Психика — психология

ПСИХИКА. ПСИХИЧЕСКОЕ. Психологический словарь

Психика - психология

Отражение, как таковое, возможно биологически, благодаря наличию у организмов органов чувств и центральной нервной системы.

Сознание, как высшая форма психики присуще только человеку, но и неосознанная психика человека имеет качественные отличия от психики животного.

Создание образа окружающей среды, свободная ориентировка в ней, удовлетворение потребностей в связях со средой определяет психику.

Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Психическое отражение мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и будущего.

У человека прошлое выступает в качестве опыта, представленного в памяти. Настоящее — есть совокупность образов, переживаний, процессах умственных процессов.

Возможное будущее реализуется в побуждениях, целях, сновидениях, фантазиях и т.д.

Следует различать осознанную и неосознанную психику. Однако, как осознанная, так и неосознанная психика качественно отличаются от психики животных. Основное отличие психики человека от животной — именно в сознательной целенаправленности психических проявлений, обусловленых трудовой деятельностью. Две основные характеристики психики: сущностная — сознание, деятельностная — активность.

Обратная связь, идущая от среды, контролирует правильность получаемого отражения. Т.е. насколько предварительный образ действия соотносится с его результатом. У человека, в отличие от животного, верность отражения контролируется социальными связями.

Знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 — 1905) утверждал в своих исследованиях, что психика является замкнутой развивающейся рефлекторной системой.

Отображение окружающего в психике вторично по отношению к самому окружающему и зависит от объективных условий жизни, но при этом достигается в результате активности.

При этом психика одновременно является и результатом биологической эволюции, и одним из ее факторов, поскольку позволяет вырабатывать более сложные уровни приспособления живых организмов к окружающей среде.

В реальной деятельности человека его психические проявления не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны социально обусловленной деятельностью личности.

В ходе развития и формирования человека как члена общества, как личности, многообразные психические процессы, взаимодействуя, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, в сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на решение конкретных задач.

Источник: http://newforlife.ru/distionary/psychikos.html

Что такое психика

Что такое психика

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях.

Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.

Наш внутренний мир — это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»

Объективный критерий психики

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.

Отражение (реагирование) — это результат взаимодействия чего-то с чем-то.

Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика).

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части / условия / факторы среды.

Возникновение чувствительности связано с усложнением их жизнедеятельности. Это зависит от того, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к свойствам среды, которые напрямую относятся к их выживанию.

Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях — психическое отражение. Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных.

Виды психического отражения на разных стадиях эволюционного развития психики:

1.ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА (или стадия элементарной чувствительности). На этой стадии появляется способ-ность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Происходит реакция на биологически нейтральные раздражители, т.е. животное способно избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей.

Главная особенность этой стадии, то, что ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты, а роль научения минимальна. Появляются только элементарные условные рефлексы (простейшие, от прост. до кольчатых червей, брюхоногие моллюски и самые простейшие брюхоногие).

2.СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ (стадия предметного восприятия). На этой стадии происходит интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ предмета.

(Отражение внешней действительности в предметные формы.

) Появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения, характерен активный поиск положительных раздражителей, развивается защитное поведение, появляются элементарные формы мышления.

Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения. (Насекомые, рыбы, низшие позвоночные, высший уровень беспозвоночных, птицы млекопитающие.)

3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. Появляется способность отражать межпредметные связи и отношения. Особенности поведения на данной стадии: а) важнейшие исследовательские… б) способность решать задачу разными способами; в) способность переноса найденного решения в новые условия (приспособление).

Роль врожденных программ (инстинкт) поведения минимальна. Преимущественна роль индивидуального опыта (научение). (Обезьяны)

4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ.

Отражается:

— окружающий мир (обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке); — собственный внутренний мир; — собственное отношение к себе и к миру.

