Продуктивное мышление — психология

Репродуктивное и продуктивное мышление

Продуктивное мышление - психология

По степени новизны продукта, полученного вследствие мышления, различают продуктивное и репродуктивное мышление. Они очень взаимосвязаны: не опираясь на полученный ранее опыт и знания, сложно создать что-то новое; чтобы выйти за пределы изученного, вначале нужно изучить. Поговорим немного подробнее о каждом.

Продуктивное мышление

Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях.

Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок.

Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.

Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.

Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач.

Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления.

Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.

Репродуктивное мышление

Мышление, в конечном результате которого происходит усвоение информации и её воспроизведение в подобных ситуациях, принято считать репродуктивным.

Не образуя новых знаний, репродуктивное мышление выполняет иную роль: оно позволяет усвоить базовые знания и обеспечивает на их основе решение знакомых задач. Понимание нового материала, его закрепление и применение – сфера применения репродуктивного мышления.

Для его использования, разумеется, предполагается наличие базового уровня знаний, и возможности применения репродуктивного мышления прямо пропорциональны этому уровню.

Можно сказать, что репродуктивное мышление играет важную роль и при решении новых проблем, поскольку при неудачной попытке решить новую задачу известными способами возникает проблемная ситуация, активизируя продуктивное мышление, то есть поиск новых путей решения.

А к какому же виду мышления отнести пустые мысли, присущие «внутренней болтовне» (той самой, которая наполняет наше время и создаёт иллюзию занятости, хотя, по сути, просто крадет это самое время); гнетущие мысли, отнимающие силы и лишённые целесообразности, пустую мечтательность? Это всё – примеры непродуктивного мышления, которое тоже является частью нашей жизни. Если распознавать и контролировать процесс мышления, то можно научиться им управлять.

Попробуйте подумать – неважно, о чём – так, чтобы придать себе сил, поверить в себя, научиться хоть малости, но действительно полезной для Вас. Конкретно.

Например, привести рабочий стол в порядок (ведь это поможет упорядочить и мысли), или прекратить искать свою (чужую) вину во всем происходящем, или спланировать свой день, или ещё что-нибудь конкретное.

Если думаете о чём-то – это здорово! Хотите что-то изменить? Замечательно, но если ничего конкретного, то лучше займитесь чём-нибудь конкретным и полезным.

Развитие продуктивного мышления

Как мы уже говорили, продуктивное мышление полезно при решении важных вопросов: с его помощью мы можем добиться гораздо более значимых результатов. Как же добиться развития продуктивного мышления?

•   Научиться формулировать свои дела конкретно: не «улучшить свою осанку», а «сделать утром три упражнения для улучшения осанки». Не «ложиться спать вовремя», а «сегодня лечь спать в 22.00». Не «навести порядок на столе», а «сегодня привести в порядок рабочий стол».

•   Сделать привычкой задавать себе такие вопросы:

—     Есть ли необходимость что-то изменить (в том или ином деле)?

—     Как это можно сделать?

—     Какие условия для этого нужно выполнить?

—     В каком порядке?

•   Сделать свой день (свою жизнь) более организованной, планировать и выполнять задуманное.

•   Перенимать опыт у тех, кто сумел организовать свои дела, своё жизненное пространство.

•   Мыслить позитивно: не тратить время и силы на негатив. Что-то пошло не так? Это тоже полезный опыт. Извлекаем урок, благодарим за него и идём дальше!

•   Позаботиться о гармоничном развитии разных компонентов мышления. Вспомним слова Эдварда Боно, британского писателя, психолога и признанного эксперта в области творческого мышления: «Без способности мыслить человек не способен контролировать свою судьбу».

•    Всё, что касается улучшения работы мозга, напрямую связано с улучшением мышления. Очень полезно тренировать когнитивные функции мозга на игровых тренажёрах онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Источник: https://b-trainika.com/blog/reproduktivnoe-produktivnoe-myshlenie/

Продуктивное мышление: думаете ли вы продуктивно? / Психология и сознание / YaUmma.Ru

Продуктивное мышление – это «причинное» мышление.

