Православное воспитание — психология

Прав-ные психологи о воспитании самостоятельности — ОдигитриЯ

Ребенок и опасности окружающего мира

Казалось бы, что тут мудрить со стратегией и тактикой? Пока ребенок находится под присмотром родителей, они его оберегают. Когда же начинает выпархивать из под родительского крыла, их долг предупредить об опасностях, которые могут подстерегать подросшее чадо на самостоятельном пути. Но так ли все просто?

КОМУ КАКОЙ ПОДХОД НУЖЕН

Как сделать ребенка разумно осторожным, избегая излишнего запугивания, гиперопеки и одновременно не скатываясь в безнадзорность, чреватую для детей травмами и прочими неприятностями?

Основная сложность заключается в том, что здесь необходим учет индивидуальных особенностей каждого. Принцип тут должен быть — от противного. У впечатлительных, боязливых детишек нужно создавать чувство защищенности. Они и без напоминаний обычно осторожничают.

Опасность тут, скорее, в закреплении трусливых реакций, а не в проявлении безрассудства.

Такой ребенок не уйдет с чужими, и, запугивая его злыми дядьками и коварными тетками, которые только и норовят предложить конфетку, а потом куда нибудь заманить, можно добиться, что он вообще перестанет общаться с посторонними, начнет от них шарахаться.

И сама мать будет потом недовольна, что он не остается без нее на занятиях, не здоровается и не прощается (а порой и вообще не разговаривает!) ни с кем, кроме самых близких, «доверенных лиц».

Но есть дети другого склада: озорные, бесшабашные, склонные к безрассудным, опасным поступкам. С такими следует бояться не излишнего запугивания, а, наоборот, попустительства. Кроме того, опыт показывает, что рассчитывать только на силу слов, даже самых убедительных, в этих случаях не стоит.

Сорванцов гораздо больше убеждают не слова, а наказания.

Причем лучше всего действуют наказания, связанные с ограничением свободы действий, и преподносить их имеет смысл под соусом «поражения в правах»: раз ты не понимаешь объяснений, ведешь себя как маленький, то тебе, как маленькому, нельзя гулять во дворе без взрослых, нельзя лазить на даче на чердак, гонять с мальчишками на велосипеде и т. п.

Такая «подача материала» очень важна, потому что ломает стереотипные представления шалуна, который озорует, стараясь показаться старше, чем он есть на самом деле. Продемонстрировать, что никто ему не указ.

А тут не¬ожиданно выясняется, что никакой он не кум королю, а несмышленыш, и ему не разрешают даже то, на что в силу возраста и более разумного поведения имеют право его сверстники. Многих сорванцов такой поворот сюжета достаточно быстро приводит в разум.

Ну а тем, кто и так не вразумится, повышенный контроль тем более необходим: под присмотром они будут целее. Что поделаешь? Бывают гиперактивные дети, которые с трудом учатся даже на собственных ошибках.

Обычному ребенку не обязательно падать с кровати, чтобы приобрести понимание края. А такой может несколько раз грохнуться, больно ударившись, и все равно не научится осторожности.

НЕ ЗАБЕГАЙТЕ ВПЕРЕД И НЕ ВДАВАЙТЕСЬ В ПОДРОБНОСТИ

Современные городские дети, составляющие большинство российских детей, обретают самостоятельность гораздо позже, чем это дозволялось их родителям, дедам и прадедам. Вплоть до середины 90 х гг.

даже московская детвора, не говоря о провинциальной, начинала самостоятельно гулять во дворе лет с пяти-шести. Сейчас эта привилегия недоступна и многим десятилетним. Боясь педофилов и прочих преступников, родители предпочитают перестраховаться.

В такой поздней отправке детей в свободное плавание есть и минусы, и плюсы.

С одной стороны, ограничивается двигательная и познавательная активность, дети долго не взрослеют, не при¬учаются к самостоятельности и ответственности.

А с другой, к тому времени, когда их все таки на¬чинают отпускать от себя, самоконтроль и уровень понимания ситуации у них уже гораздо выше, чем у дошколят.

И вот когда назреет реальная необходимость предупредить ребенка о возможной опасности, тогда и нужно это делать. Лучше — чуть пораньше, чтобы он успел переварить информацию.

Но ни в коем случае не задолго, иначе это либо выветрится из головы, либо, наоборот, создаст почву для невротизации.

Предупреждать же следует кратко, без подробностей. Скажем, когда ребенка решили таки отпускать во двор одного, не рассказывайте ему про педофилов и уж тем более не приводите душераздирающих примеров. Достаточно сказать, что есть преступники, ворующие детей. А главное, надо дать четкую инструкцию: что делать, как поступать.

В данном случае инструкция гласит, что со двора никуда уходить нельзя. Что бы кто ни говорил, куда бы ни звал, что бы ни обещал. А кроме инструкции, должен быть еще и родительский контроль с соответствующими оргвыводами за ее нарушение. Очень важно иметь в виду и следующее обстоятельство.

Обладание информацией о безопасном поведении — условие необходимое, но недостаточное, поскольку столкновение с опасностью — это стресс (а то и шок!). А в стрессовой ситуации ребенок может растеряться и от растерянности все позабыть.

Поэтому инструктаж должен повторяться довольно длительное время, и желательно не только проговорить, но и прорепетировать какие-то ситуации, чтобы у ребенка появился хоть какой-то навык правильного реагирования. Так, японских детей тренируют, как надо вести себя во время землетрясения.

