Привыкание — психология

Что такое привыкание?

Привыкание - психология

Автор Татьяна в 07/12/2015. Опубликовано Бихевиоризм

Под привыканием в психологии подразумевают ослабление реакции на стимул после определённого количества повторений. Например, новый для вас звук в первое время не то что привлекать ваше внимание, но даже вызывать раздражение. Но через некоторое время вы начинаете привыкать к этому звуку, и ваша реакция на него ослабнет.

Примеры привыкания

Привыкание — простейшая и наиболее распространенная форма научения.

Она позволяет людям переключать свое внимание с менее важных на более важные стимулы. Представьте, что вы услышали, как у соседа раздался громкий хлопок. Непривычный звук тут же привлечет ваше внимание, и вы станете гадать, что же это за звук.

Через несколько дней хлопок раздается вновь, затем ещё и ещё. И в один прекрасный день вы просто перестанете их замечать.

Или вспомните, как вы наносите парфюм утром, а через некоторое время перестаете его замечать. И очень удивляетесь, когда кто-то из коллег делает вам комплимент или интересуется маркой духов/одеколона. Вы-то привыкли к аромату, а вот для вашей(-го) коллеги этот аромат будет новым стимулом, который он (она) сразу же заметит.

Характеристики привыкания

К ключевым особенностям, характерным для привыкания, относят следующие:

  • Если стимул, к которому вы привыкли, не предъявляется повторно в течение долгого времени, повторное его предъявление вновь вызовет у вас сильную реакцию.
  • Чем чаще предъявляется стимул, тем быстрее происходит привыкание.
  • Чем сильнее стимул, тем медленнее происходит привыкание. В некоторых случаях (например, со звуком будильника, звонка или сирены) привыкание не происходит вообще.
  • Изменение интенсивности или длительности предъявления помогает возобновить первоначальную реакцию.
  • Привыкание может распространяться на сходные стимулы (из-за их генерализации).

Почему происходит привыкание?

Учёные процесс привыкания объясняют несколькими теориями.

Прежде всего, это однофакторная теория привыкания, согласно которой регулярное предъявление стимула сказывается на его эффективности.

Двухфакторная теория привыкания предполагает, существование определённых нервных процессов, регулирующих реакцию на различные стимулы. Процессу привыкания противопоставляется процесс возобновления чувствительности к стимулу.

Наблюдения специалистов

Ранкин и др. (2009)

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-privykanie.html

Психология привыкания

Психология привыкания

Возвращаясь к предыдущей статье о , хочу написать еще об производном от них явлении — привыкании. Так уж случилось, что мы привыкаем, привыкаем к хорошим вещам, привыкаем к плохим, и иногда даже к ужасным. Но что же такое это привыкание — великий дар или великое проклятие? Видимо и то и другое.

Самая большая проблема заключается в том, что к хорошим вещам мы привыкаем очень быстро, а к плохим наоборот долго, иногда и никогда. Хотя в целом человек такое существо, что может привыкнуть к чему угодно, бывало люди привыкали даже к страшным условий концлагеря или ГУЛАГа.

Фактически привыкание к всевозможным плохим вещам — своеобразная форма психологической защиты, которая позволяет человеку адаптироваться даже в самых неблагоприятных условиях.

Люди чем-то тяжелобольные привыкают к постоянной боли, люди в постоянной опасности (солдаты на войне) привыкают к страху и смерти вокруг, хирурги (и особенно патологоанатомы) привыкают к крови и человеческим внутренностям, рабы привыкают к унижениям.

Так, если смотреть на привыкание с этой стороны, то оно великий дар, который оберегает людей в трудных обстоятельствах, порой даже позволяет выжить. Что не говорите, а привыкание — некая палочка-выручалочка, вот только проблема в том, что она работает в оба конца, и в конец «не тот» значительно мощнее.

Потому что рядом с плохими вещами мы привыкаем и к хорошим, причем в разы быстрее. Привыкаем к комфорту, к удобной машине, к различным техническим новинкам, становимся «неженкам».

Вообще мы, современные жители 21-го века порядком привыкли к благам цивилизации, а вот если бы какая-то машина времени вдруг перенесла нас в средневековье, там нам было бы ой как не весело, без компьютеров и мобильных телефонов, да что там компьютеров (!), даже без элементарных бытовых вещей: мыла (в средневековой Европе не знали мыла), туалетной бумаги (она появится в Европе лишь в 16-м ,17-м веке) и еще много чего. А люди в это время как-то жили, радовались, любили, умирали. Мы же с вами, по сравнению с жителями средневековья живем просто в раю, пользуемся самыми разнообразными благами прогресса, нам не грозит смерть от голода, чумы или внезапного набега татар. Почему мы не счастливы, недовольны, почему мы не ценим то, что имеем? Ответ прост и очевиден — мы привыкли.

Мы привыкли ко всему хорошему, что есть в данный момент, так что уже и не замечаем этого. В общем, мы (люди) имеем склонность очень быстро привыкать к хорошим вещам — и в этом великое проклятие привыкания.

Из-за него мы теряем радость бытия, умение наслаждаться простыми вещами вместо того, чтобы ценить то, что имеем, мы привыкаем к этому и постоянно хотим чего-то большего, лучшего, дальше вступаем в бесцельную погоню за все новыми и новыми материальными благами, к которым мы также привыкнем.

Почему богатые люди такие несчастные? (а они несчастные). Потому что они уже имеют все-все-все, но привыкли к этому, привыкли к роскоши, дорогим машинам, бассейнам, яхтам, виллам, и не получают от этого никакого удовольствия.

Помню как в одном фильме, герой, играющий русского олигарха, сказал знаковую фразу: « Яхта доставляет удовольствие только 2 дня, в день ее покупки и в день продажи».

Ему бы осознать, что это бег в никуда, что не надо покупать яхты, а надо что-то сделать со своим привыканием, а вместе с тем с самим собой. А именно научиться радоваться простым вещам, без привыкания к ним.

Еще часто случается, что мы привыкаем не только к вещам, но и к людям, перестаем ценить друзей, хорошее отношение, в самых запущенных случаях некоторые имеют склонность вылезать на голову и воспринимать чужое хорошее отношение как данность. Как следствие, поэтому разрушаются отношения, распадаются семьи (скажем, когда человек настолько привыкает к жене, что перестает ее замечать), и виной всему — ее величество привыкание.