Особенности поведения:

— характерно вербально (словесное) поведение; — наличие способности к целенаправленной деятельности, а это дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и при-спосабливать среду к себе; — способность к произвольной регуляции своих психических процессов; — появляется способность к абстрактному, отвлеченному мышлению. Врожденное практически отсутствует.

Решающую роль играет культурно-исторический опыт, который усваивает человек. (Ощущение, мышление, воображение).

Для человека и животных характерны натуральные психические функции.

Для человека — высшие психические функции.

Нарушения интеллекта

Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности). Для количественного анализа интеллекта используется понятие IQ – коэффициент умственного развития.

Выделяют три формы интеллекта:

  1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  2. способность решать проблемы;
  3. практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

В структуру практического интеллекта входят:

  1.  Процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Способность рационально действовать в новой обстановке.

Интеллектуальная сфера включает в себя некоторые познавательные процессы, но интеллект не является только лишь суммой этих познавательных процессов. Предпосылками интеллекта являются внимание и память, однако ими понимание сущности интеллектуальной деятельности не исчерпывается. Выделяют три формы организации интеллекта, которые отражают различные способы познания объективной реальности,

в частности в сфере межличностных контактов.

  1. Здравый смысл – процесс адекватного отражения реальной действительности, основанный на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления.
  2.  Рассудок – процесс познания реальной действительности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
  3. Разум – высшая форма организации интеллектуальной деятельности, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности.

Интеллектуальное познание может использовать следующие способы:

  1.  рациональный (требует применения формальнологических законов, выдвижения гипотез и их подтверждения);
  2. иррациональный(опирается на несознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности, не требует использования для доказательства истинности логических законов).

С понятием интеллекта тесно связаны следующие понятия:

  1. антиципационные способности – способности предвосхищать ход событий и планировать свою деятельность так, чтобы избежать нежелательных последствий и переживаний;
  2. рефлексия—создание представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.

Сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей). Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях.

Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.

Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Непосредственная память – это способность воспроизводить информацию сразу же после действия того или иного стимула.

Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих действий.

Инертность мышления характеризуется выраженной затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Данное нарушение мышления является антиподом лабильности мыслительной деятельности. В этом случае больные не могут изменять ход своих суждений.

Такие трудности переключения, как правило, сопровождаются снижением уровня обобщения и отвлечения. Тугоподвижность мышления приводит к тому, что испытуемые не могут справиться даже с простыми заданиями, требующими переключения (с заданиями на опосредование).

Источник: http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie4.htm

Понятие психики человека

Понятие психики человека

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Сущность понятия «психика»

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).
Читайте также:  Захват сознания - психология

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых  обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Функции психики

Для человека психика имеет ряд важных функций:

  • Коммуникативная функция – отражение действительности, которое обеспечивает возможность общения. Эта функция дает возможность обращаться к прошлому, будущему и настоящему. Коммуникативная функция дает возможность реализации человеческой потребности в общении.
  • Познавательная функция позволяет познавать окружающий мир и осознавать свое место в нем.
  • Регулятивная – обеспечение различных форм поведения человека.

Психика человека отражает внешнюю среду, регулируя процесс адаптации и внутреннее содержание поведения. При этом поведение является внешней формой проявления психики.

Элементы психической деятельности неразрывно связаны с деятельностью мозга. Важно ощущать собственную психику как самостоятельное образование, зависящее от собственных чувств и воли.

Источник: https://www.psyportal.net/134270/ponyatie-psihiki-cheloveka/

Психика

Психика

В психологии психика — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека.

В типологии жизненных миров психика — это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире.

От психики следует отличать сознание — орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.

Пси́хика (от «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память ).

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание.

Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Психика [греч. psychê — душа] —
1) по М. Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика.

приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью.

Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности.

Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия.

В течение многих веков психика обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал;

2) Психика по В. А. Петровскому, система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

Под «субъективным» подразумевается свойственная живому существу (и только ему) система феноменов, каждый из которых характеризуется двойственностью — с одной стороны, представляет собой переживание живого существа, нечто внутреннее, а с другой — может быть соотнесен с чем-то внешним по отношению к нему, объективным (идея двойственности содержаний психики, психического переживания впервые была сформулирована С. Л. Рубинштейном).