Это первая из семи статей серии «Продуктивное мышление». Цель автора – затронуть проблемы продуктивности, с которыми мусульмане сталкиваются на самых разных уровнях, в том числе психическом, эмоциональном и физическом.

В этой серии мы поговорим о том, что такое мышление и настрой на психическом уровне, о таких негативных эмоциях, как тревога, напряженность, низкая самооценка, страхи и так далее – на эмоциональном уровне, а также привычках – на уровне физическом.

Начнем с того, что поговорим о важных принципах, которые необходимо понять, и о том, что такое действие на уровне мышления и психологической установки. Мы составили простую 3-ступенчатую модель по принципу «от внутреннего к внешнему», которой могут следовать продуктивные мусульмане, а именно: от мышления к делу, от доводов к результатам.

 Мыслить – это способ существования, это навык, привычка. Большинство противников продуктивности сосредотачиваются на действии. Конечно, дело, действие очень важно. Однако если не начать с правильного мышления и правильной психологической установки, не помогут ни новейшие технологии, ни приспособления – их все равно нельзя будет применить эффективно, чтобы быть продуктивным.

Сначала – голова и сердце, а потом уже руки. Голова – для того, чтобы думать и задавать установку, сердце – для правильного намерения, страсти и желания, а руки выполняют то, чего пожелает сердце в согласии с планом, придуманным умом. У продуктивного мусульманина эффективны все три составляющих, начиная с правильной установки. Наглядный пример – дерево с плодами.

Если вы хотите другие плоды, то есть изменить видимое, вам следует начать с корней – невидимого. Не стоит жить только в одном мире, одном измерении. Мы живем в четырех измерениях: духовном, эмоциональном, психическом и физическом. Физический мир – это просто результат того, как мы живем в трех других измерениях. И наоборот.

Мы – мусульмане, и верим в духовное, которое предваряет все, что есть в физическом мире. Поэтому так важна молитва, намерение, правильное, позитивное мышление – от этого зависит конечный, физический, результат (или его отсутствие). Если ваша голова и сердце не на месте, все труды будут напрасными.  Продуктивное мышление – значит, дальновидное и ответственное мышление.

Дальновидность и предусмотрительность – это первый из «Семи навыков высокоэффективных людей», книги специалиста по вопросам лидерства Стивена Кови (Stephen Covey, The 7 Habits of Highly Effective People). Человек наделен способностью и свободой выбирать, как реагировать на то, что с ним происходит. Именно это дает нам силы и способность действовать.

Что значит, взять на себя стопроцентную ответственность за свои поступки? Это значит, во-первых, признать, что со всем, что «с нами происходит» мы должны что-то делать. Даже если на физическом уровне мы понятия не имеем, «как это с нами происходит», признание того, что мы должны что-то с этим сделать, дает силы начать действовать, чтобы наступили изменения.

Конечно, понятно, что все хорошее, что у нас есть, в конце концов, это благословение Аллаха. Проблемы начинаются тогда, когда мы берем на себя ответственность за хорошее, ставим его себе в заслугу, а когда что-то не получается, то смотрим по сторонам, кого бы обвинить.   
Продуктивное мышление – это «причинное» мышление.

В паре «причина-следствие» мы стоим либо по одну, либо по другую сторону тире. Это зависит от нашего выбора. Успешные и продуктивные люди стоят на стороне причины. Они верят, что несут ответственность за все, что происходит в их жизни. Так это или нет, на самом деле, не имеет значения. Важно только то, придает ли их мнение им сил, или нет.

Читайте также:  Бег: дорога к здоровью - психология

Независимо от того, правда ли то, во что мы верим, наши убеждения действуют как фильтры возможностей. Они определяют, что мы позволяем себе испытать в жизни, а что отфильтруем как невозможное. Люди, идущие по жизни на стороне причины, получают результаты. Эта убежденность дает им максимум сил создать жизнь, которую они хотят.