Желаю всем нам, чтобы эта палочка в нашей жизни работала только в один, правильный конец, чтобы мы быстро привыкали к плохим вещей и никогда к хорошим.

Источник: http://waking-up.org/psihologiya-i-psihoterapiya/psihologiya-privyikaniya/

Что такое габитуация или привыкание?

Этот термин применим как к физиологии, так и к психологии, поэтому представители этих наук трактуют его с разных – своих специфических – позиций. Если говорить в общем плане, это самая простая разновидность научения.

Рассмотрим вначале, как функционируют нейроны и какие реакции происходят в организме в этом случае.

Прежде всего, физиологи относят подобные процессы к пассивному научению, когда организм подвергается только внешним воздействиям и как-то вынужден на них реагировать (по принципу: есть стимул – есть реакция). При этом в нервной системе оформляются новые следы памяти.

Как происходит габитуация или привыкание?

Вначале стимул оказывает воздействие средней силы на орган восприятия (независимо от его характеристики). А далее при возобновлении аналогичного стимулирования формируется поведенческое привыкание, и ориентировочный рефлекс постепенно снижается.

Такой процесс позволяет организму не выдавать реакции на привычные и неопасные раздражители, автоматически относя их к категории факультативных и незначимых для данного организма.

На бытовом уровне это проявляется в виде поведенческого привыкания: если раздражитель и характер раздражения нам уже знаком и не несет новой информации, мы его попросту игнорируем, и этот нервный процесс характеризуется в качестве приспособительного.

Он возможен также при изменении стимула: смене интенсивности, характера, кратности (см. [1]). Важным специфическим отличием данного феномена является то, что многоразовая стимуляция не сопровождается при этом никаким подкреплением.

Привыкание как феномен в трактовке психологов

Чем отличается привыкание (габитуация) от, скажем, адаптации? В случае последней человек вначале изучает ситуацию и уже потом ведет себя в соответствии с ней.

Так, в психологии развития мы говорим об адаптации дошкольников к детскому саду, первоклассников к школе, учащихся старших классов к новым условиям обучения, если, к примеру, был изменен выбранный профиль, об адаптации студентов, адаптации лиц, вышедших на пенсию и т. п.

Габитуация – это нечто принципиально иное: продолжение линии поведения без внимания к раздражающему стимулу, восприятие его как незначимого.

К примеру, если в процессе еды животное услышало посторонний звук, оно на какую-то секунду насторожится, прекратит процесс приема пищи, замрет, и когда этот звук будет квалифицирован как не несущий опасности, не содержащий значимых знаков, побуждающих к изменению поведения, оно спокойно продолжит принимать пищу (можно провести соответствующий эксперимент, если дома есть домашние животные). Как замечают биологи, такая первичная реакция характерна для подавляющего большинства биологических видов, «вплоть до плоских червей, а некоторые исследователи заявляют о существовании габитуации у кишечнополостных и даже простейших» [2]. Оказывать влияние на биологический организм могут самые разные факторы – механические воздействия, сезонные изменения природы, смена климатических поясов, звуковые, зрительные, кинестетические, а также стимуляторы-раздражители иной разновидности. Этим феноменом объясняются процессы акклиматизации организма, привыкание к фоновому шуму, не столь значительному изменению температуры внешней среды, несильным болевым ощущениям (вспомним известное выражение «боль притупилась»).

Чем характеризуется габитуация с точки зрения поведенческих стратегий человека?

  • Если раздражающий стимул на какое-то время исчез, а потом возобновился, реакция на новое воздействие будет вновь такой же сильной, как и первоначальная (эффект восстановления реакции).
  • Скорость привыкания (габитуации) напрямую обусловлена частотой и регулярностью воздействия стимула: если это воздействие частое, то привыкает биологический организм быстрее.
  • Кроме того, скорость привыкания связана также и с силой стимуляции: чем она интенсивнее, тем медленнее происходит привыкание.
  • Попутная (дополнительная) стимуляция продлевает привыкание и замедляет спонтанное восстановление реакции.
  • Воздействие принципиально отличного по интенсивности стимула способно вызвать первоначальные реакции и заново запустить процесс привыкания.
  • Привыкание может происходить одновременно в отношении сразу нескольких похожих друг на друга стимулов.

Чем интересен феномен привыкания с повседневной точки зрения? И почему о нем важно помнить практическим психологам? Прежде всего, потому что можно сознательно регулировать фокус внимания, смещая его на более важные стимулы.

Например, если у соседей громко работает телевизор, и вам мешает этот звук, вы можете сместить фокус внимания на более важный стимул: сосредоточиться на приготовлении пищи, уборке, ремонте техники, и ваше восприятие постороннего шума будет качественно иным.

К явлениям подобного рода относятся ситуации, когда человек способен читать интересную книгу даже в «экстремальных» для этого условиях: параллельно с работающим радио или телевизором, разговором находящихся рядом.

Это может быть, например, ученый, который углубляется в свои расчеты до такой степени, что вообще перестает воспринимать внешний мир.

Длительное нахождение «в теме», игнорирование внешних обстоятельств-стимулов вследствие погружения в более значимую сферу – частый случай среди лиц творческих и научных профессий. В этом случае сверхзначимая интеллектуальная стимуляция является абсолютным приоритетом в сравнении с иными, внешними, бытовыми раздражителями, чье действие улавливается, но реакции на него не происходит.

Основной принцип поведенческой стратегии человека – выбрать из нескольких стимулов приоритетный, и тогда реакция на прочие стимулы будет уменьшена.

Интересно, что принцип «концентрируйся на важном», «меняй фокус внимания» вполне применим и непосредственно к психическим процессам, он актуален и в ходе развития эмоциональной культуры человека, и в процессе изменения поведенческих стратегий, в основе которых – психическая, а не физиологическая реальность. Это прекрасно знают когнитивные психологи.

В чем причины привыкания?

В этом вопросе среди ученых существуют некоторые разночтения. Есть ученые, которые придерживаются идеи о важности одного фактора на появление привыкания.

Так называемая однофакторная концепция привыкания базируется на том, что в его основе – определенная частота воздействия стимула.