Категория «субъективного» включает в себя образы мира (конфигурации переживаний — «чувственной ткани», в которых воспроизводятся формы объектов), мысли («усмотрение отношений» как специфическое переживание), цели и побуждения (чувственные прообразы будущего), аффекты, эмоции, чувства, настроения и др.

Неотчуждаемость «субъективного», «внутреннего» от индивида может быть осмыслена в соответствии с различением условий порождения и существования этих феноменов. Будучи произведенным однажды, «субъективное» неотделимо от производящих его условий (локус существования того, что возникло, совпадает здесь с локусом возникновения его).

По этой причине внутреннее, субъективное невозможно каким-либо способом «увидеть», «подсмотреть» (сфотографировать или каким-либо еще способом воспроизвести) с позиции внешнего наблюдателя: оно не распространяется, подобно волне, и не перемещается, подобно вещи; оно принадлежит исключительно индивиду, составляет его достояние, имманентное свойство.

В отличие от этого объективное есть потенциально всеобщее достояние, «существует для всех».

Психика., по отношению к объективному и субъективному, есть «нечто третье» — особый род бытия, описываемый понятиями «сопредельное», «переходное», «связующее».

Процессы и состояния, объединяющие внешние и внутренние образующие бытия индивида, объективные и субъективные измерения его жизни, опосредствуют движение «извне во внутрь» и «изнутри во вне».

В первом случае имеется в виду «перенос» форм внеположных индивиду объектов во внутренний, субъективный план (познание в широком смысле), во втором — встречное движение (порождение и воплощение во вне внутренних моделей мира).

Сказанное, разумеется, не означает, что содержания субъективного все без остатка могут быть сведены к каким-либо внешним воздействиям, имея свой прототип во вне и являясь копиями (отражениями) этого прототипа.

Точно так же и объективное сохраняет своего рода дистанцию по отношению к психическому: не все в объективном актуально «переводится» психикой в субъективный план и не все являет собой воплощение субъективного.

Но каждый процесс, каждое состояние или свойство психики представляет собой единство «центробежного» (ориентировочная активность) и «центростремительного» (исполнительная активность) переходов объективного в субъективное и субъективного в объективное.

Когнитивные акты, такие как восприятие, память, воображение, реализуют переход «извне во внутрь» (во всех случаях этот переход опосредствуется активностью индивида, направленной во вне).

Акты поведения — импульсивные, произвольные и волевые формы активности — реализуют обратный переход — «изнутри во вне» (данный переход опосредствуется процессами, ориентированными противоположным образом — извне во внутрь). В мышлении человека противоположность «центробежного» и «центростремительного» снимается: человек, мысля, придает статус реально сущего тому, что до этого имело для него характер чего-то гипотетического, воображаемого, и при этом открывает для себя (усматривает) некоторые реальные отношения, предсуществующие ему, внеположные.

Подобно психическим процессам, психические состояния также являются переходным звеном между субъективными и объективными аспектами жизнедеятельности индивида: они реализуют функцию воспроизводства ситуации и играют регулятивную роль. В некоторых случаях психические состояния способны «порождать» свой объект, т. е. являются «самоподтверждающимися» (так, страх оступиться повышает вероятность падения, ревность «порождает» соперника и т. п.).

Отдельные психические процессы и состояния выступают в единстве, образуя целостные системы активности, реализующие взаимопереходы объективного и субъективного. Таковы «предметная деятельность» (в трактовке А. Н. Леонтьева), установка (в теории Д. Н. Узнадзе), «настроение» (в концепции М. Я. Басова), «Я» (как особая идея) и др.