СКАЗКОПРОФИЛАКТИКА И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ МИФЫ

Кто-то, может быть, удивится, услышав, что сказки являются очень эффективным средством обучения безопасному поведению. Но на самом деле ничего удивительного тут нет. В сказках заключена народная мудрость.

Они в интересной иносказательной, но вполне доступной форме транслируют детям глубокий жизненный опыт и моральные принципы, учат разбираться в людях и предостерегают от разнообразных зол и опасностей, которые могут повстречаться человеку на его пути.

Образная, символическая форма, в которую облечены азбучные правила поведения, апеллирует не только (и не столько!) к сознанию, сколько к подсознанию ребенка, находя в нем живой отклик и понимание. Логическое мышление у малыша еще не развито, и «по-взрослому» ему практически ничего нельзя объяснить.

Гораздо больше до него можно донести на уровне так называемого коллективного бессознательного. Информация, подающаяся таким путем, усваивается детьми особенно прочно. Обратите внимание, как часто сказки для самых маленьких («Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот, лиса и петух» и т. п.

) учат детей не уходить далеко, не доверять чужим, громко звать на помощь или спасаться бегством, поскольку сил противостоять врагу у маленького существа нет.

Четко и ясно показано, что бывает с тем, кто не соблюдает этих базовых принципов: Волк съедает Красную Шапочку и шестерых козлят (кроме сумевшего спрятаться в надежном месте), Лиса — Колобка.

Правда, в подавляющем большинстве сказок добро торжествует, и малыши, спасенные взрослыми, оказываются в финале живы и здоровы. Но предостережение все равно сделано серьезное.

Конечно, рассчитывать только на «сказкопрофилактику» глупо. Сколько ни внушай малышу, что злому Волку и хитрой Лисе доверять нельзя, он вовсе не обязательно распознает таковых в любезном незнакомце, предлагающем конфетку.

Но пользоваться воспитательным потенциалом сказок вкупе с родительским контролем и защитой в надежде на то, что рано или поздно урок будет усвоен, безусловно, имеет смысл.

Можно и читать, и разыгрывать в лицах, играть в кукольный театр, задавать вопросы…

Важно лишь не переусердствовать, чтобы ребенок не зациклился на теме опасности и на опасных персонажах. Что касается школьного возраста, то у детей уже достаточно хорошо развито логическое мышление, и их познания о жизни, людях и окружающем мире становятся все более реалистичными.

Поэтому рассчитывать на сказки в деле обучения безопасности уже не приходится. Даже наоборот, хорошие книги для школьников стремятся воспитать в них смелость и благородство, воспевают силу духа, самоотверженность и самопожертвование.

Разбойники, пираты, злые колдуны, бандиты, шпионы, фашисты и прочие злодеи, с которыми вступают в противоборство мальчишки и девчонки, заведомо сильнее их, хитрее и могущественнее. Но это не останавливает ребят, и в итоге они побеждают.

Порой посмертно, как, например, Володя Дубинин из прекрасной повести советского писателя Льва Кассиля «Улица младшего сына».

Однако, воспитывая у подрастающего поколения смелость, патриотизм и прочие благородные качества, все равно необходимо учить ребят действовать с умом.

А главное — разграничивать, где заканчиваются пределы совершенно необходимой для мужчины мужественности и начинается лихачество, которое, увы, слишком часто не доводит до добра.

И, разумеется, в среднем и старшем школьном возрасте появляются новые опасности: курение, наркомания, ранние половые связи, втягивание в криминальную среду.

Заострим внимание на так называемых охранительных мифах. Попросту говоря — на запугивании. Из серии «Пристраститься к наркотикам можно даже после одной дозы», «Курение вызывает рак», «Будешь хулиганить — попадешь в колонию» и т. п.

В общем то это старый, испытанный прием народной педагогики, который действует особо эффективно, когда слово подкрепляется делом. (В том смысле, что ослушник получает примерное наказание.

) Дети уже не маленькие, психика их окрепла, и бояться нужно демонстративной беспечности подростков, а не того, что они до дрожи в коленках напугаются ваших рассказов. Да и никакие это, если разобраться, не мифы. И вовсе не запугивание.

Разве нельзя пристраститься к наркотикам с первого раза? И от курения часто развивается рак. А заранее определить, что с кем случится, может только Господь Бог. Так что вы просто говорите ребенку правду, знакомите его с той суровой реальностью, с которой он имеет все шансы столкнуться, пойдя по кривой дорожке.

ОПАСНОСТЬ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Это новая опасность, которая, к сожалению, многими взрослыми до сих пор не осознается, в результате чего они сами и их дети подчас попадают в пренеприятные, если не сказать трагические ситуации. Предупредите детей, чтобы они без вашего ведома не заполняли в школе никаких анкет.

Разъясните, что сбор информации частного характера незаконен и может использоваться во вред ребенку и его семье. А для верности принесите в школьную администрацию заявление об отказе от анкетирования и заполнения «Паспорта здоровья школьника», тоже содержащего информацию, которая впоследствии может быть использована против вашей семьи.

Копию заявления (образцы его можно найти в Интернете) с подписью представителя администрации оставьте у себя.

Отнеситесь к этому серьезно, поскольку по результатам анкетирования вас могут поставить на учет как неблагополучную семью или даже возбудить иск по отобранию детей за ненадлежащее воспитание ребенка, связанное с жестоким обращением (по статье 156 УК РФ), или подвести под статью 117 УК РФ «Истязание».