Согласно мнению сторонников двухфакторной концепции, выявляется определенная нервная активность, благодаря которой происходит реакция на всевозможные стимулы. Антитезой привыкания с этой точки зрения является восстановление восприимчивости к воздействию стимула.

При этом речь идет о привыкании как феномене, не подразумевающем сенсорного или двигательного утомления, это просто отсутствие реакции на стимул определенной силы и частоты. Такой механизм экономит резервы психики и организма, позволяет продлить период его функционирования и повысить результативность.

Как видим, разумная природа заложила в человека не просто огромный энергетический, психический и физический потенциал, но и позаботилась о том, чтобы он был реализован разумно и экономично.

Читайте также:  Храбрость - психология

На сохранение энергии, формирование следов памяти для опознавания сходных феноменов в дальнейшем, возможности самостоятельного определения значимости и целесообразности реагирования на стимул и направлен такой физиологический и психический механизм, как габитуация (привыкание).

Литература:

  • 1. Научение, его формы и физиологическая сущность. Электронный ресурс: http://www.braintools.ru/article/9503.
  • 2. Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха. Психологическая энциклопедия (2-е издание). 2006.

Источник: https://PsychoSearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/503-what-is-a-gabituatsiya-or-habit

Привыкание человека к раздражителям

Привыкание человека к раздражителямПривыкание (габитуация) это постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающийся или повторяющейся стимуляции в нормальных условиях (не сопровождается подкреплением стимула). Привыкание свойственно всем живым существам. Следует отличать привыкание от процессов мышечного утомления, а также от сенсорной адаптации.

Последняя представляет собой процессы происходящие с сенсорными органами, тогда как привыкание это психические процессы выработки ответной реакции на стимул. Привыкание в отличие от сенсорной адаптации может осуществляться как сознательно так и неосознанно. Привыкание сходно с процессами затухания выработанной ответной реакции.

Выработанная ответная реакция может проявиться даже после прекращения действия стимула. Если стимуляция слабая то привыкание происходит быстрее. Сильная стимуляция может и не сопровождаться привыканием. При прочих равных условиях стимуляция с более высокой частотой повторения вызывает более быстрое привыкание.

Определяющим привыкание параметрами является частота и интенсивность стимула. В то же время привыкание происходит при условии соразмерности частоты поведению.

Противоположностью привыканию является отвыкание, когда изменившийся сходный стимул вызывает ответную реакцию.

Исследуя процессы отвыкания связанные с проявлением сильного измененного стимула Томпсон и Спенсер обнаружили, что отвыкание фактически не является в полном смысле отвыканием так как не прерывает процесс привыкания.

В этом случае происходит наложение независимого процесса повышенной возбудимости то есть сенсибилизация.

Если вы спокойно сидите в своей комнате, читая эту книгу, и вдруг проем окна чем-нибудь закроется, вы автоматически повернете голову, чтобы посмотреть, что произошло.

В любом организме при встрече с новым или неожиданным раздражителем развивается ряд физиологических сдвигов, которые «настораживают» тело и подготавливают его к встрече с новой ситуацией. Наиболее заметной и быстрой реакцией оказывается ориентация тела в направлении раздражителя.

По этой причине ориентировочная реакция была названа рефлексом «что такое?» При этом понижаются сенсорные пороги, приостанавливается текущая физическая активность и для подготовки к действию происходит усиление мышечного тонуса.

Эту сложную реакцию сопровождает множество физиологических изменений, в том числе увеличение частоты электрической активности мозга (ЭЭГ), сужение сосудов конечностей, различные изменения сердечного ритма (обычно урежение) и дыхания (обычно более глубокие, но более редкие вдохи), внезапная реакция потовых желез.

Ориентировочный рефлекс был совершенно случайно открыт одним из учеников И. П. Павлова. Всякий раз, когда Павлов входил в комнату, чтобы понаблюдать за ходом текущего эксперимента со слюноотделением у собаки, животное всегда к нему поворачивалось, а слюноотделение при этом тормозилось.

Иными словами, у собаки была ориентировочная реакция. То, что поначалу выглядело как помеха, стало в свою очередь предметом изучения как важный феномен, интересный сам по себе. Механизмы ориентировочной реакции постепенно стали ключевой темой русской психологии. По причинам исторического характера западные психологи начали изучать эту реакцию лишь сравнительно недавно.

Соколов в своих исследованиях пришел к выводу, что следует различать ориентировочную реакцию на новые раздражители и оборонительную реакцию на стимулы угрожающего характера.

Американские психологи давно изучали реакцию, которая сходна с оборонительной и которую они называют реакцией «вздрагивания» (startle-reaction). Если над вашей головой выстрелит ружье, ваша реакция на это будет значительно более резкой, чем в случае, если за окном мелькнет тень.

При реакции типа вздрагивания животное застывает, нападает или убегает.

Физиологические реакции при этом обычно очень похожи на те, которые происходят при ориентировочной реакции (и в действительности оказываются их крайним выражением), но, по Соколову, их можно различать на основе характера кровотока в коже головы. Ориентировочная реакция вызывает расширение артерий лба, тогда как оборонительная реакция сопровождается сужением этих сосудов.

Если раздражитель повторяется много раз, ориентировочная реакция на него постепенно ослабевает. Такое ослабление ответа называется привыканием. В случае оборонительной реакции также происходит привыкание, но более медленно. Предложен ряд моделей, описывающих физиологические изменения при привыкании, но рассмотрение их не входит в задачи этой книги.

В психофизиологических исследованиях скорость привыкания часто используется как зависимый показатель. Испытуемым предлагают, например, прослушивать серию тонов, которые подаются с правильными интервалами.

Скорость привыкания будет измеряться числом тонов, которое надо подать, прежде чем исчезнет электрокожная реакция.

С помощью этого метода было, в частности, показано, что у шизофреников привыкание происходит медленнее, чем у нормальных людей.

В историческом плане интерес к ЭАК объясняется легкостью ее измерения и точностью ее проявления.

Привыкание у жвотных

Негативным научением, или привыканием, называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Привыкание считается наиболее распространенной формой научения. Отличительная ее особенность проявляется не в приобретении новых поведенческих реакций, а в утрате или ослаблении уже имеющихся.

