зависимость, моральное принуждение, мотивы, особенности личности).

Основываясь на опыте практической работы и проведения экспертиз разного типа, Васильева и Горьковая предлагают ориентировочные нормативы для работы эксперта-психолога в разных экспертных учреждениях.

Компетенцию специалиста следует оценивать по характеру базового образования.

Для эксперта-психолога это должен быть диплом высшего учебного заведения по специальности «психолог» или «практический психолог», стаж практической работы в психиатрическом стационаре не менее 5 лет, повышение квалификации в соответствующих учреждениях.

По форме проведения очная экспертиза может быть стационарной и амбулаторной. На амбулаторной экспертизе возможности проведения полного психологического обследования крайне ограничены, реально проводится клинико-психологическое и неполное патопсихологическое обследование.

При хорошо подготовленном для экспертизы уголовном деле с четко очерченным клинически психологическим портретом испытуемого и небольшим объемом дела возможно получение достоверного заключения, которое будет подтверждаться даже в случае дополнительной экспертизы в стационаре.

При стационарной экспертизе нет выраженных временных ограничений.

При амбулаторной экспертизе есть возможность полного психологического обследования подэкспертного, привлечения дополнительных специалистов (психиатр, невропатолог, электрофизиолог, дефектолог, сексопатолог, педагог, терапевт при решении вопроса о влиянии соматических заболеваний на психическое состояние).

Виды комплексных экспертиз зависят от профиля привлекаемых специалистов в соответствии с конкретными задачами. В настоящее время наиболее распространена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Могут быть комплексные психолого-дефектологические, психолого-педагогические, психолого-сексологические экспертизы, а также комплексные психологические экспертизы с привлечением психологов разного профиля.

Для судебно-медицинского эксперта-психолога необходимы знания в следующих областях наук: общая психология, клиническая психология, все виды возрастной психологии, где особенно важными являются детская и подростковая, социальная психология с акцентом на психологии малых групп, психиатрия (общая и частная психопатология), основы юриспруденции. Таким образом, эксперт-психолог должен обладать навыком работы в психиатрическом отделении общего профиля, в подростковом отделении, желательно наличие детской психиатрической практики.

Этапы судебно-психологической экспертизы после получения постановления:

1. Первичная клинико-психологическая беседа с подэкспертным.

2. Изучение материалов уголовного дела.

3. Проведение базового патопсихологического обследования подэкспертного.

4. Прицельное тестирование подэкспертного в зависимости от результатов патопсихологического обследования:

— при наличии органической нейродинамики и указаниях на очаговую неврологическую симптоматику может потребоваться полное нейропсихологическое обследование;

— при наличии признаков дефектного интеллекта проводят полное психометрическое интеллектуальное исследование;

— при отсутствии значительного снижения интеллекта используют стандартизованные личностные методики, а в отдельных случаях и проективные;

— при выявлении специфических нарушений мышления могут быть дополнительно применены личностные методики и в дальнейшем подэкспертный подвергается психиатрической экспертизе.

5. Составление заключения эксперта-психолога по собранному материалу. В случае единоличного проведения судебно-психологической экспертизы в заключительной части акта дают ответы на все поставленные вопросы.

В случае стационарной или комиссионной амбулаторной экспертизы предварительное заключение докладывается на комиссии экспертов, которая принимает окончательное решение. После этого составляется комиссионный акт, в заключительной части которого следуют ответы на все поставленные вопросы.

Из материалов приведенной главы следует, что, как и в других областях медицины и здравоохранения, отмечается возрастающая интеграция клинических психологов в экспертную практику.

Иногда возникает вопрос о правомочности проведения самостоятельной судебно-психологической экспертизы клиническим психологом.

В то же время очевидно, что качество экспертизы возрастает при совместном участии в ее проведении ряда специалистов, выбор которых определяется общей целью и конкретными задачами экспертизы.

Источник: http://www.eurolab.ua/balance-and-stress/3781/31569/

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза является инструментом в работе психолога клинического профиля, а также судебного эксперта-психолога.

Основы психологической экспертизы заключаются в изучении психических процессов, состояний и свойств здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском деле.

Необходимость применения медико-психологической экспертизы обусловлена потребностью в установлении возможного психического «нездоровья» человека. Это очень важно в случае, когда от этого зависит мера и степень наступления юридических последствий. Без заключения психолога человека не могут признать недееспособным в суде.

К компетенции медико-психологической экспертизы относят:

  • установление психологических последствий соматического расстройства;
  • определение наличия каких-либо психических особенностей, вызванных соматическим заболеванием;
  • изучение степени осознания и понимания человеком значения своих действий, адекватности поведения.

Социально-психологическая экспертиза ребенка заключается в выявлении особенностей психического развития ребенка, его способностей, степени социальной адаптированности в обществе.

Посмертная психологическая экспертиза назначается судом, когда человек, совершивший какое-либо оспариваемое деяние, являются умершим, в то время как у суда остались вопросы и сомнения по поводу психического состояния умершего на момент составления дела.

Судебно-психологическая экспертиза – это система исследований личности и деятельности человека, находящегося под следствием, либо осужденного, а также свидетеля и пострадавшего. Ее осуществляют специалисты-психологи. Цель судебно-психологической экспертизы заключается в сборе и уточнении важной для следствия и суда информации.

Поводы назначения судебно психологической экспертизы:

  • нехватка данных об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого;
  • признаки сильных эмоциональных переживаний потерпевшего;
  • разрешение споров.

Виды судебно-психологической экспертизы

  1. Единоличная и комиссионная экспертизы. Отличительная особенность – количество экспертов, осуществляющих процедуру.
  2. Основная и дополнительная экспертизы. Основная экспертиза назначается для решения экспертами первостепенных вопросов. Дополнительной считается новая экспертиза, назначенная по причине недостаточной ясности заключения специалистов по первой.

  3. Первичная и повторная. Если же будет установлено, что подсудимый страдает психическими расстройствами, но он способен отдавать отчет своим действиям, данное заключение не является основанием для утверждения его недееспособности.

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет рамки решаемых экспертами вопросов и границы изучаемых ситуаций.

Так же она строго ограничена законом.

К компетенции психологической экспертизы относят:

  • оценка умственного развития несовершеннолетнего;
  • изучение особенностей личности человека и тех обстоятельств, при которых совершались противоправные действия;
  • выявление специфики познавательных процессов человека;
  • определение возможного физиологического состояния аффекта;
  • тестирование на умственную отсталость;
  • оценка степени осознания и понимания человеком своих действий;
  • определение индивидуальных особенностей, способных оказать влияние на объективность показаний.

Экспертная оценка играет важную роль и необходима для того, чтобы установить справедливость в рассматриваемом судебном процессе.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologicheskaya-ekspertiza

Ссылка на основную публикацию