Сами не бегайте жаловаться друг на друга «в компетентные органы» и детей учите тому же самому: в нынешней ситуации любой сигнал о семейном неблагополучии может стать причиной того, что вашу семью «возьмут на карандаш», и последствия могут оказаться весьма плачевными.

ДОВЕРИЕ К РОДИТЕЛЯМ — ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА

Для обеспечения безопасности очень важно, чтобы дети доверяли родителям.

Если такого контакта нет, ребенок начнет искать его на стороне, и этим вполне могут воспользоваться преступники, обычно разыгрывающие роль добрых дяденек, «с пониманием» относящихся к проблемам ребенка. Не только выслушивайте детей, но и вызывайте их на разговоры.

Обычно дети охотно откликаются на рассказы родителей о своем детстве, дают комментарии, задают вопросы, по которым становится понятно, что их тревожит, как они реагируют на разные ситуации.

Если ребенок в затруднительных обстоятельствах поступил правильно, обязательно его за это похвалите. Если же он растерялся и допустил ошибку, не ругайте, а объясните, в чем она состояла и чем могла ему грозить.

Помимо всего прочего, такие доверительные беседы помогут вам определить границы, в которых уже можно предоставлять свободу вашему ребенку, а в какой области он еще нуждается в повышенном надзоре и опеке. И, конечно, важно подавать детям хороший пример. Сами соблюдайте правила безопасности и не проходите мимо чужого ребенка, попавшего в беду.

Источник: http://www.odigitria.by/2016/11/11/pravoslavnye-psixologi-i-medvedeva-i-t-shishova-o-vospitanii-v-detyax-samostoyatelnosti-2/

О воспитании девочек

№2 (79) / 12 •февраля• ‘09

Елена Макеева, детский психолог Семейная педагогика

Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.

 Да и матерям их понять проще — все-таки, женская психология. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности.

Воспитание девочки — это трудоемкий процесс, в наши дни практически искусство.

Что могут сделать родители, чтобы в будущем дочь стала счастливой, гармоничной женщиной, чувствовала себя уверенной, смогла создать свою семью, радоваться и ощущать полноту жизни?

В современном мире, к сожалению, размываются границы между мужским и женским началом. Мужчины и женщины на протяжении последних 100 лет стали терять свою гендерную идентичность, мужские и женские роли смешиваются и перепутываются. Стало исчезать понятие «женственности» и «мужественности».

Если посмотреть, как выглядят сегодня кумиры молодежи, можно поймать себя на мысли, что мужчины становятся все более женственны (длинные волосы, манерность, кокетство), девушки, наоборот, приобретают мужские черты (напористость, агрессивность во внешнем облике и поведении, жесткость в общении).

Читайте также:  Дополнительные переменные - психология

ХХ век дал женщинам равные права с мужчинами, открыл перед женщинами невиданные возможности. Но в погоне за карьерой, учеными степенями, освоением новых профессиональных сфер женщина стала проигрывать в семье.

У нее не стало хватать времени на воспитание детей, поддержание домашнего очага, на заботу о муже. Всеобщая пропаганда равенства полов травмировала женскую душу, потому что изначальное божественное предназначение женщины — быть помощницей мужчины, его эмоциональной поддержкой и вдохновением.

В результате мы имеем поистине устрашающую статистику: из трех семей распадаются две.

В этих условиях современным родителям нужно сосредоточить свой педагогический талант на том, чтобы воспитать девочку женственной. А воспитание женственности во всей своей полноте невозможно без духовности. Важно помнить, что воспитание человека начинается с момента его зачатия. Оказывается, в момент зачатия срабатывают законы духовной наследственности.

Мы знаем, что существуют законы генетической наследственности (информация от обоих родителей через набор хромосом передается ребенку). Святые отцы говорят о том, что духовное состояние родителей в момент зачатия сказывается на особенностях души будущего ребенка.

Если это было состояние страстное, ребенок рождается более подверженным неблагоприятному воздействию.

Если это было состояние духовное, то на ребенка нисходит особая благодать, душа ребенка как бы освящается в утробе (известны случаи, когда родители будущих святых, перед зачатием становились на молитву, просили, чтобы Бог послал им богоугодную душу).

Если такого духовного состояния не было в момент зачатия, его можно восполнить тем, что в ожидании рождения чада его мама и папа будут особо внимательны к своей духовной жизни, как можно чаще исповедоваться, принимать святое Причастие. Во время беременности духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится печатью на душу ребенка.

Священник Илья Шугаев в книге «Один раз и на всю жизнь» приводит такой пример: «Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка еще находится в утробе у матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родителей отпечатывается на ее душе.

Потом, через пятнадцать — шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: „Откуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные.

Ну почему она выросла такой гулящей?!“ Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позво- лить пофлиртовать, папа на улице и на работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая статьи об интимных подробностях жизни знаменитых людей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха».

В период от рождения до пяти — шести лет у ребенка закладываются характерологические особенности, а также идет формирование половой идентификации. Очень важно в этот период оказывать девочке эмоциональную поддержку, особенно подчеркивать в ней проявления мягкости, уступчивости, сострадательности, заботливости.

Когда четырехлетняя девочка хочет помочь маме вымыть посуду, мудрая мама обязательно скажет: «Какая ты у меня помощница!». Пусть потом маме придется тайком перемывать тарелки, зато девочка впоследствии будет повторять то действие, за которое ее похвалили.

Таким образом, в ней можно воспитать привычку помогать по хозяйству, проявлять заботу о ближних.