Но если мы считаем, что не в ответе за то, что происходит в нашей жизни, то можем повлиять на результат. Такое мышление можно назвать «мышлением следствий». Человек, который идет по жизни на стороне следствий всегда имеет доводы и оправдания. Он рассказывает себе истории о том, почему вещи такие, какие есть.

Он возлагает ответственность на всех и вся, но не на себя, и, в результате, не контролирует свою жизнь. Спросите себя, на какой вы стороне: причины или следствия? Быть на стороне причины – значит, искать большего. Итак, вы ищете большего, чем есть?  Сознательность: Продуктивное мышление начинается с сознательности. Помните о «промежутке» между стимулом и реакцией – многие люди вообще о нем не знают. Постоянное поминание Аллаха позволяет нам осознать, что Он наделил нас умением думать, решать и действовать.

Возьмите на себя ответственность: Совершите тауба. Покайтесь и попросите прощения за все плохое, что сделали – сознательно или нет. Вспомните молитву Пророка Юнуса (мир ему), которая позволила ему спастись:

Ищите большего: Коран напоминает, что мы сначала должны изменить себя, и только тогда произойдут внешние изменения: Если в личной жизни, браке, карьере или бизнесе вы не получаете желаемых результатов, откровенно ответьте на эти вопросы:

Беру ли я на себя стопроцентную ответственность за результаты или их отсутствие? Если нет, то почему?

Обычно ответ заключается в эго и страхе: страхе не получить желаемого, страхе получить отказ, страхе перед тем, что подумают люди.

Что или кого я обвиняю, если не получаю желаемого результата?

Что я отрицаю (отказываюсь признать)?

Каким грустным мыслям я предаюсь, раздумывая, почему чего-то не смог?

Что бы я делал, если бы не было такой вещи, как поражение?

После этого приступайте к решению проблемы, действуйте.

Как сказал Элдридж Кливер (Eldridge Cleaver): «Вы либо часть решения, либо часть проблемы».

Выбирайте, чем хотите быть.

Итак, мы коснулись того, почему так важно продуктивное мышление, что это такое, как его применять и сделать частью вашей реальности: во-первых, будьте в состоянии сознательности, во-вторых, обратитесь к Аллаху, возьмите на себя ответственность за все, что сделали и не сделали, и, наконец, ответьте на несколько вопросов, которые позволят вам достичь большего.

Туреин Вин (Thurein Win)

ProductiveMuslim (via islam.com.ua)

Источник: http://yaumma.ru/psichology/2015/04/08/produktivnoe-myshlenie-dumaete-li-vy-produktivno.html

Продуктивное и непродуктивное мышление

Продуктивное и непродуктивное мышление

Добрый вечер! У нас на работе проводят тренинги по психологии и задали вопрос и я не могу на него ответить: 5 продуктивных и непродуктивных мышлений, помогите пожалуйста:-)

Автор вопроса: Виктория.

Ответ психолога.

Здравствуйте, Виктория.

По информации в вашем письме мне трудно ответить, так как мышление у человека одно.

Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Возможно после проведенного тренинга, у вас хотели узнать продуктивные и непродуктивныеспособы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегии?

Совладание с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы.

Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий.

Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

  1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.
  4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Психолог Хакимова Лилия Зуфаровна

Источник: http://psycabi.net/vopros-psikhologu/rabota-otnosheniya-v-kollektive-trudoustrojstvo-samoopredelenie/1185-produktivnoe-i-neproduktivnoe-myshlenie

Продуктивное мышление как фактор умственного развития школьников

There are no translations available.

УДК: 370.12:378

Глебова М.В.

Продуктивное мышление как фактор умственного развития школьников

Управление образования Администрации г. Прокопьевска

Раскрываются особенности продуктивного мышления, показана взаимосвязь репродуктивной и продуктивной сторон мыслительной деятельности. Продуктивное мышление рассматривается как главный фактор умственного развития школьников.