Биологическое значение привыкания заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования организм должен уметь различать существенные и несущественные для его жизнедеятельности раздражители, подавлять реакции на последние, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители. Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям, с которыми ежедневно встречается, и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакцией, может приспособиться к своим собратьям по стае или стаду и ограничивать свои реакции, возникающие в их присутствии, лишь действительно при необходимости. Благодаря привыканию происходит стабилизация общественного поведения любого сообщества животных. Привыкание наблюдается по отношению ко всем видам раздражителей или воздействий: световым (зрительным), слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым.

Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражителя, его новизны, силы и состояния организма. Если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.

Выраженность реакции тоже зависит от степени новизны и силы раздражителя, но отчасти — и от неожиданности его появления. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна частоте появления похожих раздражителей, степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей) и степени сходства раздражителей.

Различают новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Установлена зависимость степени новизны от степени неожиданности раздражителя. Она определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным.

Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции. Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных.

Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется у животных неуверенность, робость и даже реакция избегания — нежелание находиться в данной обстановке, неповиновение, побег. Животное будет убегать до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя.

Если же раздражитель не болевой и если бежать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раздражителю, и он перестает вызывать страх. При этом оборонительное поведение ослабевает и сменяется исследовательским.

Реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражителя, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновременно с этим ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно угасает и последняя. Предъявление животному с целью выработки привыкания какого-либо вызывающего страх раздражителя и лишение его возможности скрыться от него получило название избыточного предъявления. Снижая ориентировочную реакцию, привыкание способствует переходу к более сложной форме научения — условнорефлекторной.

Источник: http://biofile.ru/psy/3087.html

Психологическая зависимость от человека: почему возникает и как от нее избавиться?

Расстройства привычек и влечений

27.12.2017

2.5 тыс.

1.7 тыс.

11 мин.

Психологическая зависимость от другого человека в психиатрии имеет четкое определение — аддикция. С одной стороны, привязанность к близкому является социальным фактором, без которого невозможно жить в условиях общества. С другой, это состояние может становиться навязчивым и принимать патологический вид.

Серьезность ситуации заключается в том, что слишком выраженная аддикция способна привести к расстройству личности и повлечь развитие серьезных психиатрических заболеваний. В качестве объекта привязанности может быть лицо противоположного пола или близкий и родной человек, например, мать, ребенок.

Навязчивое состояние характеризуется тотальным контролем, потерей самообладания и патологической тягой к постоянному нахождению рядом.

Любовь, забота, радость и многие другие положительные чувства доставляет общение с близкими людьми. Зависимость способна перечеркнуть все прекрасное, превратив адекватные взаимоотношения в навязчивое состояние. Патологическая привязанность и необъяснимая тяга к объекту представляет собой физический и психологический дисбаланс.

Учеными доказано, что он характеризуется привычкой, которая со временем способна превратиться в рефлекторное восприятие со стороны центральной нервной системы. Дальнейшее развитие отклонения регулируется на интуитивном уровне, зависимый теряет контроль над своими поступками и действиями.

Справиться с подобным состоянием можно, только выявив механизм возникновения и истинную причину.

  • Мы рекомендуем!Высохшая Степаненко выложила рацион для пенсионеров: чтобы сжигать по 7 кг в неделю, пейте густой…

В психологии выделяют три основных вида зависимости:

  • от родителей;
  • от друзей и круга общения;
  • от любимого человека.

С момента рождения и до полного завершения формирования личности, индивид находится в плотном контакте со своими родителями. Каждый ребенок нуждается в поддержке, которая связана с экономическими и психологическими факторами.

Первые несколько лет жизни зависимость регулируется на инстинктивном уровне. В дальнейшем возникает более тонкая психологическая связь.

По мере взросления ребенок испытывает необходимость в личном пространстве, отдаляясь от родителей.

В норме, после окончательного формирования характера человека, как независимого индивида, он начинает жить собственными интересами. Мать и отец отпускают его в социальное пространство.

Если своевременно не остановить психологическую зависимость между родителями и сыном или дочерью, это может повлечь за собой серьезные последствия. В данной ситуации не все обусловлено поведением детей.

Гиперопека и гиперзабота со стороны родителей побуждают к развитию неспособности молодого человека адаптироваться к реальной жизни.

Психологическая зависимость от друзей возникает в результате того, что индивид не может самостоятельно существовать в социальной среде. Причиной могут стать неуверенность в себе, заниженная самооценка, нежелание принимать самостоятельные решения.

В данном случае привязанность акцентирована на зависимость от мнения окружающих. Индивид ищет поддержки со стороны, которую находит в лице своих друзей. Как правило, такие люди стремятся к более сильным личностям, способным вести вперед и принимать на себя весь уровень ответственности.

Психологическая зависимость в такой ситуации может повлечь за собой развитие отношений, основанное на манипуляциях.

Зависимость от объекта любви является одной из самых серьезных. Справиться с ней самостоятельно сложно даже очень сильным личностям.

Классическая картина, знакомая многим, часто развивается в семейных парах, где жена устраивает тотальный контроль над мужчиной и пытается проводит рядом с ним все свободное время.

Ее личные интересы и потребности в самореализации угнетены, все происходящее вращается исключительно вокруг мужа. Порой партнеры стремятся к подобной привязанности даже вне брака, в самом начале развития отношений.

Выявить патологическую зависимость поможет наблюдение за ощущениями и общим состоянием организма. Необходимо своевременно определить наличие такого состояния, ведь оно не способно принести положительных эмоций и личного счастья.

Зависимый человек характеризуется, как психически больной и эмоционально не уравновешенный. Весь круг его увлечений замыкается вокруг объекта желаний, он перестает интересоваться социальной жизнью и продуктивно действовать в условиях своих интересов.