Маме важно помнить, что ее собственное поведение, способ взаимоотношений с миром, ее женский сценарий — это образец для подражания дочери. Если мама ведет себя грубо, часто кричит на дочь, конфликтует в присутствии дочери с отцом, девочка скорее усвоит не мамины правильные слова, а ее способ реагирования.

Психология материодиночки, к сожалению, часто передается из поколения в поколение. Женщина неуспешная во взаимодействии с мужем бессознательно будет культивировать в своей дочери черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с собственным мужем.

Для того, чтобы стать счастливой женщиной, девочке нужно иметь перед глазами образец для подражания в виде счастливой мамы. Если мама не чувствует себя счастливой, нужно проанализировать, что является причиной этого.

За ощущением несчастья могут стоять, например, застарелые обиды, затаенные в глубине сердца (на своих родителей, на мужа, на ребенка). А корни обиды уходят в такую страсть, как гордыня.

Осознав, в чем кроется причина ее собственных трудностей, и, изменив свою жизнь через покаяние и прощение, женщина поможет своей дочери стать по-настоящему счастливой.

Для воспитания женственности девочке необходима любовь и внимание отца. Принято считать, что мальчик, воспитанный без отца — это плохо. И с этим трудно спорить. Но дефицит мужского воспитания для девочки также может иметь долгоиграющие негативные последствия.

Повседневное общение с отцом учит девочку разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее (а для женщины это очень важно, если она хочет, чтобы ее замужество оказалось удачным), учит не бояться мужчин.

В идеале оно дает то человеческое тепло, которое многие женщины, не имевшие отца, пытаются обрести путем раннего вступления в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.

Очень важно, чтобы с детства девочка видела правильную семейную иерархию: отец послушен Богу, мать послушна отцу, дети слушаются родителей.

Если эта иерархия нарушена (например, женщина берет на себя функции главы семьи), ребенок часто растет неуверенным в себе, боязливым, невротизированным, а у девочки не возникает правильного представления о том, как нужно в обществе вести себя женщине, каким должен быть настоящий мужчина.

Истинное женское обаяние заключается в чистоте души девушки. А чистота души сохраняется, если девочку воспитывают в целомудрии. Целомудрие воспитывается через такие, на первый взгляд, банальные вещи как одежда, игрушки, книги

Важно одевать девочку в женственную одежду: платья, юбки. На эту тему достаточно подробно говорит монахиня Нина (Крыгина). Сейчас очень много девочек дошкольного возраста, одетых в брюки.

С психологической точки зрения, одежда, которую могут носить и мужчины, и женщины (брюки, джемпера и т. д.) — это одежда-гермафродит. Даже взрослый человек, женщина, надевая брюки, психологически чувствует себя более независимо, раскованно.

А поскольку дошкольный возраст является базовым по формированию пола, то очень легко ребенку «сбить» пол.

В то же время платье платью рознь. Не нужно девочку одевать как на подиум: излишне декольтированное, открытое платье, полупрозрачный материал, обилие украшений могут навредить душевному состоянию девочки.

Поэтому родителям нужно контролировать, во что одевается их дочь, пока их мнение авторитетно и значимо.

Если говорить о девочках-подростках, то в выборе одежды они уже ориентируется не на мнение родителей, а на так называемую моду.

Священник Илья Шугаев так пишет о посланиях, которые транслирует женская одежда: «О чем говорит современная женская мода? Короткая юбка говорит всем проходящим мужчинам следующее: «Половину своих ног я тебе уже показала, остальное получишь потом, если захочешь».

Обидно, что девушка, надевая короткую юбку, думает показать всем только то, что она умеет модно одеваться, и не догадывается, что ее одежда несет совсем иное послание всем окружающим мужчинам. Вообще, одежда — это всегда некое безмолвное обращение ко всем встречным людям. При встрече обращение, зашифрованное в одежде, обязательно прочитывается.

«Встречают по одежке». Появляется девушка в обтянутых брюках. Читаю: «Я вроде бы скрыла свое тело, но о моих прелестных формах ты можешь уже догадаться…» Есть и более коварные послания. Это длинные до пят юбки, но со столь же длинным разрезом на всю высоту юбки.

Читаю это послание: «Я скрыла свое тело, но оставила маленькую щелочку, ты можешь немного подглядеть, если постараешься, и будешь ловить своим взглядом все движения моей походки, но остальное можно будет рассмотреть потом, если захочешь». Высказав подобное своей одеждой, девушке будет очень трудно встретить хорошего мужа.

Поэтому, дорогие родители, на вас лежит очень большая ответственность научить девочку с детства хорошему вкусу в одежде, любви к платьям, но при этом важно выработать чувство меры. И, пожалуйста, не поощряйте интерес девочки к косметике.

Еще один немаловажный момент. Родителям необходимо тщательно подбирать игрушки для дочери. Современная индустрия часто предлагает игрушки, ориентированные, по сути, на развращение детской души. Девочке дошкольного возраста очень вредно, например, играть куклами типа Барби.

Я напомню, что кукла Барби исходно предназначалась для увеселения взрослых. Правда, звалась она подругому и была гораздо больших размеров.

В середине ХХ века ее попробовали продавать в Германии в качестве «сексуальной партнерши» для моряков. Однако номер не прошел — нравы тогда еще не расшатались, и в Германии поднялась буря возмущения.

Игрушке пришлось иммигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размере и обрела новое имя. Но облик «секс-бомбы» остался.

Кукла Барби имеет пропорции взрослой женщины, и девочка вынуждена, играя с этой куклой, воспроизводить взрослые сюжеты: поход в ресторан, общение с Кеном и т. д.