Ключевые слова: продуктивное мышление, познавательная деятельность, процесс умственного развития, условия  школьного обучения.

The features of productive thought open up, intercommunication of genesial and productive sides of cogitative activity is rotined. Productive thought is examined as a main factor of mental development of schoolboys.

Keywords: productive thought, cognitive activity, process of mental development, terms  of the school teaching.

В отечественной психологии умственное развитие  человека определяется как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования                        (Л.С. Выготский,   Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Умственное развитие  представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы [4].

Современные психологические и педагогические взгляды на процесс развития мышления позволяют считать, что процесс умственного развития ориентирован прежде всего на развитие мышления, формирование его продуктивных качеств. По существу, умственное развитие – это характеристика способов, форм и содержания мышления человека [6].

Философский аспект понятия «мышления» подчеркивает его специфические признаки: «опосредованность», «обобщенность» и «восприятие существенных связей»; психологический аспект – активный характер отражения действительности и направленность на разрешение противоречий в познании; педагогический аспект –  потребность   в познании,  преобразовании конкретных условий и обстоятельств жизни.  Наиболее важным представляется свойство мыслительной деятельности, благодаря которой она может приводить к опосредованному расширению наших знаний через рассуждение, т.е. к выдвижению одних знаний из других посредством слова. Это означает, что самым существенным является продуктивный характер человеческого мышления.

В педагогике термином «мышление» обозначается «процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений      действительности      в их существенных   свойствах,  связях  и  отношениях [6, с.11].

Мышление появляется в связи с возникновением потребности в познании и преобразовании тех или иных условий жизни людей, по мере того, как в ходе предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности и т.п.

,  разрешение подобных затруднений составляет цель мышления.

В психологии мышление в общем виде определяется как интеллект в действии, «психический процесс отражения действительности, высшая форма активности человека», «целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на развитие противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли»          [5, с.448].

В мышлении как процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому ее компоненту возникает необходимость выделить особые виды мышления – продуктивное и репродуктивное.

Следует отметить, что в советской литературе встречается возражение против выделения таких видов, поскольку любой процесс мышления продуктивен (А.В. Брушлинский). Однако, большинство психологов, изучающих мышление, считают целесообразным выделение этих видов  (П.П. Блонский, Д.Н. Завалишина, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев,                        В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров).

Читайте также:  Многоликий контроль, тиран и спаситель... - психология

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью.

Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации (А. М. Матюшкин).

В репродуктивных теориях мышления новое выступает как результат усложнения или перекомбинации на основе, главным образом, сходства имеющихся элементов прошлого опыта, актуализации непосредственной связи между требованиями задачи и субъективно тождественными элементами имеющихся знаний.

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью                      (у гештальтистов – это новая структура, новый гештальт).

Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление «барьера прошлого опыта», мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

Решение осуществляется как преобразование первоначальных проблем, но сам принцип решения возникает вдруг, внезапно, в порядке инсайта, прямого усмотрения пути решения, зависящего главным образом от объективных условий задачи и очень мало от активности самого решающего субъекта, от его собственного опыта.

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь ее с репродукцией.

Отечественные психологи подходят к характеристике мышления с диалектических позиций. Выдвигая в качестве специфической черты мышления его продуктивность, они раскрывают сложные, диалектически противоречивые связи в нем репродуктивных и продуктивных процессов.

Согласно концепции З.И Калмыковой развивающим является обучение, формирующее продуктивное или творческое мышление. Основными показателями такого мышления являются:

– оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

–  быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;

–  восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение;

–  беглость  мысли — количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени, в соответствии с некоторым требованием;

 –   способность нахождения новых непривычных функций объекта или его части [2].

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие.

Оно предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от привычного течения мысли, разрешение противоречий между накопленными знаниями и требованиями проблемной ситуации и т.д.

Внешне выраженной особенностью продуктивного мышления, по мнению З.И. Калмыковой, является самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.

З. И.