Психика человека, рассматриваемая структурно и динамически, в единстве ее предпосылок и продуктов, есть многослойное движущееся образование: она неограниченно простирается в глубь бытия, во вне субъекта, превращая внеположное бытие человека в мир «предметов» его активности (используя при этом особую «хитрость» — давать возможность объектам воздействовать друг на друга, что, как отмечал Г. Гегель, позволяет субъекту осуществлять в них свою волю). И вместе с тем психика человека, субъективируя окружающий мир и опираясь при этом на свои собственные субъективные проявления, способна подниматься по ним, как по «ступенькам», все выше — все более отдаляясь от своей объективной основы; так формируются идеальные образования человеческого духа. Психика, т. о., относится к субъективным продуктам собственного творчества (мир субъективных явлений) так же, как и к объективной реальности: копирует нечто в том, что она сама создала, опускает что-то при этом, усиливает подчеркиванием, «группирует» наново. Эффекты восприятия двойственных картинок («старуха — молодая девушка»), «фигура-фон» (два профиля — ваза), шахматных полей, которые буквально на глазах наблюдателя складываются в различные узоры, акустических рисунков (перестук колес, в котором человек способен по своему произволу слышать то один стихотворный размер, то другой), все это — творения психики, результат вторичного психического отражения того, что уже было ранее отражено.

Из определения психики с полной очевидностью следует, что существуют осознаваемые (присутствующие в субъективном плане) и неосознаваемые ее содержания. Психика — и исторически, и логически — непосредственно неосознаваемое образование.

С этой точки зрения, проблема сознания, осознаваемости психики составляет для психологии как науки проблему более высокого порядка, чем «проблема бессознательного», неосознаваемого (в то время как с обыденной точки зрения «бессознательное» выглядит явлением более загадочным и необъяснимым, чем «сознательное»).

Осознание основано на отражении (рефлексии) психического в субъективной сфере индивида; сознание — своего рода автопортрет психики вместе с ее предпосылками и результатами.

Взгляд на психику как инстанцию опосредствования во взаимоотношениях объективных и субъективных аспектов бытия живых существ позволяет иначе сформулировать традиционную психофизическую проблему: основной вопрос — не в том, как физическое соотносится с психическим; вопрос в том, как — посредством психического — объективное соотносится с субъективным. Разумеется, логическая форма разрешения этой проблемы — прерогатива философского знания (психофизическая проблема до сих пор в философии не разрешена). Психология как область конкретно-научного знания теоретически и экспериментально разрешает другую задачу: она создает и операционализирует конструкты, в которых может быть описан и эмпирически установлен характер соотнесения объективных и субъективных аспектов жизнедеятельности живого существа во взаимопереходах. Можно считать установленным, что между ними существуют каузальные (причинно-следственные, «диахронические») и акаузальные (непричинные, «синхронические») связи.

Т. о., глобальный конструкт «психика», в значении посредника между «объективным» и «субъективным», реализует в себе исторически сложившиеся представления о взаимодействии и взаимосоответствии («сосуществовании», «параллелизме») внешнего и внутреннего, телесного и душевного, идею нерасторжимости объективного и субъективного атрибутов бытия.

Читайте также:  Молитва - психология

В рамках теоретической психологии психика раскрывает себя в системе протопсихологических, базисных и метапсихологических категорий.

Источник: http://syntone.ru/psy_lib/psihika/

Психология – наука о психике

Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.[1]

1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных.

Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь.

При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений.

В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

Основные направления психологии

Основные направления психологии представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные направления психологии

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия)

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Разновидности психических процессов

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом.

К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;

♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Объект и задачи психологии

Основной задачей психологиикак науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

♦ изучение механизмов психических явлений и процессов;

♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Что касается объектапсихологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека.

Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания.

Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

Источник: https://infopedia.su/2x15aa.html

Психика человека — структура, функции, психические состояния

Ещё древние греки отмечали две составляющие каждого человека. Первая – его вешние, предметные, вещественные проявления. Вторая – внутренние особенности человека, составляемые чувствами, эмоциями, желаниями, воспоминаниями. Это и есть проявления психической жизни человека.