Тогда как традиционная кукла — это прообраз ребенка. И играя с ней, девочка учится быть мамой.

Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины — материнство.

Сейчас появляются игрушки для так называемого «полового воспитания», т. е. это куклы с половыми органами. Журналы для родителей уверяют, что это очень полезно для половой самоидентификации ребенка.

Православные психологи, в том числе Татьяна Шишова, утверждают: «На самом деле, подобные игрушки — это одно из начальных звеньев в цепи мероприятий по сокращению рождаемости. В разработке мировой антидемографической политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов.

„Игрушки для полового воспитания“ действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие прогрессивным журналам, а их противоположность».

Родителям девочек можно посоветовать покупать традиционных кукол с детскими пропорциями, пупсиков. Если говорить о мягких игрушках, то стоит приобретать зверушек-малышей, которые пробуждают материнские инстинкты, кроме того, они мягкие, теплые, создают у ребенка чувство безопасности, снимают тревожность, несут определенную терапевтическую нагрузку.

Ребенок активно осваивает мир, по-своему преобразуя его, ощущая себя творцом, и игра для него — необходимое средство познания мира. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развивать потенциал самого ребенка.

Подрастая, девочки начинают проявлять интерес к книгам и телевидению. Хочется сказать о романах для женщин, которыми сейчас заполнены прилавки. Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей.

Так еще — и это главная опасность — поглощая подобную литературную продукцию, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.

В этих книгах очень часто переплетены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочкиподростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви целомудренной, чистой нацеливают читательниц совсем на другое.

Большинство современной литературы для девочекподростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности близких отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням, часто ведет себя как девушка легкого поведения, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы. В конце книги героиню, как правило, ждет удача.

Девочка-подросток, обольщенная подобной литературой, попадает в ловушку. Начиная подражать героине романа, она отказывается от своих естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения сострадать. Поначалу ей кажется, что она обрела свободу и независимость, но очень быстро выясняется, что парни смотрят на нее как на вещь, объект потребления.

Родителям нужно внимательно следить за тем, что читает и смотрит девочка. И важно, чтобы родители сами не читали подобные книги и не смотрели сомнительные фильмы. Потому что все тайное становится явным.

Если отец читает непристойный журнал, дети в силу своей природной наблюдательности и любопытства рано или поздно этот журнал найдут.

Потом будет очень сложно объяснить им, почему это плохо, если низкопробная печатная продукция была найдена, скажем в родительском секретере.

Очень полезно приводить примеры святых жен, достигших святости в супружестве. Жизнь святых благоверных князей Петра и Февронии, святых царственных страстотерпцев Николая Александровича и Александры Федоровны, их переписка до брака являются замечательным образцом чистоты отношений.

Родителям необходимо постараться воспитать девочку так, чтобы она смогла осознать и принять свое женское предназначение, свою высокую роль в жизни семьи и общества, чтобы, образно говоря, девушка не занималась играми на чужом поле, пытаясь подражать мужчинам.

Родители должны своим примером и чутким воспитанием показать, что девушка будет счастлива только если будет сама собой, будет реализовывать Богом заложенный в ней потенциал, предназначение. А главное предназначение женщины — дарить любовь и дарить жизнь — быть женой и мамой.

И если мы сможем нашим девочкам раскрыть это высочайшее призвание женщины, научим их любить семью и детей и готовиться с детства к этому подвигу, мы убережем их от многих ошибок, разочарований и жизненных трагедий, а значит и наша жизнь на весах Божией Правды будет взвешена по иному.

Ведь, как известно, «дерево познается по плодам».

Семейная педагогикаЕлена Макеева, детский психолог

«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).

Семейная педагогикаЕлена Макеева

Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Семейная педагогикаСемейный психолог Елена Горина

Источник: http://orthodox-magazine.ru/numbers/at88

О психологических особенностях нравственного воспитания малышей — православное образование

О психологических особенностях нравственного воспитания малышей - православное образование

О том, что православные родители должны воспитывать ребенка в вере и благочестии, говорится во многих книгах.

Но как это должно проявляться на практике? С какого возраста малыш способен понимать нравственные истины? Почему разумное наказание также есть проявление родительской любви? О психологических особенностях нравственного воспитания малышей-дошкольников на основе христианской любви рассказывает православный психолог-терапевт, клинический психолог Майя Тум.

Православная психология как наука в осмыслении данного вопроса опирается, прежде всего, на святоотеческое понимание основ воспитания и формирования личности человека.

Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, в своем известном труде «О семье и воспитании детей», прежде всего, строго назидает родителей, говоря: «Нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог».

Важно отметить, что к особенностям психологического процесса воспитания нужно отнести само понимание родителями, какие именно процессы происходят в ребенке.

Ведь каждый период ребенка, начиная от рождения, является проявлением его личностного и психического формирования. Каждый период требует понимания того, что происходит, особенно в так называемые кризисные периоды.

В дошкольном возрасте ребенок проходит три основных кризисных периода: кризис новорожденности (от 0 до 2 мес.), кризис одного года, кризис трех лет.

Социально-нравственное воспитание уместно начинать не ранее трех лет. В этом возрасте ребенок обретает понимание собственного «я» и связывает те процессы, что происходят в жизни, с собой лично.

Так, например, если родители наказывают ребенка до наступления этого периода, он воспринимает их действия как агрессию – смысл воспитательной сути поступков взрослого человека маленькому ребенку просто не доступен. Детям свойственно познавать этот мир, пробовать его на прочность.