Калмыкова утверждает, что развивающее обучение может быть осуществлено при ориентации на следующие дидактические  принципы: проблемность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного и абстрактно-теоретического); формирование приемов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности (запоминания).

В самостоятельном, творческом мышлении, по утверждению                         З.И. Калмыковой, неразрывно связаны продуктивные и репродуктивные процессы.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным.

Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока.

Условие возникновения такого мышления – наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.

Новизна проблемы диктует новый путь ее решения: скачкообразность, включение эвристических, «поисковых» проб, большую роль семантики, содержательного анализа проблемы.

В этом процессе наряду с словесно-логическими, хорошо осознанными обобщениями, очень важны обобщения интуитивно-практические, не находящие сначала своего адекватного отражения в слове.

Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретно-практических задач, реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

Продуктивное мышление – единый целостный процесс, не расчленяемый механически на отдельные психические явления и не сводимый только к процессам анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Продуктивная сторона мышления неразрывно связана с системностью и динамичностью умственной деятельности.

Под системностью умственной деятельности понимается достаточно определенная степень ее упорядоченности на последовательно усложняющихся качественно отличных уровнях.

Динамичность продуктивной умственной деятельности характеризуется многократностью подключения итогов мышления к его процессу, соотнесением этих результатов между собой на последовательно усложняющихся этапах.

Особенности продуктивного мышления  школьников прочно закрепляются и переходят в устойчивые индивидуальные особенности психики, в качества их ума (сосредоточенность, обстоятельность, осознанность, стремление к истине и др.) и определяют в значительной мере успешность учебно-познавательной деятельности [1].

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований – новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что и характеризует качественный  сдвиг в умственном развитии.

Создание специальных условий обучения, основанных на психологических закономерностях развития продуктивного мышления, позволяет, с одной стороны, более успешно решать проблему интеллектуального развития школьников, с другой, – способствует рационализации процесса обучения и повышению качества образовательного процесса.

Литература:

1.  Глебова М.В. Критерии развития продуктивного мышления школьников в процессе обучения // Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть 1. (30 марта 2011г.). – Новосибирск:  Изд. «ЭНСКЕ», 2011. – С. 10-17.

2.  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. –  200 с.  

3. Матюшкин А.М. Некоторые проблемы психологии мышления // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965.–  С.3-17.

4.   Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

5. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и др. – М.:  Педагогика, 1983. – 448 с.

6.   Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. –   М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – Т.1. – 608 с. 

Источник: https://www.sworld.com.ua/index.php/en/pedagogy-psychology-and-sociology-311/general-and-pre-school-pedagogy-311/7407-productive-thinking-as-a-factor-in-mental-development-of-children

Виды и процессы мышления. Развитие мышления в персоногенезе

Виды и процессы мышления. Развитие мышления в персоногенезе

Мышление — это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная — это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию.

Суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример.

Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

  • нечувствительность к противоречиям;
  • синкретизм (тенденция связывать все со всем);
  • трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  • отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л.

С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый — ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — таков синкретизм детского мышления.

Читайте также:  Референтность - психология

Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства.

Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Выделяют разные виды мышления

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы.

Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое — это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева.

Основная задача практического мышления — подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.

Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае — это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление.

При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Выделяют следующие стадии решения проблемы:

  • подготовка;
  • созревание решения;
  • вдохновение;
  • проверка найденного решения.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

  1. Мотивация (желание решить проблему).
  2. Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
  3. Поиск решения.
  4. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
  5. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
  6. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
  7. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
    • на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
    • на основе использования аналогий;
    • на основе использования эвристических приемов;

на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

  1. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, в возможность решить проблему;
    • высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
  2. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  3. Реализация решения.
  4. Проверка найденного решения.
  5. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели.

Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия.

Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно.

Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:

  • Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
  • Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
  • Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Рис. 3.25. Составляющие продуктивности ума

Источник: https://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/46-vidy-i-processy-myshleniya-razvitie-myshleniya-v.html

Ссылка на основную публикацию