Под психикой понимается скоординированный ответ высокоорганизованного индивидуума на внешние воздействия окружающей реальности.

Формирующийся при этом психический образ позволяет контролировать поведенческие реакции индивидуума.

Из определения становятся понятно основное значение психики в жизни человека: индивидуализированное отображение окружающей реальности и регулирование ответного поведения.

Психика – это внутреннее отображение событий внешнего мира.

Структура психики

С структурной точки зрения психику рассматривают как сложно организованную многоуровневую систему. В большинстве сложные системы имеют специфическую организацию, динамику и структуру.

Важнейшее свойство психики, на которое указывает большинство исследователей – нерасчленимость, целостность. Психикой человека называется сложная по соотношениям и взаимодействию совокупность сформированная психическими процессами, состояниями, свойствами, образованиями.

перейти наверх

Психические процессы

Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом.

Всем психическим процессам свойственна объединенность в общий поток сознания с целью адекватного отображения реальности и возможности осуществления деятельности. Скорость психических процессов определяется характерологическими особенностями личности и интенсивности вызывающих их раздражителей.

перейти наверх

Психические состояния

Уровни работоспособности индивида, определяющие качественный фон его деятельности называются психическими состояниями. Именно от психических состояний зависят стадии высокой и низкой личностной активности. Определяются как физиологическими факторами, так и кратковременными внешними воздействиями (например, похвалой или осуждением и т.п.).

Состояния классифицируют по трём группам: общее психическое состояние, настроение (эмоциональный фон), вдохновение (состояние творчества).

перейти наверх

Психические свойства

Являются относительно стабильным образованием, отображающие типичный для конкретного индивида характер деятельности в качественно-количественном выражении.

По структурной организации психические свойства классифицируют на четыре группы:

  • Жизненную позицию, определяющую уровень активности и избирательности человека, формируют интересы, убеждения, идеалы;
  • Под темпераментом понимают природные врождённые свойства личности, обусловливающие степень подвижности, активность, уравновешенность;
  • Способность к творческому самовыражению, выраженность эмоциональных проявлений, развитость воли и интеллекта определяют способности;
  • Совокупностью отношений и способов поведения формируется характер.

перейти наверх

Психические образования человека

Под влиянием приобретённых в процессе жизни опыта и знаний складываются психические образования индивидуума. Они определяют качество профессиональной деятельности. Обобщённым представлением психических образований считают сознательность.

В целом психическая деятельность это нечто большее, чем просто совокупность нейро-гуморальной деятельности нервной ткани. Психическое возникает в результате совокупной обработки внешних и внутренних сигналов. Психика – это совокупный продукт обработки головным мозгом массы поступающих сигналов на качественно ином уровне.

перейти наверх

Функции психики

Возможность адекватного индивидуального отображения внешнего мира обусловлено функциями психики. Физиологической основой функционирования психики – сложная совокупность множества афферентно и эфферентно направленных связей.

За некоторые функции строго отвечают определённые участки мозга. Другие диффузно распределяются по всей коре головного мозга и при необходимости легко делегируются.

Участием в формировании функциональных ответов нескольких отделов мозга, обеспечивается возможность их регулирования. Функции психики описаны ниже.

перейти наверх

Функция отражательная

Ежедневное влияние на психику человека оказывает огромное количество факторов, способных значительно корректировать эту функцию. Воздействие любого явления часто определяется условиями и временем воздействия, в голове у человека отображаются образы всех событий и объектов окружающего мира.

Благодаря своей динамичности, отражение позволяет выработать ответ на конкретную сложившуюся ситуацию. Человек адекватно воспринимает происходящую ситуацию без попыток её преобразовать.