Например, первичные щипания ребенка, потягивание за волосы и прочий физический дискомфорт, который могут причинить дети до двух лет, в большинстве случаев никак не связан с агрессией. Потому в эти периоды методы взаимодействия с ребенком будут отличаться.

Так, если вас ударил кулачком четырехлетний малыш, это вас должно насторожить и пробудить стремление исследовать ситуацию и мотивы малыша, в то время как полуторагодовалый карапуз таким образом просто привлекает ваше внимание и исследует вас на ощупь, поэтому будет достаточно переключить его внимание на более забавную игру.

Кризис трех лет возникает при переходе от раннего детства к дошкольному периоду, поэтому является важным в начале нравственного воспитания ребенка.

В этот период дети могут проявлять такие качества, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм. Все эти качества – основные симптомы наступления непростого периода для родителей и ребенка.

О христианской основе любви здесь очень важно помнить, ведь это наступление эмоционального периода, и самое важное в воспитательном процессе – соблюдать собственную глубинную нравственность.

В процессе общения с ребенком важно быть исполненным желанием не воспитать, а научить, содействовать малышу в получении его собственного опыта, помочь ему выбрать источник наполнения в любви, а не в жестокости, идентифицируемой детьми как сила. В будущем грубое и жесткое обращение с ребенком приведет к тому, что он может выбрать такую модель поведения, проявляя жестокость и грубость к родным и сверстникам.

Когда вы осознанно подходите к воспитанию детей, с холодным умом и горячим сердцем, вам становится доступно намного больше верных решений. Старайтесь узнать, понять, изучить, что происходит в конкретный момент с вашим ребенком, не пытайтесь навязать ему свое видение мира; общайтесь, узнавайте, как видит и ощущает этот мир малыш, и плавно корректируйте его представления.

Конечно, существуют ситуации, когда родителям необходимо прибегнуть к наказанию, и здесь им следует быть особенно чуткими, чтобы расслышать, как ребенок реагирует на те или иные виды наказаний, ведь некоторые из них он может просто игнорировать, а некоторые могут нанести непоправимый ущерб его формирующейся психике.

Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и, по возможности, избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. В процессе воспитания необходимо подводить малыша к ответственности за все, что он делает. К пяти годам ребенок может и должен давать оценку своим поступкам.

Это обусловлено и законами психофизиологического развития в познавательном процессе ребенка. Уже с пяти лет в поведении ребенка должен проявляться эмоционально-волевой контроль, который выражается в сознательном подчинении родительским требованиям.

Эмоционально-волевой контроль, конечно, носит неустойчивый характер, поэтому вновь и вновь придется показывать результаты неправильных поступков.

Относитесь к ребенку с уважением, стремитесь узнать больше о том, что с ним происходит, каковы его мотивы, любите ребенка всем сердцем и умом и помните, в процессе воспитания ребенка воспитывается не только ребенок, но и вы сами.

Хотела бы напомнить мудрое наставление нашего Крымского святителя Луки, который с архипастырской любовью вразумляя и одновременно обличая родителей, вопрошает: «Зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству? Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословия, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших? Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы научались они Закону Божию и Заповедям Христовым, чтобы приучались к постоянному благочестию, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших».

Записал протоиерей Владимир КАШЛЮК

prichod.ru

Источник: https://pravobraz.ru/o-psixologicheskix-osobennostyax-nravstvennogo-vospitaniya-malyshej/

Воспитание детей и православная психология

Воспитание детей – процесс, важность которого трудно переоценить.

Именно рождение и воспитание новых поколений считается тем, что в наибольшей мере уподобляет нас Творцу, делает нас Его соработниками, соучастниками в процессе всего мироздания.

В повседневной жизни, правда, эта возвышенная должность настолько наполнена земной суетой, житейскими, бытовыми задачами, трудностями, радостями и горестями, что о божественности роли отца и матери очень легко можно забыть.

А дело это не только важное и духовное, но ещё и очень сложное. И сложное не только в плане трудоемкости, но и в понимании всего того, что составляет процесс воспитания. Давайте попробуем перечислить главное, что влияет на становление личности ребенка.

Итак, это: оба родителя (все их личностные особенности, качества характера, уровень духовности, интеллекта, возрастные особенности), опыт детства и воспитательные модели, освоенные родителями, их ожидания от детей, отношения родителей как супругов плюс всё, что составляет атмосферу в семье, иерархия семьи,  братья и сестры (их наличие, количество, личностные особенности, возраст, разница в возрасте, сложившиеся отношения), особенности ближайшего окружения (бабушки, тёти, детский сад, школа, друзья), объективные условия жизни и события (переезды, болезни, смерть близких) и, безусловно, сам ребёнок, который приходит в этот мир уже со своим уникальным темпераментом, способом реагирования на окружающий мир, талантами и немощами.

Родителям, заботящимся о душевном здоровье каждого своего ребёнка, необходимо учитывать все эти факторы, стараться анализировать их и стремиться к совершенству. Поэтому, усердствуя в молитвах о своих детях, не будем пренебрегать и накопленными наукой знаниями. Ведь, как известно, «Бог спасает нас не без нас».

Ученые педагоги и психологи, не забывая об уникальности каждого случая, выделяют общие закономерности или правила, связанные с тем, как устроена наша душа, как она развивается, от чего зависит успешность этого процесса и что могут сделать родители, чтобы дети выросли целостно здоровыми, чтобы они любили Бога и ближнего.