Читайте также:  Конгруэнтность - психология

Основные признаки отклонения:

  1. 1. При наличии психологической зависимости общее поведение человека и его мировоззрение кардинально меняются. Ему характерны резкие перепады настроения, от эйфории до признаков депрессии. Каждый контакт с объектом привязанности, даже совсем непродолжительный и непродуктивный, приводит больного к сильному эмоциональному всплеску. Отсутствие общения способно привести к унынию.
  2. 2. Все мысли больного сводятся к поиску встречи. Свои интересы уходит на задний план. Человек начинает мыслить, как объект аддикции, даже в ущерб себе.
  3. 3. Со временем происходит потеря границ собственной личности. Накопленные страдания, боль и переживания способны привести к развитию хронического стресса. Положительные эмоции от встречи постепенно отступают, нарастает желание тотального контроля. Появляется непреодолимая тяга находиться постоянно рядом, данное поведение приводит к неминуемому отторжению с противоположной стороны, в результате чего возникает разочарование и усугубление состояния. Такую ситуацию можно охарактеризовать, как «порочный круг», где каждый новый виток усугубляет психическое и физическое здоровье зависимого.
  4. 4. Постепенно нарастает напряженность, тревожность и возможно появление панических атак. В соответствии со степенью выраженности состояния будет отличаться и серьезность психического расстройства.
  5. 5. Происходят и физиологические нарушения. Больной начинает испытывать постоянную головную боль, головокружение, проблемы со сном, перебои в работе сердца, неврологические симптомы и обострение хронических заболеваний.
  6. 6. Несостоятельность собственной личности приводит к невозможности принимать обычные повседневные решения. Поход в магазин способен привести к состоянию ступора. Человек не в состоянии сделать выбор, не узнав мнение своего оппонента. Особенно это характерно при развитии патологии в отношении родителей или друзей. Ему крайне важно получить одобрение от объекта аддикции.

В ряде случаев справиться самостоятельно с психологической зависимостью не представляется возможным. Это обусловлено серьезностью ситуации, когда человек не способен адекватно оценить происходящее и дать реальную оценку своим действиям. Практикующие психологи призывают пациентов при подозрении на подобные расстройства провести самоанализ и работу над собственным сознанием.

Самостоятельно справиться с проблемой может только тот человек, который понимает и принимает ее наличие. На первых этапах самолечения необходимо понять свое положение по отношению к окружающему миру.

Собственное мировоззрение и круг интересов должны сводиться исключительно к личным потребностям. Неспособность перевести акценты с объекта желания на себя говорит о невозможности справиться с данным отклонением.

Для каждой личности на первом месте стоит самореализация.

Данная методика разработана психологами Уанхолд и Берри. Она состоит из 12 пунктов, каждый из которых помогает приблизиться к выздоровлению без помощи психоаналитика:

  1. 1. Необходимо принятие проблемы. Даже при условии работы с психотерапевтом, миновать эту ступень не представляется возможным. Как и при лечении любого другого вида зависимости, от человека требуется осознание навязчивого состояния и откровенное желание побороть его.
  2. 2. Затем осуществляется поиск причины. Любой вид зависимости предполагает определенные факторы, провоцирующие возникновение расстройства. В некоторых случаях вполне реально самостоятельно найти и устранить их. Привязанность к родителям обычно подпитывается с их же стороны. Здесь необходимо отказаться от гиперопеки и начать жить в условиях полной независимости. В случае привычки к друзьям надо разобраться в собственной личности, добиться адекватной самооценки и независимого функционирования в социальной среде. Что касается любовной привязанности, то здесь все немного сложнее. От человека требуется четкое понимание того, что именно привлекает его в конкретном представителе противоположного пола и действительно ли партнер отвечает всем требованиям, которые к нему предъявляются.
  3. 3. Необходимо провести полный анализ возникновения симптомов и постараться разомкнуть этот порочный круг.
  4. 4. Нужно научиться адекватно воспринимать реальность, в сложившейся ситуации нет ничьей вины, на этом этапе большую роль играет работа над собственной личностью и ее постоянное развитие.
  5. 5. Следующий шаг требует переоценки мировоззрения. Необходимо прекратить идеализировать оппонента и перестать самостоятельно стремиться к совершенству во всем. Чтобы полностью избавиться от зависимости, требуется побороть в себе чувство перфекционизма, которое может быть навязано стремлением к идеалу. Очень важно отказаться от стереотипного мышления и разобраться в собственных потребностях.
  6. 6. Далее требуется отказ от манипуляций эмоциями окружающих с целью получения требуемого результата.
  7. 7. Очень важно научиться конкретно выражаться, строить четкие планы на будущее и ориентировать ситуацию исключительно на себя.
  8. 8. Нужно перестать стесняться своих истинных эмоций и чувств. Окружающие, при условии что они действительно родные и близкие, всегда поймут и окажут должную поддержку. Если оппонент не выражает никакого содействия и показывает свое полное безразличие, это говорит лишь о его отстраненности. Зависимому стоит срочно исключить таких людей из своего окружения.
  9. 9. Требуется пересмотреть собственные жизненные установки и направить их в нужное русло. Важна адекватная оценка собственного мнения, эмоционального фона, истинных желаний и чувств.
  10. 10. У каждого человека есть личное пространство, вторжение в которое способно привести к негодованию. На этом этапе надо провести такую границу для себя и оценить ее наличие у окружающих. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и определенного недопонимания в разговорах с близкими.
  11. 11. Расширение круга общения. Он должен выходить за рамки привычного, тем более из условий зацикленности на конкретном объекте. Новые знакомства и увлекательное общение способны не только отвлечь от ситуации, но и ускорить процесс личностного роста.
  12. 12. На заключительном этапе важно ощущать гармоничный баланс между своим внутренним миром и окружающей внешней средой.

Неспособность полноценно пройти все стадии и избавиться от психологической зависимости от какого-либо человека говорит о выраженной форме патологии. В данном случае необходимо обратиться к специалисту. Он поможет выявить истинную причину и освободиться от патологической тяги.

https://www.youtube.com/watch?v=x-c2gOxtz7I

Существуют и другие эффективные способы, применение которых оправданно и без участия специалиста. Многие психоаналитики рекомендуют начинать именно с них. В процессе терапии к некоторым из этих приемов также приходится обращаться. Для избавления от зависимости применяются следующие способы:

  1. 1. Необходимо уничтожить все, что способно напоминать о прошлых отношениях, в том числе фотографии, символические статуэтки, контакты, подарки и личные вещи объекта аддикции.
  2. 2. Нужно прекратить коммуникацию с общими знакомыми. На подсознательном уровне беседа с человеком, который имеет возможность такого же общения с объектом аддикции, становится навязчивой. Остается невидимая связь с прошлым. Каждая встреча способна спровоцировать новый виток отношений и привезти к други мыслям и развитию привязанности вновь, даже после комплексной психотерапии.
  3. 3. Хорошим способом является поиск недостатков в объекте обожания. Для этого необходимо на листе бумаги написать все отрицательные стороны оппонента, постепенно переводя их из личных характеристик к общему негативному влиянию на собственную жизнь. Этот список можно вести на протяжении длительного времени, пока аргументы полностью не иссякнут. Поначалу покажется, что даже эти недостатки не имеют особого значения, но по мере избавления от зависимости доводы будут носить более серьезный характер. Перечитав их, пациент лишний раз способен осознать серьезность ситуации и решиться на кардинальные действия.
  4. 4. В силу того, что мысли о партнере занимают практически весь разум, необходимо найти новое увлечение. Для многих людей хорошей отдушиной становится работа. Особенно, если этому способствует радушный и доброжелательный коллектив. Не стоит пренебрегать корпоративными вечеринками и предложением съездить в командировку. Помимо эмоционального всплеска, это может еще и предоставить возможность продвижения по карьерной лестнице.
  5. 5. В новой жизни ничего не должно напоминать о прошлых неудачных отношениях. Часто психологи рекомендуют пересмотреть свой внешний вид и посетить модного стилиста. Обновленная внешность и смена имиджа подталкивают к желанию испытывать чуждые до этого эмоции. Возникает потребность находиться в центре внимания среди лиц противоположного пола. С целью коррекции фигуры или для повышения уровня здоровья организма можно записаться в спортивные секции, желательно командного типа. Подобные увлечения не только помогут сменить образ, но и приведут к новым знакомствам.
  6. 6. Необходимо поставить перед собой интересную цель или приняться за ее исполнение. Хорошей мотивацией для концентрации на собственной жизни станет выполнение определенной задачи, что повысит самооценку и принесет массу положительных эмоций. Лучше строить краткосрочные планы, осуществление которых укладывается в один год. Например, это увлекательный отпуск, связанный с путешествием, или покупка машины и т. д.

Специфика данной методики заключается в самовнушении. После развития хронического стресса и депрессивных навязчивых состояний зависимый человек очень тяжело воспринимает реальность, не всегда способен признать наличие проблемы. С этой целью внедряются аутогенные тренировки, в процессе которых психотерапевт навязывает больному методом внушения новое стереотипное мышление.

Ключевыми фразами содержат исключительно положительные эмоции. Человек начинает концентрироваться на своем внутреннем сознании, осознавать себя как полноценную и независимую личность. В итоге больной адекватно воспринимает себя по отношению к социуму.

Он вновь открывается для всестороннего и многогранного общения, готов принимать любовь близких, становится самодостаточным. Установки для внушения подбираются в каждой конкретной ситуации индивидуально. Пациенту необходимо на протяжении дня минимум 7-10 раз повторять каждую из них.

В процессе лечения фразы могут меняться, неизменным остается лишь их позитивный настрой.

Психологическая зависимость способна привести к серьезным физиологическим и психиатрическим проблемам. Так как подобное состояние зачастую воспринимается как истинная любовь, зависимая личность начинает загонять себя в рамки и принимать происходящее за должное.

Рассуждение о том, что это единственная любовь и она является несчастной, неправильно. Каждый человек должен помнить, что это такое чувство должно приносить положительные и светлые эмоции.

Даже неразделенная симпатия не должна угнетать личность, так как уважение со стороны оппонента является обязательным условием адекватных взаимоотношений.

Нельзя искать решение в бесконтрольном приеме седативных препаратов, алкоголя и наркотических средств. Помимо эмоционального напряжения человек рискует получить еще и сильнейшую зависимость.

Алкоголизм и наркомания только усугубят ситуацию. Нельзя отказываться от основного рода деятельности. Учеба, работа, личностное развитие и хобби должны присутствовать в жизни каждого человека.

Они необходимы для самореализации.

При возникновении негативного опыта в виде психологической привязанности нельзя переключаться с одного объекта желания на другой. Только после полного исцеления человек может быть готов к новым отношениям. В противном случае ситуация повторится, но уже в более негативной форме.

Не стоит переживать проблемы в одиночестве. Открытое общение на посторонние темы отвлечет от неприятных мыслей. О своих сложностях нужно говорить, но в меру. Это позволяет достичь хорошего эффекта на ранних этапах, когда необходимо принятие проблемы. В дальнейшем все попытки обсудить ситуацию вновь приводят к развитию патологического состояния.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/habits-drives/psixologicheskaya-zavisimost.html

Психологическая зависимость. Избавление от психологической зависимости

Психологическая зависимость. Избавление от психологической зависимости

Некоторые, основные виды зависимостей:

    1. Психологическая зависимость от человека. Этот вид, несомненно, занимает главное место по распространенности и переживания людей, попавших по него настолько сильны, что в случае отсутствия удовлетворения тяги к предмету своего желания, люди идут на самые серьёзные поступки, включая убийства и самоубийства. Особенно это касается представительниц слабого пола, которых зависимость от мужчины может заставлять идти на любые жертвы, лишь бы только оставаться рядом с предметом своего желания.
    2. Психологическая зависимость от еды развивается, как правило, в том случае, если человек начинает принимать еду с целью отвлечься от проблем или же во время просмотра интересных передач, формируя у себя своего рода рефлекс.
    3. Психологическая алкогольная зависимость. Первые шаги в направлении получения такого рода психологической патологии человек начинает получать ещё в детском возрасте, при просмотре фильмов и рекламных роликов, подающих алкоголь в виде неотъемлемого атрибута успешного человека. Постепенно взрослея, и социализируясь, молодой человек уже не представляет праздники или походы в клубы без спиртного. В случае возникновения проблем или депрессии, он также ищет забвения на дне бутылки. Так медленно, но неуклонно формируется алкогольная зависимость.
    4. Полностью идентично к человеку приходит психологическая зависимость от курения. Та же навязчивая реклама в кино и роликах, то же успокоение нервов путём выкуривания сигареты. И вот она – никотиновая зависимость. Правда, в физическую она переходит гораздо быстрее, чем алкогольная.
    5. Психологическая зависимость от наркотиков – дело довольно кратковременное, поскольку переход в следующую фазу – зависимость физическую происходит очень быстро и остаётся не замеченным жертвой. Один-единственный вид наркотиков, которые можно принимать довольно долго и обойтись лишь психической зависимостью это каннабиноиды.
    6. Психологическая зависимость от интернета. Это новое расстройство психики появилось относительно недавно. Интернет зависимость, как психологический феномен, образовалась на пересечении сразу нескольких мощных человеческих желаний – любопытства, желаний общаться и самоутверждаться, прославиться и влиять на важные процессы. Всё это дарит человеку интернет, без него мир для многих потеряет часть своих красок и наступит «ломка».
Читайте также:  Базовые эмоции по изарду - психология