перейти наверх

Функция регулятивная

Восприятие окружающих событий не пассивный процесс. Благодаря регулятивной способности психики, человек может регулировать свое отношение, ставить задачи, воспринимать мотивацию и потребности. Благодаря психике изменяется поведение человека.

Выделяют две разновидности регулятивной функции: при направленности на достижение результата – конструктивная, при авантюрной и рискованной направленности – деструктивной.

перейти наверх

Используется указанная функция для осмысления конкретной ситуации со всевозможных сторон с целью оптимальной адаптации. Это позволяет максимально комфортно чувствовать себя практически в любых условиях. Эта же функция позволяет каждому уникальному по своей сути индивидууму существовать как части общего социума.

Читайте также:  Деятель и переживатель - психология

Психика человека сложноорганизованная структура позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.

Источник: http://PsyTheater.com/struktura-i-funkcii-psixiki-cheloveka.html

Психика. Развитие, структура и функции психики человека

Психика. Развитие, структура и функции психики человекаПсихика — это высшая форма отражения объективной реальности. Некоторые философы, психологи и физиологи до сих пор не решили вопроса, когда появилась психика в эволюции живых существ.

Можно ли считать, что живое существо уже наделено психикой, если оно реагирует только на жизненно важные стимулы — например на те, от которых лучше укрыться, потому что они опасны? А. Н.

Леонтьев указывает, что на допсихическом уровне живая материя обладает способностью отражать только жизненно значимые воздействия среды, и эта способность называется простой раздражимостью. В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости — чувствительность.

От раздражимости она отличается тем, что живое существо «узнает» о присутствии жизненно важно объекта не через непосредственный контакт с ним, а по определенным признакам — сигнальным раздражениям. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.

Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.

В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada — tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Сензитивные периоды развития (лат. sensus — чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

В развитии психических функций подобные сензитивные периоды играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже.

Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.

В культурно-исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии „возрастные кризисы“. Возрастные кризисы (греч.

krisis — решение, исход) — нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу.

Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Структура психики

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира.

Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика присуща человеку и животным.

Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства

Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению

уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы

Психические процессы — относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Виды психических процессов:

Познавательные:

  • Ощущение;
  • Восприятие;
  • Мышление;
  • Сознание;
  • Речь;
  • Внимание;
  • Память;
  • Воображение;
  • Представление.

Эмоционально-мотивационные:

  • Эмоции и чувства;
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.);
  • Мотивация;
  • Воля.

Личностные характеристики:

  • Характер;
  • Темперамент;
  • Моторика;
  • Интеллект.

Психические качества

Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния

Психические состояния — представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.

Всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность.

И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.

Настроение — это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д.

, в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим.

Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей.

Функции психики

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, — но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности Психическая реальность дана нам непосредственно.

По большому счету, можно скзать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. У.

Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.

В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях.

Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств.

Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна.

Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего.

Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу.

Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.

Итак, главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира.

Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм.

Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг, а ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму («руки замерзли»). Но есть большой класс явлений, которые отличаются и от эндопсихических, и от экзопсихических. Это интропсихические явления. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».

Наличие «душевной жизни» — внутренних диалогов, переживаний, рефлексии не оставляют сомнения в реальности психики. Роль ее не сводится к регуляции сиюминутного поведения, как думал У. Джемс, но, очевидно, связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. По отношению к поведению и деятельности человека и других людей следует, вслед за Б. Ф.

Ломовым, выделить три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную; адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы.

Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности.

Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения.

Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение — основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является основным признаком.

Понятие «психическая функциональная система» является развитием и применением в психологии понятия «функциональная система», введенного в научный обиход П. К. Анохиным. Он использовал это понятие для объяснения реализации организмом целостных поведенческих актов.

С точки зрения Анохина, любой поведенческий акт направлен на достижение определенного результата, а достижение каждого результата обеспечивает функциональная система — объединение отдельных органов и процессов организма по принципу взаимодействия для координации поведения, направленного на достижение цели.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=5024

Ссылка на основную публикацию