В этой статье хотелось затронуть лишь один из фундаментальных законов науки воспитания – закон безусловной любви, так как он наиболее связан с христианской жизнью. Безусловная любовь – это такая любовь, которую не надо заслуживать.

Когда мать и отец любит своего ребенка просто за то, что он есть, а не за то, что он послушный, вежливый, хорошо учится и выразительно рассказывает стихи. Безусловная любовь также означает безусловное принятие: т.е.

мать и отец принимают своего ребенка и любят его таким, какой он есть на данный момент (но при этом не принимают и не одобряют плохое поведение, так же как, осуждая грех, мы не осуждаем грешника).

К сожалению, для нашей культуры воспитание, основанное на принципе безусловной любви – это некая диковинка. Большинство из нас росли, зная, что для того, чтобы тебя любили, надо стараться и быть удобным ребенком, точно так же, как в школе надо стараться, чтобы получить хорошую оценку. А если у тебя не получается, значит, ты плохой, двоечник, а таких нельзя любить.

О важности безусловной любви можно говорить очень много, т.к. это затрагивает самые глубины, самую суть формирующейся личности. Но мы здесь упомянем только то, что наиболее важно для человека, желающего жить по заповедям Божьим.

 Образно говоря, отсутствие безусловного принятия наносит сердцу ребенка две раны, которые кровоточат и ждут исцеления часто всю жизнь. Одна рана – это то, что потребность в этой любви никуда не исчезает, и всю жизнь человек пытается восполнить то, чего недополучил в детстве.

Такой человек неосознанно всячески пытается доказать себе, что он достоин любви. На эту рану часто клеят пластырь успехов (в учебе, в работе, в личной жизни), но это всегда временная помощь.

Главная беда здесь в том, что поиск любви к себе, становится стабильным лейтмотивом жизни человека, т.е. сам человек становится для себя центром внимания. Зацикленный на себе, он нацелен только на то, чтобы брать, а не отдавать. Он чувствует, что ему нечего дать другим.

Истинная жертвенность, бескорыстное служение Богу и ближним становится для такой личности недосягаемой высотой.

Вторая рана – это то, что за неимением опыта безусловной любви, человек просто не  умеет, не знает, как любить другого, ничего не требуя взамен.

От этого уже исходят проблемы в супружеских отношениях и воспитании собственных детей, которые опять же нуждаются в такой любви.

На эту рану чаще всего клеится пластырь попыток научиться любить с помощью чтения, наблюдения за другими людьми. Что, опять же, не заживляет рану до конца.

К счастью, как верующие люди, мы имеем возможность исцелить эти раны, так как у нас есть Отец, любящий нас именно безусловной любовью.

Каждый, кто испытал чудо встречи с Богом, испытал и то, что Он нас любит такими, какие мы есть, несмотря на то, что мы грешные, что мы неверные, что мы «блудные дети».

Елеем этой Отчей любви, как заочным опытом правильного воспитания, наши душевные раны должны исцелиться. А значит, мы должны нести этот опыт своим ближним, своим детям.

О том, как передать своим детям дар безусловной любви и о том, что еще важно знать православным родителям, приглашаем узнать на наших ежемесячных психолого-педагогических семинарах, которые организуются бесплатно в рамках социального служения клайпедского благочиния.

На этих занятиях родители будут иметь возможность не только получить теоретические знания по воспитанию детей, но смогут потренироваться новым способам общения с детьми, проанализировать с психологом трудности, возникающие каждый день, получить поддержку и поделиться своим опытом с другими родителями.

психолог Александра Порозова

Просмотров (126)

Источник: http://blagovestnik.lt/deyatelnost/socialnoe-sluzhenie/vospitanie-detej-i-pravoslavnaya-psixologiya-2.html

Православное воспитание детей в современном мире

Православное воспитание детей в современном мире

Добрый день, дорогие посетители нашего православного островка”Семья и Вера”!

Воспитать ребенка – ПРАВИЛЬНО – самое важное в жизни дело любого родителя! Не так важно образование, как домашнее воспитание!

Святитель Иоанн Златоуст писал, что если ребенка в школе ждет нравственное падение, то лучше ему оставаться вовсе безграмотным, чем получить блестящее образование и разложение души одновременно.

Конечно, мы не призываем Вас, дорогие родители, к отказу от образования, как не призывал и святитель Иоанн Златоуст, мы лишь хотим открыть Ваши глаза шире на окружающую нас и наших детей опасность, которая окружила современный мир в страшное смертельное кольцо!

И поможет нам в этом иеромонах Серафим (Роуз) своим замечательным разъяснением на эту важную и сложную тему.

“Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, стало с ног на голову.

Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную.

С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания.

Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых.

Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX река, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку,— почти на любой аспект нашей современной культуры,— подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу — и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома.

Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям.

Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании.

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направленно, прежде всего, на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире — это в различных формах обучение безбожию.

Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться.

Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают…

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства, приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма «рока», современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлении.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Эта опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти.

Это означает, что его лишают больше возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется.

Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавал нам яркий пример.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы должны использовать лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие, мы должны этим пользоваться.”

Наши дети – это самое дорогое, что у нас есть! Дети – это будущие взрослые, которые займут наши места, когда мы состаримся. Какими мы их вырастим и воспитаем, такими они и будут вести нашу многострадальную страну либо к процветанию и возвращению к Православной жизни либо к… (даже не хочется об этом писать…) В общем, будем надеется на лучшее!

Дай Господи нам сил и мудрости вырастить наших чад в благочестии, послушании и Православной вере!