Американская психиатрическая ассоциация разработала семь критериев зависимости (в их документах речь идет именно о лекарственных препаратах, но вообще-то можете протестировать по этим параметрам и свою текущую влюбленность или там, например, увлекательную компьютерную игрушку:

  1. толерантность. Присутствует, если для достижения интоксикации или желаемого эффекта требуется повышение дозы или если при сохранении прежней дозы эффект от употребления постепенно снижается;
  2. синдром отмены. Негативные эффекты при прекращении употребления, которые исчезают при следующем приеме этого вещества или веществ, близких к нему;
  3. неконтролируемое употребление. Вещество употребляется в больших дозах или более длительное время, чем изначально планировалось;
  4. присутствует отчетливое желание или безуспешные попытки прекратить или хотя бы начать контролировать употребление вещества;
  5. значительное количество времени уходит на то, чтобы найти вещество, употребить его или чтобы восстановиться после употребления этого вещества;
  6. социальная дезадаптация. Общение, работа и отдых подвергаются ущербу из-за употребления вещества;
  7. употребление вещества продолжается, несмотря на осознание связанных с ним проблем (например, индуцированной кокаином депрессии, обострившейся из-за алкоголя язвы и т. п.)

Можно ли избавиться от зависимостей?

Вылечить зависимость возможно. Вот только лечение может показаться для людей одержимых пагубными страстями слишком мучительным, да ещё и ненужным, поскольку лишь малая доля жертв понимает своё состояние.

Самый простой способ того, как избавиться от психологической зависимости, это перевоспитание человека с целью снижения ценности предмета вожделения вплоть до полного отказа от него. Имеются психологические методики выработки в индивиде бесстрастия.

Однако такой человек вместе со страховкой от желаний и разочарований рискует потерять и радость от победы. Ещё один интересный способ провести лечение – это «переключение» пациента на какую-либо другую цель, не несущую столько риска, как настоящий объект страсти.

Главное, не допустить перехода в новую зависимость. Например, победив хронический стресс привычкой заедать его сладеньким, можно нажить ожирение и массу сопутствующих ему проблем.

Лучшая психологическая помощь при зависимостях, заключается в формировании для человека мощной психологической опоры, поддерживающей его в трудное время. К примеру – любящие родители, верная жена, патриотизм или вера.

При этом человеку, не имеющему профильного образования и не понимающего психологические аспекты зависимости, не стоит браться за эти деликатные материи. Ведь не всегда, человек без опыта может разобраться в том, каковы на самом деле причины такого состояния и как трансформировалась психика все это время.

К примеру, можно, снизив в человеческом сознании ценность труда, спасти пациента от «трудоголизма», однако, это не избавит от самой необходимости зарабатывать на жизнь. Зато вполне может лишить человека перспективы получить достойное место в своей профессиональной деятельности.

Можно, поняв, психологические механизмы зависимости от мужчины, подготовить юную девушку к тому, что ни на каком парне «свет клином не сошёлся».

Однако, этим же действием можно обречь её будущую семью на неминуемый распад из-за любой мелочи, поскольку молодая жена будет недостаточно ценить мужа и рассчитывать легко поменять его на другого, ведь «вон сколько их на такую красавицу заглядывают».

Лучше всего — профилактика зависимостей, которая будет начата с самого детства и будет закладывать в сознание малышей мысль, что в жизни их ждут не только удовольствия и за своё счастье придётся чем-то заплатить. И, чем больше будет цена – труд, нервы, кровь, тем больше человек будет ценить свои достижения. Поэтому целесообразно воспитывать с детства и отрочества в каждом ребёнке стойкость, способность бороться с трудностями и побеждать их, не относится к любым неудачам, как к краху всего что было, даже самой жизни, а только как к временному препятствию на пути к новым вершинам.

Работа с зависимостями, к сожалению, редко сводится к профилактическому воспитанию подрастающего поколения. Чаще всего психолог встречается со взрослыми, закостенелыми в своих пагубных привычках людьми, практически не способными что-то изменить в своём существовании самостоятельно.

Благо, что они хотя бы нашли в себе силы осознать свою ущербность и обратится за помощью к специалистам. А часто бывает и так, что признаки зависимости у взрослого человека заметили его родители или жена и чуть ли не силой привели на приём.

И особенно часто бывает, необходима психологическая помощь при «белой горячке», когда слабые безвольные личности пытаются спрятаться от вполне решаемых проблем за рюмкой водки. В наше время тотального комфорта и потребительского отношения к жизни такие личности встречаются, к сожалению, всё чаще.

И в этом основная вина лежит на их родителях, пытавшихся с самого детства решать за ребёнка все его проблемы, мотивируя это тем, чтобы он жил лучше чм мы. Так поступать нельзя. Ребёнок должен учиться решать семейные проблемы совместно с родителями.

Видео: Контрзависимость. Психотерапия зависимостей

Источник: http://psyhodisease.ru/psixologicheskaya-zavisimost-izbavlenie-ot-psixologicheskoj-zavisimosti.html

Лекция 13. Психологическая зависимость

Механизм психологической зависимости от алкоголя и наркотиков. Формирование зависимости. Психологическая зависимость и разрушение личности. Выздоровление от психологической зависимости.

1. Психологическая зависимость и система регуляции психики

Психологическая зависимость – это разрушение естественных способностей к регуляции психики и их замена употреблением ПАВ (психоактивные вещества – алкоголь, наркотики).

Психологическая зависимость образуется по принципу порочного замкнутого круга: психологические проблемы и сложности в их решении→употребление ПАВ для их решения→временное облегчение→разрушение способностей решать психологические проблемы и накопление этих проблем.

В трезвом состоянии зависимый: испытывает разрушительные эмоции (вину, стыд, раздражение, тревогу, депрессию и др.

); не может принимать решения и предпринимать нужные действия; отсутствуют интерес к жизни, ценности, стремления (скука, апатия, одиночество, тоска и т.д.

); разбалансированная самооценка (от сильно заниженной до сильно завышенной); не может анализировать проблемы и находить способ их решения.

Зависимому нужны ПАВ потому, что он не способен управлять своим психологическим состоянием без употребления: регулировать эмоции, стабилизировать самооценку, принимать решения и предпринимать действия, чувствовать «осмысленность» и интерес к жизни, обдумывать и анализировать проблемы и др.

Психологическое выздоровление – это восстановление способностей управлять своей психикой и избавление от непереносимых психологических состояний.

2. Развитие психологической зависимости

Чем больше у человека психологических проблем и чем меньше у него развиты способности их решать, тем более он предрасположен к зависимости.

0-я стадия – отсутствие психологической зависимости. У человека нет потребности в употреблении ПАВ для регуляции психики и решения своих психологических проблем.

1-я стадия – встраивание ПАВ в систему регуляции психики. Человек предпочитает употреблять для решения некоторых психологических проблем (хотя может их решить без употребления). Возрастают положительные эффекты от употребления. Негативные последствия незаметны.

2-я стадия – неспособность регулировать психикой без ПАВ. У зависимого разрушается способность решать некоторые психологические проблемы без употребления – употребление становится вынужденным. Уменьшаются положительные эффекты от употребления до полного исчезновения. Возрастают негативные последствия употребления.

3-я стадия – разрушение личности. Накапливается такое количество психологических проблем, а личность деградирует до такого состояния, что употребление уже не решает никаких психологических проблем. Употребление становится необходимостью, но при этом не приносит облегчения – точка невозврата. Заканчивается смертью. Хотя до 3-й стадии доживает меньшинство.

https://www.youtube.com/watch?v=uDPP0I_6Pcc

Признаки психологической зависимости: отрицание зависимости и негативных последствий употребления; чувства вины, стыда, неполноценности и т.д.

, связанные с употреблением; эйфорическая память; навязчивые желания и мысли об употреблении; «неприятное» психологическое состояние в трезвости (раздражение, тревога, депрессия, вина, унылость, скука, одиночество и т.

д.); потеря ситуационного контроля (незапланированное употребление).

3. Психологическая зависимость и деградация личности

Употребление ПАВ не только останавливает личностное развитие человека, но и приводит к деградации личности, человек начинает как бы психологически «расти назад». Личность зависимого становиться инфантильной (детской, неразвитой).

Характеристики личности зависимого:

  1. Неспособность брать ответственность на себя.
  2. Источник вех проблем в мире, чтобы проблемы ушли, мир должен измениться.
  3. Эгоцентризм («Я» в центре мира, «мир крутится вокруг меня»).
  4. Преобладают «детские» эмоции (вина, обида, стыд, раздражение, депрессия, тревога, одиночество, скука и т.д.) над взрослыми (уверенность, целеустремленность, уважение, смирение, вера, надежда, любовь и т.д.).
  5. Колебания самооценки от полного самоуничижения до грандиозности и мании величия.
  6. Поведение импульсивно, непродуманно, подчинено сиюминутным желаниям и эмоциям.
  7. Преобладают желания по принципу «хочу все, сразу и само». Неспособность ставить реальные цели, откладывать желаемое на потом, строить исполнимые планы по достижению желаемого.
  8. Ценности детские, преобладают телесные потребности, духовные потребности не развиты.
  9. Детский идеализм и чувство справедливости. Неспособность различить идеальное и реальное.
  10. Неспособность к абстрактному мышлению – невозможно отстраниться от проблемы и обдумать ее безэмоционально.
  11. Лживость. Неспособность быть честным с собой и другими.

Зависимый человек из-за «детскости» своей личности неспособен жить во «взрослом» мире, ему необходимы для этого «костыли». Такими «костылями» становятся ПАВ, но при этом употребление еще больше разрушает личность зависимого.

Следствием неразвитости личности являются проявления зависимости и созависимости. Поэтому необходимо не только восстанавливать систему регуляции, но и решать личностные проблемы.

4. Последовательность психологического выздоровления

Выздоровление начинается с прекращения употребления.

На первых этапах выздоровления зависимость рассматривается как болезнь (нарушение системы регуляции – зависимость первична). Само выздоровление заключается в решении психологических проблем впоследствии употребления и восстановления системы регуляции психики (восстановление умения решать свои психологические проблемы в трезвом состоянии).

На следующих этапах выздоровления зависимость рассматривается как следствие нарушений личности (зависимость – вторична). Выздоровление заключается в решении личностных проблем и личностном развитии (в основном с помощью психотерапии).

Цель всего выздоровления – реконструкция личности (восстановление личности до уровня психически здорового человека этого возраста). Такая цель достигается не ранее, чем через 5-6 лет. Однако все время выздоровления психологическое состояние зависимого будет улучшаться.

Задание к теме «Психологическая зависимость»:

1. Перечислите признаки психологической зависимости, которые присутствуют (присутствовали) у вас. На какой стадии психологической зависимости вы находитесь?

2. К каким психологическим потерям привело вас употребление? Для этого опишите свое психологическое состояние до начала употребления, в конце злоупотребления и сравните.
3.

Опишите, что произойдет с вашим психологическим состоянием, если вы продолжите употребление (как вы будете чувствовать себя на третей стадии псих. зависимости)?
4.

Какое психологическое состояние вы хотели бы, чтобы у вас было? Опишите психологическое состояние, какое скорее всего у вас будет через пять лет, если вы будете успешно выздоравливать. Что вы готовы делать, для того, чтобы приобрести такое состояние?
5.

Перечислите черты зависимой личности (черты характера), какие присутствуют у вас. Приведите по несколько примеров на каждую черту. Помогают ли вам эти черты жить, или мешают? Если мешают, то опишите как каждая черта.
6.

Опишите, каким бы хотели видеть свою личность (черты характера) в итоге своего выздоровления. Возможно ли стать таким?
7. Напишите рассказ на тему «Мой путь психологического выздоровления», где вы описываете ваши улучшения во время выздоровления и что вы для этого делаете.

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Видеокурс лекций психолога Владимира Иванова «Алкоголизм и его излечение — подход 12 Шагов»

Видеокурс лекций психолога Владимира Иванова «Созависимость и ее лечение»

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

Источник: http://www.sensecenter.com.ua/videostarkov/161-lst13

Ссылка на основную публикацию