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2012/11/26/pravoslavnoe-vospitanie-detey-v-sovremennom-mire/

Духовное воспитание детей (1 часть)

Что представляет собой православное воспитание? Как не соверишть ошибки на этом поприще? Сегодня мы предлагаем вашему вниманию лекцию на эту темупреподавателя Миссионерского института в Екатеринбурге – Константина Владиленовича Корепанова.

Наверное, уже многие познакомились с его аудио и видео материалами, посвященными изучению Священного Писания.

Это, действительно, огромный труд – объяснять людям, что говорит, и чему нас учит Библия, поэтому мы благодарим Константина Владиленовича за его просветительскую деятельность! А теперь давайте узнаем, какова же роль воспитания в жизни человека…

Исполнение пятой заповеди – основа воспитания

Очевидно, что почитание родителей очень тесно связано с воспитанием детей. И, несмотря на то, что пятая заповедь говорит о том, как нужно относиться к отцу и матери, на самом деле, ее  коренной вопрос — это все-таки проблема воспитания детей. И, оно должно начинаться с привития ребенку уважения к родителям.

Бывает, что папа или мама начинают болезненно реагировать на действия сына, или слова дочери, в которых проскальзывает неуважение к ним.

Однако нужно понимать, что такая реакция возникает у них не потому, что они боятся потерять свой авторитет! Не потому что таким образом взрослые пытаются самоутвердиться! Просто уважение — это краеугольный камень воспитания. Читая Книгу Притчей, мы видим, что человек, который не почитаетсвоих родителей, вообще выпадает из системы обучения.

Невозможно такого ребенка вырастить способным создать семью и научить чему-то собственное чадо. Невозможно его вырастить готовым решать какие-то общественно значимые задачи, потому что общественная жизнь сама по себе имеет структуру и иерархию.

Она предполагает, что для каждого ее участника (или, по крайней мере, для большинства) общественные интересы важнее собственных. А, если общество существует только ради того, чтобы удовлетворять личные потребности людей, значит, и общества как такового нет! Это уже просто совокупность самозамкнутых индивидов, где каждый думает лишь о своих интересах.

Наши дети – будущие члены общества

В конце концов, мы приходим к тому, что являемся обществом только потому, что проживаем в одном городе или в одной стране, покупаем пищу в одних магазинах и вместе ходим на выборы. Вот, собственно, и вся наша общественность, все наше общее дело…

Мы судачим на кухне о разных общественных проблемах, и предполагаем, что это кто-то должен прийти и навести порядок в той сфере жизни, которая нас не устраивает.

В сущности,  любое «кухонное» обсуждение таких проблем — есть лукавство. Ведь, общественные вопросы решаются только тогда, когда человек понимает, что есть нечто более важное, чем собственные интересы.

И, когда в обществе таких людей большинство, тогда и общество становится жизнеспособным.

Мы вспоминаем победу в Великой Отечественной Войне, и понимаем, что она свидетельствует, в первую очередь, о том, что Советский Союз был, действительно, обществом.

Теоритически это было тоталитарное государство, но, на самом деле, его население отвергло личные цели, чтобы пойти решать проблемы всенародные! И, делалось это не в силу приказа, а по внутреннему побуждению.

Такое поведение – свидетельство реальной общественной жизни.

Мы многое прожили за двадцатый век. Нам знакомы ситуации, когда власти транслировали в народ различные идеи, однако это ничего не меняло. Такие идеи не воспламеняли сердца людей. То есть, само по себе давление извне ничего не решает.

Только тогда, когда общественные ценности заставляют человека отрекаться от собственного «я», народ становится народом.

А, начинается все с одной простой вещи – воспитания будущего члена общества, способного отвечать за свой народ, за свою страну, за людей, живущих с ним в одном городе или поселке… Все это берет начало в соблюдении пятой заповеди, в обучении ребенка чтить своих родителей.

«Суровость» библейского воспитания

Многие верующие, еще не углубившиеся в Священное Писание Нового Завета, думают, что настойчивый призыв почитания родителей находится только в Ветхом Завете. А, ведь, там все сурово, жестко… Это древний мир, патриархальный быт.

Впрочем, если что-то кажется нам суровым, но оно разумно, разве это повод для отвержения?Есть очень много строгости в нашем мире, несмотря на всю его кажущуюся елейность. Существуют вещи жестокие, но и они неотъемлемы от нашей повседневной реальности: умирают близкие нам люди, причем умирают внезапно, и ничего с этим мы не можем поделать.

Кому-то  приходится ампутировать части тела, или делать операцию. Других мы вынуждены сажать за решетку или как-то иначе изолировать от общества. Нужно понимать, что все это делается только потому, что иначе будет хуже!

Есть и другие «суровости». Например, полиция блюдет за порядком, а на дорогах стоят суровые инспекторы ГАИ, мешая нам быстро ездить.

Иногда, если подумать,мыи сами позволяем себе проявить суровость, когда нам это нужно (стремимся всеми путями обеспечить себе безопасность или банально улучшаем условия существования собственного бизнеса).

Кроме того, порой нам просто необходимо быть суровыми, особенно если мы поставлены начальниками над кем-то.

Таким образом, если внимательно посмотреть на то, что мы читали в Книге Притчей, мы увидим, что там нет никакой жестокости. Мы заметим лишь разумное, очень внимательное и очень ответственное отношение к процессу воспитания.

Источник: http://elefteria.ru/category-brak-i-semya-pravoslavnoe-vospitanie-detej-pravoslavnoe-vospitanie/

Ссылка на основную публикацию